Притча о сеятеле и семенах. Христианская притча о сеятеле Вышел сеятель сеять семя свое

(Мф. 13:1-9, 18-23; Мк. 4:1-20; Лк. 8:4-15 )

Сеятель и семя

Притчей о сеятеле Христос наглядно поясняет истины о Царствии Небесном и о работе великого Возделывателя Своей нивы. Подобно сеятелю в поле, Он пришел разбросать семена небесной истины. Да и сами” притчи Его являли собой семя, благодаря которому были посеяны самые драгоценные истины Его благодати. Вследствие ее простоты притча о сеятеле порой не оценивается по достоинству. Говоря о семени, бросаемом в почву, Христос стремится привести наш разум к семенам Евангелия, принятие которых возвращает человека к верности Богу. Давший нам притчу о крошечном семени является Правителем небес, и законы, управляющие прорастанием земного семени, управляют и прорастанием семян истины.

У Галилейского моря собрался народ увидеть и послушать Иисуса. Эти люди страстно желали что-либо получить от Него. Среди них были и больные, которые лежали на своих постелях, ожидая возможности представить перед Ним свои просьбы. Христос обладал Богоданным правом исцелять скорби греховного человечества, и теперь Он изгонял болезни, распространяя вокруг себя жизнь, здоровье и мир.

Толпа продолжала расти, люди все больше теснились вокруг Христа, так что вскоре к Нему невозможно было пробиться. Тогда Он поговорил с людьми, находившимися в рыбачьих лодках, и вошел в лодку, которая ожидала Его, чтобы перевезти через озеро. Попросив Своих учеников отплыть немного от берега, Он обратился к народу, собравшемуся на берегу.

Неподалеку от моря располагалась прекрасная Генисаретская равнина, за которой возвышались холмы. На склонах холмов и в долине были видны работавшие сеятели и жнецы: одни разбрасывали семена, другие же собирали ранний урожай. Глядя на эту картину, Христос сказал: “Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать”.

Люди Его времени не поняли миссию Христа. То, как Он пришел, не соответствовало их ожиданиям. Господь Иисус был основанием всего жизненного уклада иудеев. Проводимые ими величественные службы имели Божественное предназначение. Они должны были учить людей, что в назначенное время придет Тот, в честь Кого проводятся все эти церемонии. Но, возвеличив ритуалы и форму богослужения, иудеи утратили саму их сущность. Законы, традиции и каноны, предписываемые людьми, скрыли от них живые уроки, которые хотел преподать им Бог. Эти установления и правила стали препятствием к пониманию и воплощению в жизнь подлинной религии. И когда люди встретились, наконец, с Великой реальностью в лице пришедшего Христа, они не распознали в Нем истинного исполнения всех своих символов, указывавших на Него, самой сущности всех своих обрядов. Отвергнув Того, на Кого указывали обряды и символы, они предпочли и впредь держаться их, хотя они стали бесполезными и потеряли всякий смысл. Сын Божий уже пришел, а они все еще просили показать им знамение Его прихода. На призыв: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” они отвечали требованиями чуда (Мф. 3:2 ). Благая весть о Христе стала для них камнем преткновения, ибо они требовали знамения вместо Спасителя. Они ожидали, что Мессия докажет Свое предназначение могущественными завоеваниями, установив Свое владычество на руинах земных царств. Именно на эти их ожидания Христос отвечает в притче о сеятеле. Не силою оружия, не жестокими завоеваниями должно установиться Царство Божье, но путем воплощения новых принципов жизни в сердцах людей.

“Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий” (Мф. 13:37 ). Христос явился не как царь, но как сеятель; Он пришел не завоевывать царства, но разбрасывать семена; пришел не открыть своим последователям дорогу к земному триумфу и национальному величию, а научить их мужественно идти путем потерь и разочарований, чтобы лишь в конце, после долгих и упорных трудов, осуществить долгожданную жатву.

Фарисеи поняли смысл притчи Христа, но урок оказался нежеланным, и они сделали вид, что ни о чем не догадались. Для большинства же эта притча сделала еще более загадочной цель этого нового Учителя, чьи слова так тронули их сердца своей необычностью и вместе с тем так горько разочаровали их ожидания. Сами ученики не поняли притчи, но заинтересовались ее значением. И когда они остались с Иисусом наедине, они просили Его объяснить смысл.

Это стремление к истине Христос и хотел пробудить, чтобы поставить перед ними более определенную задачу. Он разъяснил притчу Своим ближайшим ученикам, но точно так же Он сделает ясными Свои слова каждому, кто стремится понять их искренним сердцем. Те, кто обращается к Слову Божьему с сердцем, открытым для просвящающего влияния Святого Духа, не останутся в неведении относительно смысла этого Слова. “Кто хочет творить волю Его, - говорит Христос,- тот узнает о сем учении, от Бога ли оно или Я Сам от Себя говорю” (Ин. 7:17 ). Все, кто приходит ко Христу, чтобы яснее понять истину, получат желаемое. Он раскроет перед ними тайны Царства Небесного, и тайны эти станут понятными сердцу, которое жадно стремится познать истину. Небесный свет засияет в храме души человека и будет виден и другим как яркое сияние светильника на темном пути.

“Вышел сеятель сеять” (Мф. 13:3 ). В то время на востоке жизнь была тревожной и неустроенной, постоянная угроза вражеских нападений была столь велика, что люди селились в основном в укрепленных городах. Земледельцы ежедневно выходили трудиться на полях за городом. Так и Христос, Небесный Сеятель, вышел сеять, оставив Свой дом покоя и мира, оставив славу, которую Он имел у Отца еще до сотворения мира, оставив Свое место на троне вселенной; Он вышел как человек, подверженный страданиям и искушениям, вышел в одиночестве, чтобы сеять в слезах и Своей кровью полить семя жизни для потерянного мира.

Слугам Его надлежит точно так же выходить сеять. Когда Авраам был призван сеять семена истины, ему было сказано: “Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе” (Быт. 12:1 ). “И пошел, не зная, куда идет” (Евр. 11:8 ). Так же и апостолу Павлу, молящемуся в храме в Иерусалиме, было послание от Бога: “Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам” (Деян. 22:21 ). Так и те, кто призван соединиться со Христом, должны оставить все и смело следовать за Ним. Следует оставить прежние связи, решительно пожертвовать планами жизни, отказаться от всех земных надежд. В трудах и слезах, в одиночестве и через жертвы должно сеяться это семя великой истины.

“Сеятель слово сеет” (Мк. 4:14 ). Христос пришел посеять истину в мире. С самого момента грехопадения человека сатана не устает сеять семена заблуждения. С помощью лжи он смог некогда овладеть человеком, и с тех пор силится воспрепятствовать торжеству Царства Божьего на земле, подчинить человека своей воле. Сеятель, сошедший с небес, Христос пришел, чтобы посеять семена истины. Он, состоявший в совете с Богом, Он, пребывавший в сокровеннейшем святилище Вечного, был способен принести человеку чистые основы истины. Христос был тем, Кто открыл истину миру уже с момента грехопадения человека. Через Него передается человеку нетленное семя “слова Божия, живого и пребывающего вовек” (1 Петр. 1:23 ). Уже в первом Своем обетовании, данном падшему человечеству в Едеме, Христос сеял семена Благой вести. Но напрямую притча о сеятеле относится к Его личному служению среди людей и учрежденной Им работе благовествования.

