Фотовзгляд от Ilya BIM. Купание - только начало

С ложно отношусь к купаниям в ледяной воде ради "очищения".
С одной стороны, вроде бы, почему нет? Если за компанию, да еще фотки классные в блог кинуть))) С другой, каким-то анахоронизмом и верой в чудо все это попахивает. Мороз, улица, толпа народа. Говорят даже жалобы были в Питере к руководству города на очереди к купелям. Вот ведь, пости Господи, идиотека))) у нас везде очереди, даже на морозе в трусах, что бы окунуться в ледяную Неву...

Сложно относится к таким купаниям и представители церкви. Вот мысли Епископа Евтихия, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Он против «крещенских» купаний. Далее его мысли:
Всякий раз, когда приближается праздник Крещения Господня, меня спрашивают, почему я против «крещенских» купаний, которые уже лет двадцать или того больше широко практикуются по всей стране? Тому есть несколько причин.

Внимание, под КАТ есть НЮ)))
Во-первых: неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно, также неизбежно вступает в противоречие с Евангелием. Христос искушавшему Его диаволу — тот предлагал прыгнуть с крыши храма, говоря, что всё равно ангелы подхватят, не дадут разбиться — отвечал так: «Написано: «не искушай Господа Бога твоего». Хочешь быть последователем Христа — не рискуй ни жизнью, ни здоровьем тогда, когда для риска нет высшей цели служения другим.

Противоречит Евангелию и ссылка на то, что, мол, благодатная сила освящённой воды «не даст случиться ничему плохому». Следовать подобному утверждению равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда. Кто-то скажет: «Что же в этом плохого?!» Чтобы получить ответ, вновь обратимся к Евангелию: «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение (т. е. чудо — прим. автора). Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему...»

Во-вторых: купание в освящённой воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне. В дореволюционной «Настольной книге для священно-церковных служителей» С. В. Булгакова сказано: «К освящённой воде христиане с древних времён имеют великое благоговение. Освящённая вода называется в Православной Церкви великою агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освящённую воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах».

Эта вода употребляется и для освящения храмов, алтарей, святой чаши для причастия, святых икон и пр. Для таинства крещения вода в купели освящается другим образом и с соответствующими молитвами. Над крещенской водой Богу молятся о «причащающихся (т. е. благоговейно пьющих), кропящихся и мажущихся» святою водою, но не о купающихся в святыне. Для меня купание в «иордани» ассоциируется с рассказами о том, как, якобы, на каком-то молокозаводе баба купалась в цистерне с молоком, чтобы сделать свою кожу свежее, или с легендами об особой категории людей, принимающих с той же целью ванны с шампанским...

Кстати, подобная публика, ищущая пользы для здоровья, повсеместно участвует в крещенских купаниях, но их божество — собственное тело, а их религия — дремучее суеверие.

В-третьих: «крещенское» купание — это рассадник суеверия. Упомянутый уже С. В. Булгаков в своей книге пишет, что купаются в большинстве своем те, кто дни своей жизни проводит в греховных развлечениях, «суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от грехов». Ему вторит и видный знаток народных обычаев XIX-го века писатель Аполлон Коринфский, упоминая крещенские купания в перечне прочих суеверий, описанных им в книге «Русь народная». Приходилось и мне слышать нередко такое мнение современных купальщиков, что они «словно второй раз крестились и все грехи смыли». Но наш Символ Веры гласит: «Верую во едино крещение во оставление грехов». И всякий православный человек должен знать, что грех смывается не в «Крещенской проруби», а в таинстве покаяния.

Наконец, в-четвертых: «крещенские» купания для Русской Православной Церкви не традиционны, как это пытаются представить некоторые СМИ и даже священнослужители. Они не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении.

Поэтому я категорически против «крещенских» купаний. Не нужно подменять праздники Божии ненужными, пустыми и вводящими в заблуждение мероприятиями, которые могут к тому же расстроить здоровье — не красиво это, не полезно и пагубно для христианской души. «Любящий Меня заповеди Мои соблюдает», — говорит Христос в Евангелии: вот в чём всем нам следует постоянно прилагать усилия и с особенным усердием в праздники Божии.

Поздравляю всех православных с наступающим Крещением Господним! Епископ Евтихий (Курочкин).

Такое у него мнение. А я думаю, если человек давно уже закаляется, обливается холодной водой. Ему такое купание наверное пойдет на пользу, а вот если ты решил окунуться и стать здоровым в один миг...)))) как в сказке про конька-горбунка, то лечить нужно в первую очередь голову...)))

Кроме того, вся ВОДА в это время святая!
Хочешь святости - прими душ))) Хочешь близости к природе - прими душ холодный, хочется страданий - горячий. Хочешь внимания и соучастия, разденься и позови поддержать соседей. Все просто.

Но если девушки на улице будут купаться топ-лес... традицию не убить никакими запретами)))))

Хочется идти купаться на брудершафт)))


Фото девушек (С) интернет)))

Лично мне пока понятно одно - руководство православное и само толком не знает, нужно купаться или нет. Хорошо это или плохо, вредно это или полезно. Дикое дремучее суеверие или очищение души. Но можно подумать кресты вырубают сами верующие и с кадилами у прорубей стоят гастарбайтеры. Если церковь против, заявите об этом громко и открыто, предупреждайте о грехе отступников, разъясняйте на службах, боритесь с суевериями.

