Мир после Авиценны. Смотреть что такое "Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина" в других словарях

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Си́на , латинизированная форма - Авиценна (980-1037) - персидский ученый-энциклопедист , врач , философ , музыкант и поэт.
Родился 16 августа 980 года в селении Афшана , что близ Бухары . Отец мальчика, видный бухарский чиновник, выходец из Балха - столицы греко-бактрийского царства, дал ребенку всестороннее домашнее образование, с удовольствием потакая рано проснувшейся тяге к знаниям. К десяти годам полностью освоив Коран, мальчик был отдан в школу, изучать законоведение, где произвел неизгладимое впечатление на учителей своими обширными познаниями.
Немного позже для обучения талантливого ребенка отец пригласил приехавшего в Бухару ученого Абу Абдаллаха Натили , который стал преподавать логику, философию, геометрию и астрономию. Однако уже в четырнадцатилетнем возрасте превзошел своего учителя и начал самостоятельное изучение необычайно интересовавшей его медицины, а так же математики, метафизики и геометрии. Настольными книгами юного исследователя на долгие годы, стали труды Евклида , Птолемея , Аристотеля , ал-Фараби .
Тогда же юноша начал медицинскую работу, он изучил все научные трактаты, которые смог достать и стал посещать больных, причем самых тяжелых. Есть предположение, что к этому занятию Авиценну (Абу Али Ибн Сино) подвиг практиковавший тогда в городе известный лекарь Абу Сахл Масихи , рьяный последователь замечательных врачей древности Гиппократа и Галена .
В 997 г тяжело заболел правящий в Бухаре эмир , придворные медики не смогли помочь страждущему, и к царственному пациенту пригласили семнадцатилетнего Авиценну (Абу Али Ибн Сино) . Предложенное лечение помогло и вскоре юноша получил должность придворного лекаря, а также доступ к сокровищам знаменитой дворцовой библиотеки.
В восемнадцать лет у молодого ученого уже свои ученики, им написаны многочисленные научные трактаты по математике и медицине, он вступает в переписку со знаменитым среднеазиатским ученым-энциклопедистом ал-Бируни .
К двадцати годам уже автор многих книг: огромной энциклопедии, посвященной естественным наукам, справочника по разъяснению законов государства, многотомного медицинского словаря, нескольких томов по этике.
Бухара в те годы переживала не лучшие времена. Государство «трещало по швам », вскоре столицу знаний и искусств захватили кочевые племена - караханиды, город был разграблен, библиотека сгорела до тла.
В это время умирает отец Авиценны (Абу Али Ибн Сино) , в Бухаре его больше ничто не держит и ученый отправляется с караваном в Хорезм .
Правитель Хорезм а покровительствовал ученым и при его дворе собрались почти все видные деятели науки того времени. Скоро в город приехал учитель Авиценны Масихи , а затем и Бируни . Несколько счастливых лет исследователи занимались любимым делом под покровительством просвещенного монарха.
Вскорости, вероломный и жестокий правитель соседнего государства - Махмуд Газневи , покорил Хорезм и захотел заполучить ученого к себе во дворец. Однако, зная, что все просвещенные люди подвергаются у Газневи смертельной опасности, бежал.
Взбешенный тиран выслал погоню.
Начались годы скитаний, когда знаменитому ученому приходилось перебираться из города в город под чужими именами, кормиться только врачеванием, жить на постоялых дворах. Но даже в эти трудные годы не оставил своих трудов и написал более десятка книг.
Наконец, к 1016 году ученый добрался до Хамадана , некогда богатейшего города древней Мидии , но, со временем, превратившегося в захиревшую столицу маленького государства. Медицинский талант приводит его во дворец, где очень быстро становится главным лекарем, а после получает титул визиря (советника). Избавив правителя от недуга и приблизившись к монарху, ученый тем самым наживает смертельных врагов в его окружении.
После смерти эмира вынужден искать прибежища у правителя Исфахана Ала ад-Давла , но рок продолжает преследовать ученого и здесь. В 1030 году на его дом в Исфахане напали, полностью разграбив, многочисленные научные труды бесследно исчезли.
Тяготы жизни слишком рано подорвали здоровье Авиценны , и 18 июля 1037 года он скончался, завещав перед смертью отпустить на волю всех своих рабов и раздать нажитое бедным людям.
был похоронен в г. Хамадан (Иран) , и почти 900 лет горожане трепетно охраняли его могилу, которая стала местом паломничества.
В 1954 году на месте захоронения Авиценны был возведен новый мавзолей, который и сегодня собирает множество поклонников гениального ученого.
Научное наследие Авиценны огромно и многогранно. Его труды охватывают большое количество совершенно разных областей знаний: философию , медицину , астрономию , математику , минералогию , метафизику , музыку , поэзию , и т.д.
Точное количество его работ подсчитать не удалось, но по предположениям, это около 450 книг, более 20 из которых написаны на фарси.
Без сомнения, труд, принесший ученому мировую славу, это «Канон врачебной науки », состоящий из 5 томов. Книги включают в себя сведения по фармакологии, детальные описания человеческих органов и головного мозга, симптоматику и лечение различных заболеваний. Здесь также собраны многочисленные советы врачам по хирургии и терапии, траволечению, гигиене и оздоровительной физкультуре.
Переведенный почти на все языки, «Канон », вплоть до XVII века был основным руководством для медиков всего мира.
Почти столь же популярны труды: «Книга исцелений », включающая «Книгу о душе », «Книга знаний », а также «Указания и наставления » - итог его философских размышлений.
Лейтмотивом всех работ гениального исследователя звучит гимн жизни, гимн просвещению и науке. Несомненно, в мире не было ни одного учёного древности, который оказал бы столь сильное влияние на медицину и философию Востока , под именем ибн Сина , и Запада , под именем Авиценна , как этот замечательный человек.

