Когда Бог Открывается Сердцу: Откровение. Прожить «хорошо» - это как


Этот праздник, знакомый всем как день Крещения Господня, в Православной Церкви носит и другое название – Богоявление. Согласно Евангелию, в момент, когда Иисус Христос, выходил из воды, явились Отец и Святой Дух – Единая и единосущная Троица. За всю историю человечества Бог впервые явился в Трех Лицах (Отца, Сына и Святого Духа), поэтому праздник и называется Богоявлением.

В 1990-х годах, когда массово открывали храмы, народ повернулся в сторону Церкви, в дни праздников множество молящихся приходило на богослужение. Но так было только в праздники – в обычное воскресенье Бог был никому не нужен. Такое положение сохранилось и до сего дня. Особенным почитанием среди людей пользуется день Крещения, когда после Литургии совершается освящение воды. Некоторые, не утруждая себя молитвой, так и приходят в храмы исключительно к совершению освящения. Грустно это видеть. Может, все происходит от того, что никому нет дела до этого праздника, Бога, и важней всего заполучить освященную водичку? Хочется верить, что это не так, но убеждаешься в обратном.

Если все-таки попытаться поговорить о Боге и празднике Крещения, то не пересказывать же каждый раз новость, которой 2000 лет! В самом деле, в чем новость? Она заключается в том, что Бог стал Человеком и открыл миру тайну Троичности. Но в чем причина явления Бога в мире людей? И какова цель? Вот два главных вопроса.

Говоря о явлении Бога в мире людей, невозможно обойтись без рассказа о грехопадении. Да, об Адаме и Еве, нарушении правила Бога, изгнании из Эдемского сада… Этот рассказ не о том, как первые люди съели запрещенный Богом плод и на них обрушилась кара небесная. Нет. Эта история о вселенской катастрофе, разрушившей отношения Творца с человеком. Грехопадение фундаментально изменило человека. Венец творения, созданный Богом для пребывания в общении с Ним, человек отверг предложенную ему жизнь в Эдемском саду, променяв ее на призрачное обещание «быть как боги».

Странно было бы думать, что после грехопадения случилось бы чудо, которое обещал дьявол Адаму. Наоборот, непослушание исковеркало сотворенную Богом по Своему образу и подобию человеческую природу: тело, душу и ум. И вот уже Адам с женой прячутся от Создателя… за деревьями! Так нашкодившие дети забираются под кровать, наивно полагая, что родители не догадаются, где они. Но Бог как милостивый Отец дает Адаму еще один шанс, спрашивая его сначала, где он, и потом, не ел ли он от плодов дерева, с которого вкушать не следовало? Конечно, Бог задает этот вопрос не потому, что не знает, что было на самом деле, а предоставляя Адаму возможность сознаться. Но что слышит Бог в ответ? «Жена, которую Ты мне дал, она ела и меня соблазнила», - отвечает Адам. Вместо раскаяния он пытается обвинить жену, а потом и Бога, Который дал ее…

Осознание своего грехопадения жгло, как огнем, душу Адама, люди ушли из рая. Но тоска по жизни с Богом, раю, остается навсегда. Человек отчаянно стремится восстановить эту утраченную связь с Богом, но, увы, сам этого сделать не может. Ведь в реальности каждому из нас далеко до барона Мюнхгаузена - никак не получается вытащить самих себя за волосы из болота. Человек мучается, как слепой котенок пытается нащупать путь к Богу, но вместо Него, в итоге, изображает себе то идола, то золотого тельца, то кого-то другого и поклоняется ему.

Чтобы человек смог подняться с колен, освободиться от зависимости греха и свободно предстать перед Богом, Творцу пришлось Самому прийти к творению на землю и исцелить природу человека. Чтобы человек смог зайти на небо, небо сначала должно опуститься на землю. Потому что сам он неспособен вернуть то, что когда-то потерял. Это ответ на первый вопрос: почему в мир приходит Бог.

Теперь становится ясно, для чего Бог спускается на землю и становится Человеком. Это действие – проявление бесконечной любви Бога к Своему творению, человеку, которого Он не оставляет даже после того, как человек сам отказался от Творца. Воплотившись от единственной чистой на земле Женщины, Марии, дочери Иоакима и Анны, Бог в положенный по законам людей срок приходит на Иордан креститься у известного учителя Иоанна. Проповедь о великом Посреднике, Иисусе, и Его крещение – были главной целью жизни Иоанна. Заметьте, после выхода Христа на проповедь Иоанн живет не долго – через некоторое время он обличает Ирода за бесчестное сожительство и тот его убивает. Не удивительно ли? Все, Иоанн исполнил древнее пророчество и увидел явление Бога на земле – больше в этой жизни ему ничего не нужно было. Поэтому Бог забрал его в вечную жизнь с Собой.

