Чудов монастырь архитектура алексеевской церкви. По следам утраченных шедевров: «Чудов и Вознесенский монастыри Московского Кремля» 

Единственный в Москве монастырь, освященный во имя праздника Чуда св. Архистратига Михаила в Хонех, и самый известный из церковных памятников, разрушенных большевиками, до революции находился в Кремле на Ивановской площади - теперь на его месте мостовая перед Успенской звонницей и правительственное здание рядом с Сенатом. А в старину этот грандиозный московский монастырь даже назывался «Великой Лаврой».

Он был основан в 1358 году Святителем Алексием, Митрополитом Московским, в ознаменование благодарности за помощь и чудесное исцеление жены татарского хана Джанибека Тайдулы, - в тяжелую годину татаро-монгольского ига на Руси. Некоторые исследователи, однако, считают, что Тайдула была не женой, а матерью хана Джанибека, и «любимейшей женою» знаменитого хана Узбека, устроителя Золотой Орды. (Такого мнения придерживался и великий московский историк Иван Забелин.) Тайдула уже давно страдала глазами, и когда совсем потеряла зрение, велела пригласить московского митрополита - о нем прослышали в Орде как о русском священнике, которому Бог не отказывает в молитвах.

Дорога в Орду была всегда для русских опасной - никто не знал, как и с чем вернется оттуда, и вернется ли вообще. Перед отъездом святитель Алексий отслужил молебен с водосвятием в кремлевском Успенском соборе перед гробом святителя Петра, митрополита Московского, при жизни почтившего Москву как духовную столицу России - и во время богослужения чудесно сама возгорелась свеча. Это сочли за доброе предзнаменование - святитель раздробил свечу на части, роздал людям и взял с собой в Орду вместе со святой водой. Он отправился в путь 18 августа 1358 года - за месяц до праздника Чуда св. Михаила Архангела.

По преданию, ожидая святителя, Тайдула увидела сон - как он приближался к ней в торжественном облачении и с ним священники в таких же одеждах… Пробудившись, она повелела изготовить такие же облачения, как она видела во сне, - и потом это облачение, подаренное Тайдулой святителю, хранилось у раки святого в Чудовой обители.

Путь в Орду по подсчетам ученых тогда занимал около месяца, так что святитель прибыл туда в середине сентября. Он зажег чудесную свечу с молитвой, окропил больную святой водой - и Тайдула прозрела. Радости обеих враждовавших сторон не было предела - хан Джанибек снизил для русских размер дани, а Тайдула подарила святителю кремлевскую территорию, принадлежавшую хану, где находился Посольский двор Орды - именно там захватчики собирали с России дань. По другой версии там был конюшенный двор хана. Так или иначе, только эту землю отдали Москве, а ханский двор перевели в Замоскворечье на Болвановку. Забелин же полагал, что святитель, воспользовавшись удобным случаем, сам попросил у хана эту территорию и определил ее для строительства мужского монастыря с соборным храмом во имя Чуда святого Архистратига Михаила.

Уже само по себе освящение благодарственного храма во имя этого праздника глубоко символично. Однако, больше того, историки считают, что исцеление Тайдулы совершилось (или могло совершиться) в самый сентябрьский день этого праздника - ведь примерно к тому времени святитель и прибыл в Орду. И оттого, что Провидением, незримым Промыслом Божиим чудесное исцеление произошло в день именно этого праздника , ему и был посвящен новоустроенный московский монастырь. Если историки, утверждавшие, что исцеление Тайдулы произошло в день праздника, правы, то это было невообразимым, немыслимым Чудом Божиим, дарованном России. Если же нет - то и само посвящение благодарственного храма монастыря именно этому празднику свидетельствует о том, насколько велика была радость Москвы об этом чудесном исцелении и помощи, воистину дарованной Руси, - и насколько глубока была ее духовная православная мудрость.

В древности, в малоазийской Фригии близ города Иераполя существовал целебный источник. Дочь одного язычника, жителя города Лаодикии страдала немотой, - и однажды во сне ее отцу явился св. Архангел Михаил и открыл, что чадо его исцелится, если выпьет воды из того источника. Отец поверил в это видение, отвез дочь к источнику, и испив из него, девушка чудесно обрела дар речи. Обрадованная семья вместе с исцеленной приняла христианское крещение, а отец возвел в том месте рядом с источником храм во имя св. Архангела Михаила. Вслед за этим семейством к благотворному источнику потянулись местные жители. Многие из них были язычниками - и там они с сердечной радостью принимали веру Христову. А в новооснованном храме св. Архангела Михаила служил благочестивый священник Архипп, который горячо проповедовал о Христе и никогда не уходил из своей церкви.

Это христианское торжество озлобляло язычников. Они решили уничтожить храм и его служителя очень коварным способом - соединили в одно русло через выкопанный канал две горные реки. Мощный поток направился прямо на храм. Священник стал истово молиться Богу о спасении и было Чудо: у храма явился сам Архангел Михаил и ударом жезла пробил в горе широкое отверстие, расселину, в которую устремился поток воды, минуя храм. Христиане долго молились в великой благодарности Богу и их Святому Покровителю. А местность эта с тех пор получила наименование «Хоны», что означало «отверстие», «расселина», или по-другому толкованию - «погружение».

Смысл этого Чуда трактовали как защиту православного христианского храма от язычников. Для православной Руси, томившейся под игом иноверцев, праздник символизировал и спасительную помощь за Христову веру, и ее духовную победу. Так в Москве появился великий Чудов монастырь.

В 1358 году была основана деревянная соборная церковь, а в мае 1365 - первая каменная, построенная взамен деревянной. Основатель монастыря позаботился и о его достатке, обогатив кремлевскую обитель «драгоценной утварью, селами, рыбными ловлями». Одним из этих таких монастырских сел было знаменитое Черкизово, которое Святитель выкупил у своего слуги татарина Ильи Азакова и передал во владение Чудова монастыря, где оно и оставалось вплоть до секуляризации 1764 года.

Владением Чудова были и Хамовники со знаменитой Никольской церковью, выстроенной в XVII веке как слободская для царских ткачей, делавших белое хамовное полотно. Прежде же, до 1626 года, местность Хамовников именовалась по кремлевскому монастырю Чудовкой - и здесь, на окраине, стояли митрополичьи конюшни. Чудов был богатейшим московским монастырем, в который жаловали вклады и великокняжеская, и царская семья, и бояре на поминовение.

