Существует ли судьба у человека вопрос священнику. Представление о судьбе в христианстве

Часто возникают жизненные ситуации, когда решение нужно принять срочно. Как узнать волю Божию?

Воля Божия заключается в Евангельских заповедях. Для того, чтобы в тот момент, когда у нас есть считанные секунды на размышление, принять правильное решение, нужно хорошо знать Евангелие, а отдельные места даже знать наизусть. Для мысли достаточно одного мгновения, чтобы обратиться к Богу с молитвой или к Священному Писанию и почерпнуть из этого источника точный ответ на возникшую проблему. Кроме этого требуется опыт. К искушениям нужно готовиться заранее, чтобы нам не оказываться в такой ловушке, когда мы не можем быстро принять решение. Когда у нас спокойное состояние ума и сердца, мы должны заблаговременно попытаться угадать ту ситуацию, которая может возникнуть. Допустим, человек идёт на встречу с кем-то, где возможны искушения. Может быть, придется лукавить. Значит ты должен подумать: «Если мне поставят вопрос ребром, то как мне отвечать: сказать, как всё было или скрыть правду?; принять какое-нибудь соблазнительное предложение или его отвергнуть?» Здесь нужно размышлять, анализировать, и, самое главное, опираться на традицию и опыт, Священное Писание и те духовные наставления, которые есть у отцов. А для этого требуется опыт. В трудных ситуациях иногда советуют краткую молитву к Богу, и то первое чувство, которое приходит в сердце, иногда и есть ответ, как поступать. Но если у нас о чём-то спрашивают, и мы не знаем, как правильно поступить — лучше попросить отсрочку и ответить позже.

В жизни каждого случаются печальные события, горести, неприятные встречи. Как научиться реагировать на скорби по-христиански?

Понять эту истину получится не сразу. Иногда какое-то обстоятельство мы правильно воспринимаем спустя десять, двадцать, может быть тридцать лет. Но первое условие, которое нужно выполнять — это благодарность Богу. Что бы с нами горестного не происходило: предательства, расставания, потери, смерть и болезнь наших близких людей, личные неприятности, но первое чувство, которое должно нас посещать в таких сложных обстоятельствах — это благодарность Богу. «Слава Богу, за всё!» Если человек будет упражняться в этой благодарности, то в самое ближайшее время он узнает причину, почему это с ним произошло. Если не узнает в ближайшее время, то Господь откроет позже. Но это обязательно будет человеком понято.

Существует ли понятие судьбы в христианстве?

В христианской жизни есть понятие судьбы Божией. Оно более глубокое, потому что указывает на присутствие Бога в человеческой жизни. Мы веруем, что всем миром, человеческими обществами и отдельной жизнью каждого управляет промысл Божий. Это то Божественное водительство, которое простирается над людьми. Промысл Божий сугубо присутствует в жизни православного христианина. Каждый член Церкви ощущает какую-то особую близость Божию к себе, но, при этом, Божественный промысл также простирается и над остальными людьми. Богу особенно дорог тот человек, который живет по Его заповедям, является членом Его Церкви, молится, изучает Евангелие, приступает к святым Таинствам. Такой человек старается раскрыть все те духовные дарования, которые Господь ему даёт. Поэтому будет правильно говорить о тех судьбах Божиих, которые ведут одного человека и всех людей в земной жизни к высшим целям, к духовному совершенству, к спасению души. А судьба — это очень поверхностное понятие, которое присутствует в мировоззрении всех людей, но нам очень важно говорить о мировоззрении религиозном — христианском.

Как для человека выбирается его жизненный путь?

Как для человека выбирается его жизненный путь? Почему один человек рождается бедняком, другой богатым, третий — здоровым или немощным, кого-то Бог вразумляет, а кто-то так и остаётся во тьме?

— Некогда подобный вопрос волновал преподобного Антония Великого, почему один живет всю жизнь здоровым, другой постоянно болеет; одному человеку Господь дал и разум, и богатство, и власть, а у четвертого постоянные скорби и бедность?… -И Господь ответил ему: «Антоний, внимай себе, судьбы Божии для человека непостижимы». Вот, наверно, главный ответ на этот вопрос. Почему все люди разные, мы не знаем,это есть пути Божии. Но присутствие в этом мире людей разного социального положения, здоровья, образования, достатка говорит о том, что в этом сокрыт какой-то замысел Божий. Почему у нас в обществе такое сильное разделение: богатых — бедных, больных -здоровых, слабых — сильных. мужчин и женщин? Это существует для того, чтобы сильный помогал слабому, здоровый больному, богатый бедному, и так далее…Вот в этом служении ближним заключается начаток самого главного христианского качества -любви. Мы можем с ужасом представить общество, где нет больных, слабых, несчастных, где все пышут здоровьем, богаты, красивы. Это общество эгоистов, которое на 100% будет обречено на самоуничтожение. Там, где оскудевает любовь, где отсутствуют понятия служения и жертвенности — там разрушаются все жизнеутверждающие силы человеческого общества. Поэтому мы должны эту проблему понимать в её сути, доискиваться до первопричины. Главное — это знать, что нам делать в такой ситуации. Если ты видишь с собой рядом человека, которому нужна помощь, потому что он слаб, беззащитен, беден, болен, то, значит, ты должен ему послужить. Через понимание этой добродетели служения мы, в конце концов, дойдём и до первопричины, почему Господь всех нас создал такими разными. Наверное, упорно искать ответ на этот вопрос всё же неправильно, потому что он сокрыт от нас, и только Господь знает ответ на него.

Внезапная смерть — случайность или милость Божия?

Когда внезапная случайность лишает жизни человека, является ли это действительно случайностью или это закономерная цепочка обстоятельств, вытекающая в результате небрежного отношения к жизни, исчерпывающая всю милость Божию и приводящая к такому исходу?