Слово Божье есть семя. В каждом семени заложены силы прорастания. В нем заключена жизнь будущего растения. Так и в Божьем Слове есть жизнь. Христос говорит: “Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь” (Ин. 6:63 ). “Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную” (Ин. 5:24 ). В каждом повелении и в каждом обетовании Слова Божьего заключена сила, сама жизнь Бога, благодаря которой любая заповедь может быть выполнена и осуществится любое обетование. Принимающий Слово верой обретает и саму жизнь, и характер Бога.

Любое семя приносит плод по роду своему. Посейте семя в благоприятных условиях, и оно естественно разовьется в растение. Примите в свою душу с верой нетленное семя Слова, и оно непременно проявится в вашем характере и жизни подобием Божьего характера и жизни.

Учителя Израиля не сеяли семян Слова Божьего. Миссия Христа как учителя истины была явной противоположностью учениям раввинов Его времени. Они опирались на традиции, на человеческие теории и умозаключения. При этом часто само Слово Божье вообще заменялось тем, что об этом Слове писали или учили люди. Их учение не было способно пробуждать души людей. Предметом же учения и проповедования Христа было именно Слово Божье. В ответ Он говорил просто и ясно: “Написано”, “Писание что говорит?”, “Как читаешь?” При любой возможности, когда Он видел пробудившийся либо в друге, либо в противнике интерес, Христос сеял семена Слова Божьего. Тот, кто Сам есть Путь, Истина и Жизнь, кто Сам является живым Словом, указывает на Писания, говоря: “Они свидетельствуют о Мне” (Ин. 5:39) . И, говоря со Своими учениками, “начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании” (Лк. 24:27 ).

Слугам Христовым следует поступать так же. В наши дни, как и в прежние времена, жизненные истины Слова Божьего нередко подменяются человеческими теориями и умозаключениями. Даже многие священнослужители, проповедующие Евангелие, не считают, что вся Библия является богодухновенным Словом. Один мудрец отвергает одну часть, иной подвергает сомнению другую. Они ставят свои суждения о Библии выше самого Слова Божьего; таким образом Писание, которое они преподают, сводится к их собственным убеждениям. Так разрушается Божественная подлинность Священного Писания. Так сеются семена сомнения; люди в растерянности не знают, чему верить. Существует немало верований, которые разум не вправе принимать. Во дни Христа раввины обременяли многие части Писания своими надуманными, мистическими построениями. Поскольку простое и ясное учение Слова Божьего изобличало их, они пытались подорвать его силу. То же самое совершается и поныне. Слово Божье пытаются часто представить таинственным и неясным. Это делается для того, чтобы оправдать нарушение Его закона. Христос во время Своего земного служения отвергал подобные уловки. Он учил, что Слово Божье должно быть понятно каждому. Он указывал на Писания как на неоспоримый авторитет, и мы должны следовать Его примеру в этом. Библия должна быть признана Словом бесконечного Бога, решением всех противоречий и основанием веры.

Люди отняли у Библии принадлежащую ей силу, и падение духовности, которое мы сегодня наблюдаем, является результатом этого. Многие проповеди, звучащие с кафедр, сегодня уже не являются тем Божественным провозглашением, которое способно пробудить совесть и оживить душу. Во многих случаях слушатели уже не могут сказать: “Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?” (Лк. 24:32 ). А люди по-прежнему жаждут услышать живого Бога, ощутить Божественное присутствие. Философские теории или художественные произведения, какими бы блестящими они ни были, не в состоянии насытить сердце человека. Человеческие утверждения и изобретения не имеют в этом смысле никакой ценности. Пусть к людям говорит Слово Божье. Пусть все, кто слышал до сих пор лишь о человеческих обычаях, теориях и правилах, услышат голос Того, Чье Слово способно обновить душу для вечной жизни.

Любимой темой Христа была отеческая любовь и преизобилующая благодать Божья; Он много говорил о святости характера Божьего и святости Его закона; Он являл Себя людям как Путь, Истину и Жизнь. Пусть же об этом же проповедуют служители Христа. Представляйте людям истину такой, какой она предстает в Иисусе. Излагайте требования Закона и Евангелия ясно и четко. Рассказывайте людям о жизни Христа, жизни, исполненной самоотречения и самопожертвования; говорите о Его самоуничижении и смерти, о Его воскресении и вознесении, о Его ходатайстве во дворах Божьих; о Его обещании: “Приду опять и возьму вас к Себе” (Ин.14:3 ).

Вместо того чтобы оспаривать ошибочные теории или пытаться рациональными доводами одолеть противников Евангелия, последуйте примеру Христа. Пусть чистые истины из сокровищницы Божьей сами засверкают в жизни. “Проповедуй слово”. Сей “при всех водах”. “Настой во время и не во время”. “У которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь”. “Всякое слово Бога чисто …Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя и ты не оказался лжецом” (2 Тим. 4:2; Ис. 32: 20; Иер. 23:28; Притч. 30:5, 6 ).

“Сеятель слово сеет”. Здесь представлен великий принцип, который должен лежать в основе образования. “Семя есть слово Божие”. Но слишком многие учебные заведения сегодня отодвигают Слово Божье в сторону. Умы современных людей заняты совсем другими вещами. Изучение трудов неверующих авторов занимает главное место в нынешней образовательной системе. Скептические мнения и взгляды составляют основу большинства учебников. Современные научные исследования также, как правило, уводят от истины, поскольку их результаты ложно интерпретируются и искажаются. Слово Божье сравнивается с якобы научными теориями, в результате оно объявляется ненадежным и не заслуживающим доверия. Так в умах молодежи сеются семена сомнения, которые дают пагубные всходы в моменты искушения. Когда утрачивается доверие к Слову Божьему, душа теряет руководство, становится незащищенной. Молодежь вступает на путь, уводящий от Бога и от вечной жизни.

Всем сказанным в значительной мере объясняется широкое распространение порока в нашем мире. Когда Слово Божье отставляется, отвергается и его способность сдерживать порочные наклонности необузданного сердца. Люди сеют лишь плотское и из плотского пожинают тление.

Кроме того, это также является причиной ослабления нашего разума, его неэффективности. Отворачиваясь от Слова Божьего и питаясь произведениями людей, не вдохновленных Богом, разум человека становится поверхностным и легковесным. Он не соприкасается с глубокими основами вечной истины. Мышление в конце концов свыкается с восприятием вещей, с которыми оно уже давно знакомо, и эта сконцентрированность лишь на ограниченных понятиях все более и более ослабляет ум, все более сужает его возможности, в результате чего он постепенно теряет способность к расширению сферы познаваемого.

Таковы результаты ложного образования. Целью каждого учителя должно стать привлечение умов молодежи к великим истинам богодухновенного Слова. Именно такое образование необходимо как для этой жизни, так и для будущей.

И не стоит думать, что это помешает изучению наук или приведет к снижению образовательного уровня. Познание Бога высоко, как небо, и обширно, как вселенная. Нет ничего столь облагораживающего и ободряющего, как исследование великих тем, относящихся к нашей вечной жизни. Пусть же молодежь стремится постичь эти данные Богом истины. Их умственные способности будут развиваться, и они станут более выносливыми в работе. Это исполняет слово к невиданной широте мысли и откроет для него богатства нетленного знания.

Образование, получаемое при исследовании Писания, является познанием плана спасения на опыте. Такое образование восстанавливает в душе образ Божий. Оно придаст силы разуму и укрепит его против искушений; а также подготовит учащегося к тому, чтобы стать соработником Христа в Его работе по спасению мира. Христианское образование сделает его членом небесной семьи и приготовит к тому, чтобы принять в наследие вечную жизнь вместе со всеми святыми.

