Многобожие. Что такое многобожие (ширк)

Среди наиболее тяжких грехов в исламском вероучении особо выделяется ширк, т.е. многобожие - признание наряду с Аллахом какого бы то ни было иного объекта (или субъекта), наделяемого божественными качествами, и поклонение ему.

Посланник нашего Создателя (с.г.в.) как-то раз обратился к своим сподвижникам: «Не рассказать ли вам о грехе, самом большом среди всех грехов? Это - ширк» (хадис приводит аль-Бухари).

На тяжкость впадения в ширк указывает уже один тот факт, что Всевышний не окажет прощения упорствующим в многобожии в день Великого Суда. На это имеется прямое указание в кораническом аяте:

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи, кому пожелает» (4:48)

При этом в исламе различают два вида ширка: большой и малый.

Большой ширк

Под большим ширком понимается непосредственный политеизм, что означает поклонение кому-либо и признание за ним божественной сущности, за исключением Аллаха. Человек, который является многобожником, именуется также мушриком.

Подобного рода поклонение может осуществляться некоторым людям, животным, растениям, небесным телам, идолам, тотемам и так далее. Политеизм известен миру с древних времен, когда во многих существовавших на тот момент государствах имело место поклонение различным богам. Например, в Древней Греции люди поклонялись множеству богов, среди которых были: Зевс, Гера, Аид, Посейдон, Аполлон, Гефест, Афродита, Артемида и так далее.

Во времена Посланника Аллаха (с.г.в.) в Аравии тоже процветал политеизм, который исповедовали жители Мекки. С началом пророческой миссии Мухаммад (с.г.в.) начал призывать мекканцев к единобожию, и некоторые уверовали, став первыми мусульманами. Однако большинство мекканских жителей отказались принять единобожие, в числе которых был и дядя Пророка (с.г.в.) - Абу Талиб.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) довольно-таки рано стал сиротой и ещё до рождения он потерял отца, а затем перешла в мир иной и его мать. После этого он жил в доме своего деда - Абдуль-Мутталиба, который тоже вскоре умер, и Посланник Всевышнего (с.г.в.) нашёл приют в доме своего дяди - Абу Талиба, который поклонялся, как и многие мекканцы, идолам.

Осознавая свою ответственность за Мухаммада (с.г.в.), Абу Талиб постоянно оберегал и защищал от нападок многобожников своего племянника, который у политеистов вызывал ненависть. За всю свою жизнь он сделал очень много добра для Пророка (с.г.в.) и мог бы, по воле Всевышнего, оказаться в Раю. Но он умер многобожником, несмотря на увещевания Посланника Аллаха (с.г.в.), и лишь за это он был удостоен Ада. Эта история говорит нам о степени тяжести совершения данного греха, ибо за ширк человек навечно окажется в Адском пламени.

Основой вероучения мусульман является строгое единобожие (таухид), т.е. признание в качестве Бога и поклонение лишь Единому Аллаху.

Единобожие включает в себя три основные составляющие:

1. Единобожие во владычестве - Аллах является владыкой всего и над всем.

2. Единобожие в поклонении - лишь Он достоин поклонения.

3. Единобожие в качествах (сыйфатах) - качества, которыми обладает Милостивый и Милосердный, не могут быть присущи ещё кому-либо

По мнению большинства учёных, человек, который совершает большой ширк, подлежит (такфиру), то есть мушрик не может считаться мусульманином.

Малый ширк

Под малым ширком в исламе, как правило, понимается показуха, когда человек совершает поклонение и благие деяния не ради довольства своего Создателя, а напоказ. Одно из изречений Заключительного Божьего Посланника (с.г.в.) гласит: «Поистине, совершать деяния напоказ, даже немного, есть тоже придание Всевышнему равных» (Ибн Маджа).

В наше время показуха стала довольно-таки распространённым делом, и религия не стала исключением. В основном, совершение деяний напоказ мотивируется желанием сформировать о себе хорошее общественное мнение, жаждой славы и так далее, но не желанием заслужить довольство Господа миров.

Рассмотрим на конкретном примере:

Человек, совершая намаз, может молиться как ради довольства Всевышнего, желая обрести Его награду, или же напоказ, т.е. стремясь продемонстрировать окружающим его людям свою набожность. Аналогичным образом дело обстоит и с раздачей милостыни, когда человек даёт её либо ради Аллаха, либо ради того, чтобы казаться щедрым окружающим.