В 1378 году святитель Алексий скончался. Предчувствуя приближение кончины, он начал читать отходную молитву и умер, не окончив ее. Святитель смиренно завещал похоронить себя не в церкви, как было положено, а близ нее, и его похоронили в Благовещенском приделе Чудова храма. Забелин считал, что так великий князь Дмитрий Донской не исполнил воли святого, однако святителя похоронили все же в приделе храма. Его святые мощи были обретены в 1431 году, когда во время литургии обрушился верх обветшавшей каменной церкви - и хотя люди милостию Божией не пострадали, надо было строить храм заново. Во время работ и обнаружили гробницу с нетленными мощами Святителя. Их поместили тогда в Благовещенском приделе соборного храма. У раки стоял жезл святителя, и подле мощей хранилось то самое облачение, подаренное Тайдулой.

А в 1483 году великий князь Иван III велел построить в монастыре новую церковь с двумя престолами - Благовещенским и св. Алексия, - куда с благоговением перенесли его святые мощи. В соборном же храме Благовещенский придел был тогда упразднен.

Те времена ознаменовали выдающимися событиями историю Чудова монастыря. В 1441 году в него заточили московского митрополита Исидора, грека по происхождению, подписавшего печально знаменитую Флорентийскую унию с католичеством 1439 года. Как известно, именно в заключении этой унии православные мыслители видели глубинную причину падения Византийской империи, последовавшего в 1453 году. А Исидор, поставивший свою подпись от лица Русской Православной Церкви, вернулся в Москву, неся впереди латинский крест, а на богослужении в Успенском соборе помянул на ектенье папу Римского Евгения. Разгневанный великий князь московский, Василий II назвал его «латинским прелестником» и заточил предателя в Чудов монастырь. Вскоре Исидор сбежал оттуда в Рим, где и умер в 1462 году, а князь даже не стал «за сим лжепастырем» снаряжать погоню. Это был последний иноземец в чине митрополита Москвы - после него сразу же был назначен русский митрополит, святитель Иона.

А в 1504 году во время великого строительства в Кремле был заново перестроен и соборный храм Чудова монастыря. Возможно, что и над ним трудились те же самые итальянские мастера, возводившие Кремль - архитектурные приемы давали основание предполагать его зодчим самого Алевиза Нового, автора Архангельского собора. В престольный праздник 1504 года новоустроенный соборный храм был торжественно освящен и впоследствии еще не раз обновлялся.

Великая княгиня Елена Глинская устроила для мощей святителя серебряную раку и вместе со своим пятилетним сыном Иоанном, митрополитом и архиереями слезно молилась ему в февральский праздник памяти св. Алексия. Дело в том, что ее покойный супруг, великий князь Василий III истово молился у гробниц святителя Алексия в Чудовом монастыре и святителя Петра в Успенском соборе о даровании ему долгожданного наследника - ведь за двадцатилетнее супружество с первой женой, Соломонией Сабуровой у него не было потомства. И когда от второго брака с Еленой Глинской у московского государя родился первенец, будущий Иван Грозный, то великий князь «радостную душою обеты сердца исполнял». Он соорудил две раки - для мощей святителя Петра золотую, а св. Алексию - серебряную, но готовы они были только спустя два года после его смерти, в 1535 году.

В пожар 1547 года Чудов монастырь сгорел весь, кроме раки с мощами святителя. Спустя полгода, в январе 1548 г. в монастырь постригся священник кремлевского Благовещенского собора и духовник царя Иоанна Грозного, Федор Бармин, чувствуя свою вину за мятеж против Глинских. Именно он после пожара 1547 года, случившегося вскоре после венчания первого русского царя на престол, пустил в народ молву о том, что бедствие пришло из-за родственницы государя Анны Глинской - якобы она «волхвовала» и навела на Москву пожар. Бояре поддержали этот слух, и царь указал начать расследование, но свирепая толпа прямо в Успенском соборе убила князя Юрия Глинского. Политическое было дело.

Со времени Ивана Грозного повелась традиция крестить новорожденных царских детей в Чудове монастыре, у раки Святителя. Здесь крестили царевича Иоанна в 1554 году, а в 1557 году - царевича Федора, в присутствии самого царя. В Чудове же крестили царя Алексея Михайловича, причем Таинство совершил сам патриарх Филарет, крестивший собственного внука. Потом и он в свою очередь в 1672 году крестил в Чудове своего сына Петра I, хотя к тому времени «Тишайший» царь уже немного изменил традицию и старших детей от брака с Милославской крестил в Успенском соборе. Но Петр был крещен в Чудове - интересно, что спустя полтора столетия века, в 1818 году в Чудовом монастыре крестили другого великого реформатора, Александра II Освободителя, отменившего крепостное право. При совершении Таинства крещения его бабушка, императрица Мария Федоровна приложила младенца к руке святителя, испрашивая благословения. Царевич и родился рядом с Чудовой обителью, в кремлевском Николаевском дворце, снесенном большевиками. Дворец же этот был построен на месте бывшего дома митрополита (или перестроен из него). Оттого старинный историк с благоговением указывал, что наследник и родился в самом Чудовом монастыре, подчеркивая это как благочестивый и знаменательный факт. Поразительно, что историк писал эти строки в 1820 году и не ведал о той славной роли, которую исполнил потом этот наследник в русской истории.

Благодаря своему статусу и местоположению Чудов монастырь был тесно связан с русскими царями - и не только тем, что они принимали в нем православное крещение и присутствовали на праздничных богослужениях. В Смутном 1610 году в Чудовом был насильно пострижен в монахи Василий Шуйский, а потом переведен в Иосифо-Волоколамский монастырь. Через два года его забрал оттуда гетман Жолкевский - снял с него иноческое одеяние и облачил «во изрядные ризы», чтобы представить польскому королю «не пленного инока, а пленного Русского царя». В Польше он и умер. Жену же его, царицу Марью, тоже постригли в монахини и отправили в московский Ивановский монастырь.