Почва при дороге

Притча о сеятеле говорит прежде всего о том, как влияет на прорастание семени почва, на которую оно падает. Этой притчей Христос говорит Своим слушателям: вы - в опасности, если критикуете Мои дела или испытываете разочарование от того, что Мое дело не согласуется с вашими идеями и представлениями. Самым важным для вас является вопрос: как вы относитесь к Моей вести? От того, примите вы ее или отвергнете, зависит ваша вечная участь.

Объясняя сказанное о семени, которое упало при дороге, Он сказал: “Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: вот кого означает посеянное при дороге”.

Семя, посеянное при дороге, представляет Слово Божье, падающее на почву сердца невнимательного слушателя. Подобно утоптанной тропе, выбитой ногами людей и животных, это сердце превратилось в дорогу, открытую для всего мирского, для его соблазнов и грехов. Поглощенная эгоистическими целями и потворством своим греховным наклонностям, душа “ожесточается, обольстившись грехом” (Евр. 3:13 ). Духовные способности человека парализованы. Люди слышат Слово, но не понимают его. Они даже не понимают, что оно относится к ним. Они не осознают, что находятся в нужде и опасности. Они не отзываются на любовь Христа и проходят мимо вести о Его благодати, считая, что это к ним не относится.

Как птицы готовы склевать семя, упавшее при дороге, так и сатана готов похитить семя Божественной истины из души человека. Он боится, что Слово Божье может пробудить беспечного человека и оказать воздействие на его огрубевшее сердце. Сатана и его ангелы собираются там, где проповедуется Евангелие. И в то время, когда ангелы небесные стремятся запечатлить в сердце человека Слово Божье, враг всегда готов лишить это Слово его благотворной силы. С серьезностью и основательностью, равной лишь его злобе, он пытается воспрепятствовать работе Духа Божьего. В то время, когда Христос привлекает к Себе душу человеческую Своей любовью, сатана пытается отвлечь внимание того, кто стремится к Спасителю. Он возбуждает в человеке критицизм; вселяет сомнение и неверие. Слушателям может не понравиться язык проповедника и его манеры, и они сосредоточатся на этих недостатках. Истина, в которой они нуждаются и которую Бог великодушно послал им, не производит должного впечатления.

У сатаны много помощников. Многие, заявляющие о своих христианских убеждениях, помогают искусителю похищать семена истины из других сердец. Многие, слушающие проповедь Слова Божьего, дома критикуют ее. Они судят о проповеди так же, как о лекции или политическом выступлении. Весть, к которой следует относиться как к Слову Господа, служит у них объектом легкомысленных и язвительных замечаний. Характер служителя, его мотивы и действия, поведение членов церкви открыто обсуждаются. При этом нередко произносится суровый приговор, повторяется сплетня или клевета, и все это - в присутствии необращенных. Часто подобное говорится родителями при их собственных детях. Так подрывается уважение к вестникам Божьим и почтение к их словам. После этого многие приучаются несерьезно относиться и к самому Слову Божьему.

В конце концов в домах таких христиан молодежь часто становится неверующей. Родители удивляются, почему их дети так мало интересуются Евангелием и с такой готовностью подвергают сомнению истину Библии. Они удивляются тому, как трудно морально и религиозно повлиять на молодежь. Они не осознают того, что их собственный пример очерствил сердца их детей. Доброе семя не смогло пустить корни, и сатана похитил его.

На каменистых местах

“Посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется”.

Семя, посеянное на каменистом месте, не находит достаточно глубокой почвы. Растение быстро всходит, но корень его не может пробиться сквозь камень, чтобы найти питание для продолжения роста, и вскоре растение погибает. Многие из принявших религию оказываются людьми с каменными сердцами. Подобно скале, лежащей под тонким слоем земли, себялюбие плотского сердца скрывается под почвой его добрых намерений и стремлений. Любовь к себе не преодолена. Люди не видят чрезвычайной пагубности греха, и потому сердце не смиряется, осознавая свою вину. Таких людей можно легко убедить, и они могут даже выглядеть обращенными, но на самом деле они религиозны лишь поверхностно.

Не стоит думать, что эти люди отпадают лишь потому, что слишком быстро воспринимают Слово Божье, или потому, что они воспринимают его с радостью. Матфей тоже, услышав призыв Спасителя, сразу поднялся, сразу оставил все и последовал за Ним. Бог желает, чтобы мы восприняли Его слова сразу, как только они достигнут нашего сердца; и радостное принятие этих слов является верным откликом. На небесах много “радости будет об одном грешнике кающемся” (Лк. 15:7 ). И в душе, верующей в Христа, тоже поселяется радость. Но те, которые, как сказано в притче, “тотчас с радостью принимают слово”, не осознают, к чему оно обязывает их, не знают цены, которую они должны заплатить. Они не применяют это Слово ко всем своим былым жизненным привычкам и обычаям с тем, чтобы полностью подчиниться этому Слову.

То же происходит и с христианином; его духовная жизнь питается незримым единением его души с Христом через веру. Но слушатели с сердцем, подобным каменистой почве, полагаются только на себя, вместо того чтобы уповать на Христа. Они уверены в своих добрых делах и благих устремлениях и вполне рассчитывают на свою собственную праведность. Они не сильны в Господе, не крепки силой Его могущества. Подобные “не имеют в себе корня”, поскольку они не находятся в союзе со Христом.

Жаркое летнее солнце, укрепляя и способствуя созреванию крепких и выносливых злаков, губит растения, у которых нет глубоких корней. То же случается с тем, кто “не имеет в себе корня”, “непостоянен” и, “когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется”. Многие принимают Благую весть для избавления от страданий, но не для освобождения от греха. На какое-то время они обретают радость, поскольку считают, что религия освободит их от трудностей и испытаний. И пока жизнь их течет гладко, они могут казаться истинными христианами. Но они отступают под суровым натиском искушения. Они не могут перенести притеснений за веру во Христа. Когда Слово Божье указывает им на их лелеямый грех или требует от них самоотречения или жертвы, они отступают. Решительная перемена жизни требует от них слишком больших усилий. Они видят только земные тяготы и испытания, которые им предстоит преодолеть, и совсем забывают о вечных ценностях. Подобно ученикам, оставившим Иисуса, они готовы сказать: “Какие странные слова! кто может это слушать?” (Ин. 6:60 ).

У многих, считающих себя Божьими слугами, нет реального опыта личного познания Его. Их желание исполнять Его волю основывается скорее на собственных склонностях, а не на глубокой убежденности Святым Духом. Их поведение не согласуется с Законом Божьим. Они заявляют, что приняли Христа как своего Спасителя, но на самом деле не верят, что Он даст им силу для преодоления греха. Они не вступили в личные отношения с живым Спасителем, и в их характерах сохраняются как унаследованные, так и взращенные ими самими пороки.

Одно дело - в целом признавать силу Святого Духа, и совсем иное - осознать Его работу как обличение, призывающее к покаянию. Многие чувствуют свою отчужденность от Бога, ощущая себя связанными более своим “я” и своим грехом. Они предпринимают какие-то усилия, чтобы преобразовать себя, но при этом не распинают свое “я”. Они не отдаются полностью Христу для того, чтобы с помощью Божественной силы исполнять Его волю. Они не желают, чтобы их характеры были сформированы по Божественному подобию. В общем они признают свои недостатки, но конкретных своих грехов не оставляют. И эгоистичная натура набирает новую силу с каждым неверным поступком.

