История о каине и авеле. Кто такие Каин и Авель

Это история о втором поколении людей. Они стали первыми, кто на земле родился, а не был сотворен сверхъестественным образом. Их звали Каин и Авель. История сделала их имена нарицательными.

Совсем немного времени прошло со времени грехопадения Адама и Евы . Желая вернуть утраченное общение с Богом, они жили, следуя первым заповедям: владычествовать над животными, возделывать землю и рожать детей.

Как все произошло

Два старших сына, Каин и Авель, стали им утешением и помощниками. Первый занимался земледелием, второй предпочел скотоводство. Оба брата приносили жертву Богу от плодов своего труда. Но принят был только дар младшего. Старший же, разозлившись, заманил Авеля в поле и убил его там.

Бог призвал Каина и спросил, где его брат. Но тот ответил дерзостью, заявив в ответ, что брату своему он не сторож. Но Господу уже было известно о первом совершенном на земле преступлении. И приговор Его был суров: с того момента убийца не получает от земли сил, а еще становится скитальцем и изгнанником. Каин считает такое наказание очень суровым, он боится, что за свое преступление любой встретившийся на его пути тоже убьет его. Но Бог делает метку на челе первого убийцы и сообщает, что убившему Каина воздастся в семь раз больше.

И ушел старший сын далеко, в землю Нод, там Бог дал ему жену, от которой пошли потомки Каина.

А у Адама и Евы родились другие дети , которые начали призывать имя Бога, т. е. были благочестивы.

Вопросы и ответы

Эта незатейливая история до сих пор вызывает множество вопросов. И самый главный из них:

За что Каин убил Авеля

В самом деле, что такого произошло между братьями? Ведь Библия не говорит, что они ссорились или имели враждебные отношения. Даже род занятий Каин и Авель имели разный и вряд ли могли общаться часто. Замыслив убить младшего брата, старший позвал его в поле, и тот пошел. Значит, он даже не мог предположить, чем для него это обернется. Не было между братьями разлада .

Причиной трагедии все толкования называют зависть. Действительно, зависть может быть абсолютно не видна внешне, но ее результаты разрушительны для человеческих отношений. Она становилась причиной множества преступлений, войн, трагедий. Каин позавидовал брату, что его приношение было принято Богом и не сумел справиться со своими чувствами.

Почему Бог не принял дар Каина

Любые толкователи Библии указывают , что Богу угодна не сама жертва, принесенная человеком, а то, с каким чувством человек ее приносит. И евангельская история о вдове, положившей в храмовую копилку всего две мелкие монеты, тому подтверждение. Христос говорит о ней, что, поскольку женщина отдала все свое дневное пропитание, ее дар ценнее всех остальных. Только по большой любви можно отдать, то что тебе самому очень нужно и именно такая жертва, с любовью, была угодна Богу. Материальное же ее выражение не имеет значения.

Авель принес «от первородных» и от «тука их». Это означает, что он принес лучшее, что имел, и приношение его было с любовью.

Про Каина написано, что он принес «от плодов земли», без уточнения качества и количества. Скорее всего, он просто отделил какую-то часть, не выбирая особенно. Такой подход указывает на небрежность старшего брата в отношении к Богу, отсутствие почитания к своему Творцу. Потому-то его жертва и не была принята .

Как братья определили чья жертва принята

Во все ветхозаветные времена был основной способ жертвоприношения — положить дар на каменный жертвенник и поджечь. Предания и толкователи сообщают, что при сгорании жертвы Авеля, дым от нее поднимался вверх. У Каина дым стлался по земле. На различных картинках и гравюрах к этой истории именно так это и отражается.

В чем состояло наказание Каина

Наказание за первое убийство было весьма суровым:

  • Бог проклял первого убийцу,
  • больше Каин не будет получать сил от земли,
  • станет вечным изгнанником.

