Православные старцы о помыслах. Что такое грех? Создал ли Бог зло

Глава 5. Бог ли создал зло?

Глава 6. Кто был первым грешником?

Глава 7. Первый грех и первая война

Глава 8. Какое положение на земле занимает сатана?

Глава 9. Почему согрешили Адам и Ева?

Глава 10. Пять методов нападения сатаны

Глава 11. Какое средство имеет Бог против греха?

Глава 5. Бог ли создал зло?

«Весь мир лежит во зле» (1Иоан. 5:19).

Человек по своей природе жизнерадостен, и все же он признает, что этот мир не такой, каким создал бы его он сам, если бы располагал для этого возможностью.

Со всеми нашими церквами, нашими общественными и государственными организациями мы все еще имеем грех, печали, нищету и скорбь. Несмотря на всевозрастающие чудеса современной медицинской науки и бесчисленные больницы, этот мир является огромным лепрозорием болезней, страданий и смерти. Страх, ненависть и сомнение в сердцах людей открывается явственно в преступных делах, войнах и кровопролитии. Бури, землетрясения, голод и бедствия все более увеличиваются.

Мейсфилд писал:

Дал нам небо и землю как книгу Творец,

За нее благодарность лишь ждет Он,

А когда отдаем мы ее наконец,

Кровью книга запятнана очень…

Также сажа видна между строчек.

«Вечная милость», 1912 г.

Чистые, белые страницы оригинальной Божьей книги природы дочерна испачканы сажей от греховных пальцев и запятнаны кровью вечных раздоров.

Соломон направил стрелу истины прямо в цель, когда написал: «Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл. 7:29).Сегодня мы наблюдаем ужасный поток зла над человечеством, разрушающий самое дорогое в этом мире, созданное на протяжении долгого времени ценой страданий и познания. Отчаяние сжимает сердца миллионов. Вожди человечества находятся в смятении и замешательстве. «А на земле уныние народов и недоумение» (Лук. 21:25).

Пастор Мартин Ноул, проповедуя своим прихожанам в оккупированной Германии после падения Гитлера, рассказывал типичный случай об одном образованном и благочестивом немце. Этот человек говорил примерно следующее: «Мой сын был убит в бою. Моя дочь пропала без вести. Я потерял жену. Мой дом разрушен. Все мое состояние в одежде на моих плечах, да и она пожертвована мне. Я не могу более молиться. И думать больше не могу. Я не хочу ни о чем думать: ни о прошлом, ни о будущем. После всего пережитого мною это просто невозможно» (Сборник проповедей, 1946 г.).

Создал ли Бог зло?

Нет ли в Библии какого-нибудь места, которое указывало бы на то, что Бог создал зло? Вот отрывок, на который часто указывают: «Я… делаю мир и произвожу бедствия» (Ис. 45:7).

Говорит ли это место о том, что Бог вначале создал зло, что Он — Создатель зла? Если нет, что же тогда оно означает?

При чтении шести предыдущих стихов сразу же становится ясно, что эти слова были сказаны в виде пророчества о Кире, царе Мидийском и Персидском, который еще не родился. Древнее Вавилонское царство распространило свои завоевания до Палестины, Иерусалим был взят. Страна была порабощена. Тысячи отборных евреев были уведены в золотой город Вавилон на реке Евфрат.

Высокомерие Вавилона должно было достичь предельных высот; тогда Бог позволил подняться новому Мидо-Персидскому царству, чтобы ниспровергнуть его. Кир был во главе их армии. В Исайи 13:17-19 Господь предсказывает, что сделают мидийцы: «Вот, Я подниму против них Мидян… И Вавилон… будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра». Вот такое направление одного злого царства против другого, чаша беззакония которого переполнилась с целью освобождения народа,- вот что имел в виду Бог, говоря: «Я произвожу бедствия…» Царю Вавилонскому Бог в видении сказал следующее: Всевышний владычествует над царством человеческим и даёт его, кому хочет!» (Дан. 4:29).

Смотря на возникновение царств

И на их падение…

Даже Сам Всемогущий Бог

Пришел в удивление.

С очень давних пор сомневающийся человек настойчиво задавал один и тот же вопрос: «Почему Бог создал мир в таком виде и позволяет ему существовать и дальше?» Без сомнения, этот вопрос приходит в какое-то время к каждому мыслящему человеку. В Библии находим ответ: «Увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Бог есть любовь. И Его закон — закон любви. Все Его дела по отношению к своему творению, если их правильно понимать, являются доказательством неизменной любви. Бог не создал мир плохим, но Он хорошо знает, что еще нужно сделать здесь, и у Него есть совершенно ясные намерения и планы на будущее.

В чем причина зла и бед?

Никакого объяснения причины возникновения зла человек не предполагает. Библия же разрешает этот вопрос следующим образом: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12).

«Проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3:17-19).

Да, грех является главной причиной нашего горя и несчастья. Он является корнем, питающим виноградную лозу, которая приносит кислые плоды, сводящие род всего человечества. И в эти последние десятилетия миллионы людей прислушиваются к духовным обманам. Им говорят, что, кроме Бога и добра, ничего больше нет. Что злом является лишь то, что сами люди считают злом. Что грех великолепно исключается простой верой в отсутствие греха, и что только настоящий грех признается в его действительности.

Современный человек со своими взглядами о неизбежности прогресса ошеломлен достижениями последних дней и совершенной несоразмерностью своих малых знаний. Святой Дух Божий делает все возможное, чтобы призвать современного человека обратно к Его святому и вечному Слову, которое говорит:«Грех есть беззаконие… Возмездие за грех — смерть» (1Иоан. 3:4; Рим. 6:23).

«Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти» (Притч. 14:12). Грех начинается одним путем, а кончается тысячей путей, которые ведут в одно место с указателем: смерть!

Доктор Гарри Эмерсон Фосдик, хорошо известный либеральный мыслитель, говорит в своей книге «Жизнь в напряженном состоянии»: «Сегодня мы и наши надежды, и все наши стремления к добру стоят лицом к лицу с сильной враждой, чем-то демонически ужасным и страшным в человеческой природе, что превращает наши прекраснейшие свойства во зло, а наши возвышенные стремления в неудачи. Наши отцы называли это грехом». И давно пришла пора, чтобы современный человек среди шума своих собственных противоречий услыхал голос Бога, провозглашающий Свои святые заповеди, нарушение которых является грехом. Ни проповедь о том, что Бог есть Отец, ни провозглашение братства всех людей, ни общественное устройство или вмешательство Церкви в политику, ни гигантские объединения религиозных организаций- ничто никогда не сможет спасти человечество или этот мир, если потеряно сознание греха. Если мы, соприкасаясь с грехом, не чувствуем его, мы сожжем и иссушим наши души и никогда не узнаем этого. Потому что данная нам Богом защита ушла.

Что такое грех?

Грех имеет исчерпывающее определение: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1Иоан. 3:4). Нарушение закона является грехом. Не обманывайтесь в своей уверенности в том, что неизменный Бог когда-либо аннулирует Свой святой закон, даже в Своем плане спасения человека. Это разрушило бы само основание Его правления. Десять Заповедей являются основным законом Божьим для человека.