Почему этот праздник так особенно почитается в Церкви и считается одним из особых? Впервые за всю историю на земле явились одновременно Три Лица Святой Троицы: Отец говорил с небес о Сыне, Сын крестился в священных водах Иордана от пророка и предтечи Иоанна, и Дух сходил на Сына в виде голубя. Миру была открыта великая тайна, истинное Богопочитание, которого никто не знал ранее. Как сказал святитель Николай Сербский: «Раньше люди знали, что Бог един, но они были весьма далеко от Него, поэтому они видели лишь некий далекий пламень жизненной силы, но теперь мы поставлены Боговоплощением Иисуса Христа очень близко к пылающему очагу Бога». И теперь мы видим, что Бог – это три Света, которые соединены воедино.

Зачем Богу нужно было скрывать Себя от людей так долго? Потому что еврейский народ, приученный законом Моисея и религиозными правилами к почитанию Единого Бога, не смог бы понять Троичность, превратив почитание Трех Лиц в поклонение трем богам, т.е. в идолопоклонство. Поэтому только воплотившись, Бог открывает человечеству Триединство, после выхода Христа на проповедь это будет происходить несколько раз.

Этот праздник раскрывает глубинный догматический смысл учения о Боге Троице, повествуя о Его Трех Лицах. Каждый человек, считающий себя православным христианином, должен твердо знать в кого он верит – не в абстрактного Бога-дедушку на небесах, а в Бога-Троицу, Создателя всего видимого и невидимого мира, Творца в Трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Внутри Святой Троицы нет никакой иерархии, Лица не подчинены друг другу, но наоборот, находятся в теснейшем единстве. Бог – это Личность, каждое Лицо является Личностью.

Справедливым будет вопрос: как это три Личности остаются единым целым? Бог, в силу ограниченности меры интеллектуального познания людей, открыл лишь в доступной маленькой форме ответ на этот вопрос. Все Три Лица (по греч. Ипостаси) взаимосвязаны друг с другом и находятся в общении любви: источником Божества является Отец, Который абсолютно благ, в Нем нет места никакой тьме. Бог и есть добро, и есть благо. Мы верим, что Бог имеет собственное Слово. Он от вечности носит и порождает отпечаток своей сущности – Сына, который сияет от Него, как Свет от Света, Жизнь от Жизни. Слово равно тому Великому Уму, которое Его породило. Слово обладает самостоятельным существованием, Оно Живое и является точным выражением Бога-Отца, Его Премудростью. Это Слово – не бездушно, Оно имеет внутреннюю жизнь, исходящее от первоначального Великого Ума – Бога-Отца. Эта Жизнь, которая также существует самостоятельно, это самостоятельное Божественное дыхание называется Святым Духом. Бог вне времени, но внутри Него существует некое вневременное движение. Бог-Отец в вечности рождает Сына и Святого Духа, но и Сын, и Дух обращены снова к Отцу. Сын извечности пребывает у Бога и к Богу устремлен, вечно двигается к Богу, возвращается к Богу в любви Святого Духа. У богословов Церкви часто встречается образ огня как некая аналогия Троичности Божества. Огонь дает одновременно свет и тепло, которые между собой разные, но в то же время имеют один источник. Епископ Иларий Пиктавийский, рассуждая об этом образе, замечал, что земное не может в полной мере отразить божественное. Как бы мы не старались подобрать пример, в точности не удастся объяснить образ Святой Троицы.

Очень важно знать учение о Троице и правильно понимать его. Почему перед крещением Церковь так жестко требует от человека веры в Троицу? Потому что, если мы неправильно знаем Бога, неправильно верим, то и не будем вовлечены в Его жизнь. Высшая задача человека – открыться навстречу Богу, когда Его жизнь станет нашей жизнью, Его мысли – нашими, Его воля – нашей волей. Апостол Павел в I веке нашей эры говорил: «К стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога» (1 Кор. 15:34), а люди у нас этого не стыдятся, хотя это позор — не знать Бога. Каждому из нас жизненно необходимо точно знать все откровения Бога, правильно Его исповедовать. Все это выражено в Символе веры (Верую, во Единого Бога Отца…), который каждый христианин должен знать наизусть. Каждое непонятное слово, фразу обязательно стоит уточнить у священника, чтобы правильно прославлять Святую Троицу. Насколько ужасно поступают те, кто приходит принять крещение и приносит на крещение своих детей, пропуская мимо все слова священника о Боге, гнушаясь своими обязанностями крестных. А ведь каждый из них даст после смерти ответ Богу что он сделал ради воспитания своего крестника христианином!

