Смерть франциска ассизского. Франциск и творение Божие


Проповедуйте Евангелие всегда, и когда это абсолютно необходимо, используйте слова...

Святой Франциск Ассизский , урожденный Джованни Франческо ди Бернардоне (1181 - 3 октября, 1226) , был итальянским католическим монахом и проповедником. Святой Франциск Ассизский основал мужской монашеский францисканский Орден, Монашеский Орден женщин из Сент-Клэр, и Орден Святого Франциска для мужчин и женщин, не давших монашеского обета. Хотя он никогда не был рукоположен в сан католического духовенства, Франциск Ассизский является одним из самых почитаемых религиозных деятелей в истории Христианства. Он был великим мистиком, исповедником и молитвинником, явившим первые известные и официально засвидетельствованные Христовы стигматы на своем теле (14 сентября 1224 года на Альвернской горе в во время праздника Воздвижения Святого Креста). Св. Франциск обладал даром прозорливости, о чем свидетельствовали бывшие с ним, что "когда он говорил о чем-нибудь: это так и есть или так будет, это всегда в точности исполнялось". Молясь, он не скрывал своих эмоций от посещавшей его Божественной Благодати, входя в мистический экстаз.
Вскоре после смерти последовавшей 3 октября 1226 в Ассизи, Умбрия, Папской области, он был канонизирован 16 июля 1228 года папой Григорием IX. Святой Франциск Ассизский почитается в Римско-католической церкви, Англиканской церкови, Лютеранской церкови, в Старой Католической церкви и поклонниками Нью Эйдж.

Русский религиозный философ Николай Бердяев, посетивший Ассизи зимой 1910–1911 гг., назвал жизнь Св. Франциска Ассизского "величайшим фактом христианской истории после жизни самого Иисуса Христа". Св. Франциск Ассизский возвестил миру о христианстве как о религии любви, свободы и творчества в Духе Святом. Также св. Франциск был проповедником простоты, терпения и смирения, всем подавая пример своей собственной жизнью. Черезмерная простота и смирение св. Франциска и его последователей часто вызывали негодование священников: ведь францисканцы проповедовали примат Внутреннего над Внешним и часто даже креста не носили, считая, что он "должен быть внутри". "Пусть никто не гордится, но славится крестом Господним" - говорил св. Франциск Ассизский. Взгляните на прижизненное изображение св. Франциска Ассизского:

Старейшее из известных прижизненное
изображение Св. Франциска на стене монастыря
св. Бенедикта в Субиако, Лацио, Италия.

Дмитрий Мережковский в книге «Вечные спутники» говорил о Св. Франциске Ассизском как о проповеднике,объединившем "мироздание с христианством", земное и человеческое с Божественным. Св. Франциск Ассизский утверждал человеческую ипостась вовсе не в противовес Христу, а в нем: прежде всего подчеркивая человечность Христа.

Проповеди св. Франциска Ассизского были далеки от умозрительных, оторванных от жизни "умствований" ради самих себя. В своих пропведях Св. Франциск Ассизский утверждал первенство любви Христовой и познание Веры, которая способна просветить, а не затмить разум. Особым образом Св. Франциск Ассизский относился к солнцу, огню, воде, камням, деревьям и птицам, ибо они напоминали ему о Христе. «Любовь Франциска к птицам и всяким животным, наполнявшим устраиваемые им общежития братьев, а также к цветам и всему в природе - очень существенная черта его душевного облика, делающая его еще более близким и понятным», - писала о св. Франциске Ассизском писательница З. А. Венгерова в конце XIX века (1897 г.). Он учил, что благодать божья живет во всякой земной твари, разлита во всем существующем - в звездах, растениях, животных, которых он называл братьями человека. Св. Франциск Ассизский понимал язык птиц, а взглядом был способен укротить волка. В росписях ассизской церкви кисти Джотто есть сцена: св. Франциск проповедует птицам.

Религиозный философ и мистик Митрофан Лодыженский (1912 г.) провел многочисленные паралели между жизнью и духовным подвигом Св. Франциска Ассизского и Св. Серафима Саровского. В тоже время многие священники Русской Православной Церкви подвергают святость Св. Франциска Ассизского сомнению. Святитель Игнатий Бряченинов советовал своим чадам заняться «чтением Нового Завета и святых отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая церковь выдает за святых)»…

Менее критично к личности св. Франциска Ассизского относились православные священники из Русской Правславной Церкви Заграницей. Профессор Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке Н. С. Арсеньев (1948) писал: "Христианские великие святые и мистики Запада суть истинные братья по духу великих святых христианского Востока. Каким-то избытком, каким-то восторгом, какой-то безмерностью любви к ближнему и смиренного любовного служения ему дышат рассказы о Франциске Ассизском. У него же безмерная любовь и сострадание ко всей твари во Христе, как и у Исаака Сирина" . Н.С. Арсеньев сравнивал Св. Франциска Ассизского как Божъего угодника с Дмитрием Ростовским и Тихоном Задонским.

Идеи Св. Франциска Ассизского нашли свое воплощение в образах старца Зосимы в „Братьях Карамазовых“ Ф. М. Достоевского, и старца Памвы в „Запечатленном ангеле“ Н. С. Лескова. В "Братьях Карамазовых" Иван Карамазов, обращаясь к Алеше, говорит: „Ну, иди, иди к своему патер серафикус“. „Pater Seraphicus“ — это известное прозвище Франциска Ассизского ("Фауст" Гёте, часть 2, акт 5, строки 11918-25), отражающего суть истинного монаха как ангела-серафима во плоти. Возможно, что отсыл именно к ангельскому чину Серафима связан с тем, что Христовы стигматы у св. Франциска Ассизского появились после иссечения его тела лучами света, пущенными спустившимся к нему с небес шестикрылым ангелом Серафимом.

Приветсвие св. Франциска Ассизского

Да будет мир Божий с вами!

Святая Иисусова молитва св. Франциска Ассизского

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, раба Твоего, льва грешного!

Молитва св. Франциска Ассизского

Господи, сделай меня орудием твоего мира;
Там, где ненависть - дай мне сеять любовь;
там где есть несправедливость - милосердие;
где есть сомнения - веру;
там, где отчаяние - надежду;
там, где темнота - свет;
и где есть печаль - радость.
Сделай так, чтобы я, возможно, не столько искал
чтобы меня утешали, сколько утешал сам;
не столько быть понятым - сколько понимающим;
не столько быть любимым - сколько любящим;
ибо в том что мы получаем,
прощая - мы прощены будем,
и умирая для себя, мы рождаемся для вечной жизни !