«Всякая неправда есть грех» (1Иоан. 5:17). В нашем уме следует строго разграничить грех от праведности. Нарушение одной или всех заповедей Божьих включает в себя все грехи.

«Все, что не по вере, грех» (Рим. 14:23). Если человек поступает против своей совести, он согрешает. Его совесть должна развиваться свободно, но, вне всякого сомнения, он должен свято ее сохранять. Если этого не будет, он окажется сожженным в своей совести (см. 1Тим. 4:2). «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 4:17). Только единственного человека можно считать безответным за свои грехи,_

того, который не знает, что он согрешает. Иисус сказал: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха, но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Иоан. 9:41). Если мы закрываем глаза, чтобы не видеть, и уши, чтобы не слышать, тогда мы будем ответственны за то, что могли бы знать (см. Матф. 13:15).

На одной фруктовой базе висел плакат для работников, занятых сортировкой яблок. Текст его гласил: «Пятнышко сегодня- завтра гниль».

Грех маленький хоть поначалу

И поднимает голову едва…

Крадется грех туда, где пыль и сумрак,

Случайно боится каблука.

А после грех заметно подрастает,

И выступает гордо напоказ.

Как в куколку личинка превращаясь,

Выходит бабочка приятною для глаз.

А сколько зла приносят бабочки такие,

Вмиг они все поле облетят…

Капусту, огурцы и овощи другие,

И если не бороться — все съедят.

Так мотылек нас прелестью смущает,

Таким прекрасным кажется на вид!

Но вскоре чистоту и силу жизни развращает,

Опасен грех, хоть он и невелик!

Беги греха, лишь под покровом Бога

Найдешь ты силу, грех чтоб победить!

Христос не согрешил и нам дарует

Столько сил, чтоб жить и не грешить!

«…Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл.7, 29).

«Причина всех наших страданий находится в наших мыслях».

Святитель Марк Эфесский

«Каковы мысли, такова и жизнь. Дух питается мыслями как тело – пищей. Помыслы нам внушаются со всех сторон. Мы живём как бы среди мысленных радиоволн. Но не умеем подключиться к Источнику жизни, чтобы чувствовать радость жизни, впадая вместо этого в мысленные сети лукавого, которые нас окружают».

Старец Фаддей Витовницкий

Фаддей Витовницкий, Николай (Цариковский), Порфирий Кавсокаливит, Иосиф Ватопедский, Симеон Афонский, Паисий Святогорец.

Старец Фаддей Витовницкий (1914-2003): «…До тех пор, пока мы думаем об обиде , которую нам причинили недруги, друзья, родные, близкие, у нас нет мира и спокойствия, мы живем в состоянии ада… Жизнь наша зависит от наших мыслей, от наших желаний. Мы сами создаем вокруг себя гармонию или дисгармонию .

Духовная жизнь – жизнь сердечная и мысленная, поэтому мы должны быть внимательны к тому, что роится в нашей душе. Надо хранить внимание, чтобы в наше сердце не входило ничего, что разрушает мир. Рассеянное сердце холодно, и душа блуждает, словно бездомная. Но стоит ей выйти из своего сердечного дома – её бьют, бьют мысленно. А когда внимание в сердце, когда душа придёт в себя, примирится с Господом и Господь станет центром жизни – нам будет тепло и блаженно. Хранение внимания в сердце и мысленного трезвения важнее подвига, поста и трудов.

Духовная жизнь - жизнь сердечная и мысленная, поэтому мы должны быть внимательны к тому, что роится в нашей душе, день и ночь просить Бога избавить нас от всякого зла, очистить нас и дать сил отвергать прилоги духов злобы . Если примем прилог, согласимся с ним, то сразу начнется борьба - мы отвергаем одно, а они предлагают нам второе, третье, четвертое… И нет нам покоя, нет мира. Тогда нужно всем сердцем и умом обратиться к Богу : «Господи, у меня нет сил, не научился я в юности, во зле вырос, и мое зло со мной выросло, и сейчас нужен большой труд, чтобы извергнуть и искоренить его из меня. Но Ты, сильный и могущественный, научи меня быть беззлобным, простодушным, кротким и смиренным. Увенчай меня Твоими Божественными добродетелями, как венчаешь ангелов и святых ».

Господь смотрит вглубь нашего сердца, о чём это сердце печалится, чего хочет. Если в сердце есть что-то нечистое, влекущее к соблазнам этого мира, привязывающее к земной жизни, тогда наши скитания будут долгими и у нас будет много мучений и страданий. Это потому, что мы раздвоены: хотим быть с Христом, а сердце всё ещё в плену . Поэтому мы так много страдаем.

Каковы мысли, такова и жизнь. Дух питается мыслями как тело – пищей. Помыслы нам внушаются со всех сторон. Мы живём как бы среди мысленных радиоволн. Но не умеем подключиться к Источнику жизни, чтобы чувствовать радость жизни, впадая вместо этого в мысленные сети лукавого, которые нас окружают. Причина болезней в мысленном падении. Болезнь – от мысли. Каждый грех есть прежде всего мысль, мысленная сила.

Всё в нашей жизни зависит от мысли. Всё начинается с мысли – и добро, и зло. Люди обращают на свои мысли мало внимания, и от этого – много страданий. Когда мы мысленно обращаемся к окружающим нас обстоятельствам, входим в этот круг размышлений, нет нам ни мира, ни покоя. Ради своего же блага мы должны хранить добрые мысли и добрые желания. Но мы этого не делаем и потому страдаем. Мы держим в себе много зла; надо освободиться от зла в себе. Наша жизнь такова, и мы сами таковы, каковы наши мысли. Как только нас побеждают злые мысли, мы и сами становимся злыми. Всякая мысль, которая нарушает наш внутренний покой, исходит из ада.

Когда сердце рассеянно - нет в нем тепла. Только когда соберутся мысли, силы и любовь, когда они соберутся в сердце, только тогда оно начинает разгораться.

Рассеянное сердце холодно, и душа блуждает, словно бездомная. Когда она возвращается домой, она согревает сердце. А стоит ей выйти из дома - ее бьют, бьют мысленно. Одну мысль она принимает, другую гонит, третью и, конечно, сердце не выдерживает, каменеет . И говорит: «И это нехорошо, и то мне не нравится…». Все это ранит изнутри, и сердце терзается. А когда душа придет в себя, когда примирится с Господом, тогда Господь занимает центр жизни, и нам становится тепло и блаженно. Мы рассеянны и нецелостны, и только Господь может исцелить нас Своей благодатью.

Господь смотрит вглубь нашего сердца - о чем это сердце печалится, чего хочет. И если душа не может сразу придти в себя, Господь в свое время очистит ее и снова привлечет к центру, чтобы она отрезвела, и душа успокоится. Если в глубине нашего сердца есть что‑то нечистое, что‑то вожделеющее этого мира, привязанное к земной жизни, тогда наши скитания будут долгими и будет у нас много мучений и страданий. У нас, верующих, страданий будет больше, чем у неверующих, потому что у неверующих нет той внутренней боли, они не думают о вечности, для них главное - здесь, на земле, иметь возможность есть и пить, наслаждаться жизнью. Тут все их внимание, а мы раздвоены: хотим быть с Христом, а не разобрались со своими земными делами, с которыми наше сердце все еще связано, все еще в плену. Поэтому мы так много страдаем.