Не получить сил от земли означало , что отныне земледелие будет еще более сложным промыслом. Если Адаму в наказание было назначено, что для получения пропитания он должен трудиться, то для его сына отныне этот труд становился не только усердным, но зачастую и не совсем успешным. Таким, чтобы результатов хватало только для существования, но не для процветания.

Вечным изгнанником делает Бог первого убийцу , т. е. полностью лишает его общения с родителями и собой. И это, наверное, еще страшнее. Людям необходимо общаться, делиться мыслями, чувствами, надеждами. Если человека лишить такой возможности, то он может даже сойти с ума от одиночества. Вот и Каин говорит, что наказание его больше, чем можно перенести.

Помимо этого, он опасается, что любой встреченный им человек может его убить. Но Бог кладет метку на его чело и говорит, что убийце Каина будет отмщено всемеро. Если вспомнить, что в те времена люди жили по тысяче лет, наказание Каина видится совершенно ужасным. Тысячу лет скитаться по земле, лишенным общения с самыми родными людьми, скудно питаться, терпеть различные бедствия и болезни и не иметь даже возможности умереть, чтобы все это закончилось.

Хотя Бог, по милосердию своему , все же дает старшему брату жену и детей.

На ком женился Каин

На момент описываемых событий на земле есть всего 4 человека:

  • Адам,
  • Каин,
  • Авель.

Откуда взялась жена для Каина? То, что Писание не упоминает о других людях, не означает, что их не было. Возможно,они были созданы из земли, как Адам, может быть и эта жена была создана из плоти мужа, как Ева. Но если Бог сотворил целую Землю, растения, зверей и людей, что могло помешать ему увеличить население как естественным,так и сверхъестественным образом?

Как же так получилось , что у одних родителей появились такие разные дети: благочестивый кроткий Авель и завистливый, способный на убийство Каин? Конечно, и в наше время мы можем видеть, как в одной семье дети имеют кардинально разные характеры. Но каждый современный человек имеет за плечами тысячи разных предков, и никто не может с уверенностью сказать, чьи гены будут доминировать в каждом конкретном человеке.

У первых братьев были только отец и мать, которые были, по сути, одной плотью, соответственно, не могло у них быть разных генов. Пример Авель и Каин тоже могли брать только со своих родителей, которые всю свою последующую жизнь старались искупить совершенный им грех, а значит были очень добродетельны. Не было и влияния среды, т. е. не могли братья попасть в разное окружение, потому что других людей не было.

Библия говорит, что Бог дал человеку свободную волю . Люди живут и становятся такими, какими они сами хотят быть. Первородный грех, исказил природу человека, но если постараться, возможно повлиять на этот процесс. Сам Бог говорит об этом старшему брату прямо: «Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит. Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». То есть, это вопрос внутренней работы над собой. Авель справился с этой задачей, а Каин нет.

Историю конфликта Каина и Авеля прочитать можно не только в Библии. Есть сходные предания и в других верованиях. И есть множество версий происхождения этих легенд. По одной из них, описание первого убийства является рассказом о взаимоотношениях первых земледельцев и животноводов, которые враждовали между собой. Каждый выбирает сам,что читать и чему верить . Но одно можно сказать точно: эта история очень поучительна и будет вызывать еще множество интересных вопросов.

Всего в пятнадцати стихах 4-ой главы Библейской книги Бытие, описаны Каин и Авель, история отношений которых, является онтологическим разбором человеческой психологии. Взаимодействие двух братьев, лишённые всякого антуража, показывает архетип отступления человека от добра.

О чём говорит первоисточник и как его понимать?

Вот на этом снимке вся библейская история Каина и Авеля

От этого источника, происходит множество толкований. Но обращать внимание следует только на объяснения от авторитетных источников, которые видят этот текст в духе православия.

Есть одна аксиома, которая очень способствует правильному пониманию Библейских текстов, а именно: «В Библии нет ни одной лишней точки. Каждый знак, а тем более слово имеет значение» .

Но прежде чем приступить к разбору этого отрывка, следует поведать про очень любопытный факт.

