Описание расы угасающие эльфы. Смотреть что такое "Эльф" в других словарях

Порою, просмотрев фильм или прочитав книгу из разряда фэнтези, начинаешь задумываться, а может это все правда, и на Земле полно неизвестных нам существ. Например, кто такие эльфы, откуда взялись?

Эльфы пришли к нам из кельтского и германо-скандинавского фольклора. У скандинавов это альвы, у ирландцев сиды, у некоторых они духи леса, у некоторых - феи или гномы.

Начало сказаний об эльфах

Считается, что впервые об эльфах заговорили в Ирландии. Там существовал народ, живущий в холмах (сидах). Это были мужчины и женщины необыкновенной красоты. При виде их люди теряли разум и попадали к ним в рабство. Те же, кто смог сбежать, навсегда оставались безумными или наоборот, становились пророками. Это если говорить о мифах, что касается истории, то здесь многие опираются на «Взятие сидов» и «Воспитание в домах Двух Чаш», ирландские саги. Сиды (эльфы) - это мужчины и женщины из племени богини Дану жившие в VI веке до н.э. в Ирландии, Уэльсе и на севере Франции. В 1700-700гг. до н.э. они были разбиты войском Сыновей Миля Испанского и изгнаны из своих земель. Часть ушло в холмы, темные эльфы. Со временем их стали путать с гномами. Остальные уплыли за море и поселились на таинственных островах.

Описание эльфов

Считается, что эльфы это высокие люди, с идеальной фигурой, голубыми (зелеными) глазами, тонкими чертами лица, светлыми длинными волосами. В скандинавской мифологии они имеют чуть заостренные ушки. Живут они более 3000 лет. Эти существа обладали тайными магическими знаниями и впоследствии поделились ими с друидами. Они в совершенстве были знакомы с законами природы, могли повелевать стихиями. Большинство из них знали о целебных свойствах различных растений и умело пользовались этим. Так же они владели магией, знали множество заклинаний и ритуалов. Вообще, эльфы были всесторонне развитым народом. Были у них и ремесленники, и воины, и люди искусства, и ученые. Женщины и мужчины имели равные права. Воспитанием детей занимались приемные родители, это помогало вырабатывать характер.

Эльфы известны не только в Скандинавии. Упоминания о них есть в «Истории» Геродота. Так же есть предположение, что эльфийская богиня Дану и средиземноморская Диана, славянская Дана это одно и то же божество.

В литературе, данные существа имеют разные обличия и повадки. Они могут быть маленькими человечками с крылышками и великанами с специфической внешностью. Все зависит от фантазии автора. Вот кто такие эльфы, а есть ли они вообще, наукой точно не установлено.


Эльфы… Их долгая молодость и странная старость, таинственная связь с лесом и друг с другом, их красота и мастерство, сила и уверенность в себе, подкрепленные вековой мудростью ушедших поколений, всегда были непостижимы для других рас. Им завидуют, их уважают и их боятся, боготворят и ненавидят, изучают и не понимают. Они несут в этот мир веселье и беззаботность, мудрость и спокойствие, чувство прекрасного, поэзию и музыку природы, неба, лесов и гор. Они просто есть, и будут, пока существуют лес, солнце и воздух…

Можно встретить: во всех мирах.

Внимание! На Мин-Акроне и соседних мирах нет обычных эльфов. Только угасающие.

Характер

Утонченный и необыкновенный своими взглядами на жизнь и мышлением народ. Угасающие эльфы связаны невидимыми узами с Древом Жизни того леса, где они родились. Эта связь позволяет им общаться мысленно, находясь вблизи Древа или на определенных расстояниях и делиться эмоциями с теми, кто угас несколько дней или десятки веков назад. «Веерэ алда» - так называется эта непостижимая связь с Древом и угасшими эльфами леса. Она делает лесной народ совершенно непохожим на все остальные. Иные взгляды на жизнь, на мораль, на красоту и вечность. Иная культура, иной образ жизни.

В большинстве своем взрослые угасающие эльфы склонны к созидательному образу мышления. Они практически никогда не покидают своего леса, неагрессивны и миролюбивы, но при этом очень тщательно следят за своей неприкосновенностью и не позволяют никому долго жить в их землях. Они тщательно подбирают себе друзей и среди них довольно редко можно встретить представителей других рас. Но, как и везде, конечно же, существуют и исключения.

Описание внешности

Эльфы по праву считаются красивой расой, но в чем-то они уступают даже эльвринам. Черты лица угасающих всегда утонченные. Как и у других рас, у эльфов существует множество народностей и каждая из них обладает своими отличительными признаками. В основном они проявляются в оттенках кожи, глаз, волос. Совершенно все эльфы лишены бороды и другой растительности. Волосяной покров у них наблюдается исключительно на голове. Их физиология не позволяет им набирать лишний вес. В мирах даже ходит поговорка о том, что «Сколь бы не ел эльф - он никогда не будет т’хаттом». Отличительной чертой угасающих так же можно назвать заострённые длинные уши, миндалевидные глаза и относительно невысокий рост. Редко когда можно встретить эльфа выше 170-175 сантиметров. Большинство же из них наделены ростом в среднем от 160 до 165 см.

