Достоин ли регент пропитания? А певцы? Российский институт регентства и его традиции. Регенты всех стран

    Регент: Регент правитель, временно исполняющий полномочия монарха Регент секретарь канцелярии Великого княжества Литовского Регент руководитель церковного хора в Русской православной Церкви Регент известный алмаз … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Регент (значения). Регент (от лат. regens, род. п. regentis правящий) руководитель церковного хора. Содержание 1 История в России 2 … Википедия

    регент - РЕГЕНТ1, а, м Руководитель и дирижер церковного хора. Регент, любимец и баловень купечества, лысый, маленький и толстый мужчина, в длинном сюртуке, более широкий в заду, чем в плечах, тонким голосом, бережно, точно сообщая хору какую то нежную… … Толковый словарь русских существительных

    Регент (от лат. regens, родительный падеж лат. regentis правящий) в России руководитель церковного хора (обычно в Православной церкви). Ссылки Московская регентско певческая семинария Русской Православной церкви; Библиотечка регента (ноты и т.… … Википедия

    Руководитель церковного хора, регент правитель государства, уже у Петра I (Смирнов 254). Через нем. Regent или польск. regent из лат. regens, ntis правитель … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    - (от лат. regens, родительный падеж regentis правящий) руководитель русского церковного хора … Большая советская энциклопедия

    I м. Временный правитель монархического государства, назначаемый в случае вакантности престола или длительного отсутствия, болезни и несовершеннолетия монарха. II м. Руководитель церковного хора (в русской православной церкви). Толковый словарь… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Регент - (лат. управляющий) руководитель, дирижер церковного хора … Православный энциклопедический словарь

    - (лат., regens, tis, от regere царствовать). 1) правитель страны при несовершеннолетнем государе. 2) дирижер хора певчих. 3) название бриллианта чистейшей воды, купленного герцогом Орлеанским для Людовика XV, весом ок. 137 ми каратов. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

Книги

  • Великий русский регент В. С. Орлов , Е. Тугаринов. Работа посвящена выдающемуся регенту Василию Сергеевичу Орлову (1857-1907), жизнь которого была тесно связана с деятельностью Московского Синодального хора и училищацерковного пения. Вместе…
  • Апокалипсис в быту. Поэтика неостранения у Андрея Платонова , . Ольга Меерсон - филолог, профессор ведущего американского университета. В то же время она - православная матушка, музыкант, регент церковного хора, литургический богослов, переводчик стихов,…

Страница 3 из 3

– Как вы пришли к профессии регента?

ЕЛЕНА : Мой дедушка по линии отца был дирижёром военного оркестра Киевского Военного округа, и все, кроме моего папы (он адвокат), в роду были связаны с музыкой. И мама тоже музыкальный работник, так что, можно сказать, я потомственный музыкант. В своё время окончила музыкальный факультет училища имени Гринченко и по своей первой специальности я учитель музыки и пения. Потом Налоговая академия, юридический факультет, преподавала в различных вузах юридические дисциплины. Жизнь моя была обеспеченной и состоявшейся в глазах окружающих людей. Ещё бы: семья, дом – полная чаша, дети, престижная работа. Но душа моя томилась и искала во всём этом смысл. Мои поиски и жизненные обстоятельства привели в храм. Как‑то сразу я попала на клирос и довольно скоро стала управлять хором. Пригодился дедушкин камертон – он перешёл ко мне по наследству.

– Что такое регент? Это дирижёр или нечто большее?

ЕЛЕНА : Я считаю, что нечто большее. Светские хоры, как правило, развлекают публику, заполняют досуг, а церковный – от лица молящихся в храме возносит молитву к Богу и помогает им.

Если талантливый дирижер светского хора вкладывает душу, силы, эмоции в каждое исполнение хоровых произведений, то регент, делая то же самое, стремится в первую очередь донести молитву и настроить хор на соответствующую волну.

Если регент и хор не понимают того, что они произносят, Кому они поют, а просто красиво и слаженно исполняют произведения – у молящихся возникнет ощущение концертного зала, а не церкви. Молится регент, молится хор – молятся и прихожане.

– Какие функции и обязанности регента?

ЕЛЕНА : Создать хор: подобрать голоса, разделить их по партиям; продумать и разучить репертуар: подразумевается знание гласовых распевов, знаменных, столповых, путевых распевов их структуры, ну и, конечно, партесные произведения; знать, в какой период времени и какие произведения исполняются; подобрать репертуар к каждому богослужению; знать чинопоследования богослужений; уметь ориентироваться в богослужебных текстах.

Что касается первого пункта «Создать хор». Я за свои 20 лет работы регентом никогда не искала певчих. Они сами приходили и приходят, вернее, их приводил и приводит Господь. Этого невозможно не видеть. Певчих всегда было столько, сколько нужно – не больше и не меньше. И всегда это удивительные люди с удивительными судьбами. Хор – это живой организм, который живёт своей жизнью, можно сказать, духовная семья, здесь зарождаются духовные отношения с людьми и часто Господь связывает людей на долгие-долгие годы.

– Расскажите, пожалуйста, о становлении вашего хора.

ЕЛЕНА : Идейным и духовным вдохновителем создания хора стал владыка Варсонофий, на тот момент он был архимандритом и казначеем Киево-Печерской Лавры. В конце 2003 года я поступила на работу в КПЛ в отдел снабжения, будучи регентом храма в честь «Почаевской иконы Божьей Матери» в «Охматдете». Владыка Варсонофий, узнав, что я регент, предложил создать хор для строящегося лаврского храма в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость».

По ходатайству владыки и с благословения наместника Киево-Печерской Лавры был создан хор храма «Всех скорбящих радость». За годы службы в Лавре мы пели в Успенском, Трапезном, Троицком Надвратном, Всесвятском Надвратном, Живоносном и Анно-Зачатьевском храмах. Мы довольно часто сослужили с архимандритом Варсонофием. Когда его хиротонисали во епископа Бородянского и дали новое послушание – ключаря строящегося Кафедрального собора – тогда, после освящения Андрее-Владимирского храма, он пригласил наш хор.

– Представьте ваших хористов.

ЕЛЕНА : Ольга Старшевская – мой помощник, заместитель регента, уставщик. Окончила Черниговское духовное училище. В прошлом – регент Свято-Николаевского собора г. Подольска (Котовска). Поэтому мы хорошо друг друга понимаем, как регент регента. Ольга меня заменяет, когда я отсутствую. Она пришла в хор в 2005 году по благословению владыки Варсонофия. Работает также режиссёром студии звукозаписи Киево-Печерской Лавры.

Хочу заметить, что все наши хористы с музыкальным образованием, при этом имеют и светские профессии.

Юлия Богачук – второй альт. Грамотная и одарённая певчая и чтец. Скрипачка. По образованию учитель начальных классов и детский психолог. Окончила Киевский университет имени Н. П. Драгоманова. Работает в издательском отделе Кафедрального собора.

Людмила Мастерова – второй альт. Старожил – поёт в хоре с первых дней его создания. Сотрудник паломнического отдела Киево-Печерской Лавры.

Олег Петров – баритональный тенор. Окончил Киевский политехнический институт. Бизнесмен. Композитор, музыкант, аранжировщик. Многодетный отец.

Максим Кривонос – бас. Студент музыкального училища имени Глиера. Учитель музыки.

Елена Молчанова – альт. Окончила Белорусскую государственную академию музыки и Минское духовное училище, получила образование регента и звонаря. Участвовала в международном фестивале звонарей «Хрустальные звоны» (г. Каргополь Архангельской обл.), в конкурсе звонарей и в течение 4‑х лет была участником Московского Пасхального фестиваля. Учитель музыки.

Ангелина Степанова – сопрано. С шести лет всё лето была в женском монастыре в честь Волынской иконы Божьей Матери (в Ровненской епархии). Там научилась читать по-церковнославянски (псалтырь, вечерние правила читала в храме и пела на клиросе). Студентка Киевского колледжа строительства, архитектуры и дизайна. Прекрасно рисует.

