Святитель иннокентий дал название городу. Каноны и Акафисты

– 31 марта 1879, г. Москва) - митрополит Московский и Коломенский, апостол Сибири и Америки.

Энциклопедическая справка

Выдающийся православный миссионер, окрестивший около 10 тысяч человек. Известен также как мореплаватель, крупный ученый-натуралист, составитель алфавита и грамматики алеутского, якутского языков. Исследователь языков и обычаев аборигенов Аляски и Сибири, составитель словарей, просветитель, строитель храмов. Помимо просвещения обучал американских и сибирских туземцев кузнечному и плотницкому ремеслам, научил их прививать оспу.

Миссионерский путь Иннокентия (Вениаминова) пролёг через Якутию, тихоокеанское побережье, Алеутские острова и Аляску. Он принимал непосредственное участие в исторических сплавах графа по Амуру и в подготовке .

6 октября 1977 решением Священного Синода причислен к лику святых Русской православной церкви. В честь святителя назван самый высокий вулкан полуострова Аляски, в Благовещенске установлен памятник. Теплоход «Сибирский» Ленского объединённого речного пароходства переименован и носит имя «Святитель Иннокентий». В селе Анга (Ангинское, родина Святителя) Иркутской области, сохранился бревенчатый дом, в котором жил в детские годы святитель Иннокентий (Вениаминов), сейчас в доме располагается музей святителя Иннокентия (Вениаминова) . В селе Анга Качугского района ведется работа по созданию .

Память совершается:

    Третья неделя по Пятидесятнице - Собор Санкт-Петербургских святых.

Биография

Пропо​ведник

26 августа 1797 года в селе Анга Иркутской губернии у пономаря церкви святого Ильи Пророка Евсевия Попова родился сын Иван. В девять лет он был привезен в Иркутск и определен в духовную семинарию. В 1814 Иван Попов стал Вениаминовым, в честь умершего в том епископа Иркутского . В 1817, за год до окончания семинарии, Иван Вениаминов вступил в брак и был посвящен в диакона .

В начале 1823 года Иркутский епископ получил предписание от Святейшего Синода послать священника на Алеутские острова для проповеди христианства среди туземцев. Доброволец долго не находился. Ни отец Иоанн, ни другие священники, ехать не хотели, боясь расстояний и суровых условий. Но, прослышав от одного выходца из тех мест об усердии алеутов к молитве и слушанию Слова Божия, 27-летний диакон Иоанн немедленно загорелся желанием ехать. Слезы и уговоры супруги не изменили его решения…

7 мая 1823 года вместе с женой, годовалым сыном, престарелой матерью и братом отец Иоанн отправился в трудное, полное лишений путешествие, которое продлилось больше года. Вниз по реке Лене они доплыли на барже до Якутска, затем верхом на лошадях преодолели путь в тысячу верст до Охотска. Плавание оттуда до острова Уналашки показалось сибирякам самым легким.

Первой заботой отца Иоанна на новом месте служения стало построение храма, что оказалось делом нелегким: никто из туземцев работать не умел. Будучи искусным плотником, столяром, механиком, он обучил этим ремеслам алеутов. В построенном храме многое, как например, престол и иконостас, было сделано руками самого отца Иоанна. С распространением христианства среди алеутов стали прекращаться многоженство и внебрачное сожитие, а также ритуальные убийства. Даже ссоры и драки стали происходить редко, а междоусобия, сильно распространенные до того, совсем прекратились.

Изучив язык и быт алеутов, отец Иоанн изобрел азбуку и перевел Катехизис и Евангелие от Матфея. Туземцы с большой радостью стали усердно учиться грамоте. Проповедуя Слово Божие, отец Иоанн Вениаминов часто бывал и на других островах, преодолевая расстояния на утлой лодке в холод и непогоду. По своим наблюдениям за природными явлениями он составил «Записку об островах Уналашкинского отдела». Хорошо изучив фауну островов, он даже давал ценные советы русским промышленникам относительно охоты на морских котиков, для умножения стада этих ценных животных.

За десять лет на Уналашке отец Иоанн Вениаминов обратил в христианство всех жителей острова. За праведные труды он был награжден наперсным крестом и переведен на остров Ситху, в Новоархангельск - административный центр русских владений в Северной Америке, для просвещения другого народа - колошей. Они сильно отличались от алеутов и к русским относились с большим подозрением. Такое отношение изменилось, когда на острове началась эпидемия оспы. Колоши отказывались принимать прививки и массово гибли. Русские и алеуты при этом оставались невредимыми. Это заставило и колошей просить о помощи, и после своего спасения они перестали смотреть на русских как на врагов.

Постриг

Проведя на Ситхе пять лет, отец Иоанн решился отправиться в Петербург хлопотать об увеличении числа священников и дополнительных средствах. Взяв отпуск и, отправив супругу с детьми на родину в Иркутск, в ноябре 1838 г. он отплыл в Петербург. Однако хлопоты в Синоде растянулись на несколько месяцев. Отец Иоанн занялся сбором пожертвований и отправился в Москву, где явился к преосвященному Филарету, митрополиту Московскому. Святитель с первого взгляда полюбил трудолюбивого проповедника. «В этом человеке есть что-то апостольское» , - говорил он.

По возвращении в Петербург отца Иоанна ждало решение Святейшего Синода об увеличении штата священно- и церковнослужителей в Русской Америке. Кроме того, за долголетние апостольские подвиги он был награжден званием протоиерея. Но не только радостные вести ждали отца Иоанна: из пришло известие о кончине супруги. Тяжко поразило его это горе. Митрополит Филарет, утешая его, убедил принять монашество. Постриг был совершен 19 ноября 1840 года с наречением имени Иннокентия, в честь святителя Иркутского. На другой день иеромонах Иннокентий был возведен в сан архимандрита.

Архиепископ

Между тем Святейший Синод решил образовать новую епархию, в которую вошли и Алеутские острова, и назначить архиерея. Императору Николаю Павловичу представили список из трех избранников, в числе которых был и архимандрит Иннокентий. На нем государь и остановил свой выбор. Посвящение Иннокентия во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского последовало 15 декабря 1840 года в Казанском соборе.

43-летний епископ Иннокентий вернулся в Русскую Америку. Помимо проповеди и наставлений, он предписывал миссионерам учить детей и всех желающих грамоте как на местном, так и на русском языке, и вскоре грамотность туземного населения стала даже выше, в коренной России. Прожив в Новоархангельске около семи месяцев, преосвященный отправился обозревать епархию. В первую свою поездку он преодолел более пяти тысячи верст, где морем, а где и на собаках. За плодотворную миссионерскую деятельность епископ Иннокентий в 1850 был возведен в сан архиепископа.

Сибирь

Вследствие того, что Якутская область была отчислена от и присоединена к обширной Камчатской, преосвященный Иннокентий переносит кафедру в Сибирь, в город Якутск. Там он вновь начал открывать храмы и часовни, переводя на якутский язык священные и богослужебные книги. 19 июля 1859 года в Якутском Троицком соборе впервые было совершено богослужение на якутском языке. Преосвященный сам служил молебен и читал Евангелие. Пораженные этим якуты просили владыку Иннокентия, чтобы день этот навсегда стал праздничным.

Служение архиепископа Иннокентия простиралось и на отдаленные народы, жившие по Амуру. Он сам предпринял путешествие и составил подробную записку «Нечто об Амуре», в которой обосновал возможность навигации и заселения берегов. Содействие архиепископа Иннокентия присоединению Амура было оценено очень высоко: в его честь был назван город Благовещенск - в память начала его священнослужения в Благовещенской церкви Иркутска. В конце июня 1857 года высший орган церковного управления открывает викариатства на Ситхе и в Якутске. Кафедру решено было перевести в Благовещенск, где преосвященный Иннокентий так же неутомимо, так же ревностно продолжал дело своего служения.

