Общепринятые нормы поведения и морали. Моральные принципы и мораль в жизни человека

Мораль как свод правил, обычаев, норм и принципов, которыми люди руководствуются по отношению друг к другу и обществу. Религия как основной источник моральных ценностей. История развития морали, ее структура, функции и характеристика этических учений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сод ержание

Введение

1. История морали

2. Структуры морали

3. Функции морали

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В обществе существует много правил, обычаев, норм, принципов, которыми люди руководствуются по отношению друг к другу и обществу в целом.

Часть этих правил должна соблюдаться в обязательном порядке. Они зафиксированы в специальных законах, издаваемые государственной властью. Государство может в принудительном порядке заставить их выполнять. Это правовые нормы, законы и другие нормативные акты, но все они не могут охватить всего круга человеческих взаимоотношений. Есть ещё много сторон человеческого общения, которые не могут регламентироваться силой закона, принудительно. Все правила,обычаи, принципы, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях друг с другом и по отношению к обществу и которые поддерживаются общественным мнением называются моралью или нравственностью, что равнозначно.

Все религии мира, в частности христианская, считают, что принципы морали вечны и неизменны, что их источником является Бог. Он раз и навсегда определил, что нравственно, а что нет. Он узаконил это в «специальных» заповедях - в библейском Ветхом завете. Данные заповеди гласят:

Не произноси имя господа понапрасну;

Помни день субботний;

Почитай отца и мать свою;

Не убий;

Не прелюбодействуй и т.д.

Подобные заповеди обнаружены в найденных в 1901 г. списках законов вавилонского царя Хамураппи, жившего на тысячелетие раньше образования иудейской религии, а также похожие предписания были найдены в буддийских книгах: «я соблюдаю заповедь воздерживаться от воровства»; «я соблюдаю заповедь воздерживаться от непозволительного полового общения»; «я соблюдаю заповедь воздерживаться от лжи и обмана».

Даже в недавнем прошлом враждебная по отношению к религии, коммунистическая мораль, и та имела свой кодекс, большей частью своих положений, основанных на древних заповедях: «гуманные отношения и взаимное уважение между людьми», «человек человеку друг - товарищ и брат», «честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни», «непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству и т.д.

Итак, анализируя вышесказанное, мы приходим к выводу, что основой морали (нравственности) являются созданные много веков назад заповеди, в которых излагаются основные критерии моральных норм и правил, но каждый временной отрезок вносит свои коррективы в структуру и функции морали, которые нам предстоит рассмотреть в данной работе.

1. История морали

Первоначальная мораль была слита в единое целое с религией и правом. Это была единая система регуляции жизни первобытного общества, её основу составляла система табу (система запретов). Эти запреты не имели рационального обоснования, но передавались из поколения в поколение, как традиции. К основным из них относились - запрет на убийство сородича, а также запрет на лишение пищи (самого ценного в первобытном обществе) слабого и больного. Подобная система устраивала первобытных людей, но с развитием отношений между разумными людьми постепенно из общей сферы регуляции выделилось право, которое обобщило долгий опыт разрешения типовых конфликтных ситуаций, но право всегда апеллирует к традиции религии и морали, как факторами, освещающими его деятельность, т.е. опирается на нормы морали и религиозные нормы при создании права. Изучение морали и нравственности занимало одно из важных мест у философов разных периодов времени.

Наиболее ранние этические учения упоминаются в древней китайской философии, которые возникли примерно в V в. до н.э.. Стержнем данных учений является триада - «знание - действие - нравственность». Философия в Китае, прежде всего этика и политика. Этические критерии определяют и знания в целом, и философию в частности. Знания, прежде всего, относятся как путь к нравственному совершенствованию. Высшее знание - это знание о добродетелях великих людей и правилах поведения на всех ступенях общества, от собственной семьи до дворца. Все другие виды знаний - математика, астрономия, медицина и т.д. - объявлялись низшими. В западной культуре наоборот. В древнем Китае этические учения формировались под воздействием четырёх основных направлений и изучались в четырёх школах.

1. ЛЕГИСТОВ (законников) - главной моралью считалось служение императору и небу, только император имеет некоторую свободу, но он должен выполнять волю неба и расположить подданных к себе справедливым правлением.

2. МОИЗМ (экономическая) - главной моралью является регуляция экономических отношений, с целью поднятия благосостояния общества и государства через торговлю, скотоводство и т.д.

3. ДАОСИЗМ, основателем которой является Лао-Цзы (старший современник Конфуция). Главный принцип: не действие, т.е. воздержание от активного вмешательства в дела мира. Не надо ставить цели в жизни они порабощают человека. Нужно уподобиться природе и сливаясь с ней добиться бессмертия.

4. КОНФУЦИАНСТВО. Основатель - Кун-Фу-цзы. В центре внимания конфуцианства проблемы этики, воспитания человека, политики. Нравственное совершенствование воплощено в стремлении жить во взаимном согласии с людьми и с собой, быть человеколюбивым, почтительным. Главным моральным правилом Конфуция: «не делай другим того, чего не желаешь себе». Идеалом морального человека выступает «благородный муж», который противопоставлен «низкому человеку». Если благородный следует долгу и закону, то низкий думает только о себе и о своей выгоде. Долгое время учения Конфуция были официальной идеологией императорского Китая, а учение его является известным не только на родине, но и во всём мире.