Анна Исакова – альт. Моя сокурсница по училищу им. Гринченко. Майор полиции. Инспектор патрульной полиции. Окончила Киевскую милицейскую академию. Она так любит церковное пение, что иногда с патрулирования, не переодевшись, мчится на службу. Окончила Киевскую милицейскую академию, юридический факультет.

Лилия Волошина – сопрано. Окончила регентские курсы при Киевской духовной академии и семинарии. Студентка Нежинского государственного университета имени Н. В. Гоголя (факультет иностранных языков).

Марина Медведева – сопрано. Окончила Киевский национальный лингвистический университет, по специальности – филолог (китайский язык). Работает в банке, юрист.

Светлана Цедик – сопрано. Учится в КНУ им. Т. Г. Шевченко, Институт филологии, факультет фольклористики, украинский язык и литература, иностранный язык. Оканчивает в этом году регентские курсы в Киево-Печерской Лавре.

Наталья Николабай – сопрано. Пианистка, вокалистка. Окончила университет им. Т. Г. Шевченко. Политолог. Преподаватель английского языка.

Мария Филипович – сопрано. Окончила Городоцкое духовное училище. Регент-псаломщик.
По большим праздникам с нами поёт матушка Лариса Кашуба (жена протоиерея Олега Кашубы). Родилась в семье священника. Регент Свято-Покровского собора г. Смела Черкасской обл. Окончила медицинское училище, церковной грамоте училась самостоятельно.

– Каковы принципы подбора репертуара?

– Произведения должны быть написаны в одном стиле. Нельзя сочетать сложное многоголосное произведение с одноголосным знаменным распевом. Не нужно излишне упрощать или чрезмерно модернизировать репертуар. Исключить из богослужебного репертуара музыкальные произведение не церковного, а концертного характера, разного рода хоровые эксперименты, которые не помогают, а мешают молитве и богослужению.

– До какой степени следует полагаться на вкус настоятеля в подборе репертуара?

– К моему счастью, я не знала таких проблем с настоятелями храмов, в которых служила. Бывает, что батюшки подойдут и попросят исполнить какое-то конкретное произведение, которое им по душе. Почему не выполнить эту просьбу? Я не вижу проблемы.

– Идеальный регент, идеальный певчий – какими они должны быть?

– «Идеальный»? Идеален только Господь. Можно много фантазировать, но жизненный опыт показывает, что идеальных не бывает. Потому что каждый из нас несёт свои скорби и немощи, и подходить с лекалом идеальности к конкретному человеку невозможно. В идеале должно быть главное: ЛЮБОВЬ. И если в хоре будет любовь, то появится и снисхождение к немощам ближнего, покроются ошибки и недочеты, будут силы терпеть недостатки, особенности характеров, потому что любовь всё покрывает.

– Запомнилось что-нибудь особенное за время регентского служения?

– Самое яркое, без преувеличения, событие – это встреча с владыкой Варсонофием, через которого осуществился Промысел Божий в моей жизни (служение в Киево-Печерской Лавре и в Андрее-Владимирском храме). Пусть не прозвучит это слишком высокопарно, но всем известно, что Господь действует через людей.

Запомнилось, как в «Охматдете» мы посещали в онкоотделении больных детей и служили молебен о болящих перед чудотворной иконой Божьей Матери. Конечно, счастье от служения в Лавре.

В Рождество мы как‑то хором колядовали у Блаженнейшего Митрополита Владимира (Сабодана), у священноначалия Лавры. От изобилия благословений и рождественской благодати, полученной на службе и разлившейся по святой Лаврской обители, кружилась голова. Счастье переполняло тогда наши сердца. На сегодняшний день каждодневное счастье от служения в Андрее-Владимирском храме.

Беседовал Андрей Герман

Дорогие сестры, желаем вам благоденствия, мира, согласия в семьях, чтобы искренней была теплота чувств ваших близких к вам. Пусть Господь всегда пребывает с вами. Желаем всем матерям, сестрам, отроковицам и младенцам заступничества Пресвятой Богородицы.

Желаем вам горячей любви к Богу, к ближнему своему! Пусть те, кто вашу любовь испытывает, по достоинству ее оценят и возвратят вам сторицей своей любовью. Многая и благая вам лета!

Регент в переводе с латинского означает «правящий». Так называют руководителей (дирижеров) церковных хоров в Русской Православной Церкви.

В настоящее время спрос на музыкантов, способных организовать либо возглавить уже созданный церковный хор (клирос), весьма высок. Объясняется это постоянным ростом количества действующих храмов, приходов и епархий РПЦ. Данная статья содержит полную информацию о том, как стать регентом.

Церковное послушание

Попасть в церковный хор можно только по благословению приходского священника, либо возглавляющего епархию (митрополию) владыки.

Регенту, постоянным певчим и уставщику выплачивается заработная плата. Начинающие хористы оплату не получают. Так как ответственность за клирос несет регент, все организационные вопросы решает именно он.

Обязанности регента:

  • подготовка к богослужениям,
  • выбор репертуара,
  • проведение спевок (1-3 раза в неделю),
  • составление нотного архива,
  • определение численности и состава клироса по будним и воскресным дням,
  • распределение партий,
  • дирижирование во время богослужения,
  • подготовка к концертным выступлениям и т.д.

Если есть возможность, в помощь регенту назначают уставщика. Он отвечает непосредственно за подготовку клироса к ежедневным церковным службам, в отсутствие регента руководит хором.

Как стать регентом?

В штате любого крупного церковного хора в настоящее время всегда есть профессиональные музыканты:

  • выпускники хорового либо дирижерского отделения вуза,
  • учащиеся и преподаватели музыкального колледжа или музыкальной школы,
  • солисты, музыканты, актеры филармоний, театров и т.д.

Однако в силу специфики пения на клиросе, светский музыкант не может руководить церковным хором. Для этого нужны соответствующая подготовка и опыт пребывания на клиросе не менее 2-5 лет.

Специальность «Регент церковного хора» можно получить во время учебы в регентских (певческих) школах (отделениях, курсах). Ниже приводится список самых известных учебных заведений, где обучают будущих регентов.

Требования при поступлении

  • Наличие музыкального образования, умение читать ноты и петь с листа – не обязательное, но весьма желательное условие зачисления на учебу. В некоторых учебных заведениях это обязательный критерий (см. таблицу). В любом случае необходимо подготовиться к прослушиванию, которое определит музыкальные способности кандидата.
  • Требуется рекомендация священника. Иногда можно получить благословение от священника на месте.
  • Практически во всех духовных учебных заведениях при поступлении необходимо пройти собеседование, во время которого подтверждается знание основных православных молитв, Священного Писании (Ветхий и Новый завет).
  • Умение читать на церковнославянском языке, на котором составлена подавляющая часть богослужебных книг.
  • Приоритет при поступлении имеют певчие, псаломщики, уставщики с клиросным послушанием от 1 года.
  • Аттестат (диплом) об образовании (не ниже полного среднего).
  • Умение грамотно написать изложение.
  • При поступлении в некоторые учебные заведения абитуриент обязан сдать экзамен по дирижированию.

Обучение

Время учебы псаломщиков (чтецов) и певчих обычно составляет 1 год или более. Обучение регентов занимает не менее 2 лет.

Во время учебы будущие регенты получают одновременно музыкальное и духовное образование. За 2-4 года необходимо овладеть знаниями церковных канонов, литургики, церковного обихода, богослужебного устава, церковно-славянского языка.

Программа регентского обучения включает в себя как общемузыкальные предметы, так и церковные дисциплины (певческие и общие):

  • церковное пение,
  • обиход церковного пения Русской Православной Церкви,
  • история русской духовной музыки,
  • литургика,
  • катехизис,
  • богослужебный устав,
  • сравнительное богословие,
  • основы церковнославянской грамоты,
  • основы православного вероучения,
  • Библейская история,
  • Ветхий и Новый завет,
  • сольфеджио,
  • гармония,
  • дирижирование,
  • теория музыки,
  • чтение хоровых партитур,
  • хороведение,
  • фортепьяно,
  • аранжировка.