Мудрые мысли св. Франциска Ассизского

Тот, кто работает руками - рабочий.
Тот, кто работает руками и головой - мастер.
Тот, кто работает руками, головой и сердцем - художник.

Каждый из нас стоит ровно столько, во сколько его оценивает Бог.

Освяти себя - и ты освятишь общество.

Одного солнечного луча достаточно, чтобы отогнать много теней.

И люби тех, которые так плохо поступают с тобою, и не желай другого от них, если Господь не судил иначе.
Люби их так, как они есть, не требуя, чтобы они были лучшими христианами.

Бесы - Божии палачи. И подобно тому, как правитель через палача наказывает преступника, так и Господь посылает Своих палачей, т. е. бесов, чтобы исправить и наказать тех, кого Он любит...

Господь призвал нас для поддержания веры и на помощь священнослужителям святой Римской церкви, которых мы должны по мере сил любить, почитать и уважать... Но я хочу любить и почитать и подчиняться не столько епископам, сколько беднейшим священникам...

Я определенно предписываю, во имя послушания, всем братьям, где бы они ни были, чтобы они не смели просить какой-либо привилегии от папского престола ни для себя, ни для третьих лиц, ни для церкви, ни для обители, ни для проповеди, ни для защиты от преследований.

Я для себя желаю одну привилегию от Господа: ни от кого никогда не иметь привилегии, кроме той, чтобы служить всем, и послушанием нашему святому правилу обратить всех более примером, чем словом.

Те, кто поставлен над другими, пусть столько же гордятся этим начальствованием, сколько если бы были предназначены исполнять службу омовения ног братьев. И если более смущаются об отнятом у них начальствовании, нежели об утрате обязанности мыть другим ноги, тем более набивают себе денежных ящичков на погибель души.

Зарабатывать деньги ради денег - это хуже, чем содомский грех.

Апостол говорит: "Буква убивает, а дух животворит". Те мертвы от буквы, кто стремится познать одни лишь слова, чтобы среди других считаться весьма мудрыми и стяжать большое богатство для родственников и друзей. И те монахи мертвы от буквы, кто не хочет следовать духу буквы божественной, но хочет лучше узнать только слова и объяснять другим.

Блажен раб, который так же смиренно находится среди своих подчиненных, как если бы он был среди своих господ.

Начинайте делать то, что вы обязаны, затем делайте то, что сможете и, однажды, вы обнаружите, что способны сделать то, что раньше было невозможным.

Человек, не относящийся с состраданием к любой Божьей твари, и к людям будет относиться точно также.

Гимн брату Солнцу св. Франциска Ассизского

Всевышний, всемогущий, всеблагой Господь!
Вся хвала - Твоя, вся слава, вся честь
И всяческое благословение.

Тебе единому, Всевышний, принадлежат они.
Ничьи смертные уста не достойны
Произнести Твоё имя.

Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от всего Твоего творения,
Прежде всего от господина брата Солнца,
Который приносит день, и свет Ты даёшь нам через него.
Как прекрасен он, как сверкающ во всём своём великолепии,
Напоминая о Тебе, Всевышний!

Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от сестры Луны и от Звёзд;
В небесах Ты создал их, яркими,
И драгоценными, и прекрасными.

Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от братьев Ветра и Воздуха,
И ясной, и бурной, и всякой иной погоды,
Которыми ты лелеешь всё Своё созданье.

Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от сестры Воды,
Столь полезной, скромной, драгоценной и девственной.

Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от брата Огня,
Которым Ты просветляешь ночь.
Как прекрасен он, как радостен, полон энергии и силы!

Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от сестры Земли, матери нашей,
Которая кормит нас и правит нами,
И производит разнообразные плоды, и пёстрые цветы, и травы.

Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от тех, кто прощает
Ради Твоей любви; от тех, кто терпит
Немощи и искушения.

Блаженны те, кто переносит это в мире,
Тобой, Всевышний, они будут коронованы.

Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от сестры Смерти,
Чьих объятий никому из смертных не избежать.
Горе тем, кто умирает в смертном грехе!
Блаженны те, кого она застанет за исполнением воли Твоей!
Вторая смерть не причинит им вреда.
Хвалите и благословляйте Господа моего, и благодарите Его,
И служите Ему с великим смирением!

Православные молитвы на разные случаи жизни:


На рубеже XII-XIII веков католический Запад был охвачен сильным духовным движением. Оно выразилось в широком распространении ересей. Вальденсы и другие еретики этого времени противопоставляли апостольскую нищету богатству и блеску римской церкви. Их проповедь евангельской бедности производила глубокое впечатление на всех религиозных людей. Знаменитый папа Иннокентий III (1198-1216) счёл нужным обратить этот принцип на пользу римской церкви и оказал тем очень важную услугу ей. Возникшие при нем нищенствующие ордена сделались могущественнейшими опорами папской власти .

В 1182 году у богатого купца в городе Ассизи (итальянская область Умбрия) родился сын, получивший имя Франциска (Франческо). Мальчик рано стал проявлять сильную склонность к странным поступкам. На 25 году жизни Франциска охватил религиозный энтузиазм. Непосредственным поводом к этому было впечатление, произведенное на него (1208 г.) при богослужении в церкви Богоматери чтением того места евангелия от Матфея, в котором передаются слова, сказанные Спасителем в напутствие апостолам, посылаемым на проповедь веры: «Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха» (Матф. X, 9, 10). До того дня Франциск любил веселиться; теперь он бросил щегольство, надел нищенскую одежду, стал спать на голой земле с камнем под головой вместо подушки, стал жить милостыней.

Отречение святого Франциска от земных благ. Фреска Джотто, 1297-1299 гг. Церковь святого Франциска в Ассизи

Все в Ассизи смеялись над ним, многие считали его сумасшедшим, отец проклял его; но он продолжал следовать влечению своей души. Красноречивые проповеди Франциска склонили нескольких других энтузиастов подражать ему. Они также отреклись от всякого имущества, решили странствовать вместе с ним, проповедуя покаяние, возвращая заблудших на путь истины. Франциск Ассизский составил для своей нищенствующей общины устав и пошел в Рим просить у папы утверждения новому монашескому ордену. Он имел сильных покровителей, рекомендовавших его вниманию Иннокентия III.

