Маслин М. А

СССР →Россия Россия

Михаи́л Алекса́ндрович Ма́слин (род. 16 июля , Москва , СССР) - советский и российский философ , специалист по истории русской философии . Доктор философских наук, профессор . Заслуженный профессор МГУ.

Биография

С 1973 года работает на кафедре истории философии народов СССР (ныне кафедра истории русской философии) философского факультета МГУ. Прошёл путь от младшего и старшего научного сотрудника до профессора (с 1991 года) и заведующего кафедрой (с 1992 года).

Видео по теме

Научная деятельность

Область научных интересов: история русской философии, история русской духовной культуры, теоретическое россиеведение .

В работах М. А. Маслина обосновано новое направление в историко-философской науке - анализ современных западных концепций истории русской философии. Им проведено обобщающее исследование современной западной концепций истории русской философии (англоязычных - США, Канада, Великобритания; отчасти немецкоязычных и франкоязычных).

Подготовил 23 кандидата наук, научный консультант 4 докторских диссертаций. Опубликовал более 80 научных работ. Автор-составитель книг «О России и русской философской культуре. Философия русского после-октябрьского зарубежья» (1990), антологии отечественной мысли «Русская идея» (1992), словаря «Русская философия» (1995).

Читает основной курс лекций «История русской философии» на философском и психологическом факультетах, спецкурсы «Русская идея», «Современные западные концепции истории русской философии», «Введение в историко-философское россиеведение». Читал курс лекций «Русская философия» для студентов Университета штата Огайо (США, 1981) и Вюрцбургского университета (Германия, 1996).

В монографии «Русская социальная философия конца XIX - начала XX века: психологическая школа» раскрывается понятие психологизма в социальных науках, теоретические и социальные предпосылки поворота русской социальной философии рубежа XX в. к обоснованию концепции психологического типа (Н. И. Кареев , Л. И. Петражицкий , П. А. Сорокин и др.). Работа включает разделы, посвящённые проблемам этнопсихологии и психологии толпы .

Опубликован ряд статей, посвященных русским мыслителям в «Философском словаре », «Эстетическом словаре », «Социологическом словаре ».

Под общей редакцией М. А. Маслина вышел «Курс истории древней философии» С. Н. Трубецкого (1997).

Философии русского послеоктябрьского Зарубежья посвящены публикации о Н. А. Бердяеве , В. В. Зеньковском , Г. П. Федотове .

Награды

Основные работы

Диссертации

  • Маслин, М. А. Современные буржуазные концепции истории русской философии (от Радищева до революционных народников) автореферат дис. … доктора филос. наук. / специальность: 09.00.03. Москва, 1988. - 47 с.

Монографии

  • Маслин М. А. «Критика буржуазных интерпретаций идеологии русского революционного народничества». - М., 1977.
  • Маслин М. А. Современные буржуазные концепции истории русской философии. Критический анализ. - М.: Изд-во МГУ , 1988. - 207 с. - (Серия: Критика современных буржуазных теорий) - ISBN 5-221-00005-6
  • Маслин М. А., Бочкарёв Н. И. , Федоркин Н. С. «Революционная демократия и марксизм». - М., 1990.
  • Маслин М. А. «О России и русской философской культуре. Философия русского после-октябрьского зарубежья». - М., 1990.
  • Маслин М. А., Алексеев В. А. «Русская социальная философия конца XIX - начала XX века: психологическая школа». - М., 1992.
  • Маслин М. А. «Русская идея». - М., 1992.
  • «A history of Russian philosophy. From the tenth through the twentieth centuries» (2 vols. Buffalo, 1994)
    • Николай Чернышевский
    • Русская философия за рубежом: западные интерпретации
    • Библиография
  • Маслин М. А. Русская философия. Словарь. - М., 1995.
  • «История русской философии». Руководитель авт. коллектива. - М., 2001.
    • Ф. М. Достоевский
    • П. Я. Чаадаев
    • Славянофилы

Статьи

  • Ширинянц А. А. , Милохина М. М., Маслин М. А. Современные буржуазные концепции истории русской философии. Критический анализ. (недоступная ссылка) // Философские науки . - № 3. - 1989.
  • Маслин М. А. В. В. Зеньковский о России, русской философии и культуре" // «Русские мыслители и Европа» - М., 1997.
  • Маслин М. А. История русской философии как научная дисциплина во второй половине XX-XXI вв. // «Вестник Русской христианской гуманитарной академии». Выпуск № 2, том 14, 2013. С. 104-112.
  • Маслин М. А . Интеллектуальные портреты зарубежных историков русской философии: Анджей Валицкий и Фредерик Коплстон. //Русская философская мысль: на Руси, в России и за рубежом. М.: Издательство Московского университета, 2013. - С.657-667.

