Иулиания княгиня вяземская, святая. Святые благоверные князь симеон и княгиня иулиания

Иулиания княгиня Вяземская, святая

Святая княгиня Иулиания была супругой удельного князя вяземского Симеона Мстиславича, подчиненного великому князю смоленскому. Смоленское княжество, срединное между Москвой и Литвой, переживало в то время тяжелую пору, последние годы существования. Витовт, великий князь литовский, решил окончательно подчинить себе исконно русское княжество. Московский же князь Василий Димитриевич, женатый на дочери Витовта, явно держал сторону тестя. И вот в 1404 году Смоленск был взят литовскими войсками и княжество Смоленское пало. Последний князь его Георгий Святославич, оставив в плену литовцев супругу свою, сначала отправился в Новгород Великий и в продолжение двух лет княжил здесь. Был вместе с ним и подручный князь его Симеон Мстиславич, супруг святой Иулиании. Затем бывший князь смоленский бил челом московскому князю, просился у него на службу. Князь вяземский, преданный своему старшему князю, не отставал от него. Василий Димитриевич принял на службу князя Георгия с его подручником и послал их обоих наместниками в Торжок, разделив город на две половины между князьями-наместниками.

Блаженная Иулиания, супруга князя Симеона, процветала своими добродетелями, строгим целомудрием и блистала красотой телесной. Князь Георгий, супруга которого находилась в плену, прельстился ее красотою и уговаривал княгиню жить с ним. Святая долго удерживала князя, ослепленного страстью, от его злого умысла. Она ему говорила: «Зачем, господин, ты задумал такое зло? Вспомни, у меня есть муж. Как же я могу оставить живого мужа и пойти к тебе? Могу ли я осквернить чистое супружеское ложе? Лучше мне умереть, чем согласиться на такое дурное дело».

Но блудная страсть ослепила ум и совесть несчастного князя. Побуждаемый диаволом, он не слушал слов блаженной Иулиании и решился силою, даже преступлением добиться своего. Георгий Святославич устроил пир у себя в доме и на этом пиру своими руками убил князя Симеона, ни в чем неповинного, всегда ему преданного, усердно ему служившего. Совершив злодеяние, он хотел тотчас же насытить свою скотскую похоть. Но святая Иулиания стала мужественно защищаться: она хотела ударить ножом в горло насильника, но только ранила его в руку. Вырвавшись из рук обезумевшего Георгия, княгиня выбежала на двор. В ярости князь погнался за нею, нагнал и зарубил мечом. Бездыханное тело святой мученицы по приказанию убийцы было брошено в реку Тверцу. Мученическая кончина блаженной Иулиании последовала в Торжке 21 декабря 1406 г.

Терзаемый укорами совести и всеми порицаемый, князь Георгий бежал в Орду к татарам. Но и там не мог найти он себе покоя. Он возвратился в Русскую землю и искал пустыню, чтобы поселиться в ней и оплакивать свой страшный грех. Скоро он нашел такой монастырь - Николаевский на реке Осетре и был принят его игуменом, добрым старцем Петром. Но грешный князь пробыл здесь только несколько дней. Впал в болезнь и, принесши Богу искреннее покаяние, скончался 14 сентября 1408 г.

Господу было угодно открыть тело святой мученицы. Весной один расслабленный крестьянин с трудом шел по берегу реки Тверцы. Вдруг он видит, что тело блаженной Иулиании плывет по реке не вниз, но вверх, против течения. Изумленный сим видением, крестьянин ужаснулся и хотел было уйти поскорее с этого места, но услышал голос, исходящий от бездыханного тела: «Раб Божий, не бойся. Ступай в соборную церковь Преображения Господня и возвести протопопу и прочим, чтобы они взяли мое грешное тело - тело Иулиании - и погребли его на правой стороне в этой церкви». В то же время расслабленный почувствовал себя совершенно здоровым. С радостью поспешил он исполнить чудесное приказание. Протоиерей со множеством народа отправился на указанное им место и здесь, недалеко от берега, они обрели честное тело блаженной Иулиании, перенесли его в город и с подобающим торжеством погребли у южных дверей Преображенского собора. При этом многие больные получили исцеление от своих недугов.

В 1598 году протодиакон соборной церкви Торжка Иоанн захотел сам осмотреть мощи святой Иулиании. 40 дней перед тем он постился и молился Богу. Потом стал открывать гроб; вдруг на Иоанна напал ужас, и в то же время из гроба вырвался огонь, который сильно опалил дерзкого протодиакона. Он упал на церковный помост, взывал о помощи, но никто этого не слышал. Вдруг раздался чей-то голос: «Не трудись напрасно, отец, ибо не следует видеть тела моего, пока не будет на то воли Божией». Так лежал наказанный протодиакон в расслаблении с полудня до вечерни. Вошедший в церковь пономарь ужаснулся, собрал народ. Иоанн поведал всем случившееся с ним. Более двух месяцев лежал он в расслаблении, но потом по молитвам у гроба святой мученицы получил исцеление.

В апреле 1815 года старый собор Преображения Господня был разобран. При сем была видима часть каменной гробницы, в которой почивали мощи святой княгини. Многие верующие, касаясь гроба мученицы или захватывая часть земли с того места, получали исцеление от своих недугов по молитвам святой Иулиании и по неизреченной милости Христа Бога нашего, Которому вместе с Отцем и Святым Духом слава, честь и поклонение во веки. Аминь.

Из книги Святая Анна автора Филимонова Л. В.

Святая благоверная княгиня (преподобная) Анна Новгородская Память ее совершается 10 (23) февраля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Благоверная княгиня Анна Новгородская, супруга великого князя Ярослава Мудрого, дала истинное

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Святая благоверная великая княгиня инокиня Анна Кашинская Память ее совершается 2(15) октября, 12(25) июля (второе прославление и перенесение мощей) и в 1-ю Неделю после 29 июня (Собор Тверских

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Евпраксия Псковская, святая благоверная княгиня Святая благоверная княгиня Евпраксия Псковская, в миру Евфросиния, дочь полоцкого князя Рогволода Борисовича и тетка святого благоверного князя Довмонта–Тимофея (память 20 мая/2 июня), была женой псковского князя Ярослава

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Мария, святая благоверная княгиня Благоверная княгиня Мария Димитриевна (дочь Димитрия Александровича, внука св. великого князя Александра Невского) была в супружестве с Довмонтом (в крещении Тимофеем, см. 20 мая), псковским князем. В 1267 году в Литве убит был князь Миндовг,

Из книги Ефросиния Московская. Крестный подвиг матери Русской земли автора Афанасьев Владимир Николаевич

Иулиания, княжна Ольшанская Св. Иулиания жила в первой половине XVI века. Она была дочерью князя Георгия (Юрия) Дубровицкого-Ольшанского, одного из благотворителей Киево-Печерской лавры. Праведная Иулиания скончалась на 16-м году жизни и была погребена в Киево-Печерской

Из книги Самые главные молитвы и праздники автора Автор неизвестен

Мученица благоверная княгиня Иулиания Вяземская, Новоторжская чудотворица (+ 1406) Память ее празднуется 21 дек. в день мученической гибели, 2 июня в день обретения мощей, 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых и в

Из книги Монахи. О выборе и о свободе автора Посашко Юлия Игоревна

Евгений Поселянин Святая благоверная преподобная Евфросиния, Великая княгиня Московская Благоверная великая княгиня Московская, преподобная инокиня Евфросиния в миру Евдокия, сияет в сонме московских чудотворцев всеми светлыми сокровищами русской благородной

Из книги Агиология автора Никулина Елена Николаевна

Святая равноапостольная великая Российская княгиня Ольга День памяти 24 июляСвятая княгиня Ольга была из древнего рода князей Изборских. Родилась она в селении Выбуты под Псковом. Однажды при переезде через реку Великую она познакомилась с молодым Киевским князем

Из книги Святые вожди земли русской автора Поселянин Евгений Николаевич

Монахиня Иулиания (Денисова) Монахиня Иулиания (Денисова), насельница Свято-Елисаветинского монастыря, г. Минск45 сумок, 35 пар обуви, шкаф косметики, собственная отдельная квартира – ешь, пей, веселись! А в душе крик: «Я так больше не могу!» Ирина Денисова, знаменитый на всю

Из книги Жития Святых Славных и Всехвальных Апостолов автора Филимонова Л. В.

