28 мая какой святой. Событие сошествия Святого Духа

Любому верующему человеку наверняка известен тот факт, что немало венценосных особ нашей земли благодаря ведению благочестивого образа жизни, подвижническим подвигам или героической смерти удостоилось быть причисленными после кончины к лику святых. Это и князь Даниил Московский с сыновьями, и князь Владимир Ясное Солнышко, крестивший в свое время Русь, и последний русский царь Николай II, а также вся его семья - перечислять можно долго. В данный список нельзя не включить такого избранника Божия, как святой благоверный царевич Димитрий Угличский. День памяти Димитрия Угличского церковь празднует ежегодно 28 мая.


Смертоносный план Бориса Годунова

Царевич Димитрий Угличский родился 1 ноября 1582, по другим данным - 1583 либо 1585 года в городе Москве. Он был сыном царя Ивана IV Грозного от седьмого брака и Марии Федоровны (из рода Нагих). Выходит, что будущий подвижник являлся младшим братом Феодора Иоанновича, на котором, как известно, закончился род Рюриковичей.

Последний вступил на престол после смерти своего отца, Ивана Грозного, поскольку являлся старшим из детей венценосной особы, почившей с миром. Но управлять государством он не стал: слишком занят был духовной жизнью. А потому поручил наследник инициатора «опричнины» это важное дело своему шурину - боярину Борису Годунову. Новоявленный царь оказался крайне честолюбивым человеком. На пути к полному завладению властью на Руси Борису мешал малолетний сын Ивана Грозного Димитрий.


Первое, что сделал Годунов, - это отправил Марию с ребенком в город Углич, пожалованный младшему из царевичей его отцом в качестве удела. Затем Борис все силы кинул на то, чтобы доказать Димитрию и общественности, будто у того нет никаких прав на царский престол. Годунов предпринял попытку отравить мальчика, приобщив к делу боярыню мамку ребенка Василису Волохову. Но у нее ничего не вышло - яд не подействовал на организм царевича. Тогда шурин Феодора Иоанновича запретил священнослужителям упоминать имя Димитрия на литургии, а после занялся поисками убийц. Они быстро увенчались успехом: играть роль палача вызвался дьяк Михаил Битяговский.

Гибель царевича

Годунов послал убийцу в Углич, где Димитрий находился, если помните, вместе с матерью. Михаил Битяговский взял с собой подмогу: сына Даниила и племянника Никиту Качалова. Придуманная им легенда для отвода глаз была проста и незамысловата: якобы царице-вдове потребовались люди для управления земскими делами и хозяйством. Боярыня мамка Василиса Волхова по приказу палача должна была вывести мальчика во двор.

Задуманное группа преступников осуществила 15 мая 1591 года. Была суббота, и боярыня мамка Василиса позвала, согласно уговору, Димитрия Угличского во двор погулять на свежем воздухе. Вмешалась кормилица мальчика Ирина - она не хотела отпускать своего подопечного на улицу, будто интуиция подсказывала ей о том, что иначе случится нечто страшное. Однако Волохова, несмотря ни на что, увела Димитрия в сени, где на крыльце жертву уже ждали убийца Осип Волохов и его пособники. Осип обратился к сыну Ивана Грозного: «Сие у тебя новое ожерелье, государь?» Ребенок ответил: «Сие есть старое ожерелье». После этих слов Волохов бросился на дитя с ножом, полоснул по шее.


Однако не сумел он перерезать жертве гортань, закончить же начатое помешало появление кормилицы Ирины. Увидев страшную картину, женщина упала на мальчика, закрыла его своим телом и стала громко кричать. Осип Волохов испугался, бросил орудие убийства и пустился бежать. Его союзники оказались смелее: они начали избивать кормилицу, наконец, отняли у Ирины царевича, дорезали и сбросили с лестницы. На шум из дворца выбежала царица. Узрев убитого сына, она завопила. Это услышал местный пономарь. Реакция его была мгновенной: служитель церкви заперся в колокольне и стал бить в набат. На звуки колокола сбежались со всех концов Углича жители и самостоятельно расквитались с палачами.