Во время учебы, курсанты проходят обязательную богослужебную практику на клиросе в храмах РПЦ.

Регент церковного хора это одновременно и должность, и профессия, и призвание. Достаточно ли одного желания петь, чтобы нести послушание на клиросе? Какую ответственность за богослужение несёт хор и как в Астрахани возрождают знаменное пение? Об этом мы поговорили с регентом Иоанно-Предтеченского мужского монастыря матушкой Еленой Назаренко.

Елена, расскажите, кто такой регент?

Официальное определение слова регент - это тот, кто руководит церковным хором. У кого-то первая ассоциация со словом «регент» - тот, кто правил государством, когда наследник престола был маленьким. Конечно, нельзя сказать однозначно, профессия это или нет. Здесь сталкиваются между собой много моментов. В нашей жизни есть три рода деятельности, о которых нельзя с полной уверенностью сказать, что это лишь профессия. Это врач, педагог и священнослужитель. Это призвание, образ жизни. Как говорят многие: «Я не работаю, я служу». Регентское занятие - это служение Богу. Когда ты поёшь на клиросе, твоя основная задача - совершение богослужения.

Как к этому призванию Вас вёл Господь?

С раннего детства я помню, что в нашей семье бабушка отвечала за религиозное воспитание. Она читала псалтырь по усопшим, ходила на дом в советские годы, несмотря на гонения. С детства мы были приучены, что есть мир видимый, есть невидимый, что нужно носить крестик. Часто я просила бабушку рассказать про Бога. Бабушка начинала: «Ну, Бог, Он везде». И я начинала плакать. Это было трогательно и одновременно жутко. Ты ощущал Его присутствие, но вроде бы ты ничего не видишь, а на самом деле Господь везде.

Мы всегда носили крестик, даже в школе, в старших классах, когда с нами проводили беседу и вызывали в кабинеты и говорили о том, что нельзя верить в Бога и изучать одновременно физику, что это всё мракобесие. Но, тем не менее, бабушка зародила в нашей семье эти зёрна веры, которые проросли, и её молитвами Господь привёл меня в церковь.

Как было принято решение именно петь?

Инициатива исходила от моего старшего брата. Я была в том возрасте, когда не принимала решения, у меня не было чёткого убеждения, что мне надо петь на клиросе. Но брат проявил инициативу. Пошёл к нашему настоятелю храма в городе, где мы жили, и попросил, чтобы меня и мою подружку благословили петь. За компанию мы стали вместе ходить на правый хор. В нашем храме было чёткое разделение. Мы ощущали, что не совсем верно, когда на правом клиросе поют масштабные произведения и разговаривают, в то время, когда левый хор поёт самое основное: стихиры. Мы уже тогда это почувствовали. Но я знаю, что такое правый хор, изнутри.

Тогда я училась в шестом классе. Мне очень нравилось новое занятие. Я брала ноты и занималась отдельно, дома. У меня не было музыкального образования. Не хватало каких-то знаний, но хотелось углубленно изучать материал. Потом пришло время заканчивать учёбу в школе, встал вопрос, куда идти.

Было два варианта: исторический факультет, мне очень нравилась история, я писала работы, либо духовное училище в Ростове-на-Дону. Поразмыслив, я поняла, что в вуз поступить было сложно, нужны были деньги. Может быть, это тоже сыграло свою роль. Я решила поступать в регентский класс в духовное училище. На клиросе очень удивились, потому что ярко выраженных данных у меня не было. Надеясь на милость Божью, давая много обетов, что я не буду никогда списывать (смеётся), я молилась о том, чтобы поступить и поступила с Божьей помощью, сдав экзамены на все пятёрки.

Вспоминаю некоторые вопросы, иногда я просто надеялась на чудо. Был вопрос на вступительном экзамене, когда ректор, на тот момент духовного училища, протоиерей Олег Добринский задал вопрос уставного характера. Он спросил: «Как же будет совершаться богослужение, если праздник Пятидесятницы выпадет на пятницу?» - На что я сказала очень робко, что Пятидесятница бывает только по воскресеньям.

Были ещё и музыкальные прослушивания. Мне достался "Бог Господь" восьмого гласа и нужно было спеть тропарь Вознесения. Но так как я была воспитана на правом хоре, знала только нотный тропарь Дегтярёва. В итоге вся приёмная комиссия пела со мной тропарь Вознесения, и я поступила. Жадно познавала всю науку. Вместе со мной проходил обучение регент из монастыря в Ростове-на-Дону. Благодаря ей я попала на клирос в монастырь. Огромная разница в службах была очень явная. Устав во всей мере. В монастыре вникали в каждую букву закона, службы шли долго. Это был конец 90-х годов, много было неофитского. Тем не менее, благодаря моей жизни в монастыре, я поняла красоту уставного богослужения.

А бывает неуставное богослужение?

Есть такая фраза в Типиконе: "аще изволит настоятель". И вот этой фразой по нашим нуждам службы сокращаются. Конечно, канва устава есть везде и службы узнаваемы, но порой они сокращаются по немощи человеческой. И священноначалие иногда говорит, что не надо разводить в обычных храмах монастырские службы. Люди не могут стоять часами на богослужениях, у них есть свои нужды. А в монастыре живут те, кто посвятил свою жизнь Богу, и это норма.

Левый и правый хоры - что такое?

Если изучать историю богослужебного пения, можно вспомнить, что Игнатию Богоносцу было указано, как хоры ангелов пели попеременно, и он ввёл это антифонное пение. Если мы будем читать Устав, то там написано: «поёт правый, поёт левый лик». Но это были два равнозначных по составу и количеству хора. В дальнейшем наше русское богослужебное пение претерпевало ряд изменений: от строгого знаменного одноголосия к многоголосию. Песнопения становились сложнее, простые певцы не могли их исполнять. Появились партесные песнопения. Их могли исполнять не все певчие. Такие хоры стали называться правыми, а те, кто пели по-простому, стали называться "левый хор". Но в некоторых храмах это есть, где-то этого нет.

Знаменное пение - применяется ли оно сейчас?

Знаменное пение это огромный пласт нашего богослужебного пения, который когда-то был совершенно забыт и утерян, и благодаря старообрядцам оно сохранилось. Сейчас его возрождают, переводят в линейную нотациют, потому что песнопения записывались крюками. Их нужно расшифровывать, прежде чем его может понять современный человек.

В нашем храме благодаря игумену Петру к знаменному пению здоровый интерес. Им интересуются, его любят. Какое-то время Алексей Юрьевич Юрченко, когда был руководителем мужского хора, практиковал пение на службах знаменным распевом. Мужской хор «Скимен» позиционировал себя как коллектив, который является продолжателем знаменного пения. В настоящее время - Константин Прозоров - его воспитанник руководит хором. Сейчас он в армии, и мужской хор временно осиротел. Знаменное пение есть, но больше в строгом одноголосии или же в гармонизациях.

В чём отличие знаменного пения? Оно отличается читкой с листа, техникой?

Знаменным пением сложно петь в силу его забытости. Это другая техника. Им нужно мыслить. Чтобы петь знаменным пением, нужно жить духовной жизью. Знаменный распев это же целая философская система. Каждый крюк нёс в себе глубокую смысловую нагрузку. В древности певцы знали это, пользовались этим, пели более глубоко и осознанно. Сейчас мы поём по нотам и поём сухую мелодию, не вникая в смысл того, что заложил песнотворец. Раньше всё было взаимосвязано: и текст и музыка. Это переплеталось и вызывало ряд ассоциаций, глубокое осознание того, что ты поёшь.

Те, кто пел на клиросе, были более ответственны. Соприкасаясь с таким богатством, они выносили для себя много пользы. Мы далеки от всего этого, у нас «скудное» знаменное пение, нам нужно над собой работать.

