Холокост во время второй мировой. Трагедия XX века

История человечества, пожалуй, не помнит более жестокого преступления, чем Холокост. С греческого языка этот термин переводится как «всесожжение», он получил широкое распространение только после 1950 годов. История жертв Холокоста - это ужасная катастрофа европейского еврейства, начавшаяся в 1933 году, когда Адольф Гитлер стал канцлером Германии и установил абсолютную диктатуру национал-социалистов. В качестве руководства новой власти служили псевдонаучные расовые теории и жажда очищения немецкой нации от тех, кого считали неугодными. Самый сокрушительный удар тогда пришлось испытать на себе евреям, и даже дети стали жертвами холокоста.

  • Почему именно евреи стали жертвами холокоста?
    • История нелюбви к евреям
    • Что говорят эксперты?
  • Количество жертв Холокоста
  • Международный день памяти жертв Холокоста
  • Музеи жертв Холокоста

Почему именно евреи стали жертвами холокоста?

История нелюбви к евреям

На вопрос, почему именно евреи стали жертвами холокоста, у ученых и историков есть несколько обоснованных ответов, и все они берут свое начало в глубине веков.

Исторически сложилось так, что евреи на протяжении долгих веков жили за пределами своей Родины. Проживая на территории других народов, они сохраняли свой язык и религию. По внешнему облику, одежде и традициям они отличались от европейцев. Когда возникло христианство, начали формироваться и юдофобские представления о евреях. Католическая церковь обвиняла их в убийстве Иисуса Христа.

В 5 веке Августином Блаженным было сформулировано «правильное» христианское отношение к людям еврейского происхождения: убивать евреев нельзя, но унижать можно и нужно. Таким образом, религиозное сознание воспринимало образ еврея, как нечто негативное, нечистое. Вследствие этого евреям приходилось проживать в отдельных кварталах, властями ограничивалась их рождаемость и свобода передвижения. Они изгонялись из разных государств, в том числе, и из России. Связь религиозной юдофобии с государственной была очень тесной.

Видео об истории жертв холокоста:

Понятие «антисемитизм» впервые появилось в 19 веке. Особенной популярностью антисемитские настроения пользовались в Германии. Гитлер, который пришел к власти, унифицировал их в нацистской идеологии и приговорил евреев к полному уничтожению. Нацистская идеология предполагала, что вина евреев заключается в самом факте их рождения.

Кроме того, в список жертв Холокоста попали все «недочеловеки» и «неполноценные», которыми считались все славянские народы, гомосексуалисты, цыгане, психически больные.

Нацисты поставили перед собой цель - стереть с лица земли евреев, как биологический вид, сделав Холокост своей официальной политикой.

Что говорят эксперты?

О причинах такого масштабного и беспрецедентного уничтожения людей экспертами высказываются разные мнения. Особенно непонятно, почему в этом процессе участвовали миллионы обычных немецких граждан.

  • Даниэль Голдхаген считает главной причиной Холокоста антисемитизм (национальная нетерпимость), который на тот период времени массово овладел немецким сознанием.
  • Аналогичное мнение по этому поводу имеет и ведущий специалист по Холокосту Иегуда Бауэр.
  • Немецким историком и журналистом Гёцем Али было высказано мнение о том, что нацисты поддержали политику геноцида из-за имущества, отнимаемого у жертв и присваиваемого рядовыми немцами.
  • По мнению немецкого психолога Эриха Фромма, причина Холокоста кроется в злокачественной деструктивности, которая присуща всему биологическому человеческому роду.

Количество жертв Холокоста

Количество жертв Холокоста имеет ужасающие цифры: во время Второй мировой войны нацисты уничтожили 6 миллионов евреев . Однако в настоящее время многие исследователи утверждают, что на самом деле нацистских лагерей существовало значительно больше, чем принято было считать еще несколько лет назад. Соответственно, и количество жертв также возрастает.

Историки обнаружили около 42 тысяч учреждений, в которых нацисты изолировали, наказывали и уничтожали как еврейские, так и другие группы населения, считавшиеся неполноценными. Эту политику они проводили на обширных территориях - от Франции и до СССР. Но наибольшее количество репрессивных учреждений находилось в Польше и Германии.

Так, в 2000 году был запущен проект, цель которого - поиск лагерей смерти, исправительно-трудовых лагерей, медицинских центров, в которых беременным женщинам делали аборты, лагеря для военнопленных и бордели, содержанки которых по принуждению обслуживали немецких военных. Всего в проекте участвовало более 400 ученых, учитывающих реальные факты и воспоминания жертв холокоста.

После проведённой работы американские исследователи обнародовали новые цифры, свидетельствующие о том, сколько жертв холокоста было на самом деле: около 20 миллионов человек .

Международный день памяти жертв Холокоста

Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января. Этот день утвердила Генеральная Ассамблея ООН в 2005 году, призвав все страны-члены к разработке и просветительству программ, направленных на то, чтобы уроки Холокоста сохранили в памяти все последующие поколения. Люди всего мира должны помнить об этих ужасных событиях, чтобы иметь возможность предотвратить акты геноцида в будущем. Многие страны мира создали мемориалы и музеи, которые посвящены памяти жертв Холокоста. Ежегодно 27 января там проводятся траурные церемонии, памятные мероприятия и акции.

Такие мероприятия в этот день также проводятся и в лагере памяти Освенциме - комплексе нацистских концлагерей и лагерей смерти, где в 1940-1945 годах массово гибли славяне и евреи - жертвы Холокоста.

Как считают многие ученые, человеческому разуму очень сложно полностью осознать геноцид, зародившийся в государстве, богатом духовными традициями и развитой культурой. Эти чудовищные события происходили в цивилизованной Европе практически на глазах у всего мира. Чтобы иметь гарантию того, что подобный Холокост больше никогда не повторится, люди должны стремиться осознать его истоки и последствия.

В мировой практике существует немного примеров мероприятий, во время которых на государственном уровне практиковалось и даже приветствовалось уничтожение людей на основании их этнической принадлежности. Наиболее яркими и запоминающимися современным людям стали два: геноцид армян на территории Османской империи в период Первой мировой и массовое убийство евреев во время Второй мировой войны. Именно второй пример за свою массовость и глобальность получил наименование Холокост.

Изучению этого феномена мировой истории после окончания войны было посвящено немало научных трудов. В них ученые мужи старались найти корни этого процесса и подвести его итоги, хотя бы примерно подсчитав количество подвергнувшихся уничтожению людей. За основу брались показания немецких военных преступников, даваемые следователям Международного трибунала, а также архивные документы нацистской Германии периода 1933-1945. И хотя до сих пор не существует точного числа евреев, погибших в этой кампании, сам ее процесс большинством исследователей разделяется на 3 этапа.