— Тайна смерти нами не может быть познана абсолютно. Смерть есть окончание нашего пребывания в этом мире и выход души из тела для получения от Бога оценки за прожитую жизнь, то есть то, что называется судом Божиим. Поэтому, если мы посмотрим на смерть человека через христианское учение, то сделаем два вывода: жизнь окончилась либо потому, что человек созрел и подготовился для вечной жизни, для царствия Божия, подобно спелому плоду; второй вариант, человек — это бесплодная смоковница, который живёт на земле и не приносит никаких плодов, поэтому Господь пресекает эту жизнь, чтобы не стало больше зла в этом мире. Наверное, в смерти есть еще и иные причины, например, самоубийство, когда человек сам решается на этот страшный шаг и непростительный грех. Он отвергает дар жизни, который дан ему Богом и сам подписывается в своем окончательном решении, что ему вечная жизнь не нужна. В основе самоубийства лежит, конечно, отчаянье, гордость и потеря веры в милосердие Божие. Жизнь есть самый великий дар, который нужно всячески беречь и хранить. В нашей жизни сейчас наблюдается и такое странное явление, как экстремальные формы поведения, когда человек идёт на сознательный риск со своей жизнью. Мы знаем, что многие люди в безумии увлекаются этими занятиями: прыгают со всяких высот, ныряют в тёмные глубокие колодцы, перебегают перед поездами и так далее. Если рискуя жизнью, человек умирает, наверное, это не самоубийство. Но очевидно, что человек безумно и безответственно отнёсся к великому дару жизни и по своей вине её пресёк. Конечно, нужно исключить из этих случаев те, когда кто-то, спасая жизнь другому человеку, сам погибает в огне или тонет, попадает под колеса автомобиля или поезда. Здесь исполняется Евангельская заповедь о положении своей души за ближнего. Это высшая форма христианской любви. В целом, нужно сказать, что к жизни нужно относиться очень бережно и ответственно. Она дана, как короткий отрезок времени, чтобы человек подготовился к жизни вечной, и чтобы достойно предстал на Суде Божием. Представим себе десятилетний период школьного обучения. Понятно, что за два года школу не окончить, а за десять лет — это оптимальный срок. Поэтому, когда человек обрывает свою жизнь раньше, то он не выполняет той задачи, которую Господь перед ним поставил. Он уходит в вечность неподготовленным. Нельзя сказать, что человек погиб для вечной жизни, но за него требуется сугубая молитва. Поэтому, придя в Церковь и став христианами, мы должны всячески беречь свою жизнь, но не превращаться при этом в эгоистов и лентяев, которые из-за самолюбия только и берегут свою жизнь для собственного комфорта. Важно тратить жизненные силы на самое главное. Ни на развлечение, ни на отдых, ни на риск, а на то, что принесёт человеку пользу и в этой жизни, и в будущей.

Предопределена ли судьба человека?

Когда рождается ребёнок, предоопределена ли вся его жизнь и знает ли Бог, как она сложится?

Можно сказать и да, и нет. С одной стороны Бог как всеведущий и премудрый знает абсолютно всё — и то, что было, и то, что есть, и то, что будет. Для Бога нет прошлого, нет будущего, для Него все только настоящее. Поэтому, когда рождается ребенок — это тайна, в которой проявляется любовь Божия. Это единственная причина, по которой на свет появляется новый человек. В этом рождении Господь явил свою милость к нему. Господь даёт нам не просто временную жизнь, Он хочет, чтобы человек достиг жизни вечной и к этому направляет многие внешние обстоятельства. Для достижения этой цели человек наделён разумом, совестью, религиозным чувством. Со стороны Бога сделано абсолютно все, чтобы человек этой вечной жизни сподобился. Но создавая человека, Господь дал ему свободу. Свобода есть качество Божественное. В Боге свобода абсолютная, ничем не связанная. А в людях и в каждом человеке эта свобода относительная, в том смысле, что человек может свободно избирать то, что ему Бог позволяет. Наша свобода, главным образом, простирается над выбором: между добром и злом, правдой и ложью, грехом и добродетелью.Иногда возникают вопросы-ловушки, которые относятся к религиозной жизни. Например, может ли Бог создать камень, который Он не сможет поднять? Любой ответ будет указывать на несовершенство Божественной природы. Но вообще-то такой камень есть — это человек, который наделён свободой. Поэтому окончательная участь зависит от нашего выбора. Повторим, Господь всё устраивает для нашего спасения, но если человек свою свободу не направит к этой цели, то достигнуть вечной жизни он не может. Вечная жизнь — это плод свободной воли. В Евангелие Господь никогда не заставляет и никому не приказывает. Он только призывает, если хочешь быть совершенным — продай имение, раздай нищим и следуй за Мной, если хочешь быть Моим учеником — отвергни себя, возьми свой крест и следуй за Мной. Не хочешь — таковым не будь. Для Бога известно всё, а для человека всё остаётся в неизвестности, потому что свободная воля, повреждённая грехом, постоянно меняется, и колеблется. Наша христианская жизнь должна сводиться к тому, чтобы мы правильно живя в Церкви, эту свободу укрепляли только в движении в сторону добра, чтобы жили по заповедям Евангельским и в подражании тем качествам, которые есть у Бога. Тогда мы действительно достигнем вечной жизни и спасения. В отличие от протестантского учения, православие не знает понятия абсолютного предопределения. Мы говорим, что в последний момент жизни, если человек обратится к Богу, и принесёт покаяние, то может быть прощён, даже, если всю жизнь жил в грехе. У протестантов теория другая, если ты предопределён ко спасению, как бы ты не жил — ты спасёшься, если тебе суждено погибнуть — никакие добродетели и духовные подвиги тебя спасти не могут, ты всё равно погибнешь. Православие идет самым правильным, среднем, царским путём и показывает участие и Бога и человека в общем деле спасения.

Наша жизнь состоит из закономерных событий или случайностей?

— Понятия случая, неизбежности, может быть, рока рождаются как результаты и плоды нерелигиозной жизни. Если для человека Бога в его жизни не существует, то всем правит его величество случай. Чтобы опровергнуть эту теорию, нужно начать жизнь более внимательную. Каждый из нас, кто начинал свой духовный путь, буквально сразу ощущал, что Бог совсем близко. Всё, что в нашей жизни происходит, случается от Его присутствия и по Его благословению или попущению. Поэтому случайностей никаких нет. Обстоятельства нашей жизни устраиваются Богом для того, что бы мы правильно их восприняли — сделали нужные выводы и правильные шаги. Человек, который оторван от Таинств, молитвы, духа покаяния, Священного Писания, буквально погружён во тьму и дезориентирован. Поэтому он совершает такие шаги, которые вокруг него собирают одни сплошные проблемы. Человек думает, что все встречи, обстоятельства возникают как бы из ничего — никакой закономерности здесь нет. На самом деле, всё очень глубоко закономерно. Но для того, чтобы эту закономерность увидеть, ещё раз повторюсь, нужна внимательная жизнь и особая чуткость ума и сердца, для того, чтобы видеть взаимосвязь между событиями нашей жизни и проявлением Божественного промысла над нами.

Получается, что каждая встреча в нашей жизни есть промысел Божий и имеет какое-то значение для нас, или всё-таки это случайные, ничего незначащие встречи?

— Вот здесь нужно разделить всех людей. Те, кто ещё не вошел в ограду Церкви – они не могут увидеть духовную составляющую этих обстоятельств нашей жизни. Православный человек, который относится серьёзно к своей жизни, наоборот, пытается в каждом случае увидеть действие промысла Божия. И это не случайно. Действительно, Господь нас воспитывает, а для того, чтобы нас чему-то очень важному научить, нужна практика и уроки. Такие уроки Он часто устраивает через людей. Эти уроки необязательно доставляют нам радость и приятность, вовсе нет. Часто бывают неприятные столкновения, в которых нас могут и обидеть, и чего-то лишить, и оклеветать. Но если посмотреть на всё это через Евангелие мы, безусловно, увидим здесь для себя духовную пользу и убедимся, что Бог в очередной раз явил над нами Свою любовь и Свой промысел. Повторим, что Он нас воспитывает, мы Ему не чуждые дети, и Он всех нас любит. Для того, чтобы стать христианином, нужна постоянная тренировка. Эти упражнения многократно в течение дня Бог нам преподает, чтобы мы научились правильной христианской жизни. Поэтому никаких случайностей у нас в жизни нет.

Что такое человеческий страх перед трудностями?

