Кто мы на самом деле? И для чего мы живем? Как мы справляемся с ошибками и неудачами. Вы не физическое тело

Вопрос: Кто мы на самом деле? И для чего мы живем?

Ответ: Мы вечные частицы духа, мы не зависимы в своей свободной воле, мы полны знания и духовного блаженства. Мы живем для того, чтобы найти свое счастье в ограниченном, исполненном страданий и преходящем материальном мире. Но найти его (счастье) здесь нам не удастся никогда…

На самом деле с таких вопросов начинается духовный путь человека. По большому счету человеком можно считать только того, кто задает такие вопросы, так считает веданта-сутра.

Согласно концепции вайшнавской философии, мы являемся частицами Бога. Имея схожую с ним нематериальную, вечную природу, мы тем не менее обладаем склонностью попадать под влияние грубой материальной, инертной энергии, но все же обладаем свободой выбора и волей избирать свой собственный путь.

Верховная Личность Бога, супер-душа, создал из своей энергии вечно свободных и независимых от него духовных частиц. Будучи Верховным Богом и владея всем на свете, Он является полным хозяином всех энергий, как их источник, однако для собственного удовольствия, Он создает категорию энергии, которая не находится в Его прямой власти, так Он развлекает себя разнообразными любовными отношениями с независимой природой Его собственных частиц. Ведь, согласитесь, что настоящая любовь не может существовать без настоящей свободы, а поскольку Кришна любит все только самое настоящее, Он создал в нас потенциал обрести истинную, не поддельную любовь к нему.

Единственное, что не подвластно Богу — это наша свободная воля или наш выбор. Этот выбор может быть сделан как в пользу того, чтобы любить Кришну и служить Ему, так и в пользу того, чтобы не знать о Его существовании и воплощать свои желания независимо от Его воли. Второй вариант является иллюзорным, поскольку все энергии в творении принадлежат Кришне и не могут действовать против Его воли или без Его ведома. Но энергия нашей свободной воли, будучи независима от воли самого Кришны, вынуждает Его создавать для нас некое подобие иллюзии или сна, погрузившись в который, мы видим себя независимыми и полностью свободными от Него. Именно эта иллюзия или сон и является нашей нынешней материальной жизнью .

Но все же обладая изначально духовной природой, не подвластной законам рождения и смерти, обладая природой знания и наполненные вечным блаженством, мы не можем обрести счастье в этом мире, как бы усиленно мы не старались это сделать. Несмотря на то, что внешне мы погружены в желания материальных чувственных наслаждений, они (наслаждения) нас либо перестают удовлетворять, либо быстро заканчиваются. Так происходит по законам материального мира. Грубые материальные ограничения, существующие в силу нашей обусловленности — постоянно мешают нам наслаждаться в этом мире, и приводят, в конце концов, к поиску решения преодолеть этот порочный круг существования, который на самом деле всего лишь иллюзия.

Большинство людей думают, что они живут для того, чтобы наслаждаться в этом мире. Но на самом деле это не так. Истинный смысл жизни заключается в том, чтобы сбросить с себя оковы иллюзии и восстановить свои отношения с Богом.

Однако насильно мил не будешь, и Кришна не принимает любовь ради собственной выгоды или «шкурных» интересов, любовь по принуждению и т.п. Он хочет, чтобы душа бескорыстно полюбила Его таким, какой Он есть, стала думать о Нем и посвящать Ему свои действия — в этом и заключается весь смысл.

Очень часто, правда, для этого душе бывает необходимо пройти путь почти бесконечного осуществления всех своих собственных эгоистических желаний и фантазий. Только воплотив все свои мечты, только распробовав на вкус всю горечь страданий этого материально мира, искренняя душа как правило становится способной по-настоящему привлечься чистой любовью самого Кришны, оценить ее по достоинству и ответить ей взаимностью.

Поэтому считается, что нет ничего более возвышенного для человека, чем развить в себе бескорыстную любовь к Богу. Это самый великий подвиг для души и это самая высшая из всех целей жизни.

    Сегодня мы немного углубимся в ведическую метафизику, для того, чтобы раскрыть хотя бы в небольшой степени одну загадочную тему, связанную с тонкой материальной реальностью, невидимой и потому неведомой очень многим...

Мы вечные души, атомы сознания. Душа наделяет энергией сознания грубо-материальное тело и тонко-материальный ум. Наше материальное тело подобно компьютеру, позволяющему общаться с этим миром через различные интерфейсы. Ум - что-то вроде программ, заложенных в этот компьютер. А мы в этой метафоре - одновременно батарейка, снабжающий компьютер энергией, и пользователь, играющий с этим компьютером. Как любой пользователь, мы ограничены возможностями своего компьютера, по крайней мере до тех пор, пока полностью сосредоточиваем свое внимание на компьютере, забывая о своем отдельном существовании.