ИБН СИНА Абу Али Хусейн ибн Абдаллах [латинизированный Авиценна (Avicenna)] (980, село Авшана около Бухары - 1037, Хамадан), мусульманский философ, учёный-энциклопедист, врач; представитель восточного аристотелизма. Согдиец по происхождению, юность провёл в Бухаре - столице государства Саманидов. Получил систематическое домашнее образование, в 10-летнем возрасте наизусть знал весь Коран и многое из арабской поэзии. Родным языком Ибн Сины был фарси, но обширный круг религиозных и светских наук (логика, математика, метафизика, мусульманское право - фикх, медицина и др.) он изучал на арабском языке. В освоении Аристотеля опирался на комментарии аль-Фараби. В 17-летнем возрасте вылечил эмира Бухары Нуха ибн Мансура (976-997) и приобрёл славу искусного врача. После завоевания Бухары Караханидами и смерти отца переехал в 1002 году в столицу Хорезма Гургандж (ныне Ургенч), где продолжал научные занятия в «Академии Мамуна», объединявшей крупных учёных того времени (в том числе Бируни). После отказа в 1008 перейти на службу к Махмуду Газневи начался скитальческий период в жизни Ибн Сины. Преследуемый султаном, он бежал в Гурган, где нашёл убежище при дворе ценителя искусств и литературы Кабуса ибн Вашмгира, затем, после недолгого пребывания в Рее, был вазиром и придворным врачом у правителя Хамадана Шамс ад-Даулы (997-1021), после смерти которого в результате конфликта с его сыном был заключён в тюрьму. Последние относительно спокойные 14 лет жизни Ибн Сина провёл в Исфахане при дворе Ала ад-Даулы (1008-41), которому посвятил «Книгу знания» («Даниш-намэ», на фарси; русский перевод 1999). Здесь он завершил начатые в Хамадане два главных сочинения - «Книгу исцеления» и «Канон врачебной науки» и большую часть своих многочисленных трактатов (несколько сотен на арабском и около двух десятков на фарси) по философии, медицине, физике, химии, астрономии, поэзии, музыке. В 1030 году во время набега войск газневийского султана на Исфахан был разграблен дом Ибн Сины и пропали многие его труды, в том числе 20-томная «Книга справедливого [судейства]».

Многотомный энциклопедический труд «Книга исцеления» («Китаб аш-Шифа’») состоит из четырёх разделов: 1) философская пропедевтика и логика; 2) физика, психология и биология; 3) математика, астрономия и музыка; 4) метафизика, включающая в качестве прикладных дисциплин политику, этику, домоводство (экономику) и религиозное право - фикх (уже в 12 веке на латинский язык были переведены разделы по метафизике и психологии под названием «Sufficientiae», т. е. «Достаточное» - по второму значению арабского слова «шифа»). Сокращённые варианты этой энциклопедии - «Книга спасения» («ан-Наджат») и «Книга знания». В конце жизни Ибн Сина создал систематическое философское сочинение «Указания и наставления» («альМшарат ва-т-танбихат»), заключительные главы которого написаны под влиянием суфизма. Среди его малых произведений выделяются «Трактат о любви», а также аллегорические повести, образующие своеобразную философскую трилогию: «Живой, сын Бодрствующего» («Хайй ибн Йакзан»), «Послание о птицах» («Рисалат ат-Тайр») и «Салман и Абсал». Сохранились немногочисленные стихи Ибн Сины на арабском языке и на фарси.

Философия и богословие. Соединяя античную (перипатетическую и неоплатоническую) философскую традицию с исламским монотеизмом, Ибн Сина считал метафизику учением о Боге как первопричине всего сущего. При доказательстве бытия Бога он исходил из того, что вещи, существующие в мире, сами по себе только «возможны», т. е. они могут быть, но могут и не быть, ибо их сущность отлична от их существования; они являются к бытию благодаря началу, которое само по себе необходимо в своём бытии и у которого сущность и существование тождественны друг другу. Это Первоначало есть абсолютно необходимое Сущее, и такое понимание Бога стало общепринятым в средневековом мусульманском и иудейском богословии, а отчасти и в христианском.

Вслед за аль-Фараби Ибн Сина истолковывал творение мира как вневременное исхождение (эманацию) его от Бога. В иерархии вечно исходящих от Бога космических разумов, управляющих небесными сферами и отождествляемых с ангелами, последний, десятый - Деятельный разум выступает как организующее начало в отношении всего существующего в подлунном мире, как «даритель форм»: благодаря ему материя как чистая потенциальность воспринимает формы и возникают вещи, состоящие из формы и материи. Человеческий разум, достигший высшей степени совершенства, способен соединиться с Деятельным разумом [Ибн Сина отождествлял его с архангелом Гавриилом (арабский Джабриил), передатчиком Откровения в мусульманской традиции], и тогда пророк получает от него истины в форме доступных для широкой публики образов, а философ - в виде умозрений. Способность пророков творить чудеса Ибн Сина объяснял их чрезвычайно развитой силой воображения, могущей воздействовать не только на собственное тело, но и на тела других людей.

