Ныне силы небесные с нами невидимо служат. “Ныне Силы Небесныя” – слушать

Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Словарь сложных слов:

Се бо – ибо вот;

дориносится – торжественно сопровождается;

совершена – т.е. уже совершенная;

причастницы – соучастники, причастные чему-то;

аллилуйя – в церковном богослужении: возглас, выражающий хвалу, хвалебное обращение к Богу.

Перевод:

Ныне Силы Небесные с нами незримо служат, ибо вот входит Царь Славы, вот жертва таинственная, совершенная, ими торжественно сопровождается. С верой и любовью приступим, чтобы быть причастниками вечной жизни. Аллилуйя, аллилуия, аллилуия.

“Ныне Силы Небесныя” – смысл и история песнопения:

“Ныне Силы Небесныя” – песнопение Литургии Преждеосвященных даров. Она поется на Великом входе, когда освященные на “полной” литургии в воскресенье Святые Дары переносятся священником с жертвенника на престол. На Литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого в это время исполняется Херувимская песнь (за исключением служб и ).

Подробнее о литургии и ее четырех основных чинопоследованиях читайте .

Литургия Преждеосвященных Даров – это особенное богослужение Великого поста, вечерня с причастием Святых Даров, освященных на Литургии в предшествующие воскресенье.

В Великий пост в буднии дни не совершается полная Литургия (т.е. такая Литургия, на которой происходит освящение Святых даров) из-за особенной праздничности и торжественности этого богослужения. Вместо нее служится Литургия Преждеосвященных Даров, чтобы прихожане имели возможность причащаться Христовых Тайн не только в субботу и воскресенье.

Служба совершается в будние дни – по средам, пятницам и в определенные праздники.

Текст песнопения говорит нам о том, что Ангельские чины сослужат нам незримо, а мы смиренно наблюдаем над свершившейся Евхаристией:

«Се Жертва тайная совершена дориносится» (“вот жертва таинственная, совершенная, ими торжественно сопровождается” ).

В таком смиренном наблюдении проявляется особое покаянное состояние, сокрушение в грехах, это песнопение предваряет настрой Страстной седмицы:

«Что еще оставалось… <Спасителю> сделать для нас, и Он не сделал? Не видели мы разве Бога-Слово смирившимся во образе раба, чтобы и мы сделались смиренными?» (прп. Ефрем Сирин, 30, 227).

Вторая строфа «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем» (“С верой и любовью приступим, чтобы быть причастниками вечной жизни”) – призыв к самому причастию, так как после песнопения уже не следует Евхаристический канон (часть литургии, на которой совершается чудо пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа). Эти слова молитвы напоминают нам текст Евангелия от Иоанна: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6:54).

“Ныне Силы Небесныя” – слушать:

Обиходный распев, исполняет смешанный клиросный хор Иоанно-Предтеченского монастыря в городе Астрахань:

Древний напев, гармонизация Г. Львовского, исполняет Хор Сретенского монастыря:

Григорий Федорович Львовский (1830-1894) – выдающийся духовный композитор и регент, автор множества обработок древних распевов.

В седмичные — будние — дни Великого поста не совершается Евхаристия, в алтаре храма не происходит преложение хлеба и вина в Плоть и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Но по средам и пятницам мы все же получаем возможность причаститься — Святыми Дарами, освященными ранее, на воскресной Божественной литургии. В среду и в пятницу, а также по выпадающим на Великий пост полиелейным праздникам и в четверг пятой седмицы (день Великого канона) совершается особое великопостное богослужение: Литургия Преждеосвященных Даров. О ней нам расскажет наш постоянный собеседник доцент Саратовской православной духовной семинарии, автор учебного пособия «Устав православного богослужения» Алексей Кашкин.

—  Алексей Сергееевич, а откуда пошла столь интересная традиция — Великим постом причащать народ заранее освященными Дарами? Почему именно в среду и пятницу?