У Библии, есть несколько уровней понимания текста. Например:

1. Читают весь текст подряд – один смысл;

2. Читают каждое третье слово – получается пророчество;

3. Читают каждое седьмое слово – ещё один уровень.

Библеисты, насчитывают три дюжины вариантов прочтения Библии, но в настоящее время известны не более десятка.

Важно и то, что правильно понять историю про Каина и Авеля, да и вообще всю Библию, можно только читая её в контексте той культуры, в которой она была записана.

Толкования основ

Прежде всего следует открыть значение имён. Имя Каин, происходит от еврейского глагола «канна » - приобретать и местоимения «инна ». И дословно означает – «я приобрела». Это были слова Евы, которая впервые на Земле родила младенца. Ведь Каин был не только первым ребёнком у Адама и Евы, но он был:

· Первый младенец, так как и Адам и Ева были созданы Богом уже взрослыми;

· Первый родившийся человек;

· Первый человекоубийца.

В одном человеке, сошлись столько невероятных качеств!

Для Адама и Евы, которые лицом к лицу общались с Богом и жили в Раю, память о прежней жизни была очень и очень скорбной. Ведь они сами потеряли то, что далось им даром. Больше этого, ничего быть не может. И в рождении ребёнка, Ева видела дар от Господа, который подтверждал пророчество данное в Быт 3:15.

Но Каин родился уже с трансляцией первородного греха!

И в словах Евы «человека от Господа», все толкователи видят упование праматери на то, что новоявленные родители, теперь действуют в унисон с Богом. Если их (Адама и Еву) сотворил сам Господь, то теперь они с Божьей Помощью, могут тоже порождать детей.

Авель – у имени нет прямого аналога в русском языке. Это слово произошло от глагола «гаваль», которое означает «дышать, выдувать», и по смыслу ближе всего к таким понятиям как: «дымка, марево, призрачный».

Другими словами, Ева уже не испытывала такого вдохновения, как при рождении первенца.

Во втором же стихе говорится и о профессиональной принадлежности братьев: Каин стал земледельцем, а Авель – пастухом овец.

При современном взгляде, занятие Каина было более мирным, ведь он выращивал растительную пищу. Авель же занимался животноводством, а это по любому работа связанная с кровью.

Но на самом деле, всё выглядит совсем иначе.

Согласно Библии, употребление мяса было допущено Господом только после Всемирного Потопа (Быт 9:3), до этих пор все питались только растительной пищей. А овцы, как раз и предназначались для жертвоприношения! То есть, Каин занимался только устройством в земном мире, а Авель работал, заботясь о жертвенных животных.

Причина зарождения зависти

С 3-го по 5-ый стих говорится о жертвоприношении, которое совершили Каин и Авель. История Ветхого Завета, однозначно утверждает, что для жертвоприношения Господу выбирается самое лучшее. И в этих стихах можно прочитать, что Каин принёс от плодов земли . Авель принёс: от первородных стада и от тука их . То есть, Авель выбирал лучшее, первородное. Да и от них взял тук. Каин же принёс просто жертву, без разбора на лучшее и худшее.

Господь один сердцеведец, он знает, что было в мыслях и о чём было сердечное чаяние братьев. Поэтому видя чистоту Авеля, на его жертву призрел , а жертву Каина не почтил вниманием.

И вот здесь зародилась зависть – Каин сильно огорчился, и поникло лицо его . Слово «огорчился», имеет более точный перед с еврейского – «разгневался». Очевидно, что желание быть более любимым для Бога, присутствовало в Каине. Но добиваться Его милости он возжелал более лёгким путём – устранив брата.

Стихи 6-7, это вразумление от Бога. Господь уже видит, что на сердце у Каина, и прямо спрашивает у него: Если ты сделал доброе, то почему не радуешься ?

Ведь лицо его было опущено вниз. Он не радуется успеху брата, и не печалится о своих ошибках! Именно злоба и зависть изменили черты его лица и заставили его взору упереться в землю.