Москва

Годы и плохое здоровье заставляли его задумываться об отдохновении. Но Промысел Божий готовил архиепископа Иннокентия к новой миссии. В 1867 г. скончался Московский митрополит Филарет, и на место почившего был назначен архиепископ Иннокентий. Сам преосвященный был поражен этой вестью более всех. Прочитав депешу, он изменился в лице и несколько минут был в раздумье. Затем целый день оставался один, а ночью усердно молился.

Дивился он собственной судьбе: сын бедного сельского пономаря делается преемником великого архипастыря, одним из первых иерархов Русской Церкви - митрополитом Московским! Впоследствии именно преосвященный Иннокентий отслужит молебен в честь закладки алтаря храма Христа Спасителя.

Митрополиту Иннокентию было уже более семидесяти. Тяжело больной, он не забывал своего призвания. Для проповеди Евангелия на окраинах в январе 1870 г. в Москве было учреждено миссионерское общество, встретившее большое сочувствие во всех уголках России.

С середины 1878 г. митрополит Иннокентий почти непрерывно болел. На Страстной неделе, почувствовав приближение кончины, он попросил себя пособоровать. 31 марта 1879 года в 2 часа ночи его не стало…

В 1974 г. Святейший Синод Православной Церкви в Америке обратился в Москву с просьбой изучить вопрос о канонизации митрополита Иннокентия. Три года ушло на изучение бережно собранных в США и на родине святителя свидетельств о его жизни и равноапостольных трудах. А 23 сентября (6 октября по новому стилю) 1977 года Священный Синод Русской Православной церкви, воздав славу и хвалу Господу, определил: приснопамятного митрополита Иннокентия, святителя Московского и апостола Америки и Сибири, причислить к лику святых.

Сочинения

На русском языке:

    Записки об островах Уналашкинского отдела. - СПб., 1840. Состоит из трёх частей:

    • 1. Часть I, географическая

      Речь Архимандрита Иннокентия, по наречении его Епископом Камчатским, Курильским и Алеутским, сказанная 1840 года, Декабря 13 дня . Христианское чтение. - СПб., 1841.

      Письма (1823-1878 гг.): собраны И. Барсуковым, 3 т. - СПб, 1897, 1901.

      Творения: три книги, собраны И.Барсуковым. - М., 1886-1888.

      Слово при вступлении в управление московской паствою Высокопреосвященного Иннокентия Митрополита Московского, говоренное в большом Успенском соборе, 26-го мая, 1868 года // Православное обозрение . - М., 1868. - Т. 26.

Святитель Иннокентий (Вениаминов, 1797 – 1879), митрополит Московский, апостол Америки и Сибири, основатель Благовещенска, был причислен к лику святых в 1977 году, память 6 октября (день прославления) и 13 апреля (день кончины).

Святитель Иннокентий родился в иркутском селе Ангинское, в семье псаломщика. Иван (имя до принятия монашества) рано потерял отца и был отдан на учёбу в Иркутскую семинарию. После женитьбы рукоположен в дьякона, а в 1821 году – в священника Благовещенской церкви Иркутска.

Когда Иркутская епархия получила разнарядку отправить одного миссионера на остров Уналашку к алеутам, желающих не нашлось. Священник Иоанн Вениаминов тоже встретил эту новость без особого энтузиазма. Однако слова заезжего жителя Уналашки об усердии алеутов к молитве и слышанию Слова Божьего произвели в нём неожиданный переворот, он «загорелся желанием ехать к таким людям», несмотря на слёзы жены, тёщи и матери.

Уналашка (1824 – 1834)

Остров Уналашка встретил святителя полуразрушенной часовней – наследием Кадьякской миссии конца XVIII века. Святитель Иннокентий построил храм, попутно обучая алеутов плотницкому и кузнечному делу. Это стало первым шагом, расположившим к нему аборигенов.

Изучив алеутский язык, святитель построил церковно-приходскую школу, где сам учительствовал. Переводы Священного Писания и катехизиса стимулировали стремление населения к грамотности, многие жители алеутских островов умели читать.

Под влиянием проповеди святителя со временем все 2000 алеутов, разбросанные примерно по 60-ти островам архипелага, приняли Крещение. Многие отказались от табака, резко сократилось число незаконнорожденных детей, на 20% увеличился прирост населения.

Миссионерский труд святителя «Указание пути в Царство небесное» на алеутско-лисьевском языке (1833) оказался столь удачным, что в последующие годы был переведён на 62 языка, выдержав 50 изданий. Святитель Иннокентий создал на основе кириллицы письменность алеутов, которая была утрачена с продажей Аляски США.

Семья святителя выросла до шести детей. В семейном кругу Иннокентий любил мастерить с детьми механические органчики, своими руками сделал всю домашнюю мебель и утварь.

Михаил Шаньков. Крестный ход святителя Иннокентия Вениаминова. Анкоридж (Аляска), 2010.

Ситка (Новоархангельск, 1834 – 1853)

Индейское племя колошей (тлингитов) заметно отличалось от алеутов своей враждебностью к русским. Прибытие святителя в Ситку совпало с эпидемией оспы, которая выкосила половину колошенского населения, но русских не трогала. Несмотря на запреты шаманов, заклинания которых не помогали, колоши принимали антиоспенные прививки из рук Иннокентия, а потом и сами научились их делать. Это остановило эпидемию. Святитель стал желанным гостем в домах колошей и мог беспрепятственно проповедовать.

В 1841 году было создано Новоархангельское духовное училище, преобразованное позже в семинарию. К этому времени святитель крестил в российско-американских поселениях уже более 10 тысяч человек. Святитель Иннокентий также построил в Ситке собор Архангела Михаила и собственноручно собрал часы для его колокольни.

В 1840 году в Петербурге он находился по делам открытия миссии и печати церковных книг на алеутском языке. Здесь его застало известие о смерти жены. Уговоры святителя московского Филарета и других иерархов принять монашество он воспринял как указание промысла Божьего. Получив гарантию обеспечения и воспитания своих шестерых детей, святитель отправился в новооткрытую Камчатскую епархию архиереем, постриженным в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского.

Якутск (1853 – 1862)

Ввиду миссионерских успехов Камчатской епархии, в 1852 году к ней была присоединена Якутия. Её тогдашнее 200-тысячное население в десять раз превосходило всю камчатскую и алеутскую паству. Поэтому Иннокентий перенёс епископскую кафедру в Якутск. В 1855 году здесь был создан комитет по переводу церковной литературы на якутский язык.

1 августа (н. ст.) 1859 года в Троицком соборе Якутска впервые прозвучала служба на якутском языке. Евангелие читал сам Иннокентий. Якутские старейшины просили сделать этот день навсегда праздничным, поскольку «они в первый раз услышали Божественное слово в храме на своём родном языке».

Благовещенск (1862 – 1868)

В 50-е годы XIX века Россия стремилась защитить свои дальневосточные рубежи от англичан. Политическая ситуация делала Россиюсоюзницей Китая. В 1849 году экспедиция Г. И. Невельского доказала судоходность устья Амура, что придало реке стратегическое значение.

Святитель отправился в свой первый сплав по Амуру в 1856 году, изучая левый берег и присматривая удобные места для поселений. Итогом стало его исследование «Нечто об Амуре», в котором святитель доказывал государственную необходимость освоения Амура, а также создания тяжёлого тихоокеанского флота.

Низина близ устья Зеи показалась святителю местом, пригодным для поселения, и возможным центром речного судоходства. В 1856 году здесь был основан Усть-Зейский казачий пост, куда в 1857 году владыка Иннокентий направил священника-миссионера Александра Сизого. Семья священника стала первой семьёй будущего города.