12. Святая праведная Иулиания Лазаревская (память 2 января ст. ст.) Повесть о Иулиании Лазаревской (или Муромской) представляет собой биографические записки, составленные ее сыном Дружиной Осорьиным. Это единственная биография древнерусской женщины. Повесть замечательна

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Свв. Евфросиния Полоцкая, Евпраксия Псковская, Евфросиния Суздальская, великая княгиня Мария, преп. Харитина, княжна литовская, великая княгиня Феодосия, св. Федор Новгородский Пока благоверные князья русские усердным служением родине, подвигами молитвы и смирения среди

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Святая праведная княгиня Ольга, нареченная во Святом Крещении Еленой Святая княгиня Ольга была супругой русского князя Игоря (912–945). В 945 году, во время похода на древлян, живших к востоку от Киева, князь Игорь был убит. Рассказывают, будто древляне, разбив русское войско,

Из книги автора

Иулиания Новоторжская (+1406) Иулиа?ния Вя?земская (Новото?ржская, + 21 декабря 1406) – супруга князя Симеона Мстиславича Вяземского, дочь боярина Максима Данилова. Почитается в Русской православной церкви как святая. Память благоверной княгини (мученицы) Иулиании совершается

Из книги автора

ИУЛАНИЯ, княгиня Вяземская супруга Симеона Мстиславича, удельного князя Вяземского. - Сей князь, как друг и вассал князя Смоленского Юрия Святославича, лишенного своих владений, разделял с ним бедственное изгнание в Торжке, вместе с прекрасною супругою своею Иулианиею.

Из книги автора

ИУЛИАНИЯ, праведная, упоминается в числе святых Муромских рукописи XVII века. - В царствование Иоанна IV родилась Иулиания в пределах города Мурова от благочестивых родителей, дворян Недюревых. С юных лет начала проводить она время в посте, молитве и уединении и потому

Из книги автора

ФЕВРОНИЯ, святая, благоверная княгиня Муромская в монашестве Евфросиния (см. Петр

Иулиания была женой Вяземского князя Симеона Мстиславича. После завоевания Смоленска Литвой они разделяли изгнание из родной земли вместе со Смоленским князем Юрием Святославичем. Великий князь Василий Московский дал им в удел город Торжок. Здесь князь Юрий прельстился красотой Иулиании и любыми путями пытался склонить ее к прелюбодеянию, но все усилия его были тщетны. Тогда во время пира Юрий убил мужа Иулиании, надеясь после этого насильно овладеть ею. Иулиания, защищаясь от насильника, ударила его ножом. Разъяренный Юрий гнался за ней с мечом, отрубил ей руки и ноги, а тело велел бросить в реку Тверцу. После этого, как пишет летописец “...бысть ему грех и студ велик и с того бежа к Орде, не терпя горького своего безчестия”. Произошло это в 1406 г.

Мучимый совестью от совершенного злодейства, Юрий нигде не мог найти покоя и в конце концов пришел в Веневский Успенский монастырь, где и провел остаток жизни в покаянии и слезах. Раскаявшийся убийца скончался в 1408 г. и стал местночтимым святым.

Весной 1407 г. больной крестьянин увидел, что по реке Тверце плывет против течения тело убиенной княгини и услышал голос, повелевший собрать духовенство и совершить погребение тела у южных дверей Спасо-Преображенского собора города Торжка. В тот же момент больной исцелился от болезни. Воля святой мученицы была исполнена, и во время погребения многие больные чудесно исцелились. С тех пор ко гробу княгини постоянно приходили люди с верой в благодатную помощь святой.

В 1598 г. один диакон после сорокадневной молитвы и поста решил тайно открыть ее могилу. Но из гробницы вырвался огонь и ожег его лицо, так что долгое время провел он в тяжелой болезни. Голос сказал ему при этом: “не следует видеть тело мое, пока не будет на то воли Божией!” Через два месяца диакон получил исцеление от ожога после молитв у гробницы мученицы. Святая Иулиания наказывает согрешившего, но и исцеляет от болезни после раскаяния.

В 1815 г. разбирали старый Преображенский собор и стала видна часть гробницы. Больные, касавшиеся ее, получали исцеления. 2 июня 1819 г. в соборе был устроен придел в честь святой княгини. Драгоценная рака с мощами ее пребывала в новом Преображенском соборе. В 1918 г. собор закрыли. До 1930 г. мощи покоились в храме Архангела Михаила. С тех пор судьба их неизвестна.

Пречистая Матерь Господа даровала святым женам Руси благодать и силу в исполнении закона материнства во всей его красоте, любви и самоотверженности. Такое материнство возможно на земле лишь при хранении святыни брака — образа единства супругов в любви. К восстановлению этого единства и была призвана Святая Русь. Недаром одной из главных черт древнерусской женской праведности было хранение целомудрия христианского брака, как великого таинства Церкви. Не девственница, а целомудренная жена воспета православной Русью. Благоверные княгини — прежде всего верные жены и помощницы мужу в его трудах.

Хранение святыни брака — один из величайших подвигов человека, и темные силы любыми средствами пытаются разрушить всякий брак, в котором супруги приближаются к восстановлению единства, явленного в жизни святых Петра и Февронии Муромских .

Святая Иулиания — хранительница и защитница целомудрия. Но целомудрие — один из трех обетов, которые дают при монашеском постриге (два других — послушание и нестяжание). Поэтому она являете помощницей всем, кто проводит монашескую жизнь в миру.

Молитва благоверной княгине Иулиане Вяземской и Новоторжской

О блаженная госпоже, преславная Христова мученице, благоверная княгине Иулиание, добре за чистоту подвизавшаяся, ея же ради и божественными дарами обогатившаяся, во временней жизни люте от злокозненнаго врага пострадавшая, утешение же некончаемое от Христа Бога получившая, благими делы и кротостию украсившаяся и кротких землю наследовавшая, благочестно в законе пожившая и вельми ныне чудесы просиявшая! Ты, яже чистоты ради твоея сердечныя, прияла в тя Свет Святаго Духа и была еси всех благих дел сокровище на земли и, сего ради благий конец мученичества улучивши, неизреченнаго света сподоблена еси в вечных кровех Небеснаго селения. Ты, яже со святыми соборами водворяешися и с мученик лики веселишися, помяни и нас, добродетельное твое житие, и страдания твоя мученическая похваляющих, и с духовною радостию почитающих твою память. Призри на ны, волнами житейскими обуреваемыя, да твоими молитвами, добре поживше, диавольских избежим сетей и с тобою вечных благ сподоблены будем. О всеблаженная страстотерпице, всех Владыце и Богу благая и верная рабо явившаяся! Днесь собраннии в храме твоем, к мощем твоим припадающе, умиленно вопием и молим тя: моли с нами и о нас умоляемого от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и подаст нам вся, яже ко спасению и житию нужная прошения, и всем, на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою милость. Да благодатию Божиею и твоим теплым ходатайством здрави всегда душею и телом пребывающе, славим дивного во святых Бога, не удаляющаго помощи Своея от нас, всегда, ныне и во веки веков. Аминь.

Молитвословия благоверной княгине Иулиании Вяземской и Новоторжской

Тропарь, глас 2

Благочестне в законе поживши и благими делы украсившися, яко крепкий адамант, явися, целомудренная святая благоверная княгине Иулиание, тленную славу и добротство телесное презревши, злокозненного врага победила еси, целомудрия ради мученическую смерть приняла еси. Сего ради от Христа Бога нетленным и вечным венцем венчавшися, ныне с лики мученик ликуеши и нам велия чудеса, приходящим ко гробу твоему обильно источаеши. Темже ти вопием: молися Христу Богу о всех нас, верою и любовию страдания твоя почитающих.

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках - всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по ссылке .

Святые благоверные князья Симеон и Иулиания Вяземские, Новоторжские "Житие св. блгв. кн. Иулиании Вяземской" слушать...