Расскажите о монастырском хоре

Я в монастыре пою с 2002 года. Мой супруг астраханец, его мама - мать Тавифа (Назаренко) - работала в монастыре в свечной лавке. Обойдя все храмы Астрахани, мы решили, что ближе всего по духу нам монастырь. Здесь особые службы, свой ритм, свой стиль богослужения. Помню, что с трепетом ждала, благословят ли меня на клирос или нет. Тогда отец Нил сказал: «Тебя благословили, но только читать, а петь только в будние дни». Моему счастью не было предела!!! Но совсем скоро игумен Петр благословил и на праздничных службах петь, и на регентство. На клиросе тогда пели т. Люба, будущая м. Мария (Широбокова), и Оля Широбокова, будущая матушка Ольга Анищенко, а регентом была Галина Николаевна. Меня дружно приняли в свой коллектив. Состав был преимущественно женским. Редко приходил помогать петь о. Всеволод Гонцов. Это был, конечно, праздник! Мужские голоса были редкостью на нашем клиросе в тот период. Спустя какой-то срок, примерно через год или меньше в монастыре появился мужской хор. Таким образом, с 2003 года в монастыре на службе пели два хора: мужской и женский. Мужской хор стал петь воскресные Литургии, а в субботу вечером мы пели совместно, т.е. смешанным составом, или попеременно.

В настоящее время состав у нас преимущественно молодой. Отец Пётр поддерживает начинания молодёжи, всегда рад молодым людям и привлекает их. Все ребята любят певческое дело. Нет никого равнодушного, все приходят на службы или спевки, я уверена, с удовольствием.

Вы требовательный руководитель?

Иногда мне кажется, что я очень строгий регент, а иногда, что нет, можно и построже. Про себя со стороны сложно говорить. Элемент строгости должен быть. Я всегда говорю, что демократии на клиросе быть не может. Регент здесь - полновластный. Кого-то это обижает, кому-то это чуждо. Но мне кажется, эта форма организации самая верная. И если будет старшим регентом кто-то другой, а не я, то я так же буду работать над собой и подчиняться тому, кто руководит. Иерархия должна быть. Всё наше мироздание идёт по чинам: кто-то старше, а кто-то младше, кто-то даёт поручения, а кто-то выполняет.

А чувствуете ли Вы ответственность за богослужение?

Очень. Это ощущается в эмоциональной отдаче. Это можно прочувствовать, когда сам окажешься в этом положении. Тут ты не просто поёшь, ты за всё ещё и отвечаешь: за строй богослужения, за поведение на клиросе, за все моменты и разные ситуации, когда нужна реакция и необходимо моментально принять решение. Это большая эмоциональная нагрузка.

Музыка духовная - чем она отличается от обычной?

Эталоном церковной музыки является то, что в ней нет ничего личного, если говорить о композиторстве. Авторы богослужебной музыки не искали цели, чтобы их потом похвалили, часто не указывали своего авторства. Творческому человеку трудно творить, если его при этом не одобряют, не поддерживают. В этом основное различие духовной и светской музыки. Здесь нет эгоизма и собственного "я". Всё там во славу Творца: «не нам, но имени Твоему». Как иконописцы никогда не подписывали свои иконы, а считали, что ими водит рука Божья, также и в церковной музыке.

Но в нашей истории сложилось, что у нас есть авторская музыка. Когда её поёшь, то чувствуешь, что там есть много душевного, 1 где-то ты умиляешься, струнки души отвечают по-земному. Знаменный распев же напоминает о том, как хорошо может быть в Царствии Небесном.

Может ли музыка повлиять на молитву?

Конечно, может. Поэтому отец Пётр очень строго относится к нашему репертуару. Богослужебная музыка может помогать настраиваться на молитву, либо наоборот отвлекать какими-то ассоциациями. У нас в этом плане строго, хотя мы и поём авторские произведения. Все мы люди, и иногда хочется яркого и торжественного.

Вы даёте концерты духовной музыки?

У нас традиционно три концерта в год: Рождественский концерт, Постовой концерт и после Пасхи майский концерт. Последний охватывает и Пасху, и День Победы. Исходя из тематики каждого концерта мы поём и светские песни, и колядки, и, конечно, богослужебные песнопения. Например, Великопостный концерт - программа полностью состоит из богослужебных песнопений. Как правило, ведет концерт игумен Петр. Он рассказывая, о песнопении сейчас будет исполняться, более подробно раскрывает его смысл, помогает всем (и зрителям, и исполнителям) осознать, что мы поем. Одна из целей этого концерта - обучающая. Ведь даже те, кто поёт на клиросе, тоже могут что-то не знать.

Какие бы Вы дали советы тем, кто хочет петь на клиросе?

В первую очередь нужно взять благословение. Приходят люди и говорят: «Я хочу петь на клиросе!» Но это "я хочу". Это не совсем верный путь. Бывает избранничество, когда человек чувствует голос Божий, но элемент смирения должен быть. Надо подойти к священнику и спросить благословение. Человек должен быть готов учиться, трудиться. Петь на клиросе это ответственное дело. Почему-то многие относятся к этому очень просто. Некоторые думают, вот мы в караоке или за столом поём, вроде бы, получается, почему не попеть на клиросе? На самом деле клиросное послушание - это большой труд. Надо много над собой работать, многое выучить, прежде чем действительно стать грамотным певчим. Если батюшка благословит, надо приготовиться к трудностям: духовным и физическим.

Беседовала Татьяна Котова

Пение является и работой. Вернусь опять же к О. Шведову: «“Работа” - это, собственно говоря, и есть рабство, то есть вынужденное служение (физическое и духовное) кому-либо или чему-либо (Богу, иному человеку, себе, своему рту, истукану, вымыслу и т. п.). Труд очень скоро становится работой - так наряду с тяготой появляется и зависимость, то есть обязательства перед другим человеком» 3 .

«Высшее же дело людей - прославлять Творца своего, благоговеть и возносить жертву хвалы. Все другие дела из этого исходят и этим питаются, а ежели не так, то они злы и делами именоваться не могут. Будем помнить, что дело Христово столь же трудно, сколь и опасно в этом мире - апостол Епафродит “за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь…” ().

Имеем страшное прещение за небрежение к делам Господним - “Проклят, кто дело Господне делает небрежно… ” (). Заветы апостольские веровать во Иисуса Христа - это дело Божие, осуществимое в человеке». 4

Итак, из приведенных определений видно, что пение в церкви является и трудом, и работой, и делом. А значит должно и вознаграждаться соответственно. Но почему же так много сомневающихся в этом? И ладно еще, когда это люди далекие от Церкви, которые вообще восстают против Церкви в целом и священства в частности. Но ведь таких немало и в среде тех, которые постоянно ходят в храм, среди священства, да и сами певчие, нередко считают постыдным брать плату за свой труд, считая это вынужденной мерой. Тот же Олег Шведов (священник и преподаватель Московской Духовной Академии) считает, что хористы должны петь бесплатно, что якобы зазорно брать плату за пение (смотри первую цитату - 2-й абзац статьи). Сплошь и рядом по храмам певцы поют «во славу Божию» и это считается нормой. Да и регентская зарплата далека от того, чтобы обеспечить достойное пропитание. Нередко и регент вынужден думать о дополнительных формах заработка.

Должны ли хористы петь бесплатно? Зазорно ли брать плату за пение?

Давайте попробуем взглянуть на этот вопрос, обратившись к истории, для начала - к библейской.

Во Второзаконии говорится о том, что Господь избрал одно из колен Израилевых - левитов на служение Себе. «Потому нет левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его, как говорил ему Господь, Бог твой» () и «Священникам левитам, всему колену Левиину, не будет части и удела с Израилем: они должны питаться жертвами Господа и Его частью; удела же не будет ему между братьями его: Сам Господь удел его, как говорил Он ему» (). И в книге Неемии: «И обязались мы каждый год приносить в дом Господень начатки с земли нашей и начатки всяких плодов со всякого дерева; также приводить в дом Бога нашего к священникам, служащим в доме Бога нашего, первенцев из сыновей наших и из скота нашего, как написано в законе, и первородное от крупного и мелкого скота нашего. И начатки из молотого хлеба нашего и приношений наших, и плодов со всякого дерева, вина и масла мы будем доставлять священникам в кладовые при доме Бога нашего и десятину с земли нашей левитам. Они, левиты, будут брать десятину во всех городах, где у нас земледелие. При левитах, когда они будут брать левитскую десятину, будет находиться священник, сын Аарона, чтобы левиты десятину из своих десятин отвозили в дом Бога нашего в комнаты, отделенные для кладовой, потому что в эти комнаты как сыны Израилевы, так и левиты должны доставлять приносимое в дар: хлеб, вино и масло. Там священные сосуды, и служащие священники, и привратники, и певцы. И мы не оставим дома Бога нашего» ().

