Приношение волхвов. Суть вещей: Дары волхвов

Синодальный перевод Писания, в частности вносит некую путаницу относительно термина «волхв». С одной стороны, речь идет о людях, которые пришли поклониться новорожденному Иисусу Христу. О них упоминается в Евангелии от Матфея (вторая гл.), и они, безусловно, позитивные персонажи. С другой стороны, в «Деяниях», в восьмой главе, рассказывается о некоем Симоне, который занимался волхвованием. Увидав, что снисхождение на человека Святого Духа позволяет тому творить большие чудеса, он принес апостолам деньги, прося их продать этот дар. С тех пор торговля церковными должностями называется симонией. Таким образом, волхв, упоминаемый в «Деяниях», - это чернокнижник, пытающийся выдать себя за кого-то великого. Одним словом, шарлатан. Так что значит «волхвы», какова этимология этого слова?

и церковное Предание

Давайте сначала проясним сложности перевода. Если мы посмотрим на оригинал Евангелий, написанных на греческом языке, то упоминаемые у Матфея magov, «волхвы» - этомудрецы, звездочеты, толкователи снов, жрецы. Еврейский перевод более суров: это колдуны, гадатели. И греческое, и иудейское толкования сходятся в одном: лица, пришедшие поклониться Младенцу, были не чужды магии и астрологии. Поэтому и вела их звезда, появившаяся на востоке. В Евангелии нет упоминания ни о точном количестве делегации, ни об их именах. Все эти сведения относятся к церковному Преданию, а потому могут быть подвергнуты сомнению. А вот волхвование Симона mageu/w также переводится как «колдование», «ворожение», «произнесение заклинаний». Чувствуете разницу: мудрецы и ворожей? Давайте разберемся, что именно привнесло в историю поклонения волхвов Предание Церкви.

Рассказ Матфея

Евангелист довольно скуп на информацию. Пришли к Ироду «мудрецы с Востока» и спросили: «Где царь Иудейский, поскольку мы видели Его звезду?» Услышав о возможном конкуренте, Ирод взволновался. Он собрал консилиум из знающих Тору книжников и народных мудрецов, чтобы те указали ему на точное место рождения Младенца. Они, проштудировав книги и пророков, указали на Вифлеем. Туда и отправились волхвы. Они шли за звездой и нашли Младенца в яслях и Матерь его. Они поклонились им и принесли Иисусу Христу, Сыну Божьему, пришедшему в этот мир, ладан, золото и смирну. Будучи вразумлены во сне ангелом, они не вернулись к Ироду, а ушли в свои земли другой дорогой. Все, конец истории. Почему же об этих персонажах упоминается только у Матфея, и нигде больше? Библеисты утверждают, что послание этого Евангелия направлено к иудейскому населению Римской империи. В нем наиболее часто упоминаются Пророки, а вся первая глава посвящена родословной Иисуса, хотя все христиане знают, что Он - сын Бога живого, и к Иосифу из рода Давидова не имеет никакого отношения. У Матфея «восточные волхвы» - это знатоки иудейских Писаний, которые рассчитали по движению светил, когда придет на землю Мессия.

Красивая Рождественская сказка

Христианская традиция переосмыслила иудейский миф о пришествии Царя Израилева. Во-первых, Церковь приняла, что мудрецов было трое, по числу даров. Далее, она постановила, что волхвы - это три стороны света, оставившие язычество и принявшие светоч новой веры. Несмотря на то что у Матфея упоминаются маги с Востока (Персии, Месопотамии), европейская традиция настаивает, что вместе с Азией Младенцу поклонились чернокожая Африка и Европа. Также принято считать, что новой вере подвластны люди всех возрастов. На многочисленных картинах, изображающих поклонение волхвов, африканец выглядит молодым юношей, европеец - мужчиной средних лет, а азиат (иногда его изображают жителем Близкого Востока) седовласым старцем. Это несколько противоречит Священному Преданию самой Церкви, которая в восьмом веке постановила, что мудрецы были королями. Один владел Аравией, второй - Персией, а третий - Индией.

Традиция славянских вертепов близка к библейской истории. Некоторые персонажи этого полухристианского-полуязыческого театрализованного представления порождены народной самобытной культурой (Чёрт, Смерть, Еврей), а некоторые отражают повествование Евангелия от Матфея (Ирод, солдат, представляющий царское войско, ангел). Иногда все действо представляется несколько политизированным (вспомним хотя бы вертеп на киевском Майдане в 2014 году), но всегда веселым и со счастливым исходом. Среди действующих лиц всегда присутствуют библейские волхвы, которые символизируют мудрых людей доброй воли.

Обряды почитания

Празднование Рождества в Западной Европе и у нас, восточных славян, отличается не только по времени (двадцать пятого декабря и седьмого января), но и обрядовостью. Традиция Римско-католической Церкви не забывает об адорации магов, которых она переименовала в «королей». Таким образом, три обычных человека стали символизировать народы разных континентов, которые приняли христианство. Придумала Церковь и имена волхвов, пришедших к Иисусу. Это Балтазар (африканский юноша), Мельхиор (европеец в расцвете сил) и Каспар, или Гаспар (азиат преклонного возраста). В первые дни года в разных европейских странах люди вспоминают этих трех персонажей и пытаются воссоздать евангельский рассказ о пришествии волхвов.

Особо следует упомянуть, как празднуют день Трех Королей в Испании. Во всех городах и весях страны проходят крупные или небольшие уличные костюмированные шествия. Мельхиор, Каспар и Балтазар в окружении многочисленной свиты, верхом, приветствуют толпу и осыпают ее конфетками. В этот день принято делать подарки всем детям, особенно самым маленьким. Рождественские волхвы с особым размахом почитаются в Германии. И в этом нет ничего удивительного - ведь мощи этих трех мудрецов, как уверяет Церковь, покоятся в раках в Кёльнском соборе. Но процессии эти состоят из одних детей. Они ходят от дома к дому, и везде их щедро одаривают сладостями. А в благодарность маленькие просители чертят мелком над загадочные буквы «B+С+M», дополняя эту надпись указанием года. Хозяева не стирают ее на протяжении многих лет, пока над гостеприимным порогом не останется места. Ведь надписи означают, что Балтазар, Каспар и Мельхиор побывали под кровлей этого дома и встретили здесь самый радушный прием. За что это жилище получило благословление святых.

