Гартман николай. Николай гартман

ГАРТМАН Николай

ГАРТМАН Николай

(1882-1950) - нем. , основоположник критической (или новой) онтологии. Основные труды: «К основам онтологии», «Новый путь онтологии», «Построение реального мира», «Этика», «Эстетика», «Основные черты метафизики познания» и др. Г. одним из первых в 20 в. предпринял попытку возрождения онтологии. Основные метафизические вопросы, в которых работает филос. , имеют, по его мнению, онтологическую природу. Теоретическое , которое не было бы в своей основе онтологическим, никогда не существовало и не является возможным. Рассуждения о бытии необходимо принадлежат к сущности . Прежде чем узнать, как совершается , надо узнать, что познается. Без онтологического обоснования все филос. положения повисают в воздухе. Онтология - важнейшая составная часть метафизики. И , и метафизика имеют дело с бытием, но - с принципиально непознаваемыми проблемами, а онтология с уже познанным и принципиально познаваемым бытием. Именно онтология обратила на иррациональные, непознаваемые «остатки» проблем, неразрешенные и неразрешаемые вопросы, в которые упирается каждое . В сущности бытия вообще скрывается , нечто такое, что мы не можем до конца обнаружить, открыть, но нельзя сказать, что безусловно непознаваемо. Мы не знаем, что такое бытие в общем, но в частностях нам хорошо известно, в определенных формах данности оно является чем-то совершенно бесспорным. Вопросы о способах бытия и структуре бытия, о модальном и категориальном строении - самое неметафизическое в метафизических проблемах, относительно наиболее в вопросах, содержащих иррациональные остатки. Г. различал четыре сферы во всем, что охватывается понятием «бытие»: две первичные, не зависимые от сознания человека (в-себе-бытие), и две вторичные (бытие-для-нас). Первичные сферы выражаются в двух основных способах бытия: реальное и бытие. Им противостоит , которое расщепляется на две сферы: логическую сферу и сферу познания. Познание связано с реальным бытием, а логическое - с идеальным. Реальное бытие состоит из четырех слоев: неорганическое, органическое, душевное и духовное бытие. Не материи, а времени и индивидуальности объявляются подлинными характеристиками реальности, являясь границей между изменчивым реальным бытием и неизменным идеальным бытием. В пространстве только часть реального мира является органической и неорганической природой. Все существующее во времени реально, и только реальное существует во времени. Реальному миру свойственна , неповторимость, одноразовость. Материалисты смешивают с реальным, получается, что исторические судьбы, исторические события нереальны. Так же и психические акты не менее реальны, чем вещи и события. Но и , право, нравственность - не идеальное бытие, т.к. они подвержены изменениям, связаны с реальной жизнью народа в определенную историческую эпоху. Г. приводит свое онтологии в теории познания, в этике, эстетике, раскрывая соотношение реальных и идеальных бытия, идеальных ценностей и реальной человеческой воли.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ГА́РТМАН Николай

