Сообщение об иконе святая пророчица анна. Святая Анна, мать Богородицы

Пра-вед-ная Ан-на Про-ро-чи-ца про-ис-хо-ди-ла из ко-ле-на Аси-ро-ва, бы-ла до-че-рью Фа-ну-и-ла. Всту-пив в брак, она про-жи-ла с му-жем 7 лет, до его кон-чи-ны. По-сле его смер-ти пра-вед-ная Ан-на про-во-ди-ла стро-гую бла-го-че-сти-вую жизнь, «не от-хо-ди-ла от хра-ма, по-стом и мо-лит-вою слу-жа Бо-гу день и ночь» (Лк.2:37). Ко-гда пра-вед-ной Анне бы-ло 84 го-да, она удо-сто-и-лась ви-деть в Иеру-са-лим-ском хра-ме Мла-ден-ца Иису-са Хри-ста, при-не-сен-но-го для по-свя-ще-ния Бо-гу как пер-вен-ца по за-ко-ну Мо-и-се-е-ву. Пра-вед-ная Ан-на слы-ша-ла про-ро-че-ские сло-ва свя-то-го Си-мео-на Бо-го-при-им-ца, ска-зан-ные Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-це. Про-ро-чи-ца вме-сте со свя-тым Си-мео-ном сла-ви-ла Бо-га, го-во-ри-ла всем, что Мес-сия явил-ся в мир (Лк.2:38).

Па-мять пра-вед-ной Ан-ны Про-ро-чи-цы при-хо-дит-ся так-же на 3 фев-ра-ля, ко-гда она вспо-ми-на-ет-ся с пра-вед-ным Си-мео-ном Бо-го-при-им-цем в по-праздн-ство Сре-те-ния Гос-под-ня.

Пра-вед-ный Си-ме-он Бо-го-при-и-мец был, по сви-де-тель-ству свя-то-го еван-ге-ли-ста Лу-ки, од-ним из из-бран-ни-ков Бо-жи-их, ожи-дав-ших уте-ше-ния Из-ра-иле-ва, и Дух Свя-той пре-бы-вал на нем (Лк.2:25). Ему бы-ло воз-ве-ще-но от Бо-га, что он не умрет до то-го вре-ме-ни, по-ка в мир не при-дет обе-щан-ный Мес-сия - Хри-стос Гос-подь.

Древ-ние ис-то-ри-ки со-об-ща-ют, что еги-пет-ский царь Пто-ло-мей II Фила-дельф (285-247 до Рож-де-ства Хри-сто-ва) по-же-лал по-пол-нить свою зна-ме-ни-тую Алек-сан-дрий-скую биб-лио-те-ку тек-ста-ми Свя-щен-ных книг. Он при-гла-сил из Иеру-са-ли-ма книж-ни-ков. Си-нед-ри-он по-слал сво-их муд-ре-цов. Сре-ди 72 уче-ных при-быв-ших в Алек-сан-дрию для пе-ре-во-да Свя-щен-но-го Пи-са-ния на гре-че-ский язык, был при-гла-шен и пра-вед-ный Си-ме-он. (Ра-бо-та бы-ла вы-пол-не-на и по-лу-чи-ла на-зва-ние «Пе-ре-вод 72-х тол-ков-ни-ков». Имен-но с него в даль-ней-шем Вет-хий За-вет был пе-ре-ве-ден на сла-вян-ский язык для Бол-гар-ской, Серб-ской и Рус-ской Пра-во-слав-ных Церк-вей). Пра-вед-ный Си-ме-он пе-ре-во-дил кни-гу про-ро-ка Ис-а-ии. Про-чтя в под-лин-ни-ке сло-ва «Се, Де-ва во чре-ве при-и-мет и ро-дит Сы-на» (Ис.7:14), он ре-шил, что сло-во «Де-ва» здесь упо-треб-ле-но оши-боч-но, вме-сто сло-ва «Же-на», и хо-тел ис-пра-вить текст. В этот мо-мент ему явил-ся Ан-гел и удер-жал его ру-ку, го-во-ря: «Имей ве-ру на-пи-сан-ным сло-вам, ты сам убе-дишь-ся, что они ис-пол-нят-ся, ибо не вку-сишь смер-ти, до-ко-ле не уви-дишь Хри-ста Гос-по-да, Ко-то-рый ро-дит-ся от Чи-стой и Пре-не-по-роч-ной Де-вы».