  1. 1933-1940 годы – решение еврейского вопроса на территории Германии, а также занятых ею к этому моменту районов путем дискриминации и выселения.
  2. 1940-начало 1942 года – период концентрации евреев в компактных зонах проживания (как правило, в форме гетто).
  3. 1942-1945 – массовая ликвидация гетто путем депортации евреев в лагеря смерти, где люди подвергались умерщвлению.
Наиболее длительный и «лояльный» по отношению к евреям был первый этап, во время которого нацисты старались не уничтожать, а выдавливать евреев из Германии, а потом и из захваченных ею стран. Это происходило путем принятия дискриминационных по отношению к ним законов, проведения различных антиеврейских акций. Существует мнение, что на первоначальном этапе само нацистское руководство пока еще не знало, что им делать с 600 тысячами евреев, проживавшими на тот момент на территории Германии, поэтому обходилось чисто административными мерами.

Второй этап стал осуществляться после захвата Германией новых территорий: государств Центральной и Западной Европы, имевших свое еврейское население. Массово стали формироваться еврейские районы в крупных городах, именуемые «гетто» с организацией в них систем самоуправления – юденратов и полицейских формирований из числа самих евреев. Юденраты должны были заниматься жизнеобеспечением гетто, при этом выполняя все приказания германских оккупационных администраций. Полицейские формирования следили за порядком, а также иногда привлекались к конвойной службе.

Третий этап ознаменовался массовым истреблением евреев. К этому моменту уже был запущен в действие комплекс лагерей, в задачу которых входили принятие на своей территории привозимых евреев, максимально быстрое их умерщвление и утилизация тел убитых людей. Как правило, часть заключенных евреев использовалась в качестве чернорабочих, сортируя одежду убитых, перевозя их тела в крематории для утилизации и ряда других функций. Кроме того, некоторое количество людей использовалось для медицинских опытов. Однако для большинства евреев конец жизненного пути был таким: смерть с последующим сжиганием в ближайшем крематории.

Конец массовому истреблению евреев положило наступление союзных войск в 1944-1945, во время которого все концентрационные лагеря были освобождены, а гитлеровская Германия прекратила существование. Таким образом, был положен конец Холокосту, во время которого было истреблено порядка 6 млн. европейских евреев, а еще несколько сот тысяч были вынуждены эмигрировать в другие страны.

Хронология Холокоста имеет четкие даты, представляя собой постепенный нажим на еврейское население. Началом его считается публикация книги Гитлера «Майн кампф» в 1924 году. Именно в ней были впервые сформулированы принципы превосходства немецкой нации относительно остальных народов. В дальнейшем маховик репрессий раскручивался все сильнее, по своей сути несколько напоминая средневековую гарроту – орудие для казни, медленно удушавшую людей. Вот такая хронология.

  1. Январь 1933 – канцлером Германии становится Адольф Гитлер.
  2. Май 1933 – массовые акции по сожжению книг еврейских авторов.
  3. Сентябрь того же года – запрет евреям на участие в культурных мероприятиях.
  4. Май 1934 – выступление Рейнхарда Гейдриха, в котором он призвал сделать Германию бесперспективной для евреев, вынуждая их к эмиграции.
  5. Июль 1934 – запрет евреям совершать смешанные с немцами браки.
  6. Январь 1935 – вступление в силу документа, согласно которому низовые структуры должны были упростить выезд евреев из страны, одновременно максимально усложняя въезд в нее в целях длительного или постоянного проживания.
  7. Сентябрь 1935 – принятие Нюрнбергских расовых законов, согласно которым из государственных и силовых структур к 1 декабря должны были быть уволены все евреи и люди со смешанной кровью, предусматривавшие санкции вплоть до лишения гражданства для этих людей. Кроме того, арийцам запрещалось под угрозой тюремного заключения вступать в связи с евреями.
  8. Октябрь 1938 – начало проставления в паспортах литеру «J», означавшую «Jude» – еврей.
  9. Ноябрь 1938 – волна еврейских погромов, названная « », в ответ на провокационное убийство в Париже польским евреем Гершелем Гриншпаном секретаря германского посольства Эрнста фон Рата. Сами власти показательно дистанцировались от их проведения, однако силовикам недвусмысленно намекнули о не препятствовании проведению акциям, занимаясь охраной только немецких граждан и их собственности. В ходе погромов были убиты и ранены десятки евреев, 20 тыс. человек отправлены в тюрьмы, а также разгромлены сотни синагог и магазинов.
  10. Сентябрь 1939 – появление на свет инструкции об организации еврейских гетто на территории оккупированной Польши и указание в дальнейшем евреям носить на рукавах одежды знак «Звезда Давида».
  11. Май 1940 – закладка концлагеря «Аушвиц» близ польского Освенцима.
Здесь следует уточнить, что все предыдущее время нацистская верхушка искала пути быстрого избавления от излишнего количества евреев. Принуждение к эмиграции в другие страны не давало должного эффекта, так как даже из самой Германии выехало лишь около 2/3 евреев. Победы же в боях Второй мировой войны добавляли Германии территории, на которых проживали свои евреи. Простые расстрелы в плане финансов и имиджа были проигрышными вариантами, поэтому был найден способ использования ядовитого газа в лагерях, специально организованных для этих целей. Закладка концлагеря «Аушвиц-Биркенау» символизировала собой техническую готовность нацистов к проведению подобной работы.
  1. Июнь 1941 – начало войны Германии против СССР, ознаменовавшееся на первом ее этапе захватом значительных территорий.
  2. Июль 1941 – подписание документа об «окончательном решении еврейского вопроса», после чего на оккупированных территориях СССР начались массовые расстрелы евреев с привлечением к этому спецкоманд СС и местных коллаборационистов. Оставшиеся в живых евреи концентрировались в гетто.
  3. Март 1942 – начало работы газовых камер Освенцима, после чего череда закрытий гетто, во время которой произошел ряд восстаний евреев, жестоко подавленных оккупантами.
  4. Февраль 1944 – май 1945 – наступление союзных войск с запада и востока, сопровождавшееся постепенным освобождением захваченных нацистами территорий и находящихся на них концентрационных лагерей.
  5. Январь 1945 года – освобождение концлагеря Освенцим.
  6. 9 мая 1945 – капитуляция Германии и окончание Холокоста.
Последний этап Холокоста ознаменовался чудовищным по своему размаху уничтожением евреев, свозимых на территорию лагерей смерти со всех концов оккупированной нацистами Европы. Остановить этот молох могло только освобождение захваченных нацистами территорий. Оно началось с контрнаступлений Красной армии, которая поначалу медленно, а потом все быстрее начала свое продвижение на запад. К лету 1944 она вышла на границы СССР и вошла на территорию Польши, Румынии, Словакии, а затем двинулась дальше, освобождая земли Югославии, Венгрии и Норвегии.

