Илья пророк праздник 2 августа значение. Приметы и традиции праздника

В детстве, бабушка всегда запрещала нам купаться в речке после Ильина дня, вот и я дед Сергий запрещаю своим детям и внукам так как Илья остудил воду. Помимо этой традиции существует еще много различных примет, которые соблюдались нашими предками и соблюдаются по сегодняшний день.

Почему нельзя лезть в воду?

Купаться после 2 августа, Ильина дня, невозможно, так как провидец, согласно легенде, к этому моменту водичку охладил. В народе известна также пословица: «Провидец в реках водичку мутит».

Второе мнение, отчего плавать уже после Ильина дня не следует, оповещает о том, что этим наносится вред самочувствию. Так как с данного периода вода в прудах принимается цвести - это не наилучшим способом скажется на теле.

В народе общепринято полагать, что 2 августа купальный сезон завершается, температура воздуха в ночное время делается значительно ниже дневной. Подобные перепады отражаются и на воде.

Еще один из факторов, отчего общество в старину опасалось окунаться уже после Ильина дня – одичавшие животные и злобные силы. В случае если доверять общенародным суевериям, то в ночь на второе августа у водоемов встречается нечистая сила – водяные, русалки, бесы.

Традиции

Пророк Илия почитается христианами не только в России, но и по всему миру. Православные верили, что пророк Илия, отстоявший веру перед лицом врага и доказавший силу молитвы, за свою преданность был живым взят на небеса. Пророк считается покровителем летних гроз, а также ручьев и рек, не замерзающих зимой. Крестьяне-земледельцы, почитавшие Илию, столетиями замечали особенности его дня, отмечаемого 2 августа. Традиции и приметы, передаваемые из поколения в поколение, подтверждаются и по сей день.

Приметы

Чтобы избавиться от сглаза, нужно умыться ильинским дождем;

На Ильин день до обеда еще лето, а после обеда – осень;

В Ильин день волчьи норы открываются;


С этой даты обычно начинается сезон дождей;

В день Ильи лето заканчивается.

Дождливый день – в году будет мало пожаров.

Если в Ильин день попасть под дождь, то весь год будет крепкое здоровье.


В Ильин день нечистая сила, спасаясь от гнева пророка, обращается в различных зверей.

Дождь на Ильин день предвещает обильный урожай пшена.


Если в Ильин день облачно с утра, то сев должен быть ранний, если облачно в полдень – средний сев, а если вечером – сев поздний и урожай плохой.

Если в Ильин день сухо, то еще шесть недель будет сухо.


В Ильин день глухой гром – к тихому дождю, гром гулкий к ливню, гром беспрерывен – будет град.

Говорили, что если купаться после Ильина дня, то можно утонуть или заболеть.

Что можно делать

Приметы в праздник Ильи просты и понятны. Работать в этот день нельзя. Но что можно делать, несмотря на народные поверья?

Каждый религиозный человек в этот день обязательно пойдет в храм. Так как именно второго августа в них проходят праздничные богослужения в честь пророка Илии. Кроме того, устраиваются крестные проходы. После богослужений семьи собираются за торжественным обедом. Люди, специализирующиеся на землепашестве, имеют все шансы в данный период запросить у Илии отличного урожая.

Что нельзя делать

Что нельзя делать в праздник Ильи, чтобы не наслать на себя беду? В период грозы запрещено быть в воде, около деревьев, около сосны с 2 вершинами, бежать по улице, звонко говорить, напевать, вопить.

В этот день старайтесь реже смотреть в зеркало. Особенно это предупреждение касается пожилых и больных людей. Дело в том, что 2 августа усиливается влияние зазеркалья, то есть зеркало может вытягивать жизненную силу смотрящего в него человека.

Бабушки обучали потомков в такую непогоду вплотную прикрывать дверь, завешивать окошки, пред иконой поджигать либо лампадку, либо свечу (крещенскую либо четверговую), затем перекрестить себя и всех без исключения, упрашивая Илью-пророка освободить их близких от трясучего грома, от нестойкой стрелы. При данном обряде непременно должен быть платочек.

Чтобы сберечь от молнии собственное жилье и двор, степь, животных, люди окуривали все без исключения ладаном в вечерний период перед праздником, и в дневное время следующих суток.

Считается, что в данный период невозможно осуществлять практически никакую работу, связанную с землей и жилищем, чтобы никак не разгневать святого пророка.

В народе имеется легенда, что деятельность в огороде имеет все шансы послужить причиной гибели урожая.

Не запрещается в этот день только осуществлять деятельность, связанную с пчелами и уходом за ними. Разрешают в праздник проводить заготовку воска с целью производства свеч.

Кто носит имя Илья, отмечают свои именины Человек, рожденный 2 августа, сможет находить подземные клады и отводить нечистую силу. В качестве талисмана ему подходит янтарь.

Случай из жизни

Как то раз,за дверью православного музея в котором я в то время был директором, раздался непонятный шум. Я заметил мужчину и женщину быстро уходящих от двери. Ноги их заплетались, движения походили на изрядно выпивших людей. Я пробежал по залам музея и перехватил пьяниц у запасного выхода.

Так, орёлики, показывайте что свистнули?

Мы не свистнули, а наоборот принесли и поставили под дверь, - испуганно залепетала женщина.

Валим, валим, - бормотал, мужик и дёргал свою спутницу за рукав.

Ну пойдёмте посмотрим что вы там принесли.

Да чо там смотреть доски со стола принесли. Мы тут по телику увидели объявление, что открылся православный музей и можно сдать старинные вещи. Вот и решили принести вам свои доски со стола. Вы на нас сильно не ругайтесь мы на этом столе водку пили.

Мы подошли к двери у которого стояла действительно крышка со стола:

Две доски были строганные а остальные затянуты, как мне показалось грязной клеёнкой.

