Пророк даниил и его время. Пророк Даниил и Апокалипсис

Пророк Даниил и его книга.

Житие.

Святой пророк Даниил – четвертый великий пророк, потомок знатного иудейского рода (по некоторым предположениям мог происходить и из царского рода). Имя «Даниил» в переводе означает «Бог мой судья».
В 4-й года царствования Иоакима при первом завоевании Навуходоносором Иерусалима (около 606 – 607 гг. до Р.Х.) Даниил вместе с соплеменниками попал в вавилонский плен. Тогда ему было лет 14-17. Вместе с другими знатными юношами Даниила выбрали в качестве «годного служить в чертогах царских…» (1:4).

Историческая справка.

Навуходоносор был выдающимся политиком, которому удалось избежать ошибки египетских фараонов. Последние унижали пленных евреев, что создавало опасность мятежа. Вавилон был не в состоянии военными средствами поддерживать деспотический режим, потому что слишком много людей приходилось держать в повиновении и мало было для этого солдат. Навуходоносор выбрал другой способ управления завоеванными народами: заставить людей сохранить лояльность к империи. Навуходоносор брал все самое лучшее у каждой нации и ставил на службу Вавилону. Поэтому если кто и захотел бы поднять мятеж, ему пришлось бы направить его против собственного народа.

Как делал Навуходоносор. Например, глава 3 книги пророка Даниила: «начальник евнухов» (являющийся главным должностным лицом страны) по повелению царя отбирает лучших представителей иудейской молодежи, чтобы доверить им ответственные должности в администрации, а значит у власти. Это должны были быть «отроки, у которых нет никакого телесного недостатка, красивые видом, и понятливые для всякой науки…» (1:4). Далее царь «велел их воспитывать три года…учить их книгам и языку Халдейскому» (1:4-5). Т.е. по сути юношей подвергали продуманной системе перевоспитания, учили языку и литературе Вавилона, а также математике, мореплаванию, политике, истории и географии, — весь спектр вавилонской учености внедрялся в их умы в течение этих трех лет. Ничто не должно было отвлекать их от обучения, поэтому им «назначил царь им ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил…»(1:5).

Здесь стоит упомянуть один из первых подвигов пророка Даниила и его славных друзей. Они отказались принимать эту пищу (1:8), поскольку любая трапеза вавилонского царя начиналась с акта языческого богослужения, и кто принимал такую еду, становился участником языческого ритуала. Юноши «просили начальника евнухов десять дней давать им в пищу овощи и воду для питья… по истечении десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех отроков, которые питались царскими яствами. Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи» (1:12-16).

«По истечении трех лет перевоспитания юноши должны были предстать пред царя» (1:5) для испытания. Что на выходе хотел увидеть царь? Воспитанники должны были забыть, что они евреи, слуги Божии, и стать слугами царя земного.

Им даже имена меняли, и в этом был глубинный смысл. Например, Даниил был переименован в Валтасара, что в переводе с халдейского означало «хранитель сокрытых сокровищ Ваала». Анания («Бог милостив») был наречен Седрах (имя языческого бога Мардука). Мисаил («Кто как Бог») получил имя Мисах (содержащее древнюю форму имени богини Венеры). Азария («Господь – помощь моя») переименован в Авденаго («слуга бога Нево»). Т.о. имена, содержащие в значение своем принадлежность Богу, были изменены так, что они стали относиться к языческим богам.

Даниил и его трое друзей успешно окончили курс обучения, преуспели так, что «не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем. И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его. И был там Даниил до первого года царя Кира» (1:19-20). Т.е. пророк Даниил оставался в звании придворного сановника при Навуходоносоре и пяти его преемниках, а потом был советником Дария Мидянина и Кира Персидского (6:28).

Пророк Даниил, кроме своей мудрости и праведности, имел от Бога «дар разуметь и всякие видения и сны» (1:17), чем особо прославился при дворе Навуходоносора, а после падения Вавилона и при дворе Дария и Кира.

О деятельности в течение семи лет царствования преемников Навуходоносора (Евиль – Мередаха, Нериглисора и Лавосоардаха) ничего не известно. Убийца Лавосоардаха – Набонид – сделал своего сына Валтасара своим соправителем.

После убийства Валтасара к власти пришел Дарий Мидянин, которому на тот момент было уже 62 года. Он вверил управление империей 120-ти сатрапам, каждый из которых отвечал за отдельную область. Сатрапы были подотчетны трем князьям, «чтобы царю не было обременения» (6:2). Князья в свою очередь давали отчет царю. Даниил превосходил всех князей и сатрапов, поэтому царь хотел поставить его над всем царством (6:3). Для этого надо было бы изменить иерархию, чтобы один из князей стоял во главе других. Царь остановил свой выбор именно на пророке Данииле, потому что он был известен своей честностью, а значит, ему можно было доверить казну. «Тогда князья и сатрапы начали искать предлога к обвинению Даниила…»(6:4). В результате их происков, пророк был брошен в ров со львами, но Бог спас его. Еще много скорбей претерпел пророк Даниил, поскольку не отказался от веры отцов и от совести: не поклонялся идолам, не боялся открыто обличать царей (5:25-28) и т.д.

Нелишне заметить, что Дарий Мидянин упоминается только у пророка Даниила, поэтому есть предположение, что это Кир (имя «Дарий» означает «обладатель сокровищ») [иер. Геннадий Егоров].

О последнем периоде жизни пророка Даниила сведений практически не сохранилось. Всего пророческое служение его длилось почти 70 лет, начавшись около 600 года до Р.Х., оно закончилось около 533 года. Скончался он предположительно в возрасте 90 лет, в Сузах, где и был похоронен.

Даниил почитается Христианской Церковью особо за предсказание прихода в мир Мессии, Его появления в Иерусалимском Храме. Евреи не считают Даниила пророком, возможно, по причине того, что он не разговаривал с Богом напрямую, а только с Ангелами.

Единство книги.

Книги пророка Даниила написана на двух языках (подобно книгам Ездры и Неемии), сродных друг другу: на еврейском (главы 1; 2:1-4; 8-12) и на арамейском (2:4-7:28). Пророк свободно владел обоими языками. Но это не объясняет двуязычия книги. Скажем, Ездра использовал в своей книге арамейский для написания иноземных царских указов (1 Езд.4:11-22; 5:6-17). Даниил передает арамейским наречием речь халдейских магов и Навуходоносора к ним (2:4-11). Возможно, пророк пользовался арамейским языком для передачи содержания, имеющего значение для вавилонских подданных (описание исторических событий в Вавилоне; вавилонских указов, писанных, вероятно, на арамейском – гл.4; 6:25-27; государственных событий), потому что арамейский был общеупотребительным языком, который понимали все. Глава 7 написана на арамейском, поскольку главный предмет ее — всемирный суд – это послание для всех, не только для евреев.

Главы 1 и 8-12 были написаны на еврейском языке, потому что имели особое значение только для евреев, повествуя о жизни пророка Даниила, его видениях о языческих народах (гл.8, 10-11); пророчество о седьминах (гл.9) и будущем Воскресении (гл.12).

Некоторые пророчества Бог повелел совсем скрыть (8:26) и запечатать (12:4), т.к. они предназначались не для современников, а тем более были не нужны тем вавилонянам, которые жили в эпоху плена.
Учитывая приведенные данные, можно опровергнуть точку зрения тех исследователей, которые утверждают, что использование двух языков свидетельствует о написании книги разными авторами. К тому же еврейская и арамейская части связаны между собой по содержанию, зачастую продолжают друг друга (например, 2:4-6 не отделишь от еврейского отрывка 1:1-2:3). Еврейский и арамейский отделы связаны одними и теми же мыслями, образами и выражениями:

Мысль о быстрой смене языческих мировых царств проходит через арамейские главы 2 и 7 и еврейские 8 и 11;

Мысль о гибели языческой силы перед наступлением Царства Божия есть во 2 и 7 главах и в 8 и 11;

Самообоготворение языческих царей сходно описано в 3, 4 и 7 арамейских и 11 еврейской главах;

Есть даже дословные совпадения: 7:25 = 8:25; 7:25 = 12:7; 7:7 = 8:20-22.

