Церковная иерархия в русской православной церкви. Разница между иереем и протоиереем

Все ли священники святы?

В Священном Писании сказано: все то, что посвящается Богу, свято (Лев.27,9). Мы знаем, что есть город Иерусалим, он находится в Израиле. Мы называем его Святой Град Иерусалим, хотя в этом городе бывают и убийства, совершаются и насилия, и грабежи; но он посвящен Господу, значит - святой. Одежды священнические могут быть старенькими, рваными, грязными, но они святы. Люди, принявшие крещение, постоянно посещающие богослужения, тоже святы. Они своей жизнью посвящены Господу. Если они согрешают, то приходят и каются на исповеди, и Господь прощает им грехи. Недаром, после того, как на литургии пропоют "Отче наш... ", диакон произносит: "Вонмем", а священник возносит Агнца и возглашает: "Святая святым", т.е. Тело и Кровь Христовы подаются только святым людям.

Священник такой же человек, как и все, но он имеет от Бога особую власть совершать Таинства, он имеет на себе преемственную благодать, идущую через Апостолов от Самого Иисуса Христа. Тут важно еще помнить, особенно новоначальным, что диавол, аки лев рыкающий, готов в любой момент нас поглотить, оторвать от Церкви, настроить против духовенства. И делает он это очень хитро. Он может как-нибудь во сне показать знакомого священника, духовника в белых ризах, всего сияющего, и тогда у человека возгорается христианская любовь к духовнику. А в другой раз диавол покажет ему священника в ризах, лежащего в грязи. Человек духовно неопытный, поверив первому сну, доверится и второму, решит: "Ага, вот он в каком состоянии, пал, не буду я больше к нему ходить".

Несет ли священник ответственность за дальнейшую жизнь крещеных и венчанных им людей?

При крещении и венчании священник должен обязательно сказать, что каждый православный христианин должен ходить в церковь в субботу вечером, в воскресенье утром, во все праздники; объяснить как надо соблюдать заповеди, посты; дать иные наставления. Как только наставления получены, ответственность за их выполнение несут уже сами верующие. Единственно, за что может отвечать священник, это за то, если он будет крестить и венчать всех без разбора. Христос сказал: "Кто будет веровать и креститься - спасен будет, а кто не будет веровать - осужден будет" (Мр. 16,16). А многие, приходящие принять крещение, идут по чьему-то наущению. Часто бывает, что будущая теща говорит жениху: "Дочь не отдам, пока не крестишься и не повенчаетесь". И он вынужден креститься и венчаться, чтобы ублажить тещу, а самому ему все это безразлично, потому что веры у него нет. И такие "венчанные" в церковь не ходят, Богу не молятся, потому и мира у них в семье нет, оттого и разводы. Бог- это полнота Любви; если супруги повенчались, а живут вне Бога, вне Любви, союз их обязательно распадется.

Что делать, если священник не ведет святой образ жизни? Как к нему относиться?

Все мы признаем медицину, но врачи бывают разные. Точно также и священники бывают разные. Христос нас предупреждал, Он говорил, что пастыри будут трех видов: пастыри добрые, которые полагают душу за своих овец, наемники, которые пришли в церковь просто работать и третий вид - волки в овечьей шкуре (Ин. 10). Так у нас всегда было... Сейчас очень много открывается храмов по стране, а духовные школы, семинарии не могут обеспечить все приходы, вот и приходится зачастую рукополагать человека верующего, но не имеющего духовного и житейского опыта, слабого. Так что может он и оступиться.

Был такой случай до революции. Судили священника за какие-то финансовые прегрешения, а защищал его известный адвокат Плевако. Он сказал такую речь:

Господа! Скажите, вы этого священника знаете?

Да, знаем.

Вы к нему на исповедь ходили?

Он вам прощал грехи, отпускал их?

А ведь вы, наверное, не раз приходили к нему?

Да, много раз.

Каялись, и он вам прощал. Так неужели священник единожды согрешил и вы, будучи такими жестокими, ему не простите его грех? Господь сказал: "Каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Мф.7,2). И он добился оправдания того священника. Так что судить никого не надо.

Есть ли в церкви благодать Божия, если cлyжащий там священник бывает пьян и поет светские песни?

Святой Ефрем Сирин говорит так: "Если священник своими грехами превзойдет весь мир и грешнее его не будет на земле никого, то, когда он будет совершать богослужение, по вере прихожан таинство совершается, оно действительно. И если священник духовно связан по руками и ногам, тогда за него священнодействие совершает Ангел".

Бывает и такое. Как-то я упоминал, что у одного священника на душе был смертный грех. Он сказал: "Господи, я недостоин совершать эту страшную литургию. Ты Сам ее совершай", и увидел, как от него отделился Христос и стоял впереди этого священника, совершая на престоле все таинства. А священник только возгласы говорил.

Поэтому, когда диакон вначале Божественной литургии прикладывается к Престолу и говорит: "Время. Сотворите Господеви. Владыко, благослови", тогда священник благословляет его и тот выходит на амвон. Начинается Божественная литургия.

В греческом служебнике сказано так: проскомидия, подготовительный этап к литургии - это чисто человеческое действо. Теперь же время кончено, священник стоит перед Престолом, в его лице Сам Христос совершает Божественную литургию. Поэтому, когда входят с Чашей и диакон кадит священнику, он говорит: "Мир всем", тогда через него Сам Христос рукой священника благословляет всех. Это мы видим. Все таинства, которые совершаются видимым образом, невидимо совершает Сам Христос.

Бесноватые люди могут узнать священника даже тогда, когда он будет пострижен, побрит, в гражданском костюме. Другие не узнают его, а этим больным бесы подскажут, потому что они не терпят той благодати, которая при рукоположении даруется Господом священнику. Господь так-то благодать дает, которой не имел ни один царь земной, хоть и праведной жизни. Такой власти не дано ни одному правителю земному, какую имеет священник. Священник имеет право совершать все таинства, прощать грехи, действием своих рук и благодатью Божией совершать превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы; священник имеет право запрещать на земле - и человек будет запрещен на Небе, может разрешать его - и человек будет разрешен на Небе. Власть огромная, поэтому он старается, чтобы каждое слово не было кому-то во вред, а несло только пользу.

Когда православный священник искренний, но имеет какие-то грехи, и нет другого священника, кому он может исповедать их, он может встать перед Престолом и каяться в грехах: "Господи, поскольку нет духовника, Ты Сам приими мою исповедь и прости мне грехи. Может, лишнее я пил или спал, или переел. Может, плохо молился - рассеянно, где-то возгордился, где-то возмутился; возможно кого-то осудил словом или мысленно. Господи, прости меня". И Господь Своей благодатию прощает, потому что Он Своему рабу не даст стоять пред Престолом в скверне. Он Сам очищает его душу.

Так что все таинства совершает Сам Христос, а священник в руках Божиих является орудием. Многие люди не знают этой великой божественной тайны.

Что лично Вам ближе: позиция ограждения себя от мира каменными стенами или сопереживание проблемам, которые мучают людей?

Апостол Павел говорит: "Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими" (Рим. 12,15). Священник, хотя и кажется, что он внешне отгорожен от мира стенами, полностью участвует в жизни каждого человека. Представьте себе корабль. На палубе стоит человек, борт корабля отгораживает его от моря, где люди тонут. Если он имеет все необходимые средства для спасения: веревки, багры - он будет спасать людей и спасет многих, гораздо больше, ежели бы он просто прыгнул в море и стал там спасать; он вместе со всеми бы погиб. Чтобы спасать людей, надо знать, как, и иметь необходимые средства для спасения В монастырях этому и обучаются.

Возможно ли спасение собственными силами, без священника?

Было это в начале века. Тогда во многих школах преподавался Закон Божий. В класс на урок пришел священник и спросил учеников:

Что самое главное для спасения человека? Ученики отвечали:

Вера, крещение, причащение, исповедь, добрые дела...

На все их слова священник отвечал:

Правильно, но этого недостаточно для спасения. Самое главное в спасении - присутствие пастыря, священника.

