О чем мечтал василий блаженный. Василий блаженный

15 августа православные отмечают день памяти святого Василия Блаженного — московского чудотворца и юродивого.

Василий Блаженный родился в декабре 1468 года на паперти Елоховского храма (ныне Богоявленский собор в Басманном районе Москвы), куда его мать пришла с молитвой о благополучных родах.

Родители отдали сына учиться сапожному делу. Когда мальчику исполнилось 16 лет, в мастерскую зашёл купец и заказал сапоги. Тогда Василий со слезами сказал: «Сошьём тебе такие, что и не износишь их». Он пояснил удивлённому мастеру, что заказчик не обует сапоги, потому что вскоре умрёт. Через несколько дней пророчество сбылось.

Затем Василий бежал из дома в Москву. Именно в этом многолюдном городе, полном соблазнов, грехов и лихих людей, Василий Блаженный решил своим примером показать идеал нравственности и совершить подвиг юродства. Буквально слово «юродивый» означает «уродливый», «ненормальный». Юродивые намеренно вели себя как безумные «Христа ради», чтобы соответствовать христианской истине, изречённой Спасителем: «Царство Моё не от мира сего». На Руси синонимом слова «юродивый» было слово «блаженный» .

Религиозный подвиг юродства состоит в отвержении всех благ — дома, семьи, денег, правил общественного приличия и уважения людей. Известно, что Василий Блаженный ходил без обуви и одежды даже зимой, за что его прозвали Василий Нагой. Он изнурял себя строгим постом, постоянно молился и носил вериги . Юродивый пытался наставить сограждан на путь истинный. Делал он это весьма необычным способом. Например, бросал камни в дома, где жили благочестивые люди. По словам Блаженного, возле домов праведников стояли бесы, поскольку не могли войти внутрь, и угодник Божий отгонял их камнями.

Когда же Василий Блаженный проходил мимо жилищ грешников, он, наоборот, целовал углы стен. Юродивый говорил: «Дом сей изгоняет от себя блюстителей своих — Ангелов святых, приставленных нам от купели, ибо не терпят они таких непотребных деяний. И поелику не обретается им места, сидят они на углах, скорбные и унылые, и я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».

Или вдруг Блаженный опрокинет лоток с калачами уличных торговцев либо прольёт кувшин с квасом. А потом обнаруживалось, что торговец клал в калачи мел вперемешку с мукой, а квас был испорченным.

Ради спасения ближних Василий Нагой посещал питейные заведения и тюрьмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть хорошее, ободрить их и поддержать.

Вскоре горожане стали с большим уважением относиться к юродивому, признав в нём борца с грехом и неправдой.

Какие чудеса совершил Василий Блаженный?

До наших дней дошли предания о многих чудесах, совершённых Василием Блаженным.

Василий Блаженный, барельеф. Фото: Википедия

После смерти Василия Блаженного почти весь город собрался на его похороны. Сам Иван Грозный и знатные князья несли гроб в церковь, а митрополит Московский Макарий совершил погребение Блаженного. Тело его было положено на погосте у Троицкого храма, где в 1554 году был построен Покровский собор в память покорения Казани. Там был устроен придел в честь Василия Блаженного.

Покровский Собор. Фото: www.globallookpress.com

В 1588 году, при митрополит е святом Иове , Василий Блаженный был канонизирован. В этот день 120 больных получили исцеление у мощей святого.

В католической церкви «блаженный» — это человек, которого Церковь считает спасённым и пребывающим на небесах, но в отношении которого не устанавливается общецерковное почитание, разрешено только местное. Часто беатификация является предварительной ступенью перед канонизацией праведника.

Вериги Василия Блаженного хранятся в Московской духовной академии.

*** Между улицей Варварка, Старой площадью, Китайгородским проездом и Славянской (Варваринской) площадью в 1534- 1538 годах была сооружена стена Китай-города и башня с воротами, которые были названы Варварскими (Варваринскими).

**** Вознесенский монастырь — разрушенный в 1929 году женский монастырь в Московском Кремле. Находился около Спасской башни слева и почти вплотную примыкал к кремлёвской стене.

У каждой столицы есть свой символ, по которому она безошибочно узнается. Для Москвы это Покровский собор на Красной площади, более известный как храм Василия Блаженного. Похожее на драгоценную шкатулку здание не спутать ни с каким другим из-за удивительного силуэта, образованного главами девяти церквей, возведенных на едином основании, и неповторимого, красочного и радостного оформления их фасадов…

Любое произведение искусства, рукотворное и нерукотворное чудо окружено ореолом тайны. Взять хотя бы «Джоконду» Леонардо, «Реквием» Моцарта, Великие пирамиды, озеро Байкал или Большой каньон. Что же это за чудо, если о нем не слагают легенды? Если оно не вызывает желания узнать о нем побольше и, когда сведений недостаточно, начать строить догадки, которые со временем превращаются в легенды?

Собор Покрова Божией Матери (собор «что на рву» или Храм Василия Блаженного).

В этом, как и во многих других отношениях, храм Василия Блаженного — истинное, стопроцентное чудо — каких только историй о нем не рассказывают! А ведь, казалось бы, о здании, возведенном на центральной площади столицы, все должно быть доподлинно известно. Но нет, не тут-то было...

Считается, что Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев. Хотя существует гипотеза, что это был один мастер — Иван Яковлевич Барма.

Известна легенда, будто на вопрос Ивана Грозного, смогут ли мастера построить другой, такой же прекрасный храм, один из них с вызовом ответил: «Сможем!» — и тем прогневил царя.

«Лжешь!» — вскричал Грозный и велел ослепить мастеров, чтобы они нигде больше не построили такого чуда. Подобные истории, впрочем, рассказывают о многих русских и зарубежных соборах, так что едва ли им стоит верить.

Еще одна легенда гласит, что храм этот Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». Оттого будто бы и пошло название храма.

В честь другого Василия

Первоначально на бровке Москвы-реки, на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке, стоял белокаменный храм во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный.

Затем, по велению царя Ивана Грозного и по благословению митрополита Макария, вокруг него стали возводиться новые церкви, большинство которых было освящено в память событий Казанского похода.

Выросший на месте прежнего храма комплекс был назван собором Покрова Богородицы, в просторечии — храмом Покрова на рву

В конце XVI века на месте разобранной северо-восточной части галереи над могилой московского юродивого, причисленного к лику святых Василия Блаженного, появилась церковь, освященная его именем.

В отличие от церквей Покровского собора, где службы совершались в дни двунадесятых и престольных праздников, в церкви Св. Василия Блаженного служба была ежедневной. Это послужило причиной появления народного названия Покровского собора — храма Василия Блаженного.

Этот храм был геометрическим центром градостроительного ансамбля столицы, а его 46-метровый шатер — самым высоким в Москве до тех пор, пока Борис Годунов не распорядился достроить колокольню кремлевской церкви Иоанна Лествичника до 81 метра, после чего ее стали называть Иваном Великим.

Коротко о главном

Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятую — самую высокую, — увенчанную шатром. Центральная церковь посвящена празднику Покрова Богоматери — именно в этот день Казань была взята приступом.

Приделы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие.

Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами и нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности. Всего в нем 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон XVI-XIX веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ.

Стены собора оформлены масляной живописью и фресками XVI-XIX веков. Помимо икон в соборе представлены портретная и пейзажная живопись и церковная утварь. Среди особо ценных экспонатов — потир XVII века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу.

Храним людьми и Богом

По мнению православных священников, храм Василия Блаженного сохранился по особому Промыслу Божиему — не один раз он оказывался на краю гибели и все же остался цел.

В 1737 году Покровский храм сильно пострадал от пожара, но был отреставрирован и, по уверениям очевидцев, стал еще краше. Увидев его, Наполеон, если верить легенде, распорядился перевезти московское чудо в Париж, но техника того времени оказалась не в состоянии решить эту задачу.