Дары волхвов - что это?

Теперь поговорим о том, что принесли мудрецы (или, как их называют еще, короли или маги) Младенцу Иисусу Христу. Евангелист Матфей указывает, каковы были эти дары: во-первых, такой драгоценный металл, как золото, а во-вторых, ароматические смолы - ладан и мирра. Понятно, что все три подарка имеют символическое значение. Иначе становится непонятным, зачем новорожденному младенцу все это нужно. Значение даров волхвов также раскрывается в церковном Предании. Согласно ему, золото является символом царской славы. Матфей умалчивает, в каком виде преподнесли волхвы этот драгоценный металл - в слитках, в виде монет или каком-то другом. Но Христос - Небесный царь всех земных властителей, и именно этот факт хотели отметить мудрецы с Востока.

Ну а ладан и смирна - другие дары волхвов? Что это означает? Ароматическую смолу ладана воскуряли еще в В символике людей того времени это благовоние отождествлялось с чем-то божественным, не от мира сего. Преподнося ладан Иисусу Христу, волхвы давали понять, что воспринимают Его не только как Царя Славы, но и как Сына Бога Живого. В Эфиопии и Аравии произрастают деревья, кора и смола которых после соответствующей обработки также является ароматическим притиранием. Сам вид растений называется «росный ладан», но получаемое из него благовоние - мирра или смирна. В иудео-эллинистической традиции этим веществом умащивали мертвых перед погребением. Считалось, что это помогало людям, направляющимся в иной мир. Дар смирны Младенцу символизировал будущую жертву, которую Христос принесет за людей.

Что случилось с мощами потом?

Несмотря на то что ни Матфей, ни какой-либо другой евангелист не упоминают, что случилось с волхвами после того, как они вернулись в свою землю (в Месопотамию), церковное предание не думало их забывать. Культ почитания останков святых, мучеников и угодников появился в четвертом веке и чрезвычайно развился в средневековье. Чем больше мощей, тем крупнее поток паломников, а значит, тем значительнее суммы пожертвований. Руководствуясь этой простой логикой, Церковь взялась разрабатывать культ волхвов и всего, что с ними связано. Было провозглашено, что мудрецы с Востока получили крещение от апостола Фомы и позже приняли мученический конец в своих странах. Неудивительно, что вскоре обнаружились и мощи волхвов. Их нашла императрица Византии Елена Константинопольская, как это обычно с ней случалось, во сне.

Как же так получилось, что останки людей, убывших из Вифлеема на Восток, вдруг обнаруживаются в византийском (ныне турецком) городе Шева? Матфей не упоминает, где именно находились родные земли трех магов, зато указание на это содержится в Ветхом Завете. (60:6) говорит: «Все они придут из Савы, и возвестят славу Мессии, принеся в дар ладан и золото». А в Псалтыре (71:10) пишется нечто иное: «Цари островов и Фарсиа, Савы и Аравии принесут Ему дань; и поклонятся Ему все народы». Как видим, родные земли мудрецов (или королевства трех царей) лежат далеко от Шевы. Но священное предание нашло выход из положения. Появилась легенда, что в возрасте ста пятидесяти лет каждый все три волхва встретились в Шеве, чтобы почтить память Господа Нашего. Там они и упокоились в мире. А кости волхвов христианская община сохранила и передала в Константинополь.

Путешествие мощей

В Константинополе останки святых пробыли недолго. Уже в V веке им поклонялись в Медиолане, столице Герцогства Ломбардского (современный Милан в Италии). В двенадцатом веке император Фридрих Барбаросса завоевал эту территорию и вывез мощи в Германию. Сохранились письменные свидетельства о том, что реликвии были подарены архиепископу Кёльна Райнальду фон Дасселю, который в 1164 году вывез их из Италии сначала на подводах, а потом на судне по Рейну. Говорят, что строительство самого высокого готического собора было сынициировано желанием создать величественный «ковчег» для нетленных останков трех королей. И сейчас мощи волхвов покоятся в реликварии, который создал искусный мастер Николай Верденский, в алтарной части Кёльнского кафедрального собора.

Но что тогда видел Марко Поло, побывавший в конце тринадцатого века в Савве - городе, расположенном к югу от Тегерана? В своих записках путешественник сообщает, что он посетил три рядом стоящие и красиво украшенные гробницы волхвов. Выставленные там тела совсем не были затронуты разложением. Это обстоятельство Марко Поло особенно подчеркнул: «Как недавно умершие, с бородами и волосами». К сожалению, эти реликвии из Саввы были бесследно утеряны. А в Кёльне же хранятся лишь кости. Их показывают толпе лишь издали во время празднования дня «Трех Королей» (шестого января).

Где хранятся дары волхвов?

Если с мощами трех магов все так неоднозначно и сомнительно, то с их дарами картина выглядит более простой. По преданию, сама Пресвятая Богородица сохранила золото, ладан и миро, преподнесенные Ее Сыну. Еще до Успения она передала эти дары небольшой общине христиан в Иерусалиме. Когда же апостолы решили идти проповедовать язычникам во все земли, реликвии были перевезены в Константинополь. Оправой для них стала Святая София - великий храм, образчик византийской архитектуры. Но в пятнадцатом столетии Константинополь захватили турки. Царица Мара, дочь князя Сербии Георгия Бранковича и мачеха великого завоевателя Мехмеда Второго, вывезла христианские реликвии из Османской империи и перевезла их в Афон. Она хотела вручить их инокам собственноручно, но по дороге ей явилась Богородица и попросила не нарушать строгий монастырский устав, запрещающий женщинам подниматься на святую гору. Мара послушалась и передала реликвии через своего охранника. Там они покоятся и по сей день, в местном монастыре святого Павла. А на месте явления Богородицы построена часовня.