Папа разрешил Франциску основать орден, устав которого возлагал на новую общину обыкновенные монашеские обеты, но вместе с ними придавал небывалое развитие обету нищеты. Орденской одеждой была темно‑серая мантия, опоясанная веревкой, как подпоясывались бедняки. Скоро эту одежду стали носить тысячи людей. Официальным названием монахов нового ордена было минориты («меньшие», то есть ставящие себя ниже других); но обыкновенно их называли францисканцами по имени основателя ордена. Та церковь Богоматери, в которой Франциск Ассизский почувствовал влечение к нищенствующей жизни, была отдана ему и получила название «малого дара» (Порциункула, Portiuncula). Франциск установил, чтобы при этой церкви ежегодно происходило общее орденское собрание.

Прижизненное изображение Франциска Ассизского. XIII век

Франциск Ассизский был человек доброго сердца; его воодушевление производило сильное впечатление. Небольшого роста, темноволосый, с жидкой бородой, с нежными чертами лица, он был одарен звучным голосом, говорил восторженным тоном, и аскетизм его внушал к нему такое уважение, что еще при жизни его считали святым. О Франциске составилось множество легенд, в которых явно выражается стремление выставить его подобным Христу. Франциск Ассизский подавал своим последователям пример исполнения миссионерской обязанности не только между христианами, но и между неверными. В 1219 году он отправился к войску Пятого крестового похода в Дамиетту. Он хотел обратить египетского султана в христианскую веру. Это ему не удалось. Франциск старался приобрести на Востоке мученический венец, не удалось и это: мусульмане не убили его. Франциск основал монастырь своего ордена в Иерусалиме; там францисканским монахам было вверено охранение святого гроба.

Говорить спокойно, логично, Франциск Ассизский не умел, но в его проповедях была неудержимая страсть, действовавшая на впечатлительных людей. Он говорил проповеди деревьям и холмам и проливал так много слез о грехах, что ослеп. Изнуренный аскетизмом, Франциск Ассизский умер в Порциункуле 4 октября 1226 года.

Смерть и вознесение святого Франциска Ассизского. Фреска Джотто, 1300 г. Церковь святого Франциска в Ассизи

Легенда утверждает, что благодать Божия возложила на его тело символы святости: на руках и ногах его были язвы (стигматы), на тех местах, где они находились у распятого Христа. Через два года после смерти Франциск Ассизский был причислен римской церковью к лику святых.

1181 или 1182-1226) – католический святой, основатель религиозного братства близ Ассизи (Италия). Ссылаясь на идеи раннего христианства, призывал к отказу от всякой собственности, проповедовал бедность и аскетический образ жизни. После его смерти братство превратилось в официальный католический орден францисканцев, получивший распространение во многих странах Европы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Франциск Ассизский

(Francis of Assisi, 11821226).

Пользующийся всеобщим признанием основатель ордена "малых братьев" (францисканцев). Настоящее имя Джованни Франческо Бернардоне; родился в Ассизи, в семье богатого торговца сукном. Всеми любимый, пылкий юноша вдохновлялся идеалами рыцарства и поэзией трубадуров. В двадцать с небольшим лет Франциск пережил постепенное, но очень глубокое религиозное обращение, к-рое выражалось в трогательных поступках он обменялся одеждой с нищим, поцеловал больную руку у прокаженного. После того как Франциск продал семейное имущество, чтобы на вырученные деньги построить церковь, взбешенный отец заставил его предстать перед епископским судом. На суде Франциск добровольно отказался от наследства и снял одежду в знак того, что всецело предает себя Богу.

Следующие несколько лет Франциск провел отшельником в окрестностях Ассизи. Он оказывал духовную поддержку нуждающимся и помогал чинить храмы. Вокруг него образовалась небольшая группа последователей, крых привлекало составленное им правило бедной жизни. В 1210 г. Франциск добился своего главного успеха зарождающийся орден получил одобрение папы Иннокентия III. Вместо того чтобы подвергнуться гонениям как очередное еретическое движене, "малые братья" стали оплотом радикальных реформ в рамках официальной Церкви.

Совершив проповедническую миссию на исламский Восток (где ему удалось получить аудиенцию у египетского султана), Франциск вернулся на родину в 1219 г. и оказался в очень сложной ситуации. Количество его последователей выросло до пяти тысяч человек; от него все настойчивей требовали организационно оформить свой орден. Удрученный столь явным отходом от прежних идеалов, Франциск постепенно отдалялся от движения, чтобы реализовать предназначенную ему миссию в собственной жизни. Когда он предавался молитвенным размышлениям о страстях Христовых, у него открылись стигматы раны, в точности повторявшие раны Учителя. Хотя Франциск был скорее проповедником, чем писателем, в 1223 г. он создал Второе правило (позже отредактированное в соответствии с требованиями к официальному Уставу ордена), а в 1224 г. свой знаменитый гимн "Песнь Солнцу", в к-ром прославлял Бога и Его творение. Через несколько лет больного и почти ослепшего Франциска привезли из его отшельнического жилища обратно в Ассизи, где он и умер 3 окт. 1226 г. В 1228 г. его канонизировал папа Григорий IX. Останки перенесли в специально построенную базилику.

Неполное определение ↓

"Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых,

и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;
и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее
избрал Бог, чтобы упразднить значащее".

Первое послание святого апостола
Павла к Коринфянам 1:27-28

1. Юность

Франциск родился в 1181 или 1182 году в Ассизи - небольшом древнем городе в Умбрии (Центральная Италия), в богатой мещанской семье. Его отца - торговца сукном - звали Пьетро Бернардоне; мать - Пика - была родом из Франции. При крещении она дала сыну имя Джованни (Иоанн); однако отец, бывший в то время в поездке, после возвращения назвал мальчика Франциском (по-итальянски - «Франческо», т. е. «Французик»), очевидно, из хорошего отношения к стране, с которой он поддерживал торговые связи.