Ну и зачем мне ваш стол? Продолжали бы пьянствовать…

Бабка покойная, очень ругалась, говорила что грех великий и что какой-то грозный святой нас обязательно накажет, если мы не снесём это в храм. Из храма нас прогнали. Обозвали поберушками. Вот мы и решили, что вам это может пригодиться…

Я взял тряпку и стал аккуратно протирать клеёнку!

Которая оказалась старинной иконой Ильи Пророка на колеснице! Мужик обхватил свою спутницу и они бегом просились прочь.

Как вас зовут, - крикнул я им в след, - за кого мне свечку поставить?

Не ругайся начальник, мы это не со зла а по недоразумению. Только в милицию на нас не заявляй, - кричала женщина убегая.

Так православный музей приобрел ещё одну святыню, а пьяницы душевное спокойствие, что их не накажет сердитый Святой и начальник не заявит на них в полицию....

С Ильиным днём, праздником, отмечаемым православными каждый год 2 августа в народе связано много примет, поверий и обычаев. Он вмещает в себя одновременно церковные и языческие верования.

В народе Илью пророка почитают так же, как Николая Чудотворца. Обряды, проводимые в день памяти Ильи, называемого повелителем молний, дошли до нынешних времён из глубин старины. До того, как на Руси было введено христианство, прототипом образа Святого был бог-громовержец Перун.

Основная примета на Ильин День связана с запретом на купание, так как он связан с возвращением в водоёмы всякой нечисти.

В народе подметили, что вода в этот день холодная и объясняли это тем, что Илья в воду помочился.

Если 2 августа слышен гром, говорят, что это грохочет колесница, на которой Святой едет по небу. А гром во время дождя сулит головные боли. Если же гремит долго, то тяжесть в груди будет.

Если попасть в День Ильи под дождь, то весь год болеть не будет.

Ильин день стоит на границе между сезонами. В этот день осень впервые заявляет о себе и птицы, звери и насекомые начинают вести себя по-другому. Это время начала жатвы, когда запускается отсчёт завершения летней поры.

До наступления Ильина дня тучи идут по ветру, а со 2 августа их направление движения меняется против ветра.

Ночи с этого времени удлиняются и становятся очень тёмными.

Во время тушения пожара в этот день воду смешивают с молоком, иначе огонь дальше разойдётся.

Поверья, которые ходят в народе на Ильин День

Если скотина попадёт в воду, то может умереть до конца года, а у хозяина не будет урожая и он станет голодать.

В Ильин день все работы на земле запрещены иначе небесный огонь сожжет.

Если помолиться Илье, то он может послать дождь или наоборот прекратить его. Он может защитить от колдовских действий, нечистой силы, бандитов, отводит болезни от людей и скота и лечит лихорадку.

По легендам Илья пророк исполняет Божию кару, наказывая нечистую силу. Люди верят, что зло, спасаясь от его стрел, вселяется в животных. Из-за этого хозяева в Ильин день не выпускают домашних питомцев на улицу. Иначе существует опасность, что тёмные духи вселятся в них и проберутся в жильё, а карающие молнии Ильи попадут в дом. В этот день оружие было наготове, для обороны от нечисти, вселившейся в диких животных.

Что по обычаю делают 2 августа

В храмах проводят службы и проводят торжественное шествие с крестом. Люди несут в церкви на освящение семена, чтоб благословить будущий урожай. Для этого же семена принято заговаривать самостоятельно.

В домах устраивают пышные трапезы, на которые приглашают соседей, друзей и родных. Раньше таким образом собирались на одном большом застолье целые сёла. В это день нужно напечь хлеба и круглых лепёшек. На стол подаётся тушеная баранина и свинина.

Обязательно в этот день заботятся о нищих и бездомных, их угощают, дают деньги и подарки.

Нельзя в грозу стоять под деревьями, особенно это касается сосны, у которой две макушки. Двери должны быть плотно закрыты, а окна занавешены. Перед иконой нужно зажечь свечу или лампадку, перекреститься, осеняя крестом дом и обитателей с просьбой о защите от молнии. Голову во время этого действия покрывали платком.

Вечером накануне праздника люди обходили своё жилище и хозяйство, окуривая всё ладаном.

При отсутствии осадков в Ильин день можно заниматься заготовкой некоторых лечебных трав.

Если у пойманной в этот день рыбы красные глаза, то рыбаки выбрасывают её обратно в море. Говорят, что в этой рыбе поселились демоны.

2 августа (20 июля по ст. ст.) - день святого пророка Илии - с незапамятных времен справлялся на Руси с особыми, веками установившимися обрядностями, непосредственно связанными с бытом народа-пахаря, все благосостояние которого зависело от земли-кормилицы. Этот день отмечен в народной памяти целым рядом разнообразных примет, пословиц, поговорок, заклятий и сказаний, отразившихся, как в зеркале, в народных обычаях, свято соблюдаемых по завету предков.

В представлении народной Руси с Ильей-пророком слились многие черты древнеязыческого Перуна - повелителя громов, утолявшего летнюю жажду земли живительными дождями, таившими в себе зачатки ее плодородия. Это в старину, несомненно, являлось одной из главных побудительных причин почитания посвященного празднованию его памяти дня среди народа, только-только начинавшего расставаться с обожествлением стихий природы. Впоследствии, когда утратилась в народе сама память о былом язычестве, ветхозаветное сказание о земной жизни святого пророка только укрепило вековые связи между ним и его почитателями на Руси. Сказочные же черты, приуроченные к его грозному облику, уцелели во всей своей суровой красоте.


Свя той пророк Илия остался в народе хозяином громов, могучим седым старцем с грозными очами, разъезжающим из конца в конец по тверди небесной, по беспредельным небесным полям, на своей запряженной крылатыми конями колеснице . Карающая рука его сыплет с надзвездной высоты огненные каменные стрелы-молнии, поражая испуганные сонмы бесов, злых демонов, прочей нечисти и преступивших закон Божий сынов человеческих. Его непреклонное сердце не смягчат ни вопли, ни стоны пораженных, и взор его не остановится на зрелищах земных несчастий. Совершив правосудие неба, он, как бурный вихрь, мчится на своей сверкающей колеснице все дальше и дальше, и по могучим плечам его только рассыпаются седые кудри да по ветру развевается белая, серебристая борода. Как и в былые времена, льет он на землю дождевые потоки. Под его покровительство отданы Богом земные нивы, орошаемые потом трудового люда. В гулких раскатах грома слышался русскому крестьянину то грохот колес огненной колесницы пророка, то стук копыт его четырех коней, по быстроте могущих сравниться разве с одним ветром. «Быстрее коней Ильи - только ветер!» - говорит старинная пословица.

