Евангелие от иоанна глава 16. Большая христианская библиотека

Сказал Господь пришедшим к Нему Иудеям: истинно, истинно говорю вам: слово Мое слушающий и верующий Пославшему Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел из смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: приходит час, и ныне есть, когда мертвые услышат голос Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе, и дал Ему власть и суд творить, потому что Он - Сын Человеческий. Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, когда все, находящиеся в гробницах, услышат голос Сына Божия и выйдут: сотворившие благое - в воскресение жизни, а сделавшие злое - в воскресение суда. Не могу Я Сам по Себе творить ничего: как слышу, сужу, и суд Мой праведен, потому что не ищу воли Моей, но воли Пославшего Меня Отца (Ин. 5:24 – 30).

То есть Господь не хочет сбить нас с ног, лишить упования, погрузить в пучину скорбей и наблюдать за социальным экспериментом, Он хочет собрать достойный урожай для жизни будущего века. Он любит нас и ждёт, и ищет. Каждого. Пылинка не безразлична Творцу Вселенной. Он в ней кровно заинтересован. Если это не утешает, тогда… Да нет, тут уже без вариантов. Абсолютно. И Богу нашему слава!

Х х х

по мотивам работ М. Алдашина

В раю я родился
Под шепот пыльных деревьев,
Под пение тихого ветра
И кашель редких машин.
Здесь можно сидеть на земле,
Поросшей душистой травою
И слушать течение времени
В вечность...
Я долго жил
В пространстве провинции
Чуждом преодоленью,
Оно не рвалось на части,
Подобно порожистой речке.
В раю я родился
Под нестройное пение в храме
Неграмотных бабушек,
Плавно ушедших в вечность.
И Бог даровал этому тихому месту
Свою благодать; затянувшийся летний день,
Уединенье...
Мне другого уже не надо.

Ведь стихи есть удел одиноких людей.

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

В храм не войти. Се восходим привычно в град Иерусалим.

Камни внутри нас, камни снаружи, вечное небо над ним.

Где-то недруги, прячась, злоумышляют, вокруг - пусть будут друзья.

Сердце поёт, понимая до боли, что здесь сфальшивить нельзя.

Сегодня мы слышим «Осанна! Осанна!», а завтра - железный лязг.

Вербы вынесут с мусором и устроят, как водится, у Креста

бесноватый пляс.

И останется нам - брести до Голгофы, волоча что есть сил свой

Глядишь, доползём в направлении чуда - ад разрушен, Христос

НОЛЬ - О КРЕСТЕ

Чем Церковь напоминает мне прачечную? Полоскательными функциями в отношении мозгов и души. Мозги полощут на проповеди, душу - на исповеди. И то, и другое - дары Божии. Бесценные и невозвратные.



Как-то месяца два, что ли, назад стояла в Екатерининской церкви и слушала отца Андрея по поводу крестоношения современного христианина. Он комментировал слова Спасителя: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною» (Мф. 16, 24). Когда мы вслушиваемся в эти слова, то возникает ассоциация «смирись перед скорбями житейскими» и вопросы «как взять? где взять? что именно взять?». Отец Андрей увязал эти слова с притчей о талантах, у которой масса разночтений. Спроси любого: «Что значит зарыть свой талант в землю?» Он тебе тут же ответит: «Это значит вместо того, чтобы развить природное дарование и служить им людям, валяться на диване и смотреть телевизор. Ой, вру, пить пиво и мучить ноутбук». Тем не менее, речь идет не о быте, не о мире видимом, от которого даже праха не останется, а о таланте веры.

Господь не вещал о тлене. Он не говорил о мире дольнем изолированно, но только как о примере для восприятия мира горнего. Не трогал Христа ни карьерный рост, ни уровень жизни, ни что другое, о чем мы тут рыдмя рыдаем, сочиняя личные просительные ектеньи, которые, по словам, по-моему, преподобного Исаака Сирина, напоминают вопли-прошения о гное нищего - к царю. Т. е. вот тебе все условия, все возможности - проси сокровищ! Не-е, хочу помойку посытнее. Поскольку время - тоже дефицитный дар Божий, сразу резюме: веру надо преумножать посредством несения креста, т. е. жизни по Евангелию.

«Какая простая и ясная мысль! - возрадовалась Калачёва. - Но причём здесь крест? Ведь по Евангелию жить радостнее, чем, допустим, по УК». Наш Господь на ответы скор. Куда там Google`у! Поэтому тут же передо мной широко расположилась тётя с двумя малолетними детьми. Причем пришла она к началу службы, но поскольку трехлеткам наши литургические песнопения, растянутые во времени, не катят ну совсем, детишки начали громко возмущаться, а тетя, соответственно, путешествовать с ними по храму. Ну и нашла она предпоследнее пристанище аккурат у меня под ногами. Дети орут в голос, мать активно наставляет их в исихазме, нервно удивляясь, что родила не прпп. Сергия и Серафима, а ребят попроще. Минут пятнадцать они там, по слову тети, «молились» так, что пол дрожал и свечи гасли. Затем им свечница указала истинный путь на улицу до Причастия. Маманя, грозно зыркнув на неё и бестолковых немолитвенных чад, рванула по указанному адресу. А до меня дошло, в ЧЕМ крест-то закопан.



Исходя из правды своей, я терпеть не могу этих дурных мамаш, которым подружка сказала, что если, мол, хочешь, чтоб Федечка не болел, тащи его в церковь, и сама там тоже не отставай. И вот начинаются для Федечки ползункового возраста черные воскресные дни, сводящие на нет всю его психологию с физиологией. «Встань! Молчи! Крестись! Не болтай! Пой! Равняйсь! Смирно!» И носом в пол на словах «Святая - святым!». Голова четко зафиксирована суровой материнской ладонью, чтоб без всяких там кощунственных вольностей. Для меня это форма православного фашизма, требующая сурового порицания. Была.

Просто крест заключается не в том, чтобы по дурной справедливости подобрать явлению запоминающийся ярлык, в чем, в общем-то, проблем нет, а в том, чтоб - вот по Евангелию! - всё это терпеть и молиться: 1. За маманю, дошедшую до ручки. Чего её в храм-то потянуло? Вестимо. Опоры нет, любви нет, жизни нет. Последняя надежда на Бога. Вдруг поможет? Если кто когда со смертельно больными общался, психология та же. А с улицы в зрелом возрасте в Церковь приходят априори смертельно больные люди, стоит только душу на рентгене заповедей Христовых просветить. 2. За чадо, чтоб не выбили из него вместе «со всякими глупостями» тягу ко святому, присущую ему с пеленок. Дети уходят из храма, помимо всего прочего, потому, что их уводят оттуда поломанные взрослые своим антихристианским поведением. 3. За себя, потому что сто лет в Церкви, а любви в сердце как не было, так и нет. Сплошной ядерный полигон.

Такое вот рассуждение ноля о кресте.

Евангелие от Иоанна 16:24

Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна.


Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .

Смотреть что такое "Евангелие от Иоанна 16:24" в других словарях:

    Дух дышит, где хочет. Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него. И познаете истину, и истина сделает вас свободными. Всякий, делающий грех, есть раб греха. Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет … Сводная энциклопедия афоризмов

    Папирус Р52, содержащий один из наиболее древних из найденных манускриптов Евангелия от Иоанна, датирован 125 годом. Евангелие от Иоанна (греч … Википедия

    Евангелие от Иоанна - вероятно написано в Ефесе в 70 100 году по Р.Хр. Оно, видно, предполагает знакомство читателей с остальными Евангелиями. Так, напр., в Иоан. 3:24 о заключении Иоанна Крестителя упоминается, как об известном читателям факте. Оно, очевидно, было… … Словарь библейских имен

    I. КЛЮЧ К ЕВАНГЕЛИЮ Ключ к Е. от И. содержится в 1Ин 1:1,3: Что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни...возвещаем вам. Только осязаемость вечного дает возможность благовествовать о нем; не будь этой… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА - см. статьи Евангелие; Иоанн Богослов … Православная энциклопедия

    - «В начале было Слово» ... Свидетельство Иоанна Крестителя об истинном Свете. Иоанн указывает на Иисуса, как на Агнца Божия. Призвание первых апостолов …

    И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Иоан.5:33 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Один из двух, слышавших от Иоанна [об Иисусе] и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Никодим приходит к Иисусу ночью; «Должно вам родиться свыше»; «Бог так возлюбил мир». Дальнейшее свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Исцеление в субботу больного лет при купальне; иудеи обвиняют Иисуса. Ответ Иисуса: Отец и Сын; свидетельство Иоанна и Писаний … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Прит.8:22 1Иоан.1:1 1Иоан.1:2 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Евангелие от Иоанна , Брюс Милн. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Евангелие от Иоанна оказало неоценимое влияние на историю человечества. Его страницы заключают в…

16:1 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились
Предупрежден - значит вооружен полезными знаниями, чтобы не быть застигнутыми врасплох. Иисус продолжает здесь мысль из 15:27: ученикам предстоял тяжёлый путь свидетельства о Христе, не устланный розами и не обременённый восторженным принятием христианства. В момент, когда Христа распнут, это пророчество могло бы их подбодрить, ведь если им надлежит свидетельствовать об Иисусе, значит, его смерть как преступника не станет для них поводом к преткновению, и в конечном итоге они справятся с поставленной перед ними задачей по распространению христианства.