С то-го дня пра-вед-ный Си-ме-он стал ожи-дать при-ше-ствия Обе-то-ван-но-го Мес-сии.

И вот од-на-жды пра-вед-ный Си-ме-он, ве-до-мый Ду-хом Бо-жи-им, при-шел в Иеру-са-лим-ский храм. Это бы-ло в тот са-мый день (со-ро-ко-вой по Рож-де-стве Хри-сто-вом), ко-гда Пре-чи-стая Де-ва Ма-рия и Ее Об-руч-ник Иосиф при-шли ту-да, чтобы со-вер-шить об-ряд, по-ло-жен-ный по иудей-ско-му за-ко-ну, - пред-ста-вить пред Гос-по-дом сво-е-го Бо-же-ствен-но-го Пер-вен-ца и при-не-сти по-ло-жен-ную жерт-ву.

Как толь-ко пра-вед-ный Си-ме-он уви-дел при-шед-ших, Дух Свя-той от-крыл ему, что Бо-гом-ла-де-нец, Ко-то-ро-го дер-жа-ла Пре-чи-стая Де-ва Ма-рия, и есть ожи-да-е-мый Мес-сия, Спа-си-тель ми-ра. Ста-рец при-нял на свои ру-ки Мла-ден-ца Хри-ста и про-из-нес свои про-ро-че-ские сло-ва: «Ныне от-пу-ща-е-ши ра-ба Тво-е-го, Вла-ды-ко, по гла-го-лу Тво-е-му, с ми-ром, ибо ви-де-ли очи мои спа-се-ние Твое, ко-то-рое Ты уго-то-вал пред ли-цем всех лю-дей. Свет к про-све-ще-нию языч-ни-ков и сла-ву лю-дей Тво-их Из-ра-и-ля». Он бла-го-сло-вил Пре-чи-стую Де-ву и пра-вед-но-го Иоси-фа и, об-ра-ща-ясь к Бо-го-ро-ди-це, ска-зал: «Се, ле-жит Сей на па-де-ние и на вос-ста-ние мно-гих в Из-ра-и-ле и в пред-мет пре-ре-ка-ний. - И Те-бе Са-мой ору-жие прой-дет ду-шу, - да от-кро-ют-ся по-мыш-ле-ния мно-гих сер-дец» (Лк.2:22-35).

Да-лее свя-той еван-ге-лист по-вест-ву-ет: «Тут бы-ла так-же Ан-на про-ро-чи-ца, дочь Фа-ну-и-ло-ва, от ко-ле-на Аси-ро-ва, до-стиг-шая глу-бо-кой ста-ро-сти, про-жив с му-жем от дев-ства сво-е-го семь лет, вдо-ва лет вось-ми-де-ся-ти че-ты-рех, ко-то-рая не от-хо-ди-ла от хра-ма, по-стом и мо-лит-вою слу-жа Бо-гу день и ночь. И она в то вре-мя, по-дой-дя, сла-ви-ла Гос-по-да и про-ро-че-ство-ва-ла о Нем всем, ожи-дав-шим из-бав-ле-ния в Иеру-са-ли-ме» (Лк.2:36-38).