Святую княгиню Иулианию (Ульяну) и ее мужа князя Симеона можно назвать образцом высокого супружеского целомудрия.
По преданию, святая Иулиания Вяземская родилась в последней четверти XIV в. Она происходила из знатного и благочестивого рода бояр Гостомысловых. Ее отца Максима Даниловича поставили наместником в городе Торжке, подчинявшемся Великому Новгороду. В 1391 г. за верность великому князю московскому Василию Дмитриевичу он был убит.
Мать Иулиании, Мария Никитична не смогла пережить безвременную гибель супруга и спустя несколько месяцев скончалась. Перед смертью она призвала брата своего покойного мужа, Федора Даниловича, и поручила ему растить свою четырёхлетнюю дочь Иулианию. Он заменил девочке отца и воспитал ее в духе истинного православного благочестия.
Потеряв родителей, Иулиания не впала в уныние, а, возрастая все больше и больше, полагалась на волю Божию. Молитвы ко Всещедрому Господу в доме дяди и в храме стали ее главным утешением. Неотъемлемыми качествами ее стали благочестие и страх Божий. Премудрый Господь, видя ее искреннюю веру, не оставил Иулианию, дав ей не только чистую и нежную душу, но и прекрасную и благообразную наружность.
По достижении совершеннолетия Иулианию выдали замуж за Вяземского князя Симеона Мстиславовича. Он отличался кротостью, богобоязненностью и человеколюбием. Свято исполняя Заповеди Господни, приняв Таинство брака, Симеон и Иулиания сразу полюбили друг друга. Жизнь их благочестивой семьи протекала мирно и тихо, при взаимном согласии.
Русская земля, находившаяся в вассальной зависимости от Золотой Орды, переживала тогда не лучшие свои времена. Междоусобные войны, жестокие нравы, предательство, зависть и наветы широко распространялись среди правящих князей. На рубеже XIV-XV вв. постоянно присутствовала угроза западным границам нашего Отечества со стороны литовцев. В 1390 г. сын святого благоверного великого князя Димитрия Донского великий князь Московский Василий Дмитриевич, правивший с 1389 по 1425 гг., женился на дочери литовского князя Витовта – Софии. Этот брак способствовал тому, что Смоленское княжество, пограничное между Москвой и Литвой, переживало последние годы своего существования. Великий князь Литовский Витовт во весь период своего правления желал не только завоевать Смоленские земли, но и прочно закрепиться на них, чему зять его, князь Василий Димитриевич, практически не препятствовал.
Последний владелец Смоленских земель – князь Юрий (Георгий) Святославович, происходил из рода Владимира Мономаха, из племени Смоленского князя Ростислава Мстиславовича (внука Мономаха). Человек бесстрашный и властолюбивый, он одновременно отличался крайне беспокойным характером, жестоким нравом и сам часто вступал в ссоры с соседями. Смоленское княжество князь Юрий получил в 1386 г., после смерти отца Святослава Иоанновича, павшего в бою с литовцами. В начале XV в. он приказал казнить множество бояр смоленских, в том числе и князя Михаила Романовича Брянского, чем создал себе оппозицию из их озлобленных родственников и сторонников. В 1404 г. литовское войско семь месяцев осаждало Смоленск, по утверждению русского историка Н.М. Карамзина, «без малейшего успеха». Но только стоило князю Юрию отправиться в Москву с просьбой о военной помощи, как его смоленские враги тайно связались с Витовтом и сдали ему город. В плен попала и супруга князя Юрия, дочь Рязанского князя Олега Иоанновича. Она была отправлена в Литву.
Вначале князь Юрий с сыном Феодором и братом Владимиром бежал в Новгород Великий и некоторое время правил в нем. После падения Смоленска вскоре литовскими войсками была захвачена и Вязьма. Князь Симеон Мстиславович Вяземский с верной супругой Иулианией разделил с князем Юрием бедствие изгнания. В 1406 г. князь Юрий попросил покровительства и защиты в Москве. Великий князь Василий принял на службу князей Юрия и Симеона: дал им «на прокормление » город Торжок, разделив его на две половины.
Ранее этих князей соединяла крепкая мужская дружба. Они всегда делили пополам и радость и горе. Всегда князь Симеон не забывал о своем подчинении Юрию. Он везде и во всём отдавал ему предпочтение, служил ему верой и правдой. И княгиня Иулиания была почтительна, ласкова и добра ко всем. В те годы она еще более расцвела духовно и телесно, чем пленяла сердца всех приходивших в их гостеприимный дом.
Но недолго продолжалась мирная и счастливая жизнь Симеона и Иулиании в Торжке. Одна из отрицательных черт характера князя Юрия – сластолюбие, непомерная любовь к женщинам – приняла здесь крайние формы. И если ранее, имея рядом законную супругу, он еще сдерживал себя, то в Торжке, пируя и предаваясь пустым развлечениям, он быстро потерял всякий контроль. Князь Юрий прельстился красотой княгини Иулиании. В его сердце закралась зависть к князю Симеону, перешедшая в непреодолимое желание непременно завладеть чужой супругой. Животная страсть и скверная плотская похоть разжигали его воображение и затмевали разум. Уверенный в своей безнаказанности и вседозволенности, князь Юрий стал искать возможность осквернить честный брак благоверных Симеона и Иулиании. Неоднократно он приходил в их дом со злыми намерениями, но целомудренная княгиня умело уходила от всех его козней. Нарушив десятую заповедь Божию: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего» (Исх., 20, 17), от грязных мыслей и желаний князь Юрий вскоре перешел к нечистым действиям.
Окончательно ослепленный блудной страстью, несчастный решил коварной хитростью добиться своей цели. Устроив щедрый пир в своем доме, он пригласил князя Симеона и княгиню Иулианию. Напившись вина и потеряв над собой всякий контроль, князь Юрий коварно заколол мечом ничего не подозревающего князя Симеона, тем самым окончательно вступив на путь беззакония, нарушив и шестую заповедь Божию «Не убий» (Исх., 20, 13). Затем он приказал слугам силою, «яко власть господскую имея над нею», привести благоверную Иулианию к себе в спальню. И здесь она, даже под страхом смерти, зная уже о гибели мужа, не испугалась насилия и угроз, не пошла на беззаконие, продолжая непоколебимо сохранять своё целомудрие. Мольбами, увещеваниями и праведным гневом княгиня Иулиания пыталась вразумить безумного сластолюбца, желая отвести его от нового преступления: «Зачем, господин мой, напрасно ты трудишься? Не быть никогда такому позорному делу! Ты знаешь, господин мой, у меня есть муж и как мне осквернить честное ложе его! Лучше мне умереть, чем согласиться на такое дурное дело!».
Слова святой Иулиании привели преступную душу сластолюбца в состояние одержимости. В неистовстве князь Юрий подступил к ней ближе и, видя ее сопротивление, рассвирепев, повалил, пытаясь овладеть ею. Княгиня Иулиания с несвойственным хрупкой женщине мужеством стала защищаться от насильника. Схватив лежащий поблизости на столе нож, она попыталась ударить им князя Юрия, но попала только в руку. Воспользовавшись его временным замешательством, Иулиания вырвалась и с криками о помощи выбежала во двор. А Юрий обезумел настолько, что приказал слугам догнать княгиню, мечом отрубить ей руки и ноги, мертвое же тело бросить в прорубь, в реку Тверцу. Так говорится в летописи.
По рукописному Житию святой княгини Иулиании, хранившемуся в соборном храме города Торжка, все произошло несколько иначе: однажды князь Юрий обманом и хитростью заманил княгиню Иулианию в одну из комнат своего дворца. После нападения на нее и криков о помощи прибежал князь Симеон. Обезумевший от ярости князь Юрий бросился на него и убил; а княгиню Иулианию сам «изрубил в куски» и велел бросить в реку.
Пострадавшие от Юрия целомудренная Иулиания и супруг её благоверный Симеон омыли свои брачные венцы непорочной кровью и мирно отошли ко Господу, чтобы там воспринять венец мученический. Вместо короткой и временной земной жизни они получили жизнь вечную и царство небесное. Их кончина последовала 21 декабря 1406 г.
По преданию тело святого благоверного князя Вяземского Симеона Мстиславовича перенесли с почестями в Вязьму, отпели и торжественно погребли в крепости, на Соборном холме, в Никольском (впоследствии Троицком) храме. Его имущество, по общему уговору детей Симеона и Иулиании и с согласия Великих князей Московского Василия Димитриевича и Литовского Витовта, передали в Вяземский собор. С тех пор в нем постоянно совершалось молитвенное поминовение князя Симеона и его супруги. Князь Симеон свято почитается в Вязьме и в Торжке местно. Его изображения встречаются на иконах и в росписях храмов Торжка, Твери и Вязьмы. Он включен в Собор Смоленских святых. Вяземский собор несколько раз перестраивался, сам город подвергался нашествию неприятеля, и ныне мощи святого князя Симеона, к сожалению, считаются утраченными.
После жестокого убийства, всеми презираемый и порицаемый, князь Юрий бежал в Орду. Не найдя себе покоя в диких степях, терзаемый муками совести, он удалился в другие земли и скитался, боясь даже назвать свое имя. Вскоре князь Юрий вернулся на Русь и стал искать пустынное место, чтобы поселиться в нем, каяться и оплакивать свои страшные грехи. Скромное монашеское убежище он нашел во владениях своего тестя, князя Олега Рязанского. В Николаевском Веневом монастыре, находившемся у реки Осетр (в 34 верстах от Тулы), его принял игумен Петр. Исповедовавшись и раскаявшись, князь Юрий вспомнил свои «многие беды и напасти, и мирские мятежи, и душевные страсти». Пробыв в обители недолго, он тяжело заболел и 14 сентября 1408 г. умер.
Через несколько времени Господу было угодно открыть останки святой благоверной княгини Иулиании. По преданию, однажды весной, ее целое и нетленное тело, плывущее против течения, обнаружил один больной (расслабленный) крестьянин, шедший в г. Торжок по берегу реки Тверцы. Увидевший чудесное явление, он изумился, испугался и хотел уже удалиться, когда услышал голос, исходящий от бездыханного тела: «Раб Божий, не бойся. Ступай в соборную церковь Преображения Господня и возвести протопопу и прочим, чтобы они взяли мое грешное тело отсюда, и погребли его на правой стороне в этой церкви». В то же время крестьянин почувствовал себя совершенно здоровым. С радостью он исполнил чудесное повеление благоверной Иулиании. Тотчас, получив весть об обнаружении тела честной княгини, множество народа во главе с соборным протоиереем отправились на указанное место. Недалеко от берега они обрели ее останки и с подобающим торжеством перенесли в собор, где и нашла святая Иулиания упокоение в каменной гробнице. При этом многие больные получили исцеление от своих тяжких недугов.
В 1598 г. протодиакон соборной церкви Торжка, о Иоанн, без всякого на то благословения захотел тайно осмотреть мощи святой Иулиании, находившиеся под спудом. Сорок дней он молился Богу и постился. Когда отец Иоанн стал раскапывать захоронение княгини, на него напал ужас. В то же время из гроба вырвался огонь, сильно опаливший дерзкого протодиакона, и раздался голос: «Не трудись напрасно, отец, ибо не следует видеть тела моего, пока не будет на то воли Божией». Полдня наказанный протодиакон пролежал без движения, пока вошедший в церковь пономарь не увидел его и не созвал народ. О. Иоанн со слезами поведал всем о случившемся с ним. Более двух месяцев протодиакон пролежал в постели, не в силах подняться. Он искренне раскаялся, и только молясь у гроба святой Иулиании, куда его приносили родственники, получил исцеление.
В апреле 1815 г. начали разборку старого Преображенского собора в Торжке, построенного еще в 1364 г. на месте более древнего Спасского храма. При этом открылась часть каменной гробницы, в которой почивали останки святой княгини. Днем и ночью на место погребения благоверной Иулиании стекались люди. Многие из искренне верующих, прикасаясь к ее гробу, или взяв часть земли из храма, получали исцеление в болезнях. В это время продолжалось и возведение стен нового собора. В связи с прославлением святой Иулиании, 2 июня 1819 г. под соборным храмом, с правой стороны устроили и освятили в честь ее часовню. В 1906 г. она была обращена в отдельный придел, посвященный святой княгине Иулиании. По свидетельству архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина; 1839-1908 гг.), в 1820 г. для придельного (правого) престола, посвященного святым Иулиании Никомидийской и Иулиании Новоторжской, в Преображенский летний городской собор, выдан антиминс архиепископом Филаретом (Дроздовым; 1782-1867 г). В 1822 г. строительство нового собора, возводимого по проекту архитектора К. И. Росси, завершили, и он был освящен. Во имя святой княгини Иулиании устроили придел и в Александро-Невском храме в Твери.
В ходе развернувшейся по всей стране антирелигиозной компании, 5 февраля 1919 г. гробницу с мощами святой княгини Иулиании вскрыли. Представители власти назвали это разграбление и осквернение древней святыни «публичным освидетельствованием» и «ликвидацией культа мертвых тел». По некоторым данным, после этого случая, мощи святой Иулиании покоились в храме Архангела Михаила г. Торжка еще до 1930 г. Другие источники утверждают, что сразу после вскрытия большевики бросили мощи святой Иулиании в реку Тверцу. В настоящее время неизвестно местонахождение мощей благоверной княгини Иулиании.
Православная Церковь чтит память святых благоверных князя Симеона и княгини Иулиании 21 декабря /3 января (ст. ст.), в день их мученической кончины. А также в воскресенье перед 28 июля/10 августа – Собор святых земли Смоленской, воскресенье после 29 июня/11 августа – Собор святых земли Тверской, второе воскресенье по Пятидесятнице – Собор всех святых в земле Российской просиявших, и благоверной Иулиании, княгини Вяземской – 2/ 15 июня. Кончина святых Симеона и Иулиании отражена во многих Русских летописях. Известны рукописные сказания о них: «Повесть о благоверной княгине Иулиании, супружнице благоверного князя Симеона Мстиславовича Вяземского» и «Сказание об убиении святаго князя Симеона Мстиславовича Вяземскаго и целомудренныя его княгини Иулиании, и о князе Юрии Смоленском», на основе которых составлено Житие Иулиании. Отдельная глава посвящена этому событию и в Степенной книге.
На иконах святая Иулиания изображается в княжеской одежде, с головой, покрытой белым убрусом и увенчанной княжеской короной. В левой руке она держит православный восьмиконечный крест. В Сводном подлиннике Филимонова на ее изображение дается иконописцам такое указание: «Подобием аки Пятница, на главе плат». Князь Симеон изображается пожилым, со значительной сединой в волосах на голове, с небольшой круглой бородой и в княжеской шубе. Образы Святых Симеона и Иулиании есть на иконах Соборов Смоленских и Тверских Святых.
В 2000 г. у деревни Ломы Вяземского района Смоленской области, по благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси (а тогда – митрополита Смоленского и Калининградского) Кирилла, иерейским чином освящена была небольшая деревянная часовня в честь святых благоверных князя Симеона и княгини Иулиании.