В свою очередь с запада и юга объединенные войска коалиции США, Великобритании и Франции начали свое наступление, выдавливая оккупантов из Западной Европы. В 1945 по мере истощения сил у Германии наступление союзных войск значительно ускорилось. Это позволило освободить сотни больших и малых концлагерей, в которых в невыносимо тяжелых условиях работали и ожидали смерти миллионы заключенных, среди которых евреи составляли значительную часть. Машина Холокоста резко снизила обороты и окончательно остановилась в мае месяце после капитуляции Германии.

Оставшиеся в живых свидетели этого страшного периода в истории еврейского народа впоследствии стали главными свидетелями на процессах по делу военных преступников. Большая часть из германских руководителей и их подчиненных, исполнявших преступные приказы по уничтожению людей, была наказана, причем поиски наиболее одиозных из них продолжались в течение последующих десятилетий. Как правило, этим занимались спецслужбы Израиля, выполняя данную работу довольно успешно.

Помимо самих немцев и предателей, сотрудничавших с ними в сфере убийства, были и люди, с риском для жизни помогавшие евреям выжить в той страшной ситуации. Статистику таких людей, именуемых в Израиле Праведниками мира, ведет музей Яд-Вашем. Последняя озвученная музеем цифра составляет 23 226 человек, но она постоянно пополняется новыми героями, работа по их установлению которых ведется постоянно.

англ. holocaust от греч. holokaustos всесожжение, жертвоприношение с помощью огня)

наиболее распространенный термин, обозначающий преследования и уничтожение евреев нацистами и их пособниками после прихода к власти в Германии Гитлера и до окончания Второй мировой войны в Европе (1933-45). Употребляется в русском языке наряду с терминами Шоа (от иврит. Shoah - Катастрофа) и Катастрофа. Впервые использован в американской публицистике 1960-х гг. как символ крематориев лагеря смерти Освенцим. Получил мировую известность с середины 1970-х гг. после выхода голливудского художественного фильма Holocaust.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ХОЛОКОСТ

от англ. holocaust), Шоа (с ивр. - бедствие, катастрофа), Катастрофа - понятия, широко используемые для характеристики трагедии, когда в результате нацистской политики геноцида в годы Второй мировой войны были уничтожены миллионы евреев.

Идеология национал-социализма, основанная на расовом учении о превосходстве арийской, нордической расы, оправдывала порабощение и физическое уничтожение целых народов, которые объявлялись неполноценными, «низшими» расами, «недочеловеками» (Untermenschen) - например, славян или цыган. Но именно в отношении евреев геноцид в «третьем рейхе» и на оккупированных территориях приобрел масштабный, массовый характер и привел к почти полному уничтожению ашкенази - восточноевропейского еврейства.

Антисемитизм нацистов вырастал из старых, бытовавших в Европе веками националистических предрассудков. Но в XX в. он приобрел качественно новый характер. Традиционная еврейская община, автономно существовавшая в европейских государствах в пределах гетто на протяжении многих веков, в результате глубоких изменений во второй половине XIX - начале XX вв. прекратила свое существование. С ее распадом началась активная интеграция евреев в экономическую, политическую, культурную жизнь стран проживания.

Еврейское национальное движение стало заметным фактором международной жизни. Бывшие обитатели гетто стали играть важную, а часто и ведущую роль в политической жизни многих государств. Верхушка большевистской партии, захватившей власть в России в октябре 1917 г. (см. Октябрьская революция), состояла в основном из евреев. Нацисты это обстоятельство всегда использовали в своей пропаганде, отождествляя большевизм и еврейство, и оправдывали чудовищные злодеяния в отношении последнего необходимостью спасения европейской цивилизации от коммунистического варварства.

Велико было влияние еврейского финансового капитала и на формирование внешней и внутренней политики США, превратившихся к началу ХХ в. в центр мирового еврейства (и остающийся им до сих пор). В побежденной Германии ключевые посты в экономике, политике, культуре тоже были захвачены евреями. Веймарскую республику нередко именовали даже Judenrepublik. Неудивительно, что послевоенные экономические трудности, разруха, нищета, помноженные на чувство национального унижения, вскоре привели к тому, что именно в евреях рядовые немцы стали видеть главных виновников всех своих бед.

Эти стихийные настроения умело использовал Гитлер. Нацисты обвиняли евреев в подрыве немецких национальных традиций, германского государства, основ экономической жизни. Международные связи еврейского капитала и политиков еврейской национальности с финансовыми и политическими кругами США, Великобритании, Франции - недавних врагов рейха - преподносились гитлеровской пропагандой как свидетельство всемирного «жидомасонского заговора», целью которого является установление на планете еврейского господства. И помешать этому способна лишь «арийская раса».

Нацисты с момента возникновения своей партии ставили целью не просто изоляцию евреев, вытеснение их из политической и экономической жизни, но именно поголовное физическое уничтожение всех евреев, «окончательное решение вопроса». Еще в 1922 г. Гитлер заявил, что в случае прихода к власти «уничтожение евреев станет моей первой и главной задачей… Если как следует подогреть ненависть и развязать борьбу против них, то их сопротивление будет неизбежно сломлено. Они не смогут защитить себя, и никто не станет их защитником». И после прихода к власти в 1933 г. он последовательно стал воплощать эту программу в жизнь, умело сочетая стихийный антисемитизм улицы, погромы штурмовиков с систематическим государственным насилием, роль которого возрастала по мере укрепления фашистского режима.

С началом Второй мировой войны насилие в отношении евреев стало массовым, и погром в пределах страны обернулся геноцидом в масштабах Европы. В государствах континента, контролируемых нацистами, проживало, по некоторым оценкам, около 9 млн евреев. Для воплощения своих чудовищных планов в жизнь (физической ликвидации столь значительного количества людей) «обычных» методов было недостаточно. И тогда нацисты создали систему концентрационных лагерей - «фабрик смерти», где за годы «третьего рейха» были уничтожены миллионы людей, в основном гражданских.

Всего нацистами было создано 1634 концлагеря и свыше 900 «трудовых». Все они, в сущности, были «лагерями смерти», где тысячами гибли как евреи, так и представители других «неполноценных» народов. В самой Германии еще в 1939 г. начали действовать такие крупные лагеря как Дахау, Заксенхаузен, Бухенвальд, Равенсбрюк, Флоссенбург. А в оккупированной Польше появились стационарные центры, специально спроектированные (или переоборудованные) для массовых убийств в индустриальном масштабе: на территориях, включенных в рейх - Освенцим и Хелмно, в «генерал-губернаторстве» - Майданек, Треблинка, Собибор и Бельзец. Это не случайно - именно в Польше, а также в Белоруссии и на Украине проживала основная масса восточноевропейского еврейства.