16:2,3 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу
Здесь Иисус предупреждает о наступлении особо тяжёлых времён для учеников Христа. Апостол Иоанн, записавший Евангелие через прим. 60 лет после смерти Христа, имел возможность понять, что означало это предупреждение Христа. Он сам стал свидетелем тому, что перед концом иудейской системы вещей положение христиан было очень тяжёлым. И проблема была не только в сложности жизни того времени. А в том, что христиан преследовали не только римляне, но и свои же единоверцы - в местах слушания слова Бога (синагогах). Те, кто считал, что служит Творцу - то есть, сами иудеи, народ Бога древности - преследовали учеников Христа, как ранее преследовали и самого Христа (хотя и римляне тоже преследовали христиан , они не служили Творцу, поэтому предупреждение Иоанна касается истинного народа Бога: Иисус не говорил больше ни о каком другом Боге, кроме, как об Иегове).

То же самое будет ожидать и последних посланников Бога и Христа Его, которым выпадет служить перед концом этого века: их тоже будут преследовать и свои по вере, служащие Творцу, и не служащие Ему (Откр.11:3,6,8,10). И, когда их будет отвергать народ Бога - все будут считать, что, изгоняя посланников Бога, тем самым они исполняют волю Бога (как правило, в 1 веке их объявляли богохульниками, как и Иисуса Христа, и за это изгоняли из синагог. То же самое ожидает и последних пророков Бога: их изгонят из собраний народа Бога).

Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.
Если бы народ Бога правильно понял сущность Творца и Его слова, то он не отвергал бы и Его пророков. Но, как предсказывает Иисус, не каждый, кто будет считать себя служителем Бога и Христа Его - будет таковым на самом деле. Для того, чтобы познать Бога, нужно научиться смотреть на всё Его глазами.

16:4 Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.
Раньше не было необходимости предупреждать учеников об опасности: опасность не угрожала им до тех пор, пока Христос был с ним, ведь весь удар преследований он принимал на себя, пока был жив. Однако после его смерти центр удара со временем переместится на его последователей (какое-то время после смерти Христа христианство получило широкое распространение, но после христиане столкнулись с гонениями, что продолжалось до конца иудейской системы вещей. Такая же картина будет наблюдаться и перед концом этой системы вещей (Откр.11:1-10).

16:5,6 А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Судя по всему, ученики были ошеломлены множеством предупреждений об опасности и сообщением о предстоящем предательстве учителя. Они затихли не потому, что в абсолюте понимали Христа или совсем потеряли интерес к тому, что он говорил. Они застыли в тревожном ожидании непонятных им событий и были сильно опечалены тем, что скоро Христос покинет их:
н о от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше

16:7 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам;
Иисус снова разъясняет, что, хотя его уход - и прискорбен для учеников, однако, им же самим будет лучше от того, что Иисус уйдёт от них – к своему Отцу. Только в этом случае
в выполнении Божьего поручения они смогут рассчитывать на помощь святого духа свыше.
Заметим: этот дух - Утешитель, которого Иисус пришлёт своим ученикам от Бога – не является самим Иисусом Христом в виде духовной личности. Но будет послан Христом от Отца - в помощь на землю: если пойду, то пошлю Его к вам. Что же это за помощник?

16:8 Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде :
В задачи Утешителя от Иисуса входит обличение мира о грехе, рассказ о правде Божьей и о суде Божьем.
Будет ли мир слышать всё это голосами с небес? Нет. О намерениях Бога должны будут возвещать по всей земле ученики Христа через проповедь, а некий дух Утешитель должен всего лишь им в этом помогать, вдохновляя их говорить правду Божью и правильно понимать волю Его для человечества.
Утешитель в данном случае - это та же самая сверхъестественная сила Божья, которая приобретается учениками через помазание святым духом и вдохновляет всех пророков во все времена передавать слово Божье -2Петра1:20,21, 1Иоан2:20,27:

Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.

Как через проповедь учеников будет обличён мир о грехе, о правде и о суде?

16:9-11 о грехе, что не веруют в Меня; Грех неверия будет обличён по реакции на проповедь учеников о принятии искупления Христа

о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; благодаря святому духу ученики смогут проповедовать о воскресении Христа и его восхождении на небеса к Отцу - то есть, об исполнении Божьего плана по спасению человечества

о суде же, что князь мира сего осужден и о том, что Иисус докажет верность Отцу в условиях века дьявола и этим осудит его на уничтожение - на озеро огненное, уготованное ему и всем его верным последователям (Мтф.25:41,46).

Без помощи святого духа такие сведения от Бога получить было бы невозможно.

Результаты помощи УТЕШИТЕЛЯ сейчас мы можем наблюдать в виде Библии, из которой мы узнаём о грехе, о правде и о сущности будущего суда Божьего.

16:12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.
Иисус сказал ученикам столько, сколько на тот момент они могли бы понять:ученику 1-го класса бесполезно рассказывать высшую математику. Так же и в этом случае: хотя многие слова Христа сегодня кажутся нам простыми, - для учеников Христа это было "высшей математикой", но не потому, что было на самом деле очень сложно. А потому, что иудеи 1 века были "заточены" под совсем другое понимание слова Бога, которое распространяли тогда учителя народа Бога.

Ничто из того, что говорил им Иисус, не вписывалось в логическое построение их привычных знаний. Например, толкования тех или иных мест в Писании о правлении Мессии учили их ожидать правления Мессии отныне и навсегда. А Иисус говорил им о смерти Мессии.
Отсюда - полное непонимание ситуации, множество моментов из реального развития событий ими не воспринималось. Поэтому Иисус, хотя и имел возможность изложить им всю полноту картины - не делал этого: на данный момент они не смогли бы её понять и не понимали, пока не исполнились некоторые пророчества о смерти и воскресении Христа.

Так и сегодня: при обучении слову Бога не стоит ждать мгновенного понимания от слушающих, понимание может прийти к ним после. Некоторые слова Иисуса были сказаны в надежде на то, что ученики поймут их потом.

16:13,14 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
Святой дух, который придёт к ним с небес в Пятидесятницу, вдохновит их говорить истину Божью о настоящем и будущем.
Подробный механизм передачи информации свыше от Бога
ученикам через святой дух, к сожалению, не описан в Библии, есть примеры, когда ангел передавал мысли Всевышнего посредством чудодейственной силы Бога (Деян.8:26,29). Иисус сказал также, что когда они примут силу святого духа свыше - смогут проповедовать до конца Земли об Иисусе (Деян.1:8).

Но ясно одно: каким бы способом ученики Христа ни получили понимание и вдохновение свыше - ясно, что им вложено понимание Всевышнего, а не личное мнение какого-нибудь ангела Божия. Именно поэтому и ученики не будут говорить отсебятину и сочинять собственные фантазии. Но в точности будут передавать то, что в них будет вложено свыше сверхъестественным образом - от Бога.

14 Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.
Эта же сила духа от Бога поможет им прославить Христа в том смысле, что разъяснит им самим сущность Христа и его миссии в полном объёме:
в определённый момент их просто осенит свыше и они смогут понять многое из того, о чём при жизни Христа не понимали. А когда и сам поймёшь – сможешь другим разъяснить, в чём же мессианство Христа Божьего для человечества заключается.

16:15 Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам Святой дух - это принадлежность Отца Христа - прежде всего. Но и Христос может пользоваться всем, что есть в распоряжении Отца. Все те знания, которые переданы Отцом Христу - Иисус передаст ученикам при помощи святого духа Отца.

16:16-20 Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу. Тут [некоторые] из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, и: Я иду к Отцу? Итак они говорили: что это говорит Он: "вскоре"? Не знаем, что говорит. Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня? Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.
Иисус говорил о том, что он вскоре умрёт и снова оживёт, уходя к Отцу с земли. Но его так и не понимали, и эти
странности речей Христа - смущало многих.
Он кратко описал ситуацию, что в связи с определёнными событиями (имея ввиду свой арест, казнь и смерть) - сначала им надлежит пройти через печаль:
вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете,
но затем их ожидает радость (имея ввиду своё воскресение: но печаль ваша в радость будет.