О свя-том и пра-вед-ном Си-меоне Бо-го-при-им-це из-вест-но, что он скон-чал-ся, про-жив 360 лет. В VI ве-ке свя-тые мо-щи его бы-ли пе-ре-не-се-ны в Кон-стан-ти-но-поль. В 1200 го-ду его гроб ви-дел рус-ский па-лом-ник свя-ти-тель Ан-то-ний, бу-ду-щий ар-хи-епи-скоп Нов-го-род-ский (1212-1220; † 1232; па-мять 8 ок-тяб-ря).

Анна пророчица (1631,Амстердам),Художник Рембрандт Харменс ван Рейн.

Симеон, Анна Пророчица и Младенец Иисус Аран де Гелдер 1700 Гаага.

Многие верующие люди хотят иметь дома икону угодника Божия, который считается их небесным покровителем. Икона святой Анны будет хорошим подарком для младенца или взрослого, крещенного с таким именем.


История иконы святой Анны

Священное Писание дает немного сведений о земной жизни Божий Матери. О ней известно больше из апокрифов (признаются не всеми христианскими церквями). Но однозначно можно сказать, что родители ее были из рода священников, отец - из колена Давида. Оба глубоко почитали Господа и очень огорчались из-за того, что им не дано было детей. Евреи считали это большим позором, наказанием от Бога.

Однажды храмовое начальство отказалось принять жертву от Иоакима - ведь даже весьма ветхий днями Авраам имел детей. Оба супруга слезно молились. Анна обещала посвятить свое чадо Господу. И Бог послал им великую радость - дочь Марию, которая стала матерью Христа.

  • Согласно церковному преданию, Иоакиму и Анне было за 70, когда они зачали ребенка.
  • Святая Анна скончалась в Иерусалиме еще до того, как Марии явился архангел Гавриил. На месте ее дома возведен храм Рождества Богородицы.
  • В 10 в. на Афоне построен скит во имя праведной старицы.
  • Праведных поминают вместе за каждой православной Литургией как «богоотец» (с церковнославянского - родителей Бога). Почитание в России началось лишь после 13 в., а на Святой земле является очень древней традицией.

Икона св. Анны, матери Богородицы, часто изображает их вместе. Юная Мария обнимает мать, лица их соприкасаются. Другой вид композиции включает и отца - праведного Иоакима.

Один византийский образ показывает праведную пару в момент объятий - возможно, запечатлен момент, когда они узнали, что станут родителями. Икона хорошо иллюстрирует святость всего, что происходит в браке - в том числе взаимного выражения привязанности. Святым часто молятся женщины, которые не имеют детей.

Другая святая Анна тоже была в очень преклонных летах, когда в ее жизни случилось выдающееся событие. Св. Анна упоминается в Новом Завете, в сюжете про Сретение. Согласно преданию, она происходила из древнего рода. Она вышла замуж, но прожила в браке всего несколько лет. После этого - стала прислуживать в храме, угождая Богу постом и молитвой. Дар пророчества очень уважался в древнем Израиле, для Анны он заключался в том, что она узнала Господа.

На иконе Анна пророчица изображается в преклонных летах, по пояс либо в полный рост. От других святых с таким же именем можно отличить по надписи «пророчица», которая будет справа от фигуры на уровне плеча (иногда - снизу). На святой - голубая накидка, под ней туника другого цвета. Верхняя одежда может быть красной, туника - синей. Голова иногда покрыта белым платком.

В руках обычно свиток - свернутый, либо развернутый с текстом. Это символ особых знаний, которые Господь открывает некоторым святым. Ведь среди множества людей, окружавших Христа, лишь единицы сумели распознать в Нем Мессию, которого так ждал Израильский народ.

  • Святая может изображаться как на обычном золотом фоне, так и на фоне города (вероятно, это Иерусалим, где она жила при Храме). Значение иконы святой Анны - напоминать о важности праведной жизни. Да, она не совершала ничего особо героического с точки зрения обывателя. Но многие ли сегодня молятся, ежедневно посещают храм, ограничивают себя в еде во время поста?

