Любовь к мудрости называется философией эссе. Определение философии

Слова "философия" и "философ" своим появлением в греческом языке, из которого они перешли в языки других народов, обязаны Пифагору. Именно он два с половиной тысячелетия назад впервые назвал себя философом, то есть любителем мудрости. Соответственно, процесс постижения мудрости, стремление к ней получил название "философия".

С тех пор неоднократно возникали споры о том, что из себя представляет философия как вид духовной деятельности, какую роль она призвана играть в жизни общества и отдельного человека. Диапазон мнений предельно широк: от вознесения философии на престол в качестве царицы наук до призывов "вышвырнуть за борт" (встречалось и такое на заре советской власти). Сама философия в разные времена понималась то как универсальное знание о мире в целом, то как всеобщий метод познания, то как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, то как наука о мышлении. А ведь, следует заметить, в эпоху зарождения современной цивилизации слов всуе не употребляли, и если уж новую (для античности) форму духовного освоения действительности назвали "стремлением к мудрости", а не "стремлением к знанию", "стремлением к истине" и т.п., – значит, в это изначально был заложен какой-то глубокий смысл, определяющий характер философского отношения к окружающему человека миру.

"Мудрость", "мудрец" – эти слова вызывают в обыденном сознании образ прожившего долгую жизнь человека, знающего ответы на все жизненные вопросы, спокойно, взвешенно и несколько отстраненно взирающего на мир (для полноты образа можно добавить бородку клинышком и ермолку; к слову, именно ермолку дарит булгаковская Маргарита Мастеру как символ его мудрости). Что в этом образе от действительного смысла этих слов, а что от нашего благоговейного отношения к ним? И действительно ли необходимо дожить до преклонных лет, чтобы приобщиться к мудрости? Тогда не является ли философия уделом стариков, и к чему тогда морочить головы молодежи призывами к изучению философского наследия человечества? Доживут – дозреют, засядут за "премудрость скучных строк". Но почему тогда Платон настаивал на том, что философию необходимо изучать именно в молодом возрасте? Ответить на эти вопросы, понять, что такое философия, можно, очевидно, только выяснив смысл самого слова "мудрость". Удивительно, но факт: в отечественной философской литературе трудно, практически невозможно, найти определение этого понятия. Нет его в философских словарях советского периода, нет его и в учебниках по философии. Лишь в "Краткой философской энциклопедии" 1994 года в качестве определения мудрости приводится достаточно туманная фраза из работы немецкого философа Н. Гартмана. В чем тут дело? Откуда такая рассеянность? Может понимание философии как стремления к мудрости противоречило чьим-то теоретическим построениям (что, кстати, действительно имело место), а может смысл понятия "мудрость" не укладывается в прокрустово ложе строгих определений? Или и то, и другое?

Что ж, поскольку практически все философские категории берут свое начало в обыденном языке, обратимся и мы к нему. В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой "мудрость" определяется как "глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт". То есть, мудрость предполагает обладание человеком соответствующими интеллектуальными способностями, позволяющими осмыслить происходящее вокруг. Поэтому "мудрость" - это антоним слова "глупость". Но в то же время, изощренный, отточенный ум специалиста (ученого, политика, инженера) может не иметь никакого отношения к мудрости, ибо в основе ее лежит не профессиональный, а жизненный опыт: личный, поколений, человечества. Соответственно, расширение, обогащение жизненного опыта – это ступени продвижения к мудрости. Английский философ А. Уайтхед писал, что "мудрость пропорциональна широте опыта". Опыт же каждого из нас весьма узок из-за краткости нашей жизни, ограниченности нашего личного жизненного пространства. Но его можно расширить, приобщаясь к чужому опыту, воспринимая его. Поэтому мудрость – это внимательное и терпимое отношение к чужому опыту. Отсюда следует, что "мудрость" – это не просто знание о чем-либо, не качественная характеристика человеческого ума; "мудрость" – это особого рода отношение человека к окружающим его людям, отношение, предполагающее терпимость к иному. Но "мудрость" и "толерантность" – не одно и то же. Следовательно, в понимании интересующего нас предмета необходимо идти дальше.

Согласно преданию, Пифагор учился мудрости у восточных мыслителей и, наверняка, конструируя неологизм того времени "философия", он опирался и на восточную традицию толкования мудрости. Поэтому обратимся к современному Пифагору китайскому трактату "Дао дэ цзин", посвященному нахождению гармонии человека (мудреца, причем, стоящего на вершине власти - "совершенномудрого") и мира. Даосизм – одно из важнейших направлений философской мысли древнего востока. Основное понятие этого учения и данного трактата – "дао", неизменная причина всех изменений, основа всего, существующая во веки веков, не требующая для своего существования и объяснения ничего. "Дао" – это естественный ход вещей, естественный путь развития мира. Никто не в силах изменить "дао". Другое важное понятие - "у-вэй" ("недеяние"). "У-вэй" - не "недействие", не "ничегонеделание", а следование человеческой жизни принципам "дао", человек приходит в этот мир не для того, чтобы крушить все вокруг. "Совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние; ...вызывая изменения вещей, он не осуществляет их сам; ...приводя в движение, не прилагает к этому усилий". Возможно ли такое? Да, если действовать не против естественного пути развития, а в соответствии с ним (вспомним принципы восточных единоборств, например, "айкидо"). "Недеяние", кроме того, – это не навязывание окружающим людям своих представлений, своего образа жизни: "Совершенномудрый... предоставляет народу возможность жить собственной жизнью". И еще очень важное для понимания мудрости: "Совершенномудрый... не считает правым только себя, поэтому он может обладать истиной". Но мудрость – это не отстраненное созерцание окружающего, равнодушное и беспристрастное. "Совершенномудрый не имеет постоянного сердца. Его сердце состоит из сердец народа... Он смотрит на народ, как на своих детей". А разве можно относиться к своим детям безучастно? Разве можно не желать им лучшей доли?

Так в восточном понимании мудрости сливаются воедино признание объективности мира, невозможности изменения вечного естественного его пути и стремление к лучшей жизни, которая достижима лишь через соответствие человеческого существования с миром, человек может "обустроить" свою жизнь, усилив или ослабив проявления "дао". Но для этого необходимо постигнуть "дао" мира и "дао" человека. Иными словами, необходимо познать и понять, что такое мир, в котором довелось жить человеку, и необходимо познать и понять самого человека.

А теперь вернемся к началам европейской философии. Она возникает в определенной степени как реакция на религиозно-мифологическое миропонимание, как стремление объяснить мир без апелляции к мистическим, сверхъестественным первоначалам и сущностям. Философия, в отличие от мифа и религии, – это дерзкая попытка поиска и обоснования возможности естественной гармонии человека и действительности. С другой стороны, коренные изменения афинского общества (появление частной собственности на землю и становление демократии) настоятельно требовали такого мировоззрения, которое было бы лишено авторитарности мифа и религии, допускало плюрализм, свободное выражение мнений, которое не могло бы быть навязано никакой другой силой, кроме силы убеждения. Сомнение в любом Абсолюте, кроме абсолютности и уникальности человеческого существования, с самого начала становится главным принципом философии. В свою очередь, сомнение предполагает анализ и критику неточностей, противоречий в существующих способах объяснения действительности. Путь к истине в философии лежит через выявление и преодоление заблуждений. Не таким ли образом философствовал, например, Сократ?