Подлинность книги пророка Даниила.

Еретик – неоплатоник Порфирий был первым, кто выдвинул версию написания книги пророка Даниила при Антиохе Епифане. Его поддержали Спиноза (отвергший подлинность 1-7 глав), Ньютон и др.

Это мнение опровергли Евсевий Кесарийский, Мефодий Тирский, Аполлинарий Лаодикийский, блж. Иероним.

1)Ясность пророчеств о событиях времен Антиоха (гл.7 и 11) заставила многих исследователей считать, что писатель книги Даниила был современником Антиоха. Этот довод для верующего богослова даже не заслуживает разбора (считает профессор П.А. Юнгеров). К тому же нигде в тексте не упоминается имя Антиоха;

2)Сирах в главе 49 молчит о Данииле. Но зато есть более раннее и убедительное свидетельство о Данииле у пророка Иезекииля (14:16-20; 28:3);

3)Употребление греческих слов, особенно в названии музыкальных инструментов (симфония, самвика, псалтирь в 3:7-11). Это ничего не доказывает, поскольку в эпоху плена и развития греческой торговли могло быть распространение греческого языка. Например, пророк Иезекииль его использует (27:3), но даже самые строгие критики считают книгу Иезекииля подлинным писанием эпохи плена;

4)Арамейский язык Даниила, считают некоторые ученые, это следы более поздней эпохи, чем время Даниила и он не сходен с языком периода плена. Якобы арамейский язык Даниила – это палестинский или западно-арамейский язык, на котором не могли говорить в Вавилоне (например, речь мудрецов в 2:4), значит, мы имеем дело с позднейшим сочинением. Часто данная группа исследователей строит свою аргументацию на отличие языка Даниила и Иезекииля, основываясь на одном только слове: Иез. 16:7 и Дан.11:12. Но Дан.11:12 есть и в 1 Езд.2:64,69; Неем.7:66, 71; Пс.68:18;

5)Персидские слова в повествованиях о вавилонских событиях (3:2-3 – «сатрапы и законоведцы», шальвары – 3:21 и др.). Но книга писалась в эпоху персидского господства уже в конце жизни пророка Даниила, поэтому он мог употребить термины более современные и понятные.
Т.о. «характер языка Даниила не дает ясных выводов о времени ее происхождения, так как частности его и элементы (персидские, греческие, арамейские) можно истолковать по-разному» (Давидсон и Берман);

6)Даниил пишет о «позднейших верованиях в ангельский мир (7:10; 8:13; 9:21) в значение постов и милостыни (4:24; 9:3) в воскресение мертвых (12:3), в священные книги (9:2). Но с т.з. православного богословия этот аргумент не серьезен, поскольку такие верования имеют ранний, а не поздний генезис (П.А.Юнгеров);

7)Все критики данного направления утверждают, что книга написана в эпоху Антиоха Епифана (около 167-164 гг. до Р.Х.), основываясь на Дан.8:23-25; 11:31. Но это не центральное и не единственное пророчество книги. Почему тогда не датировать ее по 9:25-27 – т.е. по дате окончательного разрушения Храма и Иерусалима? Почему, если книга написана при Антиохе, писатель 1 Мак., живший в эпоху Антиоха, счел книгу Даниила пророчеством об этом времени (1 Мак.1:39-54; 2:49-62 = Дан.9:27; 11:31-32). И почему писатель книги Даниила умолчал о Маккавеях и их борьбе с Антиохом.

1)Библейские доказательства того, что Даниил жил в вавилонском плену, а не при Антиохе Епифане: Иез.14:14-20; 28:31 (ср. Дан.1:19-20);

2)1 Мак.2:59-60 = Дан. гл.3,6. 1 Мак.1:54 свидетельствует, что писатель книги Маккавеев видел при Антиохе исполнение пророчества Дан.9:27, 11:31 (1 Мак.2:49, 63 = Даню8:25-26; 1 Мак.1:39 = Дан.8:11);

3)Иисус Христос утверждает подлинность и достоверность книги и ее богодухновенность (Мф.24:15-16). Его слова доказывают, что был такой пророк, что подлинно его пророчество о седьминах(9:25-27), что он записал и передал то, что открыл ему Бог (например, через архангела Гавриила – 9:21-27).

Спаситель разъясняет исполнение еще пророчества 7:13-14 (Мф.24:30). Из ветхозаветных пророков Даниил преимущественно и исключительно в мессианском смысле употреблял наименование «Сын Человеческий» (7:3) и Иисус Христос часто усвоял его Себе (Мк.14:62; Мф.8:20; 9:6; 10:23), чем также утвердил пророческий характер книги Даниила и его служения (П.А.Юнгеров);

4)Иосиф Флавий подтверждает подлинность книги: он изложил речь Даниила к Навуходоносору о сне и о четырех царствах (Дан. гл.2). Также стоит привести его слова: «Если кто желает узнать и о неизвестном, то пусть прочитает книгу Даниила, а найдет ее между священными писаниями» (Древн.10,10)… Мы удостоверяемся, что Даниил беседовал с Богом и оставил сие записанным, что и сделало для нас ясным точность и непреложность пророчества» (Древн.10,7)
Кроме того, осквернение Антиохом жертвенника Иерусалимского храма Флавий считал точным исполнением Даниила 11:31, «произнесенного за 408 лет» (Древн.7,5; 10,12).

Также знаменитый историк свидетельствует, что при осаде Иерусалима Александром Македонским последнему показали пророчество Даниила о нем, и это смягчило участь жителей, а сам Македонский как будто даже принес жертву в Храме;

5)Святые отцы всегда единогласно выступали за подлинность книги;

6)В самой книге есть свидетельства в пользу авторства пророка Даниила:

Пророк часто пишет от первого лица (6:9-13; 7:1-2; 8:26; 12:4);

Точность исторических данных: например, о политическом управлении персидского царства – мидяне упоминаются до персов (6:8,12,15) – как и было до Кира, а после него было наоборот, мидяне подчинились персам. Также писатель книги обнаруживает знакомство с придворными обычаями вавилонского двора, как то перемена имен друзей (1:7) подтверждается переменой имен еврейских царей, подчиняющихся Навуходоносору (4 Цар.24:17);

7)Свидетельство внебиблейских памятников:

Древние историки Геродот, Ксенофонт и др.;

Клинообразные письмена;

Ле-Норман: «Книга Даниила с величайшей точностью воспроизводит халдейскую цивилизацию эпохи Навуходоносора. Апокрифист не мог так написать»;

Г.Песоцкий приводит примеры, подтверждающие, что Даниил жил при Навуходоносоре, приводя в доказательство следующие факты:

Воспитание пленных юношей при царском дворе и придворных школах было обычным явлением в ассиро-вавилонском царстве (гл.1);

Наказание в раскаленной печи (3:8), принятое в Вавилоне, упоминается также в Иез.16:10; 23:47; Иер.29:29. Это была обычная халдейская казнь;

Бросание ко львам (6:8,13) тоже было принято у персов;

Упоминание халдейских мудрецов и их классов (гл.2 и 4) засвидетельствовано всей древней историей;
-поле Деир (гл.3) найдено Оппертом и описано согласно с книгой Даниила;

Правительственные чиновники и их классы (3:3) соответствуют истории и терминологии вавилонских памятников;

Пиршество и пьянство Валтасара соответствует подобным картинам у Ксенофонта, Курция и в книге Есфирь (1:1-5);

Описание вавилонского дворца подтверждается вавилонскими памятниками;

Болезнь Навуходоносора (гл.4) имеет указание о временном устранении Навуходоносора от правления.

Каноническое достоинство.