Пророчица является образцом терпения, которого напрочь лишены современные люди. А такой человек будет от обычных бытовых неурядиц страдать намного сильней. Даже погода мешает, становится преградой в делах. Они постоянно жалуются, и, конечно, духовные подвиги тоже даются им с большим трудом. Терпение Анны было вознаграждено сполна - Господь подарил ей встречу с Христом.

Поскольку Анну Писание упоминает вместе с праведным Симеоном, часто их изображают на иконах вместе. В центре композиции - праведный старец, Христос и Его родители. Сама же старица немного в стороне, обычно за спиной Симеона, рука ее указывает на Младенца, в другой - свиток. Икона Анны пророчицы считается защитницей младенцев, также она оберегает от удара молнией. Если верующему не хватает смирения, чтобы вести праведную жизнь, он может попросить помощи у святой.


Анна из России

Стяжать мирный дух сполна удалось и другой святой - Анне Кашинской. Именно терпение становится той тропинкой, которая может привести к спасению. Хотя родилась она в княжеском роду, юная Анна сполна узнала, что такое потери. Жила она в неспокойное время, на рубеже 13 и 14 веков.

Ее супруг, князь Михаил, был убит по доносу. За отца обидчику отомстил старший сын, но тоже погиб. Та же судьба настигла второго сына и даже внука княгини. Многие на ее месте впали бы в отчаяние. Но Анна продолжала заниматься делам управления и лишь на заказе жизни приняла монашество.

Молитва является большим подспорьем в делах, пока одни воюют - другие должны возносить просьбы к Богу. Специально для нее в Кашине младший сын построил монастырь. Там сейчас покоится ее тело, к мощам ежегодно приезжают тысячи паломников, чтобы получить исцеление.

Испытания ждали благоверную даже после смерти. Она уже была причислена к лику святых Патриархом Никоном. Но после того, как он впал в немилость, имя Анны Кашинской было вымарано из церковных книг. Дело в том, что на иконе святой Анны ее руки были сложены в двуперстном крестном знамении (сейчас оно трехперстное). Это намекало на неоправданность реформ.

Однако народ не забывал свою любимицу - продолжались записи чудес, проходили крестные ходы. В 19 в. справедливость была восстановлена, даже состоялась повторная канонизация. Кстати, это вызвало большой всплеск популярности имени Анна. Даже трамвай в центре Москвы, который обозначался буквой «А» был прозван «Аннушка».

Сейчас у святой целых три праздника: обретение мощей, другое обретение мощей и день отшествия к Богу. Икона Анны Кашинской помогает верующим воспитать в себе дух смирения. Заступается она за тех, кто потерял родителей, овдовел, лишился детей. По народной традиции молились св. Анне те, кто собирался вступить в брак. Монашествующие тоже обращались к ней перед постригом.

На иконах святая чаще всего изображается в темном облачении, с крестом, четками или свитком в руках. Для обращения к праведной княгине составлены особые молитвы. Молясь святым, сначала следует прочитать ежедневные молитвы, поблагодарить Господа, затем уже переходить к личным просьбам


Молитвы перед иконами св. Анны

Тропарь преподобной Анне Кашинской, глас 3

Днесь восхваляем тя, преподобная мати, великая княгине инокине Анно: яко бо лозо плодовита посреде терния, процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми, всех удивила еси чудным твоим житием, темже Христу Богу угодила еси, и ныне, радующися и веселящися, пребываеши с лики преподобных жен, наслаждающися райския красоты и веселия. Молим убо тя: моли о нас Человеколюбца, Христа Бога нашего, даровати нам мир и велию милость.

Кондак преподобной Анне Кашинской, глас 4

Яко пресветлая звезда, явилася еси в Российстей земли, во граде Кашине, преподобная мати Анно, во всех благочестивых и верных женах, аки крин процвела еси чистым и непорочным твоим житием, во инокинях же совершенными твоими труды и подвиги, и возшла еси к Вышнему граду, радующися и веселящися, яко добре совершивши твое течение, и ныне честныя твоя мощи, аки бисерие драгое, явишася на исцеление всем, приходящим с верою. Тем и вопием ти: Радуйся, всекрасная душею, и моли Христа Бога о спасении душ наших.