К интересным заключениям пришли философы античных времён - учения древних греков и древних римлян. Такие философы как: Аристотель, Эпикур, Сенека, Эпиктет, Аврелий и другие, являлись родоначальниками, а точнее сказать основателями античной философии, которая положила начало западной философии, почти всех её последующих школ, идей и представлений, именно здесь родилась европейская культура и цивилизация. Именно римские стоики (Зенон, Посидоний, Марк Аврелий) впервые заговорили о совести, как функциональном понятии морали и о воле человека, как механизме морального действия. Развиваются представления вины и греха человека, даже мудреца, который раньше был безгрешный.

Знатный патриций Сенека выдвигает идею равенства людей перед судьбой и природой. Истинная ценность человека в его добродетели, которое не зависит от рождения. Благородство духа не передаётся по наследству, оно зависит от самого человека, от направленности его воли.

2. Структуры морали

мораль нравственность религия этический

Слово «Мораль» пришло к нам из французского языка, а во Францию - из Древнего Рима, но само понятие о морали, т.е. об определённых правилах поведения человека среди людей, существовало задолго до появления самого слова «Мораль».

К морали относятся определённые принципы, идеалы, нормы, которые направляют, регулируют поведение людей. Например, принципы гуманизма (человечность, милосердие, справедливость), нормы (не убивай, не воруй, не лги), правила (не делай другому того, чего не желаешь себе; почитай старших; не завидуй и не посягай на чужое). Мораль противостоит злой нравственности, примером которой могут служить такие суждения: «Человек человеку - волк», «с волками жить - по-волчьи выть», «своя рубашка ближе к телу». У морали доброе сердце, в ней всегда проявляется забота не только о себе, но и о других. Полной противоположностью является аморальность и безнравственность поступков и убеждений, которые эгоистичны, себялюбивы, всегда утверждают свою исключительность: только я, только для себя, а остальное - гори всё синим пламенем, мне всё до лампочки. Самое страшное последствие подобных аморальных суждений в том, что они ведут к разрушению, вражде, разделяют людей, толкают их на гибельный путь.

С помощью понятий «Добра», «Зла», «Совести», «Долга» этика изучает мораль и излагает своё содержание. «Зло» - это нарушение морали. Это понятие выражает всё то, что заслуживает осуждения, презрения, и обязательно должно быть преодолено человеком, обществом. «Зло» находится там, где человека обижают, унижают, оскорбляют, где к человеку относятся как к вещи, с помощью которой можно извлечь себе выгоду. Зло - это всё то, что губит душу, способствует нравственной деградации (разрушению) личности. Понятие зла охватывает все отрицательные явления: подлость, воровство, хулиганство, жестокость, предательство. Зло делиться на большое и малое. К большому относится общественное зло (эксплуатация, захватнические войны, преследование инакомыслящих и инаковерующих людей). Где царит зло большое, имеет место зло малое, повседневное, вошедшее в привычку, нравы, в психологию людей. Хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию и горю других людей (даже своих родственников). Когда сильный обижает слабого, когда свою вину сваливают на другого, когда руководители равнодушны к судьбам своих соотечественников, когда живут на нечестно заработанные средства - всё это есть моральное зло.

Всё что противоположно злу, есть добро. В его понятии выражается всё самое светлое, надежды, желания - стремление к человечности и гуманизму. Под добром понимается всё то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности человека, совершенствованию общества. Говоря об улучшении жизни, имеется в виду каждый человек, т. к. гуманная мораль утверждает: нельзя быть по-настоящему счастливым, когда вокруг другие несчастны. Итак, добро и зло служат ориентиром при освоении огромного морального мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло. Но каждому человеку суждено вырабатывать свою личную моральную позицию, самому делать свой выбор. При этом каждый человек ориентируется, выбирая свой моральный путь, свою линию поведения, на общечеловеческие, абсолютные, моральные ценности и идеалы, т.к. они являются вечными и духовными.

Слово «идеал» произошло от греческого «идея», что значит понятие, представление. Когда мы говорим «идеальный», мы имеем в виду самое лучшее, совершенное во всех отношениях. Моральный идеал - это всё самое лучшее, что выработано моралью. Его можно сформулировать кратко и чётко: это всеобщее единение людей. Именно духовное единство служит высшим моральным образцом, на который ориентируются люди в своём стремлении к совершенству, которое достигается только через соблюдение принципов и норм морали. Вот как отзывается Платон об идеале: «…это высшее благо трудно ухватить логически, но в общих чертах можем определить его тремя моментами: истина, добро и красота».

У Аристотеля имелась своя точка зрения: «…высшее благо - это разумная деятельность души, это равновесие между страстями и разумом, которое достигается через морально-этические качества. С помощью разума человек способен охватить мир, но при этом нужно ещё устранить животное начало в себе.

Вторым ориентиром для выработки моральных позиций человека являются ценности, которых великое множество. У каждого человека складываются свои ценности, под которыми принято понимать те идеи, принципы деятельности или же предметы, которые людям особенно дороги, полезны и необходимы для жизни. Человек выстраивает для себя как бы «пирамиду ценностей». При определении линии своего поведения человек ориентируется на неё, выбирает чему отдать предпочтение по сравнению с другими ценностями. Ценности бывают: малозначительные, относительные, живущие короткое время, но существуют ценности особо значимые - главные человеческие, живущие вечно и одинаково важные для всех людей - это человеческая жизнь, свобода, семья, Родина, истина, вера, справедливость и т.д.

