Матушка ефросинья. Свято-Казанский женский монастырь с.Колюпаново Епархиальный женский монастырь

Почитаемый источник, находится в Тульской области в селе Колюпаново, в Свято-Казанском женском монастыре. В монастыре почитается подвижница и прозорливица, блаженная старица Евфросиния, Христа ради юродивая, княжна Вяземская, фрейлина императрицы Екатерины II.

Блаженная старица Евфросиния подвизалась в подвиге юродства ради Христа в Введенском Владычном монастыре в Серпухове с 1806 по 1845 г. Ее подвижническая жизнь была известна всему городу. Свт. Филарет, митрополит Московский и Коломенский, посещая обитель, подолгу беседовал с ней в ее кельи. Но по вражескому навету блаженная старица была изгнана из обители и последние 10 лет своей жизни провела в селе Колюпаново. Блаженная преставилась 3/16 июля 1855 г. в возрасте 100 лет и была погребена в приделе церкви села Колюпанова. Канонизирована в лике святых Тульской земли в 1988 г. В монастыре читается акафист святой Евфросинии.

Неподалеку от монастыря находится источник святой Евфросинии, на котором происходят исцеления. Считается, что вода этого источника избавляет от всех болезней и недугов, особенно от рака и слепоты. Вода течет из трех труб. Есть две купальни — женская и мужская. Над источником — большой крест, под ним -надпись: «Берите воду из моего колодца и будете здоровы».

Место красивое, рядом Ока.

Спуск к святому источнику очень удобный, подъем обратно так же не составляет трудности, даже если нести, как мы, по 5-6 канистр воды))).

Вся дорога от площадки где можно оставить автомобиль до источника — порядка 300 метров (засекли по навигатору)


У источника оборудованы купели — мужская и женская.

Мы окунуться не решились — морозец был градусов 15, но люди купались.

Водичка стекает в пробегающий в овраге ручеек.

Для сбора воды все очень удобно оборудовано.

На колодце стилизованная надпись основательницы источника матушки Ефросиньи.



С каждым годом увеличивается число паломников, пребывающих в монастырь на поклонение мощам блаженной старицы и исцеление в источнике. По молитвам святой и по вере своей многие получают исцеление души и тела. Считается, что вода этого источника избавляет от всех болезней и недугов

ЗАБОЛЕВАНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ:

Болезни верхних дыхательных путей: аденоиды, ангина, воспаление придаточных пазух носа, ларингит, простуда, ринит или насморк, хронический тонзиллит, фарингит. Болезни бронхов и легких: бронхиальная астма, бронхит, кашель, плеврит, пневмония, туберкулез легких, эмфизема легких.

особенно от рака и слепоты.

ГОВОРЯТ…
…что колюпановской водой можно вывести бесов. Для этого человеку нужно трижды окунуться с головой в воду. Люди рассказывают, что при этом одержимый человек испытывает адские муки.
…если искупаться в источнике в нательной рубахе, а после просто высушить ее, она будет лечить от простуды. Чтобы избавиться от болезни, надо надеть рубаху и проспать в ней ночь. Вода течет из трех труб. Над источником — большой крест, под ним -надпись: «Берите воду из моего колодца и будете здоровы».

Мы решили запастись водицей основательно!


Вид на Свято-Казанский женский монастырь от автоплощадки источника.

Ниже информационная справка отсюда.

Свято-Казанский женский монастырь, расположенный в селе Колюпаново Алексинского района Тульской области, учрежден 16 июля 1995 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексием Вторым и является одним из молодых строящихся православных монастырей.

Но история зарождения монастыря началась в далеком прошлом.

Село Колюпаново образовалось в начале шестнадцатого века и, по местному преданию, уже тогда, на берегу Оки, стоял храм во имя иконы Богородицы Казанской. О храме никаких записей не сохранилось, единственное известно что, в 1695 году в Колюпанове был выстроен новый деревянный храм во имя иконы Божией Матери Казанской. Он существовал до 1779 года, так как сгорел от удара молнии. После пожара приступать к постройке в Колюпаново храма не разрешили. Но, спасенная от пажара икона Казанской Божией Матери явила свое чудо: она исчезла из церкви с. Фомищево и явилась на березе против сгоревшего храма.

Местные помещики Бобрищевы-Пушкины поставили эту икону в своем доме и стали усиленно ходатайствовать о разрешении построить в Колюпанове на месте сгоревшего новый храм во имя этой же иконы. Храм строился на средства Михаила Александровича Бобрищева-Пушкина и в начале 1783 года постройка была окончена. Икона Казанской Божией матери с большим торжеством было перенесена из дома Бобрищевых-Пушкиных в новый храм и помещена в иконостасе. Именно в этом храме в июле 1855 года с особого разрешения преосвященного Димитрия, епископа Тульского и Белевского, погребена блаженная старица Евфросиниия Христа ради юродивая княжна Вяземская.