Михаи́л Алекса́ндрович Ма́слин (род. 16 июля 1947 года , Москва , СССР) - русский философ , специалист по истории русской философии . . Доктор философских наук, профессор. Заслуженный профессор МГУ.

Биография

Член редакционных коллегий журналов «Философия и общество », «Философское образование », «Философия хозяйства ».

Научная деятельность

Область научных интересов: история русской философии, история русской духовной культуры, теоретическое россиеведение.

В работах М. А. Маслина обосновано новое направление в историко-философской науке - анализ современных западных концепций истории русской философии. Им проведено обобщающее исследование современной западной концепций истории русской философии (англоязычных - США, Канада, Великобритания; отчасти немецкоязычных и франкоязычных).

Подготовил 23 кандидата наук, научный консультант 4 докторских диссертаций. Опубликовал более 80 научных работ. Автор-составитель книг «О России и русской философской культуре. Философия русского после-октябрьского зарубежья» (1990), антологии отечественной мысли «Русская идея» (1992), словаря «Русская философия» (1995).

Читает основной курс лекций «История русской философии» на философском и психологическом факультетах, спецкурсы «Русская идея», «Современные западные концепции истории русской философии», «Введение в историко-философское россиеведение». Читал курс лекций «Русская философия» для студентов Университета штата Огайо (США, 1981) и Вюрцбургского университета (Германия, 1996).

В монографии "Русская социальная философия конца XIX - начала XX века: психологическая школа" раскрывается понятие психологизма в социальных науках, теоретические и социальные предпосылки поворота русской социальной философии рубежа XX в. к обоснованию концепции психологического типа (Н. И. Кареев , Л. И. Петражицкий , П. А. Сорокин и др.). Работа включает разделы, посвящённые проблемам этнопсихологии и психологии толпы .

Опубликован ряд статей, посвященных русским мыслителям в "Философском словаре ", "Эстетическом словаре ", "Социологическом словаре ".

Под общей редакцией М. А. Маслина вышел "Курс истории древней философии" С. Н. Трубецкого (1997).

Философии русского послеоктябрьского Зарубежья посвящены публикации о Н. А. Бердяеве , В. В. Зеньковском , Г. П. Федотове .

Награды

Научные труды

Диссертации

  • Маслин, М. А. Современные буржуазные концепции истории русской философии (от Радищева до революционных народников) автореферат дис. ... доктора филос. наук. / специальность: 09.00.03. Москва, 1988. - 47 с.

Монографии

  • Маслин М. А. «Критика буржуазных интерпретаций идеологии русского революционного народничества». - М., 1977.
  • Маслин М. А. Современные буржуазные концепции истории русской философии. Критический анализ. - М.: Изд-во МГУ , 1988. - 207 с. - (Серия: Критика современных буржуазных теорий) - ISBN 5-221-00005-6
  • Маслин М. А., Бочкарёв Н. И. , Федоркин Н. С. «Революционная демократия и марксизм». - М., 1990.
  • Маслин М. А. «О России и русской философской культуре. Философия русского после-октябрьского зарубежья». - М., 1990.
  • Маслин М. А., Алексеев В. А. «Русская социальная философия конца XIX - начала ХХ века: психологическая школа». - М., 1992.
  • Маслин М. А. «Русская идея». - М., 1992.
  • "A history of Russian philosophy. From the tenth through the twentieth centuries" (2 vols. Buffalo, 1994)
    • Николай Чернышевский
    • Русская философия за рубежом: западные интерпретации
    • Библиография
  • Маслин М. А. Русская философия. Словарь. - М., 1995.
  • «История русской философии». Руководитель авт. коллектива. - М., 2001.
    • Ф.М.Достоевский
    • П.Я.Чаадаев
    • Славянофилы

