Украинская автокефальная православная церковь. Религиозное разделение на Украине

Отпевание «епископа» Илариона, состоявшееся 28 сентября в Свято-Троицком храме с. Красная Слобода, совершил Предстоятель УАПЦ «митрополит Киевский и всея Украины» Макарий (Малетич) в сослужении «архиереев» и «духовенства» УАПЦ.

«Митрополит Львовский», управляющий Ровенской, Волынской и Таврийской епархиями Макарий (Малетич) стал новым Предстоятелем Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). 4 июня на Поместном Соборе УАПЦ за него проголосовали 360 из 499 участников Собора.

24 февраля 2015 года после продолжительной болезни скончался Предстоятель «Украинской Автокефальной Православной Церкви» (УАПЦ) «митрополит Киевский и всея Украины» Мефодий (Кудряков). Пятнадцатилетний период возглавления УАПЦ «митрополитом» Мефодием (Кудряковым) встречает неоднозначные оценки. Для многих это время ассоциируется с затяжным системным кризисом, приведшим УАПЦ к состоянию стагнации и самораспада. В день смерти «митрополита» Мефодия Предстоятель «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата» «патриарх» Филарет (Денисенко) призвал «епископат» УАПЦ возобновить переговоры относительно объединения двух неканоничных ветвей украинского Православия.

В настоящее время духовное окормление верующих УАПЦ Закарпатского региона совершает запрещенный в служении беглый «иерарх» Киевского Патриархата. Попытка «митрополита» Мефодия (Кудрякова) легитимировать канонический статус «епископа» Кирилла (Михайлюка) посредством манипуяции датами указав вряд ли способна отменить 16 и 28 Апостольские правила. Более того, согласно все тому же 16 Апостольскому правилу, принятие запрещенного в служении иерарха предполагает для «митрополита» Мефодия (Кудрякова) извержение из сана.

Предстоятель "Украинской Автокефальной Православной Церкви" "митрополит Киевский и всея Украины" Мефодий (Кудряков) дает нелицеприятную оценку деятельности Президента Украины, тернопольского губернатора и украинской власти в целом.

13 марта 2013 г. иерарх «Украинской Автокефальной Православной Церкви» (УАПЦ) «епископ Хмельницкий и Каменец-Подольский» Адриан (Кулик) выступил с Обращением на имя Предстоятеля и Освященного Архиерейского Собора УАПЦ, в котором констатировал наличие системного кризиса в названной религиозной организации. Констатировав неэффективность 13-летнего управления «Украинской Автокефальной Православной Церковью» «митрополитом Киевским и всея Украины» Мефодием (Кудряковым), «епископ» Адриан (Кулик) завершил свое Обращение призывом к созыву Поместного Собора УАПЦ.

В Житомирской епархии УАПЦ осуществляются махинации, связанные с присвоением степеней кандидата богословия и магистра богословия. Во время последнего синодального заседания УАПЦ «епископ» Адриан (Кулик) настоятельно предложил «архиепископу» Владимиру (Шлапаку) объяснить имеющиеся противоречия, связанные с обстоятельствами приобретения им степени кандидата богословия. Однако последний так и не смог дать внятный ответ.

Очередное заседание Освященного Архиерейского Собора "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ) состоялось 23 ноября 2011 г. под председательством "митрополита Киевского и всея Украины" Мефодия (Кудрякова). Помимо всех действующих "архиереев" УАПЦ, в работе Собора принял экс-президент Украины В.А. Ющенко, представлявший позицию "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" (УПЦ КП) в вопросе объединения двух названных неканоничных ветвей украинского Православия.

Вчера вечером стали известны результаты Архиерейского Собора "Украинской Автокефальной Православной Церкви", проходившего 23 сентября 2011 г. в Киеве и главным образом посвященного вопросу объединения с "Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата". Основной темой обсуждения на повестке Собора был вопрос выработки условий объединения с Киевским Патриархатом. Вполне очевидно, что в настоящее время начался принципиально новый период во взаимоотношениях двух названных неканонических религиозных организаций, психологически созревших к преодолению всех имеющихся противоречий. Однако совершенно туманно выглядят перспективы их реального объединения, поскольку условия возможного единства, предложенные Архиерейским Собором УАПЦ, могут оказаться неприемлемы для Киевского Патриархата.

24 сентября 2011 г. пресс-секретарь "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ) "протоиерей" Евгений Заплетнюк прокомментировал мотивы начавшегося несколькими днями ранее процесса объединения УАПЦ с Киевским Патриархатом.

14 сентября 2011 г. в Киеве состоялась встреча Предстоятелей "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" (УПЦ КП) и "Украинской Автокефальной Православной Церкви", проходившая в присутствии экс-президента Украины Виктора Ющенко, известного своими устремлениями к созданию единой независимой Украинской Православной Церкви. Итогом встречи стало совместное заявление "патриарха" Филарета (Денисенко) и "митрополита" Мефодия (Кудрякова), в котором лидеры крупнейших украинских неканонических религиозных сообществ констатировали насущную необходимость "забыть былые недоразумения и споры" ради объединения украинского Православия.

9 июня 2011 г. после тяжелой болезни скончался "архиепископ Кафский и Готский" Петр (Брук де Тралль), Западно-Европейский Экзарх "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ).

25 мая 2011 г. в г.Теребовля Тернопольской области под председательством "митрополита Киевского и всея Украины" Мефодия (Кудрякова) состоялся Архиерейский Собор "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ). В работе Собора приняли участие все "иерархи" УАПЦ, за исключением Экзарха Западной Европы "архиепископа" Петра (Брук де Тралля) и "епископа Фастовского" Михаила (Бондарчука), викария Киевской епархии. Кроме того, скандально известный "митрополит Винницкий и Брацлавский" Роман (Балащук), пребывающий в состоянии конфронтации с большей частью "епископата" УАПЦ, демонстративно проигнорировал приглашение на Собор...