Годы учения Франциска были непродолжительны. Когда ему исполнилось 14 лет, отец решил, что школьной премудрости он набрался достаточно, и с 1196 года Франциск вместе с братом уже помогал отцу в торговле сукном. Предводитель и любимец ассизской молодежи, он проводил дни своей юности в беззаботном веселье, а в общем-то скуповатый отец не жалел денег для своего любимого сына.

2. Обращение

Продолжая мечтать о рыцарской карьере, весной 1205 г. он отправился в новый поход в Апулию. В Сполето во время сна он увидел прекрасный большой дворец, полный оружия и украшений. Когда он спросил, чей это дворец, свыше был дан ответ, что все принадлежит его воинству. Не поняв духовного смысла видения, скрытого в сокровищах премудрости Божией, Франциск принимает его за знак, предвещающий удачу в военном походе. Следующей ночью во сне Франциск слышит призыв следовать за Высшим Господином. Это стало началом обращения Франциска: он потерял любовь к развлечениям и начал постепенно отдаляться от мира, посвящая время посту и молитвам, стремясь определить свой дальнейший жизненный путь.

Важным моментом его обращения оказалась встреча с прокаженным, в котором он увидел страдающего Христа и обнял его; впоследствии Франциск часто помогал прокаженным.

1206 г. Франциск совершил паломничество в Рим. После возвращения, во время молитвы перед распятием в церкви св. Дамиана, он услышал голос, говоривший: «Ступай, Франциск, отстрой дом мой...»

Продолжая работать в лавке своего отца, выручку от торговли Франциск начал раздавать бедным, и это привело к конфликту с отцом: в феврале 1206 г. Пьетро Бернардоне перед епископским судом публично лишил сына наследства, а тот немедленно отдал ему деньги и одежду.

Воображение взрослеющего Франциска захватывали поэмы и песни странствующих трубадуров, посвященные рыцарским подвигам: он мечтал о подобных подвигах и славе.

Казалось, его мечты о рыцарской карьере начинают сбываться, когда он в рядах ассизской армии принял участие в войне против Перуджи (1202 г.) Однако ассизское войско потерпело поражение, и Франциск попал в плен, целый год провел в тюрьмах, а после освобождения заболел. Период пребывания в тюрьме и восстановления здоровья был для него временем размышлений. Он проникся состраданием к нуждающимся. Однажды, встретив бедного рыцаря, Франциск великодушно отдал ему свою одежду.

3. Новый путь

С тех пор Франциск ходил в тунике в виде креста, и помогал больным и прокаженным. Франциск собственноручно отреставрировал три церкви: св. Дамиана, св. Петра, Божией Матери Ангельской.

В 1208 г., участвуя в Святой Мессе в день св. Матфея, Франциск услышал рассказ о том, как Спаситель отправляет своих учеников проповедовать Царство Небесное. (Мф 10,7-14). Восприняв эти слова как выражение воли Христа, Франциск, получив согласие епископа Ассизи, начал проповедовать мир и покаяние.

Вскоре у него появились первые последователи. Составив Устав нового братства из евангельских цитат, Франциск вместе с братьями отправился в 1209 г. в Рим, где получил устное утверждение Устава Папой Иннокентием III. Потнифик уверовал, что устами Франциска говорит Господь, когда получил видение о том, как Латеранская базилика накренилась к земле, а невысокий бедняк, и это был Франциск, поддержал здание и не дал ему упасть. Во время этого визита в Рим Франциск, по преданию, был посвящен в диаконы.

Под влиянием проповедей и образа жизни Франциска дала обет евангельской жизни Клара - графиня из рода Фавроне ди Оффредуччи, а вскоре ее сестра Агнесса и другие девушки. В 1212 году Франциск составил для них Устав.

4. Проповедь Евангелия

В 1212 и 1214-1215 гг. Франциск отправлялся к сарацинам - в Сирию и Марокко, желая обратить их в христианство. Оба раза (в первый - из-за бури, во второй - из-за болезни глаз) он вынужден был вернуться на родину.

В 1217 г. состоялся первый капитул братства, после чего Франциск отправил братьев в Германию, Венгрию, Испанию, Францию и Сирию, а в 1219 г. - пятерых миссионеров в Марокко.

В 1219 г. Франциску удалось с третьей попытки добраться до сарацин - султана Египта Мелек-эль-Камеля. В подтверждение истинности Христовой веры Франциск предложил жрецам султана пройти вместе с ним через огонь, но никто не решился на такое испытание. И хотя султан Египта не принял христианство, Франциск завоевал его уважение и получил от султана охранную грамоту.

5. Устав

Узнав в 1220 г. о возникших в Ордене конфликтах, Франциск возвратился на родину. Обеспокоенный спорами относительно соблюдения Устава, он отказался от обязанностей генерального настоятеля, доверив их Петру Каттани (1220-1221).

В 1221 г. Франциск написал устав из 24 глав, впоследствии переделанный и утвержденный в ноябре 1223 г. Папой Гонорием III. Находясь в Риме, Франциск проповедовал перед Папой и кардиналами так благочестиво и с такой силой, что было ясно: он говорил не учеными словами человеческой мудрости, а по Божественному вдохновению. В 1221 г. Франциск также составил Устав для мирян, ставший основой жизни Третьего ордена (Францисканского Ордена Мирян).

6. Рождество в Греччо

Франциск глубоко переживал тайну Рождества Христова. В 1223 г. он устроил в Греччо рождественскую мистерию. На склоне крутой горы в пещере сделали ясли, туда же привели вола и осла, установили алтарь, на котором священник во время рождественской ночи принес Святую Жертву. Франциск, будучи диаконом, произнес во время Мессы вдохновенную проповедь.

Из «Первого жития» Фомы Челанского:

Высшей его целью, главным желанием и планом, исполняемым всю жизнь, было проповедовать всем святое Евангелие, во всем соблюдать его заветы и следовать по стопам учения Господа нашего Иисуса Христа в неусыпном бодрствовании, в постоянном усердии, всей душой и всем жаром сердца. В глубочайшее размышление он погружался, вспоминая Его слова и в пристальном раздумьи перебирал Его деяния. Особенно же занимали его мысли смирение Воплощения и любовь,явившаяся в Страстях, так что едва ли он желал думать о чем бы то ни было другом.

Потому и следует вспомнить - и не просто вспомнить, но и почтить достойным воспоминанием - то, что он сделал за три года до своей блаженной кончины в селении, называемом Греччо, в день Рождества Господа нашего Иисуса Христа.