(Hartmann), (20 февр. 1882 – 9 окт. 1950) – нем. философ, основоположник т.н. критич. онтологии. Окончил гимназию в Петербурге. Проф. философии в ун-тах Марбурга, Кёльна, Берлина (1920–1945), Гёттингена (1945–50). Вначале Г. был последователем марбургской школы неокантианства; испытал влияние Гуссерля и Шелера. Создал "новую" ("критическую") онтологию, в к-рой, затушевывая философии, пытался преодолеть "крайности" материализма и идеализма. Главное в онтологии Г. – учение о слоистой структуре бытия и специфич. автономных категориях каждого слоя ("К основам онтологии" – "Zur Grundlegung der Ontologie", 1935; "Новые пути онтологии" – "Neue Wege der Ontologie", в кн.: Systematische Philosophie, hrsg. von N. Hartmann, 1942, отд. изд. 1947). Г. считает несостоятельным, подчиненным вопрос об отношении мышления к бытию, так как , психическое, мышление включаются в бытие в качестве "непространственно-имматериального" слоя обладающего такой же реальностью, как и др. слои бытия: "Дух имеет такую же " ("Neue Wege...", в указ. кн., S. 217). Г. отрицает филос. , полагая, что он ведет к упрощению, и предписывает бытию равнозначные, причинно не связанные самостоятельные многообразные слои; главные из них – , органический, душевный и духовный. Время и являются, по Г., категориями, связанными лишь с некоторыми, а не со всеми слоями бытия; напр., душевный и духовный слои независимы от пространства и существуют только во времени. Выдвигая "многослойное бытие" против учения о материи как единой субстанции, против материального единства мира, Г. неизбежно впадает в и релятивизм в теории познания и отрицает критерий истины. Онтология Г. является рационалистической реакцией на полное растворение буржуазной философии в субъективизме и иррационализме. Она получила сравнительно широкое распространение в Зап. Европе, в особенности среди тех философов и социологов, к-рые видят в "новой" онтологии Г., в ее мнимообъективном характере путь выхода из кризиса позитивистской философии, запутавшейся в проблемах детерминизма, и единства материального мира.

В этике Г. выдвигает идеалистич. теорию неизменных "этических ценностей", учение о свободе воли, являющейся условием всякой нравственности ("Этика" – "Ethik", 1925). Эстетике Г. придает особое как способности познавать "органич. слой бытия", в частности человека ("Эстетика" – "Ästhetik", 1953, рус. пер. 1958). Г. оспаривает познавательный искусства. Прекрасное, по Г., постигается лишь в состоянии экстаза и мечтательности; это не поддается рациональному объяснению. Сущность формы – "невыразимая тайна искусства" ("Эстетика", 1958, с. 317). Социологические взгляды Г. буржуазны по своей сущности, идеалистичны.

Соч.: Grundzüge einer Metaphysik der Erkenntnis, 4 Aufl., B., 1949; Zum Problem der Realitätsgegebenheit, B., 1931; Philosophie der Natur. Abriss der speziellen Kategorienlehre, B., 1950; Teleologisches Denken, B., 1951; Kleinere Schriften, Bd l–2, B., 1955–57.

Лит.: Зотов А. Ф., Николай Гартиан и его "критическая онтология", "Вопр. философии", 1957, No 4; Heimsoeth H. und Heiss R. , N. Hartmann. Der Denker und sein Werk, Göttingen, 1952; Frеу С. Т., Grundlagen der Ontologie Nicolai Hartmanns, Tübingen, 1955; Albrecht E., Die Erkenntnis und Seinproblematik in der Ontologie Nicolai Hartmanns, "Wis. Ann.", 1957, Jg. 6, No 6; Herrigel H., Das Verhältnis des Menschen zur Welt, "Z. philos. Forschung", 1956, Bd 10, No 3, 4; Feuerstein R., Die Modallehre Nicolai Hartmanns, Köln, 1957.

А. Мысливченко. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Смотреть что такое "ГАРТМАН Николай" в других словарях:

    Хартман (Hartmann) (1882 1950), немецкий философ, основоположник так называемой критической онтологии. Развил учение о бытии как иерархии четырёх качественно различных слоёв: неорганического, органического, душевного и духовного. Основной… … Энциклопедический словарь

    Николай Гартман Nikolai Hartmann Дата рождения: 20 февраля 1882(1882 02 20) Место рождения: Рига, Лифляндская губерния, Российская империя Дата смерти … Википедия

    Гартман (Hartmann) Николай (20.2.1882, Рига, 9.10.1950, Гёттинген), немецкий философ идеалист, основоположник т. н. критической (или новой) онтологии. Окончил гимназию в Петербурге. В 1920 1945 профессор философии в университетах Марбурга, Кельна … Большая советская энциклопедия

Николай Гартман (правильнее, но менее распространено: Николас Гартман ; латыш. Niklāvs Hartmanis ; нем. Nikolas Hartmann ; 20 февраля 1882, Рига - 9 октября 1950, Гёттинген) - немецкий философ-идеалист, основоположник критической (или новой) онтологии.

