Эпоха просвещения в европейской истории кратко. Эпоха Просвещения (Европа)

Эпоха Просвещения. Характеристика эпохи Просвещения

XVIII в. вошел в историю как век Просвещения - мощного идейного движения, порожденного обострившимися противоречиями эпохи и охватившего всю Европу. Это идейное движение, являясь продолжением гуманистических традиций Возрождения, зародилось в Англии в конце XVII в., свое название и наивысшее развитие получило во Франции в XVIII в. Его характерная черта заключена в самом названии; знания, просвещение рассматриваются просветителями как мощный рычаг прогресса.

Это была эпоха ускорявшегося развития капиталистической экономики и роста экономического могущества буржуазии, с одной стороны, и углублявшегося кризиса феодализма и абсолютной монархии - с другой. Наибольшего обострения это противоречие достигло во Франции.

Французская буржуазия накопила крупные капиталы, стала влиятельной экономической силой. Она требовала подчинения экономики своим интересам и участия в реальном управлении страной.

Но духовенство и дворянство, сплотившись вокруг двора и отгородившись от третьего сословия привилегиями, не желали никаких перемен. Требования буржуазии звучали все громче. Они нашли глубокое отражение в трудах крупнейших просветителей.

Крупнейшие представители Просвещения. Шарль Луи Монтескье (1689-1755) родился в аристократической французской семье, но стал убежденным противником абсолютизма. В трактате "О духе законов" (1748) он доказывал, что лучшей формой государственного устройства является конституционная монархия с народным представительством в виде парламента.

Крупнейшим представителем французского Просвещения являлся Мари Франсуа Вольтер (1694-1779). Вольтер, как и Монтескье, убеждал современников в необходимости ограничения абсолютной власти короля, ликвидации сословных привилегий духовенства и дворянства и установления равенства перед законом. Он был непримиримым противником католической церкви из-за ее нетерпимости и богатства. Вольтер считал, что церковь как религиозная организация не нужна, хотя вера в Бога необходима. Он призывал "раздавить гадину", т. е. уничтожить церковь. Но он оговаривался, что, "если бы Бога не было, его надо было бы выдумать", так как невозможно управлять хотя бы одной деревней, все жители которой были бы неверующими.

Вольтер и Монтескье считали наилучшим способом усовершенствования общества мирные реформы и распространение просвещения. Частная собственность, по их мнению, должна быть сохранена. Эта программа соответствовала интересам крупной буржуазии и обуржуазившегося дворянства.

Жан Жак Руссо (1712-1778) был настроен решительнее. Он видел в частной собственности источник всех зол, но не верил, что в существующих условиях ее можно уничтожить. Поэтому Руссо предлагал не уничтожать, а уравнять собственность. Тогда, по его мнению, не будет ни нищеты, ни чрезмерного богатства. Эту мысль разделяли широкие массы населения страны. Что касается форм государственной власти, то лучшей из них Руссо считал республику.

Распространению идей просветителей способствовало издание "Энциклопедии наук, искусств и ремесел". Энциклопедия (35 томов) выходила с 1751 г. под руководством французского философа Дени Дидро.

Идеология Просвещения. Несмотря на различия во взглядах просветителей, их объединяло стремление усовершенствовать экономическую систему и государственный строй Франции.

Просветители доказывали необходимость преобразований ссылками на теорию естественного права и народного суверенитета.

Поскольку абсолютная королевская власть нарушает естественные, неотъемлемые права людей, утверждали просветители, эта власть должна быть заменена другой властью (конституционной монархией или республикой).

Народ вправе это сделать, так как он является единственным источником власти (теория народного суверенитета). В таком понимании эта теория служила инструментом в идейной борьбе с защитниками абсолютной монархии.

Идеология Просвещения оказала сильное воздействие на Европу и Америку. В странах Европы и Америки распространялись идеи Вольтера, Монтескье, Руссо. В Англии, Германии, Австрии, Испании, США и во многих других государствах появились их единомышленники. Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие европейской и американской культуры. Буржуазные в своей основе (защита частной собственности), они воспринимались как общенациональные, как программа всего третьего сословия. Буржуазия, рабочие, крестьяне могли найти в них объединяющее начало.

Литература эпохи Просвещения (общая хар-ка).

18 век вошел в историю европейской культуры как эпоха Просвещения. Просвещение - это широкое идейное движение, содержание которого определяется прежде всего развернутой беспощадной критикой феодально-абсолютистских порядков. В процессе подготовки данного курса следует внимательно изучить основные теоретические вопросы, связанные с общей характеристикой эпохи Просвещения:

общественно-политическую программу западноевропейских просветителей, общие положения просветительской философии и ее противоречия. Необходимо иметь четкое представление об основных этапах Просвещения.

В литературе эпохи Просвещения развивается целый ряд литературных направлений: классицизм, рококо, сентиментализм, предромантизм. Общей характерной особенностью литературы Просвещения является ее стремление к постановке больших общественных и государственных проблем и глубокая философичность. Поэтому в основе ее изучения должно лежать достаточно широкое представление о социальной, политической и философской программе Просвещения.

литература эпохи Просвещения (общая характеристика).

литература и культура XVIII века ведут отсчёт от 1689 г., когда в Англии произошла «славная революция» и воцарилась династия Ганноверов. Основные политические полномочия были переданы парламенту. В Англии начинается европейское Просвещение. Верхние хронологические границы периода – время Великой Французской революции (1789 – 1794 гг.). Наполеоновские войны привели к активизации третьего сословия и построению буржуазной системы.

Эпоха Просвещения трансформировала общественное сознание: произошёл переход от старого сословного мышления к индивидуально-личному. Сословное разделение тормозило развитие общества и экономики. В XVIII веке начинается переход экономики на капиталистические основы, и основную роль здесь берёт на себя третье сословие, неоднородное по структуре. Изменяется общественная система: в её центр становится отдельная личность. Она самостоятельно строит свою судьбу. Этот человек обладает эмпирической направленностью сознания. Он внимательно относится к окружающим его обстоятельствам, умеет их подмечать и анализировать. Возникает первое представление о причинно-следственных связях. Также возникает проблема отношений человека с окружающей средой. На место метафизических категорий приходит детальный анализ. Человек этой эпохи обладает борцовским характером, поскольку конфликты эпохи носят межсословный характер. На протяжении XVIII века происходит смена идеалов надличностной ценности на идеалы гражданского общества и прав человека.

