Кто такой гапон что он сделал. Кто такой поп Гапон

ИЗ СВЯЩЕННИКОВ В РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ?

О Кровавом воскресенье, которое произошло в Петербурге 9 января 1905 года, многое известно еще из школьной программы. Георгий Гапон - очень популярный в ту пору деятель, создатель авторитетной организации под названием Собрание русских фабрично-заводских рабочих Петербурга - стал инициатором трагически закончившегося шествия к царю. Священник, который был во главе одной из рабочих колонн, получил ранение возле Нарвской заставы. Из-под огня его вытащил Петр Рутенберг , который спустя год с небольшим, вероятно, участвовал в его убийстве.

После 9 января в сознании Гапона произошел перелом. Если до этого дня он верил в царя, то теперь под влиянием случившегося в столице расстрела написал листовку с призывом к немедленному восстанию. Он сделал это в квартире знаменитого писателя Максима Горького , который очень тепло встретил батюшку.

Вскоре Рутенберг отправил Гапона в имение людей, сочувствовавших революционерам. Там отец Георгий должен был дожидаться, когда его перебросят за рубеж. Однако по дороге священник разминулся с проводниками, и ему пришлось переходить границу самостоятельно. Вблизи городка Таураге в него стрелял пограничник, но Гапон ушел невредимым.

ГЕРОЙ ЗАПАДНОЙ ПРЕССЫ

Георгий Гапон был популярен среди осевших в Западной Европе российских революционеров всех мастей. Даже Владимир Ленин , который не испытывал почтения к религии, перед встречей с ним сильно волновался. Выступая затем на III съезде РСДРП, Ленин охарактеризовал Гапона как «человека, безусловно, преданного революции, инициативного и умного, хотя, к сожалению, без выдержанного революционного миросозерцания».

Но отец Георгий имел успех не только в революционной среде. О нем стала писать и западная пресса. Батюшка отлично смотрелся в роли преданного народу героя: красивый, обаятельный мужчина, да и говорит хорошо.

Известность приносила деньги: журналисты неплохо платили за интервью. И у служителя культа, выражаясь современным языком, поехала крыша. В Петербурге Георгий Аполлонович был скромен в быту, но за границей почувствовал вкус красивой жизни. Священник отметился рядом романов со светскими львицами, стал наведываться в Монте -Карло.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ НЕВЕЖДА

Гапон, пока фартило, ринулся в политику. Но служитель культа оказался абсолютно невежественным. Он совершенно не разбирался в сути идеологических разногласий между оппозиционными силами.

Священник решил объединить всех эмигрантов, причем не только революционеров, но и либералов. Понятное дело, вокруг себя: он всегда был достаточно честолюбивым. 24 апреля 1905 года Георгий Аполлонович созвал в Женеве конференцию, на которую съехались представители одиннадцати партий. На ней приняли решение о создании общего комитета, в задачу которого входило «революционное воспитание масс». Гапона включили в состав.

Однако вскоре авторитет отца Георгия в революционной среде стал стремительно падать. Достаточно образованных по тем временам лидеров левых партий раздражала политическая безграмотность батюшки, его чрезмерное стремление к лидерству. Да и общаться с простыми рабочими священнику было гораздо проще, нежели с «высокоумными интеллигентами».

ТРОЙНАЯ ИГРА

И тогда Гапон написал письмо председателю Совета министров Сергею Витте, параллельно вступив в контакт с департаментом полиции. Суть его предложений заключалась в следующем: разрешить деятельность фактически разогнанного после 9 января Собрания русских фабрично-заводских рабочих и использовать батюшку в качестве информатора. Властей эта инициатива заинтересовала. Во многом потому, что собрание могло стать противовесом нарождающимся профсоюзам, где имели влияние левые партии.

После Манифеста 17 октября 1905 года отец Георгий вернулся в Россию и стал вести даже не двойную, а тройную игру. Перед властями выступал как «умиротворитель рабочих». Перед революционерами позиционировал себя как радикал, который вынужден скрывать свои истинные намерения. В пролетарской среде хотел быть своим в доску. Однако и те, и другие, и третьи чувствовали неискренность батюшки, теряли к нему доверие.

С появлением Манифеста пресса получила некоторую свободу, и журналисты начали выкапывать неприятные для Георгия Аполлоновича факты. В частности выяснилось, что батюшка запускал руку в карман Собрания.

И тут Гапон решился на неординарный шаг. Священник заявил Департаменту полиции, что его старый знакомый эсер Петр Рутенберг готов за «адекватную сумму» сдать полиции боевую организацию этой партии. Отметим, что тот не мог этого сделать даже при всем желании: он не имел никакого отношения к боевикам. Получив согласие властей, отец Георгий сделал соответствующее предложение Рутенбергу.

ПОВЕСИЛИ СТОРОННИКИ?

Обстоятельства гибели священника до сих пор окутаны тайной. Хотя полиция и возбудило уголовное дело, обвинение в убийстве никому не предъявили. Итак, 28 марта 1906 года Гапон выехал из Петербурга по Финляндской железной дороге и не вернулся обратно. По сведениям рабочих, он следовал на деловую встречу с представителем партии эсеров. В середине апреля в газетах появилась информация, что священник задушен веревкой и его труп висит на одной из пустующих дач под Петербургом. Вскоре эти сообщения подтвердили официально.

Некоторые подробности стали известны из публикаций в российской и зарубежной прессе, а также из мемуарной литературы. 28 марта 1906 года Рутенберг назначил Гапону встречу в Озерках. Якобы для достижения окончательной договоренности. Во время беседы в соседней комнате находись двое приглашенных Рутенбергом рабочих. Это были сторонники Гапона, если можно так выразиться, участники Кровавого воскресенья. Поняв, каким нечистоплотным человеком был их кумир, пролетарии без долгих разговоров повесили батюшку.

Было это запланированное убийство или рабочие действовали под влиянием эмоций, так и осталось загадкой.

КСТАТИ

Незадолго до гибели Георгий Гапон обещал обнародовать документы, касающиеся его отношений с Сергеем Витте. «Когда они станут достоянием общественности, многим не поздоровится», - уверял священник. Он договорился с адвокатом, что в случае его смерти тот опубликует эти материалы.

После убийства Гапона юрист выехал в Европу, чтобы предать информацию огласке в зарубежной прессе. Но по дороге он внезапно скончался от желудочных болей, при этом документы бесследно исчезли.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Весной 1906 года Петр Рутенберг тоже отправился за границу. Возможно, скрывался от следствия. Он вернулся в Петроград после Февральской революции, стал одним из руководителей городской Думы. 24 октября 1917 года защищал Временное правительство. Его арестовали и посадили в Петропавловскую крепость. Через несколько месяцев большевики освободили Рутенберга.

Он эмигрировал из советской России, перебрался в Палестину , где наряду с политикой занимался электрификацией. Был знаком с Уинстоном Черчиллем и Бенито Муссолини . Создал Палестинскую электрическую компанию. Имя Рутенберга носит электростанция вблизи Ашкелона.

Из числа имен, что гремели в политической жизни России в начале XX века, лишь весьма ограниченное число знакомо россиянам, живущим столетие спустя.

Несомненно, входит в это число. Все, кто учился в советской школе, да и позднее, хорошо знакомы с термином «гапоновщина», который стал синонимом провокационной деятельности.

Георгий Гапон. Фото: Commons.wikimedia.org

Уроженец Полтавской губернии Георгий Апполонович Гапон был сверстником Владимира Ленина , но его имя стало хорошо известно в России раньше, чем имя лидера большевиков.

В 1899 году выпускник Полтавской духовной семинарии, неудачно пытавшийся учиться в Санкт-Петербургской духовной академии, начинает участвовать в благотворительных миссиях, занимавшихся христианской проповедью среди рабочих. Гапон оказался блестящим оратором, проповеди которого собирали тысячи рабочих.

Не ограничиваясь этим, Гапон разработал новый проект системы благотворительных учреждений, а также проект общества помощи рабочим, с которыми стучался к сильным мира сего.

На Гапона обратили внимание высокопоставленные светские и духовные лица. Протекция последних позволила ему закончить обучение в столичной духовной академии.