Единственная надежда для этих душ - в осознании истины, содержащейся в словах Христа, обращенных к Никодиму: “Должно вам родиться свыше”. “Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия” (Ин. 3:7,3 ).

Истинная святость - это полная отдача на служение Богу. Это непременное условие подлинно христианской жизни. Христос ожидает полного посвящения и безраздельного служения. Он нуждается в наших преданных Ему сердцах, умах, душах и силах. Не следует лелеять свое “я”. Тот, кто живет для себя, не может называться христианином.

Главным мотивом всех действий человека должна стать любовь. Любовь - это основополагающий принцип Божьего правления на небесах и на земле, и она должна стать фундаментом характера христианина. Только она может укрепить и сделать его непоколебимым. Только она дает возможность христианину выстоять перед любыми испытаниями и искушениями.

Любовь проявляется в жертве. План искупления открывается в жертве - жертве такой широкой, глубокой и высокой, что она, по сути дела, неизмерима. Христос отдал за нас все, и те, кто поистине обрел Христа, готовы так же пожертвовать всем ради своего Искупителя. Превыше всего они будут помышлять о Его чести и славе.

Если мы любим Иисуса, мы будем жить для Него, приносить Ему наши благодарственные жертвы и трудиться для Него. Сам этот труд станет для нас легким. Ради Него мы с радостью возьмемся за любой труд, перенесем боль и всем пожертвуем. Только так мы постигнем Его жажду спасения людей. Так мы проникнемся тем нежным стремлением к душам людей, которым жил Он.

Таковым является подлинное христианство. Все иное - обман. Никакая отвлеченная теория об истине, никакое иное ученичество не спасут ни единой души. Мы не принадлежим Христу, если не отдались Ему всецело. Именно половинчатость в христианской жизни является причиной недостатка целеустремленности и нетвердости желаний. Попытка служить одновременно и себе, и Христу делает человека слушателем с каменистым сердцем, который не устоит перед испытаниями.

Обычно, желая подчеркнуть важность чего-либо, мы повторяем это несколько раз. Так же и в Слове Божьем: если что-то повторяется несколько раз, значит, это особенно важно и следует уделить этому особое внимание. Одним из таких отрывков, который неоднократно повторяется, является притча о сеятеле. И действительно, из всех четырех жизнеописаний Иисуса Христа, данная притча встречается трижды. Поэтому давайте исследуем ее и посмотрим, чему особенно важному Господь хочет научить нас в этой притче.

1. Притча

Притча о сеятеле записана в Матфея 13:1-8, Марка 4:1-9, и в Луки 8:4-8. Возьмем за основу повествование от Луки, где мы читаем:

Луки 8:4-8
«Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»

Момент, в который Иисус решил рассказать эту притчу, был выбран им не случайно. Действительно, как сказано в четвертом стихе: «Когда же собралось множество народа , и из всех городов жители сходились к Нему, Он [увидев, что к нему идет множество народа – прим. авт.] начал говорить притчею …». Иисус говорил эту притчу, когда много людей пришло к Нему послушать Слово Божье. Как мы увидим, притча будет о слушании Слова Божьего. Поэтому Иисус, говоря эту притчу, хотел, чтобы все, приходящие к Нему послушать Слово, осознавали, какая возможность выбора будет им предоставлена.

2. «При дороге»

Посмотрев на вышеприведенный отрывок из Евангелия от Луки, мы можем сказать, что эта притча о семени, которое попадает в четыре разных вида почвы, первый из которых был «при дороге». Как сказано в Луки 8:5:

Луки 8:5
«…вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его».

Одно из посеянных семян упало «ПРИ дороге» и потому не взошло и не принесло никакого плода, но было потоптано и съедено птицами.

Толкование этой части притчи приводится несколькими стихами ниже. Итак, в Луки 8:11-12 говорится:

Луки 8:11-12
«Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись».

Также в Матфея 13:19 , в толковании той же самой части притчи, говорится:
«…ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его--вот кого означает посеянное при дороге».

Согласно вышеприведенным отрывкам, семя, которое сеется, это СЛОВО БОЖЬЕ, или «слово о Царствии». Однако это Слово не везде дает одинаковый результат, так как его плодоносность зависит от земли, в которую оно падает. Один из возможных видов почвы - это земля «у дороги», которая, согласно толкованию притчи, обозначает людей, хотя и слушающих Слово Божье, но не разумеющих его. Что имеется в виду под словами «не разумеют» - об этом мы узнаем из контекста притчи. Так, греческое слово, переводимое в приведенном выше отрывке как «разумеющий», - производное от глагола «suniemi», которое в Евангелии от Матфея 13 главе используется шесть раз, пять из которых – в отношении нашей притчи. Так, в Матфея 13:13-15 сказано:

Матфея 13:13-15
«…Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют [греч.: «suniemi» - прим. авт.], и сбывается над ними [над тем, кто видя не видит и слыша не понимает – прим. авт.] пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите--и не уразумеете [греч.: «suniemi» - прим. авт.], и глазами смотреть будете--и не увидите, ИБО [по этой причине они, хотя и слышат, но не понимают. – прим. авт.] огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами , и не уразумеют [греч.: «suniemi» - прим. авт.] сердцем , и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».

Такой человек, хоть и слышит Слово, сердцем своим (духом своего ума) он его не разумеет. Здесь, в притче о сеятеле, имеется в виду не простое умственное понимание Слова. Скорее, это понимание, принятие Слова всем свои сердцем, духом ума. Поэтому-то результат, который принесет семя Слова, и будет зависеть от почвы, от сердец слушающих Слово. Одно и то же семя, попадая в разную почву, т.е. в разные в качественном отношении сердца, дает разный результат. Если сердце огрубело, тогда семя Слова Божьего будет подобно семени, падающему при дороге. Оно не взойдет и, конечно же, совсем не принесет плода. Как сказано во 2 Послании к Коринфянам 4:3-4 и Ефесянам 4:17-19:

2 Коринфянам 4:3-4
«Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы , чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого».

И в Ефесянам 4:17-19
«Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме , отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их . Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью».

Есть люди, для которых Слово Божье «закрыто» и которые не могут «уразуметь» его, не потому что Слово Божье трудно для понимания, но потому что их сердца огрубели, стали жесткими, не позволяя семени Божьего Слова прорастать.

Также, греческое слово, переведенное в отрывке из Ефесянам как «помрачены», - это слово «porosis», что означает «бесчувственность». То же самое слово используется в Марка 3:5 для описания сердец характерной группы людей, которые так сильно преследовали Иисуса - фарисеев:

Марка 3:5
«И, [Иисус] воззрев на них [то есть, на фарисеев (см. Марка 2:24) – прим. авт.] с гневом, скорбя об ожесточении сердец их [греч.: «porosis» - «бесчувственность» – прим. авт.]…»

Рядом с фарисеями был Сам Сын Божий Иисус Христос!!! Они слышали и видели величайшего Учителя, величайшего из когда-либо живущих на земле. И все-таки они в Него не верили. Почему? Потому что сердца их огрубели, т.е. были очень жесткими и неподходящими для принятия и роста семени Слова. Не семя – Слово Божье - было тому виной, а ЗЕМЛЯ, их жесткие сердца.

3. «Иное упало на места каменистые»

Рассмотрев первый вид почвы, в которую падает семя Слова Божьего, давайте теперь перейдем ко второму. О нем в Матфея 13:5-6 сказано:

Матфея 13:5-6
«…иное [семя] упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло»

Семя может прорастать в разных видах почвы. Но не во всех из них оно выживет и будет приносить плод. Одна из почв – это та, в которой семя, которое, хотя и взошло первоначально, в конечном итоге не смогло прижиться, находясь в каменистой земле. Причина, по которой семя не прижилось - в том, что камни не позволяют ему пускать глубоко корни, что необходимо для поиска влаги. Поэтому, как только подует ветер, оно засыхает.