Евфросиния происходила из знатного рода; она была урожденная княжна Вяземская. Образование получила в Санкт-Петербурге, в Смольном институте, по окончании коего была любимой фрейлиной при дворе Императрицы Екатерины Великой. Сколько она жила при дворе неизвестно. Но придворная жизнь угнетала её, и она вместе с двумя другими фрейлинами решила покинуть Царское Село и провести остальную жизнь в подвигах. Три фрейлины оставили на берегу пруда свои платья, чтобы убедить всех, что они утонули купаясь. Переодевшись в бедное рубище, пошли они странствовать, добровольно презревши мир со всеми его благами. Сама старица рассказывала, что была она у Феодосия Тотемского в Вологодской губернии, и жила в монастыре и доила коров, а в другом монастыре была в просфорне. Распяв трудом свою плоть, старица могла вступить в молитвенный подвиг. Она пришла в Москву к митрополиту Платону. Митрополит благословил Евдокию на подвиг юродства и она до конца жизни его соблюдала. Митрополит Платой отослал её с собственноручной запиской к игумений в Серпуховской Девичий монастырь. Окончив 1-й выпуск Смольного институт, зная языки, музыку, все, что преподавалось в Институте благородных девиц, Евдокия, приняв монашество говорила прибаутками, предсказывала, творила чудеса. Трудным был путь подвижницы. В начале 40-хгодов девятнадцатого века блаженная Евфросиния приехала на жительство к помещице Наталии Алексеевне Протопоповой в Колюпаново, Здесь она оставалась до самой блаженной кончины своей. Подвиги ей были поистине велики. И лишь одни бессловесные были их свидетелями. Чудеса прозорливости и подвигов блаженной старицы изложены в её жизнеописании.

В одном из склонов оврага в окрестностях с. Колюпаново блаженная собственными руками ископала небольшой кладезь, и когда больные обращались к ней за помощью, она часто говорила им: «Берите воду из моего кладезя и будете здоровы». Не раз при своей жизни в разговоре с Н.А. Протопоповой и своим духовником отцом Павлом Просперовым предрекала блаженная без обозначения времени, что в селе Колюпанове будет иноческая обитель для желающих посвятить жизнь, подобно ей, на служение Богу, и определенно указывала места будущих монастырских зданий.

Храм, в котором в 1855 году была похоронена блаженная старица, просуществовал до 1929 года. В годы гонений за веру его разорили, устроили в нем скотный двор, кузнецу, сапожную мастерскую, а 1931 году сожгли, не оставив ни одного камешка на воспоминание. Осталась поляна, окруженная лесом, где благочестивыми людьми сохранилась могила святой Евфросинии, Память о блаженной Евфросинии жила в народе. На источник, выкопанный столетней старицей, приходили люди, молились и получали исцеление. Сохранилось в памяти и предсказания Евфросинии. Что после её кончины на месте её погребения будет стоять женская обитель. Автор жизнеописания блаженной Евфросинии И.М. Суриков в 1911г. написал: «Нужно верить, что со временем Господь исполнит волю своей верной рабы». И это время пришло.

На воротах монастыря страшные надписи о запрете любого вида съемки, приходиться фотографировать тайком не входя в ворота.


Блаженная Евфросиния, в миру княжна Евдокия Вяземская, родилась в 1758 или 1759 году. Она была выпускницей 1-го выпуска Смольного института, а потом — фрейлиной Екатерины II. Но придворная жизнь была ей не по душе, и с двумя подругами они инсценировали свою смерть, оставив одежду на берегу пруда, как будто бы утонули, а сами переоделись в крестьянские платья и отправились странствовать. Все они стали монахинями разных монастырей – одна в Москве, другая в Суздале, а Евфросиния, после долгих путешествий, получив от митрополита Платона благословение на подвиг юродства, оказалась в Серпуховском Владычном монастыре. В 40-х годах 19 века она переселилась в Колюпаново к местной помещице, где и жила до самой смерти (1855 г.). Инфо отсюда.

Километрах в 3-5 есть еще одна церковь. Новая, видимо еще не действующая.

Рядом с церковью знатный светлый домик.

Рядом с этой новой церковью так же есть источник.

Единственное, что портит окрестные пейзажи трубы Алексинского комбината (((Но на крупных планах их не видно. А кустики репейники и заросли сухостоя в этот зимний денек были достаточно живописны.






