Классный час раз в крещенский вечерок девушки гадали. Гадание на огне

0 Раз в крещенский вечерок...

Россия, гп Пойковский, Нефтеюганского района, Тюменской области, ХМАО-Югры
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "СОШ №4"
Учитель русского языка и литературы
Панфилова Татьяна Ивановна

Раз в крещенский вечерок...

Цель: вспомнить произведения русских поэтов, в которых упоминаются гадания и поверья, раскрыть влияние этих обрядов на характер русского человека, а также познакомиться с некоторыми видами гаданий

Оборудование: эпиграф: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали…», чаша с водой, свечи, ореховая скорлупа, белый платок, воск, поленья.

Уч-ль: Сегодня мы поговорим о необычной связи русской литературы с русскими гаданиями и поверьями. И цель нашего мероприятия:

- вспомнить произведения русских поэтов, в которых упоминаются гадания и поверья,

- раскрыть влиянии этих обрядов на характер русского человека,

- познакомиться с некоторыми видами гаданий.

Устное народное творчество во все времена волновало души художников, композиторов, режиссёров. Не обошла эта тема и писателей. Не раз они обращали внимание на русские обряды. Гадания, поверья, народные игры стали основными темами многих произведений. Давайте вспомним некоторые из них.

(учащиеся читают отрывки из произведений).

Уч-ца: А. Пушкин. Сказка "Жених".


"Мне снилось, - говорит она, -

Зашла я в лес дремучий,

И было поздно; чуть луна

Светила из-за тучи;

С тропинки сбилась я: в глуши

Не слышно было ни души,

И сосны лишь да ели

Вершинами шумели.

И вдруг, как будто наяву,

Изба передо мною.

Я к ней, стучу - молчат. Зову -

Ответа нет, С мольбою

Дверь отворил я. Вхожу -

В избе свеча горит, гляжу -

Везде сребро да злато,

Всё светло и богато".


А чем же худ, скажи, твой сон?

Знать, жить тебе богато.

Уч-к. А. Пушкин.Роман "Евгений Онегин".


Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Её тревожили приметы;

Таинственно ей все предметы

Провозглашали что-нибудь,

Предчувствия теснили грудь.

Жеманный кот, на печке сидя,

Мурлыча, лапкой рыльце мыл:

То несомненный знак ей был,

Что едут гости. Вдруг увидя

Младой двурогий лик луны

На небе с левой стороны,

Она дрожала и бледнела.

Когда ж падучая звезда

По небу тёмному летела

И рассыпалася, - тогда

В смятенье Таня торопилась,

Пока звезда ещё катилась,

Желанье сердца ей шепнуть.

Когда случалось где-нибудь

Ей встретить чёрного монаха

Иль быстрый заяц меж полей

Перебегал дорогу ей,

Не зная, что начать со страха,

Предчувствий горестных полна,

Ждала несчастья уж она.


Уч-к. "Слово о полку Игореве". Перевод Н. Заболоцкого.


В Киеве далёком, на горах,

Смутный сон приснился Святославу,

И объял его великий страх,

И собрал бояр он по уставу.

"С вечера до нынешнего дня, -

Молвил князь, поникнув головою, -

На кровати тисовой меня

Покрывали чёрной пеленою.

Черпали мне синее вино,

Горькое отравленное зелье,

Сыпали жемчуг на полотно

Из колчанов вражьего изделья



Златоверхий терем мой стоял

Без конька, и предвещая горе,

Вражий ворон в Плесенске кричал

И летел, шумя, на сине море".


Уч-ль. Гадания и поверья, с которыми мы хотим познакомить вас, - это таинственный и весёлый обряд любого праздника. Так и просим отнестись ко всему с улыбкой.

Уч-к. Многочисленные виды гаданий существовали в древнем Египте, Греции, Риме и других странах. Среди славян гадание было тоже распространено. В долгие зимние вечера под треск лучины или свечи девушки пытались предугадать судьбу. В язычестве оно составляло главный обряд богослужения. Когда же пришло христианство, гадание стало преследоваться, но осталось как народная забава.

Уч-к. Особенно популярными были святочные гадания. Каждый хотел узнать, что ждёт его в новом году. Крестьян интересовало, какая будет погода, молодые люди пытались узнать суженого или суженую. Выйдет девушка в полночь на перекрёсток, очертит круг и слушает. С одной стороны, древняя языческая игра, а с другой стороны, надежда - вдруг сбудется.

Уч-ль. Давайте вспомним ещё одно произведение, которое имеет непосредственное отношение к нашей теме. Это отрывок из баллады В. Жуковского "Светлана".


Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали,

Снег пололи, под окном

Слушали, кормили

Счётным курицу зерном,

Ярый воск топили.

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой.

Серьги изумрудны.

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.


Давайте попытаемся вместе разобраться, чем же занимались девушки времён Жуковского!

Позыватка:


Начинает просто, кратко

Завлекать всех позыватка

Наших девушек прекрасных,

И душой и сердцем ясных.

Дарьюшки, Натальюшки,

На меня прошу глядеть

Добрый вечер посидеть.

Гармонист, играй страданья,

Быть добру, да быть теплу.

Выходите на гаданья.

Всех гостей зову к столу!


(Выходят девушки в русских народных костюмах и садятся вокруг стола).

Уч-ль. Итак, вспомним всю последовательность действий девушек из баллады Жуковского.