На Архиерейском Соборе "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ), проходившем 3 февраля 2011 г., было принято решение о совершении повторной "архиерейской" хиротонии над "епископом Хмельницким" Богданом (Куликом), викарием Киевской епархии. Вполне вероятно, что решение о перерукоположении "епископа" Богдана является одним из мероприятий, осуществляемых руководством УАПЦ на пути к реализации заявленного еще в июле 2010 г. курса на переход в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.

3 февраля 2011 г. в Киеве под председательством "митрополита Киевского и всея Украины" Мефодия (Кудрякова) проходил Архиерейский Собор "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ), среди наиболее важных решений которого можно отметить следующие:

* Получила соборное одобрение новая редакция типового устава консистории (епархиального управления) епархии УАПЦ.

* "Митрополит Винницкий и Брацлавский" Роман (Балащук) по настоянию верующих отстранен от управления Хмельницкой епархией УАПЦ...

Как сообщалось ранее, 28 декабря 2010 г. в Тернополе состоялся Архиерейский Собор «Украинской Автокефальной Православной Церкви» (УАПЦ), выработавший целый ряд важных решений. Пожалуй, самым примечательным из них является принятие «Обращения Освященного Архиерейского Собора УАПЦ Преосвященным Архипастырям и Пастырям УПЦ и УПЦ КП». В этом документе, начинающемся евангельским призывом к любви между христианами, заявляется о том, что Господь и верующий украинский народ ждет от каждого священнослужителя разрозненных украинских православных деноминаций решительного шага навстречу друг другу...

Согласно определению Архиерейского Собора "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ), проходившего 28 декабря 2010 г. в Тернополе, "епископат" названной неканонической религиозной организации пополнится двумя новыми "архиереями", которым предстоит возглавить Тернопольскую и Львовскую епархии. В соответствии с соборным решением, "епископом Тернопольским и Червоногородским" станет "архимандрит" Мстислав (Гук), клирик Дрогобычско-Самборской епархии УАПЦ...

16 ноября 2010 г. в Киеве состоялось рукоположение нового "архиерея" "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ), каковым стал "епископ Вышгородский и Подольский" Владимир (Черпак). Накануне этой хиротонии Предстоятель УАПЦ "митрополит" Мефодий (Кудряков) постриг в монашество и возвел в сан "архимандрита" киевского "протоиерея" Владимира Черпака, избранного на "архиерейское" рукоположение...

Сегодня, 29 октября 2010 г., "иерархами" "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ) была совершена хиротония "архимандрита" Иоанна (Швеца) во "епископа Святошинского"...

23 июля 2010 г. на 61-м году жизни скоропостижно скончался "архиепископ Дрогобичский и Самборский" Феодосий (Пецина), "иерарх" "Украинской Автокефальной Православной Церкви". Похороны "архиепископа" Феодосия состоятся сегодня после окончания "архиерейского" богослужения, возглавленного Предстоятелем УАПЦ "митрополитом Киевским и всея Украины" Мефодием (Кудряковым).

Сегодня в "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ) разгорелся громкий скандал, причиной которого стало обращение редакции интернет-сайта УАПЦ в лице его главного редактора "протоиерея" Евгения Заплетнюка (являющегося одновременно и пресс-секретарем УАПЦ) к Предстоятелю УАПЦ "митрополиту Киевскому и всея Украины" Мефодию (Кудрякову) с просьбой о привлечении к церковному суду "митрополита Винницкого и Брацлавского" Романа (Балащука), временно управляющего Хмельницкой епархией УАПЦ.

16 июля 2010 г. в Киеве состоялся Архиерейский Собор "Украинской Автокефальной Православной Церкви". Данный Собор принял целый ряд важнейших решений, направленных на подготовку построения национальной автокефальной Украинской Православной Церкви, выразив надежду на посредство Константинопольского Патриархата, сближение с другими ветвями украинского Православия и создание новой религиозно-политической идеологии.

Несколько дней назад в "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ), возглавляемой "митрополитом Киевским и всея Украины" Мефодием (Кудряковым) были рукоположены два новых "архиерея". Согласно решению Архиерейского Собора УАПЦ, проходившего 26 августа 2009 г., наместник Свято-Покровского мужского монастыря в селе Билки Житомирской епархии "игумен" Афанасий (Шкурупий) был избран "епископом Харьковским и Полтавским". На том же заседании Архиерейского Собора УАПЦ было принято и другое решение, согласно которому "игумен" Герман (Семанчук) избирался "епископом Черновицким и Кицманским"...

Нужно сказать, что это далеко не первый скандал, связанный с «архиепископом» Владимиром (Шлапаком). В Свято-Михайловском кафедральном соборе Житомира (УПЦ КП) так прокомментировали «служение» протоиерея Василия Шлапака: «Вся его деятельность, начиная с 1996 года, была чередой скандалов. В 2008 году владыка Изяслав потерял терпение и отправил его в запрещение за все его поступки

Портал "Анти-раскол" уже неоднокартно обращал внимание читателей на скандальную ситуацию, сложившуюся в "Украинской Автокефальной Православной Церкви" из-за с аморального поведения "митрополита Винницкого и Брацлавского" Романа (Балащука). Ниже публикуется фотокопия коллективного обращения представителей Винницкой епархии УАПЦ Архиерейскому Синоду и Предстоятелю "Украинской Автокефальной Православной Церкви" в связи с недостойным поведением их правящего "архиерея"...

По состоянию на конец декабря 2010 г. «епископат» «Украинской Автокефальной Православной Церкви» состоял из следующих «иерархов»:

* Мефодий (Кудряков), «митрополит Киевский и всея Украины», Предстоятель УАПЦ

* Андрей (Абрамчук), «митрополит Галицкий»

* Роман (Балащук), «митрополит Винницкий и Брацлавский»...