Без священника спасение человека невозможно. Когда Христос после Своего Воскресения явился ученикам в горницу при закрытых дверях и сказал: "Мир вам", дунул на них и сказал: "Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся" (Ин.20, 22-23). В этот момент Господь Своей Церкви - двенадцати апостолам - дал власть прощать и вязать грехи, то есть совершать все таинства. Но это еще не имело полноты до дня Пятидесятницы, когда Дух Святой в иерусалимской горнице сошел на апостолов. Апостолы исполнились всей полнотой Божией благодати и стали рукополагать во епископы, священники, дьяконы. До сегодняшнего дня эта иерархия хранима Христовой Православной Церковью.

У любого патриарха, епископа, священника можно узнать его "родословную": кого из апостолов они стали преемниками. Потому что преемственная иерархия никогда не прерывалась в нашей Церкви и дошла до сегодняшнего дня. От самого дня Пятидесятницы до наших дней идет благодатная струя священства.

Как вести себя с народом начинающему священнику? Что должно быть главным в отношениях священнослужителя и паствы?

Нужно служить примером для всех: быть мирным, спокойным, соответствовать своему званию, всегда помнить, что без Бога мы ничто, не приписывать себе даров.

Господь и через молодого священника вразумляет, наставляет. В первый же раз, как стал я исповедовать, подошла ко мне девушка лет 17-ти и покаялась, что шесть раз, причастившись, выбрасывала Тело Христово. Я пришел в ужас, стал объяснять ей, что это тягчайший грех Богоубийства, и после длинного наставления предупредил: "Причащаться тебе нельзя, пока не станешь христианкой". Однако через некоторое время она снова появилась и с тем же: в седьмой раз выбросила Святые Дары! И спокойненько так рассказывает: "Мы с ребятами гуляли в Сокольниках, проходили мимо храма, на гитаре играли, пели. Ну я и зашла, как раз причащали, и я причастилась, а во рту стало очень горько, вот и выплюнула." - "Ты находишься под запретом, тебе нельзя причащаться! Господь накажет тебя за этот страшный грех, войдет в тебя дьявол, злой дух". "Не войдет!" - сказала она самоуверенно. - "Вот увидишь!" Прошло какое-то время, и она приходит уже бесноватая. Много лет миновало, а она так и не исцелилась.

Был другой случай. Одна женщина исповедовалась, рассказала много смертных, страшных грехов и попросила епитимью, но я не знал, что наложить на нее за тяжкие грехи, и сказал: "Господь Сам даст тебе епитимью". - "Какую?" - "Ну, к примеру, будешь переходить дорогу - и машина собьет, или на работе рука попадет в станок, или заболеешь раком..." Месяца через два-три появляется с забинтованной рукой: "Все исполнилось, батюшка. На работе станком два пальца отхватило и признали рак. Но теперь я знаю, что это мне епитимья от Господа, и стараюсь терпеть, надеюсь на милость Божию". Ей сделали операцию. Прошло более 20 лет, и Господь свел нас снова: увидел ее на одной из встреч с радиослушателями православной радиостанции "Радонеж" в Москве. Она показала свои пальцы, говорит: "Я за Вас молюсь, батюшка".

Порой человек покаялся в грехах, а священник не знает, какую дать епитимью. Тогда Господь по Своей милости ставит человека в такие условия, что ему приходится и поболеть, и поскорбеть, и всякие неприятности потерпеть. Если человек не ропщет, не отчаивается, никого не обвиняет, душа его очищается и человек спасается.

Хорошо бы узнать о Вашей жизни, как Вы пришли к Богу, стали священником?

Меня как-то поздравляли и спросили: "Не хотелось ли Вам заново прожить всю жизнь?" Я ответил: "Нет, не хотелось". Я вспомнил всю свою жизнь и подумал, что по-другому я не стал бы жить. Я благодарен Господу за то, что в моей жизни было очень много интересного, особенно же скорбного, Именно в таких испытаниях наша Душа закаляется, становится сильной и крепкой.

Когда началась война, мне было два с небольшим года. Отец, когда уходил на фронт, на руках нес меня. Стал садиться в машину, передал матери и сказал: "Храните его, он вам поможет спастись". А у матери оставалось еще шестеро детей, я самый младший. Эти слова в каком-то смысле оказались пророческими.

Жили мы в Алтайском крае. Народ там повально умирал от эпидемий. Был страшный голод. Ничего не было, даже картошки. Помню, держался за стены, чтобы с голоду не упасть. Летом мы ели лебеду, крапиву и от этого опухали, поэтому нам пришлось с гор переехать в г. Алейск.

Есть было нечего. Мать заворачивала ноги тряпками, брала салазки и шла по ближним деревням - кто чего даст. Вечером приносила пять-шесть картофелин. Чистить их нельзя было: и так мало. Водой хорошенько вымоет, на терке з кашицу протрет и в большом котле варит. Каждому давала по ложке, чтобы с голоду не умерли. А было нас семь детей, и всех надо было выкормить.

У нас была корова особая, "диссидентка". Ее во время войны хотели забрать работать на колхозном поле - она должна была боронить землю. Когда ее повели со двора, она встала, согнула передние ноги, уперла рога в землю. Ее уж били-били, понукали, а она все равно не шла. А домой вернули - спокойно боронила, работала.

Запрягли ее в телегу и шли сто километров, спускаясь с гор. На телеге были какие-то пожитки, я маленький сверху сидел на тряпье, а все остальные - мать и шестеро детей - шли за подводой.

Приехали в город Алейск. Дали нам на краю города местечко для землянки, а у нас нет ни одной копейки, даже орудий, которыми можно было бы копать.

Рядом был дом бабки Сельдерихи. Была она очень богатая, имела около сотни гусей, уток, кур. Наверное, пятьдесят овец, коровы, телята, а у нас даже колодца не было. Дед Иаков, ее муж, тайком от нее дал нам лопату. Я за него до сих пор молюсь. Вырыли мы яму под жилье. Старшие братья где-то достали пять горбылей, накрыли яму, завалили ее травой, ботвой, землей. А залезали мы в нее так: ложились на живот и сползали вниз. Такое было у нас жилище - в яме. Единственный признак, что это жилище людей, - к колышку над землянкой была привязана корова.

Старшие братья и сестры пошли в поле, собрали солому, нарубили ее топором, а потом сделали из нее саманные кирпичи. Начали строить жилище посерьезнее, попрочнее - землянку. Зарылись в землю, а над землей построили землянку в два небольших окошечка. В ней мы жили с сорок пятого по пятьдесят четвертый годы. Для балки-матки, которая поддерживала крышу в землянке, достали семиметровый рельс. Но землянка была короче, и конец этого рельса высовывался из стены наружу. А зимой в Сибири морозы по 50 градусов. Этот рельс так "накалялся" от холода, что в доме от него мороз был. Весь заиндевеет и мы по нему узнаем, сколько градусов на улице.

Часто были такие страшные бураны, что нашу землянку заносило. Не одни мы жили в таких условиях, рядом с нами жили соседи. Перед землянкой гора снега, приходилось выкапывать тоннель. До двадцати метров бывал этот проход. Топить печку было нечем. Делали, правда, из коровьего навоза сухие лепешки, ими топили, но они быстро расходовались, хватало ненадолго. Так что жили в холоде, не было ни одеял, ни подстилки на нары. Вот так мы закалялись.

Утром как-то в сене увидели серую, большую овчарку. Она оказалась ученой. Все команды знала. Мы было задумались: как же ее кормить? А оказалось, она нас сама потом кормила.

В километре от нас была речка. Изгороди не было, просто вырыли канаву, и она ограждала огороды. Корова через нее перепрыгнуть не может, огород не попортит.