Статьи

  • Ширинянц А. А. , Милохина М. М., Маслин М. А. // Философские науки . - № 3. - 1989.
  • Маслин М. А. В. В. Зеньковский о России, русской философии и культуре" // "Русские мыслители и Европа" - М., 1997.
  • Маслин М. А. История русской философии как научная дисциплина во второй половине XX – XXI вв. // «Вестник Русской христианской гуманитарной академии». Выпуск № 2, том 14, 2013. С. 104-112.
  • Маслин М. А . Интеллектуальные портреты зарубежных историков русской философии: Анджей Валицкий и Фредерик Коплстон. //Русская философская мысль: на Руси, в России и за рубежом. М.: Издательство Московского университета.2013. - С.657-667. ISBN 978-5-19-010807-1 .

Напишите отзыв о статье "Маслин, Михаил Александрович"

Примечания

  1. // Алексеев П. В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект , 2002. - 1152 с. ISBN-5-8291-0148-3
  2. // Платонов О.А. Святая Русь. Большая энциклопедия Русского народа. Русское мировоззрение. - М.: , 2003. - 1008 с. ISBN 5-901364-11-2
  3. // Официальный сайт Философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова
  4. Маслин, Михаил Александрович Современные буржуазные концепции истории русской философии (от Радищева до революционных народников) автореферат дис. ... доктора филос. наук Специальность: 09.00.03. Москва, 1988. - 47 с.

Отрывок, характеризующий Маслин, Михаил Александрович

– Нет, пятьдесят, – сказал англичанин.
– Хорошо, на пятьдесят империалов, – что я выпью бутылку рома всю, не отнимая ото рта, выпью, сидя за окном, вот на этом месте (он нагнулся и показал покатый выступ стены за окном) и не держась ни за что… Так?…
– Очень хорошо, – сказал англичанин.
Анатоль повернулся к англичанину и, взяв его за пуговицу фрака и сверху глядя на него (англичанин был мал ростом), начал по английски повторять ему условия пари.
– Постой! – закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. – Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?
Англичанин кивнул головой, не давая никак разуметь, намерен ли он или нет принять это новое пари. Анатоль не отпускал англичанина и, несмотря на то что тот, кивая, давал знать что он всё понял, Анатоль переводил ему слова Долохова по английски. Молодой худощавый мальчик, лейб гусар, проигравшийся в этот вечер, взлез на окно, высунулся и посмотрел вниз.
– У!… у!… у!… – проговорил он, глядя за окно на камень тротуара.
– Смирно! – закричал Долохов и сдернул с окна офицера, который, запутавшись шпорами, неловко спрыгнул в комнату.
Поставив бутылку на подоконник, чтобы было удобно достать ее, Долохов осторожно и тихо полез в окно. Спустив ноги и расперевшись обеими руками в края окна, он примерился, уселся, опустил руки, подвинулся направо, налево и достал бутылку. Анатоль принес две свечки и поставил их на подоконник, хотя было уже совсем светло. Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его были освещены с обеих сторон. Все столпились у окна. Англичанин стоял впереди. Пьер улыбался и ничего не говорил. Один из присутствующих, постарше других, с испуганным и сердитым лицом, вдруг продвинулся вперед и хотел схватить Долохова за рубашку.
– Господа, это глупости; он убьется до смерти, – сказал этот более благоразумный человек.
Анатоль остановил его:
– Не трогай, ты его испугаешь, он убьется. А?… Что тогда?… А?…
Долохов обернулся, поправляясь и опять расперевшись руками.
– Ежели кто ко мне еще будет соваться, – сказал он, редко пропуская слова сквозь стиснутые и тонкие губы, – я того сейчас спущу вот сюда. Ну!…
Сказав «ну»!, он повернулся опять, отпустил руки, взял бутылку и поднес ко рту, закинул назад голову и вскинул кверху свободную руку для перевеса. Один из лакеев, начавший подбирать стекла, остановился в согнутом положении, не спуская глаз с окна и спины Долохова. Анатоль стоял прямо, разинув глаза. Англичанин, выпятив вперед губы, смотрел сбоку. Тот, который останавливал, убежал в угол комнаты и лег на диван лицом к стене. Пьер закрыл лицо, и слабая улыбка, забывшись, осталась на его лице, хоть оно теперь выражало ужас и страх. Все молчали. Пьер отнял от глаз руки: Долохов сидел всё в том же положении, только голова загнулась назад, так что курчавые волосы затылка прикасались к воротнику рубахи, и рука с бутылкой поднималась всё выше и выше, содрогаясь и делая усилие. Бутылка видимо опорожнялась и с тем вместе поднималась, загибая голову. «Что же это так долго?» подумал Пьер. Ему казалось, что прошло больше получаса. Вдруг Долохов сделал движение назад спиной, и рука его нервически задрожала; этого содрогания было достаточно, чтобы сдвинуть всё тело, сидевшее на покатом откосе. Он сдвинулся весь, и еще сильнее задрожали, делая усилие, рука и голова его. Одна рука поднялась, чтобы схватиться за подоконник, но опять опустилась. Пьер опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж не откроет их. Вдруг он почувствовал, что всё вокруг зашевелилось. Он взглянул: Долохов стоял на подоконнике, лицо его было бледно и весело.
– Пуста!
Он кинул бутылку англичанину, который ловко поймал ее. Долохов спрыгнул с окна. От него сильно пахло ромом.
– Отлично! Молодцом! Вот так пари! Чорт вас возьми совсем! – кричали с разных сторон.
Англичанин, достав кошелек, отсчитывал деньги. Долохов хмурился и молчал. Пьер вскочил на окно.
Господа! Кто хочет со мною пари? Я то же сделаю, – вдруг крикнул он. – И пари не нужно, вот что. Вели дать бутылку. Я сделаю… вели дать.
– Пускай, пускай! – сказал Долохов, улыбаясь.
– Что ты? с ума сошел? Кто тебя пустит? У тебя и на лестнице голова кружится, – заговорили с разных сторон.
– Я выпью, давай бутылку рому! – закричал Пьер, решительным и пьяным жестом ударяя по столу, и полез в окно.
Его схватили за руки; но он был так силен, что далеко оттолкнул того, кто приблизился к нему.
– Нет, его так не уломаешь ни за что, – говорил Анатоль, – постойте, я его обману. Послушай, я с тобой держу пари, но завтра, а теперь мы все едем к***.
– Едем, – закричал Пьер, – едем!… И Мишку с собой берем…
И он ухватил медведя, и, обняв и подняв его, стал кружиться с ним по комнате.