Ветхозаветные и новозаветные цитаты (Иез.14:14-20, 28:3; 1 Мак.1:54,2:59-60; Мы.24:15-16) утверждают каноничность книги пророка Даниила;

Иисус Христос называет Себя «Сын Человеческий» (Мф.10:23,16:27028,19:28,24:30,25:31 и др.), а именно у Даниила это наименование употреблено в ясно мессианском смысле (гл.7);

Сходство образов в учении о Сыне Человеческом у Даниила и Спасителя:

— Дан.7:13 = Мф.24:30,25:31-32, Лк.21:27,Ин.3:13;

Дан.7:10,14 = Мф.25:31, Лк.22:69;

Дан.7:13-14 = Мк.14:61-62 – как будто Христос говорит: Я – Мессия, о Котором возвещал вам пророк Даниил (П.А.Юнгеров). В этом же отрывке книги пророка содержится объяснение видения архидиаконом Стефаном Сына Человеческого (Деян.7:56);

Свидетельства апостола Павла: Евр. 11:33-34 = Дан. гл.3 и гл.6; 2 Сол.2:4 = черты Дан.11:36-39;

В Апокалипсисе много образов и символов, объясняемых из книги пророка Даниила:

Апок. 13:1 = Дан.7:3;

Апок.11:7,15 = Дан.7:7,27;

Апок.5:11 = Дан.7:10;

Апок.20:4,11 = Дан.7:9;

Апок.14:4 = Дан.7:13;

Апок.17:12 = Дан.7:20-21;

Святые отцы всегда были за каноничность и богодухновенность книги пророка Даниила. Во всех православно-церковных исчислениях она стоит в числе пророческих писаний;

Иудейский канон признает богодухновенность книги, в чем убеждает нас Иосиф Флавий в «Иудейских древностях», книги 10 и 11. Но еврейский канон ставит книгу пророка Даниила не в отдел пророков, а в отдел писаний. Среди причин называют и то, что якобы пророк Даниил не говорил с Богом лично, а только через посредников Его, Ангелов; а также, возможно, из-за учительного характера книги.

Блж. Феодорит дает свой комментарий: «Справедливо же будет плакать об иудеях, которые пророка сего осмелились исключить из пророческого списка, притом опытом дознав истинность пророчества. Известно, что нынешние иудеи к иным нечестным делам присоединили и эту хулу, отрицанием пророчества стараясь затемнить ясное свидетельство о пришествии Спасителя».

Толкования.

-отеческий период:

Толкование Оригена (не сохранилось);

Ипполит толковал книгу пророка Даниила в христианско-богословском смысле;

Евсевий Кесарийский написал толкование на избранные места книги, например, на пророчество о седьминах;

Прп. Ефрем Сирин оставил краткое буквальное толкование;

Свт. Иоанн Златоуст – отрывочное толкование на всю книгу и более подробное – о четырех царствах;

Свт. Кирилл Александрийский исследовал всю книгу, но мало чего из его труда сохранилось;

Блж. Феодорит – мы располагаем его трудом в полном объеме;

Блж. Иероним написал краткое толкование на всю книгу;

— новое время:

Протестантские и католические труды;

Русское богословие: — архим. Феодор (Бухарев). Святой пророк Даниил. Очерк его века, пророческого служения и священной книги. 1864;

— И. Смирнов. Святой пророк Даниил и его книга. 1873;

— Разумовский. Святой пророк Даниил. 1891;

— Г.Песоцкий. Святой пророк Даниил. 1897;

— Рождественский. Откровение Даниила о семидесяти седьминах. 1896;

— Соловейчик. О значении слов: мене, текел, фарес. 1904;

— И. Евсеев. Книга пророка Даниила в древнеславянском переводе. 1905.

Переводы.

Сохранились и еврейский масоретский, и греческий переводы. Причем греческий перевод принят Церковью в редакции не Семидесяти, а Феодотиона (вошел во всеобщее употребление с конца IV – начала V вв., хотя был известен и ранее). По этому переводу читали книгу пророка Даниила Ориген, Ипполит, Тертуллиан, Ерм, Климент Римский. С него же делали переводы на древнелатинский, коптский, арабский, славянский.
Книга пророка Даниила в редакции Семидесяти не воспроизводит еврейско-арамейский оригинал, изобилует изменениями фраз, выражений, опущениями и сокращениями в одних местах и расширениями текста в других. Ближе всего в подлиннику и Семидесяти главы 1-3 и 7-12, а главы 8-12 переведены хуже всего, как будто переводчик не понял оригинал, а также не владел историческими знаниями.

«Церкви Господа Спасителя не читают книгу пророка Даниила по переводу Семидесяти, пользуясь переводом Феодотиона, а почему – я не знаю» (блж. Иероним).

Книга пророка Даниила.

Книга пророка Даниила – это пророческая книга, исторически связанная с вавилонским пленом. В ней практически нет пророческих речей, а есть записи событий жизни пророка, его видений и их объяснений.
Одной из главных особенностей книги является символический характер изложения пророчеств:

Сам пророк Даниил изъяснял сны и получал пророчества во сне (2:19,4:11,7:1);

Сны и символы разъяснял ему Ангел (7:16-8:15);

Через Ангела иногда он получал символические откровения (9:24,10:11);

Апокалипсическая форма откровений (особенно в главах 7-12);

Грандиозность символики (даже более чем у пророков Иезекииля и Захарии, например, в главе 7).

Состав книги.

1)Историческая часть (1-6 главы): жизнь пророка Даниила и современные ему события в вавилонском и мидо-персидском царствах, в которых он и его друзья участвовали;

2)Пророческая часть (7-12 главы): видения и откровения о судьбе Иудеи и языческих царств, имевших влияние на историю евреев, от времен эпохи пленения до утверждения на земле Царства «святых Вышнего».
Обе части раскрывают одно учение о всемирном Царстве Божием и Сыне Человеческом в их торжестве над язычеством. В своем развитии это учение сводится к двум положениям:

А) Всемирное царство не может навсегда остаться во власти язычников, оно существует только ради Израиля. Этой теме посвящены 1-6 главы книги. Вот их краткое содержание: власть над миром принадлежит Богу, но Его Царство наступит по истечении известного времени, после падения четырех мировых монархий (гл.2). Языческие цари могут быть владыками мира только при условии сознания зависимости своей власти от верховной власти Бога.

Навуходоносор лишен престола за гордость и остался царем за возвеличивание Бога (гл.2,3,4). Но его исповедание Бога не имело результатов для его подданных, которые остались язычниками.
Валтасар знал, что все от Бога (5:18-22), но превознесся, осквернил священные сосуды (5:1-4), за что постигла его смерть.

Вавилонская империя гибнет тогда, когда ее цари забывают Бога истинного.

Власть переходит к Дарию Мидянину, который считал Бога евреев истинным владыкой вселенной, уважал в Данииле служителя Божия, но не имел смелости всенародно исповедовать свою веру и защитить Даниила, в результате он позволил бросить пророка на съедение львам, хотя это было против его воли (6:16-18). Столь нерешительный и нетвердый в вере человек не был достоин властвовать над миром.
Так на примере жизни языческих царей разъясняется неспособность язычников быть правителями мира.

Б) В Лице Сына Человеческого Израиль предназначен к господству над миром, осуществлению Царства Божия на земле.

Поскольку языческие цари не могут господствовать, власть над миром должна перейти к другому народу, возможно к Израилю, который станет действительным правителем мира после падения четвертой монархии. Тогда Царство будет у «Святых Вышнего» под главенством Сына Человеческого, и они будут владеть им «во веки». К тому времени будут прощены их грехи (гл.9).

Во вселенское царство войдут все «записанные в книге»(12:1). Воскреснут и мертвые: грешные «на вечное поругание и посрамление»(12:2), а праведные «для жизни вечной…и разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда» (12:2-3).

Глава 1 – историческая: около 605 года до Р.Х. в 3-й год царствования Иоакима, царя иудейского (которого фараон Нехао посадил в Иерусалиме на престол) взяты заложники в Вавилон из богатых и знатных домов, красивые, без телесных недостатков – для службы при дворе. Далее описывается судьба четырех отроков, среди которых Даниил, которые сохранили веру в истинного Бога, достигли мудрости (1:17), сдали царю «экзамен» (1:18-19) и получили высокие должности при дворе. Всего время служения пророка Даниила, судя по хронологии книги, — около 70 лет (при последних царях вавилонских до Валтасара и при первых царях Персидской династии). Одна из последних приведенных в книге дат – 3-й год Кира (10:1), персидского царя, это был 3-й год после захвата Вавилонa. Причиной столь стабильного положения пророка Даниила при дворе, которое не пошатнули никакие перемены власти, была его полная нравственная безукоризненность и великая мудрость от Бога, в таких людях нуждался любой властитель.

