Кто был современником ницше. Краткая биография фридриха ницше

Краткая биография В.П. Астафьева начинается с 1924 года, когда на свет и появился в мае будущий русский писатель, прозаик и наш современник. Уже с детства его биография и жизнь наполнена трагическими моментами. В раннем возрасте, когда ему было несколько лет от роду, его отца арестовали. Его мать постоянно проведывала мужа и в одну из таких поездок, она не вернулась. Мать будущего писателя умерла, когда Астафьеву было лишь семь лет. Воспитывался мальчик дедушкой и бабушкой и это были светлые моменты его детства. Об этом он позже напишет в романе «Последний поклон».

В.П Астафьев биография

Когда отец вышел из тюрьмы и женился на новой женщине, уже в новом составе все переезжают в Игарку. Вроде как жизнь наладилась, мальчик часто ходил с отцом на рыбалку, но, когда отец заболел, мачеха выгнала ребенка из дома. Астафьеву приходилось ночевать в подвалах и заброшенных домах, пока не попал в детский дом. Здесь он встретил Игнатия Рождественского, который заметил писательский талант у ребенка.

После интерната продолжается биография В.П. Астафьева и краткое содержание тем, что Астафьев пошел на работу, чтобы заработать на еду, а также, чтобы насобирать на поездку в Красноярск. Когда деньги были собраны, он переезжает, там уже в Красноярске получает образование и работает на железной дороге.

Когда нагрянула война, Астафьев пошел на фронт. За заслуги он был награжден орденами.

Когда война закончилась, Астафьев едет на Урал, там он встретил женщину, на которой женился. Но и здесь трагизм настиг его. Первый их ребенок умер, прожив лишь полгода. После, у них еще будет девочка и мальчик.

С 1951-го года у В.П. Астафьева в биографии начинается активная писательская деятельность. Так увидел мир первый рассказ «Гражданский человек», а уже в 1953 году вышла книга «До будущей весны». Астафьев при этом работает в газете, где также размещает свои произведения и статьи. С 1958 года Астафьев входит в союз писателей. В основном его произведения были посвящены войне и на антисоветскую, а также деревенскую тематики. Виктор Астафьев написал много достойных работ, в том числе и рассказы для детей.
Умер писатель в 2001 году в Красноярске, похоронен в родном селе Овсянка.

Астафьев Виктор Петрович (1 мая 1924, с. Овсянка Красноярского края — 29 ноября 2001, Красноярск), русский писатель.

Жизненные вехи

Из крестьянской семьи. Воспитывался бабушкой, мать утонула в Енисее, когда Вите было 7 лет. Окончил 6 классов в Игарке, где жил с отцом и мачехой; в 1936-37 — беспризорник, потом детдомовец. В 1941-42 учился в ФЗУ; на фронте, куда ушел добровольцем, был шофером, связистом артиллерийской бригады; с 1943 — на передовой, получил тяжелое ранение, контужен. С 1945 жил на Урале (г. Чусовой, с 1963 — Пермь), побывал подсобным рабочим, слесарем, кладовщиком. После публикации в 1951 своего первого рассказа «Гражданский человек» в газете «Чусовской рабочий» стал ее лит. сотрудником (до 1955). В 50-е гг. издает в Перми книги рассказов для детей («До будущей весны», 1953, «Огоньки», 1955; итоговый сб. «Зорькина песня», 1960), роман о преобразовании отсталого колхоза «Тают снега» (1958). С 1958 — член Союза писателей СССР, в 1959-61 учился на Высших литературных курсах в Москве при Лит. институте им. М. Горького. С конца 1960-х гг. жил в Вологде, в 1980 вернулся в родные места, живет в Красноярске и с. Овсянка. Герой социалистического труда (1989).

Первые герои

В 1960-е Астафьев публикует повести из сибирской жизни, замеченные столичной критикой: «Перевал», «Стародуб» (обе 1959; последняя — о жизни сибирских старообрядцев-кержаков), автобиограческую повесть «Кража» (1966), в центре которой рождение души детдомовского подростка, отстаивающего основы своей личности в суровых условиях физического выживания. Выброшенность в такую среду чистого, мечтательного и ранимого героя составляет сюжетную основу многих произведений Астафьева, первой повести из военной жизни «Звездопад» (1960), где поэзия первого чувства, возникшая на фоне госпитального быта, пресекается жутким бытом пересыльного пункта, самим ходом и логикой войны. В эти же годы появляются рассказы и повесть («Где-то гремит война», 1967), составившие автобиографическую книгу «Последний поклон», написанную от первого лица, с поразительным перевоплощением автора в душу и психологию ребенка, подростка; над этой книгой Астафев работал с конца 1950-х гг. (первое отд. изд. — 1968; кн.1-2, М., 1971, с новыми главами — 1979), дописывая ее и после окончания, до начала 1990-х гг. «Последний поклон», пов. «Пастух и пастушка. Современная пастораль» (1971), «повествование в прозе» «Царь-рыба» (1976; Гос. премия СССР, 1978) принесли писателю известность, были переведены на многие языки мира.