Осенью 1902 года Гапон познакомился с начальником Особого отдела Департамента полиции Сергеем Зубатовым. Зубатов занимался созданием подконтрольных полиции рабочих союзов, и Гапону было предложено принять участие в этой работе. Цель Зубатова состояла в том, чтобы созданием легальных рабочих организаций парализовать влияние, оказываемое на рабочих революционной пропагандой. Зубатову удалось создать успешно действующие организации в Москве, Минске и Одессе, а в 1902 году он попытался перенести свой опыт в Петербург.

Гапон нужен был Зубатову как человек, уже обретший популярность среди питерских рабочих. Молодой священник же, в свою очередь, получал поддержку лица, имеющего большую государственную власть.

Поход к царю с последующим расстрелом

Зубатовские проекты, получившие название «полицейский социализм», критиковали и справа, и слева. Революционеры считали, что таким образом власть пытается свести на «нет» подлинную борьбу трудящихся за свои права, консерваторы предупреждали — созданные Зубатовым структуры могут однажды выйти из-под контроля.

Это предупреждение оказалось пророческим в отношении созданной Гапоном при содействии Зубатова организации «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга».

Зубатов недооценил Гапона, ориентируясь на его сан священника. На самом деле Георгий Гапон был наделен всеми задатками и талантами политического деятеля, партийного вождя. Его политические амбиции, однако, не могли быть реализованы в этом качестве, так как в стране не существовало ни официальных партий, ни парламента.

Но честолюбивый Гапон решил, что добьется политического влияния при помощи организации рабочих.

Венцом его карьеры в этом качестве стал поход с петицией от рабочих к императору 9 января 1905 года. Петиция содержала ряд как экономических, так и политических требований.

Революционеры предупреждали — затея с демонстрацией может закончиться катастрофой, несмотря на ее верноподданнический характер. Власти, в свою очередь, так до последнего момента и не решили, что делать с Гапоном и рабочей акцией.

Император Николай II в этот день покинул столицу, предоставив разбираться с рабочими министрам и властям Петербурга.

Итогом стал расстрел рабочих, вошедший в историю как «Кровавое воскресенье». Эти события в Петербурге спровоцировали начало первой русской революции.

Позднее Гапона обвинили в том, что фактически подставил рабочих под ружья солдат. Однако, скорее всего, священник, ввязываясь в эту авантюру, искренне верил в то, что царь вступит с манифестантами в переговоры и выслушает его.

Расстрел рабочего шествия 9 января 1905 года. Фото: Commons.wikimedia.org / Карл Булла

Главный оппонент императора

В ходе расстрела манифестации сам Гапон был легко ранен. С площади его вывел эсер Петр Рутенберг. По дороге его остригли и переодели в светскую одежду, отданную одним из рабочих, а затем привели на квартиру писателя Максима Горького . Там, на квартире Горького, Гапон написал послание к рабочим, в котором призывал их к вооружённой борьбе против самодержавия.

Власти начали аресты лидеров гапоновского «Собрания рабочих», самого его объявили в розыск, после чего ему помогли выехать за границу.

Когда он появился в Женеве, его имя гремело на всю Европу. О мятежном священнике говорили и писали больше, чем о любом другом русском революционере. Гапон наслаждался новым статусом — ему удалось стать знаковой политической фигурой.

В среде российской политической эмиграции развернулась борьба за привлечение беспартийного Гапона, в которой взяли верх эсеры. Тем не менее, на какое-то время он стал фигурой, объединившей вокруг себя все революционные силы. В апреле 1905 года он стал председателем Женевской межпартийной конференции. Казалось, Гапон превращается в человека, способного стать альтернативной самому Николаю II.

Лидерские амбиции Гапона действительно были очень высоки. Настолько, что он попытался подчинить себе всю партию эсеров, что крайне не понравилось признанными партийным лидерам. Тогда Гапон приступил к формированию «Всероссийского Рабочего Союза», который потенциально мог превратиться в его собственную партию.

17 октября 1905 года императором Николаем II был издан Высочайший Манифест, даровавший жителям России гражданские свободы. Это было то, что нужно Гапону. Вернувшись в Россию, он собирался восстановить свою организацию рабочих и развить ее до полноценной всероссийской структуры.

Закулисная сделка

Но с возвращением возникли сложности. Власти считали Гапона главным виновником событий 9 января 1905 года и не горели желанием его амнистировать.

Прибыв в Петербург нелегально, Георгий Гапон вступил в тайные переговоры с председателем Совета министров графом Витте . В обмен на амнистию и возобновление деятельности собственной организации Гапон предлагал Витте помощь в отвлечении рабочих от революционных радикалов.

Витте видел, что имеет дело с авантюристом, но также знал, что этот авантюрист имеет большое влияние в рабочей среде. В итоге сделка была заключена.

Гапон выступил с призывом к русским рабочим «остановиться на достигнутом», не участвовать в вооруженном восстании и отойти от революционных партий, толкающих их на гибельный путь. Довольный Витте стал переводить Гапону через секретный фонд Департамента полиции крупные суммы для продолжения подобной деятельности.

Но обстановка складывалась не в пользу Гапона. Декабрьское вооруженное восстание в Москве вспыхнуло, несмотря на его призывы. Власти подавили его силой, и ведущую роль в правительстве стал играть глава МВД Петр Дурново. Он требовал от Гапона большей лояльности и даже перехода на открытую службу в Департамент полиции.

Гапон, для которого это было равносильно политической смерти, отказался. Тогда Дурново добился полного запрета отделений рабочей организации Гапона.

В прессу, очевидно, не без помощи властей, просочились сведения о тайных контактах Гапона с Витте, а также выплаченных ему десятках тысяч рублей. Его обвиняли в провокаторстве, продажности и предательстве. Гапон, пытаясь спасти репутацию, требовал общественного суда над собой и почти добился его проведения.

Г. А. Гапон и И. А. Фуллон на открытии Коломенского отдела «Собрания Русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга». Осень 1904 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Посылка из Берлина

Но 28 марта (10 апреля по новому стилю) 1906 года Георгий Гапон внезапно исчез. Он выехал из Петербурга по Финляндской железной дороге, обещая вернуться к вечеру. Он был бодр, весел, деятелен и убежден, что в скором времени вернет утраченные позиции.

Ни к вечеру, ни на следующий день, ни через неделю Георгий Гапон не появился.

Спустя две с лишним недели в одной из питерских газет появилась анонимная заметка, в которой говорилось, что Гапон убит, и даже называлось имя убийцы — Петр Рутенберг, член партии эсеров. Именно этот человек в «Кровавое воскресенье» уводил раненого Гапона из-под пуль правительственных войск.

В эту информацию поверили немногие. Позже выяснилось, что автором заметки был еще один человек, связанный с Гапоном — Иван Манасевич-Мануйлов , чиновник особых поручений при Департаменте полиции, ведший со священником тайные переговоры от имени власти.

Затем появилось еще одно анонимное письмо, в котором говорилось, что Гапон предан смерти как «предатель-провокатор» на основании неопровержимых доказательств его вины по решению «суда рабочих».

Одновременно из Берлина на имя адвоката Сергея Марголина , представлявшего интересы Гапона, была выслана посылка, содержавшая личные вещи священника — его бумажник и ключ от несгораемого ящика № 414 банка «Лионский кредит». Вещи, несомненно, принадлежали Гапону. В бумажнике оказались написанные рукой Гапона записки, прочие документы и черновик речи, начинавшейся словами: «Товарищи, спаянные кровью».

После этого сомнений в том, что Гапон мертв, не осталось. Правда, где и при каких обстоятельствах он погиб, было неизвестно.

Commons.wikimedia.org

Расправа по приказу секретного агента

Через месяц после исчезновения Гапона хозяйка одного из домов в дачном поселке Озерки обратилась в полицию. Ее смутило то, что люди, снявшие у нее дом, в первый же день повесили на него замок, а потом исчезли. Это странное событие по времени совпадало с исчезновением Георгия Гапона.

Когда дом вскрыли, то в маленькой комнате на втором этаже нашли труп повешенного человека. Это было тело священника Гапона.

Свидетелям, видевшим людей, которые снимали дачный домик, были предъявлены фотографии, среди которых они указали на фото эсера Петра Рутенберга.

Следствие установило, что Георгий Гапон был убит группой из 3-4 человек, которую возглавлял Петр Рутенберг. Задержать никого не удалось. Рутенберг, единственный, чье участие было доказанным, скрылся за границей.