Как видим, на заре организации церковного пения Богом установлено, что певцы служат только Богу и никаким другим трудом не занимаются, а живут как и священники с десятины, которая приносится всем народом в храм. Единственно, что в отличие от священников, левиты должны были с получаемой ими части, отдавать десятину священникам.

Но так было в Ветхом Завете. В христианской же Церкви ситуация изменилась. По свидетельству писателя I века, Филона иудея: «христиане во время бдений своих, все возстав, разделялись на два лика посреди храмины, мужи с мужами, жены с женами, и на обоих ликах был свой искусный запевала; потом они пели Богу песни, состоящие из разных стихов, то поодиночке, то попеременно, с различными припевами» . То есть в первые века христианства, не было как таковых церковных певцов, а пело всё собрание верующих. Но хочется напомнить, что первые христиане еще имели и дар языков, то есть могли разговаривать на разных языках, специально этому не учившись. А также, что в первые века христианства происходит только становление новозаветного пения равно как и христианского Богослужения. Тогда еще не было того обилия песнопений, которое появилось на несколько веков позже.

Миланский эдикт (313 г.) святого императора Константина Великого превратил христианство из религии гонимой в религию общедозволенную. А немного позже, при императоре Феодосии (379-395) она стает официальной и государственной. Именно в эту эпоху происходит усовершенствование богослужения и богослужебного пения, которое начинает принимать в это время всё более сложные формы. По-видимому, простому народу было уже не под силу стройно и благолепно исполнять некоторые части богослужения; поэтому в некоторых церквах, уже в начале установления чина литургии учреждаются отдельные певцы (псалты), обязанные выполнять богослужебное пение. Певцы стали поставляться в свое служение малым посвящением и особой молитвой. В отличие от поющего народа они представляли собой некую организацию со своим начальством и подчинением. 5

В IV веке начинают возникать певческие школы. При больших церквах составляются многочисленные певческие хоры. В Софийском храме Константинополя при императоре Юстиниане по штату было положено состоять 25 певцам, с которыми разделяли эту должность 100 отдельных чтецов. Достоверно неизвестно платилось ли в то время содержание певцам и в каком размере, но мне кажется, что слова «по штату» как раз указывают на то, что певцы содержались при Софийском храме, то есть получали содержание из церковной казны.

Григорий Двоеслов - Папа Римский (590-604) чтобы обеспечить судьбу введенной им системы церковного пения, названного впоследствии григорианским, основал большую школу близ Рима (Schola Cantorum), которая являлась одновременно и хором, и учебным заведением. В ней обучались музыке и пению дети бедных родителей. Они получали здесь содержание из церковных сумм. Школа, устроенная Григорием, в свое время пользовалась большой известностью и по ее образцу были построены другие в меньших городах. Каноническое пение, введенное Григорием, несмотря на свою строгость и однозвучность, на отсутствие модуляций, было до такой степени трудно для изучения и исполнения, что самые трудолюбивые и способные ученики его школы, за десять лет едва усваивали правила этого пения .

Хочу обратить Ваше внимание, что получали содержание из церковных сумм не за то, что пели, а за то, что обучались церковному пению на протяжении многих лет.

Начиная с Крещения Руси в 988 г. постепенно развивается Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Однако, о первом периоде истории русского богослужебного пения мы имеем очень скудные данные. В. М. Металлов пишет, что с «царицей» Анной (дочь византийского императора Романа II, ставшая супругой Великого Князя Владимира) прибыл в Киев целый штат греческих клириков и греческих певцов («клирос»), который назывался «Царицыным хором».

Далее мы не находим никаких данных о содержании певцов вплоть до основания хора Государевых певчих дьяков при Великом Князе Василии III (1505—1533), сыне (1462—1505). Положение государевых певчих дьяков было обеспеченным; они получали от царя жалование деньгами и натурой: продуктами, одеждою, материей. Государевы певчие дьяки, бывали переорганизовываемы, переименованы в течение последующих столетий и просуществовали как церковный хор Государей более 400 лет, вплоть до 1917-го года, когда при советской власти прекратилась их церковно-певческая деятельность.

При учреждении патриаршества в 1589-м году был учрежден патриарший двор по образцу царского двора; подобно корпорации государевых певчих дьяков по её образцу была учреждена корпорация Патриарших дьяков и поддьяков, подчиненных не светской, а духовной власти - патриарху. Содержались патриаршие певчие дьяки за счет патриаршей казны и получали годовое жалованье, кроме того их жаловал и царь. Хор патриарших певчих дьяков просуществовал 328 лет, и лишь в 1917-м году он перестал существовать как церковный хор.

В XVI-XVII веке церковному пению как обязательному общеобразовательному предмету учатся дети всех сословий «начиная с грамотного земледельца и восходя к первому боярину и самому царю». Такое обучение церковному пению, наравне с общей грамотой, уменьем читать и писать, причем чтение проходилось по богослужебным книгам, было необходимо, так как в богослужебном пении принимали участие и цари, и вообще многие «предстоящие и молящиеся», а группы певцов исполняли то, чего не могли исполнять «предстоящие и молящиеся».

Как видим, певцы получали содержание (жалованье). Но во всех ли храмах? Какой был размер подобного жалованья? Остается неизвестным, история об этом замалчивает, поскольку даже сведения о самом церковном пении очень скудны.

В конце XIX века положение регентов и певчих было тяжелым и зависело от старосты и настоятеля храма, от их общей и церковной культурности. Случалось, что малокультурный, но властный староста из богатых членов прихода в общем щедро заботился о храме своего прихода, жертвовал на его благолепие, но смотрел на «нанятого» им регента почти как на своего слугу, который обязан был равняться по его, старосты, вкусу. При этом подобные старосты не считались ни с чем. И если почему-либо такой староста бывал регентом недоволен, то он просто-напросто отказывал ему, не считаясь ни с положением самого регента, ни с нуждами или положением хора, и на место «прогнанного» регента договаривал нового, более ему подходящего.

Для многих старост имели значение только доходы церкви. Далеко не все из них понимали, что хорошее пение привлекает молящихся, в особенности, если в других церквах города пение хорошо. Случалось, что прижимистый староста требовал от профессионального хора, чтобы он пел бесплатно, и отказал хору только потому, что певцы-профессионалы - церковные хористы - не могли на это согласиться. Бестактности некоторых старост и игнорирование ими прав певчих на вознаграждение привели даже к настоящим забастовкам церковных хоров, причем профессиональные хоры прекращали «работу» во время самого богослужения. Одна из таких забастовок церковного хора была вызвана тем, что церковный староста не хотел выплатить хору заслуженный хором гонорар и требовал, чтобы хор пел дополнительные службы без гонорара.

Для обсуждения общественных вопросов в области церковного пения и улучшения правового и материального положения профессиональных церковных хоровых певцов, а также для урегулирования положения церковных регентов, их взаимоотношений со старостой прихода - «работодателем» и с хористами, - с наступлением XX века стали время от времени устраиваться в разных городах России съезды регентов и церковно-хоровых деятелей. С благотворительной целью возникали общества для помощи церковным хористам и союзы церковных хористов. Эти общества и союзы принимали меры к предотвращению и устранению злоупотреблений в отношении церковных хористов. особенно же в отношении мальчиков-певчих.

Общества взаимопомощи церковных певчих стали оказывать помощь больным или оказавшимся почему-либо неработоспособными членам-певчим церковных хоров и находились в контакте с наблюдательным над церковными хорами Москвы комитетом.

Какая она зарплата регента и хористов?