Другой пример, который приводят учителя йоги - это зритель в темном кинозале. Душа смотрит изображения, проецируемые на экран нашего ума, и настолько увлекается происходящим на экране, что забывает о себе. В какой-то момент она начинает полностью отождествлять себя с героями драмы, разворачивающейся на экране ее ума, и не мыслит своего существования вне этой драмы, хотя глубоко внутри все-таки понимает свою отдельность. Но уж больно хорош фильм - не оторваться. В моменты ясного сознания или очень сильного, почти невыносимого горя приходит понимание нашей непричастности к игре теней на экране ума, и возникает этот самый вопрос: "Кто мы на самом деле?"

Веды утверждают, что у души есть три базовых характеристики - 1) душа (атма) вечна, бессмертна, неуничтожима, 2) она способна осознавать свое собственное существование (в отличие от компьютера, который никогда этого не сможет) и осознавать существование мира вокруг нас и 3) душа исполнена блаженства, счастья. Эти три вещи составляют нашу глубинную природу, и мы всегда, даже здесь, в этом временном мире, пытаемся реализовать эту природу: все хотят жить вечно (или очень-очень долго), все стремятся к полноте знания и опыта (под знанием понимается не столько информация, сколько полнота бытия) и все хотят счастья. Частицы сознания, тщетно пытающиеся реализовать в этом мире свою истинную природу. Разочаровавшись в этих попытках, мы начинаем искать путь, который приведет нас к счастью, и первый вопрос, который задает себе человек, отправившийся на поиски настоящего, а не суррогатного, второсортного, эфемерного счастья этого мира, звучит именно так: "Кто я на самом деле?".

Мы душа и у нас есть тело. Есть пять основных доказательств: 1) Мы видим в мире, что всё состоящее из частей не обладает самоценностью и служит для других (стол, компьютер, машина и т.д.). Т.к. тело разбирается на составные части, то оно не является чем-то самоценным (Я не рука, не голова...) 2)Чтобы тело состоящее из частей работало, как единое целое, должно существовать нечто, что соединяет и поддерживает слаженное функционирование всех частей.То, что управляет частями должно быть атомарно и неделимо. 3)Тот, кто управляет составными частями не подвластен изменениям этого мира, неизменен (Я вечен, вечно молодой внутри. Я вечен и потому могу наблюдать за изменениями происходящими со мной). 4)Есть тот, кто наслаждается. Кому это нужно. Наблюдатель вне тела (Я хочу вечного счастья. Я боюсь смерти и отторгаю её, т.к. это не естественно для меня.). 5)Есть нечто, что хочет освобождения (Я хочу вечной жизни, знания и вечного блаженства т.к. я - душа и создан из этих трех элементов - вечности, знания и блаженства. Как тело создано из пищи, ум - из мыслей, разум - из идей). Никакой человек не может быть счастлив живя сам для самого себя, это также доказывает, что тело - это машина, инструмент. А я душа, которая хочет любить и быть любимым. В Бхагавад-гите 18.61. сказано - Верховный Господь, о Aрджуна, пребывает в сердце каждого и направляет скитания всех живых существ, которые словно находятся в машине, созданной материальной энергией.

Вы не физическое тело

Физическое тело является вместилищем для сознания-души-наблюдателя, которое получает опыт, расширяя и совершенствуя себя. Физическое тело является ЧАСТЬЮ вас и, пока вы здесь (в воплощении) и оно играет роль важного инструмента для получения опыта. А осознавая это можно придти к тому что:

а) Я – это не мои мысли.
б) Я – это не моё эмоционально-психическое состояние.
в) Я – это не мои действия.

Все вышеперечисленное так же является инструментами для получения опыта здесь, для максимально яркого переживания этого опыта. Осознав что вы не являетесь вышеперечисленным вы перестанете осуждать себя за всё это и поймете что всё это было необходимо для получения того опыта, уроков, переживаний за которым вы пришли.

Ваша душа тщательно планировала свой приход сюда

Так же ваша душа в состоянии чистого сознания видела всю жизнь, которую она собирается прожить во всей ее многовариантности. Идя сюда целью вашей души, является получить определенный спектр опыта и все необходимые качества для его успешного получения программируются вашей душой и дополнительно вкладываются через ваших родителей (которые так же не случайны) на генном уровне. Все тяжелые ситуации вашей жизни, особенно ваше детство со всеми его «тяготами» было запрограммировано.

