Святителю митрофану воронежскому помогает в. Митрофан Воронежский — великий святитель, молитвы чудотворцу

Святителя Митрофана Воронежского недаром величают еще и первопрестольником : он стал первым епископом Воронежского митрополичьего престола, когда в XVII веке была учреждена Воронежская епархия. Его путь был предопределен волей Божией, и Ей он был предан до самой своей кончины, оставив после себя множество плодов своих замечательных дел во славу Российской Православной церкви, наследие, которое служит Господу и Православию и по сей день.

Родился святитель Митрофан, в при рождении святом крещении – Михаил, в ноябре 1623 года во Владимирской губернии, есть предположения, в семье священника, но в точности какого духовного звания был его отец – сведений об этом не сохранилось. Однако в синодике – книге записи умерших, которая ведется для упоминания их в богослужениях, его род начинается с предков, бывших в иерейском сане. Известно упоминание самого святителя о его родителях: «Я родился в мир сей от благочестивых родителей и воспитан ими в непорочном благочестии Восточной Церкви, в православной вере». До середины жизни приходской священник села Сидоровского Михаил, будущий святитель Митрофан, был женат, у него был сын – Иоанн, но уже тогда он слыл для своей паствы, о духовном благополучии которой весьма заботился, образцом христианской добродетели, как говорится в одном из свидетельств о нем, «мудрым руководителем и любящим отцом». Сохранились письма святителя, где о своем сыне он говорит с теплой заботой и любовью.

Также по воле Божией, когда сын уже стал взрослым, святитель овдовел, это случилось на сороковом году его жизни. Оставшись без супруги, он решил уйти от мира и посвятить свою жизнь Богу. Придя в Золотниковскую пустынь в честь Успения Божией Матери, он поселился здесь и в 1663 году принял иночество с именем Митрофан. Он жил столь отрешенно, что о его жизни в Золотниковской пустыни нам ничего неизвестно, – святитель в величайшей скромности своей и стремлении к благочестивому уединению скрывал от всех подробности своей подвижнического бытия. Он желал одного – прожить в затворничестве наедине с Господом всю свою жизнь и быть погребенным под сенью пустыни, и дал на то обет.

Однако, как часто это бывает, Господь присуждает своим подвижникам иную судьбу – стать исполнителями Его воли на земле, осуществляя духовное водительство прочих. Жизнь святителя Митрофана, его благоугождение Богу, смирение и подвижничество не укрылось от людского глаза. Космин монастырь в близлежащей Яхроме оказался без настоятеля, и его насельники попросили блюстителя патриаршей кафедры митрополита Сарского и Подонского Павла назначить игуменом к ним в обитель инока Митрофана, зная его строгую и в высшей степени смиренную жизнь, всецело преданную Господу. Святой не был рад этому назначению, но противиться не мог и в июне 1665 получил благословение на принятие игуменского чина, в котором служил 10 лет, впрочем, сильно сокрушаясь о невозможности соблюсти данный им обет ввиду возложенного на него послушания. За время его трудов как настоятеля Яхромского Космина монастыря, помимо ревнительной заботы о возрастании благочестивого состояния духа братии, он пекся и о процветании обители. Монастырский храм обители был невелик, и потому святой игумен на средства от благотворителей выстроил новый, большой и красивый храм во имя Всемилостивого Спаса, Нерукотворного Его образа, а также приобрел для него всю церковную утварь, необходимую для богослужений. Еще только начиная деятельность настоятеля, он приобрел для монастыря Евангелие с богато украшенным окладом.