В рамках католицизма формируется направление деизма. Деисты считали, что Бог – творец мира, не вмешивающийся в его существование. Из деизма впоследствии возникает атеизм. Другое направление – пиетизм – идеализирует «религию сердца», провозглашает отказ от рационального постижения божественного. Пиетизм особо развивался в Германии.

Универсалии эпохи Просвещения:

1. Идея просвещения. Ведущей способностью человека и движущей силой культуры провозглашается разум. Этот разум развивается нелинейно. Знания могут прогрессировать и регрессировать. Лозунг эпохи – «Мнения правят миром».

2. Проблема воспитания. Изменить общество можно, изменяя сознание конкретного человека. Эту проблему поставил Джон Локк («Опыт о человеческом разуме», 1690 г.). Локк отвергает постулат Рене Декарта о наличии врождённых идей. Естественный человек – состояние гармонии с окружающим миром. Естественное состояние обычно мыслилось как благое. Но значительно чаще внешняя действительность мешает человеку, искажает его природные задатки. Тогда можно говорить об искусственном воспитании. При этом обостряется эгоизм человека. У просветителей формируется определённая историософия: история – ряд уроков общественного развития. Античность считали естественной, идеальной, Средние века – регрессом, новое время – возврат к естественному. Предполагалось, что история должна закончиться, когда наступит возврат к естественности. Следовательно, история представала с двух сторон: как благо, ведущее к гармонии, и как зло в её современном проявлении.

Идеологии развития Просвещения:

1. Рационализм. Ведущая сила воспитания – логика, узкое понимание разумности. Свою педагогическую программу рационалисты нацеливали на формирование знаний, аргументацию положений. Это приводило к схематичности в литературе. Востребованные жанры – философско-аллегорическая повесть, тенденциозная драма.

2. Сенсуализм. Формирование чувствительности. Поль Ван Тигем считал, что само слово «чувствительность» возникло в начале XVIII века, и для века оно было наиболее частотным словом. Основой личности становится её эмоциональный план. Чувствительность XVIII века очень разнится (камерная, агрессивная и т.д.).

Литературные направления XVIII века – рококо, классицизм, сентиментализм и просвещённый реализм. Рококо проявляет себя в начале века и возникает в результате генезиса развития классицизма. Рококо считалось аристократическим искусством, оно было связано с камерными жанрами и изысканным бытом. В литературе оно было связано с маленькими формами и обилием разнообразных словесных украшений (стихи на случай, эксперименты со словом, метром, ритмом). Рококо откликалось на темы частной, интимной жизни: например, на любовные ситуации. Рококо – культура гедонизма. В литературе рококо проявило себя в жанрах сонета, рондо, мадригала, повести, сказки. Ещё одна сфера интересов рококо – комедиография. Самый известный драматург эпохи рококо – Мариво.

Эстетиками просветительского классицизма считаются Поуп, Готшед, Вольтер, Баттё, Лагарп. Эстетика направления опиралась на античные образцы, но темы и жанровые формы ориентировались на актуальное содержание. Просветительский классицизм также называют аллюзионным, так как берётся сюжет из классической истории, ориентированный на современность, но не идёт речь об историзме. Историзм – признание за каждой эпохой своеобразия. Происходит столкновение мнений и жанров. Возникают пограничные жанры вроде философской повести. Происходит экспериментальное зондирование социальных условий жизни. В просветительском классицизме очень острые, доведённые до мелодраматизма, конфликты. Широкое распространение получает жанр трагедии с кровавыми сюжетами. Эмоциональность заменяет психологизм, который упрощается, заменяется одной страстью. Просветительский классицизм даёт варианты в эпической сфере. Развивается жанр поэмы с её вариантами: философская, историческая. Пародийным осмыслением эпической поэмы является «Орлеанская девственница» Вольтера.

Модификацией просветительского классицизма являлся революционный классицизм, зародившийся в годы революции. Это была игра в республиканские формы и античные декорации. Революционный классицизм на первый план выдвигает интересы общества. Власть предстаёт корыстолюбивой и несправедливой.

В Германии в 1780 – 1790-х гг. появляется «Веймарский классицизм». В городе Веймар работали Шиллер, Гёте, Гердер и Вилланд. Веймарский классицизм переосмысляет отношение к античности. Древние греки и римляне выявили законы искусства как идеальную гармонию формы и содержания. В «Веймарском классицизме» формируется историзм. Гердер признавал за каждой эпохой своеобразие. Ведущие сюжеты Шиллера и Гёте историчны. Для художественных экспериментов подходили гармоничные жанры, в основе которых лежал синтез. В драматургию проникали элементы эпоса. Этот синтез породил «Фауста» Гёте.

Не менее значимым был просветительский реализм. Его классической страной являлась Англия, породившая целую плеяду авторов. Во Франции ведущим представителем направления был Дени Дидро, в Германии – авторы «бури и натиска». Реалисты обращали внимание на эмпирическую действительность. Литература ставила целью описание обыкновенного человека во всей полноте. Полнота предполагала отказ от разграничения высокого и низкого. Авторов интересовали ситуации среднего уровня. Их герои обычно представляли средний класс и провинцию. Представители этого литературного направления первыми поставили вопрос о сущности человеческой личности. В эстетике просветительского реализма проявляется преобразующая установка. Отсюда явный элемент назидательности. Укореняется представление о человеке как о сложном диалектичном существе. Среди жанров на первое место выдвигаются проза, роман, мещанская драма. Теоретические основы мещанской драмы показал Дени Дидро. Плохо развивается лирика. Из поэтов выделялся лишь Роберт Бёрнс, внесший в поэзию элементы фольклора.