Цель – сформировать именно то тело, психику, ментальные представления, которые вам необходимы для реализации дальнейших планов души. Часто души, желающие получить опыт выхода на наиболее духовную жизнь, специально планируют себе тяжелое психологически детство или тяжелые физические отклонения (отсутствие конечностей) дабы ограничить возможный спектр опыта, и не дать себе заиграться в социально-материальные игры, в которые играет большинство душ, делая себя не приспособленным к успешной жизни в материальной сфере. Осознавая это можно придти к тому что:

а) Вам не нужно и никогда не было нужно стремиться стать кем-то. Самое важное, что от вас требуется – понять, кто уже есть. Выйти на тот собственный путь, запланированный вашей душой. В условиях свободы выбора души не всегда выходят на свой оптимальный путь. А для того чтобы не пройти мимо этого пути не оценивайте себя через обще принятие стандарты и через других людей. Если вы что-то рисуете, и вам нравится рисовать (петь, лепить, стругать, рассказывать анекдоты, сочинять музыку – что угодно), но вам говорят что вообще-то это нужно делать не так, а по-другому – не слушайте. Позвольте себе делать то, что вам нравиться ВНЕ зависимости от того, как это принято делать или как это делают другие. И когда вы себе позволите делать это от души, всегда появятся те, кому очень понравится то, как вы это делаете.

б) Совершенно бессмысленно осуждать себя или своих родителей за то, каким было ваше детство. Ваши родители играли в родителей настолько насколько умели и ВАМ нужны были именно такие родители, чтобы стать теми, кто вы есть. Поэтому простите за всё своих родителей, себя и всех участников вашего детства. Любая обида и осуждение не выгодны, прежде всего, вам так как это блок в вашем тонком теле, который препятствует свободному течению энергии, что будет через время проявлено на вашем теле в виде болезни и в вашей событийности как ситуации, в которых вас будут постоянно продолжать обижать, пока вы не научитесь прощать.

Помимо физического тела, каждый имеет тонкие тела

Для многих это уже не секрет и об этом существует множество информации и литературы, но я бы хотел подчеркнуть несколько выводов, которые следуют из осознания этого факта. Осознавая это можно придти к тому что:

а) Причина всех заболеваний не является физической. Любые ваши негармоничные и негативные мысли оставляют след в ваших тонких телах и если носят систематический характер, то со временем это переходит на уровень тела и проявляется в виде болезни. Изначально только ВЫ пробиваете свой собственный иммунитет своими же мыслями и ПОЗВОЛЯЕТЕ проникнуть в ваше тело болезни. Физическая причина появления болезни всегда является лишь следствием вышесказанного. Поэтому за любую болезнь необходимо принять полную ответственность (не путать с обвинением себя) и постараться осознать, в чем истинная причина возникновения болезни (именно для того, чтобы вы об этом задумывались и происходят болезни). Устранение болезни «силовыми способами» (таблетки, операции и прочее) не устраняет корень проблемы в ваших тонких телах и пока не осознанна истинная проблема - болезнь будет возвращаться.

б) Серьезные дисбалансы и блоки в ваших тонких телах (вызванные вашим неверным восприятием мира, например осуждением себя или чего-либо во внешнем мире) будут периодически притягивать к вам тяжелые ситуации в которых вам вновь и вновь будет даваться шанс ПЕРЕСМОТРЕТЬ своё отношение к ситуации на гармоничное, что поможет вам избавиться от одного из ваших перекосов и если вы закрепите это новое понимание, то вы станете еще на одну ступеньку ближе к свободному и гармоничному существованию. Отсюда следует то, что обвинять кого-либо в своих проблемах глупо и не выгодно. Только принятие полной ответственности за произошедшее на себя и осознание смысла урока данной ситуации будет приближать вас к гармонии и будет избавлять вас от повторения подобных ситуаций (если урок пройден).

Бог никогда не наказывает и любит ВСЕХ, ВСЕГДА и БЕЗУСЛОВНО

Как вы можете видеть из вышеописанного - вы творец своей жизни и всего что в ней происходит. Всё это обеспечивается работой божественных законов, вписанных в пространственно-временную матрицу этой планеты. Играть на этой планете, по всем этим законам (хорошо известным вашим душам) был выбор вашей души. Поэтому, Бог никогда, и никого не наказывал. «Наказываете», а точнее пожинаете плоды своих мыслей, поступков вы сами. Бог позволяет БЫТЬ всему таким, какое оно есть и ЛЮБИТ всё, безусловно.

Вы созданы по образу и подобию Бога, и это вовсе не означает подобие вашего физического тела, как уже было сказано - вы не физическое тело. Тело лишь инструмент получения опыта здесь, но вы душа- божественная частичка, часть Творца, имеющая определенный набор аспектов Творца, позволяющие нам Творить, Любить, исследовать самого себя и расширять своё понимание самого себя. Вы никогда не были отделены от Бога. Вы являетесь его неотъемлемой частью. Он всегда помогал и помогает нам, настолько, насколько мы позволяем, насколько мы открыты для этой помощи, ибо неверие в любовь Бога, в достойность любви и помощи Бога является тем щитом, который сильно ограничивает возможность помощи вам по ВАШЕМУ ЖЕ выбору.