По преданию, святая Иулиания Вяземская родилась в последней четверти XIV века. Она происходила из знатного и благочестивого рода бояр Гостомысловых. Её отца Максима Даниловича поставили наместником в городе Торжке, подчинявшемся Великому Новгороду. В 1391 году его убили за приверженность к Великому князю Московскому Василию Дмитриевичу. Мать Иулиании, Мария Никитична, не смогла пережить безвременную гибель супруга, и спустя несколько месяцев скончалась. Перед смертью, она призвала брата мужа, Федора Даниловича, и поручила ему растить свою четырёхлетнюю дочь Иулианию. Он стал для девочки вместо отца, и воспитал ее в духе истинного православного благочестия.

Потеряв родителей, Иулиания не впала в уныние, а возрастая все больше и больше, полагалась на волю Божию. Молитвы ко Всещедрому Господу в доме дяди и в храме стали её главным утешением. Неотъемлемыми качествами Иулиании стали благочестие и страх Божий. Премудрый Господь, видя искреннюю веру, не оставил её, дав ей не только чистую и нежную душу, но и прекрасную и благообразную наружность. По достижении законного возраста Иулианию выдали замуж за Вяземского князя Симеона Мстиславовича. Он отличался кротостью, богобоязненностью и человеколюбием. Свято исполняя Заповеди Господни, приняв Таинство брака, Симеон и Иулиания сразу полюбили друг друга. Жизнь их благочестивой семьи протекала мирно и тихо, при взаимном согласии. Они были, как два белых, чистых голубя среди черных и хищных воронов.