В долгой истории человечества существовало много разных ценностей и идеалов. На исторической арене сменяли друг друга разные личности, народы, государства, классы, цивилизации. Но из эпохи в эпоху передаются проверенные временем моральные правила, ставшие общечеловеческими духовными ценностями, которые помогали и помогают человеку выбирать линию своего поведения. Люди всегда осуждали подлость, предательство, жестокость, воровство, ложь, клевету. Но ценили доброту, честность, самообладание, скромность. Самой высшей моральной ценностью является любовь к ближнему человеку. Нужно быть милосердным и великодушным. Нужно уметь терпимо относиться к недостаткам других людей, уметь прощать, жертвуя подчас своими интересами. В этом и проявляется любовь.

В XVIII в. И.Кант, изучив историю морали, сформулировал закон добра, который звучит примерно так: «поступай так, чтобы твои действия стали образцом для всех, всеобщим моральным законом». Но кто же контролирует моральный выбор человека в его поступках, действиях? Считается, что существуют две изначальные позиции для своего морального самоопределения. Одна из них - «культура стыда». В ней человек пытается рассмотреть себя глазами другого человека, и под этим взглядом, есть ли он или представляется, испытывает стыд за свои неверные поступки и намерения, если они не совпадают с общепринятыми в коллективе. Каждый свой шаг человек соизмеряет и обосновывает с мнением окружающих его людей, одобрение которых хочет заслужить. Поведение коллективно согласованно.

В этой культуре любой поступок, не соответствующий общепринятому, подозрителен, подвергается осуждению либо осмеянию. Человек воспринимает общий тон, становится частицей общего морального сознания, коллективного представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Культура стыда возникла тогда, когда человек не мыслил себя отдельно от рода. Со временем стала формироваться другая культура или установка морального сознания - культура вины. Она связана с возникновением более развитой личности, ощущающей свою личную зависимость уже не от окружающих, а от высших сил. Становится стыдно не перед окружающими, а перед самим собой, т.е. выполняется внутренний самоконтроль за своими деяниями, думами и размышлениями. Этой функцией занимается - «совесть» внутренний голос, внутренний моральный контроль. Любовь, долг, ответственность побуждают человека к действиям. Но внутри человека каждый его шаг проверяется его совестью: человек сам сознательно анализирует свои обязанности, сам сознательно требует от себя их выполнения и сам же сознательно себя критикует, даёт оценку своим поступкам. Получается, что «совесть» - это осознание своего долга и ответственности, т.е. самооценка человека. Совесть, сознание долга, проявляются необязательно на уровне рассудка, а иногда и, прежде всего на уровне глубоко личностного чувства. Человек может не вполне осознавать, почему «совесть» велит ему поступать именно так, а не иначе.

Руководствуясь «совестью», человек в самых глубоких тайниках своей души судит о добре и зле. Когда внутренний голос (самоконтроль) говорит человеку, что он поступил честно, правильно, т.е. не совершил ничего плохого, выступил на стороне добра, «совесть» человека чиста, спокойна и наоборот. Никто не знает точно, откуда у человека «совесть», почему она обладает такой силой, всё видит и знает, почему умеет подсказать нам, какой сделать выбор, почему умеет дать внутреннюю оценку нашему выбору, нашему поступку, почему именно перед «совестью» нам надо держать ответ.

3. Функции морали

Философы утверждают, что у морали три основных функции: оценивающая, регулирующая, воспитывающая.

Оценивающая: все поступки, всю общественную жизнь (экономику, политику, культуру) мораль оценивает с точки зрения гуманизма, хорошо это или плохо, добро это или зло. Если человек хочет оценить с моральной точки зрения (поступки людей, поведение), то он пользуется терминами добра и зла, либо близкими по значению понятиями: честь - бесчестие, порядочность - низость, подлость и т.д.; при этом выражает свою моральную оценку.

Оценка влияет на практическую деятельность, иначе она была бы не нужна. Когда явление оценивается как добро, то к нему надо стремиться, если как зло - то искоренять и избегать. Следовательно, оценивая окружающий мир, мы что-то в нём изменяем и, прежде всего себя, свою позицию, поведение, мировоззрение. Мораль помогает нам в поиске истинных ценностей.

Регулирующая : мораль регулирует поведение и сознание человека в той или иной степени во всех без исключения сферах общественной жизни - в труде, быту, политике, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых в каждой из этих областей, принципы морали имеют социально-общественное значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих отношений и откладывается в многовековом опыте развития общества. Они поддерживают и санкционируют определённые общественные устои, строй жизни и формы общения.

Мораль регулирует движение нашей жизни через мнение окружающих людей, общественное мнение, через внутреннее убеждение личности, через совесть. Человек очень чуток к мнению окружающих, ему не безразлично, что о нём думают, следовательно, общественное мнение может оказывать влияние на человека, регулировать его поведение, причём такое регулирование основано не на силе приказа, закона, а на моральном авторитете, моральном воздействии. Но бывают случаи, когда общество находится под властью предрассудков, невежества, тупости, корысти. Поэтому человек, живя в обществе, должен прислушиваться к своему мнению, а самое главное уметь правильно его оценивать, не быть рабом общественных отношений.

Воспитательная: мораль занимает особое положение в воспитательном процессе, помимо воспитания со стороны других людей (родителей, учителей, общественного мнения), а также самовоспитания. Дело в том, что мораль присутствует везде, она входит во все части человеческой деятельности, а значит и в воспитание - умственное, физическое, эстетическое - и является для воспитания самым высоким ориентиром, выдвигая перед ним моральные идеалы.