Уч-ца. «… За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали …»

Девушка снимает с левой ноги башмак и кидает его за ворота, наблюдая при этом, куда башмак ляжет носком. Куда укажет носок - в ту сторону и выходить замуж. Если башмак упадёт носком к собственным воротам - в этом году не выйти замуж.

Уч-ца. «… Снег пололи …»

Старые люди вспоминают: в светлую ночь собирались группой и шли за ворота. Набирали пригоршнями снег и бросали в сторону, откуда дул ветер. Если "снежок" упадёт на блюдо, где нарисовано сердце - встретится любовь в новом году. Если снег падал на блюдо с рожицей чёртика, ожидали пустые хлопоты.

Уч-ца. «… под окном слушали…»

Слушать или подслушивать ходили и под чужие окна, и под свои. Первое услышанное слово и составляло разгадку судьбы. Кроме того, можно было подслушивать у дверей запертой церкви. Согласно поверью, девушки могут услышать венчальное пенье или заупокойную - кому что суждено в этом году.

Уч-ца. «… кормили счётным курицу зерном…»

Куры и петухи часто выступали в роли прорицателя. Курице давали клевать рассыпанное по полу зерно. Всё склевала - богатый муж будет, что-то осталось - бедный. А ещё рассыпали золу, закапывали кольца. Чьё кольцо выкопает курица или петух, тому и замужем быть.

Рылась курочка на завалинке,

Вырыла колечушко серебряное.

Кому мы поём, тому честь воздаём.

Уч-ца. «… Ярый воск топили…»

Ярый - значит белый, чистый. Гадание древнейшее. "Восколей", говорят, пришёл ещё от греков. В дело годился не только воск, но и олово, свинец, а в глубокую старину будто бы богачи лили серебро и золото.


В гаданиях смыслов нет роковых,

Хотя кому-то и хочется.

Гадание на воске

Требует рукотворчества.

Садитесь, девушки, к столу опять,

Зову вас на соучастие.

Вам предстоит из воска ваять,

А может, ковать своё счастие.


Расплавленный воск выливали в блюдо с водой и по отлитым изображениям гадали. Развалины дома толковались всегда в дурную сторону, кольцо - к бракосочетанию, кровать - к болезни, поезд - к дороге. Большую роль при этом играет фантазия.

Уч-ца


«… В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой.

Серьги изумрудны.

Расстилали белый плат.

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.»


В большую чашу клали какие-нибудь мелкие предметы: кольцо, серьги. Накрывали белым платком, встряхивали и пели над чашей подблюдны песни.

(девушки поют хором)


Сидит девка в клетке,

Коса на поветке.

Кому выйдется,

Правда сбудется.

Тому добро.


Уч-ца: (доставая кольцо из чаши) Чьё колечко, тому счастье.

(девушки поют хором)



Идёт кузнец из кузнецы,

Несёт кузнец три молота.

Кузнец, кузнец, ты скуй венец.

Мне в том венце венчатися.

Кому вынется, правда сбудется.


Уч-ца (доставая из чаши кольцо) Чьё колечко, тот жениха встретит в этом году.

Жаль, что кроме собирателей фольклора, никто не знает этих прекрасных песен. А погадать на жениха так хочется!

(все девушки рассаживаются за столом)

Позыватка:



(девушки берут по полену, а сваха сообщает гадальные приметы)

Сваха: Гладкое полено означает ровный характер суженого, суковатое с трещинами полено означает сердитого ворчуна, кривое полено указывает на пристрастие суженого к спиртному, кривое и толстое полено означает склонность к лени и обжорству.

Позыватка:


А теперь - гадание как игра и потеха,

Столкновенье желаний и даже уступок.

Начинаю гаданье на грецких орехах,

На корабликах из скорлупок.


(каждая девушка из скорлупки грецкого ореха делает "кораблик", в котором зажигает свечу, и опускает в чашу с водой)

Сваха: Та девушка, у которой свечка догорит быстрее, первой обзаведётся семьёй. Огонёк последней свечки будет означать, что её хозяйке долго вековать в девках.


Уч-ца: Подходит расставание,

Подходит расставание,

И даже звёзды в небе

Становятся бледней.

Последнее гадание,

Последнее гадание,

Для наших красных девушек

И суженых парней.


Уч-ль. Такого гадания на Руси не было. Мы у себя проводим его впервые. Под стульями, на которых вы сидите, приклеены листочки бумаги, где написано, что ждет вас в новом году. Встаньте, посмотрите, ваша судьба в ваших руках.

(на листочках, которые надо заранее приклеить к стулу под сиденьем, написаны слова «счастье», «здоровье», «успех», «процветание» и др.)

Уч-к:


Гадали и гадают люди

Всегда под "Ах", под "Ох", под "Ух"

На движущемся странно блюде,

Умерших вызывая дух.

Гадают люди на ромашке

И на веснушках на лице,

Сожжённой скомканной бумажке,

На воске, олове, свинце.

На башмачках, оглобле, зёрнах,

На курицах и петухах,

На знаках зодиака спорных,

Пустых скорлупках, зеркалах.

На досках - горбылях в заборе,

На гнутых и прямых гвоздях,

На камушках в песке на море,

Кукушках, картах, лошадях.

Опять же на кофейной гуще

И на балясинах крыльца,

На сообщениях текущих

И без начала, без конца

Гадальный вывод угадайте

По завершении пути?

Гадайте! Но не прогадайте,

Дай Бог вам счастье обрести!

Константин Маковский (1839-1915). Святочное гадание (1900-е)

18 января заканчивается один из самых весёлых русских праздников - Святки, и наступает христианский праздник Крещения. Много лет назад в Крещенский сочельник ряженые в последний раз ходили по деревне, звучали последние колядки, а под вечер девушки собирались погадать о замужестве.