А еще раньше, в 1602 году, из Чудова бежал в Литву дьякон Григорий Отрепьев. С именем первого русского самозванца и его печальной для России историей связана одна из самых известных страниц в летописи Чудова монастыря. Отрепьев и сейчас вызывает споры ученых. Считается, что он был сыном галицкого дворянина Богдана Отрепьева, которого, видимо, убили в пьяной драке в московской Немецкой слободе - как известно, в то время она уже существовала. Будущий самозванец носил имя Юрий и после смерти отца попал к боярам Романовым, родственникам Грозного, а когда на них началась опала, постригся в монахи под именем Григорий (историк Малиновский в своих трудах называет его монахом Германом) и по протекции попал в привилегированный Чудов монастырь. Оттуда он бежал за границу, где выдал себя за царевича Дмитрия, и вернулся в Москву с огромным польским войском, поддержавшим его в своих политических интересах. Народ не принял Лжедмитрия - всего лишь через десять месяцев против него вспыхнуло восстание, ибо москвичи уже усомнились в истинности сего царя. Ведь когда мертвое тело Самозванца бросили на Лобное место, в руку ему была вложена медная деньга - как бы в награду за его игру. Тогда же свергли и патриарха Игнатия, который венчал Лжедмитрия на престол, и заключили его в Чудове монастыре.

И с русскими церковными иерархами была связана история этой кремлевской обители. В 1612 году в нем совершил свой подвиг и погиб святитель Гермоген, патриарх Московский, рассылавший из заточения по всей России грамоты с призывом бороться за Отечество с врагами его и ставший идейным вдохновителем русского ополчения: «Не запрещу Ляпунову ополчаться за Москву. Благословляю воинов на смерть за веру и на защиту Отечества», - говорил он польским интервентам, принуждавшим его благословить на русское царство польского королевича Владислава, которого привела на Русь предательская Семибоярщина.

Святитель еще на свободе требовал крещения Марины Мнишек, выступал против замысла венчать на русский престол ее сына, поддерживал Михаила Романова, но за отказ благословить Владислава на русский престол был посажен под арест поляками и умерщвлен голодной смертью. Ведь именно этот отказ Гермогена и его благословение подняли москвичей на бой за Отечество. Мощи его перенесли в Успенский собор при царе Алексее Михайловиче, а канонизирован он был только в 1913 году. Тогда в Успенском соборе соорудили величественную гробницу, а в подклете соборного храма Чудова монастыря, где умер святитель, освятили храм во его имя.

Здесь же, в Чудове монастыре, лишили патриаршества Никона - Вселенские Патриархи Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский сняли с него патриарший сан, клобук и панагию. «Возьмите жемчуг себе», - язвительно молвил им Никон.

Впоследствии два архимандрита Чудова, Иоаким и Адриан, были избраны русскими патриархами, причем Адриан стал последним патриархом петровской России. А после отмены патриаршества Петр I повелел чудовскому иеродиакону Тимофею «надзирать» за церковными обрядами в Москве. После же возобновления Московской епархии в 1737 году, в Чудове монастыре была восстановлена Кафедра московских архиереев.

В 1626 году Чудов монастырь сгорел. Царь Михаил Федорович велел вылить большой колокол на поминовение отца и повесить его на монастырской колокольне. И в 680 году началась перестройка Алексеевской церкви по чертежам царя Федора Алексеевича. Освящение ее состоялось в мае (по старому стилю) 1686 года на праздник обретения мощей святителя. Накануне торжества юные цари Петр и Иван (Петр некоторое время правил вместе с братом по желанию бунтовавших московских стрельцов) вместе с первыми сановниками Государства Российского подняли на руки гроб святителя Алексия и поместили в новоустроенном храме под звон Ивана Великого.

Этот новый, но по-прежнему двухпрестольный храм отличался тем, что был разделен на мужскую и женскую самостоятельные «половины» с отдельным для каждого пола входом: Алексеевский храм был для мужчин и Благовещенский - для женщин. В Алексеевской церкви хранилась замечательная икона св. Алексия, написанная на доске его гроба, и потом пораненная ножом сумасшедшего еретика-кальвиниста.

И в то же самое время в монастыре появилась новая церковь во имя св. Апостола Андрея Первозванного. Ее основали во хвалу святого Апостола и в память «умиротворения» страшного стрелецкого бунта, случившегося в Москве в 1682 году. Неспокойно тогда было в столице, и однажды патриарх Иоаким вынес из Успенского собора святыню - десницу св. Андрея, поместил на аналое, прямо на площади отслужил молебен и призвал стрельцов «оставить смуту», обещая им прощение за бунт. Тогда к радости царя и патриарха и к радости самих стрельцов дело кончилось миром и всеобщей благодарностью к святому Апостолу - и в память о том чудесном примирении в кремлевской обители основали Андреевскую церковь, как ни странно, редкую для Москвы. В 1737 году ее переосвятили в Крестовоздвиженскую и обратили в больничный монастырский храм, а в XIX веке опять возобновили как Андреевскую.

Чудов монастырь за свои века был подлинной обителью русского просвещения. Жил в его стенах сам Максим Грек, и правили здесь богослужебные книги во время никоновской реформы. Именно в Чудове патриарх Филарет устроил «патриаршую школу» - греко-латинское училище, ставшее предтечей Славяно-Греко-Латинской Академии. В нем преподавали Арсений Грек и Епифаний Славинецкий, выходец из знаменитой Киево-Могилянской Академии, трудившийся в Чудове и над исправлением богослужебных книг. А в 1658 году он перевел для государя и патриарха «дохтурскую книгу» - новое и еще редкое в Москве медицинское пособие, так как медицина только входила в московский высочайший обиход - и получил за то жалование в размере 10 рублей.

В Чудов монастырь по традиции отправляли детей знатных бояр «от дурного общества» - учиться и воспитываться, а по достижении 16 лет они возвращались в обычную жизнь. Иностранец Кленк, видевший Чудову обитель в конце XVII столетия, по этому поводу писал, что ее скорее можно назвать дворянским учебным заведением, чем монастырем. Жил здесь и русский просветитель Карион Истомин, тоже приехавший из Малороссии, и поначалу подвизавшийся в Заиконоспасском монастыре в Китай-Городе. В 1692 году он издал свой знаменитый букварь, который подарил царице Наталье Кирилловне для воспитания внука, царевича Алексея - старшего сына Петра I. А прежде для воспитания маленького Петра он написан целую энциклопедию в стихах. Историки иногда называют Истомина предшественником самого Тредьяковского - он воспевал стихами еще царевну Софью, а потом и брак Петра I с Евдокией Лопухиной.