В 1908 году был разоблачен крупнейший провокатор в революционной среде Евгений Азеф. Полицейский агент смог стать одним из лидеров партии эсеров, а также главой боевой организации партии. Всплыли крайне неприглядные факты как для революционеров, так и для властей — оказалось, что ряд высокопоставленных чиновников был убит с ведома Охранного отделения, которое предпочитало закрывать на это глаза, дабы сохранить позиции своего агента.

Одновременно Азеф сдавал полиции крупных деятелей в революционном движении, успешно работая на два фронта.

К 1906 году недовольство Гапоном накопилось и у властей, и у революционеров. Первые не могли простить ему события 9 января 1905 года, вторые — деятельность по отвлечению рабочих от революционных партий.

В феврале 1909 года Петр Рутенберг обнародовал заявление, в котором признавал, что совершил убийство Гапона по поручению Азефа. В своём заявлении Рутенберг утверждал, что решение об убийстве Гапона было принято ЦК партии эсеров на основании фактов, свидетельствующих о его сношениях с вице-директором Департамента полиции Петром Рачковским.

Впоследствии выяснилось, что поручение не соответствовало решению ЦК, и партия отказалась взять на себя ответственность за убийство.

Дом в Озерках, в котором был убит Гапон. Фото: Commons.wikimedia.org

Убийство в Озерках

Согласно воспоминаниям Петра Рутенберга, события развивались так. В феврале и начале марте 1906 года он трижды встречался с Гапоном, который посвятил его в свои контакты с властями, предложив присоединиться к этой деятельности. Гапон убеждал Рутенберга, что усыпив бдительность чиновников своей ложной лояльностью, можно на их деньги подготовить вооруженное восстание.

Рутенберг сообщил о содержании бесед с Гапоном Азефу и еще одному лидеру боевой организации эсеров Борису Савинкову. Оба сошлись во мнении — Гапон является провокатором и должен быть убит.

Пётр Рутенберг. Фото: Commons.wikimedia.org

Рутенберг противился роли организатора убийства, но под давлением соратников вынужден был согласиться.

Для дела были отобраны пять рабочих, являвшихся членами партии эсеров. По утверждению Рутенберга, они должны были стать свидетелями предательства Гапона, а затем совершить возмездие.

Очередная встреча Рутенберга и Гапона должна была состояться на даче в Озерках. Когда Гапон прибыл на нее, он вел себя раскованно и уверенно, подтрунивая над нерешительностью Рутенберга, который не хотел, подобно священнику, контактировать с Департаментом полиции.

Придя в дачный дом, Гапон продолжал убеждать Рутенберга принять его предложение о сотрудничестве с властями, не подозревая, что в соседней комнате находятся рабочие, которые все слышат.

После нескольких минут откровений Гапона Рутенберг открыл дверь и впустил рабочих, которые бросились на священника. Гапон яростно сопротивлялся, но отбиться от пятерых сильных мужчин был не в состоянии. Ему накинули на шею веревку, потянули в соседнюю комнату и подвесили на вбитый над вешалкой крюк. В последние секунды жизни Гапон все еще пытался переубедить своих убийц, но тщетно.

Когда началось убийство, Рутенберг спустился вниз. Когда все кончилось, рабочие сообщили, что Гапон мертв. Забрав личные вещи убитого, все участники расправы покинули дом, заперев его на замок.

Организатор казни сменил революцию на сионизм

Имена непосредственных убийц Георгия Гапона так и остались тайной. Организатор казни Петр Рутенберг после революции 1917 года уехал в Палестину, стал одним из активных членов сионистского движения, скончавшись в Иерусалиме в 1942 году в возрасте 63 лет. До конца жизни он не любил вспоминать о происшедшем в Озерках.

Евгений Азеф после разоблачения скрылся за границей, жил в Берлине, где владел корсетной мастерской. В 1915 году он был арестован германскими властями как бывший русский секретный агент и два года провел в тюрьме Моабит. В заключении он получил болезнь почек, от которой и скончался весной 1918 года в возрасте 49 лет.

Георгия Гапона похоронили на Успенском кладбище Петербурга. На похороны собралось около 200 сторонников, считавших, что священник был подлинным народным лидером, павшим от рук царской охранки. Первые несколько лет на его могиле в годовщину смерти проводились траурные мероприятия, в которых участвовало все меньше людей.

По свидетельству современников, до 1924 года на могиле появлялись венки и траурные ленты, но затем она была заброшена. Памятник исчез, не сохранилось и само захоронение.

Георгию Гапону на момент смерти было всего 36 лет. В другую эпоху он вполне мог стать видным политическим деятелем, харизматичным лидером крупной партии. Но в суровую эпоху революции он слишком увлекся политическими играми, проиграв в итоге собственную жизнь.


Все, кто учился в советской школе, помнят страшный миф о "Кровавом воскресенье". Как предатель, провокатор "поп Гапон" по заданию царской охранки вывел под пули безоружных людей, чтобы утопить в крови рабочее движение. Миф этот был создан в сталинскую эпоху и впервые изложен в "Кратком курсе истории ВКП(б)". Оттуда он и попал в учебники истории, книги и художественные фильмы. Как любил говорить Геббельс, чем чудовищнее ложь, тем охотнее в неё верят. История Гапона - как раз такой случай. Кем же на самом деле был священник Гапон?

Георгий Гапон был одним из выдающихся людей своего времени. Сын крестьянина, священник, он с ранних лет посвятил свою жизнь служению простому народу. Будучи последователем Льва Толстого, он мечтал вывести народ "из тьмы невежества, бесправия и нищеты". Как впоследствии мать Тереза, он посещал беднейшие трущобы Петербурга и проповедовал нищим, стараясь вернуть их к человеческой жизни. Свидетели вспоминали, как Гапон отдавал последние деньги и вещи нуждавшимся людям, сам оставаясь в лохмотьях. Девизом своей жизни он избрал слова Христа: "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный". И стремился воплотить эти слова в жизнь. Однако вскоре Гапон понял, что одними проповедями нельзя помочь бедным людям. Необходимо коренное изменение условий их жизни и труда. Работая священником пересыльной тюрьмы, он подолгу беседовал с политическими заключёнными и слушал их рассказы о несправедливости социального строя. В голове молодого священника созрел дерзкий план: создать массовую рабочую организацию, которая будет в состоянии бороться за права простого народа. Но создать такую организацию в России можно было только с одобрения царских властей. И Гапон сблизился с Зубатовым, руководителем сети подконтрольных полиции рабочих организаций. Скрывая свой план, Гапон обещал, что его организация будет надёжным оплотом против влияния революционной пропаганды. Зубатов, которому нужны были толковые помощники, допустил Гапона к работе с людьми. Вскоре Зубатов был отравлен в отставку, и рабочая организация, получившая название "Собрание русских фабрично-заводских рабочих", оказалась в руках Гапона. Это был его звёздный час. Священник развернул лихорадочную деятельность, стараясь завербовать в "Собрание" как можно больше членов. Он приглашал в организацию всех - рабочих как революционных, так и монархических убеждений. В беседах с верными людьми он говорил, что если в организацию войдёт несколько десятков тысяч человек, она превратится в такую силу, с которой должны будут считаться и капиталисты и правительство. В марте 1904 года Гапон вместе с четырьмя рабочими принял тайную программу, предусматривавшую широкие социальные и политические реформы. Эта программа, известная как "программа пяти", впоследствии легла в основу петиции 9 января.

В конце 1904 года на Путиловском заводе произошёл инцидент: были уволены четверо рабочих - членов гапоновского "Собрания". Переговоры с администрацией ни к чему не привели, и руководство "Собрания" постановило объявить забастовку. Это была грандиозная забастовка. По указанию Гапона один за другим останавливались крупнейшие заводы Петербурга, и к 8 января 1905 года бастовали все 625 предприятий города. Остановились даже электрические станции, и город погрузился в темноту. Конечно, переговоры с фабрикантами остались безрезультатными. Требования рабочих оказались завышенными, и никто не хотел идти на компромисс. Вот тогда-то Гапон и его товарищи решили, что пришло время для политического выступления. Если правительство не поддерживает рабочих в борьбе с фабрикантами, если чиновники становятся на сторону капиталистов, значит, корень зла таится в несправедливом политическом строе, при котором трудовой народ лишён политических прав. Эта мысль легла в основу петиции, составленной Гапоном в ночь с 6 на 7 января. Главным требованием петиции было введение народного представительства на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. Петиция требовала также введения свободы слова, печати, собраний, свободы совести, равенства всех перед законом, ответственности министров перед народом, гарантий законности правления и многого другого, вплоть до 8-часового рабочего дня. Выступая перед толпами народа, Гапон зачитывал петицию и призывал рабочих явиться в воскресенье на площадь Зимнего дворца, чтобы вручить её царю. Популярность священника достигла в эти дни небывалых размеров. Многие видели в нём пророка, посланного Богом для освобождения рабочего люда. Не исключено, что и сам Гапон думал так же, - склонность к мистике была у него с детства. Конечно, власти были напуганы. Грандиозное народное движение, возглавляемое неуправляемым священником-социалистом, грозило смести с лица земли непрочное уже самодержавие. Допустить скопление в центре города возбуждённой 100-тысячной толпы с политическими лозунгами было невозможно. И власти решили действовать силой.