Размеры гонорара, получаемого регентами небольших приходских хоров в разных местах России в начале XX века, позволяют до некоторой степени судить о положении регентов частных приходских хоров. Как масштаб можно взять жалованье учителя сельской школы; оно в рассматриваемое время выражалось в сумме 30 рублей в месяц при готовой квартире. В селе такой суммы было совершенно достаточно. Чтобы судить об этом, приведем здесь цены на продукты в селе в хлебородных губерниях. Так, пуд ржаной муки (приблизительно 20 килограммов) стоил 1 рубль; 10 яиц - 5-7 копеек и т. д. Конечно, в городах цены были выше. Но при готовой квартире на 30 рублей в месяц одному можно было вполне прожить; в большом городе это было уже трудновато.

Что касается гонорара певчих, то он был очень различен. Певчие мальчики в частных хорах, не имевших для мальчиков-певчих общежитий, и которые рекрутировались из церковно-приходских или городских школ или не получали вовсе никакого гонорара за пение в хоре, или же получали весьма различный гонорар - от 50 копеек до 5 рублей в месяц.

Средства для содержания хора собирались посредством тарелочного сбора в храме. Деньги передавались старосте, который вел им учет и периодически рассчитывался с регентом. Иногда церковный приход добавлял к сбору из других сумм приходского бюджета или же тарелочный сбор служил дополнением к определенному месячному гонорару хора; к гарантированному минимуму прибавлялась еще собранная за богослужением сумма. Сумма эта колебалась в зависимости от разных факторов: в праздники, а особенно в Великий Пост, сбор этот бывал больше, в обыкновенные воскресные дни - меньше. Немалое значение при этом имело и качество хора, и его репертуар - насколько он соответствовал вкусу щедрых жертвователей.

Известный дополнительный доход для певчих, не поддающийся сколько-нибудь регулярному учету, доставляло некоторым хорам славленье у наиболее почетных прихожан в день Рождества Христова и Пасхи. Весь хор или части его посещали, иногда со священником, иногда и без него, дома некоторых прихожан, пели тропарь и кондак праздника и еще какое-нибудь песнопение, например какой-нибудь концерт, или вообще что-нибудь, любимое хозяином дома и подходящее к празднику. Заканчивалось такое славленье многолетием. Хозяин одаривал певчих деньгами, а в некоторых домах предлагалось еще небольшое угощение со своего стола.

О тогдашнем положении певчих читайте также статью из журнала «Хоровое и регентское дело» (1909 год) .

Но всё же для большей ясности давайте попробуем выяснить размер зарплаты в переводе на теперешние цены: ржаная мука в настоящее время стоит 5-10 гривен за килограмм, десяток яиц 7-12 гривен. Таким образом, если регент получал зарплату 30 гривен, а пуд (20 кг) ржаной муки стоил рубль (5 коп. за кг), то на свою зарплату он мог купить 600 кг муки и 428-600 десятков яиц. Если мы умножим настоящие цены на это количество, то получаем от 3000 до 7000 гривен (или от 375 до 875 долларов). Зарплата же певчих была, как видим, мизерной от 50 копеек до 5 рублей, то есть в переводе на наши цены 70-1200 гривен в месяц.

На просторах Интернета довелось увидеть Зарплата регента в нем равняется 150 рублей. Для сравнения: медицинская сестра без стажа получала в то время 80 рублей, учитель средней школы 90-120 рублей, цены на мясо - 2 рубля, масло - 2,5 рубля, хлеб - 0,13-0,28 рубля (за 400-500 г). В перерасчете на наши цены получаем приблизительно такой же размер зарплаты регента от 3000 до 5000 гривен. В к нему приводится зарплата певчего в размере 60 рублей (приблизительно 1200 — 2000 гривен).

О теперешних размерах регентской зарплаты и зарплаты хористов вы можете узнать на различных форумах, это проблема в Интернете поднимается уже не первый раз. Мне лично известны зарплаты регентов от 500 до 3000 гривен. Слышала так же, что бывают варианты, когда регент получает оклад в размере 1000 гривен и дополнительно, как певчий за каждый выход. Хористам обычно платят 50-100 гривен за выход. В московских храмах ставка регента 1000—1500 рублей за выход считается небольшой. Хористам платят ставку от 500 до 800 рублей. Зарплаты очень разнятся в разных городах и приходах, и не всегда зависят от материальных возможностей прихода, очень часто от отношения настоятеля к пению в целом, и к хористам в частности.

Предлагаю также ознакомиться с статьей Алёны Семёновой на эту же тему:

Относительно же самого термина зарплаты хочу опять процитировать О. Шведова: «То, что называется заработной платой в учреждениях, организациях и предприятиях, в религиозных учреждениях часто называлось жалованьем. Поскольку доходы религиозных учреждений имеют жертвенное происхождение, то никто не может претендовать на “собственную” долю от жертвы - она вся целиком принадлежит Богу. …Церковь может пожаловать милостью своего труженика и одарить его частью из того, что составляло жертву в её материальном виде.

Приходскому Совету Храма во имя Преображения Господня приходилось отстаивать эту идею в реальном планировании затрат на оплату труда служащих Храма. Приходилось убеждать работников в том, что в Церкви никто никому не должен, никто не смеет просить “своего”, но должен довольствоваться той долей, которую Церковь может выделить для оплаты труда так, чтобы не страдало всякое иное внутрицерковное дело.

Этот “утопизм” был мало понятен моим сотрудникам, и поэтому почти все требовали не “жалованья”, а “заработной платы”. Тот, кто требует заработанного, требует справедливого, тем самым заявляет о своем рабстве социальным условиям бытия, но не о рабстве Богу «6 .

Если вы настоятель храма, то подумайте: «В самом ли деле у вас нет финансовых возможностей содержать хор или повысить зарплату хористам? Или возможности есть, но приоритеты другие - ремонт, роспись… Всё же, хорошо пропеть службу может и трио хористов, и их содержание обойдется не так уж дорого. Соизмеряйте получаемую хористами зарплату с ценами, а не только с прочими зарплатами (ведь они сейчас в основном у всех близки к минимальной и, не для кого не секрет, что законодательно установленный прожиточный миним далек от фактического прожиточного минимума. Для тех кто незнаком с потребительской корзиной — предлагаю )».

Если вы регент, то отстаиваете перед своим настоятелем права ваших хористов. Если нет возможности ежемесячно платить зарплату и хор поет бесплатно, то попросите у настоятеля вознаграждения для ваших певцов хотя бы к празднику Пасхи (или Пасхи и престольного праздника).

Если вы хористы, то помните, что ответственность на вас лежит большая в любом случае, и если вам она не под силу, лучше честно отказаться. Если вы получаете плату за свой труд, то благодарите Бога, и не забывайте платить десятину, если плата маленькая, то по возможности защищайте свои права перед настоятелем, но делайте это с уважением к священническому сану. Если все же приходится петь бесплатно, то приходится только ожидать награды небесной, которая нам всем очень-очень нужна.


1 Москва «Ковчег», 2003, стр. 279. 2 Там же, стр. 25. 3 Там же, стр. 30. 4 Там же, стр. 51. 5 Здесь и далее использованы данные приведенные Б. Б. Лебедевым в книге «История богослужебного пения. Учебное пособие», Полтавская епархия, г. Комсомольск, 2004 г. 6 Энциклопедия церковной жизни, стр. 393.

Если Вы заметили ошибку или неработающую ссылку - не поленитесь сообщить. Для этого достаточно выделить ошибку и нажать «Ctrl» + «Enter».

19 комментариев »

спасибо большое, очень интересно, информативно, разложено по полочкам.

Елена Анатольина в ответ:
февраля 21, 2013 at 12:10 дп

Юлия! Приветствую Вас на блоге «В помощь регенту» и поздравляю Вас с первым комментарием. Жаль, что не успела подготовить обещанный подарок. Очень приятно знать, что статья была интересной — не зря старалась.