И Карион Истомин, и Епифаний Славинецкий были похоронены в стенах Чудовой обители. Здесь же был погребен юродивый Тимофей Архипов, до принятия подвига служившего иконописцем. До самой смерти он жил в Кремле у царицы Прасковьи Федоровны. Когда к ней приходила царевна Анна Иоанновна, дочь царя Ивана Алексеевича и племянница Петра I, он всегда встречал ее восклицанием: «Дон, дон, дон, царь Иван Васильевич!» что сочли потом предзнаменованием жесточайшего правления Анны Иоанновны, уподобленное царствованию ее предка, Ивана Грозного. А в роду Нарышкиных долго хранилась реликвия - борода юродивого. Когда она исчезла, эта старшая ветвь Нарышкиных пресеклась - потомства у них больше не было.

В стенах Чудовой обители были похоронены знатные московские вельможи - Трубецкие, Стрешневы, Куракины, Хованские. Могилу князя Сергея Хованского, почившего в 1768 году, дореволюционные историки называли последним захоронением на территории древнего московского монастыря. На его надгробии была высечена мудрая надпись, выразившая суть канонов православного русского погребения:

Всяк прочтет сию таблицу, внемли,

Коль кратка есть жизнь наша на земли

Для того ставятся на гробах приметы,

Дабы память была в вечные леты.

Однако в 1905 году в Чудовом монастыре состоялось еще одно погребение - тогда похоронили московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича, убитого эсером Каляевым в Кремле неподалеку от монастыря. Усыпальницу для него в новоустроенном приделе, освященном по тезоименитству покойного во имя преп. Сергия Радонежского, сооружали под руководством архитектора Р.И. Клейна. (В 1995 году останки великого князя были перенесены в Новоспасский монастырь, а обнаружены они были случайно во время строительных работ в Кремле еще в 1985 году - и тогда закопаны обратно!)

В старину кремлевский монастырь назывался по-старомосковски мило и просто - «у Чуда». Во второй половине XVIII столетия Матвей Казаков возвел ему красивое «готическое» крыльцо с башенками. Монастырь славился на всю Москву своими просфорами - москвичи стучали в окно и в открытую форточку подавали за них деньги. А внутри монастырской Благовещенской церкви в особой палатке, устроенной в стене, продавали «чудотворцев мед».

Хранились в нем и сокровища - Евангелие, переведенное с греческого святителем Алексием, вместе с его завещанием, «Потемкинская» митра с бриллиантами, подаренная митрополиту Платону самим князем Потемкиным, митра и посох от императора Павла I.

30 июля 1767 году в кремлевской Грановитой Палате впервые собралась знаменитая Уложенная Комиссия, созванная императрицей Екатериной II для составления нового кодекса российских законов. Торжественный молебен по случаю ее открытия служили в Чудовом монастыре. Тогда была едва ли не впервые в русской истории введена «депутатская неприкосновенность» - члены Комиссии навсегда освобождались от смертной казни и конфискации имения, а обидчик такого лица нес двойное наказание. В Москве Уложенная Комиссия проработала всего полгода и почти безрезультатно, а потом была переведена в Петербург и еще через год распущена из-за войны с Турцией.

1812 год своими последствиями для Чудова монастыря сравним только с 1917 годом. В алтаре соборной церкви была устроена спальня маршала Даву. Архивные документы духовной консистории и правительствующего сената были выброшены неприятелем в выгребные ямы. После пожара Чудов восстановили уже в 1814 году. Потом над благообразием обители трудился известный московский архитектор М.Д.Быковский, устроивший в поновленном соборном храме бронзовый иконостас с красивыми серебряными Царскими Вратами.

В 1826 году Николай I праздновал в Чудовом первую победу над Персией. Военные трофеи, - ключи от крепостей и «знамена шаховы» - остались на вечное хранение в обители. Интересно, что император торжествовал здесь и победу над восстанием декабристов, отслужив в монастыре благодарственный молебен за избавление от «крамол, угрожавших бедствиями всему государству российскому» и для провозглашения вечной памяти воинам, павшим 14 декабря 1825 года «за отечество и государя».

В эпоху Великих Реформ императора Александра II при Чудовом монастыре начал работу высочайше утвержденный комитет для сбора и хранения всенародных пожертвований на строительство благодарственного храма во имя св. Александра Невского - в честь освобождения русских крестьян от рабства. Как ни странно, но этот великий храм, следующий по статусу после храма Христа Спасителя, так и не был построен в Москве: только в 1904 году торжественно освятили место его закладки на Миусской площади и приурочили его сооружение к 50-летнему юбилею отмены крепостного права. И только в 1913 году начались строительные работы, прерванные I мировой войной. А потом почти возведенное здание, которое так и не было освящено, большевики разобрали под кирпич и выстроили там дом пионеров. Страшен урок истории.

1917 год принес Чудову гибель. В том кровавом ноябре монастырь был обстрелян снарядами - невредимой осталась икона Божие й Матери. Потом еще некоторое время в кремлевской обители оставались иноки - в тесном соседстве с большевистским правительством, переехавшем в Москву из Петрограда в 1918 году. Новым кремлевским жильцам это соседство не понравилось, и уже в 1919 году монастырь закрыли. В его помещении открылся какой-то кооператив «Коммунист», а в подклете Алексеевской церкви - «изба-читальня». Потом из монастыря изъяли ценности и передали его под кремлевский Лечсанупр, где самые лучшие врачи наблюдали верховных пациентов. В декабре 1929 года Чудов монастырь был полностью разрушен для освобождения привилегированной территории под строительство правительственного здания Президиума Верховного Совета, по проекту И.Рерберга. Мощи святителя Алексия перенесли в Архангельский собор, а в 1947 году патриарх Алексий I просил перенести их в Елоховский собор, где они покоятся и в наши дни. Иконы из монастыря передали в Оружейную палату и в Третьяковскую галерею.

И ныне ничего не напоминает о Чудове монастыре в Кремле, кроме самой истории.

В 2016 году в свет вышла очень интересная книга-альбом о двух погибших в 1930-е годы монастырях - Чудове и Вознесенском. Издание было вызвано к жизни недавней идеей восстановить монастыри на месте снесённого 14 корпуса.

