Мораль основные принципы и нормы морали обществознание. Различают долевые и долговые ценные бумаги

Презентация-тренажёр для подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2017-2018 учебном году. Вариант 3.

Подготовил учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное Ершовского района Саратовской области» имени Героя Советского Союза Киреева В.И. Ермаков Иван Александрович


1.Запишите слово, пропущенное в таблице.

Подсистемы

характеристики

институциональная

Включает в себя государство, политические партии, общественные организации, СМИ и др.

Включает в себя разнообразные взаимодействия субъектов политической жизни

Подсистемы политической системы общества.


1.

Ответ: коммуникативная.


2.

Ответ:


2.

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Подписка о невыезде и надлежащем поведении; личное поручительство; мера пресечения; залог; домашний арест.

Ответ: мера пресечения.


3.

Ответ:


3.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».

  • поощрение; 2) наказание; 3) социальная мобильность; 4) социальная норма; 5) социальная санкция; 6) социальная стратификация.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:3 6.


4.

Ответ:


4.

Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Моральные нормы отражают потребности общества.
  • Мораль формализована в нормативных правовых актах.
  • Мораль помогает человеку оценивать события общественной жизни.
  • Основой морали является внутренняя мотивация человека и его самоконтроль.
  • Мораль всегда обеспечивает взаимопонимание людей в социуме.

Ответ:1 3 4.


5.

Признаки

А) объективный характер

Д) проверяемость знания

Виды истины

  • только относительная истина

Ответ: А Б В Г Д


5.

Установите соответствие между признаками и видами истины: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Признаки

А) объективный характер

Б) отражение свойств познаваемого объекта

В) возможность корректировки при дальнейшем развитии науки

Г) неполное, изменяемое знание о предмете

Д) проверяемость знания

Виды истины

  • только относительная истина
  • и абсолютная, и относительная истина.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

2 2 1 1 2


6.

Ответ:


6.

В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

2) Осуществляется переход к электронике на всех уровнях производственной деятельности.

3) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

4) Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами.

5) В структуре населения высок удельный вес среднего класса.

6) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

Ответ:1 2 5.


7.

Ответ:


7.

Выберите верные суждения о ценных бумагах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Облигация- это ценная бумага без установленного срока обращения, являющаяся свидетельством о получении доли в имуществе компании и дающая её владельцу право получения части прибыли в виде дивиденда.

2) Реализация ценных бумаг осуществляется на фондовом рынке.

3) К ценным бумагам относят акцию, вексель, облигацию.

4) Различают долевые и долговые ценные бумаги.

5) Выпуск ценных бумаг называется девальвацией.

Ответ:2 3 4.


8.

Характеристики

В) факторный доход- рента

Д) факторный доход- прибыль.

Факторы производства

  • труд
  • земля

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В ГД


8.

Установите соответствие между характеристиками и факторами производства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристики

А) деятельность людей по производству товаров и услуг путём использования их физических и интеллектуальных возможностей, профессиональных навыков и опыта

Б) все виды ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ

В) факторный доход- рента

Г) факторный доход- заработная плата

Д) факторный доход- прибыль.

Факторы производства

  • труд
  • земля
  • предпринимательские способности

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

1 2 2 1 3


9.

  • арендная плата за помещение
  • оклады администрации
  • сдельная оплата портных

Ответ:


9.

Владельцы ателье по пошиву одежды несут постоянные и переменные издержки. Что из перечисленного ниже относится в краткосрочном периоде к переменным издержкам ателье? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • арендная плата за помещение
  • приобретение тканей, ниток, фурнитуры
  • проценты по ранее взятым кредитам
  • оплата потреблённой электроэнергии
  • оклады администрации
  • сдельная оплата портных

Ответ:2 4 6.


10.

  • наступление зимнего сезона.

Ответ:


10.

На графике изображено изменение предложения коньков для фигурного катания на потребительском рынке: кривая предложения S1 переместилась в положение S2. (На графике Р- цена товара, Q- количество товара.)

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • рост на комплектующие изделия для коньков
  • массовое открытие общедоступных катков
  • сокращение количества фирм, производящих коньки
  • снижение доходов большинства домохозяйств
  • наступление зимнего сезона.

Ответ: 2 5.


11.

Ответ:


11.

Выберите верные суждения о семье и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Рекреационная функция семьи проявляется в предоставлении определённого социального статуса членам семьи, в выполнении роли социального лифта.

2) Члены семьи связаны взаимной моральной и правовой ответственностью.

3) Семья является основным агентом первичной социализации индивидов.

4) Семья призвана создавать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.

5) Нуклеарные семьи включают три-четыре поколения кровных родственников.

Ответ:2 3 4.


12.