Николай Гартман – выходец из Российской империи. Он родился в Риге в семье инженера, закончил гимназию и университет в Санкт-Петербурге, где изучал медицину и классическую филологию. В 1905 г. он уехал в Марбург, защитил две докторских диссертации у выдающихся лидеров неокантианства Германа Когена и Пауля Наторпа, в 1907 г. и 1909 г. («Логика бытия Платона»). В 1912 г. пишет «Основные философские вопросы биологии», а в 1913 г. - «По ту сторону идеализма и реализма». Публикуется в российском журнале «Логос». Участвует в Первой мировой войне, после которой занял место Наторпа в Марбурге. Под воздействием критики психологизма Э.Гуссерлем и М.Шелером в 1921 г. в работе «Основные черты метафизики познания» решительно порвал с субъективистской гносеологией неокантианства, согласно которой субъект продуцирует объект. Это была самая впечатляющая победа феноменологии. В 1923 г. Гартман развивает свой «критический реализм» в работе «Философия немецкого идеализма. Фихте, Шеллинг и романтики» (2-ой том - «Гегель» – вышел в 1929 г.). С 1925 г. стараниями М.Шелера – профессор Кельнского университета, где тесно общается с М.Шелером и, критикуя вслед за ним этический субъективизм, создает свою «Этику» (1926 г.). В 1931-1945 гг. – профессор Берлинского университета, единственный философ после Э.Гуссерля, избранный в Прусскую академию наук, – высшее научное достижение в Германии. В Берлине выходит его «Философская систематика о самой себе» (1935). Здесь он создает свою онтологическую тетралогию: «К основам онтологии» (1934), «Возможность и действительность» (1938), «Строение реального мира. Очерк всеобщего учения о категориях» (1940), «Философия природы. Абрис специального учения о категориях» (1945). Н.Гартман, в отличие от большинства немецких философов, держался совершенно вне политики и в годы нацизма не был отстранен от преподавания. В 1945 г. гибнет единственная рукопись полного текста его «Логики». В 1945-1950 гг. Гартман – профессор Геттингентского университета. В 1949 г. выходит «Новый путь онтологии», и уже посмертно - «Телеологическое мышление» (1951), наносившее удар по неовитализму, и «Эстетика» (1953; русск. пер. 1958), идеи которой развил Роман Ингарден.

На критическую онтологию Николая Гартмана опирались классики психитарии Курт Шнайдер (1935) и Ганс Йорг Вайтбрехт (1963, 1968), а также Э.Грюнталь (1956) и мн.др. Наиболее впечатляющий опыт приложения критической онтологии к психиатрии или, точнее: интеграцию данных различных научных дисциплин, имеющих отношение в психиатрии, и многообразных разделов психиатрии на основе критической онтологии, предпринял в 1967 г. Рихард Юнг (Фрейбург) на шестистах страницах главы «Нейрофизиология и психиатрия» в многотомном издании Psychiatrie der Gegenwart (1/1A, 1967).

Литература

  1. Gamba A. In principio era il fine. Ontologia e teleologia in Nicolai Hartmann - Milano, 2004.
  2. Зотов А. Ф. Проблема бытия в «Новой онтологии» Н. Гартмана // Современный объективный идеализм. - М., 1963.
  3. Савенко, Ю. С. Николай Гартман. 1882 – 1950 // Независимый психиатрический журнал. - 2003. - № 1.
  4. Зотов, А. Ф. Николай Гартман и его «критическая онтология» // Вопросы философии. - 1957. - № 4. - С. 117-124.
  5. Слинин, Я. А. Онтология Николая Гартмана в перспективе феноменологического движения // Николай Гартман. К основоположению онтологии. – СПб.: Наука, 2003.
  6. Рыскельдиева, Л. Т. Аксиологический эстетизм Николая Гартмана // Вопросы философии. - 2005. - № 6. - С. 162-168.
  7. N. Hartmann. Der Denker und sein Werk / Heimsoeth Н., Heiss R. . - Gött., 1952.
  8. Feuerstein R. Die Modallehre N. Hartmanns. - Köln, 1957.
  9. Barone F. N. Hartmann nella filosofia del novecento. - Torino, 1957.