В отличие как от аль-Фараби, признающего индивидуальное бессмертие только для просветлённых душ, так и от богословов калама, считавших душу преходящей акциденцией тела, Ибн Сина отстаивал субстанциальный характер души, её имматериальность, независимость от тела и, следовательно, вечность индивидуальной человеческой души. В обоснование этого он выдвигал различные доказательства, в том числе интроспективный опыт «парящего человека», осознающего, что «я есть я, даже если я не знаю, что у меня есть рука, нога или какой-нибудь иной орган». Ибн Сина не принял ни платоновского учения о предсуществовании души и метем-психозе, ни мусульманской доктрины о телесном воскрешении. Согласно Ибн Сине, Судный день наступает для человека сразу же после его смерти.

В мусульманском мире за Ибн Синой закрепилось почётное прозвище «князь философов» (аш-Шайх ар-ра’ис). Многие его идеи были восприняты в позднем каламе. Наибольшее же распространение его философия нашла в персоязычном ареале, прежде всего через суфийское учение об озарении Сухраварди. Ибн Сина оказал большое влияние на развитие средневековой мысли, в том числе еврейской философии (Ибн Эзра, Ибн Дауд) и особенно европейской схоластики (усвоение в 13 веке наследия Аристотеля в интерпретации Ибн Сины, течение «латинского авиценнизма» и др.).

Медицина . «Канон врачебной науки» (около 1020, русский перевод, кн. 1-5, 1954-60), принёсший Ибн Сине всемирную известность и титул «князь врачей», представляет собой энциклопедический свод медицинских знаний и врачебного опыта античности и раннего Средневековья (Гиппократ, Гален), а также включает собственные открытия и наблюдения Ибн Сины. «Канон» состоит из 5 книг. Первая книга содержит сведения по анатомии и физиологии; о причинах и признаках болезней; описание учений о так называемых соках (кровь, лимфа, жёлчь) и видах телосложения; данные о диете, сохранении здоровья и предупреждении болезней, об общих принципах лечения. Вторая - посвящена описанию лекарств как растительного, так и животного происхождения. В третьей - рассматриваются отдельные заболевания, их распознавание и лечение. В четвёртой - описаны способы лечения заболеваний. Пятая - посвящена так называемым сложным лекарствам, ядам и противоядиям. Причинами болезней Ибн Сина считал различные «вредности» - местности, климата, времени года; условий быта, питания, труда; душевные потрясения и др. Он впервые описал различия между оспой, проказой, чумой; доказал возможность заразиться этими болезнями через воздух, почву, воду, контакты между людьми; описал туберкулёз, язву желудка, плеврит, диабет; предпринял попытку лечения сифилиса ртутью. К общим принципам лечения болезней Ибн Сина относил режим дня и питание, применение лекарств и «действие рукой» (т. е. хирургическое вмешательство).

В 12 веке «Канон» был переведён на латинский язык, в дальнейшем на многие другие языки, в том числе на русский (после изобретения книгопечатания по числу изданий он соперничал с Библией). В течение нескольких столетий «Канон» служил руководством для врачей.

Теория музыки Ибн Сины основывалась главным образом на достижениях греческих учёных и аль-Фараби. «Свод науки о музыке» (русский перевод - в книге «Музыкальная эстетика стран Востока», М., 1967), входящий в «Книгу исцеления», содержит сведения о звуке, интервалах (Ибн Сина располагает их по степени консонантности), видах тетрахорда и их расположении в так называемой полной системе, о ритмике, технике композиции, приёмах классификации инструментов, настройке лютни. Указания на лечебное и воспитательное значение музыки содержатся в «Трактате о душе» («Рисала фи-н-нафс») и трактате «Разделения между мудростью и науками» («Такасим аль-хикма ва-льулум»).

Соч.: Китаб ан-Наджат. Каир, 1938; Аш-Шифа. Ал-Мантык. Каир, 1952-1970. Т. 1-2; Аш-Шифа. Ал-Бурхан. Каир, 1954; Китаб ал-Ишарат ва-т-Танбехат. Каир, 1957-1960. Т. 1- 4; Аш-Шифа. Ал-Илахиййат. Каир, 1960. Т. 1-2; [Фрагменты из «Книги спасения» и «Книги исцеления»] // Избранные произведения стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961; Аш-Шифа. Ат-Табиййат. Каир, 1969. Т. 2. Каир, 1975. Т. 6. Каир, 1983. Т. 1; Трактат о любви // Серебряков С. Б. Трактат Ибн Сины (Авиценны) о любви. Тб., 1976; Канон врачебной науки. 2-е изд. Таш., 1979-1982. Кн. 1-5; Избранное. М., 1980; Избранные философские произведения. М., 1980; Сатурна предел: (Стихи). Душ., 1980; Послание о птицах // Шидфар Б. Я. Ибн Сина. М., 1981; Трактат о Хайе, сыне Якзана // Сагадеев А. В. Ибн-Сина. 2-е изд. М., 1985; Жизнеописание, Книга исцеления (Математика. Тройка. Свод науки о музыке) // Классики арабо-мусульманской философии / Пер. А. В. Сагадеева. Lewiston, 1999. Т. 1; Книга знания: Избранные философские произведения. М., 1999.