Русские народные сказки, поселяющие святого Илью на «острове Буяне», отводят ему важное место среди стихийных существ, влияющих на жизнь трудовую и человеческую. На этом острове, лежащем в неизведанных пределах «моря-окияна», как известно из дошедших до нас заговоров, сосредоточены все громы-молнии небесные, вся сила бурь и ветров. Но здесь же восседают «и дева Зоря, и пророк Илия». Последний привлекал к себе взоры всех, трудящихся на земле. Его молили не только о ниспослании дождей («Илья сухой»), но и о прекращении ливней («Илья сухой»). К нему обращались с мольбами об охране от ружейных ран, об удаче на охоте, об излечении от сибирской язвы и даже, как ни мало вяжется это с представлением о его грозном величии, о счастье в любви. Множество всевозможных заговоров и заклятий связано с его грозным и, по мнению народа, всемогущим именем.
«Встану я, раб Божий, - говорится, например, в одном из этих заговоров, - пойду под восточную сторону, к морю-окияну. На том окияне-море лежит бел-горюч камень алатырь, а на камне святой пророк Илья с небесными ангелами. Молюсь тебе, святой пророк, пошли тридцать ангелов в златокованом платье, с луками и стрелами, да отбивают и отстреливают от раба Божьего уроки и призоры, и притки, щипоты и ломоты, ветроносные язвы…»


Могущество Ильи-пророка, имеющего, по народному верованию, власть даже над ангелами, грозой гремит над всеми темными силами. Своими стрелами поражает он духов тьмы; во время грозы превращаются они в змей и прочих гадов, заползают в укрытия, но и там небесные стрелы находят их и убивают на радость добрым людям, чествующим пророка Божьего. Но горе тем от его грозного гнева, кто не чтит его, кто, внимая злобе своей, плодит только злую гордыню на ниве жизни. В одной из старинных сказок «громовник Илья» говорит «огненной Марии» (Пресвятой Деве), плачущей над грехами человечества: «Станем молить истинного Бога - пусть даст нам ключи от неба, и затворим семь небес, наложим печать на облака, да не падет из них ни шумящий дождь, ни тихая роса три года, и да не родится ни вино, ни пшеница…» И «ключи» эти, по словам других памятников народного творчества, «дались ему в руки от истинного Бога», волен он и в дожде, и в засухе. По своему желанию может он побивать градом поля грешников, поражать насмерть злых людей. Но в то же время заботится он о нивах добрых пахарей, побивает стрелами всякую «гнусь» земную, поедающую посевы. «Если бы не побивал их Илья-пророк, то земля не родила бы хлеба», - говорили в народе.

Таков, по представлениям народа, Илья-пророк, олицетворяющий собой праведный гнев Божий. Повсюду на Руси именовался он «грозным», и повсюду день, посвященный его памяти, считался одним из самых опасных. Каждый год в Ильин день ждали на Руси дождя и грома. Вёдро в этот день предвещало пожары. Ильинским дождем умывались для предохранения от всяких вражьих чар, соединенных с болезнями. Во многих местах крестьяне даже постились всю Ильинскую неделю, чтобы предотвратить гнев пророка и спасти от его стрел свои поля, свои села и скотину. Сам день святого пророка называли «сердитым» и проводили его в полнейшей праздности, никто не должен был работать в поле - ни жать, ни косить, ни убирать сено, даже самая пустая работа считалась великим грехом и могла навлечь гнев Ильи. Вся деревенская Русь твердо верила, что упорных ослушников, никогда не почитающих праздника Ильи-пророка, он убивает громом. Если в этот день на небе появлялись тучки, народ с боязнью следил за ними глазами; если доходило дело до грозы, эта боязнь переходила в панический страх: все население забивалось в дома, затворяли наглухо двери, занавешивали окна и молили пророка сменить гнев на милость.

В некоторых местах соблюдался старинный обычай собираться в этот день всем приходом к церкви и сгонять туда рогатый скот . Священника просили окропить «животину» святой водой. После обедни выбирали и покупали всем миром одно животное, за которое уплачивали хозяину собранные деньги. Это животное потом закалывали, мясо его варили в общем котле и разделяли присутствующим на торжестве за деньги, которые после обращали в пользу церкви. Также в этот праздник пели молебны над чашками с зерном - для плодородия.


Предупредительные меры принимались даже накануне Ильина дня . Крестьяне еще с вечера окуривали свои дома ладаном, а все светлые предметы, вроде самовара, зеркала и т. п., закрывали полотном или вовсе выносили из избы на том основании, будто бы пророк Илья считает такие предметы предосудительной роскошью, неприличной в крестьянском быту.

«Святой Илья зажинает!» - говорили в народе и перед началом жатвы связывали снопом на корню колосья, посвящая их покровителю урожаев со словами: «Илье-пророку - на бородку!» В некоторых губерниях это делалось перед окончанием жатвы. К оставленному в поле «кусту хлеба» все относились с благоговением, похожим на страх. «Кто дотронется до закрута - того скорчит!» - говорили старики и приводили для убеждения легкомысленной сельской молодежи бесчисленные примеры в подтверждение своих слов.
С Ильиным днем кончались, по народным приметам, летние красные дни. «Илья лето кончает, жито зажинает; первый сноп - первый осенний праздник!» - говорили крестьяне. Народная мудрость гласит: «На Илью до обеда - лето, после обеда - осень!», «До Ильина дня сено сметать - пуд меду в него накласть, после Ильина - пуд навозу!», «До Ильи поп дождя не умолит, после Ильи - баба фартуком нагонит; до Ильина дня и под кустом сушит, а после Ильина дня и на кусту не сохнет!» А между тем как раз в это время народ и ждет вёдра для уборки хлебов, потому что, по его словам: «До Ильи дождь - в закром, после Ильи - из закрома!»