Как тайное стало явным

Феодор Иоаннович узнал о зверском убийстве младшего брата от своих людей. Он был до глубины души потрясен страшной вестью и хотел самолично ехать в Углич для проведения расследования преступления. Однако Борис Годунов хитростью и уговорами не допустил этому случиться. В удел убитого царевича заказчик отправил князя Шуйского В.И, дьяка Вылузгина и окольничего Клешнина, через них же повлиял на Феодора Иоанновича, убедив в том, что с Димитрием на самом деле произошел несчастный случай: мол, дитя страдало падучей, вследствие чего упало на нож да и погибло. Царицу Борис Годунов обвинил в ненадлежащем надзоре и внимании, потому сослал Марию в монастырь св. Николая на Восхе. Там ее постригли в монахини с именем Марфа. О братьях царицы Годунов тоже «позаботился: сослал кого куда в заточение. Жители угличские, учинившие расправу над убийцами царевича Димитрия, были большей частью казнены.


Казалось бы, все замяли и следы замели, ан нет: стал народ волноваться и говорить о том, что дело-то нечисто. Ропот людской Годунов подавлял, но тщетно - не верили москвичи розыску и расследованию, производимым в Угличе в связи с убийством младшего сына Ивана Грозного. Не верил этому и пришедший спустя 15 лет к власти на Руси Василий Шуйский, иначе не свидетельствовал бы при всем честном народе в своих грамотах следующее: «... за грехи всего христианства православного великого государя царевича Димитрия Иоанновича не стало, убит же он, как непорочный агнец в Угличе». Не он один знал правду и говорил о ней во всеуслышание, хотя и при других обстоятельствах, много лет спустя после совершения преступления - патриарх Иов писал в грамоте 1606 года подобное. Такой же точки зрения придерживался и патриарх Ермоген. Даже иностранные современники твердили о сокрытии истины теми, кому это было выгодно.


Правда открылась миру в уже упомянутом 1606 году. Был вскрыт гроб Димитрия Угличского, вследствие чего свидетели обнаружили, «что в левой руке царевич держал полотенце, шитое золотом, а в другой - орехи». Эти факты полностью опровергали заявление Бориса Годунова о несчастном случае, постигшем восьмилетнего венценосного ребенка.

Почитание святого Димитрия Угличского

Царевича Димитрия Угличского похоронили в Угличе, в дворцовом храме во имя Преображения Господня. Еще во времена правления Бориса Годунова возле гробницы венценосного ребенка стали совершаться чудесные знамения и исцеления больных. Обретение мощей царевича произошло 3 июня 1606 года при князе Василии Шуйском и патриархе Ермогене. Тело Димитрия Угличского оказалось нетленным. Его перенесли в московский собор во имя Архистратига Михаила. Действо сие совершил родитель царя Михаила Феодоровича Романова - Филарет, митрополит Ростовский и Ярославский. В том же 1606 году церковь постановила осуществлять празднества в честь царевича Димитрия Угличского три раза в год. 19 октября/1 ноября следовало отмечать рождение, 15/28 мая - убиение, а 3/16 июня - перенесение мощей святого. Жители Углича считают благоверного Димитрия небесным покровителем города. Они отмечают дополнительную дату в его честь: 16 мая - празднество плащаницы св. царевича.

День Святого Духа, Духов день – 17 июня в 2019 году – православный христианский праздник в честь Святого Духа, который празднуют на пятьдесят первый день после Пасхи. Духов день празднуется в память о Святом Духе, сошедшем на учеников Христовых, чтобы они могли проповедовать всем о Сыне Божьем, о Его страдании за нас о воскресении мертвых. Именно с этого момента на земле началось установления Церкви Христовой, поэтому Духов день так важен для христиан. Святой Дух един и не разделим с Богом Отцом и Богом Сыном, Духов день посвящен искренней и всеобъемлющей вере в Господа.

День Святого Духа, Духов день 2019

“Надо же – в такую рань и уже так пьяны” – услышали апостолы в день Пятидесятницы от иерусалимской толпы. В тот день они действительно вели себя странно.