Исходя из этого, будет играть ключевую роль при оценке тех или иных деяний человека. Пророк Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Воистину, дела оцениваются только по намерениям и, воистину, каждому человеку достанется то, что он намеревался обрести» (хадис приводят аль-Бухари и Муслим). Таким образом, каждый получит то, к чему он стремился. За намаз, совершённый ради довольства Всевышнего, человек обретёт награду от Господа, а за намаз, выполненный напоказ, он способен лишь добиться хорошего общественного мнения, которое не поможет ему в Судный день.

Что такое многобожие, неверие и каковы их виды

Знание сути и проявлений многобожия и неверия, причин их появления, путей, приводящих к ним, их различных форм и видов, без всякого сомнения, имеет огромную пользу для каждого мусульманина. Верующий обязан изучать все это, чтобы прежде всего уберечь себя и своих близких, а затем других от великого зла, кроящегося в них, и дабы искать спасения от этого величайшего несчастья. Всеблагому Аллаху любо, когда его рабы познают пути, которые ведут к истине, с целью привязаться серцем к ним и следовать ими. Всевышнему также любимо изучение Его рабами путей, ведущих ко лжи и пороку, чтобы отдаляться от них и ненавидеть их. Мусульманин обязан изучать не только те пути, которые ведут к благу, чтобы жить и действовать в соответствии с этими знаниями, но так же и те пути, которые ведут ко всякому злу, чтобы остерегаться их. В обоих «Сахихах» приводится хадис от Хузейфы бин аль-Йамана (да будет доволен им Аллах), что он говорил: «Люди спрашивали Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о добре, а я спрашивал его о зле, опасаясь того, что оно настигнет меня» (аль-Бухари «Сахих» (7084), Муслим «Сахих» (1847)).

Второй праведный халиф Умар бин аль-Хаттаб (да будет им Аллах) говорил: «Узы Ислама будут разрушаться одна за другой, когда в исламской умме вырастут люди, не знакомые с невежеством».

Священный Коран полно и совершенно разъясняет, что такое многобожие и неверие, предостерегает от этих губительных грехов, указывает на те ужасные последствия, к которым они приводят как в мире этом, так и в мире вечном. И это даже одна из величайших целей Священного Корана и пречистой Сунны, как сказал об этом Всевышний: «Таким образом Мы разъясняем знамения, чтобы стал ясен путь грешников» (сура «аль-Ан’ам», 55-аят).

Многобожие в арабском языке выражается словом «ширк», которое означает «уравнивание двух вещей». В шариате же данное слово применяется в двух значениях: в общем и в частном.

1. Многобожие в общем смысле означает равнение творений с Пречистым Аллахом в том, что присуще только Аллаху. Существуют три разновидности такого многобожия:

Первая разновидность – это приобщение сотоварищей к Аллаху в господстве, то есть равнение творений с Аллахом в его качествах Господа, или приписывание какого-либо из этих качеств, например, сотворения, ниспослания удела, умерщвления, управления вселенной и т.п, кому-либо, кроме Него Одного.

Аллах, Свят он и Велик, сказал: «Есть ли наряду с Аллахом другой творец, который давал бы вам пропитание с неба и земли? Нет божества, достойного поклоенения, кроме Него! До чего же вы отвращены от истины (сура «Фатыр», аят 35).



Вторая разновидность – приобщение сотоварищей к Аллаху в обладании божественными именами и атрибутами, то есть равнение творений с Аллахом в каком-либо из этих имен и атрибутов. Всевышний сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (сура «аш-Шура», аят 11).

Третья разновидность – приобщение сотоварищей к Аллаху в поклонении, то есть равнение творений с Аллахом в том, что является исключительным правом только Его, как истинного Бога, достойного поклонения. Это относится к намазу, посту, молитве, мольбе о спасении, жертвоприношении, обету и всем другим видам поклонения, как большим, так и малым, как обязательным, так и желательным, как скрытым, так и явным.

Всевышний Аллах сказал: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха» (сура «аль-Бакъара», аят 165).

2. В частном же смысле под многобожием подразумевается приобщение к Аллаху равных, к которым взывают так, как взывают к Нему, которых просят о заступничестве так, как просят Его, на которых надеются так, как надеются на Него, которых любят так, как любят Его. Это значение первым приходит на ум при упоминании слова многобожие, когда оно встречается в текстах Корана и Сунны.