Многие из нас со школьной скамьи помнят балладу русского поэта Василия Андреевича Жуковского (1783-1852) «Светлана» (1808-1812). Вот её начало.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Из него понятно, что действие баллады происходит в Крещенский сочельник - «крещенский вечерок» , а девушки заняты одним из самых таинственных святочных обрядов - обрядом гадания. В старину он был популярен среди людей, которые хотели узнать, что их ждёт в будущем, но, главным образом, к нему прибегали незамужние девушки, стараясь предсказать, скоро ли им идти под венец, и каким будет их суженый. Для этого применяли различные виды гаданий, самые значительные из которых упомянул Жуковский. Попытаемся немного рассказать о каждом из них.

За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали

Девушки выходили во двор, снимали с левой ноги баш­мак и кидали его за ворота на улицу, чтобы уз­нать, где живёт суженый, а потом смотрели, в какую сторону он обращен носком. Куда ляжет носком, в ту сто­рону будет отдана замуж кидающая. Если же башмак лежал носком к воротам, из которых его выкинули, это означало, что в наступившем году девушке суждено жить дома и не выходить замуж.

Снег пололи

В этом гадании участвовал не только снег, но и скатерть, которую девушки выносили на двор, взяв за края, разворачивали и насыпали в неё немного снега. Затем, раскачивая скатерть и подбрасывая снег, приговаривали: «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собаченька; дознай, дознай, суженый!» Произнося эти слова, каждая девушка прислушивалась к лаю собак. Хриплый лай означал, что муж будет стариком, звонкий - молодым, а густой - вдовцом.

Под окном слушали

Девушки ходили по деревне, останавливаясь под окнами или у дверей чужих домов и прислушиваясь к разговору. По нему определяли характер будущего мужа. Весёлый разговор сулил весёлого мужа, скучный - зануду, нетрезвый - мужа-пьяницу. Кроме того, имел значение и возраст собеседников, по которому делали вывод о том, будет ли муж старым или молодым.

Бывало и так, что наиболее отважные девушки в полночь, когда не было службы, подходили к церкви, стараясь услышать за церковным дверями и окнами какое-либо пение. Если гадальщице представлялось, что она слышит венчальное пение, то это означало скорое замужество; а если «со святыми упокой» - смерть в наступающем году.

Кормили счетным курицу зерном

Данное гадание заключалось в следующем. Снимали с насеста курицу и давали ей поклевать зерно. Затем зерно пересчитывали. Если число оказывалось парным (чётным), это означало скорое замужество, в противном случае гадальщице предстояло сидеть в девках до следующего года.

Ярый воск топили

Гадание на воске было очень употребительным во время святочных вечеров. Оно совершалось следующим образом. Растапливали воск и вливали его в стакан с холодною водою. Затем сведущий в гадании человек (обычно старая нянюшка или ворожея) делал предсказания по образовавшимся фигуркам: нечто похожее на церковь означало венчание, на яму или пещеру - смерть.

Песенки подблюдны

Во время святочных вечеров одним из самых рас­пространенных было подблюдное гадание. Девушки собирались в какой-нибудь избе, складывали свои кольца или любой другой предмет («перстень золотой, серьги изумрудны») в блюдо, наполненное водой, («чашу с чистою водой») , накрывали его платком («расстилали белый плат») и исполняли специально предназначенные для гадания песни («над чашей пели в лад песенки подблюдны») . После каждой такой песенки блюдо встряхивали, украшения перемешивались, и одна из девушек, пытаясь узнать свою судьбу, наугад вынимала из блюда одно из них. Если оно принадлежало гадальщице, это говорило о том, что слова песни сбудутся; если же украшение было чужим, то и слова песни к ней не относились. В балладе Жуковский использовал одну из самых распространённых подблюдных песен. Вот один из её оригинальных вариантов.

Подблюдная песня «Идет кузнец из кузницы»

Идет кузнец из кузницы.
«Ты кузнец, ты кузнец!
И ты скуй мне венец!
Из остаточков мне
Золот перстень,
Из обрезочков мне
Булавочек.
Уж и тем-то мне венцом
Венчатися,
Уж и тем мне кольцом
Обручатися,
Уж и теми булавками
Притыкатися».
Уж кому же мы спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Скоро сбудется,
Не минуется.

Зеркало с свечою

Картина Карла Брюллова (1799-1852) «Гадающая Светлана» (1836), Художественный музей, Нижний Новгород.

Но самым отчаянным и самым, по всеобщему мнению, действенным было гадание с зеркалом и свечою. Не случайно героиня баллады Жуковского решается на него после года разлуки с милым другом, когда от него нет никаких вестей.

Для данного гадания выбирали какое-нибудь темное, уединённое помещение, в котором на стол ставили зеркало, а перед ним зажженную свечу. Гадающая девушка садилась за стол и смотрела через свечу в зеркало, где старалась увидеть своего суженого, произнося: «Суженый, ряженый покажись мне в зеркале!»

Иногда для этих целей применяли не одно, а два зеркала: стоящее на столе и стенное зеркало. Направленные друг на друга они образовывали нечто, напоминающее длинный коридор, освещенный огнями. Зеркала должны были быть безукоризненной чистоты, без пузырей и других изъянов. Затем из комнаты выгоняли кошек, собак и птиц, а также просили удалиться посторонних людей. Оставшиеся, соблюдая тишину и глубокое молчание, стояли в стороне. От них требовалось не смотреть в зеркало, не подхо­дить к гадающему лицу и не разговаривать. Гадающая девушка должна была смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора.