— Страх перед трудностями есть признак маловерия. Многие люди, которые приобретают веру, скоро этот страх теряют. Они успокаиваются в своей душе, потому что, узнав Бога, оперевшись на Него, буквально взявшись за Него, человек, понимает, что ему нечего бояться. Бог правит всем миром — и духовным, и земным, и ангельскими силами, и падшими духами; во власти Божией всё добро и зло, которое на земле. Зло имеет на человека только такое воздействие, какое будет попущено Богом. Поэтому, если я стараюсь познавать Бога и жить по Его заповедям, то я начинаю твёрдо верить в то, что Бог попустит злу в таком объёме на меня воздействовать, сколько я могу выдержать. Никакого страха у христианина быть не может перед внешними обстоятельствами жизни. У христианина может быть страх только перед двумя вещами: во-первых, перед грехом, а во-вторых, страх перед Богом. Страх Божий — это состояние нашей души, без которого нет христианства. От страха Божия мы должны по Его благодати перерасти в состояние любви к Нему. Страх Божий и любовь Божия — вот те точки отсчёта, в которых заключено всё христианство. Поэтому, если человек подвержен животному страху — это означает, что он оторван от Церкви и от Бога. Страх — это состояние падших духов, которые пребывают в вечном страхе грядущего суда и вечных мучений. Если человек не пытается жить по- христиански, если он не стремится стяжать благодать Божию в своём сердце, то естественно, что в его душу приходят злые силы. Вот эти падшие демоны, придя к человеку — не материально, а духовно, и наполняют его жизнь, ум и сердце этими страхами, сомнениями, верой в приметы, всевозможные там какие-то случаи, судьбу и т.д. Такой человек как какой-то листик, который качается от малейшего дуновения ветра. А христианин — это тот, кто встал на твёрдый фундамент, твёрдый камень, который есть Христос. Повторим, что плод правильного воцерковления и веры в Христа — это спокойствие внутреннее, ненарушимый мир ума, сердца и воли.

О характере человека

С точки зрения христианской религии какова природа человеческого характера? Каково происхождение, содержание и приобретение разных черт характера у человека?

Характер есть абсолютно у всех – и у грешников, и у праведников. Даже великие святые сохранял многие наклонности своего характера. Серди них были люди очень принципиальные, твёрдые, властные. Естественно, за этой внешней строгостью всегда скрывалось доброе сердце.

Яркий пример – свт. Лука Войно-Ясенецкий. Профессор медицины, хирург-учёный с мировым именем, епископ-исповедник христианской веры. Приходилось от людей, знавших владыку Луку, слышать о твёрдости его характера и строгости нравов. Отличался строгостью и свт. Филарет, митрополит Московский. Преп. Серафим рассказывал о поваре саровской обители, который постоянно побеждался раздражительностью и горько жалел об этом. Что и говорить – от характера не уйдёшь.

Поэтому характер отрицать ни в коем случае не следует. Приобретая, с Божией помощью, худые евангельские добродетели, мы все равно замечаем, что многие наши наклонности и привычки остаются. Наверное, мы с ними и умрём.

Но всё же, благодать Божия влияет на всего человека, и в том числе на его характер. Поэтому нельзя уходить всегда в другую крайность и заниматься самооправданием. Например, человек не может стать спокойным, мирным, дружелюбным, и потому говорит: «С детства я раздражительный!», «Я родился с таким вспыльчивым характером!» Это совсем не так! Ты многое можешь, но этого не хочешь! Господь даёт нам столько возможностей исправиться, предоставляет для этого разные средства, такие, как: молитва, пост, таинства, Св. Писание, лишь бы пробудить наше желание находить даже для своего несносного характера возможность меняться, сделаться лучше. Есть другие примеры, когда приходили в Церковь злодеи, настоящие волки, а, с помощью благодати Божией, перерождались в кротких агнцев.

Изучай духовные книги, и там ищи примеры для подражания. Житийная литература настолько многообразна, что каждый может найти в ней пищу для своих духовных проблем. Поэтому, имея то или иное дурное свойство характера, нужно всё время стремиться изменяться в лучшую сторону.

У многих из нас есть наследственные черты, которые несовместимы с христианством. Это и раздражительность, и осуждение, и многословие, и смешливость, и враньё. Эти привычки, перешедшие в навык, мы перенимаем, главным образом, из нехристианского воспитания. Конечно, мы на себе несём тяжёлое наследственное бремя. Это тоже отрицать нельзя, – но, повторю, – с помощью Божией можно многое изменить. Бог учитывает эту особенность нашего состояния. При этом есть люди от природы добрые, ласковые, внимательные, немногословные, трудолюбивые. Стали они такими, наверное, благодаря родителям, проживая нелёгкую, трудовую жизнь. Если такие плоды до прихода в Церковь, то, можно себе представить, сколько благодать Божия может дать им возможностей измениться к лучшему, если они правильно усвоят христианство! Потому что одно дело – человеческая доброта, другое дело – христианское смирение. Уровень и высота этих качеств – несопоставимы!

Господь всегда хочет развить в человеке лучшее, что в нём есть. Мы не можем отрицать то, что нам передаётся через воспитание, наследственность, общение с людьми. Нужно стараться впитывать в себя самое лучшее, а Церковь всё лучшее освящает. Поэтому характер, как и прочие силы души человеческой, формируется в течение всей жизни. Чтобы измениться, требуется время. Если человек много лет не обуздывал свой язык, постоянно разговаривал, смеялся, празднословил, осуждал, то, естественно, что за месяц он не исправится. На это ему нужны многие годы. Поэтому нужно умолять Бога, чтобы Он дал это время для исправления.

Если Бог будет видеть с нашей стороны труд, то обязательно продлит дни нашей жизни. А если человек, имея дурные наклонности, при этом ещё и не обращается к христианству и Церкви, то, естественно, по действию греховной повреждённости, эти худшие стороны будут ещё больше у него развиваться. Вот почему мы видим, в каких лютых зверей превращаются те, кто не старается исправить свою жизнь. Неуврачёванные страсти делают человека через действие падших духов демоноподобным.

Есть простое, но мудрое правило: делай то, что не хочется, а что очень хочется – от этого воздержись. Все время должен быть труд принуждения, чтобы не следовать своим плотским желаниям: полежать, поспать, посмотреть телевизор, с кем-то поговорить. Плоть всё время тянет человека вниз, а дух требует другого, возвышенного. Когда мы себя пересиливаем и заставляем делать христианские поступки, то даём для духа пищу, его насыщаем, и через это укрепляем его. За смирение мы получаем благодать Божию, – то, что услаждает наше сердце, и, действительно, делает нашу жизнь подлинно счастливой. К этому нужно всем стремиться: переквашивать, пересаливать свой характер через труд над собой и ту благодатную помощь, которая всегда рядом с человеком. Будем всегда взывать: «Господи, приди и вселися в нас! И очисти нас от всякой скверны!»

О скорбях

На литургии мы молимся: «Избави нас от всякия скорби, гнева и нужды» и в то же время через скорби, болезни и неприятности мы спасаемся и получаем помощь. Как сопоставить это?