Величание

Ублажаем тя, преподобная мати, великая княгине Анно, и чтим святую память твою, наставнице инокиням и собеседнице Ангелом.

Молитва преподобной Анне Кашинской

О преподобная и преблаженная мати Анно! Смиренно припадающе к честным мощем твоим, молимся со слезами прилежно: не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. О преблаженная великая княгине Анно! Не забуди присещати чад твоих, аще бо телом и преставилася еси от нас, но и по смерти жива пребываеши и не отступаеши от нас духом, сохраняющи нас от стрел вражиих, всякия прелести бесовския и козней диавольских. Молитвеннице наша усердная! Не престай молящися за ны ко Христу, Богу нашему, аще бо мощей твоих рака пред очима нашима выну видима есть, но святая душа твоя, со Ангельскими воинствы у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. К тебе убо припадаем, тебе молимся, тебе мили ся деем: молися, преблаженная Анно, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, еже испросити нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, мытарств горьких и вечныя муки избавится и Небесному Царствию наследником быти со всеми преподобными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва святой Анне Пророчице

О святая угоднице Божия, святая Анна Пророчице! Подвигом добрым подвизавшися на земли, восприяла еси на Небесех венец правды, его же уготовал есть Господь всем любящим Его. Тем же взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякого зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Молитва к святым праведным Богоотцам Иоакиму и Анне

Молитва первая

О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь на​шу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.

Молитва вторая

О, приснославнии Христовы праведницы, святии Богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии Небесному Престолу Великаго Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от Преблагословенны я Дщери вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему! К вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенником, прибегаем мы, грешнии и недостойнии. Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленныя прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире живот наш сохраните и во всех благих благое поспешение испросите, вся яже к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и напрасныя смерти предстательством вашим нас избавляюще, и от всяких враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в мире временное сие житие прешедше в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

По обычаям того времени на сороковой день после рождения Младенца Христа, его как и всякого первенца, надлежало посвятить Богу. Для этого Дева Мария и праведный Иосиф пришли в Иерусалимский храм. Там Святое Семейство встретили святой Симеон и пророчица Анна. Кем была эта женщина? Чем она заслужила такую честь и милость Божью?

Евангелист Лука сообщает её полное имя – Анна, дочь Фануила, ей было восемьдесят четыре года. О судьбе этой женщины мы знаем немного, но и нескольких штрихов хватает, чтобы представить себе жизнь и характер Анны. Известно, что она вышла замуж, но лишь семь лет прожила в браке. Анна рано овдовела, в те времена это означало утрату всего – денег, статуса. Юридические и имущественные права тогда были только у мужчин. Однако Анна не вышла замуж вторично, она предпочла бедность, но сохранила верность супругу. Женщина вела праведную жизнь при Иерусалимском храме, служила Богу “постом и молитвой”. Это была обычная практика для того времени: при Храме воспитывались юные девочки, а также постоянно жили вдовы. А ещё она всем сердцем верила в скорое исполнение пророчеств и приход Мессии.

Святитель Амфилохий Иконийский в своём “Слове на Сретенье” называет пророчицу Анну “венцом вдов”: “телом измождена, душой бодра; лицо в морщинах, ум расправлен; согбенна от старости, пряма мыслью; годами увядшая, богопознанием цветущая».

По Божьему благословению Анна узнала Сына Божия в Младенце, которого принесли Дева Мария и праведный Иосиф. Евангелист Лука так описывает, что было дальше: “И она.., подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме”. То есть женщина радостно стала рассказывать всем, что настало время исполнения предсказанного – миру дарован Спаситель. Но мало кто прислушался к старушке. Людям трудно было поверить, что беззащитный слабый новорожденный младенец и есть Сын Божий. Лишь два таких разных человека: мудрец Симеон и бедная вдова осознали в тот момент какое чудо произошло со всем миром.