Что представляли собой эти монастыри? Чудов монастырь (или монастырь, поставленный в воспоминание чуда Архангела Михаила в Хонех) был энциклопедией истории России . Монастырь был основан святителем Московским Алексием в 1365 году на месте двора ордынского хана, который подарила святителю Тайдула, мать хана Золотой Орды Джанибека после того, как святитель вылечил ее от слепоты. В этом же монастыре святитель был погребен.

В монастыре бывал преподобный Сергий Радонежский . В 1414 году в обители был заточен митрополит Исидор, принявший Флорентийскую унию. В 1504 году в Чудовом монастыре находился в заточении крупный церковный деятель митрополит Новгородский Геронтий, а в 1515 году в монастыре был заточен старец Вассиан Косой (Патрикеев). В церковной обители жил и трудился преподобный Максим Грек . Тут же хранился уникальный «Чудовский синодик», присланный в обитель Иваном Грозным . В синодике содержались имена сотен казненных в годы опричнины, которых было предписано поминать.

В Чудовом монастыре, по некоторым данным, недолго подвизался в монашестве Григорий Отрепьев, вошедший в русскую историю под именем Лжедмитрия I. В 1610 году в Чудовом монастыре был насильно пострижен в монахи свергнутый царь Василий IV Шуйский. В 1612 году в подвале святыни умер от голода святитель Ермоген, заточенный в подземелье поляками. В монастыре работала школа церковных писцов, школа иконописцев, греко-латинская школа, делались переводы, в середине XVII столетия в помещениях монастыря шло исправление церковных книг, положившее начало церковному расколу и здесь же в монастыре Патриарх Никон был лишен сана.

Именно здесь был насильно пострижен в монашество дед Петра Первого Кирилл. При Екатерине Великой тут собиралась «Уложенная комиссия» по выработке нового свода законов. В 1812 году в монастыре был штаб Наполеона и проживал маршал Даву. В николаевском дворце монастыря А. С. Пушкин встречался с императором Николаем Первым, который пообещал стать личным цензором поэта. В монастыре жил и поэт В. Жуковский. Из стен монастыря вышли два русских патриарха - Иоаким и Адриан, в нем неоднократно служил святитель московский Филарет.

СНОС ЧУДОВА МОНАСТЫРЯ

Монастырь был полностью снесен в 1930 году. Перед сносом художнику П. Корину предложили снять наиболее ценные фрески, однако завершить работу ему не удалось и до наших дней дошли лишь незначительный фрагменты фресок. Раку с мощами святителя Алексия перед сносом перенесли в храм Богоявления в Елохове.

Внутренний вид Алексеевской церкви Чудова монастыря, 1849 год Вознесенский женский монастырь был одним из первых женских монастырей в Москве . Монастырь был основан в 1386 году княгиней Евдокией, женой князя Дмитрия Донского по преданию на том самом месте, где она провожала князя на Куликовскую битву и встречала его с победой. Ею же был заложен главный храм монастыря - Вознесенский собор. В монастыре жили в последние годы царица Мария Нагая, последняя жена Ивана Грозного, мать царевича Димитрия.

В нем также жила невеста Лжедмитрия I Марина Мнишек , затем инокиня Марфа - мать первого царя из рода Романовых Михаила Федоровича, затем жена Петра Первого Евдокия. Монастырь в течение столетий служил усыпальницей великих княгинь, цариц и других женщин из царственного дома.

До разрушения некрополь Вознесенского монастыря насчитывал более 30-ти захоронений. Среди погребенных в монастыре - основательница монастыря великая княгиня Евдокия; ее невестка Софья Витовтовна, жена князя Василия I Темного, жены князя Ивана III Софья Палеолог, мать, четыре жены и две дочери Ивана Грозного, жена царя Федора Иоанновича Ирина Годунова (единственная из рода Годуновых, похороненная в Кремле), мать Петра Первого Наталья Кирилловна Нарышкина , дочери царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. В 1930-м г. монастырь был также уничтожен.

Вознесенский монастырь в Московском Кремле. Екатерининский храм. Справа - церковь Михаила Малеина

Данная книга - это, пожалуй, самое полное собрание всей истории двух монастырей. Альманах стоит совсем не дешево (~2400 рублей) и чуть более 200 страниц текста и фотографий. В книге, которая весит более 1 кг, впервые публикуются уникальные произведения графики и исторические фотографии из собрания Музея архитектуры имени А. В. Щусева, а также подлинные фрагменты фресок собора Чудова монастыря из коллекций Государственной Третьяковской галереи и Государственного исторического музея.

Перенесение останков великих княгинь и цариц перед разрушением Вознесенского монастыря, 1929 год Сообщение По следам утраченных шедевров: «Чудов и Вознесенский монастыри Московского Кремля» появились сначала на Москва Меняется.

Статья из книги А.Ю. Низовского «Самые знаменитые монастыри и храмы России»

Один из самых древних московских монастырей, Чудов, был основан свт. Алексием, митрополитом Московским, в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы (Тайболы), жены хана Золотой Орды Джанибека. Молитвами святителя Алексия Тайдула прозрела и в благодарность подарила Алексию двор ханских наместников, располагавшийся в Московском Кремле.

На месте этого двора Алексий и основал монастырь. Начало ему положила каменная церковь во имя Чуда Архистратига Михаила, заложенная в сентябре 1365 года — один из самых ранних каменных храмов в Москве (по другим данным, этот храм был деревянным, а первый каменный храм Чудова монастыря сооружен в 1404 году).

В Чудовом монастыре был погребен его основатель — св. митрополит Алексий. Его мощи покоились в соборе во имя Чуда Архистратига Михаила, а в 1686 году их перенесли в специально построенную в монастыре церковь во имя св. Алексия митрополита.

На протяжении многих лет Чудов монастырь играл видную роль в русской истории. В 1382 году монастырь был разорен войсками Тохтамыша. В 1441 году здесь был заключен низложенный митрополит Московский Исидор, вернувшийся с Флорентийского собора, на котором он и представители Русской Православной Церкви согласились с введением унии на Руси. Это, однако, одобрения в Москве не вызвало, и Исидор был низложен и заточен в Чудовом монастыре. Но Исидору удалось бежать из заключения.

В 1504 году в Чудовом монастыре находился в заточении выдающийся просветитель, борец с ересями митрополит Новгородский Геронтий, лишенный сана. В 1515 году такая же участь постигла старца Вассиана Косого (Патрикеева). По преданию, иноком Чудова монастыря был самозванец Григорий Отрепьев (этот факт, пожалуй, следует считать легендарным). В 1610 году в Чудовом монастыре был насильно пострижен в монахи свергнутый царь Василий IV Шуйский. Спустя два года в келье Чудова монастыря погиб от голода Патриарх Гермоген, ввергнутый в узилище поляками.