Горькая правда

Основная особенность художественного реализма Астафьева — изображение жизни в ее первоосновах, когда она не достигает уровня рефлексии и сознания и как бы сама из себя порождает крепящие бытие нравственные опоры: добра, бескорыстия, сострадания, справедливости. Это астафьевское «оправдание добра», ценности и осмысленности жизни подвергается писателем самому жестокому испытанию, прежде всего предельными условиями росскийского существования. В «Последнем поклоне» — своеобразной летописи жизни сибирской деревни — Астафьев воссоздает убогий уклад заброшенного чалдонского села, с его нищетой, пьянством, доходящим до дикого разгула, рисует галерею сиб. характеров (своей родни, соседей, земляков и переселенцев) — непутевых, бесшабашных и безалаберных, жестоких в «кураже», ломающих жизнь себе и своим близким. Но эти же люди оказываются способны к добру и участию, в «крайние» минуты спасают и поддерживают друг друга, терпеливо перемалывают жизнь в непосильном труде, часто связанном с опасностью и риском. В них, носителях неписанной, «инстинктивной» морали видел Астафьев «становую жилу» народа. Венцом его жизнестойкости, терпения и доброты стал образ бабушки Катерины Петровны, примирявшей мальчика с жестокостью жизни.

Военная тема

Другие неотъемлемые от Астафьева жизненные пласты воплощения и одновременно формы испытания доброй и прочной основы мира — война и отношение к природе. В повести «Пастух и пастушка» с присущей Астафьеву поэтикой подробностей писатель показывает войну как кромешный ад, страшный не только степенью физического страдания и нравственного потрясения, но непосильностью для человеческой души военного опыта. Ужас войны, то, что называют «окопной правдой», для Астафьева — единственно подлинная правда о войне. И хотя самопожертвование и бескорыстие, нередко оплаченное собственной жизнью, военное братство, неистребимость добра проявляются и обнажаются в дни войны, и не менее — в военном быту — ежедневной изматывающей «работе», Астафьев не видит цены, которая могла бы оправдать человеческое «побоище». Трагически подорванной оказалась душа юного лейтенанта: чистоту и силу своей любви он не смог совместить с нормами военной жизни. Несовместимость военного и мирного опыта, память о войне станут, помимо «Звездопада», темой и отзвуком мн. произведений Астафьева: рассказы «Сашка Лебедев» (1967), «Ясным ли днем» (1967), «Пир после победы» (1974), «Жизнь прожить» (1985) и др.

Природа и люди

Понятие жизни неотделимо в творчестве Астафьева от природы. Каким бы ликом не оборачивалась природа к человеку — а она может быть дарящей, утишающей, просветляющей, но также опасной и чуждой в своем могуществе отдельного бытия — она воплощает тайну органической жизни, которую писатель понимает как мучительный процесс труда, выживания и роста. В усилиях, употребленных на поддержание «живой жизни» (когда умереть часто легче и проще, чем выжить), он видит не голую борьбу за существование, а действие высшего, единого для человеч. и природной жизни закона (новеллы «И прахом своим», «Травинка» из кн. «Затеси»); с особой силой этот закон проявляется в эпизодах честного единоборства человека с природой (в «Царь-рыбе» и др. соч.). «Царь-рыба», проникнутая пафосом защиты природы, раскрывает нравственно-философское содержание отношения человека к ней: гибель природы и утрата нравственных опор в человеке показаны как взаимообратимые (люди сами принимают участие в уничтожении природы, браконьерство стало нормой современной советской действительности), как обратима и ответственность человека за природу, так или иначе воздающей ему.

Новые жанры

Параллельно Астафьев создает циклы малых полухудожественных жанров, объединенных темой благодарной памяти (жизни, людям, помогшим духовно укрепиться автору и герою, «малой родине»), и просветленного, но не изжитого страдания: повесть-притча «Ода русскому огороду» (1972), лирические миниатюры и короткие рассказы-воспоминания «Затеси» (1-e отд. изд. — М., 1972; печатаются с 1960-х до настоящего времени, «Континент», 1993, № 75, «Новый мир», 1999, № 5, 2000, № 2 — о Николае Рубцове), пов. «Зрячий посох» (1981; вторично присуждена Государственная премия СССР, 1991), в основе которой письма к Астафьеву его друга, критика А. Н. Макарова.