Протодиакон Андрей Кураев

Как будто позабыв родной арамейский язык, они издавали какие-то странные звуки, которые можно было бы принять за иноплеменные языки, но всем в Иерусалиме было известно, что ученики Иисуса весьма далеки от книжности и учености. В их глазах и жестах, словах и интонациях слышалась необычная сила и решимость (а в Иерусалиме все помнили, что именно этих качеств и не проявили спутники Иисуса в ночь Его ареста).

На их лицах была такая неудержимая веселость (но жители святого Града хорошо помнили этих людей потерянными и рыдающими – еще и двух месяцев не прошло, как убили их учителя, а вместе с Ним все их надежды). И совсем не вязалась эта их внезапная радость с теми скорбными воспоминаниями… Нет, конечно, так повлиять на этих, в общем, вполне благочестивых и сдержанных людей могло только чрезмерное усердие в заливании вином своего горя…

Но, как нередко бывает, умудренная житейским опытом толпа оказалась неправа. Вино любого качества и количества не может проникнуть в ту глубину человеческого сердца, откуда исходила апостольская радость в день Пятидесятницы. Человек, созданный Духом Творца по образу Создателя, непостижим и сложен. И в каждом есть такие потайные кельи, куда даже он сам не может проникнуть.

Есть в человеческой душе такие потайные струны, извлечь из которых звук не может ни сам человек, ни что-либо иное, прикасающееся к ним из обыденного нашего мира. Те струны, которые изначала вложил в нас Бог, чтобы зазвучали они в полную и радостную силу при нашем возвращении в Отчий дом. Иногда доносящийся с нашей горней отчизны ветерок заставляет их слегка откликаться – и тогда рождаются стихи Пушкина и музыка Рахманинова…

Тогда даже в душе человека, который зачем-то пробует самого себя убедить, что души у него в общем-то и нет и быть не может, – рождается радостное ощущение, что мир не сводится к хаотическому сцеплению мертвых атомов. И со временем это ощущение крепнет, перерастает в “постоянное чувство, что наши здешние дни это только карманные деньги, гроши, звякающие в темноте, а где-то есть капитал”, с коего можно уже при жизни “получить проценты в виде снов, слез счастья, далеких гор” (Владимир Набоков).

Но происшедшее с апостолами в тот День, было больше, чем обыкновенное чудо. Впервые этих струн коснулось не эхо и не ослабевший ветерок, но рука самого Художника Мироздания. От начала в каждом человеке есть горница, о которой сказано Христом: “Мы придем к нему и обитель у него сотворим”. И вот теперь, после того, как Сын Божий вырвал человека из под власти смерти, после того, как Кровь Христа очистила его от скверны, Троица входит внутрь человека: человек стал жилищем Духа.

Собственно, это и есть день рождения Церкви. Когда Христос произносил Нагорную проповедь – вокруг него еще не было Церкви, но стояли те, кто были лишь учениками и послушниками. Когда Он в ночь Своих страданий предлагал апостолам Чашу Нового Завета – вокруг Него были те, кого Он отныне называет уже не “рабами”, но “братьями” – и однако, и это еще не было Церковью. Когда Он воскрес – и тогда они еще не поняли, какое значение для их собственных жизней и душ имеет тот факт, что их Учитель покинул Свою могилу. Но вот в день Сошествия Святого Духа они стали Церковью.

Отныне – один и тот же Дух живет в Предвечном Сыне Божием и в них самих. Отныне они сами – Тело Христово… Теперь не извне, не как ученики или наблюдатели. Они знают тайну Сына Божия. Теперь – это их собственная тайна, точнее, теперь – это уже таинство их собственной жизни.

Теперь они могут исполнять завет Любви не потому, что им так наказали, не из послушания или из страха. Теперь в них самих дышит та самая Любовь, что некогда зажгла солнца и светила. Христос оставил после себя не нравственные прописи и не сборник писаний. Пожалуй, нельзя даже сказать, что Он оставил после себя учеников. С людьми Он навсегда оставил на земле Самого Себя, Свое Божественное естество, хотя Свою человеческую природу Он вознес на небеса.