Отношения с другими расами

По своей природе эльфы довольно замкнуты. Они очень осторожно относятся к другим расам и редко когда допускают их до своих тайн или переживаний. Тем не менее, среди молодежи можно встретить веселых, открытых домиров, способных приживаться в любых условиях. Но стоит им лишь ощутить Зов, что тянет их обратно домой, как они тут же меняются. Возвращается спокойствие, проявляется удивительная рассудительность и мудрость, возникает некоторая апатия к внешнему миру. Не смотря на свою замкнутость и осторожность, эльфы прекрасно уживаются с другими расами. Они замечательные и бесконфликтные соседи, сострадающие помощники и сильная армия, готовая прийти на выручку угнетенному соседу. Единственная раса, которую ненавидят и призирают все эльфы - это дроу. На самом деле угасающие даже не считают их расой, а называют просто «дагэл» - тот, кто был проклят или тот, кто пал очень низко. И это действительно правда. Эльфы предпочитают не иметь ничего общего с дроу и всячески их избегают. Но не редки случаи, когда между ними происходят и стычки, инициатором которых может оказаться угасающий. Для угасающих дагэлы - это позор, который они не могут смыть с себя вот уже который миллион лет. Не редко молодые эльфы в первые годы своего пребывания вне родного леса, занимаются поисками темных эльфов, но спустя несколько лет бросают эту затею как бесперспективную.

Мировоззврение

Мировоззрение угасающих эльфов тяготеет к истинно-нейтральному и нейтрально-доброму. Этот народ никогда не развязывает захватнических войн; является хорошим дипломатическим союзником, умеющим лавировать при любых обстоятельствах.

Древо Жизни

Угасающие эльфы как никто другой понимает все таинства и сущность леса. Эта необычайная чувствительность обоснована с тем, что сей дивный народ связан особыми узами с тем лесом, где они рождаются. А если быть точнее, с одним-единственным деревом, которое зовется Древо Жизни.

В каждом лесу угасающих эльфов есть свое Древо Жизни. Величественный исполин там, где поколения эльфов насчитывают десятки и сотни витков, и маленький росток - где эльфы обосновались лишь десятилетия назад.

Что же такое Древо Жизни и почему «Веерэ алда» делает угасающих такими особенными? Несмотря на то, что эльфы не скрывают происхождение Древ, мало кому достоверно известно, что они собой являют. История этой расы очень древняя и никто уже толком не помнит, что за договор некогда был заключен между Дитя Леса и эльфами. Но именно тогда часть из них отказалась от своего бессмертия, получив взамен мощную защиту от всех остальных народов и даже стихий. Изначально Древа Жизни произрастали и произрастают на Налимор - бесконечный мир, расположенный на Обратной стороне. Бескрайние леса покрывают этот чудесный план, и именно оттуда вышли первые эльфы и подобные им другие народы: элары, эладрины, эльврины. Привезенные в другие миры, ростки Древа, посаженные даже в совершенно безжизненную почву, прижились в считанные дни. Их сила крепла с каждым днем и впоследствии она зависела от его возраста и общины, которая была связана с ним. Те, кто сажал новый саженец и кто уже имел связь с другим Древом, обретали свой новый дом, как бы перенастраивая «Веерэ алда» на этот саженец. Согласно заверениям самих угасающих эльфов, далеко не все способны в медитациях произвести такой ритуал и практически никогда этого не могут сделать взрослые эльфы. Лишь молодежь, выросшая в лесу, откуда был взят саженец, и проводящая возле него немало времени могла единожды за свою жизнь совершить такой поступок. Ну а пока год за годом растет Древо, оно изменяет вокруг себя бесплодные почвы, наделяя их силой. Именно поэтому угасающие эльфы, решившие создать новую общину, всегда выбирают малопригодные земли, которыми никто не интересуется. С каждым десятилетием Древо становится сильнее и окружает невидимой защитой земли вокруг себя, на которых постепенно начинает вырастать лес, который наводняется дикими животными, которые совершенно не опасны для домиров, рискнувших пройтись по эльфийским краям. В этом лесу практически невозможно устроить пожар, а имеющий злые помыслы против общины эльфов рано или поздно обнаруживает себя на окраине леса. Куда реже за ним приходят «стражи» - эльфы, которые тактично, но в то же время безапелляционно выпроваживают домира из их родного дома. Откуда они узнают о злых помыслах? Древо… Ко всему причастно оно. Каким-то известным лишь немногим образом, оно улавливает совершенно все эманации находящихся в лесу домиров, вычленяет наиболее опасных и сообщает об этом эльфам. Но как оно сообщает им? Все эльфы имеют связь с Древом, которую они сами называют «Веерэ алда». Кто-то сильнее ощущает эмоции этого непостижимого организма, кто-то слабее. Но буквально каждый эльф, прикоснувшись к древу, погружается в удивительный экстаз из эмоций и видений, наполненных сокрытой мудростью прошедших поколений.