  • Ответ:

12. Среди 14-летних подростков страны Z был проведён опрос о том, почему необходимо, чтобы все люди соблюдали социальные нормы. Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Каждый третий опрошенный отметил, что при соблюдении всеми социальных норм граждане чувствуют себя комфортно.
  • Тех, кто считает, что всегда найдутся люди, нарушающие нормы, меньше, чем тех, кто считает, что соблюдение норм обеспечивает стабильность общества.
  • Среди опрошенных больше тех, кто считает, что соблюдение норм обеспечивает комфортное самочувствие граждан, чем тех, кто считает, что при соблюдении норм люди и государство могут строить долгосрочные планы развития.
  • Более половины опрошенных считает, что соблюдение норм обеспечивает стабильность общества и позволяет строить долгосрочные планы развития.
  • Наименьшая доля опрошенных дала другое объяснение.
  • Ответ: 2 4 5.

13.

Ответ:


13.

13.Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Политическая элита- это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством.

2) В политическую элиту входят прежде всего главы крупнейших предприятий страны.

3) В любом обществе могут складываться серьёзные противоречия между составом и интересами элитарных и неэлитарных групп.

4) Пополнение или изменение состава политической элиты зависит только от желания самих элитарных групп.

5) Политическая элита формулирует программы развития государства и общества.

Ответ:1 3 5.


14.

Функции

Д)объявление амнистии

1) Государственная Дума

2) Правительство РФ

3) Конституционный Суд РФ

4) Совет Федерации

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д


14.

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Функции

А) рассмотрение дел о соответствии нормативных актов закону, имеющему высшую юридическую силу

Б) управление федеральной собственностью

В) назначение выборов Президента РФ

Г) разработка федерального бюджета

Д)объявление амнистии

Субъекты государственной власти РФ

1) Государственная Дума

2) Правительство РФ

3) Конституционный Суд РФ

4) Совет Федерации

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

3 2 4 2 1


15.

1) легальная

2) консервативная

3) коммунистическая

4) кадровая

5) либеральная

6) массовая

Ответ:


15.

В государстве Z зарегистрирована политическая партия, которая имеет центральный орган и региональные отделения. В программе политической партии записано: «Цель нашей деятельности- построение социально однородного бесклассового общества, в котором был бы осуществлён принцип распределения благ по потребностям». Что из перечисленного характеризует по разным основаниям подобную политическую партию? Запишите цифры, под которыми указаны верные характеристики.

1) легальная

2) консервативная

3) коммунистическая

4) кадровая

5) либеральная

6) массовая

Ответ:1 3 6.


16.

2) право на жизнь

4) право на тайну переписки

5) право на жилище

Ответ:


16.

Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на социальное обеспечение

2) право на жизнь

3) право на защиту чести и доброго имени

4) право на тайну переписки

5) право на жилище

Ответ:2 3 4.


17.

Ответ:


17.

Выберите верные суждения о системе права и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Система права строится по объективным критериям.

2) Нормы права различаются только по содержанию.

3) Отрасль права- совокупность однородных правовых норм, обособившихся внутри системы права и регулирующих определённый ряд общественных отношений.

4) Правовой институт- совокупность норм, регулирующих определённый участок (сторону) однородных общественных отношений.

5) Гражданское право относится к публичному праву.

Ответ:1 3 4.


18.

Г) благотворительные фонды

Д) религиозные организации

Виды юридических лиц

1) коммерческие

2) некоммерческие

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д


18.

Установите соответствие между организационно-правовыми и видами юридических лиц: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Организационно-правовые формы юридических лиц

А) хозяйственные товарищества

Б) государственные унитарные предприятия

В) потребительские кооперативы

Г) благотворительные фонды

Д) религиозные организации

Виды юридических лиц

1) коммерческие

2) некоммерческие

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

1 1 2 2 2


19.

Ответ:


19.

Гражданину РФ Ивану 12 лет. Найдите в приведённом ниже списке действия, соответствующие его правому статусу, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Заключать трудовой договор (работа курьера) с согласия родителей
  • Распоряжаться предоставленными родителями средствами
  • Быть заслушанным в ходе судебного разбирательства по определению места жительства при разводе родителей
  • Вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими
  • Зарегистрировать на своё имя юридическое лицо
  • Совершать мелкие бытовые сделки

Ответ:2 3 6.

20.

Список терминов

  • Глобализация 6) общество
  • Продолжение рода 9) свобода.
  • Условия существования

Ответ: А Б В Г Д Е

20.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова, словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Человек является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с _____(А)._____(Б) человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Эти свойства человека жёстко не запрограммированы, что даёт возможность приспосабливаться к различным__________(В).

Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в ____(Г)

__________(Д) человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум,____(Е), и ответственность и др.»

Список терминов

  • Глобализация 6) общество
  • Социальная сущность 7) абсолютизация
  • Общение с другими 8) биологическая природа
  • Продолжение рода 9) свобода.
  • Условия существования

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова (словосочетания). Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова (словосочетания).