Сентиментализм формируется в Англии в 1720 – 1730-е гг. Первоначально он формируется в лирике, в творчестве Томпсона, Грея и Юнга. К середине XVIII века сентиментализм распространяется и на прозу (Голдсмит, Стерн). Основное внимание сентименталисты обращали на игру психологии. Это интеллектуальная игра, смена ассоциаций. Идеи в ней разворачиваются не по законам логики. Умозаключения рождаются на эмоционально-образной основе. Сюжет и рассказ становится сложным. В рамках сентиментализма герой становится противоречивым до капризности. В произведениях сентиментализма речь идёт о внутреннем конфликте. Это столкновение психологических состояний, борьба страстей или внешний, сословный, конфликт. В Германии у представителей «бури и натиска» возникает своя версия сентиментализма с наиболее высоким уровнем эмоциональности.

Содержание статьи

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ Просвещение, интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Название закрепилось после выхода статьи И.Канта Ответ на вопрос: что такое Просвещение? (1784). Корневое слово «свет», от которого происходит термин «просвещение» (англ. Enlightenment; фр. Les Lumières; нем. Aufklärung; ит. Illuminismo), восходит к древней религиозной традиции, закрепленной как в Ветхом так и в Новом Заветах. Это и отделение Творцом света от тьмы, и определение самого Бога как Света. Сама христианизация подразумевает просвещение человечества светом учения Христа. Переосмысляя этот образ, просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума

Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д.Локка (1632–1704) и его последователей Г.Болингброка (1678–1751), Д.Аддисона (1672–1719), А.Э.Шефтсбери (1671–1713), Ф.Хатчесона (1694–1747) были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». В учение о естественном праве, изложенном в Двух трактатах о государственном правлении (1690) Д.Локка, обоснованы основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми. Людям необходимо добровольно заключить общественный договор, на основе которого создается орган (государство), обеспечивающий охрану их прав. Понятие об общественном договоре было одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями раннего английского Просвещения.

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Персидских письмах (1721) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения Орлеанская девственница (1735), Фанатизм, или Пророк Магомет (1742); философские повести Кандид, или Оптимизм (1759), Простодушный (1767); трагедии Брут (1731), Танкред (1761); Философские письма (1733).

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел , 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д"Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций , Гольбах, Монтескье, Руссо . Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы – ученые, писатели, инженеры.

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате Об общественном договоре, или Принципы политического права (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

Период позднего Просвещения (конец 18 – нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803). Его основное произведение Идеи к философии истории человечества (1784–1791) стала первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки. Философским исканиям европейского Просвещения было созвучно творчество многих немецких писателей. Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Валленштейн (1799), Мария Стюарт (1801) Ф.Шиллера (1759–1805), Эмилия Галотти , Натан Мудрый Г.Э.Лессинга (1729–1781) и особенно Фауст (1808–1832) И.-В. Гете (1749–1832). В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В.Лейбниц (1646–1716) и И.Кант (1724–1804). Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в Критике чистого разума И.Кант (1724–1804), ставший основателем немецкой классической философии.

На протяжении всего развития Просвещения в центре рассуждений его идеологов находилось понятие «разум». Разум, в представлении просветителей, дает человеку понимание как общественного устройства, так и самого себя. И то и другое можно изменить к лучшему, можно усовершенствовать. Таким образом обосновывалась идея прогресса, который мыслился как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума. Наивысшей и самой продуктивной формой деятельности разума считалось научное познание. Именно в эту эпоху морские путешествия приобретают систематический и научный характер. Географические открытия в Тихом океане (о-ва Пасхи, Таити и Гавайи, восточное побережье Австралии) Я.Роггевена (1659–1729), Д.Кука (1728–1779), Л.А.Бугенвиля (1729–1811), Ж.Ф.Лаперуза (1741–1788) положили начало планомерному изучению и практическому освоению этого региона, что стимулировало развитие естественных наук. Большой вклад в ботанику внес К.Линней (1707–1778). В работе Виды растений (1737) он описал тысячи видов флоры и фауны и дал им двойные латинские наименования. Ж.Л.Бюффон (1707–1788) ввел в научный оборот термин «биология», обозначив им «науку о жизни». Ш.Ламарк (1744–1829) выдвинул первую теорию эволюции. В математике И.Ньютон (1642–1727) и Г.В.Лейбниц (1646–1716) почти одновременно открыли дифференциальное и интегральное исчисления. Развитию математического анализа способствовали Л.Лагранж (1736–1813) и Л.Эйлер (1707–1783). Основатель современной химии А.Л.Лавуазье (1743–1794) составил первый перечень химических элементов. Характерной особенностью научной мысли Просвещения было то, что она ориентировалась на практическое использование достижений науки в интересах промышленного и общественного развития.

Задача просвещения народа, которую ставили перед собой просветители, требовала внимательного отношения к вопросам воспитания и образования. Отсюда – сильное дидактическое начало, проявляющееся не только в научных трактатах, но и в литературе. Как истинный прагматик, придававший большое значение тем дисциплинам, которые были необходимы для развития промышленности и торговли, выступил Д.Локк в трактате Мысли о воспитании (1693). Романом воспитания можно назвать Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо (1719) Д.Дефо (1660–1731). В нем была представлена модель поведения разумного индивидуума и с дидактических позиций показано значение знаний и труда в жизни отдельной личности. Дидактичны и произведения основоположника английского психологического романа С.Ричардсона (1689–1761), в романах которого – Памела, или Вознагражденная добродетель (1740) и Кларисса Гарлоу, или История молодой леди (1748–1750) – воплотился пуританско-просветительский идеал личности. О решающей роли воспитания говорили и французские просветители. К.А.Гельвеций (1715–1771) в работах Об уме (1758) и О человеке (1769) доказывал влияние на воспитание «среды», т.е. условий жизни, общественного устройства, обычаев и нравов. Руссо, в отличие от других просветителей, сознавал ограниченность разума. В трактате О науках и искусствах (1750) он подверг сомнению культ науки и безграничный оптимизм, связанный с возможностью прогресса, считая, что с развитием цивилизации происходит обеднение культуры. С этими убеждениями были связаны призывы Руссо вернуться к природе. В сочинении Эмиль, или О воспитании (1762) и в романе Юлия, или Новая Элоиза (1761) он развивал концепцию естественного воспитания на основе использования природных способностей ребенка, свободного при рождении от пороков и дурных наклонностей, которые формируются у него позже под влиянием общества. По мнению Руссо, детей следовало воспитывать в изоляции от общества, один на один с природой.