—  Традиция эта восходит к древнему обычаю самопричащения — в эпоху гонений христиане заготавливали для Евхаристии Агнец больше, чем требовало причащение собравшихся; и по завершении собрания уносили частицы с собой, чтобы приобщиться дома — в случае, если следующее собрание просто не состоится. А позже этот обычай переняли отшельники — они брали Святые Дары с собой, уходя в пустыню. Но лишь в VI веке частное самопричащение превратилось в общее церковное причащение заранее заготовленными Дарами. Чинопоследование Литургии Преждеосвященных Даров впервые появилось в Антиохии. Позже эта традиция прижилась в Константинополе. Долгое время Преждеосвященную Литургию совершали только в Великую Пятницу, а потом стали распространять на седмичные дни Великого поста. Напомню, что полная Литургия в Великую Пятницу не совершается и поныне — бескровная жертва невозможна в день, когда воспоминается кровавая жертва на Голгофе; но теперь и Преждеосвященная Литургия в Великую Пятницу не совершается также.

Почему из седмичных дней поста выбраны именно среда и пятница? Правильнее было бы сказать, что выбраны четверг и суббота. По древней традиции, которая сегодня соблюдается далеко не везде, Литургия Преждеосвященных Даров совершается вечером, в соединении с вечерней и относится к следующему, наступающему дню. Суббота — особый, уже предпраздничный день, а четверг выбран — либо просто как середина недели, либо исходя из монастырского устава, запрещающего вкушение пищи в понедельник и вторник первой седмицы Великого поста; поесть можно было только в среду вечером. Потому и Литургия могла быть совершена не ранее среды.

— Если в начале полной Литургии предложение Святых Даров находится на жертвеннике, то где находятся Преждеосвященные Дары перед началом этой, особой великопостной Литургии?

— Там, где должен находиться Агнец, принесший Себя в жертву: на престоле. Дары уже освящены, поэтому проскомидия — подготовительная часть Литургии — отсутствует. После возгласа «Благословенно Царство», предначинательного 103-го псалма и великой, или мирной, ектении («Миром Господу помолимся…») в храме читается рядовая кафизма вечерни. Следует подчеркнуть, что Преждеосвященная Литургия неразрывно соединена с вечерней, содержит в себе ее части, вот почему на ней читаются и кафизма, и паремии, которые за полной Божественной литургией никогда не читаются: это элемент именно вечернего богослужения. Во время чтения первой части (первой «славы») кафизмы священник извлекает Агнец из дарохранительницы на престоле, полагает его на дискос и ставит дискос на антиминс. Во время второй «славы» совершается каждение Агнца на престоле; во время третьей священник, предваряемый диаконом, кадящим Святые Дары, переносит Агнец через горнее место (то есть не выходя из алтаря) на жертвенник. Царские врата при этом закрыты. Когда мы слышим «Господи воззвах к Тебе…» (140‑й, 141‑й, 129‑й, 116‑й псалмы), Дары уже находятся на жертвеннике. Диакон, взяв у священника благословение, наливает в Чашу вино и воду. Священник ставит на дискос с Агнцем звездицу, покрывает чашу и дискос покровцами, и все вместе — воздУхом. При каждом из этих священнодействий иерей говорит: «Господу помолимся», а диакон отвечает: «Господи, помилуй». Обратим внимание: проскомидия (подготовительная часть) обычной, полной Литургии сопровождается гораздо большим количеством текстов, чтением фрагментов из Исаии, из Евангелия от Иоанна. Немногословие священнослужителей в рассматриваемом нами случае объясняется тем, что они имеют дело уже не просто с земным веществом, а со святыней.

— За Преждеосвященной Литургией не бывает ведь малого входа, или входа с Евангелием?

— Бывает, но — только на Страстной Седмице или в случае полиелейного праздника (Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи — 9 марта, память сорока святых мучеников Севастийских — 22 марта), когда за Преждеосвященной Литургией читается Евангелие. По седмичным дням Святой Четыредесятницы (напомним, Страстная в Четыредесятницу не входит) Евангелие не читается. Однако совершается вход с кадилом — по тому же чину, что и знакомый нам вход на вечерне. Далее мы слышим любимое многими «Свете тихий» — это тоже элемент вечерни.