Древо Жизни являет собой не только защитный механизм для общины эльфов, но так же и способом связи со своим «предком» в Налиморе. Любой эльф, прикоснувшийся к Древу в Налиморе, сможет пообщаться с тем, кто прикоснулся к любому из его потомков Древа в любом другом мире. Благодаря этому и некоему аккумулирующему эффекту информации, эльфы постоянно советуются с мудрейшими из рода своего и черпают все новые и новые методики и решения совершенно любых проблем. Именно поэтому среди эльфов очень много искусных дипломатов. Помимо этого, даже просто находясь в эльфийском лесу, угасающий эльф, рожденный здесь, может улавливать неясные эмоции и образы угасших эльфов его дома. Все угасающие без исключения рождаются с этим чувством, живут с ним и угасают. Сами эльфы описывают эту способность как неясное присутствие коллективного разума, который вселяет уверенность и умиротворенность. С годами это чувство усилится, и многие эльфы, достигшие взрослого возраста не желают покидать лес даже на день, ощущая себя покинутыми и брошенными. Это чувство они зовут «Взрослой Пустотой».

Появление нового леса всегда является очень важным и значительным событием в жизни любой эльфийской общины. На самом деле это очень редкое событие. Эльфам всегда достаточно того места, которое они занимают. Их популяция не очень высока, а дом надежно защищен от врагов. Мало кому удавалось поджечь эльфийский лес и случаи уничтожения Древа хоть и встречаются в истории, но несут под собой колоссальные интриги и заговоры с вмешательством богов.

И тем не менее, не смотря на то, что уничтожить Древо необычайно сложно, таковые случаи имеются в истории буквально каждого мира и они не единожды. Уничтожение Древа - это катастрофа для эльфов как факт. Потеря связи заставляет испытывать их такую боль и шок, что они тут же впадают в безумие. Мало того, согласно легендам, первые дагэлы появились в Вымысле осознанно. Холус искусил эльфов одной безызвестной общины, и они сами срубили свое Древо, мечтая вернуть себе бессмертие. Дитя Леса впала в ярость и отвернулась от них. Не понимая такого ужасного поступка, от предателей отвернулись и другие светлые боги. И одно из проклятий упавшее на них было проклятием Райзы, которая запретила дагэлам видеть свет, но не все оказалось так просто. Среди богов существует достаточно и тех, кому данный поступок пришелся по душе, и те эльфы, что смогли пережить безумие, и не были убиты своими же собратьями в порыве ярости и сумасшествия, смогли уйти под землю. Их волосы побелели от страха, их кожа потемнела от боли, их глаза более не могли нормально смотреть на солнечный свет. Но они все еще могли видеть в темноте, и став темными эльфами, они продолжили свою жизнь, проклятыми, падшими, дроу, как их называют ныне, и дагэл, как их до сих пор презрительно именуют эльфы, не собираясь признавать в них отдельную расу, которая насчитывает ныне миллионы лет существования...

Но почему же угасающие, что добровольно согласились потерять часть своего бессмертия, рискнули вернуть его обратно? И до сих пор иногда некоторые общины падают в бездну проклятия и срубают свое Древо, сходя с ума и становясь темными эльфами? Через боль и падение они обретали свободу, которую потеряли, заключив вечный договор с Дитя Леса. К счастью, лишь крошечная горстка угасающих эльфов вообще приходит к подобным выводам. Жизнь эльфов интересна и прекрасна, и мало кто готов променять ее на «свободу», потому что на самом деле даже эта «свобода» не стоит того, чего лишается угасающий. Ведь его жизнь столь же бесконечна, как и у любого другого эльфа. Но чтобы понять все это, необходимо подробно изучить все ключевые этапы в жизни любого угасающего.