Нередко суженого приглашали разделить трапезу со своей любезной, поставив на стол всё необходимое кроме вилок и ножей: два прибора, хлеб, соль и ложки. Все окружающие выходили, а девушка, оставшись одна, запирала двери и окна, садилась за стол и начинала ждать суженого, произнося: «Суженый, ряженый приди ко мне поужинать!»

Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».

Самое интересное начиналось в полночь, когда вызванный поневоле суженый приходил в гадательную комнату и смотрел в зеркало через плечо своей избранницы. При его приближении нередко завывал ветра, а иногда доносился и смрадный запах. Девушка рассматривала черты лица и одежду призрака и даже иногда спрашивала его имя.

Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит…
Вот… легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами…
Занялся от страха дух…
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»

Ошибка Светланы заключалась в том, что она пренебрегла правилами «техники безопасности» при гадании. Во-первых, она должна была очертить зажженною в сочельник лучинкою круг ; во-вторых, ни в коем случае не оглядываться, в-третьих, чтобы избежать затянувшегося визита, зачурать гостя, произнеся: «Чур меня! чур моего места! чур моей загадки!» Иначе привидение вытворяло всяческие проказы, а при чурании оно должно было исчезнуть. И, наконец, на крайний случай (если не поможет зачурание ) Светлане было необходимо взять с собой петуха , пение которого, по мнению многих гадателей, имело способность отпугивать пришельцев с того света. Кстати говоря, данное поверье, по всей видимости, было известно Жуковскому. Эпизод в избушке, когда Светлана находится одна с угрожающим ей мертвецом, имеет сходство с сюжетом некоторых северных русских сказок, где героине в подобной ситуации помогает петух. Правда, Жуковский ввёл в повествование более «поэтичную» птицу - голубя .

Как известно, баллада имеет счастливый конец. Ночные кошмары оказываются сном, Светлана пробуждается и видит жениха: «статный гость к крыльцу идет» , «та ж любовь в его очах» . Но это в произведении поэта-романтика. В жизни всё намного сложнее.

Источники:
Жуковский В. А. Баллады. Поэмы и сказки. М., 1982.
Забылин М. русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1990.
Сахаров И. П. Сказания русского народа. Т. I. С.-Петербург, 1885.

КЛАССНЫЙ ЧАС

РАЗ В КРЕЩЕНСКИЙ ВЕЧЕРОК ДЕВУШКИ ГАДАЛИ

1. Ознакомить студентов с историей Крещенского праздника

2. Углубиться в историю таинства гадания

3. Укрепить дружеские межличностные отношения через «преподнесение сюрпризов».

Предварительная работа:

Подбор материала о крещенских гаданиях

Подготовить 6 девушек – участниц, раздать каждой материал (стихи наизусть).

Реквизит:

Не большую кастрюлю

Кольца, монеты, конфеты, сухарики, пробки

Свеча, спички, чаша с водой

6 скорлупок от орехов

Несколько бобов

Книга «Евгений Онегин»

Подтяжки, галстук, перчатка, носок, трусы, юбка, сорочка, шапка, штаны, шарф, пиджак

Костюмы: 6 русских сарафанов, 6 кокошников.

Ряженый 1: Крещение! Близится Крещение! Крещенские праздники настают!

Ряженый 2: А что это за Крещенские праздники? Что за Крещение?

Ряженый 1: Как? Вы не знаете? Вы не слышали?

Вместе: Ну, тогда придется рассказать. И конечно показать.

Сказительница 1: Молодые, не верующие в бога, родители крестили своего ребенка.

Поп: Почему вы, не верующие в бога, решили крестить ребенка?

Мать: А причем здесь религия? Ведь это русский народный обычай, традиция. Нас в детстве крестили, а как же ребенок наш будет некрещеный, ведь он русский?

Сказительница 1: А как вы думаете, правы эти родители или нет?

(идет дискуссия)

Сказительница 2: Оставим на совести родителей их уверение в русском обычаи. И попробуем с вами сами разобраться в том, что – действительно ли крещение – это традиция, обычай или что-то другое?

Сказительница 1: Какой же смысл вкладывается в таинство крещения? Омовение водой задолго до христианства применялось в различных культах. Наблюдая, как вода смывает грязь с тела, люди в древности считали, что вода также может очищать человека и от «грязи внутренней», т. е. от совершенных им дурных поступков. Поэтому омовение или купание в воде использовалось как очистительный обряд.

Сказительница 2: Вдень праздника после литургии, т. е. торжественного молебна, совершался крестный ход к реке или другому естественному водоему , во льду которого устраивалась прорубь – иордань. В прорубь трижды опускался крест, после чего вода считалась «святой», способной исцелять болезни.

Сказительница 1: Этот обряд связывался с крещением Иисуса Христоса в реке Иордан.

«Перед выходом на проповедь Иисус Христос отправляется к Иоанну Крестителю и принимает от него крещение, что сопровождается голосом с небес, утверждающим Иисуса Христа в миссионском достоинстве, и явлением духа святого в телесном обличие голубя.

Сказительница 2: Обряд очистительного омовения сменился крещением в 4 веке. По утверждению христианских богословов , мать римского императора Константина Елена якобы отыскала крест, на котором был распят Иисус. Доказательством его «подлинности» служило «чудо» излечение больной. После этого и началось поклонение кресту как священному предмету. Отсюда и русское название обряда «Крещения».