Просветительская мысль направлялась на конструирование утопических моделей как идеального государства в целом, так и идеальной личности. Поэтому 18 в. может называться «золотым веком утопии». Европейская культура этого времени породила огромное количество романов и трактатов, повествующих о преобразовании мира по законам разума и справедливости, – Завещание Ж. Мелье (1664–1729); Кодекс природы, или Истинный дух ее законов (1773) Морелли; О правах и обязанностях гражданина (1789) Г.Мабли (1709–1785); 2440 год (1770) Л.С.Мерсье (1740–1814). Одновременно как утопию и антиутопию можно рассматривать роман Д. Свифта (1667–1745) Путешествие Гулливера (1726), в котором развенчиваются такие основополагающие идеи Просвещения, как абсолютизация научных знаний, вера в закон и естественного человека.

В художественной культуре Просвещении не было единого стиля эпохи, единого художественного языка. В нем одновременно существовали разнообразные стилевые формы: позднее барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм. Менялось соотношение различных видов искусства. На первый план вышли музыка и литература, возросла роль театра. Происходила смена в иерархии жанров. Историческая и мифологическая живопись «большого стиля» 17-го столетия уступила место картинам на бытовые и нравоучительные темы (Ж.Б.Шарден (1699–1779), У.Хогарт (1697–1764), Ж.Б.Грез (1725–1805). В жанре портрета наблюдается переход от парадности к интимности (Т.Гейнсборо , 1727–1788, Д.Рейнольдс, 1723–1792). В театре возникает новый жанр буржуазной драмы и комедии, в которых выводится на сцену новый герой, представитель третьего сословия – у П.О.Бомарше (1732–1799) в Севильском цирюльнике (1775) и Женитьбе Фигаро (1784), у К.Гольдони (1707–1793) в Слуге двух господ (1745, 1748) и Трактирщице (1753). В истории мирового театра заметно выделяются имена Р.Б.Шеридана (1751–1816), Г. Филдинга (1707–1754), К.Гоцци (1720–1806).

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной К.В.Глюком (1714–1787), опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие. На высшую ступень классического искусства поднял Ф.Й.Гайдн (1732–1809) инструментальную музыку. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С.Баха (1685–1750) и В.А.Моцарта (1756–1791). Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта Волшебная флейта (1791), которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной.

Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

Английское Просвещение.

Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия, что является коренным отличием островного Просвещения от континентального. Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью.

Французское Просвещение

отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.

Американское просвещение.

Движение американских просветителей тесно связано с борьбой английских колоний в Северной Америке за независимость (1775–1783), завершившейся созданием Соединенных Штатов Америки. Разработками социально-политических программ, подготовивших теоретическую базу для построения независимого государства, занимались Т.Пейн (1737–1809), Т.Джефферсон (1743–1826) и Б.Франклин (1706–1790). Их теоретические программы легли в основу главных законодательных актов нового государства: Декларации независимости 1776 и Конституции 1787.

Немецкое Просвещение.

На развитие немецкого Просвещения влияли политическая раздробленность Германии и ее экономическая отсталость, что определило преимущественный интерес немецких просветителей не к социально-политическим проблемам, а к вопросам философии, морали, эстетики и воспитания. Своеобразным вариантом европейского Просвещения было литературное движение «Буря и натиск», к которому принадлежали Гердер, Гете и Шиллер. В отличие от своих предшественников они отрицательно относились к культу разума, отдавая предпочтение чувственному началу в человеке. Особенностью немецкого Просвещения являлись также расцвет философской и эстетической мысли (Г.Лессинг Лаокоон, или о границах живописи и поэзии ,1766; И.Винкельман История искусства древности ,1764).

Людмила Царькова

Эпоха Просвещения занимает исключительное место в истории культуры . Хронологические рамки данной эпохи определены немецким ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии (1689) и Великой французской революцией (1789). Необходимо отметить приоритет Англии в формировании идеологии и культуры европейского Просвещения, причем не следует забывать о специфике воплощения идей Просвещения в культуре разных государств.

Европейское Просвещение - вполне конкретный комплекс идей, породивший определенную систему культуры. Здесь уже можно говорить об изменениях в сознании огромной массы людей, которые, по словам И. Канта, вышли "из состояния своего несовершеннолетия" и были захвачены потоком новых идей, что и привело к рождению нового типа культуры .

1. Для нее характерен деизм (религиозно-философская доктрина, которая признаёт бога как творца природы, но отрицает дальнейшее вмешательство бога в самодвижение природы и не допускает иных путей познания бога, кроме разума). Деизм давал возможность выступать против религиозного фанатизма, за свободу совести и освобождение науки и философии от церковной опеки. Представители деизма (Вольтер и Руссо во Франции, Дж. Локк в Англии и др.) противопоставляли вере разум. В эпоху Просвещения христианская идея теряет свою силу, проявляется стремление освободить религию от слепой веры, вывести ее из естественного знания.

2. Поклонение просветителей природе привело к космополитизму, что выражалось в осуждении всякого национализма и признании равных возможностей всех наций. Вместе с тем распространение космополитизма привело к падению чувства патриотизма, что наиболее ярко видно на примере Франции. "С самого начала французская революция отличалась космополитизмом, ее трудно назвать собственно французской... тогда идеалом считался скорее абстрактный "человек", но отнюдь не Родина" (Э. Фагэ). Всё чаще высказывается мысль о единстве человечества и культуры.