Глава 2 – сон Навуходоносора. Приснился вавилонскому царю сон, от которого «тревожился дух его»(2:3), но он даже забыл, что именно видел. Он потребовал от халдейских мудрецов «сказать, что ему приснилось и значение сна, иначе в куски будете изрублены…»(2:5). Искали тогда и Даниила и товарищей его, чтобы умертвить их»(2:13), но Даниил упросил царя дать ему время» (ст.16). И просили он и товарищи его милости у Бога… и открыта была тайна Даниилу в ночном видении» (ст.19).

И пришел Даниил к Навуходоносору, чтобы истолковать ему сон, говоря, что «Бог открыл царю тайну сию» (ст.28). «Тебе, царь, было видение: …истукан с головой из чистого золота, грудью и руками из серебра, чревом и бедрами медными, голенями из железа и ногами частью глиняными, частью железными» (ст.31-33).

Четыре части истукана пророк Даниил уподобил четырем сменяющим друг друга царствам. Принято считать, что золотая голова символизировала Вавилон, серебряная грудь – Мидо-Персидскую империю, медное чрево – империя Александра Македонского, а железные голени на ненадежной глиняной основе – Римское (или Сирийское) государство. Эти царства будут все менее роскошные, но более крепкие и сильные (иер. Геннадий Егоров). Но продлится это не вечно. Однажды истукан будет сокрушен отторгнутым от горы не руками камнем (ст.45). И падет истукан, а на его месте «Бог небесный воздвигнет вечное царство» (2:44). Камень и гора понимаются в библейской экзегетике как Рождество Христово от Пречистой Девы (Мф.21:42-44).

Глава 3 – Навуходоносор сделал золотого истукана (возможно статую себя самого) и собрал вельмож поклониться ему. Три друга Даниила отказались (3:17-33). В этой главе есть протяженная вставка с 24 по 90 стих, которая не обретается в еврейском тексте, но есть в греческом. Она содержит молитву Азарии и песнь трех отроков, причем в греческой Библии она находится не в 3-й главе, а присоединяется к псалмам. Эти два текста, несмотря на их неканоничность, употребляются в качестве 7 и 8 библейских песен канона на утрене:

-«Благословен еси Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое вовеки»

-«Благословен еси Господи, Боже отец наших, и хвально и превозносимо во веки и благословенно имя Славы Твоея, Святое, Прехвальное, Превозносимое вовеки».

Глава 4 – сон Навуходоносора, его болезнь, обращение ко Всевышнему и дарование исцеления.

Глава 5 – Пир Валтасара. В то время, когда персы уже подходили к Вавилону, Валтасар устроил «большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино» (5:1). Причем царь «приказал принести сосуды, которые отец его, Навуходоносор, вынес из храма Иерусалимского…и пили из них царь и вельможи, жены и наложницы его»(5:2-3). Этим, очевидно, Валтасар хотел доказать себе и всем мощь Вавилонской державы.

«В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского…» (5:5). Начертано было: МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН (ст.25). И опять зовут Даниила объяснить, что бы это значило, поскольку «не могли мудрецы и обаятели прочитать значение слов» (ст.15). Пророк Даниил говорит царю, что за «несмирение сердца и вознесение против Господа небес, за то, что пили вино из сосудов дома Его, послана от Него кисть руки и начертано: исчислил Бог царство твое и положил конец ему, ты взвешен на весах и найден очень легким, разделено царство твое и дано Мидянам и Персам» (ст.22-28). «В ту же ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит» (ст.30).

По мнению иер. Геннадия Егорова («Священное Писание Ветхого Завета», часть 2), отрывок 5:18-31 имеет исключительное значение для понимания всей книги пророка Даниила. Прежде всего, Даниил изрекал исторические пророчества о судьбах царств и мира, поэтому его книгу можно назвать философией истории: всякое правление должно знать над собой руку Божию. Надмение не ценно в очах Бога и должно быть наказано. Единственное царство, которое устоит, это Царство Божие, и оно будет единственным и вечным.

Все видения пророка Даниила и сны, им толкуемые, сводятся, по сути, к одной мысли: все царства падут, уступив место откровению Царства Небесного.

Глава 6 – последний исторический эпизод, события времен Дария и Персидской державы. Пророк Даниил тогда был одним из трех князей, управляющих сатрапами, т.е. занимал максимально высокую должность.
За «высокий дух, которым Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, царь помышлял уже поставить его над всем царством» (ст.2-3). Это возбудило зависть среди остальных чиновников (ст.4) и они сплели хитрую интригу, в результате которой пророк оказался во рву со львами (ст.5-17). Но «Бог послал Ангела Своего и заградил пасть львам…» (ст.22). А завистников пророка постигла участь, которую они уготовили праведнику (ст.24).

Глава 7 – видение четырех зверей, олицетворяющих четырех царей, которые восстанут от земли. По традиции, как и в случае сна Навуходоносора, под этими царствами понимаются Вавилон, Персия, Греция и Рим (или Сирия).

Малый рог с очами и устами (ст.8) – Антиох Епифан (это в историческом плане), который пытался искоренить ветхозаветную религию.

-«святые Всевышнего» (ст.18) – Маккавеи их потомки
-В конце – видение вечного Царства Сына (7:9-14).

Одновременно эта глава имеет и прообразовательное значение: Антиох – прообраз антихриста, его гонение – классический прообраз всех последующих гонений.
Но поскольку книги Маккавеев неканоничны, некорректно говорить об использованных там прообразах.

Прообразовательная связь Антиоха и антихриста устанавливается на основе богодухновенной книги пророка Даниила. О том, что здесь речь о будущих событиях свидетельствует и тот факт, что картина вечного владычества и неразрушимого царства не может быть приложена ни к Иуде Маккавею, ни к его потомкам.

О малом роге в 7:23-27: пророчество исполнилось в первую очередь при Антиохе Епифане. Но св. Ипполит Римский и блж. Феодорит Кирский говорят, что здесь также речь о продолжительности власти антихриста: «до времени (т.е. год) и времен (два года) и полувремени (полгода)» (ст.25), — итого 3,5 года [Егоров].
«Видел он Отца…в старческом возрасте …с седыми волосами… и книги отверзошася, и судище седе, и видех…яко Сын человеч идый и даже до Ветхого деньми дойде и пред Него приведеся: и тому дадеся власть и честь и царство»(7:10,13,14). Итак, когда Единородный явился в подобном нам образе, Отец раскрыл книги, перестал судить грешников и предоставил людям мужественным быть внесенными в перепись, зачисляться в небесные лики и содержаться в памяти Божией» (свт. Кирилл Александрийский).

Видение Ветхого днями стало основой неканонической иконографии, когда Бога – Отца изображают в виде Старца. Но у пророка Даниила не видение старца, а созерцание вечности и нерожденности Творца. Видение же Бога в человеческом облике – это всегда видение Сына Божия воплотившегося (Ин.1:18). Т.е. все ветхозаветные теофании – это тоже явления Сына [иер. Геннадий Егоров].

С древних времен видение пророка Даниила главы 7, наряду с другими ветхозаветными эсхатологическими пророчествами, широко использовалось отцами Церкви для формулировки христианского учения о конце мира и Втором Пришествии Иисуса Христа (ссылки на главу 7 есть у Иустина Философа, Иринея Лионского, первое развернутое толкование книги пророка Даниила дает Ипполит Римский, у прп. Ефрема Сирина есть ссылка на главу 7 – «Слово на второе пришествие Господа Иисуса Христа». Причем большинство исследователей считают, что наряду с другими эсхатологическими поучениями прп. Ефрема, это «Слово» было положено в основу византийской иконографии «Страшного Суда».