Из особого положения морали в воспитательном процессе вытекает и её особая задача в обществе: придавать воспитанию правильную ориентацию, способствовать гармоничному сочетанию личных и общественных интересов, т.е. способность человека заботиться о других так же, как и о себе.

Мораль учит нас видеть ценность в каждом человеке и призывает к гуманному отношению людей друг другу. Мы своим поведением никогда не должны угнетать интересы и права других людей. Иначе говоря, воспитательная задача морали в том, чтобы воспитывать человека, умеющего действовать справедливо и гуманно.

Заключение

В 21 веке вокруг нас всё меньше становится друзей, ведь они для многих являются средством поднятия ещё на одну ступень выше, многие (большинство) шагают по головам других и процветают. Но эти люди не понимают, что, отступив от принципов морали, они становятся игроками в игре без моральных правил, где принято предавать, обманывать. Мгновенная выгода от какого-нибудь аморального поступка может обернуться неудачей в перспективе. Хотя было бы не совсем верно полагать, что в жизни злой поступок будет обязательно наказан. Люди, ценящие общечеловеческие ценности в такой игре участие не принимают. Ни один человек не рождается ни подлецом, ни героем. Он как скульптор высекает себя из глыбы мрамора, зачастую почти незаметными делами творит себя, а подвиги или преступления являются результатом этой работы. Но большинство людей имеют надёжную духовную опору - мораль, которой пользуются в соответствии с её требованиями, принципами и нормами. Ведь как учит древняя мудрость, жить по законам морали практичнее, чем нарушать их, ибо в противном случае потеряешь гораздо больше, чем приобретёшь.

Список использованной литературы

1. Большая Советская Энциклопедия. т. 16

2. Бондаренко Ю.А. У истоков современной морали. 1991г.

3. Ватин И.В., Верещагин В.Ю. и др. Основы философии в вопросах и ответах. 2002г.

4. Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание. 2000 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Мораль как одна из форм общественного сознания. Императивность как специфическая черта морали, ее регулятивная функция. Оценочность морали. Описание основных функций морали. Компоненты системы моральной регуляции. Соотношение ценностей и моральных норм.

    реферат , добавлен 07.12.2009

    Профессиональная этика как совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей. Традиционные виды профессиональной этики. Развитие профессиональной этики в XX веке. Профессиональная этика и мораль.

    реферат , добавлен 05.10.2012

    История морали и этимология понятия. Основные ориентиры для выработки моральных позиций человека. Сущность оценивающей, регулирующей и воспитывающей функций морали. Понятие совести как осознания своего долга и ответственности, понятие самооценки человека.

    контрольная работа , добавлен 05.09.2009

    Круг проблем, связанный с четкой дефиницией понятия "мораль". Современные представления о проблеме сущности морали как объективного феномена социального бытия. Проблема определения деловой этики и ее связь с проблемой всеобщности моральных ценностей.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2009

    Мораль как совокупность правил поведения, выработанных обществом. Содержательная изменчивость, многоаспектность феномена морали, методологические установки различных направлений этической рефлексии. Виды морали: профессиональная, бытовая и семейная.

    доклад , добавлен 13.05.2009

    Сущность и структура морали. Моральные принципы и их роль в руководстве нравственным поведением человека. О единой морали и нравственности. Нравственные аспекты общественного поведения и активность личности. Единство мышления, морали и нравственности.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2009

    Происхождение терминов "этика", "мораль", "нравственность". Особенности этических учений античной эпохи. Мораль как сфера общественной жизни. Развитие норм человеческого поведения в процессе развития общества. Духовная и практическая стороны морали.

    реферат , добавлен 07.12.2009

    Особенности происхождения и соотношения понятий этики, морали, нравственности. Предмет и особенности этики как науки. Сущность и структура морали, ее происхождение. Исторические типы нравственности. Основные функции морали. Понятие морального подсознания.

    презентация , добавлен 03.07.2014

    Рассомтрение понятия и сущности морали; ознакомление с основными концепциями ее происхождения. Изучение примеров развития морали в истории. Исследование основных закономерностей развития нравственных ценностей человека, общих норм поведения в обществе.

    контрольная работа , добавлен 14.04.2015

    Основные категории этики. Диалектический метод познания как основной метод познания предмета науки этики. Общее, особенное и единичное в диалектике. Возникновение моральных идеалов, принципов и норм, предъявляемых к сотрудникам правоохранительных органов.

Мораль - это сложное и противоречивое общественное явление и одна из форм общественного сознания. Раскрыть природу морали можно на основе социально-исторического анализа развития человечества. Так порядок в первобытном обществе поддерживался с помощью системы табу - запретов, а в ходе исторической эволюции из запретов сложились обычаи, традиции. В процессе социального расслоения оформлялись новые формы моральной регуляции поведения человека.

Специфика морали состоит в том, что она отражает объективно сложившиеся в обществе нормы поведения людей в основных этических понятиях и категориях. Моральные нормы в совокупности с понятиями составляют нравственное сознание, которое обнаруживается в поступках и поведении людей. На каждой ступени развития человечество вырабатывает принципы и нормы своего поведения. Эти нормы и правила закрепляются в индивидуальном сознании членов социального коллектива, благодаря чему постепенно вырабатывается общее представление о нравственном и безнравственном Кропоткин П.А. Этика. - М.: Юрайт, 2016. - С.15.