Яма была глубокая, с метр, и она зарастала травой. Наша собака ходила на речку, ловила гусей, уток и по этим канавам тайком приносила их нам. Люди рядом богатые жили, но не делились. Может, у нашей соседки - бабки Сельдерихи - она и ловила

Хлеба до сорок седьмого года мы не видели, а в сорок седьмом его начали выдавать. Старшие братья и сестры чтобы не умереть с голоду, разъехались работать. Мать, старшая сестра и я жили на тридцать рублей. Мать получала деньги, покупала полмешка муки - это нам на весь месяц. Конечно, не было ни электричества, ни керосина. Даже в школу ходить было не в чем. Нам, как семье погибшего, выделили одну фуфайку и валенки. С утра в школу в этой одежде ходила сестра, а вечером, после обеда, я. Учились по очереди. Бумаги чистой не было, писали на газетах.

Помню, мать мне сшила ситцевую рубашку. У меня было столько радости, столько ликования! Я бегал, всем говорил, что у меня есть новая рубашка. Господь Своей благодатию не оставлял, радовал даже мелочью. А сейчас, порой, и одежду хорошую, и машину сыну приобрели, а радости у него нет. И оказывается, что вся жизнь не в богатстве, а в Боге. За деньги в магазине или на базаре не купишь ни душевной радости, ни покоя. Их может дать только Господь, когда наша душа на исповеди очистится. Радость живет только в живой, чистой душе. А мертвая, безжизненная душа все принимает как должное, без радости, без благодарения Богу.

Я был не крещен, хотя и шел мне уже восьмой год, денег не было. Босиком бегал в церковь. Однажды пришел в церковь, и так мне там понравилось! Увидел, как ребята выходили из алтаря со свечами. Я осмелился и подошел потом к батюшке, иеромонаху Пимену. Говорю: "Я тоже хотел бы вот так, как эти мальчики". Он посмотрел на меня:

Сколько тебе лет?

Я сказал. Он говорит:

Знаешь, дорогой, подрастешь, и Господь исполнит твое желание.

Это желание исполнилось через двадцать лет. Позже Господь все дал. Денег у нас так и не было, но о. Пимен крестил меня.

С учебой были сложности. В школу не разрешалось ходить босиком, так мне сшили тапочки из каких-то тряпочек, и я их надевал, когда приходил в школу.

Досыта хлеб стали есть только в пятьдесят четвертом году. Потом начал работать в шахте. Занимался боксом.

А потом пришло время идти в армию. До армии занимался боксом, и в армии пришлось тренировать ребят. Даже выступать доводилось, места занимать.

После армии снова пришел в шахту, работал еще пять лет. Труд этот подземный, тяжелый, опасный.

А потом на шахте узнали, что я в церковь хожу. Прикрепили ко мне атеиста, который со мной побеседовал. Убеждал четыре часа и сказал: "С тобой безполезно говорить. Тебе один путь - поступать в семинарию". Я понял, что через него мне Господь сказал эти слова. И когда поехал в отпуск, зашел в Сергиеву Лавру узнать что да как. А на следующий год поступил и начал учиться в семинарии.

Жил я в Сергиевой Лавре десять лет, учась сначала в семинарии, потом в академии. Когда учился в семинарии, принял постриг, меня рукоположили. Говорил проповеди, семь лет исповедовал народ. До сегодняшнего дня приезжают люди, которые помнят меня с того времени.

В это время Господь попустил поболеть полиартритом. Шесть месяцев лежал. Врачи говорят, что полиартрит неизлечим. Но что невозможно человеку, возможно Богу. Если Господу угодно, Он с одра смертного поднимает, даже с того света возвращает. Господь меня исцелил.

Когда пришло время распределения, передо мной встал выбор: ехать или на Афон, или в Почаевскую Лавру. Господь устроил так, что мне благословили: "Оставайся в России, ты здесь нужнее".

В Почаеве труд исповеди был особенно тяжелый. До сотни человек в день приходилось принимать. С некоторыми надо было пятнадцать-двадцать минут беседовать. А помимо исповеди было еще послушание водить экскурсии. Экскурсия шла один-два часа.

В моем сознании никогда не было мысли, что Бога нет. Бог всегда был в моей душе. Есть люди, которые верят, что Бога нет, но есть и такие люди, которые не только верят, но и знают, что Бог есть. Все зависит от того, как мы живем.

Когда я был маленький, мне так хотелось поиграть в игрушки! Но у нас ничего не было: ни мячика, ни машинки. Часто что-то сами мастерили, например, мяч из овечьей шерсти.

Однажды подсмотрел у соседки: под клеенкой лежали три рубля. Я их забрал. Хотел на них купить мячик. Узнали об этом, стыдили. Меня и самого мучила совесть, что деньги взял. Домой после этого весь день не заходил, так мучился. И с тех пор Господь так положил: никогда ничего ни у кого не брать.

Помню, был маленький. Наш сосед поехал в город Барнаул, поступил в ФЗУ. Потом приехал, начал нас учить матом ругаться. А мы не понимали, что это такое и некоторые слова повторяли. Старшие братья услышали и сказали, что это нехорошие слова и говорить их не надо. И Господь так положил, что с тех пор я из своих уст ни одного матерного слова не выпускал. Бог дал, был у меня друг Володя. Когда вдвоем играли, видим: ребята, человек пять-шесть, идут, матом ругаются. Мы спрячемся, они пройдут, мы опять играем. Не имели общения с ними. Денег не было, а хотелось кино посмотреть, одно утешение - река. Как-то так захотелось в кино, пошел по дороге деньги искать, иду босиком по пыли, вдруг вижу - двадцать копеек лежит. И фильм "Тарзан" посмотрел, надолго он мне запомнился. Хотелось быть таким же ловким и сильным.

Учили нас и курить. Но и тут Господь так дал, что в жизни ни одной папиросы не искурил. В рот, правда, брал, но не зажигал. И до сегодняшнего дня Господь хранит.

Знаю, что у некоторых родителей дети начинают курить, пить, принимать наркотики. Это от духовного голода, от душевной неудовлетворенности, от чересчур хорошей жизни. Оттого, что в душе нет ни молитвы, ни истинного покаяния, даже, если этих детей изредка в церковь и водят, причащают. Самое сокровенное, тайное этот человечек утаивает, скрывает и в осуждение причащается. Люди у меня на исповеди были разные - от двухлетних малышей, которые говорят: "Ножкой на маму топал" - и до стариков, которые привыкли о себе хорошо думать: "А я никого не убивал, не грабил. Живу не хуже других".

А когда человек жил в страданиях, он ценит все по-другому...

Рядом стоят два священника, один чином выше. У кого брать благословение?

Если Вы хотите взять благословение и видите, что священников несколько, следует сначала брать благословение у того священника, кто чином выше. Если рядом стоят иеромонах и архиерей, то благословение берется только у архиерея. Архиерею дается большая полнота благодати, у иеромонаха этой полноты нет. Епископская благодать приравнивается к апостольской, он имеет право совершать все таинства, а иеромонах все, кроме рукоположения. Если рядом стоят иерей и протоиерей, то благословение следует сначала брать у протоиерея. Если иеромонах и игумен, то сначала у игумена.

Если священник имеет какие-то человеческие слабости, и люди видя это соблазняются, то стоит ли участвовать в таинствах в этом храме?

Преподобный Ефрем Сирин отвечает так: "Если священник своими грехами превзойдет весь мир и грешнее его никого на земле не будет, то таинства Божий все равно совершаются". Через его руки Сам Бог будет действовать.

В одном храме священник отслужил Божественную Литургию и умер. Епископ другого поставил на этот приход. Тот отслужил Литургию и тоже умер. Напал на священников страх... Третьего поставил епископ. Он отслужил и умер! Четвертого поставил. Он искренне, с верой помолился Богу, чтобы Господь указал, в чем причина их смертей. И увидел первого священника, опутанного Цепями, он указывал на ящик у жертвенника. Священник закончил Литургию, а после Литургии подошел к ящику и увидел множество поминальных записок. Они лежали там со времен первого священника, тот их не читал, а просто складывал в ящик. И пришлось четвертому священнику служить несколько Литургий, поминать на проскомидии по запискам.