«Печальный детектив»

Начиная с 1980-х гг. меняются акценты в осмыслении Астафьевым современной русской жизни и русского характера, жестче и непримереннее становится память (последние главы «Последнего поклона» с картинами быта спецпереселенцев, коллективизации). В романе «Печальный детектив» (1986), вызвавшем острую дискуссию, распад, деградация, повсеместное торжество зла утверждаются как доминирующие черты современного советского общества, а в русском национальном характере, хотя и остаются «необъяснимая русская жалость», «жажда сострадания», стремление к добру, преобладают «безалаберность», попустительствующая злу, «покорность», нравственная пассивность (цит. по кн.: «Улыбка волчицы», М., 1990, с. 213, 169). Тщательная фиксация героем, бывшим оперуполномоченным, примеров патологической преступности, экстремальных нарушений человеческих законов, морали призвана показать хаос, социальную энтропию современной жизни (налицо переоценка ценностей: маргинальное становится центральным, запрет — нормой), однако написанная в стиле жизнеподобия, «террористического реализма» (по определению одного из критиков) жизнь люмпенов, бандитов, отбросов общества не переплавилась в объемную худож. картину. Полюс добра (в образе милицейского работника, искалеченного в борьбе с преступниками) оказался невыразительным, стертым, недоразвившимся типом современного Дон Кихота.

Природа зла

В русле тех же тенденций (по материалу и составу идей) — один из лучших рассказов «Людочка» (1989): смерть того, кто изнасиловал безропотную (и повесившуюся после этого) Людочку, — в кипящей трубе-канаве городского отстойника, сам этот отстойник, среда обитания и привычный пейзаж городской окраины, предстают символом разложения, всеобщего одичания и агонии: рассказ прочитывается как современная антиутопия (по самой природе жанра не сводимого к сгущенному описательному натурализму); только боль автора и острота неприятия зла как бы восстанавливают нарушенную норму и снимают вопрос о его тотальном торжестве. Разрастание зла в художественном мире Астафьева во многом объясняется этической позицией писателя, не признающего метафизическую природу зла, он не перестает удивляться каждому злому поступку и низкому движению души. Астафьев — редкий в 20 веке художник, избежавший прививки «диалектики добра и зла» и отказавшийся принять его неизбежность.

«Прокляты и убиты». Военный антиэпос

В романе «Прокляты и убиты» (кн.1-2, 1992-94, не окончен; в марте 2000 Астафьев сказал о прекращении работы над романом) писатель возвращается к теме испытания человека на войне. Плотское, телесное переживание жизни — отличительное свойство реалистической поэтики Астафьева — определяет характер такого испытания: голодом, холодом, непомерным трудом, физической усталостью, болью (см., напр., главу «Темная-темная ночь» из «Последнего поклона»), и, наконец, страхом смерти; способность достойно их перенести служит знаком нравственной стойкости и внутренней состоятельности героя. В романе «Прокляты и убиты», как и в повести «Так хочется жить» (1995), телесная природа становится только низом, вместилищем животных инстинктов, утробой, дискредитацией «идеального» в человеке, и одновременно — средством обличения антигуманного и безбожного коммунистического режима, поставившего человека в унизительные, нечеловеческие условия (сверхнатуралистическое описание быта запасного стрелкового полка в кн.I; страшные подробности форсирования Великой реки — Днепра в кн.2).

В этом романе писатель переписал и переосмыслил многие страницы своей внутренней биографии, впервые в постсоветской литературе создал образ десакрализованной народной войны 1941-45. Роман развел по разные стороны почитателей Астафьева — см. например, ст. И. Дедкова «Объявление вины и назначение казни» («Дружба народов», 1993, № 10).

Астафьев Виктор Петрович

(1.05.1924 – 29.11.2001)

1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор.

В семь лет мальчик потерял мать – она утонула в реке, зацепившись косой за основание боны. В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему “не верится, что мамы нет и никогда не будет”. Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка – Екатерина Петровна.

С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку – сюда выслан с семьей раскулаченный дед Павел. “Диких заработков”, на которые рассчитывал отец, не оказалось, отношения с мачехой не сложились, она спихивает обузу в лице ребенка с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом- интернат. “Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки”, – напишет впоследствии В. П. Астафьев.

Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ “Васюткино озеро”.