Дары трех мудрецов являются несомненными святынями для всех православных. Не все паломники могут прибыть в Грецию, чтобы поклониться реликвиям. На святой горе Афон действует запрет на посещение женщинами монастырей и обителей. Поэтому реликвии сами совершают путешествия к своим верующим. Так, например, в декабре 2013 года Афонский монастырский комплекс, где хранятся дары волхвов, благословил отца Никодима сопровождать святыни в их путешествии по России, Беларуси и Украине. Возникает закономерный вопрос о том, могут ли обычный металл, пусть и драгоценный, а также благовония творить чудеса исцеления? В ответ на это монах Никодим ссылается на пассаж из Евангелия (от Матфея, глава девятая, от Марка - пятая, и от Луки - восьмая), в котором говорится о женщине, которая выздоровела, лишь прикоснувшись к краю одежды Спасителя. Если такой силой обладает обычная ткань облачения, то какую же мощь излучают предметы, к которым некогда прикасались руки Иисуса и Благодатной Марии?

Как выглядят дары волхвов, могли воочию убедиться все москвичи и гости столицы. Реликвии были выставлены в Рождественские праздники для поклонения в храме Христа Спасителя. Вещи, напрямую связанные с земной жизнью Господа Нашего, находятся в десяти драгоценных, богато украшенных ковчегах. Они представляют собой двадцать восемь золотых пластин треугольной и квадратной формы. Каждая из них украшена уникальным орнаментом, выполненным филигранью. Реликвией является и серебряная нить, на которую нанизаны шестьдесят две бусины, каждая размером с маслину, сделанные из смеси смирны и ладана.

А вот верующие из Украины не в полной мере смогли удостовериться собственными глазами, как выглядят дары волхвов. Их доставили в Киев как раз во второй половине февраля нынешнего года, после того как они побывали в Беларуси. Реликвии были выставлены на всеобщее обозрение в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры (принадлежащем Украинской Православной Церкви Московского Патриархата). Но в те дни украинский народ как раз был задействован в революционных событиях в Киеве, поэтому далеко не все были заинтересованы в святынях с горы Афон.

Трудности перевода

Синодальное изложение Нового Завета внесло путаницу в сознание обычных православных. Упоминаемый в «Деяниях» Симон является негативным персонажем, желающим приобрести за деньги Святого Духа, чтобы творить большие чудеса, чем совершал до того волхвованием. Почему же тогда надо почитать магов, которые пришли поклониться в Вифлеем? Само слово «вълхвъ» на старославянском наречии означает волшебник, кудесник, ворожей. Не будем сейчас вдаваться в этимологию этого термина. Произошел ли он от слова «волос» или «влеснети» (говорить туманно, бормотать) - не суть важно. Давайте лучше рассмотрим, кто такие были волхвы Древней Руси.

Не только на наших землях, но и в других краях языческие религии почитали «знающих людей». Они были сведущи в травах, черной и белой магии, астрологии, умели предсказывать будущее. Это была особая каста жрецов, которые занимались проведением религиозных обрядов, гаданием, пророчествами, а также составлением снадобий и лечением больных. Можно сказать, что у кельтских племен волхвов называли друидами. Представители этой своеобразной духовной касты занимали довольно высокое положение и пользовались большим авторитетом у народа. За их советами, а также прорицаниями приходили великие князья (вспомним хотя бы Вещего Олега или Гостомысла). Да что там говорить! Даром волхвования владели и некоторые князья из половецкой династии. Брячислав Изяславович защищал языческих жрецов от преследований Ярослава Мудрого. А его сын - Всеслав Брячеславович Полоцкий - родился от волхвования. Он всю жизнь носил в качестве талисмана «пелену», в которой родился. Если верить «Слову о полку Игореве», Всеслав был оборотнем, владел приемами наваждения и умел гадать.

С принятием князем Владимиром христианства славянские волхвы стали подвергаться репрессиям. Особенно усердствовал князь Киевский Ярослав Мудрый. Около 1010 года он разрушил капище Велеса. На его месте князь построил город Ярославль. Также ополчились на волхвов Глеб Новгородский и Ян Вышатич. Доктор исторических наук И. Я. Фроянов считает, что в этой борьбе видно противостояние старых языческих верований славянского народа и новой религии. Ведь христианство было «спущено сверху», навязано светскими властями. Письменные источники упоминают о чародеях вплоть до тринадцатого-четырнадцатого веков, в частности в Пскове и Новгороде. Но постепенно значение слова «волхв» трансформируется. Во дни смут церковники называли так религиозных диссидентов, еретиков, приписывая им занятия магией, общение с бесами, вызывание неурожая и падежа скота. В мирное же время волхвами именовали народных целителей, знахарей.

Современные неоязычники

На рубеже ХХ-XXI веков, после дискредитации Православной Церкви, в нашей стране появилось немало людей, причисляющих себя к неоязычникам. Эти волхвы России активно ведут проповедническую и издательскую деятельность. Они являются религиозными авторитетами и жрецами своих общин верующих. В то же время на страницах журналов и газет можно прочесть немало объявлений о знахарках и волхвах, которые сливают воск, снимают венец безбрачия и тому подобное. Русская Православная Церковь считает занятия и тех, и других неугодными Богу, поскольку всякое ворожение и магия являются чернокнижничеством. Но будем снисходительными. Если проанализировать исторические источники, а также принять во внимание мнение искусствоведов, то и святые дары древних волхвов, бережно хранимых монахами на горе Афон, не более чем фикция. Почему?

Письменные свидетельства не упоминают о дарах волхвов как о реликвиях вплоть до одинадцатого века. Около 1200 года архиепископ Новгорода Антоний посещает Царьград и пишет, что в Святой Софии содержатся сосуды золотые, которые «принесоша Господу с дары волхви». Первое упоминание о теперешнем виде золота - как мы помним, золотых пластинах - относится лишь к пятнадцатому веку. Изучив орнамент и технику выполнения филиграни на них, искусствоведы пришли к выводу, что они некогда составляли одно украшение - пояс, украшенный поствизантийской сканью. Время изготовления ювелирного украшения - XV век.