Он Дух Свой оставил в мире человеков, Он оставил – Церковь. Ту Церковь, тайну бытия которой замечательно раскрыл русский славянофил и богослов прошлого века Алексей Хомяков, увидевший в Церкви единство людей, свободно приемлющих Божественную благодать.

Итак, сегодня – наш День Рождения.

В этот День апостолы говорили из той глубины сердца, что тоскует о Слове и жаждет Духа в каждом человеке. Поэтому их слова были понятны всякому, в ком жила эта жажда, независимо от того, на каком наречии он обычно изъяснялся.И поэтому такие слова были непонятны тем, кто привык жить на поверхности. Чудо Пятидесятницы не имеет отношения к лингвистике. Апостолы говорили не на еврейском или греческом языке, не на татарском и не на русском. Они говорили просто – на человеческом языке.

Вот на этом языке и приходится нам учиться говорить всю нашу жизнь. И грамматической ошибкой здесь является грех, холодность и отчужденность. Здесь легко запутаться в спряжениях и согласованиях. Как сопрягаются, например, наши правды и единственная Истина? “Я затосковал в своих маленьких правдах и захотел Истины”, – так однажды сказал о себе один вполне преуспевающий молодой журналист, друг Марины Цветаевой и наследник громкого аристократического имени. Он ушел на Афон и вместо титула “князя Шаховского” приобрел имя “монаха Иоанна”. Он верно разобрался в грамматике бытия.

А только что мы были свидетелями и участниками как будто незаметной, но тем более опасной ошибки.

. Сплошная седмица .

Прп. Пахо́мия Великого. Свт. Иса́ии, еп. Ростовского, чудотворца. Блгв. царевича Дими́трия, У́гличского и Московского (служба может быть перенесена на вторник, 16 мая). Прп. Евфроси́на Псковского. Прп. Пахо́мия Не́рехтского (службу зри 21 марта).

Служба совершается по Триоди.

Примечание. Полиелейная служба блгв. царевича Дими́трия, У́гличского и Московского, может быть перенесена на вторник, 16 мая (ср.: Типикон, 25 мая, 3-е «зри»). Рядовая служба Минеи (прп. Пахо́мия Великого) переносится на повечерие вторника Пятидесятницы (16 мая).

Календарные заметки:

В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, поста нет.

На малом повечерии поется канон Святому Духу (см. в Цветной Триоди).

На полунощнице по 1-м Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й; по 2-м – кондак праздника, глас 8-й. «Господи, помилуй» (12) и малый отпуст (заупокойная молитва «Помяни, Господи...» не произносится).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пятидесятницы: «Боже́ственным покрове́н…».

По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й: «Всесвяты́й Дух...» (см. в Триоди, на утрене Понедельника Святаго Духа). «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.)

Примечание. По традиции, к 9-й песни канона – припев: «Апо́столи, соше́ствие Уте́шителя зря́ще, удиви́шася, ка́ко в ви́де о́гненных язы́к яви́ся Дух Святы́й».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника (дважды). «Слава, и ныне» – ин светилен праздника.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника (см. в Триоди, на утрене Понедельника Святаго Духа), глас 2-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Язы́цы иногда́…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й (единожды).

Ектении, и отпуст праздника: «Иже в виде́нии огненных язык…».

На часах – тропарь и кондак праздника.

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны праздника, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4.

Входный стих Пятидесятницы: «Вознеси́ся, Господи, си́лою Твое́ю, воспое́м и пое́м си́лы Твоя́» .

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про́сти» (см. примечание 6 января).

По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Задостойник Пятидесятницы.

Причастен праздника: «Дух Твой Благи́й…».

Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык…».

Примечание. В седмицу Пятидесятницы «оставля́ются же и междоча́сия часо́в, и и́же в повече́риях пева́емый кано́н Пресвяты́я Богоро́дицы» (см.: Цветная Триодь, «В понедельник Святаго Духа», «зри»).

В богослужебных книгах этот день имеет иное название: «Понедельник Святаго Духа».