Князь Василий исполнил обещание, данное на вечере у Анны Павловны княгине Друбецкой, просившей его о своем единственном сыне Борисе. О нем было доложено государю, и, не в пример другим, он был переведен в гвардию Семеновского полка прапорщиком. Но адъютантом или состоящим при Кутузове Борис так и не был назначен, несмотря на все хлопоты и происки Анны Михайловны. Вскоре после вечера Анны Павловны Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве и у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька, только что произведенный в армейские и тотчас же переведенный в гвардейские прапорщики. Гвардия уже вышла из Петербурга 10 го августа, и сын, оставшийся для обмундирования в Москве, должен был догнать ее по дороге в Радзивилов.
У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь. С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской. Графиня с красивой старшею дочерью и гостями, не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной.
Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая, как домашний человек, сидела тут же, помогая в деле принимания и занимания разговором гостей. Молодежь была в задних комнатах, не находя нужным участвовать в приеме визитов. Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду.
«Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher [моя дорогая или мой дорогой] (ma сherе или mon cher он говорил всем без исключения, без малейших оттенков как выше, так и ниже его стоявшим людям) за себя и за дорогих именинниц. Смотрите же, приезжайте обедать. Вы меня обидите, mon cher. Душевно прошу вас от всего семейства, ma chere». Эти слова с одинаковым выражением на полном веселом и чисто выбритом лице и с одинаково крепким пожатием руки и повторяемыми короткими поклонами говорил он всем без исключения и изменения. Проводив одного гостя, граф возвращался к тому или той, которые еще были в гостиной; придвинув кресла и с видом человека, любящего и умеющего пожить, молодецки расставив ноги и положив на колена руки, он значительно покачивался, предлагал догадки о погоде, советовался о здоровье, иногда на русском, иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке, и снова с видом усталого, но твердого в исполнении обязанности человека шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать. Иногда, возвращаясь из передней, он заходил через цветочную и официантскую в большую мраморную залу, где накрывали стол на восемьдесят кувертов, и, глядя на официантов, носивших серебро и фарфор, расставлявших столы и развертывавших камчатные скатерти, подзывал к себе Дмитрия Васильевича, дворянина, занимавшегося всеми его делами, и говорил: «Ну, ну, Митенька, смотри, чтоб всё было хорошо. Так, так, – говорил он, с удовольствием оглядывая огромный раздвинутый стол. – Главное – сервировка. То то…» И он уходил, самодовольно вздыхая, опять в гостиную.
– Марья Львовна Карагина с дочерью! – басом доложил огромный графинин выездной лакей, входя в двери гостиной.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Михаи́л Алекса́ндрович Ма́слин (род. 16 июля 1947 года , Москва , СССР) - русский философ , специалист по истории русской философии . . Доктор философских наук, профессор. Заслуженный профессор МГУ.