16:21,22 Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас;
На примере роженицы, дождавшейся рождения ребёнка в скорби болей рождения, Иисус показывает им, как возможна смена печали - радостью.
Когда он воскреснет – ученики увидят его снова и обрадуются, и забудут прежнюю свою печаль по его смерти. Вот о чём он говорил им. Но тогда они не могли его понять.

16:23 в тот день вы не спросите Меня ни о чем . Когда произойдут все эти события - ученики смогут понять, о чём предупреждал их Христос и вопросы отпадут сами собой.

о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам -
Иисус объясняет ученикам принцип просьб о помощи: всё, о чём ученики Христа будут просить у небесного Отца для соблюдения на Земле интересов Его сына, Иисуса Христа - во всём том Бог поможет им ()

16:24 Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна.
До сих пор ученики обо всём просили самого Христа, а у Отца во имя его - ничего ещё не просили:
Христос ещё не прославил Отца и не принёс себя в жертву за людей. Но с момента его смерти и воскресения наступает новый этап в становлении учеников, теперь уже они могут обращаться за помощью к Отцу : в лице Христа они имеют ходатая Нового Завета, заключённого с Отцом на его крови (благодаря его жертве).
Отец не оставит без внимания просьбы христиан, в которых они заботятся о соблюдении интересов Иисуса Христа. Отныне двое на небесах будут заботиться о них: Отец и сын Его, и эта мысль всей полноты помощи свыше - будет радовать христиан.

16:25-27 Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога .
Иисус говорит им и о том, что вскоре (после его смерти) они смогут напрямую просить у Отца о помощи, и Иисусу не придётся
вместо них к Отцу обращаться: Отец Сам будет слышать христиан и помогать, так как они приняли Христа Его и поверили, что Христос - сын Божий.

16:28 Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу
До того, как Иисус пришёл в мир человеческий - он был у Отца на небесах. То теперь путь его снова лежит к Отцу на небеса, он возвращается к себе домой.

16:29,30 Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел.
Ученики поняли прямой текст Иисуса о том, что он пришёл от Отца, и что все вопросы о его происхождении теперь отпадают. Ученики заверили его в своей решимости признавать его как посланника небес и Христа Божьего.

16:31,32 Иисус отвечал им: теперь веруете?
32 Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою [сторону] и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною
.
Иисус был рад слышать такую уверенность в учениках. Однако он показал им, что веры, достигнутой на какой-то момент, никогда не бывает достаточно: может оказаться так, что их вере ещё расти и расти надо, проходя через испытания. Ибо при такой сильной вере во Христа (как им теперь кажется) - они, тем не менее, разбегутся все в разные стороны и оставят его одного. Хотя, конечно, он не останется одиноким - даже если все ученики его оставят, ведь небесный Отец его не оставит.
Можно себе лишь представить, как огорчились от такой картины ближайшего будущего те, кто, как им казалось, непоколебимы в вере в Иисуса Христа, сына Божьего.

16:33 Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.
Кто во Христе, тот будет сохранён в мире Божьем - в покое, дарованном Богом и уверенности в будущем несмотря на скорбь, с которой они столкнутся от людей мира сего нечестивого.
И хотя давление будет сильным - христиане смогут сохранять спокойствие, глядя на пример Христа. В этом им поможет убеждение, что они остаются верными Богу; благодаря этому - они и смогут побеждать давление мира дьявола.
Со стороны такая победа может даже казаться проигрышем: Христа ведь убили. Однако он доказал: есть кое-что поважнее жизни. Это - желание сохранить верность Богу. И оно - сильнее страха перед смертью.
И такую победу силы Божьего духа в немощных смертных телах смогут одержать все верные ученики Христа.

Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились Изгонят вас из синагог, даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня

Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том, не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.

Ко времени, когда писалось это Евангелие, некоторые верующие отпали от веры, поскольку гонение уже началось. Книга Откровения осуждает всех маловерных и боязливых (Отк. 21,8). Когда Плиний, проконсул Вифиний, проверял народ, чтобы узнать есть ли среди него христиане, он написал послание императору Трояну, в котором сообщил: «Некоторые признались, что были христианами, но перестали ими быть много лет назад, некоторые уже лет двадцать». Даже среди геройства ранней Церкви были люди, вера которых не была достаточно сильной, чтобы выдержать преследование.

Иисус предвидел это и предупреждал об этом заранее. Он не хотел, чтобы кто-нибудь сказал потом, что не знал ничего о гонениях, когда принимал христианство. Когда Тиндаля начали преследовать его враги и готовы были убить его за то, что он хотел дать Библию английскому народу на его родном языке, он ответил: «Я ничего другого не ожидал». Иисус предложил людям славу, но так же и крест.

Иисус говорил о двух видах гонения, которые постигнут Его учеников. Их будут отлучать от синагог, а это для иудея имело большое значение. Синагога, дом Божий, играла в жизни иудея важную роль. Некоторые раввины говорили, что молитва, произнесенная не в синагоге, не может рассчитывать на успех. Но тут было еще больше этого. Очень может быть, что великий ученый или богослов может обойтись без общества людей. Он может жить одиноко, погруженный в свои труды и думы. Но ученики были простые люди и нуждались в общении. Они нуждались в синагоге и ее богослужениях. Им было бы трудно пережить отлучение и полное лишение общения с другими людьми. Но людям иногда полезно вкусить то, о чем Жанна Д, Арк говорила: «Лучше быть одной с Богом». Иногда ценою общения с Богом является одиночество среди людей. Иисус сказал также, что люди будут думать, что они служат Богу, когда будут преследовать Его учеников. Здесь употреблено слово латреия, которое означает служение священника при алтаре в Храме Божием, и вообще это обычное слово для всякого религиозного служения. Одной из трагедий религии было то, что люди часто думали, что они служат Богу, преследуя тех, которых они считали еретиками. Никто не был так уверен в том, что служит Богу, как Павел, когда он пытался стереть со страниц истории имя Иисуса и уничтожить Его Церковь (Деян. 26,9-11). Мучители и судьи испанской инквизиции оставили дурную славу, но в свое время были вполне уверены, что поступают правильно и служат Богу, терзая еретиков и пытками принуждая их принимать то, что они считали истинной верой. По их мнению они спасали их от ада. Это происходит потому, что, как выразился Иисус, «они не познали Бога». Трагедия Церкви в том, что многие люди стараются возвещать свое понимание религии, уверяя, что они владельцы Божественной истины и благодати. Страшно то, что все это еще происходит в наши дни и служит самым великим препятствием к объединению всех церквей. Гонение будет всегда. Не обязательно с убийством и пытками, но с отлучением от дома Божьего, если только люди будут продолжать думать, что только у них путь к Богу.

Иисус знал, как обращаться с людьми. Он как бы говорил им: «Я предлагаю вам самое трудное задание в мире, которое изранит ваше тело и разорвет душу. Достаточно ли вы мужественны, чтобы принять его?»

Иисус предлагал тогда и сегодня предлагает не легкий путь, но путь славы. Он желает, чтобы те, которые готовы ответить на Его призыв, вышли смело вперед ради Его имени.

Иоанна 16,5-11 Действие Духа Святого

А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня «куда идешь?»

Но от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше

Но я истину говорю вам лучше для вас, чтобы Я пошел, ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам, а если пойду, то пошлю Его к вам,

И он пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде О грехе, что не веруют в Меня,

О правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня, О суде же, что князь мира сего осужден.

Ученики поверглись в замешательство и печаль. Все, что они поняли, было то, что они теряют Иисуса. Но Он говорил им, что все это к лучшему, потому что когда он уйдет, Дух Святой, Утешитель придет Ему на смену. Будучи в теле, Он не мог быть с ними всюду и они постоянно то встречались, то прощались. Будучи в теле Он не мог наставлять умы и сердца и говорить к совести людей всюду, но был ограничен местом и временем. Дух же Святой не имеет ограничений и Его пришествие будет исполнением обетования: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мат. 28,20). Дух принесет непрерывное общение навеки и снабдит христианского проповедника силой, отчего результат будет другим, где бы он ни проповедовал.

Здесь у нас почти полный список действий Духа Святого. Иоанн употребляет слово элегхейн, которое в русском переводе означает обличить, а в других переводах означает убедить. Беда в том, что нет такого слова, которое передало бы его смысл удовлетворительно. Его употребляют при перекрестном допросе свидетелей. Греки иногда употребляют этослово для описания влияния совести на разум и сердце человека. Ясно, что такой перекрестный допрос может иметь двойное действие, он может обличить человека в преступлении, которое он совершил, или убедить его в слабости его позиции, которую он отстаивает. В этом отрывке нам нужны оба значения: обличит и убедит. Дух Святой и обличит и убедит — таково Его двойное служение. Посмотрим же, что говорит Иисус о действии Святого Духа.

