Крестный ход сколько кругов. Беседы с батюшкой

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями, которые несут хоругви, иконы, кресты и другие святыни. Он совершается вокруг церкви, из храма в храм, направляется к водоему или к другому объекту святыни православной. Крестные ходы проходят по разным случаям — во славу Иисуса Христа, почитаемых святых, церковных праздников. Они бывают: пасхальные, поминальные, освещение воды, погребальные, миссионерские и другие.

Крестные ходы стали частью жизни православного мира. Самые известные из них пасхальные, которые начинаются близко к полуночи. Пасха празднуется ежегодно и рассчитывается на каждый год отдельно. Критерием является день равноденствия весной и такого явления, как полнолуние. Первый воскресный день после этих явлений и будет днем пасхи.

Пасхальный Крестный ход — великое событие для православных, которые принимают участие в этом ходе. Основная суть — верующие, во главе со священнослужителями идут навстречу благостной весточке о воскрешении Христа. В это время в церкви звонят колокола. Участники шествия поют праздничные песнопения. Совершается крестный ход в ночное время с Великой Субботы на Светлое Воскресение. В соответствии с этим в 2019 году Крестный ход будет в ночь с 27 на 28 апреля, в 2020 — с 18 на 19 апреля.

В дни, когда проходят православные праздники, совершение крестного хода определяется общиной.

По сложившейся традиции Крестные ходы проходят во многих населенных пунктах: городах и селах и имеют определенную цель. Их перечень очень большой. Они приурочены к разным событиям и православным датам. Вот некоторые из них:

  • Великорецкий — проходит с иконой почитаемой Великорецкой Николая Чудотворца с 3 по 8 июня;
  • Калужский — с иконой Божьей матери, даты проведения: 28.06-31.07;
  • Курский — с иконой Божьей Матери Знамение Курской-Коренной 9 пятница по Пасхе;
  • Саратовский — проводится в честь памяти Российских новомученников и исповедников с 26.06 по 17.07;
  • Георгиевский — по местам славы и героической обороны Ленинграда с 5 по 10 мая;
  • Самарский — с иконой Божией Матери «Избавительница от бед» в Ташлу. Проходит в первый день Поста Петрова, продолжается 3 дня.

Крестный ход суть

Совершение крестного хода имеет всегда какую — то цель и проводится только с благословения архипастыря, архиерея. Крестный ход выражает народную единую веру, объединяет людей и увеличивает число верующих. Впереди хода несут фонарь, который символизирует Свет Божественный.

Несут Хоругви — выносные знамена, на которых запечатлены лики святых.

Иконы, Евангелие и всевозможные святыни несут священнослужители и верующие, которые участвуют в процессии. Крестные ходы освещают все вокруг — землю, огонь, воду, воздух. Молитвы людей, иконы, окропление святой водой, фимиам — оказывают священное действие на окружающий мир.

Причиной проведения Крестного хода может быть различной:

  • Крестный ход организуется конкретной церковной общиной и приурочивается к православному празднику или событию. Например, освещение храма или торжество в честь почитаемой иконы.
  • Пасхальный — в Вербное воскресенье, в течении светлой Седмицы.
  • Праздник Крещения Господня — в это время освещается вода.
  • Погребальные — процессия провожает покойного на кладбище.
  • Миссионерские, цель которых привлечение верующих в свои ряды.
  • Государственные праздники или мероприятия.
  • Чрезвычайные происшествия — войны, стихийные бедствия, эпидемии.
  • Крестный ход, происходящий в храме.

Шествие Крестного хода происходит относительно солнца против его движения. Староверы идут по часовой стрелке, т.е. по движению солнца. В зависимости от цели, крестный ход идет вокруг церкви, из храма в храм, к святыне, которую почитают. Крестные ходы есть короткие по времени, например на Пасху и многодневные, проходящие несколько дней.

В наш век технического прогресса Крестный ход может проводиться на вертолете или самолете священнослужителями, которые облетают над определенной территорией с чудодейственной иконой. 2 января 1941 года на самолет погрузили списки иконы Тихвинской Божьей Матери и облетели с ней Москву. Большая вероятность того, что именно этот облет остановил врага в наступлении на город.

История Крестный ход России

Со времен незапамятных ведет свою историю Крестный ход. Константину — императору Римскому во время битвы в 312 году, явилось знамение на небе в виде креста, надпись на котором была — Сим победиши!

Константин приказал изготовить знамена, на которых были изображены кресты, впоследствии названы Хоругвями.