И далее: Если не делаешь доброе, то грех лежит у дверей твоих. Он влечёт тебя, но ты не пускай его . Это место легче понять, если читать его на церковно-славянском языке. Господь как-бы говорит, что лицо это зеркало того, что гнездится в человеческой душе. И если лицо поникло, то мысли у человека тёмные. Он (человек), как бы смотрит на лежащий у двери грех.

Но самое важное – Ты не пускай его !

То есть, человек всегда добровольно делает выбор между добром и злом. Каждую секунду своей жизни, человек делает этот выбор. Сам грех не может поселиться в человеческой душе. Человек должен добровольно дать согласие, чтобы грех вошёл в его сердце.
Подтверждая эти слова, псалмопевец Давид говорит: "Блажен муж, иже разобьёт младенцы твоих о камень " (Пс.136:9). Другими словами, уничтожать грех надо тогда, когда он ещё в младенческом состоянии.

Именно этот стих, производит анализ человеческой психологии, с опорой на художественное отображение борьбы между добром и злом, которое проявляется на лице человека.

Братоубийство: грех, обличение и наказание

Стихи 8-15, раскрывают подробности первого человекоубийства.

Каин позвал брата в поле. Ему нужен был предлог, чтобы уединиться с Авелем. В Мидрашах, приводятся подробности этого преступления. Ведь по факту, истории раздора Каина и Авеля как таковой нет. Авель не имел вражды против брата.

Каин не знал, как убивают, поэтому наносил удары и повреждения Авелю, пока тот не затих.

В следующем стихе Господь обращается к Каину и спрашивает у него о его брате. И Каин, совершенно потеряв разум, начинает как и его родители, прятаться от Бога, подсознательно говоря Ему в упрёк: «Не знаю, разве я сторож брату своему ».

А ведь Бог сначала дал возможность покаяться убийце! Но сердце Каина уже окаменело.

И тогда уже Господь обличает, проявляя своё могущество: Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет от земли .

Обратите внимание, что если за грех Адама и Евы были прокляты змей (Сатана) и земля, то вот в случае с Каином, земля становится орудием возмездия в руках Бога: Ты будешь изгнанником и скитальцем .

В ответ, Каин выражает малодушие: Наказание больше, нежели я могу вынести, и каждый встретившийся может меня убить .

Толкователи понимали под словом "земля" – райский сад. То есть, то место где обитали первые люди после изгнания из Рая. А убить его могли дети и внуки Адама, ибо по мнению библеистов, обитаемая земля была уже населена потомками Адама и Евы.

Но в окончании истории Каина и Авеля, Господь делает преступнику знамение и обещает отомстить его убийце всемеро.

По поводу видимого проявления этого знамения, единого мнения нет. Некоторые богословы уверены что у Каина вырос рог, некоторые утверждают что на его челе появилась надпись (знак). Еврейские Мидраши уверяют, что Бог приставил к Каину собаку, чтобы она всегда сопровождала его.

Итог

История Каина и Авеля сводится к анатомии зарождения греха в человеке, без участия Дьявола. После грехопадения Адама, человек получил удобопреклонность ко греху.

Но преклонность и предопределённость, это разные понятия.

Самый простой пример, можно опробовать на себе.

Вот что может быть проще, чем удержать свой язык? Это ведь очень маленьких орган, и полностью под властью человека.

А попробуйте одни сутки, не произнести ни одного упрёка, ругательства, осуждения в адрес кого-бы то ни было. Постарайтесь выделить один всего день для этого эксперимента.

Результаты не заставят себя ждать даже до полудня.

Лишился человек рая - и изменилась вся жизнь его. После благодатного райского во всем изобилия почувствовались все нужды и невзгоды земные. Пищу, одежду, жилище пришлось добывать в тяжелых условиях часто суровой новой обстановки. Так не замедлил исполниться над ним приговор Божий: «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой».

Та же нужда и те же труды продолжались, когда Ева сделалась матерью. Пришлось и детям разделять труды родителей: старший сын их Каин был земледельцем, а второй, Авель, пас овец.