Лагеря смерти были построены вблизи транспортных артерий. В генерал-губернаторстве, которое Гитлер называл «огромным польским лагерем», гетто были сосредоточены рядом с железными дорогами. Без их сети (на Рейсбане было занято около 1,5 млн чел.) Холокост был бы просто невозможен.

Даже во время Сталинградской битвы, когда требовалось срочно перебросить на Восточный фронт новые воинские соединения и технику, график движения поездов составлялся так, что приоритет отдавался тем составам, что везли в концлагеря евреев.

Большинство немцев знало о назначении этих составов, которые громыхали в темное время суток. Некоторые даже говорили: «Проклятые евреи, даже ночью спать не дают!».

Немцы получали выгоду от массовых убийств. Изъятые у несчастных вещи, от часов и авторучек до белья, распределялись в вооруженных силах и среди гражданского населения. Известен случай, когда на «Внутреннем фронте», т. е. в самой Германии, всего за 6 недель было распределено 222 тыс. мужских костюмов и комплектов белья, 192 тыс. комплектов женской одежды и 100 тыс. детской. Все это было изъято у людей, отправленных в газовые камеры в Освенциме. И получатели прекрасно об этом знали.

Было, конечно, немало случаев, когда немцы, рискуя жизнью, спасали от неминуемой смерти евреев. Но в целом приходится признать: немецкий народ знал о геноциде и содействовал ему.

Массовым истреблением занимались и мобильные команды - эйнзатцгруппы СС. Их было создано 4 - по одной на группу армий, вторгшихся в СССР. Из 4 млн евреев, проживавших на советских территориях, оккупированных немцами в 1941–42 гг., 2,5 млн успели эвакуироваться до прихода фашистов. Оставшиеся же на 90% были сконцентрированы в городах, что значительно упрощало для эйнзцатцгрупп задачу их уничтожения.

Казни осуществлялись как путем массовых расстрелов, так и с использованием передвижных газовых камер. За короткое время небольшим группам палачей (в каждом карательном батальоне насчитывалось от 500 до 900 военнослужащих) удалось истребить огромное количество мирных жителей, в основном еврейской национальности. Так, в Риге 22 эсесовца убили 10600 евреев.

Всего за полтора месяца, начиная с середины октября 1941 г., эйнзатцкоманды A, B, C и D на оккупированной советской территории уничтожили 125, 45, 75 и 55 тыс. евреев соответственно. В 1942 г. на территории Украины и Белоруссии их было истреблено 900 тыс.

Геноцид в отношении этого народа осуществлялся как на оккупированных территориях, так и в странах фашистского блока, хотя везде по-разному. Австрийцы, которых после войны стали представлять «первой жертвой нацизма», на самом деле горячо приветствовали аншлюс и участвовали в Холокосте даже с большим рвением, чем немцы.

Не только Гитлер, но и главные палачи Эйхман и Кальтенбруннер были австрийцами. Выходцы из Австрии Зейсс-Инкварт и Раутер руководили массовым истреблением евреев в Голландии. Австрийцы составляли одну треть личного состава эсэсовских истребительных батальонов, они командовали четырьмя из шести «фабрик смерти». По некоторым подсчетам, именно на долю австрийцев приходится половина всех уничтоженных в годы Холокоста евреев.

Ответственность за чудовищную катастрофу лежит и на Румынии, где до войны проживало 757 тыс. евреев. Профашистский режим Антонеску проводил антисемитскую политику на государственном уровне внутри страны. А в оккупированной Бессарабии румынскими солдатами было убито 200 тыс. евреев. Совместно с эйнзатцкомандой D только в Приднестровье они уничтожили 218 тыс. евреев. Жестокость румын изумляла даже эсэсовских палачей.

Часть французов, как тех, кто жил в оккупированной фашистами северной части, так и подданных марионеточного вишисткого режима Петена, поддержала гитлеровское «окончательное решение». Коллаборационисты помогли немцам депортировать 75 тыс. французских евреев, из которых уцелело всего 2,5 тыс.

В других европейских странах - Италии, Голландии, Греции нацисты такой поддержки со стороны населения не нашли. Даже Муссолини колебался в отношении проведения в жизнь «окончательного решения». Геноцид евреев в этих государствах осуществлялся в основном эсэсовцами.

Количество жертв Холокоста было бы на порядок меньше, если бы не выжидательная политика США и Великобритании. Союзники вполне могли бы принять большее количество беженцев из Германии и оккупированной Европы (и тем самым спасти их от верной смерти), чем это было сделано.

За всю войну США пустили в страну всего 21 тыс. эмигрантов - 10% от количества, предусмотренного законом о квоте. В Америке были сильны антисемитские настроения, там в массе своей граждане отказывались верить даже в сам факт Холокоста, несмотря на многочисленные свидетельства тех, кому посчастливилось выжить. Пассивную позицию занял президент Рузвельт, который был решительным противником массовой эмиграции евреев из Европы в Америку.

Англичане тоже были настроены против массового приема беженцев, Форин Офис отклонял даже индивидуальные прошения. Геббельс записал в дневнике 13 декабря 1942 г.: «Думаю, и англичане, и американцы счастливы, что мы энергично истребляем евреев».

США и Англия уверяли мировую общественность, что самый эффективный способ спасения евреев - быстрый и окончательный разгром Гитлера. Но второй фронт в Европе был открыт лишь 6 июня 1944 г., когда Красная Армия стремительно наступала на запад, освобождая страны Европы и спасая гражданское население, включая и евреев, от уничтожения.

Промедление союзников с открытием второго фронта стоило жизни не одной сотне тысяч евреев. В этом смысле военно-политическое руководство США и Великобритании также несет ответственность за Холокост.

Почему он стал возможен? Почему сами евреи не смогли оказать палачам серьезное сопротивление, как это делали другие, менее многочисленные народы? Причины в историческом опыте иудеев, которые за много веков привыкли приспосабливаться к действительности, а не бороться. Кроме того, наиболее деловитые из ашкенази эмигрировали в Америку еще до войны, а энергичные и воинственные - в Палестину. Оставшиеся, в основном религиозные евреи, к организованному сопротивлению не были способны. Эти особенности еврейской социальной психологии и учитывали нацисты, сводя у жертв до минимума саму мысль о сопротивлении.

Евреи верили, что ниспосланная на них страшная кара, орудием которой был Гитлер, есть дело рук Божьих и одновременно доказательство того, что Бог избрал именно их. Понимание Холокоста как жертвы, страдания, искупления, за которым наступит возрождение, и по сей день является для большинства евреев актуальным. Шоа, Катастрофа является для еврейского сознания центральным событием Второй мировой войны, которая была развязана якобы только потому, что Гитлер патологически стремился уничтожить евреев.