Биография

Член редакционных коллегий журналов «Философия и общество », «Философское образование », «Философия хозяйства ».

Научная деятельность

Область научных интересов: история русской философии, история русской духовной культуры, теоретическое россиеведение.

В работах М. А. Маслина обосновано новое направление в историко-философской науке - анализ современных западных концепций истории русской философии. Им проведено обобщающее исследование современной западной концепций истории русской философии (англоязычных - США, Канада, Великобритания; отчасти немецкоязычных и франкоязычных).

Подготовил 23 кандидата наук, научный консультант 4 докторских диссертаций. Опубликовал более 80 научных работ. Автор-составитель книг «О России и русской философской культуре. Философия русского после-октябрьского зарубежья» (1990), антологии отечественной мысли «Русская идея» (1992), словаря «Русская философия» (1995).

Читает основной курс лекций «История русской философии» на философском и психологическом факультетах, спецкурсы «Русская идея», «Современные западные концепции истории русской философии», «Введение в историко-философское россиеведение». Читал курс лекций «Русская философия» для студентов Университета штата Огайо (США, 1981) и Вюрцбургского университета (Германия, 1996).

В монографии "Русская социальная философия конца XIX - начала XX века: психологическая школа" раскрывается понятие психологизма в социальных науках, теоретические и социальные предпосылки поворота русской социальной философии рубежа XX в. к обоснованию концепции психологического типа (Н. И. Кареев , Л. И. Петражицкий , П. А. Сорокин и др.). Работа включает разделы, посвящённые проблемам этнопсихологии и психологии толпы .

Опубликован ряд статей, посвященных русским мыслителям в "Философском словаре ", "Эстетическом словаре ", "Социологическом словаре ".

Под общей редакцией М. А. Маслина вышел "Курс истории древней философии" С. Н. Трубецкого (1997).

Философии русского послеоктябрьского Зарубежья посвящены публикации о Н. А. Бердяеве , В. В. Зеньковском , Г. П. Федотове .

Награды

Научные труды

Диссертации

  • Маслин, М. А. Современные буржуазные концепции истории русской философии (от Радищева до революционных народников) автореферат дис. ... доктора филос. наук. / специальность: 09.00.03. Москва, 1988. - 47 с.

Монографии

  • Маслин М. А. «Критика буржуазных интерпретаций идеологии русского революционного народничества». - М., 1977.
  • Маслин М. А. Современные буржуазные концепции истории русской философии. Критический анализ. - М.: Изд-во МГУ , 1988. - 207 с. - (Серия: Критика современных буржуазных теорий) - ISBN 5-221-00005-6
  • Маслин М. А., Бочкарёв Н. И. , Федоркин Н. С. «Революционная демократия и марксизм». - М., 1990.
  • Маслин М. А. «О России и русской философской культуре. Философия русского после-октябрьского зарубежья». - М., 1990.
  • Маслин М. А., Алексеев В. А. «Русская социальная философия конца XIX - начала ХХ века: психологическая школа». - М., 1992.
  • Маслин М. А. «Русская идея». - М., 1992.
  • "A history of Russian philosophy. From the tenth through the twentieth centuries" (2 vols. Buffalo, 1994)
    • Николай Чернышевский
    • Русская философия за рубежом: западные интерпретации
    • Библиография
  • Маслин М. А. Русская философия. Словарь. - М., 1995.
  • «История русской философии». Руководитель авт. коллектива. - М., 2001.
    • Ф.М.Достоевский
    • П.Я.Чаадаев
    • Славянофилы