Тогда, перед отступлением французской армии, Наполеон приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались погасить зажженные фитили, и внезапно хлынувший проливной дождь помог им остановить взрыв.

Среди прочих существует легенда, будто в 1936 году Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. По его распоряжению был изготовлен макет Красной площади со съемным Покровским храмом, который Каганович и принес к Сталину.

Начав с рассказа о том, как собор мешает демонстрациям и машинам, он якобы со словами «А если бы его — р-раз!..» — рывком сорвал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место!»

Вопрос о сносе храма действительно поднимался, но, по мнению ряда историков, в решении его главную роль сыграло мужество архитектора П.Д. Барановского. Когда ему приказали подготовить храм к сносу, он наотрез отказался и пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил резкую телеграмму в Кремль: в ЦК и, как водится, лично товарищу Сталину.

По одной из версий, письмо дошло до адресата, и Барановский, будучи приглашенным в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм. Едва ли именно это подействовало, но так или иначе, Сталина действительно что-то остановило — решение о сносе было отменено.

Все возвращается на круги своя...

Согласно одной из официальных версий, а их тоже несколько, в 1918 году Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 21 мая 1923 года он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 года в церкви Св. Василия Блаженного проводились богослужения.

Затем собор стал филиалом Государственного исторического музея. Начались научно-реставрационные исследования, благодаря которым стало возможным восстановление первоначального облика собора и воссоздание в отдельных церквях интерьеров XVI-XVII веков. С этого момента были проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы.

В 60-е годы XX века во время реставрационных работ открыли храмозданную летопись, в которой строители указали точную дату завершения строительства собора — 12 июля 1561 года (Петров день); железные покрытия куполов церквей собора заменили на медные.

В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу. По ней и попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут увидеть великолепный взмывающий в небо шатер и ценнейший иконостас, а также пройтись по узкому лабиринту внутренней галереи, расписанной дивными узорами.

Покровский собор находится в федеральной собственности. С 1990 года используется одновременно как музей и как храм, в котором Русской православной церковью проводятся богослужения.

Преблаженный Василие! От юности тщался ты стать в день суда Божия без страха и боязни, и, смело отвергнув все удовольствия телесные, последовал за Христом. Собирал богатство духовное трудами и терпением со свечою всегда готовою.

И, радуяся, взошел ты на небо. Молись спастись душам нашим. Как истинный и непобедимый страдалец, явился ты с чистотою душевною и телесною, для Христа изнурив тело всякою нуждою. Потому и получил от него дар исцелений. И ныне, блаженные Василие, моли о нас, славящих твое успение.

Апрель памятен именами нескольких святых, имевших одинаковое имя - Василий. Таким именем называли многих мальчиков, появившихся на свет в этом месяце. Возможно, был среди них и знаменитый русский святой Василий Блаженный (даты его жизни неточны).

История Василия Блаженного

В 1469 году (по другим источникам - в 1464-м) в селе Елоховском близ Москвы родился мальчик, названный Василием. Родители его, земледельцы Иаков и Анна, долго не имели детей. Молитвами выпросили они ребенка у Бога и с детства внушали ему любовь к Всевышнему.

Когда сын подрос, отец стал брать его с собой в Москву: возле Китай-города продавал он плоды трудов своих. А потом отдал сына в сапожную мастерскую в ученики. Тихий мальчик прилежно трудился, читая про себя молитвы. В 16 лет Василий покинул мастерскую, и дом родительский, приняв на себя подвиг юродства.

На Руси блаженных и юродивых почитали Божьими людьми. Среди них были не только слабоумные от рождения, но и юродивые Христа ради, то есть люди, сознательно пошедшие на самопожертвование, а именно таким стал Василий - нищий скиталец ради спасения души.

Вверяясь словам апостолов: "Аще внешний человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни", - такие люди отказывались от всех земных благ, подвергая себя лишениям. Блаженные не имели пристанища, питались только подаянием. Босыми в рубище ходили они в любую погоду, и тяжелые вериги раздирали их кожу до кровоточащих ран. Жизнью своей блаженные утверждали заповедь: "Не душа ли есть больше пищи и тело - одежды... Ищите прежде царствия Божия и правды его, и сие все приложится вам".

Блаженных называли печальниками народа. Они опускались на самое дно общества и поднимались в палаты бояр и царей, не как просители, а как заступники народные и обличители несправедливости.

Василий Блаженный жил при двух царях: Василии III и Иване Грозном. Смутное время, жестокая борьба за власть, частые войны. Народ страдал не только от внешних врагов, но и от бесчинства бояр. Не раз грозный царь Иван выслушивал укоры блаженного Василия, но не решался наказать юродивого.

Василий БЛАЖЕННЫЙ скитался по Москве, ходил по храмам, для редкого отдыха укрывался в одной из башен Китай-города. Любимое им место народ назвал Васильевским лужком. Конечно, тот лужок теперь не сохранился, а вот Васильевский спуск существует поныне. Именно здесь ходил Василий, устремляя глаза в небо, он как бы читал там истины, открывавшиеся ему. Предание гласит, что в 1547 году, находясь в царских палатах на именинах Ивана Грозного, блаженный увидел сильный пожар в Новгороде. Вылив за окно вино, которым угощал его царь, Василий помог справиться с огнем.

Когда 88-летний юродивый заболел, Иван Грозный пришел к нему со всем семейством. Старец, указав на Федора Иоанновича, произнес: "Наследник будеши им", - и умер с просветленным лицом.

Похоронили Василия Блаженного недалеко от Кремля. Гроб несли царь и бояре. По велению Ивана Грозного, вблизи могилы был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы. А у могилы юродивого начали совершаться чудеса. По преданию, нищий Герасим, который не мог ходить и 12 лет просил милостыню у Спасских ворот, во сне увидел Василия, сказавшего: "Почему не веришь святым? Ступай к гробнице юродивого". Герасим исполнил сие и излечился.

Предания повествуют, что не только моления у гроба Блаженного, но даже земля с его могилы, принесенная в дом, давала исцеление болящим. Самое большое чудо свершилось спустя 36 лет после его погребения. 2 августа (как раз в день погребения) во время молитвы в храме Покрова исцелились сразу 120 болящих и немощных. Это посчитали знамением, и царь Федор Иоаннович приказал построить при соборе придел в честь Василия Блаженного и велел возвести серебряную гробницу над могилой.

Сюда стекались страждущие со всей Руси, а стольный град Москва стал считать Василия Блаженного своим заступником и молителем. Как сказано в житии святого: "Блажен еси град Москва, яко в тебе таков возрасте богоблаженный Василий, высок житием, благ сердцем, просвещен чистотою, жизнь свою добре скончав и по преставлении своем милостию светло просия... Молися о нас прилежно Христу Богу нашему, буди граду нашему Москве и всем российским городам и весям забрало и щит".

О том, обладал ли Василий Блаженный способностью исцелять болящих, сохранились скупые сведения. Чудеса начались после его погребения, как тогда говорили - от "гроба". Святой почитался как "от бесов уязвленных исцелитель, паче же и самих бесов прогонятель; слепым прозрение, хромым хождение, спяченным (то есть скрюченным. - Ред.) исправление, болящим всем исцеление и здравие, от бед и скорбей избавление, печальным утешение" подающий.

Одна богатая москвичка, по имени Анна, была слепа 12 лет. Она слышала о случаях прозрения слепцов, молившихся Василию Блаженному, и нашла иконописца, которому поручила написать икону святого угодника. Икону женщина даровала храму Василия Блаженного и каждый день приходила туда сама для молитвы. Предание гласит, что через некоторое время Анна полностью исцелилась: прозрела.