Глава 8 – видение овна и козла:

Овен – пророчество о Вавилоне и Персии, царствах, сменивших друг друга на одном месте (два рога);

Козел — Александр Македонский, после смерти которого сокрушился большой рог и четыре возникли четыре рога на его месте (ст.8) – так было на самом деле, когда умер Македонский, его держава распалась на четыре части;

8:9-14 – если антихристу отведено 3,5 года, здесь, судя по сроку, речь об Антиохе Епифане;

8:27 – этот стих приоткрывает нам всю тяжесть служения Даниила – пророка, ибо ему тяжело давались видения и после них долго приходилось приходить в себя: «И я, Даниил, изнемог и болел несколько дней…» (ст.27).

Глава 9 –пророчество о седьминах – третье видение пророка Даниила: 1-й год Дария Мидянина (если считать, что это Кир, то как раз тогда исполнялось 70 лет плена вавилонского). И Даниил молился, чтобы Господь не продлил плена за грехи народа, но исполнил обетование. Тогда пророку является архангел Гавриил (9:21-27) и возвещает о времени пришествия Иисуса Христа.

Седьмина традиционно понималась как семилетие (на семилетних циклах построен круг праздничных лет евреев). Следовательно, 70 седьмин – это 490 лет. Отсчет принято вести от указа Артаксеркса Неемии о восстановлении Иерусалима (около 458-457 или 453, смотря какою хронологией руководствоваться) (ст.25).

Семь седьмин даны на восстановление Иерусалима (эта цифра не проверяема, потому что мы плохо знаем, что было во времена Неемии).

Всего исполнилось 69 седьмин, т.е. 483 года, до явления Иисуса Христа: Христос крестился около 15 года Тиберия Кесаря, т.е. где-то в 29 или 27 году по Р.Х. Значит, пророчество Даниила сбылось достаточно точно.
9:27 – срок установления Завета – 3,5 года, столько же длилось земное служение Христа. Через 35 лет после Распятия Тит разрушил Иерусалим и Храм, причем жертва в Иерусалимском Храме прекратилась не в момент разрушения, а еще при осаде, потому что зелоты увлеклись политикой и забыли о богослужении.

Главы 10-12 – четвертое видение – видение великой брани: Даниил постится три недели и ему является Муж с откровением. По мнению св. Ипполита Римского, «он видит Самого Господа…».

В начале описываются будущие войны, победа Александра Македонского, по-видимому, над персидскими войсками (11:2). Скорее всего, речь о Ксерксе, который был четвертым и при нем начались персидские войны, а результат этого будет победа греков (что и случилось при Дарии III).

Затем описываются войны лагидов и селевкидов (многие детали достаточно точно предсказаны).

Видение малого рога, нового царя, который одновременно есть прообраз Антиоха и антихриста (11:21-23).

11:36-37 – новая тайна грядущего беззакония – это уже не об Антиохе, который почитал богов.

9:27, 11:31,12:11 – «мерзость запустения» — Мф.24:15-16 – Христос цитирует пророка Даниила и далее говорит о скорби последующих времен (именно этому посвящены последние главы книги пророка Даниила, об этом же – Апокалипсис).

12:4,9 – о печати блж. Феодорит рассуждает так: «Положи, говорит, на книге печати неясности и сделай ее не для всех явственной, «дондеже умножится ведение», и, по пророчеству, «наполнится вся земля ведением Господа, аки вода покрывает море» (Ис.11:9). Благодать Божия Духа, по пришествии Спасителя, сняв печати сии, и неясное соделала для верующих ясным».

Неканонические добавления (есть только в Септуагинте).

1)Глава 3:24-90 – молитва Азарии и песнь трех отроков в пещи вавилонской;

2)Главы 13 и 14:

Повесть о Сусанне (в Септуагинте это глава 1): юный отрок Даниил вступился за Сусанну, к которой некие два старца воспылали страстью, но, не удовлетворив ее, обвинили ее в прелюбодеянии и решили казнить. Допрос, учиненный по настоянию Даниила, уличил их во лжи. Есть предположение, что это об этих старцах речь в Иер.29;

Повесть о Виле: бог, в честь которого был назван пророк Даниил в Вавилоне (4:5). Царь в качестве доказательства, что Вил есть настоящий бог, привел тот факт, что положенные ему жрецами приношения на утро исчезают. Тогда Даниил посыпал пеплом перед закрытием храма около идола, а на утор все увиделы следы жрецов и жен их, которые ночью сами поедали снеди;

Повесть о драконе: Даниил погубил почитаемого в Вавилоне дракона, за что по требованию толпы его бросили в ров со львами. Пророк Аввакум принесен был Ангелами и принес Даниилу пищу (не путать с главой 6) Пророка извлекли, а в ров угодили его враги.

«А ты, Даниил… запечатай книгу сию до последнего времени, [когда] многие прочитают ее и умножится ведение»… Книга пророка Даниила веками скрывала свою тайну - спрятанную в ней дату нашего будущего. Только теперь настало время узнать, что нас всех ожидает.

Один из самых впечатляющих моментов в Евангелии это глава, в которой ученики Христа спрашивают его о конце времен: «Какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Матф. 24-3) В ответ Иисус начинает перечислять все эти признаки (кстати, весьма подходящие к нашему времени), не забыв упомянуть и многочисленных лжепророков, и войны, и беззакония, когда «во многих охладеет любовь». В Евангелии от Матфея, заканчивая это безрадостное описание, Христос произносит следующие слова: «Претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам... Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы... ».

Почему Христос, затрагивая такую важную тему, как «конец времен» и собственное Второе Пришествие, неожиданно ссылается на ветхозаветного пророка Даниила? Почему он подчеркивает эти слова, делая на них особенный акцент: «читающий да разумеет»? Ведь обычно в Библии подобного рода фразы - «имеющий ум сосчитает», «имеющий уши да услышит» и т.д. - являются намеками: в этом месте скрывается что-то важное.

Последовав указанию Христа и обратившись к тексту книги Даниила, действительно можно найти в ней немало интересного. К примеру - точную дату Второго Пришествия, указанную там совершенно открыто.

Тайна разбитого колосса

Всем известно выражение «колосс на глиняных ногах», но далеко не каждый знает, что оно берет свое начало из «Книги пророка Даниила». Этот яркий образ почти две с половиной тысячи лет назад привиделся во сне могущественному вавилонскому царю Навуходоносору и был истолкован Даниилом, тогда еще простым иудейским юношей, попавшим в вавилонский плен.

Во сне, который взволновал Навуходоносора, царь увидел огромного страшного истукана, у которого «голова была из золота, грудь и руки - из серебра, чрева и бедра - медные, голени железные, а ноги частью железные, частью глиняные». Затем произошло следующее: какой-то камень «оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его и разбил их». А потом этот самый камень, разбивший колосса, «сделался великой горою и наполнил собой землю».

Вот такая история, которой Даниил, благодаря сошедшему на него вдохновению, дал следующее истолкование: золотая голова истукана - это Вавилон, царство самого Навуходоносора, вслед за которым по очереди мировое господство захватят царства «серебряное» и «медное». Четвертое царство, пришедшее им на смену, будет «крепко, как железо», а после него настанет время странного пятого царства, сравнимого с непрочными глиняными ногами. Ему Даниил дал название «царства разделенного». Ну а камень, разбивший в конце концов это олицетворение могущества и власти, означет ни что иное, как конец привычного для людей мироустройства и совершенно новые законы, которые начнут после этого править на земле: «и Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан. 2-44).

Собственно говоря, все это прекрасно согласуется и со словами Христа о «конце времен», и с обещанной им новой эпохой, когда на землю придут любовь и согласие. Чтобы узнать точнее, когда все это произойдет, достаточно вчитаться в другие сны и видения из Книги Даниила - в них пророк подробно и удивительно верно описывает картины далеких для него времен.

Всемирная история, увиденная во сне

Давайте попробуем проследить совпадения предсказаний о «железном колоссе» с реальными событиями мировой истории.

Итак, согласно первому пророчеству, «золотое царство» Вавилона должно было со временем уступить место «серебряному» - и в 539 году до н.э это действительно произошло, когда Вавилон пал под напором войск персидского царя Кира. Весь цивилизованный мир на несколько столетий перешел в руки персов, пока в свою очередь и империя Кира не была завоевана греком по имени Александр Македонский. Самое интересное, что Даниил не только предвидел эту последовательную смену «царств», но и совершенно точно упомянул все три вышеназванные мировые державы: вавилонскую, персидскую и греческую.