Ответ: А Б В Г Д Е

6 8 5 3 2 9


Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Социальная напряжённость- это особое состояние общественного сознания и поведения, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности. Это состояние свойственно конфликту и сопровождает его. Масштабы социальной напряжённости большей частью сопоставимы с масштабами конфликта порождаются ими. Можно вести речь о напряжённости межличностной, межгрупповой, межнациональной или о глобальной напряжённости в обществе.





  • Социальная напряжённость как явление, проявляющееся прежде всего на социально-психологическом и поведенческом уровнях, характеризуется следующими моментами.
  • Первое: распространение настроений неудовлетворённости существующей ситуацией в той или иной жизненно важной сфере общественной жизни.
  • Второе: тем, что под влиянием вышеназванных настроений утрачивается доверие к властям, снижается авторитет власти и власть авторитета, появляется ощущение опасности, широкое хождение приобретают пессимистические оценки будущего, всевозможные слухи.

  • В обществе в целом, как и в отдельной территориальной общности, возникает атмосфера массового психического беспокойства, эмоционального возбуждения.
  • Третье: на поведенческом уровне социальная напряжённость проявляется как в стихийных массовых действиях (в ажиотажном спросе, скупке товаров и продуктов питания с целью создания страховых запасов «на чёрный день» и т.д.), так и в различных конфликтах, митингах, демонстрациях, забастовках и иных формах гражданского неповиновения и протеста, а также и вынужденной и добровольной миграции в другие регионы и за границу.
  • (А.В.Дмитриев, В.О.Рукавишников)

21.


21.

Что, по мнению авторов, представляет собой социальная напряжённость? Какие примеры природных факторов социальной напряжённости приведены в тексте? Какую связь социальной напряжённости и социального конфликта отметили авторы?

Ответ:

  • Эмоциональное состояние в группе или обществе в целом, вызванное давлением со стороны природной или социальной среды, продолжающееся, как правило, более или менее длительное время;
  • Изменение климата, истощение ресурсов, землетрясение;
  • Это состояние свойственно конфликту и сопровождает его.

22.


22.

Какой политический фактор социальной напряжённости назван авторами? Используя текст, приведите любые два проявления социальной напряжённости в политическом поведении населения.

Ответ:

  • Разного рода ошибки или некомпетентность лидеров;
  • - утрачивается доверие к властям, снижается авторитет власти;

Происходят различные конфликты, митинги, демонстрации, забастовки и иные формы гражданского неповиновения и протеста.


23.

Авторы отмечают возможность возникновения межнациональной напряжённости в обществе. На примере конституционных основ национальной политики в РФ покажите любые три способа снятия межнациональной напряжённости.


23.

Ответ:

  • признание равноправия граждан независимо от их этнической принадлежности (Конституция Ф устанавливает равноправие граждан и запрещает любые формы ограничения прав граждан по признаку национальной принадлежности);
  • федеративное устройство государства и равноправие всех субъектов РФ (Конституция РФ устанавливает равное представительство всех субъектов РФ в Совете Федерации, их равноправие во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти);
  • содействие развитию национальных культур (Конституция РФ утверждает право республик в составе РФ вводить свои государственные языки наряду с русским языком; гражданам гарантировано право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества).

24.

Авторы считают, что «не так просто отнести напряжённость к чисто негативным явлениям». Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, личного социального опыта, сформулируйте три предположения о том, какое позитивное влияние на человека может оказать состояние социальной напряжённости.


24.

Ответ:

  • состояние социальной напряжённости может дисциплинировать человека, привести к мобилизации его способностей, профессиональных и иных качеств, материальных ресурсов;
  • состояние социальной напряжённости может способствовать раскрытию в человеке определённых личностных качеств, например качеств политического лидера, предпринимателя и т.п.;
  • преодоление человеком негативных последствий социальной напряжённости, успехи в защите своей семьи, бизнеса от этих негативных последствий позитивно влияют на самооценку человека.

25.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «спрос»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любом из неценовых факторов, влияющих на формирование спроса, и одно предложение, раскрывающее закон спроса.


25.

Ответ:

  • Зависимость объёма товара определённого вида, который потребители готовы приобрести (величины спроса), от цен, по которым эти товары могут быть предложены производителями/продавцами;
  • Один из факторов, влияющих на формирование спроса,- культурные и религиозные традиции;
  • Повышение цен обычно ведёт к снижению спроса, а снижение цен- к его увеличению.

26.


26.

В процессе социализации происходит взаимовлияние между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется. Проиллюстрируйте двумя примерами это взаимовлияние.

Ответ:

  • Пётр рассказывает своему сыну Антону о том, как правильно вести себя в театре. Антон выслушал отца и указал ему на то, что сам Пётр не соблюдает этих правил. Отец задумался и в следующий раз выключил телефон во время спектакля;
  • Один из уроков обществознания проходил в виде ролевой игры «Выборы», школьники смогли аргументированно обосновать важность каждого голоса для будущего страны. Учитель, ранее пропускавший выборы, под влиянием этого урока в день выборов пошёл на избирательный участок и проголосовал за одного из кандидатов.

