Жизнь после смерти с точки зрения библии. Что происходит с душой после смерти? Некоторые распространённые ложные представления о смерти

Куда уходит душа после смерти? Какой путь она совершает? Где находятся души усопших? Почему важны дни поминовения усопших? Эти вопросы очень часто заставляют человека обращаться к учению Церкви. Так что же мы знаем о загробной жизни? «Фома» постарался сформулировать ответы согласно вероучению Православной Церкви на наиболее частые вопросы о жизни после смерти.

Что происходит с душой после смерти?

То, как именно мы относимся к своей будущей смерти, ждем ли ее приближения или наоборот – cтарательно вычеркиваем ее из сознания, стараясь не думать о ней вообще, напрямую влияет на то, как мы живем свою нынешнюю жизнь, на наше восприятие ее смысла. Христианин верит в то, что смерти как полного и окончательного исчезновения человека не существует. Согласно христианскому вероучению, все мы будем жить вечно, и именно бессмертие является подлинной целью человеческой жизни, а день смерти одновременно является днем его рождения для новой жизни. После смерти тела душа отправляется в путь навстречу к своему Отцу. Как именно будет пройден этот путь с земли на небо, какой будет эта встреча, и что последует за ней, напрямую зависит от того, как человек прожил свою земную жизнь. В православной аскетике есть понятие «памяти смертной» как постоянного удержания в уме предела собственной земной жизни и ожидания перехода в иной мир. Для многих людей, посвятивших свою жизнь Служению Богу и ближнему, приближение смерти было не надвигающейся катастрофой и трагедией, а наоборот – долгожданной радостной встречей с Господом. Старец Иосиф Ватопедский говорил о своей смерти: «Я заждался своего поезда, а он все не приходит».

Что происходит с душой после смерти по дням

Строгих догматов о каких-то особых этапах на пути души к Богу в Православии не существует. Однако традиционно в качестве особых дней поминовения выделяются третий, девятый и сороковой дни. Часть церковных авторов указывает на то, что с этими днями могут быть связаны особые этапы на пути человека в иной мир - такое представление не оспаривается Церковью, хотя и не признается в качестве строгой вероучительной нормы. Если же придерживаться учения об особых днях после смерти, то наиболее важные этапы посмертного существования человека выглядят следующим образом:

3 дня после смерти

Третий день, в который обычно совершаются похороны имеет и непосредственное духовное отношение к Воскресению Христа на третий день после Его крестной смерти и празднику победы Жизни над смертью.

О третьем дне поминовения после смерти говорит, например, св. Исидор Пелусиот (370–437): «Если ты хочешь узнать и о третьем дне, то вот объяснение. В пятницу Господь испустил дух. Это один день. Всю субботу Он пребывал во гробе, потом приходит вечер. С наступлением воскресенья Он восстал из гроба - и вот тот день. Ибо из части, как ты знаешь, познается целое. Так и мы установили обычай поминать усопших».

Часть церковных авторов, например свт. Симеон Солунский, пишет о том, что третий день таинственно символизирует веру усопшего и его близких в Святую Троицу и стремление к трем евангельским добродетелям: вере, надежде и любви. И еще потому, что человек действует и проявляет себя в делах, словах и помышлениях (в силу трех внутренних способностей: разума, чувства и воли). Ведь в панихиде третьего дня мы просим Триединого Бога отпустить усопшему грехи, которые тот совершил делом, словом и помышлением.

Полагают также, что поминовение в третий день совершается для того, чтобы собрать и соединить в молитве тех, кто признает таинство тридневного Воскресения Христова.

9 дней после смерти

Еще один день поминовения усопших в церковной традиции – девятый. «Девятый день, - говорит свт. Симеон Солунский, - напоминает нам о девяти чинах ангельских, к которым - как нематериальный дух - мог бы быть сопричислен и наш усопший близкий».

Дни поминовения существуют в первую очередь для усердной молитвы об умерших близких. Святой Паисий Святогорец сравнивает смерть грешника с протрезвлением пьяного человека: «Эти люди подобны пьяным. Они не понимают, что делают, не чувствуют своей вины. Однако когда они умирают, из их головы выветривается [земной] хмель и они приходят в себя. У них открываются душевные очи, и они осознают свою вину, потому что душа, выйдя из тела, движется, видит, ощущает всё с непостижимой скоростью». Молитва – это то единственное, как мы можем надеяться, что может помочь ушедшим в мир иной.

40 дней после смерти

В сороковой день также совершается особое поминовение усопшего. Этот день, согласно свт. Симеону Солунскому, возник в церковной традиции «ради Вознесения Спасителя», которое произошло на сороковой день после Его тридневного Воскресения. Также упоминание сорокового дня есть, например в памятнике IV века «Апостольские постановления» (кн. 8, гл. 42), в которых рекомендуется совершать поминовения усопших не только на третий день и девятый дни, но и на «сороковой день после смерти, по древнему обычаю». Ибо так оплакивал и израильский народ великого Моисея.

Смерть не может разлучить любящих и мостом между двумя мирами становится молитва. Сороковой день является днем сугубой молитвы об ушедшем – именно в этот день мы с особыми любовью, вниманием, благоговением просим Бога простить нашему близкому все согрешения и даровать ему рай. С пониманием особого значения первых сорока дней в посмертной судьбе связана традиция сорокоуста – то есть ежедневного поминовения умершего за Божественной Литургией. В не меньшей мере, этот период важен для близких, которые молятся и скорбят об усопшем. Это время, в которое близкие должны примириться с разлукой и вручить судьбу усопшего в руки Божии.

Куда уходит душа после смерти?

Вопрос о том, где именно находится душа, которая не перестает жить после смерти, но переходит в другое состояние, не может получить точного ответа в земных категориях: на это место нельзя указать пальцем, ведь бестелесный мир находится за гранью воспринимаемого нами мира материального. Проще ответить на вопрос– к кому уйдет наша душа? И здесь, согласно учению Церкви, мы можем уповать на то, что после нашей земной кончины наша душа направится к Господу, Его святым и, конечно, к нашим ушедшим родным и близким, которых мы любили при жизни.

Где находится душа после смерти?

После смерти человека Господь принимает решение о том, где будет находиться его душа до Страшного суда – в Раю или в Аду. Как учит Церковь, решение Господа является только и лишь Его ответом на состояние и расположение самой души, и то, что она чаще выбирала при жизни- свет или тьму, грех или добродетель. Рай и ад являются не местом, а скорее состоянием посмертного существования человеческой души, которое характеризуется либо пребыванием с Богом либо в противлении Ему.

При этом христиане верят, что перед Страшным судом все мертвые будут вновь воскрешены Господом и соединятся со своими телами.