Евангелист Лука во всём Новом Завете только Анну называет пророчицей. Она символически завершает ряд пророчиц и героинь древней истории Израиля. В нём и Мариам, сестра Моисея, и Девора, которую называли “судья и мать Израиля”, и патриотка Иудифь, и многие другие. Вместе с Симеоном и пророчицей Анной словно все праведники и пророки Ветхого Завета смогли прикоснуться к Господу.

В то же время Анна стала одной из первых, кто понёс в мир “благую весть” о Спасителе или по-гречески – “евангелие”.

В Православной Церкви есть особый день, когда она вспоминает и чтит пророчицу Анну. Это шестнадцатое февраля по новому стилю, следующий день после праздника Сретения Господня.

Святая Анна Пророчица «Тут была также Анна, пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, проживши с мужем от детства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время подошедши славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме». (Лука 2.36-38).

Три коротких стиха - это все, что нам известно об этой пророчице. Ничего не сказано о ней до этого, и ни каких коментариев после, ни в Евангелиях, ни в письмах. А вот рассмотреть ее жизнь интересно и полезно тем, кто в эти дни ищет спасения.

Когда Анна появилась с откровением Божьего намерения, она была уже старой женщиной, по меньшей мере восьмидесяти четырех лет, вдова после семи лет замужества. Очевидно, она вступила в брак очень рано. Она была пророчицей и разбиралась в Законе, Псалмах и законах Израиля. Ежедневно она посещала храм, молилась и постилась. Иисус сохранял у себя тех, о ком Бог написал через пророка Исайю: «Мой дом есть дом молитвы», и Анна именно так использовала храм. Священникам в храме наверно была очень знакома фигурка этой старой женщины, такой постоянной в молитве.

Молитва и посты очень к лицу старой женщине, и на заре церкви Павел писал Тимофею, рекомендуя: «Истиная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь» (1 Тимофею 5.5). Вдовство и одиночество порождают почтительность в характере. Это должна быть жизнь, увенчанная службой, если эта служба является молитвой за других и мольба, чтобы слово Божье стало величественным и славило Его имя.

Истиная вдовица

Замужество Анны было прошедшим сном, и было отнято в весну ее жизни; тогда она определилась провести «лето и осень» в службе своему Богу. Большинство молодых еврейских вдов снова выходили замуж, но Анна выбрала лучший путь, который не оставлял ее многие годы.

Ее постоянная привычка стала ее второй натурой. Жизнь для нее протекала мягко, как река, когда она наблюдала службу и церемонии Закона, отправляемые священниками, приход и уход певчих, смену дежурных у дверей и все, что было учреждено Давидом и Соломоном для поклонения Богу. Для нее это было не бездушное увлечение, а продолжительное духовное ликование.

Она была полна надежды, и ее собственная надежда стала частью народной надежды. И надежда не давала болеть ее сердцу, поскольку, несмотря на испытания века, в котором она жила, она еще надеялась на искупление Иерусалима. Будучи пророчицей, она открыла глаза на слова Господа. И мы уверенно чувствуем, что она была одной из тех, кто знал, что со временем долгое молчание Бога должно окончиться. И хотя она была так стара, она читала и верила, что «даже юные ослабнут и устанут, но они надеются, что Господь возобновит их силу». Анна испытала это обещание и была вознаграждена.

Известно также, что она была из рода Асира, и этому племени Моисей сказал: «Как дни твои будет умножаться богатство твое» (Втор. 33.25). Ее силы не старились до тех пор, пока она смогла увидеть Христа Господня. Надежда дает энергию старости, а предвидение Анной будущего способствовало ее продолжительной службе.