Сказительница 1: Итак, день 19 января – стал праздником «Крещения». Во время Святок и на «Крещение» гадали о предстоящей жизни, любви.

Вот, например гадание о погоде:

Пишут 12 карточек с названиями месяцев. На каждую карточку кладут по луковице одинакового размера. В каждой луковице вырезают неглубокое отверстие, куда насыпают соль. На утро смотрят: если соль впиталась, значит, месяц будет засушливым.

Но больше с погодой и урожаем были связаны многочисленные приметы.

Вот, например об урожае:

Если в ночь на Крещение на деревьях много инея – год будет урожайным.

Если собранный в этот вечер снег бросить в колодец, вода в нем весь год не пересохло и не испортиться.

На Крещение снег хлопьями – к урожаю, ясный день – к не урожаю.

Сказительница 2: Гаданиям о будущем тоже предавалось серьезное значение. Такими гаданиями увлекалась преимущественно молодежь.

Сказительница 1: Ну а теперь давайте немного погадаем.

Девушка 1:

Прошу Вас за стол садиться,

И почетному зову,

И ответу на него

Не дай бог забыться.

6 девушек садятся за стол. На столе стоят аксессуары гадания (свечи, блюдо и т. д.)

1 гадание: Берут кастрюлю с зерном или крупой. Кладут туда мелкие предметы: кольца, монеты, конфеты, сухарики, пробки, пробки от шампанского. Каждый берет горсть зерна и потому, какая вещь кому попадется вместе с зерном, узнает о своем будущем. Дешевое кольцо означает бедного жениха, дорогое – нового русского, пробка – иностранца, монета – прибыль от собственного дела, конфета – внезапную страсть, сухарик – знакомство с интеллигентным человеком.

Девушка 2:

В гаданиях смыслов нет роковых

Хотя кому – то и хочется.

Гадание на воске, лебедях восковых

Требует рукотворчества.

Садитесь девушки, к столу опять,

Зову Вас на соучастие

Вам предстоит из воска ваять,

А может быть, ковать свое счастие.

Следующие 6 девушек.

2 гадание: Растапливают воск и выливают в воду. По очертаниям получившейся фигурки фантазируют о будущем.

Девушка 3:

А теперь – гадание как игра и потеха,

Столкновение желаний и даже уступок.

Начинаю гадание на грецких орехах,

На корабликах из скорлупок.

3 гадание: Налить в тарелку воды, опустить в тарелку скорлупки от грецких орехов: в одну скорлупку положили монетку (кому достанется – в этом году разбогатеет), в другую – маленькую подковку (счастье привалит), в следующую – маленькую игрушку-куклу (кому достанется – та ребенка родит), колечко – замуж выйдет, хлеб – жених будет богач, крючок – бедняк.

Девушка 4:

А сейчас гадание «Чет или нечет»

Бобы подскажут нам ответ,

Загадай желание и посмотри

Правда, это или нет.

4 гадание: Бросают бобы на пол и говорят: «Чет или нечет», а предварительно: «Чет или нечет», а предварительно желание загадывают. Если окажется четное число бобов, то желание сбудется, а нет – так не сбудется.

Девушка 5:

Гармонист, народные песни играй –

Веселые и печальные.

За дверью молодой человек идет,

С именем гадальным.

5 гадание: Выйти в коридор и у первого встречного спросить имя, с той целью и уверенностью, что будущей жених будет иметь тоже самое имя и туже красоту, которую имеет виденный и опорошенный.

6 гадание: По Онегину. Берется книга «Евгений Онегин». Загадывается страница и строка. Читается эта строка. Делаются выводы.

Девушка 6:

Подходит расставание,

Подходит расставание,

И даже звезды в небе

Становятся бледней.

Последнее гадание,

Последнее гадание

Для наших красных девушек

И суженых парней.

7 гадание: Самое смешное гадание. Девиц на выданье строят по росту спиной к шкафу с одеждой, а кто-то, не глядя, вытаскивает из него предметы одежды и спрашивает: «Это чье?» Та, которая ответит «Мое!», может обернуться и взглянуть на вещь: если ей достались подтяжки, муж будет обжора. Если галстук – богатый человек. Перчатка – вор, носок – бедняк, трусы – бабник, юбка – модник, сорочка – хилый, шапка – умный, штаны – весельчак, а шарф… простите, импотент. Самого перспективного жениха в этом гадании символизирует пиджак.

Сказительница 1: Гадания – это очень интересная забава. Но помните, что в жизни часто происходит именно то, на что человек сам себя настроил. Поэтому если Вы решили испытать судьбу и заглянуть в собственное будущее, толкуйте любое предсказание как счастливое. Настраивайтесь на успех, и Вам, несомненно, повезет.

Хозяйка: А сейчас не пора ли побаловать Вас чайком?

Хозяин: Ой, давно пора.

Чай не пил – откуда сила?

Чай попил – совсем пропал!

Чай наш крепкий, русский, сладкий,

Он дает здоровье – чай!

Хозяин: А вот и чай пожаловал, горячий, бодрящий.

С вареньем для настроения!

Всех гостей, друзей примечая,

Всех, встречая хлебом, и солью,

Приглашая участников к чаю,

Приглашаю всех к застолью.

"Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Всё потеряв невозвратимо;
И всё равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим".

Подходят к концу святки - время между Рождеством и Крещением, когда на Руси было издавна принято гадать. Разумеется, узнавать судьбу можно было и в другие дни, но ответ, полученный именно в эти, считался наиболее правдивым. Кто не помнит "Светланы" В.Жуковского?
"Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны".