Мытарства души после смерти

Путь души к престолу Божьему сопровождается мытарствами или испытанием души. По преданию Церкви суть мытарств в том, что злые духи обличают душу в тех или иных согрешениях. Само слово «мытарства» отсылает нас к слову «мытня». Так называлось место для сбора штрафов и налогов. Своеобразной платой на этой «духовной таможне» являются добродетели умершего, в также церковная и домашняя молитва, которую совершают за него его ближние. Конечно невозможно понимать мытарства в прямом смысле, как некая дань, приносимая Богу за грехи. Это скорее полное и ясное осознание всего того, что отягощало душу человека при жизни и что он не мог до конца почувствовать. Помимо этого, в Евангелии есть слова, которые дают нам надежду на возможность избежать этих испытаний: «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня на суд не приходит (Ин 5:24)».

Жизнь души после смерти

«У Бога нет мертвых», и те, кто живут земной и загробной жизнью для Бога одинаково живы. Однако то, как именно будет жить человеческая душа после смерти напрямую зависит от того, как мы живем и строим свои отношения с Богом и другими людьми при жизни. Посмертная судьба души – это, по сути, продолжение этих отношений или их отсутствия.

Суд после смерти

Церковь учит, что после смерти человека ждет частный суд, на котором определяется, где будет находиться душа до Страшного суда, после которого все мертвые должны воскреснуть. В период после частного и до Страшного суда участь души может быть изменена и действенным средством к этому являются молитва ближних, добрые дела, совершаемые в его воспоминание, и поминовение на Божественной литургии.

Дни поминок после смерти

Слово «поминки» означает поминовение, и, в первую очередь, речь идет о молитве – то есть о том, чтобы просить Бога простить умершему человеку все грехи и даровать ему Царствие небесное и жизнь в Божьем присутствии. Особым образом эта молитва возносится в третий, девятый и сороковой день после смерти человека. В эти дни христианин призван прийти в храм, молиться от всего сердца за близкого человека и заказать заупокойное богослужение, прося Церковь молиться вместе с ним. Девятый и сороковой день также стараются сопровождаеть посещением кладбища и поминальной трапезой. Днем особого молитвенного поминовения усопших считается первая и последующие годовщины его смерти. Однако, святые отцы учат нас, что лучшим способом помочь нашим усопшим ближним является наша собственная христианская жизнь и добрые дела, как продолжение нашей любви к усопшему близкому человеку. Как говорит святой Паисий Святогорец «Полезнее, чем все поминовения и заупокойные службы, которые мы можем совершить за усопших, будет наша внимательная жизнь, та борьба, которую мы совершаем ради того, чтобы отсечь свои недостатки и очистить душу».

Путь души после смерти

Безусловно, описание пути, который проходит душа после смерти, двигаясь из места своего земного обитания к Господнему Престолу и затем – в рай или ад, не стоит понимать буквально как некий картографически выверенный маршрут. Загробная жизнь непостижима нашим земным умом. Как пишет современный греческий автор архимандрит Василий Баккоянис: «Даже если бы ум наш был всесильным и всеведущим, он все равно не мог бы постичь вечности. Потому что он, будучи по своей природе ограниченным, всегда инстинктивно в вечности устанавливает некоторый временной предел, конец. Однако вечность не имеет конца, иначе она перестала бы быть вечностью! » В церковном учении о пути души после смерти, символически проявляется трудно постижимая духовная правда, которую в полной мере мы узнаем и увидим уже после окончания нашей земной жизни.

Мы предпочитаем о ней вообще ничего не говорить, потому что слишком страшна. Когда умирает кто-то близкий, мы называем это описательно: «он ушел от нас…» И все-таки смерть – это единственное событие в жизни, которое происходит с каждым человеком без исключения. Что же говорит о ней Библия?

«День смерти лучше дня рождения»

Есть в книги Екклезиаста удивительные слова: «Имя лучше хорошего масла, и день смерти лучше дня его рождения» (7:1). Екклезиаста, конечно, трудно назвать оптимистом, но это, кажется, слишком мрачно даже для него. В каком же это смысле следует понимать? По-видимому, речь здесь идет вот о чем. Новорожденный ребенок, словно драгоценное масло, существует пока только телесно и еще не имеет имени. Его потенциал, как и благовоние, может быть потрачен – или растрачен? – на очень разные цели, и может очень быстро улетучиться, как и аромат драгоценного масла. Но если в течение жизни человек приобретет себе доброе имя, в день смерти оно остается за ним навсегда.

Такое понимание присутствует и в традиционных толкованиях. Вот что пишут по этому поводу авторы талмудических трактатов «Шемот Рабба» и «Когелет Раба»: «Когда рождается человек, все радуются; когда он умирает, все плачут... Это подобно тому, как один корабль покидал гавань, а другой входил в нее. Уходящему кораблю радовались, а входящему никто не радовался. Там был один умный человек, и он сказал людям: “Я вижу, вы все перепутали. Нет причин радоваться уходящему кораблю, ибо никто и не знает, какова будет его участь, какие моря и бури встретит он на своем пути; но тому, кто возвращается в гавань, всем следует радоваться, так как он прибыл благополучно”.

Подобным образом, когда человек умирает, всем следовало бы радоваться и благодарить, что он покинул этот мир с добрым именем».

Раввинам вторит христианский богослов и переводчик, блаженный Иероним Стридонский : «“И день смерти лучше дня рождения” – это означает либо то, что лучше уйти из этого мира и избежать его страданий и ненадежной жизни, чем, войдя в этот мир, терпеливо сносить все эти тяготы, ведь когда мы умираем, наши дела известны, а когда рождаемся – неизвестны; либо же то, что рождение привязывает свободу души к телу, а смерть освобождает ее».

Современный читатель, который верит в бессмертие души, после некоторых размышлений, наверное, согласится с таким выводом: ведь он понимает как рождение в вечную жизнь, где праведник (или прощеный грешник) сможет, наконец, обрести всё то, чего ему не хватало в жизни временной. Но по-настоящему удивительными нам покажутся эти слова, если мы задумаемся: они были сказаны в обществе, где мало кто думал о загробном блаженстве.

В Ветхом Завете мы найдем только две ссылки, причем обе спорные и сомнительные, в которых можно при желании разглядеть указание на что-то хорошее за гробом. Одна – . Синодальный перевод гласит: «За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду" . Казалось бы, всё вполне ясно, но… современные ученые полагают, что это все-таки исправление писцов последующих времен, а изначально в тексте вместо слов «при смерти» стояло «в своей непорочности (имеет надежду)», то есть еще при жизни обретает благо. В еврейском тексте, вероятно две буквы поменялись местами и смысл переменился, такое порой происходит при переписывании рукописей – да и греческий текст, Септуагинта, здесь как раз говорит о праведности, а не о смерти.

Другое место – в книге Иова (19:25–26). Синодальный перевод и здесь вполне оптимистичен: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога». Но на самом деле оригинал здесь полно неясностей; достаточно сказать, что там стоит не «во плоти», а буквально «из плоти» или «вне плоти», и, по всей видимости, это значит, что плоти у Иова больше уже не будет. В моем переводе это место звучит так: «Я же знаю, что жив мой Заступник, Он – Последний – встанет над прахом! Даже когда спадет с меня кожа, лишаясь плоти, я увижу Бога».