Просторы России, вышки ЛЭП и чертополох.



Дорога в Колюпаново.

Координаты:

N 54°29.041
Е 37°04.662

Как добраться:

Своим транспортом (на автомобиле)

Из Москвы по Симферопольскому шоссе и на 114-м километре свернуть на город Алексин лучше после второго указателя, т.к. после первого указателя на дороге идет ремонт моста. Второй указатель будет дальше по шоссе, через 10 километров, в районе Ясногорска. Доехав до Алексина, свернуть направо к селу Колюпаново, где находится источник подскажет любой житель города.

На общественном транспорте (своим ходом)

Из Москвы с Курского вокзала доехать до Тулы. Далее на поезде Узловая — Алексин с Ряжского вокзала до станции Колюпаново. Далее пешком около двух километров по тропинке через лес (есть указатель).

Более чем в ста километрах от Москвы, в сторону Тулы, близ старинного города Алексина находится село Колюпаново. В этом месте, по Божией воле, подвизалась определенное время святая блаженная старица Евфросиния, чудотворица Алексинская. Источник, благословенный ею, и по сей день радостно журчит в овраге, на обочине пролеска. Он не только утоляет жажду в летний зной и легко пронзает слои льда, весело звеня лютой зимой, но и известен своей целебной чудотворной силой. Сюда прибегали ранее и в наши дни самые безнадежные больные и получали исцеление. Обратись к Богу, помолись матушке Евфросинии, и она умолит Господа о твоем здоровье.

Матушка Евфросиния, юродивая, проводившая сокровенную жизнь во Христе, по рассказам современников, была знатного происхождения, воспитана в Смольном институте, состояла фрейлиной Императрицы Екатерины II. Но, желая уневестить себя небесному Жениху, она неожиданно исчезла из двора вместе с двумя фрейлинами, пришла в Москву, открыла тайну о себе митрополиту Платону и просила скрыть ее от преследований мира под покровом полной неизвестности. Мудрый архипастырь, убедившись в твердости произволения Евфросинии, отослал ее с напутственным благословением и собственноручной запиской в преобразованный им женский Серпуховской Введенский Владычный монастырь к игумении Дионисии. Здесь она начала подвиг юродства Христа ради, который и продолжала до самой кончины. Ее уединенная келия располагалась на месте монастырских погребов. После многих искушений, которые с христианским самоотвержением претерпела в монастыре блаженная Евфросиния, она, оставив монастырь, поселилась вне его, у ограды, в особой тесной хижине, где с нею обитали кошки, собаки и ворон, а в сенях ее келии жили корова, теленок и петухи. Ходила старица в суконной рубахе серого цвета, боса даже зимой. Голова у нее была стриженая, на шее - железная цепь. Пищи она не готовила - вкушала один хлеб с квасом и чай. Пребывала в постоянной молитве, которая прерывалась лишь кратким сном на голых досках, без матраса и белья, приклонивши лишь голову на локоть. В церковь блаженная ходила не всегда: в раннюю обедню имела обыкновение молиться в своей келии и в это время никого к себе не впускала. Ночью обычно ходила вокруг монастыря и пела. В день Богоявления она имела обыкновение купаться в Иордане.

Еще при жизни старицы толпами собирались к ней из разных окрестностей нуждающиеся в нравственной поддержке душ своих. К ней прибегали люди в разных бедах и болезнях и получали от нее помощь и облегчение. По смерти же матушки Евфросинии люди просили молитв блаженной перед Господом Богом за свои согрешения. В середине последнего десятилетия XX века близ села Колюпанова, рядом с чудотворным источником блаженной Евфросинии было решено основать женский общежительный монастырь. По причислении старицы к лику местночтимых святых ее гроб был помещен в раку, ближе к алтарю. Когда его вскрывали, прежде подняв громоздкую надгробную плиту, то обнаружили мощи святой нетленными. Святые останки сфотографировали и гроб опять накрыли плитой. И вот в трудный момент становления монастыря образ блаженной Евфросинии отпечатался на надгробной плите, как негатив фотографии, именно в таком виде, в каком ее запечатлели перед наложением спуда, пролежавшего над нею полтора столетия. По своей божественной природе это чудо, наверное, можно сравнить с запечатлением образа Господня на Туринской Плащанице. Изображение Матушки могли видеть все, кто прибегал к помощи и молитве блаженной святой. Ровно полгода держался ее образ, отпечатанный на плите - как раз столько, сколько понадобилось, чтобы закончить бумажную волокиту с оформлением нового монастыря. А потом это явление Божие исчезло. Как сказала игуменья Евфросиния: «Ушла наша Матушка, поддержала обитель в решающие минуты и ушла молиться о невестах Христовых на небесах». Но не оставила она без своего явного присутствия сестер: икона блаженной старицы-чудотворицы, стоящая на ее раке, беспрерывно источает миро. Поверхность иконы постоянно маслянистая и влажная, сколько бы ее ни вытирали.