Был в той земле человек по имени Иоанн, доброй славы, но еще лучшей жизни, и его св. Франциск отличал особой любовью, тем более, что тот, будучи в этих местах одним из самых знатных и уважаемых людей, презрел благородство плоти и посвятил себя благородству души. И вот блаженный Франциск позвал его к себе примерно за две недели до Рождества Господня, как и раньше он нередко призывал его, и сказал ему: «Если ты хочешь, чтобы в этом году мы праздновали Рождество в Греччо, поспеши все приготовить, и то,что я тебе укажу, укрой тщательно. А именно, я хочу отпраздновать рождение того Младенца, который родился в Вифлееме, хочу вспомнить тяготы его первых дней,когда Он положен был в ясли, и плотскими очами увидеть, как это Он лежал на сене, а рядом стояли вол и осел». Выслушав все это, тот человек, добрый и преданный, побежал скорее и в указанном ему месте подготовил все, что велел ему святой.

И вот приближается день радости, настает время ликования! Из разных мест созваны братья; прибывают люди, жившие в этой земле, неся - каждый по своим возможностям - свечи и факелы,чтобы осветить ночь, в которую воссияла ярчайшая звезда, осветившая все дни и времена. Прибывает, наконец, Франциск, обнаруживает,что все уже готово, и сияет от радости. Тогда приготавливают ясли, несут сено, ведут вола и осла. В этой трогательной сцене сияет евангельская простота, возвеличивается бедность, являет себя смирение, и Греччо обращается в новый Вифлеем.

Эта ночь светла, как день, и сладка и для людей, и для животных. Собрается народ, и ликует доселе невиданной радостью, приветствуя необычайную тайну. Роща наполняется голосами, и грандиозные скалы вторят эхом праздничным хорам. Братья поют, воздавая должную хвалу Богу, и кажется, вся ночь откликается ликованием.

Святой Божий замирает перед яслями, воздыхая, в благочестии своем сокрушенный и дивной радостью преисполненный. Затем священник служит торжественную Евхаристию у вертепа, и он наслаждается утешением, какого не испытывал ранее.

Франциск облачился в одеяние диакона, ибо он и был диаконом, и звучным голосом поет Евангелие. И голос его, мощный и сладостный, ясный и звучный, пробуждает во всех желание оказаться в небе. Затем он проповедует обступившему его народу, и словно мед льются его речи о рождении нищего Царя в малом городе Вифлееме. И часто, желая произнести имя Иисуса, вместо того, воспылав чрезвычайной любовью, именует Его «Вифлеемским Младенцем», растягивая слово Bethlehem так, что звук этот кажется похожим на овечье блеяние, отчего наполняются сладостью не только его уста, но и души всех. И всякий раз, когда он говорил «Вифлеемский Младенец» или «Иисус», он облизывал губы, словно отведывая и сглатывая сладость этих слов.

Там вновь обнаруживаются с преизбытком дары Всевышнего, и одному из присутствующих, мужу добродетельныму, было видение. А именно: привиделось ему, будто в яслях лежит совсем маленький мальчик и вроде бы неживой; а святой Божий, склонившись над ним, пытается разбудить его, чтобы тот очнулся от глубочайшего сна. И вовсе не далеко от истины было это видение, ведь младенец Иисус, которого забыли многие сердца, по милости самого Младенца и через раба его, святого Франциска, воскресал в них, и воспоминание о Нем оставалось глубоко запечатлено в их памяти.

Когда завершилось это торжественное бдение, каждый вернулся к себе домой, будучи исполнен насказанной радостью.

А сено, лежавшее в яслях люди сохранили, ибо через него Господь Бог, умножая милость свою, исцелял скот и прочих животных. И поистине случилось однажды, что в соседних областях множество скота было поражено различными болезнями, но, поев этого сена, полностью избавилось от этих недугов. Более того, даже некоторые женщины, если случались у них тяжелые и затяжные роды, просили подложить им пучок этого сена, и тогда рожали благополучно. Подобным образом многие - как мужчины, так и женщины - обретали желанное исцеление.

Ныне это место посвящено Господу, а на месте яслей соорудили алтарь и построили Церковьв честь св. Франциска, чтобы в том самом месте, где животные ели траву, теперь люди, ради спасения души своей и тела, питались плотью непорочного и чистого Агнца - Господа нашего Иисуса Христа, Который из безграничной любви предал Себя самого за нас. Он с Отцом и Сыном и Духом Святым живет и царствует прославленный во веки веков. Аминь.

7. Стигматизация

В 1224 г. на горе Верна Франциск получил стигматы: на его руках, ногах и в боку появились раны - следы Страстей Господних.


(глава XIII - «О святых стигматах»)

1. У Франциска, мужа евангелического, был обычай - никогда не оставаться праздным, но всегда творить добро. Так что он, словно один из высших духов, то поднимался по лестнице Иакова к Господу, то нисходил к ближним. Ведь он так разумно распределил все свое время, что часть его посвящал трудам на благо ближнему, а другую - сосредоточенному созерцанию и восхождению.

В соответствии с этим он порой отправлялся в другие места ради забот о здравии и спасении других людей, а затем, оставив шум и суету толпы, искал места покоя и уединения, где он мог свободнее предаться размышлениям о Господе и отряхнуть от стоп своих тот прах, который налип на них за время общения с людьми. Итак, за два года до того, как он предал свой дух Богу, Франциск, ведомый промыслом Господним, свершив уже множество трудов, возведен был на гору высокую, называемую Верна.

Там он по своему обычаю начал сорокодневный пост во славу святого Архангела Михаила и сверх обычного переполнен был сладостью созерцания тайн высших, сверх обычного воспламенен был пламенным желанием увидеть небесное. И вот, по воле Господа, он почувствовал, как умножаются в нем дары милости вышней. Так он был вознесен на высоту небывалую, не как тот любопытый, который домогается величия, не думая, что домогаться славы не есть слава, но как благоразумный и верный раб, стремившийся понять волю своего Господа и всегда с величайшим рвением стремившейся эту волю исполнить.