Утром 9 января многотысячные толпы рабочих двинулись со всех концов города к Зимнему дворцу. На пути их движения были расставлены воинские заставы. Во главе самой крупной процессии, двигавшейся от Нарвской заставы, шёл Гапон. Он был в священническом одеянии, его товарищи несли взятые в ближайшей церкви иконы, хоругви и портреты царя. Все уже знали, что столкновение с войсками неизбежно, но остановить стихийное народное движение было нельзя. Рабочие шли плотно, взявшись за руки, с пением молитв и верой в чудесное вмешательство Божества. В глубине души Гапон ещё надеялся, что солдаты не посмеют стрелять в безоружный народ. Но надежды были тщетны. У Нарвских триумфальных ворот процессию встретили отряды пехоты и кавалерии. После кавалерийской атаки на толпу последние иллюзии рассеялись, но священник упорно продолжал идти вперёд, и массы, повинуясь его воле, неумолимо надвигались на солдатскую цепь. В воздухе зависла тишина... В этот момент пехота начала стрелять. Ружейными залпами были убиты ближайшие сподвижники Гапона, шедшие рядом с ним. Сам Гапон, получив лёгкое ранение в руку, был повален на снег и закрыт телами рабочих. Всего солдаты произвели пять залпов - больше, чем где-либо в этот день. Передние ряды были выбиты, задние обратились в бегство. В других районах города произошло то же самое, хотя стреляли не везде, во многих местах толпы были разогнаны нагайками и шашками. Гапона увели с площади товарищи-рабочие и эсер Рутенберг, его будущий убийца. В подворотне священника остригли и переодели в рабочую одежду. Скрывшись на квартире Максима Горького, Гапон продиктовал воззвание, в котором призывал рабочих к вооружённому восстанию и свержению самодержавия. Иллюзий больше не осталось: режим, расстрелявший безоружных людей, утратил право на существование. О необходимости свержения самодержавия в те дни заговорили все - даже самые далёкие от политики люди. Священный ореол царя был развеян навсегда. Началась русская революция, нашедшая своё логическое завершение в 1917 году. Но начало этой революции положил священник с крестом...

Совестливый семинарист
Гапон родился в 1870 году в местечке Белик Кобеляцкого уезда Полтавской губернии. Он был выходцем из простой крестьянской семьи, крепкой своими нравственными устоями. Его отец, Аполлон Федорович, был волостным писарем. Его избирали на эту должность на протяжении 35 лет сами крестьяне. Место это было "хлебное", и за счет всевозможных подношений, взяток и т.п. отец мог бы жить вполне безбедно, но ничего этого он не допускал, стараясь делать все честно и оставаясь по существу бедняком. Человек спокойный и уравновешенный, в жизни своей и мухи не обидевший, Аполлон Федорович при этом помнил о своем казачьем происхождении, ценил свободу и не терпел угнетателей. Сына своего он никогда не бил, уча его быть справедливым и честным.
Матери и деду с материнской стороны мальчик был обязан своим христианским воспитанием. Дед пересказывал ему жития святых, и Георгий стремился сам стать святым, приучался к молитве, постам и благочестию.
Георгий был очень способным мальчиком. Когда он в семь лет пошел в школу, то сразу обратил на себя внимание священника, преподавателя Закона Божия, посоветовавшего родителям позаботиться о дальнейшем образовании сына. Посоветовавшись, они решили: пусть и Георгий станет батюшкой. Так мальчик попал в Полтавское духовное училище, а затем и в Полтавскую семинарию.
Однако уже в самой ранней юности Георгий почувствовал противоречие между Евангельским идеалом и реальным содержанием повседневной церковной жизни, в т.ч. духовного образования, богослужения, быта священников и т. п. Все это составляло предмет его постоянных душевных терзаний.
Разрешилось все это неожиданно просто. В последнем классе училища один из преподавателей (И. Трегубов) познакомил юношу с запрещенными книгами Л. Толстого о христианстве. "В первый раз мне стало ясно, - говорил впоследствии Гапон, - что суть религии не во внешних формах, а в духе, не в обрядностях, а в любви к ближнему".
В семинарии эти настроения поддержал еще один учитель-толстовец - И. Фейнерман. Как истинный неофит, Гапон стал всем вокруг рассказывать о наконец открывшейся ему истине, что не могло не навлечь на него прещений со стороны семинарского начальства, обвинившего его в ереси.
К сожалению, дух семинарии был таков, что никто не смог показать юноше ни на словах, ни тем более собственным примером, что подлинное христианство - это и есть религия любви, а не только лишь формы. Из семинарий того времени выходило немало революционеров, начиная с Чернышевского и Добролюбова и заканчивая Сталиным. Гапон же хотел все-таки оставаться верующим человеком, но не чувствовал необходимости пребывания в существующей Церкви.
Поставленный перед угрозой лишения стипендии, он сам решил от нее отказаться и жить собственным трудом. Гапон посвятил себя репетиторству, в чем добился определенных успехов. Его уроки нравились и детям, и их родителям. На занятиях он стал бывать меньше, проводя большую часть времени с босяками, больными, нуждающимися. Он всем старался помочь, ведь его вера требовала подлинной самоотдачи и любви.
В семинарии же Гапон, весьма горячий и заносчивый от природы (хотя ему с детства были присущи и серьезность, и вдумчивость), то подначивал на уроках одного священника, то позволял себе грубость и даже шантаж с преподавателем догматики. В результате в 1893 году он получил диплом второй степени и "неуд" по поведению, что создавало ему препятствия не только для получения сана, но и для дальнейшего обучения. Если бы не встреча с будущей женой, Гапон так бы, наверное, и не стал священником. Невеста, девушка из богатой купеческой семьи, объяснила ему, что свое служение народу он сможет осуществить наилучшим образом именно как священник, а не как, предположим, врач, ведь врач лечит тело, а священник - душу, что несравненно важней. По словам Гапона, она говорила ему тогда, что "главное дело - быть верным не православной Церкви, а Христу, который есть идеал служения человечеству".

Друг рабочих
Лечить души людей, поддерживать их, возвращать людям надежду - вот что ощутил своим призванием молодой человек.
Родители невесты наотрез отказались отдавать ее за бедняка, но полюбивший Гапона полтавский архиерей Илларион (рассматривавший когда-то дело о его толстовстве и получивший благосклонные отзывы о талантливом учителе от некоторых высокопоставленных родителей) предоставил ему доходное место в кладбищенской церкви. Самого же молодого священника привлекают, конечно, не деньги, а возможность помогать людям с помощью своих доходов. На средства от треб о. Георгий устраивает братство для бедных. Людей покоряют утешительные проповеди Гапона, его горячее участие в судьбе каждого.
Однако после внезапной смерти жены и под влиянием крайнего недовольства других священников, негодовавших на то, что тот "уводит" у них прихожан, о. Георгий решает перебраться в Петербург и поступать в Духовную академию. Владыка Илларион и богатая помещица, в доме которой Гапон репетиторствовал, снабжают о. Георгия рекомендательными письмами, которые заставляют начальство академии забыть о его плохом дипломе и поведении.
Став студентом, Гапон ищет реализации своего стремления "служить правде и народу", но не находит его ни в стенах академии, ни в Обществе для распространения религиозного и нравственного просвещения, ни в миссии для рабочих, организованной еп. Вениамином (Муратовским). Какую-то надежду он получает от товарища обер-прокурора Св. Синода В.К. Саблера, предоставившего ему возможность проповедовать в Скорбященской церкви Галерной Гавани, где собиралось много рабочих и бедняков. Но предложение Гапона создать для них братство не встречает настоящего сочувствия.