К ближним надо относиться одинаково. Нельзя делить людей: этот мне симпатичен, а тот нет, потому что тогда мы объявляем тому, кто нам несимпатичен, войну, и он не будет нас выносить. Хотя внешне мы и не дали никакого повода - ни словом, ни движением, только мыслью, в себе так подумали.

Мы христиане, крещением облеклись во Христа, облеклись в Бога, а Бог - Любовь. И как же это - в крещении с Богом соединились, а на самом деле воюем с Ним? Как воюем? Мыслями , потому что плохо думаем о ближних и дальних.

В духовном мире мысли понятны так же, как слова. Они слышны. Поэтому труд над своей душой драгоценней любого дара в этом мире. Если человек, не очистившись, перейдет в вечность с плохими качествами характера, то он не сможет находиться среди ангелов и святых. И он уйдет в вечность, в вечную жизнь, с этими своими недостатками.

Мысленная борьба , поражение, плен… борьба непрестанная, постоянная. Но если душа, с Божией помощью научившись не принимать помыслы, все‑таки не устоит в мысленной брани, пусть возопит к Богу: «Вот, Господи, что это во мне? Беда и зло! Пришел помысел, что меня обидели, и вот снова приходит. Потом услышу, что какое‑то государство вступило в войну или где‑то беззаконие совершается, и я сразу же туда (мысленно) включаюсь и начинаю мудровать по–земному. И у меня испортилось настроение, и начал осуждать и тех и других». А нужно все представить Господу, чтобы Он устраивал все в мире, чтобы мы не попадали в этот мысленный капкан, потому что в противном случае мы будем постоянно ссориться с этим миром, постоянно воевать и никогда не будет нам ни покоя, ни мира. А если уж здесь, на земле, мы так терзаемся, то к концу жизни получится так, что душа уже привыкла постоянно препираться».


Иеросхимонах Николай (Цариковский), духовник Киево-Печерской лавры (1829-1899):
«Нужно заботливо сопротивляться всякой страсти : гневу ли, гордости, зависти, тщеславию и делать это сейчас же после появления помыслов этих страстей, не соглашаться мысленно с тем, что внушает невидимо враг . Нельзя давать этим помыслам и минуты пробыть в душе и укорениться в ней, ибо чем дольше с ними не бороться, тем труднее с ними становится борьба, и Ангел-хранитель может отступить от нас за не сопротивление злу, греху. Если же человек не соглашается с диавольскими помыслами страстными, то Ангел-Хранитель, видя благое произволение души, сейчас отгоняет от нее врага. Богу и врагу нашему нужно только произволение наше, так как нам дана свобода избирать благое или злое и отвергать противоположное избранному. Ни Господня Благодать, ни враг не принуждают человека насильно делать что-либо, но только предлагают: Благодать – благие помыслы к совершению воли Божией, а враг – помыслы лукавые, греховные, злые, соблазняющие ко греху. Только уже склонение человека своим произволением в сторону добра или зла вменяется ему в заслугу или осуждение.

…А во время искушений нужно помнить (и не унывать), что за помыслы, всеваемые врагом в душу, еще нет осуждения человеку, ибо это вражеская брань. Только уже за услаждение помыслами и соизволение с доводом на грех постигают человека осуждение от Бога и праведный Его гнев».

Преподобный Порфирий Кавсокаливит (1906-1991):

Диавол посредством помыслов тянет вас за руку

«Хотелось бы сказать о том, как противостоять лукавым помыслам, поскольку этот вопрос очень важен и имеет большое значение для любого человека, в особенности же для христианина. Все мы знаем, что такое мысленная брань, которую ведет с нами сатана. По личному опыту, опыту духовника, которым Бог сподобил меня стать, я знаю, что весьма и весьма многие люди плохо разбираются в вопросах мысленной брани и сильно страдают» .

Когда мы однажды спросили отца Порфирия о борьбе с помыслами, он ответил: «Вы идите своей дорожкой. Приходит диавол и посредством помыслов начинает тянуть вас за руку, стараясь увести с тропы и запутать. Но вы не вступайте с ним в беседу или в пререкания, а идите своей дорожкой. Итак, он будет тянуть вас за руку, а вы идите дальше, и когда-нибудь он устанет и оставит вас в покое».

Не негодуй на несправедливые обвинения

Однажды меня стали сильно обуревать горькие мысли о некоторых людях, которые возводили на меня несправедливые обвинения. Старец немедленно «ударил в набат» из-за моего, как он сказал, «состояния агрессии». Возражая ему, я сказал, что не высказал ни одного враждебного слова в адрес моих обидчиков и не предпринял никаких ответных действий. Просто я был охвачен горькими помыслами. Но я сдерживался и внешне был совершенно спокоен. Тогда Старец объявил мне еще одну тайну духовной битвы: «Каким бы несправедливым ни было против тебя обвинение, не нужно негодовать, даже внутренне. Это тоже зло. Ведь начало зла – злые помыслы. Когда ты огорчаешься и негодуешь, пусть даже мысленно, то разрушаешь свое духовное устроение. Ты препятствуешь действовать Святому Духу и позволяешь диаволу умножать зло. Всегда молись, люби и прощай. Изгоняй из себя всякий дурной помысел ».

  1. Отец Порфирий учил, что наш дурной помысел о ближнем, с одной стороны, будучи грехом, оскверняет нашу душу, а с другой – причиняет или может причинить зло ближнему . Злой помысел действует следующим образом: мысль источает злой заряд, который затрагивает ближнего. Молитва же, напротив, помогает ему . Конечно, все это нужно понимать правильно, согласно учению Церкви о существовании как лукавых, так и добрых духов – Ангелов. Все эти духи активны, каждый из них делает свою работу. Дела лукавых духов – донос и клевета, ложь, смута, наговоры и т. д. Дела добрых духов – служение тем, кто стремится наследовать Царство Божие. Злой помысел не скроешь. Он через нас оказывает свое негативное действие на того, о ком мы плохо думаем. Это происходит даже на расстоянии. И человек может даже не понимать, почему у него вдруг возникла к нам неприязнь. Итак, мы должны быть чистыми сердцем, чистыми не только от злых дел, но и от злых помыслов, особенно от злопамятности. (http://azbyka.ru/otechnik/?Porfirij_Kavsokalivit/tsvetoslov-sovetov).

Старец Иосиф Ватопедский (1921-2009): «Как мы ведем войну с грехом в чувственном мире, так же мы должны противостоять помыслам и в мысленном мире, хотя эта война труднее, а помыслы быстры и дерзки в своих угрозах и нападениях . В этой войне нам очень поможет изучение опыта, изложенного в Писании и в отеческих повествованиях. Здесь наш ум черпает силу и с помощью отеческих наставлений защищается от мысленной и невидимой брани. Через это рождается в нас память о Боге, и мы начинаем ощущать действие Его божественной любви, которая непрестанно нас окружает.