В истории человечества Сократ являет собой пример настоящего философа, человека, стремящегося к мудрости, но не обладающего ею в полной мере. Он ничуть не лукавил, говоря: "Я знаю, что я ничего не знаю". Каждый ли решится на такое признание? Сократ постоянно повторял, что он не знает окончательных ответов на те вопросы, которые он ставил перед слушателями. И приглашая их к совместным рассуждениям, он вместе с ними последовательно, шаг за шагом приходил не к постижению окончательной истины, а, скорее, к выяснению того, что не может являться всеобъемлющим ответом на конкретно заданный вопрос. Беседы Сократа – это тщательный анализ познавательных ошибок и заблуждений. Так, в платоновском диалоге под названием "Лахес" Сократ пытается определить, что такое "мужество". Размышления над предлагаемыми собеседником определениями данного понятия показывают, что ни одно из них не является полным, не выражает его сути. Оказывается, что мужество не сводимо, например, к стойкости в бою, к упорству и т.д. Так что же такое – "мужество"? В диалоге вопрос остается открытым.

Мудрый человек никогда не станет учить, а тем более, навязывать другим свои представления о том, как надо жить. Но он, исходя, хотя бы, из своего опыта, предостережет от ошибок, пояснит, как не стоит жить, чтобы не повторить его ошибки. Для этого необходимо выявить причины, основания заблуждений и ошибок, то есть опыт, как говорил Гегель, должен соединиться с размышлением. Поэтому, опираясь на все вышесказанное, можно сказать следующее: мудрость – это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт, умеющий проанализировать его и выявить причины достижений и ошибок. И в то же время, мудрость как бы предполагает право других на собственные ошибки, то есть, на собственный опыт ("опыт – сын ошибок трудных" А.С. Пушкин). Вспомним: "Совершенномудрый не считает правым только себя". Так удалось ли древним грекам выразить названием философии ее сущность, то, ради чего она существует более двух тысячелетий? И какой от нее прок в наше время триумфа науки и техники, время "стрессов и страстей"?

Бессмысленно ожидать от философии помощи в деле поворота рек, орошения пустынь, повышения технического могущества человека. Не в этом ее предназначение. Она призвана объяснить человеку мир, в котором он живет, призвана объяснить человеку его самого. Когда-то Карл Маркс написал, что задача философии заключается не в объяснении мира, а в преобразовании его, причем, революционном преобразовании. Нет, именно объяснение мира, объяснение человеку пределов возможного и невозможного в его неуемном стремлении изменять все вокруг, разъяснение возможных негативных последствий неразумного вторжения в окружающий мир – вот главная задача философии. Слишком много различных результатов преобразования природы и общества кошмарами стоят перед нами. Революционная нетерпеливость и мудрое отношение к окружающему – "две вещи несовместные". Философия не терпит суеты, она свободна от повседневной гонки за происходящим. Поэтому она ничего не организовывает, никого не призывает, никуда не направляет.

Философия по своей сути – не призыв, а предупреждение. Ни одна философская система не может исчерпывающе объяснить человеку смысл его существования, сформулировать окончательное определение счастья и т.д. Это невозможно, хотя бы потому, что для философии факт – не есть аргумент. И она исходит из того, что факт проживания одним человеком своей жизни так или эдак может ничего не значить для другого человека, проживающего свою собственную жизнь. И кто-то, взявший за образец чужой рецепт достижения полного счастья, в итоге может оказаться глубоко несчастным. Философия не рецептурна. Она не в состоянии дать исчерпывающие ответы на все вопросы, предложить однозначные решения всех стоящих перед человеком проблем, потому что каждый из нас неповторим, и в целом неповторима жизнь каждого из нас. Формулирование последних истин будет означать в таком случае попытку втиснуть бесконечное многообразие человеческих жизней и судеб в клетку мертвых схем.

Но в то же время, в работах действительно глубоких мыслителей всегда можно найти серьезный анализ того, что не соответствует представлению о достойном существовании или сосуществовании людей, что не соответствует представлению о высоком смысле человеческой жизни, что , наконец, приняв манящий облик счастья, на самом деле оказывается только видимостью его.

Философия доказывает свои положения "от противного" и к положительному она ведет через выявление отрицательного. Как любое мировоззрение философия рассматривает и оценивает мир с позиций должного. Но философское долженствование – это поиск разумного соответствия человеческих возможностей естественной природной и социальной необходимости. Возомнив себя венцом творения, реализуя свое безудержное стремление к самоутверждению, к свободе от всего и от всех, человек способен уничтожить основу своего существования и себя самого. Особенно в XX веке проявились эти опасные тенденции, многократно усиленные научно-техническим прогрессом. Поэтому, образно говоря, если наука и технология дают в руки человека острый топор, которым можно свалить любое дерево, то философия призывает его, прежде чем приступить к действию, оглянуться назад, на оставленную за спиной унылую вырубку, и подумать, а стоит ли дальше углубляться в лес с этим топором. Именно с этого начинается философское осмысление любых проблем.

Понимание философии как предупреждения основывается на ее стремлении к мудрости, которая, в свою очередь, вырастает из опыта человечества. А в нем больше (иначе и быть не может) неудач, провалов, "синяков и шишек". Когда Ф. Ницше устами Заратустры подвергает нещадной критике государство, "где все теряют самих себя, хорошие и дурные", он опирается на многовековой опыт народов. А этот опыт показывает, что государству безразличны судьбы конкретных людей, что оно может жить своей самодостаточной жизнью, руководствуясь собственными интересами, а не интересами людей, для защиты которых оно, вроде бы, и возникает. И, как показывает история, у руля государственной машины далеко не всегда оказываются достойнейшие. Призывает Ницше к уничтожению государства? Разумеется, нет. Но речь Заратустры "О новом кумире" – это предостережение от обольщения личностями правителей и абсолютизации роли государства в нашей жизни. Человек, надейся на собственные силы, живи собственной жизнью, – вот лейтмотив этого фрагмента книги "Так говорил Заратустра".

Надо сказать, что в этом заключается подлинный гуманизм философии: не учить, как надо жить, не подталкивать и направлять к однозначно понятому лучшему, которое может оказаться очередной химерой (люди склонны к самообману). Предостерегать от худшего, вот стремление философии, понимаемой как любовь к мудрости. Не очень весело и оптимистично? Но еще Экклесиаст говорил, что во многой мудрости много печали. Может только тогда движение человека к нарисованному его сознанием светлому будущему может оказаться успешным, когда он предупрежден о возможных завалах и опасностях, ожидающих его на этом пути. Предупрежден, значит, – вооружен! В этом смысле поразительно точно уловил суть философии киник Диоген Синопский, который считал, что она должна закалять наши души и делать нас готовыми ко всякому повороту судьбы.

