Икона трилетствующая значение в чем помогает. Икона Божией Матери «Трилетствующая


Цитирую официальный сайт Кемеровской и Новокузнецкой епархии (это надо читать целиком):

В храмах Кузбасса запрещена к использованию и распространению икона Божией Матери «Трилетствующая»
03.05.2012
По распоряжению Преосвященнейшего епископа Аристарха, в храмах и церковных лавках Кемеровской и Новокузнецкой епархии в виду несоответствия православной иконографии запрещена к распространению икона Божией Матери «Трилетствующая».

Как сообщила руководитель епархиального Информационно-апологетического центра (ИАпЦ), «это скорее картинка, на которой изображена маленькая пухлая девочка с неестественно большими карими глазами, распущенными волосами, с непокрытой головой, в голубой тунике, стоящая лицом к зрителю с гигантской белой лилией в правой руке» ...



По ее словам, написано это изображение было недавно. Иконографическим прототипом для него послужила открытка, привезенная из Иерусалима. Название иконы обозначает возраст изображенной Богородицы, по аналогии с третьей песнью второго канона праздника «Введение во храм Пресвятой Богородицы», где поется: «Трилетствующая телом, и многолетствующая духом, ширшая небес, и горних сил превысшая, да восхвалится песньми Богоневестная».

«Уже из этих слов видно, что даже в трехлетнем возрасте Пресвятая Богородица - это не просто большеглазая девочка. Канон указывает нам на особенный случай во всей мировой истории, когда трехлетнее дитя достигает не по возрасту высокого духовного развития, что это дитя несет в мир исполнения многотысячных обетований - непорочного Зачатия, Приснодевства, Рождения Богочеловека», - отметила Елена Кулешова, добавив, что в иконе «Трилетствующая» отражен только возраст Богородицы, ее духовную высоту и зрелость художник выразить так и не смог. По ее утверждению, наличие белой лилии в правой руке дитя является всего лишь данью западной традиции изображения чистоты.

В свою очередь, и.о. руководителя епархиального Миссионерского отдела иерей Дмитрий Владимиров отмечает, что Пресвятую Богородицу можно и нужно чтить в любом возрасте. «Главное, чтобы почитание Божией Матери, молитвенное обращение к Ней не сводилось только лишь к умильному любованию и приобретению лубочных картинок в надежде на их чудодейственную силу», - подчеркивает отец Дмитрий.

По словам Елены Кулешовой, новейшие иконографические сюжеты, подобные иконе «Трилетствующая», рождаются не от духовной потребности, а как коммерческие проекты, цель которых - продажа сувениров, привлечение паломников и сбор пожертвований.

Пресс-служба Кемеровской епархии



А теперь обо всём по порядку:

1. У иконы Божьей Матери "Трилетствующая" вполне прозрачная история, в которой нет ничего такого, что могло бы вызвать опасения. У игуменьи Свято-Троицкого Дерманского женского монастыря (Украина, Ровенская епархия) была намоленная открытка. Ее привезла из Иерусалима бабушка игумньи. Открытка была ее семейной святыней. С нее была написана икона... Вот, собственно, и всё.

2. Как справедливо заметили богохульники и кощунники из Кемеровской и Новокузнецкой епархии, икона эта имеет железное богословское обоснование , отсылающее нас к двунадесятому празднику "Введение во храм Пресвятой Богородицы".И голубая туника, над которой имеет наглость и подлость глумиться руководитель ИАпЦ мадам Кулешова указывает ровно на это.

3. Потуги мадам Кулешовой корчить из себя искусствоведа, когда речь идёт о чтимом образе, свидетельствует о том, что дама она совершенно нецерковная. Что, впрочем, в последнее время в РПЦ МП стало традицией (например, патриарший пресс-секретарь - журналист из "Огонька", церковной жизнью никогда не живший).
Представьте, в каких выражениях мадам Кулешова описала бы, скажем, одну из главных святынь русского православия (находящуюся почему-то не в храме, а в патриаршьей резиденции) - икону Божьей Матери "Умиление", которую преподобный Серафим Саровский называл "Всех Радостей Радость" (фото справа). Мне это легко представить и воспроизвести. Но язык как-то не поворачивается...