С этого момента в нас начинает действовать самое сильное оружие - молитва, без которой не может быть достигнуто ничего. Святые Отцы, истолковывая изречение пророка Давида воутрия избивах вся грешныя земли (Пс.100, 8), следующим образом объясняют значение этого подвига. Усилия в духовном делании должны прилагаться с самого начала, иначе ум будет рассеиваться памятью о прошлом, по причине свойственного ему парения.

Первый долг на духовном поприще невидимой и многообразной брани есть возделывание ума, откуда постыдные помыслы исходят воутрия, то есть берут начало. Это достигается памятью о Боге от стражи утренния (Пс.129, 5), а также постоянным призыванием всесвятого имени Его, посредством чего обнаруживается наша ревность к подчинению Его божественной воле».

«…Некоторые убеждены, что не было бы в мире зла, если бы не было некой внешней силы, которая бы нас тянула к нему. Но отцы учат, что зло есть ни что иное, как небрежение естественных сил ума . Орудием против этого небрежения служит хранение ума и контроль над греховными помыслами , чтобы человек не был вовлечен в совершение греха на деле. Одним словом, если естественные силы нашего ума подчинятся Божественному слову и будут контролировать в нас неразумную часть души, тогда не будет в мире ни зла, ни силы, которая влечет к нему». (http://www.agionoros.ru/docs/305.html).

Монах Симеон Афонский: «Существует предубеждение, что единственное предназначение искусства борьбы с помыслами – уничтожить помысл. Оно предназначено не для того, чтобы уничтожить помысл, а чтобы уничтожить зло. Это способ, уничтожив единственного врага – грех, позволить жить в сердце Божественной благодати.

Чтобы войти в дом, вы сперва должны пройти в дверь. Дверь – это вход в дом. Пройдя через нее, вы входите в дом, и вас встречает его хозяин. Учение – дверь к достижению чистоты сердца и встрече со Христом.

Пройдя через эту дверь, вы вступаете на путь очищения сердца и стяжания благодати. Учение – это дверь, а не сам дом. Не ошибитесь, приняв дверь за дом. Дом и хозяин, который живет в нем, находятся дальше, за дверью.

Поскольку учение – это дверь, не думайте, что книги, которые вы можете прочесть, и есть путь очищения сердца. Книги – это дверь к стяжанию благодати с помощью молитвы». (http://www.isihast.ru).

Старец Паисий Святогорец (1924-1994) : «Самым надежным оружием против вражеских помыслов является молитва Иисусова.

Духовное преуспеяние подвизающегося зависит не от того, насколько хорош духовный отец, но от того, насколько чисты помыслы послушника.

Послушник, который принимает лукавый помысел против старца и теряет к нему доверие, падает сам, подобно тому, как обрушивается купол, когда из него убирают центральный кирпич, на котором все держится.

Чтобы ум и сердце обрели непорочность, человек должен не принимать лукавые помыслы и при этом сам должен не мудрствовать лукаво. Он должен все делать просто и смиренно, а также с ревностью подвизаться.

Для подвизающихся ради сохранения своей душевной и телесной непорочности чистые помыслы имеют большую духовную силу, чем любые подвиги, пост, бдение и так далее.

Естественная плотская брань отступает благодаря посту, бдению, молитве, если при этом нет гордости.

Лукавый помысел, вступая в союз с ветхим плотским человеком, приносит душе двойное зло. Точно так же, как диавол, вступая в союз с человеком, приносит миру двойное зло.

Но все хульные помыслы — от диавола, а не от человека.

Хульными помыслами диавол обычно мучает чувствительных людей, чтобы ввергнуть их в печаль и отчаяние.

Хульные помыслы подобны самолетам, которые безпокоят нас своим шумом независимо от нашей воли и которым мы никак не можем помешать. Сильной противовоздушной обороной в таком случае является псалмопение, ибо оно есть одновременно и молитва ко Христу, и пренебрежение к диаволу.

В начале своей духовной жизни подвизающийся благодаря духовному чтению, непрестанной молитве и ревностному подвигу сначала изгоняет злые помыслы. После этого к нему приходят уже только чистые помыслы. А позже и они уходят, так что человек начинает ощущать некое опустошение. И потом к нему приходит Божественное просвещение». (http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_74/)

«Ибо неправые помыслы удаляют от Бога» (Прем.1, 3)

Старец всегда нас побуждал иметь хорошие помыслы. Говорил, однако, что не следует заключать цель только в этом, т.е. чтобы иметь добрые помыслы: ибо должна через них очиститься душа наша и пребывать голой, в одной только одежде – Божественной благодати, которую мы получили во святом крещении. «Эта есть цель , — говорил он нам, — да покорится ум наш полностью Божественной благодати. Христос только одного ищет от нас – смирения. Всё остальное потом даёт Божественная благодать . Однако, как предварительная стадия, нужно нам полюбить питать себя добрыми помыслами , ибо так приводимся мы мало-помалу к последнему благу, к Богу, Которому принадлежит всякая слава, честь и поклонение. Напротив, нам принадлежит только смирение кичливого мудрования нашего».

«Нужно постоянно внимательно следить и иметь постоянное сомнение в том, являются ли вещи таковыми, как мы о них думаем. Ибо когда кто-либо постоянно занят своими мыслями и им доверяет, то в них привносит своё диавол, чтобы сделать человека лукавым, хотя бы и был он по природе своей добрым.

Древние отцы совсем не доверяли своим помыслам , но и в малейших делах, в которых нужно было дать ответ, полагали его делом молитвы, при этом постились – чтобы «вынудить» каким-либо способом Божественную благодать известить их, каков есть по Богу правильный ответ, — и, после того, как получали «извещение», давали ответ.

Сегодня, замечаю, и в бòльших делах, когда кто спрашивает, прежде чем успевает вопросить, его прерываем и отвечаем… извлекая часто пагубные результаты».

«Почти все мы считаем, что помыслы есть нечто простое и естественное, и потому наивно им вверяемся. Однако не следует им ни вверяться, ни принимать их. В уме и сердце не должно быть абсолютно никакого помысла, ни злого, ни доброго, ибо место сие принадлежит только благодати Божией. Так и мы должны хранить его чистым, и не только от помыслов, но и от малейшего беглого парения.

Этого, однако, мы не можем добиться иначе, как только когда от многого любочестия полюбим Христа и вверимся Ему во всём без малейшего колебания! И так смиряться естественно. И после того, как мы смиримся, естественным является восстановление внутри нас Божественной благодати, которая даётся только смиренным: «смиренным же даётся благодать » (1 Пётр 5, 5).