В период возглавления УАПЦ "патриархом" Димитрием (Яремой) (1993-2000) украинский церковный раскол окончательно разделился на "Украинскую Автокефальную Православную Церковь" и "Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата". Попытка объединения УАПЦ и УПЦ КП, предпринятая в 1995 г., не только не принесла результатов, но и породила в "Украинской Автокефальной Православной Церкви" множество внутренних нестроений, завершившихся расколом. После 1997 г. в "Украинской Автокефальной Православной Церкви" наступил период стабилизации, сопровождавшийся укреплением церковной структуры, открытием новых епархий и приходов, рукоположением новых "архиереев".

В период возглавления "Украинской Автокефальной Православной Церкви" "патриархом Киевским и всея Украины" Мстиславом (Скрыпником) (1990-1993) происходило активное разрастание украинского церковного раскола. В это же время в УАПЦ происходила борьба за власть между управляющим делами "митрополитом" Антонием (Масендичем) и бывшим "местоблюстителем патриаршего престола" УАПЦ "митрополитом" Иоанном (Боднарчуком), что самым непосредственным образом отразилось на состоянии раскола. В июне 1992 г. без ведома "патриарха" Мстислава состоялось вхождение УАПЦ в состав новообразованной "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата". Не признав УПЦ КП, "патриарх" Мстислав начал активное возрождение УАПЦ, завершить которое ему помешала смерть.

В октябре 1989 г. к "Комитету по возрождению УАПЦ" примкнул заштатный архиерей Московского Патриархата бывший епископ Житомирский Иоанн (Боднарчук), после чего состоялось провозглашение восстановления "Украинской Автокефальной Православной Церкви". Однако в ноябре того же года УАПЦ перешла под омофор "митрополита" Мстислава (Скрыпника), Первоиерарха "Украинской Православной Церкви США и Рассеяния". Это решение было негативно воспринято епископом Иоанном, который сам рассчитывал на возглавление УАПЦ. Властолюбивые притязания бывшего Житомирского архиерея настроили против него "митрополита" Мстислава. Однако на протяжении первого года существования возрожденной УАПЦ фактическая власть в расколе принадлежала епископу Иоанну, возведенному в сан "митрополита"...

С 1987 г. в пределах УССР стали активно возникать различные общественные организации, ставившие своей целью расширение процессов демократизации и национального возрождения. Одним из векторов этого возрождения многие видели искусственное восстановление "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ). Политизация вопроса украинской церковной автокефалии привела к забвению фундаментальных норм церковного права и породила крупномасштабный церковный раскол, разделивший не только Украинскую Православную Церковь, но и украинскую нацию...

История УАПЦ на территории Украины делится на три периода. Первый это от основания церкви в 1920 до ее разгрома советской властью. Второй от нового основания в 1942 до уничтожения ее вернувшимися советскими войсками. И третий период с 1989 с возрождения автокефального движения в конце Перестройки.

  • 1) Желание создать национальную украинскую церковь было еще у Петлюры, но его идеи остались нереализованными (была небольшая инициативная группа, которая привлекла на свою сторону несколько священников и они еще не откололись от РПЦ). Возможность организовать полноценную независимую церковь появилась при советской власти. Добивающиеся украинской литургии священники образовали Всеукраинскую Церковную Раду, которая при помощи властей начала захватывать церкви. 5-го мая 1920 года состоялось собрание Церковной Рады, которая провозгласила автокефалию украинской церкви и ее полную независимость от Патриарха Московского и его иерархов. Украинская Церковь была объявлена “вдовствующей” (т. е. не имеющей своих архиереев). Однако никто из украинских епископов не захотел участвовать в расколе и отказался принять участие в предстоящем Соборе новоучрежденной церкви. “Всеукраинский Церковный Собор” открылся 14 октября 1921 г. Так как для церкви епископы необходимы, а никто не согласился им их посвятить, то было решено рукоположить их себе самим (поэтому их последователей часто называют "самосвятами"). Для этого был избран интересный способ - цепочка из священников и мирян возлагали руки друг на друга. Первый в цепочке как бы "принимал" благодать от могилы св. Владимира, а последний "рукопложил" Василия Липковского в епископы. Вторую хиротонию (24-го октября) "епикопа" Нестора (Шараевского) новоявленный митрополит совершил совместно с собором. До закрытия собра (до 30 октября) было "рукоположено" еще 11 епископов, а 5 стали епископами вскоре после окончания собора. Таким образом церковь получила иерархию из 18 епископов. Реально раскол более успешно распространяется на Киевщине и Полтавщине. Уже в 1923 году началось давление на церковь (арестован Липковский и т.п.) В октябре 1927 г. проходит второй съезд Всеукраинской Православной Церкви, который своим главой избирает Николая Борецкого. В 1930 начинается борьба с украинским национализомом, которая доходит и до УАПЦ. В конце января 1930 г. состоялся еще один “собор” УАПЦ, на котором, под давлением советской власти, были произнесены многочисленные самообвинения и было вынесено постановление о самоликвидации УАПЦ. Все “архиереи” УАПЦ были арестованы. В 1934 г. у липковцев был отнят Софийский собор. Церковь как единое целое перестала существовать, оставив малые разрозненные группы, которые влились через 8 лет в новую УАПЦ.
  • 2) Новый этап истории автокефалистов начался с немецкой оккупацией Украины. Оккупационные войска были заинтересованы в расколе и всячески его провоцировали. Украинцы нашли преемственность в Польской православной церкви. Митрополит Дионисий 24 декабря 1941 года назначил архиепископа Поликарпа (Сикорского) "Временным администратором Православной Автокефальной Церкви на освобожденных землях Украины". В феврале 1942 года в Пинске состоялось две епископские хиротонии. 4 иерарха образовали Собор, который и восстановил автокефалию Украинской церкви. Главой церкви стал Поликарп (возведенный в сан митрополита). Так же Собор признал наследие "липковщины", так как принял кающихся липковских священников и дьяконов в сущем сане. За этим последовал ряд епископских рукоположений, чтобы заполнить новообразованные епархии. 4 мая немецкие власти признают церковь и активно начинают передавать ей церковное имущество. Однако связь УАПЦ с бендеровцами, которые в 1943 разочаровались в гитлеровцах и начали против них партизанскую войну лишила церковь всемерной поддержи оккупантов. С наступлением советских войск украинские епископы начали покидать страну. Уже осенью 1943 епископы начали прибывать в Варшаву. В 1944 году уже практически все они находились в Варшаве. В Вербное воскресенье 1944 года Украинская Автокефальная иерархия поднесла митрополиту Дионисию, как создателю неоавтокефальной Церкви на Украине, титул "Патриарха всея Украины". Летом 1944 года епископат перебирается в Германию, где начинается жизнь УАПЦ в изгнании.
  • 3) 15 февраля 1989 г. при поддержке "Руха" в Киеве начал действовать инициативный комитет по восстановлению УАПЦ (признававший преемственность с УАПЦ липковцев и Сикорского). Подались документы на регистрацию первых общин. После того, как 19 августа 1989 г. из РПЦ вместе с своим приходом вышел протоиерей Владимир Ярема, настоятель львовского храма Петра и Павла, раскол начал набирать обороты. 22 октября 1989 г. образованную церковь возглавил епископ Иоанн (Боднарчук). Но Иоанн не долго номинально возглавлял УАПЦ - после обращения за океан к Мстиславу (Скрипнику), последнему епископу УАПЦ 1942 года, возглавляющему американскую украинскую автокефальную церковь - уже 30 октября тот был провозглашен Первоиерархом церкви. Бондарчук был возведен в архиепископы и назначен управляющим УАПЦ Украины. УАПЦ быстро набирает обороты на Западе Украины - к началу 1990 года в УАПЦ перешло около 200 галицийских приходов. Они успешно захватывали храмы и ширили свое влияние. Ширящейся церкви были нужны иерархи, а Мстислав не спешил ехать на Украину. Поэтому Бондарчук начал искать еще одного епископа, и в итоге нашел некого "катакомбного" епископа "Викентия" Чекалина (потом оказавшегося самозванцем), с которым "рукоположил" ряд епископов. 5-6 июня 1990 проводится Собор, на котором Мстислава избирают патриархом Киевским, который был интронизирован 17 ноября того же года. В 1991, когда Мстислав узнал об истории хиротоний Бондарчука, то прислал своего архиепископа, который перерукоположил всех "чекалинских" архиереев. Посещения патриарха были периодическими и короткими. Его попытки обеспечить себе реальную власть не увенчались успехом. В начале 1991 УАПЦ в 3-х западных областях имела уже 500 приходов (во всей остальной Украине только около 30).