Лит.: Farmer Н.G. The Lute scale of Avicenna // Journal of the Royal Asiatic Society. 1937. Р. 245-258; Goichon А.-М. La distinction de l’essence et de l’existence d’après Ibn Sina (Avicenna). Р., 1937; idem. La philosophie d’Avicenna et son influence en Europe medievale. Р., 1944; Gardet L. La penséе réligieuse d’Avicenne. Р., 1951; Avicenna: scientist and philosopher / Ed. by G. W. Wickens. L., 1952; Corbin Н. Avicenna et le Récit visionnaire. Тéhéran; Р., 1954. Vol. 1-2; Afnan S.М. Avicenna. His life and works. L., 1958; Shah М. Н. The general principles of Avicenna’s Canon of medicine. Karachi, 1966; Терновский В. Н. Ибн-Сина (Авиценна). М., 1969; Morewedge Р. The metaphysica of Avicenna. L., 1973; Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины. Душ., 1985; Сагадеев А. В. Ибн Сина (Авиценна). 2-е изд. М., 1985; Gutas D. Avicenna and the Aristotelian tradition. Leiden; N. Y., 1988; Avicenna and his heritage. Leuven, 2002; Street Т. Avicenna. Camb., 2005; Goodman L.Е. Avicenna. 2nd ed. L.; Itaka, 2006; Mahdavi Y. Bibliographie d’Ibn Sina. Тéhéran, 1954.

Н. В. Ефремова; М. Б. Мирский (медицина).

Авиценна (Ибн Сина)

известный на западе как Авиценна ; перс. ابو علی حسین بن عبدالله بن سینا‎

средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма; был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане; всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274; самый известный и влиятельный философ-учёный средневекового исламского мира

Краткая биография

Ибн Сина Абу Али Хусейн ибн Абдаллах , известный также как Авиценна (это его латинизированное имя) - прославленный арабский врач, философ, последователь Аристотеля, ученый-энциклопедист - родился в селе Афтана неподалеку от Бухары 16 августа 980 г. Жизненный путь Авиценны известен достаточно хорошо, поскольку он сам описал первые 30 лет жизни в автобиографии, затем его дело было продолжено учеником.

Невероятная одаренность Хусейна была заметна уже в детстве. К 10 годам он мог читать наизусть Коран. Отец-чиновник дал ему начальное образование, после чего Ибн Сину отправили в школу для изучения мусульманского законоведения. Несмотря на то, что он был самым юным, к нему, 12-летнему подростку, не считали зазорным обращаться за советом самые старшие. Немного позднее Хусейн обратился к изучению светских наук: философии, медицины, литературы, математики, истории, астрономии и т.д. И если раньше он занимался с учителями, то с 14-летнего возраста перешел к самостоятельным занятиям. В 20 лет он считался известным ученым, а как врач прославился еще раньше: уже в 16 лет получил приглашение от эмира Бухары выступить в роли его лекаря.

Когда Бухара была взята тюрками и династия Саманидов пала, в 1002 г. состоялся переезд Ибн Сины в Гургандж, столицу Хорезма, где ему дали прозвище «князь врачей». Перелом в биографии Авиценны произошел в 1008 г.: знаменитый целитель ответил отказом на приглашение султана Махмуда Газневи служить ему, после чего ему пришлось сменить спокойную благополучную жизнь на многолетние скитания по Табаристану и Хорасану, служить придворным лекарем различных персидских князей.

На протяжении 1015-1023 гг. местом его жительства был Хамадан. Авиценна не только занимался своей непосредственной деятельностью, наукой, но и активно участвовал в политической жизни эмирата, в государственных делах. Благодарный пациент - эмир Шамс ад-Давла - даже сделал его своим визирем, отчего на Ибн Сину ополчились некоторые влиятельные военные. Они требовали у эмира умертвить врача, но тот ограничился его изгнанием, хотя скоро из-за болезни вынужден был в спешном порядке разыскивать и дать министерскую должность.

Эмир Ала ад-Давл был повелителем Авиценны последние 14 лет его жизни (1023-1037); знаменитый целитель был не только главным врачом, но и советником, ездил вместе с эмиром в военные походы. В Исфахане его занятия науками всячески поощрялись.

Наследие Авиценны включало более 450 сочинений, посвященных 29 областям научных знаний, среди которых философия, геология, история, грамматика, поэтика, химия и др. До нашего времени сохранилось лишь немногим менее 300 трудов. При жизни Ибн Сина не раз выслушивал обвинение богословов в атеизме и еретических мыслях, однако это не могло затмить огромного влияния, которое оказывали его трактаты на умы современников.

Главным философским сочинением Авиценны считается «Книга исцеления», состоящая из разделов, посвященных физике, метафизике, математике и логике. Долгие годы он работал над «Каноном медицины» - медицинской энциклопедией из 5 частей, которая принесла ему мировую славу. В этом труде им были систематизированы теория и практика врачей Средней Азии, Индии, Греции, Рима; в течение нескольких веков на Востоке и на европейском континенте врачи должны были изучать его в обязательном порядке. Классическая иранская литература ощутила существенное влияние литературного творчества Авиценны.

Талантливый врач, ученый умер 18 июня 1037 г. от тяжелого заболевания желудочно-кишечного тракта, с которым ему справиться не удалось. Согласно завещанию, его имущество предназначалось бедным, а все рабы должны были быть отпущены. Сначала Ибн Сину похоронили возле городской стены Хамадана, а менее чем через год останки были захоронены в Исфахане, мавзолее эмира.

Биография из Википедии

Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет. Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдаллаха Натили. С 14 лет юноша начал заниматься самостоятельно. И геометрия, и астрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля. В автобиографии он упоминал, что несколько раз прочитал этот труд, но не смог понять его. Помогла в этом книга Аль-Фараби с комментариями к «Метафизике».

В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары. В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».

После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 году Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Тут его стали называть «князем врачей». В 1008 г. после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов.

В 1015-1024 гг. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность визира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.