21 мая (н. ст.) 1858 года святитель заложил здесь Благовещенскую церковь в память о первом месте своей службы в иркутской Благовещенской церкви. Название Благовещенску дал генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев в честь первой церкви нового города.

28 мая 1858 года святитель Иннокентий торжественной речью встретил в Благовещенске Н. Н. Муравьёва после подписания в китайском Айгуне договора о передаче левого берега Амура России.

В 1862 святитель перенёс епископскую кафедру Камчатской епархии в Благовещенск, здесь открывается духовное училище (с 1871 года – семинария). В своих ежегодных путешествиях по Амуру святитель закладывает новые церкви, часто собственноручно изготовляя для них деревянные престолы по своей любви к плотницкому делу.

За 17 лет в Амурской области появились 30 храмов, несколько школ и две миссии. В 1857 году сын Иннокентия, протоиерей Гавриил крестил 154 гольда, у гольдов была построена церковь и школа. Всего на 1865 год в Камчатской епархии постоянно действовали 11 миссий у разных народностей.

Москва (1868 — 1879)

В 1868 году после смерти святителя Филарета Синод назначает Иннокентия митрополитом Московским. Он вступает на московскую кафедру в возрасте 71-го года, почти ослепшим от катаракты. На новом посту святитель решает вопросы социального обеспечения: строит богадельни, ремесленное училище для обучения детей бедного духовенства, учреждает пенсии для престарелых священнослужителей. В Духовной Академии святитель вводит курс естественных наук для защиты веры от растущего светского безбожия.

В 1870 году святитель создаёт Православное Миссионерское общество и призывает епархиальных архиереев присылать способных молодых людей в Покровский монастырь в Москве для обучения на миссионера. В течение трёх лет была удовлетворена потребность в кадрах для всех миссий.

В начале своего миссионерского пути святитель пересекал проливы между Алеутскими островами на узком челне из тюленьей кожи, в котором приходилось подолгу держать вытянутые ноги плотно прижатыми друг к другу. На континенте его транспортом часто становились собачьи упряжки.«Повозочку, в которой я ехал, очень можно назвать гробом, только… внутри она обита медвежиной… Очень часто случалось ехать по таким узким и глубоким дорогам, пробитым в снегах, что дорога представлялась длинною могилою», — вспоминал святитель. Бутылку с питьевой водой приходилось держать под тулупом, чтобы не замёрзла, питаться, в основном, хлебом и юколкой (сушёной рыбой). В 1860 году он получил рожистое воспаление на голове от переохлаждения на пути из Якутска в Иркутск.

Про морскую болезнь и прочие превратности морских путешествий по словам святителя «неприятно рассказывать даже в тёплой гостинице за чаем». Из воспоминаний старшей дочери Екатерины, сопровождавшей отца в 28-дневном путешествии к острову Еловый на Аляске, мы узнаём подробности подобных плаваний. Когда кончилась питьевая вода, её выжимали из парусов, от сухарей осталась одна пыль, варёную в морской воде солонину раздавали пассажирам мелкими кусочками. Одномачтовое судёнышко захлестывали волны, святитель молился об избавлении Герману Аляскинскому, похороненному на Еловом острове. Когда буря улеглась, корабль встал на рейде Елового острова, и измождённым путникам доставили воду и провиант.

Владыка Иннокентий неплохо знал навигацию и иногда мог давать советы капитану. В последние годы жизни в Благовещенске, путешествуя по Амуру, он сам управлял архиерейским катером.

Святитель обладал спокойным добродушным характером, в котором отсутствовали авторитарные черты. Современники отмечают скромность святителя в быту и в отношении к людям. Дочери-монахине Поликсении он пишет, что не правомочен давать советы в монастырской жизни, поскольку никогда не жил ей сам. Эту же мысль он повторяет с высоты митрополичьего сана учащимся духовной академии Троице-Сергиевой лавры: «…хотя я более четверти века ношу звание инока, но готов учиться иночеству даже у последнего из братии, а потому считаю излишним преподавать наставления о жизни иноческой…». В Камчатской епархии у него не было канцелярии, он собственноручно копировал бумаги и регистрировал письма, а штатное жалование письмоводителя раздавал в качестве поощрений.

Он не любил кляузников и сам не любил жаловаться: «Пятнадцатилетний опыт научил меня, что жалобы, как бы они ни были справедливы, ни к чему не ведут. Самое лучшее - терпеть». С принятием митрополичьего сана Иннокентий ничуть не изменился: «Свиты у митрополита почти нет; его сопровождают: отец протоиерей Гавриил, сын владыки, семилетний внук владыки и послушник».

Святитель любил шутку и остроумие, искренне смеялся, никем не стесняясь. Церковному чиновнику, который вымогал у него взятку за аудиенцию у петербургского начальства, он заявил, что прибыл из Америки и как «дикарь» может явиться к начальству без представления, а взяточника оштрафуют.

Он был высокого роста, полный, но энергичный по привычке к деятельной жизни. Ложился спать в десять вечера и просыпался в четыре утра. Ежедневно бывал на литургии. С девяти утра до трёх дня и с шести до десяти вечера шёл приём посетителей. После обеда он часто занимался любимым рукоделием: пилил или строгал в небольшой столярне при архиерейском доме.

В пожилые годы святитель опасался за своё слабеющее зрение – на следственный недуг, поэтому читал немного, лишь наиболее выдающиеся произведения духовной и светской литературы, имел склонность больше к прикладным, а не абстрактно теоретическим знаниям. Свои практические наблюдения как этнографа, метеоролога и географа святитель суммировал в трёхтомном сборнике «Записки об островах Уналашкинского отдела» (1840). Этот труд получил высокую оценку учёных и актуален до сегодняшнего дня. В 1868 году Иннокентий был избран почётным членом Русского Географического общества и Московского университета.

При духовном сане и миссионерском призвании владыка выступал одновременно как государственный деятель, его труды полны мыслей об экономическом обустройстве переселенцев и укреплении России на дальневосточных рубежах.

Святитель Иннокентий, митрополит Московский (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов), родился 26 августа 1797 г. в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря. Мальчик рано усвоил грамоту и с 7 лет уже читал Апостол в церкви. В 1806 г. его отдали в Иркутскую семинарию. Здесь, как лучшему воспитаннику, юноше дали фамилию Вениаминов, в честь почившего Иркутского архиепископа Вениамина (+ 8 июля 1814 г.). 13 мая 1817 г. он был рукоположен в диакона к Благовещенской церкви Иркутска, а 18 мая 1821 г. - во священника.

С 1823 г. началось миссионерское служение будущего Апостола Америки и Сибири. 45 лет отдал Святитель Иннокентий делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края, совершая свой апостольский подвиг в суровых условиях, с большими опасностями для жизни. Святитель Иннокентий крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них основам христианской жизни. Много помогало ему в трудах знание различных ремесел и искусств.

Святитель Иннокентий был замечательным проповедником. Совершая литургии, молебны и всенощные бдения, он неизменно наставлял паству. Во время многочисленных поездок святитель Иннокентий изучал язык, быт и нравы народов, среди которых проповедовал. Его труды по географии, этнографии и языкознанию получили мировую известность. Он составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы. Одно из лучших его произведений "Указание пути в Царство Небесное" (1833 г.) переведено на разные языки малых народов Сибири и выдержало более 40 изданий. Благодаря трудам святителя Иннокентия в 1859 г. впервые услышали Слово Божие и богослужение на своем родном языке якуты.

29 ноября 1840 г. митрополит Московский Филарет совершил пострижение отца Иоанна в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского. 15 декабря архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. 21 апреля 1850 г. епископ Иннокентий был возведен в сан архиепископа.