На ранних иконах Василия представляли обнаженным, так как он отказался даже от одежды "наготою телесною Христу работая..., мраза и жжения солнечного никогда не уклоняяся" (вот почему в народе его называли также Василий Нагой). На более поздних иконах тело святого стали опоясывать полотенцем. Нередко Блаженного изображали на фоне Кремля и Красной площади, где прошла его жизнь. Такая икона в настоящее время хранится в храме Василия Блаженного. Иконы с изображением этого святого есть и в других храмах России.

Липинская В.А., кандидат исторических наук

1468, село Елохово под Москвой — 2 августа 1557, Москва
Василий Блаженный — русский святой, юродивый: иногда его называют «Василий Нагой».

Премудрость смиреннаго, — говорит Иисус, сын Сирахов, —вознесет главу его и посреде вельмож посадит его.Премудрость его поведят языцы, и хвалу его исповесть церковь (Сир. 11, 1; 39, 13)

Черты сии премудрого ясно раскрываются в жизни смиренного раба Божия Василия Блаженного, Московского чудотворца; его богомудрое юродство вознесло главу его и посадило его с князьями людей своих; многие восхвалили разум его, и имя его в память вечную будет; хвалу его от лет древних поведает Святая Церковь, ублажая его как единого от людей Божиих.


Блаженный Василий родился в декабре 1468 года, по преданию, на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Дата определяется исходя из указания большинства источников «лет живота блаженнаго в 88». Поскольку год кончины 7065 не вызывает сомнения, то и получаем 7065-88=6977 (1468 г.). Родители его Иаков и Анна были из простых, и когда отрок вырос, его отдали в обучение сапожному ремеслу. Во время учения блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его необыкновенный человек. Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносить их за год. Блаженный Василий прослезился: «Сошьем тебе такие, что и не износишь их». На недоуменный вопрос мастера ученик объяснил, что заказчик даже не обует новые сапоги, так как вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось.

В 16-летнем возрасте блаженный Василий бежал из дома родительского, но не в безмолвную пустыню, где бы мог удобнее восходить благоговейным помыс лом в горняя, но удалился (что могло бы казаться странным) в многолюдный град Москву, где, по слову псаломскому, не оскудевают беззакония, неправда, лихва и лесть. Преподобный показал своим примером, что не место спасает че ловека или полагает преграды его спасению, но благочестивый человек освя щает всякое место, ибо он жил во граде как в пустыне и в народе пребывал как бы в обители кающихся.

Избрав необыкновенным местом для своего подвижничества многолюдный град, блаженный избрал и необыкновенный путь ко граду Небесному — юродство Христа ради. В продолжение всей своей подвижнической жизни он всегда имел пред своими глазами страшный день воздаяния Господня и не носил никакого одеяния, но пожелал быть всегда нагим, как бы уже предстоящим нели цемерному судилищу Сына Божия. Ни зимою, ни летом, никогда не имел он у себя крова, ни даже какого-либо малого вертепа, то есть пещеры, но страдал от мороза и от палящего зноя. Как первозданный Адам прежде своего преступления, наг ходил он и не стыдился, свыше украшенный душевной кра сотой, не радея о своем теле и вменяя нестер пимый мороз как бы в некую теп лоту, ибо тело праведника, согреваемое благодатью Божией, сильнее было и стужи, и огня.

Странны были поступки блаженного: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били блаженного, а он
с ра достью принимал побои и благодарил за них Бога. Затем обнаруживалось, что калачи были испечены из муки с вредными примесями, а квас был негодным. Таким образом, в действиях блаженного открывался особый поучительный смысл. Почитание блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, об личителя неправды.

Один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к блаженному, а он направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел
в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» — спросил купец. «Родную матушку, плачу (то есть воздаю) неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись
в Москву, он возвратил мать домой, принес покаяние в содеянном поступке, испросил у нее прощение. После этого он благополучно завершил воз ведение храма.

Постоянно истомляя плоть необычайным воздержанием и подвигами, превышавшими силы человеческие, сохранял блаженный Василий душу свободной от страстей, обитая посреди народа и молвы житейской, как бы на одиноком столпе, и безмолвствуя, как бы совершенно безгласный, чтобы утаить от людей свою добро детель. Духовное его обращение к Богу выражалось и в самом теле святого, ибо глава его всегда была поднята к небу и очи устремлены горе; посему и Господь прославил еще на земле угодника Своего чудными знамениями и даром прозрения будущего.

Когда ночью тайно ходил преподобный по святым церквам на молитву, ему, как доброму молитвеннику, церковные врата сами собою отверзались. Летописец по вествует о чудном видении, которое открыл Бог блаженному Василию в 1521 году пред грозным нашествием Махмет-Гирея. Пришел он однажды ночью к соборной церкви Богоматери и долго стоял пред святыми вратами, уныло на них взирая и тайную совершая со слезами молитву к Богу. И тогда слышали некоторые близ него стоявшие шум великий внутри церкви и видели в ней страшное пламя, которое исходило из всех ее окон, так что вся церковь казалась огненной, и по времени утихло пламя. И в другой раз, повествует летописец, человеколюбивый Бог, не хотящий конечной погибели нашей, но да престанем от злобы и да не уповаем на мимотекущее богатство, попустил быть страшному пожару 21 июня 1543 года, и опять было о том заблаговременно откровение блаженному Василию.

После сих пожаров, в полдень 8 июля, пришел блаженный в монастырь Воздвижения Честного Креста, стал пред дверьми церкви, которая в то время были деревянные, и, взирая на них, плакал неутешно. Дивился мимо ходивший народ, не понимая причины его плача, и только узнали впоследствии, когда на другой день возгорелся страшный пожар и пламя из церкви распространилось на соседние улицы. Выгорела Неглинная, Большой Посад и весь Великий торг и самый двор Царский с Митрополичьим — все сие исполнилось в мгновение ока: не только деревянные храмы, но и каменные распадались и железо рас топлялось, как олово.

Сколько ни старался утаить своим юродством высоту своей добродетели блаженный Василий, не мог, однако, укрыться, по слову евангельскому, град, стоящий верху горы. Случилось однажды блаженному Василию в день тезоименитства царского быть приглашенным в палаты. Принял он в руку заздравную чашу и до трех раз выливал ее из окна, возбудив тем негодование царя, который подумал, что им пренебрегает блаженный. Но св. Василий дерзновенно сказал державному: «Престань от гнева твоего, о царь, и ведай, что излиянием сего пития угасил я пламя, которым объят был весь Новгород, и престало запаление». Сказав сие, устремился вон из палат царских; погнавшиеся за ним не могли его настигнуть, ибо, когда прибежал к Москве-реке, прямым путем пошел он по водам и сделался невидим. Ужаснулся царь, видевший это из своего терема. Хотя и почитал он Василия за святого мужа, но, однако, усомнился в том, что возвещал он о пожаре Великого Новгорода, и, заметив день и час, послал туда гонца. Тогда лишь обнаружилась истина. Горожане свидетельствовали посланному, что во время всеобщего запаления города внезапно явился нагой человек с водоносом, который заливал пламя, и оно потухло. Это был самый тот день и час, когда преподобный бежал с пира царского. Тогда еще большим уважением исполнился царь к блаженному Василию. Спустя несколько времени случились в Москве люди новгородские, они узнали святого Василия, что это был тот самый, который потушил запаление города. Весь народ прославил Господа, дивного во святых Своих.

