Кто сильнее гор или анубис египетские боги. Психостазия, или «взвешивание души»

Один из самых таинственных древнеегипетских богов - это Анубис. Он заведует царством мертвых и является одним из его судей. Когда египетская религия только начинала свое существование, бога воспринимали как черного шакала, что пожирает мертвых и охраняет вход в их царство.

Внешний вид

Немного позднее от первоначального образа осталось не так уж и много. Анубис - это бог царства мертвых в древнем городе Сиуте, выше него в религии египтян стоит лишь бог в обличье волка по имени Упуату, которому и подчиняется божество из царства мертвых. Считалось, что именно Анубис переводит души умерших между мирами.

А вот куда попадет усопший, решал Осирис. В его палате собирались 42 бога-судьи. Именно от их решения зависело, попадет душа на Поля Иалу или будет предана духовной смерти навсегда.

Весы Анубиса

Упоминание этого бога отражено в Книге мертвых, составленной для пятой и шестой династии фараонов. Один из жрецов описал собственное пребывание совместно с женой у Анубиса. В книге сказано, что он с супругой склонил колени перед божественными судьями. В палате, где решается судьба души, установлены специальные весы, за которыми стоит бог смерти Анубис. Он кладет на левую чашу сердце жреца, а на правую - перо Маат - символ истины, отражающий праведность и непогрешимость человеческих деяний.

Анубис-Саб - еще одно египетское имя этого бога. Оно означает "божественный судья". В летописях есть информация о том, что у него были магические способности - он мог видеть будущее. Именно Анубис отвечал за подготовку усопшего к смерти. В его обязанности входило бальзамирование и мумификация тела. После чего вокруг тела он выставлял детей, у каждого из них в руках были сосуды с органами покойника. Этот ритуал проводился для охраны души. Поклоняясь Анубису, во время подготовки тела жрецы надевали маску с ликом шакала. Правильное проведение всех обрядов давало гарантию, что ночью мистическое божество защитит тело усопшего от влияния злых духов.

Греко-римская вера

Когда в Римской империи началось активное развитие культов Исиды и Сераписа, восприятие божества Древнего Египта с головой шакала немного изменилось. Греки и римляне начали считать его слугой верховных богов, сравнивая бога мертвых с Гермесом. В те времена считалось, что он покровительствует анестезиологам, психологам и психиатрам. Такое мнение появилось после приписывания Анубису дополнительных качеств. Также считалось, что он способен указать верный путь заблудшему, вывести его из лабиринта.

Древнеегипетский бог смерти

В основном изображали Анубиса с телом человека и головой шакала. Его главная миссия заключалась в переправлении души в загробный мир. Есть записи, что он являлся людям в период Старого царства, принимая образ Дуата. По легендам, его матерью была а супругой стала богиня Инут.

Больше всего Анубису поклонялись в Кинополе - столице семнадцатого египетского нома. В одном из циклов описаний богов покровитель мертвых помогал Изиде в поисках частей Осириса. А вот во времена анимистических представлений представал перед жителями Анубис в образе собаки черного цвета.

Со временем египетская религия развивалась, и Анубис изменил свой образ. Теперь его изображали как человека с головой собаки. Кинополь стал центром смерти. По мнению египтологов, распространение культа было чрезвычайно быстрым по тем временам. По мнению жителей Древнего царства, это божество являлось хозяином загробного мира, и звали его Хентиаментиу. До появления Осириса он был главным на всем Западе. В других источниках указано, что это не его имя, а название места, где расположен храм поклонения Анубису. Дословный перевод этого слова звучит как "самый первый житель запада". Но после того, как египтяне начали поклоняться Осирису, многие функции Дуата перешли новому верховному богу.