Обращаясь к Евангелию от Марка для толкования этой части притчи, читаем:

Марка 4:16-17
«Подобным образом и посеянное на каменистом [месте] означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его , но не имеют в себе корня и непостоянны ; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются ».

Как видим, каменистую почву представляют собой люди, слушающие Слово Божье и сразу же принимающие его, даже с радостью. Однако это ненадолго, ибо, когда возникают скорби и гонения, такие люди так же быстро отпадают. Очевидно, что проблема, которая, в конечном итоге, и является причиной их отпадения, в том, что они очень слабы в скорбях и гонениях. Поэтому, когда дьявол выстраивает подобные события против них, они тут же отпадают. Причина их отпадения не в том, что скорбь для них слишком невыносима, ибо во 2 Коринфянам 4:17, 1 Коринфянам 10:12-13 и 1 Петра 5:10 говорится, что при искушении нам будет дано и облегчение, так чтобы мы могли перенести (1 Коринфянам 10:12-13). Причина в том, что они не хотят оказывать даже малейшее сопротивление дьяволу (как говорится в этом отрывке: они «тотчас соблазняются»). В Иакова 4:7 сказано:

Иакова 4:7
«Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и [в результате вашего противостояния – прим. авт.] убежит от вас».

Также в 1 Петра 5:8-9 говорится:
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою , зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире».

Если мы не противостанем дьяволу, он от нас не убежит. Другими словами, он поглощает тех, кто ему не противостоит. К категории потенциальной мишени для дьявола относятся также люди с ожесточенным сердцем. Когда приходит дьявол и приносит скорби, они тотчас же становятся для него легкой добычей. Они хорошо начинают, но, к сожалению, плохо заканчивают.

4. Третья категория

Рассмотрев две первые категории людей, слышащих Слово, перейдем теперь к третьей. В Марка 4:7 говорится:

Марка 4:7
«Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило [семя], и оно не дало плода».

Третий вид почвы, в которую падает семя, - это тернистая земля. Зерно, падая в такую почву, заглушается терниями и, следовательно, не приносит плода. Для понимания того, что имеется в виду в этой части притчи, перейдем к Марка 4:18-19, где написано:

«Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода».

К сожалению, эта третья категория людей тоже не благополучна. Проблема этих людей в том, что Слово Божье сосуществует в их сердцах вместе с заботами века сего, обольщением богатством и другими пожеланиями». В конечном итоге, все это становится терниями, препятствующими росту Слова Божьего, заглушающими его и делающими его неплодоносным. В противоположность тому, как поступают люди этой категории, Иисус сказал:

Матфея 6:25-34
«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы ».

Прежде всего – дела Царства Божьего, а потом – все остальное. Если мы применяем этот принцип, то все остальное нам будет прилагаться. Однако, если мы его не применяем и на первое место ставим заботы и все остальное, что представляется нам важным, это приведет к тому, что Слово не сможет вырасти и принести плод.

Череда забот этого мира, обольщение богатством и другие пожелания – это очень серьезно. В статье этот вопрос рассматривается отдельно.

5. «Иное упало на добрую землю»

Подходя к этому моменту, мы уже рассмотрели три вида почвы, куда упало семя Слова Божьего. К сожалению, ни в одной из почв оно не смогло принести плода. Так, первая почва, которая была «у дороги», была настолько твердой, что семя даже не смогло взойти. Вторая тоже была каменистой, в которой семени невозможно пустить глубокие корни. И, наконец, третья была тернистой, заглушающей семя, так что оно не могло приносить плод. Теперь, когда мы рассмотрели три эти категории, не приносящие плод, пришло время для нас взглянуть на ДОБРУЮ почву, приносящую плод. В Матфея 13:8 о ней говорится:

Матфея 13:8
«иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать».

И здесь же, в Матфея 13:23 , приводится толкование:
«Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего [греч.: «suniemi» - прим. авт.], который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать».

В этот раз семя упало не при дороге, не на каменистую землю и не в тернии, а на добрую землю , в сердца людей, слушающих Слово и разумеющих [греч.: «suniemi»] его. Луки 8:15 дает объяснение, кто такие «разумеющие его»:

Луки 8:15
«а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении…».

Как мы, возможно, помним, люди из первой категории не могли «разуметь», принять Слово, так как сердца их огрубели, стали жесткими. Люди же, принадлежащие четвертой категории, наоборот, разумеют Слово, помещая его в свои добрые и чистые сердца . У людей этой категории есть все, чего нет у остальных трех категорий, не приносящих плод. Если у людей в первой категории сердца были грубыми и жесткими, то здесь сердца добрые и чистые . Люди из второй категории были неспособны переносить трудности и при первых скорбях тотчас же отпадали, люди же этой категории - терпеливы (они «приносят плод в терпении », как говорится в этом отрывке) и не сдаются. Наконец, если в третьей категории Слово Божье было заглушаемо различными заботами и пожеланиями, которые становились на первое место в жизни, то здесь Слово ХРАНИТСЯ в сердцах людей, продолжая оставаться главным приоритетом. Эта категория приносит плод. Как сказал Христос в Иоанна 15 главе:

Иоанна 15:1-2, 4-5, 8, 16
«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой--виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода … Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне . Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода ; ибо без Меня не можете делать ничего… Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками… Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал , дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам».

Бог очищает каждую ветвь, приносящую плод, чтобы она могла принести больше плода. Чем больше плода она приносит, тем более прославляется Господь.

6. Заключение

В заключение: Слово Божье могут слышать разные люди, но и результат их слушания будет разный, в зависимости от разного качества сердец, слушающих Слово. Так, одни отвергнут его, другие примут, но до первых гонений и скорбей, третьи примут, но, в конечном итоге, поставят его на последнее место, отдавая приоритет другим вещам (заботам, богатству, другим пожеланиям). И, наконец, некоторые сохранят его в добром и чистом сердце, принося плод. Поэтому Иисус, заканчивая толкование притчи, сказал: «…наблюдайте, как вы слушаете» (Луки 8:18). Важно не просто слушание Слова, но и то, как мы его слушаем, потому что многие слушают его, но только те, кто слушают его и хранят в добром и чистом сердце, будут приносить плод. Да будем все мы в числе этих людей и да пребудем мы среди них всегда.

Учение в таких притчах, как притча о сеятеле, было ново для слушателей Иисуса Христа. Вот почему, когда толпы народа разошлись, И Он остался без посторонних, ПРИСТУПИВ , УЧЕНИКИ СКАЗАЛИ ЕМУ: ДЛЯ ЧЕГО ПРИТЧАМИ ГОВОРИШЬ ИМ? До сих пор Ты учил их с такой ясностью, а теперь начинаешь говорить прикровенно, иносказательно... «Достойно удивления, – замечает святитель Иоанн Златоуст , – что ученики, несмотря на сильное желание узнать, почему Иисус Христос говорит народу притчи, избирают время, когда предложить этот вопрос. Заметь также и великую любовь учеников, – как много они заботятся о других, и сперва ищут их пользы, а потом уже своей. Они не сказали: «Для чего Ты нам в притчах говоришь?» И в других случаях они часто обнаруживают любовь свою ко всем, например, когда говорят: «отпусти народ» (), а также: «знаешь ли... что... соблазнились?» ()». Именно этого и желал : ОН СКАЗАЛ ИМ В ОТВЕТ: ДЛЯ ТОГО , ЧТО ВАМ , Моим апостолам, которые внимательно относятся к Моему учению о Царствии Божием, ДАНО от Бога, через просвещение вашего ума, и без притчи ЗНАТЬ , хотя и несовершенно пока, до времени сошествия на вас Святаго Духа, ТАЙНЫ сего ЦАРСТВИЯ НЕБЕСНОГО , частично вовсе непостижимые для ума человеческого, частично же сокрытые только от непосвященных. А ИМ всем, кто равнодушно слушает слово Мое, особенно книжникам и фарисеям, НЕ ДАНО : для них эти тайны намеренно сокрыты под покровом притчи. Разумение тайн Божиих есть дар и благодать, ниспосылаемые свыше, но вместе с тем это зависит и от человека.