Каждый человек драгоценная жемчужина у Бога. И Господь отдает этот жемчуг в обработку - вручает души человеческие священнику для наставлений и очищения от грехов. Например, земной царь вызывает слуг, дает им драгоценный, но еще не очищенный бисер и говорит: "Этот бисер надо аккуратно очистить, довести до блеска и вернуть мне". Некоторые труженики скрупулезно очищают и шлифуют мелкие жемчужинки, а потом возвращают их царю: "Мы исполнили твое послушание, старались, очищали до блеска". А другие, нерадивые, слегка протерли тряпочкой, сполоснули от тины, и все. Не отшлифовали, грязь не сняли. Как с такими поступит царь? Он их изгонит.

Точно так и душа человеческая, как драгоценный бисер. Священнику от Бога дана такая власть, какой Он не дал царям земным, - прощать людям грехи, совершать церковные таинства, наставлять их в законе Божием. Священник должен помочь человеку очистить душу от грязи внутренней и вернуть ее Господу. Настанет кончина и старательный человек обретет вечную жизнь, а нерадивый вечные адские муки.

В Ветхом Завете сказано: если к первосвященнику приходит грешник, кается и получает от первосвященника назидание, как ему правильно жить, а уходя, не исправляется, то первосвященник не отвечает за его грехи. Если же первосвященник не указал, как правильно жить, как спасаться, то за погибель грешника отвечает сам первосвященник. Это установление перешло из Ветхого Завета в Новый Завет.

Иерархический принцип и структура должны соблюдаться в любой организации, в том числе и в РПЦ, которая имеет собственную церковную иерархию. Наверняка каждый человек, посещающий богослужения либо иным образом вовлечённый в деятельность церкви, обращал внимание на то, что каждый священнослужитель имеет определённый чин и статус. Это выражается в разном цвете одеяния, виде головного убора, наличии либо отсутствии украшений, праве проводить те или иные священнодействия.

Иерархия священнослужителей в РПЦ

Священнослужителей Русской православной церкви можно разделить на две большие группы:

  • белое духовенство (те, кто могут заключать брак и заводить детей);
  • чёрное духовенство (те, кто отреклись от мирской жизни и приняли монашеский сан).

Чины в белом духовенстве

Ещё в ветхозаветном писании говорится о том, что до Рождества пророком Моисеем были назначены люди, задачей которых было стать промежуточным звеном в общении Бога с людьми. В современной церковной системе эту функцию исполняют белые священники. Низшие представители белого духовенства не имеют священного сана, к ним относятся: алтарник, псаломщик, иподиакон.

Алтарник — это человек, который помогает священнослужителю в проведении служб. Также таких людей называют пономарями. Пребывание в этом чине - обязательная ступень перед получением священного сана. Человек, исполняющий обязанности алтарника, является мирским, то есть он вправе покинуть церковь, если передумает связывать свою жизнь со служением Господу.

В его обязанности входит:

  • Своевременное зажжение свечей и лампад, контроль за их безопасным горением;
  • Подготовка одеяний священников;
  • Вовремя подносить просфор, кагор и прочие атрибуты религиозных обрядов;
  • Разжигать огонь в кадиле;
  • Подносить полотенце к губам во время причащения;
  • Поддержание внутреннего порядка в церковных помещениях.

В случае надобности алтарник может звонить в колокола, читать молитвы, однако ему воспрещается касаться престола и находиться между алтарём и Царскими вратами. Алтарник носит обыкновенную одежду, сверху надевается стихарь.

Псаломщик (иначе - чтец) - ещё один представитель белого низшего духовенства. Его главная обязанность: чтение молитв и слов из святого писания (как правило, они знают 5−6 основных глав из Евангелия), объяснение людям основных постулатов жизни истинного христианина. За особые заслуги может быть посвящён в иподиакона. Эта процедура осуществляется священнослужителем более высокого ранга. Псаломщику разрешено надевать подрясник и скуфью.

Иподиакон - помощник батюшки в проведении служб. Его одеяние: стихарь и орарь. При благословении архиереем (он же может возвести псаломщика или алтарника в сан иподиакона) иподиакон получает право касаться престола, а также заходить в алтарь через Царские врата. Его задача: обмывать руки священника во время богослужений и подавать ему необходимые для обрядов предметы, например, рипиды и трикирий.

Церковные саны православной церкви

Вышеперечисленные служители церкви не имеют священного сана, а, следовательно, не являются церковнослужителями. Это обыкновенные люди, живущие в миру, однако желающие стать ближе к Богу и церковной культуре. На свои должности они принимаются с благословения церковнослужителей, находящихся выше рангом.

Диаконская степень церковников

Диакон - низший чин среди всех церковников, имеющих священный сан. Его основная задача - быть помощником попа при богослужении, в основном они занимаются чтением евангелия. Самостоятельно проводить богослужение диаконы не имеют права. Как правило, несут свою службу в приходских церквях. Постепенно этот церковный сан утрачивает своё значение, и их представительно в церкви неуклонно сокращается. Диаконскую хиротонию (процедуру возведения в церковный сан) осуществляет архиерей.

Протодиакон - главный дьякон при храме или церкви. В прошлом веке этот сан получался диаконом за особые заслуги, в настоящее время необходимо 20 лет служения в низшем церковном сане. Протодиакон имеет характерное одеяние - орарь со словами «Свят! Свят! Свят». Как правило, это люди с красивым голосом (они исполняют псалмы и поют на богослужениях).

Пресвитерская степень служителей

Иерей в переводе с греческого означает «жрец». Младший титул белого духовенства. Хиротонию также осуществляет архиерей (епископ). В обязанности иерея входит:

  • Проведение таинств, богослужений и иных религиозных обрядов;
  • Проведение причащения;
  • Нести заветы православия в людские массы.

Иерей не имеет права освящать антиминсы (плат материи из шёлка либо льна со вшитой в него частицей мощей православного мученика, находящийся в алтаре на престоле; необходимый атрибут для проведения полной литургии) и проводить таинства рукоположения священства. Вместо клобука носит камилавку.

Протоиерей - титул, которым награждают представителей белого духовенства за особые заслуги. Протоиерей, как правило, является настоятелем храма. Его одеяние во время проведения богослужений и церковных таинств - епитрахиль и риза. Протоиерей, награждённый правом носить митру, называется митрофорным.

В одном соборе могут служить несколько протоиереев. Посвящение в протоиереи осуществляется епископом с помощью хиротесии - возложения рук с молитвой. В отличие от хиротонии проводится в центре храма, вне алтаря.

Протопресвитер - высшее звание для лиц белого духовенства. Присваивается в исключительных случаях в качестве награды за особые заслуги перед церковью и обществом.

Высшие церковные чины относятся к чёрному духовенству, то есть, таким сановникам запрещено иметь семью. Представитель белого духовенства также может встать на этот путь, если отречётся от мирской жизни, а его супруга поддержит мужа и пострижётся в монахини.

Также на этот путь вступают сановники, ставшие вдовцами, так как они не имеют права повторно вступать в брак.

Чины чёрного духовенства

Это люди, принявшие монашеский постриг. Им запрещено заключать брак и заводить детей. Они полностью отрекаются от мирской жизни, давая обеты целомудрия, послушания и нестяжания (добровольного отказа от богатства).

Низшие чины чёрного духовенства имеют множество сходств с соответствующими чинами белого. Иерархию и обязанности можно сравнить при помощи следующей таблицы:

Соответствующий чин белого духовенства Чин чёрного духовенства Комментарий
Алтарник/Псаломщик Послушник Мирской человек, который принял решение стать монахом. По решению игумена его зачисляют в братию монастыря, выдают подрясник и назначают испытательный срок. По его окончании послушник может решить, становиться ли ему монахом либо вернуться к мирской жизни.
Иподьякон Монах (инок) Член религиозной общины, давший три монашеских обета, ведущий аскетичный образ жизни в монастыре либо самостоятельно в одиночестве и отшельничестве. Не имеет священного сана, следовательно, не может совершать богослужения. Монашеский постриг совершается игуменом.
Диакон Иеродиакон Монах в сане диакона.
Протодиакон Архидиакон Старший диакон в чёрном духовенстве. В Русской православной церкви архидиакон, несущий службу при патриархе, называется патриаршим архидиаконом и принадлежит к белому духовенству. В крупных монастырях главный диакон также имеет сан архидиакона.
Иерей Иеромонах Монах, имеющий сан священника. Иеромонахом можно стать после процедуры хиротонии, а белые священники - через монашеский постриг.
Протоиерей Изначально - настоятель православного монастыря. В современной Русской православной церкви чин игумена даётся как награда иеромонаха. Часто чин не связан с управлением монастырём. Посвящение в игумены производит архиерей.
Протопресвитер Архимандрит Один из высших монашеских чинов в православной церкви. Возложение сан происходит через хиротесию. Чин архимандрита связан с административным управлением и монастырским настоятельством.