После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца он был заточён в крепость. Последние четырнадцать лет жизни (1023-1037) служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла, где для него создали благоприятные условия для научной деятельности. Он был главным врачом и советником эмира, сопровождал его даже в военных походах. В течение этих лет Ибн Сина, подстёгиваемый критикой его стиля, обратился к изучению литературы и филологии. Также продолжал плодотворную научную работу. Завершил «Канон врачебной науки». Многие рукописи трудов, в том числе «Книга справедливости» («Китаб уль-инсаф») сгорели во время нападения на Исфахан газнийского войска. Во время одного из военных походов правителя Исфахана, у Ибн Сины открылась тяжёлая желудочная болезнь, от которой вылечить себя он не смог. Умер Ибн Сина в июне 1037 года, перед смертью продиктовав завещание незнакомцу. В завещании он дал указание отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.

Похоронили Авиценну в Хамадане у городской стены, а через восемь месяцев его прах перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее эмира.

Ибн Сина был учёный, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли.

Наследие

Книга исцеления

Написанный на арабском энциклопедический труд «Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике. «Книга знания» («Даниш-намэ») также является энциклопедией.

Труды по медицине

Основные медицинские произведения Ибн Сины:


Оздоровительные упражнения

Ибн Сина писал в своём труде о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение физическим упражнениям - произвольные движения, приводящие к непрерывному, глубокому дыханию.

Он утверждал, что если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив эти занятия, он чахнет. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки, нервы. Он советовал при занятиях учитывать возраст и здоровье. Высказывался о массаже, закаливании холодной и горячей водой.

Химия

В области химии Ибн Сина открыл процесс перегонки эфирных масел. Умел добывать соляную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия.

Астрономия

В астрономии Ибн Сина критиковал представления Аристотеля о том, что звёзды отражают свет от Солнца, утверждая, что звезды светятся собственным светом, однако полагал, что и планеты также светятся сами. Заявлял, что наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца 24 мая 1032 года. Однако современные ученые сомневаются, что он мог наблюдать это прохождение в указанное время в указанном месте. Он использовал это наблюдение для обоснования того, что Венера, по крайней мере иногда, в птолемеевской космологии находится к Земле ближе Солнца.

Ибн Сина написал также Компендиум Альмагеста, с комментариями на книгу Птолемея.

Находясь в Гургане, Ибн Сина написал трактат об определении долготы этого города. Ибн Сина не смог воспользоваться тем методом, которым пользовались Абу-л-Вафа и ал-Бируни, и предложил новый метод, состоящий в измерении кульминационной высоты Луны и её сравнении с высотой в Багдаде путём вычислений по правилам сферической тригонометрии.

В «Книге о способе, предпочитаемом другим способам при конструировании наблюдательного инструмента», Ибн Сина описал изобретённый им наблюдательный инструмент, который по его мнению, должен был заменить астролябию; в этом инструменте для уточнения измерений впервые применялся принцип нониуса.

Механика

Ибн Сина внёс значительный вклад в развитие теории вложенной (или запечатлённой) силы - средневековой теории движения, согласно которой причиной движения брошенных тел является некоторая сила (позднее названная импетусом), вложенная в них внешним источником. По его мнению, «двигатель» (рука человека, тетива лука, праща и т. п.) сообщает движущемуся телу (камню, стреле) некоторое «стремление», аналогично тому, как огонь передаёт тепло воде. В роли двигателя может выступать также тяжесть.

«Стремление» бывает трёх видов: психическое (у живых существ), естественное и насильственное. «Естественное стремление» является результатом действия тяжести и проявляется в падении тела, то есть в естественном движении тела, в согласии с Аристотелем. В этом случае «стремление» может существовать даже у неподвижного тела, проявляясь в сопротивлении неподвижности. «Насильственное стремление» является аналогом филопоновской движущей силы - оно сообщается брошенному телу его «двигателем». По мере движения тела «насильственное стремление» уменьшается из-за сопротивления среды, как следствие стремится к нулю и скорость тела. В пустоте «насильственное стремление» не изменялось бы, и тело могло бы совершать вечное движение. В этом можно было бы видеть предвосхищение понятия инерции, однако в существование пустоты Авиценна не верил. Ибн Сина попытался дать количественную оценку «насильственного стремления»: по его мнению, оно пропорционально весу и скорости движения тела.

Возможно, идеи Ибн Сины о вложенной силе стали известны на латинском Западе и способствовали дальнейшему развитию теории импетуса Буриданом и другими схоластами.

Философия

В понимании предмета метафизики Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за Аль-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе. Ибн Сина утверждает совечность мира Творцу. Творение в вечности Ибн Сина объяснял с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия. Космос делится на три мира: материальный мир, мир вечных несотворенных форм, и земной мир во всем его многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстаёт кульминацией процесса мышления.

К кругу мистических произведений Ибн Сины относятся «Книга о птицах», «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смысле паломничества», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга о предопределении».

Критика

Вокруг философских взглядов Авиценны велась острая борьба между сторонниками и противниками его идей.

Суфии резко выступали против рационализма Ибн Сины, ставя его философии в вину то, что она не дает возможности человеку приблизиться к Богу. Тем не менее многие из суфиев переняли философский метод Авиценны и его идею об эволюционном характере ступеней эманации по линии восхождения.

Мухаммад Аль-Газали в своей известной книге «Опровержение философов» пытался опровергнуть философию Ибн Сины во всех аспектах. Выступал против учения об изначальности и вечности мира и его атрибутов, поскольку это, по мнению Аль-Газали, приводит к дуализму, который противоречит монотеизму ислама. Аль-Газали отвергает также принцип эманации, согласно которому Бог творит мир не по собственной воле, а в силу естественной необходимости. Не разделял он также выдвинутых Ибн Синой идей о причинности и невозможность телесного воскресения.