«Нам нужно иметь добрые помыслы . Если же не имеем, тогда пусть хоть и Антоний Великий будет нашим Старцем и сотворит чудеса, не сможет ни в чём нам помочь. Смотрите, когда Господь наш был на кресте и произошли те ужасные события…, то два разбойника сораспятых с Ним, Его принимали различным способом… Итак, один разбойник, слева, у которого внутри была фабрика по производству злых помыслов, «злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси себя и нас» (Лк.23, 39). Он, хотя и видел всё (т.е. знамения), не поставил ни одного вопросительного знака в своём помысле. Другой же, справа, имеющий добрые помыслы, смотрите, как противостал: «Другой же напротив унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! » (Лк.23, 40-42). И оба одного и того же всесильного Бога имели возле себя, чтобы им помочь, однако один препятствовал своим злым помыслом Богу помочь ему, в то время как другой – хотя и сделал страшные преступления и был справедливо наказан – своим добрым помыслом «подвиг» Бога, сказавшего ему в тот момент: «…аминь глаголю тебе, ныне же будешь со Мной в раю » (Лк.23, 43).

Поэтому нам нужно знать, что и Сам Бог «не может», хотя и весьма хочет, помочь нам, если мы не имеем добрых помыслов…», с.50-69

…Глядя и под другим углом зрения на тему помыслов, Старец выделял и придавал особую силу этому свойству любви, т.е. тому именно, что «любовь не мыслит зла ». Говорил, что «нужно всегда, притом и в самых плохих случаях, не позволять в нашу душу входить злым помыслам. Кто всегда, во всяком случае, имеет произволение склоняться к доброму помыслу, тот никогда не потеряет или не потерпит вреда ни в чём. Жизнь человека сего, который непрестанно питает себя благими помыслами, есть непрестанный праздник …»

«От качества помыслов выявляется духовное состояние человека». Стр. 74

«Помыслы – как самолёты, летающие по воздуху. Если не придаёшь им значения, нет проблем. Мы должны быть внимательны, чтобы не образовался в нас аэродром и они не приземлились!» Стр. 76 (Книга: «Иеромонах Христодул Агиорит. Старец Паисий». Спасо-Преображенский Мгарский монастырь Полтавской епархии, http://magia.ortox.ru/pogovorim_o_khoroshem …).


О помыслах добрых и злых

Сила доброго помысла

— Геронда, в Ветхом Завете, в Четвертой Книге Маккавейской, говорится следующее: «Благочестивый помысл не искоренитель страстей, а их противник». Что это значит?

— Смотри: страсти глубоко укоренены у нас внутри, но благочестивый, добрый помысл помогает нам не попадать к ним в рабство. Когда человек, постоянно включая в работу добрые помыслы, делает свое доброе состояние твердым, устойчивым, (его) страсти прекращают действовать и их словно не существует. То есть благочестивый помысл не искореняет страсти, но борется с ними и может их одолеть…

Один добрый помысел равен по силе многочасовому всенощному бдению ! Он обладает великой силой. Сейчас есть такие противоракетные системы, которые лазерными лучами поражают ракету противника еще на стартовой площадке и не дают ей взлететь. Так и добрые помыслы: они предупреждают взлет злых помыслов с диавольских «аэродромов», на которых те базируются, и не дают им подняться в воздух. Поэтому, насколько можете, постарайтесь не дать диаволу успеть насадить в вас злые помыслы. Постарайтесь сами опередить его и насадить в себе помыслы добрые, чтобы ваше сердце стало цветником и вашу молитву сопровождало божественное благоухание вашего сердца.

Если человек держит (в себе) пусть даже и «немного левый», то есть злой, помысел о ком-то, то какой бы подвиг он ни совершал – посты, бдение или что-то еще, — все пойдет насмарку. Чем поможет ему аскеза, если он не борется против злых помыслов, но принимает их? Почему он не хочет сначала очистить сосуд от грязного масляного отстоя, пригодного лишь на мыло, и только потом влить в него чистое масло? Зачем он смешивает чистое с нечистым и делает чистое ни на что не годным?..

Посредством добрых помыслов человек очищается и приемлет Благодать от Бога. А посредством «левых» (недобрых) помыслов он осуждает и несправедливо обвиняет других. Делая это, он препятствует приходу Божественной Благодати. А потом приходит диавол и терзает этого человека.

— То есть, Геронда, осуждая других, человек дает диаволу право его терзать?

— Да. Вся основа в добром помысле. Именно он возвышает человека, изменяет его к лучшему. Надо достигнуть такого уровня, чтобы видеть все чистым. Это и есть то, о чем сказал Христос: «Не судите на лица, но праведный суд судите» (Ин.7, 24). А потом человек входит в такое состояние, что видит все не человеческим зрением, но духовными очами. Он всему находит оправдание – в добром смысле этого слова.

Нам надо быть внимательными, чтобы не принимать лукавых телеграмм диавола. Принимая их, мы оскверним «Храм Духа Святаго» (1 Кор.6, 19; 3, 16), от нас удалится Благодать Божия, в результате чего мы (духовно) ослепнем. Увидев наше сердце непорочным, чистым, Святый Дух приходит и обитает в нем. Ведь Святый Дух любит непорочную чистоту

Помыслы «слева» — величайшая болезнь

— Геронда, когда мне предстоит упорядочить какую-нибудь проблему, я сильно безпокоюсь и не могу уснуть.

— Твоя основная проблема – это многие помыслы. Если бы этих многих помыслов у тебя не было, то и на послушании, и в духовной жизни ты трудилась бы с гораздо большей отдачей. Но я научу тебя одному способу, с помощью которого ты сможешь избегать многих помыслов. Вот послушай. К примеру, если у тебя в уме появляется помысл о каком-то деле, которое тебе предстоит сделать завтра, говори своему помыслу так: «Это дело не на сегодня. Завтра я его и обдумаю». А в случае, когда тебе предстоит принять какое-то решение, не изводи себя мыслью о том, как лучше поступить, и не откладывай принятие решения все дальше и дальше. Выбирай что-то, делай решительный шаг, а заботу о дальнейшем предоставь Богу. Постарайся избегать скрупулезности, чрезмерной тщательности, чтобы не ломать себе голову. С любочестием делай то, что тебе по силам. При этом веди себя просто и с полным доверием Богу. Возлагая на Бога свое будущее и свое упование, мы, некоторым образом, обязываем Его нам помочь

Самая тяжелая болезнь нашей эпохи – это суетные помыслы мирских людей . У них может быть все, что хочешь, кроме добрых помыслов. Они мучаются, потому что не относятся к обстоятельствам духовно. К примеру, человек едет куда-то на машине. В дороге начинает барахлить двигатель, и он приезжает на место назначения с небольшой задержкой. Имея добрый помысел, опоздавший скажет так: «Видимо, Благий Бог притормозил меня неслучайно. Кто знает: может быть, если бы не возникло этой задержки, я попал бы в аварию! Боже мой, как мне благодарить Тебя за то, что Ты уберег меня от опасности!» И такой человек славит Бога. А тот, кто не имеет доброго помысла, отнесется к происшедшему не духовно и начнет обвинять и хулить Бога: «Да что еще за невезуха! Мне надо было приехать раньше, а я опоздал! Все наперекосяк! И все этот Бог…»

Принимая то, что с ним случается посредством «правого» помысла, человек получает помощь. А работая «налево», он мучается, изводится, выходит из равновесия

— Геронда, в чем причина того, что, к примеру, два послушника имеют разную степень доверия к своему Старцу?