Но в 1939–45 гг. участники войны решали разные задачи, исходя из своего понимания национальных интересов (пусть и ложного, приведшего собственный народ к катастрофе, как в случае с Гитлером), а вовсе не воевали исключительно для того, чтобы уничтожить или спасти «избранный народ».

Вырывание событий Холокоста из контекста мировой войны ведет к мифологизации исторического процесса. Сакрализация Катастрофы, превращение ее в общественном сознании из исторического факта в вариант библейских Писаний (Кетубим), событие только иудейской истории, не допускают иных, «неталмудических» толкований. Даже цифра жертв Холокоста объявлена неизменной и окончательной - 6 млн чел. Сомневающиеся подлежат суровому суду, причем на самом высоком международном уровне.

Фактически религиозно-метафизическое восприятие евреями Холокоста предписывается остальному миру в качестве нормы международного права, а иная точка зрения на историю массового геноцида в отношении евреев - недопустимой.

В некоторых странах отрицание факта Холокоста является уголовно наказуемым преступлением. Тем не менее, существует «ревизионистская» литература, в которой делаются попытки взглянуть на события Второй мировой войны и Холокост не только глазами евреев (см. например, Юрген Граф).

По мнению «ревизионистов» количество жертв Катастрофы сильно завышено, многие народы понесли не меньшие потери в войне, и уже на этом основании неправильно делать еврейский народ главным субъектом (и объектом) Второй мировой войны, ее главной жертвой. Наиболее радикальные авторы вообще оперируют цифрой всех еврейских потерь в 300 тыс. чел., а не 6 млн. Довольно серьезные аргументы подтверждают цифру около 4 млн чел. (В. Кожинов). Есть и точка зрения, что никакого Холокоста не было - она распространена в арабском и мусульманском мире, а миф о Холокосте раздула еврейская пресса, чтобы вызвать у всего мира чувство вины.

Христианские ортодоксальные публицисты, не отрицая уничтожения евреев, выступают против применения слова «холокост», т. к. оно имело смысл сакральной жертвы - «всесожжение», и распространять это слово на факт геноцида кощунственно.

В целом геноцид евреев в XX в. еще долго будет оставаться предметом интереса историков и фактом, определяющим международный политический климат.

Отличное определение

Неполное определение ↓

С самого начала войны частью политики нацистской Германии было убийство гражданских лиц в массовом порядке. Особенно это касалось евреев – позже Гитлер выдвинул политику «окончательного решения вопроса», то есть, полного уничтожения евреев. «Эскадроны смерти» привели к гибели около миллиона человек, позже начали происходить многочисленные массовые убийства, а затем появились концентрационные лагеря, где заключенные были лишены надлежащего питания и медицинского обслуживания. Финальной точкой стало строительство лагерей смерти – государственных учреждений, целью постройки которых было систематическое убийство огромного числа людей.

Внимание! Фотографии в новости могут быть неприятны для просмотра, впечатлительным огромная просьба далее не смотреть!

В 1945 году, когда во время наступления войска союзников захватили многие лагеря, они обнаружили результаты этой политики нацистов: сотни тысяч голодных и больных заключенных, которые были заперты вместе с тысячами мертвых тел. А кроме того, были обнаружены газовые камеры, огромные здания крематориев, тысячи массовых захоронений, тысячи томов документации по не человечески-жестоким медицинским опытам, и многое другое. Нацисты убили более десять миллионов человек, в том числе шесть миллионов евреев.

Lebensunwertes Leben, иначе говоря, «жизнь, недостойная жизни». Один из самых ужасных терминов, существующих в истории, был использован солдатами нацистской Германии для обозначения человеческих существ, чьи жизни, по их мнению, были несущественны, не имели никакого значения – или обозначения тех, кто должен был быть убит. Сначала этот термин применялся исключительно к людям, страдающим разнообразными психическими расстройствами, позднее им стали обозначать «расово неполноценных», или «страдающих сексуальными девиациями» или просто «врагов государства», причем, как внутренних, так и внешних.

1. Истощенная восемнадцатилетняя русская девушка смотрит в объектив камеры во время освобождения концентрационного лагеря Дахау в 1945 году. Концентрационный лагерь Дахау стал первым немецким концлагерем. Он был открыт в 1933 году. Более 200,000 людей содержались здесь в нечеловеческих условиях в период с 1933 по 1945 год. Официально было объявлено о 31 591 смертях. Причиной гибели людей были болезни, недоедание и самоубийства. В отличие от Освенцима, Дахау не был официально «лагерем смерти», но условия содержания заключенных здесь были настолько ужасными, что сотни людей умирали каждую неделю.

2. Эта фотография была предоставлена парижским фондом памяти жертв Холокоста. На ней запечатлен расстрел немецким солдатом украинского еврея во время массового расстрела местных жителей в Виннице, Украина, ориентировочно между 1941 и 1943 годами. Эта фотография, озаглавленная «Последний еврей в Виннице» (именно такая надпись была на обратной стороне фотографии), была найдена в фотоальбоме, принадлежащем немецкому солдату.

3. Немецкие солдаты проводят допрос евреев после восстания, состоявшегося в Варшавском гетто в 1943 году. В октябре 1940 года немцы начали переселять более 3 миллионов евреев, проживающих на территории Польши, в переполненные гетто. В самом крупном из них, в Варшавском гетто, тысячи евреев погибли из-за непрекращающихся эпидемий болезней и голода. Кроме того, в скором времени нацисты начали массовые депортации из гетто в лагерь смерти Треблинка. Восстание в Варшавском гетто – первое массовое восстание против нацистской оккупации Европы – продолжалось с 19 апреля до 16 мая 1943 года. Оно началось после того, как солдаты немецких войск и полиция вошли в гетто, чтобы депортировать выживших жителей. Восстание завершилось, когда плохо вооруженные участники восстание потерпели поражение в результате действий превосходящих по количеству и хорошо экипированных немецких войск.

4. Человек увозит тела погибших евреев в гетто Варшавы в 1943 году. Люди здесь умирали от голода прямо на улицах. Каждое утро, около 4-5 утра, похоронные телеги собрали по несколько десятков мертвых тел. Тела умерших евреев массово сжигались в глубоких ямах.

5. Группу евреев, в том числе маленького мальчика, выводят из Варшавского гетто в сопровождении немецких солдат. Фотография сделана 19 апреля 1943 года. Эта фотография являлась частью доклада генерала СС Струпа своему командованию, и была представлена в качестве доказательств зверств нацистов во время трибунала в Нюрнберге в 1945 году.