Почему многобожие порочно и в чем его опасность

О порочности многобожия разносторонне свидетельствуют различные аяты и хадисы, которые так же предостерегают от этого величайшего греха, разъясняя его опасность и тот скверный исход, уготованный для многобожников как в этом мире, так и в последней жизни.

Во-первых, Аллах, Пречист Он и Возвышен, сообщил в своей Книге, что приобщение к Нему сотоварищей является единственным грехом, который не прощается без покаяния в нем. Всевышний сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) гре­хи, кому пожелает» (сура «ан-Ниса», аят 48).

Во-вторых, Аллах засвидетельствовал, что многобожие является величайшей несправедливостью. Всевышний сказал: «…многобожие является великой несправедливостью» (сура «Лукман», аят 13).

В-третьих, Аллах сказал, что этот грех сводит на нет, т.е. делает тщетными все деяния человека. Всевышний предупредил Своего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток» (сура «аз-Зумар», аят 65).

В-четвертых, Аллах охарактеризовал многобожие как умаление достоинств Господа миров и равнение с Ним творений. Всевышний Господь сказал о мучениках Ада: «Препираясь там, они скажут: «Клянемся Аллахом, мы пребывали в очевидном заблуждении, когда равняли вас с Господом миров» (сура «аш-Шуара», аяты 96-98).

В-пятых, Всевышний Аллах сообщил о том, что тот, кто умер, приобщающим сотоварищей к Аллаху, будет наказан вечными муками в Аду. Аллах, Свят Он и Велик, сказал: «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников» (сура «аль-Маида», аят 72).

В Священном Коране очень много и других доказательств на эту тему.

Многобожие в арабском языке выражается словом «ширк», которое означает «уравнивание двух вещей». В шариате же данное слово применяется в двух значениях: в общем и в частном.

1. Многобожие в общем смысле означает равнение творений с Пречистым Аллахом в том, что присуще только Аллаху. Существуют три разновидности такого многобожия:

Первая разновидность – это приобщение сотоварищей к Аллаху в господстве, то есть равнение творений с Аллахом в его качествах Господа, или приписывание какого-либо из этих качеств, например, сотворения, ниспослания удела, умерщвления, управления вселенной и т.п, кому-либо, кроме Него Одного.

Аллах, Свят он и Велик, сказал: «Есть ли наряду с Аллахом другой творец, который давал бы вам пропитание с неба и земли? Нет божества, достойного поклоенения, кроме Него! До чего же вы отвращены от истины (сура «Фатыр», аят 35).

Вторая разновидность – приобщение сотоварищей к Аллаху в обладании божественными именами и атрибутами, то есть равнение творений с Аллахом в каком-либо из этих имен и атрибутов. Всевышний сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (сура «аш-Шура», аят 11).

Третья разновидность – приобщение сотоварищей к Аллаху в поклонении, то есть равнение творений с Аллахом в том, что является исключительным правом только Его, как истинного Бога, достойного поклонения. Это относится к намазу, посту, молитве, мольбе о спасении, жертвоприношении, обету и всем другим видам поклонения, как большим, так и малым, как обязательным, так и желательным, как скрытым, так и явным.

Всевышний Аллах сказал: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха» (сура «аль-Бакъара», аят 165).

2. В частном же смысле под многобожием подразумевается приобщение к Аллаху равных, к которым взывают так, как взывают к Нему, которых просят о заступничестве так, как просят Его, на которых надеются так, как надеются на Него, которых любят так, как любят Его. Это значение первым приходит на ум при упоминании слова многобожие, когда оно встречается в текстах Корана и Сунны.

Почему многобожие порочно и в чем его опасность

О порочности многобожия разносторонне свидетельствуют различные аяты и хадисы, которые так же предостерегают от этого величайшего греха, разъясняя его опасность и тот скверный исход, уготованный для многобожников как в этом мире, так и в последней жизни.

Во-первых, Аллах, Пречист Он и Возвышен, сообщил в своей Книге, что приобщение к Нему сотоварищей является единственным грехом, который не прощается без покаяния в нем. Всевышний сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) гре­хи, кому пожелает» (сура «ан-Ниса», аят 48).

Во-вторых, Аллах засвидетельствовал, что многобожие является величайшей несправедливостью. Всевышний сказал: «…многобожие является великой несправедливостью» (сура «Лукман», аят 13).