Возвращаясь же к вопросу о соотношении возраста и мудрости и опираясь на понимание философии как предостережения, можно сказать: прав был Платон, утверждавший: никогда не рано начать заниматься философией. Именно в молодом возрасте необходимо приобщаться к ней. От скольких ошибок и заблуждений могли бы быть предупреждены молодые люди, если бы они обогащали свой объективно малый жизненный опыт знакомством с совокупным опытом человечества, осмыслением которого и занимается философия. Стоит ли наступать на грабли, которые кому-то уже попадались на пути.

И последнее. Почему бы тогда не назвать философию просто мудростью, кладезем совершенной мудрости? Древние греки ответили бы так: совершенная мудрость присуща только богам, и слабый духом человек может только стремиться к ней, никогда не достигая того, что принадлежит Высшему. Мы же объясним это по-другому. Философия потому и называется любовью, стремлением к мудрости, что сама мудрость есть идеал, манящий, но недостижимый. Ибо достижение этого идеала означало бы завершение человеческой истории. Но человек и человечество находятся в пути, и наш жизненный опыт не будет полным и завершенным, пока мы существуем. Копилка человеческой мудрости пополняется ежедневно и ежечасно.


1.Понятие философии. Предмет философии и его особенности. Философия как «любовь к мудрости». Мудрость и знание.

Филосо́фия (дословно: любовь к мудрости)) - дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

В общих чертах предметом всякого познания считается такая часть объективного мира , которая доступна человеческой практике, духовному созерцанию и созиданию. В отличие от других видов и способов познания, философия изучает всеобщие отношения, складывающиеся между человеком и миром, в котором он живет. Предмет философии условно подразделяется на те разделы, из которых складывается сама философия. В связи с этим, выделяется два основных структурных аспекта в предмете философии: Онтологические отношения между человечеством и миром, в которых раскрывается общечеловеческое и всемирное бытие. Гносеологические отношения, указывающие на познаваемость самого мира.“Философия” – лишь то знание, которое человек добывает своими собственными силами, опираясь на свои собственные самостоятельные размышления. Но поскольку “мудрость” – это далеко не всякое знание, а знание самого важного и существенного в мире и в жизни человека, поэтому то и философия – это не все размышления вообще, а самостоятельное размышление над наиболее важными для всех людей вопросами. Философия – размышления над такими вопросами, которые одинаково важны и равно интересны для всех разумных существ, обладающих способностью свободного самоопределения.Слово “мудрость” означает также совершенство человека и обладание совершенным знанием, т. е. обладание истиной..Мудрость - один из измерителей степени познания окружающего мира, обсуждаемый, как правило, в контексте стремления к углублению этого познания как специфического свойства человеческого интеллекта.Знание – достоверное, истинное представление о чем-либо в отличие от вероятностного мнения. Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления
Уровни организации материи. Виды и формы материи. Основные формы движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Человек как высшая ступень развития материи. В естествознании рассматривают два уровня организации материи: живой и неживой природы. С точки зрения современной науки, в качестве структурных единиц на уровне неживой природы выступают: элементарные частицы, атомы, молекулы, все виды физических полей (гравитационное, электромагнитное и т. д.), физический вакуум, макроскопические тела, планеты и планетные системы, звезды, звездные системы (галактики), галактические системы, метагалактика (система скоплений галактик).В живой природе выделяют два уровня: биологический и социальный. На биологическом уровне структурными единицами организации материи являются: нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК), белки, клетки и одноклеточные организмы, многоклеточные организмы (растения и животные), надорганизменные структуры (виды, популяции и биоценозы), биосфера как вся масса живого вещества.Существуют также системы, которые включают элементы как живой , так и неживой природы – биогеоценозы.На социальном уровне в структуру материи входят семья, классы, расы, нации и т. д. (изучается обществознанием).Структурные уровни организации материи выделяют в следующие области: микромир, макромир и мегамир.Микромир – мир предельно малых объектов: элементарных частиц и ядер атомов, атомов и молекул. Пространственные масштабы этой области составляют порядка 10-8–10-16 см, время жизни микрообъектов – от 10-24 с до бесконечности.Макромир – мир макроскопических тел, соизмеримых с масштабами жизни на Земле. Пространственные величины этой области измеряются в миллиметрах, сантиметрах и километрах, а время – в секундах, минутах, часах и годах.Мегамир – это область больших космических масштабов и скоростей.

Неотъемлемым свойством материи является движение. Под движением понимается изменение вообще, количественное или качественное. Именно движением материи объясняется многообразие форм ее проявления. Изменения, происходящие в материальном мире, фиксируются уже на уровне обыденного сознания. Каждый из нас видит, как рождаются материальные вещи, как они изменяются и погибают. Эти циклические преобразования можно наблюдать как в природе, так и в обществе. Ф. Энгельс предложил следующую классификацию форм движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная
2Место и роль философии в системе культуры. Значение философии в жизни человека и общества.

Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. Цель философии - увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Предмет философии - все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому , чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение - это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.Каждый из нас слово «философия» так или иначе увязывает со словом «культура». И это правильно, ибо между ними существует глубокая связь, хотя бы в том плане, что и философия, и культура характеризуют присущую только людям сферу жизнедеятельности. А если их сопоставить, то станет ясным, что понятие «культура» гораздо шире, чем понятие «философия». В сферу культуры помимо философии входят мифология, религия, наука, искусство, политика и т.дФилософия – это методология, являющаяся мировоззрением, и мировоззрение, выступающее в роли методологии. Эту особенность Карл Маркс выразил так: философия должна не просто объяснять мир (быть мировоззрением), а быть средством его изменения (быть методологией). А по мнению Альберта Швейцера, наиболее существенной является ценностно-ориентационная функция философии, превращающая ее в «страж культуры». Философия призвана предупреждать людей о кризисе духовных ценностей. Чтобы понять, как это она делает, нужно изучить другие формы реализации выделенных функций, а также типы самоопределения философии.
. Мировоззренческое и методологическое значение понятия материи и ее атрибутов для современной науки и медицины. Проблема многообразия и единства мира. Категория материи является фундаментальным философским понятием. Определение материи было дано В.И. Лениным: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущении его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от них». В этом определении выделено 2 основных признака: 1) Материя существует независимо от сознания 2) Она копируется, фотографируется, отображается ощущениями. Первая характеристика означает признание первичности материи по отношению к сознанию, вторая - признание принципиальной познаваемости материального мира. В этом определении отсутствуют ссылки на конкретные свойства и виды материи , не перечисленных каких-либо ее конкретных характеристик. В традиции материализма были и другие определения. Например, многие материалисты XVIII -XIX столетия определяли материю, как совокупность неделимых корпускул (атомов), из которых построен мир. Это бессмысленно определять материю через перечисление ее известных вдов и форм., т.к.: развитие науки будет приводить к развитию неизвестных ранее свойств видов и форм материи. Примером такого кризиса была ситуация, возникшая в физике конца XIX начала XX века. Понятие материя имеет огромное мировоззренческое зна­чение, составляя фундамент научных знаний о мире. Но оно непосредственно не связано с научными данными о строении материи. Строение материи изучается конкретными науками, подобно тому, как человеческое тело изучается комплексом медицинских наук. Поэтому недопустимо отождествлять фи­лософское понятие материи с естественно-научными знания­ми о ее строении и структуре. Так в конце XIX в., когда было открыто явление естественной радиоактивности, т.е. переход вещества в энергию, то некоторые философы-метафизики ут­верждали, что тем самым материя исчезает. Это утверждение строилось на старом понимании материи как вещества. И вдруг совершился переход от вещества к энергии. Понимание мате­рии как объективной реальности устраняет эту ошибку, ибо и вещество и энергия - реально существуют независимо от со­знания человека.
3. Структура и основные функции философии: мировоззренческая, методологическая, теоретико-познавательная, аксиологическая.