А совсем недавно произошло чудо исцеления слепого. Мальчик от рождения был слеп. Родители, потеряв всякую надежду на помощь докторов, обратились к Божией помощи. Они узнали о чудотворном источнике матушки Евфросинии и привезли несчастного ребенка в новосозданную обитель. В монастыре отслужили молебен о здравии и акафист блаженной Евфросинии, приложились к ее святым мощам, благословились у настоятельницы и отправились на животворящий источник. Три раза мальчик омывал лицо целебной водой, окунался в купель. На третий раз у него полностью раскрылись глазки и он прозрел. Святая вода блаженной матушки Евфросинии особенно помогает людям, потерявшим святую надежду на медицинское излечение, особенно онкологическим больным. После омывания святую воду берут с собой, набирая в пустые бутыли или канистры. И все время пьют дома, молясь скорой на помощь чудотворице Алексинской. Воду из благословенного источника можно разбавлять обычной водой, как крещенскую, но только не из-под крана, а непременно чистой родниковой, горячо молясь и взывая к блаженной старице Евфросинии.

Это всего лишь малая толика чудесных исцелений, которые я по случаю узнала, а скольких излечила блаженная за время покровительства на земле и на небесах! Одному лишь Богу известно!

«Все, кто пьет воду из моего колодца, здоровы будут», - так завещала когда-то старица Евфросиния, благословляя этот целебный источник.

Е.Ю.Соколова
Русский дом, №5.
http://www.rd.rusk.ru/00/rd5/rd5_30.htm

Мы ехали по утренней дороге среди лесов и полей, встречавших нас свежей зеленью и полевыми цветами. Восходящее солнце то дарило нам свое тепло, то ненадолго скрывалось за облаками. Мы ехали с легким и радостным сердцем в маленькое село Колюпаново, расположенное в Алексинском районе Тульской области. Именно здесь, среди холмов и березовых рощ, раскинулся Казанский женский монастырь, а рядом с ним - знаменитый на всю Россию святой источник Евфросинии Колюпановской.

Блаженная Евфросиния о себе никогда никому не рассказывала, но современники утверждали, что происходила она из древнего рода князей Вяземских, и была первой выпускницей знаменитого Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге.

Евфросиния - ее монашеское имя. В миру она звалась Евдокия. Получив блестящее образование, обладая тонким умом и красотой, она привлекла внимание светского общества и стала одной из любимых фрейлин императрицы Екатерины II. Будущая подвижница дружила с семьями знаменитого Александра Васильевича Суворова и князя Юрия Долгорукова. Но однажды вместе с двумя другими фрейлинами, Марфой и Соломией, княжна Евдокия Вяземская решила тайно покинуть дворец и взять на себя крест подвижничества. Мы не знаем причин этого поступка: слишком ли вольные нравы придворной жизни, интриги или сплетни... Но в один из летних дней три фрейлины, воспользовавшись пребыванием двора в Царском Селе, оставили свои платья на берегу одного из прудов (пусть считают их утонувшими!), переоделись в одежды крестьянок и отправились странствовать. Евдокия побывала в нескольких монастырях: доила коров на скотном дворе, пекла просфоры. И только поборов в себе все человеческие слабости, испытав свой характер на прочность, в 1806 году она пришла в Москву к митрополиту Платону испросить благословение на особый подвиг юродства (мнимое безумие при полном здравии ума).

Увидев перед собой одаренную натуру, митрополит благословил княжну и под вымышленным именем “дуры Евфросинии” направил с собственноручным письмом в серпуховской Владычный монастырь к игумении Дионисии. Подвижница поселилась недалеко от обители, на месте монастырских погребов, в тесной избушке, взяв на себя тяжелейший крест одиночества, насмешек и лишений. Евфросиния ничего не готовила, не ходила на сестринскую трапезу, брала лишь хлеб да квас с монастырской кухни - этим и питалась.

В избе вместе с Евфросинией жили две кошки и три собаки - Милка, Розка и Барбоска. Любимцем старицы был ворон, с которым она разговаривала как с человеком. Однажды он спас ей жизнь. Дело было так. В ее келье случился пожар: кто-то из озорников, издеваясь над “дурочкой”, бросил в открытое окно пучок горящей соломы. Евфросиния стала тушить огонь и так обожглась, что слегла на шесть недель. Ворон не оставил ее: он приносил ей в клюве корочки хлеба, ягоды и воду, выхаживая больную хозяйку, в то время как люди забыли о ней.