На протяжении XVIII в. в Европе в целом необычайно возрастает интерес к жизни, обычаям и культуре стран Востока. Так, во Франции еще в конце XVII в. появилось многотомное издание "Восточная библиотека". В начале XVIII в. появляются переводы с арабского, персидского и других восточных языков. Особый успех имеет издание "Сказок тысячи и одной ночи", вызвавшее множество подражаний. Однако еще более важное значение имели попытки теоретически осмыслить культуру разных народов, исходя из идеи единства человеческой природы и универсальности разума. Итальянский просветитель Вико говорил: "В природе существует один умственный язык, общий для всех народов". Немецкий учёный И. Г. Гердер внимательно изучал фольклор разных стран и опубликовал сборник "Голоса народов в их песнях". Разумеется, охватить все богатство культуры мира было невозможно. Но он мечтал об этом, восторженно восклицая: "Какой бы это был труд о роде людском, о человеческом духе, мировой культуре!".

3. Культуре эпохи Просвещения присуща "научность". К началу XVIII в. естествознание переживало истинное возрождение. Ученые середины XVIII в. стремились объяснять все явления природы исключительно естественными причинами. "Это вовсе не были эмпирики с философской точки зрения, это были служители науки, - подчеркивает В. И. Вернадский, окончательно вошедшей в жизнь человечества на равноправном положении с философией и религией". То, что раньше было уделом немногих, теперь стало общим достоянием, примером чего служит знаменитая французская Энциклопедия. На историческую арену впервые выступило самостоятельное и цельное научное мировоззрение. В эпоху Просвещения завершилось формирование современной науки с ее идеалами и нормами, определившими последующее развитие техногенной цивилизации.

4. Идеологи Просвещения верили, что именно с помощью разума будет найдена истина о человеке и окружающей природе. Недаром Просвещение называют веком разума. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и политики: человек может и должен действовать разумно; общество может и должно быть устроено рационально. Культ разума в XVIII в. стал главной доктриной культуры. Вольтер называл свой век веком разума, распространившимся по Европе от Петербурга до Кадиса.

5. Определяющей чертой культуры эпохи Просвещения является идея прогресса, которая тесно переплетается с идеей разумности. Именно в эпоху Просвещения была сформулирована концепция "вера в прогресс через разум", определившая надолго развитие европейской цивилизации и принесшая целый ряд разрушительных последствий.

6. Для культуры просветителей характерна абсолютизация значения образования в формировании нового человека. Деятелям эпохи казалось, что достаточно создать условия для воспитания детей - и в течение одного-двух поколений все несчастья будут искоренены. Была сделана ставка на нового человека, свободного от наследия той или иной философской, религиозной или литературной традиции. Декарт разработал рационалистический метод познания и выдвинул концепцию о "врожденных идеях". В противовес ему Локк утверждал, что не существует "врожденных идей", а поэтому нет и людей "голубой крови", претендующих на особые права и преимущества. "Опыт о человеческом разуме " - философский трактат Джона Локка - стал своего рода манифестом эпохи Просвещения. Содержащиеся в нём идеи о воспитании человеческой личности и роли социальной среды в этом процессе легли в основу теорий большинства просветителей. Все были почти единодушны в том, что если человека формирует опыт, то это должен быть разумный опыт, ибо разум - главный критерий истины и

справедливости.

Французское Просвещение, направленное в целом против феодализма и абсолютизма, состояло из различных по политической и философской радикальности учений. Представители старшего поколения - Ш. Л. Монтескье и Вольтер - тяготели больше к постепенному реформированию феодального общества по образцу Англии, где установилась конституционная монархия - форма государственного устройства, при которой власть монарха ограничивается рамками конституции и сильного парламента . Они рассчитывали на "разумное сочетание" интересов буржуа и аристократов. Д. Дидро, Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах в принципе отрицали феодальную собственность и феодальные привилегии, отвергали монархическую власть, выступая при этом за "просвещённую монархию", воплощение идеалистической веры в возможность улучшить монархическую власть через активное просвещение монархов в духе новых идей времени как компромиссный промежуточный вариант.

Издание "Великой Энциклопедии " собрало все разрозненные знания и стремления просветителей в одно целое. Энциклопедия сплотила вокруг себя умнейших людей Франции. В Париже образовался кружок философов-энциклопедистов , который заявил о себе в начале 50-х годов как об общественной партии. Энциклопедисты - французские просветители, принявшие участие во главе с Дени Дидро в создании 35-томной "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" - провозгласили целью многотомного издания - подвести итоги познаний человечества в различных отраслях. Энциклопедия стала кодексом французского Просвещения. Она была не просто сводом научных знаний, но и формой борьбы с общественными предрассудками, предназначалась для всего общества. Первый том вышел в 1751 г. Главным редактором и душой предприятия был Дени Дидро (1713-1784). В философских произведениях ("Мысли об объяснении природы", "Философские принципы материи и движения" и др.) Дидро отстаивал материалистические идеи. В литературном творчестве он стремился к реализму ("Племянник Рамо", "Жак-фаталист", "Монахиня").

Просветители рассматривали искусство как средство популяризации моральных и политических идей. Смотреть на вещи философски означало смотреть рационально. Писатели Просвещения называли себя философами. Литература опиралась на общественное мнение, которое формировалось в кружках и салонах. Двор перестал быть единственным центром, к которому все стремились. В моду вошли философские салоны Парижа, где бывали Вольтер, Дидро, Руссо, Гельвеции, Юм, Смит.

Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778) был признанным вождем просветителей всей Европы. В его творчестве полнее и ярче, чем в чьем-нибудь другом, выразилась общественная мысль века. Все рационалистическое движение часто отождествляют с деятельностью Вольтера и называют общим именем - вольтерьянство. В знаменитый замок Ферне, где он жил последние 20 лет, стекались, как на богомолье, все образованные люди Европы. Отсюда Вольтер рассылал философские и литературные манифесты, руководил кружками в Париже. Вольтер был великим литератором, он умел изложить просто и доступно самую серьезную тему. Вольтер писал философские повести ("Кандид, или Оптимизм", "Простодушный"), сатирические поэмы ("Орлеанская девственница"), философские трактаты ("Английские письма"), пьесы ("Заира", "Магомед"), фельетоны, статьи. В противовес некоторым просветителям он всячески подчеркивал ценность культуры.