Рассмотрение функций философии как реализации направлений ее назначения предоставляет основание для выделения в ней особых разделов или элементов ее структуры.В состав философии входят: теоретическая философия (систематическая философия); социальная философия; этика; эстетика; логика; история философии.Основными частями теоретической философии выступают:онтология - учение о бытии; гносеология - учение о познании; диалектика - учение о развитии; аксиология (теория ценностей);герменевтику (теорию понимания и толкования знаний).Особым разделом в философии, проблематика которого входит как в общетеоретическую (систематическую философию), так и в социальную философию, является философия науки. Социальная философия включает в себя социальную онтологию, т. е. учение о бытии и существовании общества, философскую антропологию, т. е. учение о человеке, и праксеологию, т. е. теорию человеческой деятельности. Социальная онтология наряду с изучением наиболее общих проблем существования и развития общества исследует философские проблемы экономики, политики, права, науки и религии.

Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества , имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.Мировоззрение по своей форме может быть: мифологическим, религиозным, философским. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).
Постановка проблемы сознания в философии. Отражение как атрибут материи. Развитие форм отражения как предпосылка возникновения сознания. Психическое отражение и мозг. Сознание как высшая форма отражения. Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им. Острые и актуальные вопросы современного общественного развития, соотношения научно-технического прогресса и природы, проблемы воспитания, общения людей и т.д. - короче говоря, все проблемы современной общественной практики оказываются органически связанными с исследованием сознания. Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию. Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, "пронизано" им, не существует человеческого бытия без сознания, независимого от тех или иных его форм. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общенияВ учение о познании как О. действительности значительный вклад внёс В. И. Ленин; поэтому диалектико-материалистическая теория О. по праву носит название ленинской теории О. Ленинский принцип О. подвергается нападкам со стороны некоторых ревизионистов и буржуазных идеологов,утверждающих, что теория О. якобы ограничивает человека рамками существующего недооценивает творческую активность сознания, и предлагающих заменить категорию О. понятием практики. Несостоятельность этой критики, подменяющей диалектико-материалистическую концепцию О. механистическим его пониманием, очевидна. Отражение - это свойство материальных систем, объектов воспроизводить в ходе взаимодействия с другими системами, объектами в изменениях своих свойств и состояний их различные особенности и характеристики. Вместе с тем отражение, начиная с простейших форм, характеризуется рядом свойств:

1) оно предполагает не просто изменения в отражающей системе, а изменения, адекватные внешнему воздействию;2) отражение зависит от отражаемого, оно вторично по отношению к нему;3) отражение зависит от среды и особенностей отражаемой системы, играющей в процессе отражения активную роль.Эти особенности отражения находят свое наиболее яркое проявление на уровне сознания. При этом отражение в неживой природе есть лишь предпосылка и базис формирования в ходе эволюции более высокой формы отражения - отражения биологического. Дело в том, что отражение в неживой природе (исключая некоторые технические средства) не становится для отражающего предмета ориентиром его собственной активности. Напротив, в биологических системах результаты отражения, несущие информацию об окружающей среде , используются в качестве ориентиров, определяющих активность этих систем, их целесообразное реагирование на внешние воздействия. Поэтому отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий, можно назвать информационным, причем под информацией в данном случае понимается свойство явлений способствовать активной ориентации в окружающем мире.

Сознание - высшая, свойственная только человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения
4. Истоки и генезис философии: социально-исторические, социально-экономические и духовные предпосылки.

Философия - один из самых древнейших способов постижения мира и определения человеком своего места в нем. Социально – исторические предпосылки возникновения философии: взаимодействие в культуре мировоззренческого и категориально - логического комплексов; структурное и функциональное различие между ними; отказ от нереальности мифа, который препятствовал оформлению фундаментальных принципов научной идеологии (непротиворечивости, инвариантности, универсальности); разрушение мифологической идентичности человека и действительности; формирование познавательной деятельности.Социально – экономические предпосылки возникновения философии: ранняя наука; отделение умственного труда от физического; формирование демократии и слоя свободных граждан.К духовным предпосылкам возникновения античной философии прежде всего можно отнести поэмы Гомера и творчество гномических поэтов 7 - 6 вв. до н.э. (от «гнома» – изречение, греческое – стихотворный афоризм), создававших стихотворные афоризмы, также можно отнести и общественную религию. Возникновение философии хронологически относится к рубежу VIII–II вв. до н. э. В это время в разных частях света - на Ближнем и Дальнем Востоке, античной Греции - набрало силу, окрепло, упрочилось идейное движение, в котором человек осознает и осмысливает высшие ценности и цели , свое место на земле.Человек в этот период становится настоящей личностью - одухотворенной, разумной, у него появляются осмысленные представления о мироздании.Философия зародилась в очагах цивилизации Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции, Древнем Риме.Родоначальниками философии принято считать Лао-цзы (Китай),Кун-цзы (Китай), Аввакум (Палестина), Даниил (Палестина), Фалес (Древняя Греция), Анаксимен (Древняя Греция), Анаксимандр (Древняя Греция).Эти мудрецы сформулировали важнейшие философские понятия и представленияФилософия появилась в результате сращения мифологических и пранаучных порядков:- от мифологии философии досталась предметная сфера, тематическая область, проблематика;- с наукой философию единит демонстрация, способ фиксации, удостоверения результатов, аппарат обоснования.Главной заслугой первых философов было различение мысли и предмета мысли. Они положили начало рационализации, которая трансформировала: героическое правдоподобие в гражданское жизнеподобие; обряд в норму; традицию в закон; быт в бытие; не подвластное уму чувственно-конкретное в абстрактно-мыслительное, умопостигаемое.Философия пришла на смену мифологической картине мира и помогла рационально осмыслить мир.В древней философии присутствовали: осмысление окружающего мира; понятие бытия человека в мире; поиск гармонии во взаимоотношениях мира и человека.Важнейшие качества человека для древней философии: знания, справедливость, добродетель.Основной темой древней философии являлась тема первоначала (основы) мира и важнейшиххарактеристик мироздания.Главными идеями древней философии были: материализм, идеализм, синкретизм (слитность научных и ненаучных знаний).