Гадали все (или почти все): "Пелагея Даниловна Мелюкова, широкая, энергическая женщина, в очках и распашном капоте, сидела в гостиной, окруженная дочерьми, которым она старалась не дать скучать. Они тихо лили воск и смотрели на тени выходивших фигур, когда зашумели в передней шаги и голоса приезжих" (Л.Толстой)

К.Маковский, "Святочное гадание":

Очень распространено было гадание по "подблюдным песням": процедура заключалась в том, что в какую-нибудь емкость клали по одному предмету ото всех присутствующих и под песни-предсказания не глядя их вытаскивали:
"Из блюда, полного водою,
Выходят кольца чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
"Там мужички-то всё богаты,
Гребут лопатой серебро;
Кому поем, тому добро
И слава!" Но сулит утраты
Сей песни жалостный напев;
Милей кошурка сердцу дев"

Упоминаемая А.Пушкиным песня "о мужичках" предвещала смерть, а "кошурка" - скорую свадьбу.

Иллюстрация к "Евгению Онегину" Л.Тимошенко:

Выходили в поисках ответа на вопросы и на улицу, к дворовым постройкам, в которых, по легендам, жили духи:
"- А как это в амбаре гадают? - спросила Соня.
- Да вот хоть бы теперь, пойдут к амбару, да и слушают. Что услышите: заколачивает, стучит - дурно, а пересыпает хлеб - это к добру; а то бывает…
- Мама, расскажите, что с вами было в амбаре?
Пелагея Даниловна улыбнулась.
- Да что, я уж забыла… - сказала она. - Ведь вы никто не пойдете?
- Нет, я пойду; Пелагея Даниловна, пустите меня, я пойду, - сказала Соня.
- Ну, что ж, коли не боишься".

Картина П. Коверзенева "Испуганные гадальщицы":

Существовал и менее "приличный" вариант, согласно которому девушки приходили к овину или бане, поворачивались спиной, приподнимая юбки, и ждали прикосновения духов: по тому, шершавую или гладкую руку они ощутят, судили о богатстве женихов. Часто молодые люди, подкарауливали подруг, прячась и озорничая во время гадания:
"...- Я ничего не боюсь, - сказала Соня. - Можно сейчас? - Она встала. Соне рассказали, где амбар, как ей молча стоять и слушать, и подали ей шубку. Она накинула ее себе на голову и взглянула на Николая.
"Что за прелесть эта девочка! - подумал он. - И о чем я думал до сих пор!"
Соня вышла в коридор, чтоб идти в амбар. Николай поспешно пошел на парадное крыльцо, говоря, что ему жарко. Действительно, в доме было душно от столпившегося народа.
На дворе был тот же неподвижный холод, тот же месяц, только было еще светлее. Свет был так силен и звезд на снеге было так много, что на небо не хотелось смотреть, и настоящих звезд было незаметно. На небе было черно и скучно, на земле было весело.
"Дурак я, дурак! Чего я ждал до сих пор?» - подумал Николай и, сбежав на крыльцо, он обошел угол дома по той тропинке, которая вела к заднему крыльцу. Он знал, что здесь пойдет Соня. На половине дороги стояли сложенные сажнями дрова, на них был снег, от них падала тень; через них и сбоку их, переплетаясь, падали тени старых голых лип на снег и дорожку. Дорожка вела к амбару. Рубленая стена амбара и крыша, покрытая снегом, как высеченные из какого-то драгоценного камня, блестели в месячном свете. В саду треснуло дерево, и опять все совершенно затихло. Грудь, казалось, дышала не воздухом, а какой-то вечно молодой силой и радостью.
С девичьего крыльца застучали ноги по ступенькам, скрыпнуло звонко на последней, на которую был нанесен снег, и голос старой девушки сказал:
- Прямо, прямо вот по дорожке, барышня. Только не оглядываться!
- Я не боюсь, - отвечал голос Сони, и по дорожке, по направлению к Николаю, завизжали, засвистели в тоненьких башмачках ножки Сони.
Соня шла, закутавшись в шубку. Она была уже в двух шагах, когда увидала его; она увидала его тоже не таким, каким она знала и какого всегда немножко боялась. Он был в женском платье, с спутанными волосами и с счастливой и новой для Сони улыбкой. Соня быстро подбежала к нему.
"Совсем другая и все та же", - думал Николай, глядя на ее лицо, все освещенное лунным светом. Он продел руки под шубку, прикрывавшую ее голову, обнял, прижал к себе и поцеловал в губы, над которыми были усы и от которых пахло жженой пробкой. Соня в самую середину губ поцеловала его и, выпростав маленькие руки, с обеих сторон взяла его за щеки.
- Соня!.. Nicolas!.. - только сказали они. Они подбежали к амбару и вернулись назад каждый с своего крыльца" ("Война и мир")

Наиболее активными были молодые девушки, старавшиеся выяснить, стоит ли им в этом году ждать предложение руки и сердца, а если да, то от кого:
"Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали
И им сулили каждый год
Мужьев военных и поход".
Над верной приметой времени (сейчас в мечтах девиц красуются на белых лимузинах обаятельные миллионеры, тогда - гарцевали на конях бравые военные) иронизировали многие писатели, к примеру, Иван Панаев: "Она любила гадать на Рождество - гаданье она не считала предрассудком. Вместе с своей горничной она выливала олово или жгла бумагу на подносе, а потом смотрела, какие из олова или из жженой бумаги выходили на тени фигуры. Выходили всегда офицеры с султанами, в санях или в колясках, а вдали церковь. И горничная всегда замечала барышне:
- Вот, барышня, вы уж непременно выйдете нынешний год замуж; за военного.
Однако пророчество горничной не сбывалось. Пять зим сряду барышня выезжала в свет, и ни один из ухаживавших за нею офицеров не думал за нее свататься".