Все мы являемся необычайно прекрасными, мощными, уникальными частичками Творца которые Творят свою реальность. Мы необычайно сильны, но пока вы не осознаете это и не перестроите своё мировоззрение, вся ваша сила будет уходить на создание и поддержание негативных проявлений вокруг вас.

Из интернета

Кто мы есть на самом деле

Поставьте оценку статье

Краски жизни достались человечеству неслучайно: мы их честно заработали. Потому что на самом деле... Мы даже не уверены, стоит ли тебе об этом говорить, ибо это ужасно. Возможно, ты предпочел бы так никогда этого и не знать. Но истина дороже. В общем, смотри:

Правда-правда. Не существует ни голубого неба, ни красных роз, ни зеленой травы, ни желтых цыплят - есть лишь бесцветные объекты разной степени освещенности. Черно-белое кино всегда показывало нам правду.

То, что мы называем цветом, это лишь способность нашего глаза различать электромагнитные волны разной длины (и восприятие это зависит от множества факторов: степени освещенности объекта, структуры его поверхности, окружающего фона, температуры и т. д.). Наш мозг научился маркировать эти волны, воспринимая их по-разному, в то время как огромное количество других живых существ прекрасно обходится без цветного зрения (к концу этой статьи ты будешь знать почему).


Почему ночью все кошки серы?


То, что мы называем цветом, всего лишь способность мозга воспринимать электромагнитные волны

А также стулья, люди и прочие деревья. Потому что, как мы, может быть, помним из уроков биологии, за прием изображения в нашем глазу отвечают палочки и колбочки. Так вот, только колбочки умеют видеть то, что мы традиционно называем цветом. А для их работы требуется куда больше освещения, чем для работы палочек, которые исправно готовы фиксировать лишь формы объектов. Поэтому в сумерках краски тускнеют, чтобы исчезнуть вовсе с наступлением ночи, даже если вялые ночные светила и позволяют нам кое-как различить выступающие из мрака дома и автомобили. Кстати, слишком сильное освещение тоже мешает нам различать цвета, сбивая прибор измерения длины волн.


Почему я вижу цвет, если его нет?

На этот вопрос толком тебе не ответят ни физики, ни офтальмологи. Откуда наш мозг вообще взял идею цвета, если его, по большому счету, нет во вселенной? Пока что бытует мнение, что цвет - это исключительно психофизиологическое понятие, что это одна из форм ощущения нами видимого излучения. Почему это ощущение такое мощное и прекрасное, обсудим дальше.


Платье белое с золотым или синее с черным?


Знаменитое платье, по поводу цвета которого уже года два спорят в Интернете, в оригинале - синее с черным (что прекрасно видно на других, не столь удачных снимках этого наряда). Но на данной фотографии примерно 40% людей с первого взгляда определяют его как белое с золотым. Это восприятие зависит от одного обстоятельства: если ты сразу решил, что платье снято в солнечный день и освещено спереди, оно станет для тебя синим. Если твой мозг решил, что платье снято при электрическом освещении, источник которого расположен сзади платья, он увидит его белым с золотом.

Но что интересно: ты можешь объяснить мозгу, что он ошибается. Если долго медитировать со снимком, щуриться, отодвигаться, придвигаться, отводить взгляд и снова бросать его на картинку, то в один прекрасный момент ты увидишь, что платье поменяло цвет (из белого превратилось в синее или наоборот). Автор этого текста, например, научился без всякого усилия в любой момент видеть на снимке сразу оба варианта цвета (и вроде бы остался в здравом рассудке). Этот опыт интересен тем, что он убедительно показывает, насколько восприятие нами цвета часто зависит не от каких-то реалий, а исключительно от настроения тараканов в нашей голове.


А животные видят цвет?


Большинство хищных и стадных млекопитающих - нет. Им это совершенно ни к чему. Тигру без разницы, какую зебру есть - бурую или малиновую; зебре без разницы - лиловую траву она жует или оранжевую. Кстати, распространенное мнение, что быки ненавидят красный цвет, является мифом: еще в начале ХХ века были сделаны многочисленные тесты, убедительно свидетельствующие о том, что быки - абсолютные дальтоники. Как, впрочем, собаки, кошки, медведи и, например, козы.