Слово «философия» переводится с древнегреческого как «любовь к мудрости», «любомудрие» (phileo - люблю и sophia - мудрость). Но такой перевод нельзя оставить без комментариев; он нуждается в уточнении вследствие несовпадения в русском и греческом языках значений исходных терминов. Если в русском языке «любовь к родине», «любовь к знанию», «любовь к Богу», «любовь к детям», «любовь к женщине» обозначаются одним и тем же словом, то в греческом языке существуют специальные термины, выражающие тот или иной оттенок, смысл любви.

Так, eros - это чувственная любовь-страсть, телесное влечение. В этом смысле «вожделение к мудрости» невозможно, ибо мудрость есть нечто духовное, бестелесное. Правда, в диалогах греческого философа Платона (427-347 г. до н.э.) философия нередко определяется именно как страсть, вожделение к мудрости, как своего рода эрософия, но это скорее образное сравнение, чем сущностное понятие, сравнение того же порядка, что и сократовское уподобление философии повивальному искусству (в том смысле, что философия помогает родиться истине).

Agape - рассудочная любовь, любовь-долг: природное влечение, преображенное идеей разума. Например, любовь к человечеству или любовь к справедливости. «Агапософия» также невозможна, ибо мудрость не есть идея и к ней нельзя относиться чисто рассудочно.

Storge - также любовь общего характера, что и agape, но обладающая более выраженной личной склонностью, симпатией. Например, любовь к профессии, к тому или иному жанру искусства и т.п. Такая

любовь тоже неприложима к мудрости, так как предмет любви и дам ном случае пассивен и зависит от одностороннего выбора человека, что противоречит природе мудрости.

Eleos - любовь-сострадание, жалость. Очевидно, что термин «элеософия» не соответствует характеру устремлений человека к мудрости.

И наконец, интересующий нас термин philia означает любовь-дружбу, дружелюбие, дружескую привязанность. Чтобы вполне оценить смысл этого слова, необходимо иметь в виду, как древние греки относились к дружбе. На вопрос о том, что есть друг, Аристотель ответил: «Одна душа в двух телах». По словам Эпикура, «благородный человек более всего занят мудростью и дружбой: одна из них есть бла-



го смертное, другая - бессмертное». Отличие любви-дружбы от всех других видов любви в том, что она

по самой своей природе не может быть односторонней, как любовь-«эрос», любовь-«агапс», любовь-«сторге» или любовь-«элеос». Вожделеть, пылать страстью, сострадать, жалеть может и один человек, другой же может при этом оставаться равнодушным или пассивным. Но дружить можно только, взаимно. Дружба изначально предполагает взаимообразие чувств. Не случайно древние греки считали, что дружба возникает между родственными по природе душами. Именно такого рода отношение только и возможно между человеком и Софией-мудростью. Это не просто страсть, одностороннее влечение, рассудочная любовь, внутренняя симпатия, природная склонность, сочувствие и т.п., но прежде всего - взаимная дружеская привязанность. Причем привязанность особого рода. Это не просто дружба между людьми. В ней достигается полное единение между реальным человеком и идеальной Софией, между субъективным человеческим чувством, мышлением и объективным, «софийным» миром вещей. Такая дружба являет собой высшую ступень взаимопроникновения материального и идеального.

Чтобы еще лучше понять характер этой дружбы, необходимо выяснить значение слова «София». Перевод этого термина на русский язык как «мудрость» тоже нуждается в определенном уточнении. В русском языке, как и в большинстве европейских языков, мудрость понимается прежде всего как особый род знания, имеющий высшую духовную ценность. Причем в английском, немецком, французском и других языках в состав слова входит корень «знание», например английское «wis» и «wisdom». Русским аналогом такого рода языкового образования могло бы стать слово «ведовство» (от др.-русского «ведать» - «знать»). Что же касается слова «мудрость», то, согласно одной из наиболее убедительных этимологических версий, оно восходит к индоевропейскому корню men- (dh)-, обозначающему особый вид ментального возбуждения, т.е. особое состояние сознания, соприкасающегося с миром высшего знания.

Если судить по Словарю русского языка XI-XVII вв., то уже к тому времени сложилось как минимум шесть значений данного слова:

1) ум, разум, благоразумие - умудренность;

2) совокупность знаний, ученость - великомудрие;

3) религиозная благочестивость - премудрость;

4) душевная чистота, нравственное совершенство - смиренномудрие;

5) искусность, мастерство, совершенство - совершенномудрие;

6) хитрость, лукавство, плутовство - мудрствование, мудрование.

Какое же из этих значений более всего соответствует греческой Софии? Как показывают этимологический и смысловой анализы данного термина, наиболее точным является понимание Софии как мастерства, творчества.

Русский философ П.А. Флоренский замечает, что слово «София» правильнее было бы передавать на современный русский язык как «мастерица», «художница», «зиждительница». София означает не только субъективное умонастроение, т.е. благочестие, благоразумие, душевную чистоту и т.п., но и объективное положение вещей: их совершенство, красоту, гармонию. И в этом смысле София есть прежде всего художественно-техническое знание: способность воплощать определенный замысел, идею в действительность по законам красоты.

Таким образом, philia как дружеская привязанность к Софии означает причастность человека к совершенству мира через жизненное воплощение идеи и идеальное преображение жизни. Отсюда «философ» - не просто «любитель мудрости», как это чаще всего формально переводится, но Мастер, стремящийся преобразовать свою собственную жизнь и окружающий его мир по законам Красоты, Добра, Истины. Такими и остались в памяти человечества, великие философы древности: Пифагор, Сократ, Платон. Характерно, что в истории философии известен, пожалуй, один случай, когда понятие «мастер» полностью срослось с именем философа. Это - немецкий философ-мистик XIII в. Иоганн Экхарт, известный как Мейстер Экхарт.

Существует две версии происхождения термина «философия». Согласно одной из них, первым назвал свое учение любомудрием, (философией), а не мудростью Пифагор. Упрекая Семерых мудрецов(Семь мудрецов - собирательный образ людей, выделявшихся и прославившихся в разнообразных областях человеческой деятельности), он утверждал, что из людей никто не может быть мудрым, ибо человек по слабости своей не в силах достичь абсолютного знания. Тот же, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа, может быть подобающе назван любомудром (философом). Мудрым же можно величать только Бога.

Эта мысль получила свое развитие в платоновском диалоге «Пир». Там доказывается, что мудрец не является философом, ибо тот, кто мудр, к мудрости не стремится. Философ же - это человек, занимающий промежуточное положение между мудрецом и невеждой. Определяя меру человеческой мудрости, Сократ изрек знаменитую мысль: «Я знаю, что ничего не знаю». «Знающее незнание», «мудрое неведение» и являются, по мнению многих философов, характерным признаком философского искания истины.