6. После восстания в Варшавском гетто, гетто было полностью разрушено. Из более чем 56 тысяч евреев, которые содержались в нем, около 7000 были расстреляны, а остальные были депортированы в лагеря смерти или концентрационные лагеря. На этой фотографии – развалины гетто, которое было подорвано немецкими войсками. Варшавское гетто просуществовало в течение нескольких лет, и за это время там погибло приблизительно 300000 польских евреев.

7. Немец в военной форме расстреливает еврейскую женщину в ходе массового расстрела в Мизоче, Украина. В октябре 1942 года, 1700 человек в гетто, находящемся в Мизоче, подняли восстание против немцев и примкнувших к ним полицаев из числа местного населения. Около половины жителей смогли бежать или скрыться во время восстания. В итоге восстание было окончательно подавлено. Выживших захватили в плен, они были доставлены в овраг и расстреляны. Фотографии предоставлены фондом памяти жертв Холокоста в Париже.

8. Евреи, депортированные в транзитном лагере Дранси под Парижем, Франция, в 1942 году. Дранси был последней остановкой перед помещением людей в немецкие концентрационные лагеря. Приблизительно 13 152 евреев (в том числе 4115 детей) были захвачены французскими полицейскими, их забрали из дома, чтобы отвести на «Vel d’Hiv», зимний стадион на юго-западе Парижа, в июле 1942 года. Позднее они были доставлены на железнодорожный терминал в Дранси, к северо-востоку от французской столицы, а затем депортированы на восток. Лишь немногие позже сумели вернуться домой.

9. Анна Франк, фотография была сделана в 1941 году. Снимок был предоставлен Домом Анны Франк в Амстердаме, Нидерланды. В августе 1944 года, Анна, ее семья и другие люди, которые прятались от немецких оккупационных войск, были схвачены и отправлены в тюрьмы и концентрационные лагеря. Анна умерла от тифа в возрасте 15 лет в концлагере Берген-Бельзен, но ее посмертно опубликованные дневники сделали ее символом всех евреев, погибших во Второй мировой войне.

10. Прибытие евреев из Карпатской Руси, региона, который в 1939 году отошел Венгрии, а до того принадлежал Чехословакии, в Освенцим-Биркенау, лагерь смерти в Польше, в мае 1944 года. Фотография была предоставлена Лили Джейкоб в 1980 году.

11. Четырнадцатилетняя Чеслава Квока, фотографии личного дела узницы лагеря Освенцим. Фотография находится в музее Освенцима, нацистского лагеря смерти, где во время Второй мировой войны погибли около 1,5 миллиона человек, большинство из них евреи. Чеслава, полька и католичка, родом из Wolka Zlojecka, Польша, была отправлена в Освенцим вместе с матерью в декабре 1942 года. Через три месяца обе уже были мертвы. Вильгельм Брассе, один из заключенных, в обязанности которого входило делать фотографии узников, рассказал о Чеславе в документальном фильме, снятом в 2005 году. «Она была так молода и ей было так страшно. Бедная девочка девушка не понимала, почему она оказалась там, и она не могла понять, что именно ей говорят Надзирательница разозлилась, взяла палку и начала бить ее по лицу. Эта немка просто выместила свою агрессию на девушке. Такая красивая была эта молодая девушка, такая невинная. Она плакала, но она ничего не могла сделать. Перед тем, как я ее сфотографировал, она вытерла слезы и кровь из пореза на губе. Я ничем не мог ей помочь, увы».

12. Жертва нацистского медицинского эксперимента в Равенсбрюк, Германия, в ноябре 1943 года. На руке жертвы виден глубокий ожог от фосфора. Фотография демонстрирует результаты медицинского эксперимента с фосфором, который был проведен врачами Равенсбрюк. Во время эксперимента смесь фосфора и каучука наносится на кожу и поджигается. Через двадцать секунд, огонь тушили водой. Через три дня рану начинали обрабатывать раствором Echinacin. Через две недели рана заживала. Эта фотография, сделанная лагерным врачом, присутствовала в качестве доказательств зверств нацистов во время процесса над врачами в Нюрнберге.

13. Еврейские заключенные в концентрационном лагере Бухенвальд, после освобождения из лагеря в 1945 году

14. Американские солдаты молча осматривают железнодорожные вагоны с мертвыми телами, которые были обнаружены на железнодорожной ветке в лагере Дахау в Германии, 3 мая 1945 года.

15. Истощенный француз сидит среди погибших в трудовом лагере Миттельбау-Дора в Нордхаузен, Германия, в апреле 1945 года.

16. Мертвые тела лежат у стены крематория в немецком концентрационном лагере в Дахау, Германия. Тела были обнаружены американскими войсками Седьмой армии, которые захватили лагерь 14 мая 1945 года.

17. Американский солдат осматривает тысячи золотых обручальных колец, которые были изъяты у евреев немцами в Солт Хайльбронн в Германии, 3 мая 1945 года.

18. Три американских солдата смотрят на мертвые тела, находящиеся в печи в крематории в апреле 1945 года. Фотография была сделана в неустановленном концлагере в Германии, в момент освобождения лагеря солдатами армии США.

19. Куча пепла и костей в концентрационном лагере Бухенвальд недалеко от Веймара в Германии, 25 апреля 1945 года.

20. Заключенные у находящегося под током забора концентрационного лагеря Дахау приветствуют американских солдат. Точная дата снимка не известна. Некоторые из заключенных одеты в полосатую бело-голубую тюремную одежду. Они украсили свои бараки тайно сделанными флагами, которые они изготовили, когда услышали приближающиеся залпы орудий 42-й дивизии Радуга на подходе к Дахау.

21. Генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр и другие американские офицеры в концлагере Ордруф, вскоре после освобождения лагеря в апреле 1945 года. Когда американские войска оказались в непосредственной близости от лагеря, охранники застрелили заключенных.

22. Умирающий заключенный в концентрационном лагере Нордхаузен в Германии 18 апреля 1945 года.

23. Заключенные на марше смерти из Дахау двигаются в южном направлении вдоль улицы Noerdliche Muenchner в Грюнвальд, Германия, 29 апреля 1945 года. Многие тысячи заключенных были насильственно переведены из отдаленных лагерей для военнопленных в лагеря, находящиеся вглубь на территории Германии, когда союзные войска оказались на подступах к границам. Тысячи людей погибли в пути, те, кто был не в состоянии идти в ногу, были казнены на месте. Четвертый справа на фотографии – Дмитрий Горький, который родился 19 августа 1920 года в Благословском, Россия, в семье крестьян. Во время Второй мировой войны Дмитрий находился в заключении в тюрьме в Дахау в течение 22 месяцев. Причины его заключения неизвестны. Фотография была предоставлена сотрудниками Мемориального музея Холокоста в США.