27.

Государство Z включает 11 территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. В государстве осуществляется постоянный контроль над всеми сферами жизни, господствует одна партия, другие партии запрещены. Глава государства получает власть по праву наследования, ему подотчётно правительство и судебные органы.

Каков тип политического (государственного) режима государства Z ? Укажите факт по условию задачи, на основе которого можно сделать такой вывод (выпишите соответствующее предложение из условия задачи) . Назовите любые два признака этого типа политического (государственного) режима, не названы в условии задачи.


27.

Ответ:

  • тоталитарный;
  • «В государстве осуществляется постоянный контроль над всеми сферами жизни, господствует одна партия, другие партии запрещены».
  • - наличие общеобязательной государственной идеологии;
  • отсутствие реальных прав и свобод граждан;
  • сращивание государственного и партийного аппарата;
  • политическая цензура и пропаганда в СМИ;
  • культ личности, вождизм;
  • преследование инакомыслия, создание в общественном сознании образа «врага народа» (внутреннего и внешнего);
  • жёсткая централизация государственного управления;
  • внесудебные преследования, репрессии.

28.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Собственность как институт права в РФ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


28.

Ответ:

  • Содержание права собственности:

а) владение;

б) пользование;

в) распоряжение.

2. Субъекты права собственности:

а) граждане;

б) юридические лица;

в) муниципальные образования;

г) РФ и субъекты РФ.

3. Равноправие всех собственников.

4. Основания приобретения права собственности:

а) купля-продажа;

б) дарение;

в) мена;

г) наследование и др.

5. Прекращение права собственности.


Использованная литература.

  • Единый государственный экзамен. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты. О.А.Котова, Т.Е. Лисова. Издательство Национальное образование. Москва. 2018 год

Слово «мораль» (от латинского mos, mores-- нрав, нравы, обычаи) означает в современном языке примерно то же самое, что и слово «нравственность». Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью и считает эти слова синонимами.

Мораль воплощается в нормах и правилах, регулирующих поведение людей, их взаимоотношения. Всякое общественное действие, т. е. всякое человеческое действие, имеет свою моральную глубину, свою меру моральности; наряду со специфичным для каждого отдельного случая предметным результатом она производит и воспроизводит определенные моральные ценности. Моральные ценности не существуют отдельно от технологии, вещественного содержания и результата действий, хотя, разумеется, не сводятся к ним. Вся многообразная гамма телесных и предметных проявлений человеческой активности может служить способом фиксации морали: мимика, жест, речь, молчание, одежда, жилище и т. д. - за всем этим может скрываться и на деле, как правило, скрывается определенная нравственная позиция.

Мораль как общественное отношение в ее, так сказать, чистом виде обнаруживается (отражается) в моральном сознании, в нравственных чувствах и понятиях. Чувства (вины, раскаяния и т. д.), требования (личностные добродетели, нормы, кодексы и т. д.), другие проявления морального сознания представляют собой специфичные формы описания моральных отношений, они, собственно, и есть их непосредственная действительность Зеленкова И.Л. Основы этики. М., 1998. С. 157.

Противоположность добра и зла специфична для морали, но она, разумеется, не исчерпывает ее содержания. Добро и зло, как и другие нравственные понятия (долг, честность и т. д.), в своей основе являются конкретными формами общественных связей между индивидами, объективными свойствами их поступков. В этом смысле моральное сознание является отражением и выражением моральных отношений, способом их фиксации. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в определениях морали очень часто содержится логический круг, а именно ссылка на сами моральные понятия, прежде всего на понятия добра и зла, которые являются в этике основополагающими. Без обращения к данным морального сознания нельзя идентифицировать мораль. Можно сказать, что мораль есть такое качество общественных отношений между индивидами, которое позволяет охарактеризовать их в рамках противоположности добра и зла Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Основы этики. М., 1991. С. 203..

Чтобы показать своеобразие морали, попытаемся кратко сопоставить ее с наукой. Они отличаются между собой и по предмету, и по целям, и по способам функционирования. Предметом науки является мир сам по себе, в его объективных, внутренне закономерных связях; наука занимается вопросом, что собой представляют те или иные вещи и процессы. Предметная область морали иная, она может быть обозначена вопросом: как следует относиться к вещам, к миру? При том имеется в виду только такое отношение индивида к миру, которое реализуется в свободном выборе. Мораль имеет дело с человеческим поведением; она выражает внутреннюю, нерасторжимую связь между общественными индивидами, являющуюся способом их самосозидания. К примеру, законы движения планет относятся к компетенции науки, они совершенно чужды морали, не подлежат моральной квалификации. С другой стороны, вопрос о том, следует ли родителям применять к детям физическое наказание, является по преимуществу моральным и к науке прямого отношения не имеет. Можно, конечно, его подвергнуть рационально-аргументированному разбору, что отчасти и делается в педагогике, этике, но полученные при этом выводы мало меняют существо дела, ибо родители бьют своих чад не потому, что невежественны, и перестают это делать не потому, что стали просвещенными.