Сегодня каждому доступны знания о Боге Троице: множество литературы, православные СМИ, интернет-издания. Другое дело – нужно ли это человеку? В день Крещения Бог открыл тайну Своего внутреннего существования людям, чтобы мы могли приблизиться к Нему, вступая в Его жизнь. В этом и есть основной смысл Богоявления. Вот что мы празднуем в Крещенские дни, свидетельствуя за богослужением единым сердцем и едиными устами, все как один, в Символе веры о Всемогущей Троице и вступая через сопричастность через Евхаристию (Причастие) в вечную жизнь Бога.

A PHP Error was encountered

Severity: Warning

Message: mktime(): It is not safe to rely on the system"s timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone "UTC" for now, but please set date.timezone to select your timezone.

Filename: common/common.php

Line Number: 2205

A PHP Error was encountered

Severity: Warning

Filename: common/common.php

Line Number: 2215

Я учусь у Христа. Поделюсь как понимаю сегодня эти понятия: знание, мудрость, познание...

Знание - умственное обладание какими -то сведениями, полученными в результате личного опыта или через теоретическое ознакомление с опытом других. Это происходит в результате систематизации результатов познавательных действий человека. Через свое знание человек воспринимает и понимает себя и окружающий его мир.
Знание повышает самооценку человека и создает в нём чувство собственной значимости, превозносит и надымает... Знание базируется на 5 органах чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус и еще можно было бы добавить - боль. Мозг человека принимает реакцию от соответствующих органов чувств в разной их вариации, и на них строит свое знание. Так формируется восприятие окружающего мира. Знание мешает понимать и принимать откровение от Бога, так как личный или чужой опыт, приобретенный этими 5-тью классическими органами чувств - это твердыня в человеческом разуме. Всё, что строится на этом опыте - есть иллюзия ограниченного материального мира. Реальность же и истина - в духовном, невидимом мире.

Приведу яркий пример спасения, предложенного человечеству в жертве Христа. Это - безумие для мира. То, что произошло на кресте - понимают единицы. Знание не помогает усвоению этой истины. Потому, что мало кто принимает всерьез ученичество у невидимого Христа, общение с Богом. И почти никто не желает жить жизнью отвержения себя и смерти со Христом, чтоб Жизнь и действие Христа стала реальностью в человеке. Тут уже знание - результат материалистичных реакций и действий, основанных на разных физико-химических механизмах, нам ничем не поможет, тут нужна вера - духовный орган, действующий любовью!

Мудрость есть Божья и есть земная - бесовская. Земная мудрость - результат наблюдений и выводов, сделанных впоследствии (выжимка всего опыта и знаний). Божья Мудрость - это дар. Это умение применить знания на опыте с максимальной пользой - через откровение. Она - сходить свыше - от Бога. Свыше - это значит не просто врожденное или воспитанное качество характера или совокупность приобретенных на практике навыков и опыта. Это - умение во ВСЕХ жизненных ситуациях смотреть на всё видимое (временное) через призму невидимого (вечного)... И видеть, чувствовать, понимать не плотью, а духом, как Бог - Его восприятием ВСЕГО...

Мудрость в действии:
"Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.
Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но (мудрость) земная, душевная, бесовская , ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.
Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир" (Иакова 3:13-18)
".Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их."
Можно быть по земному мудрым и говорить убедительно и аргументировано, цитируя Писания - "так написано". Но если это НЕ Бог дал Слово, то это слово - из ада... Так возникло много лжедоктрин и лжеучений, на 90, а иногда и 90 и 9 десятых процента состоящих из хитрого искусства обольщения. (Все почти истинно, но только немножко лже-примеси.)
лукавую душу не войдет премудрость (Божья мудрость) и не будет обитать в теле, порабощенном греху..."

...мудрость , сходящая свыше...она Божья и от Бога, и отделяет духовное Божье от материального (земного, душевного, бесовского). И за простыми видимыми событиями видит первопричину в невидимом, видит кто за этим стоит и как нужно правильно реагировать. Иисус это продемонстрировал всей Своей жизнью. (Очень наглядный пример есть здесь Матф.16:17 и здесь Матф.16:22 . .)
Когда и мне Бог это открыл - я стала и правда жить как новорожденная, познавая всё заново, с другой - невидимой - стороны.. Это возможно только когда Бог - в нас, когда мы от Него заново рождены нашим духом.