Своего расцвета Чудов монастырь достиг в начале XVII века, когда его называли Великой лаврой. При Патриархе Филарете здесь было открыто греко-латинское училище. В 1666 году в Чудовом монастыре собором патриархов и епископов был низложен знаменитый Патриарх Московский Никон.

В 1771 году, во время чумного бунта в Москве, монастырь был разграблен москвичами. Во время Отечественной войны 1812 года, когда Москва была захвачена французами, Чудов монастырь сильно пострадал. Здесь находился штаб Наполеона. Мощи свт. Алексия были осквернены и выброшены из раки, а в алтаре собора во имя Чуда Архистратига Михаила была устроена спальня маршала Даву.

В Чудовом монастыре находились гробницы многих исторических деятелей. Здесь были похоронены митрополиты Московские Феодосии и Афанасий, последний казанский царь Едигей, во святом крещении Симеон (ум. в 1565 году), известный церковный деятель XVII века Епифаний Славинецкий — «муж многоученый, аще кто ни таков во времени сем, не только грамматики и риторики, но и философии и самыя теологии известный бысть испытатель и искуснейший разсудитель, и опасный протолковник еллинскаго, славянскаго и польскаго языков». В монастыре были похоронены представители многих княжеских и боярских фамилий: сват царя Алексея Михайловича боярин И.И. Морозов, князья Трубецкие, Хованские, Оболенские, Куракины, Щербатовы.

В ризнице монастыря хранились богатые вклады московских царей, великих князей и бояр, а библиотека монастыря, в которой имелось множество древних редких книг, являлась одним из самых значительных книгохранилищ России.

В монастыре были четыре храма. Собор Чуда Михаила Архангела был построен в 1501 году на месте разобранного древнего храма. Алексеевская каменная церковь, возведенная в 1483 году, несколько раз горела и перестраивалась. В ней на протяжении столетий неизменно совершалось крещение царских детей. Здесь крестились дети Ивана Грозного, в 1629 году здесь был крещен будущий царь Алексей Михайлович, в 1672 году — Петр I, в 1818 году — император Александр II. Стены церкви украшали трофеи русских войск, захваченные во время русско-персидской войны 1826 года.

В Алексеевской церкви покоились мощи св. митрополита Алексия. Рядом с гробницей свт. Алексия хранилось его облачение, по преданию, подаренное ханшей Тайдулой. В 1905 году в подклете Алексеевской церкви был похоронен великий князь Сергей Александрович, убитый террористом Каляевым. Останки великого князя были случайно обнаружены во время земляных работ в 1985 году, спустя десять лет их перенесли в фамильную усыпальницу Романовых в Новоспасском монастыре.

К Алексеевской церкви примыкал храм Благовещения, построенный в 1501 году и перестроенный в 1826 году. В Благовещенской церкви хранилась местночтимая икона свт. Николая Чудотворца. Четвертая, небольшая, монастырская церковь была посвящена св. апостолу Андрею Первозванному.

Чудов монастырь был разрушен в 1930 году. Соборный храм в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех был разрушен в ночь на 17 декабря 1929 г. — потребовалось место для размещения военной школы, где проходили обучение кремлевские курсанты.

Об этом сохранилось свидетельство современников, сотрудников Центральных государственных реставрационных мастерских, командированных в Московский Кремль: явившись 17 декабря 1929 г. на работу, они «нашли храм взорванным и представляющим кучу строительного мусора». Оставленные на подмостях две фрески XVI в., аккуратно снятые реставраторами со стен накануне, были также уничтожены.

04.08.2014

Множество святынь утрачено по лицу нашей страны в пору атеистического безвременья, и одними из первых были уничтожены две монашеских обители, мужская и женская, в самом центре первопрестольного града - в Московском Кремле. Относящиеся к числу древнейших в Москве Чудов и Вознесенский монастыри были взорваны в 1929–1930 годах.

Чудов монастырь

Постройки этой древней обители запечатлены на знаменитой картине Сурикова «Боярыня Морозова». Откуда такое название монастыря? Освящен он был в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех, а основан святителем Алексием Московским в память другого чуда – совершившегося в 1365 году исцеления от слепоты матери хана Золотой Орды Джанибека. Прозревшая по молитве святителя Тайдула подарила ему двор ханских наместников в Московском Кремле – именно там митрополит Алексий и основал монастырь.

Первой монастырской постройкой стала заложенная в сентябре 1365 года каменная церковь в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех. В этом храме святитель Алексий по кончине был погребён, впоследствии мощи его были перенесены в специально построенный храм во имя святителя Алексия Московского, где они и пребывали до разрушения обители. Рядом с гробницей святителя хранилось его облачение, по преданию, подаренное ханшей Тайдулой.

В Алексиевском храме по традиции крестили царских детей – именно здесь Таинство крещения было совершено над детьми первого русского царя Иоанна IV Васильевича (Грозного), здесь же крестили наследника первого самодержца российского из династии Романовых Михаила Феодоровича, а в 1672 году – будущего императора Петра I. Традиция была отчасти продолжена и после перенесения столицы в Петербург – в 1818 году в храме Алексия Московского был крещен будущий император Александр II.

В 1905 году в подклете Алексиевской церкви был похоронен великий князь Сергей Александрович, убитый террористом Каляевым – сейчас его останки, обнаруженные во время земляных работ в 1985 году, покоятся в фамильной усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре. Упокоение в Чудовом монастыре нашли также митрополиты Московские Феодосий, Афанасий, святитель Владимирский Симон и многие другие, в том числе последний казанский царь Едигей, во святом крещении Симеон, представители славных боярских родов.

В начале XVII века Чудов монастырь называли «Великой Лаврой». При Патриархе Филарете, родителе царя Михаила Феодоровича, в обители была открыта Патриаршая школа – первое в Москве греко-латинское училище. Здесь же трудился филолог, богослов, один из ведущих деятелей книжной справы в середине XVII в иеромонах Епифаний Славинецкий.

В 1666 году в Чудовом монастыре состоялся Собор, на котором был низложен Московский патриарх Никон.