Только начав священствовать в приюте Синего креста и преподавать Закон Божий в Ольгинском приюте для бедных, о. Георгий хотя бы отчасти возвращается к тому служению, которое было у него в Полтаве. Его проповеди привлекают множество людей. После службы он посещает пристанища босяков - Гаванское и Девичье поля, - трактиры, где собираются рабочие, специально ночует в ночлежках, чтобы быть ближе к нищим и отщепенцам. Гапон будто исполняет завет свт. Феофана Затворника, данный им в 1890-е годы, - идти в народ и заново проповедовать Евангелие.
Примерно к этому же времени относился и его проект реабилитации босяков и бродяг посредством устройства рабочих домов в городах и рабочих колоний в деревне (проект вызвал немалый интерес даже при дворе, в т.ч. и у императрицы Александры Феодоровны).
Деятельность о. Георгия во многом напоминает служение о. Иоанна в Кронштадте и Петербурге. Часто о. Георгий, как и о. Иоанн, отдает нуждающимся последние деньги или одежду прямо с себя, самоотверженно поддерживает самых опустившихся босяков. Кажется, что Гапон стремится к созданию примерно такого же братства, какое было у о. Иоанна в Кронштадте. Само собой напрашивается сопоставление рабочих домов Гапона с кронштадтским Домом трудолюбия.
Однако отношение Гапона к о. Иоанну было в общем-то негативным. Он высоко ценил проповеди кронштадтского пастыря, но в повседневной жизни считал его человеком "неискренним", "ограниченным" и даже политическим орудием "в руках правящих классов" - одним словом, таким же ханжой, каким, по мнению Гапона, являлось и большинство представителей русского духовенства.
Так получилось потому, что Георгий Гапон был другого духа, совершенно противоположным было его отношение ко Христу. Христос для него, как и для его учителя Л. Толстого, лишь величайший человек, праведник. Гапон служит литургию только как воспоминание и повод для произнесения проповеди (что отличает, кстати, и большинство протестантов), о. Иоанн - для живого общения с Богом, для непосредственного соединения через молитву и Божественную благодать со страданиями и Воскресением Христа Спасителя. О. Иоанн не может без этого жить - он служит ежедневно, каждый день. И суть его служения - привести страждущих, нуждающихся непосредственно ко Христу. Гапону же совершенно чужд этой таинственный аспект социального служения. Утешение, которое несет Гапон, - от него самого. Он, если можно так сказать, дает людям себя, а не Христа. Цель Гапона в том, чтобы благодаря его братству и рабочим домам люди "попали в лучшие условия и обрели веру в себя" – это его собственные слова.
Уже очень давно он перестал понимать, что цель христианской жизни в покаянии, в борьбе со страстями. Если о. Иоанн Кронштадтский борется с греховными мыслями и, прежде всего, с помыслами гордыни, пребывая в постоянной "молитве покаяния" (как он называл Иисусову молитву), то Гапон решительно не понимает, в чем ему каяться. Он не предпринимает никаких усилий для борьбы со страстями - и в конце концов гибнет под их ударами.
Нравственное падение о. Георгия происходит летом 1902 года. Он совращает несовершеннолетнюю воспитанницу приюта Синего креста Александру Уздалеву. Еще до этого он любил бывать в покоях воспитанниц, писал нескромные стихи в их альбомы, грешил против целомудрия. Теперь же происходит самое страшное, из-за чего Гапон уже и не может продолжать дальше священнослужение - по 25-му апостольскому правилу (поскольку продолжает жить с Уздалевой, объявив ее своей гражданской женой).
Он и не думает каяться, обвиняя в своем изгнании из приюта чиновников, будто бы опасавшихся успеха его проекта рабочих домов.
Гапон должен быть лишен священного сана... но он продолжает быть священником! Петербургский митрополит Антоний (Вадковский) прощает его и восстанавливает в звании священника. Как это делается возможным - при том, что жить с Уздалевой Гапон продолжает до самой своей смерти в 1906 году?

Подручный полиции
Изучение документов российской тайной полиции - Охранного отделения - показывает, что прощение Гапона стало возможным благодаря вмешательству этой всесильной организации. Об этом говорит в своей автобиографии сам Гапон, не называя истинных причин своего увольнения.
Необычный священник попал в поле зрения полиции уже давно. Но именно летом 1902 года, когда министром внутренних дел стал В.К. Плеве, как раз такой "ходивший в народ" священнослужитель оказался нужен Министерству внутренних дел. Дело в том, что Плеве захотел ознаменовать начало своего министерства новой политикой в отношении рабочих. Он ознакомился с опытом начальника Московского охранного отделения С.В. Зубатова, создавшего в Москве при поддержке великого князя Сергея Александровича ряд легальных рабочих организаций, по типу западных профсоюзов, но при участии Церкви, и теперь решил распространить опыт и на Петербург. Гапон был самой подходящей кандидатурой на место руководителя таких организаций и их духовника. Однако прежде "прогрессивные" убеждения полтавского батюшки делали контакты полиции с ним весьма затруднительными. Теперь же, после истории с Уздалевой, он оказывался всецело в полицейских руках. Его просто поставили перед выбором: или запрет в священнослужении, или переход на службу в полицию, сохранение священства и возможность помогать рабочим.
Гапон согласился.
В ноябре 1902 года рабочие Выборгской стороны получили от властей разрешение создать общество взаимопомощи. В декабре 1902 года на собраниях общества стал появляться Гапон. Всю первую половину 1903 года при его участии (а за его спиной - Зубатова, ставшего главой Петербургского охранного отделения) продолжалась работа по преобразованию общества в полноправную рабочую организацию, а также созданию более представительного "Собрания русских фабрично-заводских рабочих в С.-Петербурге".
Однако мы плохо бы знали Гапона, если бы позволили себе предположить, что он смирился с полицейским давлением на него. Напротив, он решил во что бы то ни стало вывести создающуюся рабочую организацию из-под опеки полиции и подчинить ее своим целям.
Сами обстоятельства благоприятствовали тому: в августе 1903 года неожиданно был уволен со своей должности Зубатов. В созданные им легальные рабочие организации на Юге России внедрились революционеры, спровоцировавшие грандиозную стачку. "Зубатовская катастрофа", как стали называть события 1903 года, лишний раз подтвердила, что нельзя добиваться благих целей, используя нечистые способы. Добром нарушение церковных канонов кончиться не могло. Зубатов не только не смог довести до конца начатого им дела, но и стал свидетелем превращения своей организации в слепое орудие русской революции, которую он всеми силами старался предупредить.

