Евгений николаевич трубецкой.

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЖИЗНИ

В последние дни 1919 года, находясь в Новороссийске, Е.Н. Трубецкой прочел последнюю в своей жизни лекцию «О религиозном возрождении России». В переполненном зале Народного дома по воспоминаниям Е.Я. Архипова люди переживали одушевление охватившее всех присутствующих.

После лекции возвращаясь домой вместе со знакомыми Евгений Николаевич как бы продолжая тему лекции говорил «Я конечно, никогда не поверю в торжество безрелигиозности у нас, у русских». Русская религиозная мысль, пораженная сейчас в своей стихии и бьющаяся почти без выхода и упования. – или непосредственно или через русское самобытное философствование, найдет путь к возрождению».

Евгений Николаевич Трубецкой

Как был прав Евгений Николаевич в том далеком 1919. Ныне когда мы все здесь присутствующие отмечаем 91 годовщину со дня смерти Евгения Николаевича – его слова звучавшие тогда пророчески сбылись.

Давайте вспомним последние дни и часы жизни ученого общественного и политического деятеля посвятившего себя трудам ставшими ныне образцами религиозно - философского творчества, церковного отношения к культуре.

В январе 1920 г в городе распространилась эпидемия сыпного тифа.

5 января 1920 г Е. Н. Трубецкой заболел. Стал жаловаться на боль в горле, первоначальный диагноз ангина не оправдался а через два дня стало ясно - сыпной тиф. Его перенесли в только что открытый лазарет. Несмотря на хороший уход и прекрасных врачей больному становилось хуже.

Будучи глубоко верующим православным человеком Е.Н. Трубецкой не хотел уходить из жизни без покаяния и причащения.

После исповеди и причащения больному стало лучше, но не выдержало сердце, началось воспаление в легких. Последние два дня Е.Н. находился в состоянии забытья.

Его хоронили без всякого почета, с каким обычно провожают по смерти. Гроб окольными улицами везли на еле передвигавшем колеса автомобиле, ни венков ни зелени не было. Когда гроб опускали в могилу, ни одного слова не было сказано. Глубокое молчание объединяло всех поклонившихся усопшему.

Е.Н. Трубецкой был христианином в лучшем, наиболее благородном смысле этого слова. В последнее время замечается религиозный подъем. Многие обратились к вере, серьезно думают о ней и искренне верят и говорят о своей вере, но когда приглядываешься к ним, видишь, что у них вера сама по себе, а жизнь, идеалы сами по себе. У Евгения Николаевича вера и жизнь были неразделимы. Жизнь определялась его христианским миросозерцанием и его религиозной совестью, а совесть у него была большая и чуткая.

За несколько дней до скорбной даты мне позвонил известный в городе литератор В.М. Чижов и пригласил на годовщину смерти Е.Н. Трубецкого. Выдающийся православный философ князь Е.Н. Трубецкой скончался в нашем городе 23 января 1920года (по ст. ст.) . Естественно мне как местному краеведу все события касающиеся истории нашего города интересны и ни сколько не раздумывая я дал согласие. Тем более представлялась замечательная возможность побывать на некогда старом дореволюционном кладбище Новороссийска расположенном за Свято-Успенским храмом. Это старинное городское кладбище было закрыто в годы Гражданской войны (1919), затем в 1930-е было уничтожено (снесено) а территория некогда бывшего погоста застроена.

В 1991 года здесь усилиями местных активистов было восстановлено примерное место захоронения Е.Н. Трубецкого и здесь же ими установлен закладной камень гласивший о том что, «Здесь будет построена часовня в память о Е.Н. Трубецком и всех в российской смуте убиенных» и сооружен памятный и крест. Тогда в начале 1990-тых были организованны религиозно – философские чтения.

Но вернемся ко дню сегодняшнему. 5 февраля 2011 года к 10 часам утра как мы условились, я был во дворе Свято Успенского храма. Нас - пришедших почтить память великого православного философа набралось человек 10 -12. После субботней утренней службы и отдельно проведенной после этого панихиды мы отправились на КПП военного госпиталя расположенного рядом с храмом. Режимная территория воинской части подразумевала проверку документов и поэтому у всех у нас при себе были паспорта. Проверять их не стали удовлетворившись сверкой фамилий по списку. Только после этой процедуры присутствующие вступили на некогда святое место. Асфальтовая дорожка виляя между зданий и строений военного госпиталя вывела нас на участок расположенный за лечебными зданиями и церковным двором. Редкие старые деревья встречавшиеся по пути наверно оставались единственными свидетелями вечной памяти, отпевавшейся здесь при погребении новороссийцев в начале XX века. Кругом печальная картина разрушения и заброшенности. И если бы не одинокий каменный крест невозможно было бы догадаться, что этот «парк» - бывшее кладбище. Не единого признака ни крошечного осколка от надгробий не осталось на этом месте.