Николай Гартман (нем. Nicolai Hartmann; 20 февраля 1882, Рига, Лифляндская губерния, Российская империя - 9 октября 1950, Гёттинген, ФРГ) - немецкий философ, основоположник критической (новой) онтологии.

Биография

Родился в Риге в семье инженера Карла Августа Гартмана (1848-1890) и дочери пастора Хелены, урождённой Хакман (1854-1938). Рано потерял отца. Учился в петербургской гимназии. Затем изучал медицину в Юрьеве (Ливония), классические языки в Санкт-Петербургском университете. В 1901 году получил степень бакалавра филологии. После революционных событий 1905 года переехал в Марбург, где занимался философией в Марбургском университете под руководством лидеров Марбургской школы неокантианства Германа Когена и Пауля Наторпа. С 1907 года - доктор философии. В 1909 году вышла его первая крупная работа «Платоновская логика бытия». С этого же года Гартман вёл курс философии в Марбургском университете.

Участвовал в Первой мировой войне. В 1920-1950 - профессор философии в университетах Марбурга (1920-1925), Кёльна (1925-1931), Берлина (1931-1945) и Гёттингена (~1945-1950).

Испытав влияние работ Эдмунда Гуссерля, Гартман отходит от неокантианства, неудовлетворённый его субъективизмом («методологизмом»), что выразилось в работе «Основные черты метафизики познания» (1921), которая явилась как бы введением в онтологию Гартмана. В 1926 году выходит его «Этика», в которой Гартман развивает идеи Макса Шелера. В 1933 году публикуется книга «Проблема духовного бытия. Исследования к основоположению философии истории и исторических наук». В последующие годы выходят четыре тома онтологии Гартмана: «К основоположению онтологии» (1935), «Возможность и действительность» (1938), «Строение реального мира. Очерк всеобщего учения о категориях» (1940), «Философия природы. Абрис специального учения о категориях» (1950). В 1945 году гибнет рукопись его «Логики».

В течение 30 лет вёл дискуссионный семинар по философии, которому придавал большое значение. Являлся членом Германской академиии наук. Был активным участником общества имени Канта.

Студентами Гартмана были поэт Борис Леонидович Пастернак и философ Ганс-Георг Гадамер.

Философия

Влияние

Философия Николая Гартмана оказала влияние на ряд учёных. Её последователем был биолог Макс Гартман. На критическую онтологию Николая Гартмана опирались психиатры Курт Шнайдер, Ганс Йорг Вайтбрехт, Э. Грюнталь, невролог Рихард Юнг. Российский психиатр Ю. С. Савенко писал:

Мой собственный опыт, со времени прочтения в 1969 г. книги Татьяны Николаевны Горенштейн «Философия Николая Гартмана», состоит в сильном переживании инсайта, благодаря критической онтологии, которая дает принципиально большую ясность понимания, принципиально больший уровень терпимости к другим позициям, и реально помогает в головоломных проблемах и противоречиях, которыми так богата наша профессия.

Сторонником критической онтологии был философ Г. Якоби.