В-третьих, Аллах сказал, что этот грех сводит на нет, т.е. делает тщетными все деяния человека. Всевышний предупредил Своего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток» (сура «аз-Зумар», аят 65).

В-четвертых, Аллах охарактеризовал многобожие как умаление достоинств Господа миров и равнение с Ним творений. Всевышний Господь сказал о мучениках Ада: «Препираясь там, они скажут: «Клянемся Аллахом, мы пребывали в очевидном заблуждении, когда равняли вас с Господом миров» (сура «аш-Шуара», аяты 96-98).

В-пятых, Всевышний Аллах сообщил о том, что тот, кто умер, приобщающим сотоварищей к Аллаху, будет наказан вечными муками в Аду. Аллах, Свят Он и Велик, сказал: «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников» (сура «аль-Маида», аят 72).

В Священном Коране очень много и других доказательств на эту тему.

Термин «многобожие» (или – по-гречески – «политеизм») говорит сам за себя: поклонение множеству богов. По этому признаку авраамические религии – иудаизм, христианство и ислам – противопоставляются всем прочим, ведь для этих религий, две из которых стали мировыми, характерна вера в Единого Бога с полным недопущением веры в каких-то других богов.

На последнем пункте хотелось бы остановиться особо. Нередко приходится встречать рассуждения о том, что и авраамические религии имеют черты многобожия – например, христиане молятся не только Богу, но и святым, ангелам (например, архангелу Михаилу или своему ангелу-хранителю). Так может рассуждать только человек, ни разу не бравший в руки христианского молитвослова – иначе он знал бы, как начинается, например, молитва к своему святому: «Моли Бога о мне, святой угодниче Божий такой-то…» Иными словами, максимум, о чем мы можем попросить святого – это помолиться за нас. Своих близких (например, родителей) мы тоже нередко об этом просим, но это не значит, что мы считаем их богами – вот и святые для нас такие же люди, как мы, только приблизившие себя к Богу праведной жизнью.

Для приверженца же политеистической религии любой из многочисленных богов – это именно бог. Норманн эпохи викингов, обращаясь к Фрейру, просил его непосредственно о ниспослании урожая – а не о молитве Одину об этом. Древнегреческие девушки, обращаясь к Афродите, надеялись, что богиня ниспошлет им счастливый брак – а не обратится с такой просьбой к Зевсу. Верховный же бог не отделен от других богов непреодолимой пропастью – он состоит с ними в таких же взаимоотношениях, в каких состоят люди между собой.

Обычно политеизм представляют так: множество богов, один из них главный – как правило, бог грома или войны – а всем прочим богам присуща, так сказать, узкая специализация, один отвечает за плодородие, другой – за супружескую любовь, третий – за охоту, четвертый – за торговлю и т.д. Все это характерно для древнего мира, а потом на смену многобожию пришли монотеистические религии – поскольку и люди перешли от родоплеменных отношений к единоначалию.

Такая схема вызывает сомнения уже «в первом приближении». В Древнем мире монотеистами были евреи, не всегда имевшие собственную государственность, а египтяне и римляне, обожествлявшие своих правителей (вот уж где было совершенство единоначалия!) – политеистами. Или возьмем средневековую Европу с ее феодальной раздробленностью, когда король оставался лишь «первым среди равных» – вот где идеально подошла бы политеистическая религия! – тем не менее, этим людям совершенно не мешало монотеистическое христианство (если принять изложенную выше схему, то Европа должна была принять христианство не раньше XVII века, когда установилась абсолютная монархия).

Масла в огонь подливают современные неоязычники, гордо именующие себя «родноверами». Они утверждают, что религия древних славян (в отличие от греческих, римских и прочих варваров) была монотеистической, а Сварог, Велес, Лада и другие – это лишь воплощения Единого Бога, поэтому в «Велесовой книге» осуждаются те, кто «пересчитывает богов»… что тут сказать? «Велесову книгу» давно не принимает всерьез ни один ученый, к чему приводит стремление возвысить свой народ над всеми прочими, все мы прекрасно знаем, но… в одном ученые с этими людьми согласны: монотеизм действительно древнее политеизма! Вот только славяне и их предки в этом плане ничем не отличаются от других народов.