И вошедши в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и падши поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
(Евангелие от Матфея.2,11).

Мало кому, даже из людей церковных, известно, что Честные Дары, принесенные тремя восточными волхвами Богомладенцу Христу, сохранились до наших дней и с большим благоговением хранятся в монастыре Святого Павла на Афоне.

Помню, как я сам был потрясен, когда узнал, что эти дары существуют и сегодня.

Предание сохранило имена волхвов: одного звали Валтасар, другого Гаспар, третьего Мельхиор.

Как-нибудь позже я напишу об этих царях-волхвах.

В дар новорожденному Христу они принесли золото, ладан и смирну. Ладан - это дорогая ароматическая смола особого дерева, которую в древности подносили в знак особого благоговения. Смирной, дорогим благовонным маслом, помазывали умерших.

Итак, золото - Царю, ладан - Богу, смирну - Человеку.

ЗОЛОТО - двадцать восемь небольших пластин разной формы - трапеция, четырехугольник, многоугольник, все - небольшого размера (5х7 см). На каждой - тончайший филигранный орнамент, ни разу не повторяется. ЛАДАН и СМИРНА смешаны вместе и представляют собой небольшие, величиной с маслину, шарики, их около семидесяти.

Эти сокровища хранятся в монастыре святого Павла на горе Афон с особым тщанием. Ценность их, не только духовная, но и историческая, археологическая, неизмерима, потому и помещены они в небольшие ковчеги-мощевики.

История даров такова:

Честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. А незадолго до Своего Успения, зная, что земная Ее жизнь заканчивается, Она передала дары вместе со Своим Поясом и Ризой в Иерусалимскую Церковь, где они и хранились до 400 года.

Византийский император Аркадий перенес дары в Константинополь для освящения новой столицы империи. Потом они попадают в город Никею и около шестидесяти лет находятся там.
Когда из Константинополя были изгнаны крестоносцы, дары возвращаются в столицу.

После падения Византии в 1453 году дары волхвов отправляются на Афон в монастырь святого Павла - их привезла туда вдова султана Амурата, сербская царевна Мария, отец которой последний сербский деспот, Георгий Бранкован, выстроил в монастыре св. Павла соборную церковь Великомученика Георгия.

Там, где стояла коленопреклоненная Мария, передавая монахам Дары, теперь водружен крест, который так и называется - Царицын. Позже рядом поставили часовню, внутри которой изображена встреча иноками великой святыни. В архиве монастыря также имеется султанская грамота, которая подтверждает передачу Честных Даров афонским монахам.

История о Рождестве Христовом и трех волхвах, которые принесли дары младенцу Иисусу, получила новые документальные подтверждения совсем недавно.

В архивах Ватикана обнаружен и переведен старинный манускрипт.

Это сделанная в VIII веке копия с рассказа, впервые записанного в III веке, менее чем через 100 лет после создания Евангелия от Матфея - первоисточника истории о волхвах. В «Откровениях волхвов» от первого лица ведется повествование о путешествии на свет Вифлеемской звезды.
Манускрипт был написан на диалекте арамейского - сирийском языке, на котором говорили ранние христиане на территории, где ныне находятся Сирия, Ирак и Иран.

Дары волхвов

Когда в Вифлееме Иудейском родился Иисус, в Иерусалим пришли три волхва. Жили они на Востоке и знали, что о рождении Спасителя человечества возвестит появившаяся в небе звезда. И вот увидели они эту звезду и, будучи волхвами, или мудрецами, поняли, что это звезда только что родившегося Иисуса. Придя в Иерусалим, стали волхвы спрашивать у всех: «Где родившийся царь Иудейский? Мы видели на Востоке Его звезду и пришли поклониться Ему».

Царь Ирод, узнав об этом, встревожился, а вместе с ним встревожился и весь Иерусалим. И приказал тогда Ирод узнать, где же родился новый царь Иудейский. Собрал царь Ирод всех книжников и первосвященников и стал спрашивать, где должен родиться Христос, или помазанник Божий. И ответили ему первосвященники и книжники, что это должно, как сказано пророком, произойти в Вифлееме.

Тогда Ирод тайно призвал к себе трех волхвов, выведал у них время появления звезды, а потом послал их в Вифлеем, чтобы они разузнали все о новом царе Иудейском и известили его, Ирода. Он сказал волхвам, что тоже хочет поклониться новорожденному. На самом же деле он задумал погубить младенца.

Волхвы выслушали царя и направились в Вифлеем, а звезда снова появилась на небе и довела их до самого дома, где находились в это время Мария и младенец Иисус. Дойдя до этого места, звезда остановилась прямо над ним. Войдя в дом, волхвы упали на колени и поклонились Спасителю и Матери Его. Они открыли сокровища свои и поднесли Иисусу дары: золото, ладан и смирну - благовонную смолу для курений.

В ту же ночь явился им ангел Господень и сказал, чтобы они не возвращались к Ироду, а, минуя Иерусалим, ушли на Восток.