Кто хочет понимать духовные истины, тот должен открыть для них свое сердце; без этого и ум будет не способен их воспринять, как слепой не может понять красоту цветов или глухой – приятность пения. дает всем природную способность разуметь должное. Он «просвещает всякого человека, приходящего в мир» (), но нас омрачает наша воля. ИБО КТО ИМЕЕТ желание и старание приобрести дары благодати, в простоте и смирении верующего сердца, внимая слову Моему, – ТОМУ ДАНО БУДЕТ , тому и дарует все, И ПРИУМНОЖИТСЯ; он будет проникать все глубже и глубже в тайны Божии, будет понимать их все полнее и совершеннее. А КТО НЕ ИМЕЕТ собственного желания и старания получить таковую благодать, тот не только не получит ничего, но У ТОГО ОТНИМЕТСЯ И ТО , ЧТО ИМЕЕТ , – что дано ему от природы и что он считает своим, как бы неотъемлемым, достоянием, не принесет ему никакой пользы, как лишенное животворящего Божия благословения, мало того, послужит ему же в осуждение. Так поступают и люди: кто не хочет слушать, тому перестают и говорить, а кто с ревностью слушает, тому сообщают еще более. Так бывает и в жизни: трудолюбивый старается приумножить то, что есть у него, и богатеет, а ленивый теряет и последнее. ПОТОМУ ГОВОРЮ ИМ ПРИТЧАМИ , ЧТО ОНИ , ВИДЯ телесными очами, произвольно НЕ ВИДЯТ своими духовными очами, закрывают их, И СЛЫША ушами, произвольно НЕ СЛЫШАТ духом, не хотят слышать, а потому – И НЕ РАЗУМЕЮТ , недостойны и неспособны разуметь. Их слепота и глухота происходит от их же собственного развращения. Они видели, что Я изгоняю бесов, и говорили: «Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского» (); слышали, что Я привожу их к Богу и Сам во всем поступаю согласно с волей Божией, и говорили: «не от Бога Этот Человек» (). Они поступали вопреки тому, что видели и что слышали, за это и попущу им дойти до полного безчувствия к спасительным истинам. Что Я не укоряю их по какой-либо вражде, это видно из того, что уже И теперь СБЫВАЕТСЯ НАД НИМИ ПРОРОЧЕСТВО ИСАЙИ , КОТОРОЕ ГОВОРИТ: СЛУХОМ телесным УСЛЫШИТЕ – И НЕ УРАЗУМЕЕТЕ , не будете понимать, И ГЛАЗАМИ СМОТРЕТЬ БУДЕТЕ – И НЕ УВИДИТЕ . Они сами заградили свой слух, закрыли очи и ожесточили свое сердце; ИБО ОГРУБЕЛО СЕРДЦЕ ЛЮДЕЙ СИХ от зависти и других пороков, И УШАМИ С ТРУДОМ СЛЫШАТ (с негодованием слушали), И ГЛАЗА СВОИ СОМКНУЛИ (закрыли глаза), ДА НЕ УВИДЯТ ГЛАЗАМИ И НЕ УСЛЫШАТ УШАМИ , И НЕ УРАЗУМЕЮТ СЕРДЦЕМ , И все это делают для того, ДА НЕ ОБРАТЯТСЯ , ЧТОБЫ Я ИСЦЕЛИЛ ИХ . Но если бы и теперь они обратились, покаялись, Я готов исцелить их от этой тяжкой духовной болезни. Для того и говорю им притчами, чтобы возбудить их внимание, заставить их вдуматься в Мое учение и разбудить их спящую совесть.

Горе этим людям, намеренно закрывающим душевные очи, чтобы не видеть истины! ВАШИ ЖЕ БЛАЖЕННЫ духовные ОЧИ , ЧТО ВИДЯТ эту истину. И духовные УШИ ВАШИ , ЧТО СЛЫШАТ ее. Хотя и вы – Иудеи же, но к вам пророчество Исайи не относится, потому что у вас есть искреннее желание всем сердцем познать истину; вы веруете в Меня, как в Христа Божия, и потому разумеете истину. ИБО вот почему ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ , ЧТО МНОГИЕ ПРОРОКИ И ПРАВЕДНИКИ ЖЕЛАЛИ всем сердцем ВИДЕТЬ , ЧТО ВЫ ВИДИТЕ , т.е. Мое явление и чудеса, И НЕ ВИДЕЛИ , И СЛЫШАТЬ , ЧТО ВЫ СЛЫШИТЕ , т.е. Мое учение, И НЕ СЛЫШАЛИ . Ветхозаветные пророки и праведники жили верой в Мое пришествие и видели Меня только в видениях и прообразах, а вы видите Меня воочию и беседуете со Мной лицом к лицу. Пророки не удостаивались откровения таких тайн, какие Я открываю вам. Вы гораздо духовнее древних пророков постигаете эти Божественные тайны. Поэтому и теперь Я с любовью объясняю вам Мою притчу: ВЫ ЖЕ ПОСЛУШАЙТЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИТЧИ О СЕЯТЕЛЕ , поймите смысл этой притчи. Сеятель – это Я; семя есть слово Божие, слово живой истины, благодатной силой которого люди вновь рождаются для Царствия Божия, слово, которое «пребывает во веки» (). КО ВСЯКОМУ СЛУШАЮЩЕМУ СЛОВО О ЦАРСТВИИ , учение о спасении, И НЕ РАЗУМЕЮЩЕМУ , у кого ум так омрачен, и сердце от лености так огрубело во грехе, что он не понимает и не принимает слова Божия, которое ложится, так сказать, на поверхности ума и сердца его, не пуская корней внутрь; лежит, как семя на дороге, открытое для всех проходящих, для птиц и ветра, – ко всякому такому слушателю слова спасения ПРИХОДИТ ЛУКАВЫЙ сатана или демон, или же высылает слуг своих в виде греховных помыслов и пожеланий. И через них ПОХИЩАЕТ ПОСЕЯННОЕ В СЕРДЦЕ ЕГО , чтобы человек этот, уверовав, не спасся, – ВОТ КОГО ОЗНАЧАЕТ ПОСЕЯННОЕ ПРИ ДОРОГЕ . Человек сам открывает свободный доступ греховным помыслам и суетным попечениям. А ПОСЕЯННОЕ НА КАМЕНИСТЫХ МЕСТАХ ОЗНАЧАЕТ ТОГО человека, КТО СЛЫШИТ СЛОВО И ТОТЧАС С РАДОСТЬЮ ПРИНИМАЕТ ЕГО , иногда искренне увлекается проповедью о спасении, как приятной новостью, радуется обетованиям блаженства, но совсем опускает из виду те лишения и жертвы, какие должен понести, ту борьбу с грехом, миром и диаволом, какую должен вынести. Это не та радость, которая заставила нашедшего сокровище все продать, чтобы купить поле, где было сокровище; это не радость человека, который на все готов ради Христа, НО НЕ ИМЕЕТ В СЕБЕ КОРНЯ , в своем уме и сердце, И НЕПОСТОЯНЕН и боязлив.