Древние люди не могли представлять, что боги «распределяют обязанности» между собой, поскольку сами этого не делали. Конечно, некоторое распределение было – но связывалось оно скорее с полом и возрастом: молодые мужчины пойдут на охоту, женщины, которым физическая сила охотиться не позволяет, поищут съедобные плоды, а старики посидят дома с детьми – в основном же ситуация характеризовалась формулой «все делают все». При такой организации жизни естественно было почитать как раз одного бога (или богиню – в зависимости от того, было ли общество патриархальным или матриархальным), причем такая ситуация сохранялась довольно долго. Для тех, кто осаждал Трою, Зевс еще не был богом грозы, а Афина – богиней мудрости, они были «просто богами». При этом воспринималось как нечто само собой разумеющееся, что у каждого племени свой бог или своя богиня.

Но вот племена объединяются в союзы, и каждое племя приносит в этот союз «своего» бога. Постепенно связи между племенами становятся более тесными, выплавляется нечто единое – и уже боги других племен воспринимаются как «наши»… и вот богов уже много! Завоевали кого-то – и боги этого народа тоже вливаются в пантеон.

Тем временем, жизнь людей меняется: усложняются трудовые процессы, теперь для того, чтобы достичь совершенства в том или ином ремесле, надо заниматься им вплотную да еще иметь способности от природы – появляется разделение труда. И само собой разумеется – с точки зрения мифологического мышления – что жизнь людей представляет собой «копию» жизни богов. И если в каждом человеческом селении есть кузнец – почему бы не быть кузнецу Гефесту и среди богов?

Разумеется, положение того или иного бога в пантеоне может быть связано с изначальным положением племени, которое его «принесло» – например, бог Пан, почитаемый аркадскими пастухами, стал в греческом пантеоне богом дикой природы и животного начала. Боги покоренных народов не могли претендовать на главенствующее положение – так появилась у римлян Диана.

Политеистические религии существуют и сейчас… нет, речь не идет о наших российских родноверах, или тех, кто пытается возродить поклонение Одину, или проводит друидические ритуалы в Стоунхендже – искусственность таких «религий» очевидна (современных «друидов» не смущает даже то, что об обрядах и знаниях истинных друидов мало что известно). Но существуют народы, у которых традиция многобожия не прерывалась. Такова японская религия синто, индуизм, даосизм, а также одна из мировых религий – буддизм.

Многобо́жие (ар. ُاَلشِّرْك [аш-Ширк]‎) - приравнивание к Всевышнему Аллаху сотоварища, в то время как только Он является Творцом, а также поклонение наряду с Всевышним кому-либо или чему-либо, будь то камень, человек, солнце, луна, пророк, джинн, звезда, ангел и т.д. Лексическое значение слова ширк - «участие двоих в праве на владение или управление чем-либо». В ша­ри­‘а­те ширк означает «уравнивание с Аллахом кого-либо или чего-либо в том, что присуще то­лько Ему и достоин только Он». «Ширк» - самый большой грех в исламе. Тот, кто придавал Все­выш­не­му Аллаху сотоварищей и умер многобожником попадет в Ад . А тот же, кто уверовал в Ал­ла­ха и умер верующим, войдет в Рай, даже если ему придётся понести наказание за свои грехи .

История появления многобожия на земле

Согласно исламским источникам, впервые многобожие появилось в народе пророка Нуха (Ноя) . От сподвижника Пророка Ибн ‘Аббаса передаётся, что между Нухом и Адамом было десять столетий. В течение этого времени люди были на истинном Единобожии, но после этого дьявол сбил их с этого пути, и появились первые проявления многобожия на земле.

Затем на протяжении истории многобожие заново появлялось в разных местах. И не смог избежать этого народ Ибрахима (Авраама) . Начали они покло­няться идолам, планетам, луне, солнцу. Смилостивился Аллах над ними и послал к ним Ибрахима , которого он наделил праведным потомством. Ведь все остальные пророки и посланники от сына Ибрахима, Исхака (Исаака) . А из по­том­ства, второго сына Ибрахима, Исма‘иля (Измаила) Аллах вывел лучшего из посланников - пророка Мухаммада ﷺ .