Пришло на мысль царю соорудить себе дом на Воробьевых горах, и приступил он к строению. Пришедши однажды в день праздничный в церковь, помышлял царь о том, как бы довершить ему благолепно здание. Пришел в тот же храм и святой Василий и, утаившись от лица царского, встал в углу, взирая на царя и внутренним оком наблюдая, что совершается в мыслях его. После Божественной службы взо шел царь в свои палаты и вслед за ним блаженный Василий. Держав ный стал вопрошать его: «Где ты был во время литургии?» Блаженный отвечал ему: «Там же, где и ты». И когда царь говорил, что не видел его, блаженный опять возразил: «Я же видел тебя и даже там, где ты истинно был, в храме или в ином месте». «Нигде не был я, как только в храме», — сказал царь. «Нет, — обличил блаженный тайную его мысль, — я видел тебя мысленно ходящим по Воробьевым горам и строящим дворец свой. И так ты не был во храме Господнем, а Василий там был, ибо после пения "Всякое ныне житейское отложим попечение” со святыми Херувимами поклонялся он Богу, ни о чем земном не помышляя. Стоять же в храме и помышлять житейское значит не быть в нем». Умилился царь и сказал: «Так истинно было со мною» — и еще более стал бояться бла жен ного как обличителя тайных его мыслей.

«Истинное свидетельство и от враг приносится», — поет Святая Церковь, восхваляя блаженного Василия. Действительно, и самые враги Христовы поведали чудодейственную силу Божию видимым предстательством о них блаженного. Случилось кораблю персидскому, в котором было много народа, плыть по Каспийскому морю. Поднялся сильный шторм и волны начали заливать корабль, кормчий не правил кораблем, ибо утратил путь посреди бурной стихии — уже не было больше надежды на спасение. Вместе с персами находились на корабле несколько православных христиан, вспомнили они в час опасности блаженного Василия и сказали плывшим с ними неверным: «Бысть у нас на Руси в Москве блаженный Василий, который ходит по водам, и волны его слушают: он имеет великое дерзновение ко Христу Богу нашему и силен избавить от потопления корабль наш, погружаемый волнами, и спасти нас». Едва произнесли слово сие, увидели обнаженного мужа, стоящего на водах, который, взяв корабль их за руль, направил через бурные волны. Вскоре утихли волны и престал ветер, и все спаслись от предстоящей гибели. Возвратив шиеся в свою землю персы рас ска зали своему правителю о бывшем чуде. Шах написал об этом царю Иоанну Грозному, и когда некоторые из спасенных персов прибыли в Москву по торговым делам, то встретили на улицах города блаженного Василия и в нем узнали того самого мужа, который избавил их от потопления.

Один из вельмож московских любил блаженного Василия, и сам Василий нередко посещал его. Однажды, когда юродивый пришел к нему в лютый мороз, боярин стал умолять его, чтобы по крайней мере в такое суровое время прикрыл наготу свою. «Истинно ли желаешь сего?» «Истинно желаю, — отвечал боярин, — чтобы ты облекся в мои одежды, ибо люблю тебя от всего сердца». Улыбнулся блаженный и сказал: «Добро, господин мой, делай как хочешь, ибо и я тебя люблю». Обрадовался боярин и вынес ему собственную лисью шубу, покрытую красным сукном, и Василий, облекшись ею, пошел по улицам и площадям города. Лукавые люди, увидев издали святого в столь необычайной одежде, умыслили коварно испросить у него шубу. Один из них лег на дороге и представился как бы мертвым, другие же, когда приблизился к ним юродивый, пали пред ним на землю и просили подать им что-либо для погребения лжеумершего. Вздохнул блаженный Василий из глубины сердца о их окаянстве и спросил: «Истинно ли мертв их товарищ и давно ли скончался?» Они отвечали, что в сию только минуту, и блаженный, сняв с себя шубу, покрыл мнимо усопшего, говоря: «Писано во псалмах: лукавнующие потребятся». Когда праведник отошел, обманщики обнаружили, что их товарищ действительно мертв.

Проповедуя милосердие, блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего, и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду.

Сурово осуждал блаженный Василий тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем при влечь благословение Божие на свои дела. Однажды блаженный увидел беса, который принял облик нищего. Он сидел у Пречистенских ворот и всем, кто подавал милостыню, оказывал немедленную помощь в делах. Человек Божий разгадал лукавую выдумку и прогнал беса. Ради спасения ближних блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустив шихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Пришел как-то он в корчемницу, хозяин которой был зол сердцем и с бранью подносил вино, часто повторяя имя демонское. Блаженный Василий стал в дверях и, скорбя духом, смотрел на приходивших пить. Вслед за ним взошел человек, тря сущийся телом от многого пьянства, и стал просить корчемника скорее дать ему за деньги вина, но тот от нетерпенья в порыве злобы крикнул на него: «Лукавый не возьмет тебя, пьяницу, мешающего мне подносить лучшим тебя». Услышав такое слово, оградил себя крестным знамением пришед ший, принимая из рук его вино, а блаженный Василий, как бы юродствуя, громко за смеялся и рукоплескал ему, говоря: «Хорошо сделал ты, человек, так и всегда делай, чтобы спастись от невидимого врага». Бывшие в корчемнице спрашивали о причине смеха, и разумно отвечал им Христа ради юродивый: «Когда корчемник призвал имя лукавого, то с его словом он взошел в сосуд; когда же хотевший пить вино оградил себя крестным знамением, вышел из сосуда демон и бежал из корчмы. Я же засмеялся от великой радости и хвалю помнящих Христа Спаса нашего и осеняющих себя во всех делах своих крестным знамением, которым отражается вся сила вражия».

Проходил по торжищу Христа ради юродивый, где сидели женщины, про дававшие свое рукоделие. Посмеялись они наготе его и все ослепли. Одна из них, будучи разумнее других, как только почувствовала, что лишается зрения, воспользовавшись остатком света, устремилась вслед за блаженным Василием, умоляя его остановиться. Со слезами припала она к ногам его, раскаиваясь в своем согрешении, и блаженный добродушно сказал ей: «Прозришь, если исправишься». Он дунул ей на глаза, и она прозрела. Исцеленная умолила его возвратиться к ее подругам, сидевшим на торжище в слепоте своей, человек Божий снисходительно исполнил ее желание и всем им возвратил зрение.

Многие замечали, что когда святой проходил мимо дома, в котором совер шалось молебное пение, или читали Божественное Писание, или беседовали о Боге, он собирал камни и с улыбкой метал их в углы сего дома. Когда же спрашивали люди, которые привыкли вопрошать о странных его действиях, для чего бросает камни, он отвечал: «Отгоняю бесов, которым нет места в таком доме, исполненном святыни, чтобы и вне его не прилеплялись, и мысленно благодарю владыку дома, что не дает им у себя места». Если же проходил мимо такого дома, где пили вино, или пели бесстыдные песни, или плясали, то со слезами обнимал углы дома и на вопросы мимо ходивших отвечал: «Неподобающее христианам творится в этом доме. Спаситель повелел нам непрестанно молиться, да не внидем в напасть, а не суетными делами утешаться; сказано в Евангелии: Горе вам, смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете (Лк. 6, 24). Дом сей изгоняет от себя блюстителей своих — Ангелов святых, приставленных нам от купели, ибо не терпят они таких непот ребных дея ний. И поелику не обретается им места, сидят они на углах, скорбные и унылые, и я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников». Внимая такой разумной беседе юродивого, умилялся народ и благодарил Бога за столь чудного советника.

Камнем разбил на Варваринских воротах образ Божьей Матери, который с давних пор считался чудотворным. На него набросилась толпа паломников, стекавшихся со всей Руси с целью исцеления, и начали его бить «смертным боем».
Юродивый сказал: «А вы поскребите красочный слой!».
Удалив красочный слой, люди увидели, что под изображением Богоматери скрывается «дьявольская харя».