Окончив школу-интернат, подросток зарабатывает себе на в станке Курейка. “ мое осталось в далеком Заполярье, – напишет спустя годы В. П. Астафьев. – Дитя, по выражению деда Павла, “не рожено, не прошено, папой с мамой брошено”, тоже куда-то девалось, точнее – откатилось от меня. Чужой себе и всем, подросток или юноша вступал во взрослую трудовую жизнь военной поры”.

Собрав денег на билет. Виктор уезжает к Красноярск, поступает и ФЗО. “Группу и профессию в ФЗО я не выбирал — они сами меня выбрали”, расскажет впоследствии писатель. Окончив учебу, он работает составителем поездов на станции Базаиха под Красноярском.

Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт. Воюет на Брянском. Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Первый Украинский. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями “За отвагу”, “За победу над Германией” и “За освобождение Польши”. Несколько раз он был тяжело ранен.

Осенью 1945 года В. П. Астафьев демобилизуется из армии н вместе со своей женой — рядовой Марией Семеновной Корякиной приезжает па ее родину — город Чусовой на западном Урале.

По состоянию здоровья Виктор уже не может вернуться к своей специальности и, чтобы кормить семью, работает слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, мойщиком мясных туш, вахтером мясокомбината.

В марте 1947 года в молодой семье родилась дочка. В начале сентября девочка умерла от тяжелой диспепсии, — время было голодное, у матери не хватало молока, а продовольственных карточек взять было неоткуда.

В мае 1948 года у Астафьевых родилась дочь Ирина, а в марте 1950 года – сын Андрей.

В 1951 году, попав как-то на занятие литературного кружка при газете “Чусовской рабочий”, Виктор Петрович за одну написал рассказ “Гражданский человек”; впоследствии он назовет его “Сибиряк”. С 1951 но 1955 год Астафьев работает литературным сотрудником газеты “Чусовской рабочий.

В 1953 году в Перми выходит его первая книжка рассказов – “До будущей весны”, а в 1955 году вторая – “Огоньки”. Это рассказы для детей. В 1955-1957 годах он пишет роман “Тают снега”, издает еще две книги для детей: “Васюткино озеро” (1956) и “Дядя Кузя, куры, лиса и кот” (1957), печатает очерки и рассказы в альманахе “Прикамье”, журнале “Смена”, сборниках “Охотничьи были” и “Приметы времени”.

С апреля 1957 года Астафьев – спецкор Пермского областного радио. В 1958 году увидел свет его роман “Тают снега”. В. П. Астафьева принимают в Союз писателей РСФСР.

В 1959 году его направляют на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М. Горького. Два года он учится в Москве.

Конец 50-х годов отмечен расцветом лирической прозы В. П. Астафьева. Повести “Перевал” (1958-1959) и “Стародуб” (1960), повесть “Звездопад”, написанная на одном дыхании всего за несколько дней (1960), приносят ему широкую известность.

В 1962 году семья переехала в Пермь, а в 1969 году – в Вологду.

60-е годы чрезвычайно плодотворны для писателя: написана повесть “Кража” (1961-1965), новеллы, составившие впоследствии повесть в рассказах “Последний поклон”: “Зорькина песня” (1960), “Гуси в полынье” (1961), “Запах сена” (1963), “Деревья растут для всех” (1964), “Дядя Филипп – судовой механик” (1965), “Монах в новых штанах” (1966), “Осенние грусти и радости” (1966), “Ночь темная- темная” (1967), “Последний поклон” (1967), “Где-то гремит ” (1967), “Фотография, на которой меня нет” (1968), “Бабушкин праздник” (1968). В 1968 году повесть “Последний поклон” выходит в Перми отдельной книгой.

В вологодский период жизни В. П. Астафьевым созданы две пьесы: “Черемуха” и “Прости меня”. Спектакли, поставленные по этим пьесам, шли па сцене ряда российских театров.

Еще в 1954 году Астафьев задумал повесть “Пастух и пастушка. Современная пастораль” – “любимое свое детище”. А осуществил свой замысел почти через 15 лет – в три дня, “совершенно обалделый и счастливый”, написав “черновик в сто двадцать страниц” и затем шлифуя текст. Написанная в 1967 году, повесть трудно проходила в печати и впервые была опубликована в журнале “Наш современник”, № 8, 1971 г. Писатель возвращался к тексту повести в 1971 и 1989 годах, восстановив снятое по соображениям цензуры.

В 1975 году за повести “Перевал”, “Последний поклон”, “Кража”, “Пастух и пастушка” В. П. Астафьеву была присуждена Государственная премия РСФСР имени М. Горького.

