Семеновская единоверческая церковь исторические сведения. Что такое единоверческая церковь? Единоверческие церкви в России

Нередко современные родители начинают интересоваться, а как раньше воспитывали детей? Ведь на протяжении нескольких веков именно крестьянская семья выступала в качестве хранилицы основных традиций русского народа. В вопросах, связанных с воспитанием детей, она также оставалась верной себе.

Особенности русской крестьянской семьи

На самом деле русская крестьянская семья всегда была своего рода уникальным организмом, в рамках которого и детей воспитывали совершенно без посторонней помощи. При этом все основывались на простых неписанных законах, строго их соблюдая из века в век.

Для типичной крестьянской семьи было характерно рождение большого количества детей. Правда, большинство из них умирали еще в первые годы жизни от различных болезней. Не стоит забывать, что в бедной семье ребенок мог стать «лишним ртом», а вот в зажиточных это был уже потенциальный помощник. Так или иначе, родители всегда смиренно воспринимали, как рождение, так и смерть младенцев. Нужно заметить, что даже в давние времена матери испытывали к своим чадам самые нежные чувства, но в условиях суровых жизненных реалий они были вынуждены обзаводиться психологическими барьерами.

Новорожденного малыша клали в плетеную люльку, которая подвешивалась к потолку. Именно в ней он спал до того момента, пока не учился вставать на ножки. Важный момент в том, как раньше воспитывали детей, заключается в том, что уход за ними был минимальным. Ведь и мать была круглосуточно занята различной домашней работой, да и сами представления об уходе за младенцем ранее были совершенно иными.

Как только кроха учился ходить, ему разрешали передвигаться по избе, но одевали его преимущественно в одну рубашку. Занимал малыш себя самостоятельно и в основном подручными предметами. Нередко за детьми в семье присматривала бабушка или же старшие дети. В холодные периоды года дети находились только в помещении, так как ранее одежда относилась к категории роскоши. В теплое же время дети выходили на улицу и бегали там под присмотром взрослых или совсем юных нянек, которым самим нередко было около четырех-пяти лет.

Конечно, основой для питания любого малыша выступало материнское молоко. При его отсутствии ребенку искали кормилицу или же выпаивали кроху козьим молоком из рога, на который надевался сосок вымени коровы. Не стоит забывать, что и раньше воспитывали детей с использованием своеобразных сосок. Для этой цели использовались жевки, то есть, тряпочки, в который заворачивался хлебный мякиш.

Первый прикорм в виде молочной каши детям обычно предлагался примерно в полугодовалом возрасте, а уже в год его меню пополнялось похлебкой. К трем годам малыш питался наравне со старшими членами семьи, а жизнь его была вполне самодостаточной. Нередко дети были предоставлены сами себе с утра до ночи. Девочки играли в соломенные или тряпичные куклы собственного изготовления, а мальчики мастерили лошадки или другие игрушки. С взрослением разнополых детей объединяло все меньше общих занятий, а игры начинали четко подразделяться на «для девочек» и «для мальчиков».

Как раньше воспитывали детей в период отрочества и юности

В седьмой день рождения ребенок переходил в отроческий возраст. По такому поводу ему давали первые штаны либо длинную девичью рубаху. На этом этапе детей уже активно привлекали к труду, но работа для них выбиралась в соответствии с возрастом, постепенно увеличивая нагрузку.

Правда, когда раньше воспитывали ребенка-отрока, то поручения взрослые раздавали в приказном тоне и совершенно бесцеремонно. Но и перечить никто никогда не думал, так как в семье всегда был непререкаемый отцовский авторитет, поддерживаемый матерью.

С десятилетнего возраста мальчики начинали вместе со взрослыми боронить поле, с двенадцати они учились пахать, а с четырнадцати они были уже полноценными участниками полевых работ. Девочек же с одиннадцати лет учили прясть, с тринадцати вышивать и шить, а в четырнадцать они умели вымачивать холсты. Параллельно с этим юных хозяек обучали премудростям доения коров, выпечки хлеба и прочим делам в крестьянском быту.

Но в вопросе, как раньше воспитывали детей, нужно обратить особое внимание на тот факт, что дети с раннего возраста впитывали в себя понятия крестьянской морали. То есть, детей изначально учили почтению родителям, а также всем старшим, преподавали им основы веры. Правда в давние времена зачастую ограничивались знакомством их с некоторыми языческими поверьями и обрядовой стороной религии.

В подросших юношах и девушках раньше воспитывали стыд и целомудрие, а также честь и совесть, как основные категории нравственности. О половом воспитании подростков не могло быть речи. При этом дети прекрасно разбирались в физиологии отношений полов, так как росли рядом с домашними животными.

    Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

    Стол украшают гости, а дом - дети.

    Тот не умирает, кто детей не покидает.

    Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

    — Л.Н. Толстой

    Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.

    Дайте детству созреть в детях.

    Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.