— Остановимся на чтении паремии — ветхозаветного текста…

— Паремии в храме читаются каждым седмичным днем Великого поста: на Литургии, если она совершается, или на вечерне. Это древняя практика: пост в древней Церкви (начиная с IV века) был периодом катехизации, подготовки ко крещению оглашенных. Святитель Иоанн Златоуст в своей беседе на книгу Бытия говорит: началась Четыредесятница, и мы будем читать книгу Бытия. Но вот особенность чтения паремий именно на Литургии: между ними диакон с горящей свечой в руках возглашает «Свет Хрис-тов просвещает всех». Это один из древнейших элементов Литургии Преждеосвященных Даров, он связан с обычаем внесения светильника в богослужебное собрание.

— Еще одна волнующая особенность этой великопостной Литургии: коленопреклоненное пение «Да исправится молитва моя», когда хор спускается с клироса на середину храма…

— «Да исправится…» — это одно из древнейших песнопений Литургии Преждеосвященных Даров, по сути, великий прокимен, составленный из стихов 140‑го псалма. Традиция издревле предписывала канонарху петь его посреди храма. Духовенство в это время совершает каждение, что соответствует словам «яко кадило пред Тобою». Об этом обычае упоминал еще Феодорит Кирский в V веке. Коленопреклонение, требуемое Типиконом, говорит об особой, усиленной молитве. Здесь же мы слышим слова «Положи, Господи, хранение устом моим», столь важные для нас, если мы хотим достигнуть духовного состояния, соответствующего Великому посту: «…не уклони сердце мое в словеса лукавствия…».

После «Да исправится…» перед уже освященными Дарами совершаются три земных поклона, при этом читается великопостная молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего».

— Великий вход (перемещение Святых Даров с жертвенника на престол) на Литургии Преждеосвященных Даров отличается от Великого входа на «обычной», или полной, Литургии: в данном случае в алтарь вносится не предложение, т.е. не просто земное вещество, которому только предстоит стать Плотью и Кровью Господа, а именно Его Плоть, можно сказать — Он Сам. Поэтому «Херувимская», о которой мы говорили в прошлой беседе, заменяется песнопением «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат»?

—  Да, и об этом мы читаем уже в богослужебных рукописях VII века. «Се бо входит Царь славы, се, жертва тайная совершена дориносится» — жертва не в будущем совершится, а уже совершена. Совершенная жертва торжественно вносится в алтарь (на значении глагола «дориносить» — носить на копьях — мы останавливались в прошлой беседе). Все присутствующие в храме при этом кладут земной поклон. После «Отче наш…» и возгласа «Преждеосвященная Святая святым» в алтаре совершается раздробление Агнца, причащение духовенства. Затем причащение мирян.

Кстати, есть очень интересное действие, которое Уставом не предусмотрено, но совершается на практике: после Великого входа диакон закрывает завесу лишь наполовину. Подумать только: из всех богослужений суточного (да и годичного) круга такое неполное закрытие завесы бывает только на Литургии Преждеосвященных Даров! Литургисты так объясняют смысл этого действия: с одной стороны, после Великого входа алтарь символизирует запечатанный гроб Христа, потому завеса должна быть закрыта. С другой стороны, необходимо, чтобы верующие имели возможность видеть Дары на престоле, для чего завеса должна быть открыта. На полной Литургии завеса после Великого входа сначала закрыта до «Верую…», а затем отверзается и остается открытой до причащения духовенства. На Литургии Преждеосвященных Даров промежуток от Великого входа до причащения духовенства — очень короткий, потому в итоге выбран компромиссный вариант: завеса и частично закрыта, и частично открыта.

— Все знают, что за Литургией Преждеосвященных Даров не причащают младенцев, неспособных еще принять частицу Тела, но лишь каплю Крови — потому, что вино с водой в Чаше не есть Кровь Господа, оно не прелагается, частицы Агнца — Плоти Христовой — опускаются просто в вино с водой…

—  Да, именно такое убеждение нашло выражение в современной литургической практике Русской Церкви. Именно поэтому священнослужитель, потребляющий Святые Дары в алтаре, не испивает из Чаши сразу по причащении. Но есть и другая точка зрения: греки считали, что преложение вина в Кровь совершается посредством вложения в Чашу частиц Агнца. Потому на греческом Востоке из Чаши на Литургии Преждеосвященных Даров причащаются священнослужители, и есть практика причащения детей.

