Где хранится меч короля артура. Где потом хранился этот меч

Ночной арест Христа

РУССКАЯ ИСТОРИЯ: В. Н. Татищев продолжает: «Начальник сему убийству был Пётр Кучков, зять его. Анбал ясин, ключник княжий, Иоаким Кучкович и прочие НЕЧЕСТИВЫЕ числом общим 20 в тот день в доме Петра Кучкова В СОГЛАСИЕ ВОШЛИ… Когда же НОЧЬ НАСТУПИЛА, оные проклятые злодеи, вооружась, приехали в Боголюбово» , т. 2, с. 366.

ЕВАНГЕЛИЯ: Матфей и остальные евангелисты также утверждают, что арест Иисуса произошёл НОЧЬЮ (Матфей 26). К Иисусу приходит Иуда во главе группы заговорщиков. «И с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных» (Матфей 26:47).

Согласно Евангелиям, непосредственно перед арестом Христа происходит известная ночная сцена в Гефсиманском саду, когда несколько апостолов, сопровождавших Иисуса, УСНУЛИ. Иисус говорит им: «Вы всё ещё спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаётся в руки грешников» (Матфей 26:45).

Аналогичный НОЧНОЙ СОН перед гибелью, – как самого князя Андрея, так и, надо полагать, его слуг, спавших в том же княжеском доме, – описан и в русских летописях.

В. Н. Татищев: «Вскоре, словно звери свирепые, пошли в дом княжий и прямо К ЕГО СПАЛЬНОЙ, не ведая подлинно, ТУТ ЛИ КНЯЗЬ СПИТ, а двери были заперты. Один из них кликнул: "Князь, господин!". На это князь спросил: "Кто ты?". Оный отвечал: "Я Прокопий". Князь же, опознав, что речь не Прокопиева, сказал: "Раб, я слышу, что ты не Прокопий". Тогда они, узнав речь княжую, стали двери ломать» , т. 2, с. 366.

8.4. Удар мечом, нанесённый апостолом Петром.

ЕВАНГЕЛИЯ: Далее Евангелия описывают событие, которое мы условно назовём: сцена с мечом. Сказано так: «И вот, один из бывших с Иисусом, простёрши руку, ИЗВЛЁК МЕЧ СВОЙ И, УДАРИВ РАБА ПЕРВОСВЯШЕННИКОВА, ОТСЁК ЕМУ УХО. Тогда говорит ему Иисус: ВОЗВРАТИ МЕЧ ТВОЙ В ЕГО МЕСТО (! – Авт. ), ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Матфей 26:51-52).

Костяк сюжета таков: ударом меча ранен (или убит?) один из нападающих на Иисуса. При этом отсечено ухо, то есть некая часть тела. Иисус ТРЕБУЕТ ВЕРНУТЬ МЕЧ НА МЕСТО. Заключительная фраза сцены: «ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» – носит, скорее, характер комментария. Обычно считается, что Иисус потребовал вернуть меч в ножны, вложить его обратно. Однако не исключено, что на самом деле имелось в виде нечто иное.

Посмотрим, что рассказывают здесь русские летописи. Оказывается, практически то же самое, но в слегка ином оформлении.

РУССКАЯ ИСТОРИЯ: Заговорщики врываются в спальню князя, см. рис. 3.26. В. Н. Татищев сообщает: «Князь, видя сие, вскочив с постели, ХОТЕЛ МЕЧ ВЗЯТЬ, ибо он, хотя такого наглого нападения никогда опасаться причины не имел, но от любви к святому Борису, сроднику его, МЕЧ ЕГО ВСЕГДА ПРИ СЕБЕ ИМЕЛ. И НЕ МОГ ОНОГО НАЙТИ, поскольку казначей его Анбал, после умышления убийства его, оный пред вечером того дня вынес вон. Тогда, ворвавшись, двое из злодеев, ухватили князя. Он же, схватив их, одного ударил о землю, а другого держал. Прочие, вскочив и думая, что князь лежит на земле, закололи оного товарища своего» , т. 2, с. 366 – 367. Отметим, что на старинной миниатюре, рис. 3.26, вокруг головы Андрея Боголюбского изображён золотой нимб, жёлтый на цветном рисунке. Так рисовали святых.



Рис. 3.26. Миниатюра из Радзивиловской Летописи. Заговорщики входят во дворец Андрея Боголюбского. «Постигши бо ночи бочи суботней, вземши оружие, яко зверие дивие, идеже бе блаженный илежав постельнице, и силою отломите двери у сеней». Взято из , лист 214, оборот. См. также , кн. 2, с. 517, илл. 127. Миниатюра поздняя, изготовлена, скорее всего, в XVIII веке, см. ХРОН4, гл. 1:4.

Перед нами – фактически евангельская сцена с мечом. Напомним, что меч князя Андрея был предусмотрительно украден заговорщиками, и в момент нападения «Андрей напрасно ИСКАЛ МЕЧА СВОЕГО, тайно унесённого ключником Анбалом» , кн. 1, т. 3, гл. 1, столбец 18. Следовательно, скорее всего, известная евангельская фраза: «Возврати меч твой в его место» – могла означать безуспешное требование Андрея-Иисуса вернуть ему святой меч Бориса. Поспешно искал меч и восклицал что-то вроде: «Возврати меч!», «Положи обратно меч!». Эта фраза и попала на страницы Евангелий в слегка искажённом виде.

Как мы теперь понимаем, наследственный меч, подло украденный в ночь убийства у Андрея Боголюбского – Иисуса Христа, и принадлежавший когда-то святому Борису, играл важную роль в сцене гибели князя. Естественно было бы ожидать, что это оружие было потом окружено почитанием верующих и, скорее всего, сохранялось многие годы. И действительно, Н. М. Карамзин сообщает следующее. «В Московской Оружейной Палате есть древний меч Греческой работы, с вырезанной Греческою надписью: "Пресвятая Богородица! помоги рабу твоему… В лето по Христе"… Не сей ли меч принадлежал Св. Борису и Андрею? Он издревле хранился как святыня вместе с Мономаховою шапкою» , кн. 1, комментарий 22 к т. 3, гл. 1, столбец 12.