Святое семейство

Иосиф, взяв Марию с Иисусом, ночью же направился в Египет

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Поклонение волхвов. Мф. 2: 1-12 Природа не осталась безучастной к всемирному событию Рождества Христова. В ознаменование этого события на небе зажглась необыкновенная звезда.Но заметили ее не иудеи, в большей своей массе давно духовно ослепшие и сделавшиеся не способными

Из книги Тайна трех: Египет и Вавилон автора

Из книги Тайна Трех. Египет и Вавилон автора Мережковский Дмитрий Сергеевич

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Поклонение волхвов Еще Иосиф и Пресвятая Матерь Божия с Младенцем Иисусом оставались в Вифлееме, как из далекой страны с востока (из Персии или Вавилонии) пришли в Иерусалим волхвы.Волхвами или мудрецами назывались ученые люди. Они занимались наблюдением и изучением

Из книги Евангельская история. Книга первая. События Евангельской истории начальные, преимущественно в Иерусалиме и Иудее автора Матвеевский Протоиерей Павел

Поклонение волхвов Мф. 2, 1-12 Родившемуся Христу поклонились не пастыри только вифлеемские, верные чада Израиля, среди которого по обетованиям и пророчествам вочеловечился Сын Божий, но и «начаток языков», по выражению Святой Церкви, – волхвы, в предзнаменование того, что

Из книги Непознанный Мир Веры автора Автор неизвестен

Дары волхвов сохранились до наших дней Ночью, две тысячи лет назад, в пригороде небольшого городка Вифлеема, зимней ночью, в полутемном холодном хлеву родился Младенец. Мычали коровы, кони вздрагивали во сне, ослы беспокойно ворочались на своих соломенных подстилках.

Из книги Русь и вера автора Ларичев Юрий

Наследие волхвов. Поздние религии вторичны и профанированы. Они многословны. Написано много священных книг и целые библиотеки придуманных комментариев. Всё перечитать и переварить, отсеивая зёрна от плевел, жизни не хватит.Оставили ли русские волхвы священное писание?

Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф Филип

Из книги Сочинения автора Августин Аврелий

Все согласны, что мудрость и воздержание - дары Божии. Невозможно отрицать, что Бог предвидит и предопределяет, кому Он даст эти дары 43. Пусть те, кому от природы дано устремляться вперед, потерпят мою задержку, пока мы более доступно объясним это для понимающих медленно.

Из книги РОДНЫЕ БОГИ автора Черкасов Илья Геннадьевич

Стезя волхвов 1. Тот, кто оставляет этот мир в привязанностях к мирскому и плотскому, - умирает мирским человеком.Тот, кто уходит, стремясь к Блаженству Ирия, - умирает жалким себялюбцем, достойным в посмертии блуждать во Тьме Нави.Лишь тот, кто уходит с любовью к Высшей

Из книги Навстречу Христу. Сборник статей автора Мень Александр

ТАЙНА ВОЛХВОВ И пойдут многие народы и скажут: придите, взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. (Ис 2.3) Когда мы читаем евангельский рассказ о рождении в мир Богочеловека, нельзя не обратить особенного

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Поклонение волхвов Иисус родился в Вифлееме иудейском во дни царя Ирода. И пришли тогда в Иерусалим волхвы с востока, 2 и стали спрашивать: «Где новорожденный Царь иудейский? Мы видели восход звезды Его и пришли воздать Ему почести».3 Узнав об этом, встревожился царь Ирод, а

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

Поклонение волхвов Когда из Вифлеема стал расходиться собравшийся для переписи народ, Иосиф и Пресвятая Дева Мария с Младенцем перешли из пещеры в город и поместились в доме.Около этого времени из отдаленных стран Востока прибыли в Иерусалим волхвы (ученые, мудрецы) и

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 5-е. День Рождества Христова (Уроки, предлагаемые евангельским сказанием о поклонении волхвов родившемуся Иисусу Христу: а) непостижимость тайны воплощения и б) какие дары принести родившемуся Спасителю?) I. Волхвы, пришедше в храмину, видеша Отроча с Мариею,

Из книги Крещение Руси – благословение или проклятие? автора Сарбучев Михаил Михайлович

Дары волхвов Опыт Владимира и Киева, несмотря на очевидные огрехи, был расценен в основном положительно. И через несколько десятилетий волна насильственной христианизации (если верить летописям) прокатилась по всей Руси Залесской (Ростов, Суздаль, Владимир). В «Житии»

Из книги Библейские предания. Новый завет автора Крылов Г. А.

Дары волхвов Когда в Вифлееме Иудейском родился Иисус, в Иерусалим пришли три волхва. Жили они на Востоке и знали, что о рождении Спасителя человечества возвестит появившаяся в небе звезда. И вот увидели они эту звезду и, будучи волхвами, или мудрецами, поняли, что это

Кто такие волхвы?

Волхвами евангелист называет мудрецов и звездочетов. Они вели наблюдение за звездами, которые предсказали рождение Христа. Это древнее пророчество было известно волхвам, и поэтому они отправились в Вифлеем. Там они ожидали лицезреть появившегося на свет Царя Славы. Волхвов было несколько, но Евангелие не говорит, сколько именно и как их звали. Сегодня считается, что волхвов было трое, сколько и даров, но эта информация была дополнением, появившимся уже в раннехристианской литературе.

Традиционно в христианстве волхвы представлены в образах троих мужчин различного возраста: юный Бальтазар, зрелый Мельхиор и старец – Каспар. Кроме того, волхвы представляют и три стороны света. Бальтазар изображается африканцем, Мельхиор – европейцем, а Каспар – азиатом. В странах Востока трое приняли мученичество, а прежде их крестил апостол Фома. Императрица Елена Константинопольская нашла их мощи и долгое время хранила в Константинополе.

Дары волхвов

Что подарили Младенцу-Христу?


Откуда пришли волхвы?

Про имена волхвов в Евангелии ничего не сказано - они известны из Предания. Об их поклонении новорожденному Христу из четырех Евангелистов пишет один только апостол Матфей, остальные опустили этот факт. Но тому есть логичное объяснение. Матфей писал свое Евангелие для народа Израиля, а потому его текст содержит массу сведений, принципиально важных именно для иудеев.

В Рождественский сочельник христиане вспоминают евангельский рассказ о поклонении новорождённому Христу волхвов, которых привела к Нему чудесная звезда над Вифлеемом. Волхвы преподнесли дары - золото, ладан и смирну. Частицы Даров волхвов - одна из немногих реликвий, связанных с земной жизнью Спасителя и сохранившихся до наших дней.

Кто такие волхвы?