Не зря пернатый питомец так заботился о своей хозяйке: он отвечал добром за добро. Вот что рассказывала одна из посетительниц, вместе с подругой ночевавшая в келье у старицы: “От чрезвычайно удушливого воздуха мы не могли уснуть. Вдруг в стекло кто-то постучал. Матушка подошла к окну, отворила и проговорила: “Что, нагулялся?” В это время в комнату влетел огромный ворон, каких мы никогда не видывали, и закаркал. Матушка принесла горшок каши, рассыпала ее на коленях и стала кормить ворона. А когда он перестал клевать, матушка набрала в рот каши, и он стал хватать ее изо рта, потом вспорхнул и вылетел вон. В полночь пропел петух, матушка перекрестившись со словами “Во имя Отца и Сына и Святого Духа” оправила лампаду и уже до рассвета молилась”.

В своей келье Евфросиния практически никогда не убирала, воздух в ней был настолько тяжелым, что однажды навестившая блаженную московская игумения спросила: “Матушка, зачем вы держите животных? Такой ужасный воздух”. На что Евфросиния с улыбкой ответила: “Это мне заменяет духи, которые я так много употребляла при дворе”. Животных своих блаженная очень любила, а звери и птицы отвечали ей такой же привязанностью. Стоило ей только выйти из своего жилища, как на голову и на плечи садились голуби и стаи галок сопровождали ее всюду.

Неизменной одеждой юродивой была власяница (рубашка толстого сукна серого цвета), а в лютые морозы - мужской тулуп. Ходила блаженная всегда босая. Волосы были острижены, голову она обматывала тряпицей, а на шее носила медные ожерелье и цепь, на которой висел большой медный крест. Под власяницей - тяжелые вериги (цепи), о которых никто не знал. Спала блаженная очень мало, лежа на полу вместе с собаками. А на вопросы, зачем она это делает, отвечала: “Я хуже собак”. Ночи ее были посвящены молитвенным бдениям. Строгая по отношению к себе, Евфросиния не могла спокойно смотреть на человеческое горе, на людские страдания и скорби. Во время жестоких напастей вымаливала она у Господа обильные дожди, щедрые урожаи и исцеления болящим.

Наступил 1812 год. Армия Наполеона подошла к Москве. Однажды французские офицеры увидели странную картину: блаженная собирала какие-то травки, корешки, камешки. Оккупанты стали издеваться над ней, оскорблять и бранить, а в ответ услышали обилчение на чистейшем французском языке.

Смирение и молитвенные труды открыли в Евфросинии дар прозорливости. Однажды по дороге в Серпухов заспорили две помещицы: как лучше обращаться с подчиненными. Сошлись на том, что обращаться нельзя ни строго - будут роптать, ни кротко - избалуешь. Заехали к старице. Блаженная побеседовала с ними о том о сем, а потом вдруг заметила: “Кротко, кротко”.

Рассказы о чудесах Евфросинии разнеслись по всей Центральной России. Но, как часто случается, земная слава повлекла за собой зависть, злобу и сплетни. Наговаривали на нее и монахини Владычного монастыря, и светские власти. Раздраженная на “странную” подвижницу новая игумения Владычного монастыря повелела убить трех ее собак. Евфросиния расплакалась - “собак убили - и меня убьют” - и переселилась из Серпухова в село Колюпаново. Местная помещица Протопопова полюбила старицу, построила ей новенькую светлую горницу, оштукатурила ее, деревья вокруг насадила. А блаженная поселила в этих хоромах... собак да кошек, индеек и цыплят, сама же облюбовала маленькую, душную каморку. И все четвероногие и пернатые обитатели небольшой комнатки находились в мире и согласии друг с другом.

Но и в маленьком Колюпанове не оставляли Евфросинию посетители. Шли отовсюду, просили молитвенной помощи, благодарили за исцеления.

Тяготясь людской славой, Евфросиния любила уходить за версту от Колюпанова в уединенное место рядом с Окой. В глубоком овраге с крутыми склонами, поросшими густым лесом, она предавалась тихой молитве. По дну оврага протекал небольшой ручеек, известный под названием речки Прошенки. В 40-х годах XIX столетия на склоне оврага подвижница собственными руками выкопала небольшой колодец, и, когда больные обращались к ней за помощью, говорила им: “Берите воду из моего колодезя - и будете здоровыми”.