В 1991 митрополит Филарет, возглавляющий УПЦ Московского Патриархата начинает настойчиво добиваться автокефалии (хотя совсем недавно ее проклинал). В итоге автокефалии он не добился и с 7 апреля 1992 перестал подчиняться Патриархии. 21 мая 1992 года собрался собор УПЦ, который окончательно отстранил Филарета от управления церковью. Так Филарет (Денисенко) с небольшой группой последователей стал независимым иерархом. Вместе с ним в раскол ушел епископ Почаевский Иаков (Панчук). Филарету удалось захватить Владимирский собор, где он продолжил служить, митрополичью резиденцию и все денежные средства УПЦ. 25 июня Филарет со своей группировкой (якобы представляя все УПЦ) провел объединительный собор с УАПЦ, в результате которого появилась новая единая церковь - Украинскую Православную Церковь Киевского патриархата. Единым патриархом остался Мстислав (который не знал об этом объединении, но позже с ним смирился). После объединения Филарет вновь перерукоположил многих автокефалистских архиереев (для некоторых это было уже третье рукоположение). (Трое иерархов отказалось от объединения с Филаретом, но один из них скоро вернулся в УПЦ-КП). В июле к расколу присоединился епископ Львовский Андрей (Горак), принесший с собой и все имущество епархии. К 1993 году патриарх Мстислав практически прервал отношения со своей украинской "паствой". За 1,5 года после объединения УПЦ КП покинуло 12 архиереев, вернувшихся в РПЦ. В первой половине 1993 г. наметился раскол. Оппозиция сконцентрировалась вокруг архиепископа Львовского Петра (отлученного Филаретом) и протоиерея Володимира Яремы. Около 500 львовских приходов (30 % от общего числа УПЦ КП) примкнули к Петру и Яреме, признавая одного лишь Мстислава как патриарха, но не Филарета в качестве его "заместителя" и настаивая на старом самоназвании церкви - "УАПЦ". Фактически уже весной 1993 года на Украине оформились две независимые конфессии. Причем обе формально возглавлял Мстислав Скрипник, и в обеих в реальности всеми делами заправляли совершенно другие лица. 11 июня 1993 г. умер патриарх Мстислав. Эта новость стала началом полного размежевания между УАПЦ и УПЦ-КП.