Так, описывая одно из своих видений, в которых воинственный козел побеждает в схватке овна, Даниил поясняет: «Овен - это царь Персидский, а козел косматый — царь Греции» . Совпадения с реальной историей здесь поистине невероятны, ведь от Даниила завоевания Македонского отстояли на века! Среди ученых даже существует мнение о том, что «Книга Даниила» дописывалась кем-то во времена Александра, однако никаких подтверждений тому нет, и данный вывод сделан учеными только лишь из-за кажущейся невозможности подобного удивительного знания будущего.

Однако Даниил описал и гораздо дальше отстоящие от него по времени события, рассказав под видом «четвертого, железного царства» о следующем по счету оплоте цивилизации - великой Римской империи. Европейская культура Рима, пришедшая на смену восточной, не была похожа ни на что, существовавшее прежде. Ее мощь, основанная на четкой организации и подчинении, заставила Даниила сравнить ее с бездушным зверем, «пожирающем и сокрушающем» все на своем пути. Впрочем, с пророком нельзя не согласиться, вспомнив о том, как властно и жестко навязывал Рим свои порядки народам, находящимся у него под крылом.

Что же касается пятого «царства разделенного», то его описание удивительно напоминает… нынешнее мироустройство. Судите сами: после распада Римской империи однополюсная модель мира действительно сменилась на многополюсную. И хотя всегда находились сильные державы, претендовавшие на мировое господство, на деле планета оказалась поделенной на несколько крупных сфер влияния, что весьма согласуется с пророчествами Даниила: «А то, что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа… И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое» .

После таких удивительных «совпадений» хочется побольше узнать о той части истории «колосса на глиняных ногах», о которой пока еще нельзя прочитать ни в одном учебнике, поскольку она имеет отношение к нашему будущему. Тем более что, как можно понять, будущее это отнюдь не за горами.

Точная дата Второго Пришествия

Давайте еще раз вспомним слова Христа: «…когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила».Этот образ«мерзости запустения» встречается у Даниила в его заключительной главе, которая целиком посвящена хронике последних дней существования «колосса». Подводя итог своим пророчествам, там Даниил прямо указывает сроки предсказанных им событий, когда на смену старому мироустройству должно прийти новое, гораздо более справедливое:

«Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней. Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней» .

Узнать дату, скрывающуюся за этими цифрами, несложно. Достаточно учесть несколько моментов.

Во-первых: в данном отрывке речь идет о разрушении Иерусалимского Храма. Дело в том, что в иудаизме только в этом Храме могут совершаться жертвоприношения, а разрушение святыни ведет соответственно к «прекращению ежедневной жертвы». Всего в истории еврейского народа было два Иерусалимских Храма, первый из которых был разрушен царем Навухудоносором в 586 году до н.э. Современником этого события был пророк Даниил.

Во-вторых: слово «день» на иврите - гибкое понятие, дословно означающее «эпоха», «промежуток времени». В Библии под «днями» нередко подразумеваются годы, как, например, у пророка Иезекииля: «Я определил тебе годы числом дней... день за год Я определил тебе» (Иез.4-5).

Учитывая все это, можно без труда узнать, сколько времени должно пройти от исторической даты - разрушения Иерусалимского Храма («прекращения жертвы») до радостных дней блаженства. Достаточно сложить оба числа (1290 и 1335 лет) и приплюсовать их к дате 586 г. до н.э.

Получается 2039 год.

Выходит, к этому совсем недалекому уже времени наше современное «разделенное царство» должно смениться на новое, абсолютно другое. В отличие от предыдущей смены «царств» это будет происходить совершенно по-новому, ведь жаждущий неограниченной власти «колосс» будет разбит и навсегда останется в прошлом. Как именно это получится, неизвестно. Но главное, что новая эпоха, по обещанию пророка, будет гораздо справедливее прежних.

И еще. В последней главе, написанной Даниилом, есть загадочная фраза, сказанная пророку в видении. «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени, [когда] многие прочитают ее и умножится ведени е» (Дан.12-4).

Выходит, в нужное время предсказания должны были быть «распечатаны» и поняты до конца? Раз так, то это время уже настало, тем более что обещание «последних времен» на пороге нового, справедливого «царства» звучит не так грустно, как окончание всех времен вообще.

Иудеи и Новый Вавилон. Недолго просуществовали поодиночке Израиль и Иудея. Сначала Израильское царство было уничтожено ассирийцами. Иудее удалось откупиться от ассирийского царя. Спустя сто с лишним лет Ассирия погибла и на ее развалинах возникло другое могучее царство, названное Новым Вавилоном. Основано оно было семитскими племенами халдеев, поэтому его называют еще и Халдейским. Халдейский царь Навуходоносор (Набу-кудурри-усур) захватил и уничтожил Иерусалим. Был разграблен и сёожжен храм Яхве, а все его сокровища вывезены в Вавилон. Все евреи, кроме крестьян-бедняков, были переселены в Двуречье. Такова же была судьба жителей Израиля. Для еврейского народа, лишенного своей родины, наступили тяжкие времена.

"Сон снился мне, и тревожится дух мой". Однажды халдейскому царю приснился сон, после которого он встал с тяжелой головой и в дурном настроении. Царь смутно чувствовал, что сон этот очень важен, но, как ни старался, вспомнить его не мог. Тогда он вызвал к себе всех халдейских мудрецов и сказал им: “Сон снился мне, и тревожится дух мой; желаю знать этот сон”. Мудрецы отвечали: “Царь! Во веки живи! Скажи сон рабам твоим, и мы объясним значение его”. Однако Навуходоносор пришел в ярость: “Слово отступило от меня; если вы не скажете мне сновидение и значение его, то в куски будете изрублены, и дома ваши обратятся в развалины. Если же расскажете сон и значение его, то получите от меня дары, награду и великую почесть”.

Мудрецы вновь ответили: “Да скажет царь рабам своим сновидение, и мы объясним его значение”. Царь опять потребовал, чтобы они не тянули время и немедленно сказали, какой сон ему снился и в чем его смысл. Халдеи, чувствуя смертельную угрозу для себя, старались убедить царя, что он требует невозможного: “Нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю, и потому ни один царь, великий и могущественный, не требовал подобного. Дело, которого царь требует, так трудно, что никто другой не может открыть его царю, кроме богов...”

Рассвирепевший царь приказал истребить всех мудрецов. Должны были убить и Даниила. К нему пришел начальник царских телохранителей, и недоумевающий Даниил спросил его: “Почему такое грозное повеление от царя?” Когда тот объяснил, в чем дело, Даниил попросил подождать с казнью, пошел к себе и вместе с друзьями-израильтянами стал молиться Богу. Яхве услышал их молитву и ночью послал Даниилу объяснение царского сна.

Даниил истолковывает сон царя. Утром Даниил потребовал, чтобы его привели к царю, и сказал Навуходоносору: “Тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, раскрывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни”.

Даниил рассказал, что царю снился огромный и страшный сверкающий истукан [то же самое, что идол или кумир] . Голова истукана была из чистого золота, грудь и руки из серебра, живот и бедра медные, голени железные, а ступни из железа и глины. И вдруг с горы сам собою сорвался камень, ударил в ноги истукана и разбил их. Статуя рухнула, рассыпалась в пыль, которую развеял ветер. Камень же, разбивший статую, стал огромной горой и заполнил всю землю.

Даниил так объяснил значение сна. Золотая голова истукана — сам царь Навуходоносор, “царь царей, которому Бог Небесный даровал царство, власть, силу и славу”. Серебро — следующее за Новым Вавилоном царство, после которого придет медное. “А четвертое царство будет крепко, как железо, ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать”. Следующее царство, наподобие железа, смешанного с глиной, будет частью крепкое, частью хрупкое. “И во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу: оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после этого. И верен этот сон, и точно истолкование его!”