Епископская степень священнослужителей

Епископ принадлежит к разряду архиереев. В процессе рукоположения они получили высшую господнюю благодать и поэтому имеют право на проведение любых священных действий, в том числе проводить хиротесию диаконов. Все епископы имеют одинаковые права, старшим из них является архиепископ (имеет те же функции, что и епископ; возведение в сан осуществляет патриарх). Только епископ имеет право благословить службу антимисом.

Носит красную мантию и клобук чёрного цвета. К епископу принято следующее обращение: «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Является руководителем местной церкви - епархии. Главный священник округа. Избирается Священным Синодом по приказу патриарха. В случае необходимости в помощь епархиальному архиерею назначается викарный епископ. Архиереи носят титул, включающий название кафедрального города. Кандидат в архиереи должен быть представителем чёрного духовенства и возраст старше 30 лет.

Митрополит - высший титул епископа. Подчиняется непосредственно патриарху. Имеет характерное одеяние: голубая мантия и клобук белого цвета с крестом, выполненным из драгоценных камней.

Сан даётся за высокие заслуги перед обществом и церковью, является древнейшим, если начинать отсчёт со становления православной культуры.

Выполняет те же функции, что и епископ, отличаясь от него преимуществом чести. До восстановления патриаршества в 1917 году в России было только три епископских кафедры, с которыми обычно соединялся сан митрополита: Санкт-Петербургская, Киевская и Московская. В настоящий момент в Русской православной церкви насчитывается более 30 митрополитов.

Патриарх - высший сан православной церкви, главный священник страны. Официальный представитель РПЦ. С греческого патриарх переводится как «власть отца». Его избирают на Архиерейском соборе, которому и отчитывается патриарх. Это пожизненный сан, низложение и отлучение от церкви человека, получившего его, возможно лишь в самых исключительных случаях. Когда место патриарха не занято (период между смертью прошлого патриарха и выборами нового), его обязанности временно исполняет назначенный местоблюститель.

Имеет первенство чести среди всех епископов РПЦ. Осуществляет управлению церковью совместно со Священным Синодом. Контактирует с представителями католической церкви и высшими сановниками других конфессий, а также с органами государственной власти. Издаёт указы об избрании и назначении архиереев, руководит учреждениями Синода. Принимает жалобы на архиереев, давая им ход, награждает клириков и мирян церковными наградами.

Кандидат на патриарший престол должен быть архиереем РПЦ, иметь высшее богословское образование, в возрасте не моложе 40 лета, пользоваться доброй репутацией и доверием церкви и народа.

- (греч. kiereus, от hieros священный). Священник, пресвитер. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИЕРЕЙ [гр. hiereus букв. жрец Словарь иностранных слов русского языка

См. священник... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. иерей духовенство, священник; священнослужитель, батюшка, поп, пресвитер Словарь русски … Словарь синонимов

- (греч. hiereus букв. жрец), официальное название православного священника … Большой Энциклопедический словарь

ИЕРЕЙ, иерея, муж. (от греч. hiereus жрец) (церк. офиц.). У православных христиан священник. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ИЕРЕЙ, я, муж. В православной церкви: священник. | прил. иерейский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Иерей - (греческое hiereus, буквально жрец), официальное название православного священника. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ИЕРЕЙ - [греч. ὁ ἱερεύς], то же что священник; слово «иерей», отличается от слова «священник» лишь стилистически, употребляется гл. обр. в литургическом контексте. В качестве технического термина наряду с «рукоположением во пресвитера» употребляется… … Православная энциклопедия

Я; м. [греч. hiereus жрец] В православной церкви: священник. ◁ Иерейский, ая, ое. И. сан. И ие дети. * * * иерей (греч. hieréus, буквально жрец), священнослужитель средней (второй) степени христианской церковной иерархии; официальное название… … Энциклопедический словарь

иерей - ИЕРЕЙ, я, м То же, что священник; Син.: пресвитер. Разоблачившись в алтаре и приведя все в порядок, вышел иерей на паперть церковную (К.Случевский) … Толковый словарь русских существительных

иерей - єрей (иерей, ієрей) священик … Зведений словник застарілих та маловживаних слів

Книги

  • Иерей-Сан. Исповедь самурая (DVD) , Баранов Егор. Главный герой - Такуро Накамура, в крещении отец Николай - священник японской православной церкви, в прошлом профессиональный спортсмен, а в настоящем - родной братглавы одного из влиятельных…
  • 40 лет на планете "Поэзия" , Иерей Владимир Игнатьев. Вашему вниманию предлагается сборник стихов иерея Владимира Игнатьева…
  • Ислам - Православный взгляд. Мухаммед - кто он? Ислам в истории России (CDmp3) , Иерей Даниил Сысоев. На данном диске представлены 3 лекции священника Даниила Сысоева, прошедшие на подворье Троице-Сергиевой лавры. Используя исторические хроники и факты отец Даниилрассказывает с православной…

Одним из основных направлений в христианстве является православие. Его исповедуют миллионы людей по всему миру: в России, Греции, Армении, Грузии и других странах. Храм Гроба Господня считается хранителем главных святынь в Палестине. существуют даже на Аляске и в Японии. В домах православных верующих висят иконы, которые представляют собой живописные изображения Иисуса Христа и всех святых. В XI веке христианская церковь раскололась на православную и католическую. Сегодня большинство православных людей проживает в России, так как одной из самых старейших церквей является Русская Православная Церковь, во главе которой стоит патриарх.

Иерей - кто это?

Существует три степени священства: дьякон, священник и епископ. Тогда иерей - кто это? Так называют священника низшего ранга второй степени православного священства, который с благословления епископа допускается к самостоятельному ведению шести церковных таинств, кроме таинства рукоприложения.

Многих интересует происхождение титула иерей. Кто это и чем он отличается от иеромонаха? Стоит отметить, что само слово с греческого языка переводится как "жрец", в Русской церкви - это священник, которого в монашеском чине называют иеромонахом. В официальной или торжественной речи к священникам принято обращаться "Ваше Преподобие". Иереи и иеромонахи имеют право возглавлять церковную жизнь в городских и сельских приходах и называются они настоятелями.

Подвиги священников

Иереи и иеромонахи в эпоху великих потрясений ради веры жертвовали собой и всем тем, что у них было. Именно так подлинные христиане держались за спасительную веру во Христа. Их настоящий подвижнический подвиг церковь никогда не забывает и чтит со всеми почестями. Не каждый знает, сколько иереев-священников погибло в годы страшных испытаний. Их подвиг был настолько велик, что невозможно себе даже представить.

Священномученик Сергий

Иерей Сергий Мечев родился 17 сентября 1892 года в Москве в семье священника Мечева Алексея. Окончив гимназию с серебряной медалью, он пошел учиться в Московский университет на медицинский факультет, но потом перевелся на историко-филологический факультет и окончил его в 1917 году. В годы студенчества он посещал богословский кружок имени Иоанна Златоуста. В годы войны 1914 года Мечев работал в санитарном поезде братом милосердия. В 1917-м он часто бывал у патриарха Тихона, который с особым вниманием относился к нему. В 1918 году он получает благословение принять священство от После этого, будучи уже отцом Сергием, никогда не оставлял своей веры в Господа Иисуса Христа и в самые сложные времена, пройдя лагеря и ссылки, даже под пытками не отказался от нее, за что и был расстрелян 24 декабря 1941 года в стенах Ярославского НКВД. Сергия Мечева причисли к лику святых новомучеников в 2000 году РПЦ.