    — М. Горький

    Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.

    Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

Воспитание детей на Руси

Воспитание детей на Руси всегда было окружено разнообразными поверьями, обрядами и традициями. Много веков назад, как и сейчас, родители хотели защитить своих детей, воспитать их справедливыми и добрыми, честными и счастливыми. Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека.

Воспитание детей в славянской традиции понималось как божественное, жизненно необходимое явление, как долг перед людьми, как священная обязанность не только родителей, но и всех взрослых. «Не тот отец и мать, кто родил, а тот кто вспоил, вскормил, да добру научил», «Умей дитя родить, умей и научить» - гласят народные пословицы.

Существовали определенные циклы воспитания, повторяющиеся в каждой семье из поколения в поколение. Особую роль играли сложившиеся обряды. Развитие ребенка было нацелено на передачу опыта от старших к младшим. Через традиции и обычаи, детям передавались важные истины, наставления, поучения, касающиеся жизненных принципов и мировоззренческих основ.

До восьми лет дети получали домашнее воспитание, участвовали в обрядах, приобщались к фольклорному творчеству: сказочному, песенному, обрядовому. Всё, что сейчас называется русским народным фольклором, во времена Древней Руси было важнейшим средством обучения. Особое место, конечно, занимали сказки. Своим волшебным содержанием они привлекали детей, воспитывая в них в представления о добре и зле - побуждая к добру и предостерегая от злых поступков. Идеалом были отважные, добрые и сильные герои былин и преданий. Погружаясь в мир легенд, верований и традиций, ребёнок проходил особую духовную школу. Маленького россича приучали никогда не брать того, что тебе не принадлежит, даже если вещь забыта или потеряна кем-то, ее нельзя присвоить. Нельзя завидовать силе и ловкости других людей, надо самому стремиться быть сильным, ловким и умелым. Знание жизни передавалось детям в словах народных песен и сказаний, в пословицах, поговорках, шутках, прибаутках, пестушках и потешках.

Период с 8-12 лет считался самым благоприятным для овладения ремеслами. Ребенок поступал в ученичество к мастеру, параллельно обучаясь грамоте. В период многолетнего обучения, между мастером и учеником существовал особый «кодекс чести». Мастер не имел права утаить что-либо из секретов мастерства от ученика и не должен был скрывать, преуменьшать талант ученика, если он превосходил его собственный. Такая традиция прямой передачи опыта, испокон веков существовала на Руси. Навыки передавались от учителей к ученикам на практике. Чтобы стать, например, зодчим ребёнок шёл не в специальную школу, а становился учеником мастера.

Также происходило и в военном деле. С самого раннего детства мальчиков приучали к оружию. В набор юного воина входили деревянные копья, ножи, лук со стрелами. Первый этап перехода из младенчества в отрочество был связан для мальчика с постригом и сажанием на коня. Происходило это обычно в три-четыре года. Начиная с этого момента, мальчиков готовили к защите не только своей семьи, но и всего Отечества. В «Повести временных лет» рассказано о том, как сын Игоря и Ольги, Святослав, был посажен на коня и подал знак дружине о начале схватки, запустив копье во врагов. И пусть копье не пролетело далеко, так как он был еще ребенком, но видно, что маленького князя воспитывали как воина настоящего, а не будущего.

Подготовка юных ратников проходила в форме народной игры. Участие в игре было для мальчика испытанием, а затем «форма» поддерживалась регулярными состязаниями, которые проходили по праздникам. Лет с десяти мальчики принимали участие в коллективных играх вместе с взрослыми, а с 12 лет будущие дружинники жили в особых домах - гридницах, где полноценно овладевали воинским искусством. Они не только должны были овладеть необходимыми навыками и знаниями, но стать продолжателями тех обычаев и традиций, которые способствовали развитию жизни. Дети жили в духе взаимопомощи, почитали родных богов, защитников рода и человека. Мужество и сила, гостеприимство и радушие, храбрость, бесстрашие, воинская удаль - эти и многие другие качества впитывало молодое поколение день за днем.

Если до 12 лет детей не разделяли по половому признаку, одевали в одинаковые льняные рубахи до пят, шитые из одежды родителей, и называли «чадо», то в 12 лет наступало совершеннолетие. Проводился обряд Имянаречения (детские ласковые имена сменялись взрослыми), и детей впервые одевали во взрослую одежду - юношам вручали мужские штаны, девушкам - понёвы, особый род юбок, который носили поверх рубахи на пояске. Так начиналась взрослая жизнь.

Каждое возрастное посвящение было особым этапом для ребенка. Прохождение его свидетельствовало о готовности к новому отрезку жизни. Каждый переход давал ребенку внутренний стержень и дополнительную духовно-магическую защиту. Ребенок не только обучался определенным навыкам и умениям, но и естественным образом проходил нелегкий путь взросления, обучаясь, меняясь и впитывая бесценный опыт.

Loading...Loading...