На Ильин день не работали в поле, но готовились к этому празднику именно работами. «К Ильину дню заборанивай пар!», «До Ильи хоть зубом подери!», «К Ильину дню хоть кнутом прихлыстни, да заборони!», «До Ильи - хоть хлыстом за-хлыщи!» - в этих поговорках слышится голос деревенского опыта, веками выработанного земледельческого труда. Единственная работа, допускавшаяся в праздник святого Ильи-пророка, это первое подрезывание сотов на пчельнике. В этот же день пчеловоды перегоняли последние рои пчел и подчищали ульи. Считалось, что «пчелка - Божья работница», что ее работа «Богу на свечку» охраняет ее от гнева разящего громами пророка. По верованию пчеловодов, Илья-громовник не ударит громом в улей, хоть бы укрылся за ним нечистый дух.

На Ильин день не выгоняли и скот на пастбище. Народ убежден непоколебимо, что в этот праздник открываются волчьи норы и «весь зверь бродит на свободе». Кроме того, существовало опасение, что разгневанный пророк может поразить и выгнанную в поле скотину, и пастуха.


К этому времени вода в реках становилась все холоднее.

Это также связывалось в представлении народа с чествуемым праздником «дождящего и гремящего» пророка. «До Ильи народ купается, а с Ильи - с рекой прощается!», «С Ильина дня работнику две угоды: ночь длинна, да вода холодна!» Дни становятся все короче («Петр и Павел к ночи час прибавил, Илья-пророк - два приволок!»), а работы в полях прибывает и прибывает. «Илья-пророк копны считает», а кое-где уже есть за солом и «новая новина на Ильин день». По словам деревни: «Ильинская соломка - деревенская перинка!», «Знать осень на Ильин день по снопам!», «То и веселье ильинским ребятам, что новый хлеб!», «У мужика та обнова на Ильин день, что новинкой сыт!», «Знать бабу по наряду, что на Ильин день с пирогом!» Жатва яровых, сеновоз, сев озимых, молотьба - на все надо немало времени. И беда, если этому помешают дожди, - если не умолит народ грозного Илью, беспощадного в своем праведном гневе.

Последние летние, переходящие на осень грозы гремят все грознее. От удара огненных стрел Ильи-пророка из каменных гор выбегают, по народному верованию, родники и быстрые речки, не замерзающие даже в студеную зимнюю пору. Им приписывалась чудодейственная сила. Нередко над ними ставили кресты и часовни с иконами святого пророка Илии и Божьей Матери, к которым впоследствии совершались торжественные крестные ходы каждый Ильин день, а в другое время - при молебствиях в дни засухи.

Во многих старинных песнях святой пророк Илия сливается с личностью былинного Ильи Муромца. Подвиги этого богатыря земли Русской приписываются Илье-пророку. Во многих местностях, где, по преданию, конь Ильи Муромца выбивал копытом родники, ставились часовни во имя святого Илии. В свою очередь, громовые раскаты грома объяснялись «поездкой богатыря Муромца на шести конях по небу».

Всюду, где встречается имя грозного пророка Ильи в дошедших до наших дней памятниках русского народного творчества, он является в венце своего праведного гнева на нечестивых грешников и с отеческими заботами о благочестивых и добрых. С каким обликом жил он в представлении отдаленных предков русского простолюдина, таким и остался в народе.


Илья-пророк воду остудил.

В народе считается, что 2 августа заканчивается лето. С этого дня люди начинали ждать осени и готовиться сбору урожая. Считали, что пророк Илья в свой праздник остужает воду. Говорили еще, будто Илья ездит по небу на конях, и одна из его лошадей из-за быстрого бега теряет подкову, которая падает в воду, и та остывает. Среди людей до сих пор ходит поговорка: «Илья-пророк в реках воду мутит».

Купаться вредно для здоровья.

С этого дня озера начинают цвести, а это может неблагоприятно сказаться на вашей коже, да и вам вряд ли будет приятно плавать в плохо пахнущей зеленой воде. Температура ночью все больше отличается от дневной. Такие скачки сказываются и на температуре водоемов, так что купание в августе может плачевно сказаться на вашем здоровье.


Дикие звери и злые силы.

Считается, что в ночь на 2 августа возле водоемов собирается вся нечесть. С этого дня в них хозяйничают русалки и черти. Искупавшись в таком источнике, можно получить заболевание кожи или накликать на себя несчастье. Также в народных поверьях говорится о риске утонуть: не успеете вы опомниться, а русалка уже тащит вас под воду.

Есть примета, что с этого дня у водоемов можно запросто встретить диких зверей. К рекам и озерам сходятся дикие животные, которым не стоит мешать. Иногда говорят: «В Ильин день — олень воду переплыл, купаться не стоит».

Будьте внимательны у водоемов после Ильина дня и помните о народных поверьях. Люди не зря собирали их веками, передавали из поколения в поколение пословицы и серьезно относились к их соблюдению.

Ильин день, отмечаемый совершенно всегда по новому стилю - 2 августа более чем богат на совершенно разносторонние приметы. Так как Илья Пророк является властелином грома, молний, ветром, тучами, именно поэтому огромное количество народных примет Ильина дня связано в первую очередь с погодой.

Именно с данного дня вода становится намного холоднее, чем в обыкновенный летний день. Вода покрывается ряской и всем деткам категорически запрещено купаться;

Начиная с Ильина дня, считается совершенно нежелательно купаться, иначе будет беда, можно утонуть либо заболеть;

Осадки в Ильин день предвещают достаточно богатый урожай, и наоборот, если в день памяти святого Ильи стоит засуха, то это к пожарам;

Дождевая вода, собранная в Ильин день обладает магическими свойствами.