А.Рябушкин, "Гадание девушек на Святках":

Еще они спрашивали у прохожих имена и верили, что именно так будут звать суженых:
"Чу… снег хрустит… прохожий; дева
К нему на цыпочках летит,
И голосок ее звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя? Смотрит он
И отвечает: Агафон".

Открытка с цитатой из "Евгения Онегина", рисунок И. Симакова:

А также ловили в зеркальце луну, прося показать лицо будущего мужа:
"Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна…"

Иллюстрация к "Евгению Онегину", А.Нотбек:

Но самым действенным считалось другое гадание:
"Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
"Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою"".

К.Брюллов, "Гадающая Светлана":

В идеале к бесстрашной девушке приходил предмет ее грез:
"Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье...
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи...
С треском пыхнул огонек,
Крикнул жалобно сверчок,
Вестник полуночи.
Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит...
Вот... легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами...
Занялся от страха дух...
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
"Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!"
Оглянулась... милый к ней
Простирает руки.
"Радость, свет моих очей,
Нет для нас разлуки. Едем!
Поп уж в церкви ждет
С дьяконом, дьячками;
Хор венчальну песнь поет;
Храм блестит свечами"".

Предвкушение такого романтического приключения туманило взор и холодило кровь. Способ считался не только самым действенным, но и самым жутким: мало ли кто выйдет из зеркала. Ведь всем ясно - в такие ночи ожидать в гости можно было самого черта! Особенно если дело происходило в бане - и без того, по мнению наших предков, колдовском месте.

Л. Толстой писал в "Войне и мире":
"- Нет, в бане гадать, вот это страшно! - говорила за ужином старая девушка, жившая у Мелюковых.
- Отчего же? - спросила старшая дочь Мелюковых.
- Да не пойдете, тут надо храбрость…
- Я пойду, - сказала Соня.
- Расскажите, как это было с барышней? - сказала вторая Мелюкова.
- Да вот так-то, пошла одна барышня, - сказала старая девушка, - взяла петуха, два прибора - как следует, села. Посидела, только слышит, вдруг едет… с колокольцами, с бубенцами, подъехали сани; слышит, идет. Входит совсем в образе человеческом, как есть офицер, пришел и сел с ней за прибор.
- А! А!.. - закричала Наташа, с ужасом выкатывая глаза.
- Да как же он, так и говорит?
- Да, как человек, все как должно быть, и стал, и стал уговаривать, а ей бы надо занять его разговором до петухов; а она заробела; только заробела и закрылась руками. Он ее и подхватил. Хорошо, что тут девушки прибежали…"

Поэтому, досидев до полуночи, многие не выдерживали и вместо парной шли в девичью постель:
"Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне…
И я - при мысли о Светлане
Мне стало страшно - так и быть…
С Татьяной нам не ворожить".

Иллюстрация П.Соколова к "Евгению Онегину":

А если и решались, то часто бывали разочарованы:
"На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала.
- Только когда все это будет? Я боюсь, что никогда… Это было бы слишком хорошо! - сказала Наташа, вставая и подходя к зеркалам.
- Садись, Наташа, может быть, ты увидишь его, - сказала Соня. Наташа зажгла свечи и села.
- Какого-то с усами вижу, - сказала Наташа, видевшая свое лицо.
- Не надо смеяться, барышня, - сказала Дуняша.
Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу; лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая (соображаясь с слышанными рассказами) то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем, сливающемся, смутном квадрате. Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала мигать и отошла от зеркала.
- Отчего другие видят, а я ничего не вижу? - сказала она. - Ну, садись ты, Соня; нынче непременно тебе надо, - сказала она. - Только за меня… Мне так страшно нынче!
Соня села за зеркало, устроила положение и стала смотреть.
- Вот Софья Александровна непременно увидят, - шепотом сказала Дуняша, - а вы все смеетесь.
Соня слышала эти слова, и слышала, как Наташа шепотом сказала:
- И я знаю, что увидит; она и прошлого года видела.
Минуты три все молчали. "Непременно!" - прошептала Наташа и не докончила… Вдруг Соня отстранила то зеркало, которое она держала, и закрыла глаза рукой.
- Ах, Наташа! - сказала она.
- Видела? Видела? Что видела? - крикнула Наташа
- Вот я говорила, - сказала Дуняша, поддерживая зеркало.
Соня ничего не видала, она только что хотела замигать глазами и встать, когда услыхала голос Наташи, сказавшей "непременно"… Ей не хотелось обмануть ни Дуняшу, ни Наташу, и тяжело было сидеть. Она сама не знала, как и вследствие чего у ней вырвался крик, когда она закрыла глаза рукой.
- Его видела? - спросила Наташа, хватая ее за руку.
- Да. Постой… я… видела его, - невольно сказала Соня, еще не зная, кого разумела Наташа под словом его: его - Николая или его - Андрея.
"Но отчего же мне не сказать, что я видела? Ведь видят же другие! И кто же может уличить меня в том, что я видела или не видала?" - мелькнуло в голове Сони.
- Да, я его видела, - сказала она.
- Как же? Как же? Стоит или лежит?
- Нет, я видела… То ничего не было, вдруг вижу, что он лежит.
- Андрей лежит? Он болен? - испуганно остановившимися глазами глядя на подругу, спрашивала Наташа.
- Нет, напротив, напротив - веселое лицо, и он обернулся ко мне, - и в ту минуту, как она говорила, ей самой казалось, что она видела то, что говорила.
- Ну, а потом, Соня?
- Тут я не рассмотрела, что-то синее и красное…
- Соня! когда он вернется? Когда я увижу его! Боже мой! как я боюсь за него и за себя, и за все мне страшно… - заговорила Наташа и, не отвечая ни слова на утешения Сони, легла в постель и долго после того, как потушили свечу, с открытыми глазами, неподвижно лежала на постели и смотрела на морозный лунный свет сквозь замерзшие окна."