Скорби нас посещают по разным причинам. Во-первых, за наши грехи. Что такое скорбь? Скорбь это есть какое-то тяжёлое состояние нашей души. А за что эта тяжесть приходит к человеку? За совершенный грех, после которого благодать нас оставляет. Вот первая причина. Христианство говорит: «Человек, стремись стяжать благодать Божию!» С какой целью? Чтобы беречься от греха. Когда в сердце благодать – на душе очень сладостно, мирно, тихо, хорошо. А когда человек постоянно осуждает других, много смеется, объедается, развлекается, одним словом, нарушает Евангельские заповеди, то благодать уходит. Если вечером потушить в комнате свет, то станет темно, плохо, ничего не видно. То же самое в душе от греха – гаснет в ней благодатный свет, наступает время духовной темноты. Если Господь – это солнце, то диавол – это мрак и тьма. За совершённый грех, который сделан добровольно, дается нечистой силе право приступать и мучить человека. Скорбь от грехов – это есть соприкосновение души человека с демонами. Падшие духи передают людям свои состояния: уныния, тоски, озлобления, раздражительности, клеветы, зависти и так далее.

Конечно, Господь нас не оставляет. Он не дает полное право бесам завладеть нашим сердцем. Но признаки демонского влияния нужно чувствовать и вовремя обращаться к Богу за помощью.

Есть и другая причина скорбей. Скорби – это общий удел для всех нас. «Многи скорби праведным и от всех их избавит Господь», (Пс. 33, 21). Желающим наследовать вечную жизнь апостол Павел говорит: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие» (Деян. 14, 22). Все эти многие скорби означают крест, который на нас возлагается Богом. Крест – это есть совокупность горестей, обид, потерь, предательств, непонимания, одиночества, бедности, болезней. Всё это есть скорби. По учению св. отцов на земле мы живём в изгнании, в ссылке. Наше Отечество не здесь, а на небе. Господь скорбями специально отрывает нас от привязанностей к этой жизни. Люди, живущие без веры в Бога, особенно несчастные. И богатые, и красивые, и здоровые – все страдают и плачут. Земная жизнь – это одна общая больница, здесь всем плохо и тяжело.

Но если простой человек страдает без всякого утешения и понимания происходящего, то в жизни христианина всё по-другому. Мы твердо веруем, Бог знает меру наших возможностей, и никому не попустит искушения выше сил. (см. 1 Кор. 10, 13). Неверующие люди скорбят одни, а верующие – вместе со Христом. Бог – это опора всей нашей жизни, главный источник наших жизненных сил. Во Христе мы начинаем понимать смысл скорбей и тайну Креста. Это единственный путь к Царству Небесному и вечной жизни, и иного пути туда нет.

Очень важно нести именно свой крест, тот, который возложен на тебя промыслом Божиим. Часто человек от своего неразумия умножает свои скорби, поэтому на Бога роптать не нужно, виноваты мы сами.

Для примера возьмём семейную жизнь. Человек серьёзно отнесся к вступлению в брак и к созданию семьи. Молился, жил как положено. Будут скорби? – Обязательно. Но причина данных скорбей – в общей участи всех людей, которые создают семьи. Всех таких людей жалел св. Ап. Павел (см. 1 Кор. 7, 28).

А представим себе, что человек никого не слушает: ни родителей, ни священников, ни свою совесть. Живёт нарушая все нравственные законы и при этом хочет создать семью. Естественно, что через год такой брак развалится. В наше время это очень распространено. А если люди всё-таки как-то ужились и не развелись просто потому, что негде жить, только на вокзале или на чердаке, то начинается не жизнь, а сплошной ад. Как будто ставится цель: друг друга мучить. Каждый день по много раз. Вот пример, когда человек устроил свою жизнь абсолютно несносной, потому что сам создал эти скорби. Никого не послушался, нарушил жизненно важные законы, стал жертвой обмана диавола. Как говорится, что посеял, то и выросло. Сделала девушка аборт в 16 лет, а когда вышла замуж – оказалась неспособной иметь детей. Никакое лечение не поможет. Всю жизнь придётся расплачиваться бесплодием и одиночеством за совершённое детоубийство. Человек сам утяжелил свой крест.

Многие родители своим детям говорят: «Учись, больше читай, делай уроки, поступай в институт». Обычный ответ: «Да я лучше погуляю с ребятами на улице, потом кино посмотрю, пивка попью, вечером в кафе с девчонками сбегаю». Время прошло – и кому ты, голубчик, нужен? Только в ларьке торговать или охранником работать. Ни хорошей работы, ни зарплаты, ни профессионального роста. Опять, почему? Потому что человек к общим скорбям, которые для всех, ещё добавил свои. Сколько людей проматывают наследство, здоровье, доброе имя. Всё как в притче о блудном сыне – не захотел сын жить в отцовском доме, получил свою часть имения и всё пропил и прогулял с блудницами, после чего стал свинопасом и сам питался из свиного корыта. Точная картина нашей жизни.

Какой сделаем вывод? Скорби скорбям рознь. Если скорби от Бога – они сносные и терпимые, это скорби для нас самые лёгкие. Даются они Богом, чтобы оторвать человека от привязанности к этой временной жизни, её соблазнам и удовольствиям. Такими скорбями Бог стучится в наше сердце, пробуждая его от греховного сна.

А если человек произвольно грешит и не хочет исправлять свою жизнь, то посылаются скорби сугубые, в виде тяжёлых потрясений, страшных болезней, иногда крушения всей человеческой жизни.

Правда Божия и правда человеческая

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Нагорная проповедь Евангелие от Матфея 5 глава) Правильно ли желать правды ибо часто мы не знаем всей правды и истины в житейских ситуациях?