Кстати, тогда же было сделано интересное наблюдение: цветным зрением обладают обычно животные, имеющие яркую пеструю окраску. Если же обладатель шкурки или шубки в естественном виде буро-пятнист, желто-полосат или песочно-небросок, то, вероятнее всего, цветовосприятие не является сильной стороной его вида. В дальнейшем биохимики подтвердили эти эксперименты. Выяснилось, что для различения длины волн требуются особые белки, вырабатывающиеся в различных рецепторах сетчатки.

Если животное обладает лишь одним типом рецепторов, оно будет так называемым ахроматом, то есть существом, физически неспособным различать цвета. Есть животные-дихроматы, которые могут видеть лишь часть тех цветов, которые видим мы, гордые трихроматы, обладатели полноценного тройного цветного зрения! Хотя, если честно, среди насекомых, птиц и рыб есть также мерзавцы с пятью и шестью рецепторами, а у некоторых видов раков типов рецепторов вообще двенадцать, и мы даже вообразить не в состоянии то цветовое богатство, которым пользуются эти тупые, бесполезные твари. Представляешь себе вселенную, в которой в четыре раза больше цветов? Так вот, она есть. Но только для раков. Безобразие, если подумать.


Почему бывают дальтоники?


Это генетическая особенность, благодаря которой человек рождается не трихроматом, а дихроматом, то есть у него не вырабатывается один из трех стандартных для нашего вида белков. Чаще всего дальтоники путают красный и зеленый цвета. Но это истинные, прирожденные дальтоники. Бывает дальтонизм, вызванный иными причинами, о которых мы поговорим ниже.


Зачем человеку цветное зрение?


С появлением телевидения и ярких книг человек стал лучше распознавать разные оттенки цветов

Затем же, зачем оно необходимо птичкам или пчелкам. Животным, которые выбрали нелегкую судьбу собирателей. В отличие от зебры, вся реальность которой - это бесконечный, но однообразный обед на тысячи километров вокруг, или от тигра, которому нужно просто унюхать большое скоп­ление мяса и встать на след, собиратель тянет в рот что ни попадя. Пчелам нужно перешерстить за день тысячи цветков, желательно не путая их, например, с камнями; птицам - скакать по деревьям в поисках семян и червяков. А человек вынужден бродить по супермаркету, выискивая розовые плоды, желтых сочных ящериц, голубых крабов и нежную зелень ростков папоротника, так отличающуюся от не столь нежной зелени ростков ядовитого плюща.

В лейпцигском Институте эволюционной антропологии было подсчитано, что на заре существования человек потреб­лял регулярно до 1500 видов растений и до 1000 видов животных (насекомых, птиц, рыб и т. д.). И ему нужно было уметь отличать тысячи закусок от других - горьких, жгучих, ядовитых и несъедобных. Поэтому наши всеядные предки постепенно отказались от острого нюха и тонкого слуха, фокусируясь на узорах чешуек, фактуре кожуры и виде листьев, - современный человек до 90% информации получает по зрительным каналам. И, конечно, обретение способности к цветному зрению изрядно улучшило его способность к выживанию.


То есть мы видим мир таким, каким его видят, например, пчелы?

Практически наверняка нет. Как мы уже писали, цвет - понятие психофизическое, и, вероятнее всего, насекомые воспринимают цвет совершенно иначе. Они, например, могут определять разность в длине волн как мерцание или ближе к тому, как мы воспринимаем звуковые сигналы (некоторые исследователи высказывали мнение, что цветы «поют» для насекомых).


Но хоть люди-то видят цвета одинаково?


Есть еще более интересное обстоятельство: представление о цветах и оттенках у человека формируется в младенчестве под влиянием окружающих. Если ребенок с детства не приучен к особому цветовому разнообразию и его не учат различать цвета родители, то его мир будет куда менее красочным, чем у детей, выращенных среди ярких игрушек и вещей.

Литературоведов давно беспокоило, что в древних текстах мы часто встречаем странные описания цветов. Израильский лингвист Гай Дойчер в книге «Сквозь зеркало языка» разобрал эти странности, используя тексты Гомера. И в «Илиаде», и в «Одиссее» мало упоминаний о цвете, если сравнивать тамошние описания с текстами более поздними, например эпохи Возрождения. Нет ни синих небес, ни зеленых полей, ни золотых кос Елены. А те упоминания о цвете, которые изредка встречаются, вгоняют в оторопь. Овцы там цвета фиалки. Фиолетовое железо. Море несколько раз именуется «винно-красным». Лица трусливых солдат - зеленые. Зеленого же цвета у Гомера мед. Синие волосы у Гектора и брови у Зевса. А у Одиссея волосы цвета гиацинта, то есть интенсивно-синие. Единственный оттенок, который всегда на своем месте, - это красный. Красные кровь, медь, вино.