Исповедник Алексей

Иерей Алексей Усенко родился в семье псаломщика Дмитрия Усенко 15 марта 1873 года. Получив семинарское образование, он был посвящен в сан священника и стал служить в одном из сел Запорожья. Так бы и трудился он в своих смиренных молитвах, если бы не революция 1917 года. В 1920-1930-х годах его особо не коснулись гонения советской властью. Но в 1936 году в селе Тимошовка Михайловского района, где он жил с семьей, местные органы закрыли церковь. Ему было уже тогда 64 года. Тогда иерей Алексей пошел работать в колхоз, но как священник продолжал свои проповеди, и везде находились люди, которые готовы были его слушать. Власти не смирились с этим и отправляли его в дальние ссылки и тюрьмы. Иерей Алексей Усенко безропотно терпел все лишения и издевательства и до конца дней был верен Христу и Святой Церкви. Вероятно, он так и умер в БАМЛАГЕ (Байкало-Амурском лагере) - доподлинно неизвестны день и место его смерти, скорее всего, он похоронен в лагерной братской могиле. Запорожская епархия обратилась в Священный Синод УПЦ, чтобы рассмотреть вопрос причисления иерея Алексея Усенко к лику местночтимых святых.

Священномученик Андрей

Иерей Андрей Бенедиктов родился 29 октября 1885 года в селе Воронино в Нижегородской губернии в семье священника Николая Бенедиктова.

Его вместе с другими священнослужителями православных церквей и мирянами арестовали 6 августа 1937 года и обвинили в антисоветских разговорах и участии в контрреволюционных церковных заговорах. Иерей Андрей виновность свою не признал и против других показаний не давал. Это был настоящий священнический подвиг, он умер за свою непоколебимую веру в Христа. К лику святых был причислен Архиерейским собором РПЦ 2000 году.

Василий Гундяев

Он был дедом российского патриарха Кирилла и тоже стал одним из ярчайших примеров настоящего служения православной церкви. Родился Василий 18 января 1907 года в Астрахани. Чуть позже его семья переехала в Нижегородскую губернию, в город Лукьянов. Василий работал в железнодорожном депо механиком-машинистом. Он был очень религиозным человеком, в страхе божьем воспитывал и детей своих. Семья жила очень скромно. Однажды патриарх Кирилл рассказывал, что, будучи еще ребенком, спрашивал у деда, куда он дел деньги и почему ничего не скопил ни до, ни после революции. Тот ответил, что все средства отправлял на Афон. И вот, когда патриарх оказался на Афоне, он решил проверить этот факт, и, что, в принципе, неудивительно, это оказалось чистой правдой. В монастыре Симонометра есть старые архивные записи начала ХХ века на вечное поминовение иерея Василия Гундяева.

В годы революции и жестоких испытаний иерей отстаивал и сохранил свою веру до конца. Он провел в гонениях и заточениях около 30 лет, за это время просидел в 46 тюрьмах и 7 лагерях. Но эти годы не сломили веру Василия, он скончался восьмидесятилетним старцем 31 октября 1969 года в селе Оброчном Мордовской области. Святейший патриарх Кирилл, будучи студентом Ленинградской академии, участвовал в отпевании своего дедушки вместе со своим отцом и родственниками, которые тоже стали священниками.

"Иерей-сан"

Очень интересный художественный фильм сняли российские кинематографисты в 2014 году. Его название - "Иерей-сан". У зрителей сразу же появилось много вопросов. Иерей - кто это? О ком пойдет речь в картине? Идею фильма подсказал Иван Охлобыстин, который когда-то увидел в храме среди священников настоящего японца. Сей факт вверг его в глубокие размышления и изучения.

Оказывается, в Японию в 1861 году, во времена гонений на чужеземцев с островов, рискуя своей жизнью, приехал с миссией распространения православия иеромонах Николай Касаткин (Японский). Он несколько лет посвятил изучению японского, культуры и философии, чтобы перевести Библию на этот язык. И вот спустя несколько лет, а точнее в 1868 году, священника подстерег самурай Такума Савабэ, который захотел убить его за то, что тот проповедует чуждые вещи для японцев. Но иерей не дрогнул и сказал: «Как же ты можешь меня убить, если не знаешь за что?» Он предложил рассказать о жизни Христа. И проникнувшись рассказом священника, Такума, будучи японским самураем, стал православным священником - отцом Павлом. Он прошел много испытаний, потерял семью, свое имение и стал правой рукой отца Николая.

В 1906 году Николая Японского возвел в сан архиепископа. В этот же год произошло основание Киотского викариатства Православной церковью в Японии. Он умер 16 февраля 1912 года. Равноапостольный Николай Японский причислен к лику святых.

В заключении хочется отметить, что все люди, о которых велась речь в статье, хранили веру как искорку от большого костра и разносили ее по всему свету, чтобы народ узнал, что нет большей истины, чем христианское православие.

Храм и традиции Церкви: вопрос священнику на сайте Русская вера.

Влад, Ростов-на-Дону

Уважаемый батюшка, здравствуйте! У меня такой вопрос. В 10-ом веке Богородица распростерла свой покров над церковью Византии, тем самым защитив ее от нападения наших предков - славян. Каким образом Великий Олег прибил щит на врата Царьграда, получив славу и почет на многие лета, а также был записан в древних русских летописях? Ведь поход один и тот же. Неужели церковь считает, что в летописях врут? Хотя даже Пушкин прославил этот поход.

иерей Иоанн Севастьянов

К сожалению, в своем вопросе Вы отталкиваетесь от двух неверных положений. Во-первых, утверждение, что чудо Покрова Пресвятой Богородицы произошло при набеге на Константинополь именно в 10 веке и именно славян - это не факт, а только предположение. Во-вторых, ни в каких летописях о чуде Покрова Пресвятой Богородицы не повествуется.


Одна версия основывается на мнении церковного историка А. Карташова, что событие Покрова скорее всего было в период 860-х гг. и нападали на Константинополь славяне под командованием Аскольда и Дира. А. Карташов выводит это предположение из сообщений патриарха Фотия Константинопольского.


По второй версии, из жития св. Евфимия можно предположить, что этот праздник был установлен в начале 900-х годов. Именно тогда он был позаимствован участниками знаменитого похода Олега на Константинополь. И именно из-за свержения патриарха Евфимия этот праздник, как установленный при оном святителе, был отменен новым патриархом Николой Мистиком и до сих пор забыт и не празднуется греками.


И третья версия касается церковного повествования в Прологе о событии Покрова Пресвятой Богородицы, в котором рассказ идет вообще о 5 веке, и нападали там сарацины.


Таким образом, кто и когда нападал на греков в том случае - доподлинно не известно. Да это и не является важным в празднике. Важно лишь то, что Пресвятая Богородица в очередной раз защитила своих людей от неприятностей.

Алексей, Ставрополь

3 недели назад

Здравствуйте, батюшка. Мне сейчас 35 лет. Я жил в монастыре, потому что хотел понять, как жить по-монастырски. Но после того я вернулся в мирскую жизнь, и у меня появилось видение. Лежу я в гробу, а хоронят меня монахи. Но видение появляется, когда делаю добрые дела, а когда я не делаю добрых дел, я в видении исчезаю из гроба. К чему это видение? Я с детства вижу как святых, так и бесов. Для чего меня избрал Господь? Я теперь плачу по монастырю.

иерей Никола Муравьев

Доброго! Возможно, я ошибаюсь, но в 35 лет стоит начинать включаться в жизнь. Вопрос принятия иноческого пострига или обустройства христианской жизни в миру стоит вне возможностей интернет вопрошаний и ответов. Это вопрос как вашего внутреннего устройства, так и советования с мудрым и настоящим духовным отцом. Которого и рекомендую обрести, если вы остаетесь в миру. Иноческая же жизнь, по святым отцам, возможна только при наличии евангельского отца, который не только принимает исповедь, но и помогает рассудить о приходящих помыслах начинающего монаха.