Период Нового царства, XVI-XI века до нашей эры

В египетской мифологии Анубис - это бог мертвых, сын Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного бога мать прятала от Сета, своего законного супруга, в болотах Нила. Впоследствии его нашла Исида, богиня-мать, которая и воспитала Анубиса. Спустя какое-то время Сет, превратившись в леопарда, убил Осириса, разорвав его тело на кусочки и разбросав по всему миру.

Помогал Исиде собрать останки Осириса Анубис. Он завернул тело своего отца в специальную ткань, и, по легенде, именно так возникла первая мумия. Именно благодаря этому мифу Анубис стал покровителем некрополей и богом бальзамирования. Таким образом сын хотел сохранить тело отца. По приданию, у Анубиса была дочь Кебхут, которая совершала возлияния в честь умерших.

Имя

В период Древнего царства с 2686 до 2181 годы до нашей эры имя Анубис записывалось в виде двух иероглифов, дословный перевод которых звучит как "шакал" и "мир ему". После этого имя бога начали записывать как "шакал на высокой подставке". Это обозначение используется до сих пор.

История культа

В период с 3100 до 2686 годы до нашей эры представляли Анубиса в виде шакала. Его изображения есть и на камне времен эпохи правления первой династии фараонов. Раньше людей хоронили в неглубокие ямы, которые часто разрывали шакалы, возможно, именно поэтому египтяне ассоциировали бога смерти с этим животным.

Самыми древними упоминаниями этого бога считаются указания в текстах пирамид, где Анубис встречается в разъяснениях правил погребения фараонов. На то время этот бог считался самым значимым в царстве мертвых. Со временем его влияние ослабело, а уже во времена римской эпохи изображали древнего бога Анубиса совместно с мертвыми, которых он вел за руку.

Что касается происхождения этого бога, то сведения также менялись по истечении времени. Рассматривая раннюю египетскую мифологию, можно найти упоминания о том, что он сын бога Ра. Найденные тексты саркофагов сообщают, что Анубис - это сын с головой кошки) или Хесат (богини-коровы). Спустя какое-то время его матерю стала считаться Нефтида, бросившая младенца, после чего его усыновила ее сестра Исида. Многие исследователи считают, что подобное изменение родословной бога не что иное, как попытка сделать его частью родословной бога Осириса.

Когда же на престол взошли греки, египетский Анубис был скрещен с Гермесом и превратился в единого бога мертвых Германубиса из-за схожести их миссий. В Риме этому богу поклонялись до второго века нашей эры. Потом же упоминания о нем можно было встретить в алхимической и мистической литературах Средних веков и даже эпохи Возрождения. Несмотря на мнение римлян и греков, что египетские боги слишком примитивны, а их образы непривычны, именно Анубис стал частью их религии. Они сравнивали его с Сириусом и почитали как цербера, живущего в царстве Аида.

Религиозные функции

Главной функцией одного из Анубиса была охрана могил. Считалось, что он охраняет пустынные некрополи на западных берегах Нила. Об этом свидетельствуют тексты, высеченные на могилах. Также он занимался бальзамированием и мумифицированием трупов. В погребальных камерах фараонов проводились обряды, где жрецы, надевая маску шакала, выполняли все необходимые процедуры, чтобы ночью бог защитил тело от злых сил. По легендам, Анубис спасал тела умерших от разъяренных сил, используя для этого раскаленный железный прут.

Сет в образе леопарда пытался разорвать тело Осириса, а Анубис спас его, заклеймив мужа своей биологической матери. С тех пор считается, что так у леопарда появились пятна, а жрецы, посещая покойников, надевали их шкуры, чтобы отпугнуть нечисть. Бог Египта Анубис также отводил души умерших на суд Осириса, как и греческий Гермес, приводил покойников к Аиду. Именно он решал, чья душа на весах тяжелее. И от того, как он взвесит душу усопшего, зависело, попадет она на небеса или отправится в пасть страшному чудовищу Амат, представлявшего собой гиппопотама со львиными лапами и пастью крокодила.