Сочинения

  • Hartmann N. Platos Logik des Seins. - Gieen: Tpelmann, 1909.
  • Hartmann N. Grundzge einer Metaphysik der Erkenntnis. - Berlin - Leipzig: De Gruyter, 1921.
    • Hartmann N. Grundzge der Metaphysik der Erkenntnis. - 4. Aufl. - Berlin, 1949.
  • Hartmann N. Die Philosophie des deutschen Idealismus. I: Fichte, Schelling und die Romantik, II: Hegel. - Berlin - Leipzig: De Gruyter, 1923-1929.
  • Hartmann N. Ethik. - Berlin: De Gruyter, 1926. - Т. 1-3.
  • Hartmann N. Systematische Philosophie in eigener Darstellung // H. Schwarz (ed.) Deutsche systematische Philosophie nach ihren Gestaltern. - Berlin: Junker und Dnnhaupt, 1931. - Т. I. - С. 283-340.
  • Hartmann N. Das Problem des geistigen Seins. Untersuchungen zur Grundlegung der Geschichtsphilosophie und der Geisteswissenschaften. - Berlin: De Gruyter, 1933.
  • Hartmann N. Zur Grundlegung der Ontologie. - Berlin: De Gruyter, 1935.
  • Hartmann N. Mglichkeit und Wircklichkeit. - Berlin: De Gruyter, 1938.
  • Hartmann N. Der Aufbau der realen Welt. Grundriss der allgemeinen Kategorienlehre. - Berlin: De Gruyter.
  • Hartmann N. Neue Wege der Ontologie // Hartmann N. Systematische Philosophie. - Stuttgart: Kohlhammer, 1943. - С. 199-311.
  • Hartmann N. German Philosophy in the Last Ten Years // Mind. - 1949. - Т. 58. - С. 413-433.
  • Hartmann N. Philosophie der Natur. Abriss der speziellen Kategorienlehre. - Berlin: De Gruyter, 1950.
  • Hartmann N. sthetik. - Berlin: De Gruyter, 1953.
  • Hartmann N. Wie ist kritische Ontologie berhaupt mglich? // Kleinere Schriften. - Berlin: De Gruyter, 1958. - Т. 3. - С. 268-313.
  • Гартман Н. Эстетика = sthetik. - М., 1958.
    • Гартман Н. Эстетика = sthetik. - 2-е. - Киев: Ника-Центр, 2004. - 640 с. - ISBN 966-521-264-8.
  • Гартман Н. Старая и новая онтология. (Пер. Д. Мироновой) // Историко-философский ежегодник 1988. - М.: Наука, 1988. - С. 320-324. - ISBN 5-02-008028-4.
  • Гартман Н. Философско-историческое введение / Гартман Н. Проблема духовного бытия. Исследования к обоснованию философии истории и наук о духе. (Перевод А. Н. Малинкина) // Культурология. XX век: антология / Сост. С. Я. Левит. - М., 1995. - С. 608-648. - 703 с. - (Лики культуры). - 11 000 экз. - ISBN 5-7357-0044-8.
  • Гартман Н. Познание в свете онтологии (Пер. с нем. А. Лаптева) // Западная философия: итоги тысячелетия. - Екатеринбург; Бишкек: Деловая книга; Одиссей, 1997. - С. 461-540. - ISBN 5-88687-027-X, ISBN 5-86745-025-2.
  • Гартман Н. Систематическая философия в собственном изложении. (Пер. с нем. Ф. Вяккерева, В. Волжского) // Фауст и Заратустра. - СПб.: Азбука, 2001. - С. 207-274. - ISBN 5-267-00485-5.
  • Гартман Н. Этика = Ethik / Пер. с нем. А. Б. Глаголева под ред. Ю. С. Медведева, Д. В. Скляднева. - СПб.: Владимир Даль, 2002. - 707 с. - ISBN 5-93615-016-X.
  • Гартман Н. К основоположению онтологии / Пер. с нем. Ю. В. Медведева под ред. Д. В. Скляднева. - СПб.: Наука, 2003. - 639 с. - (Слово о сущем). - ISBN 5-02-026827-5.