Заметьте, у келейного образа преподобного Серафима ровно такая же история. Вы скажете: так то ж святой (!), а тут "какая-то игуменья". Отвечаю: в святцы преподобный Серафим попал в начале ХХ века. Значит ли это, что до этого момента его келейная икона была "картинкой в духе прерафаэлитов", которую следовало гнать и гнобить?
Вообще, эта сфера - не спорт. Если изображение и история его появления не содержат чего-то недостойного, нет ничего плохого в его народном почитании. Единственное ограничение - пока не состоялось общецерковное прославление образа, его почитание остаётся частным делом. И только.
Запрещение "использования и распространения" уместно ТОЛЬКО, если речь идёт о сомнительном или заведомо кощунственном изображении (иконы "Трилетствующая" это, разумеется, не касается). В противном случае, мы имеем дело с ИКОНОБОРЧЕСТВОМ.

(Кстати, у меня дома есть семейная святыня - икона Божьей Матери "Умиление". Досталась мне она от бабушки. Написана в XIX в. каким-то провинциальным мастером вне всяких канонов. Он очень старался изобразить лики посимпатичнее. Украсил изображение милыми золотыми ленточками. Доска кипарисовая. Я всегда молюсь Пресвятой Богородице перед ней...)

3. Вообще, список признаных богородичных икон пополняется именно так - сначала народное почитание, потом общецерковное признание. Ровно так была признана икона "Прибавление ума", которая в 90-е годы вызывала у церковного начальства активную неприязнь. И не зря. По всем параметрам икона эта может быть отнесена к сомнительным - и по происхождению, и по изображению.
Во-первых, на ней изображена статуя Мадонны с младенцем из Лорето (Италия). Понятное дело, статуя эта - католическая святыня (подробности ).
Сравните:

Во-вторых, само изображение Спасителя и Богородицы, завёрнутыми в священническую спецодежду (фелонь) - мягко говоря, непонятно. Как и название - "Прибавление ума".
Повторяю, в 90-е годы о ее общецерковном признании не могло быть и речи . Людям говорили: "Чтобы детки лучше учились, надо молиться преподобному Сергию Радонежскому, а не этому сомнительному изображению". Но люди упорно гнули свою линию. Икона эта совершенно свободно продавалась, распространялась и использовалась (в частном порядке)... Я много лет не интересовался ее дальнейшей судьбой, вот только сейчас полез справки навести и остолбенел - оказывается она давно общецерковно признана . Ей есть служба, акафист и т.д. Знаете почему? Молебны на начало учебного года - это БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ. Ради них нынешнее священноначалие РПЦ МП и не такое признает...

В заключении пару слов про архиерея-иконоборца - Аристарха (Смирнова)

У него очень скучная биография церковного "кувшинного рыла". С 2001 года на хозяйственной работе.
В Кемерово - с 2006 года.
А вот список его наград гораздо интереснее...

Приведу только особенно мне приглянувшиеся:
- «За заслуги в сохранении русской культуры»
- «За содружество во имя спасения»
- «Орден «Наркомат» 2-й степени
- «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы России»
- «Умение, Терпение, Сострадание»
- «ФСКН России. 2003-2008 гг.» (Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков)
- «Почетный шахтер Кузбасса»
- «За особый вклад в развитие выставочного движения в Кузбассе»
- «За достижения и успехи в социальной, экономической, культурной и других сферах жизни г.Белово в связи с 70-летием образования»
- «90 лет транспортной милиции»
- орден «За доблестный шахтерский труд» III степени
- медаль «5 лет ГОУ «Областная кадетская школа-интернат милиции»
- орден орденом «За обустройство Земли Кузнецкой»

С ментами у Аристарха сложились особенноо тёплые отношения. Особенно с транспортными...

И Аристарх не образумил кощунника Волкова посохом по фуражке. Наоборот, поддержал: мол "знамя ж - оно как бы хоругвь. Так что..."
(О том, что товарищ Волков вычеркнул себя из числа "верующих - я уж не говорю. Это и Путин сделал, когда "извинялся" перед патриархом и "верующими" за панк-молебен.)

И мусульман Аристарх сильно любит. При посещении мечети обувь снял - всё как полагается. А потом вышел из мечети и сказал: «Когда мы вместе молимся Богу, то это нас делает ближе к Богу и к друг другу». Злые кемеровские православные засомневались было: а не молился ли Аристарх вместе с мусульманами в их молитвенном доме. Но свечку ж никто не держал. Так что...

Но больше всего Аристарх любит спорт!

Епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх принял участие в церемонии награждения победителей и призеров весеннего этапа Сибирской детской лиги по хоккею с мячом, который завершился 30 апреля в кемеровском Дворце зимних видов спорта...
Епископ Аристарх напомнил, что хоккей с мячом является исконно русским видом спорта, поэтому всячески должен поддерживаться не только властными структурами, но и всем российским обществом. По словам кузбасского архипастыря, Русская Православная Церковь уже сделала шаг в этом направлении. Она не только подписала соглашение о сотрудничестве с Федерацией хоккея с мячом России, но также учредила ежегодный всероссийский Турнир среди детских команд на призы Патриарха Московского и всея Руси .

Но не хоккеем единым жив Аристарх и его подчинённые...

В г. Белово 3 мая прошел необычный футбольный матч - на территории местной исправительной колонии строго режима №44 встретились команды осужденных и сборной православных священнослужителей Кузбасса.
Игра состоялась по инициативе иеромонаха Нифонта (Павлютина)...
Несмотря на явную разницу в классе, игру обе команды показали равную. Тем более что ни один из соперников к победе не стремился, важен был сам факт участия в матче. Проведя на поле два тайма по 30 минут, футболисты завершили встречу результативной ничьей 2:2...

Ну и мимо этого я тоже пройти не мог:

Это, что называется навскидку (так, погуглил чуть-чуть). Но образ "архиерея нового типа", по-моему, получился выпуклый. Каким-то таким я и представлял себе архиерея-иконоборца из свиты антихриста.

музыкант

Уважаемая Анна, интересующее Вас изображение не является канонической православной иконой. В традиционной иконографии нашей Церкви нет иконы Божией Матери «Трилетствующая». И с точки зрения самого иконографического типа она достаточно нетрадиционна, при этом совпадает с не православными каноническими образцами, а с искусством вовсе неправославным. Это скорее картинка, изображающая миловидную маленькую девочку с большими карими глазами, распушенными волосами, с непокрытой головой, в голубой тунике, стоящую лицом к зрителю с гигантской белой лилией в правой руке.

Иконой это изображение делают нимб и надписание, без них его было бы немудрено принять за портрет Дюймовочки или иного сказочного персонажа.

Написана эта икона была недавно, иконографическим прототипом для нее послужила открытка, привезенная из Иерусалима.

Название иконы заимствовано из третьей песни второго канона праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм. где, в частности, поется: «Трилетствующая телом, и многолетствующая духом, ширшая небес, и горних сил превысшая, да восхвалится песньми Богоневестная».

Уже из этих простых слов видно, что даже в трехлетнем возрасте Пресвятая Богородица - это для православного человека не просто большеглазое дитя с открытки. Иконография и песнопения праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм через богатую и сложную образную символику раскрывают величие и высоту подвига Матери Божией, перед духовной зрелостью которой в ее раннем детстве склонились умудренные годами иудеи-священнослужители.

Даже одеяния Богородицы на православных иконах символичны: она изображается в голубой тунике, символизирующей девственность, и, независимо от возраста, в красном мафории, символизирующем материнство, с покрытой головой (на иконах праздника Введения во Храм Ее изображают в чепчике).

Из всего символического арсенала иконографии Введения во Храм в иконе «Трилетствующая» взята лишь голубая туника. А где же праведные Иоаким и Анна? Где девы со светильниками, сопровождающие святую отроковицу в Храм? Где встречающий Мариам священник Захария, который, по преданию Церкви стал впоследствии отцом св. Иоанна Предтечи? Где лестница в пятнадцать высоких ступеней, которые маленькая Мариам так легко преодолела сама, без помощи взрослых взойдя на самый верх? Где вход в Святая Святых? Где Ангел, питавший юную подвижицу?

С другой стороны, — ну какая нам нужда в новых экзотических образцах, неосвященных традицией, когда у нас такая полнота благодати, данная как в древних иконах Пресвятой Богородицы, восходящих еще к апостолу и евангелисту Луке — «Владимирской», «Донской». Из более поздних прославленных «Казанской», великой нашей святыне, до икон XX века, до «Державной» иконы Божией Матери, которая принята и прославлена всей православной Церковью. Думаю, Пресвятой Богородице лучше молиться перед этими иконами.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Среди всех прочих икон Пресвятой Богородицы есть одна очень интересная, о которой, возможно, не все слышали. Она не является традиционной. Эта икона, на которой изображена трёхлетняя девочка с огромными карими глазами в голубой тунике с белоснежной лилией в руке. Волосы у девочки распущены, голова непокрыта. Свидетельством того, что данное изображение причисляется к иконам, является нимб и надпись. Иначе его можно было бы принять за картинку, настолько оно не вписывается в рамки иконописи. На данной иконе изображена маленькая Дева Мария в трёхлетнем возрасте. Название её взято из канона Праздника введения во Храм Пресвятой Девы Марии. В нем упоминается слово «трилетствующая», потому что именно в данном возрасте совершилось введение маленькой девочки в Дом Божий. Ещё будучи совсем ребёнком, Богородица уже имела такое величие и духовную зрелость, что перед ней склонились многоопытные священнослужители.