  • а) УАПЦ. Созванный в сентябре Собор УАПЦ выбрал новым патриархом Львовского протоирея Володимира Ярему. Он был пострижен в монаха под именем Дмитрий и быстро проведен через все посвящения и 6 сентября 1993 стал новым Патриархом. Без особых волнений церковь жила только 2 года. В первой половине октября 1995 года состоялось объединение с 4-мя архиереями, покинувшими УПЦ КП, которые привели с собой более 700 приходов. А еще через год - осенью 1996 года грянул новый кризис, в ходе которого патриарх Дмитрий окончательно разругался с митрополитом Петром (Петрусем), которого даже лишил епископского сана. Это вызвало раскол - Петр с рядом архиереев отделился от патриарха Дмитрия и на собственном соборе низложил патриарха и его соратников. Так образовались две противоборствующие церкви с одним названием. Петро (Петрусь), Андрей (Абрамчук) и их единомышленники, считавшие именно свою церковь "Украинской автокефальной православной церковью", ввели у себя не "патриаршее", а синодальное управление, дабы не доводить ситуацию в расколе до абсурда избранием третьего "патриарха". Вместо этого они избрали патриаршего местоблюстителя, которым стал Василий Бондарчук (тем более что в церкви было два лидера и избрание в ней нового патриарха могло вызвать очередной раскол). В итоге Петро и Андрей все же разругались и последний вернулся к только что им самим низложенному патриарху Дмитрию (Яреме). В феврале 2000 года патриарх Дмитрий скончался. УАПЦ решило предложить руководство церковью американскому митрополиту Константину (что могло бы сделать из частью канонического православия), но тот только принял их под свой духовный омофор, но напрямую возглавить церковь не решился. Однако УАПЦ продолжает считать его главой церкви, тогда как на соборе в октябре 2000 года исполняющим обязанности Патриарха был избран Мефодий (Кудряков) (от избрания нового патриарха УАПЦ решило пока воздержаться). В 2003 случился новый раскол. В ходе борьбы за власть между Мефодием и Игорем УАПЦ раскололась на две части. 2 марта 2003 года Игорь (Исиченко), управляющий делами Патриархии указ о выходе в за штат УАПЦ митрополита Тернопольского и Подольского Мефодия и епископа Черкасского Иакова. В свою очередь Мефодий (Кудряков) 15 мая 2003 г. отлучает митр. Харьковского и Полтавского Игоря Исиченко. Обе группы продолжают существовать параллельно (Исиченко, имея гораздо меньше последователей, контролировал однако помещение Патриархии в Киеве, которую сторонники Мефодия захватили 4 февраля 2005 года). Весной 2005 года Львовская епархия УАПЦ провела собор, на котором прихнала своим непосредственным главой митрополита Константина, и вышла из подчинения Мефодию (в ней зарегестрировано 361 приход, реально действует ок. 250). В начале 2006 года Игорь (Исиченко) официально зарегистрировал отдельную церковь - "УАПЦ (обновленную)", имеющую около 30 приходов.
  • б) УПЦ-КП. Даже после отхода части приходов и иерархов в УАПЦ в церкви была довольно значительная партия противников избрания Филарета патриархом. Местоблюстителем патриарха стал Романюк. А 21-24 октября 1993 года в Киеве состоялся Собор УПЦ КП, на котором Романюк был избран патриархом Киевским. Филарет же остался "заместителем патриарха" и фактически продолжал руководить церковью. Владимир был лишь его марионеткой. Быстро Филарет разобрался и с оппозицией внутри церкви - 5 архиереев покинуло УПЦ-КП и вернулось в РПЦ. В то же время он увеличивает число новых, преданных ему архиереев и принимает в лоно церкви различные (иногда экзотические группы). Принимаются в лоно церкви представители Украинской Автокефальной Православной Церкви Соборноправной (последователи т.н. "Ашаффенбургского" раскол в УАПЦ, которые в 1947 г. признали липковские каноны 1921 года). В 1993 примкнул к церкви и митрополит Миланский Евлогий, некогда отделившийся от греческий старостильников, и получил "томос" на создание (вернее признание уже существующей) Автономная православная митрополии Западной Европы и Канады. Вошли в состав УПЦ КП и 16 приходов Русской Православной Церкви в Курской и Белгородской епархиях, которые объявили о создании "Курско-Белгородской епархии Свободной Российской Православной Церкви". В конце 1994 они перешли под омофор Филарета и были преобразованы в "Курско-Обоянскую епархию" УПЦ КП, которую возглавил Иоасаф (Шибаев). Также поступил и архимандрит Ногинска Адриан (Старина), ушедший из РПЦ с 6-ю приходами, позже также посвященный в епископы. В начале 1995 года из УПЦ КП вышла и присоединилась к Константинопольскому патриархату Украинская Православная Церковь в США, которая до этого времени входила в состав Киевского патриархата. Однако около 20 приходов в США, Австралии и Латинской Америке остались в юрисдикции Киевского патриархата. В 2002 г. они создали викариатство в США, которое возглавляет епископ Стефан (Биляк). Одно время к УПЦ КП присоединился Миланский синод (вышел из состава в 1996).

К середине 1995 года УПЦ КП включала в себя 24 епархии с 1700 приходов. В ней было около 1300 священнослужителей, 4 духовных учебных заведения, 7 периодических изданий и 15 монастырей. Однако многие из приходов крайне малочисленны. 14 июля 1995 года скончался патриарх Владимир. Попытка его похорон в соборе св. Софии кончилось жестоким побоищем и похоронами тела патриарха прямо на площади. Филарет провозгласил себя местоблюстителем престола. Противники Филарета (в основном из западных епархий) в августе 1995 года собралось на Собор, на котором ради единства православия призвала Филарета не выдвигаться на пост патриарха. 19 октября 1995 года состоялся Архиерейский собор, в работе которого участвовало 25 архиереев УПЦ КП, представлявших 27 епархий (7 из них за пределами Украины). Однако перед самим собором 4 архиерея вместе со своими епархиями перешли из УПЦ КП в УАПЦ. Это были западные епархии, в которых было более 700 приходов (чуть ли не половина церкви) (по другим данным 943, т.е. больше половины). На Соборе же Филарет почти единогласно был избран патриархом.
15 марта 1996 года Синод УПЦ КП принял в число епископов греческих "архиереев" - митрополита Керацинского и Саламинского Тимофея Кутальяноса, епископа Бостонского Христофора Лайнакиса, епископа Канданского Димитрия Бифиса. Митрополит Тимофей был даже произведен Филаретом в "экзарха Киевского патриарха в Греции". (По сообщению Экзарха Александрийского Патриарха при Патриархе Московском, все они являются самозванцами). А 18 марта 1996 года, как сообщило агентство Рейтер, под омофор Филарета перешла также некая "Истинная православная церковь России", возглавляемая "епископом Сибирским" Варухом и включающая в себя якобы около 30 приходов. В 1998 году к церкви присоединилось 4 прихода в Кливленде (США), которые откололись от Украинской Православной Церкви в США.