В 1675 году святителя Митрофана ждало новое послушание – он был призван патриархом Иоакимом в Унженскую обитель во имя Живоначальной Троицы. Троицкая обитель Унжи была намного обширней, чем Яхромский и уж тем более Космин монастырь. Исторически с начала XVII века, еще до воцарения императорского дома Романовых она была близка августейшей семье и с того времени находилась у российских царей в особой милости. Еще до вступления на престол в 1612 году царь Михаил Феодорович со своей матерью инокиней Марфой Иоанновной бывал в Унженской обители, молился здесь преподобному Макарию Унженскому, основателю монастыря, о благополучном возвращении из польского плена его отца, митрополита Ростовского Филарета. С этого времени Унженская Макарьева обитель получила статус, уравнивающий ее с Соловецким монастырем. Таким образом, настоятели монастыря могли непосредственно общаться с царем, и это покровительство дало возможность невеликой поначалу Унженской обители расцвести и стать большой, многочисленной и процветающей, с многочисленными монастырскими вотчинами.

В то время игуменом обители был настоятель Никита, которым не все монахи были довольны. Дело усугубилось тем, что в 1671 году в обители случилось замечательное чудо – обретение мощей преподобного Макария. Их положили в гробнице поверх места его упокоения, на доске поверх гробницы было написано изображение преподобного; начали ежегодное празднование, но о таком уникальном для всей Церкви событии по халатности или, как говорится, по простоте душевной не было сообщено ни патриарху, ни монарху. Прошло так четыре года, и в Москву донесли о проступке игумена Никиты. Началось следствие, в результате мощи упокоили под спуд, а Никиту сослали послушником в Желтоводский монастырь. После тщательного отбора кандидатур для управления был выбран игумен Митрофан, при котором Унженская обитель стала еще более крепкой, одной из самых сильных в России того времени. Он завоевал сердца и насельников, и многочисленных паломников, которые стали притекать сюда в еще большем числе.

Почти семь лет Унженская обитель находилась под заботливым и ревностным управлением святителя Митрофана. За это время в обители был сооружен большой каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Его освятили в 1680 году, за грамотой об освящении игумен Митрофан ездил в Москву лично, а в обители в храме Святого Макария был поставлен образ преподобного Макария с надписью «1680 года, по обещанию монаха Митрофана».

За эти семь лет многое было сделано, мудрому игумену, который так сердечно и благотворно пекся во славу Божию о своей обители, патриархом Иоакимом доверялось множество важнейших дел – он надзирал за сельскими церквами окрест Ветлуги, вместе с церковными старостами ездил и менял старые служебные книги на книги новой печати. Он не просто руководил и велел сделать то или иное, а сам трудился, как все иные, ведя по-прежнему строгую жизнь монаха-подвижника.

Видя, насколько ценными могут стать усердие и опыт игумена Унженской обители, патриарх и царь повелели назначить его десятильником. (Десятильник – церковно-правительственное должностное лицо, говоря на современном языке, заведующий небольшой церковно-административной единицей - десятиной.) Унженский монастырь был частью крупной Галицкой десятины, принадлежавшей патриаршей епархии с центром в городе Галиче. Эта десятина была достаточно велика, в 1680 году она была поделена на две десятины – Усольскую и Унженскую, в составе которой было 94 храма, и заведовали ею отныне игумены Макарьева монастыря, и первым десятильником стал настоятель Митрофан.

Жизнь святителя, его труды во благо Православной Церкви и государства Российского были притягательны для многих благотворителей, пожертвования были многими и щедрыми, в частности от боярина Богдана Матфеевича Хитрово и его жены Марины, потомки чьей славной фамилии многие годы служили царскому дому Романовых. В эти годы икону преподобного Макария с его гробницы не раз привозили в Москву, чтобы царь с его семейством мог воздать в молебне поклонение Святому, поскольку и государь, и все его семейство были весьма и весьма благочестивы. Также монарх приказал сделать на икону драгоценный оклад на средства из царской казны. Обратно икону в обитель провожали и сам Михаил Феодорович, и весь его синклит и духовенство, и хотя о годах Унженского игуменства святого Митрофана известно мало, есть все основания предполагать, что в Москву икону преподобного Макария сопровождал и игумен Митрофан. О том, что царь неоднократно беседовал со святителем и относился к нему величайшим почтением, есть исторические свидетельства: сохранились многие царские грамоты, которыми подтверждались прежние или даровались для обители новые важные льготы.