После причащения мирян вместо более привычного нам песнопения «Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную…» мы слышим «Хлеб небесный и чашу жизни». Примечательно также и то, что меняется заамвонная молитва: вместо «Благословляяй благословящия Тя…» священник читает «Владыко Вседержителю…», в которой есть такие слова: «Подаждь и нам, Блаже, подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем же греха явитися и неосужденно достигнути поклонитися и Святому Воскресению…».

Газета «Православная вера» № 5 (529)
Марина Бирюкова

Греческий:

Νῦν αἱ Δυνάμεις τῶν οὐρανῶν
σὺν ἡμῖν ἀοράτως λατρεύουσιν.
Ἰδοὺ γὰρ εἰσπορεύεται ὁ Βασιλεὺς τῆς δόξης.
Ἰδοὺ θυσία μυστική, τετελειωμένη, δορυφορεῖται.
Πίστει καὶ πόθῳ προσέλθωμεν,
ἵνα μέτοχοι ζωῆς αἰωνίου γενώμεθα.
Ἀλληλούϊα.

Церковнославянский:

Ныне Силы Небесныя
с нами невидимо служат,
се бо входит Царь Славы,
се жертва тайная совершена дориносится.
Верою и любовию приступим,
да причастницы жизни вечныя будем.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Перевод Ольги Седаковой:

Ныне Силы небесные
с нами невидимо служат,
ибо вот, входит Царь Славы,
вот Жертва таинственная, принесенная (1), (ими) сопровождается (2).
С верою и любовию (3) приступим (к Ней),
чтобы причастниками вечной жизни стать.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Песнь Ныне Силы Небесныя звучит на Литургии Преждеосвященных Даров и поется на великом входе, когда священник переносит уже освященные на воскресной литургии Святые Дары с жертвенника на престол. На «полных» литургиях (на которых совершается приношение и освящение Даров) во время великого входа поется песнопение, которое называется песнью приношения. На Литургии свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого это «Херувимская» (Иже Херувимы ), за исключением литургии Великого Четверга, когда ее заменяет пение молитвы Вечери Твоея тайныя, а в Великую Субботу звучит песнопение Да молчит всякая плоть человеча . Двум последним песнопениям будут посвящены отдельные комментарии.

(1) Совершeна (τετελειωμένη) – уже принесенная, освященная.

(2) Дориносится (δορυφορεῖται) – здесь нас встречает тот же, что и в «Херувимской», труднопереводимый глагол δορυφορεῖται – буквально «копьеносится». Как известно, в церковнославянских словах дориносимый, дориносится первая часть греческого глагола – δορυ – осталась без перевода; в дониконовском варианте здесь было дароносится, дароносимый . Но и целиком переведенный, этот глагол не становится понятнее: копьеносится, копьеносимый; копьеношение имеет в виду древний обряд триумфального входа цесаря-победителя, которого несет на щите и окружает почетный эскорт копьеносцев. Этот образ римского победного шествия появляется в разных Литургиях в связи с великим входом: как победитель и царь входит Христос в окружении ангельских Сил. Здесь мы предлагаем упрощенный перевод: «сопровождается».

(3) Верою и любовию. Нужно заметить, что слово любовь здесь передает не греческое ἀγάπη (как обычно), а πόθoς – сильное желание, влечение. Слово πόθoς в церковнославянском чаще передается как желание: Иисусе, желание мое (Акафист Господу нашему Иисусу Христу).

Начнем с того, о чем мы говорили в наших первых комментариях: значение и значимость отдельного литургического песнопения зависят от того места, которое ему отводится в целом: в целом данного богослужения, в целом всего литургического года. Мы вспоминали в связи с этим образ мозаики. Можно вспомнить и другой образ: калейдоскопа. Одни и те же частицы, перемещаясь в зеркальной призме, складываются в разные узоры. Мы говорили о том, как меняется смысл «Песни Симеона», Ныне отпущаеши , когда его поют на обычной вечерне – или же в праздничном чине Сретения.