Пешка революционеров
После удаления Зубатова Гапону удалось отмежеваться от уже возникшего общества взаимопомощи рабочих механического производства и удалить всех зубатовских ставленников из "Собрания русских фабрично-заводских рабочих". С этого момента «Собрание» стало собственно гапоновской организацией (что с удовлетворением признавали и в Министерстве внутренних дел, которое стремилось скорее отмежеваться от Зубатова). 11 апреля 1904 года произошло официальное открытие "Собрания". К 1905 году оно насчитывало 11 отделов в Петербурге и окрестностях и около 7-8 тыс. членов. Уже в мае 1904 года Плеве удостоился высочайшей благодарности за деятельность Гапона.
Довольны были и сами рабочие. Благодаря гапоновскому «Собранию» они получили долгожданную свободу собраний и взаимопомощи, организацию досуга и самообразования. При отделениях «Собрания» организовывались библиотеки и бесплатные лектории. Руководство «Собрания» успешно защищало права своих членов, отменяло незаконные штрафы и решения об увольнении. Осенью 1904 года у «Собрания» появился запасной капитал, при его отделениях были открыты потребительские лавки и чайные. Возникла мысль о широкой системе кооперации и дешевых рабочих мастерских. Был выдвинут проект специального рабочего банка.
В то же время внутри «Собрания», вокруг Гапона, сложилась узкая группировка революционеров, т.н. штабных, которые под прикрытием легальной деятельности осуществляли революционную пропаганду (как это было и на Юге России летом 1903 года). Уже в феврале 1904 года в "штабе" прозвучали слова о возможном кровавом исходе их борьбы. А в марте 1904 года "штабные" - социал-демократы А. Карелин и Д. Кузин, а также беспартийные И. Васильев и Н. Варнашов - обязали Гапона выработать и принять тайную политическую программу "Собрания". Фактически это уже была та самая петиция, которую понесут царю рабочие 9 января 1905 года. Если брать шире, это была программа революции 1905 года: свобода слова, печати, собрания, свобода совести, ответственность министров перед народом, амнистия политических заключенных и ссыльных, постепенная передача земли народу, 8-часовой рабочий день и т.п.
Гапон, хотя и не разделял многих убеждений своих вынужденных друзей, усердно прикрывал их перед полицией, благодаря чему вплоть до января 1905 г. МВД пребывало в абсолютном неведении того, что происходит внутри "Собрания", считая его совершенно лояльным правительству.
Между тем, "штабные", которые в апреле 1904 г. все были выбраны в правление "Собрания", только ждали подходящего времени для выдвижения своей программы. Такой момент, по их мнению, наступил после убийства Плеве летом 1904 года, когда его место занял либеральный министр Святополк-Мирский. Осенью 1904 года многочисленные представители интеллигенции под видом ресторанных банкетов стали собираться на собрания, где выдвигали свои предложения реформ российского общества и направляли их царю. Началась "банкетная кампания" или "либеральная весна". К.П. Победоносцев мрачно предрекал, что все кончится ничем иным, как "резней на улицах Петербурга, так же как и в провинции". В это время, по примеру либералов, решили подать свою петицию царю и руководители "Собрания русских фабрично-заводских рабочих"...
Поводом для этого стало увольнение в декабре 1904 года четырех рабочих Путиловского завода, членов "Собрания". Когда заводская администрация отказалась удовлетворить ходатайство "Собрания" и Гапона (формально он не занимал в организации никаких постов), Нарвское отделение "Собрания" приняло решение начать забастовку в поддержку товарищей.
Однако Гапон до самого последнего момента сохранял надежду, что шествие удастся предотвратить: он хорошо понимал, что революция лишит его и рабочих всего, что удалось добиться в 1904 году. 26 декабря даже произошел конфликт между ним и "штабными", которые потребовали немедленной подачи петиции во время шествия рабочих. Гапон ответил решительным отказом. Но на следующий день, сломленный, он вынужден уступить.
Тем временем движение набирает все большую силу, в забастовку включаются новые заводы (4 января бастовало 15 тысяч человек, 7 января - 105 тысяч). Видя размах происходящего, 4 января Гапон решает не просто примкнуть к "штабным", но встать во главе всего движения: ведь настоящий лидер "Собрания" все-таки он, рабочие знают и слушают его.
В своих мечтах он видит себя вождем народной революции, который приходит к царю, рассказывает ему всю правду, и начинается новая, счастливая жизнь Русской земли; облагодетельствованный народ возносит хвалу своему царю и его советнику, доброму народному заступнику, батюшке Георгию Гапону.
Революционеры смотрят на Гапона более реалистично. Они ждали этого момента. Эсер П. Рутенберг, инженер Путиловского завода, уже давно и независимо от "штабных" приставленный своей партией к Гапону, откровенно говорит в эти дни: "Гапон - это пешка и весь вопрос, кто эту пешку двигает". И "двинуть" решают против царя и его правительства.
В целях личной безопасности и под давлением своего дяди Владимира Александровича, командующего Петербургским военным округом, который обещает сделать все для предотвращения беспорядков, государь покидает Петербург. Революционеры знают об этом, но все равно идут на Дворцовую площадь и ведут за собой народ. Чтобы разгорелось пламя революции, должна пролиться кровь трудящихся.
Однако и властям не терпится дать острастку смутьянам. Речь идет прежде всего о том же Владимире Александровиче, взявшем на себя всю полноту власти в городе. По его собственному признанию, смуту успокоит публичное повешение нескольких сот недовольных. Он вытребовал введение военного положения, но в Петербурге об этом не объявил. Инициатор "либеральной весны" Святополк-Мирский, желая отменить военное положение, докладывает царю, что в столице вообще все успокоилось и государь может не волноваться.
Между тем, газетные листки с объявлением о запрете и незаконности шествия вывешиваются слишком поздно и где-то во дворах. Рабочие уверены, что их действия законны - ведь они идут со священником, с хоругвями и иконами. Революционеры же тем временем без ведома рабочих вносят в окончательный текст петиции требования о созыве народного представительства - Учредительного собрания, - а также отделения Церкви от государства... (последним редактором был Рутенберг).

А был ли Гапон агентом охранки?

Чтобы ответить на вопрос, был ли священник Георгий Гапон провокатором, Эдуард ХЛЫСТАЛОВ много лет работал в закрытых архивах, изучил тайны вербовки сексотов царской охранки, их доносы, оплату труда, технику конспирации, проанализировал многотомную переписку выдающихся сыщиков — А.Герасимова, П.Курлова, С.Зубатова, А. Спиридовича, А. Лопухина, труды перешедших на сторону революции ответственных чинов полиции М. Бакая, А. Менщикова, деятельность тайных агентов - Азефа, Житомирского, Батушанского, Малиновского, Цейтлина, Гернгрос, Мааса, Загорской, десятки уголовных дел, из которых «выводились» полицией осведомители, и многие другие подлинные документы тех лет.


Избит, повешен, ограблен

Утром 30 апреля 1906 года владелица дач в поселке Озерки (пригород Санкт-Петербурга) 3вержинская прибежала к местному уряднику с необычным заявлением. Больше месяца назад к ней обратился некий господин Путилин с просьбой снять на все лето дачу. 24 марта этот господин, заплатив 40 рублей аванса, получил от нее ключи. Со слов дворника Николая, он был здесь дважды, но вот уже более четырех недель не появляется. Подозрение и благонадежности господина Путилина вызвало то, что никаких вещей он на даче не оставил, а из-за закрытой двери на втором этаже доносится неприятный запах.

Урядник Людорф приказал взломать дверь. У самого входа на железной вешалке, прибитой к стене, висел труп молодого мужчины, прикрытый меховым пальто с бобровым воротником. Неестественно длинная шея схвачена петлей, лицо изуродовано. С убитого сорван галстук, рядом валялись боты, пустая пивная бутылка и стекло от разбитого вдребезги стакана.

Полицейский сразу узнал в повешенном бывшего священника Гапона, без вести пропавшего 1 апреля.

Судмедэксперт констатировал: на теле многочисленные следы побоев и пыток... У убитого были похищены бумажник и ключ от несгораемого сейфа.

Расследование по факту зверского убийства дало немногое. Сотрудники полиции вели наружное наблюдение за эсером Рутенбергом. 26 марта тайный агент доложил о поездке фигуранта в Озерки. На следующий день Рутенберг вновь ездил в Озерки, но на этот раз в Петербург не возвратился, а 30 марта срочно выехал за границу.

Полиция сразу заподозрила эсера в убийстве и потребовала от Людорфа выяснить, «имело ли место пребывание Гапона в Озерках 26, 27 и 28 марта». На что урядник телеграфировал в департамент: «Пребывание... в указанные дни не установлено».

А Рутенберг к тому времени уже был вне досягаемости царской охранки...

Агент- камикадзе (версия большевиков)

9 января 1905 года в Петербурге произошло событие, вошедшее в историю России как «кровавое воскресенье».

Сотни тысяч рабочих столицы, забастовали и по призыву отца Гапона пошли к Зимнему дворцу, чтобы подать Николаю II петицию. Мирная манифестация была расстреляна правительственными войсками.

Революционеры распространили слух, что число жертв около пяти тысяч, а сам расстрел — провокация, результат сговора правительства с Гапоном, тайным полицейским агентом. Священный синод Русской православной церкви лишил Гапона духовного звания и предал анафеме. Описывая кровавую бойню 9 января, историки почему-то «забывали» небольшой нюанс: если священник действительно был провокатором, по логике, он должен был идти за спинами рабочих, чтобы под беспорядочным ураганным огнем не получить пулю первым. Но факт: Ганон шел впереди демонстрантов, готовый за общее дело на смерть.

Охранка сообщает

Георгий Аполлонович Гапон родился в 1870 году в селе Беляки Полтавской области. Семья крестьянская, отец волостной писарь. Георгий, сызмальства пастух, после окончания школы поступил в Полтавское духовное училище. Мечтал быть врачом, но дочь богатого помещика убедила его стать священником: мал, «врачевать души людей гораздо полезнее, чем лечить болезни». Гапон окончил в семинарию, выдержал трудный экзамен в Петербургскую духовную академию.