Русская земля, находившаяся тогда в вассальной зависимости от Золотой Орды, переживала не лучшие свои времена. Междоусобные войны, жестокие нравы, предательство, зависть и наветы широко распространялись среди правящих князей. На рубеже XIV-XV веков постоянно присутствовала угроза западным границам нашего Отечества со стороны литовцев.

В 1390 году сын святого благоверного великого князя Димитрия Донского (память 19 мая/1 июня) великий князь Московский Василий Дмитриевич, управлявший с 1389 по 1425 годы, женился на дочери литовского князя Витовта – Софии. Этот брак способствовал тому, что Смоленское княжество, пограничное между Москвой и Литвой переживало тогда последние годы своего существования. Великий князь Литовский Витовт во весь период своего правления желал не только завоевать Смоленские земли, но и прочно закрепиться на них, чему зять его князь Василий Дмитриевич практически не препятствовал.

Последний владелец Смоленских земель - князь Юрий (Георгий) Святославович, происходил из рода Владимира Мономаха, из племени Смоленского князя Ростислава Мстиславовича (внука Мономаха). Человек бесстрашный и властолюбивый, он отличался крайне беспокойным характером, жестоким нравом и сам часто вступал в ссоры с соседями. Смоленское княжество князь Юрий получил в 1386 году, после смерти отца Святослава Ивановича, павшего в бою с литовцами. В начале XV века он приказал казнить множество бояр смоленских и князя Михаила Романовича Брянского, чем создал себе оппозицию из их озлобленных родственников и сторонников. В 1404 году литовское войско семь месяцев осаждало Смоленск, по утверждению русского историка Н.М. Карамзина: «без малейшего успеха». Но только стоило князю Юрию отправиться в Москву с просьбой о военной помощи, как его смоленские враги тайно связались с князем Витовтом и сдали ему город. В плен попала и супруга князя Юрия, дочь Рязанского князя Олега Иоанновича. Из Смоленска её отправили в Литву.

Святая Благоверная Иулиания Вяземская

Вначале князь Юрий с сыном Феодором и братом Владимиром бежал в Новгород Великий, и некоторое время находился в нем. После падения Смоленска, вскоре литовские войска захватили и Вязьму. Горечь изгнания князь Симеон Мстиславович Вяземский с верной супругой Иулианией разделил с князем Юрием Смоленским.

В 1406 году князь Юрий попросил покровительства и защиты в Москве. Великий князь Василий принял на службу князей Юрия и Симеона, дав им на прокормление город Торжок, разделив его на две половины. Ранее этих князей соединяла крепкая мужская дружба. Они делили пополам и радость и горе. Всегда князь Симеон не забывал о своем подчинении Юрию. Он везде и во всём отдавал ему предпочтение, служа верой и правдой. И княгиня Иулиания, выражала почтительность, ласку и добро ко всем гостям. В те годы она еще более расцвела духовно и телесно, чем пленяла сердца всех посещавших их гостеприимный дом.

Недолго продолжалась мирная и счастливая жизнь Симеона и Иулиании в Торжке. Одна из отрицательных черт характера князя Юрия - сластолюбие, непомерная любовь к женщинам, приняла здесь крайние формы. И если ранее, имея рядом законную супругу, он еще сдерживал себя, то в Торжке пируя и предаваясь пустым развлечениям, быстро потерял всякий контроль. Он прельстился красотой княгини Иулиании. В его сердце закралась зависть к князю Симеону, перешедшая в непреодолимое желание непременно завладеть чужой супругой. Животная страсть и скверная плотская похоть разжигали его воображение и затмевали разум. Он забыл, что говорил Господь наш Иисус Христос в Нагорной проповеди о прелюбодействе. «Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матф. 5, 28). Забыл и о том, что еще в Ветхом Завете напоминалось: «Не пожелай красоты ее в сердце твоем. …Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего; кто прикоснется к ней, не останется без вины» (Притч. 6, 25, 28-29). Уверенный в своей безнаказанности и вседозволенности, князь Юрий стал искать возможность осквернить честный брак благоверных Симеона и Иулиании. Неоднократно он приходил в их дом со злыми намерениями, но целомудренная княгиня умело уходила от всех его козней. Нарушив десятую заповедь Божию: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20, 17), от грязных мыслей и желаний князь Юрий вскоре перешел к нечистым действиям.

Окончательно ослепленный блудной страстью, несчастный князь Юрий решил коварной хитростью добиться своей цели. Устроив щедрый пир в своем доме, он пригласил князя Симеона и княгиню Иулианию. Подстрекаемый лукавым духом, князь Юрий не хотел помнить, что именно пьянство более всего вредит целомудрию. «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное» (Притч. 23, 31-33). Напившись вина, и потеряв над собой всякий контроль, князь Юрий коварно заколол мечом, ничего не подозревающего князя Симеона. Тем самым окончательно вступив на путь беззакония, нарушив и шестую заповедь Божию: «Не убивай» (Исх. 20, 13). Затем он приказал слугам силою, «яко власть господскую имея над нею», привести благоверную Иулианию к себе в спальню. И здесь она, даже под страхом смерти, зная о гибели мужа, не испугалась насилия и угроз, не пошла на беззаконие, продолжая непоколебимо сохранять своё целомудрие. Мольбами, увещеваниями и праведным гневом княгиня Иулиания пыталась вразумить безумного сластолюбца, желая отвести его от нового преступления. «Зачем, господин мой, напрасно ты трудишься? Не быть никогда такому позорному делу! Ты знаешь, господин мой, у меня есть муж и как мне осквернить честное ложе его! Лучше мне умереть, чем согласиться на такое дурное дело!». Слова святой Иулиании привели преступную душу сластолюбца в состояние одержимости. В неистовстве князь Юрий подступил к ней ближе и, видя ее сопротивление, рассвирепев, повалил, пытаясь овладеть ей. Княгиня Иулиания с несвойственным хрупкой женщине мужеством стала защищаться от насильника. Схватив нож, она попыталась ударить им князя Юрия в горло, попав ему в руку. Воспользовавшись его временным замешательством, святая Иулиания вырвалась и с криками о помощи выбежала во двор. Юрий обезумел настолько, что приказал догнать княгиню, отрубить ей руки и ноги, убить её и мертвое тело бросить в прорубь, в реку Тверцу.

По рукописному Житию святой княгини Иулиании, хранившемуся в соборном храме города Торжка, князь Юрий обманом и хитростью заманил княгиню Иулианию в одну из комнат своего дворца. После нападения на нее и криков о помощи, прибежал князь Симеон. Обезумевший от ярости князь Юрий бросился на него и убил; а княгиню Иулианию сам «изрубил в куски» и велел бросить в реку. Пострадавшие от Юрия целомудренная Иулиания и супруг её благоверный Симеон омыли свои брачные венцы непорочной кровью, и мирно отошли ко Господу, чтобы там воспринять венец мученический. Вместо короткой и временной земной жизни они получили - жизнь вечную и царство небесное. Их кончина последовала 21 декабря 1406 года.

По преданию тело святого благоверного князя Вяземского Симеона Мстиславовича перенесли с почестями в Вязьму, отпели и торжественно погребли в крепости, на Соборном холме, в Никольском (впоследствии Троицком) храме. Его имущество, по общему уговору детей Симеона и Иулиании и с согласия Великих князей Московского Василия Дмитриевича и Литовского Витовта, передали в Вяземский собор. С тех пор в нем постоянно совершалось молитвенное поминовение князя Симеона и его супруги. Святой князь Симеон, свято почитается Вязьме и в Торжке местно. Его изображения встречаются в иконах и росписях храмов Торжка, Твери и Вязьмы. Он включен в Собор Смоленских святых. Вяземский собор несколько раз перестраивался, сам город подвергался нашествию неприятеля, и мощи святого князя Симеона считаются утраченными.

После жестокого убийства, всеми презираемый и порицаемый, князь Юрий бежал в Орду. В Послании к Ефесянам Апостол Павел напоминал: «…Знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа Бога» (Ефес. 5, 5). Не найдя себе покоя в диких степях, терзаемый муками совести он удалился в другие земли и скитался, боясь даже назвать свое имя. Вскоре князь Юрий вернулся на Русь и стал искать пустынное место, чтобы поселиться в нем, каяться и оплакивать свои страшные грехи. Вспомнил он слова царя Давида из Псалтири: «…Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои»; и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31, 5). Скромное монашеское убежище он нашел во владениях своего тестя, князя Олега Рязанского. В Николаевском Веневом монастыре, находившемся у реки Осетр (в 34 верстах от Тулы), его принял игумен Петр. Исповедовавшись и раскаявшись, князь Юрий вспомнил свои «многие беды и напасти, и мирские мятежи, и душевные страсти». Ибо «…скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. 28, 13). Пробыв в обители несколько дней, он тяжело заболел и 14 сентября 1408 года умер.