Обращает на себя внимание, что Н. М. Карамзин поставил здесь многоточия на месте даты. Означает ли это, что дата на мече сбита и сегодня не читается? Было бы интересно более пристально изучить «евангельский меч» святого Бориса и Андрея Боголюбского – Иисуса Христа. Понятно, кстати, почему знаменитый меч хранился именно в сокровищнице русско-ордынских царей-ханов. Потому что Андрей-Христос долгое время правил во Владимиро-Суздальской Руси, где родилась его мать – Мария.

Кстати, зададим вопрос: сохранился ли меч Андрея-Христа до наших дней? Ответ на вопрос мы сейчас получим, обратившись к каталогу оружия (рукописная опись Л. П. Яковлева 1862 года), хранящегося в Оружейной Палате и опубликованному нами в [РЕК]:2, с. 515 – 546. На странице 525 читаем: «5366 (5913). Сабля Ивана Алексеевича булатная греческая. Сабля Ивана Алексеевича с насечкой образа Богородицы, рекомой: "Цвет неувядаемый" (греч.). По обуху: "Пречистая Матерь Бога помози рабу твоему! В лето по Р.Х."» [РЕК]:2, с. 525. Таким образом в XIX веке дата на сабле уже отсутствовала. И имя тоже. Сабля явно считалась очень ценной, поскольку принадлежала лично царю.

8.5. Отсечённая правая рука Андрея Боголюбского и отсечённая правая рука Андроника-Христа

Выше мы говорили о том, что Андронику Комнину отрубили ПРАВУЮ РУКУ. Напомним слова Никиты Хониата: «Ему отрубили секирой правую руку» , с. 357. Евангелия ничего не сообщают об отрубленной руке Христа. Андрею Боголюбскому тоже отсекли руку, причём именно ПРАВУЮ: «Оття ему руку ДЕСНУЮ» (то есть правую) , т. 9, с. 250.

Задержимся немного на описании гибели Андрея. Один из заговорщиков, напавших на князя Андрея, был убит. Не исключено, что Евангелия тоже отразили данный факт, сообщив, что одному из заговорщиков, нападающих на Иисуса отсекли ухо (хотя потом, в одном из Евангелий, добавлено, будто Иисус «исцелил его» (Лука 22:51)).

При этом, Евангелия подчёркивают, что было отсечено именно ПРАВОЕ ухо (Иоанн 18:10; Лука 22:50). А русские хроники сообщают, что Андрею Боголюбскому отсекли именно ПРАВУЮ руку , т. 9, с. 250. Правда, Евангелия сообщают здесь, что пострадал РАБ, а русские летописцы указывают на самого АНДРЕЯ. По-видимому, факт отсечения ПРАВОЙ руки или ПРАВОГО уха всем запомнился, но вот кто именно при этом пострадал – здесь мнения расходились.

Рис. 3.27. «Арест Иисуса» (В. da Siena). Показан поцелуй Иуды и арест Иисуса. Внизу слева Пётр наносит удар мечом и отрубает «правое ухо». Взято из , с. 23.

РУССКАЯ ИСТОРИЯ: Русские летописи, по-видимому, отражая то же событие, говорят, что удар мечом, отсёкшим ПРАВУЮ руку князя Андрея, нанёс заговорщик с тем же именем ПЁТР. А именно, ПЁТР Кучков, бывший зятем Андрея , т. 9, с. 249 – 250. То есть человек, весьма близкий к Андрею Боголюбскому. Описанная сцена изображена на миниатюре из Радзивиловской Летописи, см. рис. 3.28. Кстати, здесь также вокруг головы Андрея изображён золотой нимб (жёлтый на цветном рисунке), как у святого.

Рис. 3.28. Миниатюра, вероятно XVIII века, из Радзивиловской Летописи. Художник изобразил, как Пётр Кучкович отрубает левую (!) руку Андрея Боголюбского, хотя по тексту речь идёт о правой руке: «И Петръ же ему оття руку десну». Отрубленную руку князя держит женщина, вероятно, коварная жена Андрея, активно участвовавшая в заговоре , кн. I, комментарий 21 к т. 3, гл. 1, столбец 11. Взято из , лист 215. См. также , кн. 2, с. 518, илл. 128

Таким образом, в обоих описаниях гибели Иисуса-Андрея всплывает одно и то же имя – ПЁТР, как имя близкого человека, нанёсшего удар мечом и отсёкшего ПРАВУЮ часть тела.

В. Н. Татищев продолжает: «Потом, опознав князя, схватились с ним. И не могши его повалить, стали мечами сечь. На что он их спрашивал, какую вину они на нём нашли. Но те, не отвечая ему, били его лежащего. И когда уже голоса его не слышали, ПОЛАГАЯ ЕГО МЁРТВЫМ, снесли на низ, а сами, боясь, с трепетом пошли из хором» , т. 2, с. 367. Между прочим, согласно Евангелиям, умершего Иисуса СНЯЛИ С КРЕСТА, спустили на землю. Может быть, отражением данного обстоятельства и является краткое и слегка туманное указание русской летописи: «снесли на низ», то есть спустили на землю, сняли со столба?

В христианстве есть множество реликвий, связанных с Иисусом: гвозди, которыми Спаситель был прибит к кресту, обломки самого креста, дощечка с надписью «Царь Иудейский», плащаница (погребальный саван), наконечник копья, которым проткнул бок Христа римский легионер, терновый венец... Мусульманские святыни, связанные с именем Мухаммеда, - это в основном оружие. И самая важная из них - меч Зульфикар.