Основную цель науки можно определить как производство знаний, наука движется в рамках альтернативы истины и заблуждения. Мораль же производит ценности, выявляет меру человечности процессов внешнего мира и движется в рамках альтернативы добра и зла. К примеру, утверждение о существовании Атлантиды может быть истинным или ложным, оно находится вне противоположности добра и зла, тогда как, скажем, вопрос о допустимости прелюбодеяния является по своей природе ценностным и может быть осмыслен только на основе понятий добра и зла, он мало связан с альтернативой истины и заблуждения.

Наука и мораль различаются также и способами функционирования в живом индивиде. Психологической движущей силой науки является разум. Психологические основания морали значительно шире, они коренятся и в эмоционально-бессознательной сфере. Так, может ли человек усвоить теорию относительности или нет, зависит от мощи его интеллекта, но причины, по которым он является скупым или щедрым, не сводятся к состоянию его ума.

Знания приобретаются в процессе обучения, тогда как моральные ценности усваиваются в живом опыте общения, в значительной мере выступая результатом навыка, привычки. Человек, например, не может стать человеком чести « долга только через усвоение книжное, даже если он будет читать «Никомахову этику» или «Критику практического разума»: для этого ему надо каждодневно практиковать соответствующие поступки. С другой стороны, он не сможет усвоить философию Аристотеля и Канта путем выработки определенных привычек, даже если это будет привычка к чтению Бондаренко Ю.Я. У истоков современной морали. М., 1991. С. 64.

Мораль не является результатом человеческого произвола, она объективно детерминирована и выступает необходимой формой самоосуществления общественных индивидов. Думать, что человек может измениться внезапно, в любом направлении, что он может выработать в себе любые моральные качества и следовать любому принципу и что задача состоит, собственно, в том, чтобы придумать самый верный, истинный принцип, думать так - значит в лучшем случае предаваться романтической иллюзии. Социально-нравственное поведение имеет свою строгую логику и, может быть, не менее строгую, чем каузальность природы.

Теория морали неизбежно принимает философский характер. Мораль, о чем уже упоминалось, пронизывает собой все многообразие связей общественного человека, все виды и конкретные проявления его социально значимой деятельности. Эта «повсюдность», «вездесущесть» морали крайне затрудняет, а в дополнение с необычной индивидуализированностью моральных проявлений просто исключает возможность ее целостного описания точными, эмпирическими методами. Еще отец этической науки Аристотель отмечал, что в ней мы имеем дело с истиной в крупных масштабах и со следствиями скорее вероятными, чем необходимыми, и что степень точности, допустимая в этике, отличается от степени точности, свойственной, например, математике и астрономии. В силу природы морали нет иного средства проникновения в ее сущность и выявления ее специфики как целостного явления, кроме абстракции. Ряд соображений показывает, что сама абстракция в данном случае неизбежно приобретает философский характер. Реальная нравственная жизнь расчленяется на два уровня: с одной стороны, относительно самостоятельное царство морального сознания, а с другой - мир моральных отношений, действительных ценностных значений реальных форм общественных связей между людьми. Теоретики морали сталкиваются с вопросами о том, как эти два уровня соотносятся между собой, в каком отношении находятся моральные принципы к живой практике морального поведения, к моральным основам самого образа жизни. Ответ на них оказывается конкретизацией основного вопроса философии и зависит от исходной философской позиции исследователя. Коренной исторический порок идеалистической этики и состоит в том, что она субъективные проявления морали принимает за саму мораль и интерпретирует ее как совокупность абстрактных норм и добродетелей.

Далее, одна из центральных проблем, над которой бились все теоретики морали, состояла в том, чтобы осмыслить мораль в ее соотнесенности с другими факторами человеческого бытия. Она формулировалась как соотношение добродетели и счастья, добродетели и пользы, морального совершенства и жизненного успеха, долга и склонностей, категорического и условного императивов и т. д. . Проблема не всегда ставилась в адекватной форме, но речь всегда шла о выяснении того, в каком отношении находится мораль к экономическим, политическим и иным предметным целям человека и общества. Нет нужды доказывать, что решение данной проблемы прямо зависит от общей социально-философской теории и объективно подводит к определенному общефилософскому взгляду на общество Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. С. 314..

Идеалистическая этика имеет тенденцию абсолютизировать мораль. Она рассматривает ее как самоцель, как некое самостоятельное царство, находящееся по ту сторону причинности. Она превращает морального человека в человека морали. В ней мораль отчуждается от конкретных индивидов, противостоит им в виде вечных и безусловных законов, требований, правил. Мораль интерпретируется в виде силы, призванной господствовать над индивидами. Предполагается, что быть моральным уже есть счастье.