Но даже если оба этих места действительно говорят о благой участи за гробом, никаких других им подобным мы просто не найдем. Но мы найдем в тех же Притчах, у того же Иова множество упоминаний смерти как страшного, окончательного, положенного всем нам предела, за которым не будет уже ни света, ни радости, ни спасения. Тот же Иов говорит: «Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего… Теснишь его до конца, и он уходит; изменяешь ему лице и отсылаешь его. В чести ли дети его – он не знает, унижены ли – он не замечает; но плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает» (14:11–12, 20–22).

И все-таки в этой же книге мы встречаем удивительное, дерзновенное, пророческое слово о Шеоле – мире мертвых. На мой взгляд, эти строки стоят ближе к Голгофе и воскресению, чем всё остальное в Ветхом Завете. Я позволю себе процитировать их в собственном переводе:

Я тоскую по Шеолу, как по дому, и во тьме себе ложе готовлю,

я гроб зову своим отцом,

а червя – матерью и сестрой. Где же она, моя надежда?

Надежду мою – кто видел? Сойдет ли она к вратам Шеола?

Ляжет ли вместе со мной в землю? (17:13–16)

Да, сойдет, да, ляжет – готовы крикнуть мы Иову с высоты Нового Завета, но он-то об этом еще ничего не знает. Он готовится сойти туда безвозвратно, не ожидая там для себя ничего хорошего. Он умер «старцем, насытившись жизнью», он видел своих правнуков, и примерно то же самое говорится о других праведниках, но это только подчеркивает основную мысль Ветхого Завета: всё хорошее бывает здесь и сейчас, не жди никакого блага там. С одной стороны, до Голгофы, до искупления грехов всего человечества и в самом деле невозможно было говорить о рае. А с другой – может быть, так Господь приучал израильтян к верности Богу не ради загробных наград, а ради самой жизни с Богом уже здесь и сейчас?

Итак, для человека Ветхого Завета всё ценное и важное в жизни происходило здесь, на земле; но человек времен Нового Завета уже знал, что за гробом ему предстоит дать отчет в земной жизни и что дальнейшая его судьба будет зависеть от этого суда. Люди верили, что воскреснут «в последний день», когда завершится земная история и начнется что-то новое, непонятное, но прекрасное, о чем говорили пророки.

«Бог не сотворил смерти»

Но что говорит Библия о самом этом переходе, о смерти? Она появляется вместе с грехопадением; давая Адаму заповедь не есть от древа познания добра и зла, Господь предупреждает его: «в день, в который ты вкусишь от него, умрешь» (). Прочитав немного дальше, мы увидим, что Адам и Ева прожили не просто долго, а невероятно долго после того дня, когда нарушили заповедь. Видимо, предупреждение означало, что в тот день они станут подвластны смерти. Адам, рассказывает Бытие, прожил 930 лет, его сын Сиф – 912, а внук Енос – 905 лет. Сроки, конечно, немыслимые в нашем мире, и об их символическом значении уже было сказано в 9-й главе: по мере удаления от источника жизни, Бога, постепенно сокращается и срок земного существования.

Подробнее об этом рассуждает неканоническая книга Премудрости Соломона (1:13–16): «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле.

Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием». А в Новом Завете об этом рассуждает апостол Павел ():

«одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили».

Конечно, это может показаться несправедливым: лично я не грешил в Эдемском саду, почему я должен нести на себе наказание за тот грех? Ответить на это можно по- разному, хотя смысл все равно будет примерно один и тот же. Можно сказать, что всё человечество унаследовало от и Евы первородный грех (согласно православному веручению, свободен от него был только Христос; католики добавляют к Нему и Богоматерь Марию). Это не просто ответственность за что-то, произошедшее очень давно, но склонность ко греху, которая так или иначе проявляется в любом человеке. Дети матери-наркоманки рождаются уже с наркотической зависимостью, хотя ни разу не принимали наркотик, не говоря уже о весьма вероятных генетических сбоях; грех – самый страшный наркотик, привыкание к которому наступает при первом же употреблении.

А можно понять то же самое несколько иначе: в Адаме и Еве Библия поэтически изобразила первобытное человечество на каких-то очень ранних стадиях его развития, когда люди решили жить своим умом и отвернулись от Единого Бога. Мы все причастны этому человечеству, сказавшему Богу твердое «нет», потому что и мы в своей жизни периодически делаем то же самое.

«Сильна как смерть, любовь»

Казалось бы, если смерть – следствие греха и печать греховности на всем человечестве, то она есть безусловное зло, которое можно только проклинать. Но самая жизнерадостная книга Библии , Песнь Песней, как будто даже воспевает ее (8:6): «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность». Поэты последующих веков будут возражать: нет, любовь сильнее смерти, она ее побеждает, – но ведь библейский автор писал не о том, кто одерживает верх в поединке. Он просто сравнивал любовь с самым сильным, что только есть в этом мире после Бога, и не нашел ничего сильнее смерти.

Смерти, конечно, никто себе не желал и при возможности ее старался отвратить. Мы почти не находим в библейских книгах самоубийств. Для греко-римской античности, к примеру, способность человека покончить со своим бренным существованием была признаком мужества и духовной высоты. Совсем не то в Библии , там это поступок крайнего отчаяния: убивает себя раненый Саул, чтобы не попасть в плен к филистимлянам, которые надругаются над ним (); убивает себя мудрец Ахитофел, чей совет был впервые отвергнут правителем (). Об Иуде Искариоте и говорить нечего ().

Но к своей и чужой смерти люди библейских времен относились, кажется, гораздо спокойнее, чем мы. Пророк Валаам, глядя на израильский народ, благословляет его и неожиданно говорит: «Да умрет душа моя праведников, и да будет кончина моя, как их!» (). Как же это можно желать себе смерти? Нет, он просто знает, что смерти не избежать, и молится о том, какой именно он желает себе смерти: как у праведников. То самое спокойное завершение благого пути, о котором, по-видимому, говорил и Екклезиаст. Кстати, Валааму не было даровано то, чего он просил: этот «пророк по найму», принявший в свое время заказ проклясть израильтян, был ими убит вместе с мадиамскими царями (Ис ). О смерти – и своей, и чужой – в библейские времена говорили достаточно просто, как о чем-то естественном и обыденном, от нее не прятались, как принято теперь, когда и надгробные речи звучат порой так, словно произошла какая-то немыслимая случайность, которой никто не мог ожидать. Но вот как начинается последняя речь царя Давида, обращенная к его сыну и наследнику Соломону: «Приблизилось время умереть Давиду, и завещал он сыну своему Соломону, говоря: вот, я отхожу в путь всей земли, ты же будь тверд и будь мужествен и храни завет Господа Бога твоего» (). И Соломон не возражает, не говорит отцу, что тому еще жить да жить; он понимает, что в «путь всей земли» лучше уходить подготовленным, с ясным сознанием своей судьбы.

«Смерть, где твое жало?»