Образ в искусстве

Именно Анубиса чаще всего изображали в искусстве Древнего Египта. В самом начале его представляли черным псом. Стоит отметить, что оттенок был чисто символическим, он отражал цвет трупа после натирания его содой и смолой для дальнейшей мумификации. Кроме того, черный отражал цвет ила в реке и ассоциировался с плодородием, предвещал возрождение в мире мертвых. Позже изображения изменились, представлять бога смерти Анубиса стали в форме человека с головой шакала.

Вокруг его тела проходила лента, а в руках он держал цепь. Что касается погребального искусства, то изображался он как участник мумификации либо же сидящим на могиле и охраняющим ее. Самым уникальным и необычным изображением Анубиса стала находка в гробнице Рамсеса второго в городе Абидос, где лик бога был полностью человеческий.

Анубис – древнегреческий вариант имени одного из божеств Древнего Египта. Сами египтяне называли его Инпу и изображали с человеческим телом и головой собаки или шакала. Священным животным этого бога считался обыкновенный шакал (по современной классификации). Шерсть у него тёмно-рыжая и по цвету напоминает золото. А к жёлтому благородному металлу жители Египта относились всегда очень трепетно и ассоциировали его с богами.

Египетская цивилизация существовала несколько тысячелетий. Поэтому бог Египта Анубис в разные времена выполнял разные роли. Но он постоянно имел неразрывную связь с подземным царством мёртвых. В период Раннего царства (3000-2700 гг. до н. э.) это божество изображали не только с головой, но и с телом шакала.

В тот период шакалы были неразрывно связаны с кладбищами, так как мёртвых хоронили в мелких могилах. Хищники их разрывали и поедали мёртвую плоть. Поэтому жрецы создали образ божественного шакала, и тот, в соответствии с мифологией, стал защищать погребённых от других шакалов.

Во времена Древнего царства (2700-2180 гг. до н. э.) Анубис продолжал выполнять функцию защитника гробниц. Он считался одним из самых важных богов мёртвых. Постепенно его обязанности расширились, и он стал не только защитником, но и проводником умерших в царство мёртвых. Соответственно, изменились и изображения бога. Его наделили человеческим телом, а вот голова осталась шакальей.

Позже он стал царствовать в подземном мире, и лишь в эпоху Среднего царства (2055-1760 гг. до н. э.) Анубиса заменили Осирисом. Именно последний начал безраздельно повелевать над мёртвыми, а бог с головой шакала вёл к нему умерших, держа за руку.

Слева сидит Осирис, перед ним стоит Анубис и держит за руку умершего

Кто, согласно мифологии, был отцом Анубиса? В ранних египетских текстах его называли сыном Ра, не указывая мать. Затем матерью стала Нефтида – правнучка Ра. Помимо этого, матерью считали богиню Баст. Изображали её с головой кошки. Однако свои уточнения, дошедшие до наших дней, внёс древнегреческий философ Плутарх.

Он считался специалистом по Древнему Египту, по его мифам, легендам, преданиям. По утверждению этого всеми уважаемого философа бог Египта Анубис приходился сыном Нефтиде и Осирису. Нефтида и Осирис – родные сестра и брат. Но Нефтида была замужем за Сетом, а Осирис состоял в браке с Исидой. Поэтому бог с головой шакала был незаконным сыном Осириса. А мать Нефтида оказалась абсолютно равнодушной к ребёнку. Боясь скандала с мужем, она выбросила младенца в камыши. Его нашла Исида и воспитала. То есть именно она являлась его фактической матерью.

Когда Анубис вырос, то стал проводником в мир мёртвых. А в это время Сет убил Осириса и начал править Египтом. Исида принесла останки мужа Анубису, и тот сделал из них первую на берегах Нила мумию. После этого Исида забеременела от мумии и родила сына Гора. Тот одержал победу над Сетом и оживил Осириса. Далее, согласно мифам, Гор остался править миром живых, а Осирис отправился повелевать царством мёртвых, и тем самым начал сотрудничать с Анубисом.