В беседах со своим духовником иеромонахом Павлином (Просперовым) старица предсказывала, что в будущем в Колюпанове возникнет иноческая обитель.

Умерла Евфросиния 3 июля 1855 года в возрасте более 100 лет и была похоронена около местного деревянного храма.

В 1929 году большевики уничтожили эту церковь, а в 1996 году на ее месте был построен новый каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Теперь он стал монастырским. В этой церкви, с левой стороны, над могилой Евфросинии, поставлена мраморная рака.

Евфросинию Колюпановскую очень чтила Анастасия Ивановна Цветаева, родная сестра поэтессы Марины Цветаевой. Находясь в сибирской ссылке, Анастасия Ивановна собственными руками переписала ее житие, нарисовала портрет подвижницы и повесила его на стену. “Однажды, сильно болея горлом, живя одна в построенной из конюшни избушке, зимой, я мучилась острой болью и решила утром идти три километра - в больницу. Я молилась блаженной - и внезапно ощутила, что боль сразу прошла. И спал жар. Будь это от прорвавшегося нарыва в горле, был бы гной, но горло было чисто, я была здорова. Это было первое чудо в моей жизни от блаженной Евфросинии”, - рассказывала А. Цветаева.

По окончании ссылки, в 1959 году, Цветаева вместе с пожилой знакомой Татьяной Андрейчевой и ее внучкой Ритой поехала в Тульскую область искать могилку и источник подвижницы. “Усталые, но радостные, мы сели в Алексине на местный дребезжащий автобус и, сойдя по совету местных жителей у деревни Свинки, пошли пешком искать Колюпаново. Нас направили сначала к источнику, в широкую и тихую долину, где по звуку текущего из него ручья Рита нашла источник и привела нас к нему. Он истекал из узкого квадратного колодца, дно коего было усыпано медными и серебряными монетами. Над ними воды было с полметра. (Ни один озорной мальчишка их оттуда не выгреб - рассказы старших о старице Евфросиньи довлели, значит, и им!) Мы попили водички, лившейся струей в ручей. Ручей бежал в густых берегах, перебегал через дорогу, шедшую вдоль берега - и впадал в Оку”.

С тех пор А. И. Цветаева ездила на источник блаженной Евфросинии ежегодно. Однажды она вместе со своим другом поехала не той дорогой и… заблудилась. “Никак не могли найти дорогу, которая вела в долину, где был родник. Внезапно Александр Иванович остановился. “Знаете что? - сказал он. - Над нами все кружит жаворонок. Потом летит вперед - и снова возвращается. Как будто зовет. Пойдемте за ним!” И как только мы это сделали - жаворонок полетел вперед и вперед, затем повернул вбок - и мы вслед за летящей птицей вошли в утерянную долину”.

Уже в 1990 году Анастасия Ивановна сокрушалась: “Все предсказания старицы Евфросинии исполнились, кроме одного - что будет тут, в Колюпанове, обитель. С кончины старицы прошло 135 лет, а обители все нет. Но если 1000 лет перед Богом, как день един, то 135 лет подобны нескольким часам”. Но обетования святых никогда не бывают пустыми. Спустя пять лет, в 1995 году, близ чудотворного источника началось строительство Казанского монастыря.

А совсем недавно здесь произошло чудо. Родители слепого от рождения Саши привезли его на источник. В монастыре отслужили молебен о здравии и акафист блаженной Евфросинии, приложились к ее мощам, благословились у настоятельницы и отправились на источник. Мальчик троекратно окунулся в купель. “Вернулись домой из Колюпанова вечером, я положила ребенка в кроватку, включила свет - и он вздрогнул! - рассказывает Сашина мама. - Я показываю ему игрушку, а он улыбается…”

В нашем издательстве совсем недавно вышла книга " Златые Врата ". В ее основу легла автобиография Матери Евфросиньи, которая показывает своим примером, что даже закоренелый грешник может получить прощение у Господа Бога.

Матушка Евфросиния, в миру Юлия, родилась в 1971 году. Ее отец работал заместителем начальника нефтегазового управления. О своей прошлой жизни монахиня Евфросиния говорит мало и считает, что "прошлую жизнь вспоминать грех". Детство провела в Тюмени. Будучи девочкой, мечтала стать певицей, однако музыкальную школу оставила, не доучившись. В 15 лет уже приехала в Москву, где первое время помогала в организацией концертов, а позже благодаря своим талантам стала администратором певицы Ольги Кормухиной.