Тогда Франциск помолился с величайшей любовью ко Господу и, взяв с алтаря книгу святого Евангелия, попросил своего спутника, человека святого и верногоГосподу, чтобы тот, во имя Пресвятой Троицы, трижды открыл ее. А поскольку, когда тот троекратно раскрывал книгу, каждый раз выпадало описание Страстей Господних, муж, верный Господу, постиг,что как он подражал Христу в делах своей жизни, так следует ему, прежде, чем перейти от мира сего, уподобиться Христу и в Его страданиях и муке крестной.

И хотя тело его, изможденное суровой жизнью и разделявшее с Христом Его Крест, было совершенно обессилено, все же он ничуть не упал духом и чрезвычайно воодушевлен был желанием мученичества. Возгорелся в нем непобедимый пламень любви к Иисусу кротчайшему, пламень такой сильный, что и великие воды не могли бы угасить огоно столь сильной любви.

3. Итак, возносимый пламенем серафической любви, возносился он ко Господу, и великой любовью, и состраданием своим преображался в Того, Кто, богатый милостью, ради нас пожелал быть распятым.

И когда настало утро Воздвижения святого Креста, а Франциск по-прежнему молился на горе, он увидел Серафима с шестью крылами, опускавшегося с высоты небес, и крылья его переливались блеском огненным. В стремительном полете достиг он по воздуху того места, где молился человек Божий, и тут, среди крыльев его явился образ человека распятого, руки и ноги которого были раскинуты наподобие креста и к кресту прибиты. Два крыла серафима простерлись над головой, двумя он поддерживал свое тело в полете, нижними двумя прикрывал тело. Увилев это, оцепенел муж Божий - радость всмете со скорбью пронзила его сердце.

Радовался он столь милостливо посланному ему видению, ибо понимал, что под видом Серафима явился ему сам Хрситос, но скорбь и сострадание к распятому на кресте словно меч пронзили его душу. И тем более он дивился столь поразительному видению, что немощь и страдание крестной муки совсем не подобали бессмертию серафического духа.

Наконец он понял, - Господь открыл ему! - что по замыслу Божию это видение именно таким предстало его очам, дабы друг Христов заранее знал, что не мученичеством плоти, но всецелым устремлением духа сможет он преобразиться и уподобиться Христу распятому. И когда видение исчезло, в сердце его остался пламень дивный, но и на теле остались не менее удивительные знаки и отметины.

И на руках его, и на ногах начали проступать следы словно от гвоздей, точно таких, какие он незадолго перед этим видел на теле распятого. Казалось, что и руки его, и стопы в самой середине были насквозь пронзены гвоздями, так что след от шляпки гвоздя показался на внутренней стороне рук и на внешней стороне стоп, а острие словно вышло с обратной стороны, поскольку след от шляпки гвоздя был черным и округлым, а от отсрия - вытянутым и вывороченным, как если бы в этом месте натянулась, поднялась и прорвалась плоть, а вокруг плоть отступила и впала.

На правом боку, словно пробитом копьем, вздулся багровый рубец, из которого с тех пор часто сочилась святая кровь, орошая тунику и его штаны.

4. Раб Божий, видя, что столь явные стигматы невозможно будет скрыть от ближайших его товарищей и вместе с тем боясь оглашать тайны Господни, пребывал в мучительном недоумении, не зная, лучше ли ему самому рассказать им об этом. или же следует обо всем промолчать.

Наконец, он позвал к себе нескольких братьев и, не открывая им сути дела и представив им это сомнение как некий предположительный и «общий» случай, просил их совета. Один из братьев по имени Иллюминат, понимая, что отцу вновь было какое-то чудесное видение, от которого он и впал в такое изумление и растерянность, сказал святому мужу так: «Брат, ты ведь знаешь. что тайны Господни открываются тебе не только ради твоего блага, но и ради всех остальных.

Следовательно, с полным основанием следует опасаться, что, умолчав о том, от чего многим должна быть польза, ты будешь осужден за то, что скрыл свой талант в земле.»

Подвигнутый этими словам, святой муж сказал, как и другой пророк говорил: «Слава праведному!» - и затем, хотя и с великим страхом, пересказал по порядку свое видение, добавив, что Тот, Кто ему явился, открыл и многое другое, о чем он, пока жив, не сможет рассказать ни одному человеку.

Следует стало быть предположить, что в речи этого блаженного Серафима, на кресте распятого, были неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.

5. После того, как истинная любовь Христова преобразила любящего в тот же образ, Франциск, как и прежде намеревался, завершил в уединении сорок дней, а когда настал праздник Архангела Михаила, муж ангельский Франциск сошел с горы, неся с собой образ Распятого - не скрижали каменные и не хартии, человеком изрисованные и исписанные, но изображение, запечатленное на живой плоти и перстом Бога Живого. И поскольку правильнее скрывать тайны Царя, муж, посвященный в секреты царские, наколько мог, старался прятать эти знаки. Однако, посколько Господу было угодно открывать многое, совершаемое Им к славе Своей, сам Господь, втайне начертавший на нем эти стигматы, открыл через него столь явно такие чудеса, что эта тайная и дивная сила стигматов обнаружила себя множеством ясных знаков.

8. Блаженная кончина

Предчувствуя приближение смерти, Франциск попросил перенести его в часовню Божией Матери Ангельской - «колыбель Ордена», где умер вечером 3 октября 1226 года.

Из «Legenda maior» св. Бонавентуры
(глава XIV - «О его терпении. О преставлении»)

3. В течение двух лет от запечатления на его теле святых стигматов, то есть до двадцатого года после его обращения, Франциск был мучим множеством различных болезней и подвергался всевозможным ударам, словно камень, лежащий на кровле здания иерусалимского, словно кузнечная работа, под множеством ударов молота доведенная до совершенства, и наконец он попросил, чтобы его отнесли к святой Марии в Порциунколу, чтобы там, где дух благодати сошел на него, вернуть Господу дух жизни.

Когда его принесли туда, он, желая вновь запечатлеть истину своим примером, чтобы было ясно, насколько мало в нем осталось мирского и плотского, пылая духом, обнажил свое тело и нагим простерся на голой земле, желая до последнего часа, пока враг еще бродит вокруг него, бороться с ним один на один, обнаженным.