А вообще, сбывались ли гадания? Иногда да. Об этом писал В. Даль: "Самая сбыточность или возможность ворожбы, гаданий и снотолкований, основанных не на обмане и суеверии, может быть допущена только в виде весьма редких исключений, а именно: в тех только чрезвычайных, выходящих из ряду случаев, где мы должны признать временное возвышение души человеческой над обыкновенным, вседневным миром, и где человек сам собою (болезненно) или искусственно (при магнетизировании) входит в особенное, малоизвестное нам доселе магнетическое состояние. Несмотря на бесчисленное множество случаев и примеров, где, при подробном розыскании, или случайно, был открыт подлог, обман или ошибка — в наше время уже нельзя отвергать вовсе чудес животного магнетизма; но вопрос состоит в том, до какой степени чудеса эти могут деяться, и где предел их, за коим следует бесконечная степь, — скрытая под маревом сказочных видений тысячи и одной ночи?"

А вы гадаете? Могу предложить открыть любимую книгу на первой попавшейся странице, указать пальцем на любую строчку и засчитать ее как предсказание. Только не стоит трогать томик Достоевского! ;)

По старинной русской традиции в ночь на Крещение с 18 на 19 января молодые девушки гадают на своего суженного. С давних времен до наших дней дошло несколько видов гаданий, но все они в основном рассчитаны на то, чтобы узнать имя, положение в обществе своего будущего супруга или же примерную дату свадьбы.

Одно из самых распространенных гаданий - Гадание у зеркала. Перед сном девушка садится за стол перед зеркалом и зажигает свечу. Глядя на свое отражение надо произнести три раза фразу:"Суженный мой, ряженый - явись передо мной как лист перед травой!".

По преданию образ будущего супруга появится в зеркальном отражении за спиной девушки в виде тени. По очертаниям можно будет определить рост и телосложение будущего супруга.


Иногда образ имеет конкретные особенности, например погоны означают то, что возлюбленный скорее всего принадлежит к категории военных.

В деревнях незамужние девушки бросали свой сапог с левой ноги за ворота. Считалось, что в какую сторону смотрит нос сапога, с той стороны и ждать жениха. Подобное гадание было описано известным классиком А.С.Пушкиным в романе "Евгений Онегин". Когда Татьяна в крещенскую ночь вышла за ворота и у первого встречного мужчины спросила имя. Считалось, что будущего супруга будут звать так же как и прохожего.


Очень интересное действие представляло собой гадание на воске от свечи. Для начала в блюдце наливалась освященная вода или вода от растаявшего снега. Задумывая волнующий вопрос девушка капала расплавленным воском со свечи в блюдце и по форме застывших капель воска пытались найти ответ на свой вопрос.


Необычное гадание проводилось путем подслушивания чужих разговоров. Девушки собирались вместе и ходили по дворам, подслушивая у дверей или окон. Хорошей приметой считалось услышать красивое женское пение. Ссоры или грубые разговоры сулили неприятности на весь год. Если за дверями слышались веселые разговоры, шутки, то предполагалось, что избранник молодой девушки будет таким же веселым и интересным.


Одно из самых простых гаданий, гадание по расческе. Перед сном девушка расплетала косу и расчесывая ее гребнем приговаривала: "Суженный, явись ко мне и причеши мои волосы". Расческу или гребень надо было положить под подушку. Будущий муж должен был присниться в эту ночь молодой девушке.

Были и такие гадания, которые сейчас покажутся совсем неактуальными, но они все таки в свое время были очень популярными.


Крещенским вечером незамужние девушки выпекали в печи булочки, затем выстраивали их на полу вряд и впускали голодного пса. Чью булочку собака съест первой, та девушка и выйдет замуж первая.

В маленьких деревнях девицы гадали по плетеному забору. Надо было с закрытыми глазами подойти к плетеному забору и ухватиться за штакетину. Если палка ровная, без сучков и зарубин, значит муж будет покладистый и жизнь с ним будет спокойная. Ну а если штакетина кривая или сломанная, значит будущий муж будет пьяницей или хулиганом.


Чтобы узнать, выйдет ли девушка замуж в текущем году или нет, прибегали даже к помощи домашних животных. Если кошка заходила в комнату с левой лапы - это означало, что свадьба будет, ну а если с правой, то ходить ей в девках еще год.


Современные девушки относятся с иронией к старинным крещенским гаданиям. Но, если учитывать, что на протяжении долгих лет молодые девушки верили в такие предсказания и у многих они сбывались. Как бы там ни было, гадание на суженного - это отличный повод встретиться с близкими подругами. Можно организовать девичник, интересно и весело провести с ними время.


Loading...Loading...