Познание Бога . Что нужно, чтоб познать Бога?.. Изучать Библию?.. Пойти в библейский институт или академию?.. Когда-то, в начале моего уверования, я очень хотела поехать в библейский институт - учиться. Но возможности не было - семья, двое детей. По дороге домой с собрания я стала сетовать, что нет у меня возможности поехать... И тут неожиданно мне приходит от Бога Слово: "Богу научиться нельзя1 Бог открывается человеку!"

Богу научиться нельзя. Ни в библейских академиях, ни в институтах, ни изучая и исследуя Библию... Чтобы познать Бога - нужно с Ним общаться! И каждым этим Словом, с уст Божьих ИСХОДЯЩИМ (в настоящем времени) - и будет жив человек. То есть - находиться сердцем в Единстве с Ним постоянно. В любви, благоговении, трепете! Желать Его знать лучше, знать Его мнение, волю по тому или иному поводу, а так же быть движимым, вразумляемым и направляемым Им - Живым и Говорящим к нам.. Как Иисус. Это Единство с Ним достигается через веру в Иисуса и совершившееся в Нём Искупление. А так же - через следование ориентиру (указывающему правильное направление) - Его Учению Нового Завета. Чтоб вступить в Завет - Союз, Двусторонний договор - нужно знать. на каких условиях это возможно и придерживаться со своей стороны этих условий. Бог всё это открывает, наставляя Духом Святым каждого окончательно - на ВСЯКУЮ Истину. И в этом, шаг за шагом, открывается человеку Сам.

Иисус сказал: " У пророков написано: и будут все научены Богом . Всякий , слышавший от Отца и научившийся , приходит ко Мне " . (Иоан.6:45).

A PHP Error was encountered

Severity: Warning

Message: date(): It is not safe to rely on the system"s timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone "UTC" for now, but please set date.timezone to select your timezone.

Filename: common/page.php

Line Number: 1900

A PHP Error was encountered

Severity: Warning

Message: date(): It is not safe to rely on the system"s timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone "UTC" for now, but please set date.timezone to select your timezone.

Filename: common/page.php

Б ог наделил всех нас разными талантами и способностями, потому что у всех у нас разные пути для следования и разные цели, которые мы должны исполнить. Крайне важно научиться использовать способности, которыми Бог наделил вас. Не пытайтесь быть тем, кем вы не являетесь. Не бегите петь соло в прославлении, если у вас нет слуха. Но, пожалуйста, не прячьте ваш талант и не разрешайте поддельной скромности или низкой самооценке помешать вам исполнить великие дела для Бога.

Вот четыре важных способа, которые Бог использует, чтобы явить Свои планы нам:

Библия

Это не означает, что Вы можете открыть Библию в произвольном порядке, указать на какой-то стих и прочитать: «Я хочу, чтобы ты был медиком» . Это так не работает. Возможно, вы слышали о молодом человеке, который пытался использовать этот метод, чтобы найти Божью волю. Первый стих, к которому он обратился, говорил: «Иуда пошел и повесился» .

Он быстро открыл другое место, ткнул пальцем в книгу, и на этот раз он читает: «Идите и поступайте таким образом» . Очевидно, что Библию не следует использовать таким образом. Библия поможет вам увидеть Божью волю в общем смысле. Есть некоторые вещи, которые верующие не могут делать просто потому, что они противоречат Божьим законам. Может ли верующий иметь что-то общее с наркотиками? Будет ли он картёжным дилером в Лас-Вегасе? Позволительно ли последователю Иисуса быть хозяином предприятия, в котором рабочие получают крайне низкую зарплату и работают в невыносимых условиях?

Каждый, кто верит Библии, может и сам придумать список таких и прочих ситуаций. Наилучшим способом познания того, что точно хорошо или плохо для вас будет изучение Библии. Если вам сейчас тяжело приводить в порядок вашу жизнь в соответствии с Божьим Словом, возможно пришло время подумать, на каком вы пути.

Молитва

Молитва – это улица с двусторонним движением. Она включает в себя не только то, что вы говорите Богу, но и то, что вы слушаете Его – и это означает проводить время в тишине вместе с Ним, чтобы услышать Его голос. Спросите Его о направлении, и Он его вам предоставит. Возможно, вы ощутите какое-то переживание или вам придёт на ум конкретное место Писания. Или вы можете получить ответ через слова ваших друзей на протяжении следующего дня. Важно помнить, что Бог заботится о вас и Он ответит, если вы Его спросите. Иаков, брат Иисуса, писал:

«Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему» (Послание Иакова 1:5).

Молитва работает!

В Притчах 19:20 читаем: «Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым» . Это не означает, что мы должны следовать всем советам, которые встречаются нам на пути. Мы должны всё проверять, соответствует ли оно Божьему Слову.