Но это, конечно, не значит, что люди смирились со . Да это, наверное, и невозможно. И в пророческих книгах речь то и дело заходит о чудесном времени, когда…

«не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем. И будут строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел» ().

А может быть, случится нечто более удивительное – и смерти не станет совсем?

«уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц» (). Впрочем, с пророчествами всё непросто – и мы рассуждали об этом в 10-й главе, приводя пример из пророка Осии (13:14), слова которого цитирует в совершенно ином смысле апостол Павел (), а за ним и Иоанн Златоуст : «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» Не может быть, чтобы Господь в одной и той же короткой фразе одновременно яростно угрожал израильтянам и давал им самые смелые надежды! Не может… только если мы сами следуем строгим законам формальной логики, где угроза и обещание – два разных и совершенно несовместимых понятия. Но разными бывают люди, времена, обстоятельства, и что звучало угрозой для одних, легко может стать обещанием для других.

Пророки не только говорили – они еще и действовали. Илия во время голода приходит к бедной вдове, ждущей неминуемой смерти вместе со своим сыном, и просит – точнее, приказывает – отдать ему последнюю порцию хлеба. Вдова повинуется, и пища чудесным образом умножается. Но ребенок все равно погибает спустя некоторое время, уже не от голода, а от внезапной болезни. Вдова бросает в лицо пророку горький упрек:

«Что тебе до нас, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего». Безо всякого высокого богословия эта женщина живо чувствовала связь между и грехом, правда, понимала она ее слишком прямолинейно: за свои грехи она расплатилась смертью сына. Пока рядом с ней не было пророка, всё было каким-то обыденным, серым, но его приход высветил и белое, и черное в ее жизни – и теперь за черное ее ждет страшная расплата. Такое уравнение построить очень просто, и множество людей с той поры так и объясняют болезни и смерти… Но Илия не соглашается – он обращает упрек уже к Господу: «Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?» ()

Позднее подобное чудо сотворит Елисей (), и конечно, Христос (Лука 7:11– 17). «Бог посетил народ Свой» – говорят евреи, когда видят воскрешение сына вдовы в ничем не примечательном городке. Вряд ли они так быстро признали Христа Богом, почему же они так говорили? И почему вообще Христос воскресил этого юношу?

Понятно, что вдова, потерявшая сына, оставалась безо всяких средств к существованию, но ведь не один он умер тогда в Палестине, и ничего примечательного в этом городке и в этой семье, кажется, не было.

Где есть Бог, там нет смерти. Это как огонь и лёд: в одном и том же месте может быть только что-то одно из них, и если Христос встречается со , смерть отступает. То же самое мы видим в сцене воскрешения Лазаря (). Удивительная уверенность Марфы и Марии, который повторяют друг за другом: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» – как можно умирать в присутствии Господа, в самом деле? Но в этом чуде, предваряющем смерть и воскресение самого Христа, мы видим и другое. Мы видим его смирение перед смертью. Мы видим его таким слабым и смертным человеком, как, пожалуй, нигде в Евангелии; даже на Голгофе в Нем больше твердости и уверенности. А здесь, у могилы друга, Он по-человечески растерян: не знает, куда положили Лазаря, Он скорбит до слёз и даже возмущается, да и как не возмутиться всесилием смерти?

Эти проявления человеческой слабости во Христе заставляли немало потрудиться экзегетов. Но общий смысл, видимо, прост: так раскрывается полнота Его человеческой природы, немощной и ограниченной, как у нас, и непричастной только греху. Природы, подвластной смерти. Но именно такой человек и говорит Лазарю: «Выйди!» – и тот выходит из могилы, из Шеола, из царства теней. И после этого становится предельно ясно: Христа уже не оставят в живых; слишком сильному противнику бросил Он вызов.

«смертию смерть поправ». Как и в случае с Адамом и Евой грехопадение не означало немедленного умирания, так и здесь воскресение Христа не означало немедленного упразднения смерти. Но власть ее стала временной, относительной, конечной. «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим» – так поет об этом в Великую Субботу.

Победить означало для Христа пройти через нее, пережить ее и превозмочь, чтобы даже на этом пути, в «долине смертной тени», мы не чувствовали себя брошенными и одинокими. Он уже побывал там, и там мы встретимся с Ним, чтобы Он вывел нас в вечность.

Сегодня мы наблюдаем взрыв интере­са к сверхъестественному. Каждый день свидетельствует об огромном интересе, проявленном к таинственным яв­лениям, к психике, к экстрасенсам, оккультизму и даже колдовству. В крупных книжных магазинах можно найти до двухсот наименований литературы подобного рода, а некоторые книги, попавшие в разряд «бестселлеров», переиздаются по многу раз.


Недавно телекомпанией Эн-Би-Си была организова­на общенациональная телепрограмма, в ходе которой зрители увидели интервью с людьми, утверждавшими, что они имеют контакты со своими умершими близкими, продолжающими существовать в каких-то других мирах. Даже некоторые из ведущих церковнослужителей приняли спиритизм и практикуют его. Епископ епископальной Церкви Джеймс Пайк мучительно переживал смерть своего сына, застрелившегося в Нью-Йорке в начале 1966.г. Вскоре после смерти сына епископ Пайк приехал в Кембриджский университет для изучения свитков Мертвого моря. Спустя две недели после самоубийства сына он обнаружил, что его часы остановились на 8.19. Это был именно тот миг, в который его сын совершил самоубийство. После этого случая и других странных происшествий епископ пришел к выводу, что его покой­ный сын пытается вступить с ним в контакт. Он нашел медиума-спиритиста, который, по его просьбе, установил контакт между епископом и его сыном, после чего епископ утверждал, что он вступал в контакт со своим сыном десятки раз.

Во время так называемого контакта со своим сыном епископ Пайк задал ему несколько вопросов. «Сын, что из себя представляет жизнь по ту сторону?» Ответ пришел с подробным объяснением: «Жизнь здесь прекрасна». Затем епископ спросил: «Что ты скажешь об Иисусе?» Голос, как предполагалось, его сына ответил: «Отец, Иисус здесь, но Он просто хороший человек - просто один из пророков. Он, в сущности, не Бог, а один из человеческих пророков».

Наиболее драматический контакт епископа Пайка произошел в Торонто в сентябре 1967.г. Тогда он и ме­диум-спиритист Артур Форд - служитель Церкви уче­ников Христа - пришли на общенациональное телевиде­ние и провели там сеанс. Наиболее трогательным момен­том был рассказ сына своему отцу о состоянии духов­ного смятения, которое он испытывал перед смертью.

Современный спиритизм появился в небольшом кот­тедже в городке Гайдсвилль, штат Нью-Йорк. В марте 1848.г. человек по имени Джон Фоке снял этот коттедж в аренду на то время, пока строился его дом. Он и его семья часто слышали странные постукивания и звуки. В конце концов, 15-летняя Маргарита осмелела. Однаж­ды она воскликнула: «Давай, старик Сплитфут, делай как я!» И она несколько раз постучала костяшками пальцев. В ответ тут же раздались постукивания. Скоро был выработан способ связи. Первое же сообщение, ко­торое поступило от странного собеседника, явилось обобщением основного положения спиритизма во всех его проявлениях:

«Мы все ваши умершие родственники и друзья».