Конечно, по легенде, Гомер был слепым, но все остальные описания его настолько точны и детальны, что этот дальтонизм трудно объяснить мифической незрячестью поэта. Тем более что и в других древних текстах мы видим подобные несуразности. В том же Ветхом Завете, в индийском эпосе, в китайских летописях мы, например, не встретим и намека на синий цвет неба. Оно бывает красным, белым и черным, полыхает огнем, наливается медью, но никогда оно не бывает ни синим, ни голубым. При этом сам синий цвет людям был знаком: на египетских фресках синий - один из самых популярных. Но египтяне никогда не видели и признака его ни в морских водах, ни в небе у себя над головой.

По мнению ряда ученых, например Гладстона и Гейгера, и египтяне, и греки, и китайцы еще три тысячи лет назад не очень умели отличать ярко-синий цвет от черного, а бледно-голубой - от серого (таким образом, синие брови Зевса и кудри Одиссея становятся более понятны). Эта же особенность встречается у многих представителей полудиких племен сегодня.

Ученый Дэниел Эверетт, исследовавший жизнь индейцев племени пираха, точно установил, что им вообще неизвестна идея цвета: пираха определяют цвета исключительно по светлости или темности. Красный им, видимо, заметен более остальных, но, например, синий, коричневый и зеленый тазики одинаковой цветовой насыщенности они различить уже не могут.

Конечно, с появлением огромного числа искусственных красителей, телевидения, ярких книг и всего прочего человек стал намного лучше осознавать различные оттенки цветов, ведь его с рождения стали окружать очень вариативные цветовые комбинации. Но до сих пор встречаются «дальтоники по воспитанию», которые путают зеленый с синим или бежевый с желтым просто потому, что в детстве по какой-то причине (например, небрежению родителей) у них не произошло закрепления представления об этих цветах. Кстати, теоретически это упущение можно наверстать в зрелом возрасте, старательно и регулярно рассматривая яркие картинки и обучая себя отличать ультрамарин от бирюзового с помощью сидящего рядом надежного советчика.


Почему цвета доставляют такое удовольствие?


Потому что мы их придумываем сами. И каждое новое, особенно непривычное или редкое удачное восприятие цвета является хорошо выполненной работой нашего мозга. Так что в нашем восхищении яркими красками имеется и некоторая доля откровенного самолюбования. Именно поэтому дети больше всего любят яркие цвета, которые им проще всего определить. С возрастом же мы учимся ценить сложные тона, неяркие приглушенные сочетания и, скажем, пастельные оттенки, для осознания которых нашему мозгу требуется куда больше усилий.

То есть, как бы низменно это ни звучало, любуясь осенним закатом, мы испытываем примерно те же ощущения, что и какой-нибудь тузик, обнюхивающий хорошо описанный фонарный столб: мы получаем поток важной информации, проходящий молниеносную и масштабную автоматическую обработку.

И, кстати, сейчас наше умение отличать спелый банан от недозревшего с большого расстояния, считывая длину исходящих от него электромагнитных волн, тоже можно считать важным для выживания фактором. По крайней мере, дома в тебя никто не будет швыряться неспелыми бананами, вопрошая, зачем на такого, как ты, она потратила лучшие годы своей жизни.

Может ли быть, что много лет назад несколькими влиятельными людьми была задумана самая крупная авантюра в истории человечества, которая в итоге обернулась успехом? Причём речь идёт не об искажении неких событий вроде войн или царствований, а о… добавлении в историческую хронологию нескольких веков.

Захват Рима варварами в 410 году н.э.

Так называемая «Гипотеза фантомного времени», предложенная двумя немецкими учеными Гербертом Иллигом и Гансом-Ульрихом Нимицом, утверждает, что император Священной Римской империи Оттон III вступил в сговор с правителем Византии и Папой римским Сильвестром II, чтобы добавить несуществующие 297 лет в историческую хронику. Как такое возможно и зачем им это было нужно? Давайте разбираться.

Многие слышали о таком периоде истории западного мира как Темные века. Они наступили после падения Западной Римской империи, когда некогда могущественное государство было сметено потоками различных народов, хлынувших на запад. Самое основное, что известно о Темных веках – это то, что они существовали. Кратко рассказав о деятельности некоторых ключевых фигур этого периода, например, о франкском короле Карле Великом, официальная историография плавно переходит к периоду раннего Средневековья, который уже начинает пестрить различными подробностями. Время же с 6 по 10 века нашей эры остается зияющей дырой в исторических хрониках, что не может не удивлять историков.

Считается, что в этот период западные народности не сделали совершенно ничего интересного в историческом плане – бурный котел из смеси различных народов, прибывших на запад, продолжал кипеть еще несколько веков, пока, наконец, не настала эпоха Средневековья. В этот период наука и образование в западной Европе находились на крайне низком уровне, чем и объясняется скудность исторических хроник. Особенно сильно это касается VII, VIII и IX веков, о которых нам практически ничего неизвестно.