Следование моральным принципам - результат осмысленного и добровольного выбора человека. Исполнение нравственных норм основано на чувстве долга, требованиях совести, желании избежать стыда за свои действия или бездеятельность.

Основные принципы морали остаются неизменными: это стремление совершать добро и воздерживаться от зла, заботиться о других людях и общественном благе Скворцов А.А.. Этика: Учеб. для студентов вузов - М.: Юрайт, 2015. - С. 140. Существуют общечеловеческие моральные принципы, смысл которых в том, чтобы не причинять зла другим людям, независимо от их социального положения, национальной и религиозной принадлежности. Однако конкретные формы моральных норм и требований эволюционировали на протяжении всей истории человечества Сабиров В.Ш. Этика и равственная жизнь человека. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. - С. 205.

Выделяют следующие виды моральных норм:

  • 1. Табу - жесткий запрет на совершение каких-либо действий, нарушение которого в сознании людей связано с угрозой обществу и карается сверхъестественными силами; этот феномен был характерен для ранних этапов развития человеческого общества и сохранялся вплоть до нашего времени в традиционных культурах;
  • 2. Обычай - сложившийся в ходе социальной практики образ действий, повторяющийся в определенных обстоятельствах и поддерживаемый общественным мнением;
  • 3. Традиция - устойчивый обычай, форма поведения, которая передается из поколения и поколение и воспроизводится на длительном этапе существования общества;
  • 4. Моральные правила - сознательно сформулированные нормы регулирующие поведение человека; в отличие от ритуальных запретов, обычаев и традиций, требуют от человека нравственного самоопределения, сознательного выбора.

Мораль как форма общественного сознания и способ регулирования социальной жизни характеризуется следующими основными признаками Золотухина-Аболина, Е В. Современная этика: учеб. пособие для студентов вузов- М.; Ростов н/Д: Феникс, 2013. - С. 86:

  • 1. Всеобщность нравственных норм: требования морали едины для всех членов общества и охватывают всех людей, закрепляют основы культуры, их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества
  • 2. Добровольность в следовании нравственным требованиям в отличие от правовых норм, выполнение которых носит обязательный характер и контролируется правоохранительными органами, моральны нормы воспроизводятся в обществе силой традиции, общественным мнением. Их выполнение контролируется самими людьми.
  • 3. Всеохватность морали: правила нравственного поведения регулируют все виды деятельности человека - в межличностном и межгрупповом общении, в производственной деятельности, в политике, в творчестве.
  • 4. Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение.
  • 5. Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания.

Сущность морали - это родовые свойства морали относящие её к социальному регулятору Судоков А.К. Абсолютная нравственность: этика автономии и безусловный - М.: Едиториал УРСС, 2012. - С.28.

Пять сущностных признаков морали:

  • 1. Регулятивность. Упорядочивание явлений, процессов, это всегда движение от хаоса к порядку.
  • 2. Историчность. Все виды социальной регуляции имеют свое определенное историческое время возникновения и особенности исторического развития и изменения.
  • 3. Социальность. Все виды регуляции, в частности мораль, порождены определенной социальной необходимостью.
  • 4. Социальная неоднородность или социальная дифференцированность морали. Каждый социальный класс и группа формируют свою мораль, которая обеспечивает внутреннюю консолидацию и сохранность этих общностей.
  • 5. Определенное место морали в системе социальной регуляции.

Мораль - система норм и правил, регулирующих поведение, общение и другие виды взаимодействия людей в соответствии с принятой в обществе системой ценностей, взглядами на добро и зло.

Мораль связана со всеми сферами общественной жизни и согласовывает личные интересы с общественными. В ходе социализации человек усваивает морально-нравственные нормы: сначала в процессе воспитания, подражая окружающим; потом, по мере взросления, осмысляя и применяя к своей жизни общепринятые суждения о должном, нужном, правильном поведении.

Система моральных норм не является чем-то застывшим и неизменным: принимая решения, определяя жизненные ориентиры, люди участвуют в нормотворчестве, воздействуя на традиционные представления о правилах нравственного поведения и приспосабливая их к уровню развития и нуждам общества. Мораль не имеет определенных институтов, но ее требования закреплены в системе права, обычаях, религиозных заповедях.

Мораль как форма общественного сознания и способ регулирования социальной жизни характеризуется следующими основными признаками.

  • 1. Всеобщность: требования морали едины для всех членов общества.
  • 2. Добровольность: общество не принуждает людей выполнять нормы морали (в отличие от правовых норм, выполнение которых носит обязательный характер); основа соблюдения нравственных принципов - совесть, личные убеждения людей и авторитет общественного мнения.
  • 3. Всеохватность: правила нравственного поведения регулируют все сферы жизнедеятельности человека (в том числе в тех сферах, которые не подлежат правовому регулированию) - в межличностном и межгрупповом общении, в личной жизни, в производственной деятельности, в политике, науке, творчестве и т. и.
  • 4. Бескорыстность морального мотива, непрагматичность моральной цели. Мораль и выгода - вещи несовместимые.
  • 5. Безличность: у моральной нормы нет автора, который ее придумал. Мораль не опирается ни на чей авторитет. Несмотря на то, что мораль существует в повелительном наклонении, повелителя на самом деле нет - им является только совесть человека .