Промыслом Божиим 5 января 1868 г. святитель Иннокентий стал преемником митрополита Филарета на кафедре Московских первоиерархов. Через Святейший Синод митрополит Иннокентий закрепил вековой миссионерский опыт Русской Церкви (еще в 1839 г. он предложил проект улучшения организации миссионерского служения). Попечением митрополита Иннокентия было создано Миссионерское общество, Московский Покровский монастырь преобразован в миссионерский, в 1870 г. учреждена Японская Православная Духовная Миссия во главе с архимандритом Николаем Касаткиным (впоследствии святитель Николай Японский, память 3/16 февраля), которому святитель Иннокентий передал многое из своего духовного опыта. Весьма плодотворно было и управление святителем Иннокентием Московской епархией. Его стараниями построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Московской духовной академии.

Святитель Иннокентий преставился ко Господу 31 марта 1879 г., в Великую субботу, и погребен в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры. 6 октября 1977 г. Русской Православной Церковью святитель Иннокентий прославлен в лике святых. Память его установлено совершать дважды в год: 31 марта/13 апреля - в день его блаженной кончины, и 23 сентября/6 октября - в день прославления.

ИННОКЕНТИЙ МОСКОВСКИЙ

Святитель Иннокентий (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов) родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Верхоленского уезда Иркутской губернии в семье бедного пономаря деревенской церкви Евсевия Попова. Он рано выучился грамоте, к шести годам уже мог исполнять в храме обязанности чтеца. После преждевременной кончины отца Иван перешел под опеку родного дяди - диакона Дмитрия Попова. Девяти лет Иван был определен в Иркутскую семинарию. Здесь он числился сначала как Попов-Ангинский (чтобы отличаться от других многочисленных Поповых) и проявил недюжинные дарования. Ректор семинарии присвоил ему новую фамилию - Вениаминов, в честь незадолго до этого почившего епископа Иркутского Вениамина Багрянского (1789–1814) (подобное нередко практиковалось в духовных учебных учреждениях). Наряду с учебными предметами Иван занимался механикой, к которой проявил большие способности. В частности, он устроил в семинарии водяные часы.

Ректор семинарии намеревался отправить способного ученика в Академию, однако в 1817 году, неожиданно для всех, Иван Вениаминов женился (что делало невозможным поступление в Академию). Сам святитель вспоминал впоследствии, что лишь по случайности ректор семинарии архимандрит Павел не воспрепятствовал его женитьбе: ректор жил в городе, монастырь же с семинарией находились на другой стороне Ангары, и каждый день в учебное время ректор вынужден был переезжать на лодке через реку. Однако когда река вскрылась, переправа сделалась невозможной. «В это время мне пришла мысль жениться, и я подал просьбу без дозволения ректора получить вид на женитьбу. Не будь этого случая, конечно, ректор не позволил бы мне подавать просьбу о женитьбе».

13 мая 1817 года Иван Вениаминов, еще учащийся семинарии, вступил в брак и был рукоположен в сан диакона с назначением в иркутскую Благовещенскую церковь. По окончании курса его определили учителем приходского училища, а в 1821 году рукоположили во священники. Став священником, отец Иоанн открыл при храме воскресную школу для детей прихожан обоего пола.

Вскоре судьба молодого священника кардинально изменилась. В 1823 году епископ Иркутский Михаил Бурдуков получил предписание Святейшего Синода направить христианскую миссию на Алеутские острова для просвещения местного населения. (В то время Аляска и Алеутские острова входили в состав Иркутской епархии.) Епископ Михаил уже давно обратил внимание на отца Иоанна и предложил ему это трудное, но благородное дело. Сам святитель Иннокентий впоследствии вспоминал об этом так: «Слышал я о миссионерах, о дальних их путешествиях для просвещения язычников, но никогда на это дело не обращал особого внимания. Но вот получаю я, вместе с другими, от епархиального начальства письменное приглашение на миссионерское служение на Алеутские острова. Только прочитал я его - как будто бы что повернулось в моей груди, и я тут же объявил своим домашним: я еду. Ни советы знакомых, ни описания трудностей дальнего пути и ожидающих меня лишений - ничто не доходило до моего сердца, только как будто огонь горел в моей душе». Так началась великая миссия святителя, принесшая ему поистине всемирную славу.

Несмотря на недовольство и уговоры домашних, отец Иоанн твердо решился отправиться в путь. 7 мая 1823 года он выехал из Иркутска вместе со старушкой матерью, женой, новорожденным сыном и братом. Путешествие длилось четырнадцать месяцев, и только 20 июня 1824 года Иван Вениаминов достиг острова Уналашка - главного в гряде Лисьих островов (примыкающих к Алеутским островам).

На острове Уналашка проживало около четырехсот человек, главным образом алеутов. (Всего в приходе отца Иоанна насчитывалось около 2000 человек, разбросанных более чем по 60 островам.) Храма не было, стояла лишь полуразрушенная часовня. Зато жители острова - алеуты - показали себя людьми мирными, добродушными, как бы самим характером своим предрасположенными к христианству. (Вот как писал о них Иван Вениаминов несколько позже: «Они очень охотно собираются на молитву везде, где отправляется богослужение, а особенно когда посещает их священник. При службе и на молитве стоят с благоговением и удивительною твердостью. Все требуемые религиею обязанности они исполняют с полною охотою и точностью и очень многие с благоговейным страхом и смирением, так что во все мое пребывание там не было ни одного нерадивого. Я уже не говорю о том, что они строго соблюдают посты, когда следует, потому что им ничего не значит не есть два-три дня. Но ничто столько не утешало меня и не радовало, как их усердие, или, лучше сказать, жажда к слышанию слова Божия, которая так велика, что утвердительно скажу, скорее утомится самый неутомимый прповедник, чем их внимание и усердие к слышанию проповеди». Спустя несколько десятилетий, поставляя на Аляску нового епископа Петра, святитель Иннокентий скажет: «Не многим из собратий наших достается такой счастливый жребий служения, ибо немного ныне таких мест, где можно было бы найти столь послушных, кротких, простых и внимательных к Слову Божию чад Церкви, как в тех местах».)

Отец Иоанн сам стал обучать алеутов ремеслам - плотницкому, строительному, кузнечному. На острове не имелось никаких строительных материалов: и дерево, и кирпичи приходилось завозить с материка. Но уже через год после того, как молодой священник приступил к строительству церкви, новый храм был освящен во имя Вознесения Господня. Престол, иконостас, позолота - все это было сделано руками самого отца Иоанна.

С самого начала деятельность миссионера приобрела многогранный характер. Он берется за изучение алеутского языка, изучает нравы и обычаи алеутов. По соглашению с Академией наук священник ведет метеорологические наблюдения на Уналашке, занимается составлением географического описания острова и других территорий Российско-Американской компании. В 1825 году на Уналашке была открыта первая церковно-приходская школа. Иван Вениаминов сам составил учебник, по которому велись занятия, сам преподавал в школе. Он сумел достичь внушительных успехов. Спустя несколько лет руководство Российско-Американской компании отмечало высокий авторитет основанного им училища среди коренных жителей Алеутских островов: «Самая большая часть учеников состоит из природных алеутов, из которых многие уже достигли шестнадцати лет». (К 1860 году численность учащихся достигла ста человек.) Иные из местных жителей охотно и сами брались за изучение грамоты. Позднее отец Иоанн вспоминал: «В последнее время, то есть когда появились переводы на их язык, умеющих читать было более чем шестая часть, и есть селения, где из мужчин более половины грамотных, а на одном острове (Святого Павла) почти все до одного умеют читать».

К переводам на алеутский язык необходимых книг Иван Вениаминов приступил уже вскоре после начала своей алеутской миссии. Спустя семь лет он перевел катехизис, букварь с важнейшими молитвами и Евангелие от Матфея. Священный Синод разрешил пользоваться этими переводами, однако напечатал только катехизис. Евангелие и букварь приходилось переписывать от руки. В 1835 году Вениаминов представил в Академию наук составленную им грамматику алеутского языка. За эту работу он был удостоен Демидовской премии, а труд его напечатан «иждивением Академии».