Крупнейшим представителем французского Просвещения был Шарль Луи Монтескье (1689-1755). Его главное и последнее сочинение - итог многолетних трудов - "Дух законов". Монтескье рассматривал законодательство народов в зависимости от состояния культуры общества. Исследуя различные формы правления (монархию, республику, деспотию), он разработал теорию зависимости общественных отношений от степени просвещенности общества, от умственного состояния народа, от общего склада цивилизации.

Демократическое направление в Просвещении получило название "руссоизм " по имени одного из наиболее радикально настроенных просветителей - Жан Жака Руссо (1712-1778). Руссо видел причину социального неравенства в частной собственности ("Рассуждение о начале и основаниях неравенства"). В своих литературных произведениях стихах, поэмах, романах, комедиях - Руссо идеализировал "естественное состояние" человечества, прославлял культ природы. Руссо первым заговорил о высокой цене прогресса цивилизации. Руссо противопоставлял испорченности и развращенности цивилизованных наций идеальную чистоту нравов жизни общества на патриархальной стадии развития. Его лозунг "Назад к природе!" отражает мечту о естественном существовании естественного человека в естественной среде. Педагогические взгляды Руссо выражены в его знаменитом романе-трактате "Эмиль, или О воспитании". Его роман в письмах "Юлия, или Новая Элоиза" и "Исповедь" стали настольными книгами для многих поколений образованных людей в Европе. В "Общественном договоре" Руссо сформулировал общественный демократический идеал, основанный на передаче власти от немногих всем.

Образ нового героя, способного благодаря знаниям и природному уму выжить в любых условиях, получил художественное воплощение в английской литературе. В знаменитом романе Даниэля Дефо (1661-1731) "Робинзон Крузо" наглядно доказано, что наделённый знаниями человек может выжить в любых условиях. Вполне трезво смотрит на мир автор не менее знаменитого произведения "Путешествие Гулливера" Джонатан Свифт (1667-1745). Симпатичный доктор Гулливер также не теряется ни при каких условиях, находит общий язык и с лилипутами, и с великанами. Наиболее отчетливо просветительский реализм выразился в творчестве Генри Филдинга (1707-1754), которого называют классиком литературы Просвещения. В романе "История Тома Джонса, найденыша", в комедии "Судья в ловушке", сатирическом романе "Джонатан Уайльд" даётся яркая картина эпохи.

Искусство XVIII в. находилось в стадии пересмотра всех существовавших ранее ценностей. В нем можно выделить несколько направлений, отличающихся друг от друга мировоззренческой и идеологической направленностью. Одним из них является рококо - художественный стиль, сформировавшийся во Франции во второй половине XVIII в. и отражавший вкуса двора Людовика XV и аристократии. Некоторые исследователи рассматривают его как вырождающееся барокко. Такой взгляд вполне правомерен. Действительно, рококо как бы переводит криволинейные построения барокко в новый регистр звучания, более камерный, изящный и нежный. Рококо разыгрывает на стенах и потолках интерьеров орнаментальные симфонии, сплетает кружевные узоры. При этом рококо достигает вершин виртуозности, изящества и блеска, но полностью утрачивает барочную монументальность, основательность и силу. Обнаженные нимфы и ангелы на фоне бледных пастельных тонов пейзажей заполняют пространство. Сфера рококо - убранство интерьера. Рокайльная живопись и скульптура, тесно связанная с архитектурным оформлением интерьера, имела чисто декоративный характер. Она избегала обращения к драматическим сюжетам, носила откровенно иллюзорный безоблачный характер. Плоскость стены разбивалась зеркалами и декоративными панно в овальном обрамлении, состоящем из завитков - ни одной прямой линии, ни одного прямого угла.

Каждую вещь рококо наряжает, покрывает гирляндами завитков, инкрустациями, узорами. Стены особняков знати и богатой буржуазии, выстроенных в классицистическом духе со строгими ордерными формами, внутри разбиты нишами, обильно украшены шелковыми обоями, живописью, лепниной. Единство интерьера не нарушала вычурная мебель с инкрустациями. К изящным столикам и пуфикам на тонких гнутых ножках удивительно шли фарфоровые безделушки, ларчики, табакерки, флакончики. В моду вошли фарфор и перламутр. Во Франции возникла Севрская фарфоровая мануфактура, в Германии - не менее знаменитая Мейсенская. Произведения прикладного искусства заняли в культуре рококо важное место. В эту эпоху одежда, прически, внешность человека стали произведениями искусства. Неестественные фигуры дам в кринолине, фижмах, париках приобрели силуэт, несвойственный человеческому телу, и казались вычурной игрушкой в фантастическом интерьере.

Крупнейшим представителем рококо в живописи был Франсуа Буше (1703-1770). Искуснейший мастер, он много работал в области декоративной живописи, делал эскизы гобеленов и росписей по фарфору. Его мифологические и пасторальные композиции очень подходили к убранству рокайльных апартаментов. Типичные сюжеты - "Триумф Венеры", "Туалет Венеры", "Купание Дианы". В произведениях Буше манерность и эротизм эпохи рококо выразились с особой силой. Просветители обоснованно упрекали его за отсутствие правды жизни. Сюжетами произведений Жана Оноре Фрагонара, напротив, становятся незамысловатые обыденные эпизоды ("Поцелуй украдкой", "Счастливые возможности качелей"). В них проявляется реалистическое мастерство, тонкая и тщательная проработка деталей, незаметно переводящая условный рокайльный жанр в бытовой .

Просветители призывали художников заняться изображением быта третьего сословия. Их призывам вняли Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779) и Жан Батист Грез (1725-1805). С трудом верится, что шарденовские женщины ("Молитва перед обедом", "Прачка", "Женщина, моющая кастрюли") - современницы моделей Буше, но именно они представляли подлинную Францию тех лет. Картины Греза ближе к проповеди руссоистских идей о патриархальной идиллии, семейных добродетелях ("Отец семейства, читающий своим детям Библию", "Деревенская невеста", "Балованное дитя"). Дидро в своих критических статьях говорил о Шардене как о создателе нового искусства, а Греза называл "поистине своим художником".