1. Дух Святой обличит мир о грехе. Когда иудеи предали Иисуса на Распятие, они не думали, что грешат, а думали, что служат Богу. Но когда позже весть о Распятии Христа достигла их путем проповеди, они умилились сердцем (Деян. 2,37). Они вдруг убедились, что Распятие было самым ужасным преступлением в истории и что их грех совершил его. Что же это такое, что приводит человека к ощущению и сознанию греха? Что смиряет его перед Крестом? В одной индейской деревне миссионер показывал однажды с помощью проектора диапозитивы на побеленной стене деревенской хаты. Когда на стене показался крест со Христом на нем, один индеец вскочил и закричал: «Сойди! Я должен там висеть, а не Ты!» Почему вид человека, распятого почти 2000 лет назад в Палестине, вызывает такую душераздирающую реакцию в сердцах людей на протяжении веков? Это действие Духа Святого.

2. Дух Святой обличит мир о правде. Нам становится ясным значение этих слов, когда мы видим, что именно о правде Христовой человек должен быть обличен. Иисус был распят, как преступник. Его судили, и, хотя не нашли виновным, по требованию иудеев, считавших Его злостным еретиком, римляне приговорили Его к смертной казни, которой были достойны только самые ужасные преступники. Что же переменило этот взгляд на него? Что заставило людей увидеть, что Он есть распятый Сын Божий, как это увидел римский сотник у Креста (Мат. 27,54), и Павел на пути в Дамаск (Деян. 9,1-9)1 Не удивительно ли, что люди уповают навеки на распятого иудейского преступника? Это действие Святого Духа. Это Он убедил людей в абсолютной правде и праведности Христа, подтвердившейся Его Воскресением и Вознесением к Отцу.

3. Дух Святой обличает людей о суде. На Кресте зло осуждено и побеждено. Что убеждает человека в том, что его ожидает суд? Это действие Святого Духа. Это Он дает нам безошибочное внутреннее убеждение, что мы будем стоять пред судилищем Бога.

4. Остается еще одно, что в данном месте не упомянуто. Когда мы обличены о нашем собственном грехе, о праведности Христа и о суде, что дает нам уверенность в том, что во Христе наше спасение, что в Нем наше прощение и избавление от грядущего суда? Тоже действие Святого Духа. Это Он убеждает нас в том, что в Распятом мы найдем нашего Спасителя и Господа. Дух Святой обличает нас во грехе и убеждает в том, что у нас есть Спаситель.

Иоанна 16,12-15 Дух истины

Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить

Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину, ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое, потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.

Здесь Иисус назвал Духа Святого Духом истины, который должен передать истину Божию людям. У нас есть специальное слово, которым мы выражаем это возвещение истины Божией людям. Мы называем это откровением, и никакое другое место Писания не говорит нам яснее, чем это, что именно так нужно называть это действие.

1. Откровение должно быть непременно постоянным процессом. Многое Иисус не мог тогда сказать Своим ученикам, потому что они не были еще в состоянии принять и вместить всего. Человеку можно говорить только то, что он способен понять и вместить. Мы не начинаем преподавания алгебры детям с бинома Ньютона, но подводим к нему постепенно. Мы не начинаем со сложных теорем, когда беремся учить детей геометрии, но подходим к ним постепенно. Преподавая греческий язык и латынь, мы не начинаем со сложных фраз, а начинаем с простых и понятных слов. Точно также Бог открывает Свои истины людям. Он дает им то, что они в силах принять и усвоить. Этот важный факт имеет известные последствия.

а) Объяснения частей Ветхого Завета иногда беспокоят и мучат нас. В то время только ограниченное количество истины Божией было постижимо для человека. Приведем для примера хотя бы такую простую иллюстрацию: в Ветхом Завете есть много мест, в которых говорится об уничтожении всех жителей вражеских городов при захвате. За таким повелением скрывается мысль о том, что Израиль не может рисковать потерей чистоты своего народа и допустить даже самую малую примесь язычества с его языческой религией. Во избежание такого риска все те, которые не поклонялись истинному Богу, должны были быть уничтожены. Это значит, что иудеи на той стадии их истории понимали, что чистота их религии должна ревностно сохраняться, и сохраняли ее путем уничтожения язычников. Когда же пришел Иисус, люди поняли, что сохранять чистоту религии можно только путем обращения в нее язычников. Люди ветхозаветных времен постигли великую истину, но только одну сторону ее. Таким и должно быть откровение: Бог может открывать только то, что человек способен воспринять.

б) Этим фактом подтверждается также то, что у Божественного откровения нет конца. Некоторые люди ошибаются, когда ограничивают Божественное откровение только тем, что написано в Библии. В таком случае нужно заключить, что после 100 года, когда последняя книга Нового Завета была написана, Бог перестал говорить. Но ведь Дух Божий постоянно действует и постоянно открывает Себя людям. Верно, что Его высшее и непревзойденное откровение пришло в Иисусе, но Иисус не книжный персонаж, а живая личность, через которую Божественное откровение продолжается постоянно. Бог все еще ведет нас к более высокому познанию Иисуса. Он не перестал говорить в 100 году. Он все еще открывает Свою истину людям.

2. Божие откровение человеку — это откровение всякой истины. Весьма неверно думать, что она ограничена тем, что мы привыкли называть «богословской истиной». Не только богословы и проповедники получают вдохновение. Поэт вдохновлен, когда передает людям вечные слова в стихотворной форме. Когда Х. Ф. Лайт написал слова гимна «Пребудь со мной» у него не было чувства, что он сочинил их, но что он писал их под диктовку. Великие композиторы писали по вдохновению. Гендель рассказывает, как он писал свой знаменитый припев «Аллилуйя»: «Я видел небо отверстым и величественного, белоснежного Бога на престоле». Когда ученый открывает что-то такое, что служит на благо всему человечеству, когда хирург изобретает новый прием, который будет спасать жизни людей и облегчать боль, когда кто-то находит лекарство, которое несет надежду исцеления страдающему человечеству, это есть вдохновение Божие. Всякая истина есть Божественная истина, и откровение всякой истины есть дело Духа Святого.

3. Откровение приходит от Бога. Он есть Обладатель и Даятель всякой истины. Истина не изобретена человеком. Она есть дар Божий. Это не что-то такое, что мы можем сотворить, но что-то такое, что уже есть и нуждается в откровении. За всякой истиной стоит Бог.

4. Откровение — это открытие перед нами значения всего, что делал и Кем является Иисус. Величие Иисуса состоит в Его неисчерпаемости. Никто еще не познал и не постиг всего, что Он пришел сказать и сделать. Никто из людей не разработал вполне значения Его учения для нашей жизни и веры, для отдельных людей и всего мира, для общества и всего народа. Откровение — это постоянное открытие значения Иисуса.

И вот в чем суть дела: откровение не приходит к нам из книги или описания, но от живой Личности. Чем больше мы становимся подобными Иисусу, тем больше Он сможет сказать нам. Для того, чтобы обладать Его откровениями, нужно принять Его Господином.

Иоанна 16,16-24 Печаль ставшая радостью

Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня; ибо Я иду к Отцу.

Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: «вскоре не увидите Меня; и опять

вскоре увидите Меня», и: «Я иду к Отцу»?

Итак они говорили: что это говорит Он: «вскоре»? не знаем, что говорит.

Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: «вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня»?

Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.

Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.

Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас.

И в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.

Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна.

Здесь Иисус смотрит за пределы настоящего времени. Поступая так, Он пользуется понятием, которое глубоко укоренено в иудейском мышлении. Иудеи верили, что время делится на два века: нынешний и будущий. Нынешний век полностью испорчен и находится под проклятием, а будущий век будет Золотым веком Бога. Между этими двумя веками, предшествуя явлению Мессии, который должен возвестить начало нового века, находится День Господень. Этот День Господень был ужасным днем, в котором мир должен разрушиться перед наступлением Золотого века. Иудеи привыкли называть этот переходный период «родовыми муками дней Мессии».

Библия полна образов этого ужасного промежутка времени. «Вот приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее» (Ис.13,9). «Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступит день Господень, ибо он близок — день тьмы и мрака, день облачный и туманный» (Иоил. 2,1.2). «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3, 10). Такой была картина родовых мук дней Мессии.