Несмотря на лишения и невзгоды, испытанные при жизни, блаженный Василий достиг глубокой старости. Когда же, по Божьему усмотрению, настало время земному обратиться в землю, предсмертная болезнь объяла праведника, и в первый раз возлег он на одре. Услышав о его близком преставлении, царь Иоанн с супругой своей Анастасией и детьми Иоанном и Феодором пришли принять его благословение. Блаженный уже при последнем издыхании пророчески сказал царевичу Феодору: «Все прародителей твоих твоим будет и будешь им наследник». В это время необычайная радость осияла лицо блаженного Василия, ибо созерцал он пришествие к нему Ангелов Божиих, в руки которых предал праведную свою душу, а от тела святого распространилось чудное благовоние.

Скончался святой 2 августа 1557 года в возрасте 88 лет, 72 из которых провел в подвиге юродства. Почти весь город собрался на погребение великого угодника Божия.

Указание некоторых источников на 1552 (7060) год, как год кончины Блаженного, нельзя принять, поскольку он не согласуется с фактами погребения Блаженного. Укажем на главные из них: во-первых, царь Иоанн Грозный, который, как указывают все источники, присутствовал при погребении и нес гроб Блаженного, не мог это сделать 2 августа 1552 г., поскольку за месяц до этого выступил из Москвы в Казанский поход и был 2 августа под Алатырем (недалеко от Казани), во-вторых, посещение Блаженного Василия царем Иоанном Грозным с царицей Анастасией и с сыновьями Иоанном и Федором перед кончиной не могло состояться в 1552 г., поскольку царевич Иоанн родился в 1554 г., а царевич Феодор — в 1557 г. Традиция считать 1552 г. годом кончины Блаженного Василия восходит, видимо, к печатным Святцам 1646 г. Известный нам старейший список Жития Блаженного Василия, находящийся в августовской Минее Четье 1600 г. Чудовского собрания Синодальной библиотеки (ГИМ, Син. № 317), приводит 1557 год, как год кончины Блаженного (Ср.: Протоиерей И. И. Кузнецов. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради Московские чудотворцы... С. 359-362).

Умилительное было зрелище: сам царь и князья несли тело его в церковь, а митрополит Московский Макарий (память 30 декабря/ 12 янаря) с сонмом духовенства совершил погребение святого.

Тело его было положено у Троицкого храма, что на Рву, где в 1554 году был построен Покровский собор в память покорения Казани.В 1588 году по повелению Феодора Иоанновича был устроен придел во имя Василия Блаженного на месте, где он был погребён; для его мощей была изготовлена серебряная рака.

Покровский собор (Храм Василия Блаженного)

Прославлен блаженный Василий Поместным церковным Собором 2 августа 1588 года по благословению Святейшего Патриарха Иова (память 5/18 апреля и 19 июня/2 июля). Еще до прославления ему была написана служба соловецким старцем Мисаилом.

Много различных исцелений и чудес происходило у гроба блаженного Василия. Многие из них засвидетельствованы современниками. Православные москвичи с особенной духовной теплотой почитают память Василия Блаженного.

В описании облика блаженного Василия имеются подробности: «Наг весь и в руке посошок». Почитание его было столь сильным, что Покровский собор и пристро нный к нему придел и доныне именуются храмом Василия Блаженного.

Вериги святого Василия Блаженного хранятся в Московской духовной академии.

Молитвы блаженному Василию, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу

Молитва первая
О великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, преблаженне Василие! Услыши ны многогрешныя, ныне вопиющыя к тебе и призывающыя имя твое святое: помилуй ны припадающыя днесь к раце мощей твоих: приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим, и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго, и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых враг безгрешно прейти, и христианскую кончину непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
(от слепоты, болезни ног, кожных болезней)
О блаженная душе, о премудрости исполненный разуме: возсия бо нам светонезаходимое солнце веселия, просвещая Российское царство: от бесов уязвленных исцелитель, паче же и самих бесов прогонитель, слепым прозрение, хромым хождение, сляченным исправление, болящим всем исцеление и здравие: от бед и скорбей избавление, печальным утешение.

Молитва третья
О угодниче Христов, преблаженне Василие! Услыши ны, многогрешныя, ныне вопиющия к тебе: помилуй ны, раб Божиих (имена), и умилосердися над убожеством нашим! и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго, и сподоби ны течение жизни сея невредимо, от видимых и невидимых враг, и безгрешно прейти, и христианскую кончину непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго Царствия наследие получити, со всеми святыми, во веки веков.
Тропарь блаженному Василию, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу

Тропарь, глас 8
Житие твое, Василие, неложное и чистота нескверна! Христа ради тело твое изнурил еси постом и бдением, и мразом, и теплотою солнечною, и слотою (ненастьем) и дождевным облаком, и просветися лице твое яко солнце: и ныне приходят к тебе российстии народи, цари же и князи, и вси людие, прославляющие святое твое успение. Тем Христа Бога моли, да избавит ны от варварскаго пленения и междоусобныя брани, и мир мирови подаст и душам нашим велию милость.

Тропарь, глас 8
Якоже бо солнце и луна наготою своею не срамляются, тако и ты, угодниче Христов Василие наг сый, не срамляшеся, восприят бо ризу Адама первозданнаго, юже он ношаше прежде в раи, ты же сию на земли поносил еси; и был еси добрый купец: елико имеяше, вся остави и купи мздою терпения своего село, на немже сокровен безценный Бисер, Христос. Сего ради явися всем грешным образ покаяния и вселися в райскую широту, и, предстоя Христови, не забуди град, в немже обита, и люди, преблаженне, и моли спасти души наша.

Кондак, глас 4
Духом Божиим водим, преблаженне Василие, отрясл еси мирский мятеж и жития треволнения возгнушался еси, и совлекся одеянии тленных, и облекся в ризу безстрастия, убежал еси ловления льстиваго миродержца, и был еси странен во твоем языце, и паче земнаго богатства избрав богатство небесное, увязлся еси венцем терпения, и ныне, преблаженне Василие, моли Христа Бога о творящих святую память твою, да зовем ти: радуйся, преблаженне Василие.

Кто сейчас не верит, что Земля (оригинальное, во всех смыслах слова, название формы которой - геоид, от греческого ГЕО, по-русски, значит, будет «землёид») крутящейся с бешеной (465 м/с - разумеется, в точке на экваторе) скоростью юлой с ещё более бешеной (средняя - 29,765 км/с; для особо автомобилистов - 107 154 км/ч) скоростью нарезает круги по эллиптической орбите вокруг раскалённого до температуры в 5780 градусов Кельвина газового шара (солнцоида???), состоящего, в основном, из водорода (~74% от массы и ~92% от объёма; химический знак - H) и гелия (~25% от массы и ~7% от объёма, х. з. - He)?
Главное слово в предыдущем предложении, нагло занявшем целый абзац, - «верить». Ибо, по большому счёту, мы этого, если, конечно, наша фамилия не Гагарин, знать не можем по одной простой причине: даже теперь, когда космические корабли бороздят бескрайние просторы неизвестно чего, это менее очевидно, чем на пользу, вряд ли даже и подозревающему о таковой, человечеству функционирование моего персонального компьютера с монитором на столе - пред очи мои, и с клавиатурой - под перстами моими. Говорят, там везде в этих медных проволочках, кубиках, цилиндриках и ещё во всякой всячине, чем напичкана эта исполненная в виде бежево-серого параллелепипеда штуковина под столом, что-то куда-то течёт, а само это «что-то», называемое в быту «электричеством» течёт из розетки в стене. За слова, появляющиеся на белом прямоугольнике экрана, я худо-бедно, но могу поручиться, а вот за всё остальное - нет… не могу. Верю, но - не знаю, не могу знать, хоть в школе и учился на пятёрки, в том числе - по физике.
А теперь представьте себе меня (неважно как, только в горшок не кладите) в пивнушке, которому приятель Папюс (1865–1916), Жерар Анкосс - его настоящее имя, на моё беспокойство, что долго нет ожидаемого нами друга, вдруг ни с того ни с сего заявляет: «А он и не придёт, я наслал на него напасть, называть вслух которую не стану, даже чисто по-медицински, дабы твои читатели не сочли тебя человеком некультурно лишённым всякого воображения в вопросе выбора более приличного примера».
Моё недоумение, разумеется, ещё попыталось как-то сыронизировать, когда, мол, ты успел, вы же с ним два дня как не виделись? Он же, подняв бровь юмористически, ответил не менее иронично: «Только что». И в этот момент «Марусей-от-счастья-слёзы-льёт» раздаётся звонок в кармане, я - почти не в себе, но мужественно прижимаю трубу к уху и слышу: «Привет, извини, но я сегодня не смогу…» - и так далее.
Какая порча?! Какой колдун?!! О чём ты?! Двадцать первый век на дворе, ты же современный человек! Просто нельзя пить пиво и есть мороженое одновременно, во всяком случае - мне.