Гегель, однако, хорошо показывает, что нет смысла заострять внимание на различии между мудрецом и философом. Вот какое образное сравнение он приводит в доказательство своей мысли. Конечно, различие между человеком, любящим вино, и человеком пьяным существует. Но разве любитель вина означает лишь тщетное стремление, созерцательную любовь к вину? И разве пьяница не стремится выпить еще? Так и философ - это тот, кто не только любит мудрость и стремится к ней, но и тот, кому удается вкусить мудрости. И подобно тому, как пьянице хочется выпить еще и еще, так и мудрецу хочется нее больше и больше мудрости, как себе, так и другим. Согласно второй версии, слово «философ» впервые употребил Гераклит. Известен фрагмент из сочинения христианского писателя 3 в. Климента Александрийского «Строматы»: «Ибо очень много должны знать любомудрые мужи (философы), по Гераклиту». Эта версия вполне соответствует духу учения Гераклита, который говорил о мудрости, бытийствующей в Логосе (Слове), и о возможности человеческого разума подражать Логосу, стремиться жить в соответствии с ним.

Философия – редкое и с трудом достигаемое соединение знания, опыта и ценностей, позволяющее выносить взвешенные, глубокие и дальновидные суждения о человеке, обществе и мире.

Термин "философия", как уже говорилось, происходящий от греческих слов "любовь" и "мудрость", посему любовь к мудрости (знанию, разумению).

Мудрость – понятие, обозначающее высшее, целостное, духовно-практическое знание, ориентированное на постижение абсолютного смысла бытия и достигаемое через духовно-жизненный поиск истины субъектом знания. Большинство определений мудрости, встречающихся в классической этико-философской традиции, подчеркивают в ней именно момент высшего знания в его ценностном выражении. Например, по Г. В. Лейбницу, мудрость есть "знание высшего блага"; по И. Канту, мудрость – это "свойство воли согласовываться с высшим благом как конечной целью всех вещей"; Л. Н. Толстой определяет мудрость как "знание вечных истин, приложимых к жизни", и т.д.

Мудрость не сводится к обширным знаниям о мире, человеке и обществе. Проницательность в отношении природы позволяет наукам о природе глубоко судить о ее объектах, но такие суждения никогда не называются мудрыми. Как говорил еще Гераклит, впервые употребивший слово philosophos для обозначения исследователя природы вещей, "многознание не научает мудрости, которая заключается в постижении оснований и причин". Вместе с тем знание представляет собой одну из необходимых предпосылок мудрости.

Касающаяся прежде всего человека и его непосредственного окружения, мудрость может быть скорее обнаружена в науках о человеке и обществе, чем в науках о природе, хотя и в первых она является довольно редкой и ее трудно выделить из общей массы эмпирического, субъективного и поверхностного знания. Мудрость связана с деятельностью человека и, значит, с теми ценностями, которыми он руководствуется в своей жизни и в своих действиях.

Мудрость опирается на здравый смысл, но идет гораздо дальше его и встречается значительно реже. Мудрость требует опыта жизни и известного отдаления от тех событий, о которых приходится судить. Как говорил Гегель, "сова Минервы (богини мудрости. – Авт.) вылетает в сумерки".

Роль философии в жизни человека и общества

Не существует философии вообще. Современное философское знание представляет собой комплекс наук и учений, основными из которых являются:

  • 1) онтология – учение о всеобщей структуре и динамике существующего мира (природы, общества, человека);
  • 2) эпистемология, или гносеология (теория познания), – учение о познании человеком окружающего мира и самого себя с помощью разума, эмоций, чувств, абстрактного мышления, интуиции;
  • 3) социальная философия, или философия общества;
  • 4) политическая философия, изучающая проблемы распределения власти в обществе;
  • 5) логика – учение о законах и операциях правильного мышления;
  • 6) аксиология – учение о ценностных ориентирах существования человека в мире;
  • 7) этика – теория нравственных отношений человека к другим людям и самому себе, принципов морали, общих проблем добра и зла в человеке, обществе и мире;
  • 8) эстетика – учение об эстетическом измерении человеческого существования, о соотношении прекрасного и безобразного, трагического и комического, возвышенного и низменного, гармонии и хаоса; рассмотрение общих особенностей искусства и его развития;
  • 9) философская антропология, или философия человека;
  • 10) философия религии.

Выделяются также другие разделы философии, но, очевидно, что в этом случае основания для выделения являются уже иными. Говорят, например, о методологии – учении о самых общих методах, способах, путях познания человеком окружающего мира (эмпирические, теоретические и экспериментальные методы); о философии природы – различных сторонах органической и неорганической природы (биосферы и космоса) и т.д.

Лекция №1.

Попытаемся ответить на вопросы:

– Что представляет собою философия, каковы ее специфика и предмет?

– Почему в течение множества веков великие умы человечества обращались к философии?

– Чего искали люди в философии и что она дает людям и обществу?

В сознании некоторых людей философия – абстрактно-заумные рассуждения, никак не связанные с практическими нуждами и делами человека. Нет ничего ошибочнее такой точки зрения. История философии, имеющая героев, мучеников, борцов за истину, свидетельствует о том, что она непосредственно и тесно связана с общественной практикой, отвечает на ее запросы и поэтому играет огромную роль в обществе, в формировании человеческой личности. Обратимся к истокам философии.

Философия – одна из самых древних и интересных областей человеческого знания и культуры. Она зародилась около 3000 лет назад в цивилизациях Индии, Китая, Греции. С древности люди задумывались над вещами, выходящими за пределы их повседневного опыта. Как устроен мир? В чем его сущность? Что является первоосновой всех явлений мира? Каково место человека в мире? Что такое сознание? Как и насколько человек может проникнуть в тайны мира? Что такое общество и как прийти к его лучшему устройству? Что такое добро и зло, справедливость и красота?

Первоначально на эти вопросы отвечало обыденное знание, мифы, религия . Характерная черта этих видов мировоззрения в том, что ответы не основывались на специальном исследовании, а являлись плодом воображения, домысла, фантазии. Но по мере отделения умственного труда от физического эти вопросы стали предметом специального, систематического исследования, обобщения данных конкретных наук. Вот это теоретическое мировоззрение и есть собственно философия.

Слово "философия", буквально в переводе с греческого означающее любовь к мудрости, ввел Пифагор (580-500 гг. до н.э.). Однако слово софия имеет более широкий смысл и означает вообще проявление ума, любознательности. Философами называют людей, способных мудро решать проблемы, углубленных в размышления, поиски истины. Но еще Гераклит (520-460 гг. до н.э.) заметил: "Многознание не научает уму". А знаменитый Сократ (469-399 гг. до н.э.) учил: "Главная задача философии – познание человека". Дорога самопознания ведет к пониманию, как следует жить, в чем цель и смысл жизни.

Античная философия шла от изучения природы к размышлениям о человеке. Для древнеиндийской и китайской философии более характерно обратное движение – от нравственных и социальных проблем человеческого существования к вопросам устройства мироздания. Но так или иначе проблема человека всегда находилась в центре развития философской мысли. Философия с самого начала понималась не как собрание застывших, раз и навсегда данных истин, а как стремление к истине. Великий Платон (427-347 гг. до н.э.) писал, что философия не нужна ни невеждам, ни всезнающим (богам). Философ всегда находится между знанием и незнанием, стремится восходить от менее совершенного знания к более совершенному. Философия, по Платону, это искусство проникать мыслью в подлинную сущность вещей и человеческих отношений, "искусство разумения и справедливости". Философ стремится понять основания и причины человеческих действий, выяснить общие принципы, которыми должен руководствоваться человек в своей жизни и деятельности.