Однажды, по установленному положению в доме отца его, «Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Быт. 4, 3-5).

Не оставлял Господь людей и после падения их, не лишил их вполне общения с Собой. По всеведению Своему Он знал, что в душе Каина чувство недоброе и жертва его - не искренняя, и вот, по благости Своей, Он как бы предупредил его не сделать худого. Но предупреждение Божие не повлияло на Каина, зараженного уже грехом и по своей злой воле не удержавшегося от греха.

«И сказал Господь (Бог) Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

И сказал Каин Авелю, брату своему: (пойдем в поле). И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

И сказал Господь Бог Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?

И сказал Господь: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

И сказал Каин Господу Богу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

И сказал ему Господь Бог: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Бог Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема».

(Быт. 4, 6-16)

Осужденный проклятием Божиим на изгнание, Каин избрал путь на восток, где, живя в постоянном страхе под влиянием угрызений совести, он устроил вокруг себя ограждение - первый город, для защиты от всяких предполагаемых нападений на него, и назвал этот город по имени родившегося у него там сына Еноха . От этого сына было пять поколений до Ламеха, который был первым нарушителем единства в браке, так как у него была не одна, а две жены: «И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла (Селла)».

«Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина (Фовела), который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема».

(Быт. 4, 19-22)

Ламех, нарушивший единство брака, оказался также и убийцей, подобно предку своему Каину, хотя и по менее преступным побуждениям. Этого преступления он не утаил от жен своих: «И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне». И при этом прибавил: «Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» (Быт. 4, 23-24).

Из предыдущего можно заключить, что грех заразительно подействовал на потомство Каина. Но долготерпеливый Господь бодрствовал и не отступал от падшего человечества и таинственно руководил и спасал его посредством орудий Своих - избранных людей, которые пользовались данной им Богом свободой, чтобы жить праведно и уклоняться от зла.

Во время самого падения первых людей в раю Бог, предав их наказанию в исполнение Своего предначертанного закона, в то же время, по беспредельному милосердию Своему, не оставил их без утешительной надежды, что им доступно будет возвратиться к Нему при помощи Спасителя, Которого Он пошлет в мир, чтобы спасти людей. В грозных словах Божиих, обращенных к змею-искусителю, что семя жены «будет поражать его в голову» (Быт. 3, 15), что же можно видеть иное, как не обещание Божие, что из семени Жены (Богородицы) произойдет Спаситель, Который победит погубившего людей злого духа?

Так верой в имеющего прийти в мир Спасителя жили и спасались первые люди и утешались в своем изгнании из рая обещанием, что это изгнание не должно быть вечным.

Память об этом обещании Божием передавалась от отца к детям, от предков к потомкам, пока не исполнилось оно «в полноту времен». А до тех пор между всеми людьми, хотя и зараженными первородным грехом, выделялись такие праведные и благочестивые, в которых память об обещании Божием возбуждала спасительный страх не заслужить исполнения для них этого обещания и нераздельно с тем стремление направить дарованную им Богом свободу в богоугодную добрую сторону.

Таков был Сиф, который родился у Адама после смерти Авеля, как бы в утешение печали родителей о их погибшем кротком и невинном сыне.

Священное Писание не упоминает о прочих детях Адама и Евы, но говорит о Сифе как о благочестивом предке потомства, из которого произошло много таких же благочестивых людей, сохранявших и поддерживавших память о древнем Завете или союзе Бога с людьми, на основании которого они спасались верой в исполнение этого Завета, верой в грядущего Спасителя, верой, с которой они сообразовывали и дела свои, склоняя свою волю на добро и избегая зла.

Не таковы были потомки Каина. Это были большей частью люди, не помнящие Бога, порочные, нечестивые - в противоположность благочестивым потомкам Сифа, и гибельно было их влияние на потомков Сифовых, с которыми они, по мере размножения людей, входили в сношения.