В 1744 году по указу императрицы Елизаветы Петровны Чудов монастырь именоваться кафедральным, так как в нем была учреждена кафедра Московского архиерея.

После захвата Москвы французами в 1812 году Чудов монастырь на некоторое время стал местом размещения штаба наполеоновских войск. «Просвещенные» французы осквернили храмы обители, а мощи ее основателя святителя Алексия Московского выбросили (впоследствии святыня была вновь обретена и возвращена на прежнее место), а в алтаре собора маршал Даву устроил себе спальню. Многие постройки монастыря тогда пострадали от пожара, однако восстановить обитель удалось уже к 1814 году.

Вознесенский монастырь

Женский монастырь в честь Вознесения Господня почти вплотную примыкал к кремлевской стене рядом со Спасской башней. Основательницей обители была вдова благоверного князя Димитрия Донского – великая княгиня Евдокия, в монашестве Евфросиния, прославленная Церковью в лике преподобных. Она отдала для размещения насельниц свои великокняжеские палаты.

Приняв постриг в монастыре, она повелела в 1407 году заложить новый каменный храм на месте деревянного. Всего через несколько недель после этого преподобная скончалась и была погребена в строящемся соборе. Супруга сына великой княгини Евдокии, Софья Витовтовна, продолжила начатое, но однажды случился пожар, от которого сильно пострадала незавершенная постройка, после чего строительство было возобновлено лишь спустя полвека великой княгиней Марией Ярославной, женой Василия II Темного.

Уже построенный Вознесенский собор через несколько лет снова пострадал от огня и был разобран «ветхости ради». В 1519 на фундаментах первого храма по указу великого князя Василия III было начато строительство нового собора в честь Вознесения Господня. А в 1588 при царе Фёдоре Иоанновиче храм строится вновь – теперь по образцу кремлевского Архангельского собора.

В соборе находилась почитаемая икона Божией Матери «Одигитрия», которая, по преданию, была спасена великой княгиней Евдокией во время нашествия Тохтамыша на Москву в 1382 году. Ровно через сто лет эта икона сгорела, и знаменитый
иконописец Дионисий написал на обгоревшей доске новый образ Богоматери. Сейчас икона хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Монастырь использовался как место жительства для царских невест до свадьбы, а также был местом упокоения женщин великокняжеского и царского рода.

В архитектурный ансамбль монастыря входили еще два храма. Один из них, Михайловский, был построен в 1634 году царем Михаилом Феодоровичем во имя его Небесного покровителя святого Михаила Малеина. Здесь царь всегда молился в день тезоименитства.

Самая поздняя по времени церковь – во имя великомученицы Екатерины – была построена в начале XIX века по инициативе митрополита Московского Платона (Левшина). Автором проекта величественного храма в неоготическом стиле стал знаменитый архитектор Карло Росси.

Утрата

Обе обители сильно пострадали от когда в ноябре 1917 года большевики начали захват Кремля с артиллерийского обстрела его башен, стен и других строений, тем не менее, монашеская жизнь в обителях продолжалась еще некоторое время. Однако после переезда в 1918 году в Москву советские правители, разместившиеся в Кремле, посчитали соседство с монашествующими неудобным для себя и упразднили обители.

В зданиях Чудова монастыря открылся кооператив «Коммунист», а в подклете церкви

во имя святителя Алексия – читальня. Впоследствии монастырь заняло Лечебно-санитарное управление.

После упразднения Вознесенского монастыря в Екатерининской церкви предполагалось разместить гимнастический зал, но идея не была реализована.

В апреле 1929 года по инициативе коменданта Кремля Р. Петерсона правительственная комиссия постановила снести здания Чудова и Вознесенского монастырей. Предлог – нужно место для строительства Военной школы имени ВЦИК.

Чудов монастырь был разрушен в 1930 году. Соборный храм был взорван несколько ранее - в ночь на 17 декабря 1929 года. В этом году взорвали и Вознесенскую обитель, в том числе Екатерининскую церковь – последнее на тот момент сохранившееся архитектурное творение Карла Росси.

«Пусто место» заняло построенное в 1932—1934 годах архитектором И. Рербергом здание Военной школы имени ВЦИК. Вскоре школа была выведена из Кремля, ее помещения занял Президиум Верховного Совета СССР. Здание переживало несколько реконструкций. После очередной перестройки помещений, завершившейся в 1952 году, в здании открыли Кремлевский театр, впрочем, он тоже действовал недолго.

Возвращение?

Наверное, не все это замечают, но наше время – время великих чудес, в том числе и потому, что возвращаются к нам безвозвратно, казалось бы, утерянные святыни. Не таким ли чудом было новое обретение мощей преподобного Серафима Саровского? Возвращение в Россию Тихвинской иконы Богородицы? Или, например, воссоздание взорванного Храма Христа Спасителя, на месте которого на протяжении десятилетий был бассейн?

Даст Бог, вернутся и древние кремлевские обители. Несколько дней назад молнией разлетелась новость: Владимир Путин предложил восстановить в Кремле разрушенные Чудов и Вознесенский монастыри. Для этого предполагается снести построенный вместо них «новодел».

Встретившись с мэром Москвы Сергеем Собяниным, заместителем директора Музеев Московского Кремля Андреем Баталовым, ректором Московского архитектурного института Дмитрием Швидковским и комендантом Московского Кремля Сергеем Хлебниковым, глава государства предложил обсудить идею восстановления монастырей.

А Баталов напомнил, что в 1929 году монастырские постройки были снесены, несмотря на сопротивление общественности, в том числе архитекторов и художников. «Собственно говоря, … [это было] связано с тем, что необходимо было разместить школу военных курсантов имени ВЦИК, которые несли службу по охране Кремля и всех кремлёвских объектов. В ранней переписке – вполне откровенные тексты, почему это было нужно».

Ректор Московского архитектурного института отметил, что стоящее сейчас на историческом месте здание особой архитектурной ценности действительно не представляет.

Вопрос восстановления монастырских комплексов будет прорабатываться со специалистами, обсуждаться с общественностью; предстоят еще археологические изыскания на этом месте. Пока же суть да дело, по предложению московского мэра тут предполагается разбить парк; кроме того, для горожан и туристов будут открыты ворота Спасской башни.

Несколько «но»

И все-таки вопрос воссоздания двух древних кремлевских обителей нельзя назвать окончательно решенным. Так, например, на изменение архитектурного ансамбля требуется согласие ЮНЕСКО.