Очень важно, чтобы в своей жизни мы искали бы правду Божию. Во многих текстах, евангельских, библейских, Господь говорит, что Его пути — это не пути человеческие, правда Божия — это не правда человеческая, воля Господа отличается от нашей. Христианство начинается тогда, когда весь уклад жизни мы пытаемся подчинить воли Божьей, стараемся жить так как этого хочет Господь. Для того чтобы так жить человек должен прилагать духовный труд, уметь чувствовать Бога в своей жизни иметь душевную чуткость и некую внутреннюю интуицию. Для этого нужно напрягать свое сердце. Господь хочет, чтобы мы занимались этим делом, для него очень важно, что человек – это свободная личность, а не запрограммированный автомат, или исполнитель инструкций. Христианин тот, кто добровольно и по любви делает то что хочет Бог. Поэтому давая эту заповедь об искании правды Божией, Господь хотел чтобы мы к этому труду обратились. Многих людей волнует повседневная жизнь, отношения с родственниками, житейские проблемы. Где там правда Божия? Есть ли она там или нет? Когда взаимодействуют люди между собой, то у каждого человека своя правда. Так как все люди грешные, то и правда такая же грешная, она далека от истины. Во многих ситуациях человек даже не задумается над тем как бы ему поступить по Евангелию. У большинства людей цель очень простая: в споре настоять на своем, если что-то плохо лежит, значит это нужно побыстрее взять, когда меня обидели, то и я имею право сказать другому обидное слово. Нужно понимать, что христианство должно распространяться на всю нашу жизнь, в том числе и на ее бытовую сторону. В любой ситуации мы можем почувствовать, что от нас хочет Господь. Например, вечером, после ужина на кухне горы грязной посуды. Кому мыть? Один говорит: «Я вчера мыл.» Другой: «А я сегодня утром… или – Почему я должен все время мыть?» Вот и пошло и поехало, слово за слово, обида, ссора, скандал. А христианин — это тот, кто должен первым вставать и помогать ближнему, смысл христианства в служении. Лукавый говорит: «Тебе на шею сядут, будут тобой все время пользоваться.» А ты ему отвечай: «Я для этого и живу!» Нам Господь сказал, что Он пришел в этот мир чтоб не Ему служили, а чтобы самому послужить людям и отдать за них душу. Бог приходил в мир, чтобы принять образ слуги, как говорят, мальчика на побегушках. Он готов исполнять любое человеческое желание, которое полезно человеку. Об этом даже страшно подумать: Бог как слуга, служит человеку. Кто мы и кто Бог? Образ и пример Божественного служения дан для научения, чтобы всякий знал, что он в этом мире слуга и раб по отношению к другим людям, не только к домашним, любимым, но и к чужим, к врагам. Наше место служебное и важно чтобы форма служения была христианской. Ты должен так мыть посуду, чтобы это доставляло людям удовольствие и радость. Другой так помоет, что его больше об этом никогда не попросят. Одним словом, чтобы быть христианином нужно очень сильно себя смирить. Смирить себя можно в том случае, когда мы будем знать для чего это нужно делать. Если ты проявляешь христианские качества, значит Евангелие проникло в тебя уже глубже, ибо ты пытаешься принести Богу духовный плод, который созрел в твоем сердце и уме. Это очень важно для Бога. Известные выражения, что в споре рождается истина, что мы должны кому-то что-то доказать, кого-то переспорить… это все плотское мудрование. Истина однажды родилась в Вифлееме и ни в каких спорах она больше не рождается. В Писании сказано, что спорливость, ссоры, конфликты — все это показывает что никто еще не научился жить по христиански и духа Христова не приобщился. Всем нужно здесь очень много и серьезно трудиться. Внешнее христианство нами более или менее усвоено — посты, посещение храма, участие в таинствах… все замечательно, но надо идти дальше и показывать жизнь, которая будет светом, для тех кто находится еще во тьме неверия и греха. Поэтому любая возникает сложная ситуация, дома на кухне, в автобусе, или магазине, на работе или в очереди… всегда спрашивайте себя: «Как мне правильно поступить по христиански, и чего в данном случае от меня хочет Христос? Для Бога мелочей нет, Ему все важно, потому что верный в малом, верен во многом. Научимся быть христианами в этих казалось бы не серьезных ситуациях, и у нас с вами окрепнет вера и появится духовное рассуждение. Нужен труд чтобы от каждого случая что-то приобретать для христианской жизни, поэтому терпи, служи, прощай и найдешь правду Божию.

в начало страницы

В.А. Пустоваров в своей статье говорит, что идеология христианства является более свободной, чем античное мировоззрение. Концепция судьбы в христианстве приобретает совершенно иной смысл и значение. Она вообще приобрела смысл, и этот смысл носил характер нравственного закона, который необходимо соблюдать, чтобы не понести наказание. В христианстве, а отличие от язычества - нет хаоса, где все неясно .

Строго говоря, сами понятия «судьба» и «христианство» несколько чужды друг другу. Само это слово в Библии встречается крайне редко, да и то в таких контекстах, что, скорее его употребление напоминает метафору. Только в одном месте его использование близко к тому смыслу, который в него вкладывает обыденное сознание. «Многие ищут благосклонности лица правителя, но судьба человека от Господа» (Притчи 29, 26).

Иоанн Златоуст заявляет, что рок, судьба, связывает человека, и делают его жизнь пустой и бессмысленной. А сама идея судьбы как таковая, объявляется происками сатаны, который хочет сковать волю людей. То есть, православием проводится отчетливая мысль, что человек свободен в своем выборе. Но как всякая свобода, она может быть основана только на ответственности за свой поступок.

Согласно христианству, свобода воли человека не может быть безграничной, ведь в таком случае в этом мире не остается места для Бога. Воля человека начинает конкурировать с волей Бога. Поэтому в двух крупнейших христианских церквях на смену языческой судьбы появились «Провидение» в католичестве и «Промысел Божий» в православии. Под этими терминами понимается забота Бога о своих творениях. Но Промысел Божий также имеет и управляющий аспект. Мир движется благодаря Божьему Промыслу. Он настраивает на Божественный лад бесчисленное количество человеческих воль, которые движутся в русле Промысла .

Причем, от Бога не может исходить ничего плохого, все, что дает Бог - это хорошо, оно принесет пользу. Все несчастья, все плохое исходит не от Бога, а от дьявола.

Христианское мировоззрение резко отличается от античной детерминированности, когда человек не имел своей воли. Античный рок перечеркивает личность, но Промысел Божий проявляет ее, хотя он и скрыт от человека. Причем цель Промысла Божьего - личное спасение, а не земное счастье на которое направлена человеческая воля. Это путь человека к Богу.

Современный православный мыслитель Александр Мень говорил, что есть множество факторов, которые влияют на жизнь человека и составляют сумму того, что мы называем судьбой. Но судьба -- это не есть жесткая необходимость, детерминированность. Напротив, дух бросает вызов судьбе. И дух человеческий с помощью Духа Небесного, он может взять судьбу в свои руки. Судьба -- это не хозяйка наша, это только наши выходные данные, исходная позиция, а во что все это выльется, зависит во многом от нашей духовной развитости и доброй воли, веры, надежды и любви .

Итак, можно сказать, что в христианской религии как такового понятия судьбы нет. В данном контексте судьбой можно назвать «Божий Промысел» и воздействие злых сил, называющихся в христианстве дьяволом. Человек живет относительно свободно, его ограничивают только эти два начала. Он постоянно выбирает между грехом и добродетелью и строит свою жизнь исходя из сделанного выбора.

В современном мире религия занимает незначительное место в жизни людей, веры в мифических богов давно уже нет. Многие люди считают, что они сами управляют и руководят своей жизнью, что нет никакой предопределенности и обусловленности. Людей не интересуют все те мощные силы, которые формируют их личность и жизненный путь. Если в сказках и мифах судьба является внешней и высшей силой, которую и надо «обойти», то сейчас все, в конце концов, уступает место тому, «что задумал по отношению к нам наш собственный мозг», т.е. все происходит внутри человека. В наше время многие люди считают, что живут собственной жизнью, действуют самостоятельно, в соответствии со своей волей, и не о какой высшей, руководящей силе под названием «судьба» не существует. Но вместе с тем, многие аспекты мифологического и религиозного мышления еще живут внутри нас (об этом говорит К.Юнг в своей концепции об архетипах и коллективном бессознательном; З.Фрейд сводил многие элементы жизненной истории к древнегреческому мифу об Эдипе; Э.Берн отмечает, что частично жизненный путь человека формируется под влиянием сказок и мифов). Поэтому, для некоторых людей судьба остается силой, детерминирующей их (представления о судьбе как о необходимости). Но иногда, в житейском сознании, судьба обозначается просто как жизненный путь или часть жизненного пути человека. В энциклопедии мифов народов мира говорится о том что, судьба осталась действующим элементом народных верований и представлений (рус. пословицы: «Господня воля - наша доля», «Всякую долю Бог посылает», «Воля, неволя - такая наша доля», «Не в воле счастье, а в доле»). Отражением веры в судьбу является и увлечение астрологией, магией, эзотерикой, многочисленные фольклорные о добрых, злых духах, феях, устойчивая традиция рождественских, масленичных и пр.гаданий (в частности, гаданий девушек о будущем супруге - суженом, т.е. предназначенном судьбой) и др. Впрочем, и в официально признанной вере в ангелов в христианстве и джиннов в исламе, многие исследователи склонны видеть отражение ранних представлений о демонах, гениях и др. носителях судьбы. В обыденных представлениях ислама сохраняется в существование особого, несводимого к предопределению и неотвратимого, фатального начала, определяющего личные судьбы людей. На обыденном уровне, понятие судьба используется для обозначения непредвиденного стечения обстоятельств, стихийного хода событий (представления о судьбе как о случайности) .