Суд Осириса: Анубис (слева) и Тот (справа с головой ибиса) взвешивают сердце умершего. Возле весов сидит чудовище Амат с головой крокодила и телом льва

В Книге Мёртвых описывается суд Осириса над умершими. Ему в этом помогают Анубис и бог мудрости и знаний Тот. Последние занимаются тем, что взвешивают на весах совесть почившего в виде сердца. На одной чаще весов находится само сердце, а на другой истина, представленная в виде пера, взятого из головного убора богини истины Маат.

В том случае, если умерший прожил свою жизнь праведно и честно, то перо перевешивало сердце или весило с ним одинаково. Праведника бог Египта Анубис подводил к Осирису, и тот отравлял счастливчика в поля Иалу. Там его ждали вечная жизнь и блаженство. А вот если сердце перевешивало перо, то такой умерший попадал в разряд грешников. Его поедало находящееся возле весов чудовище Амат. Изображали его с телом льва и головой крокодила.

Греческие писатели, жившие в эпоху римского периода, описывали Анубиса как проводника душ в царство мёртвых. Они ассоциировали его с богом Гермесом, который в древнегреческой мифологии выполнял аналогичную роль. А вот Осириса они представляли как повелителя подземного мира, каковым он и являлся в действительности, согласно мифам Древнего Египта.

Древнеегипетская культура является особенной, она до сих пор интересна людям и исследователям всего мира, её наследие определённо велико в рамках всей планеты.

Отдельная и существенная её часть отводится всяческим божествам, разнообразие которых немаленькое. Всем известен такой персонаж, как ведь его почитали повсеместно, в его честь совершали обряды и строили величественные здания. Однако не меньше внимания следует уделить и Анубису, египетскому богу смерти, ведь его влияние и авторитет также не ставились под вопрос.

Этот бог покровительствовал мёртвым, сопровождая их на главный суд, также он отвечал за соответствующие места погребения. Ещё процесс мумифицирования, как, в общем, и всё, что хоть как-то касалось смерти, находились в зоне влияния Анубиса.

Он считается сыном другого великого бога - Осириса, которого совратила богиня Нефтида. И при этом его культ был более ранним, он зародился в эпоху около 2 500 лет до нашей эры, местом начала его почитания стал египетский город Кинополь, который навсегда закрепил звание центра поклонения Анубису. Отсюда и по всему Египту подобное верование распространилось быстро.

В древнейшие времена Анубис, египетский бог смерти, единолично правил этой сферой жизни:

  • владел загробным миром;
  • вёл счёт сердцам умерших.

Сперва его изображали животным (или некоей смесью животных):

  • дикая собака;
  • чёрный шакал;
  • охотничий пёс.

Данный образ возник не случайно, жители настороженно относились к шакалам, так как те разрывали захоронения. Чтобы изменить это, было принято обожествить данное животное, связав его с именем Анубиса. Также полагали, что бродячие собаки и шакалы смогут оберегать могилы. К тому же они обитали в пустынях, считающихся началом другого, загробного мира.

Со временем образ Анубиса обрёл человеческий вид, только он всё равно имел голову одного из указанных животных, чаще всего - шакала. В этом проявлялось значение египетского бога смерти Анубиса:

  • связь с загробным;
  • защита;
  • верность;
  • охота;
  • преданность.

Обычно его изображения были насыщенны чёрным цветом, который всегда встречался при похоронах великих правителей. В мифах указывается, что как раз Анубис и придумал похороны и мумифицирование.

Однако и другие цвета присущи этому божеству:

  • белый - символизирует бинты;
  • зелёный - символизирует возрождение.

Все, кто был связан с ритуалами поклонения ему и похорон использовали соответствующие атрибуты, что выражало почтение к Анубису:

  • маска шакала;
  • жезл с собачьей шкурой;
  • посох с изображением головы шакала.