Примером Крестных ходов на Руси послужила Константинопольская церковь. Обращение к богу всеобщей молитвой в случае бедствий и чрезвычайных ситуаций. Со времен Ветхого завета мы знаем, что были торжественные шествия. Город Иерихон и его осада — в книге Иисуса Новина написано: город покорится, если обходить его шесть дней с ковчегом завета. День седьмой знаменовался криками народа и стены Иерихона рухнули.

Церковь Христианская в первое время своего существования проводила тайные ночные шествия. Мощи православных мучеников переносились. В конце четвертого века Христианство было узаконено. Крестные шествия стали проходить открыто, чему православные радовались. В память мучеников проходили Крестным ходом по городам и селам с песнопениями и молитвами, посещали места Страстей Христовых. Литания, так назывались эти шествия.

Литания — перевод с греческого означает моление усердное.

Так же известен факт об Иоанне Златоусте, который завел правило Крестного хода, чтобы народ отвлекся от всякой ереси. Было это в 4-5 веке.

Одновременно с Крещением Руси пришла традиция проводить шествия — Крестные ходы. Освещение народа проходило на берегу Днепра, которое сопровождалось торжественным проходом с несением лика святых. С тех пор эта традиция стала регулярной. Крестные ходы проходили по разным случаям. Народ верил, что совершая шествие, читая молитвы под открытым небом, они призывают Господа Бога помочь в их бедствиях и бог слышит их и помогает.

Проведение Крестных ходов на Руси широко представлено в картинах русских художников. Вот некоторые из них:

Зайцев Е. Молебен на Бородинском поле

Б.М.Кустодиев

Н.К.Рерих

А.В.Исупов

И.Е.Репин

К.Е.Маковский

Великорецкая икона, краткая история с фото

История обретения иконы датируется 14 веком. Крестьянин села Крутицы, Агалков Семен, шел по своим делам и увидел в лесу сеяние. На обратном пути его опять привлек свет, который к себе манил. Не удержавшись, он приблизился к этому божественному свету и был удивлен, когда ему показался образ Николая Чудотворца. Впоследствии оказалось, что икона способна исцелять болезни. Узнали это так: у жителя деревни были больные ноги и ходить он не мог, приложившись к иконе, он исцелился. С тех пор пошла слава про икону. Это событие произошло на берегу реки Великой, поэтому икону прозвали Великорецкая. Духовенство обратилось к крестьянам перенести икону чудотворную в Хлынов, чтобы обеспечить ее безопасность и чтобы больше людей могли приложиться к иконе чудотворной. То место, где явилась икона, люди захотели отметить, они построили часовню, а впоследствии храм.

Город Хлынов переименовали сначала в город Вятку, потом в Киров — так он называется до сих пор.

Икона представляет собой гравюры, которые изображают жизнь и деяния святителя, их 8:

  1. Учение святого Николая.
  2. Сон царя Константина и явление ему чудотворца Николая.
  3. Спасение Димитрия со дна моря святым Николаем.
  4. Сион — служба святого Николая.
  5. Спасение корабля от потопа святым Николаем.
  6. Избавление от меча трех мужей.
  7. Возвращение Агрикова сына Василия из сарацинского плена.

  8. Упокойное погребение святого Николая.

В середине сам образ Николая Чудотворца.

В 1555 году икона побывала в Москве. Храм Василия Блаженного тогда только строился. Один из пределов храма был освещен в честь иконы чудотворной.

В 2016 году вновь случилось чудо в селе Великорецком. Прославился Трифонов монастырь на подворье которого, был обнаружен лик Николая Чудотворца. Один из послушников монастыря, захотел сделать заслонку для окна технического в сарае, где держали домашнюю скотину. Это был кусок старого железного листа.

Обнаружила лик Николая Чудотворца на железном листе, староста подворья, которая пришла чистить снег. Она почувствовала, что на нее кто-то смотрит. Таким образом, лик явился людям еще раз.

Великорецкий Крестный ход маршрут

Крестный ход, его традиции и атрибуты, с иконой чудотворной святителя Николая, начался после перенесения ее в город Хлынов края Вятского. Было условлено каждый год возвращать икону на место ее обретения. Хранилась она в храме святого Прокопия Устюжского, впоследствии построили Никольский собор специально для этой иконы.

В 30-е годы двадцатого века Крестный ход был запрещен. Когда наступила перестройка, отношение власти начало постепенно меняться. Постепенно традиция стала возрождаться. Сначала было разрешено на берегу реки Великой богослужение, затем шествие от села Чудиново. Сейчас маршрут полностью восстановлен. Каждый год, в начале июня, тысячи людей желают принять участие в этом мероприятии.