Мы проанализировали концепцию судьбы в западном мире, далее мы рассмотрим восточный взгляд на этот вопрос, который значительно отличается от западного, но мне он кажется интересным и заслуживающим внимания, кроме того, его отдельные аспекты и вообще восточная философия являются достаточно распространенными в нашем обществе.

В руку Твоею, Господи, жребии мои (Пс. 30:16).

Вера в слепую судьбу взамен веры в живого, личного Бога есть тяжкий грех. Ее не должно быть у христиан, знающих о всеблагом и премудром Промысле Божием.

По учению Православной Церкви, Господь каждому предопределяет судьбу его в здешней, временной, и в будущей, вечной, жизни не безусловно, но на основании предвидения, как будет вести себя человек во время земной жизни. Но вопреки сему учению распространено между многими превратное мнение о судьбе или роке. Некоторые верят, что судьбою для всякого человека предопределены все обстоятельства жизни и даже все поступки и действия. И как они определены, так непременно и совершаются независимо от самого человека и его воли, и сколько человек ни старайся, ему ничей не изменить в своей судьбе. Эта вера закреплена поело вицами: "от своей судьбы никуда не уйдешь", "чему быть тому не миновать", "на роду написано". Это поверы существует не только в темном простонародье, но и людей образованных, от которых приходится иногда: слышать: "роковая пуля", "роковой шаг и поступок жизни". Такое мнение о судьбе как о силе, прихотливо властвующей над всеми, милостивой к одним и грозной к другим без разбора, без сообразования своих распоряжений с требованиями правды, мудрости, благости имеет языческий характер и заимствовано у язычников.

Греки и римляне - язычники - верили, что судьба есть какое-то особенное божество, которое имеет власть не только над людьми, но и над самими богами. У магометан верование в судьбу дошло до крайней нелепости. Аллах Магомета сам производит добрые и дурные дела в людях, сам вводит в заблуждение кого хочет и направляет к добру кого хочет. Все зависит от него, а люди - только несчастные орудия в руках его. Ясно, что если человек не имеет свободы располагать собою и делает то, что ему предопределено, не человек виновник зла и греха, а Бог. Он, по учению Корана, сам посылает злых духов к неверным, чтобы подстрекать их ко злу. Бог Магомета - деспот, который руководствуется одним безусловным произволом и прихотью.

К сожалению, эти превратные понятия о судьбе суеверные христиане перенесли на единого истинного Бога, так что некоторые оправдывают тяжкие грехи, ссылаясь на волю Божию. Иной без просыпу пьянствует и в ответ на обличение и вразумление доброжелательных к нему людей говорит: "Рад что ли я, что так делаю? Сам вижу, что я пропащий человек, но знать уж доля моя горькая такая, наказал меня Господь этою проклятою страстью к вину. Больно, горько и самому, да ничего не поделаешь".

Что может быть нечестивее этого суеверного мнения о Боге, как о неумолимой судьбе, как о слепой силе, властвующей над миром? Правда, без воли Божией и волос с головы не падает. Каждый из нас зависит от всевластной воли Божией: Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит, Господь убожит и богатит, смиряет и высит (1 Цар. 2:6-7). От Господа исправляются стопы мужу (Притч. 20:24). Но во всех этих случаях Господь действует согласно с премудростью Своею, благостью и правосудием. Притом Он употребляет Свою власть, не нарушая свободы человеческой, не отнимая у человека его воли. Свобода воли есть такой дар Божий, который Господь сохраняет даже и в злодеях. Не отнимая у человека воли, Господь предоставляет ему на выбор живот и смерть... благословение и клятву (Сир. 15:14; Втор. 30:19), и уже совершенно в воле человека сделать выбор. Господь устрояет нашу судьбу согласно с тем, что изберет человек и чего заслуживает он. Если хотите и послушаете Мене, благая земли снесте: аще же ли не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст (Ис. 1:19). Стало быть, виновником бедствия, каким Господь грозит непокорным ему людям, является: не Сам Господь, а люди. Господь всем желает добра, всем желает спастись, и не Он виноват, если люди вопреки Его увещаниям, вразумлениям, угрозам, обетованиям идут путем погибели.

Правда, не всегда нам видно соответствие между делами людскими и воздаянием за них. Часто мы видим, что люди благочестивые и честные бедствуют, страдают от обид и несправедливостей людских, не имеют успеха в своих делах и предприятиях, а нечестивые и беззаконные благоденствуют и во всем успевают. Если Бог справедлив, то зачем Он это попускает? Не действует ли Он в этом случае подобно слепой судьбе, не разбирающей достойных и недостойных? Конечно, нам в настоящей жизни многое является непонятным в отношениях Бога к людям, в устроении их судьбы. Но что непонятно теперь, то объяснится для нас на том свете. Теперь дела Божий являются перед нашим взором, как бы через тусклое зеркало, но когда мы узрим Бога лицом к лицу, тогда все будет для нас ясно (1 Кор. 13:12). Во всяком случае, несомненно, что счастье нечестивых непрочно, что успехи их в делах житейских скоропреходящи, что без наказания Господь их не оставит. Если не в этой жизни, то в будущей Господь воздаст им по делам их. Равно и благочестивые люди, если не в этой жизни, то в будущей, наследуют тем большую награду, чем с большим смирением и большею преданностью воле Божией переносили житейские невзгоды, которыми Господь испытывал их для укрепления в них веры и любви к Нему.

Возмутительные злоупотребления человеческой свободы, терпимые Господом, не должны колебать нашей уверенности в правосудии и премудрости Божией еще и потому, что Господь попускает их к славе Своего имени. Он из самого зла извлекает добро. Люди злые без ведома их делаются орудиями Его промышления о людях. Например, как возмутительно поступили с Иосифом братья его! Они отдали его в неволю египтянам; но в Египте он прославился и сделался благодетелем не только Египта, но и окрестных стран, снабжая их хлебом во время семилетнего голода. Посему он сказал братьям своим: вы совещасте на мя злая, Бог же совеща о мне во благая (Быт. 50:20). Какое ужасное злодеяние совершили иудеи, когда довели Христа до крестных страданий и смерти! Они думали, что дело Христово погибнет, но как жестоко обманулись они в своей надежде! Они явились бессознательными орудиями в деле искупления человеческого рода крестною смертью Спасителя. Тяжкий и непростительный грех взяли они на свои души, но этот грех послужил к спасению людей. С этой же точки зрения надобно смотреть на Иуду предателя. Христос сказал о нем: Лучше было бы... не родиться тому человеку, который предаст Меня (Мф. 26:24). Но Иуда способствовал только тому, чтобы ускорить дело искупления людей. Он сделал зло, которое Господь обратил в добро.