февраля 20, 2013 | 9:38 пп

мая 3, 2013 | 12:39 дп

Что сказать... Статья написанная Вами весьма правдиво отражает status quo. Улыбнула чеканная формулировка о.Олега о бесплатном пении, сам он по-видимому преподает и служит за идею. А вообще Вам, не хуже чем мне известны финансовые бесчиния отдельно взятых настоятелей, вкупе с карманными церковными советами и «откатанными» архиереями. Беда в том, что случаи эти не единичны, а превалирующи. Пою в Церкви 1989 года,и поверьте — ВСЕ ПОПЫ ЭКОНОМЯТ НА ПЕВЧИХ, даже на весьма небедных приходах, а тех, кто платит деньги на которые можно существовать, не бегая по трем работам — ЕДИНИЦЫ... Как-то в начале 2000-х заикнулись вместе с регентом хоть о минимальном повышении жалования, в ответ — разгоню хор и поставлю четырех бабулек, хай скрипят!.. Ладно, спасибо, благословите-простите и т.д. И когда какой-нибудь младостарец, едва вышедший из семинарии начинает рассуждать об алчности певчих, о том что мы — наемники а не делатели, лично у меня этот бред не вызывает уже никаких эмоций, даже отрицательных ибо не от большого ума сии глаголы. Знаю одного — приехал на приход, глаза горят, 6-ти часовые службы закатывал... Сейчас — четыре машины, и перевод в налик квартир, завещанных экзальтированными прихожанками... Перехватили в общем бизнес у свидетелей иеговых))) Ну а правильные слова с амвона говорить — это хоть сто порций, поучать — не мешки таскать. Вы абсолютно правы, говоря о Небесной Награде, без которой теряется весь смысл нашей доксологической деятельности, ведь наше пение, Богу, собственно ни к чему — Там поют Ангелы, и наше комариное пищание никогда и близко не сравнится с Их Воспеванием Творца. Но когда многократными обещаниями отделываются, лишь бы не дать кусок хлеба — девальвируется сам смысл высоких слов, делая их чем-то расхожим, далеким и непонятным для большинства певчих, большая часть которых — люди, как Вы правильно подметили, — семейные и обременены земными заботами.

З.Ы. Все вышесказанное — всего лишь моя точка зрения на процессы, затронутые Вами в статье. С уважением, Serge.

Елена Анатольина в ответ:
июня 28, 2013 at 4:47 пп

Сергей! Благодарю за комментарий! Совершенно с Вами согласна. Именно поэтому и решила написать столь подробную статью. Ведь если хористы должны постоянно думать на какие средства жить, то понятно — они не будут, при всем своем даже большом желании, тратить много времени на репитиции. Результат: мозги хористов во время богослужения постоянно заняты мыслями о том как бы правильно попасть в ноты и прочесть слова (хорошо если еще на хоре имеется достаточное количество экземпляров нот и текста, а то бывают еще ряд ошибок вызванных элементарным «не увидел». Ни о какой молитве и речи быть не может. А как известно молитвенное настроение певчих передается и всем стоящим в храме. Поэтому как говорил первый президент Украины Леонид Кравчук «Маємо, що маємо».

И ладно еще когда приход бедный, и настоятель сам постоянно в поисках «хлеба насущного», а в остальных случаях — действительно обидно. А что касается народного хора, то на просторах интернета уже давно появилась басня о жадных настоятеля и любительских «хорах».

июня 25, 2013 | 4:03 пп

Как все это, к сожалению, верно. Я много лет пела во славу Божию. Приход бедный. Это было как раз в 90-е годы. Да и опыта было совсем мало. Не претендовала ни на что, лишь бы на клиросе терпели. Но прошло много лет. Сама теперь регент. Батюшка новый, молодой. Храм наш разрушенный востановил. О чем мы даже мечтать и не смели. И ни о какой плате даже не заикались. Храм восстанавливался очень интенсивно. Кругом нужны деньги. Параллельно строил и себе дом. Тоже понятно, жить где-то надо. Машину хорошую купил. Тоже понятно, семья, разъезды по делам. Но когда он купил белый джип, тут я сломалась... О стройке своего дома я уже молчу. Там одни ворота с золотыми павлинами чего стоят. В общем возмутилась я, правда не перед батюшкой, потому как не посмела бы, а перед певчими. Но батюшке в уши вложили. Стал он мне тайком давать в руку когда 25, а когда и меньше. А когда на праздник гостей много, то может и вовсе забыть. Тогда как мальчик-пономарь строго за каждую службу получал по 40 гривен. Да плюс внутриклиросные проблемы, в которые батюшка как настоятель не хочет вмешиваться. Разбирайся, мол, сама. Хор хорошо звучит и Аминь! Хочу уйти в другой храм. Просто певчей. Я об этом мечтаю. И не за деньгами. Хочется мира в душе. Но не могу никак решиться, а четкого благословения на это не надеюсь получить. Что делать? И есть ли на этот счет какие-либо правила в Уставе. Очень надеюсь получить ответ.

Елена Анатольина в ответ:
сентября 17, 2013 at 5:43 дп

Людмила, благодарю за комментарий. Да, ситуация у Вас в принципе типичная, но у каждого она переживается своей личной болью. И главная проблема, к сожалению, заключается в нас самих: мы не умеем, когда нужно отстаивать свои права, права своих подчиненных - хористов, мы, как правило, терпим до последнего и еще чуть-чуть, а потом еще чуточку. И всё боимся сказать то, что нужно сказать. Почему? Потому, что нас никто этому не научил. Терпеть научили, а вот выражать свои чувства, отстаивать свои права - не научили. Лично я никогда в Уставе не встречала никаких правил, которые бы возбраняли регенту уйти на другой приход. А вот забота о правильном и благоговейном чтении и пении в храме входит в обязанности настоятеля согласно Устава.

Прежде чем уходить в другой храм - взвесьте все «за» и «против». Уход в другой храм не гарантирует мира в душе, даже если быть просто певчей. Прежде всего нужно поговорить с настоятелем, а для этого нужно сначала договориться о конкретном дне и времени беседы. Желательно письменно подготовить все вопросы, которые Вам необходимо обсудить с настоятелем. Так же заранее подумайте возможные варианты ответов на Ваши вопросы. Какие компромиссы для Вас приемлемы? На какие условия Вы могли бы согласиться? Вся беда состоит в том, что регентом Вы работаете, а

Но вы привели пример где Богоматерь давала деньги за пение. Тогда уж тем более хористы прочитав сей пример, скажут — Ну если и сама Богоматерь давала деньги, то почему же и нам на брать плату за пение в хоре?

Тогда как человек захочет подражать святым и кому? Если все приведенные вами святые, получали деньги?

Я могу понять атеистов, в хорах. А с ними я знаком. С них спрос совсем другой. Они ходят как на концерт. Сегодня поют на сцене, а завтра в Церкви. Церковь для них как очередной зал или сцена.

Но как же с верующими. Для которых Бог-Все. Жизни Подателю... А мы на столько мелочные, что за молитву, как за подвиг ради веры, как за добродетель и жертву, берем деньги.

В принципе статья хорошая. Но она, не хочу сказать лицемерная — но двойственная. Типа — брать деньги — ничего страшного, и не брать — то же самое. И то и то хорошо. И Богу служить, и Маммоне — оказывается можно одновременно. Таково мое впечатление. Конкретики нет.

admin в ответ:
декабря 30, 2015 at 7:54 пп

Евгений, статья вовсе нелицемерная и не двойственная, как Вы пишите. Главная мысль статьи заключается в том, что брать деньги за пение вовсе не страшно, каждый человек достоин пропитания, страшно, если человек добывает себе пропитание незаконным путем: обманом, воровством, грабежом, ростовщичеством и прочими средствами, что называется «неправедным приобретением». Поэтому Богом было установлено со времен Ветхого Завета, а именно со времени переселения иудеев в землю обетованную, при разделе земли все колена Израильские получили в удел землю, кроме Левиина колена. Левиты должны были служить в храме и кормить их должны были все прочие 12 колен, отдавая деситину от всего дохода, от урожая зерна, плодов, овощей, от шерсти, от стад. В Новом Завете лишь было подтверждено это установление. Но, учитывая тот факт, что многие приходы только восстанавливаются, что настоятелю порой не просто найти спонсора, чтобы хотя бы крышу залатать, а большинство прихожан о десятине едва ли слышали, а платят так и вообще единицы, то совершенно очевидно, что многие хористы вынуждены петь во славу Божию. Последствия такого пения очевидны: не получается посещать все богослужения, которые совершаются в храме, собрать на спевки полный состав, также не получается, поэтому о благолепия пения говорить не приходится. Но хористы вовсе не обязаны петь бесплатно. Чаще всего это их добровольный шаг, обычно размышляют при этом так: «Я много лет в храм вообще не ходил, да и сейчас грехов хватает, десятину тоже не плачу, так буду хотя бы что-то делать по силе для храма, ну, например, петь».