Выслушав Даниила, пораженный царь вскочил с трона, низко поклонился молодому пророку и сказал: “Истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну!” И Даниил был поставлен править всей Вавилонией, а заодно быть начальником халдейских мудрецов. Но тот упросил царя поручить управление Вавилонией трем своим друзьям, а сам остался при царском дворе.

"Мене, мене, текел, упарсин". Прошло много лет. Умер Навуходоносор, состарился Даниил, а Халдейским царством правил Валтасар. [Библия называет его сыном Навуходоносора, и это верно, но автор Книги Даниила путает умершего в 562 г. до н.э. завоевателя Иудеи с одним из его преемников, Набонидом (Набу-наид). Чтобы удержаться у власти, Набониду пришлось усыновить Валтасара (Бел-шарру-уцур), младшего сына Навуходоносора II.] Однажды он устроил огромный пир для тысячи своих вельмож. Когда царь выпил много вина, разум его помутился, и он приказал принести из царской сокровищницы те золотые и серебряные сосуды, что когда-то Навуходоносор захватил в иерусалимском храме Яхве.

Сосуды были принесены, все пили из них вино “и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных”. Вдруг на стене прямо перед царем человеческая рука стала писать какие-то слова. Увидев это, царь изменился в лице, затрясся от страха, стал громко звать мудрецов. Мудрецы пришли, но не могли сказать ничего определенного. И тогда царица вспомнила, что в Вавилоне есть человек, который способен объяснить любую загадку.

Привели Даниила. Царь Валтасар рассказал ему о странном происшествии и пообещал: если Даниил объяснит значение написанных на стене слов, то будет облачен в царскую одежду с золотой цепью и после царя и царицы станет третьим властелином на царстве.

Даниил отвечал: “Дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему”. И сказал, что Валтасар провинился перед Богом, и за это Яхве послал кисть человеческой руки, которая написала: МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН, что означает: “Подсчитано (Бог подсчитал царство Валтасара и положил ему конец), взвешено (царь взвешен на весах и найден очень легким), продано (царство Валтасара отдано врагу)”. [В более точном переводе с арамейского эти слова означают: “Исчислен, исчислен, взвешен и разделен”.]

Выслушав это, Валтасар надел на Даниила царскую одежду, золотую цепь и провозгласил его третьим властелином на царстве. В ту же ночь Валтасар, царь халдейский, был убит, а Вавилон захвачен персами.

Завоевание Кира. Из слов Библии неясно, почему Даниил был провозглашен третьим, а не вторым человеком в царстве. Оказывается, как выяснили историки, дело было в том, что официально царем Вавилона являлся Набонид, его приемный сын Валтасар был соправителем, так что Даниилу действительно оставалось только третье место. После захвата Вавилона и убийства Валтасара Набонид добровольно сдался в плен и был отправлен в почетную ссылку, где и окончил свои дни.

Даниил во рву со львами. Когда Кир позволил иудеям вернуться домой, Даниил был уже слишком стар для такого путешествия. Он остался в Вавилоне и дожил до царствования персидского царя Дария. Дарий так уважал Даниила, что сделал его одним из главных помощников по управлению огромным царством.

Многие завидовали Даниилу, и нашлись люди, которые решили погубить его. Они подсунули царю на подпись указ, по которому каждый, кто в течение месяца будет просить о чем-либо кого-то еще, кроме самого Дария, должен быть казнен.

А Даниил три раза в день молился Богу у себя дома, открыв окна, обращенные в сторону Иерусалима. Так он делал и после объявления нового царского указа. Враги подсмотрели, как он просил у Бога милости для себя, и донесли царю. Царь опечалился и хотел спасти Даниила, но те люди сказали: “Знай, что по закону никакое определение и постановление, утвержденное царем, не может быть изменено”.

Дарий был вынужден распорядиться, чтобы Даниила бросили в ров, где жили львы. При этом он с робкой надеждой сказал: “Бог твой, которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя!” Отверстие, куда опустили Даниила, заложили камнем, и царь приложил свою печать, чтобы ночью никто не мог отвалить его.

Всю ночь Дарий не спал, ему грезились кошмарные сцены растерзания Даниила. На рассвете царь побежал ко рву и жалобным голосом позвал: “Даниил, раб Бога живого! Бог твой, которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?” Живой и здоровый Даниил отозвался: “Царь! Во веки живи! Бог мой послал ангела своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался перед Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления”.

Обрадованный царь приказал вытащить Даниила и бросить в ров его обвинителей. Не успели они долететь до дна, как были растерзаны львами.

Даниил и четыре зверя. Однажды Даниилу приснился странный сон: будто на море налетели четыре вихря, и из моря вышли четыре зверя, которые стали бороться между собой, пока не пришел сам Бог Яхве и не уничтожил их всех. Затем к нему был подведен как бы Сын человеческий, которому Бог передал вечную власть над всей землей.

Даниил спросил одного из стоявших у трона Бога, что значит все это, и тот объяснил, что четыре зверя — это четыре царства, после которых установится вечное царство Бога.

Даниил и архангел Гавриил. В другой раз, еще во времена вавилонского плена, когда Даниил горячо молился Богу, чтобы тот сжалился над израильским народом и вернул ему свою милость, к пророку прилетел архангел [главный ангел] Гавриил и сказал, что еврейский народ возвратится на родину и храм будет восстановлен, но в трудное время. Пройдет еще много лет и явится Христос Владыка. [Христос — переведенное на древнегреческий язык еврейское слово “мессия” — “посланник, помазанник Божий”.] Затем Христос погибнет, город и храм будут вновь разрушены, и на месте Иерусалима воцарится “мерзость запустения”.

Последнее пророчество. И еще одно пророчество дано было Даниилу: о многочисленных войнах, из-за которых наступит такое тяжкое время, какого не видали никогда. И народ, избранный Богом, едва не погибнет, но поднимется “Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего…”. Тогда проснутся многие из давно умерших, Бог будет судить их, одних наградит вечной жизнью, других обречет на новую гибель.

Даниилу было велено скрывать это пророчество до тех пор, пока ему не придет срок исполниться. Он должен был прожить остаток своей жизни, умереть, а в конце времен встать из земли и узнать от Бога свою участь.

Книга пророка Даниила. Как считает библеистика, Книга пророка Даниила написана между 167 и 164 гг. до н.э. Описанные в ней события относятся ко времени Нововавилонского царства и начала персидского господства, т.е. имели место примерно за четыре века до времени создания этого произведения. Неудивительно, что автор плохо представляет себе ту историческую эпоху, о которой ведет речь. Так, царь Навуходоносор спутан с Набонидом. Дарий Мидянин — лицо, неизвестное науке, цари с этим именем жили позже и были персами, а не мидянами. Валтасар, как уже указывалось, будучи приемным сыном и наследником Набонида, не имел царского титула, родным же его отцом был Навуходоносор II.


восточнокатолических церквях
православных церквях
лютеранстве
исламе
Армянской апостольской церкви В лике святой Главная святыня могила Даниила , Сузы , Иран День памяти 26 июня ???, в Православной церкви - 17 (30) декабря Атрибуты часто изображается в логове львов Категория на Викискладе

В Ветхом завете имя «Даниил» упоминается ещё несколько раз, в том числе в обращении книги пророка Иезекииля к тирскому царю: «ты премудрее Даниила» (Иез. ). Маловероятно, что Иезекииль имел в виду пророка Даниила. При раскопках города Угарита была обнаружена поэма XIV века до н. э. , герой которой - мудрый и справедливый судья, заступавшийся за вдов и сирот - носит имя Дани-Ил , отсылающее к почитанию им бога Эля/Ила : некоторые учёные отождествляют Даниила, упомянутого у Иезекииля, с Дани-Илом этой поэмы .

Книга пророка Даниила

Книга пророка Даниила входит в Танах и в Ветхий Завет канонической Библии . При этом в христианской Библии книга пророка Даниила входит в число пророческих, но в Танахе она помещена не в разделе Невиим (Пророки), а в разделе Ктувим (Писания).