На Уналашке же Иван Вениаминов составляет книгу, содержащую необходимое изложение основ христианского учения, - «Указание пути в Царствие Небесное, или Лекции для обучения новокрещеных христиан в Русской Америке». Эта книга написана просто и понятно, так, что она подходит даже для христианского воспитания и обучения детей. В России она была напечатана на русском языке, а впоследствии переводилась на языки всех тех народов, среди которых распространялось христианство. Кроме того, перу святителя Иннокентия принадлежит и «Наставление священнику, назначенному для обращения иноверных и руководствия обращенных в христианскую веру» - точное изложение методики миссионерской работы.

На острове Уналашка в семье Ивана Вениаминова родилось шестеро детей. (Еще один появился на свет после переезда на Ситку.) Вот как описывал внешность священника путешественник Э. Белчер (они встречались несколько позже, уже в Петербурге, куда отец Иоанн прибыл по делам своей миссии): «Он был огромным человеком атлетического сложения, росту в нем было около шести футов трех дюймов (выше 1 м 90 см. - Авт.), настоящий Геркулес, и притом очень умен».

Отец Иоанн прожил на Уналашке десять лет. Успехи в проповеди христианства побудили его распространить сферу миссионерства и на Американский континент. В 1834 году он переселяется на остров Ситку, близ побережья Северной Америки. Здесь находился главный центр владений Российско-Американской компании - порт Новоархангельск.

Хотя на Ситке еще с 1806 года существовал церковный приход, здесь не было ни священника, ни какого-либо церковного надзора. А между тем на острове имелось значительное русское население - охотники, матросы, служащие компании, которые нуждались в священнике. Первое время своего пребывания здесь Вениаминов должен был посвятить им.

Коренное население острова составляли индейцы колоши. Они оказались довольно воинственными и почти постоянно враждовали с русскими. Власти компании не допускали их в Новоархангельск. Все это осложняло миссионерскую деятельность отца Иоанна.

В 1836 году на острове вспыхнула эпидемия оспы, унесшая жизни едва ли не половины туземцев. Русских же эпидемия почти не коснулась, ибо к тому времени врачи научились побеждать болезнь с помощью прививок. Это обстоятельство заставило колошей с большим вниманием отнестись к опыту европейцев. Отец Иоанн помогал врачу компании бороться с болезнью и сумел приобрести доверие и авторитет среди индейцев.

Однако прежде чем начинать среди них проповедь христианства, он должен был изучить их обычаи, традиционные верования и, главное, язык. Лишь спустя три года миссионер приступил к проповеди Евангелия. Ему приходилось совершать службу под открытым небом, за отсутствием подходящей церкви. К пастве проповедник обращался на ее родном языке.

Деятельность миссионеров в Русской Америке протекала в чрезвычайно тяжелых условиях. Население разбросано на огромных пространствах, священников всего четверо, мизерное жалование не позволяло вести мало-мальски сносную жизнь. К тому же по всем вопросам приходилось сноситься с епархиальными властями в Иркутске, находившемся за тысячу верст. В ноябре 1838 года Иван Вениаминов отправляется в Петербург. (Вместе с собой он взял свою семилетнюю дочь Феклу. Супруга же с четырьмя детьми отправилась в Иркутск, где учились старшие сыновья.) Вениаминов решил представить на рассмотрение Священного Синода подготовленный им проект улучшения миссионерской деятельности в Русской Америке, а также организовать сбор средств в пользу американской церкви. Кроме того, отец Иоанн хотел добиться разрешения на печатание на алеутском языке Священного писания. Архиепископ Иркутский Нил, сам прославившийся миссионерской деятельностью среди забайкальских бурятов, дал ему свое благословение. С разрешения Российско-Американской компании Вениаминов морским путем отправился к берегам России вокруг Южной Америки и через семь с половиной месяцев, 25 июня 1839 года, достиг Петербурга.

Здесь он встретил весьма благожелательный прием. Его сообщение об Алеутских островах и Аляске вызвали большой интерес не только в Синоде, но и в научных кругах, в которых имя священника Ивана Вениаминова было уже хорошо известно. За годы своего пребывания в Русской Америке миссионер собрал множество сведений самого разного характера, представляющих интерес для этнографов, историков, географов, ботаников, геологов. Сам император Николай I уделил ему внимание. Святейший Синод даровал отцу Иоанну сан протоиерея.

Отец Иоанн предоставил в Синод доклад «Обозрение Православной Церкви в российских поселениях в Америке, со своим мнением об улучшении состояния оной». Представители Синода обещали ему поддержку, но не ранее осени. В ожидании решения Вениаминов отправился в Москву для сбора средств, необходимых для построения храмов в Русской Америке. Здесь произошла его встреча с митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым), одним из крупнейших деятелей церкви того времени (впоследствии причтен Церковью к лику святых). Святитель Филарет горячо поддержал отца Иоанна и даже предоставил ему свою квартиру. К осени 1839 года Вениаминову удалось собрать немало средств, а также церковной утвари и священнических облачений, необходимых для церковной службы.

Осенью 1839 года отец Иоанн вновь прибыл в Петербург. Лишь весной следующего года состоялось решение Священного Синода, в основном поддержавшего предложения знаменитого миссионера. В это время Иоанн получил из Иркутска известие о смерти жены. Митрополит Филарет предложил ему принять монашеский постриг - это соответствовало вековой традиции, существовавшей в России, согласно которой вдовый священник отстранялся от служения в церкви. Отец Иоанн хотел прежде пристроить своих детей. Когда ему удалось определить дочерей в Петербургский институт благородных девиц, а сыновей - в Петербургскую духовную семинарию (причем митрополит Филарет пообещал заботиться о них), Иван Вениаминов принял монашество. Митрополит Филарет сам постриг его (29 июля 1840 года) и дал ему новое имя - Иннокентий (в честь святителя Иннокентия Иркутского (Кульчицкого), канонизированного Церковью в 1805 году).

В самый день пострига Святейший Синод принял решение об учреждении новой епархии для Алеутских островов и Аляски. С этим решением согласился и император Николай I. 1 декабря 1840 года Иннокентий Вениаминов был назначен епископом новообразованной епархии, а 15 декабря рукоположен в епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Резиденцией епископа был избран поселок Новоархангельск на Ситке.

20 января 1841 года епископ Иннокентий отправился через всю Сибирь в Русскую Америку и прибыл в Ситку в конце сентября того же года. Расположение епархии в двух частях света создавало немалые трудности. Иннокентий старался в равной мере заботиться об обеих половинах своей епархии, ибо придавал им одинаково важное значение.

В Русской Америке Иннокентий пробыл примерно год. В декабре 1841 года начала работу Новоархангельская духовная школа - любимое детище святителя Иннокентия. Ее появление было вызвано как потребностями Церкви, так и необходимостью дать начальное образование детям служащих Российско-Американской компании. В первый и второй классы училища были приняты 23 человека в возрасте от 7 до 17 лет, из них 21 представитель коренной национальности. Учебная программа была рассчитана на четыре года и включала в себя русскую и славянскую грамматику, алеутский язык, арифметику, географию, нотное пение, всеобщую историю, катехизис, изучение Священного писания, риторику. Святитель рассматривал Новоархангельскую школу как первую ступень к созданию учебного заведения более высокого уровня. В 1843 году он обратился в Синод с предложением создать на ее базе духовную семинарию. Предложение это было принято, и в декабре 1845 года училище преобразовано в семинарию.