Мораль выполняет следующие функции:

  • 1) регулятивная. Мораль направляет деятельность людей на гуманные цели, регулирует поведение людей и социальных групп посредством формирования внутренних убеждений и воздействия общественного мнения. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям;
  • 2) воспитательная. Нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько формирует моральное сознание, воспитывает способность руководствоваться нравственными ценностями и моральными чувствами;
  • 3) оценочная. Мораль позволяет все человеческие поступки, деятельность в разных сферах жизни оценивать с точки зрения гуманизма, соответствия идеалам добра, справедливости, равенства, благородства, чести и совести;
  • 4) коммуникативная. Люди со схожими моральными ценностями легко находят взаимопонимание, в их общении меньше барьеров, им проще установить отношения товарищества и дружбы;
  • 5) гуманизирующая (мотивационная). Моральное сознание делает человека человеком, возвышает его над природными инстинктами. Мораль уравнивает всех людей, независимо от их происхождения и социального статуса: моральный долг распространяется на всех людей. Так мораль придает человеку целостность, ценность его существования;
  • 6) ценностно-ориентирующая. Мораль позволяет человеку ориентироваться в жизни через систему нравственных ценностей. Мораль задает жизненно важные ориентиры. Это представления о смысле жизни, о предназначении человека, о ценности добра, свободы, совести и пр.

Следует отметить, что выделение определенных функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом. Мораль одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует и т. д. Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека.

Основные принципы морали остаются неизменными на протяжении всей истории развития человечества: это - стремление совершать добро и воздерживаться от зла, заботиться о других людях и общественном благе. Существуют общечеловеческие моральные принципы, смысл которых в том, чтобы не причинять зла другим людям, независимо от их социального положения, национальной и религиозной принадлежности.

Выделяют следующие виды моральных норм:

  • 1) табу - жесткий запрет на совершение каких-либо действий, нарушение которого в сознании людей связано с угрозой обществу и карается сверхъестественными силами; этот феномен был характерен для ранних этапов развития человеческого общества и сохранялся вплоть до нашего времени в традиционных культурах;
  • 2) обычай - сложившийся в ходе социальной практики образ действий, повторяющийся в определенных обстоятельствах и поддерживаемый общественным мнением; значение обычая особенно велико в традиционном обществе;
  • 3) традиция - устойчивый обычай, форма поведения, которая передается из поколения и поколение и воспроизводится на длительном этапе существования общества;
  • 4) моральные правила - сознательно сформулированные нормы и идеалы, регулирующие поведение человека; в отличие от ритуальных запретов, обычаев и традиций, требуют от человека нравственного самоопределения, сознательного выбора

Моральные нормы позиционируют все доброе как важную личную и общественную составляющую. Соотносят светлые проявления с желанием людей поддерживать единство в межличностных отношениях. Во всем этом нужно подробно разобраться, чтобы достичь совершенства в нравственном плане.

Фундамент для построения гармоничного общества

Моральные нормы и принципы обеспечивают достижение гармонии и целостности, когда люди заводят между собой отношения. Кроме этого, появляется больший простор для создания благоприятной среды в собственной душе. Если добру отведена созидательная роль, то злу - разрушительная. Злонамеренные замыслы вредят межличностным связям, они занимаются разложением внутреннего мира индивида.

Моральные нормы человека еще и потому важны, что целью их является целостность доброты в человеке и ограничение его негативных проявлений. Нужно осознать тот факт, что душе необходимо поддержание доброго внутреннего климата, поставить себе задачу стать благонравным.

Моральные нормы подчеркивают долг каждого человека отказаться от греховного поведения как в отношении себя, так и окружающих людей. Следует принять на себя обязательство перед обществом, которое, однако, не усложнит нашу жизнь, а, наоборот, улучшит ее. То, насколько человек чтит морально-этические нормы, контролируется внешним миром. Идет корректировка с помощью общественного мнения. Изнутри проявляется совесть, которая тоже заставляет нас действовать верным образом. Поддаваясь ей, каждый человек осознает свой долг.

Свободный характер принятия решений

Моральные нормы не приносят за собой материальных наказаний. Человек сам решает, следовать им или нет. Ведь и осознание долга - это тоже дело индивидуальное. Чтобы придерживаться верного пути с открытой душой, нужно обеспечить отсутствие довлеющих факторов.

Люди должны осознавать, что поступают правильно не из-за возможного наказания, а из-за награды, что появится в результате в виде гармонии и всеобщего достатка.

Речь идет о наличии личного выбора. Если в обществе уже выработаны некоторые правовые и моральные нормы, часто именно ими диктуется подобное решение. В одиночку его принять непросто, ведь вещи и явления имеют ровно ту ценность, которой мы их наделяем. Не всякий готов пожертвовать личными интересами ради того, что считают правильным в общем смысле.

Обезопасить себя и окружающих

Иногда в душе личности царствует эгоизм, который потом ее же и пожирает. В том забавная особенность этого неприятного явления, что человек ждет слишком многого от окружающих и, не получая этого, считает себя никому не нужным, никчемным. То есть не так далека дорога от самолюбования к самобичеванию и страданию на этой почве.

А ведь все весьма легко - научиться дарить радость другим, и они начнут делиться благами с тобой. Вырабатывая морально-этические нормы, общество может обезопасить себя от ловушек, в которые само же и угодит.

У разных групп людей может и свод негласных правил отличаться. Иногда индивид может оказаться зажатым между двух позиций, из которых нужно выбирать. Например, молодой человек получил просьбу о помощи одновременно от матери и жены. Чтобы всем угодить, ему придется разорваться, в итоге кто-то по-любому скажет, что он поступил не по-человечески и что слово «нравственность» ему, видимо, неизвестно.