С точки зрения материалистической этики мораль является одним из моментов в цепи причин и следствий, свойством общественного человека; будучи необходимой для полноты бытия человека, она не исчерпывает его. Мораль выявляет свои гуманистические возможности только в той мере, в какой она не отчуждается от живых индивидов, а получает продолжение в их эмпирических интересах и целях Зеленкова И.Л. Основы этики. М., 1998. С. 160..

Понятие молодости

Считается, что человек достигает физической зрелости в среднем в 14 лет. Приблизительно в ϶ᴛᴏм возрасте в древних обществах дети проходили обряд инициации — посвящения в число взрослых членов племени. При этом, когда общество стало более развитым и сложным, для того ɥᴛᴏбы считаться взрослым, потребовалось нечто большее, чем просто физическая зрелость. Предполагается, что состоявшийся человек должен получить необходимые знания о мире и обществе, приобрести профессиональные навыки, научиться самостоятельно обеспечивать себя и ϲʙᴏю семью и т.д. Поскольку объем знаний и навыков в ходе истории беспрерывно увеличивался, момент обретения статуса взрослого постепенно отодвигался на более поздний возраст. Сегодня ϶ᴛᴏт момент ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует примерно 30 годам.

Молодостью принято называть период в жизни человека от 14 до 30 лет — между детством и взрослым состоянием.

Соответственно представителей демографической группы, возраст кᴏᴛᴏᴩых укладывается в данные временные рамки, называют молодежью. При этом не возраст будет решающим критерием для определения молодежи: временные границы молодежного возраста подвижны и обусловлены социальными и культурными условиями взросления. Стоит сказать, для правильного понимания особенностей молодежи как социальной группы следует акцентировать внимание не на демографическом критерии, а на социально-психологическом.

Молодежь — ϶ᴛᴏ поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, уϲʙᴏения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, ɥᴛᴏбы состояться как полноценный и полноправный член общества.

У молодости есть ряд особенностей, отличающих ее от других возрастов. По ϲʙᴏему характеру молодость — ϶ᴛᴏ переходное, «подвешенное» состояние между детством и взрослостью. В каких-то вопросах молодежь будет вполне зрелой, серьезной и ответственной, а в других — наивной, ограниченной и инфантильной. Кстати, эта двойственность определяет ряд противоречий и проблем, присущих ϶ᴛᴏму возрасту.

Взросление — ϶ᴛᴏ прежде всего уϲʙᴏение знаний и навыков и первые попытки применить их на практике.

В случае если рассматривать молодежь с позиции ведущих видов деятельности, то ϶ᴛᴏт период совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением в трудовую жизнь (трудовая деятельность)

С позиции психологии молодость — ϶ᴛᴏ период обретения ϲʙᴏего Я , утверждения человека как индивидуальной, неповторимой личности; процесс поиска ϲʙᴏего особого пути достижения успеха и счастья. Как в любом поиске, молодой человек не застрахован от трудностей и ошибок: у него еще нет достаточного опыта, ɥᴛᴏбы принимать правильные решения в многочисленных сложных ситуациях. При этом именно осознание данных ошибок формирует его собственный жизненный опыт.

С позиции права молодость — время наступления гражданского совершеннолетия (в России — 18 лет) Совершеннолетний человек получает полную правоспособность, т.е. возможность пользоваться всеми правами гражданина (избирательными правами, правом вступления в законный брак и т.д.) Важно заметить, что одновременно молодой человек принимает на себя определенные обязанности, среди кᴏᴛᴏᴩых — соблюдение законов, уплата налогов, забота о нетрудоспособных членах семьи, зашита Отечества.

С общефилософской позиции молодость может рассматриваться как время возможностей , время устремленности в будущее. Артур Шопенгауэр (1788-1860) говорил: «С позиции молодости, жизнь — бесконечно долгое будущее; с позиции старости, ϶ᴛᴏ очень краткое прошлое». Молодость — ϶ᴛᴏ время, когда еще ничего не свершилось, когда все можно успеть и сделать.

С ϶ᴛᴏй позиции молодость — период неустойчивости, изменений, критичности, постоянного поиска новизны. Интересы молодых лежат в иной плоскости, чем интересы старших поколений: молодежьтрадиционно не желает подчиняться традициям и обычаям — она хочет преобразовать мир, утвердить ϲʙᴏи инновационные ценности.

Исходя из всех данных характеристик можно сказать, что молодежь — ϶ᴛᴏ специфическая социально-демографическая группа, характер кᴏᴛᴏᴩой определен совокупностью (1) возрастных характеристик, (2) особенностей социального положения и (3) особым психологическим складом.

Основные проблемы молодежи

Проблемы, с кᴏᴛᴏᴩыми сталкивается молодежь, связаны с положением молодежи в социальной структуре, характеризуемым прежде всего переходностью и нестабильностью. Социальные процессы, кᴏᴛᴏᴩые происходят в современности, только усугубляют данные проблемы.