Предтечей критического реализма в живописи стал великий английский художник Уильям Хогарт (1697-1764). Целые серии картин (из 68 композиций), объединенные одним сюжетом ("Карьера мота", "Модный брак", "Прилежание и леность", "Выборы в парламент") переводились в гравюры и становились доступными широкому кругу людей. Более демократичная и дешевая, чем живопись, гравюра стала пропагандистом идей Просвещения.

Европейская скульптура XVIII в. отразила ту же смену общественного настроения, что и живопись. Самый интересный скульптор эпохи - Жан Антуан Гудон (1741-1828), создатель целой портретной галереи своих современников, втом числе статуи сидящего Вольтера.

Театр эпохи Просвещения и в драматургии, и в сценических приёмах отразил новый взгляд на мир. Драматурги и актёры Англии, Франции, Германии были едины в желании представить как можно точнее современную жизнь. Комедии "Севильский цирюльник" и "Безумный день, или женитьба Фигаро" Пьера Огюстена Бомарше (1732-1799) очень точно отражают расстановку общественных сил. Фигаро выступает представителем всего третьего сословия. Фигаро - символ простолюдина, за которым будущее. Король Людовик XVI, прочитав "Безумный день", заявил, что скорее Бастилия падёт, нежели эта пьеса будет поставлена. И действительно, Бастилия пала через пять лет после премьеры этот острой, обличительной комедии.

Прогрессивные идеи в музыке воплотилось в творчестве австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791). Вместе с Францем Йозефом Гайдном он представлял Венскую классическую школу. Моцарт изменил традиционные оперные формы, внес психологическую индивидуальность в жанровые типы симфоний. Ему принадлежат около 20 опер ("Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта"), 50 симфонических концертов, многочисленные сонаты, вариации, мессы, знаменитый "Реквием", хоровые сочинения. Многогранное творчество Моцарта органично связано с общим пафосом эпохи Просвещения.

В XVIII в. картина мира впервые была дана в житейски достоверных образах. Именно в эпоху Просвещения, когда главной ценностью был объявлен человек и его разум, само слово "культура" впервые стало общепризнанным термином, о смысле которого рассуждали не только мыслители века, но и простая публика. Вслед за философами представители различных течений общественной мысли и художественного творчества развитие культуры начали связывать с разумом, нравственно-этическим началом. Уже за это можно высоко оценивать век Просвещения, несмотря на множество свойственных ему ошибок и заблуждений.

Век Просвещения связан с выдвижением идей общественного договора, естественного права, свободы личности, свободы совести. Деятели просвещения боролись за установление «царства разума». Вера в безграничные возможности человеческого ума породили идеи о возможности построить общество на разумных, справедливых началах. Многие из просветителей возлагали свои надежды на просвещенного монарха, который реализовал бы их идеи на практике. Крупнейшими представителями Просвещения были Дж. Локк (1632 – 1704) в Англии; Вольтер (1694 – 1778), Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778), Ш. Монтескье (1689 – 1755), Д. Дидро (1713 – 1784) во Франции; Г. Лессинг (1729 – 1781), Н.Г. Гердер (1744 – 1803), Ф. Шиллер (1759 – 1805) в Германии; Т. Джефферсон (1743 – 1826), Б. Франклин (1706 – 1790) в США. В России идеология Просвещения была представлена М.В. Ломоносовым (1711 - 1765), Н.И. Новиковым (1744 – 1818), А.Н. Радищевым (1749 – 1802).

Большое место в достижении нового общественного порядка просветители отводили распространению знаний. Французские мыслители – члены кружка Д.Дидро издали с 1751 по 1776 годы «Энциклопедию наук, искусств и ремесел». Энциклопедия должна была по их замыслу объединить все современные на тот момент знания человечества. Правда, представления просветителей отличались некоторой схематичностью, которая проявлялась, в частности, в их взглядах на природу общества и человека. Общество они уподобляли организму, а человеческий организм – механической конструкции. Отсюда они представляли возможным вывести абсолютные законы, следуя которым, человечество будет счастливо.

Заслуга просветителей состоит в мощной критике современного им миропорядка, в особенности королевской власти и религии. Если критика церкви, религиозного мракобесия была вполне заслуженной, то сами основы религиозного мировоззрения воспринимались ими слишком упрощенно, некоторые из просветителей были материалистами.

Во второй половине XVIII века в связи с общеевропейским экономическим и демографическим подъемом в правящих кругах европейских государств утверждается мнение о необходимости модернизации экономической и политической системы. Это явление получило название просвещенный абсолютизм.

Суть политики просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы не меняя по сути государственных форм абсолютной монархии, проводить сверху реформы в экономической, политической, культурной областях, направленные на модернизацию устаревших явлений феодального порядка. Политику просвещенного абсолютизма проводил отчасти прусский король Фридрих II Великий (1740 – 1785), наиболее последовательно германский император Иосиф II (1765 – 1790). Унаследовав австрийские владения (1780 – 1790), он провел целый ряд реформ: освобождение крестьян от крепостной зависимости, наделение их землей, улучшение судопроизводства и др.

Взгляды просветителей подготавливали почву для роста революционных настроений в обществе. Абсолютизм, политическая роль дворянства, невозможность влиять на порядки в государстве уже не удовлетворяли буржуазию, накопившую огромные богатства. Эти причины, а также падение престижа королевской власти, ухудшение положения народных масс вызвали буржуазную революцию во Франции (1789 – 1794).

Историческое значение Великой французской революции в том, что она решительно покончила с феодально-абсолютистским строем, расчистила почву для развития капитализма.

В развитии производительных сил из европейских стран лидировала Англия. Она стала родиной промышленного переворота в XVIII веке. Главным признаком промышленного переворота явилась замена ручного труда на механический и машинный в результате изобретения англичанином Дж. Уаттом паровой машины в 1769 году. Это изобретение открывало путь к дальнейшему ускорению и совершенствованию машинного производства. Осуществлялся переход от мануфактур с ручным трудом к фабрикам и заводам, основанным на применении машин, что означало окончательную победу капитализма в сфере производства.