Образование семинарии в Новоархангельске натолкнулось на немалые трудности, в том числе и бытового характера, и даже на сопротивление местных властей. Сразу же после указа о ее открытии главный правитель колоний Тебеньков предупреждал Синод, что неизбежное в случае реализации проекта святителя Иннокентия увеличение лиц духовного звания в Новоархангельске приведет к перебоям в обеспечении города продовольствием, и настаивал на том, чтобы духовные власти максимально ограничили число преподавателей и сотрудников будущей семинарии. Кроме того, в колониях не оказалось ни архитектора, ни инженера-строителя, способного выполнить проектные работы для строительства здания семинарии. Все эти работы вынужден был взять на себя сам преосвященный. В Центральном государственном историческом архиве России хранятся чертежи и эскизы учебного и подсобного корпусов семинарии, выполненные рукой епископа Иннокентия. По ним в 1846 году Российско-Американская компания выстроила здание духовной семинарии. (Семинария просуществовала в Новоархангельске около тринадцати лет. В 1858 году, в связи с реорганизацией епархии, она была перенесена сначала временно в Якутск, а затем в Благовещенск на Амуре. В Новоархангельске же осталось училище Российско-Американской компании.)

В марте 1842 года святитель прибыл на остров Кадьяк (близ побережья Аляски). В это время все больше туземцев принимало христианство; храм, некогда пустовавший, теперь бывал переполнен и не вмещал всех желающих. Святитель расширил храм и предложил жителям построить в каждом селении часовню. Он по-прежнему заботился о переводе Священного писания на местные языки и наречия. По его поручению студент Иркутской семинарии Илья Тыжков отправляется на остров Кадьяк и переводит на кадьякское наречие катехизис и Евангелие от Матфея. (В 1849 году эти книги были напечатаны по разрешению Священного Синода.) К колошам на остров Ситху Иннокентий отправляет иеромонаха Мисаила (Озерова). К Пасхе 1843 года крестилось уже более ста колошей, а к 1845 году число крещеных достигло двухсот человек. Богослужение в храме велось на колошском наречии. Сам святитель перевел на колошское наречие воскресные евангельские чтения, чтения из Апостола и многие молитвы. Позже выпускник Новоархангельской семинарии Иван Надеждин продолжил его дело и завершил перевод Евангелия от Матфея и чинопоследования литургии. С 1842 года святитель Иннокентий регулярно посылает священников на Курильские острова, жители которых были крещены к 1850 году. Распространялось православие и на Аляске: святитель направил на материк своего зятя, священника Илью Петелина; тот выстроил в Нушегаке храм и устроил школу для мальчиков-туземцев. Миссионеры сумели распространить свое влияние и среди эскимосов.

Еще в 1842 году святитель совершил поездку на Камчатку. Во время своего первого посещения отдаленного полуострова Иннокентий решил основать особую миссию среди язычников чукчей и тунгусов (эвенков). В 1846–1847 годах он вторично посещает Камчатку. Вот как сам святитель с мягким юмором вспоминал впоследствии эти объезды епархии в письме А. Н. Муравьеву: «Повозочку, в которой я ехал, очень можно назвать гробом, только вместо холста или миткалю внутри она обита медвежиной. Очень часто приходилось ехать по таким узким и глубоким дорогам, пробитым в снегах, что дорога представлялась длинною могилой. Гроб и могила были готовы, оставалось закрыть глаза, сложить руки и быть зарыту». Во время своей поездки святитель проповедовал на севере полуострова среди чукчей и коряков. Он беседовал с местными шаманами, причем являлся к ним один, без охраны, и убедился, что коряки еще не готовы к принятию христианства. Когда в 1851 году прежде враждебные отношения между коряками и русским населением несколько улучшились, святитель отправил к корякам для проповеди опытного миссионера священника Льва Попова.

21 апреля 1850 года святитель Иннокентий был возведен в сан архиепископа. Чтобы усилить миссионерскую деятельность на Азиатском материке, святитель решил перенести епархиальную резиденцию поближе к Камчатке. По предложению Иннокентия, в 1852 году обширная Якутская область была выделена из состава Иркутской епархии и включена в Камчатскую. Святитель не раз объехал весь громадный Якутский край вплоть до Тихого океана, чтобы изучить жизнь местного населения и условия для миссионерской работы. В 1858 году для более успешного управления значительно разросшейся епархией святитель добился назначения в Новоархангельск викарного епископа Алеутского и Аляскинского, которым стал ректор Иркутской семинарии архимандрит Петр Екатериновский, воспитанник Оптиной пустыни. Сам Иннокентий сделал центром епархии город Якутск.

Святитель ревностно принялся за просвещение якутов. Началась работа над переводами священных книг на якутский язык; для этого был создан особый комитет под руководством архиепископа. Охотский протоиерей Евсевий Протопопов перевел на якутский язык катехизис, Евангелие от Матфея, Деяния апостолов и Послание апостола Павла к Римлянам. Кроме того, святитель начал постройку часовен для якутов. В 1857 году комитет завершил свою работу. Были переведены все книги Нового завета кроме Апокалипсиса, книга Бытия и Псалтирь из Ветхого завета, часть богослужебной литературы. К лету 1859 года, благодаря личным хлопотам святителя, все переводы были изданы. 19 июля 1859 года впервые богослужение было совершено на якутском языке.

В 1858 году по Айгунскому договору между Россией и Китаем к России отошли обширные территории между рекой Уссури и Японским морем. Иннокентий немедленно отправился в Уссурийский край. Еще в 1852 году он учредил миссию для гиляков (нивхов) и направил к ним своего сына, священника Гавриила Вениаминова. В начале 60-х годов христианство стало распространяться и среди корейцев, живших по Амуру.

В 1862 году, с согласия Святейшего Синода, святитель переносит свою резиденцию в незадолго до того основанный город Благовещенск на Амуре. Границы его епархии неуклонно расширялись, и пастырю приходилось почти все время находиться в дороге, чтобы помогать немногочисленным миссионерам на местах. Он постоянно встречался и беседовал с паствой, сам совершал литургии. Приведем рассказ о его плавании по Амуру и Уссури, принадлежащий одному из его спутников. «Преосвященный Иннокентий был искусным кормчим и на воде; сам лично распоряжался во время плавания ходом своей лодки, управлял рулем и парусом. Много было во время нашего плавания и опасного, и страшного, и курьезного; особенно когда кораблец влекло туда, куда не следовало, и наш опытный кормчий, стоя на корме, убеленный сединами, все силы ума употреблял, чтобы не потонуть в пучинах водных или как бы стащиться с мели слабою силою своей свиты».

В 1867 году Россия продала свои североамериканские владения Соединенным Штатам Америки, о чем Главное управление Российско-Американской компании официально уведомило святителя Иннокентия. Встал вопрос о дальнейшей судьбе православной миссии в Северной Америке. Теперь ее должен был поддерживать за счет собственных средств Святейший Синод. Хотя Соединенные Штаты и признали православную миссию, в Петербурге склонялись к тому, чтобы закрыть ее полностью. Благодаря усилиям Иннокентия (ставшего к тому времени митрополитом Московским) было принято следующее решение: 10 июня 1870 года была открыта русская Алеутская к Аляскинская епархия с кафедрой в Сан-Франциско. Однако удаленность приходов на Алеутских островах и Аляске от Сан-Франциско привела к тому, что они пришли в относительное запустение. (Алеутское и Аляскинское викариатство было восстановлено только в 1903 году, когда епископскую кафедру занимал святитель Тихон (Беллавин), будущий патриарх Московский и всея Руси.)

В 1867 году святитель Иннокентий совершил еще одну поездку по епархии, проповедуя даже среди монголов и китайцев. Ему было уже семьдесят, и здоровье его начало заметно ухудшаться. Из-за непрерывных поездок по заснеженным пространствам Сибири святого мучила болезнь глаз, и он начал помышлять о покое. Однако в жизни его еще раз произошла значительная перемена.