Достаточно важно именно ко дню 2 августа закончить сенокос и после уже начать осеннюю жатву;

Так как Илья Пророк, как говорят, два дня уволок, то день становится уже короче;

Также существуют приметы о поведении грома в ильин день: тихий дождь обещает весьма глухой гром; к большому ливню - гулкий гром и необходимо ждать града, если гром совершенно беспрерывный;

Необходимо запомнить какая именно погода будет на Ильин день, ибо такую же необходимо ожидать и на Воздвижение - 27 сентября;

Весьма сухо 2 августа означает лишь то, что еще именно шесть недель будет серьезная засуха;

Существует примета на Ильин день, которая гласит: запрещено работать в данный день иначе пожжет небесным огнем;

В день Ильи идет дождь с громом, значит, голова будет болеть достаточно сильно; а если гром крайне долгий и весьма непрерывный, то это предвещает необыкновенную тяжесть в груди;

Есть крайне хорошая примета на Ильин день: кто в этот праздник попал под дождь, тот абсолютно точно будет здоров весь следующий год;

Неожиданно случившийся пожар на праздник необходимо изначально заливать молоком, а уже после водой. Это делают для того, чтобы огонь дальше не расходился;

Согласно примете свадьба в Ильин день не принесет счастливого семейного счастья, такую молодую супружескую пару будет ожидать лишь крайне неудачное супружество, могут возникнуть определенные сложности с рождением детей. Частыми разногласиями и ссорами будет наполнен день супружеской пары, если дата свадьбы выпадет на праздник Ильи пророка.

Огромный совет всем влюбленным парам, все-таки соблюдать приметы свадьбы в Ильин день, так как данные поверья идут к нам из поколения в поколения, и имеют достаточно древнюю историю. И только тогда никакие проблемы, и жизненные неурядицы не посетят ваше семейное гнездо.


Магия дождевой воды в Ильин день.

Магия дождевой воды в Ильин день весьма особенная, ведь она может не только привлечь удачу в делах, но также избавить от головных болей и всяческих тревог. С дождевой водой 2 августа связывают разнообразные приметы:

Весьма обильный урожай обещает прошедший дождь на Ильин день;

Раньше других заговорит маленький ребенок, если его, в свою очередь, искупать под дождем;

Целый год будете абсолютно точно оставаться здоровым в том случае, если на Ильин день умыться дождевой водой именно в грозу;

Также существует и такая примета о дождевой воде на Ильин день, а заключается она в следующем: вам стоит обратить особое внимание на своих близких родных, они требуют от вас определенной поддержки, данный факт прослеживается в том случае, если вы попали под дождь на Ильин день.

А для того, чтобы дождевая вода принесла вам определенно только положительный результат необходимо придерживаться следующих условий: дождевую воду в Ильин день надо собирать именно ладонями. В том случае, если дождя не будет 2 августа, хотя это весьма большая редкость, можно использовать - родниковую. Главное условие: ни в коем случае не использовать чашки или же какие-либо бутылки, надо сходить на родник и умыться водой собранной своими руками.

Следующая таблица, приведенная в статье, поможет вам ознакомиться, в чем именно помогает дождевая вода в Ильин день в зависимости от времени дня.

Заговоры в Ильин день.

Достаточно известный и, причем всеми почитаемый праздник памяти святого пророка Илии, совершенно всегда выпадает на 2 августа по новому стилю. В старом же стиле данный день праздновался - 20 июля.

Разнообразными обрядами, приметами и магическими заговорами достаточно богат день памяти ветхозаветного святого. Самым распространенным заговором является заговор на деньги, но не менее популярными есть заговоры в Ильин день для семейного благополучия, для снятия припадков у тяжелобольного человека и для защиты от порчи и всяческого недоброго колдовства.

Заговор в Ильин день от порчи.

Для того чтобы оградить и защитить себя от порчи и любого весьма недоброго колдовства, необходимо именно 2 августа, то есть в Ильин день, умыться дождевой водой, сказав при этом три раза такой заговор:

Заговор в Ильин день для семейного благополучия.

Семейное благополучие никогда не покинет ваш дом, если в Ильин день совершить следующий обряд. Обойти свой двор и дом, приговаривая:

Заговор в Ильин день для тяжелобольного.

Для того чтобы вылечить весьма тяжелобольного от припадков, необходимо ко дню - 2 августа взять именно переднюю часть мужской рубашки и соответственно заднюю часть женской рубашки, сшив их между собой, дать больному человеку надеть такую рубашку утром в Ильин день как только он проснется. После же подвести человека к зеркалу и на протяжении того времени как он будет смотреться в него говорить заговор в Ильин день для тяжелобольного:


Иногда бывает так, что человек совершенно не хочет сделать ничего плохого. Просто говорит, что младенец спокойный, хорошо кушает... Но в момент произнесения этих слов в голове есть какая-то дурная мысль, с ребенком не связанная. И тогда детская аура цепляет всю черноту, таким образом, и происходит сглаз. В последствии ребенок постоянно плачет и капризничает без видимых на то причин.

Существует обряд в Ильин день для сведения сглаза с ребенка. Необходимо именно 2 августа - в день памяти святого пророка Илии искупать ребенка перед сном. И в тот момент как будете купать его надо «отговаривать». Для этого нужно своей правой рукой поливать на все тело малыша - головку, ручки и ножки, при этом повторяя вслух или же про себя следующее:

«Злое-дурное, уйди с водою, чтобы раб Божий (имя) был здоров, светел и счастлив. Илия-Илия, вся надежда на тебя!»

Произнести эти слова нужно 7 раз.

Заговор в Ильин день на удачу в бизнесе и торговле.

Именно в Ильин день, то есть - 2 августа, проводят весьма особый ритуал, который, в свою очередь, способствует достаточно хорошей торговле. Здесь имеется в виду, товар будет уходить с прилавка весьма быстро и достаточно легко.