В 2004 году УПЦ КП имела 29 епархий, 3 епархии за рубежом и одно викариатство в США, 37 архиереев. 10 духовных учебных заведений. На приходах УПЦ КП служит 2 892 священника и диакона. Количество мужских и женских монастырей возросло до 64, а количество приходов возросло 3 760.

УКРАИНСКАЯ АВТОКЕФАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, церковная организация, отделившаяся от Русской православной церкви. Была создана в мае 1920. Основателям этой организации не удалось найти епископа, который согласился бы возглавить церковь и рукополагать новых священнослужителей, и на состоявшемся в октябре 1921 так называемом Всеукраинском православном церковном соборе путём возложения рук всех делегатов собора епископами были поставлены В. Лыпкивский (ставший первым митрополитом) и Н. Шаревский, которые затем рукоположили новых епископов. Таким образом в Украинской автокефальной православной церкви была нарушена апостольская преемственность епископов.

Украинская автокефальная православная церковь выступила за отделение церкви от государства, независимость от Русской православной церкви, децентрализацию церковной жизни, активное участие мирян в управлении церковью, замену верховной епископской власти соборами (с избранием делегатами этих соборов не только духовных лиц, но и мирян), использование во время богослужений украинского разговорного языка, возрождение украинской литургической и церковной традиции. Епископы и священники Украинской автокефальной православной церкви стали избираться, для епископов было отменено обязательное соблюдение целибата, священникам было разрешено разводиться и жениться повторно. Все эти отступления от канонических православных правил привели к тому, что другие православные церкви объявили её неканонической и не признали её автокефалию. В первые годы своего существования Украинская автокефальная православная церковь поддерживалась советским руководством, надеявшимся таким образом ослабить Русскую православную церковь. Однако в 1926 Украинская автокефальная православная церковь была обвинена в национализме, и началось её преследование советскими карательными органами. В 1930-х гг. всё церковное руководство, состоявшее из 2 митрополитов и 26 епископов, а также 1200 священников и около 20 тыс. мирян - сторонников этой церкви были физически уничтожены.

В годы 2-й мировой войны, во время немецкой оккупации Украины , деятельность Украинской автокефальной православной церкви была восстановлена. Этому, в частности, содействовали жившие в Польше православные украинцы, которые, входя в состав Польской православной церкви, тем не менее использовали во время богослужений украинский язык и старались следовать украинским церковным традициям. После своего восстановления Украинская автокефальная православная церковь отказалась от многих радикальных реформ 1920-х гг. При изгнании с территории Украины немецких войск всё руководство, а также многие священники и прихожане Украинской автокефальной православной церкви бежали вместе с ними, приходы этой церкви были либо ликвидированы, либо переданы Русской православной церкви. В результате Украинская автокефальная православная церковь стала функционировать лишь среди украинских эмигрантов.

В августе 1947 от Украинской автокефальной православной церкви откололась Украинская автокефальная православная церковь (соборная) во главе с архиепископом Х. Охийчуком, настаивавшая на строгом следовании реформам 1920-х гг. Большинство эмигрировавших из Европы в Северную Америку членов Украинской автокефальной православной церкви присоединились к действовавшим там Украинской православной церкви Канады и Украинской православной церкви США .

С конца 1980-х гг. Украинская автокефальная православная церковь возобновила свою деятельность на Украине . В 1987 был открыт первый приход во Львове, и вскоре после этого несколько приходов и служивших в них священников откололись от Русской православной церкви и перешли в Украинскую автокефальную православную церковь В октябре 1989 Украинскую автокефальную православную церковь возглавил епископ Житомирский Иоанн (Бондарчук), который порвал с Русской православной церковью (в ноябре 1989 Священный синод Русской православной церкви отлучил его от церкви). Вместе с одним находившимся на покое епископом Русской православной церкви он рукоположил несколько новых епископов. На первом соборе «возрождённой» Украинской автокефальной православной церкви, проходившем в июне 1990, был избран патриарх Киевский и всей Украины . В 1992 состоялся так называемый Всеукраинский православный собор, на котором Украинская автокефальная православная церковь объединилась с частью Украинской православной церкви, образовав Украинскую православную церковь Киевского патриархата. В ноябре 1993 в Киевском патриархате произошёл раскол: часть священников и мирян вышли из Украинской православной церкви Киевского патриархата и воссоздали Украинскую автокефальную православную церковь, избрав своего собственного патриарха.

По догматике Украинская автокефальная православная церковь не отличается от Русской православной церкви.

Последователи Украинской автокефальной православной церкви живут преимущественно в западных областях Украины . Приходы этой церкви имеются во Львове, Тернополе, Ивано-Франковске, Коломые, Белой Церкви, Черновцах, Луцке, Владимире-Волынском, Умани, Ровно.

Является преемницей учрежденной в 988 году Киевской Митрополии Константинопольского Патриархата, перешедшей в 17м веке в юрисдикцию Московского Патриархата, который, в свою очередь, является преемником древних Митрополитов Киевских.

УПЦ получила права широкой автономии согласно Томосу Патриарха Алексия II и Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 25-27 октября 1990 года. Ее границы определены в границах Республики Украина. УПЦ является самой многочисленной религиозной организацией на всей территории страны, за исключением трёх западных областей (Львовской, Ивано Франковской и Тернопольской).

Предстоятелю УПЦ усвоен титул «Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины».

По данным, приведенным 25 июня 2008 года на Архиерейском Соборе РПЦ митрополитом Владимиром, УПЦ состоит из 43 епархий , которые управляются 54 четырьмя архиереями (из них 43 правящих и 11 викарных), и насчитывает около 10.900 реальных общин. В Украинской

Православной Церкви несет послушание 8 962 священнослужителя (из них 8.517 священников и 445 диаконов), действуют 20 учебных заведений (одна академия, 7 семинарий и 12 училищ), 3 850 воскресных школ. В 175 монастырях, из которых 85 мужских и 90 женскихБ 4.650 монашествующих.

Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ)

Украинская Автокефальная Православная Церковь восходит к националистически ориентированной украинской церковной группе, неканонически сформированной в 1920 году, уничтоженной в 30-е годы, восстановленной под немецкой оккупацией в 1942 году и сохранившейся в послевоенные годы только в эмиграции, главным образом в Канаде, в то время как все оставшиеся храмы УАПЦ (как и УГКЦ) на территории Украины были переданы в юрисдикцию РПЦ.

19 августа 1989 года о выходе из юрисдикции Московского Патриархата объявил приход святых апостолов Петра и Павла во Львове во главе со своим настоятелем - протоиереем Владимиром Яремой. На соборе 1990 года предстоятелем был избран митрополит Мстислав (Скрыпник), после смерти которого большинство епископов УАПЦ перешло под юрисдикцию Московского Патриархата либо создававшейся Украинской Православной Церкви - Киевского Патриарахата. Вторым главой УАПЦ в современный период стал Ярема с титулом «патриарха Димитрия» (умер в 2000). В ноябре 2000 года новым предстоятелем УАПЦ избран Мефодий (Кудряков), носящий титул «митрополита Тернопольского и Подольского». УАПЦ на Украине имеет 11 епархий.

Общее число приходов (данные на 2001 год) - 556, число священников - 409.

Канонический статус и взаимоотношения УАПЦ с православными Церквями остаются неурегулированными .

Распространена преимущественно в Западной Украине.

Украинская Православная Церковь - Киевский Патриархат (УПЦ КП)

Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата была учреждена на т.н. "всеукраинском православном соборе" , проходившем 25-26 июня 1992 года, и включила в себя отколовшуюся часть бывшего Украинского Экзархата РПЦ и часть УАПЦ. Главным создателем этого движения является бывший митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины (РПЦ) Филарет (Денисенко), который после проигрыша выборов на московский патриарший престол в 1990 году заключил союз с первым президентом Украины Леонидом Кравчуком.

Сегодня носит титул «Святейший Патриарх Киевский и всея Руси Украины».

Эта церковь провозглашает свое начало от крещения Руси Украины и именует себя наследницей Киевской митрополи и в составе

Константинопольского Патриархата, существовавшей до 17го века.

Однако каноничность т.н. Киевского патриархата не признала ни Русская Православная Церковь, ни другие поместные православные церкви , включая Константинопольскую.

Решением Архиерейского Собора РПЦ , который прошел 18-23 февраля 1997 года в Москве, монах Филарет отлучен от Церкви за раскольническую деятельность (всех степеней священства он был лишен Деянием Архиерейского Собора еще в 1992 году).

По данным УПЦ КП , церковь включает около 4000 приходов, объединенных в 29 епархий, в ней служат около 40 архиереев (большая их часть поставлена Филаретом уже после его анафемы).

К этому религиозному объединению относятся четыре высших духовных заведения, две духовных семинарии, 48 мужских и женских монастырей

Кроме того, в стране существует Украинская Греко-Католическая Церковь (УГКЦ)

Украинская Греко-Католическая Церковь также возводит свою историю к Крещению Руси в 988 году, однако реально возникла в результате Брестской Унии 1596 года, когда все епископы тогдашней Киевской митрополии Константинопольского Патриархата, находившейся в рамках Речи Посполитой, приняли власть Папы Римского и католическую догматику при сохранении византийского обряда. Укоренилась в западной части Украины, входившей в состав польского государства и Австро-Венгерской Империи. Является крупнейшей католической церковью восточного обряда. После проходившего под контролем советских властей Львовского собора 1946 года часть УГКЦ была включена в РПЦ, а часть ушла в подполье. Исторически была важной составляющей украинского национального движения в польских областях, в послевоенное время оставалась активной силой в украинской диаспоре. Легализована в СССР в 1990 году и быстро вышла из подполья, вернув себе на волне национального подъема большую часть храмов. В начале 1990х нередки были физические столкновения с православными из-за храмов.

По данным католического ежегодника Annuario Pontificio за 2008 год , численность верующих составляет 4 миллиона 284 тысячи человек. В церкви около 3000 священников и 43 епископа. Церкви принадлежат 4 175 приходов, десятки монастырей и более 10 средних и высших учебных заведений.

Предстоятель Украинской Греко-Католической Церкви - Верховный Архиепископ Киево Галицкий кардинал Блаженнейший Любомир Гузар (с 26 января 2001 года).

В последние годы Церковь лоббирует в Ватикане признание за кандиналом Гузаром патриаршего достоинства - пока безуспешно.

Является главенствующей конфессией в Львовской и Ивано-Франковской, отчасти в Тернопольской области, активно распространяется на Восток Украины. В 2005 году кафедра главы Церкви перенесена из Львова в Киев, где идет строительство кафедрального собора.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Первые автокефальные (автокефалия от греч. autos – сам, кер-hale – голова) церкви возникли в процессе обособления патриархий и митрополий восточных провинций Византии (Антиохии, Палестины, Александрии), обусловленного сепаратистскими тенденциями, стремлением изолироваться и стать независимыми от императорской и церковной власти. По мере распространения православия появлялись новые автокефальные церкви. В настоящее время их насчитывается 15. Развитие украинской церкви было особенно тяжелым после 1596 г., когда в результате унии украинская церковь и украинское общество оказались расколотыми на два враждебных лагеря, когда значительная часть иерархов православной церкви в Белоруссии и Украине перешли в униатство. В 1620 г. православная иерархия на Украине была восстановлена Иерусалимским патриархом с помощью братств и запорожского казачества. Постепенно она приобретает черты национальной украинской церкви, особенно во времена митрополита Петра Могилы. В народно-освободительной войне она уже была одной из наиболее влиятельных сил в борьбе украинского народа против иностранных угнетателей. Развитие Украинской православной церкви продолжалось почти двести лет, до 1685 г., когда в Москве луцкий епископ Гедеон Святополк-Четвертинский был назначен митрополитом Киевским и принял присягу на верность Московскому патриарху. В 1686 г. Константинопольский патриарх дал согласие на переход Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриарха – с этого времени Украинская православная церковь постепенно утрачивает самостоятельность и независимость. Однако с этого же момента берет начало движение за автокефалию православной церкви в Украине. После того как Петр1 в 1721 г. отменил патриаршество, а Екатерина II в 1764 г. осуществила секуляризацию, политической независимости Русской православной церкви пришел конец. Она превратилась в послушное орудие самодержавия, составную часть государственного бюрократического аппарата. Отныне Русская церковь строится на принципах жесткой централизации, строгой внутренней регламентации, становится средством русификаторской политики самодержавия. В этих условиях украинский епископат, фактически формируясь в государственных сферах и исполняя установки “сверху”, стремился нивелировать специфические национальные черты православия в Украине. Правда, в среде низшего украинского православного духовенства и прогрессивной украинской интеллигенции такая политика церковной иерархии встречала отпор.