Василий Блаженный.

Нельзя, наверное, горделиво и в меру шовинистически за то, мол, вот какие мы опять - O-oh, diese Russen! - таинственные и непонятные Европе, с полной уверенностью сказать, что юродство - чисто русское явление, тем не менее, масштабы и искренность преклонения пред таковым в русском народе, включая даже весьма единично обособленную личность царя, которого иногда может и не быть совсем - временно, но одновременно двух быть не может, потому что не может быть никогда, всегда удивляли иностранцев.
Англичанин Джайлс Флетчер (Giles Fletcher, 1549–1611), получивший образование в Итоне и Кембридже (человек не только грамотный и культурный, но, видимо, и талантливый: среди его пьес две написаны в соавторстве с Шекспиром) и в качестве дипломата посетивший Россию в 1588–1589 годах, в 1591 опубликовал довольно традиционно для англичан одиозную о нас, русских, книгу «О государстве Русском», не смотря на политический бульон, всё-таки содержащую ценные и уникальные наблюдения о государственном устройстве и экономике России, о русском духовенстве и государственных деятелях того времени.
Среди многого другого, показательного и не очень, ложного и правильного, переплетённого по-британски добротно, пытливый мой разум (не без помощи Интернета) нашёл вот это: «Был ещё... умерший несколько лет тому назад, по имени Василий, который решался упрекать покойного царя в его жестокости и во всех угнетениях, каким он подвергал народ. Тело его перенесли недавно в великолепную церковь близ царского дворца в Москве и причли его к лику святых. Он творил здесь много чудес, за что ему делали обильные приношения не только простолюдины, но и знатное дворянство и даже сам царь и царица, посещающие этот храм с большим благоговением».
«В 1588 году проявил Бог угодника своего блаженного Василия, и были от гроба его чудеса великие, многое множество различных недугов исцелил. Царь же Фёдор Иванович повелел сотворить над гробом его раку серебряную, и позолотить, и украсить камнями и жемчугами и повелел сотворить над его гробом храм каменный. И установили празднование августа во 2-й день (15 по современному стилю - прим. автора)». «Новый летописец».
Родился будущий юродивый и святой в декабре 1469 года в селе Елохово (ныне - Елоховская улица в Москве), на паперти Собора Богоявления Господня. О точной дате рождения история умалчивает, потому как не знает: не царского и не боярского достоинства (скорее - крестьянского) были его родители Иаков и Анна, испросившие себе ребёнка молитвами, посему специальные люди, разумеется, никак уж за ними не ходили, свитки записями актов гражданского состояния не пятнали. Если б знал тогда великокняжествовавший в Москве Иван III Грозный, дед ещё более грозного Ивана IV о таком событии, может, и приставил бы кого - по пятам ходить, охранять мальчонку, пока ещё мальчонка и отрок, да житие со слов и дел первооригинала в виде непосредственного репортажа записывать, когда для подвига своего земного юноша созреет… только это какой-то, не то чтобы даже нерусский, а и просто нереальный, сюжет получился бы, не то, чтоб для фэнтези не пригодный, но и для самой глупой сказки.
«Егда доспе возраста того ж в нём же обычно отроку навыкати научитися рукоделию, грамоте бо не учися, но отдан бысть родительми рукоделию сапожному, и зело то ремесло добре извыче». Говоря по-нынешнему, узнаём отсюда, что по достижении соответствующего возраста не обучавшийся грамоте отрок Василий отдан был родителями в обучение сапожному ремеслу, которое и освоил хорошо.
До шестнадцати (по иным источникам - до одиннадцати) лет юноша трудился подмастерьем у сапожника. Тогда-то однажды посреди чистого неба рисовавшейся в будущем самой что ни на есть обыкновенной судьбы и грянул гром первого провидческого чуда, впечатлившего не только хозяина-сапожника, но и самого Василия. На слова купца, заказавшего хозяину сапоги такие, чтобы не износить их за несколько лет, Василий прослезился (по другим источникам - улыбнулся) и на вопрос, что сие значит, ответил, что будут тому сапоги, которых он не износит (др. источники: даже не наденет). Через несколько дней (на следующий день) мастер пошёл относить заказ и попал на похороны (узнал о внезапной кончине) купца, чему, разумеется, «зело удивися и ужасеся», как гласит одно наиболее художественно оформившееся со временем предание.
Житий Святого Блаженного Василия, юродивого Христа ради, чудотворца московского - всего три, признаваемых церковью и - с некоторыми оговорками о трудности согласования дат, историками: полное, сокращённое и особого состава, которое было составлено из первых двух и дополнено описанием прижизненных чудес святого. Других источников - больше, собственно, из них, вобравших в себя легенды и предания народные, анекдоты и свидетельства, и эпизодически упоминающих о тех или иных событиях жизни юродивого Василия Нагого, просеянных ситом здравого смысла и достаточно серьёзно проанализированных представителями церкви после канонизации («Прославления») святого и сложились (не ранее 1589 г.) жития.
По случаю с невостребованными сапогами, шестнадцати лет от роду, Василий бросил профессию, покинул хозяина и, раздевшись донага (буквально - отсюда прозвище Нагой) и повесив на тело своё вериги («кандалы, цепи, железа, оковы; разного вида железные цепи, полосы, кольца, носимые спасающимися на голом теле, для смирения плоти» - Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля), отринув защищённость и комфорт общепринятого уклада жизни, презрев здравый смысл во имя христианской правды - юродивым взошёл на паперть церкви Христовой, «тело изнурив постом и бдением, и мразом, и теплотою солнечною, и слотою («слякоть, мокредь, снег с дождем, зимнее мокропогодие…» - Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля) и дождевным облаком».
Нельзя сказать, больше или меньше, чем было на самом деле, чудес, как прижизненных, так и после смерти, приписывает Василию Блаженному народная молва, вдохновляемая любовью и преклонением - возможно, приумножая и приукрашивая, наделяя в соответствии времени новыми смыслами и подробностями. Самые, с позволения сказать, простенькие из них - разоблачения недобросовестных производителей продуктов питания и не менее недобросовестных торговцев, благо, что тогда они это совмещали, сами производили и сами же, в основном, и продавали: например, рассыпал в калашном ряду лоток с калачами у одного, разбил кувшин с квасом - у другого.
Попробуй-ка ныне, не смотря на всю уже для всех известную и доказанную вредность какой-нибудь очередной «Chemi-Cola»™©®, не то чтоб разбить красивый стеклянный холодильник, а просто начать громко призывать людей не покупать её, не пить отраву окаянную - что получится? И это - в лучшем случае, а Василия и били, за что он Бога только благодарил, улыбаясь… и за волосы таскали, да вот только сразу же почти и выяснялось, что пекарь и впрямь грешен - подмешал в муку мел и известь, а квас… ну, чем разные, не обязательно - съедобные, жидкости можно разбавить для достижения особо выгодного экономического эффекту, мы совсем недавно проходили, да и до сих пор ещё обучаемся в этой школе выживания, правда, плоховато учимся, травясь и обжигаясь: то бензин на просвет излишне жёлтенький оказывается, отчего самоходный экипаж наш чихает и ехать отказывается, то очень популярная таблетка-конфетка, попав в бутылку с ещё более популярным заморским питьём, взрывается что твоя террористическая бомба.