Фаталисты готовы обвинять Бога в том, будто Он наводит людей на грех, подобно Аллаху Магомета. Но это обвинение богохульно. Бог ненавидит грех и всевозможные употребляет средства для противодействия греху. Правда, говорится о Боге, что Он ожесточил сердце фараона, но это не то значит, что Сам Бог вложил злобу и ожесточение в сердце фараона, а то, что требования Господа Бога отпустить евреев, обращенные к фараону, вызвали злобу фараона, и он ожесточился против Бога. Если сказано об Иисусе Христе богоприимцем Симеоном, что Он лежит на падение многих в Израиле (Лк. 2:34), это опять не то значит, что Христос будет непосредственным виновником падения или погибели израильтян, а то, что в учение Иисуса Христа они не уверуют и потому погибнут.

По суеверному языческому представлению судьба или рок неумолимы. Но о Боге Промыслителе этого никак нельзя сказать. Его можно умолить, как показывают многие примеры Его снисхождения к обращающимся к Нему с мольбою о помиловании. Царю Езекии пророк Исаия по повелению Божию возвестил, чтобы тот готовился немедленно к смерти и составил духовное завещание. Заплакал Езекия и стал умолять Господа пощадить его. Господь услышал его мольбу, и пророк Исаия на обратном пути из царского дворца еще не успел дойти до ворот, как получил новое повеление от Бога - объявить Езекии, что Господь отменяет Свой приговор и дает ему еще пятнадцать лет жизни. Могло ли бы это случиться, если бы определения Божий походили на неумолимый рок или судьбу?

Вообще, ничего нет общего между Богом и так называемою судьбою. В руках Господа наш жребий, но Господь всегда готов даровать нам благоприятный жребий. От нас, от нашей воли, зависит заслужить благоволение Божие. Аминь.
_______________
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/superstition/contents.html

Очень часто приходится слышать фразы "от судьбы не уйдешь", "чему бывать - того не миновать". Есть ли понятие судьбы в Православии? Действительно ли все предопределено? Или судьбу можно изменить? Если нельзя, то зачем же столько молитв?

экономист

Уважаемая Анна, соотношение свободной воли человека и промысла Божия - тема, которая издревле обсуждалась в святоотеческих творениях, стояла перед христианским сознанием. Принципиально самый общий ответ можно найти в словах преподобного Иоанна Дамаскина о том, что Бог все предвидит, но не все предопределяет, и в учении Церкви, исходящем из евангельских слов, что Бог послал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ммы все условно предопределены ко спасению, то есть спасение нам всем дается предопределением Божиим как возможность, но не как принудительность. Да, Господь в каждый момент нашего бытия ведет человека ко благу и дает ему возможность выбора - самоопределения с добром или со злом. И даже если мы постоянно коснеем во зле, у нас эта возможность до конца нашей земной жизни остается. И это есть предопределение Божие о нашем спасении. Но, действительно, оно не связывает нашей воли. Господь иной раз напоминает нам о Себе решительно. Человеку, который не слышит Его слов тихих, напоминает когда-то через болезни, когда-то через скорби, когда-то через тяжелые жизненные обстоятельства. Это то, что люди называют наказанием. По этимологии славянское слово «наказание» сходно с «поучением» — напоминанием, свидетельством о том, что нельзя замкнуться в земной жизни, жить иллюзиями о том, что ты здесь только можешь устроится, и все у тебя может образоваться само по себе. Это напоминание, что ты создан для вечности. И это совершается в нашей жизни. Ну а дальше уже наша свободная воля.

Если же говорить о соотношении свободной воли и благодати, то можно припомнить образ, приведенный протоиереем Валентином Свенцицким. Он говорит, что свобода и благодать соотносится так: Господь дает тебе поручение поднять камень, который ты явно не способен поднять, это выше твоих сил. Но ты слушаешься и начинаешь это делать, ты прилагаешь все силы для того, чтобы камень этот поднять, не задумываясь о том, почему это тебе поручено. И вот когда ты употребил все свои усилия, то в какой-то момент невидимая десница начинает вместе с тобой поднимать этот камень. Он начинает сдвигаться. Но это еще не все: в какой-то момент, когда он достигнет такой высоты, когда твоих рук уже не хватает, эта десница уже без всяких твоих усилий поднимет его и поместит туда, куда тебе было поручено. Вот соотношение свободы и благодати. Человек должен делать все, что в его силах, но, на самом деле, всегда рядом с ним любящая рука Божия, которая поддержит, укрепит, а потом сделает и то, что выше нашей меры.

I. ВВЕДЕНИЕ

О судьбе написано много книг, ей посвящены легенды, мифы, философские трактаты, а также многочисленные пословицы и поговорки. Читая «народную мудрость», можно узнать отношение людей к вопросу о судьбе. Давайте обратимся к некоторым из них.

1. Пословицы и поговорки о судьбе (из словаря Даля)

  • Кому что на роду написано./ Видно, судьба такая.
  • Знать, уж так суждено. / Так рок судил.
  • Чему быть, того не миновать.
  • Что будет, то будет, того не минуешь.
  • Что будет, то будет; а будет то, что Бог даст.
  • Где беде быть, там ее не миновать. / Коли быть беде, то ее не минуешь.
  • От судьбы не уйдешь. / Никто от своего року не уйдет.
  • Кому сгореть, тот не утонет.
  • Солдату умереть в поле, матросу в море.
  • Судьба придет - по рукам свяжет.
  • Судьба придет, ноги сведет, а руки свяжет.
  • Бойся не бойся, а року не миновать.

2. Определение терминов
Под судьбой (роком) подразумевается предопределённое стечение обстоятельств, которых ни при каких условиях ни изменить, ни избежать невозможно.
Ярким примером таких представлений о жизни и о судьбе является древнегреческая философия, нашедшая своё выражение в древнегреческой литературе. Например, легенда о царе Эдипе, о котором Оракул предсказал, что он убьет своего отца и женится на собственной матери. Пытаясь бежать от судьбы, Эдип с точностью до малейших деталей исполнил всё предречённое о нём.
Говоря о судьбе, нельзя избежать таких понятий, как фортуна (удача) и случай , которые непосредственно влияют на судьбу человека. Тогда как же быть: если удача и случай влияют на судьбу, то о каком предопределении может идти речь? Если же случай и удача являются запланированными звеньями в предопределённой судьбе человека, то это уже не случай и не удача, а закономерности.
Однако оставим пустые философствования и обратимся к Библии - Божьему Слову - для рассмотрения вопроса о судьбе.