Маршрут довольно длинный и может показаться, что пройти такой путь пешком невозможно. Его протяженность более 150 км. Начинается Крестный ход с Панихиды в Успенском Кафедральном соборе в 7 часов утра. В 8 часов — в г. Кирове, в Свято-Успенском кафедральном соборе происходит Божественная литургия. На площади Соборной монастыря Свято-Успенского, Трифонова, в 10 часов — молебен и оттуда же в 11 часов начинается Крестный ход. Встречает его Троицкая церковь города Кирова. Следующий пункт — село Бобино.

Можно воспользоваться автобусами, которые сопровождают Крестный ход и перевозят людей по мере их наполнения. Автобусы так же ждут паломников в г. Кирове и доставляю прямо к пункту назначения, в село Великорецкое.

Чтобы совершить Крестный ход по всем правилам, необходимо получить благословение у батюшки. При подготовке нужно заранее запастить необходимыми вещами и водой.

  1. Возьмите с собой пару пластиковых бутылок. Воду можно набрать в пунктах остановки, так же воду специально подвозят.
  2. Купите специальный туристический коврик для ночлега.
  3. Необходимые лекарства, которые понадобятся в пути, соберите дорожную аптечку.
  4. Еду брать не надо, ее можно купить. Организуются пункты выдачи горячей пищи и чая.
  5. Сухофрукты и орехи не займут много места и утолят голод.
  6. Дождевики, в случае если пойдет дождь.
  7. Из вещей — рассчитывая, что ночи могут быть холодные, теплые вещи необходимы.
  8. Головной убор, очки от солнца спасут от жаркой и знойной погоды.
  9. Удобная обувь, вторая пара может понадобиться.
  10. Средства от насекомых — комаров и мошек.

Во время остановок можно перекусить, работает полевая кухня. По желанию каждого паломника, вещи можно погрузить в автобус, который едет к местам остановок. Ночлег каждый обеспечивает себе сам, кто-то берет с собой палатку. По пути следования, в деревнях, добрые люди приглашают идущих поесть и переночевать.

Собираясь на многодневный Крестный ход, нужно помнить, что это тяжелый путь и готовиться к нему нужно заранее.

Пасхальная служба – одно из самых важных событий для православных. В храмах проходят важное для верующих служение. Великий пост заканчивается сразу после того как завершится Божественная Литургия и причащение. Начинается главное событие года для православных за несколько часов до полуночи, а завершается служба в 4 утра.

Богослужение в Воскресенье Христово начинается с Крестного хода в полночь. В это время в храм могут прийти все желающие. Те, кто хочет попасть внутрь и пробыть в церкви всю службу, приходят заранее. Другие же могут наблюдать за процессом с улицы или посмотреть прямую трансляцию по телевизору.

Как совершается Пасхальный Крестный ход

В 2018 году 8 апреля все православные отмечают Пасху. В храмах служба начнется 7 апреля, в Страстную Субботу за некоторое время до полуночи. Начинается торжественное богослужение с зажжение священнослужителями свечей. То же самое делают люди, пришедшие в это время в храм. В алтаре начинается пение, которое подхватывает пасхальный трезвон.

После этого начинается долгожданный Пасхальный Крестны ход, который проходит по следующим правилам:

  1. Шествие возглавляет человек, несущий фонарь. После него идет священнослужитель с крестом, далее – образ Девы Марии. Завершает Крестный ход хор и верующие, которые пожелают присоединиться к процессу. Все шествующие идут в два ряда. Когда все выходят из храма, его двери закрываются.
  2. Обойти храм необходимо трижды, при этом каждый раз необходимо остановиться около закрытых дверей. Такая традиция символизирует вход в пещеру с Гробом Христа.
  3. Храм открывается после того, как шествующие завершают третий круг и произносится «Христос Воскрес».
  4. Все возвращаются внутрь и служба продолжается.

Это шествие обязательно проходит в каждом православном храме. Крестный ход позволяет прочувствовать дух праздника. Это важное событие для верующих всегда очень зрелищное.


Как вести себя в храме на Пасху

Принять участие в Пасхальной службе может каждый желающий.

Важно! Причащаться могут лишь крещеные люди.

В знак уважения к празднику верующих следует соблюдать ряд простых правил.