Многобожие дошло до арабов, по причине человека, которого зовут ‘Амр ибн Люхай аль-Хуза‘и. Абу Хурайра рассказывал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Я видел ‘Амра ибн Люхая аль-Хуза‘и в Огне, волочащим свои кишки » . А также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Он первый, кто изменил религию Ибрахима » . Он первым принёс идо­лов на Аравийский полуостров. После этого идо­лов становилось всё больше и больше. Их начали устанавливать возле Ка‘бы, вокруг неё и внутри. Люди полностью оставили Едино­божие и перешли на поклонение камням. Передается от Абу Раджа‘ аль-‘Атариди , который сказал: «Во времена невежества мы поклонялись камням. Если мы находили камень лучше первого, то оставляли старый камень и начинали поклоняться новому. А если вообще не было камня, то делали холмик из песка, приводили овцу и доили её на этот холмик. После этого делали обход (таваф ) вокруг этого холмика» . И когда Аллах пожелал наставить людей того времени на прямой путь, Он послал к ним пророка Мухаммада ﷺ с призывом: «Поклоняйтесь одному лишь Аллаху, нет у вас другого божества (достойного поклонения). Ведь только Он достоин поклонения. А то, чему поклоняетесь вы, не слышит и не видит, и ничем не может помочь». И были среди людей те, которые возгор­дились и не последовали со словами: Неужели он обратил богов в Единственного Бога? Воистину, это - нечто удивительное! . Затем начали всячески препятствовать призыву Посланника Аллаха ﷺ и его сподвижников. Однако это ничего не прибавило мекканским язычникам и тем, кто их поддерживал, а наоборот сподвижники почувствовали вкус веры, стали более искренними в своей религии.

Коран о запрете многобожия

В Коране большое количество о многобожии, вот некоторые из них:

Хадисы о запрете многобожия

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Не поведать ли вам о самом великом грехе? Это приобщение к Аллаху сотоварищей! » . Также Пророк ﷺ сказал: «Остерегайтесь семи губительных грехов », и упомянул среди них ширк . Хадисов Пророка ﷺ , в которых строго осуждается ширк также огромное количество.

Суждение ислама о ширке и его виды

«Многобожие» (ширк ) является антонимом слова «единобожие» (тавхид ), также как слово «неверие» (куфр ) является антонимом слова «вера» (иман ). Многобожие делится на два вида: большое многобожие (ширк акбар ) и малое многобожие (ширк асгар ). Когда говорят о многобожии без уточнения вида, обычно подразумевают большое многобожие.

Большое многобожие является самым тяжким грехом, из-за которого человек вечно будет гореть в Аду. В Коране сказано: Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. А кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тот впал в глубокое заблуждение. . Всевышний Аллах сотворил человека, облагоде­тель­ствовал его разными видами Своей милости, такими как разум, зрение, слух, здоровье, способность говорить, формулировать мысли и т. д. Всевышний Аллах окружил человека красотой и пользой окружающего мира, Он даровал ему любимых и любящих его родственников , близких друзей, имущество и возможность созидать. Единобожник благодарит за это Всевышнего Аллаха и покло­няется только Ему, а многобожник пользуется всеми этими благами и вместо того, чтобы признавать Милостивого Аллаха, благо­дарить Его и поклоняться только Ему Одному, приравнивает к Нему сотоварищей.

Малое многобожие также является грехом, однако в отличие от большого многобожия оно из религии не выводит. Но из-за того, что малое многобожие может в конечном итоге привести к большому многобожию, этот грех стал разновидностью многобожия. По этой причине малое многобожие считается одним из тяжких грехов в исламе. Следует также помнить, что большое многобожие становится причиной аннулирования всех благих дел, в отличие от малого многобожия, которое делает тщетным только тот поступок, который связан с этим грехом.

Формы большого многобожия

К сожалению, большое многобожие (ширк акбар ) имеет разные формы приобщения к Аллаху сотоварищей:

  • К одной из форм многобожия относится приписывание особенностей Господа кому-либо, помимо Аллаха. Примером такой формы многобожия является убеждение человека в том, что кто-либо (или что-либо), кроме Всемогущего Аллаха способен оживлять или умерщвлять, творить или воскрешать, принести пользу или причинить вред.
  • К другой форме многобожия относятся такие случаи, когда человек приравнивает кого-либо (или что-либо) к Всевышнему Аллаху в Его Прекрасных именах или совершенных качествах. Примером такого многобожия служит приписывание одного из Имён Аллаха, например аль-‘Алим («Всезнающий»), кому-либо из Его творений, вкладывая в это Имя то, что присуще только Всевышнему Аллаху. Другой пример такого многобожия: слова человека, который говорит: «Слух Аллаха такой же, как и слух кого-либо из его творений». Или, наоборот, если человек говорит, что качества людей похожи на качества Аллаха, то это тоже относится к этой форме многобожия.
  • Но самой распространенной формой многобожия является приобщение к Аллаху сотоварищей в поклонении. Осуждение этой формы ширка было одной из основных задач всех пороков. Даже арабские язычники признавали Аллаха как Господа, но придавали Ему сотоварищей в обожествлении. Наряду с Аллахом они поклонялись идолам и истуканам, которых они считали посредниками между ними и Всевышним Аллахом и которые якобы приближали их к Нему. К примерам такой формы многобожия относится поклонение помимо Аллаха Солнцу, Луне, звёздам, человеку, джинну, ангелам, животным или камням. Посвящение молитв , поста, обета, жертвоприношения такого рода творениям является проявлением многобожия. Если человек возвеличивает кого-либо подобно Аллаху, уповает на него как на Аллаха, боится его как Аллаха, повинуется ему как Аллаху, любит его как Аллаха, то это тоже приводит к многобожию и выводит из Ислама. В случае, когда человек совершает молитву, посвящая её могиле, камню, дереву или совершает обход вокруг них; посвящает им обет или жертвоприношение; взывает помимо Аллаха, такие действия также считаются проявлением многобожия.
Формы малого многобожия

Малое многобожие (ширк асгар ) также имеет разные формы. К малому многобожию относятся такие грехи, которые в некоторых первоисточниках ислама получили название многобожия, но в целом, в свете всех текстов ислама, к большому многобожию не относятся. Такие деяния можно разделить на три вида:

  1. Малое многобожие совершаемое сердцем, как совершение намерения получить за свои слова или дела уважение, славу или мирское благо. Это то, что совершается не ради Аллаха, а совершается ради людей, и называется рийа‘ («показуха»). Если тот, кто совершает рийа‘ является верующим в Аллаха, то он всё же не выходит из лона ислама, но считается грешником, а если человек совершает благие деяния ради довольства людей и у него нет веры в Аллаха в сердце, то это называется нифаком («лицемерие») и такой человек считается неверующим.
  2. Второй формой малого многобожия является многобожие, совершаемое языком. К нему относится клятва кем-либо или чем-либо кроме Аллаха, как слова произносящего клятву: «Клянусь хлебом», «клянусь жизнью родителей », «клянусь здоровьем своих детей» и т. д. К этому виду многобожия можно отнести и слова: «Это то, что было угодно Аллаху и тебе». Вместо этого следует сказать: «Это то, что пожелал Аллах, а после этого пожелал такой-то человек».
  3. К третьей форме малого многобожия относится многобожие в некоторых делах. Примером такого многобожия служит ношение нити на руке или талисманов на шее, в виде камня, кости или бусинок при условии, что человек считает, что эти предметы помогают в избавлении от проблемы или достижении какой-то цели только с дозволения Аллаха. А если он считает, что такие предметы могут приносить пользу и без дозволения Аллаха, то есть самостоятельно, то это приводит к большому многобожию.

Некоторые люди считают, что от сглаза их оберегают определённые предметы, которых они вешают в доме или на себя. А другие совершают какие-либо дела или отказываются от их совершения следуя приметам, как вера в то, что чья-то рука легкая в торговле, или в то, что чёрная кошка, перебежавшая дорогу или цифра тринадцать являются поводом для отказа от совершения дел. Если человек считает, что с дозволения Аллаха какие-то предметы помогают в избавлении от сглаза или какие-то приметы являются поводом для оптимизма или пессимизма, то это приводит к малому многобожию в делах. Причина этого заключается в том, что человек хоть и считает, что всё происходит с дозволения Аллаха, всё же связывает надежду и с этими предметами или приметами, или, наоборот, опасается чего-то, в то время как только на Аллаха нужно надеяться и только Его нужно бояться. А если он считает, что такие предметы или приметы могут избавить от вреда или причинить вред и без дозволения Аллаха, то это тоже приводит к большому многобожию.

  • M. Mir, Polytheism and Atheism // Encyclopaedia of the Qurʾān . - Leiden: E. J. Brill , 2004. - Vol. 4 (P-Sh). - P. 159-162. (англ.)
  • Polytheism and Polytheists // Integrated Encyclopedia of the Qurʾān . - Sherwood Park: CIS , 2013-2019. - Vol. 5 (P-So). (англ.)
  • Loading...Loading...