В середине XIX ст. национально-демократическая общественность Украины снова выдвигает вопрос об автокефалии православной церкви в Украине . Это движение значительно усилилось после первой русской революции 1905-1907 гг., когда в Русской православной церкви начали нарастать кризисные явления. Революция 1917 г. и пробужденное ею стремление масс к национальному самовыражению неизбежно должны были сказаться на статусе церкви в Украине. Епархиальные собрания, крестьянские и солдатские съезды в 1917-1918 гг. один за другим выдвигали требования к церкви порвать с Москвой и оформиться в самостоятельную (автокефальную) организацию. Эта идея вынашивалась низшим духовенством и городской интеллигенцией. В результате в январе 1918 г. для выполнения этой задачи был создан Всеукраинский Православный Церковный Совет (ВПЦС). Однако Центральная Рада с ее левой ориентацией мало заботилась о церковных делах. В лице министров по делам религии В. Зинькивского и А. Лотоцкого идею церковного разрыва с Москвой поддержало консервативное правительство гетмана Скоропадского. После падения Скоропадского выразила живой интерес к идее самостоятельности церкви Директория. Однако поскольку оба правительства продержались у власти недолго, их поддержка в этом вопросе не обрела конкретного воплощения. Как ни парадоксально, но движение за независимую украинскую церковь достигло высшей точки именно при советской власти. Поскольку Советы считали Русскую православную церковь во главе с новоизбранным патриархом Тихоном своим главным и опаснейшим религиозным оппонентом, они не возражали против появления религиозных группировок, размывающих господствующую церковь. Именно этим объясняется их первоначальная терпимость к украинизации церкви. Решительными противниками автокефалии выступили Московский патриарх Тихон и почти вся православная иерархия в Украине. Пользуясь правом на отлучение от церкви и анафему, они неоднократно блокировали попытки ВПЦС распространить свое влияние. Столь резкая позиция удерживала Многих священников и мирян от поддержки требования автокефалии. Невзирая на эти неблагоприятные обстоятельства, 21 октября 1921 г. на соборе, созванном ВПЦС (присутствовало 500 делегатов, включая 64 священника), были предприняты решительные шаги. Пренебрегая каноническими установлениями и проигнорировав угрозы иерархов, ВПЦС избрала митрополитом одного из своих членов – священника Василя Лыпкивского, который немедленно возвел в сан архиепископа четырех епископов. Те, в свою очередь, рукоположили несколько сотен священников и дьяков. Затем ВПЦС подтвердила свое прежнее решение о создании Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ).



Новая церковь возродилась очень быстро. К 1924 г. в ней насчитывалось 30 епископов, около 1500 священников, более 1100 парафий, объединявших миллионы прихожан (всего в Украине было 9 тыс. парафий). К ней присоединились многие украинские церковные общины США, Канады и Европы. В отличие от традиционного православия, гордившегося своей ортодоксальностью, украинская автокефалия пошла на разнообразные нововведения – такое, например, как отправление службы на украинском языке вместо церковнославянского. Она отказалась от таких непременных внешних атрибутов православного священника, как ряса, длинные волосы и борода. Решительным разрывом с устоявшейся веками практикой стало решение для высшего духовенства вступать в брак. Вполне в духе времени украинская церковь приняла и более демократичные принципы самоуправления. Она отказалась от авторитарной системы патриаршества, возложив высшую власть в церковных делах на выборный совет епископов, священников и представителей мирян. Принцип выборности был распространен также на епископат и приходских священников. В основе всех этих реформ лежало стремление новой церкви максимально сблизиться с верующими, привлечь их к своей деятельности .

Однако в январе 1930 г. на III Всеукраинском Православном соборе было принято решение о самороспуске УАПЦ, значительная часть ее деятелей была арестована по обвинению в участии в деятельности Союза освобождения Украины. Новое движение за возрождение УАПЦ в Украине началось в феврале 1989 г. с созданием Инициативного комитета за возрождение УАПЦ. В июне 1990 г. состоялся Всеукраинский собор УАПЦ, а в ноябре – интронизация патриарха. Им был избран митрополит Мстислав (Скрипник), который одновременно оставался главою Украинской православной церкви в США. В июне 1992 г. в Киеве состоялся Объединительный собор, на котором представители той ветви Украинской православной церкви, которая поддерживала линию митрополита Филарета (Денисенко) на полную каноническую независимость (автокефалию) руководимой им УПЦ, а также представители от УАПЦ создали Украинскую православную церковь – Киевский Патриархат. Однако решения этого собора не нашли поддержки среди части клира и мирян УАПЦ. Они не вошли в объединенную церковь. После смерти Мстислава в сентябре 1994 г. был проведен собор УАПЦ, на котором патриархом УАПЦ был избран протопресвитер Владимир Ярема, взявший имя Дмитрий. В июне 1995 г. состоялась регистрация государственными органами Устава УАПЦ.

Loading...Loading...