История возникновения иконы

Икона Божией Матери «Трилетствующая» была написана не так давно по благословению монахини из монастыря украинского города Ровно. Её прообразом послужила открытка, которая была привезена из Иерусалима. Существуют также источники, утверждающие, что данная икона является католической. Белая лилия в руке ребенка – это знак чистоты и непорочности. А голубая туника символизирует девственность. По мнению многих критиков, икона маленькой Богородицы – это всего лишь сюжет, отображающий события праздника Введения во Храм.

«Неправильная» икона?

Появился данный образ несколько лет назад, и довольно быстро стал популярным. Несмотря на неоднозначное отношение духовенства, люди интересуются иконой, хотят знать ее историю и значение. Название означает возраст юной Девы Марии – в церковном предании говорится, что трехлетняя девочка была отдана в храм на воспитание. Даже есть особый праздник в РПЦ – Введение во Храм.

  • Сама икона была написана в Свято-Троицом Дерманском монастыре (Украина). За основу взята старая картинка, привезенная одной из монахинь. Когда она стала настоятельницей, благословила написать по ней икону. Хотя открытка и была привезена из Иерусалима, это не говорит о том, что изображение подходит для почитания. Но и отметать с порога нечто новое, непривычное, не стоит.
  • Сторонники иконы ссылаются на то, что образ написан по благословению. Но в Православии (как и других традиционных религиях) женщина не может носить священный сан, соответственно, не может совершать Таинства (венчать, крестить, совершать Литургию и т.д.). По этой логике, определять каноны иконописи монахиня, пусть даже высокопоставленная, тоже не в праве.

Хотя официального запрета на домашнее использование нет, но и одобрение высшего церковного духовенства образ вряд ли получит. В отношении святынь можно задать себе такой вопрос – чему они учат, о чем заставляют задуматься?

Если картинка вызывает лишь чувство умиления, вряд ли можно назвать ее полезной для духовного роста. Соответственно, использование ее нежелательно, в некоторых случаях может быть даже вредным. Если же образ помогает сосредоточиться на молитве, отказываться от него нет причин.

Аргументы «за» и «против»

Некоторым не нравится то, что Трилетствующая Икона Божией Матери написана в западном стиле. Но ведь в Православии много и других западных образов – например, «Спорительница хлебов», «Умиление«, «Взыскание погибших«. Особый случай с образом «Три радости» – изначально это была духовная живопись, портрет святого семейства. Первая такая икона не пользовалась особым почитанием, пока перед ней не произошло чудо. И вся русская иконопись в 18-19 вв. находилась под влиянием западных мастеров.

Сторонники почитания образа говорят, что значение «Трилетствующей» иконы Божией Матери в том, что она олицетворяет один из эпитетов из православного богослужения Введению во Храм Пресвятой Богородицы. Подобные эпитеты встречаются только в РПЦ, как и сам праздник. Поэтому считать данный образ католическим – неверно, хотя ничего плохого в этом нет.

  • Лилия в руке юной Богородицы – невинность, девственность. Встречается этот символ и на других православных иконах.
  • Голубой цвет одеяния – также означает девственную чистоту. Также традиционный цвет, который применяется на иконах Богородицы.

Сомнения вызывают лишь распущенные волосы, непокрытая голова. Сейчас это запрещено – по крайней мере, у православных. Хотя существуют образы Богородицы, где она без омофора: «Взыскание погибших», «Помощница в родах», «Ахтырская».

Некоторые представители духовенства считают, что значение иконы «Трилетствующая» недостаточно глубоко: образ пухлой милой девочки не передает духовную высоту Божией Матери, которая присутствовала уже в детском возрасте. Если убрать нимб вокруг головы, а также традиционные надписи, это больше будет походить на открытку, а не на православную святыню.

В 2012 г. икону «Трилетствующая» было запрещено использовать и продавать в лавках Новокузнецкой епархии РПЦ. Правящий Епископ считает, что образ «неправославный». Поскольку икона не упоминается в церковном календаре, она не является официально признанной церковным руководством. Но и запрет есть пока только в одной епархии – он не распространяется на всю Православную церковь.

Отличия от классической композиции

На традиционном образе «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» существует много других элементов и действующих лиц, без которых значение иконы «Трилетствующая» кажется не до конца выраженным.