Для данного ритуала необходимо подготовить небольшую горсть песка, совершенно любую миску и дождевую воду, которую, собственно надо собрать ночью в Ильин день. Дождевая вода собранная именно в Ильин день, обладает особой магией, именно поэтому она крайне часто используется в разнообразных заговорах в Ильин день.

Далее в полночь присядьте за стол, поставив перед собой подготовленную миску. После же насыпьте в нее - песок и постарайтесь очень медленно лить дождевую воду в песок, чтобы успеть, три раза сказать следующий заговор:


Все христиане в этот день произносят молитву Илье Пророку, тем самым просят его о помощи в достаточно сложных ситуациях, о защите перед недоброжелателями и весьма благополучном разрешении любых начинаний.

Именно со дня Ильи начинается сезон дождей и заметно усиливается похолодание. Вода становится поистине холодной и летние купания завершаются. Необыкновенной магией обладает дождевая вода в Ильин день. Она может предотвратить разнообразные болезни, поможет в делах и защитит от порчи и недоброжелателя.

Пророк Илья считается одним из самых почитаемых святых Ветхого Завета, и совершенно всегда чтут его память - 2 августа. Молитву Илье Пророку произносят в помощь о даровании дождя во время засухи, о достаточно хорошем урожае и о весьма благополучном разрешении совершенно любых начинаний.

Величание Пророку Илие.

Величаем тя, / святый славный пророче Божий Илие, /и чтим (еже на Небеса /на колеснице огненней, /преславное восхождение твое. Тропарь Пророку Илие

Во плоти Ангел, / пророков основание, / вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, /свыше пославый Елисееви благодать / недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати, /темже и почитающим его точит исцеления.

Кондак Пророку Илие, глас 2:

Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, вещанием твоим уставивый водоточныя облаки, моли о нас единаго Человеколюбца.

Молитва 1.

О прехвальный и пречудный пророче Божий Илие, просиявый на земли равноангельским житием твоим, пламеннейшею ревностию по Господу Богу Вседержителю, еще же знамении и чудесы преславными, таже по крайнему благоволению к тебе Божию преестественно восхищенный на огненней колеснице с плотию твоею на небо, сподобльшийся беседовати с преобразившимся на Фаворе Спасителем мира, и ныне в райских селениих непрестанно пребываяй и предстояй престолу Небесного Царя!

Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходотайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, преспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими, да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение.

Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней православней вере, к уставом Святыя Церкве и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим, и низвергающий людий в бездну нечестия, развращения и погибели.

Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий и избави вся грады и веси отечества нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобной брани.

Укрепи твоими молитвами, преславне, предержащия власти наша в велицем и многотруднем подвизе народоправления, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в стране нашей. Пособствуй христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими.

Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Богу, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость во учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и о послушании своем рачение.

Да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

Молитва 2.

О святый славный пророче Божий Илие, великий закона Божия ревнителю. Ты изрядный и храбрый во убиении Вааловых жерцев отмститель был еси: яко славу Божию не умоляему, но умножаему во веки видети восхотел еси, и толико многороднаго их неистовства не убоялся еси, яко Иезавелины жерцы на потоце Киссове ножем заклал еси, последи же яко вихрем на огненней колеснице взят быв, на высоту небесную со славою возшел еси. Сего ради мы, недостойнии и грешнии, смиренно молимся тебе, честный Божий пророче: сподоби достойно славити и воспевати пречестное твое заступление, да обретше тя великаго ходатая, богатыя милости от Господа сподобимся.

Темже и ныне, славно ублажающе тя, молим: огради миром державу нашу, и избави нас от всякого навета вражия, от глада, и труса, и огня молниина, и не забуди ны, грешныя, пресветлую память твою праздующия и непрестанно славящия прославльшаго тя Господа во веки веков. Аминь.

Молитва 3.

О великий и преславный пророче Божий Илие, ревности ради твоея по славе Господа Бога Вседержителя не терпевый зрети идолослужения и нечестия сынов Израилевых, обличавый законопреступного царя Ахава, и в наказание тех трилетний глад на землю Израилеву молитвою твоею от Господа испросивый, да, отвергше мерзкия идолы и отступльше от неправд и беззаконий, обратится ко единому истинному Богу и исполнению святых Его заповедей, вдовицу Сарептскую в гладе пречудно препитавый и сына ея умерша молитвою твоею воскресивый, по прошествии же пронареченнаго времене глада, собранный на гору Кармильскую народ Израильский в богоотступстве и нечестии укоривый, таже огнь молитвою на жертву твою с небесе испросивый, и чудом сам Израиля ко Господу обративый, студныя же пророки Вааловы посрамивый и умертвивый, по сих же молитвою паки небо разрешивши и обильный дождь на землю испросивый, и люди Израилевы возвеселивый! К тебе, предивный угодниче Божий, усердно прибегаем, грешнии и смирении, томими бездождием и зноем; исповедуем, яко недостойни есмы милости и благодеяний Божиих, достойни же паче лютых прещений гнева Его, скорби же и нужды, и всяких зол и болезней. Не бо ходихом в страсе Божиим и в путах заповедей Его, но в похотех развращенных сердец наших и всякий вид греха безчисленно сотворихом; беззакония наша превзыдоша главу нашу, и несмы достойни явитися пред лице Божие и зрети на небо.

Исповедуем, яко и мы, якоже древний Израиль, отступихом от Господа Бога нашего, аще не верою, то беззаконьми нашими, и аще не поклоняемся Ваалу и другим мерзким идолом, то раболепствуем страстем и похотем нашим, служаще идолу чревоугодия и сластолюбия, идолу корыстолюбия и честолюбия, идолу гордости и тщеславия, и вслед ходим богопротивным иноплеменным обычаем и погибельному духу времене.