24. Американские солдаты ходят между рядами трупов, которые лежат на земле возле казарм в нацистском концентрационном лагере в Нордхаузен, Германия, 17 апреля 1945 года. Лагерь расположен в 70 милях к западу от Лейпцига. Когда лагерь был освобожден войсками союзников 12 апреля, солдаты армии США обнаружили более 3000 тел, и жалкую горстку уцелевших

25. Мертвый заключенный в вагоне поезда близ концентрационного лагеря Дахау в мае 1945 года.

26. Генерал-лейтенант Джордж С. Паттон из 3-й армии, XX корпуса армии союзников в концентрационном лагере в Бухенвальде недалеко от Веймара, Германия, 11 апреля 1945 года.

27. Двенадцатая бронетанковая дивизия генерала Патча, прокладывающая путь к австрийской границе, наткнулась на ужасы немецкого концлагеря в Schwabmunchen, к юго-западу от Мюнхена. Более 4000 рабов, евреи из разных стран, были размещены в тюрьме. Многие узники были заживо сожжены охранниками, которые подожгли бараки, в которых спали заключенные, стреляя в любого, кто пытался бежать. Фотография мертвых тел в Schwabmunchen была сделана 1 мая 1945 года.

28. Труп заключенного лежит на заборе из колючей проволоки в Лейпциг-Текла, к югу от лагеря Бухенвальд, недалеко от Веймара, Германия.

29. Эти мертвые тела жертв немцев были вывезены из концлагеря Lambach в Австрии, 6 мая 1945 г. немецкими солдатами по приказу американских войск. В лагере первоначально находились восемнадцать тысяч человек Не было предусмотрено ни кроватей, ни санузлов, от сорока до пятидесяти заключенных умирали каждый день.

30. Молодой человек сидит на перевернутом табурете рядом с сожженным телом в лагере Фекла за пределами Лейпцига, в апреле 1945 года, после того, американские войска вошли в Лейпциг 18 апреля. В этот день, 18 апреля, работники авиастроительного завода Фекла были заперты в изолированном помещении и заживо сожжены зажигательными бомбами. Около 300 заключенных погибли. Те, кому удалось бежать, был казнены членами гитлерюгенда, согласно докладу американского капитана

31. Сожженные тела политических узников лежат у входа в сарай в Гарделеген, Германия, 16 апреля 1945 года, где они встретили свою смерть от рук немецких войск СС, которые подожгли сарай. Группа людей пыталась бежать и была расстреляна войсками СС. Из 1100 заключенных, только двенадцати удалось спастись.

32. Мертвые тела, найденные солдатами Третьей бронетанковой дивизии армии США, в немецком концентрационном лагере в Нордхаузен 25 апреля 1945 года, где содержались сотни «рабов» разных национальностей

33. Когда американские войска освободили заключенных в лагере Дахау, Германия, в 1945 году, многие немецкие охранники были убиты заключенными, которые затем бросил их тела в ров, окружающий лагерь

34. Подполковник Эд Сейлер из Луисвилля, штат Кентукки, стоит среди тел жертв Холокоста, разговаривая с 200 немецких гражданских лиц, которых привели в концентрационный лагерь Ландсберг, 15 мая 1945 года

35. Измученные и истощенные заключенные, почти мертвые от голода, в концентрационном лагере в Эбензее, Австрия, 7 мая 1945 года. Лагерь пользовался репутацией места. где узников использовали для «научных» экспериментов.

36. Освобожденный солдатами третьей танковой дивизии Первой американской армии русский указывает на бывшего охранника лагеря, который жестоко избивал заключенных 14 апреля 1945 года в концентрационном лагере Бухенвальд в Тюрингии, Германия.

37. Мертвые тела в концентрационном лагере Берген-Бельзен после того, как британские войска освободили лагерь 15 апреля 1945 года. Британские солдаты обнаружили 60000 мужчин, женщин и детей, умирающих от голода и болезней.

38. Солдаты немецких войск СС грузят тела жертв -узников концлагеря Берген-Бельзен – в грузовики для захоронения, в Бельзен, Германия, 17 апреля 1945 года. На заднем плане британский вооруженный конвой.

39. Граждане Людвигслуст, Германия, осматривают близлежащие концлагеря по приказу 82-й воздушно-десантной дивизии 6 мая 1945 года.

40. Тысячи мертвых тел в Берген-Бельзен, в Бергене, Германии, найденные после освобождения лагеря британскими войсками 20 апреля 1945 года. Около 60000 содержавшихся здесь гражданских лиц, ставших жертвами сыпного тифа, брюшного тифа и дизентерии, умирали сотнями ежедневно, несмотря на отчаянные усилия медицинского персонала, в спешном порядке переброшенного в лагерь после его освобождения.

41. Джозеф Крамер, комендант концлагеря Берген-Бельзен в Бельзен, фотография была сделана 28 апреля 1945 года. После судебного процесса Крамер, «Чудовище из Бельзен», был осужден и казнен в декабре 1945 года.

42. Женщины из подразделений СС выгружают тела своих жертв из грузовиков в концентрационном лагере в Бельзен, Германия, 28 апреля 1945 года. Голод и болезни привели к гибели сотни тысяч заключенных в лагере. На заднем плане британские солдаты.

43. Немецкий солдат СС среди сотен трупов во время массового захоронении в Бельзен, Германия, в апреле 1945 года.

44. Груды мертвых тел в концентрационном лагере в Берген-Бельзен, 30 апреля 1945 года. Приблизительно 100000 человек умерли в этом лагере.

45. Немка закрывает глаза своему сыну, когда они проходят мимо ряда эксгумированных тел за пределами Suttrop, Германия. Тела 57 русских, убитых немецкими войсками СС, были брошены в братскую могилу перед прибытием войск Девятой армии США. Перед погребением, все немецкое гражданское население в районе было собрано, чтобы своими глазами увидеть жертв.

(Holocaust, The).

Освенцим польская деревня,где располагался один из самых больших нацистских концентрационных лагерей, стал символом массовых убийств и ужасов холокоста. Один из многих нацистских лагерей смерти олицетворяет в общественном сознании всю систему массовой депортации, унижения, умерщвления людей, созданную немецкими нацистами во время Второй мировой войны. Термин "холокост", обычно использующийся, чтобы обозначить нацистские преследования и безжалостное уничтожение 6 млн евреев в 193345 гг., стал символом безмерных страданий и частных и массовых проявлений зла в XX в. Первая пол. этого века, крый "Новая кембриджская современная история" именует "эрой насилия", отмечена двумя кульминационными моментами насилия холокостом и Хиросимой.