Описать поэтику литургических песнопений не получится без выхода за пределы собственно словесного текста. Словесная композиция входит в сложное целое храмового богослужения, которое составляют и пространственные движения, жесты, и музыкальное интонирование, и свет, и запах. Те или другие модуляции смысла отдельных слов зависят и от совсем не словесных моментов – таких, как характер исполнения: быстро или протяжно исполняется песнопение, читаются его слова или поются, и если поются, то на какой глас. Где их поют: на клиросе, или у Царских врат, или в центре храма… Как их слушают молящиеся: стоя, или коленопреклоненно, или даже простершись. Как освещен в это время храм: в полутьме и при полном торжественном свете слова звучат иначе.

Великопостная Литургия Преждеосвященных Даров во всех этих отношениях отличается от «полных» литургий. В ней есть особая тихая торжественность «жертвы вечерней». В этом пространстве внутренне изменяются некоторые из хорошо знакомых и часто исполняемых стихов: можно сказать, что Преждеосвященная придвигает их ближе, чем обычно, к центру богослужения – или «выдвигает вперед», или «приподнимает». По своей весомости они как будто приближаются к тайносовершительным словам. Речь идет, прежде всего, о двух песнопениях, которые так величественно звучат (и, соответственно, так много значат) только на Преждеосвященной: Свете тихий и Да исправится молитва моя . Избранные стихи 140-го псалма Да исправится молитва моя наполняются здесь необычайной значительностью. Они поются перед Царскими вратами, их слушают коленопреклоненно. В образе кадильного дыма, восходящего от земли к небу, мы переживаем всю реальность этой исходно вечерней Литургии с ее покаянным, углубленно молитвенным настроением. Огромной весомостью наполняется и молитва Свете тихий : здесь, в великопостной службе, она отчетливо связывается с темой света, центрального образа Преждеосвященной: ср. возглас Свет Христов просвещает всех , благословение стоящих на коленях молящихся свечой и кадилом. Свет и восходящий вверх благовонный дым: два вечерних образа великопостной Литургии.

И, конечно, песнопение, которое мы комментируем принадлежит к самым сильным впечатлениям Великого поста. Оно не звучит в другое время. Мы не можем не чувствовать его «чрезвычайности»: оно появляется там, где все привыкли ожидать Иже Херувимы . Слова «Херувимской» при этом не могут не вспоминаться.

Иже херувимы тайно образующе,
и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе,
всякое ныне житейское отложим попечение.
Яко да Царя всех подымем
ангельскими невидимо дориносима чинми.
Аллилуиа.

Таинственно изображая Херувимов
и Животворящей Троице трисвятую песнь с ними вместе воспевая,
оставим теперь все житейские заботы.
Примем же Царя вселенной,
невидимо сопровождаемого Ангельским воинством.
Аллилуиа.

Ныне Силы Небесныя (точнее, первые четыре стиха песнопения) говорит о том же: о сослужении людей и ангелов при триумфальном царском входе Христа. Больше того – оно включает в себя те же слова: тайно, невидимо, дориносится, Царь . Наше песнопение так же, как «Херувимская», начинает с ангелов (именуя их иначе: не Херувимы, а Силы Небесныя). Но его общее звучание (и фонетическое в том числе) иное. В этом песнопении больше молчания – одной из главных тем Великого поста.

Отметим некоторые различия двух этих песнопений великого входа. Ангелы и люди не сближены здесь так, как в «Херувимской»: ангелы «с нами служат», но мы не «изображаем их», не принимаем на себя их образ и не поем с ними их песнь, известную из пророческого откровения (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис. 6:3)). Еще дальше разведет людей и ангелов песнопение входа Великой Субботы:

Да молчит всякая плоть человеча,
и да стоит со страхом и трепетом,
и ничтоже земное в себе да помышляет.

Здесь уже речь идет не только не о совместном пении трисвятой песни, но о полном молчании всякой плоти (плоть на библейском языке означает человека; плоть человеча – собственно, удвоение: пусть молчит все человеческое в человеке). Служение людей здесь выражается в молчании.

Ангелы названы в нашем песнопении Силами (Силами Небесными ). Можно понимать это и как общее именование всех бесплотных Сил, можно – как один из ангельских чинов, то есть собственно Силы, пятый чин, занимающий срединное место в срединной триаде ангелов. С образом Сил как пятого чина в особенности связаны темы военной славы и чудес (силы по-славянски значит и чудеса: И не сотвори ту сил многих – и не совершил там многих чудес (Мф. 13:58)). Одно из самых запоминающихся песнопений Великого поста, Господи Сил с нами буди усиливает присутствие темы Сил, воинства Небесного в общем воздухе Великого поста, долгой духовной брани.