Статьи

  • Ширинянц А. А. , Милохина М. М., Маслин М. А. // Философские науки . - № 3. - 1989.
  • Маслин М. А. В. В. Зеньковский о России, русской философии и культуре" // "Русские мыслители и Европа" - М., 1997.
  • Маслин М. А. История русской философии как научная дисциплина во второй половине XX – XXI вв. // «Вестник Русской христианской гуманитарной академии». Выпуск № 2, том 14, 2013. С. 104-112.
  • Маслин М. А . Интеллектуальные портреты зарубежных историков русской философии: Анджей Валицкий и Фредерик Коплстон. //Русская философская мысль: на Руси, в России и за рубежом. М.: Издательство Московского университета.2013. - С.657-667. ISBN 978-5-19-010807-1.

Напишите отзыв о статье "Маслин, Михаил Александрович"

Примечания

  1. // Алексеев П. В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект , 2002. - 1152 с. ISBN-5-8291-0148-3
  2. // Платонов О.А. Святая Русь. Большая энциклопедия Русского народа. Русское мировоззрение. - М.: , 2003. - 1008 с. ISBN 5-901364-11-2
  3. // Официальный сайт Философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова
  4. Маслин, Михаил Александрович Современные буржуазные концепции истории русской философии (от Радищева до революционных народников) автореферат дис. ... доктора филос. наук Специальность: 09.00.03. Москва, 1988. - 47 с.