За свою карьеру познакомилась со многими представителями как отечественной, так и зарубежной эстрады. В двадцатилетнем возрасте уезжает в Цюрих, где работает над собственной пластинкой, однако неожиданные проблемы с сердцем заставляют будущую монахиню по новому взглянуть на свою жизнь и обратиться к вере. Мать Евфросиния так вспоминает о своем обращении:

"Тогда (во время тяжелой болезни) я впервые обратилась к Иисусу Христу: «Господи, если Ты есть, исцели меня - и я пойду служить Тебе в монастырь». Свершилось чудо, я в одну секунду встала на удивление швейцарским медикам. И моя жизнь в одно мгновение преобразилась. Я бросила все и постриглась в монахини Богоявленско-Анастасииного женского монастыря Костромской епархии" .

Свое служение Богу мать Евфросинья начала в в Богоявленско-Анастасинском женском монастыре Костромской епархии. В 1993 году ей не посчастливилось побывать в Иерусалиме, куда через четыре отправится по благословлению Патриарха на служение в Горний монастырь. Сейчас мать Евфросиния является основателем двух паломнических центров, один из них находится в Москве (Jerusalem Pilgrim Service), а другой в Иерусалиме (Jerusalem Holy Sepulchre Tours). Кроме того ее стараниями каждому верующему стало доступно знаменитое нардовое миро, которое обладает чудодейственными свойствами.

В книге "Златые врата " нашли свое отражение многие факты из биографии матери Евфросинии. Книга повествует о провинциальной девушке, которая с детства мечтает о карьере певицы и с этой мечтой приезжает в Москву, но в итоге чуть было не губит себя и свою душу, но благодаря милости Бога получает второй шанс на спасение. В книгу вошли реальные эпизоды из жизни матери Евфросинии. Например, Варвара, так зовут главную героиню книги, беседует с Патрисией Каас и делает модную прическу у Сергея Зверева. Но главное место в книге занимает вера, церковь и люд церкви. Мать Евфросиния от лица своей героини рассказывает, с какими сложностями сталкивается человек, избрав для себя путь религиозного служения.

Свято-Казанский женский монастырь, расположенный в селе Колюпаново Алексинского района Тульской области, учрежден 16 июля 1995 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексием II и является одним из молодых строящихся православных монастырей.

Село Колюпаново образовалось в начале XVI века и, по местному преданию, храм существовал здесь еще до разорения города Алексина поляками и литовцами, что случилось в эпоху смутного времени (1598-1613 гг.). О храме нет почти никаких упоминаний. Предание добавляет, что здесь был монастырь. Что касается приходского храма, то до существующего в настоящее время в селе Колюпаново были еще два, и оба - во имя Казанской Божией Матери. Первый был построен в смутное время. В 1695 году в с. Колюпаново был выстроен новый деревянный храм. Об этом свидетельствует надпись на сохранившемся храмозданном кресте. Храм существовал до 1779 года, так как сгорел от удара молнии.

Помещица Аграфена Андреевна Бобрищева-Пушкина подала прошение епископу Коломенскому и Каширскому Феодосию на строительство нового храма, но получила отказ по причине малочисленности и бедности прихода. Церковь вообще упразднялась, а вся утварь передавалась в Николаевскую церковь соседнего села Фомищево. Но спасенная от пожара икона Казанской Божией Матери явила свое чудо: она исчезла из церкви с. Фомищево и явилась на березе против сгоревшего храма. Местные помещики Бобрищевы-Пушкины поставили эту икону в своем доме и стали усиленно ходатайствовать о разрешении построить в Колюпанове на месте сгоревшего новый храм во имя этой же иконы. Разрешение было получено, но к постройке приступили только в 1782 г. по недостатку средств.

Новый деревянный храм построили очень быстро, и в 1783г. он был освящен пресвитером Иоанном Предтеческим. Икона Казанской Божией матери была перенесена из дома Бобрищевых-Пушкиных в новый храм и помещена в иконостасе. Сюда же были перенесены и другие святыни, уцелевшие от пожара. С годами пополнялось убранство, но ветшали стены, и в 1854 г. храм был заново перестроен при особом старании приходского священника о. Павла Просперова. При церкви в 1891 г. была открыта школа грамоты, помещавшаяся в церковной сторожке, пока в 1899 г. для нее не было выстроено особое деревянное, крытое железом здание. Тогда же состоялось переименование школы в церковно-приходскую.