ГАРТМАН (Hartmann) Николай фон (20 февраля 1882, Рига - 9 октября 1950, Геттинген) - немецкий философ. Учился в Петербургском университете, после 1905 жил в Германии, с 1909 преподавал философию в Марбурге, с 1925 - профессор Кельнского, а затем Берлинского университетов, в 1945-50 работал в Геттингене. В процессе имманентной критики неокантианского гносеологизма Гартман утвердился на позиции примата онтологии в структуре философских исследований. Эту позицию он впервые сформулировал и обосновал в книге «Метафизика познания» (Metaphysik der Erkenntnis, 1921). Метафизика познания предполагает рассмотрение субъект-объектного отношения в более широкой, онтологической перспективе с точки зрения его укорененности в бытии. Эту задачу Гартман решает с помощью феноменологического понятия интенциональности. Согласно этой позиции, предмет познания лежит за пределами самого познавательного акта и, т.о., представляет собой реальное бытие. В этом его концепция отличается от взглядов Гуссерля, понимавшего под реальным бытием трансцендентальную субъективность и тем самым оставлявшего различие между имманентным и трансцендентным в сфере трансцендентального сознания. Гартман, подчеркивая реальность бытия, опирается непосредственно на Шелера, не разделяя, однако, его спиритуалистической интерпретации реальности.

О принципиальном расхождении Гартмана со спиритуализмом свидетельствует его труд «Возможность и действительность» (Möglichkeit und Wirklichkeit, 1938), в котором он проводит анализ модальностей. Вывод философа - возможность, в сущности, есть необходимость, а необходимость, в свою очередь, есть не что иное, как действительность. Возможным является лишь то, что было или будет реальным, а реальная возможность неотличима от действительности. Действительность им понимается как бытие, единственный атрибут которого - действенность. Признать действенной еще и возможность означает отождествить идеальное бытие с реальным, которое всегда необходимо и только необходимо, но это необходимость факта, а не понятия. Так он обосновывает отличие своей «новой онтологии» от всей традиционной метафизики с ее тенденцией к панлогизму. Редуцируя реальную возможность к необходимости, Гартман лишает себя концептуальных средств выражения процессуальности, ибо становление, процесс, развитие предполагают превращение возможности в действительность, что, по Гартману, несовместимо с «законами модальности».

Гартман подчеркивает несводимость бытия к мышлению. Это заметно в его учении об эмоционально-трансцендентных актах, развернутом в работе «К основанию онтологии» (Zur Grundlegung der Ontologie, 1935). Согласно этому учению, если познание превращает реальность в объективную предметность, за которой только угадывается независимое от сознания бытие, то в эмоционально-трансцендентных актах сама реальность выступает непосредственно. В воспринимающих актах, представляющих собой прежде всего переживания субъекта, вызванные разнообразными жизненными обстоятельствами, реальность как бы навязывает себя субъекту, неожиданно вторгаясь в его внутренний мир. В проспективных актах реальность выступает в антиципациях (предвосхищениях) субъекта, из которых самые главные - надежда, страх и беспокойство. И наконец, в спонтанных актах инициатива соприкосновения с реальностью целиком принадлежит субъекту. Это такие акты, как вожделение, желание и воля. В своей совокупности эмоционально-трансцендентные акты служат, по Гартману, лучшим опровержением сомнений относительно существования реального мира и обличают несостоятельность солипсизма. Хотя реальность обнаруживает себя как иррациональная данность, она вполне доступна познанию в своих общих чертах. В целом позиция Гартмана - статический стратификационизм, признающий существование материи и духа как различных слоев бытия, не сводимых друг к другу.