Акцию гражданского памятования открыл Юрий Михайлович Погорелов. Затем долго и проникновенно говорил о Е. Н. Трубецком - православный мирянин и новороссийский поэт Вячеслав Михайлович Чижов, пришедший на службу и панихиду вместе с женой и дочерью. Ангелина Александровна Полоз поведала как в 1990 году она с благотворительной акцией посетила Соединенные Штаты Америки, побывала на православном кладбище женского монастыря "Ново-Девеево" под Нью-Йорком, где похоронены Трубецкие. Рассказала о встрече с ныне здравствующими потомками рода князей Трубецких не забывающих свои русские корни и доныне изъясняющихся на языке своих предков. Среди присутствующих были представители от городского исторического общества- Сергей Степанович Шило, фонда Славянской письменности и культуры- Александр Александрович Егер, от союза Профессиональных писателей руководитель ЛО «Родники»- Ольга Дмитриевна Шевченко, представитель отдела культуры Восточного района а также православные миряне.

После возложения цветов к импровизированной могиле все по русскому обычаю помянули память о почившем философе настоящими церковными просфорами и домашними пирожками любезно приготовленными А.А. Полоз. Дорога назад была уже знакомой и мы быстро дошли до выхода, распрощались и в душе было как то совсем не радостно. Мысль о том, что и сегодня на памятование пришло всего десять человек удручала и наталкивала на понимание того, что и сегодня мы еще не научились ценить христианские истины, ценить человеческую жизнь и всемерно сохранять память. С проходной военного госпиталя мы вышли на улицу города все ту же, как и 90 лет назад «с быстро сменявшимся и мятущимся населением» в город которому уже исполнилось 172 года. За это время он стал еще более портовым, промышленным, военным. Неизменным осталось лишь одно - имя Евгения Трубецкого, как и девять десятилетий назад в городе мало кто знал.

Сергей Шило

Историческая справка (БСЭ):

Трубецкой Евгений Николаевич (23.9.1863, Москва, - 23.1.1920, Новороссийск), русский религиозный философ, последователь и друг В. С. Соловьева; правовед и общественный деятель; князь, брат С. Н. Трубецкого.Окончил юридический факультет Московского университета (1885); доктор философии (1897). Профессор в Киеве и (1906-18) в Москве. Инициатор книгоиздательства "Путь" (1910-17) и идеолог связанного с ним религиозно-философского направления. Политические взгляды Т. эволюционировали от кадетизма к мирнообновленчеству (см. Мирнообновленцы). В годы Гражданской войны в рядах так называемой Добровольческой армии боролся против Советской власти.

В главных философских сочинениях "Миросозерцание В. С. Соловьева" (т. 1-2, 1913), "Метафизические предположения познания" (1917) и "Смысл жизни" (1918) Т. осуществляет критическое переосмысление философии Соловьева, стремясь согласовать её с ортодоксальной христианской доктриной и устраняя из его учения о "положительном всеединстве" элементы пантеизма, эволюционизма, теократической социальной утопии. Абсолютное всеединство истолковывается Т. через понятие абсолютного сознания: абсолют, не будучи сущностью всего в мире (каковым он был, по Т., у Соловьева), объемлет мир как всеведение, охватывающее действительное и возможное, правду и заблуждения. Божественная "премудрость", София, у Т. нетождественна этому всеединому знанию, она - идеальный замысел о мире, возможность, которую человек волен принять или отвергнуть. Развивая онтологический подход к проблемам познания, попытался осуществить критический пересмотр гносеологии кантианства; полемизировал с "мистическим алогизмом" П. Ф. Флоренского, С. Н. Булгакова, В. Ф. Эрна.

Соч.: Религиозно-общественный идеал западного христианства в 5 в., ч. 1, М., 1892; Религиозно-общественный идеал западного христианства в 11 в., в. 2, К., 1897; Философия Ницше, М., 1904; Социальная утопия Платона, М., 1908; Умозрение в красках, М., 1916; Из прошлого, 2 изд., Вена, 1925; Воспоминания, София, 1921; Иное царство и его искатели в русской народной сказке, М., 1922. Лит.: История философии в СССР, т. 4, М., 1971; Лопатин Л., Вл. С. Соловьев и кн. Е. Трубецкой, "Вопросы философии и психологии", 1913, кн. 119, 120; 1914, кн. 123.

И. Б. Роднянская, С. С. Хоружий.

Попытка узнать душу народа в его сказке сталкивается в особенности с одним препятствием - национальное в сказке почти всегда вариант общечеловеческого. То и другое нераздельно, поэтому отличить общее всем народам от элементов индивидуального, самобытного творчества данного всегда бывает очень трудно. Трудность усугубляется тем, что в качестве ценности сказка не прикреплена неподвижно к месту. Она странствует, передается от народа к народу.

"Л. М. Лопатин ошибается в своем предположении, будто я был „взволнован" его критическими статьями о моей книге. Я мог бы быть взволнован какими-либо недопустимыми нападками личного свойства; но самая их возможность устраняется категорическим заявлением моего критика в последней его статье: „я нисколько не сомневаюсь, что князь Трубецкой всегда питал к Соловьеву самые теплые дружеские чувства, что идеи Соловьева оказали на него...