Жизнь и развитие угасающих эльфов

Рождение ребенка для эльфов является величайшим событием. Имея возможность рожать детей лишь от себе подобных, шанс забеременеть у эльфов ничтожно низок, но не от того, что такова у них физиология. Таково их восприятие мира. Благодаря своему менталитету, эльфы никогда не стремятся завести детей как можно раньше. Практически девяносто процентов угасающих начинают думать о продолжении рода лишь став взрослыми. К этому событию готовятся особенно тщательно. Женщина предпочитает не покидать пределов леса, так как доподлинно известно, что существует один шанс на миллион, что эльфийка сможет зачать ребенка за его пределами. Мало того, точно известно, что во время родов угасающая роженица просто обязана находиться под защитой Древа. Неважно ее ли это Древо или другое. Если же этого не происходит, в большинстве случаев ребенок рождается мертвым или на свет появляется «дагэл». Тот, кого прокляла Дитя Леса, тот, у кого нет «Веерэ алда». Такие дети имеют ничтожный шанс выжить. В большинстве случаев их сразу убивают, чтобы ребенок не мучился, потому что, явившись на свет, он тут же впадает в безумие, которое способны пережить далеко не многие. Об таких трагических и ужасающих случаях ходят баллады с душещипательными концовками и не менее печальным сюжетом. Не трудно догадаться, что ни одна будущая мать не пожелает такой участи своему будущему ребенку, и поэтому беременная женщина если и оказывается случайно за пределами леса, то стремится вернуться туда всеми любыми способами. Если же ей не удается добраться до своего леса, она пытается попасть в любой другой, где есть Древо, но тогда ей, скорее всего, придется отдать ребенка рано или поздно на воспитание другим, потому что рожденное дитя будет связано с этим лесом, а ей необходимо будет вернуться в свой. И именно по этой же причине большинство эльфиек задумывается о семье лишь тогда, когда их настигает Зов и они более не могут надолго покидать свой дом. А, будучи молодыми, как и мужчины, они стремятся прочь из него, что совсем не способствует безопасности возможному ребенку. Почему же молодые эльфы спешат покинуть родной дом? О, это тоже интересная история.

Рожденный младенец растет и развивается как большинство детей других разумных рас. Практически все дети эльфов озорливы, очень активны и совершенно не походят на своих степенных, медлительных и умудренных опытом родителей. К своим пятнадцати годам, любой подросток начинает постепенно ощущать странное чувство, которое сами эльфы называют «Пустотой». Пустота гонит их прочь из леса и приблизительно с пятнадцати до двадцати лет, любой молодой эльф срывается с места и покидает родной дом, уходя в земли, принадлежащие другим народам и расам. Пустота толкает их прочь из дома и даже угасающие с трудом могут объяснить, что они сами чувствуют. Мало кто не ощущает Пустоту в эти годы или способен перебороть ее. И практически никто не делает этого специально. В культуре и обычаях эльфов, Пустота столь же обыденный и необходимый факт, как и способность дышать, говорить, рожать детей. День, когда ребенок покидает родной дом, считается счастливым и наполнен любовью и лаской родных и близких. А все потому, что приблизительно через сто лет молодой эльф вернется обратно, став уже взрослым. Сами эльфы не понимают как можно не поддаться Пустоте и насильно держать себя в лесу. В какой-то мере для них это просто необъяснимо и если переводить на слова других народов - является своего рода неким позором, признаком детства, неспособности начать взрослеть. Нельзя сказать, что на таких эльфов смотрят как на юродивых. Да, им сочувствуют, но рано или поздно совершенно все эльфы испытывают Пустоту и покидают лес. Просто кому-то не везет и это случается намного позже. По правде сказать, многие покидают родной дом все равно, даже если они еще не ощутили Пустоты. Никому не хочется признаваться, что они хуже других.

Теперь должно быть понятно, почему об эльфах ходят противоречивые истории о том, что они веселы, беззаботны и в то же время скрытны, рассудительны и умудренные опытом? Да, все дело в том, что по свету путешествуют в основном молодые эльфы, ощутившие Пустоту. Это чувство толкает их на необдуманные поступки, среди которых не редко можно наблюдать и совершенно противоречивые привычному о них мнению как о добром и рассудительном народе.

Достигнув тридцати-сорока лет, эльфы перестают внешне меняться. Они сохраняют свою молодость вплоть до ста десяти-ста двадцати годов, после чего совершенно всех без исключения настигает «Зов». До этого же момента эльфы, покинувшие лес, даже те, что уже стали взрослыми (услышали Зов) практически не ощущают связи с лесом. Лишь впадая в грезы, которые заменяют им сон, угасающие эльфы могут чувствовать Древо и находят в общении с ним успокоение сродни тому, что испытывают большинство домиров во время сна. Именно по этим причинам чувство, заставляющее покидать эльфов лес в молодости, зовется Пустотой. Понять и объяснить более подробно не могут даже сами угасающие эльфы. Они лишь говорят, что покинув свой лес, то странное чувство, что толкает тебя прочь из него, выплескивается из тебя невообразимой активностью и жаждой действий. Эта активность заглушает пустоту, которая приходит при отдалении от родного дома. И лишь в особенно важных случаях, например, если Дре-ву грозит беда, находящиеся вдали от леса эльфы, могут ощутить вновь «Веерэ алда» не погружаясь в грезы.

Зов… Зов всегда приходит неожиданно. Эльфы говорят, что он совершенно противоположен чувству Пустоты. Тебя тянет домой настолько сильно, что либо ты отправляешься немедленно, либо остаешься и терпишь внутреннюю боль и опустошение, умирая день за днем. Известно точно, что если эльф, почувствовавший зов, не вернется в свой лес - в течение года, он старится буквально на глазах, увядает, иссыхает и умирает. Умерший такой смертью угасающий, как и любой другой домир, перерождается снова, но это далеко не та участь, о которой мечтают эльфы. И именно поэтому, ощутив Зов, они возвращаются в свой лес так быстро, как только могут.