Много хороших советов от наших друзей не будут стоящими внимания. Еще более частым может быть, что наши «друзья» будут говорить нам то, что, как им покажется, мы хотим услышать от них. Но нам стоит общаться с такими людьми, которые будут говорить нам правду, хотим мы это услышать или нет.

В Библии есть много историй о царях, которых постигала неудача, потому что они слушали только тех пророков, которые потакали их эгоизму и обещали им победу. Другими словами, они окружали себя «ДА-людьми», которые говорили им то, что они сами хотели сделать в первую очередь.

Такое поведение всегда ведет к трагедии. Мы не можем выбирать советы, которые нам по душе, но должны искать общего согласия тех людей, которым мы доверяем и которых уважаем.

Еще один чудесный стих из Притчей говорит: «При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует» (Притчи 11:14).

Обстоятельства

Думаете, это просто удача, что Пётр и Иоанн чистили сети на берегу Галилейского моря тогда, когда Иисус призвал их стать Его учениками? (См. Луки 5:1-11). А самаритянка тоже, просто случайно шла тем утром к колодцу, когда Иисус просил её дать попить? (См. Ин.4:1-42). Или может всё это было предопределено?

Бог часто говорит через обстоятельства, которые приходят в нашу жизнь. Но мы никогда не узнаем об этом, если не будем держать ухо востро.

Важно помнить: Никогда не полагайтесь лишь на обстоятельства. Ваша сегодняшняя ситуация показывает лишь то, в правильном ли вы направлении движетесь. Но не позволяйте обстоятельствам удерживать Вас от продвижения, если все другие источники говорят: «Иди!» Вам также не следует предпринимать решение двигаться, основываясь лишь на обстоятельствах, если все другие показатели говорят: «Стой!».

Если все хорошо выстраивается – желания вашего сердца, ваши таланты и способности, совет людей, которым вы доверяете, Божье Слово и молитва – тогда смотрите на обстоятельства, которые также будут соответствовать, и на Бога, открывающего перед вами дорогу на том пути, который Он для вас избрал.

Подписывайтесь:

Отрывок из книги Джонатана Берниса «Надежда и Будущность», 2016.

Автор — Джонатан Бернис / charismamag.com
Перевод — Виктория Ширченко для

Джонатан Бернис президент и исполнительный директор Международного Служения «Jewish Voice», и автор книг «Надежда и Будущность» и «Взгляд раввина на последние дни». Бернис вырос в традиционной еврейской семье, служит членом правления нескольких организаций в Израиле.

Почему животные, из коих некоторые одарены немалою смышленостью, не видят Бога в природе и не показывают никаких знаков богопочитания? Мирные животные ласкаются только к человеку и служат ему как господину. Почему видит Бога в природе только один человек? Потому что душа человека существенно отлична от души животных, потому что человек создан по образу Божию, и так как только подобный может понимать подобного, то один человек и видит Бога в Его дивных творениях мира и в себе самом и стремится к Нему. Как высшие из неодушевленных предметов на земле, растения, данною им силою стремятся вверх к солнцу, так и человек, высшее из живых существ на земле, стремится своею душою к духовному солнцу - Господу Богу.

В чем состоит образ Божий в человеке?

Бог есть высочайший Дух, потому и образ Божий напечатлен в душе человека, хотя высокие качества духа отражаются и в теле человека, потому не только душа, но и самое тело его устремлено к небу. Образ Божий отпечатлен в свойствах и силах души, именно Господь дал человеку душу бессмертную, не имеющую конца своему бытию. Бог не имеет ни начала, ни конца бытия, а душа не имеет конца бытия. Бог дал человеку душу разумную, свободную, с любящим сердцем. Как Он Сам есть Вседержитель вселенной, так человек есть царь тварей земных. Вот черты образа Божия в человеке!

Как отпечатлелся образ Божий в уме человека?

Господь Бог есть высочайший Ум, и человеку Он дал такой ум, который имеет способность необычайно быстро развиваться и наполняться познаниями; мы видим, что отроки и юноши в продолжение семи или восьми лет усваивают себе в главных чертах познания о всем существующем в мире, познания, которые приобретались многими поколениями в продолжение целых тысячелетий, но ум человека, развиваясь и совершенствуясь, чем более приобретает познаний, тем более видит, что эти познания еще несовершенны и неполны, и, идя вперед и вперед, не видит предела в достижении полноты ведения. Между тем как познания животных ограничены весьма тесными пределами и относятся только к удовлетворению телесных потребностей их, человек стремится познать все, ибо познания суть пища для его ума; он не довольствуется познаниями о земных предметах, потребных для телесной жизни его, он придумывает и устраивает разные многосложные орудия, чтобы проникнуть в тайны отдаленного звездного мира; видя зависимость предметов одних от других, восходя от следствий к причинам их, он стремится познать первого Виновника всего сущего, и это стремление вложено в самое существо его духа.