  • Родители Пресвятой Девы – Иоаким и Анна, которые привели свою дочь в храм. Вокруг их голов – нимбы.
  • Девы со свечами – сопровождали шествие. Возраст их разный – иногда это подростки, иногда – вполне зрелые девицы.
  • Первосвященник – встречает юную Марию, за руку вводит ее в Святая Святых.
  • Ангел – наставник Богородицы, питающий ее. Сама Она изображается рядом, в более взрослом возрасте. Обе фигуры находятся выше остальной композиции, как бы в небесах.
  • Пречистая изображается в омофоре (с покрытой головой).
  • Часто есть в композиции ступени, в память о предании, по которому девочка преодолела их сама и без труда.

О чем просят Богородицу?

Для многих христиан этот образ тесно связан с жизненными переживаниями, которые стали отражением боли как физической, так и душевной.

В чем помогает икона “Трилествующая”:

  • в покровительстве материнства;
  • в рождении и воспитании детей;
  • при болезнях и духовных терзаниях, также связанных с детьми;
  • в поиске смысла бытия;
  • в обретении надежды.

Но главное – этот лик с изображением маленькой девочки стал символом настоящего чуда, которое может произойти с каждым, и истинной веры, что даёт силы идти дорогой жизни, имея праведные помыслы и совершая благие дела.

Следует также отметить, что данный образ настолько чист и искренен, что молитва, обращенная к нему, обязательно должна быть такой же по свой сути и значению, ибо только тогда проявляется его истинная сила, способная открыть человеку весь смысл Божьего слова.

День почитания иконы

Оригинал изображения иконы “Трилетствующая” можно увидеть в Свято-Троицком Дерманском женском монастыре (Украина). Аналоги же есть во многих других православных храмах по всему миру.

Чётко обозначенного дня памяти для этого образа нет, но чаще всего его почитают в дни празднования икон Пресвятой Богородицы. В это время христиане обращаются к образу со своими молитвами, дабы получить Божье благословение и исцелить свою душу от всего нечистого и злого.

Детская непосредственность и истинная материнская благодать – вот основа данного лика, и это уже говорит само за себя. Ребёнок – начало новой жизни и всего первоначального на земле, его чистая душа – самая настоящая и искренняя, а значит, имеет силу совершать великие события, что меняют жизнь человека и обращают его в веру.

Исходя из этого, можно заверить, что ответ на вопрос “О чем молится иконе “Трилествующая” – очень прост. Если человек имеет чистое сердце, искренние помыслы и открытую душу – его молитвы будут услышаны и поняты, а значит – он не только получит помощь, о которой просит, но и обретет надежду на настоящее чудо, что дарует праведная вера в Господа.

Вот такими молитвенными словами принято просить помощи у Ее образа:

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице, зриши мою беду, зриши мою скорбь: помози ми яко немощну, окорми ми яко странна, обиду мою веси, разреши ту, яко волиши, яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Мнения священнослужителей по поводу иконы «Трилетствующая»

Служители Церкви неоднозначно относятся к данному изображению. Ясно, что «Трилетствующая» отсутствует в иконографии и не может считаться православной иконой. Однако многие прихожане интересуются, как им относиться к данному образу, если он был им подарен, например, либо просто очень нравится. Стоит ли хранить у себя дома его или нет? Многие священники склоняются к мнению, что чего-то однозначно неправильного в этом образе нет, поэтому запрещать хранить дома икону «Трилетствующую» они не могут. Но они советуют относиться к ней соответствующе. Священнослужители предлагают рассматривать её как художественную иллюстрацию к событиям тех дней, и в этом они ничего плохого не видят. Однако молиться они всё же советуют перед иконами, которые приняты и распространены во всех православных церквях.

Андрей Рублев тоже писал свои иконы не по канонам, только через десятилетия люди смогли оценить весь масштаб его дарования. Пусть данный образ изначально был лишь открыткой, но если он вызывает святые чувства, побуждение к молитве – его вполне можно иметь в домашнем иконостасе.

Божья матерь - одно из известных иконописных изображений в христианстве. Однако в большей степени и большим трепетом и любовью относятся к ней не в православном христианстве, а в католичестве. У католиков изображение Богоматери выходит за пределы иконописи и практически в каждом доме присутствуют также ее небольшие статуэтки.