Философия – теоретическое знание, результат особого, целенаправленного, специализированного познания. Именно теоретичность позволяет философии давать более глубокое, сущностное знание. Философия в отличие от других видов мировоззрения не проклинает, она учит; не обещает небо и власть над миром, не обещает ничего, кроме истины. Она требует не слепой веры, а проверки истины. Философия – теоретический уровень мировоззрения, дающий сущностные знания, что сильно сближает ее с наукой. Еще Аристотель (384-322 гг. до н.э.) указывал, что каждая отдельная наука изучает определенный, ограниченный круг вещей, а философия ставит задачу познать общую природу сущего, то есть то общее, что имеется во всех вещах. Она исследует первоначала и первопричины всего существующего, поэтому является фундаментом всех наук, такой областью познания, в которой рассматриваются исходные, наиболее общие принципы понимания действительности.

На протяжении многовековой истории философии ее содержание изменилось, но она никогда полностью не теряла задач, поставленных еще античными мыслителями. С древности до наших дней предмет философских размышлений – начальные, предельные основания, самые общие идеи и принципы, из которых человек должен исходить в своей жизни и деятельности, в понимании окружающей действительности и в отношении к ней.

Примеры философских идей и принципов:

– идея вечности материального мира и идея божественного творения;

– принцип причинной обусловленности всех явлений и признание беспричинности;

– принцип познаваемости (непознаваемости) мира;

– идеалы свободы, равенства, справедливости и т.д.

Стремясь познать мир, люди неизбежно приходят к философским вопросам. Философские принципы иногда противоречат друг другу. Каждый должен определить свое отношение к ним сам, учитывая при этом, что между философскими идеями существует логическая взаимосвязь: признание каких–либо идей ведет к необходимости признать вытекающие из нее следствия и отбросить другие. Поэтому вопрос о выборе своей позиции по отношению к той или иной философской идее оказывается тесно связанным с целым рядом других вопросов. Таким образом, чтобы решать философские проблемы, приходится создавать целостные логические системы философского знания – учения, теории, концепции. В них по-разному осмысливаются постановка и решение философских проблем, содержание философских принципов, их взаимосвязь. Развитие философии протекает в идейной борьбе между различными философскими системами.

Чтобы выяснить специфику философии, сравним ее с другими сферами духовной деятельности людей – с наукой, искусством, религией.

Философия родилась в единстве с наукой и на протяжении всей своей истории сохраняет определенные черты сходства с ней:

1. Теоретический тип знания. Его особенность в том, что оно не просто описывает, а объясняет действительность. В его построении важнейшую роль играют размышления, рассуждения. Оно опирается на логические выводы и доказательства и выражается в абстрактных понятиях. Основные понятия философии и науки называются категориями (сознание, материя, свобода, истина, вещь в себе и т.д.).

2. Отношение к истине как высшей ценности, на достижение которой нацелен труд ученого и философа. Во всех других видах человеческой деятельности истинное знание нужно ради какой-то другой цели, истина используется как средство. Только в науке и философии цель деятельности – истина сама по себе. Истина добывается ради самой истины, и если используется как средство, то для достижения новой истины. Аристотель: "Платон мне друг, но истина дороже".

Общность между наукой и философией породила традицию считать философское знание разновидностью научного. Поэтому отрасли философского знания именуются философскими науками, присуждаются ученые степени докторов и кандидатов философских наук, исследовательские учреждения философской направленности включены в систему Академии Наук. Наука в широком смысле – все, чему учатся, включая даже "науку страсти нежной" (Пушкин). В этом смысле философия – наука. Но если говорить о науках физике, биологии, языковедении и т.п., то вопрос оказывается не простым. Что же отличает философию от науки?

1. Наука исследует реальный мир, а не то, что люди о нем думают. Ее интересует объективное знание о явлениях действительности, а не субъективное мнение людей о них. Философия же, занимаясь исследованием принципов человеческого понимания действительности, имеет дело именно с этим пониманием, а не с самой действительностью. Она изучает мысли, суждения, мнения, убеждения людей, то есть содержание их знания, их сознание. Изучая содержание человеческого сознания, философия может делать выводы и о действительности, которая отражается в сознании. Но ведь сознание не зеркало, в нем не просто отражается действительность, но и формируется человеческое отношение к ней. Кроме научных знаний о действительности в сознании содержится множество всякого рода других духовных феноменов: чувства, эмоции, желания, идеалы, фантазии, убеждения и предубеждения, связанные с культурными традициями, житейским опытом, индивидуальными особенностями личности.

Поэтому философия, с одной стороны, строит свои суждения о действительности на более обширном и разнообразном материале, чем наука. А с другой стороны – весь этот материал заставляет философию смотреть на действительность сквозь призму человеческого отношения к ней, сложившегося в определенную историческую эпоху и у определенных групп людей.

Таким образом, философская мысль в отличие от науки всегда имеет своим предметом не мир сам по себе, а человеческий взгляд на мир, человеческое понимание мира. Человек – отправная точка философских рассуждений о мире. Поэтому философия близка к гуманитарным отраслям научного познания – литературе, истории, культурологии – так называемым наукам о духе. Однако каждая из этих наук изучает лишь некоторую сферу духовной жизни людей, а философия осмысливает все содержание сознания в целом.

2. Научное знание отражает действительность, то есть то, что существует (есть, было, будет). А философия не просто отражает существующее, а выводит знание о том, что должно быть: как человек должен жить, к чему стремиться, как следует представлять мир и место человека в нем, как надо принимать истину и что нужно делать для ее достижения и проверки, на каких принципах должны строиться человеческие отношения, каким должно быть наилучшее устройство общества. Самые важные философские вопросы – о высших жизненных ценностях и идеалах, которые должны определять жизнь и деятельность людей.

Но ведь представления о высших жизненных ценностях – счастье, добре, красоте, идеальном обществе, идеальной семье – не описание реальных объектов, а воображаемые образцы, используемые для оценки реальности. Смысл, в котором человек понимает высшие жизненные ценности и идеалы, – не что-то, существующее само по себе, в готовом виде (в мире или мысли). Смысл рождается где-то на границах сознательного отношения человека к миру.

Философские размышления помогают человеку определить этот смысл, сформулировать его, сделать содержанием сознания. Но не чужие, а собственные философские размышления. Каждая личность уникальна и неповторима, у каждой личности образуется свой уникальный комплекс высших жизненных ценностей и идеалов. Заимствовать их со стороны невозможно, как совесть, которая должна быть выношена, выстрадана, сотворена каждой личностью самостоятельно. Изучение философии дает знания, необходимые для самостоятельных размышлений, но выучить свои высшие идеалы и ценности по учебнику нельзя.

Для знакомства с философией требуется некоторый уровень общей культуры. Предполагается, что полные невежды философию не изучают. Но для понимания философии достаточно иметь средние знания, нормальный интеллект и желание вдумываться, размышлять. Хотя уровень понимания может быть различным – он зависит от жизненного опыта, склонностей, способностей, интереса к философским вопросам и др.