На Руси считалось, что купание в ледяной воде способно оздоровить тело и душу человека, очистить от всех грехов, совершенных в прошлом году. Конечно, очиститься от грехов с помощью одной только проруби не получится. Но, традиция давняя и многие верующие ее соблюдают. Поэтому, надо делать это правильно.

Крещение Господа Иисуса Христа является одним из двенадцати наиболее важных православных праздников в течение года. День, когда купаются в проруби на Крещение 2018 – это, скорее, ночь с 18 на 19 число, а также все сутки самого Крещения, несколько дней после праздника.

Немного истории праздника

Крестил Иисуса Христа на реке Иордан Иоанн Креститель. Во время этого святого действа на Иисуса Христа сошел Святой Дух в виде голубя. Именно по этой причине после освящения проруби в ночь Сочельника принято выпускать в небо два голубя. В старину еще стреляли холостыми патронами в небо, после выпуска голубей. Но, сейчас обряд стрельбы не сохранился. Плюс к этому, очень редко, сейчас используется обряд выпускания голубей.

В день Крещения Иисуса Христа Бог явился сразу в трех своих лицах. Это был Бог Отец – голос, Бог Сын – плоть, и Бог Святой Дух – голубь. По этой причине праздник Крещения еще часто называют Богоявлением. Только после момента своего крещения Иисус Христос стал проповедовать на земле слово Божье и активно просвещать людей.

Празднование Крещения Господня

Сутки 19 января – это время, когда ныряют в прорубь на Крещение в 2018. Но следует помнить, это особенно подчеркивают священники, это не единственная традиция столь большого праздника. Празднование начинается вечером 18 января – в Сочельник. Традиции сочельника в Крещение во многом похожи с традициями сочельника в Рождество. На стол обязательно подается кутья, надо сходить в церковь. Также на стол в Сочельник подается кисель, блины.

Освящение воды, а затем забор святой воды домой или купание в проруби – важнейшая часть празднования Крещения. На реке или озере рядом с церковью вырезается порубь в виде креста. Крест ставится рядом с прорубью и обливается свекольным соком. Люди не боятся холода во время Крещения и активно окунаются в прорубь. Ведь, считается, что вода с этот день не способна нанести вред человеку верующему и духовному. Купание в проруби приносит человеку в Крещение не только здоровье тела, но и здоровье души.

Правила купания в проруби

Итак, купание в проруби на – это приобщение к благодати Божией. Но, нельзя себя насиловать и заставлять лезть в воду, если этого не хочется. Особенно стоит воздержаться от купания в проруби тем, кто страдает от определенных болезней.

Те же, кто решил окунаться в прорубь, должны знать, как это правильно делается. Иордань обязательно должна быть освящена, а вот жестких правил по тому, как именно купаться, просто не существует. В основном, это быстрое погружение в воду три раза с головой. Надо креститься и произносить слова молитвы. Купаться надо в рубашках, а не купальниках. Считается негожим выставлять в процессе окунания на обозрение свое тело.

Крещенская вода обладает своими целебными свойствами. Именно по этой причине многих верующих манит прорубь. Но, следует помнить, что почувствовать целебные свойства святой воды можно и просто омовением.

Что можно делать со святой водой:

  • Вода не портится в течение всего года. Можно использовать ее в период болезней: пить по глотку утром натощак, сразу после молитвы.
  • Хранить воду надо в плотно закрытом сосуде рядом с иконами. Это не просто жидкость, а религиозная реликвия.
  • Можно окроплять жилище этой водой, чтобы изгнать злых духов.

Народные традиции Крещения

Какие еще существовали народные традиции кроме той, чтобы окунаться в прорубь в Крещение? Традиционно, как уже было сказано, выпускали голубей. Они являлись знаком Божественной благодати, которая во время крещения Иисуса Христа сошла на него.

Также на Руси при первом колокольном звоне верующие разжигали на берегу реки огонь. Он разжигался для того, чтобы Иисус, после крещения, мог погреться у огня. Вообще же, с этим днем было связано больше примет, чем поверий. После Крещения нельзя было стирать белье в реке.

Купаться в проруби на Крещение или нет, каждый верующий должен решать этот вопрос для себя сам. Но важно верить в том, что делаешь и быть близким к Богу не только поступками, но и своими помыслами. Только при такой комбинации святая вода сможет принести человеку те чудеса, на которые он рассчитывает.