Особенности изображения Богоматери

Стоит заметить, что изображение Матери Божией, традиционное для православия и католицизма разнятся. И если среди православных икон можно выделить некие общие черты в изображении Пресвятой Девы, то в католицизме наравне с традиционным ликом Девы Марии почитается и довольно малоизвестная икона под названием «Трилетствующая».

Икона Божьей Матери «Трилетствующая»

Икона Богоматери «Трилетствующая» не является традиционной для западных христиан, если бы изображенную на ней Деву Марию не венчал нимб, и не присутствовала надпись, характерная для икон, то, скорее всего, это редкое изображение было бы принято за картину.

Что нужно знать про икону

Следует понимать, что икона «Трилетствующая» относится только лишь к западной церкви и отношение к ней в Русской православной церкви не вполне однозначное. С одной стороны, она не запрещена строго, и православные люди вполне могут иметь такое изображение Пресвятой Девы у себя дома. Однако, приобрести эту икону в любом из православных храмов весьма затруднительно, ведь русское православие не признает данное изображение за иконописное, считая его не более, чем картиной, созданной на основе библейского сюжета.

Внимание! Многие священники не запрещают молиться перед этой иконой, но все же лучшим считают возносить молитвы у икон Богородицы, почитаемых в православии.

Описание иконы

На иконе «Трилетствующая» изображена Дева Мария в возрасте 3 лет. Она облачена в голубую тунику и держит в руках большой цветок белой лилии, как воплощение первозданной чистоты. Голову Марии венчает нимб, что и указывает на тот факт, что перед нами икона.

Известно, что изображенная на иконе Дева Мария не соответствует канонам иконописи по ряду моментов.

  • Во-первых, она изображена с непокрытой головой, в то время как в православии принято изображать Богородицу всегда облаченную в одежды, покрывающие и голову.
  • Во-вторых, при создании иконы не учтена практически ни одна деталь, важная для иконописи. Традиционным осталось лишь голубое одеяние на девочки, что достаточно мало, по мнению православных священников, указывает на ее духовную зрелость и понимание своей миссии.

Значение образа Пречистой Девы

Икона «Трилетствующая» называется так по строчкам из канона, посвященного празднику введения в Храм Пречистой Девы. Слово «трилетствующая» указывает в данном каноне на возраст, в котором Марию впервые привели в Храм.

Икона также указывает на духовность и благочестие Пресвятой Девы, что кроме того указывает на богоизбранность девочки.

Почитание иконы

Как уже говорилось, икона в основном почитаема в католичестве. Так, в семьях воцерковленных родителей существует традиция помещать это изображение Богородицы в изголовье малыша, на детской кроватке, ведь так ребенок будет находиться под покровительством Святой Девы и с ним ничего плохого не случиться.

О чем молиться

К лику Божией матери «Трилетствующая» принято обращаться женщинам тогда, когда необходима помощь в деторождении: будь то зачатие или тяжелые роды. Изначально это иконописное изображение Пречистой Девы связывают именно с продолжением рода.

Матери, имеющие дочек, молятся у этой иконы о благополучии своих девочек, ведь икона также считается покровительницей всех дочерей.

Икона Девы Марии «Трилетствующая»

Так как основное значение иконы, благодаря изображению маленькой девочки, связывают с материнством, то чаще всего обращение к данному образу помогает в стремлении женщины стать матерью. Отсюда следует, что наиболее часто к иконе обращают свои молитвы женщины, особенно те, для кого беременность и вынашивание малыша является большой проблемой.

Совет! Существует мнение о том, что тем женщинам, которые мечтают забеременеть, следует хранить икону «Трилетствующую» в изголовье кровати либо под подушкой.

Но и тем женщинам, которые уже имеют детей, особенно в младенческом и маленьком возрасте, можно обращаться к этому изображению Богоматери с молитвой о заступничестве своего чада, о его здоровье и даровании мудрости.

История написания

Об истории возникновения иконы «Трилетствующая» существуют две версии.

  1. Согласно первой, написана она была по благословению одной из монахинь монастыря, находящегося в Украине. Считается, что эта икона написана на основе небольшой открытки, привезенной из Иерусалима.
  2. Вторая версия опирается на тот факт, что изображенный на иконе сюжет наиболее близок западной иконописной школе, потому и икона считается католической.

Однако какова бы ни была история создания иконы «Трилетствующая», важно одно - скольким людям, молящимся у образа, помогла Дева Мария.