У людей, выросших в безбожное время, крестный ход вполне может вызвать ассоциации с демонстрациями в дни советских праздников, а у современной молодежи - с флэшмобами, призванными привлечь общественное внимание к той или иной проблеме или событию. Однако участники молитвенных шествий, за которыми в веках закрепилось название крестных ходов, ничего никому демонстрировать не собираются: Те, ради кого они отправились в этот путь - Господь, святые и Силы Небесные - и так видят сердце каждого из них насквозь. Что, конечно же, не исключает и миссионерской пользы от крестных ходов, сотни которых проходят каждый год в населённых христианами городах и весях по всему миру.

Почему именно ход? Почему не сидение, не лежание, не танец, наконец - ведь любое из этих действий при необходимости можно наполнить религиозным смыслом? Дело в том, что еще с древних времен нашей цивилизации известен образ жизни как пути, который, по-возможности, нужно достойно пройти до конца. А что такое жить достойно в христианском понимании? Прежде всего - жить, помня о Боге, которому ведомы слова, дела и намерения человека в каждый миг его жизни. Именно такое прохождение жизненного пути и символизирует у христиан крестный ход.

Крестный ход вокруг храма

А поводы совершить его могут быть самыми разными. Как свидетельствует история Церкви, с первых веков христианства верующие с зажженными свечами в руках обходили храм в праздник светлого Христова Воскресения, как бы следуя женам-мироносицам. Эта традиция сохранилась и поныне - такие крестные ходы принято называть регулярными, то есть приуроченными к годовому кругу богослужений и церковному календарю. Совершаются они либо вокруг храма «противусолонь», то есть против часовой стрелки, либо от храма до определенной точки - например, к купели в праздник Крещения.

Традиция крестных ходов получила широкое распространение на рубеже Древнего мира и Средневековья. Предание связывает авторство первого чина крестного хода с именем святителя Иоанна Златоуста. Распространившаяся в ту эпоху ересь арианства ввела в обиход увеселительные собрания по воскресным дням; чтобы напомнить людям, как истинно подобает христианам славить Бога, и был составлен чин этого, если можно так выразиться, динамического богослужения.

Но это по форме - по содержанию же он считается литией, то есть сугубой, усиленной молитвой. Во время крестного хода звучат слова Евангелия, возносятся молитвенные прошения - ектении, поются церковные песнопения. Цель всех этих действий - ввести находящихся в движении верующих в особое молитвенное состояние, в особый духовный ритм. Именно поэтому во время крестного хода исключаются разговоры (кроме самых коротких фраз в случае необходимости), и уж тем более - курение, ссоры, праздное разглядывание людей и окружающих пейзажей. В 1882 году митрополит Московский Филарет написал для верующих России специальное наставление «Как вести себя во время крестного хода». В нем, в числе прочих, есть и такие слова: «Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, которых иконы в нем шествуют, и приближаешься к Самому Господу… Слыша церковное пение в крестных ходах, соединяй с ним свою молитву, а если по отдалению не слышишь, призывай к себе Господа Бога и святых Его, известных тебе образом молитвы. Не входи в разговоры с сопутствующими, а начинающему разговор отвечай безмолвным поклоном или кратким, только необходимым словом».

Детский крестный ход в Санкт-Петербурге

Великорецкий крестный ход

Если же проникать в толщу веков глубже, в Священном Писании и Предании можно отыскать немало событий, каждое из которых может считаться своего рода прообразом крестного хода. У евреев существовала традиция в праздник Кущей семикратно обходить с пальмовыми ветвями в руках особое место в синагоге - алмемар. В торжественном принесении Ковчега в Иерусалим царём и пророком Давидом участвовали все его жители. Наконец, Сам Спаситель в окружении апостолов въезжал в Святой Город на молодом осленке, а народ израильский постилал шествующим под ноги ветви с радостными восклицаниями и трубными звуками. Есть и примеры не столь мирных, но всё же искренне благочестивых шествий. Римский император Константин Великий, поверив небесному знамению креста и слов «Сим победиши», повелел своим воинам изобразить кресты на щитах - и одержал победу в последовавшей затем битве. Можно вспомнить и семидневный обход Иерихона войском Иисуса Навина, впереди которого следовал Ковчег Завета: на седьмой день, когда израильтяне стали трубить в трубы и восклицать единогласно, городская стена обрушилась, и Иерихон сдался.