Сношения между собой таких различных людей оказались более вредными для добрых, чем полезными для злых. Зло преобладало. Испорченность нравов распространялась особенно оттого, что происходили смешанные брачные союзы, и женщины из потомства Каинова не могли поддерживать благочестия в семье. Поэтому дети были еще хуже, чем их родители. Достигая зрелого возраста, они поражали своими чудовищными поступками и быстро распространяли вокруг заразу своей испорченности.

Но не истощалось Господне долготерпение к людям. Бог предупреждал народ и угрожал ему карой. Между тем зло распространялось и возобладало на земле. Человечество забыло Бога, и всем людям предстояло погибнуть среди общей испорченности.

«И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время.

И сказал Господь Бог: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть. Истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю».

(Быт. 6, 5, 3, 7)

Оставался, однако же, на проклятой Богом земле один праведный, помнящий Бога человек. Имя ему было Ной. Он был правнук благочестивого Еноха и сын Ламеха, который, при рождении сына своего, «и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь Бог».

(Быт. 5, 29)

Этого сына Каинова - Еноха не нужно смешивать с другим потомком Адама, тоже Енохом, о котором упоминается, что «всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5, 23-24). Праведный Ной был правнуком этого Еноха.



04 / 01 / 2007

КТО ТАКОЙ КАИН В БИБЛИИ?

Каин - первый сын Адама и Евы, т.е. первый рождённый на Земле человек. Каин является отцом Еноха и родоначальником его линии. Прославился тем, что стал первым в истории убийцей на Земле (лишил жизни своего брата Авеля).

Имя Каин стало нарицательным для злобного, завистливого человека, способного на подлости (необязательно на убийство) по отношению к самым близким людям.

Историю Каина мы узнаем из Книги Бытия.

После изгнания из рая у Адама и Евы родился первенец. Они посчитали, что сбываются обещания Божие, данные в раю, когда Он говорил, что от семени жены будет им спасение и что это семя жены поразит змея «в голову» — то есть победит те последствия грехопадения, которые с ними случились. Поэтому назвала Ева своего первенца «Каин», что значит «человек от Господа».

Но все оказалось гораздо сложнее, чем они думали изначально. И поэтому через какое-то время, когда Ева родила еще одного мальчика, она назвала его Авель , что значит «прах, плач», то есть — как дым, как прах рассеялись ее надежды, ее мечты на скорое избавление. Может быть, только в этот момент они до конца осознали чудовищность последствий, которые повлекло за собой грехопадение.

Авель стал скотоводом, а его брат Каин — земледельцем.

Конфликт начался с жертвоприношения Богу (это были первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии). Авель принёс в жертву первородных голов своего стада, а Каин — плоды земли. (Быт. 4:2-4)

Авель был нрава доброго и кроткого, он приносил жертву от чистого сердца, с любовью и верой в обещанного Спасителя, с молитвой о помиловании и надеждой на милость Божью; и Бог принял жертву Авеля, — дым от нее вознесся к небу.

Каин же был нрава злого и жестокого. Он приносил жертву только по обычаю, без любви и страха Божьего. Господь не принял его жертвы, — дым от нее стелился по земле. (Быт. 4:4-5)


Здесь мы видим, что не все жертвы Богу угодны. Жертва Богу должна соединяться с внутренней жертвой доброго сердца и добродетельной жизнью. И проводя параллель на нас сегодняшних, тоже надо сказать, не все то, что мы жертвуем для Бога, для храма, не все это Бог приемлет, не все это идет впрок. Наверное, имеет значение то сердце, с которым мы приносим свой дар, то состояние нашей души, для чего мы это делаем, с каким чувством мы это делаем. Вот это, наверное, имеется в виду как главное условие. И если что-то у нас в сердце не в порядке, то, может быть, Господь от нас тоже не примет дар.