19 ноября 1867 года скончался святитель Филарет Дроздов, митрополит Московский, давний друг святителя Иннокентия. По личному желанию императора Александра II 5 января 1868 года на Московскую митрополию был избран архиепископ Иннокентий. Уже полуослепший, он вновь отправился в путь почти через весь Евразийский континент и 25 мая 1868 года прибыл в Москву.

Одиннадцатилетнее его служение в сане митрополита Московского и Коломенского носило тот же деятельный характер и оставило заметный след в истории Москвы. По инициативе святителя в Москве появились богадельни для вдов и сирот, различные благотворительные общества, обновились духовно-учебные заведения. Несмотря на преклонный возраст и болезни митрополит Иннокентий продолжал заботиться о христианском просвещении иноверцев на окраинах Российской империи. Благодаря его усилиям в 1869 году возникло Православное Миссионерское общество как центральный орган, который должен был регулировать и направлять миссионерскую деятельность на местах. Общество должно было готовить миссионеров, а также заботиться о переводе богослужебных книг и Священного писания на языки тех народов, среди которых действовали миссионеры. «Господу угодно, чтобы и здесь в центре России, - писал сам митрополит Иннокентий, - в летах преклонных, я не оставался чуждым миссионерской деятельности, которой по воле Промысла Божия в отдаленных окраинах Отечества посвящена была вся жизнь моя с ранней молодости».

В марте 1879 года святитель почувствовал себя плохо. В Великий Четверг, накануне Пасхи, он причастился Святых Таин, а спустя два дня, в Великую Субботу, 31 марта 1879 года, скончался и был похоронен в Троице-Сергиевой лавре, возле могилы своего друга и предшественника на московской митрополичьей кафедре Филарета. Спустя сто лет после кончины, 6 октября 1977 года, святитель Иннокентий был причтен Церковью к лику святых.

В заключение приведем слова известного немецкого историка миссионерства Й. Глацика, посвященные святителю Иннокентию: «Аляска и Алеуты, Камчатка и Курилы, Восточная Сибирь от Лены до Берингова моря и российский Дальний Восток севернее Амура и восточнее Уссури до Японского моря - вот арена трудов без сомнения величайшего миссионера, которого когда-либо произвела Русская Православная Церковь. Юность в нищете и нужде, миссионерская жизнь, наполненная тяжелым трудом и препятствиями, старость в почете и наградах - таким был путь сибирского мальчика-служки, который умер митрополитом Московским. Ремесленник и художник, лингвист и естествоиспытатель, богослов и душепопечитель, монах и архиерей - всем этим в одном лице был Иннокентий Вениаминов».

Церковь празднует память святителя Иннокентия, митрополита Московского, 31 марта (13 апреля) и 23 сентября (6 октября).

СОСТАВЛЕНО В ОСНОВНОМ ПО:

Фиалкин В. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, и его миссионерская деятельность // Журнал Московской патриархии. 1979. № 3–6;

Жизнеописание святителя Иннокентия, митрополита Московского (сост. С. С. Бычковым) // Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. Х - XX вв. М., 1992;

Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. (История Русской Церкви. Т. 8. Ч. 2.) М., 1997;

Аржанухин В. В. Первые русские православные школы в Америке // Архив русской истории. Вып. 3. М., 1993.

Из книги Божии люди автора (Федченков) Митрополит Вениамин

Епископ Иннокентий Херсонский СтудентПеред нами стоит смиреннейший епископ Иннокентий. Это имя дано было ему при постриге не случайно, а в память святого архиерея Сибири, откуда и где воссиял и сей Иннокентий. Происходил он из духовной семьи Рязанской губернии

Из книги Православие и грядущие судьбы России автора Рождественский Архиепископ Никон

Х. Иеромонах Иннокентий 4 декабря 1912 года в лаврской больнице скончался иеромонах пустыни Святого Параклита Иннокентий. В пустынку он убежал от городского соблазна и от ухаживания за ним женского пола. Лет тридцать он был уставщиком в пустыни. На нем, Божиим попущением,

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

Иннокентий III в борьбе с ересями Бюргерские ереси Средневековья были связаны с ростом городов и идеологически противостояли феодальной Церкви. В антифеодальных движениях XI–XII вв. с критикой Церкви выступали городская и деревенская беднота, ремесленники, купцы. Но к

Из книги Русские подвижники 19-ого века автора Поселянин Евгений

ИННОКЕНТИЙ, ЕПИСКОП ПЕНЗЕНСКИЙ Истинный инок, христианский ученый и исповедник, преосв. Иннокентий, в миру носивший имя Иларион, был сын церковного, Павловского посада Московской губернии, причетника Дмитрия Егорова и родился 30 мая 1784 г.С детства отличался он особою

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ИННОКЕНТИЙ Борисов (Иван Алексеевич Борисов), архиеп. (1800–57), рус. правосл. проповедник, писатель и экзегет. Род. в семье священника в г.Ельце, Воронежской губ.; в 1819 окончил Орловскую ДС, высшее образование получил в КДА. По окончании академии (1823) переехал в Петербург, принял

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

ИННОКЕНТИЙ (Кременский) еп. (1864–1918), рус. правосл. экзегет. Сын протоиерея Тамбовской губ. Окончил Каз. ДС и Каз. ДА (1892). Пострижен в монашество в 1898. С 1900 инспектор Каз. ДС, с 1901 ректор Томской ДС. С 1903 по 1908 настоятель в псковском Спасо–Мирожском и московском

Из книги Оптинский патерик автора Автор неизвестен

ИННОКЕНТИЙ Попов–Вениаминов (Иван Евсеевич Попов–Вениаминов), свт. (1797–1879), митр.Московский, миссионер, переводчик Свящ.Писания на языки народов Севера. Род. в семье пономаря в с.Ангинском Иркутской губ. Окончил Иркутскую ДС, где получил вторую фамилию Вениаминов (в

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Иркутской епархии в семье бедного причетника. Во святом крещении он был назван Иоанном. Апостол Америки и

Из книги Чтение Священного Писания. Уроки святых, подвижников, духовных учителей Русской Церкви автора Басин Илья Викторович

Иеромонах Иннокентий (в схиме Иов) (†16 февраля /1 марта 1861) Иеромонах Иннокентий (в схиме Иов), в миру Иван Владимиров, сын священника. По окончании курса семинарских наук он был посвящен в диакона в село Воскресенское Московской епархии Коломенского уезда; но, овдовев, в 1824

Из книги Жития Святых Славных и Всехвальных Апостолов автора Филимонова Л. В.

Монах Иннокентий (Горбунов) (†24 января /6 февраля 1886) В миру Иван Иванович Горбунов, купеческий сын из города Калуги, получил воспитание в Калужской гимназии. Первоначально поступил в монастырь в 1866 году, когда ему было от роду 35 лет. Там же он пострижен был в рясофор.