Мученица Иулиания Вяземская. Фрагмент иконы «Новоторжские чудотворцы». 1797 год

Господь открыл останки святой благоверной княгини Иулиании весной того же года. По преданию, её целое и нетленное тело, плывущее против течения, обнаружил один больной (расслабленный) крестьянин, шедший в город Торжок по берегу реки Тверцы. Увидевший чудесное явление, он изумился, испугался и хотел уже удалиться, когда услышал голос, исходящий от бездыханного тела: «Раб Божий, не бойся. Ступай в соборную церковь Преображения Господня и возвести протопопу и прочим, чтобы они взяли мое грешное тело отсюда, и погребли его на правой стороне в этой церкви». В то же время крестьянин почувствовал себя совершенно здоровым. С радостью он исполнил чудесное повеление благоверной Иулиании. Тотчас, получив весть об обнаружении тела честной княгини, множество народа во главе с соборным протоиереем отправились на указанное место. Недалеко от берега они обрели её останки и с подобающим торжеством перенесли в собор, где и нашла святая Иулиания упокоение в каменной гробнице. При этом многие больные получили исцеление от своих тяжких недугов.

В 1598 году протодиакон соборного храма Торжка, Иоанн, без всякого на то благословения захотел тайно осмотреть мощи святой Иулиании, находившиеся под спудом. Сорок дней он молился Богу и постился. Когда отец Иоанн стал раскапывать захоронение княгини, на него напал ужас. В то же время из гроба вырвался огонь, сильно опаливший дерзкого протодиакона, и раздался голос: «Не трудись напрасно, отец, ибо не следует видеть тела моего, пока не будет на то воли Божией». Полдня наказанный протодиакон пролежал без движения, пока вошедший в церковь пономарь не увидел его и не созвал народ. Иоанн со слезами поведал всем о случившемся с ним. Более двух месяцев протодиакон пролежал в постели, не в силах подняться. Он искренне раскаялся, и только молясь у гроба святой Иулиании, куда его приносили родственники, получил исцеление.

В апреле 1815 года начали разборку старого Преображенского собора в Торжке, построенного еще в 1364 году на месте более древнего Спасского храма. При этом открылась часть каменной гробницы, в которой почивали останки святой княгини. Днем и ночью на место погребения благоверной Иулиании стекались люди. Многие из искренне верующих, прикасаясь к её гробу, или взяв часть земли из храма, получали исцеление в болезнях. В это время продолжалось и возведение стен нового собора. В связи с прославлением святой Иулиании, 2 июня 1819 года под соборным храмом, с правой стороны устроили и освятили в честь её часовню. В 1906 году ее обратили в отдельный придел, посвященный святой княгине Иулиании. По свидетельству архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина; 1839-1908 гг.), в 1820 году для придельного (правого) престола, посвященного святым Иулиании Никомидийской и Иулиании Вяземской и Новоторжской, в Преображенский летний городской собор, выдан антиминс архиепископом Филаретом (Дроздовым; 1782-1867 гг.; святитель; память 19 ноября/2 декабря). В 1822 году строительство нового собора, возводимого по проекту архитектора К.И. Росси, завершили, и тогда же его освятили. Во имя святой княгини Иулиании устроили придел и в храме в честь святого благоверного князя Александра Невского в Твери.

«Благочестно в законе поживши благими делы украсившися, яко крепкий адамант, явилася еси целомудренная святая благоверная княгиня Иулиания; тленную бо славу и добротство телесное презревши, злокозненнаго врага победила еси и целомудрия ради мученическую смерть прияла еси. Сего ради от Христа Бога нетленным и вечным венцем венчавшися, ныне с лики мученик ликуеши и нам велия чудеса, приходящим ко гробу твоему, обильно источаеши. Тем же ти вопием: молися Христу Богу о всех нас, с верою и любовию страдания твоя почитающих» - поется в тропаре святой благоверной Иулиании.

Во время развернувшейся по всей России антирелигиозной компании, 5 февраля 1919 года гробницу с мощами святой княгини Иулиании вскрыли. Представители власти назвали это разграбление и осквернение древней святыни «публичным освидетельствованием» и «ликвидацией культа мертвых тел». По некоторым данным, после этого случая, мощи святой Иулиании покоились в храме Архангела Михаила города Торжка еще до 1930 года. Другие источники утверждают, что сразу после вскрытия большевики бросили мощи святой Иулиании в реку Тверцу. В настоящее время местонахождение мощей благоверной княгини Иулиании неизвестно.

Православная Церковь чтит память святых благоверных князя Симеона и княгини Иулиании Вяземских 21 декабря /3 января (ст. ст.), в день их мученической кончины. А также: в воскресенье перед 28 июля/10 августа - Собор святых земли Смоленской, воскресенье после 29 июня/11 августа - Собор святых земли Тверской, второе воскресенье по пятидесятнице - Собор всех святых в земле Российской просиявших и благоверной Иулиании, княгини Вяземской – 2/ 15 июня.

Мученическая кончина святых Симеона и Иулиании отражена во многих Русских летописях. Известны рукописные сказания о них: «Повесть о благоверной княгине Иулиании, супружнице благоверного князя Симеона Мстиславовича Вяземского» и «Сказание об убиении святаго князя Симеона Мстиславовича Вяземскаго и целомудренныя его княгини Иулиании, и о князе Юрии Смоленском», на основе которых составлено Житие Иулиании. Отдельная глава посвящена этому событию и в Степенной книге. В первой половине ХIХ века составлена служба святой благоверной княгине Иулиании, впоследствии помещенная в Минее за декабрь. Акафист ей составлен в 1883 году Андреем Федоровичем Ковалевским.

(Ɨ 1406/07, Торжок, ныне Тверской обл.),мц. (пам. 2 июня, 21 дек., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), Вяземская, Новоторжская,супруга вяземского кн. св. Симеона Мстиславича .

Рассказ об убийстве кн. Симеона и его супруги по приказу новоторжского (бывш. смоленского) кн. Георгия (Юрия) Святославича содержится в Софийской I летописи старшего извода (1-я четв. XV в.), в московских летописных сводах 2-й пол. XV - нач. XVI в.

О гибели вяземских князя и княгини рассказывается также в лит. повести, известной в 3 редакциях (изд.: Скрипиль. 1940. С. 170-175). По мнению М. О. Скрипиля, старшая редакция, читающаяся в «Книге степенной царского родословия» ,- «О великом князе Юрье Светославиче Смоленском, и о князе Симеоне Мстиславиче Вяземском, и о княгине его Ульяни, иже мученически скончашеся» (далее - «Сказание о Юрии Святославиче») - была написана между 1530 и 1533 гг. для Степенной книги. В центре повествования - судьба кн. Георгия Святославича. «Сказание о Юрии Святославиче» состоит из 4 частей: родословная князя и изложения обстоятельств взятия Смоленска Литовским вел. кн. Витовтом в 1404 г., описание гибели кн. Симеона и И. в Торжке, рассказ о последующих скитаниях кн. Георгия, о его раскаянии и смерти, сообщение о возвращении Смоленска в Русское гос-во в 1514 г. В основе 1-3-й частей «Сказания о Юрии Святославиче» лежат летописные статьи под 1401, 1404 и 1406 гг., 4-я ч. написана как летописная статья с элементами агиографии. «Сказание о Юрии Святославиче» известно не только в составе Степенной книги, но и в отдельных списках XVII-XVIII вв.