Как-то в лютый мороз, какие на Руси святой, мы знаем, случаются довольно часто, особенно - зимой, один принимавший Василия у себя боярин не без труда уговорил его принять в подарок шубу: хотя бы во время этой стужи укрыть тело. «Искренним сердцем люблю тебя, прими в знак любви моей». Блаженный согласился, найдя чувства и слова дарителя истинными: «Пусть так, и я люблю тебя». Трое из воровского люда на улице, увидев на убогом бомже неподобающе богатую шубу, решили завладеть ею: один притворился умершим от холода, а двое других испросили у блаженного, в миру славящегося Голым, что-нибудь на погребение, разумея, конечно, шубу, кроме которой, у того на данный момент были только собственные цепи да чистая совесть. Василий накрыл труп шубой и увидел вдруг, что не труп это вовсе, а обманщик в добром здравии, да в злом умысле, после чего, праведно скорбя, сказал: «Буди же ты отныне поистине мёртв за лукавство твоё; ибо не убояшись Страшнаго суда, захотел обманом обрести милостыню: лукавии да потребятся». Вор исполнил волю блаженного, ушедшего в холод и мрак, как и прежде, голым: когда подошли к нему сообщники, он и впрямь уже умер.
Так сложилось, что на Руси без почитания святых христианство будто и не могло явиться, не смогло бы стать столь реально объединяющей народной идеей, насквозь пронизавшей бытие и сознание нации. Святые, будь то правители ли, например, Даниил Московский (1261–1303, прославлен, то есть канонизирован, в 1652 г.), служители церкви ли, от инока и богомаза, Андрей Рублёв (около 1360–1428, прославлен в 1988 г.), до митрополита, Иона (посл. четв. XIV в.–1461, прославлен в 1547 г.), или полководцы, как Александр Невский (1221–1263, прославлен в 1547 г.), и воины, как Илья Муромец (????–1188, прославлен в 1643 г.), - это, прежде всего, земные, существование которых подтверждено исторически, люди, жившие среди таких же земных людей, но во славу народа своего, страны и Бога совершившие или принявшие на себя подвиг, обусловленный, тем не менее, присущими только им особенными, скажем так, «боговдохновенными», качествами.
Кто сегодня осмелится какого-нибудь нынешнего президента просто даже вообразить себе рядом с голым и грязным уличным безумцем? Просто - рядом, даже не ведущим, тем паче, задушевную беседу, исполненную, наверное, не только подозрений и скепсиса, но и смысла духовного? Действительно ли побаивался грозный царь отрекомендованного ему некогда митрополитом Макарием блаженного старца Василия «яко провидца сердец и мыслей человеческих», но вхож тот в палаты царские был… Однажды, одержимый ли бесом сомнения, или же ничтоже сумняшеся в праведности знаменитого и популярного юродивого, царь решил испытать Блаженного, выступив в роли, ни много ни мало, искусителя: дав ему злата, послал вослед соглядатаев, во глубине и глуши параноидальной в будущем души своей, конечно же, надеясь, что, минимум, пропьёт лукавец нежданное богатство с нищим сбродом.
Василий же прям у Лобного места отдал деньги иностранному купцу, не смотря на светлыя купеческия одежды своя, странно затусовавшемуся в неподобающем его статусу сообществе. Слуги сбегали к правителю и доложили о случившемся, а может, и в бинокль какой подзорный увидел он это поразительное безобразие, но вызвал пред светлые грозные очи свои Василия и вопросил прямо: «Куда золото моё… твоё то есть, подевал???»
- Христу отдал, как положено мне и захотешеся.
Нахмурился Иван и уточнил, дабы понять то, чего не уразумел пока:
- Почему же ты, собака блаженный, будущий святой Всея Руси, не нищим родным, нашим - патриотически-русским, подал, а купцу, да ещё и басурманину?! А?! С каких это пор купцу деньги данные мы должны за подаяние Христу потреблять, а, б…?! Отвечай, а не то играть нашему «Зениту» на Красной площади с ихним «Манчестером» каким-нибудь в басурманско игрище твоей буйною головушкой, и стане тады Лобно место вратами…
- Слушай сюды, царе, велик родом, да умом неопытен, поглядом мрачен, но душою, я знаю, не отвердев ещё, солями химическими не пропитан и желочью не измождён… пока ещё. Да мудрости наберись, не поленясь. Купец тот был недавно богат, на многих кораблях торговать сюда шёл, да только они потонули, и купец Божьим промыслом, видимо, остался безо всего, единственно одёжа на ём светла осталася. Три дня гладом тает, бедолага, нечего ему вкусити, а выпросить стыдится ради риз своих, их же на себе носит. А нищие что? Они просить не стыдятся и всегда свой нуждный хлеб себе стяжевают, гладом не живут.
Пустуют ныне паперти великих и разных: скромных и богатых - храмов России, не увидишь на их ступенях толп стонущих и голосящих, изъеденных язвой и вшой, измождённых голодом и пьянством, в рванье и с трясущимися в требовании подаяния руками нищих, самим публичным существованием своим низводящих до состояния бесстыдной фальши тщательно малюемую лепоту русского бытия. Но! Нищий нищему - рознь. И дело даже не в причинах, у каждого - свои: кто-то так и родился нищим, обречённый нищим и умереть, а кто-то обнищал, неведомо как в грязи вдруг очутившись из князи. Юродивые - случай особенный.
Святыми юродивых, или ещё - блаженных, Русская церковь начала почитать с начала XIV века, определив «Христа ради юродство» как сознательное принятие человеком облика безумия, или даже безнравственности, ради отвержения ценностей мирской жизни. Большинству блаженных присущ был дар пророчества, данный Богом в качестве награды за презрение к отвергнутому человеческому разуму. Наверное, правильнее было бы, ведь мы так живём, сказать «к разумению» или «разумности», имея в виду тот обычный образ жизни и поведения, из которого они выпадали, посвятив себя столь странному подвигу.
В Степенной книге, одном из источников, впервые упоминающих о Василии Блаженном, рассказывается, что летом 1547 года Василий пришёл в монастырь Воздвижения Честнаго Креста и перед церковью долго со слезами молился. Поутру, 21 июня загорелась в Воздвиженском монастыре деревянная церковь. Предсказанный пожар был страшен: выгорели Занеглинье, Великий Посад, Старый и Новый город, как пишет Житие, «не токмо же деревеная здания, но и самое камение распадашеся, и железо разливашеся, и по многих каменных церквах и полатах всё выгоре».
Юродство на Руси пошло из Новгорода: отсюда родом Прокопий Устюжский (XIV в.), Никола Кочанов (XIV в.), Михаил Клопский (XV в.). До Василия Блаженного в Москве особо почитаемым стал блаженный Максим (XV в.). Крайней аскезой заслужив право на посмеяние миру, в XVI веке юродство приобрело не только социальный смысл, но и политический: обличение сильных мира сего стало неотъемлемой его частью. Юродивые, потому как их невозможно лишить голоса, «ругаясь миру» даже в Божьем храме, остались единственными поборниками Христовой правды, обличая грехи и пороки людей, будь то цари или нищие.
- А я не уверен, что эти твои юродивые, действительно, как утверждают, заметь, изначально только они сами, от Бога. Ведь, по большому счёту, они всего лишь играют в безумцев, сознательно идя на столь странный, - промакнув пену на губах, Жерар усмехнулся, ничуть меня не удивив: каждый иных по себе меряет, а его Папюс сегодня боле на шарлатана тянет, чем на учёного. - хм-м, подвиг. Они - всего лишь уличный балаган, успех которого складывается из всяких стечений разных обстоятельств и совпадений, а то и просто фальсифицируют их. Ну, скажи на милость, чего ему стоило самому поджечь эту деревянную церковку в монастыре, а?