Христианские реликвии, связанные с Иисусом, относятся главным образом не к жизни, а к смерти Спасителя: крест и гвозди - орудия казни; издевательская дощечка, которую прибили над головой казненного; саван, в который его завернули. Даже наконечник копья - не оружие Иисуса, а свидетельство окончания земной жизни Сына Божия. Путь ранних христиан зачастую заключался в том, чтобы пострадать во имя Христа и принять мученическую смерть с надеждой затем войти в Царство Небесное. Главная цель мусульман была совсем другой - победить во имя Аллаха.

Священный арсенал

Даже смерть мусульманина была другой - смерть шахида, смерть в бою. Неудивительно, что и реликвии основателя ислама несколько отличались от христианских. Ведь Мухаммед был не только проповедником и пророком. Ему пришлось отстаивать свою веру и приобщать к ней соотечественников далеко не мирным путем. Реалии VII века были таковы, что за веру приходилось биться насмерть. И Мухаммед был воином. А главное достояние каждого воина - его оружие.

Так что вполне логично, что от пророка остались не гвозди и щепки, а его мечи числом девять. Большинство из них хранится в стамбульском дворце Топкапы, где находилась резиденция султанов Османской империи. Хотя, конечно, вряд ли это оружие действительно принадлежало Мухаммеду. Но мусульмане верят, что это так. В арабском языке оружие и доспехи имеют множество названий. Каждый клинок отличается от другого. И каждый меч знатного воина имел собственное имя, помимо принадлежности к какому-либо типу. Так было и с мечами Мухаммеда.

Самый ранний меч пророка - Аль-Маатур («разящий»). Он принадлежал Мухаммеду еще в те времена, когда тот не считался пророком и не общался со своим небесным наставником Аллахом. Этот меч достался ему от отца, и с ним Мухаммед отправился в изгнание из Мекки в Медину. Меч очень простой, без изысков, с длиной клинка почти в метр и с золотой рукоятью, украшенной самоцветами. Он и на самом деле очень старый - местами его изъела ржавчина.

Второй меч - Аль-Баттар (то есть «задира») - достался Мухаммеду после сражения с выступившим против него еврейским войском. На этом мече выгравированы имена девяти пророков: Давид, Соломон, Моисей, Аарон, Иисус Навин, Захария, Иоанн Креститель, Иисус Христос, Мухаммед. Именно поэтому его нередко так и называют - «Меч пророков». На клинке также есть рисунок: Давид отрубает голову Голиафу. Считается, что прежде меч принадлежал как раз Голиафу. Он такой же почти длины, как Аль-Маатур, но вдвое шире и тяжелее. На клинке начертано «Меч справедливости» и «Воздаяние».

Третий меч - Хатф («несущий смерть»), который Мухаммед тоже добыл в бою. Мусульмане верят, что Хатф был выкован самим царем Давидом после победы над Голиафом и повторяет внешне меч Аль-Баттар. Действительно, мечи похожи, но Хатф даже больше и шире Аль-Баттара.

Четвертый меч пророка, Аль-Микдам («дугообразный»), тоже длинный, но более узкий и выгнутый по центру. Некогда он принадлежал Мухаммеду, а потом перешел к его преемнику Али и его потомкам.

Пятый меч - Аль-Расуб («повергающий»), длиной 140 сантиметров, широкий и тяжелый. Его ножны украшены золотыми кругами, а лезвие у рукояти покрыто золотом.

Шестой меч Мухаммеда Аль-Адб («острый») сослужил пророку хорошую службу в битвах при Бадре и Ухуде. На нем позже последователи Мухаммеда давали клятву на верность исламу. Сегодня это единственный меч, который хранится не в . Его можно увидеть в мечети имама Хусейна в Каире.

Седьмой меч Аль-Кадиб имеет такой тонкий клинок, что больше напоминает длинный стилет или рапиру. Недаром его называли «Прутом». Это специальный меч для защиты во время странствий. Ножны этого меча сделаны не из металла, а из дубленой кожи. Долгое время он тоже находился в .

Восьмой меч - Кали (или Кулай). Его происхождение связывают с тайником близ священного колодца Замзам.

По одной версии, меч был добыт Мухаммедом в битве, по другой - он был найден в тайнике дедом пророка. Клинок покрыт волнообразным узором, а ножны украшены золотыми кругами. Как именно переводится название меча, исследователи спорят. По одному мнению, оно означает «лист из белого металла», возможно, олова. По другому - это наименование местности в или .

Однако самым священным и знаменитым, конечно же, является девятый меч - легендарный Зульфикар.

Страж ислама

Зульфикар, или Дху-аль-Факар (то есть «бороздчатый», или «имеющий позвонки»), был добыт пророком в битве при Бадре. Потом Мухаммед подарил оружие своему зятю Али, будущему праведному халифу. Меч особо чтут последователи Али и рассказывают, что этот меч помог ему одержать победу при Ухуде. Тогда он был полностью, от рукояти до острия, покрыт кровью врагов.

Некоторые мусульмане верят, что Мухаммеду вручил этот меч сам архангел Джабраил (Гавриил), когда сражение стало яростным и опасным для сторонников пророка. Тогда якобы архангел спустился с небес с оружием в руках. А Мухаммед отдал полученный клинок Али, которого считал непревзойденным воином. Именно тогда Мухаммед и произнес, что Зульфикар - ключ небес и ада. Али, который успел уже сломать девять мечей, бросился в битву. Его противником был вызывающий ужас предводитель врагов Амра ибн Абдауд, человек невероятной силы. Но Али страха не знал. И первым же ударом раскроил вражеские щит и шлем. Мухаммед тут же произнес вторую эпохальную фразу: «Нет героя, кроме Али, нет меча, кроме Зульфикара!»