Спиритизм распространялся подобно пожару, и через несколько лет в Соединенных Штатах уже на­считывалось 30000 медиумов.

Как утверждает Дж.Артур Хилл в своей книге «История и феномен спиритизма», спиритизм основыва­ется на двух основных положениях. Одно из них за­ключается в том, что человеческая личность не умирает после своей телесной смерти. Второй принцип утверж­дает, что при определенных условиях, природа которых еще полностью не понята, мы можем общаться с теми, кто умер. Покойный сэр Оливер Лодж, известный спи­ритист, объяснил философию спиритизма несколькими словами:

«На кладбище смерти нет».

Чтобы не впасть в искушение спиритизма, чрезвычай­но важно знать то, чему Библия учит о смерти. Непони­мание сущности человеческой смерти делает нас уязви­мыми перед искушениями диавола. Иов.7:9,10 гово­рит:

«Редеет облако и уходит; так нисшедший в преис­поднюю не выйдет, не возвратится более в дом свой, и место его не будет уже знать его».

Библия говорит совершенно ясно: те, кто уходят в могилу, не появятся бо­лее по эту сторону воскресения.

Несколько лет том назад сын работавшего в Афри­ке адвентистского миссионера заболел малярией и умер. Однажды, когда его мать мыла на кухне посуду, она увидела, как появилось в дверях нечто, как бы имев­шее форму ее маленького сына. Приведение протягивало руки с плачем: «Мама». Из Библии она знала, что «тот, кто сходит в могилу, не появится более». Борясь со сво­ими чувствами, она подавила в себе желание подбежать к призраку и обнять его и твердо заявила: «Именем Иисуса Христа я знаю, что ты не мой сын». Перед ее глазами видение обратилось в ангела зла и исчезло. В Откр.16:14 Библия учит нас тому, что диавольские духи могут творить чудеса. Иногда мы забываем о том, что диавол может менять обличье. Он лжец и отец лжи.

Кое-кто учит тому, что, когда человек умирает - он направляется прямо на небеса. Другие же говорят, что лишь праведники попадают на небеса, а нечестивцев немедленно ждет ад. Есть и такие, кто полагает, что важной промежуточной фазой является чистилище. И есть люди, которые, разочаровавшись в религии, ут­верждают, что смерть являет собой бесповоротный ко­нец.

Чему учит Библия по поводу смерти? Первый обман относительно смерти мы находим в Быт.3. Сатана использовал змия в качестве медиума, через которого он искусил Еву. Его задачей было стремление опровергнуть предостережение Бога относительно того, что вкусить от дерева познания добра и зла - значит умереть. Мы читаем слова сатаны в Быт.3:4:

«Нет, не умрете».

Вот первая ложь, когда-либо прозвучавшая в нашем мире. Бог сказал:

«Возмездие за грех - смерть» (Рим.6:23).

Сатана возражает: «Нет, грех не несет с собой смерть. Вы можете вкусить плода. Вы не умрете. Вы будете жить. Вы бессмертны по своей природе».

Слово «бессмертный» означает вечно живущий, не подверженный смерти вообще. «Смертный» - значит подверженный смерти и разложению, тленный. Библия всегда использует слово «смертный» в отношении чело­века. Об этом ясно говорит 1 Тим.6:16:

«Единый (Бог) имеющий бессмертие».

Поскольку лишь Бог имеет бес­смертие, то вполне очевидно, что человек его не имеет. Но, тем не менее, согласно плану Божию, этот дар будет предоставлен человеку Вторым пришествием. Одним из наиболее прекрасных текстов во всей Библии является 1 Кор.15:51-54:

«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изме­нимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смерт­ное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою».

Огромное число людей верит в то, что мы обладаем врожденным бессмертием, что мы бессмертны по своей природе и не можем умереть. «Тело наше может уме­реть, - говорят они, - но не душа. Мы обладаем бес­смертной неумирающей душой». Библия же толкует, что мы должны стремиться к бессмертию. Если бы оно у нас было, нам не было бы нужды стремиться к нему, не так ли?

Может ли душа умереть? Библия дает нам ясный ответ:

«Душа согрешающая, та умрет» (Иез.18:4).

Что такое душа? Какое определение ей дает Библия? Явля­ется ли она некоей обладающей сознанием и разумом сущностью, продолжающей жить после смерти? Имеют ли животные душу так же, как и люди?

Повествование о сотворении первого человека, запи­санное в Быт.2:7, говорит как раз о том, что такое душа и как был сотворен человек.

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыха­ние жизни, и стал человек душою живою».

В тексте нет ничего о том, что Бог вложил душу в человека; че­ловек стал живой душою именно тогда, когда тело и дыхание были соединены. Когда дыхание Божие вды­хается в наше тело, которое Он создал из праха зем­ного, мы обретаем живую душу. В таком случае, живая душа является результатом того, что Бог вдыхает жизнь в человеческое тело. Слово «душа» использовано в Биб­лии свыше 1600 раз, но ниразу не говорится о том, что душа бессмертна.

Такое понимание души можно проиллюстрировать на примере света, исходящего от электрической лампы. Для того чтобы иметь освещение, нам необходимы две вещи: лампочка и электричество. Электричество - сила, а лампочка - форма. Электричество можно сравнить с дыха­нием Божиим. Когда дыхание Божие, с которым в дан­ном случае сравнивается электричество, попадает в те­ло, в нем появляется живая душа, или свет. Напри­мер, когда я поворачиваю выключатель, он выклю­чает свет. Почему свет выключается? Потому что я от­ключил энергию. Бог может сотворить человека из пра­ха земного, но до тех пор, пока человек не имеет в себе дыхания Божиего, света не будет, - в тело не поступа­ет энергия, необходимая для того, чтобы сформировать живую душу. Точно так же, как сочетание электричества и лампочки дает свет, сочетание дыхания и тела дает живую душу - человека.

Павел использует слово «душа» в значении «люди». В Деян.27:37 он говорит:

«Было же нас всех на кораб­ле двести семьдесят шесть душ».

Что он имеет в виду? Всего-навсего то, что на корабле было 276 человек. Он не повествует о том, что на борту было 276 сущностей, обладающих сознанием. Он говорит о людях. Мы исполь­зуем слово «душа» в том же смысле, когда говорим: «Там не было ни души». Мы имеем в виду: «Там не было ни одного человека».

Знаете ли вы о том, что Библия фактически свиде­тельствует, что слово «душа» может быть отнесено к любому представителю животного мира, обладающему телом и дыханием? В Откр.16:3 Иоанн пишет:

«И все одушевленное умерло в море».