В 60-е же годы B. П. Астафьевым были написаны рассказы “Старая лошадь” (1960), “О чем ты плачешь, ель” (1961). “Руки жены” (1961), “ Лебедев” (1961), “Тревожный сон” (1964), “Индия” (1965), “Митяй с землечерпалки” (1967), “Яшка-лось” (1967), “Синие сумерки” (1967), “Бери да помни” (1967), “Ясным ли днем” (1967), “Русский алмаз” (1968), “Без последнего” (1968).

К 1965 году начал складываться цикл затесей — лирических миниатюр, раздумий о жизни, заметок для себя. Они печатаются в центральных и периферийных журналах. В 1972 году “Затеси” выходят отдельной книгой в издательстве “Советский писатель” – “Деревенское приключение”. “Песнопевица”, “Как лечили богиню”, “Звезды и елочки”, “Тура”, “Родные березы”, “Весенний остров”, “Хлебозары”, “Чтобы боль каждого…”, “Кладбище”, “И прахом своим”. “Домский собор”, “Видение”, “Ягодка”, “Вздох”. К жанру затесей писатель постоянно обращается в своем творчестве.

В 1972 году В. П. Астафьев пишет свое “радостное детище” – “Оду русскому огороду”.

С 1973 года в печати появляются рассказы, составившие впоследствии знаменитое повествование в рассказах “Царь-рыба”: “Бойе”, “Капля”, “У золотой карги”, “Рыбак Грохотало”, “Царь-рыба”, “Летит черное перо”, “Уха на Боганиде”, “Поминки”, “Туруханская лилия”, “Сон о белых горах”, “Нет мне ответа”. Публикация глав в периодике – журнале “Наш современник” – шла с такими потерями в тексте, что автор от огорчений слег в больницу и с тех нор больше никогда не возвращался к повести, не восстанавливал и не делал новых редакций. Лишь много лет спустя, обнаружив в своем архиве пожелтевшие от времени страницы снятой цензурой главы “Норильцы”, опубликовал ее в 1990 году в том же журнале под названием “Не хватает сердца”. Впервые “Царь-рыба” была опубликована в книге “Мальчик в белой рубахе”, вышедшей в издательстве “Молодая гвардия” в 1977 году.

В 1978 году за повествование в рассказах “Царь-рыба” В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии СССР.

В 70-е годы писатель вновь обращается к теме своего детства – рождаются новые главы к “Последнему поклону”: опубликованы “Пир после победы” (1974), “Бурундук на кресте” (1974), “Карасиная погибель” (1974), “Без приюта” (1974), “Сорока” (1978), “Приворотное зелье” (1978), “Гори, гори ясно” (1978), “Соевые конфеты” (1978). Повесть о детстве – уже в двух книгах – выходит в 1978 году в издательстве “Современник”.

С 1978 по 1982 год В. П. Астафьев работает над повестью “Зрячий посох”, изданной только в 1988 году. В 1991 году за эту повесть писатель был удостоен Государственной премии СССР.

В 1980 году Астафьев переехал жить на родину – в Красноярск. Начался новый, чрезвычайно плодотворный период его творчества. В Красноярске и в Овсянке – деревне его детства – им написаны роман “Печальный детектив” (1985) и такие рассказы, как “Медвежья кровь” (1984), “Жизнь прожить” (1985), “Вимба” (1985), “Светопреставление” (1986), “Слепой рыбак” (1986), “Ловля пескарей в Грузии” (1986), “Тельняшка с Тихого океана” (1986), “Голубое поле под голубыми небесами” (1987), “Улыбка волчицы” (1989), “Мною рожденный” (1989), “Людочка” (1989), “Разговор со старым ружьем” (1997).

В 1989 году В. П. Астафьеву присвоено звание Героя Социалистического Труда.

17 августа 1987 года скоропостижно умирает дочь Астафьевых Ирина. Ее привозят из Вологды и хоронят на кладбище в Овсянке. Виктор Петрович и Мария Семеновна забирают к себе маленьких внуков Витю и Полю.

Жизнь на родине всколыхнула воспоминания и подарила читателям новые рассказы о детстве – рождаются главы: “Предчувствие ледохода”, “Заберега”, “Стряпухина радость”, “Пеструха”, “Легенда о стеклянной кринке”, “Кончина”, и в 1989 году “Последний поклон” выходит в издательстве “Молодая гвардия” уже в трех книгах. В 1992 году появляются еще две главы – “Забубенная головушка” и “Вечерние раздумья”. “Животворящий свет детства” потребовал от писателя более тридцати лет творческого труда.