Свидетель ужасных дней

Какие же текущие события происходили при ее жизни? В стране была страшная гражданская война из-за того что когда умерла Александра (царица-мать, вдова Александра Янеуса), два ее сына Гирканус и Аристобулус приняли управление народом. Гирканус, имевший безобидный, слабый характер, получил священничество, тогда как самоуверенный, с твердой натурой брат сел на трон. Множество интриг плелось в верхах, и братья постоянно ссорились, приведя страну к большим несчастьям. И все это время Анна молилась и постилась. Как пророчицу ее уважали, она пользовалась авторитетом и к ней стремились за советом и утешением.

Римские кампании были очень успешными; Помпей и его легионеры появились на холмах Иудеи и город Иерусалим пал перед этим римским генералом. Помпей много слышал об историческом храме евреев, о гробнице внутри его, куда даже нога верховного священника может ступать только раз в год. Он задумался над незнакомым объектом поклонения, которого никогда не видел, и решил удовлетворить свое любопытство, и к ужасу евреев вошел в святая святых. Была ли там Анна в тот момент? Как необходимы были ее молитвы! Дрожь и невыразимую боль должны были испытать все верующие в тот момент.

В эти дни храм и его богатства сильно пострадали. Но пришло время, и на трон Иерусалима взошел Ирод. Стараясь примириться с народом, он женился на красавице Мариам, одной из последних в роду Макковеев. Но мир не пришел в страну, и Анна видела, как многих постигла гибель.

Одно из важных событий того времени - это проявление Иродом своих архитектурных способностей, когда он перестроил, отремонтировал и перекрасил храм, чтобы придать ему славу, превосходящую даже славу храма Соломона. Строился этот храм сорок шесть лет. Анна была там и видела всю эту работу.

Когда строительство храма было закончено во всей его славе, Мария принесла маленького Иисуса. «Когда закончились дни очищения по закону Моисееву» она должна была принести жертву, как сказано в Божьем законе, «пару горлиц или двух голубей».

Среди уцелевших праведников

Во все века Бог сохранял для себя некоторое количество людей, которые изучали Его слово и искали исполнения Его намерения. Этим изучением они развивали предвидение, а некоторые, как Иосиф из Аримофеи, ученики Иисуса, несмотря на страх евреев, «ждали Царства Божия».

Царство Божие, утешение Израиля и иcкупление Иерусалима были тем же для верующих, что и приход Месcии чтобы исполнить обещание, сделанное отцам и много раз упомянутое в псалмах и пророчествах. Захария (силою Святого Духа) прекрасно объединил все это в отношении своего сына, когда сказал:

«Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, И воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех, ненавидящих нас, сотворит милость с отцами нашими и помянет святый завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде перед Ним во все дни жизни нашей» (Лука 1.68-75).

Израиль утешался этими мыслями, и для поколения Анны и Симеона это было буквально искуплением Иерусалима, которое надо было найти, потому что город и нация были под железной пятой Рима.

Время исполнилось

Возрождение духа и исполнение пророчества произошло после долгого четырехсотлетнего ожидания, с явлением Захарии Ангела Гавриила в храме. Все это послужило пробуждением веры. Ожидали ли Марию Симеон и Анна? Да, ждали.

Это не было секретом. Захария получил откровение за восемнадцать месяцев до того, как Елисавета должна была родить сына. Ангел стоял по правую сторону жертвенника кадильного и объявил, что «ребенок будет велик перед Господом... дабы представить Господу народ приготовленный». И было множество народа, ожидавшего Захарию у храма, и среди них Симеон и Анна. Всем стало известно о божественном посещении и немоте Захарии.

Старый священник пришел домой к жене, Елисавете, и каким-то образом сообщил ей о божественном послании. Она правильно поняла указание, так что, когда Мария посетила свою кузину несколько месяцев спустя, Елисавета признала в ней «Мать своего Господа». Елисавета, исполнившись Святым Духом, сказала громким голосом: «Благословенна ты среди женщин... И откуда это мне, что пришла матерь Господа моего ко мне?»