"Теперь на наших глазах разрушается все то, что до сих пор считалось иконою. Темные пятна счищаются. И в самой золотой броне окладов, несмотря на отчаянное сопротивление отечественного невежества, кое-где пробита брешь. Красота иконы уже открылась взору, но, однако, и тут мы всего чаще остаемся на полдороге. Икона остается у нас сплошь да рядом предметом того поверхностного эстетического любования, которое не проникает в ее духовный смысл.

"Записки Беженца" были написаны моим покойным отцом князем Евгением Николаевичем Трубецким, летом 1919 года, за несколько месяцев до его кончины.
Они представляют из себя вторую совершенно самостоятельную часть "записок о втором смутном времени", в которых мой отец хотел описать то, что ему пришлось лично наблюдать со времени "Февральской революции" 1917 года.

В этой книге впервые под одной обложкой собраны классические работы об иконописи и иконах величайших русских мыслителей и исследователей христианской культуры и древнерусского искусства: Евгения Трубецкого, Сергия Булгакова, Николая Покровского и других. Собранные вместе, эти яркие сочинения дают целостное, одновременно художественное, историческое и религиозное истолкование древней русской иконы.

"Пятый век, несомненно, одна из важнейших эпох христианской цивилизации. Это та критическая эпоха, когда церковь, во всеоружии своей вполне сложившейся организации, вступает в средние века, передаваясь от древнего греко-латинского мира варварам и воспринимая в себя греко-латинские элементы. Вместе с тем это тот век, когда уже весьма резко и рельефно обозначается различие между христианством эллинским, восточным и латинским, западным.

"Дни расцвета русского иконописного искусства зачинаются в век величайших русских святых - в ту самую эпоху, когда Россия собирается вокруг обители св. Сергия и растет из развалин. И это не случайно. Все эти три великих факта русской жизни - духовный подвиг великих подвижников, рост мирского строения православной России и величайшие достижения религиозной русской живописи - связаны между собою той тесной, неразрывной связью, о которой так...

"Смысл жизни" - главный труд Е. Н. Трубецкого, наиболее полно выражающий миросозерцание автора. В нем философ предупреждает об огромной опасности бездуховности, развивает свое учение о социальном и нравственном идеале, подчеркивает значение русской культуры.

"В течение беспредельной серии веков в мире царствовал ад - в форме роковой необходимости смерти и убийства. Что же сделал в мире человек, этот носитель надежды всей твари, свидетель иного высшего замысла? Вместо того, чтобы бороться против этой „державы смерти", он изрек ей свое „аминь".