В книге «Строение реального мира» (Der Aufbau der realen Welt, 1940) Гартман утверждает иерархичность мироздания. Соотношение между ступенями иерархии, т.е. между неорганической природой, жизнью, психическим и духовным бытием, с его точки зрения, определяется специфическими «законами расслоения». Так, «закон возвращения» фиксирует присутствие закономерностей низших слоев в высших, «закон нового» отмечает специфику высшего по сравнению с низшим, «закон дистанции» подчеркивает своеобразие внутренней детерминации в каждом новом слое бытия. Принцип детерминизма проявляется повсюду - его всеобщность вытекает из отождествления действительности с необходимостью, - но способ детерминации меняется от слоя к слою (напр., процессы воли предполагают «экстракаузальные» детерминанты). В системе Гартмана нет места идее развития, проблемы генезиса выносятся за пределы «критической онтологии», а основная последовательность слоев бытия дана как факт, допускающий лишь анализ, но не генетическое объяснение.

В анализе духовного бытия он придает решающее значение исследованию взаимодействия личного и объективного духа. Гартман утверждает, что объективный дух реально не существует помимо человеческих индивидуальностей, но представляет собой их всеобщую, отчужденную и обезличенную форму. Как стихия всеобщего, объективный дух возвышается над индивидуальным сознанием точно так же, как индивидуальное сознание человека над его биологическим организмом. Как высший уровень бытия объективный дух представляет собой целостность, обладающую собственной структурой и принципами, из которых и складываются его специфические проявления - философия, искусство, литература, наука, техника, религия и мифы. Когда индивид реализует свою психическую энергию в одной из всеобщих форм (или сразу в нескольких), он становится историческим деятелем, а объективный дух превращается в «живой дух» исторического процесса - только соединение индивидуального конечного духа с всеобщими формами деятельности конституирует историческое бытие.

Гартман указывает на то, что интенциональность присуща не только перцептивной и репрезентативной сторонам сознания, но и аффективной. Это значит, что эмоции не только принадлежат внутреннему миру личности, но подразумевают существование неких предметностей объективного порядка за пределами субъективных актов. Они-то и есть ценности. Субъективный полюс ценностного отношения составляют эмоционально-трансцендентные акты, а объективный - их интенциональные предметы, то есть ценности. Ценности не могут познаваться рационально, они открываются лишь в актах любви и ненависти, которые представляют собой особые ценностные чувства, заставляющие человека мгновенно и безотчетно, т.е. интуитивно, предпочитать один образ действий другому или восхвалять одно произведение, порицая иное. Такая трактовка нравственных и эстетических оценок имеет рациональный смысл в том, что выбор нравственный или эстетический всегда совершается под диктовку чувства, а не бесстрастной рефлексии или холодной калькуляции, что бы говорили на этот счет поклонники утилитаризма. Человек абсолютно рациональный (а можно представить себе такую воображаемую фигуру в воображаемых обстоятельствах (вряд ли оказался способен на эстетические впечатления и моральные терзания. Но что совершенно не учитывает Гартман, так это своеобразного участия рациональных мотивов в этическом суждении и эстетической оценке. Как ни критикуй Канта за «формализм в этике», а эстетику классицизма за жесткий нормативизм, все-таки в формировании нравственных и эстетических чувств огромную роль играет образование в самом широком смысле этого слова, включающем и «воспитание чувств». За непосредственностью эмоциональной реакции скрывается «социальная память», а это значит, что феноменологическое описание «ценностного чувства», которым ограничивается Гартман, разбирая основания этики и эстетики, явно недостаточно. Гартман не оставил после себя школы. Однако его влияние заметно и в последующей разработке онтологических проблем (П.Вейсс, Г.Якоби), феноменологической этики (Д.Гильдебранд) и эстетики (Р.Ингарден, М.Дюфрен).