Так что моральные нормы - это весьма тонкая материя, в которой нужно хорошенько разобраться, чтобы не запутаться. Имея кое-какие шаблоны поведения, проще строить на их основе собственные поступки. Ведь за действия нужно нести ответственность.

Для чего нужны данные нормы?

Моральные нормы поведения имеют такие функции:

  • оценка того или иного параметра в сравнении с представлениями о добре и зле;
  • регулировка поведения в обществе, установка того или иного принципа, законы, правила, по которым будут действовать люди;
  • ведение контроля над тем, как выполняются нормы. Этот процесс основан на общественном осуждении, или базисом его является совесть индивида;
  • интеграция, целью которой является поддержать единство людей и целостность нематериального пространства в человеческой душе;
  • воспитание, в ходе которого должны быть сформированы добродетели и способность верно и обоснованно делать личностный выбор.

Определение, которое получает мораль и ее функции, говорит о том, что этика разительно отличается от других областей научного знания, которые нацелены на реальный мир. В разрезе этой отрасли познания говорится о том, что должно быть создано, вылеплено из "глины" человеческих душ. Многими научными рассуждениями большая часть внимания оказана описанию фактов. Этикой же предписываются нормы и оцениваются поступки.

Какую специфику носят моральные нормы

Есть определенные их отличия на фоне таких явлений, как обычай или правовая норма. Нередки случаи, когда мораль не идет вразрез с законом, а, напротив, поддерживает и укрепляет его.

Кража не только наказуема, но еще и осуждается обществом. Порой заплатить штраф даже не так сложно, как навеки лишиться доверия окружающих. Бывают и такие случаи, когда право с моралью расстаются на их общем пути. Например, то же воровство человек может совершить, если на кону жизнь родных людей, тогда индивид считает, что цель оправдывает средства.

Мораль и религия: что общего?

Когда был силен институт религии, она тоже играла важную роль в формировании моральных устоев. Тогда они подавались под видом высшей воли, ниспосланной на землю. Те, кто не выполнит божье веление, творили грех и не только осуждались, но и считались обреченными на вечные муки в аду.

Религия преподносит мораль в виде заповедей и притч. Все верующие должны исполнять их, если претендуют на чистоту души и жизнь в раю после смерти. Как правило, в разных религиозных концепциях заповеди схожи. Осуждается убийство, кражи, ложь. Грешниками считаются прелюбодеи.

Какую роль играет мораль в жизни общества и индивида

Люди подвергают свои действия и поступки окружающих оценке с точки зрения морали. Это применимо к экономике, политике и, разумеется, духовенству. Подбирают моральный подтекст для обоснования тех или иных решений, принимаемых в каждой из этих сфер.

Нужно придерживаться норм и правил поведения, служить общему благу людей. Присутствует объективная нужда в коллективном ведении жизни общества. Поскольку люди нуждаются друг в друге, именно моральные нормы обеспечивают их гармоничное сосуществование. Ведь человек не может существовать в одиночестве, и вполне объяснимо его стремление к созданию честного, доброго и правдивого мира как вокруг себя, так и в собственной душе.

Мораль является одной из основных духовных ценностей общества, особенно современного, а также одним из основных видов социальных норм. В чем же ее особенности? Прежде всего, в том, что мораль опреде­ляет не познание мира, не переживания, а действия или поведение в це­лом. Она регулирует не чувства и разум, а волю. Действия воли измеряет­ся категориями «добро» и «зло».

Характерной чертой морали является ее универсальный характер. Это значит, что она должна быть значима для всех членов общества. Например, правила техники безопасности важны только для тех, кто зани­мается каким-либо специализированным видом деятельности. Такое пра­вило, как запрет на плагиат, т.е. использование чьих-либо идей без указа­ния на их автора, значимо только для членов научного коллектива. Эти правила называют «профессиональной этикой». А требование «возлюби ближнего» предполагает отношение ко всем членам общества.

Универсальность означает, что все частные системы предписаний должны согласовываться с моралью. Бессмысленно оценивать правила по­ведения ученого с позиций профессиональной этики врача. Ведь професси­ональная этика, в конечном счете, определяется тем, насколько эффективно она позволяет добиваться целей той или иной профессии. Но вот с позиций морали мы вполне можем оценивать и действия врача, и действия ученого.

Универсальность морали состоит, конечно, не в единообразии мо­ральных норм, а в характере исполнения ее предписаний. Она должна определять поведение человека и быть основополагающей причиной его действий. Это значит, что человек, принявший на себя моральные обяза­тельства, должен быть последовательным, т.е. руководствоваться ими вез­де, всегда и по отношению ко всем.

Каков же должен быть характер предписаний, чтобы они могли но­сить универсальный характер? Моральное действие должно отличаться от действий, причиной которых является чувственное желание. Чем? Внешне они могут быть одинаковы. Так, человек может помочь другому челове­ку, потому что испытывает к нему симпатию. Такие действия, которые свершаются под влиянием наших чувств (симпатий или антипатий, радос­ти, ненависти и т.д.), получили название «склонности».