Иисус употребил и эту картину, когда говорил ученикам: «Я ухожу от вас, но Я приду опять. Настанет день, когда Мое Царство на земле начнется, но прежде, чем это исполнится, вам предстоит пройти тяжкие испытания, которые будут внезапными, как муки рождения, постигающие роженицу. Но если вы устоите в верности Мне до конца, благословения будут весьма драгоценными для вас». Сказав это, Иисус перешел к перечислению всего того, что ожидает верных.

1. Печаль превратится для них в радость. Временами кажется, что христианство не приносит ничего, кроме печали, а мирская жизнь дает только одни радости, но придет день, когда роли переменятся: беззаботная радость мира превратится для него в печаль, а видимая печаль христианина обернется ему на радость. Христианин, когда вера обходится ему дорого, должен всегда помнить, что это еще не конец всего, и что печаль уступит место радости.

2. У радости христианина будет два драгоценных качества.

а) Ее никто не отнимет у него. Она не будет зависеть от случайностей и перемен мира. Дело в том, что во все времена люди, которые много страдали, свидетельствовали о дивном общении с Иисусом именно во время страданий. Радость, которую дает мир, находится во власти мира, а радость, которую дает Христос, не зависит ни от чего в этом мире.

б) Радость христианина будет полной. В самой великой радости земли всегда чего-то не хватает. В ней может быть сожаление о чем-то, или над нею висит тучка, величиной с ладонь, и омрачает ее, и память о том, что она недолговечна. Христианская радость, которая происходит от присутствия Христа в жизни человека, не имеет и тени несовершенства. Она совершенна и полна.

3. В радости христианина забыта предыдущая боль. Мать забывает боль, когда видит новорожденного младенца. Мученик забывает свои муки, когда попадает в славу небес. Когда верность стоит человеку много, он забудет ее цену в радости вечного пребывания со Христом.

4. Наступит полнота знания. «В тот день вы не спросите Меня ни о чем, — говорит ученикам Христос, — вам не нужно будет задавать вопросы». В этой жизни всегда есть вопросы оставшиеся без ответа, и неразрешенные проблемы. В конечном счете нам нужно продвигаться верою, а не видением, и принимать то, чего мы не понимаем. Мы постигаем только частички истины и видим Бога только частично, но в будущем веке в присутствии Христа у нас будет полнота знания.

5. У нас будут другие отношения с Отцом. Когда мы истинно и действительно знаем Бога, мы способны идти к Нему и просить, чего угодно нам. Мы знаем, что дверь открыта, что Его имя Отец, и что Его сердце — любовь. Мы подобны детям, которые всегда уверены, что родителям приятно видеть их и говорить о чем угодно. Иисус говорит, что когда у нас будут такие отношения с Богом, мы сможем просить Его о чем угодно и Он даст нам. Но давайте подумаем об этом с человеческой точки зрения. Когда ребенок любит отца и доверяет ему, он прекрасно знает, что иногда отец должен сказать ему: «нет», потому что мудрость и любовь отца знает лучше, что ребенку нужно. Мы можем стать настолько близки к Богу, что будем в состоянии приносить Ему в молитве все, но в конце ее всегда должно быть: «да будет воля Твоя».

6. Эти новые отношения с Богом возможны только в Иисусе. Они существуют во имя Его. Только благодаря Иисусу, наша радость несокрушима и совершенна, у нас полное знание и путь к сердцу Бога открыт для нас. Все, что мы имеем, пришло к нам от Иисуса и благодаря Ему. Во имя Его мы просим и получаем, приходим и имеем прием.

Иоанна 16,25-28 Прямой доступ

Доселе я говорил вам притчами, но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце

В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас

Ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога.

Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу.

Наш перевод Библии говорит, что Иисус говорил ученикам притчами, по-гречески пароимия, и всегда, когда упоминаются притчи Иисуса, употребляется это слово. Оно означает изречение, смысл которого завуалирован, и для того, чтобы он сделался ясным, нужно хорошенько подумать. Оно может, например, быть применено к содержательным изречениям мудрых с их многозначительной краткостью, которые нужно постигать умом, или к загадке, значение которой человек должен найти. Иисус говорит: «До сих пор Я говорил намеками и образами, подавал вам истину в завуалированном виде, так что вам самим нужно было догадываться и продумывать сказанное Мною. Теперь Я буду говорить вам неприкрытую правду с полной ясностью». И тут же начинает говорить им, что Он исшел от Бога и опять идет к Нему. Это величайшее откровение того, что Он не кто иной, как Сын Божий, и что Крест для Него не казнь преступника, но путь возвращений к Богу.

Затем Иисус произносит нечто такое, чего мы ни в коем случае не должны забывать. Он говорит, что Его последователи могут обращаться к Богу, потому что Он их любит. Ему уже не нужно будет передавать Богу их просьбы и просить за них, но они сами смогут прямо обращаться со своими просьбами к Богу. Мы часто склонны представлять себе Бога грозным, а Иисуса мягким, милосердным. То, что сделал Иисус иногда понимают так, будто Он переменил отношение Бога к людям и превратил Бога осуждающего в Бога любви. Такое заключение неверно, потому что здесь Иисус говорит: «Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога». Он говорит это до Креста. Он не умер для того, чтобы Бог стал любовью, но для того, чтобы показать нам, что Бог есть любовь. Он пришел не потому, что Бог так возненавидел мир, а потому что Бог так возлюбил мир. Он принес в мир любовь Божию, открыв ему любящее сердце Отца.

Затем Иисус говорит, что Его дело закончено. Он исшел от Отца и теперь путем Креста идет опять к Отцу. Путь к Богу открыт теперь для каждого человека. Иисусу не нужно больше нести их молитвы к Богу, они сами могут молиться Ему. Любящий Христа возлюблен Богом.

Иоанна 16,29-33 Христос и Его дары

Ученики Его сказали Ему: вот теперь Ты прямо говоришь и притчи не говоришь никакой;

Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя; посему веруем, что Ты от Бога исшел.

Иисус отвечал им: теперь веруете?

Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною.

Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.

Странный свет проливается здесь на то, как ученики наконец сдались Иисусу. Они вдруг вполне уверовали, когда поняли, что Иисус не нуждается в том, чтобы спрашивать о чем-нибудь у других. Что имели они в виду? Мы видели как в 16,17.18 они были озадачены словами Иисуса. С начала 16,19 Иисус начинает отвечать им на их вопрос, не спрашивая их, в чем он заключается. Иными словами, Он мог читать их мысли, как открытую книгу. И вот потому они и уверовали в Него. Один путешественник в Шотландии в старое время описывал двух проповедников, которых ему привелось услышать. Об одном он сказал: «Он показал мне славу Божию», а о другом: «Он показал мне мое сердце до дна». Иисус мог делать и то и другое. Вот это знание Бога и человеческого сердца и убедило учеников в том, что Он действительно Сын Божий.

Но Иисус был реалистом, и потому сказал им, что, несмотря на их веру, наступит время и наступило уже, когда они оставят Его. И в этом одна из необычайностей Иисуса. Он знал о слабости учеников, знал их недостатки, знал, что они покинут Его в самой вопиющей нужде, и все же продолжал любить их, и что особенно дивно — Он продолжал доверять им. Очень легко простить человека и в то же время дать ему понять, что ему больше нельзя доверять. Но Иисус сказал: «Я знаю ваши слабости, знаю, что вы Меня оставите, но тем не менее, Я знаю, что вы будете победителями». Никогда еще в истории мира прощение и доверие не были так тесно связаны. Какой здесь сильный урок для нас! Христос учит нас, как прощать и как потом доверять тому, кто способен ошибаться и виновен перед нами.

В этом отрывке есть четыре вещи, о которых Иисус говорит весьма ясно.

1. Одиночество Иисуса. Ему предстояло быть оставленным людьми, но Он никогда не бывал совсем один, потому что с Ним всегда был Бог. Никто никогда не стоит один за истину, потому что с таким человеком всегда Бог. Праведник никогда не бывает вполне оставленным, потому что с ним Бог.

2. Прощение Иисуса. Мы уже упоминали о нем. Иисус знал, что друзья оставят Его, но сейчас Он не укорял их, и позже не ставил им этого на вид. Он любил людей со всеми их слабостями, видел их и любил такими, каковы они есть. Любовь должна быть ясновидящей. Когда мы идеализируем людей и представляем их безгрешными, мы обрекаем себя на разочарование. Мы должны любить людей такими, какими они являются.