- Ага, - я как раз покончил со своей кружкой и сердито взял его неначатую. - а потом магическими заклятьями накликать тот сильный ветер, что раздул пожар на пол-Москвы, да? Впрочем, ты не одинок в своём скепсисе и недоверии. С конца XVI века власти и церковь начинают подозрительно относиться к юродивым, а в XVIII веке Синод вообще запретил канонизацию блаженных. Правда, в минувшем столетии двоих всё-таки прославили: Ксению Петербургскую и Николая Рынина.
- А Григория Ефимовича ещё не произвели? Было б забавно, вслед за Николашкой-то, мучеником.
- Всё бы вам, басурманам нечестивым, над нашими болячками надсмешки устраивать. - проворчал я в ответ и обратился к Ломброзо, молчаливому до сих пор и трудолюбиво напиравшему на креветок. - Ты что-то неразговорчив сегодня, Цезарь? Что думаешь?
- Думаю. - более он не проронил ни слова за весь вечер, пока мы не вышли в расцвеченные неоном вечерние сумерки утомлённого за день солнцем и муравьиной вознёй мегаполиса. - Продолжая начатую вами, молодые люди, беседу, могу лишь добавить, что считать юродство подлинным сумасшествием не совсем правильно. Начальное решение, как мы видим со всей очевидностью, всё-таки принимается вполне сознательно.
- Что я говорил! - щёлкнул пальцами Жерар.
- Но! - Чезарио взглядом призвал его остановиться. - Сами условия, в которые ставит себя блаженный своим выбором… а выбор ли это, подумайте! Скорее - предназначение, явление порядка, так сказать, мистического… кто, будучи в здравом уме, сознательно обречёт себя на лишения и антагонизм окружающему миру?! Материальных выгод за подложное своё безумие юродивые ведь не получают, тогда зачем им всё это нужно?
Один купец, решивший построить на Покровке церковь каменную, пожаловался Василию на неудачу, преследовавшую его в этом благородном богоугодном деле: три раза рушилась церковь недостроенной, как только доходило до возведения сводов. «Найди в Киеве убогого Иоанна, он тебе присоветует, как достроить церковь», - сказал ему блаженный. Долго ли, коротко ль, но купец отправился в славный город Киев, матерь городов русских, и разыскал того Иоанна. В бедной хате убогий плёл лапти на пропитание и качал пустую люльку. Подивился купец: «Кого ты качаешь?»
- Родимую матушку, плачу неоплатный долг.
Устыдился купец, ведь он-то свою мать выгнал из дому. Вернувшись в Москву, испросил он у неё прощения, вернул в дом свой и… благополучно достроил церковь.
Камнями побросаться любил Василий, не в людей, конечно же… это чаще его каменьями бивали, не понимая, что за околесицу он в очередной раз надумал. Бывало, бросит камень в уважаемый благочестивый дом, а потом недоумевающим очевидцам да и объяснит, что бесы в этот дом не вхожи и потому толпятся снаружи, вот их-то он и отгоняет от дома порядочного, а тут же, перейдя на другую сторону улицы, у дома, в коем «кощуны» и пьянство-беспредел творятся, вдруг углы расцелует: «Это я ангелов целую, скорбящих неподалеку, прошу, не оставляя надежды, молиться за грешников». Чисто московской публики, однако, маловато было ему, вот и подивил Василий как-то люд со всея Руси, паломничеством пришедший к иконе Богоматери на Варварских воротах (Варварская площадь (Ногина) в Китай-городе): камнем расколошматил эту самую икону. Мог бы и жизнью поплатиться от гнева народа многочисленного, да только сказал, мол, красочку-то поскребите, да и увидите всё как есть на самом деле. Поскребли и увидели: под святым ликом на доске намалёвана была скрытно харя дьявольская.
Иван Грозный, не чуждый, как любой русский царь, душеспасительных бесед, особенно в именины, угостил за таковой в палатах своих Василия добрым вином, а тот за окно чашу вылил, да не одну, а две или даже три кряду! Разумеется, это не могло не разгневать самодержца и самодура, и спросил он, едва сдерживая скрип зубовный и ярость праведную:
- Ты почто, Васька, дурья башка, добро переводишь?! Небрежением мою чашу заздравную пожаловал, да?
- Нет, это я, - ответил ему юродивый. - пожар в Новгороде потушил.
- Брешешь!
- Да вот те крест, потушил!
Доклад посланных для расследования гонцов по возвращении был удивителен: действительно, в тот день и час в Новгороде начался пожар, но явился вдруг, по словам очевидцев, голый старец с водоносом («палка для ношения ушата с водой» - Толковый словарь русского языка Ушакова) и затушил огонь. Подтверждение сие было, разумеется, получено днями позже, а пока, уняв гнев свой, Иоанн прищурил недобрый глаз:
- А что ж это тебя, Василий, я на заутрене не видел? Ты где был?
- Так ты потому и не видел меня, что сам не был в храме.
- Опять твои речи темны и чреваты. Где ж я ещё мог быть-то?
- А на Воробьёвых горах, в новой хибаре.
Потому и побаивался Иван человека божьего Василия, что мог тот глаза в душу обратить, да и невидимое узреть, ведь именно мыслями о строительстве нового дворца и был во время службы всецело поглощён он.
Умер Василий Блаженный 2 августа 1557 года в возрасте 88 лет. Иван Грозный вместе с царицей Анастасией и сыном Феодором навестил его незадолго до смерти, а на погребении, совершаемом лично митрополитом Макарием, на собственных плечах нёс его гроб. Кладбища Троицкой церкви, что во Рву, где был изначально похоронен блаженный Василий, сегодня уже нет, зато на её месте по указу Иоанна Грозного в память покорения Казани вырос вскоре Покровский собор, к которому в 1588 году по велению Феодора Иоанновича был устроен придел во имя Василия Блаженного на месте, где он был погребён. Ныне этот красивейший собор весь мир знает под именем Собора Василия Блаженного.
Минимум, о 24 чудесах при гробе святого чудотворца, описанных в агиографических (АГИОГРАФИЯ, от АГИОС - святой, ГРАФО - пишу, историко-литературное исследование жизни святых - прим. автора) источниках, можно было бы рассказать в дополнение к изложенному выше, о долее, чем четырёхсотлетней, истории Храма Василия Блаженного и его святынях, среди которых - мощи самого почитаемого на Руси юродивого, можно было б повести некороткий рассказ и, увлечась историческими изысканиями, можно было бы попытаться привести в порядок даты и факты, что, конечно же, невозможно…
Но в осуществление права на авторский произвол в завершение этого неисторического эссе хочется всего лишь позволить себе немного мистической математики. Итак, Собор Василия Блаженного был закрыт в 1919 г., а возобновились богослужения в нём в 1991 г. Сами цифры уже выглядят как-то… мягко говоря. Если же вычесть из девяноста одного девятнадцать, то получится 72, именно столько лет своей жизни посвятил Христа ради юродивый Василий Блаженный, московский чудотворец, своему гражданскому подвигу (кто не любит пафоса, может прочитать «долгу», или ещё проще - призванию, профессии то есть). Теперь же, Жерар Анкосс, более известный как Папюс, на твой ироничный вопрос: «И что же может значить сие совпадение?» - я спокойно отвечаю, что не знаю этого, и добавляю, всё так же спокойно:
- Но знаю точно, что случайностей в этом мире не бывает.

Loading...Loading...