Исповедуем, яко сего ради заключися небо и сотворися аки медяно, яко заключися сердце наше от милосердия и истинныя любве ко ближнему; сего ради отверде земля и соделася безплодна, яко не приносим Господу нашему плодов добрых дел; сего ради несть дождя и росы, яко не имамы слез умиления и животворныя росы Богомыслия; сего ради увяде всяк злак и трава сельная, яко изсеше в нас всякое благое чувство; сего ради омрачися воздух, яко ум наш омрачися студными помышленьми и сердце наше осквернися беззаконными похотеньми.

Исповедуем, яко и тебе, пророче Божий, просити мы недостойны есмы.

Ты бо, подобострастен быв нам человек, Ангелом в житии твоем уподобился еси и, аки безплотный, на небо восхищен еси; мы же студными помыслы и деяньми нашими безсловесным скотом уподобихомся, и душу нашу яко плоть сотворихом.

Ты постом и бдением удивил еси Ангелов и человеков, мы же, предающеся невоздержанию и сластолюбию, скотом немысленным уподобляемся.

Ты презельною ревностию о славе Божией выну горел еси, мы же небрежем о славе нашего Творца и Господа, и стыдимся исповедовати достопокланяемое имя Его.

Ты нечестие и злыя обычаи искоренял еси, мы же рабствуем духу века сего, поставляюще богопротивныя обычаи мира паче заповедей Божиих и уставов святыя Церкве. И кий грех и неправду не сотворихом мы окаянии? Истощихом беззаконьми нашими долготерпение Божие. Темже правосудный Господь прогневася на нас, и во гневе Своем наказа нас.

Обаче ведуще велие дерзновение твое пред Господем и надеющеся на любовь твою к роду человеческому, дерзаем молити тя, прехвальне пророче: милостив буди к нам, недостойным и непотребным, умоли великодаровитаго и всещедраго Бога, да не до конца прогневается на ны и не погубит нас со беззаконьми нашими, но да ниспослет на жаждущую и изсохшую землю дождь обильный и мирный, да дарует ей плодоносие и благорастворение воздуха; преклони действенным твоим ходатайством на милость Царя Небеснаго, аще не ради нас грешных и скверных, но ради избранных рабов Его, не преклонивших колена своя пред Ваалом мира сего, ради незлобивых и несмысленных младенцев, ради безсловесных скотов и птиц небесных, страждущих за наша беззакония и истаевающих от глада, зноя и жажды.

Испроси нам твоими благоприятными молитвами от Господа дух покаяния и сердечнаго умиления, дух кротости и воздержания, дух любве и терпения, дух страха Божия и благочестия, да тако, возвратившеся от стезей нечестия на правый путь добродетели, ходим во свете заповедей Божиих и достигнем обетованных нам благих, благоволением безначального Бога Отца, человеколюбием Единороднаго Сына Его и благодатию Всесвятаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва 4.

О святый пророче Божий Илие, моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам, рабам Божиим (имена), дух покаяния и сокрушения о гресех наших, и всесильною Своею благодатию да поможет нам пути нечестия оставити, преспевати же во всяком деле блазе, и в борьбе со страстьми и похотьми нашими да укрепит нас; да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности ко славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение.

Отврати от нас предстательством твоим праведный гнев Божий, да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ во Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

2 августа по церковному календарю праздник – день памяти пророка Божия Илии – одного из самых любимых и почитаемых святых у нашего народа и у многих славян. Как и всегда, церковные и народные традиции тесно переплелись в Ильин день. Узнайте какие приметы существуют на Илию пророка, что можно и нельзя делать в праздник.

Как и Николай Чудотворец, Илья-пророк принадлежит к любимым и почитаемым в народе святым. Пророк Илья в славянской народной традиции - повелитель грома и молнии, небесного огня, дождя, покровитель урожая и плодородия. Христианский Илья-пророк пришел на смену языческому Перуну-Громовержцу. Недаром день Ильи-пророка в народе называют еще и Громобоем, Держателем гроз, Громовержцем, Перуновым днем, Обжинками, Ильей немилостивым, Ильей сердитым, Ильей грозным.

Повелитель грома и молнии Илия представлялся в народных писаниях, скачущим по небесам на огненной колеснице, запряженной четверкой белых коней. Стук копыт – это раскаты грома. А сам Илия – вестник закона Божиего, грозный, но справедливый и щедрый покровитель земледелия и скотоводства, который ленивых и неправедных наказывает ударом молнии, а поля и урожай бьет градом, а трудолюбивых и праведных оберегает и берет под свою защиту, поливает благодатным дождем посевы.

В IX веке до нашей эры в иудейском городе Фисвы в родился мальчик, которого назвали Илия. Когда младенец рождался, его отцу пришло видение о том, что его новорожденного сына кормили огнем сами архангелы и заворачивали в огненные пеленки. Это видение оказалось пророческим.

Согласно писаниям, Илия был взят живым на небо, вознесся на огненной колеснице, чтобы перед вторым пришествием Христа вернуться на землю и три раза объехать свет, предупреждая людей о Страшном Суде.

Как описывают традиции украинского народа - Илия скачет по небу на золотой (огненной) колеснице. Солнце - колесо от колесницы Ильи-пророка, Млечный путь - дорога, по которой ездит пророк, на запряженной крылатыми резвыми конями колеснице, от топота копыт которых происходит гром. Зимой грозы и грома не бывает, потому что Илья пересаживается на сани.

Илья Громовержец наделен огромной силой, и она столь велика, что ее приходится сдерживать: Бог возложил на голову Ильи камень, а на правую руку надел оковы.

Приметы и традиции на Илию пророка

Верующие люди на Илию идут в церковь и просят в молитвах о благополучии в семье, мире, здоровье близких, несут семена для освящения на будущий урожай.

Раньше на Илию было принято устраивать ярмарки, а также братчину – общинные обеды, на которые приносили яства и напитки от каждого дома, угощались сами, угощали путников, странствующих, бедных, нуждающихся. Такие трапезы заканчивались гуляниями, играми, хороводами, песнями.