Результатом явилось полное доминирование Англии на мировом рынке, в мировой колониальной политике. XVIII век – время создания английской колониальной империи, главными частями которой стали Северная Америка, включая отобранную у Франции Канаду, и Индия, оттуда также удалось вытеснить французов.

Процессы, происходившие в Великобритании, так она стала называться в XVIII веке, характерны, конечно, не для всей Европы, но именно это явилось схемой, по которой пошло развитие во всех остальных странах, вступивших на путь развития капитализма.

К числу наиболее важных событий XVIII столетия относится образование Соединенных Штатов Америки.

В середине XVIII века в Северной Америке насчитывалось 13 не зависимых друг от друга английских колоний. Колониями управляли губернаторы, назначаемые английским королем. На основе общности территории, английского языка, наличия и осознания единых экономических и политических интересов, единства религии формировалась американская нация. Колонии быстро набирали силу, стремясь к экономической и политической самостоятельности. Однако политика английского короля и парламента была направлена на существенное ограничение свободы экономической деятельности в колониях, обрекала их на роль источников сырья и огромных доходов. Подобное положение не устраивало местное население. С весны 1775 года началась вооруженная борьба колонистов с королевскими войсками, позднее была создана постоянная армия на основе регулярного обучения. 4 июля 1776 года в Филадельфии состоялся конгресс, принявший «Декларацию независимости», автором которой был Т. Джефферсон. В Декларации провозглашался принцип народного суверенитета как основа государственного устройства, утверждалось право народа на восстание против поработителей

На стороне американской армии воевали Франция, Испания, Голландия, Пруссия. 3 сентября 1783 года состоялось подписание мирного договора, по которому Англия признавала независимость США. В 1787 году была принята Конституция, в которой был закреплен принцип разделения трех властей, США провозглашались Республикой с избираемым на четыре года Президентом, Конгрессом и имевшим большие полномочия Верховным Судом. Все 13 штатов сохранили большую степень самостоятельности в решении внутренних дел. Первым президентом в 1789 году был избран главнокомандующий армией колонистов Джордж Вашингтон.

Итак, сопоставление социально-экономического и политического развития ведущих стран Европы в XVIII веке показывает, что наиболее быстрый рост промышленности наблюдался на двух ее полюсах – на крайнем Западе, в ранне-буржуазных государствах, а также во Франции с ее уже развитым буржуазным укладом, а с другой стороны – на крайнем Востоке, в России, где, несмотря на господство феодального строя, происходят глубокие изменения в экономическом и социальном развитии, связанные с эпохой Петра I.

Признаки эпохи:
1. Идея равенства всех перед законом, перед человечеством;
2. Избавление от всех социальных неурядиц в распространении знаний, победа разума;
3. Исторический оптимизм.

В центре – проблема наилучшего общественного устройства.

Цели и идеалы – свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и т.п.

Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. Эпоха Просвещения – это важнейший поворотный пункт в духовном развитии Европы, повлиявший практически на все сферы социально-политической и культурной жизни.

Франция.
Родина Просвещения. Связано с именами Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Луи Монтескье и др. Просвещение не представляло собой однородного течения, между его представителями были различия. Ш.Л. Монтескье – «Персидские письма» критика деспотизма, идеалы свободы в полит сфере. Вольтер – «Философские письма» отразили религиозный скептицизм. Дени Дидро – «Энциклопедия» 35 томов. Ж.Ж. Руссо, вывести общество из состояния всеобщей испорченности нравов, «Об общественном договоре…» - значение правам человека и их соотношение с правами гос-ва. Они создали «Энциклопедию искусств, наук и ремесел»

Германия.
Период экономической и политической раздробленности страны. Основатель классицизма –Кант изучал возможности человеческого разума. «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного» Г.Э. Лессинг – тезисы «Воспитание человеческого рода», единство чел рода.

Англия.
Церковь не противопоставляла себя Просвещению, это способствовало культурному развитию страны. Политическая программа Просв сформулирована философом Джоном Локком – «Опыт о человеческом разумении».

В Шотландии Дэйвид Юм – роль права и политических институтов в развитии общественных связей. Адам Смит – отводил большое место рынку, его функции социализации людей.

Россия.
Начало развитию просветительства положил М.В. Ломоносов, в 1755г. открыт МГУ. 60-80е годы 18 в новое поколение просветителей. Державин. В литературе Д.И. Фонвизин «Недоросль» - обличал нравы помещиков. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Живопись – Рокотов, Левицкий. Искусство. Образцом всего прекрасного была природа. Воплощением лучших миров были сады и парки (Петергоф).

Европейское искусство сочетало 2 направления:
Классицизм – стиль основанный на рационализме, симметрии, целенаправленности и строгом соответствии содержания его форме;
Романтизм – воображение, эмоциональность и творческая одухотворенность художника. Жанровая живопись на передних позициях, портрет интимный, пейзаж настроения.

Во второй пол. 18 в. во Франции ведущим направлением стало рококо – игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство, Франсуа Буше «Триумф Венеры», «Венера с Амуром». В скульптуре – Жан Антуан Гудон «Вольтер».

Театр. 18 век – Золотой век театра. Р.Б. Шеридан «Школа злословия» - против безнравственности высшего света.

В Италии Карло Гольдони «Трактирщица», Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Франция – Бомарше «Женитьба Фигаро».
В Германии Гете «Фауст».

Литература. Основной жанр – роман. Д. Дефо «Робинзон Крузо», Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». В России течение сентиментализм – Н.М. Карамзин «Бедная Лиза».

Музыка. Германия – И.С. Бах (полифония, все жанры кроме опер), Г.Ф. Гендель «Саул». Венская классическая школа: Й. Гайдн (отец симфонии «12Лондонских симфоний»), В. А. Моцарт «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», Л.В.Бетховен («Лунная соната»14, 9-я симфония).

Loading...Loading...