Но почему крестный ход называется именно крестным? Потому, что впереди такого шествия всегда несут главный символ христианства - крест. Хотя, если быть совсем точным, сперва идет пономарь с зажженным фонарем, символизирующим истину Божью, расторгающую мрак греховности. И уже за ним несут запрестольный крест и образ Богородицы, а далее - хоругви, особые церковные знамена. Потом следуют певчие, пономари со свечами, дьяконы с кадильницами и после них, попарно, - священники. В последней их паре идущий справа несет Евангелие, а идущий слева - икону. Шествующие за духовенством миряне следуют с молитвенным пением, довольно плотно, чтобы никто из посторонних не пересекал пути участников крестного хода. До начала безбожной эпохи такого, конечно, и в голову никому бы не пришло, но сегодня иногда требуется особо просить прохожих дать всему крестному ходу пройти.

Крестный лёт над затопленным Приамурьем

Крестный сплав За благополучие земли Кузнецкой

Кроме регулярных крестных ходов, приуроченных к праздникам и памятным дням, проводятся также чрезвычайные. Они могут быть связаны с войнами, эпидемиями, гражданскими нестроениями. Времена, когда святитель Иоанн Златоуст создавал богослужебный чин крестного хода, по свидетельствам хронистов, были отмечены многими природными и рукотворными бедствиями: землетрясениями, пожарами, наводнениями, бунтами… В те времена люди отчетливо понимали, что многие из подобных вещей связаны с искаженным человеческим мировоззрением, от которого проистекают греховные поступки, опрометчивые слова, страстные чувства и неверные намерения - и, как следствие, реакция мира Божьего на все это. Поэтому, составляя последование крестного хода, святитель предусматривал в нём и возможность совершения шествия покаянного, просительного, умоляющего Создателя исправить пути людей и утишить гнев стихий.

Совершаются такие крестные ходы и сегодня. И все чаще к известным веками поводам для их проведения добавляются новые: бедствия наркомании и повального пьянства, эпидемии разводов и оставления на произвол судьбы детей, неистовство одержимых духом противления политиков, способных своими словами и деяниями спровоцировать братоубийство в национальном и даже планетарном масштабе… Чтобы такого не случилось, а тревожные тенденции в обществе пошли на спад, и выходят на улицы городов участники молитвенных шествий с крестом впереди. Иногда эти шествия состоят только из детей и подростков, что придает таким крестным ходам особое настроение. Ведь дети, как известно, в большей степени сохранили ощущения мира Божьего, как чуда - тогда как мы, взрослые, в повседневной суете редко даже задумываемся о подобных вещах.

По своей продолжительности крестный ход может занимать от нескольких минут, если он следует вокруг храма, до нескольких дней и даже недель. В последнем случае его совершенно справедливо будет также назвать паломническим путешествием, во время которого человек неизбежно меняется - в большей или меньшей степени, иногда незаметно для окружающих, но совершенно очевидно для себя: к нему приходит понимание сути существующих в его жизни проблем, ответы на давно мучившие его вопросы, да и сама ситуация вокруг него после прохождения такого пути начинает заметно меняться…

Пожалуй, самый известный из существующих в современной России многодневных крестных ходов - Великорецкий, традиция проведения которого уходит корнями в события далекого от нас четырнадцатого века. А говоря точнее, в 1383 год, когда была обретена чудотворная икона святителя Николая Угодника. Ее, окруженную сиянием, подобным свету многих свечей, обнаружил у источника вод, возвращаясь ночью домой, благочестивый человек по имени Семён Агалаков. Вскоре в его деревне начали происходить чудесные исцеления болящих. Слава о чудотворном образе быстро разнеслась по всей Руси. К иконе, перенесённой в Хлынов, началось паломничество. Ежегодно ко дню обретения иконы верующие торжественно несли святой образ (весьма большой размером и весом) крестным ходом к месту его обретения - а после возвращали в хлыновский храм. Места, по которым пролегал маршрут, были настолько дикими, что часть пути в первые годы крестоходцам приходилось преодолевать по воде, а другую часть - продираясь сквозь лесную чащу.

Великорецкая икона упоминается во многих русских летописях. В XVI веке ее торжественно встречал в Москве царь Иван IV, прозванный Грозным. Даже в безбожные времена традиция крестного хода из Хлынова к месту обретения чтимого образа не прерывалась - правда, те шествия были весьма малочисленными, а их участников нередко задерживала милиция…

Крестный ход байкеров, Ижевск

После заката советской эпохи традиция Великорецкого крестного хода вошла в былую силу. Сегодня в ежегодном молитвенном шествии принимают участие тысячи человек, съезжающихся со всей России и даже из-за её пределов. Для того, чтобы преодолеть пешком стопятидесятикилометровый маршрут, требуются немалые силы, причем не только физические, но и духовные. Тем не менее людей на Великорецком крестном ходу в наши дни год от года становится только больше. Жители сел, мимо которых пролегает маршрут паломнического шествия, становятся на колени и осеняют себя крестным знамением, когда крестных ход проходит мимо. А в конечной точке пути - на месте обретения чудотворного образа святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских - не так давно была построена небольшая часовня.