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский (+ 1879) Память его празднуется 31 марта в день преставления, 23 сент. в день прославления и 10 июня вместе с Собором Сибирских святыхСвятитель Иннокентий, митрополит Московский и апостол Америки и Сибири, родился 26

Из книги Петербургские святые. Святые, совершавшие свои подвиги в пределах современной и исторической территории Санкт-Петербургской епархии автора Алмазов Борис Александрович

Святитель Иннокентий Московский, апостол Аляски (1797 - 1879) Один из самых выдающихся миссионеров Православной Церкви, святой Иннокентий потрудился среди многих народов Аляски, Камчатки, Сибири, а в конце жизни занял Московскую кафедру. Он перевел Евангелие на алеутский,

Из книги автора

Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, просветитель Сибири и Америки 26 августа 1797 года в глухом сибирском селе Ангинское, что в Иркутской губернии, у пономаря церкви Святого Ильи Пророка Евсевия Попова родился сын Иван, будущий митрополит Московский

Из книги автора

ИННОКЕНТИЙ, преподобный Вологодский сын боярина Охлебинина и родственник князей Хворостининых, постригся в Кириллове Белоезерском монастыре; путешествовал с учителем своим, преподобным Нилом Сорским, по восточным святым местам, жил несколько лет в Афонских и некоторых

Из книги автора

ИННОКЕНТИЙ, святый, епископ Иркутский первый в Сибири прославленный Российскою церковию чудотворец, родился в Малороссии, происходил от дворян Кульчицких; год его рождения неизвестен; обучался в Киевской духовной академии; пострижен в монахи, в Киевопечерской лавре. С

Из книги автора

Свт. Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский († 1879), память 13 апреля, 6 октября Иван Евсеевич Попов родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря Евсевия Попова. В 1803 году его отец скончался, и мать осталась с четырьмя детьми на руках.

ПОДВИЖНИКИ

«СЛЁЗЫ НЕ ПРЯТАЛ...»

В вашей газете дважды рассказывалось о владыке Иннокентии (Вениаминове, †2002) – одноименнике и праправнуке митрополита Московского, апостола Америки и Сибири Иннокентия (Вениаминова). Это были встречи ваших корреспондентов в разные годы и в разных городах – в Петербурге, когда батюшка был ещё архимандритом ( , № 361) , а также в Москве и в Ситхе (США, Аляска), когда он был уже епископом ( , № 435). Прочтя в вашей газете рассказ о приснопоминаемом батюшке, я решила послать вам стихи о нём. Дело в том, что Господь также даровал мне встречу с этим духоносным старцем. Вспоминается, как это было...

С батюшкой я встречалась в декабре 2000 года в храме Всех Святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря, что в Красном Селе в Москве. Всё было так, как я написала в стихах: после службы он потихонечку шёл к выходу из храма, опираясь на палочку-клюку, останавливаясь перед иконами и кланяясь святым ликам. В храме ещё звучали вечерние молитвы и каноны, но прихожане, как пчёлы за маткой, потянулись за батюшкой к выходу – что-то необыкновенное было во всём его облике, в его глазах и улыбке... Батюшка вышел в просторный притвор храма, обвёл всех взглядом и сделал жест рукой, приглашая всех к себе ближе.

У нас в притворе храма стоит столик, на котором пишут записки, и батюшка остановился около стола. С ним был послушник Евгений, который принёс ему стульчик из церковной лавки, и, присев, батюшка стал нам говорить, словно читая в душах, что кого волновало. Он щедро делился своими воспоминаниями, рассказывал о семье, о том, как Господь хранил его во всех испытаниях – в лагере, на фронте. Рассказывал, что он в лагере ухаживал в бараках за больными и потом на фронте был санитаром и выносил раненых. Говорил, что его всегда и везде хранила материнская молитва.

Как он сокрушался о своих грехах! Плакал по-детски, не скрывая слёз, когда рассказывал о том, что «имел жестокое сердце» и ненавидел большевиков и коммунистов, и, когда во время боя ранило их коммуниста-политрука, он даже в душе злорадствовал, что, мол, так и надо ему за то, что коммунисты рушили храмы и убивали священников... А этот человек перед смертью обратился к нему с просьбой написать письмо его матери о гибели сына – именно к нему, сказав: «Вениаминов, я знаю, ты верующий, напиши моей матери так, чтобы она не плакала, отошли мои документы и помолись обо мне...» Среди документов были партбилет и иконочка с написанной молитвой... Батюшка опустился перед ним на колени, попросил у него прощения и сказал, что исполнит всё... И нам батюшка сказал, что молится об этом человеке каждый день и каждый день просит прощения за своё жестокое сердце.

Слёзы так и сыпались из батюшкиных глаз... Говорил о том, что никогда никого нельзя осуждать, нельзя желать зла. Он удивительно рифмовал фразы, говорил двустишиями – это была его особенность. Всех благословил, одарил календариками с иконочкой прапрадеда, апостола Сибири и Аляски, – я до сих пор храню этот календарик. Потом потихонечку стал выходить из храма на улицу – у нас высокие ступенечки, и, чувствуя наше благоговение перед ним, не желая затмить собою Христа, батюшка покряхтывал немного нарочито, чтобы мы так уж не преклонялись, а увидели перед собою немощного старичка. Ещё и сказал: «У стариков одна радость – покряхтеть».

Удивительно чистый, детский взгляд у батюшки был – совсем не стариковский, не замутнённый годами. Он, перед тем как сесть в машину, опёрся на дверцу. Я стояла рядом, и как-то само собой получилось, что потёрлась щекой о тыльную сторону его ладони – рука была тёплая, сухая и мягкая... Батюшка улыбнулся, другую руку положил мне на голову, погладил как маленькую и благословил. Тогда мне было 44 года, но я почувствовала себя ребёнком. Эта встреча была единственной у меня со старцем, но она как родник, который питает душу много лет...

Сожалею, что, придя домой, не записала всё подробно, что батюшка рассказывал, – его выражения, его не очень складные и от этого ещё более трогающие душу двустишия о духовной жизни. Но некоторые строчки в моём стихотворении буквально повторяют его слова: о том, что мамочка молилась о нём «денно и нощно; что «счастливы те, о ком молятся матери – выше молитв этих нет». Мне эти его слова очень помогают в жизни. Так случилось, что вскоре тяжело заболела моя мама, я ушла с работы, чтобы ухаживать за ней, и вот уже почти десять лет кормлю её с ложечки, меняю памперсы и благодарю Бога за то, что именно мне одной выпал этот крест, хотя у меня есть ещё сёстры. Если бы не та дорогая моей душе встреча с приснопоминаемым старцем, я могла бы сломаться духом в такой ситуации. Но его слова, его благословение дают мне силы не просто не роптать, а радоваться такому послушанию от Бога.

Старенький батюшка

Шёл потихонечку батюшка старенький
К выходу от алтаря,
Ножками шаркал, обутыми в валенки,
Тихо молитву творя.
Низенько кланялся перед иконами,
Так улыбаясь святым,
Словно они отвечали поклонами,
Встретившись с братом родным.
Так, шаг за шагом, степенно, несуетно
Батюшка вышел в притвор.
Люди стояли и ждали на улице,
Чтобы начать разговор.
Всем улыбнувшись – такие все разные! –
И опершись на клюку,
Батюшка стал прихожанам рассказывать,
Что повидал на веку.
Сколько он пережил! Взор затуманился...
Страх за семью и арест...
В годы войны выносил с поля раненых,
Пули свистели окрест.
Пулям не кланялся, честью повязанный,
Грудью других защищал.
Сколько бойцов ему жизнью обязаны!
Многих он в строй возвращал...
Сам ранен не был – всем в удивление,
Думали – заговорён.
Мама молилась о сына спасении,
Верила – выживет он.
После войны он домой возвратился,
Мама была во дворе,
Сына увидела – и покатились
Вёдра с водой по траве...
И на коленочки мама упала –
Слава Христу, сын живой!
Денно и нощно молилась и знала –
Сын возвратится домой!
Слёзы не прятал батюшка старенький,
Да и не спрячешь нигде...
Жемчугом мелким рассыпались капельки
В длинной седой бороде...
Он говорил о почтении к матери,
О материнской любви,
Нас призывал, чтобы время не тратили
И матерей берегли.
И на вопросы свои, что не задали,
Мы получили ответ:
Счастливы те, о ком молятся матери,
Выше молитв этих нет!
Старца того Иннокентием звали,
Встречу никто не забыл!
Был он праправнук Сибири святителя,
Что на Аляске служил...

Любовь ПЛАТОНОВА
г. Москва

Loading...Loading...