Меч овеян множеством легенд. По одной из них, его первым владельцем был сам Адам: когда первые люди были изгнаны из рая, Аллах снабдил Адама оружием для защиты - Зульфикаром. По другой легенде, меч обладает волшебными свойствами. Он может зависать в воздухе, может возрождаться, даже будучи сломанным в бою. Для того чтобы меч воскрес, нужно похоронить его, собрав все обломки. Отдохнув в земле и набравшись сил, обломки срастутся, и меч станет сильнее прежнего. Зульфикар мог разломиться и в том случае, если тело мусульманина оказалось не погребенным в положенный срок. Тогда его клинок вдруг начинал распадаться на две части. Но стоило только предать мертвеца земле - и меч снова «срастался». По третьей легенде, Зульфикар хранит целостность мусульманского мира. И стоит только врагам перейти границу, как меч оживает и рвется в битву.

Секретное оружие

По всей длине клинка, который хранится в музее Топкапы, идут две параллельные линии. Это символ того, что меч может разделяться надвое. Но последователи Али, в семье которого Зульфикар передавался по наследству, думают, что это все-таки другой меч. Они верят, что подлинный Зульфикар на самом деле имел два клинка, то есть состоял как бы из двух частей с пространством между ними. По легенде, такую форму Зульфикар получил после того, как Али повредил его в тяжелом бою - металл раскололся. Но расколотый меч обрел новые чудесные свойства, он стал еще более разящим.

В арабском мире некоторые мечи изготавливали с расщепом в верхней части, так что получалось действительно два клинка. Современные исследователи думают, что прорезь делалась для того, чтобы перехватывать вражеский меч и выбивать его из руки нападающего. И настоящий Зульфикар имел именно такую особенность.

Но ни волшебные свойства меча, ни особенная его форма не помогли потомкам Али добиться победы. В битве при Кербеле в 680 году последний сын Али Хусейн был убит, а все его сторонники погибли. Зульфикар оказался «в плену». Одно время он принадлежал победившей династии Омейядов, затем - в руках турецких янычар. Более того, янычары сделали этот меч своей эмблемой. Производство мечей с раздвоенным клинком поставили на поток. Все они назывались зульфи-карами. На всех клинках гравировалось изречение: «Нет героя, кроме Али, нет меча, кроме Зульфикара».

Но последователи Али верили (и верят), что настоящий Зульфикар таинственно исчез и не достался врагам. И что он хранится в некоем потаенном месте и дожидается своего часа.

В число многочисленных достоинств Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) входило искусное владение холодным оружием. Согласно рассказам современников, он имел большую коллекцию мечей, жемчужиной которой был легендарный Зульфикар, являющийся почитаемым и ярким символом ислама.

Зульфикар представляет собой меч характерной, изогнутой формы с двойным лезвием . Почему это оружие имело именно такой вид, никто в точности не знает. Существует предание о том, что самый известный владелец меча, праведный халиф Али ибн Абу Талиб однажды допустил неосторожность, доставая его из ножен, из-за чего лезвие раскололось пополам. Именно с такой формой и было связано множество волшебных свойств меча – существует утверждение, что одна его сторона могла убивать, а другая – исцелять; также Зульфикар не мог нанести вреда воистину честному, праведному человеку.

Впоследствии во многих мусульманских странах изготавливались сабли и клинки, символизирующие собой Зульфикар. Самые ранние из них имели на конце треугольный вырез, то есть их острие напоминало жало змеи. По традиции на таком оружии был выгравирован главный девиз мусульманских армий: «Нет меча кроме Зульфикара, нет героя кроме Али! ».

История и легенды

Происхождение Зульфикара окутано большим количеством легенд и тайн. Самая распространенная версия гласит, что меч принадлежал известному мекканцу, вождю племени курайшитов Мунаббиху ибн Хаджжаджу. После сражения при Бадре меч попал в руки Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!) в качестве трофея, после чего обрел неслыханную силу и чудодейственные свойства.

После смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) Зульфикар перешел к Али ибн Абу Талибу, великому воину, который с его помощью совершил множество великих дел. Согласно одной из легенд, этим мечом Али победил силача Амра ибд Абдауда, сила и мощь которого превосходила силу и мощь тысячи воинов. После боя Али обычно подбрасывал меч вверх, после чего тот чудесным образом оставался висеть в воздухе, охраняя границы мусульманского государства и его граждан.
Еще одна легенда говорит о том, что если какой-либо умерший верующий не был похоронен по обычаю, Зульфикар ломался; чтобы его обломки срослись воедино, тело этого человека нужно было предать земле как можно быстрее.

Когда Али скончался, меч перешел в руки его сына Хусейна, а затем стал главным достоянием и символом доблести османских султанов. Сегодня это легендарное оружие хранится в сокровищнице музея Топкапы, расположенного в Стамбуле.

Islam-today

Понраивлась статья? Будем благодарны за репост!

«- Для японца меч - это не просто кусок железа, это святыня.»
Фудзивара-сан, потомственный кузнец японских мечей.

Написать эту краткую классификацию японских мечей побудил меня курьёзный случай.

Зайдя в сувенирный магазин с большим количеством японских мечей я попросил показать большой парадный меч: «Покажите пожалуйста вот этот тати». Продавщица меня просто не поняла. Когда я показал на этот меч пальцем, она сказала: «Но это самурайский меч, так называемая катана. Разве вы не знали?». Да, блин… Написав книгу о японских мечах, я просто не знал, что такое было выставлено на витрине…

Как я вышел из этой щекотливой ситуации, не знаю, правильно или неправильно, расскажу в конце статьи.

Вернёмся к теме. Сначала несколько замечаний.