Зима нынче - не зима. Льда нет на море до сих пор... и на Волге нет. По сценарию праздника, мы должны выковать меч. Солидные дяди, перевоплощаются в буквальном смысле этого слова в древнерусских кузнецов. Один из нас, заядлый любитель старины и исторических реконструкций, строго следит за точностью деталей ритуала и правильностью облачения - сегодня его день. Трое, а иногда и пятеро (в зависимости от числа желающих) бизнесменов, чиновников, офисных работников, в этот день становятся молотобойцами. Вот буквально так: галстуки и белоснежные сорочки долой. Штаны с помочами, рубаха-косоворотка, лапти, онучи, портянки - портянки ещё надо уметь наматывать.) Ну и поверх всего этого фартук кожаный.
В этот день белые холёные ручки, безупречный маникюр и крем для рук, становятся чем то позорным - мужчины недостойным. По очереди мы берём в руки молот и по команде кузнеца, обрушиваем всю его мощь на раскалённую заготовку. Устаём с непривычки быстро, но нас достаточно чтобы меняться.) Примерно часа через два, получается обоюдоострый русский меч. Им, ещё горячим, мы должны высечь круг во льду - прорубь, достаточно большой, чтобы в него перекрестившись можно было окунуться. Здесь же, на берегу, рядом с полевой кузней, ставим баньку. Лёгкий каркас, обтянутый ПЭТ-плёнкой, внутри буржуйка с камнями. Конструкция завалена еловыми ветками для антуражу.) В бане такой очень даже жарко, даже в хороший мороз, а водички на камушки плеснул, так вообще жара. Всё это потом а сейчас, полевая кузня. Горн пышет жаром, угли красные, заготовка под стать углям. Первый удар молотом - мягкий металл промялся. За ним следующий и ещё один и ещё. В кузне жарища. Обильные ручейки пота скользят по грязным гладко выбритым и привыкшим к дорогому парфюму, щекам. Руки новоявленных молотобойцев, защищены кольчужными перчатками - отлетающая от заготовки окалина, не повредит кожу. Со стороны ладони, перчатка кожаная - молот крепко сидит в такой руке. Бум-бум, бум-бум, бум-бум. Кузнец поворачивает заготовку в момент замаха молотобойца. По мере проявления очертаний меча, тяжёлый молот меняется на более лёгкий. Это только кажется, что лёгким махать легче. Молот легче, а махать им надо чаще. Устаём быстрее, меняемся чаще. Очень хочется вытереть пот со лба. Нельзя этого делать! Оксиды железа попавшие в кожные поры, натворят проблем крайне не желательных.

Окуни голову молотобоец в бочку с водой. Окунай, не стесняйся.) Причёске твоей от дорогого стилиста всё рано уже писец. Расслабься, сегодня тебе не надо выглядеть и соответствовать. Сегодня ты гол душой, а потому бесконечно свободен.
***
И вот меч готов. Грубая ковка, усталые но страшно довольные кузнецы уже окончательно вжились в свои роли.
- Братья во Христе, аки вернии вои русские, сокрушим узы водныя, булатом багряным!!!
С этого момента, мы должны идти на лёд (узы водныя) и сокрушать его только что выкованным и опять разогретым до красна мечом. А льда нет! Нет водам узилища! Обидно до слёз.

Значит просто окунём меч в холодную воду. Вернёмся назад, к бане. Там наши женщины - у них для нас рубахи тканые, банные. Попаримся, помоемся и в прорубь... А проруби то нет.) Значит так в воду зайдём. Как стемнеет, так и зайдём.

Итак, сегодня решил приобщиться к купанию в иордани с другой стороны объектива, т.е. как фотограф.
В этом году в Ярославле было организовано 7 прорубей. Это официальных, оборудованных лестницами и платками для переодевания, а также надзором МЧС, МВД и скорой помощи. Последние, правда, заметил не везде.
Собственно, купания начались еще в ночь с субботы при -23 и заметном ветре. Сейчас, утром, вышло Солнце и немного прогрело воздух до -19, но ветер все равно заметный.

Поскольку тема религиозная, постараюсь обойтись минимальными комментариями. Говорят, что лучшее фото то, которое не требует ни названия, ни описания:)

Первая иордань на Которосли у Спасо-Преображенского монастыря. К моменту прибытия первой процессии со священнослужителями кое-кто уже успел опробовать прорубь.

Обряд начался.

Кто-то подходит к вопросу серьезно, кто-то в команде поддержки, кто-то пришел набраться храбрости для седующего года, а кто-то просто пришел посмотреть "на шоу".

МЧС, МВД, ОМОН - все тут.
Тихие разговоры сотрудников МЧС о том что лед подозрительно трещит бодрят сильнее проруби. По команде народ дружно отступает от проруби и рассеивается по территории.

Кто-то просто умывает руки и лица, кто-то заходит по грудь, но большинство, как требует традиция, окунаются с молитвой и крестным знамением три раза с головой.

Понравилось как видеооператор от канала Россия снимал камерой GoPro в подводном боксе, погрузив ее прямо в иордань. У меня такого не было, поэтому взял традиционный ракурс на ширик.

Жаль фотоблоггеров, которые оделись как на вылазку в кафе - в тонких джинсах и модных ботинках было очень холодно... Интересно, отрабатывал ли стабилизатор дрожь их тел? :)

А это уже прорубь на Волге в районе Тверицкого пляжа у церкви Зосимы и Савватия.

Ночью здесь было место основного купания, МЧС и МВД также присутствуют. Скорая, вроде, тоже не уехала, стоит на стоянке у храма.

Loading...Loading...