Анализ ученыхисториков показал, насколько недостаточной и безразличной была реакция жителей Германии и других стран, на глазах у крых нацисты преследовали евреев. Правительства союзников историки обвиняют в том, что во время войны с Германией они не отдавали приказа бомбить Освенцим и ведущие к нему пути. Даже еврейские организации в Америке подверглись критике за то, что они недостаточно старались спасать европейских евреев. Однако самое большое бремя ответственности легло на христианские церкви, особенно в Германии, за их равнодушие и бездействие до и во время холокоста. К-ром е того, определенные положения христианского вероучения и реальное поведение христиан взрастили антииудаизм, крый привел к тому, что народ поддерживал радикальные антисемитские движения до 1933 г. Зловещий отпечаток в немецкой лютеранской традиции оставили антисемитские высказывания Мартина Лютера в 1543г.,атакже оголтелый антисемитизм А. Штекера, крый с 1874 г. был придворным проповедником. К-ром е того, традиционное христианское учение о "проклятых евреях", на крых возлагали обвинение в богоубийстве, порой воспринималось как призыв к антисемитским акциям. Второй Ватиканский собор в документе 1965 г. признал пагубность этого учения: нельзя возлагать вину на всех евреев, живших в то время, и на евреев нынешних. Протестанты тоже пересмотрели свое учение об иудеях. В1980 г. синод Рейнской земли Немецкой евангелической (протестантской) церкви с энтузиазмом принял программный документ "Резолюция о возобновлении отношений между христианами и иудеями". Характеризуя холокост как поворотный момент и предпосылку к новым отношениям, резолюция признает "общую ответственность и вину германского христианства". Дальше говорится, что непрерывное существование еврейства и создание государства Израиль знаменуют верность Бога своему народу. Иудеи и христиане провозглашаются свидетелями Божьими перед миром и друг перед другом; при этом резолюция отмечает, что Церковь не может проповедовать еврейскому народу наравне с другими народами. Тем самым документ затрагивает деликатную тему миссии к иудеям, крую некрые иудеи после холокоста отождествляют со стремлением к духовному геноциду. Они задают вопрос: не хотят ли христиане сделать мир свободным от евреев (Judenrein)! По крайней мере, один евангелистский проповедник, Билли Грэм, воздерживается от того, чтобы проповедовать евреям.

Развивающийся политический и расистский антисемитизм в кон. XIXнач. XX в., наряду с экономическим и социальным хаосом в Германии после Первой мировой войны, создал благоприятные условия для нацистской пропаганды. После того как 30 янв. 1933 г. Адольф Гитлер был назначен германским канцлером, ужесточение нацистского режима по отношению к евреям можно разделить на четыре этапа.

193335 гг. Эпизодические гонения, крым евреи подвергались в своей экономической и производственной деятельности, в т.ч. экономический бойкот еврейскогобизнеса(1апр. 1933), изгнание евреев с государственной службы (7 апр. 1933) и запрет на основные профессии.

193538 гг. Ущемление гражданских прав, кульминацией крых стали т.н. Нюрнбергские законы: евреи лишались немецкого гражданства, им запрещалось вступать в браки с неевреями. Начало "арианизации" еврейской собственности и капиталов.

193841 гг. Депортации и погромы, начало крым положила "Хрустальная ночь" (9 нояб. 1938). Экспроприация еврейского бизнеса и отправление евреев в концентрационные лагеря.

194145 гг. Реализация плана физического уничтожения евреев, начиная с июня 1941 г. Немецкое вторжение в Россию; систематическое истребление евреев специальными мобильными группами и газом в машинах"душегубках". После Ванзейской конференции в Берлине (20 янв. 1942 г.) концентрационные лагеря, оборудованные газовыми камерами и крематориями, становятся центрами массового уничтожения.

Фраза нацистов об "окончательном решении" еврейского вопроса прозвучала на Ванзейской конференции, где высшие должностные лица координировали свою деятельность, вырабатывая практические шаги по отношению к евреям. Теперь, чтобы обозначить массовое уничтожение европейских евреев, употребляются два слова: "холокост" (производное от греч. слова, обозначающего жертву всесожжения) и еврейское Шоа (в Библии: "катастрофа", "разрушение", "тьма", "пустота"). Оба слова впервые стали употреблять в Израиле применительно к нацистской антиеврейской программе: "Шоа" в 1940г., а "холокост" между 1957 и 1959 гг.

Решительное осуждение холокоста повлияло на современное движение за права человека. Были приняты "Конвенция о геноциде" ООН, "Всеобщая декларация прав человека", появилось множество национальных и международных групп по защите прав человека. Борцы с нацизмом, мужественные люди, подобные Раулю Валленбергу, крые спасали евреев, стали реальными историческими примерами для сегодняшних правозащитников. Многие христиане помогали евреям спастись, однако Церковь как институт хранила молчание и не предпринимала открытых, бесстрашных, согласованных действий, чтобы помочь гонимым. Германская протестантская исповедническая церковь заботилась о судьбе крещеных евреев, ноне об евреях, как таковых.

Холокост исследуют ученые, работающие в самых разных областях психологии,социологии, политических наук, литературы, истории, теологии. К-ром е неизбежных этических вопросов, в ходе исследований вновь были поставлены вопросы о теодицее и о иудейских корнях христианства. Широко обсуждались уникальность и универсальность холокоста. В рассказах о холокосте особая мудрость и милосердие выживших служат уроком всем нам.

R. zerner(пер. Ю.Т.) Библиография: L.S. Dawidowicz, The War Against the Jews, 19331945; H.L. Feingold, The Politics of Rescue: The Roosevelt Administration and the Holocaust, 19381945; R. Hilberg, The Destruction of the European Jews; B.L. Shervin and S.G. Ament, Encountering the Holocaust: An Interdisciplinary Survey; J. Sloan, ed., Notes from the Warsaw Ghetto: The Journal of Emmanuel Ringelblum; J. Blatter and S. MiIton,/lr(of the Holocaust; T. Des Pres, The Survivor: An Anatomy of Life in the Death Camps; P. Friedman, Their Brothers Keepers; L. L. Langer, The Holocaust and the Literary Imagination; I. Leitne r, Fragments of Isabella: A Memoir of A uschwitz; E. Wiesel, Night; E. Berkovits, Faith After the Holocaust; E. Fleisehner, Auschwitz: Beginning of a New Era? B. Klappert and H. Starek, eds., Umkehrund Emeuentng; C. Klein, AntiJudaism in Christian Theology; F. Littell and H.G. Locke, eds., The German Church Struggle and the Holocaust; R.L. Rubenstein. After Auschwitz and The Cunning of History: The Holocaust and the American Future; R. Ruether, Faith and Fratricide; M. Bergman and M. Jucovy, eds., Generations of the Holocaust; H. Krystal, ed., Massive Psychic Trauma.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Loading...Loading...