Экономические факторы более всего влияют на положение молодежи. В ϲʙᴏей массе молодежь недостаточно обеспечена материально , не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей. Желание получить образование отодвигает начало трудовой деятельности на более зрелый возраст, а отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей. Заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, чрезвычайно мала и студенческая стипендия.

В случае если в периоды социальной стабильности данные проблемы в целом могут быть решены или смягчены, то в кризисный период они значительно усложняются. В ситуации экономического спада резко увеличивается численность безработных в молодежной среде и молодым становится все сложнее достичь состояния экономической самостоятельности. Материал опубликован на http://сайт

Духовные факторы не менее важны. Отметим тот факт - что в современности усиливается процесс потери нравственных ориентиров , размывания традиционных норм и ценностей. Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. Так, постепенно нивелируются ценности труда, ϲʙᴏбоды, демократии, межнациональной терпимости, а на смену данным «устаревшим» ценностям приходят потребительское отношение к миру , нетерпимость к чужому, стадность. Характерный для молодежи протестный заряд в кризисные периоды искажается, приобретая жестокие и агрессивные формы. При ϶ᴛᴏм происходит лавинообразная криминализация молодежи, растет численность молодых людей с социальными отклонениями, такими, как алкоголизм, наркомания, проституция.

Не стоит забывать, что важнейшей проблемой духовного плана остается проблема «отцов и детей», связанная с конфликтом ценностей молодежи и старшего поколения.

Под поколением понимается интервал между средним возрастом детей и средним возрастом их родителей. В более общем смысле поколение — ϶ᴛᴏ объективно складывающаяся социально-демографическая и культурно-историческая общность людей, объединенных возрастом и общими историческими условиями жизни. Стоит сказать, для обозначения людей, у кᴏᴛᴏᴩых водном году произошло какое-то демографическое событие (рождение, вступление в брак, развод), употребляют понятие когорта . Напри мер, люди, рожденные в один год, составляют возрастную когорту .

Соблюдение норм и традиций старшего поколения обеспечивает поддержание устойчивости общества. Но традиционные нормы могут устаревать — тогда они будут играть дестабилизирующую роль. То же касается инноваций: некᴏᴛᴏᴩые из них могут быть полезны для общества, а некᴏᴛᴏᴩые — губительны для него. По϶ᴛᴏму важно различать, какие ценности следует поддерживать, а от каких нужно отказаться.

Американский социолог Маргарет Мил (1901 -1978) в системе культуры выделяет три типа межпоколенческих отношений:

  • постфигуративные - давно устоялись, приобрели четкие контуры, оформились в виде привычных, устойчивых фигур мышления и поведения и предполагают ориентацию на прошлое , традиционные ценности. Молодежь учится на опыте старшего поколения. Развитие постфигуративных культур замедленно, инновации с трудом пробивают себе дорогу;
  • конфигуративные — находятся в процессе оформления, ориентированы на настоящее : и молодежь, и взрослые соᴏᴛʜᴏϲᴙт ϲʙᴏи действия с изменяющейся современностью. Социализация происходит в основном в процессе общения со сверстниками. Рождается молодежная контркультура;
  • префигуративные — еще не определены, направлены на будущее . Происходит отказ от старых ценностей и стереотипов, поскольку прошлый опыт оказывается бесполезным или вредным. Старшее поколение все чаще учится у молодежи.

Очевидно, вопрос о том, что предпочтительнее — ценности отцов или ценности детей, имеет культурно-исторический ответ. В стабильно развивающемся и устойчивом обществе востребованы ценности старшего поколения. Но в условиях глубокого социального кризиса приходится отказываться от многих устаревших ценностей и начинать поиск новых ориентиров, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих изменившимся условиям жизни. При этом даже при самом радикальном изменении данных условий многие традиционные ценности должны сохраниться для поддержания культурной преемственности поколений в обществе. Нельзя полностью отказаться от традиций, как, впрочем, нельзя полностью перекрыть дорогу новому.

Молодежь, с одной стороны, — ϶ᴛᴏ незащищенная группа, являющаяся, скорее, дестабилизирующей силой в обществе, а с другой — ϶ᴛᴏ поколение, от кᴏᴛᴏᴩого зависит будущее страны. Такой особый статус молодежи рождает потребность в адекватной молодежной политике, способной решить или смягчить имеющиеся проблемы, а также направить в созидательное русло творческий потенциал молодежи.

Молодежная политика

Молодежная политика — ϶ᴛᴏ система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.

Непосредственной целью государственной молодежной политики будет всестороннее развитие потенциала молодежи, что в ϲʙᴏю очередь должно способствовать достижению долгосрочных целей — социальному, экономическому, культурному развитию страны, обеспечению ее международной конкурентоспособности и укреплению национальной безопасности.