Душа человеческая не только мыслит, желает и чувствует, но и еще, как в зеркале, видит свои мысли, желания и чувствования. Это есть самосознание человека. Хотя человек состоит из тела и души и хотя весьма многообразны и разнородны действия тела и души, но все они отражаются в едином сознании его, и все эти действия человек относит к себе одному. Потому он, сознавая единое начало в себе, а также видя в мире гармонию, порядок и общие силы и законы, признает единого Виновника и Управителя вселенной.

Человек видит, что владычествующее в нем есть ум. Чрез ум он не только познает себя и окружающий его мир, но и управляет собою, управляет своим телом, которое есть только орудие души, через ум управляет и предметами видимого мира и царствует над одушевленными тварями, он не ступит шагу без цели, без ума, потому и Бога представляет не иначе, как высочайшим Умом, все создавшим с мудрыми целями, и в самом деле постигает многие цели и намерения Творца в Его созданиях.

Псалмопевец говорит: создавший око не увидит ли? Естественно спросить: создавший разумного человека не есть ли разумное Существо?

Господь сделал все, чтобы человек признал Его бытие и познал Его; Он даровал человеку высокий ум, но в то же время, призвав его из небытия к бытию, заключил дух его в малом теле, зависящем от окружающего мира, поставил его среди громадной вселенной, поражающей его величием и мудростью своего устройства. Впрочем, для того, чтобы иметь уверенность в бытии высочайшего Существа - премудрого Творца мира, не требуется очень многого знания. Бог устроил так, что хотя бы люди имели далеко не полные познания о предметах мира, но эти познания, доступные и необр зованным людям, могут пробудить и пробуждают положенную Самим Творцом в глубине души их мысль о Нем как всесовершенном, высочайшем Существе; человек изначала издали видит то высочайшее Существо, к Которому он должен стремиться и приближаться и умом, и волею, и сердцем.

Мы назвали бы безумным того, кто стал бы утверждать, что дома, в которых мы живем, храмы, в которых молимся, и другие предметы, для различных целей устроенные руками человеческими, создались сами собою из бездушной материи. Еще более безумны те, которые утверждают, что этот мудро устроенный мир с его разнородными и, наконец, разумными существами явился сам собою из материи (Евр. 3,4).

Непризнание бытия Божия есть не только безумие, но и тяжкое преступление и великий грех, за который будут судимы впадшие в него. В одном месте воры увели коней у крестьян, но крестьяне догнали их и говорят: вы увели наших коней. Нет! - отвечают те, они сами побежали за нашими конями. Но крестьяне говорят: этот конь наш, а он заложен в вашу повозку. Тогда один из воров, помолчав, сказал: да он сам запрягся. Крестьяне представили их к начальству, и суд приговорил похитителей к наказанию. Тем более подлежат осуждению те, которые утверждают, что человек и этот премудро устроенный мир образовались сами собою, что выше и разумнее человека в мире нет уже никого, от кого бы он зависел, и говорят это потому, что сейчас же не наказываются за это Богом. Но будет над ними суд, на котором они окажутся безответны. Так говорит Св. Дух устами апостола: невидимое Его (то есть Божие), вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез разсматривание творений видимы, так что они (то есть язычники, не ведавшие Бога) безответны (Рим. 1, 20).

Как открывается образ Божий в воле человека?

Бог есть Существо всесвободное, но любящее и творящее одно добро, Он есть Существо всесвятое. И человеку дана такая свобода, что он до некоторой степени может противиться даже воле Божией. Но так как блаженство человека зависит от свободного уподобления Господу Богу в добрых делах, то Бог дал человеку внутреннего законодателя; этот законодатель есть нравственное чувство, или совесть. Совесть делает три дела: во-первых, законодательствует, или показывает, что человеку должно делать и чего не делать; как ум показывает ему, что истинно и что ложно, так совесть показывает ему, что доброе и что злое. Совесть в отношении к Богу заповедует любовь и благоговейное почитание; в отношении к ближним заповедует не делать им того, чего себе не желаешь; во-вторых, совесть судит дела человека, которые он сотворил, и в-третьих, награждает его одобрением и спокойствием за добрые дела и наказывает угрызением и мучением за худые дела. Очевидно, что все это свойственно главным образом и прежде всего Господу Богу.