В наше время бурного технического прогресса и всяческих инноваций люди отправляются в крестные ходы не только пешими посуху. Они плывут в лодках и катерах по озерам и рекам, иногда сходя на берег для общей молитвы - причем длина такого маршрута может составлять сотни километров. Недавно традиция такого «крестного сплава» после долгих десятилетий забвения была возрождена на земле Кузбасса. В Ярославле байкеры в сопровождении священнослужителей объезжают все въезды в город - у установленных там поклонных крестов служатся молебны, за которыми верующие просят, чтобы как можно меньше соотечественников погибало и увечилось в дорожно-транспортных происшествиях. Во многих городах России, Украины. Беларуси и некоторых других стран архиереи, священники и представители местной власти вместе совершают «крестный лёт», поднимаясь ввысь на вертолётах, описывающих затем в небе круг, и призывая благословение Божие на землю сию, град сей, и всех, в нём живущих…

Так что формы у этого явления церковной жизни могут быть самыми разными, но суть его остается неизменной: она - в общем усилии людей, приподнимающем из над своей природой, в единой воле многих, побуждающей человека сделать шаг навстречу своему Творцу.

В. Сергиенко

«

Старец Иона Одесский

К сожалению, многие из современных христиан, и даже некоторые из батюшек, не знают благодатной силы Православного Крестного хода, не понимают его смысла и значения, как для каждого конкретного человека, так и для мира, в общем. Причем, слово «мир» здесь можно читать и как «для мира — против войны», так и в понимании «всего мира», как всей земли, страны, города, местности, в которой он проводится.

Давно замечено, — и наши благочестивые предки этим пользовались, — что после Крестного хода с молебном, были хорошие урожаи, прекращались неблагоприятные погодные условия: Господь подавал дождь после засухи, или, наоборот, выходило солнце и прекращались непрерывные дожди, грозящие наводнением. Мало того, происходили чудесные исцеления, и участников, и
тех, за кого они молились, прекращались эпидемии, вспышки чумы. Во время военных нашествий наши предки тоже прибегали к помощи Крестного хода, — соборной, покаянной молитвой испрашивали себе прощение грехов и заступления от Божьих Сил Небесных.

Там, где прошел Крестный ход, освящается местность. Если бы у нас было открыто духовное зрение, можно было бы увидеть, как пространство буквально разрезается Крестным ходом, исчезает все греховное и злое, а вся местность буквально наполняется Божьей Благодатью.

Современные старцы говорят, что «пока идут Крестные хода, войны Господь не попустит ». И недавно почивший в Боге старец Иона Одесский (+2014) , незадолго до своей смерти, говорил, что «Украина будет спасаться Крестными ходами» . Вот вам и тема для размышлений – нужны ли Крестные хода, как к ним относиться, участвовать ли в них, — хотя бы немножко, как говорится, от каждого по силам, — или может соучаствовать – встретить приветливо (ведь Сам Спаситель, Богородица, Святые на иконах, хоругвях, и незримо предстоят), покормить, разместить, если надо, на ночлег и т.д. И если местные, однодневные Крестные хода имеют такую силу и благодатное значение, то какая же польза тогда от многодневных, таких, как «Каменец-Подольский – Почаев», «Бравилово – Почаев», «Топлово – Феодоссия» и др.? Ведь здесь уже христианин вступает в своего рода подвиг, — терпит непогоду, бытовые неудобства, свои несовершенства, которые обязательно проявят себя, учится видеть ближнего, а не только себя, обучается смирению, молитве, и упованию на помощь Божию.

Владыка Каменец-Подольский и Городоцкий Феодор в 2007 году перед началом Почаевского Крестного хода произнес следующие слова: «Крестный ход – это духовный подвиг , подвиг, предполагающий веру, а значит и раскрывающий перед верующим возможности и тот мир, который открывается через этот подвиг». И еще он говорил, напутствуя крестоходцев: «Совместная молитва, которую вы будете совершать во время паломнического путешествия, это, пожалуй, самое главное, что будет совершаться во время вашего шестидневного пути до Почаевской Лавры. Паломническое путешествие – это не туризм, это внутренний духовный подвиг , незрим для остальных, но понятен для тех, кто его совершает. В этом незримом духовном подвиге главным является и остается молитва».