— Причина в помысле. Можно иметь поврежденный помысел в отношении чего угодно и кого угодно. Не имея доброго помысла и не убирая своего «я» из каждого своего действия, то есть действуя по своекорыстию, человек не получит пользы даже от Святого. Если бы он даже имел святого Старца или Старицу, если бы даже его Старцем был (сам) Антонии Великий – да что там говорить – даже все святые (будь они его Старцами) не смогли бы ему помочь. Даже Сам Бог не может помочь такому человеку, несмотря на то, что Он очень этого хочет. Если человек любит себя самого, то есть страдает самоугодием, то он истолковывает все по нраву и вкусу своего «я». Одни истолковывают все греховно, другие – как им это нравится. Постепенно нелепые истолкования становятся для такого человека «естественными». И как бы ты себя ни повел – такие люди все равно соблазняются.

А некоторые, стоит лишь оказать им чуточку внимания, сказать какое-то доброе слово, взлетают, как на крыльях. Но, если не уделить им внимания, они очень огорчаются и бросаются в крайности. Эти крайности от врага…

Добрые помыслы приносят человеку духовное здравие

Тот, у кого есть добрые помыслы, духовно здрав и зло претворяет в добро

Взять, к примеру, человека, имеющего добрые помыслы. Даже если кто-то его несправедливо ударит, он скажет: «Бог попустил это, чтобы я искупил свои прежние грехи. Слава Богу!» Если же добрых помыслов у человека нет, то, даже если ты захочешь его ласково погладить, он подумает, будто ты замахиваешься, желая нанести ему удар. Поглядите на пьяных: человек злой в пьяном угаре крушит все подряд. Если же у пьяного добрая душа, он плачет и всех прощает. Один такой добряк, напиваясь, начинал бормотать: «Ты вот на меня смотришь недружелюбно… Ладно… Я тебя золотом осыплю. Прямо из ведра!..»

Тот, кто имеет добрые помыслы, все видит добрым

Когда некоторые говорили мне, что соблазняются, видя в Церкви много неподобающего, я отвечал им так: «Если спросить муху, есть ли здесь в окрестностях цветы, то она ответит: «(Насчет цветов) не знаю. А вот консервных банок, навоза, нечистот во-он в той канаве полным-полно». И муха начнет по порядку перечислять тебе все помойки, на которых она побывала. А если спросить пчелу: «Не видела ли ты здесь в окрестностях какие-нибудь нечистоты?», то она ответит: «Нечистоты? Нет, не видела нигде. Здесь так много благоуханных цветов!» И пчелка начнет перечислять тебе множество разных цветов – садовых и полевых. Видишь как: муха знает только о помойках, а пчелка – о том, что неподалеку растет лилия, а чуть подальше распустился гиацинт».

Как я понял, одни люди похожи на пчелу, а другие на муху . Те, кто похож на муху, в каждой ситуации выискивают что-то плохое и занимаются только этим. Ни в чем они не видят ни капли доброго. Те, кто похож на пчелу, находят доброе во всем. Человек поврежденный и мыслит повреждено. Ко всему относится с предубеждением, все видит шиворот-навыворот, тогда как тот, у кого добрые помыслы, — что бы ни увидел, что бы ему не сказали – включает в работу добрый помысл… (Старец Паисий Святогорец « Слова». Т.3. «Духовная борьба» Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2004г., с.19-30).

О доверии помыслу

Доверие помыслу – начало прелести

…Если духовный человек доверяет своему помыслу, это начало прелести. Его ум омрачается гордостью, и он может впасть в прелесть. Уж лучше ему тогда повредиться в рассудке, потому что в этом случае он будет иметь смягчающие вину обстоятельства.

— Геронда, а разве другие (уже) не в состоянии помочь такому человеку?

— Чтобы человеку, находящемуся в таком состоянии, пошла на пользу чья-то помощь, он и сам должен себе помочь. Должен понять, что верить своему помыслу, который внушает ему, что он лучше всех, что он свят и тому подобное, — это прелесть. От такого помысла, если сам человек его удерживает, — не отобьешься даже из пушки. Чтобы этот помысл ушел, нужно смириться. Иногда люди, находящиеся в таком состоянии, просят меня помолиться о них. А чем поможет такому человеку моя молитва? Если он сам оставляет в себе бикфордов шнур, который просунул в него диавол, то опять взлетит на воздух. Все равно как если бы человек (сидел на пороховой бочке) держал в руках фитиль и при этом просил тебя помочь ему избежать взрыва!..

Не верь своему помыслу: ни когда он говорит, что ты пропащая, ни когда величает тебя святой . (« Слова». Т.3 , с.45-46).

Послушанием преодолевается все

— Геронда, как помочь человеку, который безосновательно подозревает, будто он чем-то болен?

— Чтобы такой человек получил помощь, он должен иметь духовника, доверять ему и оказывать ему послушание. Он будет открывать духовнику свой помысл, а тот будет его наставлять: «Этому не придавай значения, а вот на то обрати внимание…» Если человек не доверяет своему духовнику и не слушается его, то помысл не уйдет. Знаешь, что такое, когда люди просят тебя о помощи, а сами не ударяют палец о палец?..

Я заметил, что тот, кто слушается советов, быстро продвигается вперед, и все у него становится на свои места . И сам такой человек, и его родные обретают спокойствие…

Сколько же людей годами мучаются …оттого, что верят своему помыслу и не слушаются других! Что бы ты им ни говорил, что бы ни делал, они все истолковываю шиворот-навыворот. И ведь зло не останавливается на том, что человек единожды верит своему помыслу. Зло умножается и растет. Человек все возделывает и возделывает в себе (доверие собственному помыслу), и это может довести его до умопомешательства…

— А такому человеку можно помочь?

— Можно, если он сам этого хочет. Однако, как ты ему поможешь, когда ты говоришь ему о том, что что-то неправильно, а он оправдывает себя?..

— Геронда, предположим, у меня имеется некий опыт. Если, основываясь на этом опыте, я примерно вижу, какое развитие получит то состояние, в котором я нахожусь, то в этом тоже есть самоуверенность?

— Ты не делай выводов сама. Когда Господь позвал к Себе апостола Петра, тот пошел к Нему по водам. Однако, как только помысл стал говорить апостолу, что он может утонуть, он и стал тонуть (См.Мф.14, 28-31). И Христос попустил это: «Раз ты говоришь, что утонешь, тогда тони».

Посмотри на смиренного человека: он не верит своему помыслу, даже если творит чудеса

Я понял, послушание очень помогает человеку. Даже человек, который не блещет умственными способностями, оказывая послушание, становится философом, мудрецом. Будь человек умным или глупым, здоровым или больным (духовно или телесно), если он, мучаясь от помыслов, оказывает послушание, то (от мучения помыслов) он освободится. Послушание – это освобождение.