Отрывок, характеризующий Маслин, Михаил Александрович

И вот, имея такого домашнего «чародея», я, к всеобщему ужасу моей семьи, в один прекрасный день вдруг по-настоящему перестала есть. Теперь я уже не помню, был ли для этого какой-либо повод или это просто произошло по какой-то мне неизвестной причине, как это обычно происходило всегда. Я просто начисто потеряла желание к любой мне предлагаемой пище, хотя никакой слабости или головокружения при этом не испытывала, а наоборот – чувствовала себя необычайно легко и совершенно великолепно. Я пыталась объяснить всё это моей маме, но, как я поняла, она была сильно напугана моей новой очередной выходкой и ничего не хотела слышать, а только честно пыталась заставить меня что-то «глотать».
Мне становилось очень плохо и от каждой новой порции принимаемой пищи рвало. Только лишь чистая вода принималась моим истерзанным желудком с удовольствием и легко. Мама уже была почти что в панике, когда к нам совершенно случайно зашла, наш тогдашний семейный врач, моя двоюродная сестра Дана. Обрадованная её приходом, мама, конечно же, тут же рассказала ей всю нашу «ужасную» историю о моём голодании. И как же я обрадовалась, когда услышала, что «ничего такого уж страшного в этом нет» и что я могу на какое-то время быть оставлена в покое без насильственного запихивания в меня еды! Я видела, что моя заботливая мама в это совсем не поверила, но деваться было некуда, и она решила оставить меня в покое хотя бы на какое-то время.
Жизнь сразу стала лёгкой и приятной, так как чувствовала я себя абсолютно прекрасно и больше уже не было того постоянного кошмарного ожидания спазмов желудка, которые обычно сопровождали каждую малейшую попытку принятия какой-либо пищи. Это продолжалось примерно около двух недель. Все мои чувства обострились и восприятия стали намного ярче и сильнее, как бы выхватывалось что-то самое важное, а остальное уходило на второй план.
Мои сны изменились или вернее, я стала видеть один и тот же, повторяющийся сон – как-будто я вдруг поднимаюсь над землёй и иду свободно не касаясь пятками пола. Это было настолько реальное и невероятно прекрасное чувство, что каждый раз просыпаясь, мне немедленно хотелось обратно. Этот сон повторялся каждую ночь. Я до сих пор не знаю, что это было и почему. Но это продолжалось и после, спустя много, много лет. И даже теперь, перед тем, как проснуться, я очень часто вижу тот же самый сон.
Как-то, папин брат приехал в гости из города, в котором он в то время жил и во время разговора сказал папе, что недавно он видел очень хороший фильм и начал его рассказывать. Каково же было моё удивление, когда я вдруг поняла, что уже наперёд знаю, о чём он будет говорить! И хотя я совершенно точно знала, что никогда не видела этот фильм, я могла его рассказать от начала до конца со всеми подробностями... Я никому об этом не сказала, но решила понаблюдать проявится ли что-либо подобное в чём-то ещё. Ну и естественно, моё обычное «новенькое» не заставило себя долго ждать.
В то время в школе мы проходили старые античные легенды. Я была на уроке литературы и учительница сказала, что сегодня мы будем проходить «Песнь о Роланде». Вдруг, неожиданно для самой себя, я подняла руку и сказала, что могу рассказать эту песнь. Учительница очень удивилась и спросила, часто ли я читаю старые легенды. Я сказала, что не часто, но эту я знаю. Хотя, честно говоря, пока что понятия не имела – откуда?
И вот, с того же дня, я начала замечать, что всё чаще и чаще в моей памяти открываются какие-то незнакомые моменты и факты, которых я никаким образом не могла знать и с каждым днём их появляется всё больше и больше. Я немножко уставала от всего этого «наплыва» незнакомой информации, которой, по всей вероятности, для моей детской психики в то время было просто многовато. Но так как оно откуда-то приходило, то, по всей вероятности, для чего-то это было нужно. И я совершенно спокойно всё это принимала, точно так же, как всегда принимала всё незнакомое, что приносила мне моя странная и непредсказуемая судьба.
Правда, иногда вся эта информация проявлялась в весьма забавной форме – я вдруг начинала видеть очень яркие образы незнакомых мне мест и людей, как бы сама в этом принимая участие. «Нормальная» реальность исчезала и я оставалась в каком-то «закрытом» от всех остальных мире, который могла видеть лишь я одна. И вот так я могла оставаться долгое время стоя «столбом» где-нибудь посередине улицы, ничего не видя и ни на что не реагируя, пока какие-нибудь перепуганные, сердобольные «дядя или тётя» не начинали меня трясти, пытаясь как-то привести в чувство, и узнать всё ли со мной в порядке…
Несмотря на свой ранний возраст, я тогда уже (по своему горькому опыту) прекрасно понимала, что всё то, что постоянно происходит со мной, для всех «нормальных» людей, по их обычным и привычным нормам, казалось абсолютно ненормальным (хотя по поводу «нормальности» я готова была спорить с кем угодно уже тогда). Поэтому, как только кто-то в одной из этих «необычных» ситуаций пытался мне помочь, я обычно старалась как можно быстрее убедить, что у меня «совершенно всё хорошо» и что абсолютно не надо за меня волноваться. Правда, убедить мне удавалось далеко не всегда и в таких случаях это кончалось очередным звонком моей бедной, «железобетонно-терпеливой» маме, которая после звонка естественно приезжала меня забирать…
Вот такой была моя сложная и порой смешная, детская реальность, в которой я в то время жила. И так как другого выбора у меня не было, то приходилось находить своё «светлое и прекрасное» даже в том, в чём другие, думаю, не нашли бы этого никогда. Помню как-то после очередного моего необычного «происшествия», я грустно спросила бабушку:
– Почему моя жизнь такая непохожая на всех остальных?
Бабушка покачала головой, обняла меня и тихо ответила:
– Жизнь, моя милая, на десятую долю состоит из того, что с нами происходит и на девять десятых из того, как мы на неё реагируем. Реагируй весело, малыш! Иначе временами может быть очень не просто существовать… А что не похожая, так все мы вначале так или иначе непохожи. Просто ты будешь расти и жизнь начнёт всё больше и больше «подкраивать» тебя под общие мерки, и будет зависеть только лишь от тебя, хочешь ли ты быть такой же, как все.
И я не хотела… Я любила свой необычный красочный мир и не променяла бы его ни на что и никогда. Но, к сожалению, каждое прекрасное стоит в нашей жизни очень дорого и надо это по-настоящему очень сильно любить, чтобы не было больно за это платить. А, как нам всем очень хорошо известно, платить приходится, к сожалению, за всё и всегда... Просто, когда делаешь это сознательно, остаётся удовлетворение от свободного выбора, когда твой выбор и свободная воля зависит только от тебя. А вот за это, по моему личному понятию, по-настоящему стоит платить любую цену, даже если это иногда и очень дорого для самого себя. Но вернёмся к моему голоданию.
Прошли уже две недели, а я всё ещё, к большому огорчению моей мамы, ничего не хотела есть и, как ни странно, физически чувствовала себя сильно и совершенно прекрасно. А так как выглядела я тогда, в общем-то, весьма хорошо, постепенно мне удалось убедить маму, что ничего плохого со мной не происходит и ничего страшного мне, видимо, пока не грозит. Это было абсолютной правдой, так как я по-настоящему чувствовала себя великолепно, если не считать того «сверхчувствительного» психического состояния, которое делало все мои восприятия может быть чуточку слишком «оголёнными» – краски, звуки и чувства были такими яркими, что от этого иногда становилось тяжело дышать. Думаю, эта «сверхчувствительность» и явилась причиной моего следующего и очередного «невероятного» приключения…