3. Наука опирается на прочный фундамент фактов. Даже самые смелые научные гипотезы и идеи должны подтверждаться данными опыта. Но философские идеи касаются исходных, предельных оснований сознательного отношения людей к действительности, являются утверждениями, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть фактами опыта. Причина именно в предельном характере философских идей – они выходят за рамки нашего опыта и выступают как нормативы, правила, принципы мышления о том, что в опыте не дано.

Философское суждение о ценностях и идеалах опирается не на факты, а на мысли о том, что следует считать желательным, лучшим, необходимым. Никакими опытными данными проверить и обосновать истинность мыслей об идеалах невозможно, так как эти идеалы не описываются, а создаются (осознаются, образуются, вырабатываются) в самих мыслях. Как проверить истинность "Человек должен быть честным и порядочным"? Факты могут говорить о торжестве подлецов. Так же опыт не может выяснить, что на самом деле является высшей жизненной ценностью – любовь, творчество, семейное счастье. Каждый волен иметь на это свой взгляд.

Так как во многих случаях философские утверждения невозможно окончательно доказать или опровергнуть с помощью опытных данных, то в философии по одному и тому же вопросу могут существовать различные точки зрения. Плюрализм мнений, взглядов, теорий, учений – необходимое условие существования и развития философской мысли. В философии существуют так называемые вечные проблемы, которые обсуждаются на протяжении многих веков (свобода и необходимость, смысл существования и др.). Любое решение таких проблем не может быть окончательным и вызывает сомнения и споры.

Не стоит считать, что философское познание не способно дать истину. Мир настолько многообразен, что разные решения философских проблем содержат долю истины, смысла. Н. Бор: "Великая истина – такая истина, противоположность которой – тоже великая истина". Исторический опыт свидетельствует, что в процессе развития философии постановка проблем изменяется, их понимание углубляется, и нередко истины, казавшиеся альтернативными и несовместимыми, впоследствии сочетаются и взаимно дополняют друг друга.

Таким образом, наряду с наличием ряда проблем, общих для философии и науки (решение которых ведет к получению научно-философского знания), значительная часть философского знания не носит чисто научного характера и не входит в состав науки.

Сходство философии и искусства в том, что главный предмет внимания – человек, его духовный мир, его восприятие и понимание явлений действительности. И философ, и художник защищают и обосновывают определенные человеческие ценности и идеалы (своими средствами), окружающая действительность осмысливается ими в свете этих ценностей и идеалов. Они стремятся донести до других свое видение мира, сделать доступными и понятными для других свои духовные прозрения и прорывы. Как поймет человек то, что хочет выразить в своем произведении композитор или поэт, какой отклик вызовет оно в его душе – зависит не только от автора, но и от этого человека. Каждый может по-своему истолковывать художественное творчество.

Также и понимание философских идей неоднозначно, а глубоко личностно. Трактовка смысла и значения философских произведений, как и творений искусства, меняется в зависимости от культурно-исторических условий, общественных процессов, социального положения человека, его индивидуальных психических способностей. Поэтому труды великих философов, подобно шедеврам искусства, не стареют. В каждую эпоху в них обнаруживается что-то ранее недооцененное, непонятое, поэтому они приобретают новый смысл и актуальность и всегда остаются современными. В философии, как и в искусстве, в отличие от науки, изучение учебников не может заменить непосредственного знакомства с первоисточником. Можно изучить общую теорию относительности по учебнику, не зная работ Эйнштейна, но нельзя разобраться в марксизме, не читая самого Маркса. Для овладения философией самостоятельное чтение классических философских произведений также необходимо, как необходимо своими глазами видеть картины С. Дали, чтобы в полной мере понять и оценить их. Никакие описания и объяснения не могут заменить подлинника.

Отличие философии от искусства в том, что философия – область теоретического, а искусство – художественного мышления. Философ мыслит абстракциями, поэт – художественными образами. Философ объясняет и доказывает, поэт – показывает и описывает. В искусстве главное – эмоциональный контакт автора с читателем, слушателем, зрителем. Художественный образ воздействует прежде всего на их чувства и через это воздействие побуждает к размышлению, да и то не всегда. В философии же автор прямо и непосредственно обращается к разуму читателя или слушателя, стремясь увлечь его главным образом с помощью логики, а эмоциональные средства могут играть при этом вспомогательную роль.

Из разнообразных видов искусства ближе всего к философии литература и поэзия. Не случайно многие великие философы были прекрасными писателями: Цицерон, Вольтер, Руссо, Гете, Л. Толстой, Камю, Сартр и др. Нередко литературное художественное произведение, написанное в форме поэмы или романа, несет в себе глубокое философское содержание, такие произведения трудно однозначно отнести к искусству или к философии: "Божественная комедия" Данте, "Братья Карамазовы" Достоевского, "Фауст" Гете, "Игра в бисер" Г.Гессе, "Тошнота" Сартра и др. Л. Толстой в эпилоге "Войны и мира" помещает настоящий философский трактат о свободе и необходимости в истории. В стиле художественно-философского эссе писали П. Чаадаев, В. Розанов, С. Кьеркегор, Ф. Ницше. Все крупные философы даже в самых строгих философско-теоретических трудах не пренебрегали возможностями художественно-образного выражения мысли.

Таким образом, философия и искусство, будучи разными формами духовного творчества, тем не менее часто пересекаются друг с другом.

В религии, как и философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни. Религиозные идеи (о боге, божественном творении мира, бессмертии души, о божьих заповедях) по своему характеру сходны с философскими.

Но в рамках религии они не обосновываются, а принимаются на веру и не подлежат никакой критике. Философия же стремится аргументировать свои утверждения, с помощью логических рассуждений она развивает теоретические системы идей и при этом постоянно подвергает критике свои выводы. Религия авторитарна, она навязывает человеческому разуму сверхразумные догматы . Философия автономна, в ней разум не подчиняется никому и все решения принимает сам.

Религия может тесно сближаться с философией, пытаясь рационально обосновывать религиозные догматы и образуя особые философские направления – теологию (теоретическое богословие или религиозную философию). Верующий обращается к теоретической системе оснований философии для обоснования своей веры, но религия от этого не превращается в философию. Таким образом, философия и религия вступают в контакт – существуют различные религиозно-философские доктрины, в которых религиозное содержание подкрепляется философской аргументацией, но существует и множество философских учений, не совместимых с религией. Философы могут быть как верующими, так и атеистами, хотя философское мышление отличается от религиозного: оно свободно от догм, критически анализирует любые утверждения, а религия осуждает всякое сомнение в догматах как грех.

Итак, несмотря на то, что у философии много общего как с наукой, так и с искусством и религией, философия все же является особой относительно самостоятельной областью духовной деятельности людей, отличающейся от других областей целым рядом особенностей.

Вопрос о функциях философии – это вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как и для чего используется ими философское значение. Рассмотрим основные функции.

Loading...Loading...