Когда родился Иоанн, Захария исполнился Святым Духом и предсказал: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицем Господа приготовить пути Ему».

Добрая весть о рождении Марией младенца разнеслась пастухами вокруг; после того, как они посетили ясли при гостинице, они разнесли молву, которая говорила «о том, что было возвещено им о Младенце Сем» (Лука 2.17). И что же возвестил ангел пастухам? «Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Хрисиос Господь».

Те, кто искал Царства Божиего, утешения Израиля и искупления Иерусалима, теперь знали, что время пришло. В храме народ считал дни. Симеон как священник да и Анна знали, что по закону Моисея на восьмой день Иисус должен быть обрезан, и тогда Марии надо будет ждать еще тридцать три дня, когда она сможет войти в храм, ибо закон Моисея требует сорока дней очищения (Левит 12.2,4).

Искупление в Иерусалиме

И было предсказано Симеону Духом Святым, «что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лука 2.26). И когда он, ведомый Святым Духом, пришел в храм, родители принесли туда Иисуса, чтобы исполнить положенное по закону, Симеон взял Его в свои руки и благословил Бога. Теперь он был совершенно готов уйти, и он от всего сердца молился Богу с глубоким чувством благодарности. И в это же самое время подошла Анна и без малейших колебаний признала, что сын Марии и есть обещанный Мессия.

Для Анны исполнилась ее неумирающая надежда. Многие матери знали, что она видела через годы! Все хотели благословения своим сыновьям, но только в этом младенце из Вифлеема она увидела Спасителя Израиля. Мария могла поведать Симеону и Анне о своем младенце, о своей надежде, страхе и радости.

Песня Захарии по рождении Иоанна подробно записана для нас о Христе, а об Анне сказано только, что «...она говорила о нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».

Так коротка запись. Но Анна своим старческим языком возносила молитвы и, надо верить, что это была не равнодушно выраженная радость. Это был радостный взрыв благодарности с губ, которые многие годы молили в храмовых стенах.

Она распространила новость своему близкому кругу. Она была известна по своим словам мудрости как пророчица, а теперь у нее была поразительная весть, которой она поделилась с теми, кто ждал искупления Израиля. В слове «искупление» была более, чем только национальная надежда избавления. Эти люди, слушавшие Анну, были живой связью между Старым Заветом и Новым, ранним посевом обращения к Евангелию.

И теперь, обсуждая ее жизнь и время, чтобы они не представляли интерес и увещевание только для престарелых женщин, позвольте поспешить сказать, что, кем Анна стала в старости, результат того, что она совершила в своем долгом житии. Она затратила всю жизнь, наполняя сосуд маслом Слова, и это поддерживало ее вдовство. Жизнь, которую она избрала, многим не кажется идеальной. Она могла оставаться дома, оплакивая свой жребий. Но она продолжала ежедневно восходить по ступеням храма.

Сколько в этом было активности и энергии, и как волнующе нелегко она жила, в то время, когда нация страдала от гражданской войны, под гнетом врагов. Часто храм в Иерусалиме становился центром волнений, и терпение и вера Анны болезненно томили ее, и все же, когда наступила старость, она все еще была в силе, чтобы ободрять и увещевать других. Молитва и размышление, если они не созвучны окружающим, могли бы опустошить духовную мысль. Сочувствие и понимание тревог тех, кто ищет одиночества, увеличиваются, когда мы в милости познаем это.

Когда мы молоды и сильны, давайте готовить себя для тех дней, что впереди, «служа Богу с твердостью и молитвой день и ночь».

Молитва праведной Анне Пророчице, дочери Фануила

О святая угоднице Божия, святая Анна Пророчице! Подвигом добрым подвизавшися на земли, восприяла еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякого зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Http://www.mir-vam.ru/gazeta/index.php?Itemid=12&catid=5:svyat&id=305:anna&option=com_content&view=article

Loading...Loading...