3. Сочувствие Иисуса. Один стих этого отрывка на первый взгляд кажется не к месту: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир». Дело в том, что если бы Иисус не предсказал слабости учеников, они, осознав позже, как сильно подвели Его, впали бы в полное отчаяние. Но Он как бы говорит им: «Я знаю, что это случится. Не подумайте, что ваша измена застала Меня врасплох, Я знал о ней заранее и это не меняет Моей любви к вам. Когда это будет беспокоить вас позже, не падайте духом и не отчаивайтесь». Здесь мы видим Божественное сочувствие и прощение. Иисус не думал о том, каким образом грех человека причинит Ему вред, но каким образом он повредит человеку. Иногда многое бы изменилось, если бы мы не столько думали о том, как сильно обидели нас, но как сильно эта обида повлияла на обидчика и сколько вызвала сожаления и скорби в его душе.

4. Дар Иисуса — мужество и победа. Очень скоро что-то будет неоспоримо доказано ученикам: они увидят, что мир может причинять самое ужасное зло Иисусу и все же не победить Его. И Он говорит: «Моя победа — будет вашей победой. Мир ужасно поступил со Мною, но Я вышел победителем. Вам тоже может принадлежать мужество и победа Креста».

ПРОЩАЛЬНАЯ БЕСЕДА ГОСПОДА С УЧЕНИКАМИ
(Ин. 13 гл. 31-38 и главы 14-я, 15-я и 16-я; Мф. 26:30-35; Мк. 14:26-31 и Лк. 22:31-38)


Это замечательно-умилительная беседа Господа с учениками приводится полностью только одним четвертым Евангелистом св. Иоанном, небольшой отрывок из нее приводит св. Лука, а первые два Евангелиста говорят только о предречении Господом отречения Петра и о встрече с учениками по воскресении в Галилее. Вся эта речь чрезвычайно пространна и занимает несколько глав. Вместе со следующей за ней так наз. "Первосвященной молитвой" Господа она вся читается у нас за богослужением вечером в Великий Четверг в качестве первого Евангелия святых страстей.
По св. Иоанну начал эту Свою беседу Господь Иисус Христос тотчас же по уходе Иуды словами: "Ныне прославися Сын Человеческий, и Бог прославися о Нем..." Надо полагать, однако, что эта беседа начата Господом этими словами не только после ухода Иуды, но и после установления Господом таинства Причащения, о чем св. Иоанн умалчивает, как лишь восполняющий повествования первых трех Евангелистов. Преподав ученикам Тело Свое и Кровь Свою и видя тайну искупления как бы уже совершившейся, так как если бы Он уже был принесен в жертву и совершена была победа над всеми враждебными силами, Господь и воскликнул эти победные слова: "ныне прославися Сын Человеческий..." "Ныне", т.е. в эту таинственную и страшную ночь наступило прославление Сына Человеческого, которое в то же время есть и прославление Бога Отца, благоволившего дать Сына Своего Единородного в жертву за спасение людей, и это земное прославление Сына Его есть начало Его будущего небесного прославления, как победителя смерти и ада. Желая вывести учеников Своих из того угнетенного настроения духа, в котором они находились под влиянием мысли о предательстве одного из них, Господь обращает их мысль к Своей Божественной славе, которая откроется и в Его предстоящих страданиях и в воскресении и вознесении на небо. "Вскоре прославит", т.е. недолго будет продолжаться Его уничижение, а скоро начнется Его видимое прославление. "Чадца, еще с вами мало есмь" - "детки" или "деточки" - это чрезвычайно неясное обращение Господа к ученикам нигде больше не встречается в Евангелии: вылилось оно из глубокого чувства предстоящей разлуки при столь тяжелых и искусительных для их веры обстоятельствах. Как я говорил прежде Иудеям, так теперь и вам говорю, что отхожу от вас путем, которым вы не можете идти теперь за Мной. Оставляя вас в мире для продолжения Моего дела, Я "заповедь новую даю вам, да любите друг друга, якоже возлюбих вы..." Из любви к людям Я полагаю жизнь Свою за них и вы должны подражать Мне в этом. Заповедь о любви к ближним дана была и в законе Моисеевом, но Христос дал этой заповеди новый характер, неведомый прежде - о любви даже к врагам своим вплоть до самопожертвования во Имя Христово. Такая чистая, бескорыстная и самоотверженная любовь есть признак истинного христианства. Св. Петр задает тогда полный страха и печали вопрос: "Господи, камо идеши?" Господь подтверждает ему, что теперь он не может за Ним идти, но тут же предрекает ему, что в будущем он пойдет за Ним тем же путем мученичества. Дальше следует предречение Петру троекратного отречения, о чем повествуют все четыре Евангелиста. Предостерегая Петра от самонадеянности, когда тот стал уверять, что душу свою положит за Господа, Господь по св. Луке, сказал ему: "Симоне, Симоне, се сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу...".
Характерно, что Господь называет его тут не Петром, а Симоном, ибо отрекшись от Господа Петр показал, что он уже перестал быть "камнем". Под этим "сеянием" разумеется искушение от сатаны, которому действительно подверглись Апостолы в часы страданий их Божественного Учителя, когда вера их в Него готова была поколебаться. Эта просьба сатаны напоминает просьбу его относительно Иова Многострадального, которого Господь попустил подвергнуть такому тяжкому искушению. Своей всесильной молитвой Господь защитил учеников Своих, а в особенности Петра, от совершенного падения; Петру попустил временно пасть, чтобы тем сильнее и тверже был он после и утвердил тем своих собратий. "Молился о тебе" - хотя опасность со стороны сатаны грозила всем, но Господь молился особенно о Петре, ибо ему, как более пылкому и решительному, грозила и наибольшая опасность. "Ты некогда обращся утверди братию твою" - этим указывается на то, что Петр, покаявшись после своего отречения от Христа, явится для всех образцом истинного покаяния и примером твердости. На это Петр у всех четырех Евангелистов начинает уверять Господа в своей непоколебимой верности Ему, в готовности идти за ним и в темницу, и на смерть. Как возможно, однако, было отречение Петра, если Господь молился за него да не оскудеет вера его? Но вера в Петре и не оскудела: он отрекся в припадке малодушного страха и тотчас же, как мы видим, предался самому глубокому раскаянию. По всем четырем Евангелистам Христос предрекает Петру, что он отречется от Него в предстоящую ночь трижды, прежде нежели пропоет петух, причем по Марку, прежде нежели пропоет петух дважды. Эта большая точность св. Марка объясняется, конечно, тем, что он писал свое Евангелие под руководством самого Ап. Петра. Первое пение петухов бывает около полуночи, второе - пред утром; след., смысл этого тот, что еще до наступления утра Петр трижды отречется от своего Учителя и Господа. Видимо, отречение Петру Господь предрек два раза: в первый раз еще на вечере, о чем рассказывают св. Лука и св. Иоанн, а второй раз - уже по выходе с вечери, по дороге в Гефсиманию, о чем сообщают св. Матфей и св. Марк. К предсказанию об отречении Петра, по св. Луке, Господь присоединил предсказание о том, какая нужда и борьба ожидают впредь Его учеников. "Егда послах вы без влагалища, и без меха, и без сапог, еда чесого лишени бысте?..." - как прежде апостолам ни о чем заботиться не нужно было, ибо они всюду находили себе пропитание и все необходимое, пока ходили и проповедовали при жизни Господа по Иудее и Самарии, так теперь наступают другие времена, когда злоба людей против их Учителя распространится и на них. Всю дальнейшую речь Господа о взятии влагалища и меха и покупке ножа (или меча), конечно, нужно понимать не в буквальном смысле, а в символическом. Господь просто предупреждает их о том, что наступает крайне тяжелый для них период жизни, и они должны приготовиться к нему сами, что их ожидает и голод, и жажда, и бедствия, вражда со стороны людей; если и Сам их Учитель будет в глазах этих людей причтен к злодеям, то чего же хорошего могут ожидать они? Апостолы, по наивности, поняли все сказанное Господом буквально, и говорят: "се ножа зде два". Видя, что не понимают Его, Господь прекратил этот разговор словами: "довольно есть".