Краткое содержание книги

Пять Царств Даниила и их толкование в христианстве

Ты (Навуходоносор) - это золотая голова (первое царство)! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать… Бог небесный воздвигнет царство (пятое), которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно

Согласно одному из отцов Церкви, Ефрему Сирину , «златая глава» - царство вавилонское. Серебряные грудь и руки - царство Мидян. Чрево и бёдра медные - царство персидское. Голени железные - царство Александра Македонского. Ноги железные и глиняные - десять царей, восставших после Александра. Царство другое меньшее, то есть царство Мидян, восстанет и сокрушит царство вавилонское. Всею землею возобладает царство Кира царя персидского. Пальцы ног из железа и глины - десять царей, восставшие в царстве греческом, из которых одни крепки и сильны, как железо, а другие малы и бессильны. И хотя они вступят между собой в союзы, но, не будет у них единодушия и любви;

Иоанн Златоуст уточняет, что слова: «оторвался от горы » - «указывают на свободное действие без принуждения», чем подчеркивается добровольное решение Господа Иисуса Христа прийти в мир для спасения людей;

«И наполнил всю землю» (Дан. ) - это об Евангелии , которое распространилось во все концы мира. Свт. Иоанн Златоуст предлагает также и аллегорическое толкование на разрушение царств Камнем, символизирующим Христа Спасителя: разрушаемые Царства - это гордость (македонян) и владычество (римлян) .

Библия гласит, что Даниил и другие иудеи в Вавилоне не отказались от веры отцов , за что были часто притесняемы. Но в каждом случае они чудом спасались. Так, за отказ поклониться идолу, три друга Даниила, иудеи Анания, Мисаил и Азария (получившие в пленении имена Седраха, Мисаха и Авденаго соответственно), были брошены в печь, но чудом спаслись. Сам Даниил был брошен в яму ко львам на растерзание (при персах), но был чудесным образом спасен (Дан. ).

Смерть и захоронение Даниила

Считается, что Даниил дожил до преклонного возраста (по некоторым источникам, до 100 лет) и был похоронен в гробнице в городе Сузы . Впрочем, его могилы показывают также по крайней мере в пяти локациях, в том числе в Киркуке и Самарканде .

Также сообщается, что когда войска мусульманского праведного халифа Умара взяли город Тустар (совр. Шуштер), они обнаружили там гробницу Даниила. По приказу халифа его останки были перезахоронены ночью, вдали от людских глаз, чтобы уберечь их от дальнейшего поклонения ему .

Еврейская традиция не причисляет Даниила к пророкам , поскольку тот не разговаривал с Богом напрямую. Библия гласит, что Даниил разговаривал с «ангелами Господними», но не с самим Господом. Коран же вообще не упоминает Даниила поименно, хотя он присутствует в позднейших мусульманских преданиях.

Вместе с тем Даниил высоко почитается христианской церковью в виду его предсказания срока прихода в мир Мессии и его появления в Иерусалимском храме , на которые, по свидетельству Нового Завета , ссылался Иисус Христос (Мф. ). Толкования на книгу Даниила писали святые Ипполит Римский и Иоанн Златоуст .

В исламе

В Коране имя «Данияль» не упоминается, но в Сунне и других источниках пророк известен как Данияль, известна история (исламская) о его захоронении. Согласно исламским преданиям пророк Данияль скончался в

Пророк Даниил происходил из знатного рода. При завоевании Навуходоносором Иерусалима в 606 году до Р. X. юный Даниил вместе с другими иудеями попал в вавилонский плен. Там 15-летнего Даниила и других самых способных юношей определили в школу для подготовки к службе при царском дворе.

С Даниилом учились три его друга: Анания, Мисаил и Азария. В течение нескольких лет они изучили местный язык и разные халдейские науки. При поступлении в школу этих трех юношей переименовали в Седраха, Мисаха и Авденаго. Однако, с принятием языческих имен, юноши не изменили вере своих отцов. Боясь оскверниться языческой пищей, они упросили своего воспитателя выдавать им пищу не с царского стола, окропленную идоложертвенной кровью, но простую, растительную. Воспитатель согласился, с условием, что после десяти дней питания растительной пищей, он проверит их здоровье и самочувствие. В конце пробного периода эти юноши оказались здоровее других, питавшихся мясом с царского стола, и воспитатель им разрешил вкушать пищу по своему усмотрению. За преданность истинной вере Господь наградил юношей успехами в науках, и вавилонский царь, присутствовавший на экзамене, нашел, что они сообразительнее его вавилонских мудрецов.

После окончания занятий Даниил с тремя друзьями был определен на службу при царском дворе и здесь оставался в звании придворного сановника во все время царствования Навуходоносора и его пяти преемников. После покорения Вавилона он стал советником царей Дария мидийского и Кира персидского.

Бог наделил Даниила способностью понимать значение видений и снов, и эту способность он проявил, объяснив Навуходоносору два его сна, которые сильно смутили царя (Дан. 1 и 4). В первом сне Навуходоносор видел огромного и страшного истукана, сделанного из четырех металлов. Камень, скатившийся с горы, разбил истукана в прах и сам вырос в большую гору. Даниил объяснил царю, что истукан символизировал четыре языческих царства, которые должны были сменить друг друга, начиная с вавилонского и кончая римским. Таинственный камень, сокрушивший истукана, символизировал Мессию, а образовавшаяся гора - Его вечное Царство (Церковь).

В своей книге (носящей его имя) пророк Даниил повествует о подвиге своих трех друзей, которые отказались поклониться золотому идолу (Мардуку), за что по приказу царя Навуходоносора были брошены в раскаленную печь. Но ангел Божий сохранил их невредимыми в огне.

Подробностей о деятельности пророка Даниила в течение 7 лет царствования трех преемников Навуходоносора не сохранилось. Убийца Лавосоардаха, Набодид, сделал своего сына Валтасара своим соправителем. В первый год Валтасара Даниил имел видение о четырех царствах, после чего он увидел Бога в образе «Ветхого Днями» и грядущего к нему «Сына Человеческого», т. е. Господа Иисуса Христа.

В своей книге пророк Даниил записал несколько пророческих видений, относящихся к концу мира и ко второму пришествию Христову. По своему содержанию его книга имеет много общего с Откровением Евангелиста Иоанна Богослова, помещенного в самом конце Библии.

При Данииле во время царствования Валтасара мидийский царь Дарий завоевал Вавилон (539 г. до Р. X.). Тогда же и погиб Валтасар, как ему предсказал Даниил, объяснивший значение надписи на стене, сделанной таинственной рукой: «Мене текел упарсин» (ты ничтожен, и твое царство поделят мидяне и персы) (Дан. 5, 25).

При Дарии мидийском Даниил занял важный правительственный пост. Завидуя Даниилу, языческие вельможи оклеветали его перед Дарием и добились, чтобы Даниила бросили на съедение львам. Но Бог сохранил своего пророка невредимым. Разобрав дело, Дарий повелел клеветников Даниила подвергнуть этой же казни, и львы моментально растерзали их. Немного спустя Даниил получил откровение о 70 седьминах, в котором указано время первого пришествия Мессии и основания его Царства (Церкви)(См. Дан. 9).

В царствование Кира Даниил остался в том же придворном звании. Не без его участия в 536 году царь Кир издал указ об освобождении евреев из плена. Согласно преданию пророк Даниил показал Киру предсказание о нем в книге пророка Исаии, который жил лет двести до этого (Ис. 44, 28-45; 13). Пораженный этим пророчеством, царь признал над собою власть Иеговы и повелел евреям построить в честь Него храм в Иерусалиме (Езд. 1). При этом же царе Даниил был снова спасен от смерти, которая ему угрожала за умерщвление дракона, обоготворявшегося язычниками.

В третий год царствования Кира в Вавилоне Даниил удостоился получить откровение о дальнейшей судьбе народа Божия и четырех языческих империй (Дан. 10-12). Предсказания Даниила о гонениях на веру относятся к гонениям Антиоха Епифана и, одновременно, к пришествию антихриста. О последующей судьбе пророка Даниила ничего не известно, кроме того, что он скончался в глубокой старости. Его пророческая книга состоит из 14 глав. Господь Иисус Христос в своих беседах с иудеями дважды ссылался на пророчества Даниила.

Loading...Loading...