Так он лежал на земле, отложив и одежду, и мешковину, обернув, по обычаю, лицо к небу и весь устремившись к славе небесной, по-прежнему зажимая левой рукой рану в правом боку, чтобы никто ее не увидел до времени. Наконец, он сказал братьям: «Свое дело я исполнил - а в вашем деле наставит вас Христос».

4.Зарыдали тогда все спутники святого, пораженные острым копьем сострадания, а один из них, которого человек Божий выбрал себе в стражи и наставники, по Божию вдохновению припомнив обет Франциска, вышел поспешно и принес, возвратившись, бедняку Христову его рясу с подштанниками и веревкой вместо пояса, сказав ему:"Вот, я одену тебя этой нищенской одеждой - ее ты получишь по моему приказу и во исполенине святого послушания".

И тогда святой муж возрадовался и возвеселился радостью сердечной, видя, что и в смерти он сумеет соблюсти верность госпоже своей Бедности, и, простирая руки к небу, он восславил Господа своего Христа, ибо по Его воле он ныне, от всего освободившись, свободным мог прийти к Нему. Ведь совершенное усердие в нищете требовало теперь от него, чтобы он не надевал на себя никакой одежды кроме той, что будет выдана ему и надета на него по чужому приказу. А он желал во всем и полностью уподобиться Христу Распятому, Который на кресте висел, как нищий, взаменодежды имея только скорбь.

Как в начале своего обращения к Богу он совлек с себя одежду и нагим предстал перед епископом, так и в завершение своей жизни он желал уйти из мира нагим, и потребовал даже от стоящих вокруг него братьев, чтобы они ради любви и послушания, когда увидят, что он уже мертв, оставили бы его нагим валяться на земле столько времени, сколько потребуется неторопливому путнику, чтобы пройти одну милю.

О, муж, поистине наихристианнейший! Живя, уподобился он Христу Живому, умирая- Умирающему, и в смерти своей стремился преобразиться в Него совершенным покаянием, и по заслугам увенчан был сходством очевиднейшим.

5. Приблизился наконец час его ухода, и он велел созвать к себе всех братьев, которые находились тогда в этом месте, чтобы их, удрученных этой потерей, утешить ласковыми словами, с отеческой любовью ободрить их и уверить в любви Господней.

Он произнес последнюю проповедь о терпении, бедности и сохранении веры святой Римской церкви, подкрепив эти и прочие наставления ссылками на святое Евангелие.

Братья сели вокруг него, он простер над ними руки, раскрытые в знамении креста, ибо это знамение он всегда особенно любил, и благословил именем и силой Распятого всех братьев, как присутствовавших там, так и отсутствовавших.

В заключение он сказал им:" Прощайте сыны мои, живите в страхе Божием и всегда в нем пребудьте.И хотя близятся уже к вам треволнения и искушения, вы сохраните свое блаженство и избранничество, если в этих напастях продолжите то, что начали. А я поспешаю к Богу и Его милости всех вас поручаю."

Завершив таким образом последнее наставление, муж, возлюбленный Богом, приказал принести ему список Евангелия и попросил прочесть вслух то место в Евангелии от Иоанна, которое начинается словами: «Перед праздником Пасхи...».

А сам он, пока хватало сил, тихо пел псалом: «Полным голосом ко Господу взываю, полным голосом Господа молю». И дойдя до последней строки, сказал: «Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благоденяние».

6. И тогда над ним были совершены все таинства, и его пресвятая душа освободилась от тела, растворившись в бездне любви Господней, и муж святой почил в Господе.

Один из его братьев и учеников видел, как его блаженная душа в образе прекраснейшей звезды, окутанной пресветлым облаком, над многими водами поднялась и устремилась прямой дорогой к небу, сияя блеском высочайшей добродетели, мудрости небесной и сверхизобильной милости, ради которых святой муж и удостоился войти в обитель света и мира, где и упокоился со Христом, не имеющим конца. [...]

Жаворонки, небесные птицы, любящие свет и боящиеся сумерек ночи, слетелись в огромном множестве в тот самый час, когда умер святой муж, хотя близились уже ночь и сумерки. Они уселись на крышу дома и кружились вокруг с каким-то праздничным оживлением, явившись к людям с очевидным и радостным свидетельством прославления святого, который при жизни не раз призывал их воздвать славу Господу.

9. Канонизация

16 июля 1228 года. Папа Григорий IX, который был лично знаком с Франциском, торжественно причислил его к лику святых.

Франциск Ассизский - особенный святой, про которого знают даже далекие от церковной жизни люди. Кто-то слышал про францисканцев, кому-то запомнилось обращение «Брат мой Солнце!», наконец, некоторым повезло побывать в итальянском городке Ассизи. В серии ЖЗЛ издательства «Молодая гвардия» вышло жизнеописание этого необыкновенного человека. Какие уроки мы можем извлечь для себя из этой книги и этой жизни? ЧТД расспросил об этом автора биографии, писательницу и органистку римско-католического собора Анну Ветлугину.

Какой урок мы, люди XXI века, можем получить у святого Франциска?
Пожалуй, главное - что можно иметь в себе совершенную радость, то есть такую, которая не зависит от внешних обстоятельств. Нам часто кажется, что для радости нужны какие-то условия. Мы как будто запрещаем себе радоваться, пока не получим что-то, не достигнем поставленных целей.

А Франциск показывает, что радость - внутреннее состояние. Даже оказавшись в тюрьме, он все время смеялся и пел свои любимые прованские баллады. И это при том, что у него было слабое здоровье, а в тюрьме он провел целый год. Но он не рассматривал страдания как препятствие для радости.

Принято думать, что святые отвергают материальный мир. Но, кажется, Франциск относился к нему с нежностью. Это ведь было необычно для того времени и больше свойственно нашему?
У нас в головах с советских времен прочно засел миф о Средневековье, где церковь насаждала свирепую аскезу, а пламенные еретики типа Джордано Бруно пытались облегчить жизнь простого народа, привнеся в нее комфорт и прогресс. Между тем Бруно был больше эзотериком, чем ученым, и писал трактаты по магии.

А огромное количество еретических сект, наоборот, обвиняли церковь в недостаточно строгой аскезе. Например, некоторые из катаров зашли в своем отрицании материального столь далеко, что считали хлеб Причастия уловкой сатаны, предназначенной для отдаления людей от духовности.

Но ненавидящий все материальное рано или поздно дойдет до ненависти к себе. Франциск же пытался пробудить в людях невиданное доселе отношение к материальному миру как к сущности, созданной Господом.