Второе библейское значение слова «душа» относит­ся к тому, чем обладает человек. Иисус использует дан­ное слово в этом смысле в Матф.10:28:

«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить: а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне огненной».

Здесь душа выступает как нечто такое, чем обладает человек, а говоря более конкретно - жизнь. Мы имеем душу, то есть мы имеем жизнь. Душа - не нечто, продолжающее существовать независимо от тела. Ее нельзя воспринимать как нечто мыслящее, думающее, обладающее сознанием. Как уже упоминалось, слово «душа» имеет в Библии два смысла. Прежде всего, Пи­сание говорит о том, что мы - живые существа. Вто­рое - мы, как живые существа, имеем жизнь. Когда мы перестаем быть живыми существами, мы перестаем иметь жизнь. В Библии нигде не упоминается душа как нечто, покидающее тело после смерти, или нечто такое, что продолжает жить независимо от тела. Библия учит тому, что при сотворении человека Бог образовал его тело из праха земного. В нем не было жизни до тех пор, пока Бог не вдохнул в ноздри Адама Свой животворя­щий дух, или дыхание. Когда Бог вдыхает в человека Свою жизнь, человек становится живой душой, или жи­вым существом. Что происходит с человеком, когда он умирает? Говорит ли Библия о том, что душа возвра­щается к Богу? Нет. Тогда что же возвращается к Богу после смерти человека? Сознание? Нечто думающее и размышляющее? Какова истинная природа смерти че­ловека? Еккл.12:7 говорит нам о том, что происходит с комбинацией дыхания и тела, когда человек умирает:

«И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух воз­вратится к Богу, Который дал его».

Тело возвращается в прах, когда человек умирает, а дух возвращается к Богу, Который дал его. Что это за дух, который возвра­щается к Богу? То же самое слово, которое в Еккл.12:7 звучит как «дух», в Быт.2:7 именуется «дыханием». Именно та жизнь, которую Бог первоначально вдохнул в человека, прежде всего, позволяет ему жить. В Библии нигде не говорится о том, что душа возвращается к Богу. Там говорится о том, что дух возвращается к Богу. Дух - это то же самое, что называется словом «дыхание».

Для того чтобы это утверждение стало совершенно очевидным, давайте обратимся к Иов.27:3. Для еврей­ской поэзии характерно упоминание о чем-либо в пер­вой фразе, а затем повторение или пояснение этого во второй. Наш текст гласит:

«Что, доколе еще дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих».

Дыхание, ко­торое Бог вдыхает в человека, дает ему жизнь. Когда человек умирает, то дыхание, которое первоначально вдохнул в него Бог, возвращается к Богу. Пс.145:4 так гласит об этом:

«Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его».

Библия описывает смерть как бессознательный сон, который длится до воскресения, когда человек получа­ет бессмертие. Когда человек умирает, его дыхание возвращается к Богу, а его тело возвращается в прах земной. Он перестает быть живой душой или живой личностью. Прекращается процесс его мышления. То, что возвращается к Богу, не есть нечто живое, обладаю­щее сознанием отдельно от тела. Это просто дающее жизнь дыхание. Оно не было сознанием до того, как его вдохнули в человека, и не будет сознанием после того, как покинет человека. Бог говорит, что, когда человек умирает,

«в тот день исчезают все помышления его».

Таким образом, когда человек умирает, это просто покой, прекрасный сон. Мне хотелось бы, чтобы вы вос­принимали смерть, как покой в руках Иисуса.

Одна моя знакомая испытывала огромные страдания, видя, как ее мать, мучаясь от рака, похудела со 130 фун­тов до 85. Помимо боли от зрелища физической агонии ее матери, была и еще одна тягостная мысль. Она не могла отделаться от мысли о том, что ее мать ожидают неизвестной продолжительности страдания в чистилище. Тогда ее муж прочитал ей текст из Библии, освободив­ший ее разум от ужасного бремени страха. Открыв Биб­лию на Еккл.9:5, он прочел:

«Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что память о них предана забвению».

И он про­должил чтение текстов 6 и 10:

«И любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем... Все, что мо­жет рука твоя делать, по силам делай: потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышле­ния, ни знания, ни мудрости».

Когда Джим прочитал эти тексты своей жене, она поняла главную истину: поскольку ее мать была верна Иисусу, ее можно оставить отдыхать в Его руках. По­коиться - означает не помышлять, не думать, не чув­ствовать, не страдать где-то, а просто - покоиться. И что же потом? В другом тексте Библия гласит:

«Во мгновенье ока, при последней трубе... мертвые восста­нут нетленными».

Для этой несчастной женщины осозна­ние того, что ее матери предстоит не некое чистилище, а просто отдых в руках Иисуса, было огромным источ­ником мира и покоя.

Некоторые люди говорят, что дух покидает тело и возвращается после смерти, чтобы славить Господа. Библия не учит этому. К Богу возвращается жизненная сила, или та энергия, которая изначально была Богом дана. Библия также говорит о том, что те, кто умира­ют, никуда не отправляются, чтобы славить Господа. Пятьдесят три раза слово «смерть» в Библии отождествляется со словом «сон». Смерть - это просто отдых, который длится, как кажется, всего мгновение. В со­стоянии смерти нет осознания хода времени. Это спо­койный отдых в руках Иисуса, отдых, который продол­жается до воскрешения - до той минуты, когда «во мгновенье ока» мы увидим Христовы любящие объятия.

Поразмышляв об этом, вы придете к выводу, что, если бы жизнь после смерти, во что желают верить мно­гие христиане, была правдой, это вовсе не стало бы сча­стьем для наших умерших близких, это было бы при­скорбно. Есть христиане, которым нравится думать, что их умершие близкие смотрят на них, находящихся здесь, на земле. Если бы на земле все всегда было в порядке, это была бы прекрасная мысль. Но подумайте об умер­шей матери трех детей. Идет война, и двоих ее сыновей призывают. Один из них становится пилотом бомбарди­ровщика. Он летит над вражеской территорией, вражеские самолеты атакуют, и струя пуль хлещет по фюзе­ляжу. Кровь заливает его комбинезон, а самолет вспы­хивает и, кувыркаясь, летит к земле. Если бы то, во что желают верить многие христиане, было истиной, этой находящейся на небесах матери довелось бы увидеть ужас и агонию смерти своего сына, будучи при этом бессильной чем-либо помочь ему.

Подумайте о бабушке, чей внук лежит в больнице, страдая от лейкемии. Будут ли небеса для нее радостью? Разве не лучше состояние, о котором гласит Библия: смерть это отдых, который длится до того момента, ко­гда христианин, пробудившись, увидит лицо Иисуса.

Библия гласит в Пс.76:6:

«Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?»

Итак, Слово Божие говорит о том, что смерть - это лишь длящийся мгновения отдых до славного воскрешения, когда придет Иисус. И не потому ли мы ожидаем при­шествия Иисуса, что знаем: наши умершие близкие вос­соединятся с нами и вознесутся в облаках, чтобы на небесах встретить Иисуса? Ведь Писание утверждает, что мы встретим Иисуса все вместе.