В то время на дворе была уже поздняя осень и группа наших соседских ребят после школы собралась в лес за последними осенними грибами. Ну и естественно, как обычно, собралась с ними пойти и я. Погода стояла на редкость мягкая и приятная. Всё ещё тёплые солнечные лучи яркими зайчиками скакали по золотой листве, временами просачиваясь до земли и согревая её последним прощальным теплом. Нарядный лес встречал нас в своём празднично-ярком осеннем наряде и, словно старый друг, приглашал в свои ласковые объятия.

Маслин, Михаил Александрович

(р. 16.07.1947) - спец. по истории рус. филос.; д-р филос. наук, проф. Окончил филос. ф-т МГУ (1970), асп. того же ф-та (1973). С 1973 работает на кафедре истории филос. народов СССР (ныне кафедра истории рус. филос.) филос. ф-та МГУ: мл., затем ст. н.с, с 1991 - проф., с 1992 - зав. кафедрой. М. - действ. чл. Академии гума-нит. наук. Канд. дисс. - "Идеология русского революционного народничества в современной англо-американской историографии". Докт. дисс. - "Современные буржуазные концепции истории русской философии". М. проведено обобщающее иссл. совр. зап. концепций истории рус. филос. (гл. обр., англоязычных - США, Канада, Великобритания; отчасти немецкоязычных и франкоязычных). Результаты изложены в монографии "Современные буржуазные концепции истории русской философии" (М., 1988). Подготовлены антологии текстов (вступительная статья, сост., комментарии) рус. философов: "О России и русской философской культуре. Мыслители русского послеоктябрьского зарубежья" (М., 1990); "Русская идея" (М., 1993). Опубликована (в соавт. с В.А.Алексеевым) монография "Русская социальная философия конца XIX - начала XX века: психологическая школа" (М., 1992). Здесь раскрывается понятие психологизма в соц. науках, теор. и соц. предпосылки поворота рус. соц. филос. рубежа XX в. к обоснованию концепции психол. типа (Н.И.Ка-реев, Л.И.Петражицкий, П.А.Сорокин и др.). Работа включает разделы, посвященные проблемам этнопсихол. и психол. толпы. М. - рук. авт. колл. словаря-справочника "Русская философия" (М., 1995), включающего статьи об осн. персоналиях, течениях, понятиях, главнейших соч. рус. философов с XI в. до XX в. Опубликован ряд статей, посвященных рус. мыслителям в "Философском словаре", "Эстетическом словаре", "Социологическом словаре". Опубликована также статья "В.В.Зеньковский о России, русской философии и культуре" [В соавт.] в качестве предисловия к антологии "Русские мыслители и Европа" (М., 1997). М. - один из авторов обобщающего иссл. "A history of Russian philosophy. From the tenth through the twentieth centuries" (2 vols. Buffalo, 1994), подготовленного специально для англоязычных студентов, изучающих рус. филос. (разделы: "Николай Чернышевский", "Русская философия за рубежом: западные интерпретации", "Библиография"). Ряд публикаций подготовлен к 90-летию со дня смерти С.Н.Трубецкого. Издан под общей ред. М. "Курс истории древней философии" С.Н.Трубецкого (1997). Филос. рус. послеоктябрьского Зарубежья посвящены публикации о Н.А.Бердяеве, В.В.Зеньковском, Г.П.Федотове. М. рук. авт. колл. кн. "История русской философии" (М., 2001), а также автор глав "Ф.М.Достоевский", "П.Я.Чаадаев" [В соавт.], "Славянофилы" [В соавт.].


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Loading...Loading...