Уважение к символичным животным достигло того, что при храмах держали собаку или шакала, когда этот священный зверь умирал, его тело бальзамировали и оставляли в том же храме.

Анубис, значение египетского бога смерти в культуре

Первое значение египетского бога смерти Анубиса было связано с мумиями и их защитой. Затем главенствующую роль в пантеоне стал занимать Осирис, немного сдвигая права своего сына, ставшего слугой и помощником. Он и дальше занимался умершими, провожал души в загробную жизнь и доставлял их на суд, где сам взвешивал сердца, измеряя количество совести.

Согласно чистое сердце должно быть легшее пёрышка богини Маат, которая отвечала за истину и справедливость. Если взвешенная Анубисом душа была такой, то покойника отправляли в рай, иначе - грешник сразу же был съеденн грозным зверем по имени Амат, имеющим смешанную внешность (львиное туловище, крокодилья голова).

В общем, различные значения египетский бог смерти Анубис имел, однако все они связаны напрямую:

  • повелитель священной земли;
  • первый, кто встречает умершего;
  • хранитель могил;
  • управляющий гробницами;
  • исполнитель приказов Осириса.

Наибольшая популярность поклонения Анубису зафиксирована при Новом царстве, тогда его изображение имелось почти во всех гробницах, причём не только фараонов, но и их подчинённых.

Помимо прямых описанных обязанностей Анубис, египетский бог смерти, соотносился ещё и с магическими знаниями, к нему взывали маги для получения защиты и дара предсказания.

Слава о нём и влияние распространились на все области Египта, и даже разнеслись по Средиземноморью. Упоминания имеются в древних трудах и египтян, и греков, которые также поклонялись этому богу загробного мира, объединив его с Гермесом. О нём писали:

  • Плутарх;
  • Страбон;
  • Вергилий.

Поклонение этому богу стало настолько распространённым потому, что египтяне интересовались загробной жизнью намного больше, чем бренной жизнью на Земле. Поэтому почитали Анубиса искренне и всецело, чтобы с честью пройти суд мёртвых и затем вернуться в своё тело, которое останется сохранным благодаря бальзамированию, придуманному тем же самым божеством.


Древнеегипетский бог Анубис

Анубис (по-египетски Инпу) –бог Древнего Египта, который изображался с головой шакала и человеческим телом, проводник в загробный мир. В период Старого Царства появлялся людям в образе бога Дуата. В древнеегипетской мифологии является сыном богини Нефтиды. Супругой Анубиса считалась богиня Инут.

Наиболее широко Анубис почитался в столице 17 египетского нома – городе Кинополь. В цикле Осириса описывается, как он помогал Изиде искать части Осириса, разбросанные по земле.

В период анимистических представлений Анубис представлял собой черную собаку. Начиная с определенного периода развития египетской религии в Древнем Египте, Анубис стал изображаться как человек с собачьей головой, при этом все функции бога сохранились. Город Кинополь всегда был центром поклонения Анубису . Египтологи утверждают, в ранний период культ Анубиса распространялся с неимоверной быстротой. В Древнем Царстве бог Анубис был хозяином загробного мира и звался Хентиаментиу . Кроме того, до появления в Египте культа Осириса он был главным богом всего Запада. Согласно некоторым книгам Хентиаментиу было названием местоположения некоторого храма, в котором поклонялись данному богу.

По одному из переводов данный эпитет являлся «Самый первый западный житель». После расцвета культа Осириса, как верховного бога, эпитет царя Дуата и определенные функции Анубиса переходят к самому Осирису (в период Старого Царства он был олицетворением умершего фараона). Сам Анубис стал проводником мертвых по области Дуата (Аменти), сквозь которую душа должна была пройти на суд Осириса.