Японский меч — не обязательно самурайский. Даже средневековый, не говоря уж про наше время. Самурай — служитель. Император не может быть самураем, это не означало, что он не может носить меч. Самурай одновременно и одно из самых высших сословий в средневековой Японии. Да, в мирное время разрешалось носить только самураям (с приходом к власти сёгуна Токугавы в 1603 г.), а до этого вроде бы короткие мечи таскали все кому ни лень, кроме лиц крестьянского сословия.. А в войну, когда профессиональных военных не хватало, вооружали всех, кто мог держать оружие, даже необученных крестьян… Нинзя, японские шпионы, тоже не были самураями. А меч носили.

Это так, к слову. Итак, начнём.

Что же такое японский меч. У нас, славянских народов мечом называют обоюдоострую полосу железа, сужающуюся кот рукоятки к острию. Всё остальное называют по другому. У японцев всё, что имеет рукоятку, гарду (защиту руки) и режущее лезвие это меч. По самурайским канонам, мечом нельзя добивать беспомощного врага, для этого самураи носили специальные ножи айкути, тот же самый маленький меч, только без гарды. Ну и оружие скрытого ношения, спрятанное в трости или посохе тоже мечом вроде как не считалось. А вот нагината, изогнутая, заточенная с одной стороны режущая полоса стали на длинном древке, как раз пишется двумя иероглифами: «меч» и длинная ручка. А ещё…

Остапа понесло… Давайте переходить к делу.

Катана.



Самый известный японский меч с необычайно твердым и острым лезвием. Средний двуручный меч для ближнего боя… Общая длина меча — 90-120 см, длина рукояти около 30 см, вес 1-1,5 кг. Если она сделана в комплекте с коротким вакидзаси (см. ниже), называется дайто (длинный меч). Составляла часть одежды, самурай просто не выходил из дома без этого меча. В обычных условиях затыкается за пояс, в боевых подвязывается на талии специальными завязочками. Ножны простые, покрытые лаком. Хранится на горизонтальной подставке (катанакака). Подставка ночью ставилась у изголовья.

Вакидзаси (воткнутый сбоку).



Короткий одноручный (рукоятка на полтора хвата) японский меч. Этот меч играл роль щита. Дело в том, чтобы провести самый «классический удар катаной «от шеи до печени», надо выхватить её из ножен, помогая не только руками, но и движением плеча. Как ни тренируйся, это довольно долго. Защититься от этого удара и помогал вакидзаси, его достоточно было просто выдернуть вверх. Кстати, когда дуэли были запрещены и пришла пора йай-до (искусство внезапных молниеносных колющих ударов), вакидзаси носился просто как часть костюма. Если сделан в едином комплекте с катаной, то назывался сёто (короткий меч).

Тати или тачи.



Длинный японский меч. В основном парадный. Длина клинка свыше 2,5 локтя, (от 70 см), рукоять длинная и несколько изогнута. Предназначался в основном для конного боя и парадов. Ножны могли иметь для защиты от повреждения доспехами. Хранится на вертикальной подставке татикака. Вниз рукояткой, если время мирное, вверх рукояткой, чтобы удобнее было вытащить, в неспокойное время. Носят на поясе с портупеей (меч тяжелый) в комплекте с коротким мечом танто. Чисто парадные мечи называются кадзари-тати, богато украшенные, но с клинком из расплющенного железного прута.

О-дати.

Самый длинный японский меч с клинком более одного метра. В одном из храмов провинции Этиго хранится меч длиной 2,25 метра с хвостовиком 50 см. Скорее всего название произошло от «но-тати» (полевой меч). Пропорции этих чудовищ повторяют форму тати, несмотря на свои размеры они выглядят весьма соразмерно. Таким оружием можно было разрубить противника одним ударом или остановить конного воина ударом по лошади.

Танто.


Самый короткий меч. Длина клинка равна или меньше одного локтя (30,3 см). Имеет все признаки меча. Носится с тати. Ножны простые. Женский нож для самообороны в форме танто назывался кайкэн.

Ути-гатана.


Низкокачественный меч размером с катану. Хранились в большом количестве у самураев в арсеналах, для вооружения крестьян на случай войны.

Синоби-гатана или ниндзя-то.


Меч нинзя. Ножны с виду ничем не отличались от обычной катаны, но стенки были тоще. Клинок гораздо короче. В ножнах — контейнер для всяких «шпионских штучек». Говорят, на клинке синоби-гатаны как правило не было желоба для стока крови, который при резком замахе издаёт характерный свист.
Нагината. Алебарда, состоящая из загнутого клинка и длинного древка. После того, как японцы стали использовать плотный строй копейщиков;, нагината из грозного боевого перешла в разряд… женского оружия самообороны. До сих пор проводятся соревнования по нагината-дзюцу — бои на нагинатах. Об этом оружии я даже написал отдельную статью «Самое женское холодное оружие в настоящее время. Какое оно?».

Ширасайяили сикоми-дзуэ.

Оружие скрытого ношения, клинок спрятан либо в трости, либо в посохе.


Боккен или бокен.

Деревянный тренировочный меч. Немного истории. Традиционно в Японии термином «кэн» называют прямые мечи. Изогнутые мечи называются «то». По идее, боккен должен называться бокуто, так часто японцы и называют свои тренировочные мечи. В Японии к боккэнам относятся с большим уважением, как к настоящему оружию. В опытных руках это и есть самое настоящее оружие. Скажем, при провозе боккэна в самолёте пассажир обязан сдать его в багаж.

Синай.



Меч для занятий кендо. Представляет собой связку бамбуковых прутьев, закреплённых определённым образом. Для занятий с этим «мечом» обязательно надевают спортивные доспехи - маску со шлемом, латные рукавицы и защиту для груди. Правила обращения с синаем подробнейшим образом регламентированы, относятся к нему как к настоящему боевому оружию.