Вот почему наши сердца жаждут пришествия Хри­ста. 1 Фес.4:13,14 дает нам прекрасный источник бодрости, провозглашая:

Мы твердо уверены - весть о том, что наши умершие близкие просто отдыхают, это добрая весть. Отдыхают, спят в руках Иисуса; не осознавая, не думая - просто покоятся. И главное, что они узнают после смерти, это то, что могилы раскрыты, и они восстанут со своих постелей и увидят Иисуса. Текст 17 говорит:

«Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем».

Окончание следует

Что говорят о смерти мировые религии и обычаи укоренившиеся в обществе людей? Кто несёт ответственность за ложные учения о смерти и как Библия помогает избавиться от ложных представлений о смерти ? Книга — Думай и Богатей!

Ложное представление о смерти

На протяжении всей истории человечества людей озадачивала и устрашала мрачная перспектива смерти. Страх перед смертью подогревался ложными
вероучениями, а также популярными обычаями и укоренившимися представлениями людей.

Этот страх может лишать человека радости жизни и подрывать его уверенность в том, что в жизни есть смысл.

Помните, что Бог сказал первым людям об их будущем? «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Бытие 1:28). Какая замечательная перспектива!

2. Ложное учение. Люди умирают потому, что Бог забирает их к себе.

Одна 27-летняя мать, умирая и оставляя троих детей, сказала католической монахине: «Не нужно мне говорить, что это воля Божья… Я ненавижу, когда
мне это говорят» . Да, многие религии учат, что Бог забирает людей к себе, чтобы они были там, где он.

Действительно ли Бог так жесток и навлекает на людей смерть, хотя знает, что для нас это большое горе? Нет, Бог Библии не может так поступать.

В 1 Иоанна 4:8 говорится, что «» . Обратите внимание: здесь не сказано, что Бог проявляет любовь или ему присуща любовь, но что он есть любовь.

Божья любовь настолько сильна, чиста и совершенна, она столь неотъемлемая часть его личности и всех его дел, что Бога можно назвать самим олицетворением любви. Нет, Бог не забирает людей к себе, чтобы они были там, где он.

По вине ложной религии многие заблуждаются относительно того, где и в каком состоянии находятся умершие. Рай, ад, - эти и подобные понятия либо невразумительны, либо откровенно наводят ужас.

В Библии же, напротив, говорится, что мёртвые находятся в бессознательном состоянии, которое во многом сходно со сном (Екклесиаст 9:5, 10; Иоанна 11:11-14).

Поэтому нам не стоит волноваться о том, что будет с нами после смерти, так же как мы не волнуемся о ком-то, кто крепко спит. Иисус предсказывал время, когда «все находящиеся в памятных склепах» (Иоанна 5:28, 29; Луки 23:43).

3. Ложное учение. Бог забирает к себе маленьких детей, чтобы сделать их ангелами.

Элизабет Кюблер-Росс, проводившая наблюдение за неизлечимо больными людьми, обратила внимание на то, о чём обычно говорят верующие. По поводу
одного случая она писала: «Как не мудро говорить ребёнку, потерявшему братика, что Бог очень любит малышей, поэтому он забрал Джонни на небо».

Подобные слова искажают представления о Боге, а также никак не согласуются с чертами личности Бога и с его поступками. Д-р Кюблер-Росс продолжает: «Когда эта девочка выросла, она не могла избавиться от чувства негодования по отношению к Богу. А через тридцать лет, когда она потеряла маленького сына, чувство горечи переросло в депрессивный психоз».

Нужно ли Богу отбирать у родителей ребёнка, чтобы сделать его ещё одним ,- как будто Богу этот ребёнок нужен больше, чем его родителям?

Если бы Бог действительно забирал детей к себе, то это было бы жестоко и эгоистично. Библия же, напротив, говорит, что «любовь от Бога» (1 Иоанна 4:7).

Может ли любящий Бог быть причиной трагедии, с которой трудно смириться любому порядочному человеку?

Чем же объяснить смерть детей? Ответ частично находится в книге Екклесиаста 9:11: «Время и случай для всех их».

А в Псалме 50:7 сказано, что все люди грешны и несовершенны начиная с момента зачатия, и поэтому все в конце концов умирают по той или иной
причине. Иногда смерть постигает младенца ещё в утробе матери, и он рождается мёртвым.

Другие дети умирают в результате плохих условий жизни или несчастного случая. Бог не виноват в их смерти.

4. Ложное учение. Некоторых после смерти ожидают муки.

Многие религии учат тому, что грешники после смерти попадают в ад, где их ожидают вечные муки. Согласуются ли эти учения со здравым смыслом и с
Библией? Люди живут в среднем 70-80 лет. Даже если кто-то всю жизнь совершал страшные злодеяния, будет ли справедливо мучить его за это вечно?

Нет. Было бы крайне несправедливо мучить человека вечно за грехи, которые он совершал в течение своей короткой жизни.

Только Бог может открыть нам, что происходит после смерти, и он рассказывает об этом в своём Слове, Библии. Там говорится: «Как те [животные] умирают, так умирают и эти [люди], и одно дыхание у всех… Все идёт в одно место: всё произошло из праха и всё возвратится в прах» (Екклесиаст 3:19, 20).

Адское пламя здесь даже не упоминается. Когда человек умирает, он возвращается в прах, то есть перестаёт существовать.

Для того чтобы испытывать муки, человек должен быть в сознании. Находятся ли умершие в сознании? Библия даёт ответ: «Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению» (Екклесиаст 9:5). Умершие ничего не знают и не могут чувствовать никакой боли.

5. Ложное учение. Со смертью мы перестаём существовать навсегда.

Со смертью мы перестаём существовать, но не обязательно навсегда. Верный Богу Иов знал, что когда он умрёт, то будет в могиле. Но он всё же молился Богу:

«О, если бы Ты в преисподней [могиле] сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдёт гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне! Когда умрёт человек, то будет ли он опять жить? […] Воззвал бы Ты, и я дал бы Тебе ответ» (Иов 14:13-15).

Иов верил, что, если он останется верным Богу до смерти, Бог в своё время вспомнит о нём и воскресит его. В это верили все Божьи служители в древности.

Иисус сам подтвердил эту надежду, показав, что Бог через него будет воскрешать умерших. Христос заверил: «Настаёт час, в который все находящиеся в памятных склепах услышат его [Иисуса] голос и выйдут: кто делал добро - для воскресения жизни, а кто поступал порочно - для воскресения суда» (Иоанна 5:28, 29).

Вскоре Бог уничтожит всё зло и установит новый мир под правлением небесного Царства (Псалом 36:10, 11; Даниил 2:44; Откровение 16:14, 16).

Страха не будет

Надежда на воскресение, а также знание о том, кто воскресит людей, утешает. Иисус обещал: «И познаете истину, и истина освободит вас» (Иоанна 8:32).