II. ОТНОШЕНИЕ БОГА К СУДЬБЕ И УДАЧЕ

Исаия 65:11-12 «А вас, которые оставили Господа, забыли святую гору Мою, приготовляете трапезу для Гада и растворяете полную чашу для Мени , - вас обрекаю Я мечу, и все вы преклонитесь на заклание: потому что Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали то, что было неугодно Мне ».

Обратите внимание, что Мени (Meni) = Судьба, бог удачи, и Гад (Gad) = Фортуна, судьба, бог удачи. Гад и Мени - это два сирийских божества.

Приведённый выше Библейский отрывок явно свидетельствует, что вера в судьбу и удачу - это то же самое, что идолослужение, и противно в очах Божьих.

Интересно то, что данный стих существует не случайно. Это не просто предупреждение Божьего народа, а открытое обличение: дело в том, что среди израильского народа действительно были люди, поклоняющиеся языческим божествам, и в том числе богу судьбы и удачи. Эту традицию евреи переняли не только у живущих по соседству языческих народов, но и от своих предков-язычников:

1. Пример Лии (жены Иакова).
Бытие 30:9-11 «Лия увидела, что перестала рождать, и взяла служанку свою Зелфу, и дала ее Иакову в жену. И Зелфа, служанка Лиина, родила Иакову сына. И сказала Лия: прибавилось. И нарекла ему имя: Гад ».
Обратите внимание на имя, которое она дала своему сыну: Гад. Значение этого имени не просто «прибавилось», а «привалило» (удача привалила). Нет сомнения, что сын был назван ею в честь бога удачи.

2. Географические названия:

  • Ваал-Гад: И. Навин 11:17 «…от горы Халак, простирающейся к Сеиру, до Ваал-Гада в долине Ливанской, подле горы Ермона, и всех царей их взял, поразил их и убил ». Также прочтите И. Навин 12:7 и И. Навин 13:5.
  • Мигдал-Гад: И. Навин 15:37 .


3. Еврейские имена:

  • Гаддиил из колена Завулонова (Числа 13:11 );
  • Гаддий из колена Иосифова от Манассии (Числа 13:12 ).


III. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЧЕЛОВЕК ХОЗЯИНОМ СВОЕЙ СУДЬБЫ?

1. Откуда появилась идея о предопределённой судьбе?
Откуда же взялось понятие о судьбе и о том, что она уже предопределена? Многие отвечают на этот вопрос следующим образом:
- от бессилия перед обстоятельствами, которые нельзя контролировать;
- от лени или неудач, которые удобно списывать на судьбу;
- от шаманов и гадалок, чьи прорицания сбылись;

Как же мы ответим на этот вопрос? Дело в том, что Господь Бог, будучи творцом неба и земли, всего видимого и невидимого, является Богом всезнающим и всевидящим. Он знает каждого человека, когда-либо рождённого на земле. Ему известны не только наши поступки, но и мысли. Он видит и знает как наше прошлое, так и наше будущее.
Он также знает, кто изберёт спасение через веру в Иисуса Христа, а кто - нет: Матфея 7:13-14 «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их ». Тем не менее, Он дал этот шанс спасения тем, кто им воспользуется.

2. Предопределение и свободная воля человека
Господь дал человеку свободную волю, чтобы человек выбрал свою судьбу. Мы не выбираем где и когда родиться, но мы имеем власть выбрать, где мы проведём вечность: с Богом (в раю) или без Бога (в Аду).
Разумеется, родители и ближайшее окружение человека (школа, друзья, коллеги) влияют на выбор человека, зачастую играя в принятии его решений немаловажную роль. Однако каждый сам принимает это решение, и сам будет за него нести ответственность (пожинать плоды) в вечности.
Но это не означает, что Бог предопределил судьбу. Каждый из нас сам предопределяет свою судьбу посредством своих решений и поступков в течение жизни.

3. Судьба и предназначение
Вопрос о судьбе тесно переплетён с вопросом о предназначении.
Предназначение человека определил Сам Творец: Деяния 17:26-27 «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас ».
Мы видим, что предназначение у всех людей одно и то же - искать и найти Бога. Но все ли ищут? Все ли находят? Нет, не все находят, потому что не все ищут: Римлянам 3:10-11 «…как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога ».
Если бы существовала судьба, предопределяющая жизнь человека, то Господь не произнёс таких слов. Почему так? Да потому что если мы предназначены к поиску Бога, то в этом - наша судьба. А раз наша судьба заключена в том, чтобы искать и найти Бога, то почему же Господь с сожалением констатирует факт, что «никто не ищет Бога»? Стало быть человек сам выбирает свою судьбу: он сам решает, исполнить своё предназначение (данное ему Творцом) или нет.

4. Законы, с которыми нельзя не считаться
Мы живём в материальном мире, где всё управляется физическими законами, или, так называемыми, законами природы. Не нужно быть пророком, чтобы предсказать, что ожидает человека, отважившегося выпрыгнуть с 30-го этажа без парашюта. Нам хорошо известно, что по закону всемирного тяготения (всё таки с гравитацией не поспоришь!) он полетит вниз и разобьётся. Законы, подобные закону всемирного тяготения, существуют независимо от нас, и нам, хотим мы этого или нет, приходится с ними считаться.
Аналогичным образом существуют моральные и духовные законы. Наша жизнь напрямую зависит от того, соблюдаем мы их или нет. Таким образом, если говорить о судьбе в рамках законов, с которыми нельзя не считаться, то нужно упомянуть золотое правило: «Что посеешь, то пожнёшь» (Галатам 6:7 ).

Библейские примеры применения этого закона на практике:

  • Матфея 7:12 «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки ».
  • Иов 4:8-9 «Как я видал, то оравшие [вспахивавшие] нечестие и сеявшие зло пожинают его; от дуновения Божия погибают и от духа гнева Его исчезают ».
  • Притчи 1:29-33 «За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла ».
  • Притчи 6:12-15 «Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит - без исцеления ».
  • Притчи 11:18 «Нечестивый делает дело ненадежное, а сеющему правду - награда верная ».
  • Осия 8:7а «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю ».
  • Осия 10:12-13 «Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду. Вы возделывали нечестие, пожинаете беззаконие, едите плод лжи, потому что ты надеялся на путь твой, на множество ратников твоих ».
  • Притча о богаче и Лазаре: Лука 16:25 «Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь ».
  • Римлянам 2:5-8 «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев ».
  • Галатам 6:7-8 «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт : сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную ».

Итак, при каком условии вера в судьбу не повредит нашей душе и не будет способствовать нашей погибели? В том случае если наши верования и убеждения в вопросе о судьбе не будут противоречить Библейскому учению. А Библейское учение заключается в том, что человек грешен, и «возмездие за грех - смерть » (Римлянам 6:23 ). Но Господь Бог (сотворивший человека по Своему образу и подобию) настолько возлюбил Своё творение, что дал каждому из нас шанс избежать этого страшного наказания в Аду. Он Сам принёс Себя в жертву за наши грехи, чтобы тот, кто примет эту заместительную жертву Христа, обрёл спасение и жизнь вечную. Сегодня Господь даёт нам выбор между жизнью и смертью, подсказывая, чтобы мы избрали жизнь: Второзаконие 30:19 «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь »

Loading...Loading...