Владыка Почаевский Владимир говорил: «В Крестном ходу смотришь, и понимаешь, что жива наша Вера . Этим благословенным, нелегким трудом они прославляют Бога, и нужно сказать, что их всегда покрывала и покрывает Своим покровом Царица Небесная … Путь к Царству Небесному тернистый, мы немощные, падаем, встаем, снова падаем, снова встаем… Крестный ход изображает путь христианина к Царству Небесному, своим личным трудом, добрыми делами люди протаптывают себе тропинку к Царству Небесному. Молебны в дороге служатся для укрепления нашего; молитва – это разговор с Богом. Господь говорит, что будете просить в молитве, то и получите. Потому они и высказывают свои желания, просьбы, и Господь их слышит. Нужно сказать, что молитва в Крестном ходу имеет особенную силу . Раньше с Крестным ходом выходили на поля, просили урожая, дождя, и Господь давал им по соборной молитве. Не успевали с иконами и хоругвями вернуться домой, как уже шел дождь.

Так и во время этого Крестного хода можно наблюдать, что некоторые чего просят, то и получают, — больные исцеляются, немощные подкрепляются, те, кто имеет какие-то слабости, они их покидают, они с ними прощаются. Мы видим, что происходят большие чудеса ».

Действительно, в Крестном ходу главное – молитва. Молитвой испрашивается помощь, без нее никак, очень уж мы сами по себе немощные. И еще крестоходцы знают, что во время Крестного хода Небеса буквально открыты, Бог внемлет их молитвам, — совершаются исцеления, приходит чудесная помощь в борьбе со страстями, в бытовых каких-то нуждах, и помощь домашним, за кого молятся.

Поэтому, если будет молитва, будет и терпение, и помощь благодатная, и приподнятое, радостное состояние духа. Да, это, своего рода, подвиг, и несение своего креста вслед за Крестом Христовым, и Господь дает потерпеть и мозоли, и жару, и холод. Но, давая крест, Господь дает и силы его нести. С Его помощью все устраивается и преодолевается, и остается лишь чувство удовлетворения и счастья, и одно желание — опять все повторить.

Для того, чтобы понять, что такое Крестный ход, нужно им пройти. И тот, кто пройдет хотя бы один раз с Крестным ходом, будет стремиться пройти еще, и еще …

И это касается не только многодневных, но и однодневных Крестных ходов, — и молитва, и терпение, и благодать, и помощь, и исцеления.

Для примера можно рассказать о чуде исцеления, которое произошло после участия в четырехдневном Крестном ходу, который проводился в Днепропетровске перед праздником Введения во Храм Пресвятой Богородицы в 2015 году. Последний, четвертый день, — ухудшение погодных условий, под ногами где снег, где лед, — скользко, холодно, ветер, а впереди – более двадцати километров пути, — с Победы, через Южный мост, через Приднепровск, Ксеньевку на Одинковку. И, именно в этот день, приехала с близлежащего села для участия в нашем покаянном ходе бабушка Ева. Как оказалось потом, с больными, опухшими ногами, и с хронически больной поясницей, так как, в свое время, долгое время работала дояркой… И вот звонят от нее с благодарностью – ноги перестали болеть, сошла отечность, и самое удивительное, – перестала болеть, сколько лет мучающая, спина, ушла боль из поясницы! Говорит, — хожу и сама удивляюсь, — ничего не болит, Божья благодать исцелила чудесным образом! И еще призналась, что три последующие дня, до праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы, она, да и окружающие ее близкие люди, слышали, явно исходившее от нее, благоухание.

Хочется от себя еще добавить, что даже если бы не было этого исцеления, терпение и сила воли этой старенькой бабушки, — когда ей предлагали сойти раньше с маршрута, чтобы не было через силу, ведь как трудно, да еще сапоги скользкие, не соглашалась, твердила, дойду до конца, — запомнились всем участникам этого хода. Но вот и Господь не оставил ее без Своего внимания! Знаете, как сказал однажды прп. Амфилохий Почаевский (+1970) , когда у него спросили, почему одни люди благодатные, а другие нет. – Все зависит от терпения, чем больше человек терпит, тем большую получает благодать! Так и в нашем случае, Господь подтвердил истинность слов Своего угодника, показал нам, что Он близко, рядом, и всегда готов, по вере нашей, прийти к нам на помощь.