Сочинения:

1. Эстетика. М., 1958;

2. Проблема духовного бытия. Исследования к обоснованию философии истории и наук о духе. - В кн.: Культурология. 20 век. М., 1995;

3. Ethik. В. - Lpz., 1926;

4. Das Problem des geistigen Seins. В., 1933;

5. Philosophie der Natur. В., 1950;

6. Kleinere Schritten, Bd 1-2. В., 1955-57.

2. Nikolai Hartmann. Der Denker und sein Werk. Hrsg. Von H.Heimsoeth und R.Heiss. Gott., 1952;

3. Mohantly J.N. N.Hartmann und A.N.Whitehead. A Study Recent Platonism. Calcutta, 1957;

4. Tymienecka A.T. Essence et Existence Etude à propos de la philosophie de R.Ingarden et N.Hartmann. P., 1957;

5. Buch A. (Hg.). Nicolai Hartmann 1882-1982. Bonn, 1982.

Немецкий философ-идеалист, основоположник критической (или новой) онтологии.


Никола́й Га́ртман (правильнее, но менее распространено: Николас Гартман; латыш. Niklāvs Hartmanis; нем. Nikolas Hartmann; 20 февраля 1882, Рига - 9 октября 1950, Гёттинген) - немецкий философ-идеалист, основоположник критической (или новой) онтологии.

Родился в немецкой семье во входившей в состав Российской империи Риге. Окончил гимназию в Петербурге; впоследствии изучал медицину в университете Тарту (тогда Юрьева) и философию в Санкт-Петербургском университете, после чего поступил в Марбургский университет. В 1922-195- профессор философии в университетах Марбурга (1922-1925), Кёльна (1925-1931), Берлина (1931-1945) и Гёттингена (1945-1950).

Будучи учеником Пауля Наторпа и Германа Когена выступал последователем марбургской школы неокантианства. Не удовлетворённый её субъективизмом («методологизмом»), Гартман под влиянием Эдмунда Гуссерля и Макса Шелера разработал собственную онтологическую концепцию («новую онтологию»), которая в целом оказывается модернизацией аристотелевски-схоластического учения о бытии («Система онтологии», т. 1-4, 1933-1950).

Согласно Гартману, бытие имеет слоистую структуру и должно быть рассмотрено как иерархия четырёх качественно различных пластов:

неорганического,

органического,

душевного и

духовного.

Формы существования и категориальная структура разных слоев неодинаковы: так, имматериальные слои (дух,психическое) существуют только во времени. Каждый из высших слоев коренится в низшем, но полностью им не определяется. Низшие формы бытия активнее в своём самоутверждении, высшие обладают большей свободой проявления.

Гартман считал коренные философские проблемы неразрешимыми. В этике Гартман вслед за Шелером развивал теорию неизменных «этических ценностей». Основным вопросом для Гартмана является в этой области проблема соотношения ценностей и свободы воли, рассматриваемая как отношение двух родов сил («детерминаций»): идеальной (ценностей, являющихся ориентиром для воли) и реальной (воли, осуществляющей ценности) («Этика», 1925).

Cтудентами Гартмана были поэт Борис Леонидович Пастернак и философ Ганс-Георг Гадамер. На его ранние труды в области философии биологии иногда ссылаются в современных исследованиях и обсуждениях геномики и клонирования.

Сочинения

Grundzüge der Metaphysik der Erkenntnis. - 4. Aufl. - B., 1949.

Гартман, Н. Эстетика. - М., 1958.

Гартман, Н. Старая и новая онтология / Пер. Д. Мироновой // Историко-философский ежегодник. 1988. - М.: Наука, 1988. - С.320-324.

Гартман, Н. Систематическая философия в собственном изложении // Фауст и Заратустра / Пер. с нем. - СПб.: Азбука, 2001.

Гартман, Н. Проблема духовного бытия. Исследования к обоснованию философии истории и наук о духе // Культурология. 20 век. - М., 1995.

Гартман, Н. Этика / Пер. с нем. А. Б. Глаголева под ред. Ю. С. Медведева, Д. В. Скляднева. - СПб.: Фонд Университет: Владимир Даль, 2002.

Гартман, Н. К основоположению онтологии / Пер. с нем. Ю. В. Медведева под ред. Д. В. Скляднева. - СПб. : Наука, 2003. - 639 с. - (Слово о сущем). ISBN 5-02-026827-5

Loading...Loading...