В Евангелии слово «волхвы» означает звездочётов и мудрецов. Наблюдая за небесными светилами, они увидели неизвестное доселе явление и, зная о древнем пророчестве, отправились в Вифлеем, чтобы увидеть родившегося Царя Славы. Сами евангелисты не упоминали количество и имена волхвов - рассказ о трёх (по числу даров) волхвах (на западе - королях) появился в раннехристианской литературе и был дополнен в Средневековье.

Синодальный перевод Писания, в частности Нового Завета, вносит некую путаницу относительно термина «волхв». С одной стороны, речь идет о людях, которые пришли поклониться новорожденному Иисусу Христу. О них упоминается в Евангелии от Матфея (вторая гл.), и они, безусловно, позитивные персонажи. С другой стороны, в «Деяниях», в восьмой главе, рассказывается о некоем Симоне, который занимался волхвованием. Увидав, что снисхождение на человека Святого Духа позволяет тому творить большие чудеса, он принес апостолам деньги, прося их продать этот дар. С тех пор торговля церковными должностями называется симонией. Таким образом, волхв, упоминаемый в «Деяниях», — это чернокнижник, пытающийся выдать себя за кого-то великого. Одним словом, шарлатан. Так что значит «волхвы», какова этимология этого слова?

Что подарили Младенцу-Христу?

На Рождество принято дарить друг другу подарки. Эта традиция восходит не только к образу святого Николая, который стал прототипом Санта-Клауса благодаря своему доброму и щедрому сердцу. У нее есть и евангельские корни. Как сказано в Писании, новорожденному Христу пришли поклониться три мудреца с Востока. В русской традиции их принято называть волхвами. Это были ученые люди, которые занимались наблюдением звездного неба. Они принесли Младенцу Иисусу подарки - золото, ладан и смирну. Звали волхвов Каспар, Бальтазар и Мельхиор.
Откуда пришли волхвы?

Про имена волхвов в Евангелии ничего не сказано - они известны из Предания. Об их поклонении новорожденному Христу из четырех Евангелистов пишет один только апостол Матфей, остальные опустили этот факт. Но тому есть логичное объяснение.

Дары волхвов: как применять мирру? Поговорим еще раз о драгоценных дарах Волхвов:Первыми дарителями Младенцу Иисусу, если вы помните Новый завет, были волхвы, которые нашли дорогу в Вифлеем. Не надо думать, что звезда в буквальном смысле шла перед ними по небосклону. Матфей говорит поэтическим языком. Но звезда сияла над Вифлеемом. Есть прекрасная легенда о том, что звезда, исполнив свою работу в качестве путеводителя, упала в вифлеемский колодец и все еще находится там, где ее иногда могут видеть люди, сердце которых чисто.

Многие легенды говорят о волхвах. Согласно раннему восточному преданию — их было двенадцать. Но теперь почти общепринятой стала традиция считать, что их было трое, так как в Новом Завете сказано, что они принесли три дара.

Они принесли ему в дар золото, ладан и смирну. Эти дары были сделаны не просто так. В каждом из трех подарков был заключен определенный смысл.

Принесшие дары Иисусу

Волхвы были первыми язычникам, поклонившимися младенцу Иисусу как Мессии, или «царю иудеев». Идя за звездой, они пришли с Востока в Вифлеем с дарами в виде золота, ладана и смирны. А ныне христиане поклоняются мощам этих магов-астрологов и тем знакам почтения, которые они принесли Спасителю.
Тем, кому захочется увидеть дары волхвов, придется отправиться в паломничество на Афон, в монастырь Святого Павла. Правда, возможность эту имеет лишь сильный пол — женщин в древнюю обитель мужского православного благочестия во избежание соблазна для иноков не пускают.
Афонские монахи сохранили драгоценные для человечества дары волхвов до наших дней. Греческие иноки монастыря Святого Павла содержат эти реликвии в нескольких небольших ковчегах — мощевиках. Монахи хорошо понимают, как велика для паломников духовная, » историческая и археологическая ценность даров волхвов, поэтому они после ночных богослужений выносят их на поклонение всем гостям обители.

У нее есть и евангельские корни. Как сказано в Писании, новорожденному Христу пришли поклониться три мудреца с Востока. В русской традиции их принято называть волхвами. Это были ученые люди, которые занимались наблюдением звездного неба. Они принесли Младенцу Иисусу подарки - золото, ладан и смирну. Звали волхвов Каспар, Бальтазар и Мельхиор. Откуда пришли волхвы?

Про имена волхвов в Евангелии ничего не сказано - они известны из Предания. Об их поклонении новорожденному Христу из четырех Евангелистов пишет один только апостол Матфей, остальные опустили этот факт. Но тому есть логичное объяснение. Матфей писал свое Евангелие для народа Израиля, а потому его текст содержит массу сведений, принципиально важных именно для иудеев и именно им понятных с полуслова. Скажем, земная «родословная» Христа, с которой начинается Евангелие от Матфея, ссылки на древние пророчества, цитаты из псалмов - все это своеобразный код, по которому Израиль мог распознать своего Мессию.

7. Кем же были волхвы и что они подарили младенцу Иисусу?

Впервые волхвах обстоятельно говорит Геродот в первой книге «Истории». Он их называет магами и считает одним из племен мидян. При персидском дворе они выполняли жреческие функции – были астрологами и толкователями снов. Волхвы были священниками Митры – культа, широко распространившегося в Римской империи в эпоху раннего христианства.

Матфей говорит, что волхвы пришли «с востока», но не уточняет, откуда именно. Иустин Мученик, Епифаний, Тертуллиан считали, что волхвы пришли из Аравии; Иоанн Златоуст и Василий Великий, что из Персии, а Августин полагал, чтоиз Халдеи. Во всяком случае ясно, что это не иудеи и что их страна (или страны) лежит на восток от Палестины.

В памятниках византийского искусства волхвы предстают прибывшими из одной страны. К такому выводу естественно приходишь, видя их сходство с точки зрения национального типа и костюмов.