В «Сказании о Юрии Святославиче» образ кн. Георгия и связанные с ним события представлены иначе, нежели в летописях. В летописях смоленский князь осуждается за убийство кн. Симеона и его добродетельной супруги, Георгию Святославичу приписываются сговор с Витовтом и сдача Литовскому вел. князю Смоленска. В созданном для Степенной книги «Сказании о Юрии Святославиче» поступки кн. Георгия, близкого родственника Московских вел. князей (брат Василия I Димитриевича звенигородско-галицкий кн. Георгий (Юрий) был женат на дочери Георгия Анастасии), получили иную трактовку: Смоленск был взят литовцами вслед. хитрости Витовта; бывший смоленский князь, скорбя об убийстве кн. Симеона и И., конец жизни провел в покаянии и богоугодных делах.

Не ранее кон. XVI в. были созданы 2 переработки «Сказания о Юрии Святославиче»: «Повесть о благоверной княгине Иулиании, супружнице великого князя Симеона Мстиславича Вяземского» и «Сказание о убиении святаго князя Симеона Мстиславича Вяземского и целомудренныя его княгини Иулиании и о князе Юрии Смоленском». В центре «Повести о благоверной княгине Иулиании...» - образ И. Автор заимствовал из «Сказания о Юрии Святославиче» только рассказ о гибели вяземских князя и княгини и дополнил его повествованием о мощах И. (обретение, погребение, чудотворения). В XVII-XIX вв. «Повесть о благоверной княгине Иулиании...» подвергалась редактированию, дополнялась сведениями о чудотворениях от мощей святой (более 50) и была переработана в Житие И. «Сказание о убиении святаго князя Симеона Мстиславича...» отличается краткостью и дидактическим характером. При заимствовании были значительно сокращены 1-3-я части «Сказания о Юрии Святославиче», отброшена последняя часть.

Биография

О происхождении И. ничего не известно. В XIX в. была создана легенда о том, что И. род. в Торжке, была дочерью боярина Максима Даниловича Гостомыслова, убитого новоторжцами из-за его преданности вел. кн. Василию I. Из летописей известно о расправе жителей Торжка над сторонником Московского вел. князя новоторжцем Максимом на Пасху в 1393 г.: «Убиша новоторжьци доброхота великого князя новоторжьца Максима на Велик день» (ПСРЛ. Т. 6. С. 123). Убитый Максим назван боярином только в поздней Никоновской летописи (ПСРЛ. Т. 11. С. 154). Фактов, подтверждающих то, что он имел отца по имени Даниил, нет, но в отцы ему могли приписать, в частности, Данилу Кузмина, упоминающегося в летописях под 6866 (1358) г. Впервые имена и фамилия вымышленных родителей И.- боярина Максима Даниловича и Марии Никитишны появились в работе прот. В. Ф. Владиславлева, фамилия (в XV в. фамилий не было), очевидно, образована автором от имени 1-го новгородского посадника Гостомысла. «Новоторжская» биография И. закрепилась в церковных изданиях XIX - нач. XX в.

И. была женой вяземского кн. Симеона, по-видимому состоявшего на службе у смоленского кн. Георгия Святославича. В 1404 г. Литовский вел. кн. Витовт захватил Смоленск, взял в плен супругу Георгия Святославича, арестовал смоленских князей, казнил или изгнал из города бояр. Кн. Георгий находился в это время в Москве, оттуда уехал в Вел. Новгород. Осенью 1406 г. или зимой 1406/07 г. Василий I пожаловал бывш. смоленскому князю «в кормление» Торжок. По сообщению поздней Архангельской летописи, приведенному Н. М. Карамзиным , смоленский кн. Георгий владел половиной Торжка, а др. половину города вел. кн. Василий I отдал вяземскому кн. Симеону, что свидетельствовало о равном статусе князей (Карамзин. ИГР. Т. 5. С. 290. Примеч. 196).

В Торжке между князьями произошел конфликт. Георгий Святославич насильно привел к себе И., «хотя с нею жити». Сопротивлявшаяся княгиня ударила Георгия ножом, князь остался жив. В ответ бывш. смоленский князь убил кн. Симеона, а его супруге «повеле осещи руки и ноги и в реку воврещи». Так описана гибель кн. Симеона и И. в «Сказании о Юрии Святославиче», в агиографических переработках повести и в ряде летописей. В Сокращенном летописном своде 1493 г. (ПСРЛ. Т. 27. С. 264-265), в Холмогорской (ПСРЛ. Т. 33. С. 94) и Устюжской летописях (ПСРЛ. Т. 37. С. 39 и 82) сообщается, что кн. Георгий сам убил обоих супругов; такая версия события была изложена Карамзиным. После преступления кн. Георгий, «не могии трьпети срама, и горкаго безверемянья, и безчестия, и студа» (ПСРЛ. Т. 6. С. 134), бежал в Орду, надеясь на покровительство хана Шадибека. Шадибек был свергнут 20 июля 1407 г., и Георгий отправился обратно на Русь. Он остановился в Веневе во имя свт. Николая Чудотворца монастыре на юж. окраине Рязанского княжества, где скончался после неск. дней болезни.

В «Повести о благоверной княгине Иулиании...» рассказывается, что весной 1407 г. некий крестьянин нашел тело И. на берегу р. Тверцы и сообщил об этом причту Спасо-Преображенского собора в Торжке, клирики похоронили останки княгини в соборе. При обретении и погребении мощей И. совершались исцеления больных. Мощи И. были открыты весной 1815 г., при разборе обветшавшего Преображенского собора, что также сопровождалось чудотворениями. В 1815-1822 гг. на прежнем месте было возведено новое здание, мощи И. были помещены в каменном гробу в склепе внутри нового собора, у его юж. стены, при гробнице построили часовню. 2 июня 1819 г. в Преображенском соборе был устроен придел во имя И., освященный в следующем году. В 1874 г., при создании новой гробницы и сени над ней, вход в пещеру к погребению И. был сделан с зап. стороны собора. В 1906 г., по случаю 500-летия смерти И., часовня над гробом И. была перестроена и освящена как церковь во имя св. княгини. После окончательного закрытия Преображенского собора в Торжке в 1930 г. местонахождение мощей И. неизвестно.

Служба И., вероятно, была составлена в Вел. Новгороде в связи с обретением мощей, тогда же совершилась местная канонизация святой, акафист был написан в 1883 г. А. Ф. Ковалевским. Как местночтимая святая И. названа в «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно», составленном архиеп. Сергием (Спасским) (М., 1903. С. 46). Имя И. включено в Соборы Тверских (празд. установлено в 1979) и Смоленских (празд. установлено в 1984) святых.

Арх.: ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 794. Л. 318-321 об. [Сказание о Юрии Святославиче]; Д. 489. Л. 20-27; Д. 353. Л. 1-6 [Житие И.]; Д. 772. Л. 13 об. [Списки новгородских святых]; Д. 565. Л. 51 [Иконописный подлинник, приписка к 21 дек.]; Д. 150. Л. 97 об., 138 [Иконописный подлинник, приписка к 22 дек.]; РНБ. ОЛДП. Q 508 [Житие И.]; Колоб. № 165. Л. 1-11 [Канон с тропарем И.]; ТГОМ. ТвМ. КП-10 617. Л. 11 об. [Книга, глаголемая Описание о российских святых].

Лит.: Соковнин С. П. Опыт ист. словаря о всех в истинной правосл. греко-рос. вере святою непорочною жизнию прославившихся святых мужах. М., 1784. С. 123-126; Филарет (Гумилевский). РCв. 18652. Отд. 3. С. 596-599; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 281-282; Сперанский М. Н. О двух рукописях Тверского музея // Журнал 28 заседания Тверской УАК. Тверь, 1890. С. 3-4; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 126-127; Рубцов М. В. Тверская редакция «Книги, глаголемой о российских святых» // Тверские ЕВ. 1899. № 11. С. 305; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Ч. 1. С. 391, 392; Храмовые празднества г. Твери. Тверь, 1904. Вып. 2. С. 27-28; Голубинский. Канонизация святых. С. 330; Димитрий (Самбикин). Тверский патерик: Кр. сведения о тверских местночтимых святых. Каз., 1907. С. 21; он же. Месяцеслов. Вып. 4. С. 161-164; Вып. 10. С. 12; Знаменский И., свящ. Святая мц. блгв. кнг. Иулияния Новоторжская. М., 1910; Соколова Л. В. Сказание о Юрии Святославиче и Иулиании Вяземской // СККДР. 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 394-396; Духовная связь времен: Св. блгв. кнг. мц. Иулиания Вяземская, Новоторжская, сщмч. Александр Вершинский / Сост.: Е. М. Белинская. М., 2002; Гадалова Г. С. Каталог агиогр., литург. и ист. памятников, посвященных тверским святым, в хранилищах Твери. Тверь, 2006. С. 24; она же. К вопросу о происхождении кнг. Иулиании Новоторжской (Вяземской) // Род и семья в контексте тверской истории: Дворянские роды Тверской губ.: Сб. науч. тр. Тверь, 2009. Вып. 3. С. 5-11.