Блаженная Евфросиния, в миру княжна Евдокия Вяземская, родилась в 1758 или 1759 году. Она воспитывалась в Смольном институте, который был открыт Екатериной II при Воскресенском Новодевичьем монастыре. По окончании института блаженная была фрейлиной при дворе императрицы. Но придворная жизнь была ей не по душе, и она решила покинуть дворец, для чего еще с двумя фрейлинами инсценировала свою смерть, переоделась крестьянкой и отправилась странствовать. Так появилась подвижница Евфросиния. Несколько лет блаженная провела в послушаниях и посетила множество монастырей. Когда же она почувствовала себя достаточно подготовленной к будущему пути подвижничества и юродства, направилась пешком к Московскому митрополиту Платону. Она поведала ему о своих тайных желаниях укрыться от мира и стать юродивой Христа ради, получила благословение и под именем «дуры Евфросинии» была направлена в Серпуховский Владычний монастырь к игуменье Дионисии.

В 40-х XIX века из-за гонений и притеснений злых людей Евфросинии пришлось уехать из Серпухова. Поэтому она приехала на жительство в с. Колюпаново к помещице Наталии Алексеевне Протопоповой. Там она оставалась до самой своей блаженной кончины. Евфросиния полюбила гулять там по склонам оврага, где протекала ручейком небольшая речушка Прошенка. В одном уединенном месте этого оврага собственными руками вырыла блаженная небольшой колодец, и когда больные обращались к ней за помощью, она часто говорила им: «Берите воду из моего колодезя и будете здоровы». До сих пор люди черпают воду из «матушкиного колодца» и получают исцеление от своих недугов. Скончалась блаженная Евфросиния 3 июля 1855г. после литургии, напутствованная Снятыми Тайнами. Она была похоронена по благословению архиепископа Тульского и Белевского Димитрия под трапезной Казанского храма села Колюпанова у северной стены. Над могилой блаженной была сооружена деревянная гробница, а затем положена чугунная плита. В 1885 г. над ее источником была поставлена деревянная часовенка-навес на столбах, а в 1914 г. над могилой старицы сооружена деревянная с позолотой сень. Торжественное освящение деревянной часовни было совершено в день сошествия Святого Духа. С тех пор в Колюпаново Духов День празднуется совершением торжественного хода к «матушкину колодцу». В 1909 г. обветшавшая часовня была снесена, а на ее месте выстроена новая над колодцем с целебной водой. В воспоминание этого события ежегодно 4 июля совершается литургия и крестный ход к «матушкину колодцу».

Храм во имя Казанской иконы Божией Матери просуществовал до 1929 г. Стихия Октябрьского переворота стерла с лица земли церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, предварительно ограбив ее. В годы гонений устроили в ней скотный двор, кузницу, сапожную мастерскую, а в 1931 г. сожгли. Сохранилась только могила старицы Евфросинии.

Память о блаженной Евфросинии жила в народе. На ее источник приходили люди, молились и получали исцеление. Сохранились и памяти и предсказания Евфросинии о том, что после её кончины на месте её погребения будет стоять женская обитель. Хранителем святого предания о блаженной Евфросинии был схиархимандрит Христофор. Его стараниями возобновлено почитание святой блаженной Евфросинии и восстановлен разрушенный храм в селе Колюпаново, где почитают святые мощи этой великой подвижницы. В 1993 г. по молитвам старца Христофора и по благословению митрополита Тульского и Белевского Серапиона, началось строительство храма в Колюпаново. Средства собирали всем миром. Это было начало зарождения монастыря.

16 июля 1995 г., в день памяти блаженной кончины старицы Евфросинии, по благословению митрополита Тульского и Белевского Серапиона и Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был учрежден Свято-Казанский женский монастырь. Первой монахиней обители была Мария Васильевна Кушнир. 6 августа 1995 г. служили молебен Казанской Божией Матери, блаженной Евфросинии. 5 августа было первое крещение. А 27 августа была отслужена первая Литургия. Монастырь начал свою великую православную службу. В октябре закончили кладку, покрыли железом алтарь, трапезную. В январе 1996 г. приступили к колокольне. 20 и 21 января установили раму на колокольне и 23 января приступили к кладке. 24 января закончили кладку колокольни.

Храм во имя иконы Божий Матери Казанская стал первой стройкой Свято-Казанского женского монастыря. Святынями монастыря являются мощи блаженной Евфросинии Христа ради юродивой под спудом, которые находятся на месте ее захоронения в 1855 году в храме Казанской Божией Матери и святой источник блаженной Евфросинии. Источник имеет статус памятника регионального значения. Сейчас территория монастыря представляет собой комплекс зданий: Свято-Казанский храм, справа от него архиерейский дом и просфорная, гостиный домик (для священника), под купол возведен второй храм во имя Живоначальной Святой Троицы. Выстроены две крытые купальни на источнике блаженной Евфросинии.

Loading...Loading...