На родине В. П. Астафьевым создана и его главная книга о войне – роман “Прокляты и убиты”: часть первая “Чертова яма” (1990-1992) и часть вторая “Плацдарм” (1992-1994), отнявшая у писателя немало сил и здоровья и вызвавшая бурную читательскую полемику.

В 1994 году “за выдающийся вклад в отечественную литературу” писателю была присуждена Российская независимая премия “Триумф”. В 1995 году за роман “Прокляты и убиты” В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии России.

С сентября 1994-го по январь 1995-го мастер слова работает над новой повестью о войне “Так хочется жить”, а в 1995-1996 годах пишет – тоже “военную” – повесть “Обертон”, в 1997 году он завершает повесть “Веселый солдат”, начатую в 1987 году, – война не оставляет писателя, тревожит память. Веселый солдат – это он, израненный молодой солдат Астафьев, возвращающийся с фронта и примеривающийся к мирной гражданской жизни.

В 1997-1998 годах в Красноярске осуществлено издание Собрания сочинений В. П. Астафьева в 15 томах, с подробными комментариями автора.

В 1997 году писателю присуждена Международная Пушкинская премия, а в 1998 году он удостоен премии “За честь и достоинство таланта” Международного литфонда.

В конце 1998 года В. П. Астафьеву присуждена премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности.

“Ни дня без строчки” – это девиз неутомимого труженика, истинно народного писателя. Вот и сейчас на его столе – новые затеси, любимый жанр – и новые замыслы в сердце.

Этот раздел составлен из ответов на вопросы, которые чаще всего задают посетители Библиотеки-музея В. П. Астафьева.

Даты жизни

Когда и где родился В. П. Астафьев?

Родился 1 мая 1924 г. в селе Овсянка под Красноярском в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых.

Когда и почему Витя Астафьев попал в Игарку?

В 1935 году отец Петр Павлович, решив ехать на заработки в Игарку, забрал мальчика с собой.

Участвовал ли В.П. Астафьев в Великой Отечественной войне?

Астафьев ушел на фронт добровольцем в октябре 1942 г. На фронте был шофером, артиллерийским разведчиком, связистом, форсировал Днепр, участвовал в боях на Курской дуге, в Корсунь-Шевченковской операции, в боях за освобождение Польши. Трижды был ранен. Демобилизовался в 1945 г. За боевые заслуги награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».

Где учился В. П. Астафьев?

С 1932 по 1934 гг. учился в Овсянской школе 1 ступени. В 1936 г. в Игарке окончил начальную школу, в 1940 г. - шестой класс. В 1941 г. в Красноярске поступил в железнодорожное училище. В июне 1942 г. получил специальность "составитель поездов", проработал несколько месяцев на станции Базаиха и ушел добровольцем на фронт. После войны в уральском городе Чусовом Виктор Петрович закончил школу рабочей молодежи. С 1959 по 1961 гг. учился на Высших литературных курсах в Москве.

В каких местах жил писатель?

1924 – 1935 гг. в селе Овсянка, 1935 – 1941 гг. в г. Игарка, 1941 – 1942 гг. в г. Красноярске, 1942 – 1945 гг. – на фронте, 1945 – 1963 гг. – г. Чусовой на Урале, 1959 – 1961 гг. – учеба на Высших литературных курсах в Москве, 1962 – 1969 гг. в г. Перми, 1969 – 1980 гг. в г. Вологда, с 1980 г. в г. Красноярске и пос. Овсянка.

Почему В. П. Астафьев, вернувшись в 1980-м году в Овсянку, поселился не в бабушкином доме?

К тому времени дом бабушки принадлежал посторонним людям, которые отказались продать его писателю, и Виктор Петрович приобрел небольшой домик поблизости, через дорогу напротив, по адресу: ул. Щетинкина, 26.

Кто из президентов и известных политиков приезжал к В.П. Астафьеву в Овсянку?

В 1996 г. в Овсянке побывал первый Президент России Б. Н. Ельцин. Зимой 2004 г., в ходе своего визита в Красноярский край, Овсянку посетил Президент России В. В. Путин, который провел длительную и обстоятельную беседу с вдовой писателя М. С. Корякиной-Астафьевой в овсянском доме писателя.

Когда умер и где похоронен писатель? Что явилось причиной его смерти?

Умер 29 ноября 2001 года. Похоронен на новом овсянском кладбище на Манской горе в 2-х километрах от Овсянки. Причиной смерти явился тяжелый инсульт.

Дела семейные

Назовите ближайших родственников В. П. Астафьева.