Г. С. Гадалова

Иконография

Образ на гробнице И. в первоначальном Преображенском соборе Торжка (над предполагаемым местом погребения) существовал еще до открытия мощей святой в 1815 г. ([Владиславлев В. Ф., прот.] Св. блгв. кнг. Иулияния Вяземская, местно чтимая в г. Торжке // Тверские ЕВ. 1883. Ч. неофиц. № 24. С. 740). Когда при постройке нового здания собора были устроены склеп и часовня с ракой И., «возложена была во всю длину гробницы икона св. благоверной княгини Иульянии», впосл. покрытая серебряным позолоченным окладом (Там же. С. 741-743). Рака с мощами И. в склепе Преображенского собора и икона И. в интерьере одного из соборов города запечатлены на фотографиях 1901 г. (ТГОМ).

Согласно иконописным подлинникам XVIII в. под 22 дек., И. «подобием аки Пятница, на главе плат» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 42; см. также: БАН. Строг. № 66. Л. 65 об.; кон. XVIII в.). Вместе с тем на мн. сохранившихся иконах святая представлена молодой княгиней в богато украшенном одеянии, с крестом в руке, на голове - венец поверх белого плата.

Единоличные изображения И. сохранились, напр., в ц. Благовещения Пресв. Богородицы (арх. Михаила) в Торжке, куда могли попасть в XX в. из других местных храмов. На иконе-пяднице кон. XVIII - нач. XIX в. (после 1815?) святая написана фронтально, в рост на архитектурном фоне, в красном одеянии и в венце, правая рука с крестом отведена в сторону, в левой - развернутый свиток. Нимб И. касается полуфигуры Иисуса Христа в облаках, благословляющего обеими руками. Образ покрыт окладом с надписью: « я я я я я». Этот же извод повторяется на большой живописной иконе 2-й пол. XIX в. в отдельно стоящем киоте в сев.-зап. части четверика Благовещенской ц. У св. княгини красивое округлое лицо с правильными чертами, белый плат скреплен фибулой, закрытый венец с городчатым ободом украшен драгоценными камнями, поверх синего платья одет красный плащ с охристой каймой и жемчужной отделкой, в правой руке - большой крест, на свитке надпись: « i i i i » (подобный образ воспроизв. в кн.: Святая мученица блгв. кнг. Иульяния. М., 1895). В храме находится также непрофессиональное по исполнению повторение этого образа посл. четв. XX в.

На относительно небольших по размерам, упрощенных по живописи иконах кон. XIX - нач. XX в. (ТОКГ, тверской во имя вмц. Екатерины жен. мон-рь, частное собрание) в правой части композиции - И. в княжеской одежде, с развернутым свитком предстоит Спасителю в облаках (в левом верхнем углу), позади нее слева - Преображенский собор Торжка, по-видимому, с гробницей святой под ним. Такие иконы, вероятно, во множестве писались для паломников и гостей города, особенно к торжествам, посвященным 500-летию преставления И. в 1906 г.

Еще до открытия св. мощей изображения И. помещались на иконах местных Новоторжских чудотворцев вместе с образами преподобных Ефрема и Аркадия, блгв. кн. Георгия. Так, на аналойной иконе 1797 г. (ТОКГ) святые написаны на синем облачном фоне с видом собора. И.- крайняя справа, обращена к образу Спаса Нерукотворного (вверху в центре), венец закрытый, правая рука на груди, левая в жесте моления. На иконе 2-й трети XIX в. из Торжка (ТОКГ) в центре представлен свт. Николай Чудотворец, слева - Тверские святые, справа - очевидно, небесные покровители заказчиков, вверху - Деисус со Св. Троицей Новозаветной, по углам - евангелисты. Изображение княгини в изысканно орнаментированном одеянии с крестом в правой руке (левая на груди) в центральной части слева предположительно можно идентифицировать как И. (надпись практически утрачена).

Образ И. вводился в композицию «Собор святых жен, просиявших в Русской земле», напр., на хромолитографии кон. XIX - нач. XX в. из ц. во имя ап. Иоанна Богослова подворья Леушинского мон-ря в С.-Петербурге (обретена в 2002 в дер. Дмитриево Череповецкого р-на Вологодской обл. на берегу Рыбинского водохранилища, возможно, происходит из Леушинского монастыря; см.: Русские жены-мироносицы: Обретение уникальной иконы // Леушино: Газ. 2004. № 8(85). 25 апр. С. 1-2). И. изображена в процессии св. жен во главе с равноап. кнг. Ольгой. В составе Собора русских святых И. предположительно представлена на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) - оплечно в верхнем ряду правой (княжеской) группы, в белом плате, надпись: « ».

В монументальной живописи образ И. известен, напр., в росписи Благовещенской ц. в Торжке на юж. стене четверика (60-е гг. XIX в.) - на фоне Преображенского собора, в рост, вполоборота влево, в горностаевой мантии и небольшом венце, руки протянуты вперед, внизу в картуше надпись (поновлена?): « i i i ». Изображение И. в академической стилистике было включено в ряд образов святых князей и княгинь в росписи 70-х гг. XIX в. придела блгв. кн. Александра Невского в храме Христа Спасителя (худож. Л. П. Пигулевский, см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 80). В группе подвижников XV в. И. (почти в профиль, в красной горностаевой мантии, руки скрещены на груди) показана в одной из настенных композиций в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в., ок. 2010). В стенописи собора Св. Троицы («Белая Троица») в Твери изображение И. находилось в главном алтаре (40-е гг. XX в., записано в кон. XX в.).

В XX в. образ И. встречается в произведениях мон. Иулиании (Соколовой) , в частности в группе Тверских чудотворцев (в одежде мирянки) на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова), ТСЛ), нач. и кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ) и на их повторениях кон. XX - нач. XXI в. (храм Христа Спасителя и ц. свт. Николая в Клённиках в Москве, ц. свт. Николая Чудотворца на Глинках в Вологде). Кроме того, И. (названа Вяземской) представлена на одном из подготовительных рисунков мон. Иулиании к лицевым святцам рус. святых 1959-1962 гг. (частное собрание; под 21 дек. вместе с блж. Прокопием Вятским) и на рисунке 70-х гг. XX в., выполненном в качестве образца для иконописного кружка МДА (собрание иконописной школы МДАиС),- в княжеской шубе и шапке, вместе с блж. Прокопием Устюжским.

Совр. иконы И. находятся в основном в храмах Тверской и Смоленской епархий. Существуют ее единоличные поясные и ростовые образы в княжеской шапке, закрытом венце или зубчатой короне, с крестом в руке (ок. 2008, В. и Н. Колтовые, тверской во имя вмц. Екатерины женский монастырь, частные собрания; 2009, Ю. А. Черепанов). В некоторых настенных композициях и на единичных иконах святая представлена вместе с блгв. кн. мч. Симеоном (напр., в ц. Успения Пресв. Богородицы в Путинках в Москве), на иконе из Екатерининского монастыря - вместе с прп. Евпраксией (ок. 2008, Колтовые). В числе св. жен И. написана на иконе московских мастеров П. Г. Бусолаева и А. Д. Токаревой-Хруновой (2006). Образ И. включен в совр. композиции «Собор Смоленских святых» (кафедральный Успенский собор Смоленска) и «Собор Тверских святых», напр. на иконах из кафедрального Воскресенского собора (2001) и из Троицкого собора в Твери (нач. 90-х гг. XX в.; И. во 2-м ряду 2-я слева, в белом плате без венца).

Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 139; Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints = Святые Руси / Ed. N. Aldošina. , 2000. P. 45; она же (Иулиания (Соколова), мон.). Труд иконописца / Сост.: Н. Е. Алдошина. Серг. П., 20082. Ил. 87; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239.

Э. П. И., Н. А. Майорова

Loading...Loading...