КОГДА НАСТАНЕТ СКОРБЬ ИЛИ ГОНЕНИЕ ЗА СЛОВО , когда настанет нужда пострадать за веру, он ТОТЧАС СОБЛАЗНЯЕТСЯ , как будто с ним случилось что-либо странное, неожиданное, падает духом и гибнет от зноя искушений, как растение без корня – от палящих лучей солнца. А ПОСЕЯННОЕ В ТЕРНИИ ОЗНАЧАЕТ ТОГО , КТО СЛЫШИТ СЛОВО , принимает его, но вместе со словом спасения открывает свое сердце и для земных грешных забот о житейских делах и удовольствиях; НО ЗАБОТА ВЕКА СЕГО , эта чрезмерная забота о том, чтобы не умереть с голоду, без веры в Промысл Божий, пекущийся о человеке, И ОБОЛЬЩЕНИЯ БОГАТСТВА , все то, чем обольщает человека мир с его соблазнами, что дает пищу человеческому тщеславию, что возбуждает в нем греховные страсти, все это ЗАГЛУШАЕТ в его сердце СЛОВО , благодатное семя спасительной истины. Сердце такого человека как бы раздваивается; его влечет к себе и слово Божие, но ему жаль совсем расстаться и с земными удовольствиями; он пытается помирить в своем сердце то и другое, хочет служить и Богу и маммоне, но это невозможно; и вот, земные заботы и соблазны совсем овладевают его сердцем, и благодатные семена заглушаются их тернием, всякое духовное желание замирает, душа холодеет к добру, И доброе семя слова Божия не приносит в нем плода, ОНО БЫВАЕТ БЕЗПЛОДНО . ПОСЕЯННОЕ ЖЕ НА ДОБРОЙ ЗЕМЛЕ ОЗНАЧАЕТ СЛЫШАЩЕГО СЛОВО И РАЗУМЕЮЩЕГО , означает того, кто со всем усердием усваивает умом и сердцем святую истину и хранит ее в добром и чистом сердце. Такой человек не будет раздваиваться сердцем, он желает вырвать с корнем все греховные пожелания, глубоко таящиеся в сердце; он внимательно смотрит в свое сердце и готов каждую минуту подавить в нем всякое сочувствие ко всему греховному, как бы это ни было ему больно. В таком человеке слово спасения находит себе добрую почву, пускает свои благодатные корни в глубину его сердца и делает его плодоносным; КОТОРЫЙ И БЫВАЕТ ПЛОДОНОСЕН , ТАК ЧТО ИНОЙ ПРИНОСИТ ПЛОД , смотря по ревности каждого человека, по его силам и способностям, ВО СТО КРАТ , ИНОЙ В ШЕСТЬДЕСЯТ , А ИНОЙ В ТРИДЦАТЬ . Так объясняет притчу о семени Сам Божественный Сеятель. Он показывает в этой притче, что спасает человека не без участия самого человека; Бог влагает в его сердце Свое животворящее благодатное слово, а человек должен открыть свое сердце для этого святого семени и очистить сердце от всякой нечистоты. От Бога – сила благодати, от человека – стремление к Богу всем сердцем. Есть греховные навыки, которые подобно терниям и волчцам заглушают в душе всякое доброе пожелание, но нет греха, побеждающего Божие милосердие: семя Небесное тем и отличается от земного, что может могущественно действовать на ту почву, на которую упало, – на сердце, смягчая его и углубляясь в него, исторгая в нем самые корни зла, если только человек дает ему свободу действовать там, если сам не питает в своем сердце терний и волчцов греховных похотении.

«Не ожесточайте сердец ваших, – говорит блаженный Августин , – чтобы слово Божие в них не погибло. Не обмеляйте слоя почвы доброй, чтобы в ней мог углубиться корень любви. Не подавляйте житейскими заботами и страстями доброго семени, которое нашими трудами в вас посевается. Ибо Господь сеет, мы же Его делатели; но будьте доброй почвой». Размышляя о словах притчи «вот, вышел сеятель сеять» , святитель Иоанн Златоуст говорит: «Откуда вышел Вездесущий и все Исполняющий? Или как вышел? Не местом стал Он ближе к нам, но расположением и промышлением о нас, когда облекся плотью. Так как грехи заграждали нам доступ к Нему, то Он Сам выходит к нам. И для чего Он вышел к нам? Погубить ли землю, исполненную терний? Наказать ли земледельцев? Нет. Он вышел для того, чтобы тщательно возделать землю, и посеять на ней слово благочестия». «Семя, – говорит блаженный Феофилакт, – Господь называет Своим, ибо и пророки сеяли семя, но не свое, а Божие; а Он, как Бог, сеял собственное семя, так как не по благодати Божией сделался мудрым, но Сам был премудрость Божия». «Иисус Христос, – говорит святитель Златоуст, – предлагал Свое учение всем без различия. Отчего же, скажи мне, погибла большая часть семени? Это произошло не от Сеявшего, но от земли приемлющей, т.е. от души невнимательной. Но почему не говорит Он, что иное семя приняли безпечные и погубили его; другое – приняли богатые и подавили его; иное – слабые и пренебрегли им? Он не хочет сделать им сильного упрека, чтобы не ввергнуть их в отчаяние; но предоставляет обличение совести каждого из слушающих. Эту притчу Иисус Христос предлагает и для укрепления учеников Своих, чтобы они не унывали, хотя и многие из приемлющих слово их погибнут. И Сам Господь, хотя и знал заранее, что тот же плод будет от учения Его, не переставал, однако же, сеять. Но благоразумно ли, скажешь, сеять в тернии, на каменистом месте, при дороге? Конечно, справедливо стали бы обвинять земледельца за такой поступок, ибо камню нельзя сделаться землей, и дороге – не быть дорогой, и тернию – не быть тернием; но не то бывает с существами разумными. Тут и камню можно стать плодородной землей; и дорога может не быть истоптана проходящими, а сделаться тучной нивой; и терние может быть истреблено, и семена могут расти безпрепятственно. Ибо, если бы это невозможно было, то Иисус Христос и не сеял бы. Если же изменения происходили не во всех, то причина этого не Сеятель, но те, которые не хотели измениться. Но если и земля хороша, и Сеятель один, и семена одни и те же, то почему одно семя принесло плод во сто крат, а другое – в шестьдесят, третье – в тридцать? Потому что и в хорошей земле много можно найти различий.