«Прииди́те, поклони́мся...» не поется, кроме архиерейских богослужений.

В остальные дни попразднства Пятидесятницы прокимен и аллилуиарий – праздника (см. на Литургии в сам день праздника Пятидесятницы).

Начало «Матфеевых седмиц». «Матфеевы седмицы», то есть зачала из Евангелия от Матфея, начинаясь от Понедельника Святого Духа, читаются до праздника Воздвижения и никак не далее пятка по Воздвижении (см., напр., статью П. М. Мироносицкого «О порядке церковных чтений Евангелия» в Приложении к «Богослужебным указаниям на 1999 год», с. 579–596).

В следующий за Троицей понедельник православная церковь совершает праздник в честь Святого Духа. Он был установлен как аргумент против учения еретиков-антитринитариев, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном.

Как и всем Лицам Святой Троицы, Святому Духу воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду их единую Божественную сущность. Святой Дух может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание Бога.

На Руси считалось, что в Духов День нужно обязательно помянуть добрым словом умерших без отпевания и покаяния, что панихида, которую по ним в этот день служили в церкви, доброе слово, свеча, поставленная на поминальном столе, смогут дать их душам временный покой.

О Дне Святого Духа митрополит Сурожский Антоний (Блум) писал: "Вчера, в праздник Троицы, мы слышали дивные слова молитв, но если подумать об Имени, которое Ему дает Евангелие, которое переводится как Утешитель, в других переводах - Параклит, Ходатай, Заступник, то - Кто Он?.. Если подумать о нашем мире, который так чужд, оторван от Бога, то для него Дух Святой - уже начало вечной жизни… Он - радость вечности, стучащаяся к нам в дверь, Он врывается в нашу жизнь, напоминает нам о Боге, о Христе, нашем Спасителе, о нашем величии и достоинстве перед Богом и о том, что все возможно в укрепляющей нас силе Христовой".

Святой благоверный царевич Димитрий Угличский, сын царя Иоанна IV Грозного от его седьмого брака с Марией Федоровной (из рода Нагих), родился 1 ноября 1582 года в Москве.

После смерти Ивана Грозного на престол вступил старший брат царевича Димитрия, Феодор Иоаннович. Однако, фактическим правителем Русского государства в этот период был его шурин, властолюбивый боярин Борис Годунов, стремившийся утвердить себя и свой род на российском престоле. Для достижения этой цели ему было необходимо, прежде всего, избавиться от законного наследника русского трона, которым из-за бездетности царя Феодора Иоанновича был малолетний царевич Димитрий, сообщает Ros-Registr. Для осуществления своего преступного замысла Борис Годунов решил удалить царевича от московского царского двора. Вместе с матерью, вдовствующей царицей Марией Федоровной, и ее родственниками царевич Димитрий был отправлен в свой удельный город Углич.

Стараясь избежать опасного кровопролития, Борис Годунов попытался сначала оклеветать юного наследника престола, распустив через своих приверженцев лживые слухи о мнимой незаконнорожденности царевича и запретив поминать его имя во время богослужений. Поскольку эти действия не принесли желаемого, коварный Борис прибег к распространению новых вымыслов о будто бы унаследованной от отца склонности к жестокости шестилетнего отрока. Однако, и эти измышления не достигали желаемой цели.

Тогда Борис Годунов решился на крайнюю меру. Попытка отравить юного царевича с помощью Василисы Волховой, кормилицы Димитрия Иоанновича, не увенчалась успехом: смертоносное зелье не вредило отроку. Через своего сообщника, Андрея Лупп-Клешнина, Борис отыскал знакомого человека, дьяка Михаила Битяговского, взявшегося собственноручно умертвить царевича. Посланный в Углич со своим сыном Даниилом и племянником Никитой Качаловым будто бы для управления земскими делами и хозяйством вдовствующей царицы, Битяговский поручил Волховой вывести в назначенное время царевича во двор. В субботний день 28 мая 1591 года Димитрий был зверски убит заговорщиками ударами ножа в горло и другие части тела и сброшен с лестницы.