Самый большой эгоист – это тот, кто живет по своим помыслам и никого не спрашивает. Такой человек разрушает сам себя. Если у человека есть своеволие, самоуверенность и самоугождение, то, и будучи умным – даже семи пядей во лбу, — он будет страдать постоянно. Он запутывается, связывает себя по рукам и ногам, у него возникают (все новые и новые) проблемы. Чтобы найти свой путь, он должен раскрыть свое сердце какому-то духовнику и смиренно попросить его о помощи. Однако некоторые вместо духовника идут к психиатру. Если психиатр окажется верующим, то он приведет их к духовнику. А неверующий психиатр ограничится тем, что даст им какие-нибудь таблетки. Однако сами по себе таблетки проблемы не решают. Для того чтобы люди смогли правильно отнестись к тому, что с ними происходит, для того чтобы их состояние улучшилось и они перестали страдать, им необходима и духовная помощь. (« Слова». Т.3. , 55-60).

О борьбе против помыслов

Диавол не нападает на человека, если не испортит сперва его помысла . Ведь добрый помысл защищает человека, добрый помысл – это его «блиндаж».

Помысл «слева» — это чужеродное тело, и человек должен постараться его отвергнуть . У каждого из нас есть силы на эту борьбу… Я не вижу ничего сложного в том, чтобы видеть все в добром свете…

Геронда, а я все «налево» и «налево» «работаю», и это меня безпокоит. Бороться – борюсь, но «повернуть направо» не могу.

— Если ты различаешь нечистые помыслы, безпокоишься и борешься над тем, чтобы их прогнать, — это уже некое улучшение. Если хочешь преуспеть, то, когда лукавый будет атаковать тебя «левыми» помыслами и тянуть к себе, с силой поворачивай штурвал в противоположную сторону, а на врага не обращай никакого внимания. Постарайся производить в себе добрые помыслы… Ведь тангалашка портит твой помысл для того, чтобы задержать твой духовный рост. Если бы ты не застревала на своих помыслах, то двигалась бы вперед гигантскими духовными шагами. Вся духовная жизнь основывается на помысле. От помысла зависит преуспеяние в духовной жизни .

— Геронда, что помогает в борьбе против помыслов «слева»?

— Бодрствование (над собой) и непрестанная молитва. Бодрствуя (над собой), ты ведешь себя осторожно и включаешь в работу добрые помыслы. …Старайся не собирать (в себе) весь этот мусор помыслов – иначе потом тебе придется приложить немало усилий, чтобы их прогнать. Произноси Иисусову молитву и будь внутренне собрана. Если же твой ум куда-то уходит, снова возвращай его назад. Делай это постоянно. Не позволяй уму кружиться…

— Геронда, помысл говорит мне: «Ты уже столько лет в монастыре и нисколько не преуспела…»

— Дай-ка я послушаю, что он тебе еще скажет? Насколько я понял, вы слишком много слушаете тангалашку. Как же (легко) он обводит вас вокруг пальца! Зачем вы верите тангалашке? Зачем выходите из равновесия? Будь мирна. Ты понапрасну расстраиваешься и без причины себя изводишь . Тангалашка, подобно фокуснику, показывает тебе все запутанным. Он морочит тебя мрачными, пессимистичными помыслами, чтобы отнять у тебя время и отвлечь от молитвы, а также от внимания на послушании… Когда трудишься в уединении, старайся соблюдать следующий устав: пение чего-то церковного, славословие (Бога), Иисусова молитва в уме или вслух. Эти средства необходимы для того, чтобы избежать нашептывания помыслов. То есть нужно менять тему (помыслов самому). Если диавол меняет тему, то почему этого не можем сделать мы?..

Возделывание добрых помыслов

— Геронда, добрые помыслы приходят сами собой или их нужно возделывать?

— Их нужно возделывать. Надо следить за собой, контролировать себя, когда враг приносит тебе плохие, злые помыслы, надо стараться изгонять их и заменять на помыслы хорошие, добрые. Подвизаясь подобным образом, ты возделываешь свое (внутреннее) расположение и делаешь его добрым. И тогда, взирая на твое доброе расположение, Бог умилосердится над тобой и поможет тебе, после чего худые помыслы уже не найдут в тебе места. Они будут уходить, а для тебя уже совершенно естественным будет иметь в себе помыслы добрые. Ты приобретаешь привычку к доброму, в твое сердце войдет доброта , и тогда в своей внутренней храмине ты примешь (Небесного) Гостя – Христа. Однако это дело не одного — двух дней. Необходимы время и непрестанная борьба для того, чтобы душа увенчалась победным венцем. Когда это произойдет, брань прекращается уже насовсем… (« Слова». Т.3. , 61-66).

Очищение ума и сердца

…Для того, чтобы ум и сердце очистились, человек должен не принимать тех лукавых помыслов, которые приносит ему тангалашка, а также сам не должен мыслить лукаво. Нужно всегда стараться включать в работу добрый помысл, не соблазняться с легкостью (чужими недостатками), но смотреть на проступки других со снисхождением и любовью. Когда умножаются добрые помыслы, душа человека очищается, он ведет себя с благоговением и умиротворяется. Жизнь такого человека становится Раем. В противном же случае человек на все смотрит с подозрительностью и его жизнь превращается в муку. Он сам делает свою жизнь адом.

Чтобы очиститься – нужно потрудиться. Мы можем признавать свое состояние скверным, но этого не достаточно. Если мы не принимаем лукавых помыслов, не мыслим лукаво сами, включаем в работ у добрый помысл обо всем, что нам говорят и что мы видим, то ум и сердце очистятся. Конечно, искуситель не прекратит время от времени посылать нам свои лукавые «телеграммы». Стрелы диавольских искушений будут продолжать лететь в нас – даже если мы избавимся от наших собственных (злых) помыслов. Однако если наше сердце будет чистым, то диавольские приражения не будут к нему прилепляться.

— Геронда, а помогает ли молитва в деле очищения ума?

Одной молитвы недостаточно. Кто-то может изводить во время молитвы килограммы ладана, однако если его ум полон лукавыми помыслами о других, то пользы это не принесет. От ума опускается (лукавая) «телеграмма» в сердце и делает человека зверем . Бог хочет, чтобы мы имели «сердце чисто» (Пс.50, 12). А наше сердце чисто тогда, когда мы не позволяем злому помыслу о других проходить через наш ум.

— Геронда, сначала сам человек включает в работу добрый помысл, а уже потом ему помогает Бог?

— Смотри: только в том случае, если сам человек включает в работу добрый помысл, он имеет право на божественную помощь. Добрым помыслом человек очищает свое лукавое сердце. Ведь «от сердца исходит» (Мф.15, 19) все злое, и «от избытка бо сердца глаголют уста его» (Лк.6, 45). Но и кроме того что человек, включающий в работу добрый помысл, очищает этим свое сердце, ему воздает за это Бог. («

Спрашивает Вика
Отвечает Василий Юнак, 18.11.2008


Приветствую Вас, Сестра Вика!

Этот вопрос хоть однажды беспокоил многих благочестивых людей. Просто большинство из них достаточно сдержаны и дипломатичны, чтобы его задавать. Но он уместен - оставлять его без ответа не стоит. И я попробую ответить на него.