Первый документ о деятельности Гапона я нашел в архивах царской охранки. Некий агент но кличке Проня подал рапорт о том, что «неизвестный человек вел в чайной разговор о справедливости в обществе». Проня проследил, где живет этот человек, и выяснил его имя — «Георгий Гапон, жилец гостиницы Соломатина».

Подвижническую деятельность отца Георгия замечает императрица. Он знакомится с известными общественными деятелями, художниками, артистами, писателями. На проповеди Гапона приходят сотни верующих. Дьякон церкви на Галерной гавани написал на него донос, указав, что тот касается вопросов политики, дает «сомнительные советы прихожанам». В охранке срочно принимают меры. Агент Охломов (псевдоним Юрист) докладывает в отчете: «В проповеди священник Гапон говорит о том, откуда обездоленный человек может ждать помощи.
Обращаясь к тем, кто уповают не на Бога, а на разных политиков, он призвал не верить социал-демократам, так как все они... инаковерцы, и призвал молить Бога, чтобы царь сам даровал своему народу лучшую жизнь...
Проповедь слушалась с удивительным вниманием...»

Зубатовщина

Судьба сводит Гапона с выдающимся человеком — одним из руководителей Департамента полиции Сергеем Васильевичем Зубатовым. Помимо своих прямых обязанностей, тот занимался организацией рабочего движения, был в числе создателей «Собрания рабочих» в Петербурге. Дружбу с Зубатовым позже истолкуют как предательство и связь с охранкой.

Зубатов так организовал работу московского охранного отделения, что заниматься революцией в Москве было делом бесполезным. В его руках сосредоточивалась информация сотен тайных осведомителей из всех партий и преступных сообществ, он ежедневно проводил операции по задержанию боевиков-террористов, принимал решения по сотням депеш, приказов, циркуляров, встречался на конспиративных квартирах со своими сексотами...

В конце прошлого столетия в западных 1-убсрниях империи образовались довольно разветвленная, тщательно законспирированная сеть противоправительственных революционных организаций. Местная полиция оказалась бессильной что-либо противопоставить заговорщикам. Зубатов, находясь от подполья за сотни верст, внедрил в их ряды своих лучших филеров, выявил всех руководителей и одним махом задержал. «Добивайтесь улучшения жизни трудя -щихся легальным путем, — говорил он на допросах. — Объявляйте забастовки, предъявляйте хозяевам ультиматумы, но не втягивайте молодых неопытных людей в преступные группировки, в убийства чиновников и полицейских...»

Летом 1903 года Г. Шаевич в Одессе организовал забастовку, которая стихийно переросла в вооруженную стычку с полицией. С обеих сторон были жертвы. В результате Шаевича отправили в Сибирь, а Зубатова, не имевшего к событиям никакого отношения, из полиции уволили и сослали во Владимир. Помимо него, министр внутренних дел Плеве уволил многих выдающихся сыщиков, развалив отлаженную машину царской охранки, а сам стал жертвой бомбы террориста Егора Сазонова.

От Зубатова руководство «Собранием рабочих» перешло к Гапону.

Главарь и подстрекатель

Гапон писал: «Идея общества заключается в стремлении свить среди фабрично-заводского люда гнезда, где бы Русью, настоящим русским духом пахло, откуда бы вылетали здоровые и самоотверженные птенцы на разумную защиту своего царя, своей Родины и на действительную помощь своим братьям-рабочим». Священник объединял не люмпен-пролетариев, не лодырей и пьяниц, а высокооплачиваемых, квалифицированных рабочих. Он организовал учебу, воскресные концерты и лекции.

Начавшаяся в 1904 году русско-японская война усугубила положение рабочего класса. Для организации массовых беспорядков и срыва военных заказов правительство Японии выделило огромные денежные средства и через сиониста Циллиакуса передало эсерам и социал-демократам. Сбор средств на русскую смуту организовали и в европейских странах с сильными еврейскими общинами. Лондонская «Еврейская хроника» обнародовала суммы: германские евреи — 115 000 фунтов (1 150 000 рублей); английские — 149 341; американские — 240 000; французские и австрийские — 370 000. На эти деньги приобреталось оружие, издавались революционные газеты,листовки, содержались партийные функционеры.

Слушая на собраниях жалобы на рабские условия жизни, штрафы за малейшую провинность, массовые увольнения, Гапон убеждал рабочих, что царь просто не знает всей правды, в противном случае принял бы все меры к «защите своих детей». Так родилась идея пойти с петицией к царю. Ее подхватили сотни тысяч людей, и остановить их было уже невозможно. «Ну что же, — сказал Гапон. — Свобода такой цветок, который не расцветает до тех пор, пока земля не будет полита народной кровью!»

Утром 9 января правительство предприняло меры по предотвращению демонстрации: развели мосты через Неву, ввели поиска в город, Однако со всех концов Петербурга рабочие колоннами шли к центру города — в руках иконы и хоругви. К ним присоединились боевики-революционеры, любопытные. Толпа росла. Собралось более 200 тысяч. В районе Невской заставы — цепь солдат. Офицер дал команду разойтись. Толпа медленно приближалась. Раздалась команда «пли»: первый выстрел поверх голов, второй по ногам. Снег обагрился кровью, все бросились врассыпную...

Засланный казачок

Накануне «кровавого воскресенья» рядом с Гапоном крутился некто «инженер» Рутенберг. И хотя «Собрание» не допускало на свои заседания чужих, для него было сделано исключение. Священник от частых выступлений охрип, и предприимчивый инженер кричал в толпу его слова. Теперь мы знаем, что Рутенберг оказался рядом с Гапоиом не случайно. Один из вождей эсеров Б. Савинков писал: «Наш блистательный вождь Чернов поручил ему пасти этого попа, чтобы иметь возможность его громкое имя вплести в терновый венок славы нашей многострадальной партии».

Рутенберг оказался рядом и около Нарвских ворот. Священник от выстрелов не пострадал, его увели во двор соседнего дома. Что удивительно, у инженера при себе оказались ножницы(!!!), которыми он тут же подстриг (в целях конспирации) длинноволосого Гапона. Рабочие вырывали из рук «ловкого парикмахера» пряди волос и уносили как священную реликвию на память. Отца Георгия переодели в костюм рабочего и спрятали.
Вскоре ему удалось уехать за границу.

Цветы эмиграции

Гапон был лишен не только церковного знания, но и объявлен опасным преступником. Он обвинялся в том, что «с крестом на груди, в одежде духовного отца предал свой сан и вступил в преступное сообщество еретиков и халдеев, вы-полнявших в России предательскую роль».

В ответ Гапон проклял «солдат и офицеров, убивающих своих невинных братьев», а царя объявил «изменником»...

Вожди всех партий шли к Гапону на прием, всячески обхаживали его. За рукопись книги «История моей жизни» он получил пятьдесят тысяч франков, что гарантировало безбедную жизнь, на долгие годы. В Женеве Гапон пытался объединить всех революционеров в одну партию, не понимая разницы между их целями. Над ним подсмеивались, упрекая в незнании учения Маркса — Энгельса, а он заявлял, что всю социал-демократию сметет с лица земли.

Эсеры выманили у него деньги якобы для покупки оружия, на революцию в России, но снаряженное судно — по «странному стечению обстоятельств» — садится на мель и погибает. Сам Гапон, сопровожяаяший груз лично, выплыл чудом... Сегодня можно утверждать, что это было первое реальное покушение на его жизнь.
17 октября Николай II опубликовал манифест об амнистии преступников, Гапон едет в Петербург.

Гапон-кампания

Рабочими он встречен как герой. Социал-демократы писали за границу, что Гапон полностью владеет инициативой в рабочем движении. В декабре 1905-го революционеры потребовали от Гапона вывести рабочих Петербурга на улицы и поддержать восстание в Москве, но он категорически отказался устраивать новую бойню. Именно в это время газеты начинают публиковать материалы с намеками на тайные связи с охранкой. Кампания против Гапона приобретала оскорбительный характер. Он возмущался, собирал руководство «Собрания», требовал доказательств. В это время один из рабочих активистов, некто Петров, ушел в подполье, откуда разразился серией антигапоновских заметок, немедленно опубликованных газетами. Тогда он опубликовал следующее заявление:

«Мое имя треплют теперь сотни газет — и русских и заграничных. На меня клевещут, меня поносят и позорят. Меня, лежащего, лишенного гражданских прав, бьют со всех сторон, не стесняясь, люди разных лагерей и направлений: революционеры и консерваторы, либералы и люди умеренного центра, подобно Пилату и Ироду, протянув друг другу руки, сошлись они в одном злобном крике: -«Распни Гапона — вора и провокатора! Распни гапоновцев-предателей!» Правительство не амнистирует меня: в его глазах я, очевидно, слишком важный государственный преступник, который не может воспользоваться даже правом общей амнистии. И я молчу. И молчал бы дальше, так как прислушиваюсь больше к голосу своей совести, чем к мнению общества и газетным-нападкам...
Совесть моя чиста. 18 февраля 1906 года
Гапон».