Позже линию Аль-Газали продолжили мыслители XII века Мухаммад Шахрастани в своём труде «Китаб аль-Мусараа» и Фахруддин Рази. С защитой идей восточного перипатетизма в XII веке выступил Ибн Рушд в своей книге «Опровержение опровержения». Впоследствии взгляды Ибн Сины защищал Насир ад-Дин ат-Туси.

Психология

Ибн Сина разработал также своё собственное учение о темпераменте и характере человека. Согласно его учению натура человека делится на четыре простых вида: горячая, холодная, влажная и сухая (что в современной психологии соответствует четырём темпераментам). Эти натуры не являются стабильными, а изменяются под воздействием внутренних и внешних факторов, таких как метеорологические условия и смена времен года. Изменения в жидкостях организма также могут корректировать натуру в соответствующем направлении. Кроме простых натур, Авиценна различал ещё четыре сложных натуры в зависимости от превалирования одной из четырёх жидкостей организма (крови, слизи, жёлтой или чёрной желчи).

Литература

Многие серьезные научные работы Ибн Сина писал в виде поэм, используя четверостишия. В такой форме написаны «Трактат о любви», «Трактат о птицах» и некоторые другие произведения. Есть среди его творчества и лирические стихотворные произведения - четверостишия и рубаи.

  • Когда к невеждам ты идешь высокомерным,
  • Средь ложных мудрецов явись ослом примерным:
  • Ослиных черт у них такое изобилье,
  • Что тот, кто не осел, у них слывет неверным.
  • Плохо, когда сожалеть о содеянном станешь,
  • Прежде чем ты, одинокий, от мира устанешь.
  • Делай сегодня то дело, что выполнить в силах,
  • Ибо возможно, что завтра ты больше не встанешь.
  • Мой друг с моим врагом сегодня рядом был.
  • Не нужен сахар мне, что смешан с ядом был!
  • С подобным другом впредь не должен я дружить:
  • Беги от мотылька, когда он с гадом был!

Основные литературные работы Ибн Сины - философская повесть-аллегория «Хай ибн Якзан», поэма из двадцати двустиший «Птица», «Саламан и Абсаль». Эти произведения и рубаи повлияли на развитие арабской, иранской и тюркоязычной литератур. В частности, классик ираноязычной поэзии XII века Омар Хайям называл Ибн Сину своим учителем..

Публикации сочинений

  • Ибн Сина. Даниш-намэ. Книга знания. - Сталинабад, 1957.
  • Ибн Сина. Канон врачебной науки: В 5 т. - Ташкент, 1956-1960.
  • Ибн Сина. Математические главы «Книги знания». - Душанбе, 1967.
  • Ибн Сина. Послание о любви. - Тбилиси: Мецниереба, 1976.
  • Ибн Сина. Избранное. - М.: Книга, 1980.
  • Ибн Сина. Избранные философские произведения. - М.: Наука, 1980.
  • Аль-Бируни, Ибн-Сина. Переписка. - Таш­кент: Фан, 1973.

Музыка

Авиценна писал также произведения по теории музыки, которые являются частями его энциклопедических работ:

  • «Свод науки о музыке» в «Книге исцеления»;
  • «Краткое изложение о музыке» в «Книге спасения»;
  • раздел о музыке в «Книге знания».

С теоретической точки зрения Ибн Сина, по средневековой традиции, относил музыку к математическим наукам. Он определял её как науку, изучающую звуки в их соотношениях и имеющую целью установление правил создания композиции. Исходя из учения Пифагора, он считал, что музыка подчинена числам и находится в тесной связи с ними.

Ибн Сина первый в истории подводит под музыкальную историю солидную научную базу, рассматривая музыку с позиций не только математики, но и социологии, психологии, поэтики, этики и физиологии.

Ибн Сина совместно с Аль-Фараби заложил основу науки о музыкальных инструментах, которая получила дальнейшее развитие в Европе в значительно более позднее время. Он дает подробную классификацию типов музыкальных инструментов, объясняет их строение. В шестом разделе «Книги знания» приводятся названия почти всех существующих инструментов с их описаниями. Труды Аль-Фараби и Ибн Сины по изучению музыкальных инструментов заложили основы инструментоведения как специальной области музыкальной науки.

Великий учёный также является изобретателем распространенного в Средней Азии смычкового инструмента - гиджака.

Память


Именем Ибн Сины названы улицы:

  • в Самарканде,
  • в Бухаре,
  • в Усть-Каменогорске,
  • улица Ибн Сино в Уч-Кургане (Узбекистан),
  • улица Авиценны в Донецке.

В художественной литературе

  • «Абугалисина» (тат. Әбүгалисина) - повесть-сказка об Ибн Сине на татарском языке Каюма Насыри.
  • Ной Гордон в своём романе «The Physician» (1988), рассказывает историю молодого англичанина, обучающегося медицине, который выдаёт себя за еврея, чтобы учиться врачебному искусству у самого Ибн Сины, великого мастера своего времени.
  • В 2011 году испанский писатель Эсекьель Теодоро опубликовал роман «Рукопись Авиценны» («El Manuscrito de Avicena»), который воссоздаёт некоторые моменты из жизни персидского врача.