Как ум человека представляет Бога высочайшим Умом, так совесть, это дивное отображение Божества в человеке, говорит о Боге как о всесвятом и правосудном Существе. В видимом мире Бог является только мудрым Законодателем, а не Судьею и Мздовоздаятелем, ибо законы Его исполняются неодушевленною природою и животными не свободно, но неуклонно и неизменно, а в свободном человеке Бог в первый раз на земле, именно в совести его, является Существом всесвятым, Судиею правосудным и Мздовоздаятелем. Суд совести в человеке нельзя ничем объяснить, как только тем, что действительно есть Бог, Судия и Мздовоздаятель, глубоко вложивший в душу человека чувство совести для постоянного напоминания ему о имеющем быть действительном суде Божием над людьми. Как велико и неотразимо действие совести, это видно из того, что самые ожесточенные преступники нередко при малых уликах и даже добровольно, по одному побуждению совести, открывают людям свои тяжкие преступления. Сила совести видится и в том, что у всех народов есть понятия о добре и зле, и эти понятия сравнительно более чисты и согласны между собою, нежели умственные представления о Самом Божестве, которые у многих весьма искажены. На исполнении законов нравственных, которые основываются на истине бытия правосудного Бога, утверждается спокойствие добродетельных, благосостояние семейств и обществ человеческих, и не может быть, чтобы благо народов основано было на лжи, как думают неверующие в Бога.

Исполнение закона требует великой внутренней борьбы, часто бывает сопряжено с внешними скорбями. И кто мог бы наложить на народы иго нравственных обязанностей, если бы они не положены были Богом в самом существе души и если бы в ней не была укоренена мысль о Боге, Судии и Мздовоздаятеле? Чтобы победить стремления своей низшей, влекущей ко греху природы, человек употребляет великие усилия. В нем происходит подобное тому, что бывает в растении. Семя, зарытое в землю, облегается ею, кроме того, оно влечется вниз силою земного притяжения, но оно внутреннею своею силою старается пробиться наружу, вверх, обходит поэтому разные препятствия на пути, и если выбьется на свет, тогда начинается для него истинная жизнь, в противном случае угрожает ему смерть. Так и человек вложенною в него духовною внутреннею силою старается победить в себе стремления низшей природы, влекущей его к земле, и устремляется к небу, ибо там для него истинная жизнь.

Теперь обратимся к третьей главной силе души, к сердцу. Сердцем любим или не любим, ощущаем прекрасное, приятное и неприятное. Бог есть Любовь, есть высшая духовная красота. Бог есть Существо вседовольное и всеблаженное. Любовь Божия есть причина создания разумных существ для вечного блаженства, и это блаженство может быть достигнуто тварями не иначе, как чрез любовь к Богу. Любовь человека к Богу есть главное всеоживляющее начало во всех отправлениях духовной жизни, по великому влиянию сердца на ум и на волю человека. Любовь в сердце человека начинается от познаний ума о Боге, но когда сердце полюбит Бога и будет стремиться к Нему, тогда в человеке более и более умножается и утверждается ведение о Боге. Кто кого любит, тот о том постоянно и помышляет. Любовь к Богу и богомыслие нераздельны между собою. Только истинная любовь к Богу чистого сердца способна постигнуть глубины Божий (1 Кор. 2,10), насколько это возможно созданному существу. Сам Спаситель сказал: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5,8). И святой апостол Павел написал: кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него (1 Кор. 8,2-3).

Сердце, любящее Бога, укрепляет и волю человека и утешает его на тяжком пути исполнения нравственного долга, побуждает его оказывать добро и ближним, и самим врагам; только любовь способна на удивительные подвиги самоотвержения.