Бог не считает материю чем-то плохим, раз Сам воплотился в этом мире. В то же время Христос появляется на свет в крайней нищете. Значит, материя не может быть целью человеческой жизни, хотя она и творение Божие. А если так, то надо уважать это творение, как равное нам, но не поклоняться ему. Идея весьма актуальная для сегодняшнего дня!

Можно ли назвать Франциска бунтарем?
Ровно настолько, насколько можно назвать бунтарем Христа, на которого он всю жизнь стремился походить. Это бунт против того самого библейского фарисейства, которое мы сегодня называем давлением социума или общественным мнением. Это бунт духа против буквы, но ни в коем случае не против Церкви, поскольку Церковь - это мистическое образование, она вне человеческого суда.

Поэтому Франциск был готов целовать землю, по которой прошел любой, даже не самый безупречный священник. Все священнослужители, как и Папа Римский, были для него частицами Матери-Церкви.

У Франциска были две сподвижницы - святая Клара и римлянка Джакомина деи Сеттесоли, получившая от него прозвище «брат Якопа». Какими они были и чем интересны нам?
Мы не знаем, каковы эти женщины были на самом деле. По сохранившимся отрывочным сведениям можно предположить, что они воплощали два противоположных типа - Прекрасной Дамы и боевого товарища. Возможно, в Якопе Франциск вообще не видел женщины, но именно с ней он постоянно общался. А от Клары старался быть подальше, хотя и вдохновил ее на подвиг благочестия...

За 800 лет многое изменилось, но эти две женские модели, несомненно, существуют и сегодня.

И в своих сильных проявлениях, наверное, та и другая будет мешать женщине построить гармоничные отношения в паре. А мужчинам, может быть, эта история поможет понять, что именно они ищут в женщине: понимания и похожести или, наоборот, посланника с другой планеты.

Чему еще нас может научить Франциск?
Он учит видеть Другого со всеми его особенностями. Он давал приходящим к нему в Орден очень разные поручения, исходя из свойств их личности. Учил миролюбию - в смысле живого интереса и любви к миру. Все эти его обращения «брат Солнце, брат Заяц, сестрица Цикада» - не преувеличение. Он ощущал себя равноправной частью Божьего замысла, и любая сотворенная былинка была ему действительно родственником.

В этом ощущении родства он дошел до «сестрицы Смерти» и приветствовал ее приход.

А еще у него была удивительная система усвоения текста через проживание. Его «жить по Евангелию» означает почти детскую игру с буквальным следованием каждому прочитанному пункту. Но эта игра захватила массы людей по всему миру и продолжается до сих пор.

Книга вышла в серии ЖЗЛ, а это светская литература. Как возникла мысль поместить в нее жизнеописание святого?
Святые по определению «замечательные люди», но, конечно, их биографии стали появляться в серии только в последние годы, пока их не много: Кирилл и Мефодий, Серафим Саровский и «мой» Игнатий Лойола .

Что касается Франциска, написать что-нибудь о нем, даже точнее - иметь к нему какое-то отношение было моей детской мечтой. Я училась в музыкальной школе, читала биографию Ференца Листа, там упоминалась пьеса «Святой Франциск Ассизский. Проповедь птицам». Так я узнала, что был такой святой. А я втайне считала себя птицей, поэтому почувствовала родство с ним.


Я сама предложила эту тему руководству издательства «Молодая гвардия». Выяснилось, что они как раз планировали биографию Франциска и думали, кому бы ее отдать. А я не только писатель, но и практикующий католик, поэтому моя кандидатура показалась им подходящей.

Для меня эта работа была своего рода миссионерством, попыткой рассказать о том, что для меня важно, во что я верю.

При этом я отдавала себе отчет, что я обращаюсь к широкой аудитории, в которой есть и православные, и неверующие, поэтому я старалась собрать сведения из разных источников и сопоставить их, оставаясь при этом максимально объективной.

В портрете Франциска есть даже такие частности, как влияние ландшафта на характер. Мы и про близких нам людей не всегда размышляем с такой пристальностью... Зачем все эти подробности?
Великие люди, а святые особенно, часто воспринимаются как окончательный «продукт». Нам кажется, что они из другого теста, и бессмысленно даже пытаться достичь их уровня. Но если начать прослеживать их путь, выясняется, что они во многом близки нам.

Мне хотелось не только дать читателю исторические сведения, но и мотивировать его к расширению своих представлений о себе самом.

Разумеется, речь идет не о призыве всем срочно стать святыми. Но о том, чтобы поближе познакомиться с собой, спросить себя не только, «чего я хочу», но и «кто я такой», «для чего я здесь».

А к России Франциск имеет какое-то отношение? Хорошо ли его у нас знают?
Фигура Франциска влияла на многих русских писателей и философов, начиная с Достоевского. Старец Зосима, «идиот» Мышкин, свободные от материальных уз «Бедные люди»... Здесь явно угадываются францисканские мотивы. А Лев Толстой даже продвигал издание первой русскоязычной биографии Франциска.

С наступлением Серебряного века фигура ассизского святого стала одним из значимых культурных кодов целого поколения. Александр Блок, Максимилиан Волошин, Вячеслав Иванов, Борис Пастернак - все они упоминали святого Франциска Ассизского в своих стихах. Дмитрий Мережковский написал о нем философский роман и еще поэму.

До революции существовала Петербургская школа медиевистики, которая исследовала францисканскую традицию. На время большевизма Франциск был забыт, но сейчас постепенно возвращается к нам.

Например, в одной песне Псоя Короленко говорится о Франциске, проповедующем собакам, упоминает его и рэпер Оксимирон.

Сегодня Франциск - один из мостов через культурную пропасть между Россией и Западной Европой.

Тесное мысленное общение с таким героем, как Франциск, вряд ли может пройти без последствий. Как написание этой книги отразилось на вашей жизни?
Я как-то не задумывалась специально об этом. Но сейчас вдруг поняла: время работы над книгой разделило мою жизнь на «до» и «после». Изменилось буквально все - и внутренне, и внешне. Даже на фотографиях я стала выглядеть совершенно по-другому. И то, что происходит сейчас, - гораздо больше соответствует моему представлению о себе.

Loading...Loading...