В одном из разделов египетской Книги Мертвых, который приводится на Папирусе Ани, подробно описываются представления египтян о загробном царстве. Этот раздел, написан приблизительно во времена XVIII династии. Одна из глав приводит описание Великого Суда Осириса, на котором бог Анубис клал на Веса Истины сердце умершего. В левую чашу клали сердце, а в правую – перо египетской богини Маат, которое должно было символизировать истину.

При исследовании египетской мифологии , начиная с историков Древней Греции и заканчивая историками современности, сформировались некоторые представления о положении Анубиса в египетском пантеоне. Анубис был богом Дуата, причем до самого конца периода Старого Царства он был его царем и судьей мертвых. Впоследствии его функции переходят к Осирису, а сам он становится божеством погребальных мистерий и некрополей. На Суде помогает Осирису судить умерших.

17.06.2017

Анубис – или по другим вариантам Инпу – один из известнейших богов цивилизации Древнего Египта. Согласно верованиям древних египтян он сопровождал души умерших в их пути до последнего пристанища в загробном царстве.

Внешний вид и атрибутика Анубиса

На найденных при археологических раскопках фресках, вазах и других предметах Анубис изображался с головой шакала и телом человека. Иногда он изображался просто в виде лежащего черного шакала, либо в виде дикой собаки. Именно этим объясняется и выбор отождествляемых с богом животных – они обитают в окружающих царство Древнего Египта пустынях, которые у египтян считались началом пути в загробное царство.

Как правило он изображался с кожей черного цвета. Это нехарактерный цвет для шкур собак и шакалов. По всей вероятности такой выбор цвета кожи был определен ролью, которая отводилась Анубису в обрядах. Черный – это цвет атрибутов ритуальных обрядов при похоронах фараонов, покровителем и создателем которых считался бог. В частности, черный цвет имеет смола, на основе которой делался состав для мумифицирования.

Другими характерными для его изображений цветами были белый – цвет бинтов, которыми оборачивались мумии, и зеленый – символ возрождения.

Очень часто Анубис изображен держащим в руке посох с вырезанной головой шакала на конце или с жезлом, обернутым собачьей шкурой. Такими же атрибутами пользовались и жрецы, проводившие посвященные богу обряды. Также при храмах божества обязательно жила собака или шакал, считавшиеся священными. После смерти животных их тела мумифицировались и продолжали храниться в храме.

История развития культа Анубиса

Около 2.5 тысяч лет до нашей эры культ Анубиса зародился в одном из номов – районов – Древнего Египта. Центром наибольшего почитания был город Каса, или Кинополь, как его называли в Греции. Оттуда культ Анубиса в течение довольно непродолжительного времени получил распространение по территории всего Древнего Египта.

В первый период своего развития во время Древнего Царства (приблизительно 2.3 тысячи лет до нашей эры) именно Анубис был богом мертвецов и именно он, а не Осирис, владел миром мертвых и считал сердца умерших людей. Осирис же почитался лишь как олицетворение фараона после его смерти. Однако с течением времени приблизительно к началу второго тысячелетия до нашей эры Анубис начал становиться второстепенным по сравнению с Осирисом, и именно последний стал ассоциироваться с властелином мира мертвых и стал именоваться эпитетами, ранее относившимися к Анубису. Такими как например «Хентиаменти» — тот, кто идет во главе стран Запада (как называли тогда мир мертвых).

Другими эпитетами бога, сохранившими отношение к нему и после возвеличивания культа Осириса, были: владыка священной страны (то есть – хозяин некрополя), стоящий перед залом богов (как называли зал, в котором проводился обряд мумификации), сын коровы Хесат и ряд других.

Анубис стал вторым по значению после Осириса в культе почитания умерших. Он принимал важное участие в окружающих Озириса мистериях и связанных с ними верованиях. Анубису стала отводиться важная роль в ритуальных обрядах и он стал почитаться как бог бальзамирования и обрядов погребения, покровителем и охранником мест захоронений. Также, согласно мифам, именно Анубис считался создателем искусства мумифицирования.