Начну с того, что дам определение семитскому (еврейскому) мышлению в сравнении с классическим (западным или греческим) мышлением. Мы сегодня воспитываемся с самого детства в классических греческих школах, и соответствующее мышление прививается нам с самого детства. И принцип его: "как это устроено?" Если я вам скажу, что у меня дома на стенке висят часы, то вас сразу же будет интересовать, какие - механические или электронные, круглые или квадратные, простые или вычурные, какой цвет, какие цифры, какие стрелки, есть ли маятник и т.д. и т.п. Я угадал? Но еврей в большинстве случаев задатс другой вопрос: а они ходят? а время они показывают точное? Еврею по большей части менее важно как эти часы выглядят и как устроены, если они не служат своему предназначению. Так что принцип семитского мышления иной: "а что это значит для меня, какая мне польза от этого?"

Если мы рассматриваем Библию, и особенно сравниваем интерпретацию одних библейских текстов в других текстах, то есть как применяют, скажем, новозаветние авторы слова ветхозаветных авторов, то мы сразу видим, что Библия написана "по-еврейски", а не "по-гречески". Я имею в виду не язык написания, а образ мышления. И не удивительно: почти все авторы Библии - евреи.

Теперь вернемся к нашему вопросу: "Бог сотворил человека по своему образу и подобию. У человека есть различные внешние и внутренние органы. Значит ли это, что у Бога тоже есть такие же органы?" Греческое мышление сразу же включает свою логику и говорит: "Да, так следует понимать, потому что образ и подобие сразу же говорят об одинаковом внешнем виде и внутреннем устройстве". Но это говорит греческое мышление. А вот семитское мышление говорит иначе: "Вовсе не обязательно, потому что образ и подобие в первую очередь имеют отношение к функциональности и характеру, а устройство может быть разное, да и значения не имеет". То есть, если вернуться к часам, то для семита все часы будут одинаковыми до тех пор, пока они показывают одинаковое время, даже если их устройство и внешний вид разные.

Что же имеется в виду под "образом и подобием"? В свое время Моисей захотел увидеть лицо Бога. "[Моисей] сказал: покажи мне славу Твою. И сказал [Господь Моисею]: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать - помилую, кого пожалеть - пожалею. И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых" (). И Господь исполнил это: "И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. Моисей тотчас пал на землю и поклонился [Богу]" ().

На вопрос, какой Бог, Господь открывает Свой характер. Он нигде не говорит о Своем облике, а тем более о Своем устройстве. "Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину" ().

Проблема человека в том, что нам так хочется уподобить Бога человеку во внешнем виде, а тем более в устройстве. Я не сказал бы, что это наша вина - скорее это наша беда, потому что нас так воспитали во всех школах. Но именно в этом наша проблема, которая мешает нам. Мы желаем уподобляться нашим кумирам и идеалам внешне. А образ и подобие означает подобие характера. В свое время ученики просили Христа показать им Бога: "Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду" (). Как видим из этого отрывка, вопрос вовсе не шел о внешнем виде Бога, потому что естсественно, что Бог во многом отличался от Иисуса Христа внешне. Речь идет о характере, словах и делах. Вот почему в Библии есть и такие слова:

"Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку..." ().

Опять таки, здесь речь конкретно идет о том, что славу Божью, то есть его образ, люди представляют в виде образа тленного, то есть смертного, человека. А подлинный образ Божий, то есть слава Его или характер Его, можно увидеть, рассматривая творение и все Его чудные дела, включая и то, что Он сделал для спасения человечества от греха.

Итак, каков же образ Божий? Он милостивый, человеколюбивый, прощающий, но не оставляющий без наказания упорствующих во грехе. Бог есть Любовь, подлинная любовь, а не то низменное чувство, которое некоторые осмеливаются назвать любовью. И заповедь Божья человеку заключается в том же: "Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь... Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас" ( ,11,12).

Благословений!

Василий Юнак

Читайте еще по теме "Разное":

Такой вопрос приходится довольно часто слышать священнику.

Попытаемся с Божьей помощью ответить на него.

Ад в пространственном и духовном значении этого термина является следствием греха, который вошел в мир. Два вида существ – Ангелы и люди, созданные по образу и подобию Божию – имели драгоценный и очень могущественный дар от Творца. Свободу воли. Свободу уклониться в добро или во зло. Некоторые Ангелы во главе с сатаною выбрали зло. Вернее, они и сотворили зло, так как всеблагий Господь этого не делал. Их свободная воля, отравленная жаждой власти, гордыней и желанием быть богом, повредила собственную природу. Они стали диаволом и бесами. Главной движущей целью их жизни явилась ненависть к Богу и ко всему существующему, сотворенному Им. Соответственно, поступки этих падших духов, пропитанные ненавистью, ведут к одному результату – разрушению мира.

Символически это точно выражено в картинах Казимира Малевича, которого неоднократно и небеспочвенно обвиняли в культовом сатанизме. Его полотна по художественному стилю можно признать «антииконами». Черный квадрат – разрушение бытия, уничтожение всего сущего в мире, всего хорошего, что в нем есть, и его самого, торжество мрака и зла. Вот подлинная цель бесов.

В первую очередь собственная извращенная природа не позволила им существовать в мире неизолированно. Они уже не могли выносить этого мира, почти в бытийном, онтологическом смысле. Подобно тому, как волк не может сосуществовать в одной клетке с теленком или маньяку-педофилу нельзя давать в управление детский сад.

Конечно, бесы заслуживали уничтожения. Но милосердный и любящий Господь не погубил их. Мало того, Он им создал специальное изолированное место, в котором они могли бы существовать. Это место получило название ад. Создание ада явилось не актом гнева Божия, но актом Божественной любви. Ведь только Бог является источником жизни. И в аду также есть бытийная благодать Божья. Иначе он не мог бы попросту существовать.

И также следует помнить, что пространственный ад начинается не в определенной географической точке, а в душе, которая по своему свободному произволению воли решила отступить от заповедей Божиих и предаться злу. Такой человек постепенно преобразовывает себя в сторону зла. Зло проникает в каждую пору его существа, пока образ Божий в нем сильно загрязняется и затемняется. В результате человек становится бесоподобным. Он по направлению желания своего сердца устремляется в ад добровольно еще здесь, на земле, при жизни.

Поэтому справедливо святоотеческое выражение, что ад и рай начинаются еще в земной жизни человека, в которой он может стать по произволению собственной души либо святым, либо антисвятым.

Также небезосновательно то утверждение, что во время Страшного суда грешники сами закроют двери в ад изнутри, не вынося Божественного света и правды.

Образно выражаясь, наш духовно-телесный организм – это наш дом, в котором мы – домоуправители. И во многом мы сами во время земной жизни сотворяем из него либо рай, либо ад.

А восклицание «Как же милосердный Господь мог создать ад!» является интеллектуальным происком как раз злого духа, который пытается разочаровать человека в Боге, поколебать его веру в Божественную отеческую любовь. Но при внимательном изучении Священного Писания и творений святых отцов, оросов Вселенских Соборов мы придем к совершенно иному выводу – к непоколебимой уверенности в том, что Господь как любящий Отец спасает нас.

Иерей Андрей Чиженко

Loading...Loading...