Оттон III

Итак, после падения в V веке Западной Римской империи Европа на долгие столетия отходит в тень варварства и невежества. В 8 веке на территории современной Франции силами легендарного императора Карла Великого создается Франкская империя, а в середине X века стараниями короля Оттона I Великого появляется Священная Римская империя. Несмотря на громкое название это государство большей частью находилось на территории современной Германии, занимая лишь небольшую часть территории Апеннинского полуострова. Оттон I посчитал, что образованное им государство должно стать приемником… той самой античной Риской империи, которая пала почти 5 веков назад. Не кажется ли странным такая приверженность традициям давно исчезнувшего государства? Но даже не это столь сильно смущает историков, как характер и методы правления Оттона III – потомка Оттон I, который взошел на престол в 983 году. Судя по всему, Оттон III питал слабость ко всему древнеримскому, давал своим приближенным звучные античные титулы, а сам верил в свое великое предназначение для мира. Описание характера императора его современниками, показывает, что ради своего величия он был готов пойти на любые поступки. И такой случай вскоре ему представился.

В 999 году умер Папа Римский Григорий V. Пользуясь неограниченной властью, Оттон III посадил в Рим своего сторонника Герберта из Орийяка, взявшего имя Сильвестр II. Христианство западной Европе и вся церковь, которая в те времена представляла единственное образовательное учреждение, в том числе ведавшее историческими хрониками, оказались в кармане у немецкого монаха.


Карл Великий и папа Адриан I. Возможно, в реальности этих персонажей никогда не существовало

На другой половине Европы главенствовала Византийская империя. Долгое время все рукописи в восточном крыле бывшей Римской империи производились на так называемом «маюскуле», то есть прописными буквами без соединений между ними и без пропусков между словами. Чтение подобных текстов было крайне трудным и утомительным занятием. Даже небольшой текст, написанный прописными буквами, занимал много места, что поднимало стоимость книг. К VIII веку «маюскульное» письмо стало вытесняться «минускульным», которое содержало в себе прописные буквы, соединения между ними и пропуски между словами. Это позволяло не только экономить бумагу и улучшать читаемость текста, но и значительно экономить время создателей книг. В конце X века византийскому императору стала очевидна необходимость переписать старые исторические хроники в новом популярном минускульном стиле. И так оказалось, что тот самый Оттон III имел тесные семейные связи с родом византийских императоров. Получается, что три главных правителя всего христианского мира к концу X века находились в тесном сотрудничестве друг с другом, причем в Византии шло бурное переписывание исторических хроник. Немецкие исследователи предполагают, что три политика вступили в заговор и добавили в исторические хроники 297 лишних года! Все последующие исторические документы, ориентированные на подделки, уже включали эту погрешность.


Герберт Орильякский, более известный как Папа Римский Сильвестр II

То есть информация, что все эти исторические личности проживали в конце X века, оказывается неверной. На самом деле они проживали в конце 7-го века, но решили прибавить несуществующие почти 3 века истории. Зачем же это было сделано? Оттон III имел крайне шаткое положение в своей империи – народ недолюбливал своего императора, помешанного на титулах и величии. Для восстановления власти император решил подвести свое правление к грандиозной черте – 1000 году нашей эры. Идея царствовать в конце первого миллениума, вероятно, крайне нравилась Оттону, и, по его мнению, должна была положительно повлиять на настроения в обществе. Для Византии же это была отличная возможность переписать историю, удалив из нее неприятные моменты и насытить хроники величественными свершениями своих императоров. Возможно, правители договорились, что историки Оттона III и Сильвестра II внесут в хроники необходимые для Византии изменения, а сами греки согласились прибавить 297 лет несуществующей истории, чтобы подвести правление Оттона III к красивой дате. Папа Римский тоже был не против стать наместником Бога на Земле в конце первого тысячелетия.

Нет сомнений, что эта троица обладала достаточными возможностями, чтобы исполнить задуманное. Но для этого им необходимо было насытить придуманный вакуум, прозванный впоследствии Темными веками, некими историческими событиями. Если следовать этой логике, вся династия каролингов со стоящим во главе Карлом Великим – выдумка. Возможно, такое предположение может показаться следствием разыгравшегося воображения, но немецкие историки обратили внимание на то, что биография Карла – едва ли не единственные исторические хроники времен Темных веков. Придумать их в принципе не составляло большого труда, тем более что грамотных хронистов того времени можно было пересчитать по пальцам одной руки. Уж больно удачлив, благороден и мудр был этот король, сумевший создать грозную силу из бурной смеси варварских народностей. Не является ли Карл Великий, которого боготворил Оттон III (какое совпадение!), легендарной личностью, никогда не существовавшей в действительности?