Система молодежной политики слагается из трех составляющих:

  • правовых условий реализации молодежной политики (т.е. ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей законодательной базы);
  • форм регулирования молодежной политики;
  • информационного и материально-финансового обеспечения молодежной политики.

Основными направлениями молодежной политики будут:

  • вовлечение молодежи в общественную жизнь, ее информирование о потенциальных возможностях развития;
  • развитие созидательной активности молодежи, поддержка талантливой молодежи;
  • интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в полноценную жизнь.

Эти направления реализуются в ряде конкретных программ: правового консультирования, популяризации общечеловеческих ценностей, пропаганды здорового образа жизни, организации международного взаимодействия молодежи, поддержки добровольческих инициатив, помощи в трудоустройстве, укрепления молодой семьи, повышения гражданской активности, оказания помощи молодым людям в трудной ситуации и т.д. При желании каждый молодой человек способен найти в средствах массовой информации всю необходимую информацию о текущих проектах и выбрать те из них, кᴏᴛᴏᴩые способны помочь в решении его конкретных проблем.

Мораль - это общепринятые представления о добре и зле, правильном и неправильном, плохом и хорошем. Согласно этим представлениям возникают моральные нормы поведения человека. Синоним морали - нравственность. Изучением морали занимается отдельная наука - этика .

Мораль имеет свои характерные черты.

Признаки морали:

  1. Всеобщность моральных норм (то есть на всех действует одинаково, независимо от социального положения).
  2. Добровольность (никто не принуждает соблюдать моральные нормы, так как этим занимаются такие нравственные принципы как совесть, общественное мнение, карма и другие личные убеждения).
  3. Всеохватность (то есть моральные правила действуют во всех сферах деятельности - и в политике, и в творчестве, и в бизнесе и т.д.).

Функции морали.

Философы выделяют пять функций морали :

  1. Оценочная функция разделяет поступки на хорошие и плохие по шкале добро/зло.
  2. Регулятивная функция разрабатывает правила и нормы морали.
  3. Воспитательная функция занимается формированием системы моральных ценностей .
  4. Контролирующая функция следит за выполнением норм и правил.
  5. Интегрирующая функция поддерживает состояние гармонии внутри самого человека при совершении тех или иных поступков.

Для обществознания ключевыми являются первые три функции, так как именно они играют основную социальную роль морали .

Нормы морали.

Норм морали было написано много за всю историю человечества, но основные из них появляются в большинстве религий и учений.

  1. Благоразумие. Это способность руководствоваться разумом, а не порывом, то есть думать, прежде чем делать.
  2. Воздержание. Касается не только брачных отношений, но и еды, развлечений и прочих удовольствий. Издревле обилие материальных ценностей считается тормозом для развития духовных ценностей . Наш великий пост - одно из проявлений этой моральной нормы.
  3. Справедливость. Принцип «не рой яму другому, сам попадешь», который направлен на развитие уважения к другим людям.
  4. Стойкость. Умение переносить неудачи (как говорится, что нас не убивает, делает нас сильнее).
  5. Трудолюбие. Труд всегда поощрялся в обществе, поэтому эта норма закономерна.
  6. Смирение. Смирение - это умение вовремя остановиться. Это родственница благоразумия с упором на саморазвитие и самосозерцание.
  7. Вежливость. Вежливые люди всегда ценились, так как худой мир, как известно, лучше доброй ссоры; а вежливость - основа дипломатии.

Принципы морали.

Моральные принципы - это моральные нормы более частного или конкретного характера. Принципы морали в разные времена в разных сообществах были разными, соответственно разным было и понимание добра и зла.

Например, принцип «око за око» (или принцип талиона) в современной морали далеко не в почете. А вот «золотое правило морали » (или принцип золотой середины Аристотеля) совершенно не изменился и по-прежнему остается моральным руководством: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (в Библии: «возлюби ближнего своего»).

Из всех принципов, которыми руководствуется современное учение о морали, можно вывести один главный - принцип гуманизма . Именно гуманностью, состраданием, пониманием можно охарактеризовать все остальные как принципы, так и нормы морали.

Мораль затрагивает все виды человеческой деятельности и, с точки зрения добра и зла, дает понимание того, каким принципам следовать в политике, в делах, в обществе, в творчестве и т.д.

Общие сведенья
Мораль
(от лат. moralis - нравственный) - нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения). Один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости… В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной - этика.

Мораль:

  • проявляется через систему норм, правил и оценок. Таких, как правила этикета и т.п.
  • представления о том, что такое добро и зло в поступках людей и человеческом обществе.
  • Нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом, опирающиеся исключительно на силу общественного мнения
  • совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и ос­нованных на общественном мнении
  • Сфера общественного сознания, в которой концентрируются представления о должном поведении
  • Форма общественного сознания, выполняющая функции:

а) регулятора общественных отношений

б) регулятора отношений между людьми

Loading...Loading...