Вернувшись в лес, эльф, ощутивший Зов, становится взрослым. Точнее, он становится взрослым в момент, когда чувствует Зов. С этого момента его сознание непонятным образом резко меняется. Пропадает активность, озорство и все то, что так свойственно молодым эльфам. Взрослые эльфы буквально на глазах умнеют, становятся серьёзными, рассудительными и степенными. Они задумываются о своем будущем и о продолжении рода. Теперь, когда они стали взрослыми, их жизнь начинает медленно угасать. С каждым годом, на протяжении приблизительно шестиста лет. Телесная оболочка эльфа растворяется, становясь прозрачной и призрачной, а потом, в один прекрасный момент он исчезает совсем, сливаясь с Древом.

Но слияние на самом деле не является смертью, как считают многие представители других рас. Нет и нет. Окончательно угаснув, эльф при помощи «Веерэ алда» материализуется снова, но уже в Налиморе, где продолжает жить столько бесконечностей, сколько ему захочется, при этом не имея возможности покинуть этот план никогда более. Но бесконечная жизнь порой бывает очень утомительна, особенно если ты апатичен ко всему окружающему и не можешь покинуть свой новый дом. И рано или поздно за всеми угаснувшими эльфами приходит Дитя Леса, живущее на Налиморе. Она уводит их в леса, откуда те уже никогда не возвращаются. Там они вновь растворяются среди привычных им исполинов и зелени, в окружении гармонии и умиротворения. Растворяются для того, чтобы переродиться вновь... эльфом, дварфом, гномом, а, быть может, даже ангелом или... демоном? Кто знает, какой сюрприз преподнесет вселенная на этот раз?...

Жизнь эльфов полна прекрасных воспоминаний и интересных приключений, они без сожалению проживают свои оставшиеся века в лесах, не желая покидать его более. После того, как они ощущают Зов, связь с Древом усиливается, и, имея возможность покинуть после взросления лес буквально на пару недель в году, многие угасающие предпочитают этого все же не делать никогда. Ощущение «Взрослой пустоты» угнетает их настолько сильно, что они не желают испытывать его даже на миг. Они защищены, они умиротворены и спокойны...

Религия

Больше всего эльфы почитают Дитя Леса. В каждом городе, в каждой деревне и даже в каждом доме есть напоминание о ней. Именно она охраняет покой их угасших предков на Нлиморе и провожает тех в последний путь, когда они решат окончательно раствориться и переродиться. Не смотря на столь явные предпочтения, среди угасающих эльфов можно встретить немало жрецов и последователей и других богов. Особенно пользуется популярностью Эллана, которая согласно преданиям дала разрешение Дитя Леса обрести угасающим их нынешнюю природу.

Язык

Как и у других рас, язык угасающих эльфов имеет множество диалектов, но непосредственно выд лить можно два подъязыка: атамиэльский и фанорионский, которые практически неотличимы для стороннего домира, и всю тонкость может понять лишь тот, кто внимательно изучит оба языка одновременно. Разница между ними заключается лишь в изогнутости некоторых рун, а так же произношении, из-за которого одно и то же звучание в двух языках может подразумевать порой совершенно противоположный смысл. Помимо этого существует не то чтобы малоизвестный, однако практически невозможный к усвоению устный язык налим (произошедший от языка налимор, на котором говорят обитатели мира Налимор) , который, согласно древним летописям, Дитя Леса подарила угасающим эльфам. Практически все представители этой расы без исключения владеют налимом в совершенстве. В то время как всем остальным, включая и обычных эльфов, его приходится кропотливо и тщательно изучать.

Приключенцы

Как уже говорилось выше, большую часть искателей приключений среди эльфов составляет молодежь, которая ощутив «Пустоту» покинула свой дом в ожидании взросления. В большинстве случаев эти эльфы необычайно любопытны, дружелюбны и веселы. Не редко среди них можно встретить и совершенно противоположных характером личностей. На каждого «Пустота» действует по-своему, но практически подавляющее большинство запоминается остальным именно как беззаботные веселые музыканты, искатели удачи и ярких впечатлений.

В германских языках есть группа подобных «elf» слов: датское название «elv», англо-саксонское «aelf», шведское «alv», норвежское «alv» и исландское «alf-ur», что говорит о едином корне, а следовательно - о былом единстве представлений об эльфах среди предков всех современных германских народов. Само же происхождение германского слова «эльф» понять намного сложнее, да и вряд ли возможно вообще. Некоторые исследователи связывают это слово с романским корнем «альб» - «белый», есть также мнение, что оно произошло от валлийского или шотландского «ellyl»/«aillil» - «сияющий», восходя к шумерскому «ellu» - тоже «сияющий» (эльфов из ранних легенд отличало исходящее от них сияние, в качестве примера см. англо-саксонское слово «aelf-sciene»).

Альвы в Эддах

А́львы - по сути то же слово «эльфы », только в произношении некоторых германо-скандинавских языков.