Согласно относящимся к этому периоду времени мифам Анубис начинает сопровождать умерших на посмертный суд, на котором он извлекал сердце покойного и взвешивал его, сравнивая с пером древнеегипетской богини справедливости и истины Маат. Если сердце, являвшееся символом совести человека, перевешивало перо, то это говорило о его грешности. В этом случае зверь Амат, выглядевший как лев с крокодильей головой поедал грешника. Если же сердце было не тяжелее пера Маат – покойный попадал в рай.

Мифы, связанные с Анубисом

Согласно легендам, преданиям и мифам Древнего Египта, Анубис является сыном Озириса, бога возрождения, и его сестры Нефтиды, по большинству версий исследователей мифов являвшейся богиней смерти.

Осирис был правителем Египта и мужем сестры Нефтиды – богини плодородия, женственности и покровительницы материнства. Сама же Нефтида являлась женой Сета – бога войны, ярости, смерти и песчаных бурь. Нефтида, тайна любившая Осириса, однажды не сумела сдержать чувств, приняла облик сестры и совратила ее мужа. В результате этой двойной измены и появился на свет младенец Анубис.

Нефтида испугалась возможной мести за измену со стороны своего яростного мужа Сета и в панике бросила мальчика заросли Нильского камыша (или спрятала, если верить другим версиям мифа). В этих зарослях младенец-Анубис и был найден Исидой, которая взяла его на воспитание и стала его приемной матерью. Вот так младенец, брошенный матерью, неожиданно оказался усыновлен собственным отцом.

Спустя годы Осириса убил Сет, завидовавший его власти и не остановившийся перед убийством родного брата. Он убил, расчленил тело Осириса и разбросал останки по земле всего Египта. И тогда именно Анубис помог мачехе найти и собрать тело отца. Собранные части тела он сложил вместе и замотал в пропитанные особым настоем ткани. Так Анубис впервые создал мумию фараона и стал богом – охранителем некрополей. Анубис не нашел лишь одну часть тела отца – его детородный орган, так как он был брошен Сетом в Нил и съеден рыбой или крокодилом.

Но ничего страшного, находчивая вдовствующая богиня не растерялась, а слепила недостающую часть тела из глины. А после этого не только догадалась приделать её на прежнее место, но и сумела даже забеременеть, родив сына Гора, от которого впоследствии и вели свой род все фараоны Древнего Египта.

Гор занял принадлежавшее ему по праву рождения место на троне, сместив дядю узурпатора, а после этого при помощи магии и заклинаний Анубиса воскресил отца. Но воскресший Осирис не пожелал вновь садиться на трон и ушел в царство мертвых, став его правителем. Анубис же стал его советником на посмертном Суде и проводником душ после смерти их тел.

Связанные с Анубисом божества

Анубис был достаточно широко известен и за пределами Египта. Упоминания о нем встречаются в произведениях таких широко известных авторов, как жившие в 1-м веке до нашей эры греческие ученые Страбон и Плутарх. В известной поэме Энеида древнеримского автора Вергилия изображение Анубиса было на щите главного героя – троянского героя-полубога Энея.

Анубис почитался в Древней Греции, где его культ соединяли с культом Гермеса, выполнявшего в греческой мифологии схожие функции. В самом Египте в более поздние периоды Анубис отождествлялся с рядом других божеств. Одним из них стал Исдес, в ранние годы Древнего Египта выступавши в роли одного из самостоятельных богов царства умерших.

Другой пример — это богиня Инпут. Обычно она выступала в роли жены Анубиса, но в ряде районов Египта она считалась его женской сущностью. В честь нее был назван ном – административный район – древнеегипетского государства, в котором культ Анубиса наиболее сильно почитался. Как и Анубис, она изображалась с головой собаки, но на женском теле.

Loading...Loading...