Значение ТРУБЕЦКОЙ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

ТРУБЕЦКОЙ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Трубецкой (князь Евгений Николаевич) - писатель и общественный деятель. Родился в 1863 году; окончил курс в Московском университете по юридическому факультету. Состоял доцентом в Демидовском ярославском лицее и Киевском университете, потом занял в последнем профессорскую кафедру. С 1906 года состоит профессором энциклопедии и истории философии права в Московском университете. Из его трудов особенного внимания заслуживают диссертации: магистерская - "Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. Миросозерцание блаженного Августина" (Москва, 1892), и докторская - "Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI веке. Идея Божеского царства у Григория VII и публицистов его современников" (Киев, 1897). Историческому христианству Т. приписывает организующую роль в политической жизни современных культурных народов; но поскольку средневековые отцы церкви смешивали порядок благодатный с порядком правовым, постольку их вероучение является для Т. христианством односторонним - законническим, обреченным на утрату своей силы. Миросозерцание блаженного Августина Т. считает как бы типичной феноменологией христианского самосознания и излагает его со всем блеском художественной архитектуры и творческого синтеза. Центральным положением религиозно-политического учения Григория VII Т. признает идею всемирного царского священства, долженствующего обнять собою не только клир, но и мир. Несмотря на внутренние партийные распри, западная церковь, по убеждению Т., вносила нередко мир и единство в хаос средневековых политических сил и давала европейским народам возможность сохранить плоды общечеловеческой духовной культуры среди окружающего варварства. Эту высокую миссию христианская церковь должна и может сохранить за собой в наши дни, если сбросить с себя вековые путы недостойного прислужничества у светской власти. В статье: "Церковь и освободительное движение" ("Право", 1905, ¦ 15) Т. высказывает уверенность, что русское духовенство может "колокольным звоном возвещать всеобщий праздник обновления" и радоваться успехам политической оппозиции. Для этого служители нашей государственной религии должны отрешиться от начал рабского оппортунизма и вернуться к высоким заветам митрополита Филиппа, бесстрашно обличавшего правительственную неправду. Наибольшее впечатление на широкие круги русского общества произвела небольшая статья Т. в ¦ 39 "Права" 1904 года: "Война и бюрократия". Впервые на страницах легальной русской печати было ясно указано, что истинной причиной военных неудач является многолетняя косность общества, жившего "по произволу всевластной бюрократии, словно в дортуаре участка". Дальнейшими политическими событиями были вызваны статьи Т. в "Правде" за 1905 год: "Ответ губернских предводителей", "Крах" и другие. В настоящее время Т. состоит редактором-издателем "Московского Еженедельника", служащего органом партии мирного обновления, одним из лидеров которой является Т. Неполитические статьи Т. помещены, большей частью, в журнале "Вопросы философии и психологии". Таковы блестящие этюды: "Политические идеалы Платона и Аристотеля", "Философия христианской теократии", "Философия права профессора Л.И. Петражицкого", "Свобода и бессмертие" и другие. В сборнике "Проблемы идеализма" Т. принадлежит небольшая, но чрезвычайно содержательная статья о роли идей в истории по учению К. Маркса и Энгельса. Отдельной книгой изданы очерки Т. по философии Ницше. Это едва ли не лучшая в европейской литературе монография по данному вопросу. Т. ценит у Ницше глубину трагического скептицизма, но к его попыткам положительных построений относится безусловно отрицательно. В. Сперанский.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ТРУБЕЦКОЙ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ТРУБЕЦКОЙ, ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ в Словаре Кольера:
    (1863-1920), русский философ, правовед, общественный деятель. Родился в Москве 23 сентября 1863. Окончил юридический факультет Московского университета (1885). В 1897 …
  • ТРУБЕЦКОЙ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ в Новейшем философском словаре:
    (1863-1920) - русский религиозный философ, правовед, общественный деятель. Окончил Московский университет (1885). Преподавал в ряде университетов, профессор Московского университета (с …
  • ТРУБЕЦКОЙ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ
    (1863-1920) князь, российский религиозный философ, правовед. Брат С. Н. Трубецкого. Стремился согласовать учение В. С. Соловьева о "всеединстве" с ортодоксальной …
  • ТРУБЕЦКОЙ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Евгений Николаевич (23.9.1863, Москва, - 23.1.1920, Новороссийск), русский религиозный философ, последователь и друг В. С. Соловьева; правовед и общественный …
  • ТРУБЕЦКОЙ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ТРУБЕЦКОЙ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ в Энциклопедическом словарике:
    (1863 - 1920), князь, российский религиозный философ, правовед. Брат С.Н. Трубецкого. Стремился согласовать учение В.С. Соловьева о "всеединстве" с ортодоксальной …
  • ТРУБЕЦКОЙ, ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ
    (князь) ? писатель и общественный деятель. Род. в 1863 г.; окончил курс в Московском университете по юридическому факультету. Состоял доцентом …
  • ЕВГЕНИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Флавий Римский император в 392-394 гг. Умер 394 г. Евгений сначала был грамматиком и преподавал римскую словесность, а потом, покинув …
  • ТРУБЕЦКОЙ в Словаре полководцев:
    Дмитрий Тимофеевич (?-1625), кн., воевода, боярин. Один из организаторов и участников борьбы против польск. итервенции (1611-12). Претендент на рус. …
  • ТРУБЕЦКОЙ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Сергей Николаевич (1862 - 1905) - профессор философии Московского университета, редактор журнала "Вопросы философии и психологии". Главные труды: "Метафизика в …
  • ЕВГЕНИЙ в Литературной энциклопедии:
    - герой поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» (1833), мелкий петербургский чиновник. В поэме не указаны ни его фамилия, ни возраст, ни …
  • ТРУБЕЦКОЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (наст. фам. Нольден) Юрий Павлович (1902-74) русский писатель. В 30-е гг. подвергался репрессиям (отбывал заключение в лагере). С сер. 40-х …
  • ЕВГЕНИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Елевферий) Булгарис (1716-1806) греческий православный богослов. Преподавал на Афоне и в Константинополе, затем в Германии и России, где в 1775 …
  • ТРУБЕЦКОЙ
    Трубецкой (князь Сергей Петрович) - один из наиболее известных членовтайного общества в царствование имп. Александра I (так называемыхдекабристов). Род. в …
  • НИКОЛАЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Юрий) — сербохорватский писатель (род. в 1807 г. в Среме) и дубровницкий "прота" (протоиерей). Издал в 1840 г. замечательный для …
  • ЕВГЕНИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Евгений Савойский, принц кариньянский, маркграф Салуццо, австр.генералиссимус (1663 - 1736), младший сын принца Е. Морица Савойского.Оскорбленный отказом Людовика XIV дать …
  • ТРУБЕЦКОЙ
    ТРУБЕЦЌОЙ БАСТИОН, часть Петропавловской крепости. Назван по имени сподвижника Петра I кн. Ю.Ю. Трубецкого. С кон. 18 в. полит. тюрьма. …
  • ТРУБЕЦКОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТРУБЕЦЌОЙ Сер. Петр. (1790-1860), князь, декабрист, один из организаторов "Союза спасения", "Союза благоденствия" и Сев. об-ва, полк. (1822). Участник Отеч. …
  • ТРУБЕЦКОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТРУБЕЦЌОЙ Сер. Ник. (1862-1905), князь, религ. философ, публицист, обществ. деятель. Брат Е.Н. Трубецкого. Проф. и в 1905 первый выборный ректор …
  • ТРУБЕЦКОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТРУБЕЦЌОЙ Пав. (Паоло) Петр. (1866-1938), князь, скульптор. Один из основоположников импрессионизма в рус. пластике. Живописные по лепке статуэтки ("Лев Толстой …
  • ТРУБЕЦКОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТРУБЕЦЌОЙ Ник. Сер. (1890-1938), князь, языковед. Сын С.Н. Трубецкого. С 1920 в эмиграции. Один из теоретиков Пражского лингвистического кружка. Разработал …
  • ТРУБЕЦКОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТРУБЕЦЌОЙ Никита Юр. (1699-1767), князь, ген.-фельдм. (1756). В 1730 один из противников Верховного тайного совета, поддержал имп. Анну Ивановну. С …
  • ТРУБЕЦКОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТРУБЕЦЌОЙ Клим. Ник. (р. 1933), учёный в области горн. дела, акад. РАН (1991). Тр. по теории открытой разработки м-ний при …
  • ТРУБЕЦКОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТРУБЕЦЌОЙ Евг. Ник. (1863-1920), князь, религ. философ, правовед, обществ. деятель. Брат С.Н. Трубецкого. Проф. в Киеве (1897- 1905) и Москве …
  • ТРУБЕЦКОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТРУБЕЦЌОЙ Дм. Тим. (?-1625), князь, гос. и воен. деятель, воевода. В 1608-10 в Тушинском лагере Лжедмитрия II. Один из организаторов …
  • ТРУБЕЦКОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТРУБЕЦЌОЙ Ал. Никитич (?-1680), князь, боярин (с 1645), воевода. В 1646-62 возглавлял приказы Сибирский, Казанского дворца и др. В марте …
  • ЕВГЕНИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЕВЃЕНИЙ САВОЙСКИЙ (Eugen von Savoyen) (1663-1736), принц, австр. полководец, генералиссимус (1697). В 90-х гг. 17 в. нанёс ряд поражений франц. …
  • ЕВГЕНИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЕВЃЕНИЙ (Елевферий) Булгарис (1716-1806), греч. богослов. Преподавал на Афоне и в Константинополе, затем жил в Германии и России, где в …
  • ЕВГЕНИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЕВЃЕНИЙ (в миру Евфимий Ал. Болховитинов) (1767-1837), церк. деятель, историк, археограф, писатель, акад. Петерб. АН. Митрополит Киевский и Галицкий (с …
  • НИКОЛАЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Юрий) ? сербохорватский писатель (род. в 1807 г. в Среме) и дубровницкий "прота" (протоиерей). Издал в 1840 г. замечательный для …
  • ЕВГЕНИЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ЕВГЕНИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • ЕВГЕНИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Евгений, (Евгениевич, Евгениевна и Евгеньевич, …
  • ТРУБЕЦКОЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Алексей Никитич (? - 1680) , князь, боярин, воевода. Руководил рядом приказов, дипломатическими переговорми 50-х гг. Участник русско-польской войны 1654-67 …
  • ПОГОЖЕВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Погожев Евгений Николаевич (1870 - 1931), русский публицист и религиозный писатель, литературный псевдоним - …
  • ЕВГЕНИЙ (ЕВГЕНИЙ МЕРЦАЛОВ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Евгений, в миру Евгений Мерцалов - духовный писатель (родился в 1857 г.), воспитанник Московской духовной академии. Состоит епископом юрьевским, викарием …
  • СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-10 Time: 14:22:38 Сергей Николаевич Толстой (1908-1977) - "четвёртый Толстой"; русский писатель: прозаик, поэт, драматург, литературовед, переводчик. Цитаты * …
  • ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН (РОМАН) в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-22 Time: 15:37:50 Навигация Википедия=Евгений Онегин Викитека=Евгений Онегин (Пушкин) Евгений Онегин — роман в стихах, названный по имени …
  • ЕВГЕНИЙ АБРАМОВИЧ БАРАТЫНСКИЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-01-03 Time: 15:27:31 Навигация Тема = Евгений Баратынский Википедия = Баратынский, Евгений Абрамович Викитека = Евгений Абрамович Боратынский Викисклад …
  • СКАБАЛЛАНОВИЧ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Скабалланович Михаил Николаевич (1871 - 1931), профессор Киевской духовной академии, доктор церковной истории. …
  • СЕРЕБРЕННИКОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Серебренников Алексей Николаевич (1882 - 1937), псаломщик, мученик. Память 30 сентября, в …
  • ПАРФЕНЮК ЕВГЕНИЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Парфенюк Евгений Степанович (1921 - 2008), протоиерей. Родился 11 августа 1921 г. в …
  • ЕВГЕНИЙ ТРАПЕЗУНДСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евгений Трапезундский (+ 303), мученик. Память 21 января. Евгений, Кандид, Валериан и …
  • ЕВГЕНИЙ ВИФИНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евгений Вифинский (VI в.), преподобный. Память 12 февраля. Отец святой Марии-Марина, жил …
  • ЕВГЕНИЙ АНТИОХИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евгений Антиохийский (+ 363), пресвитер, исповедник, преподобный. Память 19 февраля. Евгений …