В кинематографе

  • Фильм «Авиценна» (1956), режиссёр Камил Ярматов.
  • Фильм «Юность Гения» (1982), снятый киностудиями Узбекфильм и Таджикфильм, посвящён детским и юношеским годам Авиценны. Режиссёр фильма Эльёр Ишмухамедов.
  • Иранский телесериал «Авиценна» («Bu-Ali Sina») 1987 года повествует о жизни учёного с детства до самой смерти.
  • В 2013 году вышел фильм Филиппа Штёльцля «Лекарь: Ученик Авиценны» («The Physician») по книге Н. Гордона.


Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдалла́х ибн Си́на , или Авице́нна (Афшана близ Бухары, 16 августа 980 года — Хамадан, 18 июня 1037) —средневековый учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274.

Биография

Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет. Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдаллаха Натили. С 14 лет юноша начал заниматься самостоятельно. И геометрия, и астрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с«Метафизикой» Аристотеля. В автобиографии он упоминал, что несколько раз прочитал этот труд, но не смог понять его. Помогла в этом книга Аль-Фараби с комментариями к «Метафизике». В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары. В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».

После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 году Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Тут его стали называть «князем врачей». В 1008 г. после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов.

В 1015—1024 гг. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность везира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.

После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца он был заточен в крепость. Последние четырнадцать лет жизни (1023—1037) служил вИсфахане при дворе эмира Ала ад-Давла, где для него создали благоприятные условия для научной деятельности. Он был главным врачом и советником эмира, сопровождал его даже в военных походах. В течение этих лет Ибн Сина, подстёгиваемый критикой его стиля, обратился к изучению литературы и филологии. Также продолжал плодотворную научную работу. Завершил «Канон врачебной науки». Многие рукописей трудов, в том числе «Книга справедливости» («Китаб ул-инсаф») сгорели во время нападения на Исфахан газнийского войска. Во время одного из военных походов правителя Исфахана, у Ибн Сины открылась тяжёлая желудочная болезнь, от которой вылечить себя он не смог. Умер Ибн Сина в июне1037 года, перед смертью продиктовав завещание незнакомцу. В завещании он дал указание отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.

Похоронили Авиценну в Хамадане у городской стены, а через восемь месяцев его прах перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее эмира.

Ибн Сина был учёный, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли.

Наследие

Книга исцеления

Написанный на арабском энциклопедический труд «Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике. «Книга знания» («Даниш-намэ») также является энциклопедией.

Труды по медицине

Латинская копия «Канона врачебной науки»

Основные медицинские произведения Ибн Сины:

  • «Канон врачебной науки» («Китаб ал-Канун фи-т-тибб») — сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмыслены и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Существует множество переводов «Канона врачебной науки» на латинский язык. В «Каноне» две книги из пяти посвящены описаниюлекарственного сырья, лекарственных средств, способам их изготовления и употребления. Из 2600 лекарственных средств, описанных в «Каноне», 1400 — растительного происхождения.
  • «Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») — написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.
  • «Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).
  • «О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») — самый короткий трактат Ибн Сины.
  • «Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).
  • «Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).
  • «Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).
  • «Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») — описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.
  • «Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») — описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.
  • «Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).
  • «Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»).
  • «Рисола-йи жудия» — описываются лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого, в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.
  • Копия рукописи «Канон врачебной науки» (Аль-Ганун Фи ат-Тибб) Ибн Сины 1030 года, сделанная в 1143 в Багдаде.

Оздоровительная физкультура

Ибн Сина писал в своём труде о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение физическим упражнениям — произвольные движения, приводящие к непрерывному, глубокому дыханию.

Он утверждал, что если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив эти занятия, он чахнет. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки, нервы. Он советовал при занятиях учитывать возраст и здоровье. Высказывался о массаже, закаливании холодной и горячей водой. Рекомендациями Авиценны могли воспользоваться только феодалы.

Оздоровительная физкультура, придуманная им, жива по сей день и тысячу лет помогает людям.

Химия

В области химии Ибн Сина открыл процесс перегонки эфирных масел. Умел добывать соляную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия.

Астрономия

В астрономии Ибн Сина критиковал представления Аристотеля на то, что звезды отражают свет от Солнца, утверждая, что звезды светятся собственным светом, однако, полагал, что и планеты также светятся сами. Заявлял, что наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца 24 мая 1032 года. Однако современные ученые сомневаются, что он мог наблюдать это прохождение в указанное время в указанном месте. Он использовал это наблюдение для обоснования того, что Венера, по крайней мере иногда, в птолемеевской космологиинаходится к Земле ближе Солнца.

Ибн Сина написал также Компендиум Альмагеста, с комментариями на книгу Птолемея.

Находясь в Гургане, Ибн Сина написал трактат об определении долготы этого города. Ибн Сина не смог воспользоваться тем методом, которым пользовались Абу-л-Вафа и ал-Бируни, и предложил новый метод, состоящий в измерении кульминационной высоты Луны и её сравнении с высотой в Багдаде путём вычислений по правилам сферической тригонометрии.

В «Книге о способе, предпочитаемом другим способам при конструировании наблюдательного инструмента», Ибн Сина описал изобретенный им наблюдательный инструмент, который по его мнению, должен был заменить астролябию; в этом инструменте для уточнения измерений впервые применялся принцип нониуса.

Механика

Ибн Сина внёс значительный вклад в развитие теории вложенной (или запечатлённой) силы — средневековой теории движения, согласно которой причиной движения брошенных тел является некоторая сила (позднее названная импетусом), вложенная в них внешним источником. По его мнению, «двигатель» (рука человека, тетива лука, праща и т.п.) сообщает движущемуся телу (камню, стреле) некоторое «стремление», аналогично тому, как огонь передаёт тепло воде. В роли двигателя может выступать также тяжесть.