Увидев, что жертва его не принята, Каин разгневался на брата и стал завидовать ему. Лицо его помрачнело. Господь, видя озлобление Каина, обращается к нему, как к родному, но стоящему на краю пропасти сыну, предостерегая от уже замышленного братоубийства. «И сказал Господь Каину: почему ты огорчился, и от чего поникло лицо твое?» (Быт. 4:6) Такое ощущение, что Господь чего-то не знает… Все знает. Это вопросы Господь обращает Каину, чтобы тот сам себе задал их: «подумай, почему ты огорчился, почему поникло лицо твое? задумайся над этим…»

«Если делаешь доброе, то не поднимаешь лица. А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит, он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». (Быт. 4:7)

Замечательные слова! «Он тебя (грех) влечет к себе, но ты господствуй над ним». Да, грех будет лежать у дверей и у каждого из нас с вами тоже в какой-то момент жизни обязательно грех лежит у двери, и он влечет нас к себе. Но «ты господствуй над ним» и не позволяй ему господствовать над тобой, будь хозяином положения, оставайся свободным от этого. И Господь напрямую обращается к Каину, напрямую говорит с ним, вразумляет его, направляет его, пытается как-то его воспитать.

Но не внял Каин Божьему увещеванию и, зазвав Авеля в поле, убил его. (Быт. 4:8)


Тогда Господь обратился к Каину, желая, чтобы он покаялся, и спросил его: «Где брат твой Авель?» Но диавол окончательно овладел сердцем Каина, и тот дерзко ответил: «Не знаю; разве я сторож брату моему?». (Быт. 4:9) Это отрицание вины уже не давало надежды на исправление. Ответ совершенно наглый, совершено бесцеремонный, грубый и очень неприличный: «разве я сторож брату моему?». Циничный ответ. О чем это говорит? О том, что душа Каина до такой степени уже озлобилась и прониклась грехом, что в общем-то взывать к его исправлению, к покаянию уже невозможно. Только может быть, какие-то сложные жизненные условия на протяжении многого времени могут заставить его пересмотреть свое отношение, свою позицию, и что-то изменить.

Тогда Бог сказал ему: «Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет ко Мне от земли. За это ты будешь проклят, и земля не будет плодоносить тебе, и будешь ты скитаться по земле». (Быт. 4:11-12)

Вот такое жесткое наказание - Каин был лишен плодов земли и обречен на непрерывные скитания.

«И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно ».(Быт. 4:13) Это не слова покаяния, это не слова человека, который сожалеет. Это слова человека, который считает: «Ну, и что я такого сделал, что Ты меня так наказываешь? Ты меня слишком сильно наказываешь. Я не вижу, что я настолько сильно нагрешил, чтобы Ты меня так сильно наказывал. Что я такого сделал?» То есть он не понимает, не осознает степени своего ужасного поступка.

Вот так печально закончилась история двух братьев — Каина и Авеля.

После убийства Каин подвергнут Божьему проклятию и изгнан в землю Нод (Быт. 4:11-14). А чтобы первый же встречный не убил преступника — первого рожденного женщиной человека и первого человекоубийцу — Бог отметил Каина особым знаком. В современном языке выражение «Каинова печать» имеет смысл «печать преступления». Как наказанный убийца, Каин должен был служить предостерегающим примером для других. Поникшее, искаженное злодейством лицо его служило знаком, чтобы никто не убил его, ни дикий зверь, ни человек.

Велико было преступление Каина и оскорбление, нанесенное чистоте и святости любви. Но, несмотря на это, нашлись люди, которые решились последовать за Каином в изгнание. У него была жена, которая тоже последовала за ним. Согласно Библии, в земле Нод (Быт. 4:16) у Каина родился сын Енох и потомство Каина потом тоже распространялось по земле.

Это повествование открывает перед нами два пути: путь с Богом и путь без Бога, путь добра и любви и путь зла, гордости и произвола. Один приводит к вечной жизни — другой к смерти…

Жизнь человека есть дар Божий, поэтому человек не имеет права ни сам себя лишать жизни, ни отнимать ее у других. Отнятие жизни у ближнего называется убийством и является одним из самых тяжких грехов.