Поп «супер-Иуда»

Разобраться, был ли Гапон агентом охранки, в сущности, не так сложно.

В царской России полиция охотно пользовалась услугами осведомителей, но по секретным законам империи категорически запрещалось вербовать таковых среди церковнослужителей и депутатов Госдумы.

Если все же предположить, что в этом случае закон был грубо нарушен, на «агента Гапона» обязаны были завести личное- дело с грифом «хранить вечно». Но где оно? Среди почти двух тысяч сексотов, выданных революционерам «перебежчиками отполиции»М. Бакаем и А. Менщиковым, имени Гапона не было. Во вскрытых большевиками в 1917 году архивах МВД и жандармерии до сегодняшнего дня ни один историк не нашел ни одного документа, подтверждающего его связь с полицией. (А ведь если Гапон получил хотя бы копейку, это было бы зафиксировано в финансовых документах.)

Основным доказательством, компрометирующим Гапона, до сих пор является утверждение Рутенберга, что якобы «отец Георгий предложил ему стать агентом и за 25000 рублей выдать приготовление какого-ни6удь террорисигческого акта». Сразу вызывает сомнения сама цифра. Чтобы представить значимость этой суммы, сравним ее с жалованьем царского губернатора, получавшего 500 рублей в месяц. Рабочие тогда зарабатывали не более 200 рублей в год. Такой «гонорар» не выплачивали даже самым ценным агентам за предотвращение крупнейших тер-рористических актов. Например, Кальман Альбаум получал 75 рублей и месяц, Зинаида Гернгрос — 500 рублей, Лев Голинберг за доносы на Ленина и Крупскую — 40, а затем 50 рублей, Мовша Дликман ко 250 рублей и т.п.

Сомнительность заявления Рутенберга еще и в том, что сам он в партии эсеров был слишком маленьким человеком, «пешкой», о чем полиция, разуме -ется, великолепно знала, к тому же он давно ходил под «наружкой».

Джентльмены у дачи

Поднятая вокруг бывшего священника кампания клеветы окончательно подорвала его здоровье. Жена тайно увезла Гапона в Финляндию, в Териоки, где сняла комнату на даче хозяйки Пяткинен. Эсерам все же удалось его выследить. 24 февраля 1906 года в 12 часов дня Рутенберг явился к Гапону и предложил ему в тайном месте встретиться с важным революционером. Сейчас уже известно, что у Рутенберга был план: обманным путем посадить. Гапона в повозку, в пути заколоть ножом, труп бросить в лесу в глубокий снег — до весны ищи-свищи...

Несмотря на категорическое возражение жены, Гапон надел шубу, сунул в карман пистолет и сел в санки. Как только отъехали от дачи, «наемные извозчики» узнали свою будущую жертву и отказались ехать.

Еще дважды Рутенберг пытался вытащить Гапона — 5 и 10 марта. Воспротивилась жена, выгнала его вон.

Заподозрив неладное, увезла мужа в Петербург. Тогда эсеры снимают на подставное лицо, Путилина, пустующую дачу в Озерках...

Внешний вид дачи, в которой был повешен Г.А.Гапон.

Описывая подробности расправы, Рутенберг заявлял, что свидетелями их разговора с Гапоном были несколько рабочих. Услышав предложение отца Георгия стать агентом, «они не выдержали, выскочили из укрытия и повесили предателя». Лично я с огромным трудом представляю себе «рабочих», которые чуть что пихают человека в петлю. Если бы это были коллеги по «Собранию», что помешало им устроить третейский суд (что тогда широко практиковалось в таких случаях) и осудить Гапона публично? Выходит, эти люди оказал ись в Озерках с заведомой целью — убийство. Даже веревка для повешения была приготовлена заранее...

В книге «Провокаторы и террор» (Тула, 1927 г.) Л. Дейч написал, что знает фамилии всех участников убийства и даже с одним из них разговаривал: «... Встретив на станции Гапона, Рутенберг привел его на дачу, где в одной из комнат уже поместились трое рабочих. Гапон, думая, что они одни и никто их не может слышать, был цинично откровенен... Среди нас был молотобоец Павел...он лично знал Гапона. «А вот ты каков!» — воскликнул он и бросился на Гапона. Тот стал на колени, начал просить: «Товарища, братцы, не верьте тому, что слышали. Я по-прежнему за вас, у меня своя идея». ...Павел, повалив его, стал душить своими железными руками... Я схватил веревку, которую, видимо, оставил дворник, когда принес дрова, и закинул петлю на шею Гапона. После этого мы потянули его в переднюю, где повесили на вбитый над вешалкой крюк».

Труп Гапона на даче в Озерках.
Рисунок из газет

Анти-Герой Советского Союза

Почему даже много лет спустя ни товарищ Дейч, ни «молотобоец Павел» не называют подлинных имен убийц-рабочих? Почему скрывал свое участие в акции возмездия «молотобоец Павел»? (Например, один из могильщиков царской семи Ермаков не скрывался, а, наоборот ежегодно открывал демонстрацию в Свердловске, в первых рядах гордо неся красное знамя.) Рутенберг писал, что ему приказал убить Гапона сам Евно Азеф (Азеф в течение 16 лет был одним из руководителей партии эсеров и одновременно тайным агентом охранки. Э.Х.). Если так, то причем тут «стихийная несдержанность рабочих»?! Странно, что ни Дейч, ни публикатор записок Рутенберга Владимир Бурцев не спросили риторически: с какой целью Гапона пытали, ведь на трупе были следы ужасных пыток?

Последние месяцы жизни Гапона и последовавшие за его гибелью события полны таинственных загадок, не раскрытых до сих пор. Я уверен: Гапон располагал какими-то очень важными документами, которым сам придавал исключительное значение. В частности, знал о получении вождями революции огромных сумм на организацию смуты в России и неоднократно подчеркивал, что Бог его миловал от этих денег.

«Когда они (документы. — Э.Х.) будут опубликованы, многим не поздоровится а в особенности... (он. назвал одно громкое имя, с которым тесно связана история появления манифеста 17 октября. Им всем хочется поднимать и опускать рабочую массу по своему усмотрению об этом мечтал еще Плеве, но они ошиблись в расчетах», — писал В. Грибовский о высказываниях Гапона (Исторический Вестник. 1912. март).

Гапон прятал эти документы у надежных людей, в конце концов, передал их своему адвокату Марголину. После убийства Гапона Марголин с бумагами выехал за границу, но там неожиданна скончался при невыясненных обстоятельствах, а документы бесследно пропали.

Интересно, что сам Рутенберг сразу «завязал» с эсерством и уехал сначала в Италию, а затем, сменив фамилию, строил в Палестине еврейское государство, где сделал карьеру, став миллионером. В 1927 году в советских журналах была опубликована фотография грандиозных похорон, подписанная толькодвумя словами «Похороны Рутенберга». Какую такую важную услугу оказал он большевикам, что его столько лет не забывали и даже отвели много места в советских энциклопедиях?

Участники похорон священника Г.А.Гапона на его могиле на Успенском кладбище.

Гапона хоронили 3 мая 1906 года на Успенском городском кладбище в присутствии почти 200 человек. Могилу завалили венками и цветами. Исправник Колобасов в рапорте докладывал: «Затем стали говорить речи рабочие: Кладовников, Смирнов, Князев, Ушаков, Кузин и Карелин о том, что Гапон пал от злодейской руки, что про него говорили ложь, и требовали отмщения убийцам. Затем послышалисъ среди присутствующих крики «Месть, месть, ложь, ложь...» На могиле поставили деревянный крест с надписью «Герой 9 января 1905 г. Георгий Гапон» После революции крест был сорван и положена доска с такими словами: «Ты жил только для себя и поэтому тропинки нет к твоей могиле...»

Loading...Loading...