06.10.2016

Выдающийся русский религиозный философ, общественный и политический деятель князь Евгений Николаевич Трубецкой.умер в Новоросссийске от тифа в феврале 1920 года
Евгений Николаевич Трубецкой родился 23 сентября 1863 года. Его знатный род известен на Руси с 14 века. Были среди Трубецких знатные бояре и воеводы, полководцы и дипломаты.
За 600 лет существования род Трубецких дал истории короля Богемии, четыре великих и семь удельных князей, многочисленных полководцев и государственных деятелей.
Семья Трубецких принадлежала к тем многочисленным русским семьям, все мировоззрение и жизненный уклад которых был пронизан православием.
Детство Евгения Трубецкого проходило подмосковной усадьбе Азхтырка,которое находилось совсем рядом с Троице- Сергиевской Лаврой, где под Трапезной Церковью располагался семейный склеп Трубецких.
Впечатление детства о Лавре, были опорой творчества братьев Трубецких. « Св. Сергий поставил собор св. Троицы как образ единства и любви, дабы, взирая на этот образ, люди побеждали в себе ненавистное разделение мира, — писал Евгений Николаевич,- Мы, дети, конечно, этого не знали, когда росли, но яркое жизненное воплощение мысли св. Сергия так или иначе нами воспринимались. Образ любви собирающей народ и организующий его, сильно врезался нам в душу».
Этой горячей детской верой и была всегда одушевлена философия Евгения Трубецкого.
Университетские годы (1881-1885) для Евгения Трубецкого были едва ли не самым плодотворным периодом его философских занятий.
Окончив курс университета кандидатом прав, Е.Н.Трубецкой весной 1885 г. для отбывания воинской службы поступил в Киевский гренадерский полк.
В апреле 1886 года Трубецкой стал приват-доцентом юридического лицея в Ярославле.
В дальнейшее Трубецкой принимал активное участие в политической жизни России начала 20-го века. Вся деятельность Евгения Трубецкого была направлена на собирание и единение людей вокруг общего дела духовного возрождения России. Евгений Николаевич Трубецкой был профессором Московского университета, где с 1905 года возглавил кафедру энциклопедии и истории права.
Когда в 1917 году власть перешла в руки большевиков, либеральный профессор Трубецкой вступил с ними в непримиримую борьбу.
Его сын Сергей во главе подпольной группы монархистов намеривался освободить из заключения Николая 2-го и его семью. На заговоры и происки либералов большевики ответили красным террором.
Трубецкой уехал на юг страны, в Ростов -на- Дону, где стал идейным вдохновителем Белой добровольческой армии генерала Деникина. Во Времена гражданской войны, волею судеб губернский город Новороссийск, в течение полутора лет оставался пристанищем Добровольческой армии, части которой вошли в него 26 августа 1918 года.
Генерал Кутепов А.Н. был в тот период Черноморским генерал-губернатором. Командиром Новороссийского военного порта был назначен капитан 2-го ранга В. Н. Потемкин
К началу 1920 года в Новороссийске скопилось большое количество гражданских беженцев. Среди них было немало известных в России людей Профессор князь Евгений Николаевич Трубецкой, русский мыслитель, религиозный философ, и правовед, и общественный деятель, один из идеологов Белого движения, находился в нашем городе с конца 1919 года, выступал с публичными выступлениями. Трубецкой уехал на юг страны, в Ростов -на- Дону, где стал идейным вдохновителем Белой добровольческой армии генерала Деникина. Но Добровольческая армия отступала и уже в конце декабря пришлось срочно эвакуироваться в Новороссийск.
От Ростова до Новороссийска поезд шел 7 дней. В вагоне помимо семьи Трубецких, ехало еще несколько семей, одна из которых везла больного сыпным тифом. Было холодно и ветрено. Евгений Николаевич, как казалось хорошо перенес путишествие, но все остальные простудились и захворали.
В последних числах декабря уходящего 1919 года
Уже мало, кто из старожилов Новороссийска помнит, как в начале 20-го века, при Свято- Успенском храме находилось городское кладбище. Оно поднималось от улицы Видова, вверх между улицами Чайковского и Гладкова. В 1920 году здесь хоронили умерших от тифа гражданских и военных людей. Кладбище переполнилось и его закрыли.
Верхняя часть кладбища попала под новые застройки, нижняя – осталась в виде парка из старых деревьев.
В центре прямоугольного участка (за церковью, вдоль улицы Гладкова) в 1993 году, молодые поклонники князя Трубецкого, поставили гранитный крест, точно такой же, какой стоит в далекой Америке на могиле жены Евгения Николаевича Трубецкого.
Памятный крест был установлен при финансовой поддержке из-за рубежа со стороны внука философа Евгения Сергеевича Трубецкого.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Восстающий крест: о русском философе Е.Н.Трубецком / С. Новиков // Малая земля. — 2003. — 23 дек
  2. Евгений Трубецкой: Смысл жизни есть. Он скрыт от нас / С. Добрицкая // Новороссийский рабочий. — 2003. — 4 окт.