Гун–то.


Послесамурайский японский армейский меч. Воссоздан в начале ХХ века для возрождения самурайских традиций и поднятия боевого духа армии. Син-гунто для сухопутных войск и кай-гунто для морского командного состава. Это оружие повторяло форму меча тати. Выпускался в промышленных масштабах на заводах. Именно такие мечи вывозили из Японии после войны в качестве трофеев американские военные. Вообще все мечи, изготовленные после 1868 года и по настоящее время называются «гэндайто» (современный меч).

Ниппон-то (нихон-то).


В японской традиции — всё, что имеет клинок, кроме топоров и серпов. Однако, часто этим термином обозначают именно мечи. Любые.

Цуруги.


Древние прямые мечи. Музейная редкость, хранятся в храмах. Просто обоюдоострый прямой меч называется «кен».

Ну а теперь окончание истории, начатой в начале (вот каламбурчик-то). Я позвал старшего менеджера и набросал инструкцию для продавцов (типа вот этой) по мечам, ножам и другому холодному оружию, продававшемуся в этом отделе. С рисунками и размерами.

Я думаю, что поступил правильно.




Mailto: [email protected]
http://rich-smeet.blogspot.com/ Фотографии взяты с интернет-портала журнала "Техника-молодёжи"

Чтобы получать новую информацию первыми, подпишитесь на обновления по RSS.

Если Вам понравилась статья, прошу разместить её на своём сайте или блоге, сохранив авторский блок с активной ссылкой. Или просто послать ссылку на эту статью

http://сайт/2011/02/blog-post.html

по Аське или электронной почте друзьям и знакомым.

Если Вам есть что сказать по данной теме - пишите в комментариях или на почту.
Mailto: [email protected]

10 легендарных мечей

Меч в Средние века был не просто оружием. Он являлся символом высокого статуса воина, носившего клинок на поясе. Сначала это было обусловлено простой экономикой — меч стоил безумно дорого.

Затем символическое значение закрепилось. И даже предпочитая в бою топор или тяжёлое копьё, на праздник или торжественную церемонию те, кто мог это себе позволить, прицепляли к поясу ножны с мечом . Затем наступили рыцарские времена, и меч приобрёл значение священного предмета, прикосновение которого к плечу делало из обычного человека рыцаря. Ничего удивительного, что воины относились к своим мечам по-особому. Им давали имена и воспринимали как боевого товарища. А мечи, принадлежавшие королям, наделялись ещё и символикой власти. Значение некоторых мечей было столь велико, что они вошли в историю наравне с героями из плоти и крови. Мы представляем читателям десятку самых знаменитых клинков Запада и Востока.

Жуайёз

Имя этого меча означает «Радостный». Считается, что он принадлежал Карлу Великому — одному из крупнейших военных и политических деятелей Средневековья. В 8-9 веках Карл вёл непрерывные войны, объединяя европейские земли, а в 800 году объявил себя императором Запада.
Меч Жуайёз описывается в знаменитой поэме «Песнь о Роланде». Там ему приписываются чудесные свойства — якобы клинок может менять цвет, а в его рукоять вставлен обломок копья Лонгина. Того самого, которым римский сотник Лонгин пронзил распятого Христа. Неудивительно, что император чрезвычайно дорожил Жу-айёзом. Рассказывают, что однажды меч был потерян на поле боя. Его нашёл и вернул императору один из рыцарей. В благодарность он стал сеньором окрестных земель и получил новую фамилию — Жуайёз. Так же был назван и расположенный неподалёку город. Городок до сих пор стоит на юго-востоке Франции недалеко от Лиона. А дворянский род виконтов (позднее герцогов) де Жуайёз сыграл заметную роль в истории страны. С 13-го века Жуайёз вошёл в число государственных регалий Франции и использовался при коронации новых монархов.
В наши дни знаменитый меч выставлен в Лувре. Правда, исследования показали, что его навершие было изготовлено в 10-11 веках, украшения на перекрестье — около 12-го, а сам эфес — в 13-м или 14-м веках. И только клинок может претендовать на то, чтобы относиться ко времени правления Карла Великого. Впрочем, и в этом многие сомневаются.

Щербец

Одна из самых почитаемых национальных реликвий Польши — меч Щербец . Он принадлежал династии Пястов. Как повествует легенда, в 1018 году польский князь Болеслав I Храбрый (один из первых представителей этой династии, чье историческое существование подтверждено) двинулся с войском на помощь своему зятю — русскому князю Святополку Окаянному. На берегах реки Буг он разбил войска Ярослава Владимировича (в будущем прозванного Мудрым), а затем взял Киев. Якобы, въезжая в город, Болеслав взмахнул мечом и с силой ударил по Золотым воротам. От этого на мече образовала заметная зарубка (щербина), и с тех пор он получил своё имя.
Вот только Золотые ворота были построены позже похода Болеслава — первое упоминание о них относится к 1034 году, когда в Киеве уже сидел Ярослав Мудрый. Поэтому иногда почти ту же самую легенду рассказывают о правнуке Болеслава Храброго — Болеславе II Смелом. Но и это не соответствует исторической действительности, потому что при Болеславе II поляки в Киев не входили.
Реальная история меча прослеживается с 13-го века. Начиная с 14-го столетия, он стал использоваться при коронациях польских монархов. После разделов Польши в конце 18-го века Щербец оказался в Пруссии. А в 1883 году его перевезли в Россию, где выставили в Эрмитаже, который уже был открыт для свободного посещения. В 1928 году советское правительство вернуло реликвию Польше. Сегодня Щербец находится в старой польской столице — Кракове.