Единственный путь, чтобы узнать и принять Волю Божию о нас, — это молитва. Возможно, вам нужно начать молиться Псалтырь. Смиренно, но настойчиво. Ежедневная усердная молитва поможет вам успокоить свою душу и откроет глаза души к уразумению своего пути.

Но искать видений, откровений и чудотворений — дело неправильное. Отцы предостерегают от желания видения духовного мира, запрещают искать «особых» состояний, т.к. это может ввергнуть душу человека в прелесть или отчаяние. Старайтесь и в миру четко организовывать свою жизнь, молитву, работу, чтение Священного Писания. Подъемы и отбои, питание и прочие дела должны быть организованны так, чтобы не было праздности, т.к. от нее рождаются всякие непотребства. Ведь забота о чистоте души и наследии Небесного Царства не зависят от места проживания человека, а только от благорасположенности его души к принятию Воли Божией и трудов по Ее исполнению.

К снам могу посоветовать относиться «полегче», не придавать им руководящего или какого-либо серьезного значения. Проснулись, помолились, позавтракали — и творите добрые дела без оглядки на приснившихся или не приснившихся монахов.

Бог в помощь в молитве и трудах!

Дамиан, Санкт-Петербург

3 недели назад

Здравствуйте. Как нужно относиться (или как священники относятся) к следующим государственным праздникам: День защитника Отечества (23 февраля); Международный Женский день (8 марта); Праздник Весны и Труда (1 мая); День Победы (9 мая); День России (12 июня); День Народного единства (4 ноября)? Как нужно принимать данные праздники, следуя учению Божьему?

иерей Иоанн Севастьянов

Все перечисленные праздники являются сугубо политическими и есть следствие политической жизни общества. Вся политическая жизнь основана на разделении на партии, группы, сообщества. И суть этой жизни заключается в отстаивании интересов тех или иных групп и партий в ущерб интересов других групп и партий. Победившая партия устанавливает свой тип политической жизни в государстве — свои принципы правления, свои законы, свои праздники. Поэтому во всех политических победах и связанных с ними праздниках существуют две стороны — победившая и проигравшая.

Руководствуясь тем, что политика построена на разделении, Церковь никогда не участвовала в политической жизни государства, Церковь никогда не занимала какой-то политической позиции. Ни определяющей, ни запрещающей, ни разрешающей. Отдельные представители Церкви, которые руководствовались своим гражданским долгом, — да, а Церковь в целом — нет. В государстве много партий, групп, различных взглядов на общественно-политическую жизнь, которые дробят общество на мелкие сегменты. А Церковь - одна. И Она является Матерью для всех разделенных, порой противостоящих друг другу своих чад. Поэтому политическая активность, гражданская деятельность каждого христианина — это сугубо дело его совести и намерений.

Это же касается и политических праздников. Для кого-то победа — для кого-то поражение; для кого-то единство — для кого-то упущенные возможности; для кого-то женский день — для кого-то разрушение устоев; для кого-то день защитника Отечества — для кого-то день начала гражданской войны.

Исходя из этого Церковь не запрещает и не одобряет никаких праздников, касающихся политической жизни общества. Церковь объемлет и тех, для кого эти праздники что-то значат, и тех, для кого они значат совсем противоположное. Поэтому ничего определяющего по поводу государственных праздников у Церкви и ее священников нет и быть не может.

Агапит, Москва

месяц назад

Как известно, в старообрядчестве есть обязательные земные поклоны (например, на «Достойно есть»), которые совершаются в воскресные дни, во все Двунадесятые праздники, на святки, на Светлой седмице, т.е. когда земные поклоны полностью отменяются. Чем руководствуются при этом старообрядцы? Ссылки: 1-й Вселенский Собор 20-м правилом своим постановляет: «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору да стояще приносят молитвы Богу». И 6-й Вселенский Собор 90-м правилом своим, подтверждая отмену коленопреклонения в воскресные дни, провозглашает: «От богоносных отец наших канонически предано не преклоняти колен во дни воскресные ради чести Воскресения Христова». А святой Василий Великий в 91-м правиле говорит: «церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы». Это не праздный для меня вопрос, я ведь знаю, как свято старообрядческий мир блюдет каноны. Спаси Христос!

иерей Иоанн Севастьянов

Никогда не отменяются совершенно все поклоны! Даже в новообрядческой традиции, в которой всегда очень подозрительное отношение к земным поклонам, есть это понимание. Я имею в виду поклоны во время Литургии, после пресуществления св. Даров. Поэтому говорить о том, что приведенные Вами правила отменяют абсолютно все поклоны, — неправомерно.

Эти правила нужно понимать в контексте повседневного уставного полноценного Богослужения. Для христианина, регулярно участвующего в уставной службе, отмена земных поклонов в субботу и воскресение есть объективный факт. Просто этот факт познается в сравнении с тем образом Богослужения и количеством земных поклонов, которые совершаются на повседневной службе.

Вы были хоть раз на старообрядческой службе в ? Или на первой неделе ? Чтобы понять, что в воскресные и праздничные дни объективно происходит отмена поклонов, необходимо сравнить их с непраздничными Богослужениями. Именно в этом смысле старообрядческая традиция понимает приведенные Вами правила.

Мне кажется, особенно ясно эта ситуация отражена в правиле св. Василия Великого . Святитель говорит, что следует «предпочитать» прямое положение тела. Это никак не запрещает единичные поклоны в особо значимые моменты Богослужения. Только вопрос предпочтения.

Наталья, Балашов

2 месяца назад

Можно ли использовать антидор для причащающихся на литургии, если после литургии антидор в Храме не раздается никому?

иерей Никола Муравьев

Доброго! Причащаются христиане т.н. Агнцем, который определенным образом вырезается из просфоры с аналогичным названием.

В ходе службы Агнец прелагается в Тело Христово. Оставшаяся часть этой просфоры становится Антидором (если грубо, то в переводе «вместо Даров») и на службе подается тем, кто, молившись вечернюю часть службы, часы и литургию, по каким-то причинам не причащается. Поэтому мне не совсем понятен смысл вопроса о применении его для причастия. Возможно, конечно, служащий священник потребляет все сам или с помощью алтарных служителей. Мне кажется, вернее спросить у них. Наверное, и им будет проще рассказать вам о традициях вашего прихода в части потребления святыни.

Бог в помощь, изучайте!

Роман, Нововоронеж

2 месяца назад

Добрый день! Можно ли нам с женой справить Новый год в доме, где жил и умер её отец? 40 дней уже прошло.

иерей Олег Гаврилов

Роман, доброго здоровья. В одном вашем вопросе затрагивается сразу несколько разных моментов. Первое — это смерть близкого человека (в вашем случае — отца жены). Во-первых , как мне видится, многие люди боятся явления душ умерших родственников. Однако этого не нужно опасаться. Из жития святой великомученицы Анастасии Узорешительницы мы узнаем, что приходить (являться по своему желанию) в этот мир могут только души святых мучеников. Остальные души сами по себе и своему желанию не могут приходить, но в народном сознании есть некий страх перед умершими.

Во-вторых , первые 40 дней после смерти душа умершего проходит мытарства, то есть исследуется всё плохое, греховное, сделанное самим человеком в земной жизни: как он к этому относился, любил ли он это, услаждался ли этим или всё-таки боролся и сопротивлялся греху, каялся на исповеди и старался победить в себе грех; молился ли, творил ли милостыню — одним словом, всячески старался оттолкнуться от зла и всех его проявлений. Идёт как бы взвешивание или высвечивание человека, насколько он соединился со злом внутри самого себя. И в этот страшный период жизни человека — Душа ведь жива и помнит весь земной опыт — необходима помощь его близких людей. По этой причине близкие удерживаются от всевозможных увеселений — свадьбы, дни рождения и другие мероприятия. И не просто удерживаются, но ещё и налагают на себя некоторые дополнительные обязательства: пост, молитву, милостыню, покаяние, по возможности примирение, если находятся с кем во вражде, ограничивают просмотр телевизора, начинают читать духовную литературу, прежде всего Священное Писание, в некоторых местах мужчины не бреют бороду — одним словом, стараются прожить эти 40 дней максимально возможно по-христиански. Это очень кратко о двух моментах, связанных с умершим.