Отец - Пётр Павлович Астафьев (1901 - 1979, похоронен в Вологде). Мать - Лидия Ильинична Астафьева, урожденная Потылицына (ум. 1931, утонула в Енисее). Бабушка - Екатерина Петровна Потылицына, главный персонаж повести "Последний поклон" (1866 - 1948). Дедушка – Илья Евграфович Потылицын (ум. 1935). Дедушка - Павел Яковлевич Астафьев (1882 - 1939).

Сколько лет Витя Астафьев жил у бабушки?

После трагической гибели матери в июле 1931 г. осиротевшего Витю Астафьева взяли к себе бабушка Екатерина Петровна и дедушка Илья Евграфович Потылицыны, у которых он жил до осени 1934 г.

Были ли у В. П. Астафьева родные братья и сестры?

У Виктора Петровича было две родные сестры, которые умерли в младенческом возрасте; три брата и три сестры (дети отца от второго брака).

Сколько раз В. П. Астафьев был женат?

Один раз. С женой Марией Семеновной Корякиной-Астафьевой Виктор Петрович прожил в браке более 50-ти лет. Мария Семеновна Корякина-Астафьева (1920 - 2011) – член Союза писателей России, автор нескольких сборников повестей и рассказов ("Отец", "Знаки жизни", "Свекор", "Земная память и печаль", "Пешком с войны", Надежда горькая, как дым" и др.).

Сколько детей у Виктора Петровича? Где они живут сейчас и чем занимаются?

Трое. Дочь Лидия (р.1946 г., умерла в младенческом возрасте). Дочь Ирина (1948–1987). Сын Андрей (р.1950 г.) в настоящее время живет в Вологде, по образованию - историк.

В каком году и от чего умерла дочь Ирина?

Ирина умерла от болезни сердца в 1987 году в Вологде. Похоронена на новом овсянском кладбище.

Сколько внуков у В. П. Астафьева? Есть ли правнуки?

Внуков трое. Виктор и Полина (дети дочери Ирины) живут в Красноярске. Евгений (сын Андрея) живет в Москве. Правнуков двое: 22 апреля 2003 г. у Полины родилась дочь Настя; 26 марта 2003 г. у Виктора родился сын Саша.

Литературная и общественная деятельность

Когда было написано первое художественное произведение?

Первый рассказ "Гражданский человек" был написан в 1951 г. и опубликован в газете "Чусовской рабочий".

Когда и где вышла первая книга и как она называлась?

Сборник рассказов "До будущей весны" вышел в Перми, в 1953 г.

Сколько всего произведений создал писатель?

3 романа ("Тают снега" (1958), "Печальный детектив" (1982-1985), "Прокляты и убиты" (1992-1994); повествование в рассказах "Царь рыба" (1972-1975); 10 повестей ("Перевал", "Стародуб", "Звездопад", "Кража", "Последний поклон", "Пастух и пастушка", "Ода русскому огороду" и др.), цикл из 293 затесей (лирико-философских миниатюр); 70 рассказов, 2 киносценария ("Не убий", "Трещина"), 2 пьесы ("Черемуха", "Прости меня"), большое количество статей и очерков.

Какие художественные фильмы сняты по мотивам произведений В. П. Астафьева?

"Звездопад" (режиссер И. Таланкин), "Ненаглядный мой" (режиссер А. Войтецкий), "Сюда не залетали чайки" (режиссер Б. Мансуров), "Дважды рожденный" (режиссер А. Сиренко), "Где-то гремит война", "Таежная повесть" (режиссер В. Фетин).

Какие театральные постановки созданы по произведениям В.П. Астафьева?

"Прости меня" - Театр им. Ермоловой, "Театр на Литейном"; "Звездопад" – Красноярский ТЮЗ; "Не убий" - Красноярский драматический театр им. Пушкина; "Пролетный гусь" – МХАТ им. Чехова, "Печальный детектив" – Театр им. Моссовета, опера "Верность" по повести "Пастух и пастушка" композитора К. Молчанова – Свердловский театр оперы и балета и др.

Когда и где вышло первое зарубежное издание?

В Праге, в 1963 г. вышел сборник повестей "Горицвет".

В каких странах издавались произведения В. П. Астафьева? На какие языки переводились?

Произведения В. П. Астафьева переведены и изданы во многих странах мира: Голландии, Франции, Германии, Испании, Японии, Китае, Корее, Финляндии, Польше, Болгарии, Венгрии, Румынии и др. Более 100 книг издано за рубежом – в 28 странах на 22 иностранных языках.

Какие из своих произведений были особенно дороги писателю?

"Ода русскому огороду", "Пастух и пастушка", "Последний поклон".