Тисона

Родриго Диас де Бивар, он же Эль Сид, или просто Кампеадор (Победитель) — самый почитаемый испанский рыцарь. Он жил в 12-м веке во времена Реконкисты, беспощадных сражений между христианами и маврами. И совершил немало подвигов — как лично, так и во главе войска. Считается, что он не проиграл ни битвы. Причём последнюю выиграл уже после своей смерти — облаченное в доспехи тело скончавшегося от ран рыцаря усадили в седло, чтобы воины думали, что их предводитель жив, и шли в бой без страха.
Свой меч Тисону Эль Сид взял в качестве трофея у мавританского короля Букара, убитого им в бою. В 12-м веке этот клинок оценивался в тысячу марок — сумму огромную по тем временам. В испанском эпосе «Песнь о моем Сиде» описывается, как враги сдавались на милость Кампеадора, едва завидев Тисону в его руке, считалось, что обладателя этого клинка победить невозможно.
После смерти Эль Сида меч перешёл к испанским королям. В 16-м веке король Фердинанд II Арагонский предложил маркизу де Фальсес выбрать любую награду в благодарность за верную службу. Маркиз выбрал не земли, не замки и не драгоценности, а Тисону. Как семейная реликвия рода Фальсес она и сохранилась до наших дней. Сегодня легендарный меч выставлен в соборе города Бургос рядом с могилой Эль Сида. Меч длиной 103 сантиметра и весом 1,1 килограмма является очень ценным образцом испанского оружия XI века. Подобных ему клинков до нашего времени дошло всего четыре.

Меч Довмонта

В Пскове хранится меч, принадлежавший князю Довмонту — в крещении Тимофею, правившему городом в 13-м веке. Довмонт был выдающимся военачальником, и именно благодаря ему город смог устоять перед натиском рыцарей ордена меченосцев, неоднократно подступавших к его стенам. Благодаря деятельности Довмонта Псков возвысился и избавился от зависимости от Новгорода.
Меч князя явно прошёл долгий и непростой путь. На его клинке стоит клеймо оружейников из города Пассау на территории современной Австрии — знаменитый «пассаусский волчок». Мечи с таким клеймом из углублений, заполненных жёлтым металлом, в 13-м веке ценились на вес золота. При этом учёные обнаружили, что эфес меча — не «родной». Судя по всему, меч был сломан в одной из битв, а затем клинок, ставший немного короче, пересадили на новую рукоять. Не исключено, что меч был сломан в 1269 году. Тогда к стенам Пскова подступило очередное орденское войско. Псковичам удалось отбиться. Довмонт лично командовал воинами во время вылазки и, как пишет один из летописцев, ранил магистра ордена в лицо мечом.
Довмонт был почитаем псковичами, а его меч стал символом неприступности города и того, что ему не страшен любой враг. На псковских монетах чеканилось изображение князя с мечом в руке. То, что изображение очень похоже на клинок, хранящийся сегодня в псковском музее, позволяет говорить, что это действительно тот самый меч, которым сражался легендарный Довмонт.

Нанацусая-но-тати

Этот клинок удивительной формы хранится в японском синтоистском святилище Исоноками-дзингу. О нём упоминает древнеяпонская хроника Нихон Секи в рассказе о правлении полумифической императрицы Дзингу, занимавшей престол в 201-269 годах. В числе прочего она отметилась тем, что предприняла успешный поход против Кореи. Как гласит хроника, как раз перед началом этого похода придворные преподнесли императрице меч с шестью отростками от клинка. За необычную форму его стали называть Нанацусая-но-тати, что означает «Семизубый меч».
В 1870 году удалось прочитать надписи, сделанные золотом по обеим граням клинка. С одной стороны было написано: «Никогда прежде не было такого клинка. Принц царства Пэкче, который живёт звуками августа, сделал этот меч для царя Ва с надеждой, что он прослужит многим поколениям ». Пэкче — это одно из корейских государств, с которым согласно летописям имела дипломатические отношения императрица Дзингу. Вторая же надпись гласила: «На 1б-ю луну 11-го месяца 4-го года эры Таива меч был выкован из стали в 100 раз крепче обычной. Используя меч, поразишь 100 врагов. Для достойного властителя ».
Это позволило точно датировать время создания «Семизубого клинка». 4-й год китайской эпохи Таива соответствует 369 году. Так что откован он был все же позднее времени правления Дзингу. Царь Ва, для которого он был предназначен, это правитель одного из царств Древнего Китая. Уже потом он каким-то путём попал в Японию, а летописцы «удревнили» его историю.

Зульфикар

История меча, принадлежавшего сначала пророку Мухаммеду , а потом четвёртому праведному халифу Али, очень запутана. Сегодня меч, называемый Зульфикаром, любой желающий может увидеть в стамбульском дворце Топкапы. Проблема в том, что он совершенно не похож на многочисленные описания этого клинка. Легендарному Зульфикару приписывали множество магических свойств. Например, вне боя его можно было подбросить и оставить висеть в воздухе. Или то, что Али получил его от самого архангела Гавриила (Джибраила). В Средние века во все эти легенды верили, а клич «Нет героя кроме Али, нет меча кроме Зульфикара! » активно использовался воинами ислама.
Из легенд же пришло убеждение, что клинок Зульфикара был раздвоенным. В подражание этому средневековые восточные оружейники освоили производство мечей с двумя клинками, которые так и называли — зульфикарами.
Однако меч, выставленный в Стамбуле, имеет обычный клинок, лишь украшенный волнистыми линиями. Принадлежал ли он пророку Мухаммеду, достоверно неизвестно (многие мусульмане считают, что настоящий волшебный Зульфикар спрятан в тайном месте), но он совершенно точно относится к 7-му веку и принимал участие в великих сражениях эпохи становления арабского халифата. Потом, вплоть до начала 20-го века, именно этот клинок использовался в церемонии «таклиди сейф» (опоясывания мечом) султанов Османской империи. Это аналог европейской коронации. Сейчас Зульфикар почитается как одна из святынь ислама.