Да и непонятно, будет ли восстановлена на этом месте монашеская жизнь, будут ли в воссозданных храмах регулярно совершаться богослужения, ведь, по словам Президента, предполагается «восстановить исторический облик этого места с двумя монастырями и церковью, но придав им, конечно, в сегодняшних условиях характер исключительно культурных ценностей». По крайней мере, «на первом этапе». Впрочем, как отметил глава государства, по вопросам воссоздания Чудова и Вознесенского монастырей еще предстоит широкая дискуссия.

Наталия БУБЕНЦОВА

1 октября 1930 года в Московском Кремле большевиками взорван Чудов монастырь, заложенный в 1365 году. Историю монастыря Вы сможете узнать, прочитав статью!

Статья из книги А.Ю. Низовского «Самые знаменитые монастыри и храмы России»

Один из самых древних московских монастырей, Чудов, был основан свт. Алексием, митрополитом Московским, в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы (Тайболы), жены хана Золотой Орды Джанибека. Молитвами святителя Алексия Тайдула прозрела и в благодарность подарила Алексию двор ханских наместников, располагавшийся в Московском Кремле.

На месте этого двора Алексий и основал монастырь. Начало ему положила каменная церковь во имя Чуда Архистратига Михаила, заложенная в сентябре 1365 года - один из самых ранних каменных храмов в Москве (по другим данным, этот храм был деревянным, а первый каменный храм Чудова монастыря сооружен в 1404 году).

В Чудовом монастыре был погребен его основатель - св. митрополит Алексий. Его мощи покоились в соборе во имя Чуда Архистратига Михаила, а в 1686 году их перенесли в специально построенную в монастыре церковь во имя св. Алексия митрополита.

На протяжении многих лет Чудов монастырь играл видную роль в русской истории. В 1382 году монастырь был разорен войсками Тохтамыша. В 1441 году здесь был заключен низложенный митрополит Московский Исидор, вернувшийся с Флорентийского собора, на котором он и представители Русской Православной Церкви согласились с введением унии на Руси. Это, однако, одобрения в Москве не вызвало, и Исидор был низложен и заточен в Чудовом монастыре. Но Исидору удалось бежать из заключения.

В 1504 году в Чудовом монастыре находился в заточении выдающийся просветитель, борец с ересями митрополит Новгородский Геронтий, лишенный сана. В 1515 году такая же участь постигла старца Вассиана Косого (Патрикеева). По преданию, иноком Чудова монастыря был самозванец Григорий Отрепьев (этот факт, пожалуй, следует считать легендарным). В 1610 году в Чудовом монастыре был насильно пострижен в монахи свергнутый царь Василий IV Шуйский. Спустя два года в келье Чудова монастыря погиб от голода Патриарх Гермоген, ввергнутый в узилище поляками.

Своего расцвета Чудов монастырь достиг в начале XVII века, когда его называли Великой лаврой. При Патриархе Филарете здесь было открыто греко-латинское училище. В 1666 году в Чудовом монастыре собором патриархов и епископов был низложен знаменитый Патриарх Московский Никон.

В 1771 году, во время чумного бунта в Москве, монастырь был разграблен москвичами. Во время Отечественной войны 1812 года, когда Москва была захвачена французами, Чудов монастырь сильно пострадал. Здесь находился штаб Наполеона. Мощи свт. Алексия были осквернены и выброшены из раки, а в алтаре собора во имя Чуда Архистратига Михаила была устроена спальня маршала Даву.

В Чудовом монастыре находились гробницы многих исторических деятелей. Здесь были похоронены митрополиты Московские Феодосии и Афанасий, последний казанский царь Едигей, во святом крещении Симеон (ум. в 1565 году), известный церковный деятель XVII века Епифаний Славинецкий - «муж многоученый, аще кто ни таков во времени сем, не только грамматики и риторики, но и философии и самыя теологии известный бысть испытатель и искуснейший разсудитель, и опасный протолковник еллинскаго, славянскаго и польскаго языков». В монастыре были похоронены представители многих княжеских и боярских фамилий: сват царя Алексея Михайловича боярин И.И. Морозов, князья Трубецкие, Хованские, Оболенские, Куракины, Щербатовы.

В ризнице монастыря хранились богатые вклады московских царей, великих князей и бояр, а библиотека монастыря, в которой имелось множество древних редких книг, являлась одним из самых значительных книгохранилищ России.

В монастыре были четыре храма. Собор Чуда Михаила Архангела был построен в 1501 году на месте разобранного древнего храма. Алексеевская каменная церковь, возведенная в 1483 году, несколько раз горела и перестраивалась. В ней на протяжении столетий неизменно совершалось крещение царских детей. Здесь крестились дети Ивана Грозного, в 1629 году здесь был крещен будущий царь Алексей Михайлович, в 1672 году - Петр I, в 1818 году - император Александр II. Стены церкви украшали трофеи русских войск, захваченные во время русско-персидской войны 1826 года.

В Алексеевской церкви покоились мощи св. митрополита Алексия. Рядом с гробницей свт. Алексия хранилось его облачение, по преданию, подаренное ханшей Тайдулой. В 1905 году в подклете Алексеевской церкви был похоронен великий князь Сергей Александрович, убитый террористом Каляевым. Останки великого князя были случайно обнаружены во время земляных работ в 1985 году, спустя десять лет их перенесли в фамильную усыпальницу Романовых в Новоспасском монастыре.

К Алексеевской церкви примыкал храм Благовещения, построенный в 1501 году и перестроенный в 1826 году. В Благовещенской церкви хранилась местночтимая икона свт. Николая Чудотворца. Четвертая, небольшая, монастырская церковь была посвящена св. апостолу Андрею Первозванному.

Чудов монастырь был разрушен в 1930 году. Соборный храм в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех был разрушен в ночь на 17 декабря 1929 г. - потребовалось место для размещения военной школы, где проходили обучение кремлевские курсанты.

Об этом сохранилось свидетельство современников, сотрудников Центральных государственных реставрационных мастерских, командированных в Московский Кремль: явившись 17 декабря 1929 г. на работу, они «нашли храм взорванным и представляющим кучу строительного мусора». Оставленные на подмостях две фрески XVI в., аккуратно снятые реставраторами со стен накануне, были также уничтожены.

Loading...Loading...