На Рождество принято дарить друг другу подарки. Эта традиция восходит не только к образу святого Николая, который стал прототипом Санта-Клауса благодаря своему доброму и щедрому сердцу. У нее есть и евангельские корни. Как сказано в Писании, новорожденному Христу пришли поклониться три мудреца с Востока. В русской традиции их принято называть волхвами. Это были ученые люди, которые занимались наблюдением звездного неба. Они принесли Младенцу Иисусу подарки - золото, ладан и смирну. Звали волхвов Каспар, Бальтазар и Мельхиор.
Откуда пришли волхвы?

Про имена волхвов в Евангелии ничего не сказано - они известны из Предания. Об их поклонении новорожденному Христу из четырех Евангелистов пишет один только апостол Матфей, остальные опустили этот факт. Но тому есть логичное объяснение. Матфей писал свое Евангелие для народа Израиля, а потому его текст содержит массу сведений, принципиально важных именно для иудеев и именно им понятных с полуслова.

С момента великого Рождества Христова прошло более двух тысяч лет, однако традиция одаривать ближних сохранилась. Рождество было и остается великим праздником, а в этот день все так же принято дарить подарки своим родным и близким.

Дары волхвов

Волхвами в Евангелие называют мудрецов, которые верили в силу звезд, ожидая знака, когда же родится необычайный младенец, будущий Спаситель. Они первыми пришли поприветствовать появившегося на свет Христа и принесли ему дары. По преданию, позднее они приняли Христову веру и были убиты или умерли в муках. Сейчас мощи волхвов находятся в соборе в городе Кельн, куда их привезли из Константинополя.

Младенцу Иисусу подарили на Рождество смирну (смола дерева), ладан и золото, что означало три вещи: ему суждено умереть, он является Богом и Царь на земле. Часть этих подарков сохранена и разбросана по христианскому миру.

АфонДары волхвов — золото, ладан и смирна, принесенные восточными волхвами в дар новорожденному Младенцу Иисусу. Они сохранились до наших дней. Золото — двадцать восемь небольших пластин разной формы с тончайшим филигранным орнаментом. Ни на одной из пластин орнамент не повторяется. Ладан и смирна — небольшие, величиной с маслину, шарики, их около семидесяти. Дары волхвов хранятся в ковчегах на Святой горе Афон (Греция) в монастыре св. Павла.

См. также: Туринская Плащаница

Исторический экскурс

О поклонении восточных мудрецов, принесших дары - золото, ладан и смирну - Богомладенцу Христу, рассказывается в Евангелии от Матфея.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (Мф. 2:9-11)

Поклонение волхвов

Считается, что в стародавние времена существовал особый род людей, владеющих тайнами мироздания. Об этих странниках-мудрецах упоминается в Библии, в эпизоде о рождении Иисуса Христа. Именно волхвы первыми пришли поклониться Иисусу. Место рождения мессии им указала звезда. Волхвы поклонились младенцу, как царю, и принесли ему дары: золото, ладан и мирру. Этой благовонной смолой умащали мертвецов.

Следовательно, волхвы знали, кому поклоняются, предвидели всю его земную жизнь наперед.

А кого славяне называли волхвами? Людей, обладавших тайными знаниями, видящих прошлое и будущее. Предположительно слово «волхв» произошло от имени бога Велеса, и постепенно преобразовалось в «волшебство».

Волхвы не только служили высшим силам, но и сами могли воздействовать на различные явления. Ни одно событие в древних общинах, от рождения человека до смерти, не обходилось без участия этих мудрецов.

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим с востока и говорят: где Родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:1-2), — рассказывает Евангелист Матфей.

Еще за 6 веков до Рождества Христова, во время вавилонского пленения иудеев, религиозные мыслители Востока впервые открыли для себя Библию и познакомились с древним пророчеством о Вифлеемской звезде провидца и прорицателя Валаама, предсказавшего приход Мессии: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числа. 24:17). Тогда же, во время вавилонского плена, пророк Даниил предсказал точную дату рождения Мессии (Дан. 9:25). О ней знали в каждом еврейском доме. Знал ее и царь Ирод.

Именно поэтому расспросы волхвов о Царственном Младенце так перепугали Ирода. Посоветовавшись с первосвященниками и книжниками, Ирод выяснил, что именно Вифлеем был тем местом, где должен родиться Мессия по предсказанию пророка Михея (Мих. 5:2).

Тогда «тайно», как говорит нам Евангелие, призвав к себе во дворец волхвов и узнав от них, что звезда стала видимой на небосклоне еще до рождения Того, Кого они ищут, и что именно она вела их в пути, Ирод поручил им отыскать в этом маленьком городке Младенца, чтобы и он, Ирод, мог поклониться Ему. Когда же волхвы вышли из Иерусалима, звезда вновь осветила им путь и привела их к дому, где в то время находились Матерь Божия с Сыном и праведный Иосиф Обручник: «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему» (Мф. 2:11).

Кем же были волхвы, пришедшие поклониться Богомладенцу? Это событие становится предметом размышлений многих толкователей уже в самых ранних памятниках христианской литературы. Следуя ветхозаветной традиции, христианство изначально негативно оценивает магию и астрологию как занятия, несовместимые с представлением о свободе воли и Промысле Божием о человеке. Однако Евангелист Матфей говорит о волхвах в позитивном смысле, как о людях, совершающих благочестивый поступок, в отличие от иудеев, не принявших Спасителя. Языческий мир признал Спасителя, а богоизбранный народ не узнал своего Господа и Творца. Говоря о , Евангелист употребляет термин μάγοι (маги, волшебники). В античной литературе существуют 2 значения этого термина: люди, принадлежащие к персидским зороастрийским жрецам, и вавилонские жрецы-астрологи. Из какой страны пришли эти мудрецы-звездочеты, определенно сказать невозможно: скорее всего, из Персии или Вавилонии. В этих странах были известны мессианские ожидания иудеев благодаря пророку Даниилу. Уже со II века в раннехристианской литературе родиной волхвов нередко называли Аравийский полуостров, тем самым связывая их с ветхозаветными пророчествами о поклонении иноземцев мессианскому Царю Израиля: «Цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся Ему все цари; все народы будут служить Ему, ибо Он избавит нищего, вопиющего и угнетенного... и души убогих спасет» (Пс. 71:10-13).