Туаты у кельтов

Во времена глубокой древности в Ирландии появились туата де Даннан (племена богини Дану или дети Дану). Своим колдовством они укрыли землю густыми туманами и безраздельно властвовали островом, сражаясь с другими племенами и демонами-фоморами приплывшими из-за моря.

Впоследствии туата де Даннан уступили власть над Ирландией милезам (сыновьям Миля). Милезы заключили с туатами договор, по которому милезы получают остров во владение, а дети Дану могут остаться в Ирландии, но жить не на поверхности земли, а внутри холмов, именуемых сидами. Отсюда и новое название туатов - сиды (Sídhe) или ши (Shee).

Частица «ши» в названиях сверхъестественных существ почти всегда указывает на то, что это существо из германской или кельтской мифологии. Например: бааван ши; баньши ; дини ши; кайт ши; шифра и т. д.

Образ сидов почти полностью совпадает с современными представлениями об эльфах, возникшими благодаря современной и классической литературе.

Сиды высоки ростом и прекрасны лицом. Однако одного их прикосновения достаточно, чтобы свести человека с ума; стрелы сидов, с пропитанными ядом наконечниками, убивают на месте. Правит сидами королева Медб - красавица с голубыми глазами и длинными белокурыми волосами. Тот, кому доведется увидеть её, умрет от любви и тоски. Если сидам не докучать, они не обратят на людей не малейшего внимания. У них своя жизнь, свои заботы - они пасут свой чудесный скот, танцуют, попивают виски, музицируют. Особенно остерегаться сидов следует в Хеллоуин (31 октября) - древний языческий праздник у кельтов, начало нового года. Считается, что в это время сиды переселяются из одних холмов в другие. Именно сиды часто соблазняют и увлекают за собой смертных мужчин (рыцарей, воинов или принцев). В ирландской саге «Исчезновение Кондлы Прекрасного, сына Конда Ста Битв» рассказывается, что девушка из сидов долго соблазняла одного юношу. Она говорила ему:

«-Я пришла из страны живых, из страны, где нет ни смерти, ни невзгод. Там у нас длится беспрерывный пир, которого не надо готовить. В большом сиде обитаем мы, и потому племенем сидов зовемся мы.

Пойдем со мной, мой возлюбленный. Золотой венец покроет твой пурпурный лик, Чтоб почтить твой царственный облик. Пожелай лишь - и никогда не увянут Ни юность, ни красота твоих черт, Пленительных до скончания века». Дважды друидам удавалось рассеять чары сидов, но на третий раз, когда девушка спела: «Давно влечет тебя сладкое желание, Со мной за волну унестись ты хочешь. Если войдешь в мою стеклянную ладью, Мы достигнем царства Победоносного. Есть иная страна, далекая, Мила она тому, кто отыщет её. Хоть, вижу я, садится уж солнце. Мы её, далекой, достигнем до ночи».

Юноша прыгнул в стеклянную ладью и уплыл вместе с девушкой, и больше его среди людей не встречали.

Эльфы в английском фольклоре

В некоторых графствах Англии люди верят в более или менее добрых, хотя и озорных эльфов. В других же - в жестоких, злых и уродливых человечков, так же называющихся эльфами. Чаще всего их обозначают одним словом - пикси (pixie).

У эльфов есть один особенно неприятный порок: это их страсть к воровству. Еще пускай бы забавлялись они тем, что обирали бы поля с горохом да опорожняли бочки с пивом , либо, забравшись в погреб, вытягивали через соломинку дорогие старые вина!

Но нет - они не довольствуются этим, их воровство принимает обыкновенно гораздо более важный и вредный характер: они постоянно стараются уводить в холмы невест тотчас после венца и уносить новорожденных детей до крещения. На место похищенных малюток кладут они в колыбели каких-то своих уродцев, которые мучают всех окружающих несносным криком, злостью и капризами.

Эти черты характера эльфов особенно возбуждали против них негодование людей, и много существует разных легенд о подобных проделках жителей холмов. Все подобные легенды, равно как и поверья, послужившие им основанием, очень древние и так сильно укоренились, что до сих пор поселяне в Швеции и Германии очень неприязненно смотрят на хромых, горбатых и болезненных детей, называя их обыкновенно подкидышами эльфов.

Вот несколько типично английских сказок об эльфах:

«У одной матери эльфы унесли ребенка; по крайней мере, она не могла иначе, как подкидыванием, объяснить себе то, что её здоровый, краснощекий малютка в одну ночь побледнел, похудел и изменился в лице и в характере: прежде тихий и ласковый, он теперь постоянно плакал, кричал и капризничал. Бедная мать стала просить помощи у разных умных и опытных людей. Одни советовали ей прямо выбросить ребенка в глубокий снег, другие - схватить его за нос калеными щипцами, третьи - оставить его на ночь при большой дороге, чтобы тем возбудить в эльфах сострадание к их собрату, а, следовательно, и принудить к возвращению настоящего малютки.
Мать решительно не могла согласиться с ними, потому что её тревожила мысль: „А что если это не подкидыш, а действительно мой ребенок, только испорченный чьим-нибудь дурным глазом?“
Наконец, одна старушка над ней сжалилась и сказала:
- Прежде всего нужно узнать наверное, подкидыш ли это или нет. А чтобы это узнать, возьми ты полдесятка яиц, разбей их скорлупу на половинки, положи перед ребенком на очаг и налей в них воды. Что из этого выйдет, сама увидишь. Только смотри, приготовь заранее каленые щипцы, чтобы хорошенько пугнуть эльфа, если ребенок окажется подкидышем.
Мать приняла совет старухи и тотчас по приходе домой, положила в печь щипцы калиться и стала разбивать яйца перед очагом. Увидев это, ребенок вдруг приподнялся, смолк и стал внимательно глядеть на мать.
Когда же она разложила на очаге яичные скорлупки и налила их водой, ребенок вдруг обратился к ней и сказал (хотя двухмесячные дети не говорят вообще ни слова):
- Что это ты, мать, делаешь?
Мать невольно вздрогнула, услышав это, но отвечала как можно равнодушнее:
- Ты, я думаю, сам видишь, что я делаю: воду кипячу.
- Как? - продолжал мнимый ребенок с возрастающим удивлением. - В яичных скорлупах кипятишь воду?
- Ну, да, - отвечала мать, заглядывая в печь, чтобы видеть, готовы ли щипцы.
- Да помилуй, - закричал эльф, всплеснув руками, - я вот уже 1500 лет живу на свете, а никогда еще ничего подобного не видывал!
Тут мать выхватила из печки раскалившиеся докрасна щипцы и с яростью бросилась на подкидыша, но тот быстро выскочил из колыбели, прыгнул к печке и вылетел в трубу.

Когда же мать подбежала к колыбели с раскаленными щипцами, они у неё вдруг выпали из рук: в постельке, на месте безобразного эльфа, лежал её драгоценный малютка, подложив одну ручонку под голову, а другую крепко прижимая к своей грудке, которая слегка подымалась легкими и мерным дыханием. Кто передаст радость матери?»

«Жили-были муж да жена. Эльфы унесли у них ребенка, которого крестины были замедлены какими-то домашними хлопотами, и подсунули им вместо него своего собственного ребенка (подкидыша). Этот безобразный, худой и, по-видимому, хилый ребенок страшно мучил и отца, и мать; пока кто-нибудь был в комнате, он целый день ревел и метался в люльке, а чуть только все из комнаты выходили, как он выскакивал из люльки на пол, начинал карабкаться на стены, подпрыгивать и приплясывать: ел он за четверых и никогда, кажется, не бывал сыт.

Родители вскоре порешили, что это непременно должен быть подкидыш, и положили от него избавиться во что бы то ни стало. По совету опытной знахарки, мать вот как принялась за дело. Взяла поросенка, зарезала его и запекла в пудинг вместе со щетиной, шкурой, копытами и головой.
Когда мнимый ребенок попросил у неё есть, она тотчас же подала ему это странное кушанье. Тот принялся за него со своей обычной жадностью, но, пожевав несколько минут, призадумался, с изумлением поглядел на пудинг и вдруг заговорил:
- Вот странность! Подают мне кушанье со шкурой и щетиной, с копытами, с глазами! Ха! Ха! Ха! Да я уж сколько живу на свете! Уже ведь три раза видел, как вырастал молодой лес, но о таких кушаньях и не слыхивал!

При этом он выскочил из люльки и исчез; а эльфы вернули догадливым родителям их настоящего ребенка».

В Англии называли «локоном эльфа» клок спутавшихся волос, считая, что это проказа эльфов. В одном англосаксонском заговоре, относящемся, по всем данным, к эпохе язычества, им приписывают коварную привычку метать издали крошечные железные стрелы, которые пронзают кожу, не оставив следа, и причиняют внезапные мучительные колики.

В Ирландии верят и в «больших», человекоподобных эльфов, которых там называют Туата Де Дананн (по другим источникам так называется один из высших классов фейри) или сидов , а так же и в маленьких крылатых эльфов-фей (как и англичане, ирландцы называют их fairy - под тем же словом они подразумевают и фей).

Эльфы в датском фольклоре

В Дании под словом «эльфы» подразумеваются существа, легенды о которых широко распространены по всей северной Европе; их называют скоге, или лесными духами или элле. Описания их схожи - мужчины похожи на стариков в широкополых шляпах, а женщины молодые и прекрасные, однако под зелеными платьями они прячут бычьи хвосты (как и мужчины-элле), а если случайно увидеть женщину-элле сзади, можно увидеть что спина и затылок у неё - полые.

Эльфы в шведском фольклоре

Хотя легенды об эльфах не слишком распространены в Швеции, их фольклор включает в себя большое количество рассказов и легенд о фейри и всевозможных мистических существах, обитающих в лесу. Считается, что лесные духи, упоминаемые в старинных шведских преданиях, это лесные эльфы или по-другому - лесной народ.