«Стремление» бывает трёх видов: психическое (у живых существ), естественное и насильственное. «Естественное стремление» является результатом действия тяжести и проявляется в падении тела, т.е. в естественном движении тела, в согласии с Аристотелем. В этом случае «стремление» может существовать даже у неподвижного тела, проявляясь в сопротивлении неподвижности. «Насильственное стремление» является аналогом филопоновской движущей силы — оно сообщается брошенному телу его «двигателем». По мере движения тела «насильственное стремление» уменьшается из-за сопротивления среды, как следствие стремится к нулю и скорость тела. В пустоте «насильственное стремление» не изменялось бы, и тело могло бы совершать вечное движение. В этом можно было бы видеть предвосхищение понятия инерции, однако в существование пустоты Авиценна не верил. Ибн Сина попытался дать количественную оценку «насильственного стремления»: по его мнению, оно пропорционально весу и скорости движения тела.

Возможно, идеи Ибн Сины о вложенной силе стали известны на латинском Западе и способствовали дальнейшему развитию теории импетуса Буриданом и другими схоластами.

Философия

В понимании предмета метафизики Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за Аль-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе. Ибн Сина утверждает совечность мира Творцу. Творение в вечности Ибн Сина объяснял с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия. Космос делится на три мира: материальный мир, мир вечных несотворенных форм, и земной мир во всем его многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстаёт кульминацией процесса мышления.

К кругу мистических произведений Ибн Сины относятся «Книга о птицах», «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смысле паломничества», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга о предопределении».

Критика

Вокруг философских взглядов Авиценны велась острая борьба между сторонниками и противниками его идей.

Суфии резко выступали против рационализма Ибн Сины, ставя его философии в вину то, что она не дает возможности человеку приблизиться к Богу. Тем не менее многие из суфиев переняли философский метод Авиценны и его идею об эволюционном характере ступеней эманации по линии восхождения.

Мухаммад Аль-Газали в своей известной книге «Опровержение философов» пытался опровергнуть философию Ибн Сины во всех аспектах. Выступал против учения об изначальности и вечности мира и его атрибутов, поскольку это, по мнению Аль-Газали, приводит кдуализму, который противоречит монотеизму ислама. Аль-Газали отвергает также принцип эманации, согласно которому Бог творит мир не по собственной воле, а в силу естественной необходимости. Не разделял он также выдвинутых Ибн Синой идей о причинности и невозможность телесного воскресения.

Позже линию Аль-Газали продолжили мыслители XII века Мухаммад Шахрастани в своём труде «Китаб аль-Мусараа» и Фахруддин Рази. С защитой идей восточного перипатетизма в XII веке выступил Ибн Рушд в своей книге «Опровержение опровержения». Впоследствии взгляды Ибн Сины защищал Насир ад-Дин ат-Туси.

Психология

Ибн Сина разработал также свое собственное учение о темпераменте и характере человека. Согласно его учению натура человека делится четыре простых вида: горячая, холодная, влажная и сухая (что в современной психологии соответствует четырём темпераментам). Эти натуры не являются стабильными, а изменяются под воздействием внутренних и внешних факторов, таких как метеорологические условия и смена времен года. Изменения в жидкостях организма также могут корректировать натуру в соответствующем направлении. Кроме простых натур, Авиценна различал ещё четыре сложных натуры в зависимости от превалирования одной из четырёх жидкостей организма (крови, слизи, жёлтой или чёрной желчи).

Литература

Многие серьезные научные работы Ибн Сина писал в виде поэм, используя четверостишия. В такой форме написаны «Трактат о любви», «Трактат о птицах» и некоторые другие произведения. Есть среди его творчества и лирические стихотворные произведения — четверостишия и рубаи.

Основные литературные работы Ибн Сины — философская повесть-аллегория «Хай ибн Якзан», поэма из двадцати двустиший «Птица», «Саламан и Абсаль». Эти произведения и рубаи повлияли на развитие арабской, иранской и тюркоязычной литератур. В частности, классик ираноязычной поэзии XII века Омар Хайям называл Ибн Сину своим учителем.

Музыка

Авиценна писал также произведения по теории музыки, которые являются частями его энциклопедических работ:

  • «Свод науки о музыке» в «Книге исцеления»;
  • «Краткое изложение о музыке» в «Книге спасения»;
  • раздел о музыке в «Книге знания».

С теоретической точки зрения Ибн Сина, по средневековой традиции, относил музыку к математическим наукам. Он определял её как науку, изучающую звуки в их соотношениях и имеющую целью установление правил создания композиции. Исходя из учения Пифагора, он считал, что музыка подчинена числам и находится в тесной связи с ними.

Ибн Сина первый в истории подводит под музыкальную историю солидную научную базу, рассматривая музыку с позиций не только математики, но и социологии, психологии, поэтики,этики и физиологии.

Ибн Сина совместно с Аль-Фараби заложил основу науки о музыкальных инструментах, которая получила дальнейшее развитие в Европе в значительно более позднее время. Он дает подробную классификацию типов музыкальных инструментов, объясняет их строение. В шестом разделе «Книги знания» приводятся названия почти всех существующих инструментов с их описаниями. Труды Аль-Фараби и Ибн Сины по изучению музыкальных инструментов заложили основы инструментоведения как специальной области музыкальной науки.

Великий учёный также является изобретателем распространенного в Средней Азии смычкового инструмента — гиджака.

Loading...Loading...