Персидский царь Хосров II Парвиз, уничтоживший во время завоевания Палестины в VII веке почти все христианские храмы, пощадил Вифлеемскую церковь Рождества Христова из-за фресок, на которых волхвы изображены в персидских одеяниях.

В Евангелии не сказано, сколько именно волхвов пришло к Младенцу, но принято считать, что их было трое — по числу даров. Их имена — Каспар, Мельхиор и Валтасар — впервые встречаются у преподобного Беды Достопочтенного (†735). В некоторых повествованиях имеются данные и об их внешнем виде: Каспар оказывается «безбородым юношей», Валтасар — «бородатым старцем», а Мельхиор — «темнокожим» или «черным», происходящем из Эфиопии.

Итак, войдя, волхвы «пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2:11). Каждый из этих даров имел символическое значение. Золото было принесено Иисусу как Царю Иудейскому, ладан — как Богу. Смирна (мирра) — дорогое ароматическое вещество, применявшееся для бальзамирования тел при погребении, — как Спасителю, Ставшему Сыном Человеческим, Которому были предсказаны «многие страдания и погребение».

Поклонившись Младенцу, волхвы, «получив во сне откровение не возвращаться к Ироду», минуя Иерусалим, вернулись в свои земли.

Согласно преданию, впоследствии все они стали христианами и проповедниками Евангелия. Их крестил святой апостол Фома, который благовествовал в Парфии и Индии. В западных преданиях говорится даже о рукоположении их апостолом Фомой во епископов. Мощи волхвов были обретены святой равноапостольной царицей Еленой в Персии и положены в Константинополе, а в V веке перенесены в Милан. В настоящее время золотой находится в Кельнском соборе.

Честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до Своего Успения Она передала их Иерусалимской Церкви, где они находились вместе с поясом и ризой Богоматери до 400 года. Позже дары были перенесены византийским императором Аркадием в Константинополь, где их поместили в храме Святой Софии.

Так что же такое дары волхвов? Какие они?

Золото, принесенное волхвами, — это 28 небольших золотых пластин-подвесок в форме трапеций, четырехугольников и многоугольников, украшенных изящным, филигранно выполненным орнаментом. Рисунок ни на одной из пластинок не повторяется. Ладан и смирна, принесенные раздельно, когда-то были соединены в небольшие, величиной с маслину, шарики темного цвета. Их сохранилось около семидесяти. Соединение это очень символично: ладан и смирна, принесенные Богу и Человеку, соединены так же неразрывно, как во Христе соединились две природы — Божественная и человеческая.

В 1453 году султан Мухаммед (Мехмед) II осадил и взял Константинополь. Византийская империя пала. Матерью молодого султана была сербская принцесса Мария (Мара) Бранкович. Во времена османского владычества европейские монархи часто стремились породниться с Портой, чтобы хоть как-то облегчить своё существование. Так дочь сербского правителя Георгия Бранковича Мария оказалась замужем за султаном Мурадом (1404-1451). Мария не приняла ислам и до конца своих дней оставалась православной. Невозможно даже представить себе, что чувствовала она, видя, как рушатся стены великого христианского города и гибнут в муках ее братья и сестры по вере! Но эта личная трагедия сербской принцессы обернулась настоящим счастьем для христианской истории. Благодаря ей были спасены и сохранились многие православные святыни. Мехмед II, очень любивший свою мать и уважавший её религиозные чувства, не препятствовал этому.

Помимо собирания святынь султан позволил матери взять под свое личное покровительство и защиту Святую гору Афон — монашескую страну, помогать которой считали за честь все предыдущие правители Константинополя. Традиция, заведенная Марией Бранкович, так понравилась султаншам последующих веков, что они, даже будучи мусульманками, истово берегли эту твердыню Православия вплоть до падения Порты.

В 1470 году Мария Бранкович решилась посетить Афон, который она так любила с детства и на земле которого мечтала побывать, несмотря на тысячелетнюю монашескую традицию, запрещавшую женщинам приезжать на Святую Гору. Больше всего ей хотелось увидеть , в котором подвизалось тогда много сербов. Эту обитель очень любил её отец — Георгий Бранкович. Он построил здесь храм во имя своего святого покровителя Георгия Победоносца.

Корабль Марии пристал к берегу неподалеку от монастыря святого Павла. Мария везла с собой 10 ковчегов со спасенными святынями, среди которых были и Дары волхвов. Во главе торжественной процессии Мария стала подниматься в гору. На полпути к монастырю она в изумлении остановилась, услышав голос: «Не приближайся! Отсюда начинается царство Иной Владычицы, Царицы Небесной, Госпожи Богородицы, Предстательницы и Охранительницы Святой горы». Мария упала на колени и стала молиться, прося прощения за своеволие у Царицы Небесной. Навстречу Марии из монастыря вышел игумен с братией, которому она передала ковчеги со святынями. После этого Мария вернулась на корабль.

На том месте, где стояла когда-то коленопреклоненная Мария, был поставлен крест, называемый Царицыным. В стоящей рядом часовне изображена встреча иноками этих великих святынь.

А драгоценные дары с благоговением сохраняются в монастыре святого Павла по сей день. Монахи хорошо понимают, сколь велика духовная и историческая ценность святыни, поэтому после ночного богослужения выносят дары из ризницы в небольшом серебряном ковчеге на поклонение паломникам. Дары источают сильное благоухание, и когда их открывают, благоуханием наполняется вся церковь. Монахи-святогорцы заметили, что дары подают исцеления душевнобольным и одержимым беснованием.

…Некоторые паломники рассказывают, что когда монахи подносили к их уху одну из золотых подвесок, от нее чудесным образом слышался как бы шепот, рассказывающий о чудесном Рождении в мир Предвечного Младенца...

Loading...Loading...