"Да не смущается сердце ваше" - мысль о скором отшествии от них Господа не должна смущать учеников, потому что это отшествие есть только средство привести их в постоянное, уже вечное общение с Ним: Господь обещает им, когда придет для того время, взять их к Себе в вечные обители Отца Своего Небесного. Отуманенные все еще по прежнему ложными представлениями о земном царстве Мессии, ученики не понимают этих слов Господа, и потому Фома говорит: "Господи, Не вемы, камо идеши..." В ответе Господь объясняет, что Он и есть Сам тот путь, которым они должны идти к Отцу, чтобы водвориться в ожидающих их вечных обителях. "Никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною" - так как Христос есть Искупитель и только верою в совершенное Им дело искупления человечества возможно спасение. "Аще Мя бысте знали, и Отца Моего знали бысте", - ибо во Христе - полное откровение Бога, как и раньше Он говорил Иудеям: "Аз и Отец едино есма" (Иоан. 10:30). И ученики Господа, зная Христа, должны знать и Отца. Правда они плохо знали Христа, но постепенно приближались к этому знанию, каковое Господь дал им особенно на Тайной вечери через умовение ног, причащение Тела и Крови Его и через Свои наставительные беседы. Сходный по характеру с Фомой и так же, как и тот, отличавшийся рассудочностью, Филипп сказал тогда Господу: "покажи нам Отца, и довлеет нам", разумея, конечно, под этим чувственное видение, какого удостаивались, напр., пророки. Господь выражает как бы сожаление непонятливости Филиппа и внушает ему ненужность его просьбы, поскольку в Нем - через дела Его, через учение Его, через самую Богочеловеческую личность Его - они давно должны были познать Отца. Продолжая дальше утешать учеников, Господь обещает им наделить их силою чудотворения, исполняя все, что они в молитве будут просить у Него: молитва во Имя Господа Искупителя будет творить чудеса. При условии, что ученики, любя Господа, будут соблюдать Его заповеди, Господь обещает послать им Утешителя, Который пребудет с ними во веки, Духа Истины, Который как бы заменит имя Христа и благодаря Которому они будут иметь постоянное таинственное общение со Христом. "Мир" как совокупность неверующих в Господа и враждебных Ему людей, во всем чуждый и противоположный Духу-Утешителю, не может принять Его, а с Апостолами Он пребывал благодаря общению их с Господом во время земной Его жизни, и в них будет, чтобы пребывать с ними во веки, когда сойдет на них в день Пятидесятницы. "Не оставлю вас сиры: прииду к вам", и видимым образом после воскресения и таинственным через духовное общение в таинстве причащения, при посредстве Духа Святаго. "И вы живи будете" в единении со Мной, как источником жизни вечной, в то время, как мир, мертвый духовно, не будет видеть Господа. "В той день", т.е. в день Пятидесятницы, "уразумеете, яко Аз во Отце Моем, и вы во Мне, и Аз в вас", поймете сущность духовного общения с Богом во Христе. Условие этого Богообщения - любовь к Господу и соблюдение заповедей Его. Иуда, не Искариотский, называемый Леввеем или Фаддеем, который видимо, не расстался с любимой мыслью иудеев о чувственном царстве Мессии, поняв слова Господа в буквальном смысле, что Он явится в чувственно-телесном виде любящим Его и соблюдающим заповеди Его, выразил недоумение, почему Господь хочет явиться только им, а не всему миру, как основатель славного всемирного царства Мессии. Господь объясняет, что Он говорит о Своем таинственном духовном явлении Своим последователям, повторяя прежнюю мысль о необходимости для этого любить Его и исполнять заповеди Его. Мир же, не любящий Его и не исполняющий заповедей Его, неспособен к такому духовному общению с Господом. Заповеди же Христовы суть вместе с тем и заповеди Отца. Все это ученикам теперь может быть неясно, но когда придет Утешитель, Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Христово, Он наставит Апостолов - научит их всему и напомнит им все, чему учил их Христос: откроет им тайну жизни духовной, жизни во Христе.
Оканчивая пасхальную вечерю, глава семейства говорил присутствующим: "мир вам", а затем вечеря заключилась пением псалмов. Господь, намереваясь оставить пасхальную горницу и имея в виду, что скоро отходит от учеников Своих, следуя обычаю, также преподает им мир, но высший мир, по сравнению с тем, какой обыкновенно дает мир, во зле лежащий: "мир мой даю вам" - это мир, который совершенно, уравновешивает все силы человеческого духа, вносит полную гармонию во внутреннее настроение человека, успокаивает всякое смятение и возмущение, это тот именно мир, о котором пели Ангелы в Рождественскую ночь. Поэтому Апостолы и не должны ничем смущаться или устрашаться.
Вечеря окончилась. Наступало время оставить сионскую горницу, где она происходила. Снаружи был мрак неизвестности, страх разлуки со Христом и беспомощности во враждебном мире. Поэтому Христос снова утешает учеников обещанием придти к ним и говорит, что они должны радоваться тому, что Он идет ко Отцу, "яко Отец Мой болий Мене есть" - более, конечно, как Первопричина (Сын, рождаясь от Отца, заимствует от Него Свое бытие), более, как Бог, по сравнению с Христом - Богочеловеком. Все должно произойти, по написанному, так, как Господь предупреждал учеников прежде: через исполнение предреченного ученики убедятся в истине слов Христовых. "Ктому немного глаголю с вами" - оставалось лишь несколько часов до того момента, когда Иуда с воинами должны были взять Господа. Господь духовным взором Своим видит приближение к Себе врага Своего "князя мира сего" - сатаны в лице Иуды со спирой и в Гефсиманском саду, когда диавол совершил нападение на Господа, искушая Его страхом мучений и смертного часа - последняя попытка отклонить Господа от совершения Им искупительного подвига для спасения человечества. Господь говорит при этом, что диавол в Нем "не имать ничесоже", т.е., по безгрешности Христовой, не может в Нем найти ничего, над чем бы он мог господствовать. Это доказательство полной нравственной свободы Господа, с какой Он, единственно по любви Своей, отдает жизнь Свою за спасение мира, во исполнение воли Отца. "Возстаните, идем отсюду" - пойдем навстречу приближающемуся врагу, князю мира сего в лице Иуды-предателя.
Многие толкователи склоняются к тому, что после этих слов надлежит читать слова Ев. Матфея, совпадающие с такими же словами Ев. Марка: "и воспевше, изыдоша в гору Елеонску", т.е. Господь с учениками пропели по иудейскому обычаю псалмы второй части "Аллилуйи" - 115-118 и пошли по направлению к Елеонской горе, причем дальнейшая беседа продолжалась уже на ходу. Однако, Епископ Феофан Затворник считает, что беседа продолжалась все же в горнице, и горница была покинута лишь по окончании всей беседы и первосвященнической молитвы Христовой. За первое предположение, против мысли Еп. Феофана, говорит, по-видимому, то, что дальше Господь ведет беседу о себе, как о виноградной лозе. По дороге же к Елеонской горе и на склонах ее как раз было много виноградников, глядя на которые Господь и употребил этот наглядный и живой образ.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРОЩАЛЬНОЙ БЕСЕДЫ
(15 и 16 гл. от Иоанна)