Но человек поврежден грехом, и первый грех главным образом произошел от сердца, прельстившегося красивыми плодами райского древа и возжелавшего восхитить Божеские совершенства. И теперь главный корень греха в сердце. Спаситель сказал: от сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы (Мф. 15,19). Оно ищет только удовольствий, не различая удовольствий дозволенных от недозволенных, не различая и средств к удовлетворению жажды наслаждения. Оно главным образом есть источник и тягчайшего из грехов - безбожия. Тяжела и горька сердцу, оскверненному грехами, мысль о Боге, Судии и Мздовоздаятеле; ему хотелось бы осуждать других. Поврежденное сердце не пойдет туда, где говорят о Боге. Оно не любит Бога, а боится Его. Оно старается помрачить и затмить очи ума, ясно видящего Бога, усиливается заглушить голос совести, громко говорящей о Боге, и нередко в том успевает и доводит человека до безумия, как сказал еще святой царь Давид: рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 13,1). Господь долго терпит, ибо настоящая жизнь есть время воспитания и испытания. Он даже желает обратить к Себе неверующее сердце благодеяниями, но оно еще более забывается. Наконец, Господь начинает лечить жадное до удовольствий сердце горькими лекарствами, ударит Он по сердцу нечестивого не раз и не два скорбями и бедами, и отчасти справедливо говорится: одна беда не ходит; это значит, что от одного удара ожестевшее сердце не смягчается. Поражаемое сердце начинает озираться: в самом деле, нет ли над ним высшего Существа; обращается к уму, а ум уже давно готов говорить о Боге; в уме часто бывают мысли и познания противоположные, то есть и за известный предмет, и против него; так бывает и в отношении к бытию Божию; но мысли, говорящие против бытия Божия, сами по себе слабые, прежде нравились сердцу, и оно их одобряло, охотно слагало вместе, склоняло ум ставить их на первом плане и действовало так незаметно и хитро, что уму казалось, будто он сам дошел до убеждения в небытии Божием. Так бывает нередко между людьми: человек полагает, что он действует по своему уму, по своему убеждению, а между тем, ум его в известном деле направлен был коварно и хитро издали другими. Итак, когда поражаемое бедами сердце захочет узнать от ума самую истину о бытии Божием, тогда в уме выступят те мысли и познания, которые говорят о Боге и которые доселе были в тени, и так как они несравненно сильнее, то ум и сердце узрят Бога, да и совесть заговорит сердцу: все эти беды тебе за то, что ты забыло Бога и грешило против Него, и вот неверовавший человек, не приобретая новых познаний в науках, не переучиваясь, делается иным, верующим в Бога.

Конечно, не всякое сердце вразумляется и бедствиями, но на многих они действуют благотворно; об этом говорят опыты не только со многими лицами, но и с целыми племенами и народами. Во второй половине прошедшего столетия во Франции развилось неверие и распространилось по всей Европе, но вот Господь Бог из той же Франции поднял бурю воинских бедствий, Она далеко пронеслась на восток и снова возвратилась туда, где зародилась, причинив множество бед и скорбей народам Европы, но мгла неверия ослабела на довольно долгое время. Итак, по слову премудрого царя Соломона, который ни в чем не отказывал своему сердцу и чрез то причинил много бед своему царству, будем больше всего хранимого хранить наше сердце, ибо из него источники жизни (Притч. 4, 23). Да не потекут из него для нас источники смерти. Если мы будем подчинять его желания голосу ума и совести и возгревать в нем пламень любви к Богу, то Бог будет с нами и в нас.

Чрез рассмотрение и исследование предметов видимой природы и сил духа человеческого мы не только убеждаемся в бытии Божием, но и познаем свойства Божественного естества. Общие законы тяготения, света и теплоты, действующие во всем мире, гармония и порядок во вселенной говорят о единстве Творца и Промыслителя вселенной. Неисчислимое множество светил небесных, громадностью и отдаленностью от нас поражающих умы естествоиспытателей, свидетельствует о всемогуществе Создателя миров. Мудрое устройство предметов видимого мира, наконец, высокий разум, данный человеку, громко говорят о высочайшем, премудром и всеведущем уме Виновника существ. Всюду распространенная жизнь на земле, и в земле, и в воздухе, и в водах, и в малых каплях воды ясно свидетельствует о благости Творца. Свобода и совесть человека уверяют в том, что Господь Бог есть Существо всесвободное, всесвятое и правосудное. Сердце говорит о Нем, как о всесовершенной любви, как о Существе всеблаженном и вседовольном.

Возблагодарим Господа за то, что Он сотворил нас по образу Своему, даровал нам силы к познанию Его, соделал царями и иереями природы, чтобы мы от себя и от всех тварей неразумных возносили Ему молитвы, хвалы и славословия и, уподобляясь Ему добрыми делами, достигали вечной славы на небесах.

Возможность существования богословия определяется наличием Божьего откровения. Вообще, причина того, что мы что-то сегодня можем знать о Боге заключается в том, что однажды Бог решил открыть Себя человеку. Каждый человек нуждается в том, чтобы знать Бога. Он был сотворен с этой великой целью. Однако, несмотря на то, что Бог «недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:27), Он – непостижим. Как написано в книге Иова: «Можешь ли ты исследованием найти Бога?» (11:7). Бог безграничен, а человек, напротив, ограничен в своих знаниях. Следовательно, Бога можно познать только в той мере, в какой Он желает открыться нам. В этом смысле, богословие – это систематизация того, что открыл нам Бог…

Бог не молчит! Даруя нам Свое откровение, Бог показывает нам то, что ранее от нас было скрыто. Он дает нам увидеть то, что прежде было недоступно нашему зрению. Бог доверяет нам Свои тайны, открывает Свои истины. Бог видит, что мы невежественны, и дает нам знание – знание Самого Себя и знание Его воли…
Loading...Loading...