Рекомендуем

Одним из главных доказательств гипотезы фантомного времени помимо, конечно, вакуума в исторических сведениях о Темных веках является момент перехода с Юлианского календаря на Григорианский. Как известно, Юлианский календарь, введенный Юлием Цезарем в 45 году до н.э. не обладал большой точностью – каждые 128 лет в нем накапливался один лишний день в году. В конечном итоге через полторы тысячи лет даты в нем сдвинулись настолько, что значительно сместился день весеннего равноденствия, от которого отсчитывается Пасха. В 1582 году папский престол объявил о переходе на новый календарь – Григорианский, который исправлял ошибку и являлся более точным. Создатели гипотезы фантомного времени заметили, что, когда принимался новый календарь, его создатели прибавили к существующей дате 10 дней, тогда как правильнее было бы добавить 13 дней – именно на такое количество дней отставал от реальности Юлианский календарь. В итоге Григорианский календарь привели к 325 году н.э., когда состоялся первый Вселенский собор, на котором принималась дата Пасхи. Но не было ли это попыткой замаскировать те самые добавленные годы, о которых, возможно, папскому престолу было известно?

Теперь пришло время обратить внимание на европейскую архитектуру эпохи Темного времени. А точнее на ее полное отсутствие – почти на протяжении трех столетий здесь вообще ничего не строилось и не проектировалось. Затем в раннем Средневековье во многих европейских городах вдруг возникает Романский стиль – художественный стиль, имеющий тесные связи с древнеримской архитектурой. Неужели за 5 столетий после падения Рима архитекторы Европы были все еще столь зависимы от античного стиля, или же можно предположить, что со времен падения античной империи прошло намного меньше времени, и строительство после падения Римской империи вовсе не прекращалось, а лишь слегка изменилась архитектура, впитав в себя, впрочем, все еще сильную античную культуру? Если гипотеза фантомного времени верна, то 150 лет, прошедшие со времен крушения Рима – не столь большой срок, чтобы забыть романскую культуру.


Пизанский собор, построенный в 11 веке н.э. — представитель Романской архитектуры. Выглядит как пример плавного развития древнеримской архитектуры, будто после крушения империи прошло не так много времени

Кроме того, три века без какого-либо научного прогресса – слишком большой срок даже для пережившей потрясение Европы. Убираем из истории 3 придуманных века и получим более плавный научно-технический прогресс, который замедлился во время Великого переселения народов, но затем продолжился в раннем Средневековье, которое, согласно гипотезе, наступило уже через 2 столетия после падения Рима.

Но как же радиоуглеродный анализ? Ведь с его помощью мы можем точно знать время создания того или иного артефакта, и наверняка среди них найдутся те, которые были созданы в «несуществующие» Темные века. Действительно, радиоуглеродный анализ – полезный метод, но он нуждается в калибровке, которая проводится разными методами: от дендрохронологии до… проверки тех же самых исторических хроник, которые могли содержать выдуманную информацию.

Конечно, фантомное время – это всего лишь гипотеза. Красивая, интересная, загадочная, но с большой долей вероятности неверная. На каждый приведенный довод в пользу защиты гипотезы можно привести контраргумент. Например, строительство зданий в городах приостановилось из-за оттока из них жителей, произошедшего в следствие разрывов экономических связей между регионами, а возвращение к античной культуре даже через 5 веков бездействия можно объяснить отсутствием собственного базиса – надо же было архитекторам с чего-то начинать. Да и тот же радиоуглеродный метод датировки в последние годы добился значительного прогресса, дополнив в свой арсенал калибровку по распаду тория в кораллах, по ледниковым слоям, по ленточным отложениям глин в озёрах, что позволило с еще большей уверенностью подтвердить правильность сегодняшней историографии. Кроме того, помимо радиоуглеродного анализа существуют десятки других методов датировки исторических памятников и артефактов, которые дают приблизительно один и тот же результат. Можно было бы обратиться еще и к мусульманской хронологии того периода, однако здесь ситуация остается неточной – некоторые даты здесь хорошо совпадают с европейскими, другие же настолько разнятся, что объяснение о введении дополнительных трех веков начинает выглядеть даже немного логичным.

В конечном итоге, является ли правдой гипотеза фантомного времени или нет – не имеет никакого смысла. Никто ведь не будет откручивать время назад и перепечатывать учебники истории. Но для энтузиастов, жаждущих добиться правды в витиеватых исторических хрониках, гипотеза фантомного времени представляет широкие просторы для изучения и дискуссий.

Иллюстрация: depositphotos | Zoooom

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Loading...Loading...