Истина также освобождает от страха перед смертью. Иегова - единственный, кто может обратить вспять процесс старения и устранить смерть, даруя нам вечную жизнь. Можно ли верить обещаниям Бога? Да.

Потому что слово Бога всегда исполняется (Исаия 55:11). Узнавать больше о Божьих намерениях для людей.

В этом тебе могут помочь живущие в твоей местности.

Некоторые распространённые ложные представления о смерти

1. Смерть - естественное завершение жизни.

2. Люди умирают потому, что Бог забирает их к себе.

3. Бог забирает к себе маленьких детей, чтобы сделать их ангелами.

4. Некоторых после смерти ожидают муки.

5. Со смертью мы перестаем существовать навсегда.

Что говорит Библия о смерти

1. Затем Бог благословил их и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю, возделывайте её и господствуйте над морскими рыбами, над созданиями, летающими в небесах, и над всяким живым существом, которое передвигается по земле». Но не ешь с дерева познания добра и зла, потому что в день, в который съешь с него, непременно умрёшь» (Бытие 1:28; 2:17).

А потому, как через одного человека грех вошёл в мир, а через грех - смерть, и таким образом смерть перешла на всех людей, потому что все согрешили… (Римлянам 5:12).

2. То всякая плоть лишится жизни и человек возвратится в прах (Иов 34:15).

А кроткие наследуют землю и насладятся обилием мира. Праведные наследуют землю и будут жить на ней вечно.  Небеса - небеса принадлежат Иегове,
а землю он дал сыновьям человеческим (Псалом 36:11, 29; 113:24).

3.  Вот, в беззаконии я был рождён в муках, и в грехе зачала меня мать. Благослови Иегову, о моя душа. О Иегова, мой Бог, ты очень велик. Ты облечён
в достоинство и великолепие. Делаешь своих ангелов духами, своих служителей - всепожирающим огнём (Псалом 50:7; 103:1, 4).

Также об ангелах он говорит: «Он делает своих ангелов духами и своих служителей - огненным пламенем. Не все ли они духи для служения,
посылаемые служить тем, кто унаследует спасение? (Евреям 1:7, 14).

4. Выходит дух его, и он возвращается в свою землю. В тот день исчезают его мысли (Псалом 145:4).

Живые знают, что они умрут, а мёртвые ничего не знают, и нет им больше вознаграждения, потому что память о них предана забвению. Всё, что может
делать твоя рука, делай, прилагая все силы, потому что в шео́ле - месте, куда ты пойдёшь,- нет ни работы, ни замыслов, ни знания, ни мудрости (Екклесиаст 9:5, 10).

Потому что плата греха - смерть, а дар Бога - вечная жизнь благодаря Христу Иисусу, нашему Господу (Римлянам 6:23).

5. Если умрёт человек, сможет ли он снова жить? Все дни моего рабства я буду ждать, пока не придёт моё освобождение. Ты позовёшь, и я отвечу тебе.
Ты затоскуешь по делу своих рук (Иов 14:14, 15).

Что говорит библия о жизни после смерти?

    после смерти во второе Пришествие Христа - мертвые (праведники) воскреснут в новом юном и прекрасном теле и через какое-то время будут жить на обновленной земле, где не будет ни болезни, ни смерти, ни боли, никакой вражды и греха. И возможности для развития, которые им будут даны Богом будут безграничны.

    Те же, кто не поверил в то, что Иисус взял на Себя, их личные грехи, сами будут за них отвечать на Высшем Суде и приговор будет один - вечная смерть, вторая. Они воскреснут ненадолго в том теле в котором умерли, а потом погибнут навсегда.

    а вычитали в библии 1 коринфина 15:40-42 про разные славы которые бывают.так есть после и смерти разные царства.например терестелиальное и телестериальное царство.и они отличаются как зведа,от луны и солнца

    В Библии все понятно и четко написано что происходит после смерти - нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости. Еккл.9:10, это ясно объясняет то что не нужны мертвым поманы, теплые носки, вино и сигареты, все это выдумки с целью наживы, либо очередной повод выпить и погулять. На счет рая так же все понятно, изначально Бог планировал сделать раем всю землю и сделав маленький Эдемский сад поселил туда человека, в последствии этот человек, то есть Адам проявил непослушание и заработал грех, причем не только для себя но и для всех нас, а за счет греха мы стали смертными, но Бог обещает все исправить и реализовать свои планы на счет рая на всей земле. На счет ада так же все просто и понятно, ад или гадес он же шеол в се это обозначение состояния человека после смерти сравнимое со сном, то есть после Армагедона Бог воскресит всех умерших и им будет дан шанс на исправление и вечную жизнь, конечно не будут воскрешены самоубийцы, луди намеренно грешившие против Бога и жители Содома и Гаморры которые как мы знаем сильно развратились и были намеренно уничтожены Богом.

    Адам с Евой не послушались и съели запретный плод. Змей обманул и сказал Еве, что они не умрут, но будут как боги. На самом же деле они умерли. Адам в 930 лет кажется. Про Еву ничего не сказано, когда она умерла.

    А вот дальше каждому из их потомков суждено единожды умереть. Душа в аду или раю будет ожидать дня суда, когда все сново получат тела, но теперь не такие, как прежде, а обновленные и больше духовные, чем материальные.

    В разных конфессиях христианства есть определенные позиции по этому вопросу, которые конечно подкреплены строчками из Библии и последующей трактовкой. Учитывая что есть серьезные расхождения в этом вопросе у авторитетов больших конфессий. Я бы посоветовал ознакомится изучить эти позиции, но не думать что Бог нам откроет сейчас кто прав в многовековых спорах. Лучшие ответы я думаю в притчах и образной речи Иисуса но не прямые логические и алгоритмические конструкции богословов из строчек Библии и своих веревочек(которые многим не видны).

    Загробная жизнь - это выдумки богословов.

    Библия говорит следующее:

    в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости (книга Екклесиаста, 9:10);

    И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (книга Екклесиаста. 12:7).

    В Ветхом Завете ничего не говорится о рае и аде. Это действительно так.

    Но по той простой причине, что до крестной смерти Христа рай был закрыт для людей. И ВСЕ люди, без исключения (будь то убийца или святой), попадали в ад.

    А если принять во внимание тот факт, что Ветхий Завет написан Духом Божиим (опять же не важно верим мы в это или нет. Они в это верили), то какое откровение мог дать людям Бог о их посмертной судье? Всем вам место аду ?

    А вот в Новом Завете таких мест много. Например (от Иоанна 14:2)

    1 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.

    2 В доме Отца Моего обителей много . А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.

    3 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.

    Так же прочитайте Откровение Иоанна (главы 21 и 22) это о новом мире, после Страшного Суда.

    Про ад же мало написано. Так как христианство учит как не попасть в ад. И нет смысла описывать его. Но при желании можно и об этом найти упоминания.

    И опять же рай и ад будут существовать только до Страшного Суда, так как там содержаться души . А после Суда людям вернут тела. И места воздаяния будут совсем другие.

Loading...Loading...