…А Адаму и Еве Бог дал другого сына. Безмерна была их радость. В надежде, что он не будет таким, как Каин, а заменит Авеля, его назвали Сиф , что значит «основание» — основание новому человечеству, мирному, благочестивому, в котором не будет братоубийства и злобы, которое веками будет шаг за шагом возвращаться на дорогу праведных, ведущую человека через преодоление греха к Богу.

Материал подготовлен на основе статьи в журнале "ФОМА"

Одна из глав Библии повествует о братьях Каине и Авеле – старшем и младшем сыновьях Адама и Евы. Известно, что старший брат убил младшего – это было первое в истории убийство одного человека другим. Перечитывая страницы Священной книги, человек никогда не получает ответа на вопрос: ? Изгнанные Рая за совершение греха, Адам и Ева оказались в мире, похожем на тот, в котором живут люди сегодня. Они в первый раз узнали о страданиях людей, в этом мире все были смертны. У них родился старший сын Каин, а затем младший Авель.

Каждый из них выбрал свой путь в жизни. Каин стал возделывать землю и выращивать на ней хлеб, Авель пас овец. Оба искренне почитали Всевышнего. Когда настало время подтвердить свою любовь к Творцу приношением ему жертвы, оба не задумываясь, сделали это. Каин положил на жертвенное место зачатки урожая, Авель принес молодого ягненка. Но Всевышний принял дар только Авеля, на его дар снизошел священный огонь и дым поднялся прямо в небо. От жертвы Каина дым стелился по земле. Каин не проявил смирения, переполнился гневом. Он переменился в лице, помрачнел. Увидев это, Господь стал вразумлять Каина смириться с его волей, не совершать злых поступков.

Но разум Каина был помутнен, он думал только об отмщении за обиду. Хитростью заманив Авеля в безлюдное место, Каин убивает брата. И здесь нет раскаяния за свой поступок. Каин думает лишь о том, как скрыть совершенное преступление от всех. Он забывает даже о том, что Господь видит все и знает обо всех его поступках. Милостивый Бог дает ему возможность покаяться, спросив, где находится Авель. Но покаяния не происходит. Каин отвечает, что не обязан следить за братом. Солгав Господу, он отвергается им. В наказание Господь ставит на нем метку бессмертия, что делает его вечным скитальцем. Каинами теперь называют подлых, способных на низкие поступки, людей.

За что Каин убил своего брата Авеля? Каину не был понятен выбор Всевышнего, перед Каином не было вины Авеля. Многие считают, что Каином руководило чувство зависти к брату, который обладал более мягким нравом, чем, возможно, расположил к себе Бога. Это предположение совпадает с мнением приверженцев мусульманской веры.

Существуют и другие предположения, за что Каин убил своего брата Авеля . В христианстве утверждается, что Авель жил по праведным законам, потому дар его Господом был принят. Помыслы Каина были злыми. В его жертвовании не было искренней любви к Всевышнему. Потому его жертва была отвергнута. Испытание, которому подверг Господь Каина, подтвердило злобность и завистливость его характера. Он не мог победить свою гордыню, смириться волей божьей, что послужило причиной трагедии.

Истории, изложенные в Священном Писании, подтверждаются жизнью. В различных ситуациях человек встает перед выбором, поддаться ли искушению и совершить подлый поступок, или быть милосердным к ближнему, прощая ему человеческие слабости. Существует предположение, что Авель был гораздо сильнее брата физически. После нападения Каина на Авеля Каин стал просить пощады. Милосердный Авель отпустил брата, и тот убил его.

Но каких бы версий и предположений по поводу того, почему Каин убил своего брата Авеля , не существовало, напрашивается вывод, что чувство зависти Каина к Авелю является главной причиной братоубийства. Прочитав первые несколько десятков глав Священного Писания, мы познаем тайну происхождения человека, углубляемся в свой внутренний мир. Нам открываются тайны создания растений, животных и, самое главное, человека.

Loading...Loading...