Люди верили, что в день Илии вся нечистая сила спасается от огненного наказания святого и превращается в различных зверей и рыб, в том числе и домашних питомцев. Поэтому люди на Илию не выпускали из дому домашних собак и кошек, чтобы в них не вселился злой дух.

День пророка Илии – один из почитаемых в народе праздников, однако особых значительных обрядов в этот день не совершалось, не смотря на то, что с Илией связано множество верований, мифологических легенд, календарных и хозяйственных примет и запретов.

Готовились к празднику за несколько дней – защищали свои дома от злых духов, нечисти, пекли особое обрядовое печенье и хлебцы - колобки, прекращали любые работы в поле и по хозяйству.

В праздник существует запрет на любой вид работы, говорят, что ничего не будет спориться, все будет валиться из рук, и толку все равно не будет, а сама работа может рассердить святого, который накажет того, кто неуважительно относится к его празднику.

На Илию можно наблюдать за изменениями в природе– появляются первые признаки осени, изменяется поведение зверей и птиц, изменяется погода.

Ночи на Илию называют «воробьиными» и «рябиновыми» - если всю ночь идут дожди, громыхает гром и сверкают молнии, воробьи всю ночь не знают покоя, пугаются грома.

Во время грозы закрывали плотно двери и окна, зажигали лампадку или свечу (четверговую или крещенскую) перед иконой и молились Илие пророку, чтобы тот уберег« от стрелы летучей, от трясучего грома» .

В этот день старались как можно дальше держаться от воды – не купаться, не стирать. В народе приметили, что обычно на праздник выпадает ненастный день, с грозами, ливнями, ветром, а вода в водоемах становится очень холодной и купаться в ней нельзя. О том, почему нельзя купаться, существует множество суеверий. Говорят, вода от того холодная, что в нее упала подкова лошади из колесницы Илии. Где-то считалось, что водоемы сам черт или водяной осквернил. Некоторые верили, что Илья бросил в воду кусочек льда. Тому, кто нарушит запрет придется не сладко, боялись утонуть или сильно заболеть, после верили, что после купания появлялись на теле нарывы и язвы. Считалось, что в водоемы на Илию возвращались черти, русалки, которые со Дня Ивана Купала обитали на берегу, а в Ильин день их настигали молнии Громовержца и они прятались в воде, вот обозленная нечистая сила и утаскивала на дно тех, кто решил искупаться.

Пословицы и поговорки на Илию



Илья лето кончает
На Илью до обеда - лето, после обеда - осень
До Ильи мужик купается, а с Ильи с водой прощается
До Ильи поп дождя не умолит, после Ильина дня баба фартуком нагонит
Петр и Павел час убавил а Илья пророк два уволок.
Кто попал в этот день под дождь, то запасся здоровьем на весь год.
До Ильина дня и под кустом солнце сушит, а после Ильина дня и на пустоши роса не обсыхает
На Илью до обеда лето а после обеда осень

С Ильина Дня ночь становится длиннее.

Святой может прогневаться на десантников в фонтанах

Илия-пророк издревле был одним из самых почитаемых святых у принявших христианство славян и стал в некотором роде правопреемником языческого бога Перуна. Согласно поверьям, Илия - повелитель грома, молний, дождя - а потому и спаситель от засухи. Которого тем не менее легко разгневать и обратить его милость во вред. Например, если в Ильин день - 2 августа - работать, и тем оказывать непочтение к празднику, Илия может разозлиться и наслать на твой дом гром и молнии.

крестный ход на Ильинке

Издревле праздник отмечали широко. Несмотря на христианское происхождение верований об Илие-пророке, в этот день почти не совершается богослужений, зато мирской праздник проходит весело. Одним из главных элементов всегда являлось богатое застолье , на которое созывали жителей окрестных деревень, а потом пели и водили хороводы. Традиционным было заклание животного, отсюда поговорка: "На пророка Илью баранью голову на стол" .

Считалось, что работать в Ильин день нельзя , иначе святой разгневается, что его праздник не замечают, и нашлет гром и молнии. Впрочем, такой же эффект, согласно поверью, имеет и чрезмерная радость святого по случаю своих именин. Отсюда и одна из примет: накануне Ильина дня нужно укрыть свой дом и посевы от возможной грозы и града.


Если святого чтить, то он может оказаться спасителем от засухи и наслать дождь в сухой год. Потому в периоды засушливой погоды о будущем богатом урожае молили именно Илию. Впрочем, он считался "ответственным" за плодородие в целом, потому молодые девушки обращались к Илие, прося помочь удачно выйти замуж .

Ильин день издревле ассоциировался с водой. Нередко десантники, известные своей традицией купаться в фонтанах на День ВДВ, оправдывают так свое темпераментное поведение: вот тебе и вода, вот тебе и праздник - отмечаем, как предки в течение столетий. Но на самом деле это неверно. На Ильин день на Руси купаться было запрещено . У запрета есть несколько версий, каждая дополняющая другую.


1. По легенде, когда пророк Илья на колеснице вознесся на небо, с копыта одной из лошадей упала подкова - в воду, и соприкоснувшись с поверхностью, выстудила все водоемы. Потому если на Ильин день пойти купаться, велик риск простудиться.

2. Согласно поверью, в ночь на Ильин день у водоемов собирается всякая нечисть, которая с превеликим удовольствием утопит нерадивого купальщика. Так что в более широкой трактовке распространяется запрет и на ловлю рыбы .

3. У южных славян к началу августа начинала "цвести" вода. И купание в ней было чревато развитием кишечных инфекций и кожных болезней. В стоячих же водоемах вода могла и вовсе протухнуть и стать смертельно опасной для животных и людей. В средних широтах - наоборот, с начала августа начиналось предосеннее похолодание. Считалось, что с Ильина дня вода в водоемах уже становится слишком холодной для купания (1-я версия).

Отсюда и происхождение многих поговорок , связанных с Днем Илии-пророка:

"Илья лето кончает, жито зажинает", "На Илью до обеда - лето, после обеда - осень", "До Ильи мужик купается, а с Ильи с водой прощается" .

Loading...Loading...