Писал ли В.П. Астафьев стихи? Публиковались ли они?

Какие премии и награды получил В. П. Астафьев?

В 1975 г. за повести «Перевал», «Последний поклон», «Кража», «Пастух и пастушка» В. П. Астафьев удостоен Государственной премии РСФСР им. М. Горького. В 1978 г. за книгу «Царь-рыба» ему присуждена Государственная премия СССР. В 1991 г. писатель становится лауреатом Государственной премии СССР за повесть «Зрячий посох». В 1995 г. удостоен национальной независимой премии «Триумф». В 1996 г. за роман «Прокляты и убиты» присуждена Государственная премия России. В 1997 г. за выдающийся вклад в русскую литературу он награжден международной Пушкинской премией. В 1998 г. ему вручили премию Международного литфонда «За честь и достоинство таланта». В 1999 г. В.П. Астафьев стал лауреатом литературной премии имени Аполлона Григорьева за повесть «Веселый солдат».

Виктор Петрович награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-ой степени, трижды орденом Трудового Красного Знамени, дважды орденом Дружбы народов. В 1998 г. ему присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и молот».

В чем заключалась общественная деятельность писателя?

В. П. Астафьев активно выступал в защиту уральских и сибирских лесов и рек. Например, во многом благодаря усилиям Виктора Петровича, был прекращен молевой сплав леса на двенадцати реках Красноярского края (в т.ч. на реке Мана). Виктор Петрович неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР, РСФСР, Красноярского краевого Совета.

В. П. Астафьев был деятельным помощником многих учреждений культуры: для Красноярской краевой научной библиотеки сумел добиться выделения дополнительных помещений, с его помощью в Красноярске был создан Литературный лицей, открыт Литературный музей, построено новое здание библиотеки в пос. Овсянка. Виктор Петрович был инициатором проведения в Красноярске конференции «Литературные встречи в русской провинции». Благодаря его авторитету и активному содействию, в 1998 г. в Овсянке построена часовня Св. Иннокентия Иркутского.

Верно ли то, что библиотека в Овсянке построена на деньги В. П. Астафьева?

В. П. Астафьеву принадлежит идея строительства нового здания для овсянской библиотеки. Писатель предпринял немалые усилия для того, чтобы на это строительство были выделены средства из краевого бюджета, помогали многие предприятия и частные лица. Не обошлось и без финансовой поддержки Виктора Петровича, он вложил в это дело одну из своих премий.

Вкусы, увлечения, привязанности

Чем увлекался В. П. Астафьев?

Увлекался рыбалкой и огородничеством (когда позволяло здоровье). Был заядлым футбольным болельщиком.

Любимые литературные произведения, поэты, прозаики?

Литературные произведения: "Дон Кихот" М. Сервантеса, "Мертвые души" Н. В. Гоголя, стихотворение А. С. Пушкина "Пророк". Поэты и прозаики: Гоголь, Толстой, Лесков, Достоевский, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Баратынский; Юрий Нагибин, Василий Белов, Валентин Распутин, Юрий Кузнецов, Владимир Соколов.

Любимые музыкальные произведения? Любимые композиторы?

«Реквием» Дж. Верди, 8-я неоконченная симфония и «Аве Мария» Ф. Шуберта, «Мелодия» К. В. Глюка, сонаты В. А. Моцарта и многие другие. Дж. Верди, М. Мусоргский, Д. Бортнянский, В. Гаврилин, Г. Свиридов.

Любимые песни и романсы?

Романсы: "Вам не понять моей печали" в исп. В. Ивановой, "Дремлют плакучие ивы" в исп. Г. Каревой, "Гори, гори, моя звезда" в исп. Б. Штоколова. Песни: "Вниз по Волге – реке", "Что стоишь, качаясь, тонкая рябина», «В зелено м садочке канарейка пела», «Позарастали стежки-дорожки» и др.

Любимые художники?

Нестеров, Суриков, Репин, Илья Глазунов, братья Ткачевы.

С кем из писателей Виктор Петрович был особенно дружен?

Евгений Носов, Николай Рубцов, Александр Макаров.

В каких странах побывал Виктор Петрович?

Виктор Петрович много раз бывал за границей: во Франции, Греции, Италии, Австрии, Германии, Испании, Югославии, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, Польше, Колумбии, Перу, США, Японии, Китае, Монголии и др.

Любимый цветок?

Адонис (горицвет весенний, стародуб), роза.

Любимый цвет?

Любимый город?

Киев, Мадрид.

Составители:

И. П. Владимирова, Н. Я. Сакова (Артамонова)

Loading...Loading...