Меч Милосердия

В церемонии коронации английских монархов используется пять мечей, которые несут перед новым королём или королевой при входе в Вестминстерское аббатство. Однако все эти мечи — новоделы. Подлинные реликвии были уничтожены в 17-м веке во времена диктатуры Оливера Кромвеля, боровшегося с «пережитками прошлого». Все, кроме одного. Сломанный меч Эдуарда Исповедника, или Меч милосердия, был изготовлен в 11-м веке и использовался в торжественной церемонии с конца 14-го столетия. Правда, принадлежал ли он самому Эдуарду Исповеднику, умершему в 1066 году, сказать сложно. Скорее всего, такое имя было присвоено как дань уважения королю, который был канонизирован в середине 12-го века и долгое время являлся святым покровителем Англии.
Примерно в шести дюймах от острия клинок обломан, поэтому его иногда называют латинизированным словом «куртана» — «короткий». Когда и при каких обстоятельствах меч сломался, неизвестно. Но, как и положено, существует легенда, согласно которой клинок обломил сошедший с небес ангел, чтобы предотвратить убийство невинного человека, потому его и прозвали Мечом милосердия. Во время коронационной процессии он призывал монарха во время своего правления не забывать именно об этом качестве.
Собственно, именно с меча Эдуарда Исповедника и пошла традиция нести меч перед будущим монархом. Впервые это было сделано в 1236 году во время коронации короля Генриха III.

Меч Готфрида Бульонского

В иерусалимском храме Гроба Господня хранится меч человека, взявшего штурмом священный город трёх религий в 1099 году. Это лотарингский граф Готфрид Бульонский — предводитель первого крестового похода. Собственно, взятие Иерусалима было самым крупным успехом крестоносцев за всё время крестовых походов. И в первую очередь это было заслугой именно Готфрида, проявившего себя жёстким командиром и талантливым организатором.
Его оружие внешне выглядит как абсолютно стандартный рыцарский меч романского типа. Такие были у многих крестоносцев, но своим клинком Готфрид мог буквально творить чудеса. Рассказывают, что однажды некий арабский эмир усомнился в воинском искусстве Готфрида и в качестве европейского оружия. В насмешку эмир предложил европейцу попробовать отрубить своим мечом голову верблюду. Не говоря ни слова, Готфрид выхватил клинок из ножен и одним ударом обезглавил животное. Скорее всего, это свидетельствовало о недюжинной силе, которой был наделён рыцарь из Лотарингии, а также о том, что искусством наносить удары он владел в совершенстве. Но многие современники приписывали его победы сверхъестественным свойствам меча. Набожные считали, что руку воина направляют святые мощи, вделанные в рукоять (это была весьма распространённая практика у крестоносцев), а склонные к мистике рассказывали страшные истории о том, что меч Готфрида был выкован кузнецом-колдуном, который закалил его в крови девственницы!

Меч святого Петра

Во всех четырёх Евангелиях содержится рассказ о том, как апостол Пётр, единственный из всех, попытался вступить за Иисуса Христа, когда стража пришла арестовывать Спасителя в Гефсиманском саду. При этом Пётр отсек мечом ухо рабу по имени Малх. В наше время в Познани хранится меч, который многие считают тем самым оружием, которое находилось в руках апостола.
Меч действительно имеет оригинальную форму и выглядит весьма древним. Однако по мере того, как продолжается его научное изучение, возраст меча святого Петра все сокращается и сокращается. Поначалу исследователи полагали, что меч действительно мог быть изготовлен практически в библейские времена — в 1-м веке нашей эры на окраине Римской империи. Однако затем предположительную дату отковки перенесли на 10-й век. Причём существует версия, что тогда он был откован как копия настоящего меча святого Петра, не сохранившегося до наших времён. В Польшу реликвия якобы попала в качестве подарка от папы римского Иоанна XIII епископу Йордану или князю Мешко I, правившему в 960-992 годах.
Современные исследователи склонны относить клинок, хранящийся в Познани, к 12-му или даже 14-му веку. Эту мысль косвенно подтверждает форма клинка, очень похожая на средневековые фальшионы. Меч длиной около 70 сантиметров выкован из цельного куска железа. Отдельной деталью является только гарда. На клинке выгравирована первая фраза «Евангелия от Иоанна»: «Вначале было слово».

Имперский меч

В конце 12-го века на корону Священной Римской империи оказалось два претендента, примерно равные по силе: Оттон Брауншвеигский и Филипп Швабский. Они оба короновались как короли Германии и добивались того, чтобы папа римский объявил одного из них императором. Понтифик медлил, не решаясь занять одну из сторон в этой распре. Нюанс заключался в том, что в руках Филиппа Швабского находились подлинные императорские регалии, в том числе и коронационный меч. Это делало его позиции заметно сильнее. Не желая сдаваться, Оттон Брауншвеигский заказал во Франции изготовить новый коронационный меч.
Этот красивый клинок ни разу не использовался в качестве оружия и имеет исключительно ритуальное значение. На навершии изображён имперский орёл и герб Отгона, золотые ножны (взятые от другого, более древнего меча) украшены изображениями четырнадцати императоров, начиная с Карла Великого. На перекрестье с двух сторон нанесены слова: «Христос побеждает, Христос правит, Христос повелевает ». Для того чтобы придать новоявленной реликвии дополнительный вес, её наскоро объявили мечом, принадлежавшим святому Маврикию, жившему в 3-м веке римскому легату, отказавшемуся учинять расправу над христианами и казнённому за это.
В итоге Оттон дождался смерти соперника и в 1209 году стал императором Священной Римской империи (хотя и ненадолго). А изготовленный для него меч стал официально считаться реликвией империи и использоваться в церемонии коронации.

Loading...Loading...