Во времена язычества люди верили, что в особенно раскидистых и мощных деревьях обитает лесной эльф. Ореол святости вокруг языческих рощ и деревьев берет начало от древнего обычая совершать жертвоприношения на деревьях. Возможно, сама идея обитаемых деревьев была заимствована из греко-римской культуры.

В Швеции, как и во всех странах северной Европы есть сказание о волшебных существах, с полыми спинами, обитающими в лесах. Шведы называют их скоге. Скоге, скорее всего, не относятся к числу злых духов, но люди предпочитали с ними не встречаться; для чего и брали с собой в лес металлические предметы. Версия о том, что сверхъестественные существа боятся железа так же широко распространена в Европе.

В Швеции до сих пор можно увидеть так называемые эльфийские алтари (elf-altars), на которых во времена язычества совершались обряды и жертвоприношения. Некоторые эти обряды проводились и после принятия христианства.

Часто встречаются истории о «ведьминых кольцах»: считается, что в этих местах эльфы или лесные духи по ночам водят хороводы . Существует много легенд у разных народов (чаще всего шотландцев, шведов и ирландцев) о том как эльфы предлагали смертным (чаще всего рыцарям) вступить в их хоровод и принять участие в танце. При этом, если человек отказывался, мстительные эльфы насылали на него страшные болезни и несчастья. А если соглашался, то на утро, когда магия эльфов рассеивалась, человека находили мертвым в центре ведьмина круга. Роджер Желязны в своем эпическом романе «Хроники Амбера » использовал и адаптировал древний кельтский миф о ведьмином кольце: «Мне говорили, что это случилось далеко на западе - появился небольшой круг из поганок. Внутри его нашли мертвую девочку. Место объявили проклятым. Круг стал быстро расти и через несколько месяцев уже был в целую лигу. Внутри кольца трава потемнела и стала блестящей, как металл, но не погибла. Деревья скрючились, их листья померкли. Они гремели, даже если не было ветра, и летучие мыши плясали и метались меж ними. В сумерках там бродили странные тени - но всегда внутри Круга, и какие-то огоньки, словно небольшие костры, горели там по ночам». Интересно, что в некоторых шведских преданиях эльфов разделяют на три группы, принадлежащие, соответственно, стихиям земли, воздуха и воды. Лесных эльфов в этом случае относят к стихии земли. Так же в Швеции распространены сказания о горном народце. Об этих существах известно мало (несмотря на обилие сказок и историй): горным народцем называют и эльфов, и гномов и даже иногда троллей; точно так же, как и Норвегии.

Эльфы в норвежском фольклоре

В Норвегии широко распространены легенды и сказки о всевозможных низших мифических существах, называемых одним словом - туссеры. Под этим названием могут подразумеваться эльфы, гномы , веттиры (подземный народец, другое название гномов), ульдра (красивые женщины с лентами в волосах, но обладающие так же коровьим хвостом, который они скрывают от людей), тролли или даже ниссе (аналог домовых, с той только разницей, что живут не в домах людей, а по близости в лесу). Особенность норвежского представления об этом сверхъестественном народе в том что, согласно их поверьям, туссеры строят дома и церкви, пасут скот и живут селениями.

Эльфы в искусстве

Тёмные эльфы

В скандинавской мифологии существовали два типа альвов: верхние (светлые) и нижние (тёмные, или свартальвы), причем последним в «Эддах » уделяется значительно больше внимания. Это существа, живущие под землей и обладающие смуглой кожей. Они неоднократно создавали для богов волшебные вещи. В позднем фольклоре этот образ слился с гномами .

Ряд писателей, а также разработчики ролевых систем, в своих произведениях выводят тёмных эльфов как отдельную разновидность расы эльфов, часто упоминая о «разделении» двух народов, единых в древности. Наиболее известным образом современных тёмных эльфов являются дроу из ролевой системы Dungeons & Dragons, вобравшие в себя многие черты как мифических свартальвов (тёмная кожа, жизнь под землей, и т. д.), так и толкиеновских орков (злобность, черная кожа, боязнь света).

Заключение

Само слово «эльф», по сути, является неким обобщением - эльфами называют лесных духов, фей, фейри , подземный народец и даже троллей . Забавных существ, сопровождающих Санта-Клауса и помогающих ему разносить подарки называют рождественскими эльфами.

Различия образов эльфов в произведениях Вильяма Шекспира и Джона Толкиена объясняются, тем, что Шекспир включал в свои произведения персонажей английского фольклора и народных сказок, в то время как Толкиен в своих романах использовал материал, взятый из «Эдды » и других германских сказаний.

Под влиянием времени мифы об эльфах, их внешнсть и нравы менялись. Их первоначальный облик и предназначение затерялись, так как корнями мифы об эльфах уходят в эпоху язычества. Сейчас образ эльфов и их роль в литературных произведениях зависит от воли автора и его представлении об этом волшебном народе.

Loading...Loading...