Царю всех (Царю вселенной) из «Херувимской» в нашем песнопении отвечает Царь Славы . Это довольно значительная модуляция. Царь Славы – именование Господа, взятое из псалма: «Возмите врата князи ваша и возмитеся врата вечная: и внидет Царь Славы. Кто есть сей Царь Славы; Господь крепок и силен, Господь силен в брани Господь сил сей есть Царь Славы» (Пс. 23:7–10). Этот псалом, истолкованный как пророчество о Христе, включен в молитвенное последование к Причастию. Но важно то, что в именовании Царь Славы очень сильна связь с Крестной мукой. На месте современного надписания на Кресте «И.Н.Ц.И.» (Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19:19)) в дониконовское время традиционной была надпись Царь Славы . В иконописи Царем Славы именуется и образ Христа, восседающего на престоле Судии, и другой образ – Христа Распятого. Крест – царский престол Царя Небесного.

Вторая часть песнопения «Ныне Силы Небесныя» уже не соотносится с «Херувимской». Эти два стиха – приглашение к Причастию. Это приглашение к Причастию – «верою и любовию» – отличается от формулы «полных» литургий: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите». Само соединение слов «верою и любовию» иногда встречается и в других литургических песнопениях (в некоторых акафистах и поздних тропарях иконам Богородицы).

Песнопение Ныне Силы Небесныя отличает удивительная красота фонетических отношений, спокойное движение фразы. Но мы вновь отложим разговор о звуковом строении литургической поэзии на будущее.

Литургия Преждеосвященных Даров - одна из самых красивых великопостных служб.
Верующие стремятся хотя бы один раз за пост присутствовать на ней и причащаться Святых Христовых Таин.
Главная особенность Литургии Преждеосвященных Даров состоит в том, что на ней не совершается Таинство Евхаристии, а верующие причащаются Преждеосвященными Дарами, т.е., освященными прежде, на предыдущей литургии свт. Василия Великого или свт. Иоанна Златоустого.
Первые христиане очень часто причащались Св. Христовых Таин, некоторые даже и в будничные дни. Между тем, было признано неудобным в дни строго поста, дни скорби и сокрушения о грехах, совершать полную литургию, которая является самой торжественной церковной службой. Но, чтобы дать возможность верующим причащаться и среди недели в дни поста, было установлено, не нарушая характера великопостного богослужения, в некоторые дни причащать верующих ранее освященными Дарами. Для этого и была введена в службы Великого поста Литургия Преждеосвященных Даров. Окончательное же составление чина этой литургии и ее письменное изложение, было сделано свт. Григорием Двоесловом, папой Римским, VI в веке /Закон Божий. Прот. Серафим Слободской/.
Песнопение Литургии Преждеосвященных Даров «Ныне Силы Небесные» принадлежит к самым сильным впечатлениям Великого Поста. Оно не звучит в другое время. Мы не можем не чувствовать его «чрезвычайности», торжественности, благоговейного трепета - Царь Славы- Господь - взирает на нас, Он перед нами с сонмом Сил Небесных.Он Сам здесь таинственно, но действительно присутствует, как бы восседая на святом престоле. Протоиерей Сергей Правдолюбов пишет: "Какой восторг, какое наслаждение для христианина сливать свое сердце с сердцем всей Церкви, соединять свои уста с устами всей Церкви на службе Единому Богу! А как мощно бьется это общецерковное сердце, как сильно звучат общецерковные гимны Сотворившему вся! Такая молитва, проходя всю вселенную, благоуханным фимиамом возносится непосредственно к Престолу Божию".

Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». Митрополит Владимир (Иким)

«Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат.
Се бо входит Царь Славы: се Жертва тайная совершена дориносится».
Песнь на Великом входе.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Мы с вами стали благословенными участниками Литургии Преждеосвященных Даров. Как вы знаете, в будние дни Великим постом, ради сугубого воздержания, Божественная Литургия в обычное время не совершается. Но Святая Церковь не лишает верных чад своих возможности приобщения Святых Христовых Таин. На вечернях среды и пятницы Великим постом служится Литургия Преждеосвященных Даров, за которой мы причащаемся Святых Даров, освященных на предыдущей полной Божественной Литургии.
Какая возвышенная, проникновенная, благодатная служба! При перенесении Святых Даров во время Великого входа мы слышали, как хор взволнованно пел: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат. Се бо входит Царь Славы, се Жертва тайная совершена дориносится» . И далее, после перенесения: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем!»
Какие же Небесные Силы невидимо служат с нами? Бесплотные Силы Небесные – святые Ангелы, Архангелы, Херувимы, Серафимы, Силы, Власти – все ангельские чины, жилище которых – небо, а отличительное качество – чистота. Благодатью Божией святые Ангелы так утвердились в делании добра, что грех стал недоступен их существу. Они безгрешны. И сегодня все они, как воспевает Церковь Христова, в едином порыве с нами, грешными и недостойными, славословят Господа, служат за Литургией Преждеосвященных Даров. Сила совершаемого таинства настолько велика, что в трепетном благоговении замирает мир видимый и мир невидимый. Вместе с людьми – со священнослужителями и прихожанами храма Силы Небесные довершают своим невидимым содействием видимое сотворение Божественного таинства. Здесь и наши Ангелы Хранители, и благословенные, деятельные небесные покровители, неустанно предстоящие пред Престолом Всевышнего и усердно молящиеся за весь род христианский. Только вдумайтесь, братья и сестры, в величие совершаемой сегодня службы! И сразу душа затрепещет от несказанной благодати, воспрянет от всего тленного, земного, временного, чтобы вместе с Силами Небесными восторжествовать и вознестись в благодарной молитве к небесам. Как вместить разумом, как понять это?! Трудно описать словами святость тех, кто невидимо присутствует сейчас вместе с нами в храме Божием. Но и величие чинов ангельских слабеет, уступает, смиренно преклоняется пред лучезарным торжеством и значительностью момента, когда во время этого священнодействия входит Сам Царь Славы, Господь наш Иисус Христос. Тогда всякое наше недоумение разрешается в единое мгновение. Пред нами Царь Славы – Царь Неба – Царь Света! а там, где Царь, неизменно должны быть и верные слуги Его – небесные исполнители святой воли Божией. Где же еще им быть, если не возле Него, Творца мира и Вседержителя?! Как люди почитают земных царей и правителей, так в несравненно большей степени и Небесные Силы благоговеют и трепещут пред Царем Небесным. С радостью и покорностью предстоят невидимые наши заступники пред Престолом Божиим в Царствии Небесном. Но разве не с такой же радостью, готовностью и почитанием сослужат ныне святые Ангелы и Архангелы службу Господу своему на благословенной, преисполненной человеческой верой земле?! Идет Великий пост, время усиленных молитв и покаяния, время отрешения от каждодневных проблем и забот. Время радости небесной. Потому что в нашем настоящем единении с Богом, в благодатных службах святой Четыредесятницы приходит ни с чем не сравнимое ощущение сопричастности миру горнему и его небесными жителями. Сегодня они с нами, недостойными, пребывают, радуются нашим молитвенным подвигам, нашему стремлению к покаянному очищению. И в ответ сердце наше переполняется особой, неизреченной радостью устремленной на небеса. Святитель Тихон Задонский пишет: «Божия благодать учит человека радоваться о Боге Спасе своем и порождает в сердце его истинную радость, духовную, небесную, и некое восхищение, и играние, и покой, и мир в совести его: все это – предвкушение вечной жизни, крупицы от Небесной Трапезы, падающие на сердце человеческое».
«Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем!» – призывает нас Святая Церковь. Именно так, когда душа, сердце и все естество наше преисполнено верою и любовью к Богу, и надо приступать ко Святой Трапезе. Разве можно без веры ощутить всю величину и важность совершаемого на Божественной Литургии святого таинства?! Разве можно, принимая Святые Дары, без веры осознать, что вкушаем мы не просто хлеб и вино, а животворящие Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, в которых заключена для нас жизнь вечная. Вспомним слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Солнце всецело отражается в каждой смиренной, но чистой капле росы, так и Христос – в каждой христианской православной церкви всецело присутствует и предлагается на Священной Трапезе. Он сообщает свет и жизнь Своим причастникам, которые, приобщившись Божественному свету и жизни, сами делаются светом и жизнью». Без веры этого ощутить невозможно! Святитель Кирилл Иерусалимский говорит: «Когда Сам Христос сказал о хлебе: сие есть Тело Мое (Мф. 26, 26), после этого кто уже осмелится не веровать? И когда Сам уверил и сказал о чаше: сие есть Кровь Моя (Мф. 26, 28), кто тогда усомнится и скажет, что это не Кровь Его?.. Таким образом мы становимся христоносцами, когда Тело и Кровь Его соединяются с нашим телом и кровью. Так, по словам блаженного Петра, мы становимся причастниками Божеского естества (2 Пет. 1, 4)». Вот такой несомненной, крепкой и глубокой должна быть наша христианская вера! Когда непреложной истиной в сознании и душе становится незримое для очей телесных.
Но совершение таинства Евхаристии невозможно не только без веры, но и без любви. Нельзя, принимая Святые Дары, не исполниться любовью к Спасителю, точно так же, как приближаясь к огню, невозможно не почувствовать тепла и жара. Ведь само причастие Святых Христовых Таин есть не что иное, как высочайшее проявление любви к нам Господа и Спаса нашего! Кто питает нас Своими Телом и Кровью? Кто за нас всходил на крест, умирал в муках и страданиях, был положен во гроб? Так как же можно не любить Того, Кто по величайшей любви Своей к людям, к нам с вами, стал Жертвой, Агнцем Божиим, закланным за грехи мира?! И потому – «верою и любовию приступим»!
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Когда Святая Церковь возглашает: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат се бо входит Царь Славы, се Жертва тайная совершена дориносится », верные чада Христовы падают ниц, в смирении и благоговении не смея поднять очи на Святые Дары, несомые священником. В еще более трепетном состоянии находятся невидимо сослужащие нам чины ангельские, которые возносят Господу молитвы с несравненным усердием. Не то, что мы, грешные и недостойные. И какую же скорбь у Сил Небесных вызывают те, кто позволяют себе в этот святой момент Богослужения отвлекаться посторонними разговорами, поведением своим творя бесчинства в храме Божием?! Отчего это происходит? От недостатка веры и отсутствия любви! Против таких святотатцев готово ополчиться все войско небесное, защищая честь своего Владыки. Но Вселюбящий Господь и здесь являет нам пример Своего несказанного милосердия, долго терпит наши беззакония, дает время на покаяние, испытывая тем самым и веру.
Не будем же огорчать Бога недостойным поведением, рассеянностью ума, невниманием или небрежностью в молитве. Поучимся у Сил Небесных благоговению, любви и чистоте. Пусть только небесные мысли и желания посещают наш ум и сердце в храме Божием, а все мелочное, житейское, земное оставим в святые дни Великого поста на второй план. Потому что время сейчас – особое, возвышенное, благое. Ведь с нами сегодня невидимо служат чины ангельские. С нами пребывает Пресвятая Богородица, угодники Божии возносят за нас свои пламенные молитвы. С нами всегда Сам Господь Сил, Царь Славы, Иисус Христос! Воздадим Царю Небесному достойные почести, возлюбим Бога всей душой, всем сердцем, всем умом нашим. И только в этом случае сподобимся и истинного Причастия Святых Христовых Таин, и подлинного духовного блаженства. Потому что, как писал святитель Феофан Затворник, «любовь к Богу, или жажда пребывания в общении с Богом как верховным благом и успокоение в Нем, или сознание блаженства в Его общении изливается в сердце обратившегося к Богу и устремляет к Нему все существо его. Эта любовь есть действительное вкушение блаженства, а не мысленное и воображаемое. Любовь – венец жизни христианской».
Да поможет и нам Отец Небесный обрести сей лучезарный венец, открыть в себе эту величайшую любовь, снискать благословенный дар Божий, дар любви, не вмещающийся в целом мире, но благодатно обитающий в смиренном, чистом и преисполненном веры сердце человеческом. Аминь.

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: [email protected] или [email protected]

История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Loading...Loading...