Различие в людях зависит не от природы их, а от их воли. И здесь открывается великое человеколюбие Божие в том, что Господь не от всех в одинаковой степени требует добродетели, но и первых приемлет, и вторых не отвергает, и третьим дает место. Почему же Он.не сказал о других пороках, например о вожделении плотском, о тщеславии? Сказав «забота века сего и обольщение богатства» , Он все сказал, потому что и тщеславие, и все другое есть дело века сего и обольщение богатства. Если диавол и хищник, то от нас зависит не давать ему расхищать. Если семена засыхают, то не зной бывает причиной этого, ибо не сказано, что высохли от зноя, но «как не имело корня, засохло» . Если и подавляется слово, то не от терния это происходит, но от тех, которые допустили взойти ему. Ибо можно, если захочешь, остановить рост этого негодного растения в самом начале, и богатство употребить, как должно. Потому не сказал: «век», но «печаль века» ; не сказал: «богатство», но «лесть богатства» . Итак, будем обвинять не самые вещи, но испорченную волю. Ибо можно и богатство иметь, но не обольщаться им; и в веке этом жить, но не подавляться заботами. По милосердию Своему, Господь указал не один только путь, и не сказал, что тот будет отчужден, кто не принесет сторичного плода, но спасется и тот, кто принесет плод в шестьдесят крат, и даже тот, кто в тридцать. Итак, не можешь переносить трудного состояния девства? Вступи в брак и живи целомудренно. Не можешь совершенно расстаться с богатством? Уделяй часть от имения твоего. Для тебя трудно и это бремя? Разделяй со Христом имение твое. Не хочешь отдать Ему всего? Отдай половину или, по крайней мере, третью часть. Если Он – твой брат и сонаследник на Небесах, то сделай Его сонаследником и здесь. Ему давать – значит, себе давать. Он сделал тебя наследником Неба, а ты не хочешь пожертвовать для Него и земным! Он примирил тебя с Богом, несмотря на то, что ты не только не сделал ничего доброго, но даже был врагом; а ты не хочешь воздать Другу и Благодетелю, тогда как, не говоря о Царствии и о всем прочем, ты обязан воздать Ему благодарность за то самое, что можешь дать».

Иисус Христос находился на берегу озера Генисаретского; множество народа окружало его. Он вошел в лодку и оттуда стал говорить следующую притчу:

Вышел сеятель сеять. И погда он сеял, то иное семя упало при дороге, и налетели птицы, и поклевали его.

Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что не глубоко было в земле, но от зноя солнечного погорело и, не имея корня, засохло.

Иное упало в терние; и выросло терние и заглушило семя.

Иное упало на добрую землю и принесло плод в тридцать, в шестьдесят, и во сто.

Когда апостолы спросили Иисуса Христа о значении этой притчи, Он объяснил им ее таким образом:

Семя есть слово Божие.

Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово Божие, но к которым тотчас приходит диавол и похищает слово, посеянное в сердцах их.

Слово Господне должно в сердцах наших принести плоды, то есть, возбудить веру и ревность к исполнению всех обязанностей христианских. Но как семя, упавшее при дороге, не произрастает, так и слово, принимаемое без внимания, не приносит пользы, оно тотчас забывается. Иисус Христос сказал, что диавол его уносит, но лукавый имеет власть только над теми, которые сами допускают его к себе своими грехами, ленью и невнимательностью к молитве и слову Господню. Если же мы станем бороться против зла, внимательно слушать учение Христово и стараться исполнять его, - доброе семя укоренится в сердцах наших, и лукавому нельзя будет его похитить.

Посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, с радостью принимают его, но слово Божие не пускает в них корня; по временам они веруют, а во время искушения отпадают.

Все мы большей частью с радостью слушаем слово Господне. Но этого недостаточно; надо быть готовыми исполнять закон Божий даже в том случае, когда бы за то пришлось подвергаться лишениям, трудиться и переносить страдания.

В прежние времена, когда еще христианская вера не утвердилась, иудеи и язычники жестоко преследовали христиан. Их заключали в темницы, разлучали с семействами, мучили и убивали. Но и в этом они не соглашались отречься от Христа, с терпением переносили страдания и шли на смерть, радуясь, что могли тем доказать свою верность Богу. Мы чтим память этих страдальцев и почитаем их, как святых. Теперь уже нет явных гонений на христиан, но всякий день встречаются случаи, когда мы можем доказать, верны ли мы Богу. Мы верны Ему, если исполнение Его заповедей предпочитаем всякой выгоде, всякому удовольствию. Мы верны Ему, если с терпением переносим бедствия и страдания, зная, что они нам посланы Его волею. Если же, напротив, мы поступаем против Его заповедей, чтобы получить какую-нибудь выгоду или удовольствие, или чтобы избежать опасности и труда, то становимся в число тех, которые по временам веруют, а в случае искушения отпадают.

Не только взрослые люди, но и каждый ребенок может доказать, верен ли он Богу, потому что у каждого есть свои обязанности по силам его. О тех детях, которые лениво учатся, которые не слушаются родителей, или из страха наказания говорят неправду и скрывают свою вину, о тех детях никак нельзя сказать, что они любят Бога и верны Ему.

А семя упавшее в терние означает тех, которые слышат слово; но потом оно заглушается в них заботами, богатством и житейскими удовольствиями, и не приносит плода.

Это те, для которых земные заботы, суетные дела и удовольствия жизни важнее слова Христова. В церкви они слушают слово Господне, но потому предаются суетной жизни и пустым забавам, не стараясь преодолеть в себе греховные наклонности. Оттого в их сердцах все дурное укореняется и заглушает собою все хорошее, точно так, как дурная трава заглушает хорошую.

А посеянное на доброй земле означает тех, в сердце которых посеянное слово сохраняется в чистоте и приносит обильный плод.

Так должно быть со словом Божиим, посеянным в сердца наши. Если мы постараемся отогнать от себя все худые мысли, если мы усердно будем просить Бога, чтобы Он помог нашим добрым намерениям, тогда слово Божие принесет в нас богатые плоды. Привычка к добру укоренится и усилится. Мы всякий день будем все более исправляться от грехов своих, делаться лучше, терпеливо переносить страдания и лишения, посланные нам волею Божией, и деятельно и с любовью исполнять заповеди Господни.


Перепечатано из книги: Рассказы для детей о земной жизни Спасителя и Господа Бога нашего Иисуса Христа. Сост. А.Н.Бахметева. М., 1894.

На берегу Галилейского озера Иисус учил обступивший Его народ. Люди подступали к Нему, теснясь и толкаясь, и тогда Иисус вошел в лодку, а ученики оттолкнули ее от берега, чтобы каждый, кто хотел, мог видеть Его.

Какие-то зерна упали на дорогу, и налетевшие птицы поклевали их.

Другие попали на каменистое место и скоро взошли, но не смогли пустить глубокие корни, потому что почва не была глубока. Когда же взошло солнце, они увяли и засохли.

Еще одни оказались среди сорняков; сорняки выросли и заглушили их.

А следующие упали на добрую плодородную землю, и принесли урожай во много крат больший, чем было посеяно.

Воцарилась тишина, а затем Иисус произнес:

Кто имеет уши, пусть слышит!

Мы не знаем, в чем смысл этой притчи, - признались ученики. - Мы не можем понять того, что слышали.

Я говорю притчами, - сказал Иисус, - для того, чтобы каждому, кто в самом, деле хочет научиться от Меня, открылись тайны Царства Божия. А для тех, кто приходит ко Мне из любопытства и не хочет слушать и повиноваться, слово Божье останется сокрытым.

Вам Я истолкую эту притчу. Сеятель сеет слово Божие. Это семя плодородное, но попадает оно в уши разных людей.

Посеянное при дороге означает тех, чьи сердце и душа черствые, кто не принимает слово Божие. Сатана вскоре заставляет их забыть все услышанное.

Посеянное на каменистом месте означает тех, кто, услышав слово, поначалу с радостью принимает его. Но узнав, какие тяготы и страдания надо преодолеть, чтобы исполнить его, тотчас отступает.

Посеянное среди сорной травы означает тех, чьи собственные заботы и пожелания быстро заглушают слово, и оно остается бесплодным.

Loading...Loading...