  3. Трубецкой, С. Минувшее: Отрывки из воспоминаний: о семье Трубецких // Воспитание школьников. — 1998. — N1.
  4. У нас свои святыни: научная конференция памяти мыслителя Е.Трубецкого / Е. Андронов // Малая земля. — 2003. — 11 окт.
  5. Неласова, М. Вадим Карастелев:»…Главное-не выпендриваться»: Персона (один из создателей философского воскресного общ-ва памяти кн.Е.Трубецкого) // Новороссийский рабочий. — 1997. — 11 окт
  6. Симфония света, звука и сознания: К 140-летию со дня рождения Е.Н. Трубецкого / Е.В. Порфирьев // Культурная жизнь Юга России. — 2004. — N1. —
  7. Куров, Г. Безверие не вечно. Культура [Текст]: памятник князю Е.Н.Трубецкому / Г. Куров // Новороссийский рабочий. — 1993. — 18 мая.
  8. Белькинд, Ю.Г. «В городе… никто не знал имени Евгения Трубецкого» [Текст] / Ю.Г. Белькинд // Исторические записки: исследования и материалы. — Новороссийск, 2003. — — Вып. 4. — С. 241-245.
  9. Трубецкой, Е.Н. Переписка князя Евгения Николаевича Трубецкого и священника Павла Флоренского [Текст]: публикация писем философов от 1914-1918 гг., предисловия и статьи Е.Н.Трубецкого «Свет фаворский и преображение ума» / Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский // Вопросы философии. — 1989. — N 12. — С. 99-129.
  10. Трубецкой, Е. Смысл жизни [Текст]: фрагмент из одноименной книги русского философа (1863-1920) / Е. Трубецкой // Новое время. — 1990. — N 26. — С. 40-42. — . — нет в библиотеке
  11. Трубецкой, Е. Современный патриотизм и его искушение [Текст] / Е. Трубецкой // Кубань. — 1992. — N 7-9. — . — нет в библиотеке. К66.79
  12. Ларионов, Д. Первая акция. Фонд Трубецкого [Текст] / Д. Ларионов // Новороссийский рабочий. — 1992. — 17 июня.
  13. Куров, Г. «Церковь помогает идущим» собеседник корреспондента «НР» — референт патриарха московского и всея Руси участник религиозно-философских чтений диакон А.Кураев [Текст]: памяти князя Евг. Трубецкого / Г. Куров // Новороссийский рабочий. — 1991. — 26 нояб.
  14. Куров, Г. Гранит и воск. В городе начались религиозно-философские чтения памяти Евгения Николаевича Трубецкого [Текст] / Г. Куров // Новороссийский рабочий. — 1991. — 16 ноября.
  15. Софина, Н. Всем, в российской смуте убиенным. Покаяние [Текст] : о строительстве часовни в память Е.Н.Трубецкого / Н. Софина // Новороссийский рабочий. — 1991. — 23 июля.
  16. Курова, Л. Вот пришли «князья»… [Текст] : о воскресном обществе памяти князя Евгения Трубецкого / Л. Курова // Новороссийский рабочий. — 1990. — 26 сент.
  17. Гончарова, Л. Возвращение Трубецкого. Событие [Текст]: о создании воскресного общества памяти князя Евгения Трубецкого / Л. Гончарова // Новороссийский рабочий. — 1990. — 2 июня
  18. Трубецкой, Е.Н. Звериное царство и грядущее возрождение России [Текст]: из наследия русского философа и историка (1863-1920) / Е.Н. Трубецкой // Кубань. — 1991. — N 2. — С. 58-66.
  19. Зорина, А.П. «…Он лежит на русской земле, на последнем ее краю, у моря»: (русский религиозный философ, общественный и политический деятель князь Е.Н.Трубецкой) / А.П. Зорина // Исторические записки: исследования и материалы. — Новороссийск, 2007. — — Вып. 5. — С. 197-213.
  20. Новиков, С. Евгений Николаевич Трубецкой: «Царство Боже нас коснулось» / С. Новиков // Новороссийские вести. — 2010. — 5 февр. — С. 7.
  21. Трубецкой, Е. Революция и патриотизм [Текст]: фрагмент статьи русского философа и общественного деятеля «Великая революция и кризис патриотизма / Е. Трубецкой // Новое время. — 1992. — N 22. — С. 57-59.
  22. Рыбкина, М. Что противопоставим бессмыслице?: философ Евгений Трубецкой / М. Рыбкина // Новороссийский рабочий. — 2011. — 5 марта. — С. 3.
  23. Симонович, Е. Новороссийские философы поискали смысл: в библиотеке им. Горького прошли религиозно-философские чтения, посвященные философу Евгению Трубецкому / Е. Симанович // Новороссийский рабочий. — 2011. — 11 окт. — С. 3.
  24. Полухин, Ю.Д. Свет багульника. Улица Грановского,2. Споры о Трубецком: Романы, эссе / Ю. Полухин; Ю.Д.Полухин. — М. : Худож. лит, 1990. — 752 с. —
  25. Трубецкой, Н. Наследие Чингисхана / Н. Трубецкой. — М. : Аграф, 1999. — 560 с. — (Новая история). — 87,00.
  26. Трубецкой, Е. Три очерка о русской иконе. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке [Текст] / Е. Трубецкой. — 2-е изд. — М. : Лепта-Пресс, 2003. — 320 с. — (Религиозно-философская серия). 86.372
  27. Трубецкой, В.С. Записки кирасира / В.С. Трубецкой. — М. : Россия, 1991. — 220 с. — (Сыны России). — 15,40.
  28. Трубецкие князья. Россия воспрянет! / Трубецкие князья. — М. : Воениздат, 1996. — 527 с. — (Редкая книга).
  29. Лосев, А.Ф. Владимир Соловьев и его время / А.Ф. Лосев. — М. : Прогресс, 1990. — 720 с. — 5,00. См.: Критика «Оправдания добра» у Е.Н. Трубецкого.- С. 280; В.Соловьев и Е.Н. Трубецкой.- С. 571-591.