Л. Очай

01.01.2017

Служба в церкви на Пасху - особенно торжественна, поскольку знаменует собой главное для христиан событие года. В спасительную ночь Светлого Христова Воскресения принято бодрствовать. С вечера в Великую Субботу в храме читаются Деяния святых апостолов, содержащие свидетельство в Воскресении Христовом, после чего следует Пасхальная полунощница с каноном Великой Субботы.

Пасхальное богослужение начинается Крестным ходом в полночь с субботы на воскресенье. В храм прийти желательно чуть раньше. Но поскольку не все люди могут прийти в церковь в полночь, во многих храмах обычно совершается по две или даже три Литургии. Повторяются они как правило утром и днем в воскресенье.

Участвовать в богослужении и святить куличи могут все желающие, независимо от того, являются ли они крещеными. Однако не крещеным людям не полагается причащаться. Желающим поучаствовать в Крестном ходе нужно приходить в храм трезвыми. Появление на богослужении в состоянии опьянения считается проявлением неуважения к празднику.

Пост прекращается после окончания Божественной Литургии и причащения. Ежегодно праздничная служба заканчивается в районе 4 часа утра. После этого верующие могут вернуться домой, чтобы разговеться, или же при желании сделать это прямо в церкви. Для тех, кто пропустил ночную службу, пост заканчивается после окончания той Литургии, на которую прихожанин смог попасть, чтобы причаститься.

Особенности Пасхального Крестного хода

Служба в Великую субботу перед Пасхой, которая в 2018 году будет 7 апреля, начинается за несколько часов до полуночи. Священнослужители находятся у престола, они зажигают свечи. Это же делают люди, которые приходят в храм на службу. Пение начинается в алтаре, потом к нему примыкает пасхальный трезвон.

Именно когда начинают звонить колокола в храме в эту ночь, начинается Крестный ход. Шествие идет как бы навстречу воскресшему Иисуса Христу. Всегда в начале хода идет человек, который несет фонарь, за ним следует крест, образ Девы мари. Священнослужители идут двумя рядами, также крестный ход совершает хор и все верующие.

Храм обходится трижды, и каждый раз нужно останавливаться перед его закрытыми дверями. Данная традиция имеет свою символику – закрытые двери храма являются символом входа в пещеру, где был Гроб Иисуса Христа. Только после того, как священнослужитель говорит о том, что Христос Воскрес, двери храма открываются.

Шествие торжественно входит в храм через открытые двери и служба продолжается. Это уже праздничная служба о чудесном Воскресении Христовом и Пасху уже наступила. Крестный ход в любой церкви накануне Пасхи проводится обязательно, это зрелищное и массовое событие, которое позволяет по-настоящему прочувствовать дух праздника. На праздничный стол можно будет подать салат снежные сугробы.

Несколько важных правил, как вести себя во время пасхальной службы в храме:

  • Ни в коем случае в течение службы нельзя поворачиваться к алтарю спиной;
  • Мобильные телефоны отключить уже при входе на территорию храма;
  • Если берете с собой детей, то нужно следить за тем, чтобы они вели себя тихо, понимали суть происходящего, не бегали вокруг и не отвлекали людей;
  • Во время чтения священник часто осеняет себя крестом и Евангелием, не обязательно каждый раз тоже креститься, но обязательно нужно кланяться в такие моменты.
  • Обязательно креститься нужно каждому верующему, который находится на службе в храме, при словах: «Господи, помилуй», «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну, и Святому духу».
  • Осенять себя крестом нужно трижды при входе в храм, а также трижды при выходе из храма.
  • Во время пасхальной службы не принято троекратно целоваться и дарить друг другу крашеные яйца, это нужно сделать уже после того, как служба закончится.
  • Одежда должна быть чистой и скромной. Не стоит приходить в храм в брюках женщинам, без покрытой головы.
  • Креститься всегда обязательно нужно без перчаток.
  • Также обратите внимание, что нельзя в ходе богослужения громко разговаривать друг с другом или разговаривать по телефону.

Во сколько начнется Пасхальное богослужение в Храме Христа Спасителя?

Каждый год христиане с нетерпением ждут этого великого праздника. Не каждый сможет попасть в Храм Христа Спасителя.

Поэтому Великое Пасхальное богослужение можно смотреть в прямом эфире. В этом году прямое включение будет в 23.30. Можно посмотреть на Первом канале.

Видео поздравление с Пасхой


Loading...Loading...