О неканонической иконе Трилетствующая. Протоиерей Владимир Головин



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Среди всех прочих икон Пресвятой Богородицы есть одна очень интересная, о которой, возможно, не все слышали. Она не является традиционной. Эта икона, на которой изображена трёхлетняя девочка с огромными карими глазами в голубой тунике с белоснежной лилией в руке. Волосы у девочки распущены, голова непокрыта. Свидетельством того, что данное изображение причисляется к иконам, является нимб и надпись. Иначе его можно было бы принять за картинку, настолько оно не вписывается в рамки иконописи. На данной иконе изображена маленькая Дева Мария в трёхлетнем возрасте. Название её взято из канона Праздника введения во Храм Пресвятой Девы Марии. В нем упоминается слово «трилетствующая», потому что именно в данном возрасте совершилось введение маленькой девочки в Дом Божий. Ещё будучи совсем ребёнком, Богородица уже имела такое величие и духовную зрелость, что перед ней склонились многоопытные священнослужители.

История возникновения иконы

Икона Божией Матери «Трилетствующая» была написана не так давно по благословению монахини из монастыря украинского города Ровно. Её прообразом послужила открытка, которая была привезена из Иерусалима. Существуют также источники, утверждающие, что данная икона является католической. Белая лилия в руке ребенка – это знак чистоты и непорочности. А голубая туника символизирует девственность. По мнению многих критиков, икона маленькой Богородицы – это всего лишь сюжет, отображающий события праздника Введения во Храм.

«Неправильная» икона?

Появился данный образ несколько лет назад, и довольно быстро стал популярным. Несмотря на неоднозначное отношение духовенства, люди интересуются иконой, хотят знать ее историю и значение. Название означает возраст юной Девы Марии – в церковном предании говорится, что трехлетняя девочка была отдана в храм на воспитание. Даже есть особый праздник в РПЦ – Введение во Храм.

  • Сама икона была написана в Свято-Троицом Дерманском монастыре (Украина). За основу взята старая картинка, привезенная одной из монахинь. Когда она стала настоятельницей, благословила написать по ней икону. Хотя открытка и была привезена из Иерусалима, это не говорит о том, что изображение подходит для почитания. Но и отметать с порога нечто новое, непривычное, не стоит.
  • Сторонники иконы ссылаются на то, что образ написан по благословению. Но в Православии (как и других традиционных религиях) женщина не может носить священный сан, соответственно, не может совершать Таинства (венчать, крестить, совершать Литургию и т.д.). По этой логике, определять каноны иконописи монахиня, пусть даже высокопоставленная, тоже не в праве.

Хотя официального запрета на домашнее использование нет, но и одобрение высшего церковного духовенства образ вряд ли получит. В отношении святынь можно задать себе такой вопрос – чему они учат, о чем заставляют задуматься?

Если картинка вызывает лишь чувство умиления, вряд ли можно назвать ее полезной для духовного роста. Соответственно, использование ее нежелательно, в некоторых случаях может быть даже вредным. Если же образ помогает сосредоточиться на молитве, отказываться от него нет причин.

Аргументы «за» и «против»

Некоторым не нравится то, что Трилетствующая Икона Божией Матери написана в западном стиле. Но ведь в Православии много и других западных образов – например, «Спорительница хлебов», «Умиление«, «Взыскание погибших«. Особый случай с образом «Три радости» – изначально это была духовная живопись, портрет святого семейства. Первая такая икона не пользовалась особым почитанием, пока перед ней не произошло чудо. И вся русская иконопись в 18-19 вв. находилась под влиянием западных мастеров.

Сторонники почитания образа говорят, что значение «Трилетствующей» иконы Божией Матери в том, что она олицетворяет один из эпитетов из православного богослужения Введению во Храм Пресвятой Богородицы. Подобные эпитеты встречаются только в РПЦ, как и сам праздник. Поэтому считать данный образ католическим – неверно, хотя ничего плохого в этом нет.

  • Лилия в руке юной Богородицы – невинность, девственность. Встречается этот символ и на других православных иконах.
  • Голубой цвет одеяния – также означает девственную чистоту. Также традиционный цвет, который применяется на иконах Богородицы.

Сомнения вызывают лишь распущенные волосы, непокрытая голова. Сейчас это запрещено – по крайней мере, у православных. Хотя существуют образы Богородицы, где она без омофора: «Взыскание погибших», «Помощница в родах», «Ахтырская».

Некоторые представители духовенства считают, что значение иконы «Трилетствующая» недостаточно глубоко: образ пухлой милой девочки не передает духовную высоту Божией Матери, которая присутствовала уже в детском возрасте. Если убрать нимб вокруг головы, а также традиционные надписи, это больше будет походить на открытку, а не на православную святыню.