21.01.1920. – Умер философ князь Евгений Николаевич Трубецкой

(23.09.1863–23.01.1920) – православный философ. Родился в княжеском имении Ахтырка под Москвой в семье древнего аристократического рода, из которой вышло немало известных деятелей. Например, двое его братьев: Сергей (православный философ, профессор, ум. в 1905 г.) и Григорий (дипломат, затем активный политик в Белом движении, видный деятель в эмиграции, ум. в 1930 г.). Было у них также семь сестер.

Учился Евгений в классической гимназии в Калуге (где отец был генерал-губернатором), с чем связан его период увлечения господствовавшими в "интеллигенции" либерально-западническими идеями.

В то же время открывшая апокалипсическую эпоху, обратила Евгения Николаевича к осмыслению проблем геополитики и историософии. В 1915 г. он опубликовал работы: "Отечественная война и ее духовный смысл","Война и мiровая задача России", "Национальный вопрос, Константинополь и Святая София".

После сначала оставался в Москве, где принимал участие в работе как Товарищ Председателя. Угроза ареста вынудила его покинуть Москву, он прибыл в , где его брат, Г.Н. Трубецкой занимал должность начальника Управления по делам исповеданий. Участник Южно-Русского Священного Собора 19 мая 1919 г. в Ставрополе, на котором было образовало Временное Высшее Церковное Управление ("ВВЦУ") Юга России. В 1920 г. умер от тифа в Новороссийске накануне эвакуации. В годы Белого сопротивления революции им были изданы: "Звериное царство и грядущее возрождение России" (Ростов-на-Д., 1919), "Великая революция и кризис патриотизма" (Ростов-на-Д., 1919), написаны в том же году в Кисловодске "Воспоминания" (София, 1921).

В эти годы вышла и наиболее известная, итоговая книга православного философа Е.Н. Трубецкого – "Смысл жизни" (1918). Обретение смысла жизни – необходимейший акт безусловного самосознания каждого человека. Найти смысл жизни значит понять устройство мiра и свое место в нем, замысленное о нас Богом, и это особенно важно в такое смутное время. Этот смысл жизни не может быть придуманной человеческой целью или увлечением, страстью, прихотью, он независим от нашего сознания и желания, и открывается человеком как его долг в процессе духовного созревания и обретения Божией истины о мiре. Это было итогом поиска истины князем Е.Н. Трубецким.

«Искание истины, – пишет Трубецкой, – есть попытка найти безусловное сознание в моем сознании… Материал, из коего слагается наше познание, весь во времени, но сама истина о нем – в вечности... Наше познание, т. о., возможно именно как нераздельное и неслиянное единство мысли человеческой и абсолютной».

Безусловное Сознание, Абсолютное, Бог, – не только «заключает в себе сущий смысл того, что есть, но и Божий замысел о том, что должно быть». «Бог является началом и концом мiровой эволюции, ее вездесущим центром и смыслом, но не ее субъектом», то есть для Трубецкого очевидно коренное различие Бога и мiра, опровергающее пантеизм. Поэтому Трубецкой хотя и находился под влиянием философской тематики В. Соловьева, в том числе размышял о проблеме "Софии", он уже в ранней работе "Мiросозерцание Соловьева" (1913) отверг его софиологию как недопустимое пантеистическое смешение Бога и мiра. Именно из-за этого смешения софиологи не смогли убедительно решить проблему существования зла в сотворенном Богом мiре, ответственность за которое невольно возлагалась на Бога.

Проблема теодицеи (оправдание благости Бога при наличие зла в мiре) решается у Трубецкого в согласии с православным учением. И по вопросу софиологии: «София, – возражает Трубецкой Булгакову, – вовсе не посредница между Богом и Творением; она – неотделимая от Бога Сила Божия, и мiр, становящийся во времени, есть нечто другое по отношению к Софии». Поэтому и «Идея каждого сотворенного существа не есть его природа, а иная, отличная от него действительность. Идея – это образ грядущей, новой твари, который должен быть осуществлен в свободе».
Примечательны и работы Трубецкого в области искусства (иконописи, музыки), например: "Два мiра в древнерусской иконописи", "Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи" (1916).

Loading...Loading...