При виде этого страшного злодеяния пономарь соборного храма ударил в набат, созывая народ. Сбежавшиеся со всех концов города люди отомстили за невинную кровь, самочинно расправившись с жестокими заговорщиками. Впоследствии через своих людей, посланных в Углич для судебного разбирательства, Борис Годунов сумел убедить царя Феодора Иоанновича в том, что его младший брат якобы страдал падучей болезнью и умер, нечаянно упав на нож.

Царевич Димитрий был погребен в Угличе в дворцовом храме в честь Преображения Господня. Уже в царствование Бориса Годунова у гробницы благоверного царевича Димитрия стали совершаться исцеления больных. 16 июня 1606 года, в царствование Василия Шуйского, при Патриархе Ермогене, святые мощи страстотерпца были обретены нетленными и перенесены в собор во имя Архистратига Михаила в Москве митрополитом Ростовским и Ярославским Филаретом, отцом будущего царя Михаила Феодоровича Романова.

Господь прославил мощи благоверного царевича Димитрия многими чудотворениями. Святитель Димитрий Ростовский составил Житие и описание чудесных исцелений по молитвам святого царевича Димитрия, из которого видно, что особенно часто исцелялись больные глазами.

В Угличе, на месте убиения святого царевича Димитрия, был построен храм его имени, который в народе получил название «церковь царевича Димитрия на крови». В этом храме хранилось рукописное Житие благоверного царевича, написанное святителем Димитрием, митрополитом Ростовским.

Во время Отечественной войны 1812 года святые мощи благоверного царевича Димитрия были спасены от поругания священником Московского Вознесенского женского монастыря Иоанном Вениминовым, который вынес их под своей одеждой из Архангельского собора и спрятал в алтаре, на хорах второго яруса соборного храма в Вознесенском монастыре. После изгнания французов святые мощи были торжественно перенесены на прежнее место - в Архангельский собор.

Седмица 1-я по Пятидесятнице (сплошная).
День Святого Духа

Служба только по Триоди. Полиелейная служба блгв. царевича Димитрия может быть перенесена на вторник, 16 мая (ср. Типикон, 25 мая, 3-е «зри»).

На утрене с великим славословием «Честнейшую» не поем.

На литургии входный стих, что и в праздник. Поется Трисвятое. Прокимен, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…» (в остальные дни попразднства прокимен праздника, глас 8-й: «Во всю землю изыде вещание их…»). Вместо «Достойно» – «Радуйся, Царице…» (до отдания). Отпу’ст вечерни, утрени и литургии во все дни до отдания: «Иже в видении огненных язык…».

В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, поста нет.

Тропарь и кондак Пятидесятницы (см. в Неделю Пятидесятницы) Молитва Святому Духу (стихира, глас 6): Царю́ Небе́сный,/ Уте́шителю, Ду́ше и́стины,/ И́же везде́ сый/ и вся исполня́яй,/ Сокро́вище благи́х/ и жи́зни Пода́телю,/ прииди́ и всели́ся в ны,/ и очи́сти ны от вся́кия скве́рны,// и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Мы можем отказаться от того, чтобы принимать внешнюю энергию солнца. Мы можем загородиться бетонными стенами, мы можем зарыться в землю, мы можем уйти от этого внешнего источника энергии, и если будет так, мы долго не проживем. По этой же аналогии можно судить о том, насколько человек способен огородить себя от энергии Святого Духа. Размышляя на эту тему, святитель Василий Великий говорит, что человеческие страсти так же делают душу неспособной принять благодать Святого Духа, как больной глаз не способен принять солнечный свет. Это сравнение очень точное и очень правильно описывающее роль человека в спасении. Своей силой человек спастись не может – только Святой Дух спасает человека и вводит его бессмертную душу в Божественное Царство. Но подобно тому как мы можем отказаться от пищи, как можем зарыться в пещеру или отгородить себя от лучей солнечного света, так своими страстями и своим грехом мы можем закрыть душу от воздействия благодати Святого Духа, и тогда – никакого Божественного Царства, никакой жизни души.

Loading...Loading...