В 2012 г. икону «Трилетствующая» было запрещено использовать и продавать в лавках Новокузнецкой епархии РПЦ. Правящий Епископ считает, что образ «неправославный». Поскольку икона не упоминается в церковном календаре, она не является официально признанной церковным руководством. Но и запрет есть пока только в одной епархии – он не распространяется на всю Православную церковь.

Отличия от классической композиции

На традиционном образе «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» существует много других элементов и действующих лиц, без которых значение иконы «Трилетствующая» кажется не до конца выраженным.

  • Родители Пресвятой Девы – Иоаким и Анна, которые привели свою дочь в храм. Вокруг их голов – нимбы.
  • Девы со свечами – сопровождали шествие. Возраст их разный – иногда это подростки, иногда – вполне зрелые девицы.
  • Первосвященник – встречает юную Марию, за руку вводит ее в Святая Святых.
  • Ангел – наставник Богородицы, питающий ее. Сама Она изображается рядом, в более взрослом возрасте. Обе фигуры находятся выше остальной композиции, как бы в небесах.
  • Пречистая изображается в омофоре (с покрытой головой).
  • Часто есть в композиции ступени, в память о предании, по которому девочка преодолела их сама и без труда.

О чем просят Богородицу?

Для многих христиан этот образ тесно связан с жизненными переживаниями, которые стали отражением боли как физической, так и душевной.

В чем помогает икона “Трилествующая”:

  • в покровительстве материнства;
  • в рождении и воспитании детей;
  • при болезнях и духовных терзаниях, также связанных с детьми;
  • в поиске смысла бытия;
  • в обретении надежды.

Но главное – этот лик с изображением маленькой девочки стал символом настоящего чуда, которое может произойти с каждым, и истинной веры, что даёт силы идти дорогой жизни, имея праведные помыслы и совершая благие дела.

Следует также отметить, что данный образ настолько чист и искренен, что молитва, обращенная к нему, обязательно должна быть такой же по свой сути и значению, ибо только тогда проявляется его истинная сила, способная открыть человеку весь смысл Божьего слова.

День почитания иконы

Оригинал изображения иконы “Трилетствующая” можно увидеть в Свято-Троицком Дерманском женском монастыре (Украина). Аналоги же есть во многих других православных храмах по всему миру.

Чётко обозначенного дня памяти для этого образа нет, но чаще всего его почитают в дни празднования икон Пресвятой Богородицы. В это время христиане обращаются к образу со своими молитвами, дабы получить Божье благословение и исцелить свою душу от всего нечистого и злого.

Детская непосредственность и истинная материнская благодать – вот основа данного лика, и это уже говорит само за себя. Ребёнок – начало новой жизни и всего первоначального на земле, его чистая душа – самая настоящая и искренняя, а значит, имеет силу совершать великие события, что меняют жизнь человека и обращают его в веру.

Исходя из этого, можно заверить, что ответ на вопрос “О чем молится иконе “Трилествующая” – очень прост. Если человек имеет чистое сердце, искренние помыслы и открытую душу – его молитвы будут услышаны и поняты, а значит – он не только получит помощь, о которой просит, но и обретет надежду на настоящее чудо, что дарует праведная вера в Господа.

Вот такими молитвенными словами принято просить помощи у Ее образа:

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице, зриши мою беду, зриши мою скорбь: помози ми яко немощну, окорми ми яко странна, обиду мою веси, разреши ту, яко волиши, яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Мнения священнослужителей по поводу иконы «Трилетствующая»

Служители Церкви неоднозначно относятся к данному изображению. Ясно, что «Трилетствующая» отсутствует в иконографии и не может считаться православной иконой. Однако многие прихожане интересуются, как им относиться к данному образу, если он был им подарен, например, либо просто очень нравится. Стоит ли хранить у себя дома его или нет? Многие священники склоняются к мнению, что чего-то однозначно неправильного в этом образе нет, поэтому запрещать хранить дома икону «Трилетствующую» они не могут. Но они советуют относиться к ней соответствующе. Священнослужители предлагают рассматривать её как художественную иллюстрацию к событиям тех дней, и в этом они ничего плохого не видят. Однако молиться они всё же советуют перед иконами, которые приняты и распространены во всех православных церквях.

Андрей Рублев тоже писал свои иконы не по канонам, только через десятилетия люди смогли оценить весь масштаб его дарования. Пусть данный образ изначально был лишь открыткой, но если он вызывает святые чувства, побуждение к молитве – его вполне можно иметь в домашнем иконостасе.

Loading...Loading...