По Вашей же логике, Евгений, получается, что брать деньги за пение грешно. Но тогда и священники должны в храме служить бесплатно — ведь их служение — это и есть молитва. Тогда за какие средства они будут жить? Или будут ходить на работу в других учреждениях и там получать зарплату, а в свободное время заниматься богослужением? Да, мы знаем, что хотя, Христос и заповедовал апостолам кормиться от своих чад, но апостол Павел, например, старался ни у кого ничего не брать, а благовествовать безвозмедно, зарабатывая себе на жизнь шитьем палаток. Также известен пример архиепископа Луки Крымского (Войно-Ясенецкого), который будучи архиереем, продолжал работать хирургом. Но это ведь исключения из правила, которые всего лишь подтверждают наличие правила, а не отменяют его.

Каждый сам для себя решает, как заработать себе спасение души (хотя это настолько великий дар, что его невозможно заслужить никакими трудами, и все мы надеемся лишь на милость Божью) бесплатным пением, или же милостыней, или же борьбой со своими грехами, или же всем вместе по чуть-чуть. А работа Маммоне — это совсем о другом, это о том, когда человек целью своей жизни видит только постоянно увеличение богатства. Человека же который не заботится о своем пропитании сочтут скорее всего безумным или как раньше это называли — тунеядцем. А это — тоже грех.

Евгений в ответ:
января 30, 2016 at 8:51 пп

Интересно почему все, и в частности Вы используете именно этот стих -"Трудящийся достоин пропитания", в качестве ответа?

Вы сами написали, что Ап. Павел зарабатывал шитьем палаток. Вот и ответ. Служение Богу — бесплатно, а «...трудящийся достоин пропитания» — это о труде своими руками, на работе, а не в храме петь. Вот о каком труде говорил Павел. А не от служения нашему Отцу брать деньги.

Ведь мы не требуем денег от матери, когда говорим ей — Спасибо за вкусный обед. А за слова — «Благодарю Господи» в храме-мы почему-то должны брать деньги. И не стыдно?

А почему не вспоминаете слова — «То что даром получили, даром и отдавайте?»

Ведь мы получили ДАРОМ от Бога талант петь, но «возвращая» его Богу, то есть прославляя Его, Его же даром (талантом), мы требуем деньги. Не эгоизм случайно?

Вы написали — что и священники должны служить бесплатно, иначе на какие деньги они будут существовать?

Так все сие ДАВНООО сказано, показано и дано в пример будущим священникам, в Библии. Святая десятина. Все Апостолы платили десятину.

Да, Вы правы, что многие из прихожан не слышали о десятине. Как говорят — каков поп таков приход. Что ему мешает учить народ? А что мешает народу самому взять Библию и прочитать? Главное о том, через какое плечо свечку передавать знают, и какому Святому о болезнях почек молиться тоже знают. А слова Бога нашего в глаза не видели. Но суть не в том.

Пусть священники введут Святую десятину, и все встанет на свои места. И забудут они как брать деньги за крещение, бракосочетание и т. д. Одна симония.

Бог даром нам дал ВСЕ, и мы ДАРОМ должны отдавать, и Ему и людям.

Мы получили знания о Христе даром? Получили. Вот и отдавать его, мы должны другим людям даром. То есть проповедовать.

Священники получили благодать ДАРОМ благословлять и бракосочетать людей? Да. Тогда пусть и не берут деньги. Бог им дал Святаго Духа, Благодать, Совершать Таинства, а они продают Благодать за деньги. Вам сии моменты ничего из Библии не напоминают?

Вы написали, что работа Маммоне — когда человек целью своей жизни видит ТОЛЬКО постоянное увеличение богатства — Тут вы не правы. Иисус сказал, что не возможно служить Богу и Маммоне. (там стоит союз «И») То есть, который пытается служить и Тому и другому, а не ТОЛьКО одному Маммоне как Вы указали.

Так что можно быть и священником и примерными мирянином, и пытаться служить Маммоне.

И еще с чем не согласен.

Вы пишете.

«Человека же который не заботится о своем пропитании сочтут скорее всего безумным или как раньше это называли - тунеядцем.»

Вы называете человека не заботившегося о пропитании — тунеядцем.

А Иисус Христос, говорит прямо противоположное Вам.

Мф.6:25 «Посему говорю вам: НЕ ЗАБОТЬТЕСЬ для души вашей, что вам ЕСТЬ и что пить, ни для тела вашего, во что одеться.»

Какое мне дело за кого меня мирские люди сочтут? Мы не от мира сего. 1Кор. 3:19

«Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом...»

Так что Ваши слова меркнут пред Словом Нашего Отца.

Прежде же ищите Царствия Божия, и не заботьтесь о еде и питье, все сие нам даст Господь. На Него надо рассчитывать.

1Петра. 5:7 «Все ЗАБОТы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.»

Нигде Бог нас не призывает заботится о еде, одежде и питье. А Вы говорите, что такой человек тунеядец.

Вы уж простите, просто я сам давно не могу решить сей вопрос. И совесть очень терзает. А ответ ОДИН не могу получить. Один священник — «Не бери ни в коем случаем». Другой — Можешь и брать, мы же берем. А кому верить-то???

А Истина-то одна. У Бога нет двух мнений. Или Правда или ложь, или Убивать или не убивать. Или блуд-или чистота. Нету такого-"аааа можно и так и так."

Спаси нас всех Христос!!!

Славу Возсылаем: Отцу и Сыну и Святому Духу.

admin в ответ:
февраля 5, 2016 at 10:25 дп

Евгений, видимо Вы не совсем внимательно читали статью, раз у Вас остались неясности.

«Трудящийся достоин пропитания» сказано Христом своим ученикам не о работе, а о деле евангельской проповеди. В статье я писала, что в Ветхом завете было отделено колено Левита на служение Богу. Этому колену не была дана в удел земля, если не считать 10 городов в разных коленах, которые принадлежали левитам. Левиты должны были полностью себя посвятить служению Богу, а питаться должны были от десятины, которую должны были платить все колены Израилевы. То есть от десятины питались не только священники, потомки Аарона, а все левиты, и певцы, и сторожа, и служащие при храме. Но левиты из своей доли должны были также отделять десятину непосредственно священникам. Это установление позволяло им всё свое время посвящать служению Богу.

Приводя в пример ап. Павла, я говорила о том, что это исключение, ведь за других апостолов не говорится о том, что они ничего не брали от учеников и жили своими трудами. Также стоит заметить, что ап. Павел был девственником, а значит у него не было семьи. Думается, не стоит объяснять, что отдельно взятому человеку для пропитания требуется на много меньше, чем для семьи.

Священное Писание неоднозначно, иначе не было бы столько сект. Поэтому пытаясь понять Слово Божие, мы обращаемся к толкованию св. отцов. Можете посмотреть как они толкуют приведенные Вами стихи и .

Что касается лично Вас, то здесь дело Вашей совести. Хотите петь бесплатно, пойте во славу Божию. Ведь мы и сами десятину не всегда платим, так хоть потрудимся во славу Божию. А если берете плату за пение, то — не испытывайте никакого чувства вины по этому поводу, так как это установление Божие. Тем более недопустимо бегать из одного храма в другой, потому что там платят больше — вот это как раз будет служение маммоне. А, вообще-то, все недоумения относительно духовной жизни нужно решать со своим духовным отцом.

декабря 19, 2015 | 1:10 пп

Екатерина:

января 13, 2017 | 8:21 пп

Loading...Loading...