Как полагают, проходя через виноградники и указывая на виноград Апостолам, Господь заимствует от виноградной лозы образ духовного отношения между Ним и верующими в Него: "Аз есмь лоза истинна, и Отец Мой делатель есть". Отец - виноградарь, как собственник винограда, возделывающий его сам и через других: Он ниспослал на землю Сына Своего, насадив Его, как плодоносную Лозу, чтобы одичавшие и бесплодные отрасли человечества, срастясь с этой Лозой, принимали от Него новые соки и сами становились бы плодоносными. Ветви, не приносящие плода, отсекаются: кто не доказывает веры своей делами, извергается из общества верующих, иногда еще в сей жизни, окончательно же в день Суда; верующие же и приносящие плоды очищаются силою и действием Св. Духа, искушениями разного рода и страданиями, дабы еще более усовершиться в нравственной жизни. Апостолы Христовы уже очистили себя, слушая учение Господа, но для поддержания и усовершения этой чистоты, они должны постоянно заботиться о том, чтобы быть едино со Христом. Только тот, кто состоит в постоянном духовном общении со Христом, может приносить плоды христианского совершенства. "Без Мене не можете творити ничесоже". Ветви, не приносящие плода, "собирают и бросают в огонь, и оне сгорают". Время, когда говорил это Господь, было временем очистки виноградных садов и, может быть, перед глазами Господа и учеников были огни, на которых горели сухие ветви виноградных лоз. Это был выразительный образ духовно-засохших людей, которым в будущей жизни уготован огнь геенский. Далее Господь обещает ученикам, что если они пребудут в постоянном духовном общении с Ним, всякая молитва их, конечно, сообразная с волей Божией, будет исполнена. Но для этого необходима им пребывать постоянно в любви Христовой и исполнять заповеди Его. Выражением же пребывания учеников в любви Христовой служит их взаимная любовь друг к другу, которая должна простираться до готовности отдать жизнь свою за ближнего. "Вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам" - взаимная любовь между учениками делает их друзьями между собой, а так как союз этой взаимной любви их во Христе, Который возлюбил их той же любовью, то они, делаясь друзьями друг другу, делаются друзьями и Христа. В силу этой любви Господь открыл им всю волю Божию: это и есть доказательство, что они не рабы, но друзья Христовы. Изобразив со всею полнотою Свою любовь к Апостолам, которая сказалась в том, что Он их избрал для великого служения, Господь всю эту часть Своей беседы (стихи 12-17) заканчивает вновь увещанием: "сия заповедаю вам, да любите друг друга". Далее Господь в стихах 18-27 и 1-3 ст. 16 главы пространно предупреждает учеников о тех гонениях со стороны враждебного Христу мира, которые их ожидают. Они не должны смущаться этой ненавистью мира, зная, что их Божественный Учитель первый подвергся этой ненависти: ненависть эта понятна, потому что Господь выделил учеников из мира, который любит только то, что принадлежит ему, что соответствует его духу всякого греха, злобы и лукавства. В гонениях со стороны мира ученики должны утешать себя мыслью, что они не больше своего Господа и Учителя. Однако, Грех мира неизвинителен, поскольку сам Сын Божий приходил в него с проповедью покаяния, а мир, видя преславные дела Его, не покаялся, а еще возненавидел Его: возненавидеть же Сына, значит возненавидеть и Отца. Ободряя учеников в ожидающих их скорбях, Господь вновь напоминает о предстоящем ниспослании им Утешителя, Духа Истины, иже от Отца исходит, Который через Апостолов будет свидетельствовать миру о Христе. Утешителя пошлет Господь Иисус Христос, по праву искупительных заслуг Своих, но пошлет не от Себя, а от Отца, ибо вечное происхождение Духа Святаго не от Сына, а от Отца: "иже от Отца исходит" (ст. 26-й). Этим стихом совершенно опровергается ложное учение римо-католиков об исхождении Духа Святаго не только от Отца, но и от Сына. Далее Господь предрекает о том, что Апостолы будут свидетельствовать о Нем в мире, как видевшие славу Его и первыми восприявшие Его благодать и истину.
Все это "Глаголах вам, да не соблазнитеся", т.е., чтобы вера ваша в ожидающих вас гонениях не поколебалась. Эти гонения будут доходить до того, что вас будут отлучать от синагог и даже считать богоугодным делом убивать вас. Иудейский фанатизм действительно дошел до такой степени ослепления. Иудеи были убеждены, что "кто проливает кровь нечестивых, тот делает то же, что приносящий жертву". Так жертвой этого фанатизма пал св. первомученик Стефан. Гонитель Савл, ставший потом ап. Павлом, тоже думал, что участвуя в убийстве христиан, он делает угодное Богу (Деян. 8:1; 22:20; 26:9-11; Галат. 1:13-14). Видимо, от этих слов Христовых ученики были повергнуты в столь глубокую печаль, что Господь в утешение их начал объяснять им, насколько важно для них и для всего мира Его отшествие, ибо только в этом случае придет к ним Утешитель, который обличит мир о грехе, о правде и о суде. "Обличит" употреблено здесь в смысле: "выведет наружу", "доведет до сознания неправоту, преступление, грех" (ср. Ин. 3:20; 8:9; 8:46; 1 Кор. 14:24; Тит. 1:9; Мф. 18:15; Лк. 3:19). Это обличение то же, что нравственный суд над миром. Следствием этого суда может быть одно из двух: или обращение ко Христу через покаяние, или совершенное духовное ослепление и ожесточение (Деян. 24:25; Римл. 11:7). Это обличение мира Духом Святым должно совершиться через проповедь Апостолов и их преемников и всех вообще верующих, приявших в себя Духа Святаго, сделавшихся Его органами. Первый предмет обличения есть грех неверия в Господа, как в Мессию, грех самый существенный и самый тяжкий, ибо им отвергается Искупитель и Спаситель человечества; второй предмет - "о правде, яко ко Отцу Моему иду" - о том, что Христос действительно есть Сын Божий, праведность Которого, совершенно отличная от мнимой праведности фарисейской, засвидетельствована Богом тем, что Он спосадил Его одесную Себя (Ефес. 2:6). Третий предмет - суд над князем мира сего - диаволом, каковому суду и осуждению подлежат и все нераскаянные и ожесточенные подобно диаволу. Таким образом, при помощи Духа Святаго, Апостолы одержат великую нравственную победу над миром сим, во зле лежащим, хотя он и будет гнать и преследовать их. Это предречение Господа исполнилось, когда робкие прежде и боязливые ученики, разбежавшиеся в разные стороны при взятии Господа и сидевшие потом "страха ради иудейска" в запертой горнице, после сошествия на них Духа Святаго, мужественно и неустрашимо проповедовали о Христе перед многотысячными толпами народа, свидетельствовали о Нем по всему миру и ничего уже не боялись, будучи даже "ведомы пред царей и владык мира" (Матф. 10:18).
"Еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне" - здесь Господь говорит ученикам, что до озарения своего благодатию Духа Святаго, они неспособны как следует понять и усвоить все, что Он должен сказать им, но Дух Святый, когда придет "наставить их на всякую истину", т.е. будет руководить ими в труднопостигаемый для них сейчас области христианской истины. Все эти откровения Духа Святаго будут почерпнуты из того же источника Божественной мудрости, как и учение Иисуса Христа: Он будет говорить, как и Христос, то, что "слышал от Отца" (Ин. 3:32; 5:30; 12:49-50), как от Первоисточника Божественной истины. Этими действиями Духа Святаго прославится Христос, потому что Он будет учить тому же, чему учил Христос и таким образом как бы оправдает все дело Христово в мире. "От Моего приимет", потому что Сын и Отец - одно, и все то, что будет говорить Дух, принадлежит равно, как Отцу, так и Сыну. "Вмале, и ктому не видите Мене" - Господь вновь обращается к мысли о Своем отшествии от учеников, но тут же и утешает их надеждой на новое свидание с Ним, очевидно, как при явлениях Господа по воскресении, так и в духовном таинственном общении с Ним. Эти слова Господа показались некоторым из учеников загадочными, в чем опять проявилось несовершенство их духовного разумения. Весь дальнейший ход бесед и посвящен разъяснению этих слов Господа. В основе недоумения учеников опять лежит все тот же их предрассудок о земном царстве Мессии. Если Господь хочет основать на земле царство Свое, то зачем Он отходит? А если Он не хочет основать такого царства, то зачем обещается придти опять?
Господь отвечает им: "вмале, и не видите Мене" - это значит, что вы "восплачете и возрыдаете", так как мир исполнит свои убийственные замыслы - прикровенное указание Господа на скоро предстоящие Ему страдания и смерть. "Вмале, и паки узрите Мя" - это значит, что "печаль ваша в радость будет", наподобие того, как скорбь рождающей жены претворяется в радость. Здесь разумеется радость учеников, которую они испытали, увидев Господа воскресшим - радость, которая не покидала их потом во всю их жизнь: "и радости вашея никтоже возьмет от вас". "В той день", т.е. сошествия Св. Духа, с какового дня Апостолы вступят в постоянное духовное общение со Христом, им станут ясными все Божественные тайны, и всякая молитва их будет исполняться, в довершении полноты их радости.
"Яко Аз иду ко Отцу" - это значит: "изыдох от Отца, и приидох в мир, и паки оставляю мир, и иду ко Отцу" - итак, для Христа идти ко Отцу означает возвратиться в то состояние, в каком Он был до воплощения, как Ипостасное Слово. Эти слова поразили учеников своей ясностью; они с особым удовлетворением отметили то, что Господь говорит теперь с ними прямо, не употребляя прикровенной приточной речи, и выразили свою горячую веру в Него, как истинного Мессию. Это была искренняя и глубокая вера, но взор Господа видел несовершенство этой веры, не озаренной еще Духом Святым. "Ныне ля веруете?" - спрашивает Он: "нет, теперешняя ваша вера еще несовершенна, она не выдержит первого же испытания, которому скоро, через несколько часов всего, должна будет подвергаться, когда вы "разыдетеся кийждо во своя, и Мене единаго оставите". "Все это я сказал вам, - заканчивает Свою прощальную беседу Господь, для того, чтобы вы "имели во Мне мир", чтобы не пали духом в часы предстоящих вам испытаний, помня, что я предупреждал вас обо всем этом заранее. В духовном общении со Мной вы будете находить необходимое спокойствие Духа".
"В мире" - враждебном Мне и моему делу обществе людей, вы скорбни будете; но не теряйте мужества, помня, "яко Аз победих мир" - победил совершением великого дела искупления человечества Своею смертью, победил господствующего в мире духа гордости и злобы Своим смирением и самоуничижением даже до смерти, и положил начало превращению этого мира из царства сатаны в Царствие Божие.
Loading...Loading...