Разница в том, что действие, совершенное только из-за чувства сим­патии, не имеет общезначимого, универсального характера. Ведь тогда человек помогал бы только тем людям, к кому он испытывает симпатию, или помогал бы только тогда, когда у него есть соответствующее настрое­ние. Универсальность же состоит в том, что делать добро я должен любо­му человеку везде и всегда вне зависимости от моих личных симпатий или антипатий. А такая универсальность может быть обеспечена не влечени­ем чувств, а силой разума. Вот почему исполнение моральных норм при­обретает характер долга. Это не значит, что разум подавляет чувства. В морали задача разума или правил направлять чувства.


Поэтому содержание моральных норм носит характер императи­вов, т.е. повелений. В отличие от советов, которым можно подчиниться, а можно и нет, мораль требует беспрекословного выполнения. Это проявля­ется в характере формулировки моральных принципов. «Возлюби», «По­моги», «Будь справедливым». Почему? Потому что советы не носят обязательного для исполнения характера. Можешь делать, а можешь и не делать.

В чем специфика морали по сравнению с другими сферами духовной жизни, также содержащими нормы. Впервые моральные нормы возникают в рамках религий. Более того, современная мораль во многом имеет религиоз­ное происхождение. Но по сути своей религия есть учение о спасении. Ее конечной целью является определение условий, обеспечивающих возмож­ность перехода из мира земного в мир иной, потусторонний. Поэтому, в ко­нечном счете, нормы морали для религии играют роль средства, способству­ющего достижению цели спасения. А для некоторых религий являются лишь одним из таких средств. Вот почему религия не является этической системой.

Мораль же предназначена обеспечить регулирование поведения людей в этом земном мире и для этого мира. Более того, только тогда те или иные нормы поведения становятся моралью, когда их выполнение стано­вится самоцелью. Вот почему в морали цель и средства не различаются. Это значит, что любое моральное предписание нельзя рассматривать как средство достижения каких внешних по отношению к морали задач. Ближ­него следует любить ради него самого.

Еще одним регулятором поведения является традиция. Это слово многозначно. В частности под ней понимают некоторый неписаный, час­то стихийно складывающийся, лишенный авторства комплекс правил по­ведения. Особенность традиции также состоит в том, что в ней четко не отделены друг от друга религиозные, правовые и собственно моральные предписания. Кроме того, обычно основой соблюдения тех или иных норм в традиции является давление общественного мнения. Т.е. человек соблю­дает те или иные правила только потому, что боится осуждения окружающих. Сейчас бы мы назвали такого человека лицемером.

Сравнение с традицией позволяет также лучше понять отличие пра­вовых норм от моральных. В современном индустриальном мире право также выступает универсальным регулятором человеческого поведения. Как и мораль, право является видом нормативности, а иногда по содержа­нию не отличается от нее. Как и мораль, оно носит императивный харак­тер, т.е. требует беспрекословного подчинения.

Но, исполнение правовых норм гарантируется угрозой наказания со стороны государственных органов в случае их не соблюдения. Поэтому мотивом, побуждающим к соблюдению правовых норм, является страх на­казания. Исполнение моральных норм осуществляется и должно осуществ­ляться только силой собственного разума. Поэтому единственным моти­вом, побуждающим к моральному поведению, может быть лишь совесть.

Кроме того, как правило, правовые нормы носят запретительный характер. Право повелевает, что не следует делать. Оно не может указывать человеку, что он должен делать и к чему он должен стремиться. В лучшем случае оно указывает, что он может делать как субъект права. А вот мораль как раз предназначена определять цели человеческих действий и требовать их выполнения. Всегда возможно определить правовое нака­зание за убийство другого человека и тем самым ограничить подобные действия. Но заставить с помощью органов государства любить другого весьма проблематично.

Отсюда вытекает и третье отличие морали от права. Можно конеч­но с помощью государственных органов заставлять людей любить друг друга. Но при этом трудно определить их подлинное внутреннее отноше­ние к этому. Вот почему право не посягает на мысли людей, а регулирует лишь реально совершенные поступки. Мораль же требует, чтобы не толь­ко поступок, но стремление человека было нравственным.

Наконец, универсальность права отличается от универсальности мора­ли. Оно едино и обязательно только для подданных или граждан государства, а мораль требует одинакового отношения к любому разумному существу.

Конечно, морали вообще нет. Она всегда существует в исторически конкретных формах. Совокупность исторически определенных правил поведения, т.е. правил, которые существовали или существуют в том или ином обществе в то или иное время, принято назвать словами «этос» или «нравы». Так, когда мы говорим о «нравах древнегреческого полиса», то хотим отметить специфические черты тех норм, что определяли поведе­ние афинян, спартанцев и т.д.

В той степени, в какой правила поведения приобретают формали­зованный характер, они становятся этикетом. Формализованность их про­является в том, что правила этикета обычно не допускают отклонений, могут быть легко записаны и определяют только характер исполнения дей­ствия или поступка.

Поскольку знания и возможности людей исторически ограничены, то они вполне могут ошибаться в поиске норм поведения. Поэтому в че­ловеческой культуре возникает потребность в рефлексии или размышле­нии над существующими нравами. Ту часть философии, которая занима­ется изучением существующих правил поведения, размышлением над ними, выработкой критериев их верности, принято называть этикой.

Еще одно понятие, относящееся к морали, - это нравственность. Нравственность - это знание человеком правил поведения, умение, а глав­ное, желание ими руководствоваться. Нравственный человек - это чело­век, которые сам желает жить согласно законам морали и не мыслит своей жизни иначе. Нравственность - это идеал, к которому следует стремиться человеку и обществу.

Loading...Loading...