А другое направление вашего вопроса связанно с празднованием Нового года . Сейчас идёт , и ближе к Рождеству он становится всё строже. Христиане должны проявлять большее старание и воздерживаться от всех удовольствий. Естественно, во время празднования Нового года не может быть и речи о каком-то воздержании — это просто противоположные и взаимоисключающие вещи. Сам праздник Нового года искусственно перенесен с 31 декабря на 1 января Петром Первым около 1700 года, до этого он праздновался 1 сентября. В богослужении есть даже служба Новому лету — Индикту. А еще раньше он праздновался в марте. На момент его переноса он все равно попадал после великого праздника Рождества Христова, 25 декабря по старому стилю, то есть праздновали, когда уже не было поста, а были Святки. А в начале 20-го века перешли на новый стиль, и Новый год переместился на 13 дней назад, совпав с самыми строгими днями поста перед праздником Рождества Христова. Из людей, не интересующихся церковной историей, мало кто знает, что именно в этот день, с 31-го декабря на 1-е января, Церковь празднует память святого мученика Внифантия, который имеет благодать от Бога избавлять людей от винного запойства. Люди, мало того, что не молятся ему, так ещё и оскверняют память его всевозможными грехами после обильных застолий. Сколько бывает проблем и горя от вина, я думаю, нет смысла говорить, каждый и сам знает. Да и кому интересно, можно посмотреть статистику правонарушений в праздники и сравнить с буднями. В некоторых приходах РПсЦ благочестивые христиане-старообрядцы молятся всю ночь святому мученику Внифантию и тем самым ограждают и себя и своих детей от страшного зла.

Евгений, Брянск

3 месяца назад

Доброго здоровья! В книге «Сын церковный» пишется так: «76. О фимиаме. Когда священник или диакон приносит кадило с фимиамом, разведи руки свои, как бы принимая дух жизни, и говори молитву Исусову, ибо это называется воскурение жизни благих дел. [Вот] так и молитва к Богу восходит. О том Давыд пишет в псалмах: «Дася исправит молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею…»». Вопрос такой: можно ли во время каждения протягивать руки и со словами «Дух твой благий…» скрестить руки и поклониться? Насколько мне известно, этот обычай повсеместно распространён у беспоповцев всех согласий, а как к этому относится РПсЦ? Знаю, что на Кубани в ДА и РДЦ так делают, и в Самарском приходе РДЦ тоже, и все они ссылаются на это. Но в РДЦ это не везде делают. Я чтец РПсЦ, иногда так делаю, т.к. я перешёл из РДЦ, и мне очень нравится этот обычай. А настоятель ОЧЕНЬ злится и ругается на меня, хотя некоторые у нас в приходе так делают, и он им ни слова не говорит.

иерей Никола Муравьев

Доброго! Когда кадят меня, то я такожде открываю руки и, принимая каждение, в ответ на слова кадящего «Дух Святый найдет на вас и Сила Вышняго осенит вас», говорю: «Дух Твой Благий наставит мя на землю праву».

Думаю, что это можно отнести к традиции, причем не повсеместной. Советую вам делать так, как принято в конкретном приходе. Вспомните поговорку: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Тем более вы чтец, а значит, находитесь на виду, на вас смотрят и вам подражают.

Мой совет такой: знать, что, скорее всего, это правильно, но при этом попа лучше не раздражать. Это не тот вопрос, где надо стоять насмерть. Стоит уважать местные обычаи.

Терпения вам!

Юлия, Екатеринбург

4 месяца назад

Дочка, 3 года, часто держит крестик в руках просто так (висит на шее на цепочке), может среди ночи проснуться, покричать, где же её крестик, пока не найдёт - не уснёт, и так еженедельно. Почему так происходит? Со старшей дочкой такого не происходило.

иерей Олег Гаврилов

Доброго здоровья. Ответить на ваш вопрос, почему так происходит, невозможно. По следующей причине: в старых книгах ничего не пишется об этом. Дара от Бога узнавать тайны у меня нет, поэтому чего-то конкретного сказать не могу. Общее пожелание может быть следующим: это обратить внимание на свою духовную жизнь, начать читать, думать, немного действовать, молиться дома, ходить в храм на Богослужение, на покаяние. Одним словом, заняться собой, своим внутренним миром, с точки зрения Христианства. И тем самым вы поможете своим детям. В чине венчания сказано, что молитвы родителей утверждают дома чад. То есть родители молятся и ведут правильный образ жизни, а Господь помогает детям.

Нина, Москва

6 месяцев назад

Батюшка, благословите. Вопрос мой с небольшим вступлением. При нашем приходе создан по благословению настоятеля православный коллектив, где мамы с детьми, под руководством также благословленного на это занятие человека, разучивают различные фольклорные песни, фигуры танцев, традиционных для нашей местности. При приходе организуются нашим коллективом праздники, приуроченные к православным (все это также по благословению). Итак, вопрос. На днях состоялось выступление нашего коллектива в честь великого православного праздника и выставки, посвященной истории нашей области (4 песни и простые фигуры народного танца). Но дело в том, что оно прошло в храме, а точнее, не в части его, предназначенной для Богослужения, а в т. н. бывшей «трапезной» части (у нас старинный храм, в нем есть такое просторное помещение). Что выступление будет именно там, я лично как участник коллектива узнала в последнюю секунду. Это также было благословлено. Есть люди, которые очень оскорблены этим и высказываются на тему, что случившееся не лучше «выступления» т. н. группы «Pussy Riot» в храме Христа Спасителя, и теперь нужно всем ждать беды… Меня это очень печалит и тревожит, ведь мы же не по своей воле выступили в храме и не с таким посылом, как те девушки… Прошу Вас ответить, насколько случившееся греховно, и какое покаяние в этом грехе следует принести. Действительно ли стоит ждать теперь беды, и как ее избежать, ибо я очень огорчена и беды своей семье, приходу, коллективу совершенно не желаю… Следует ли посещать такой коллектив далее? Буду с молитвой ждать вашего ответа.

иерей Олег Гаврилов

Доброго здоровья. Хотелось бы вас успокоить, чтобы вы не так сильно переживали по поводу случившегося. Ваша вина если и есть, то совсем ничтожна. По-настоящему нужно переживать именно за свои личные грехи, которых у нас всех огромное множество — как песок морской. За это нам точно придется давать ответ. А за выступление вашего коллектива придется давать ответ его организаторам, то есть тем, кто благословил это мероприятие.

Насчет выступления в храме, на мой взгляд, конечно же, не нужно было этого делать. Тем более что вы узнали в последнюю секунду, как вы пишете, значит, видимо, было другое место, где вы могли выступить.

В отношении пения я слышал такую градацию: первое — это пение Богослужебное, за ним Духовные песнопения, следующее — это народное пение, потом можно поставить классическую музыку, ну а дальше уже все остальное. Я с этим согласен.

С танцами уже сложнее, так как из-за них пострадал глава пророков — святой Иоанн пророк и предотеча Креститель Господень. И многие святые очень резко отзываются о танцах. Одобрения или снисхождения я нигде не встречал.

Можно подвести некий итог. Если бы ваш коллектив занимался только пением, было бы хорошо. Танцы не подходят. Возможно, именно из-за них и появилась сама эта проблема. Вся ответственность лежит на организаторах — тех, кто благословлял. Сравнивать выступление в храме Христа Спасителя и ваше не приходится, так как совсем разные мотивы — или, как вы пишете, посыл. Бояться нужно ответа за свои грехи. И понемногу готовиться к этому ответу. Не теряйте бодрость духа.

Андрей Смирнов, Ростов Великий

6 месяцев назад

О разделе

Вопрос священнику - раздел сайта «Русская вера», который пользуется особенной популярностью. Мы получаем новые вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.

Мы знаем как это бывает сложно, - переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую . И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.

Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!

Loading...Loading...