Конец XVII века был тяжелым для духовной жизни государства – страна переживала последствия старообрядческого раскола. Необходимо было всячески способствовать христианскому просвещению. Для этого Собором 1681-1682 годов было решено увеличить количество епархий и тут же – открыть новую кафедру в Воронежских землях. Митрополитом на новую кафедру призвали игумена Митрофана. Это решение было принято в связи с высокой оценкой его праведной и благочестивой деятельности, а также согласно царскому желанию еще более возвеличить любимую им Унженскую обитель, ибо в святом Митрофане царь находил и образ прямого наместника основателя монастыря преподобного Макария, и все качества его ученика.

Второго апреля 1682 года в возрасте 58 лет патриархом Иоакимом с шестнадцатью архипастырями игумен Митрофан был рукоположен в сан епископа, после чего до середины августа святитель находился в Москве, решая с верховными властями неотложные вопросы, связанные с делами новой епархии. Необходимо было возвести в Воронеже соборный храм и установить место для двора епископа. Поскольку митрополит Воронежский Митрофан был первопрестольником, ему нужна была помощь людей опытных. Надо было оснастить двор всем необходимым для богослужения, и из казны Рязанского митрополита ему предоставили книги, облачение, посох и кресты.

Начало епископского служения святого пришлось на Смутное время: в конце апреля скончался царь Феодор Алексеевич. 25 июня святитель принял участие в венчании на царство царевичей Иоанна и Петра. Столицу сотрясали волнения – церковные и государственные. Стрельцовские бунты, прения с раскольниками во главе с попом Никитой Пустосвятом на Соборе 5 июля, общая социальная неустойчивость - все это крайне огорчало святителя, он ясно понимал, что внутренняя жизнь, благоустроение государства зависят от духовного состояния общества, и способствовал этому всю свою жизнь. Епископские труды святителя Митрофана усложнялись тем, что Воронежская губерния была заселена совсем недавно, причем поселенцами, согнанными сюда помимо воли для охраны границ государства от набегов крымских татар. Здесь поселились выходцы из Приднепровья, другие поселенцы, бежавшие от польских притеснений на западных границах. Официально эти места ранее принадлежали Рязанской епархии, но она была столь велика, что ее архипастырям просто не удавалось по занятости добраться до Воронежа, который, кстати, был основан всего век назад. Христианское население было христианским лишь по прозванию: в отсутствии должного церковного просвещения жили здесь отнюдь не по-христиански: носили языческие имена, предавались всем мыслимым и немыслимым порокам, богослужения посещали редко, а иногда, когда священник пытался обличить прихожан, в храме начинались ссоры, на священника могли и руку поднять.

Вот такая выпала доля первопрестольнику святому Митрофану, но это означало и другое – как же верил Господь в Своего угодника, что милостью и волей Божией этот дикий и трудный край был доверен именно ему, святителю Митрофану! По всей огромной Воронежской губернии было всего 182 церкви, часто они пустовали без священника, некому было вести богослужение. Все это создавало благую почву для распространения раскольничества, распространяя если уж не откровенные идеи раскола, то, по крайней мере, неприязнь к Церкви. Редкие монастыри часто не столько действовали как просветительские единицы, сколько подпали под мирское влияние, превращаясь не в монастыри, а скорее общие поместья. Много, очень много было причин для ослабления православной веры, для искушения человеческих душ, для отпадения иноков от установленной жизни, что подавало негативный пример всем прочим, расшатывая веру и в тех, в ком она была более или менее крепка.

В конце августа 1682 года святитель прибыл в Воронеж. Видя происходящее, он понимал, что ему необходимы были помощники-пресвитеры, потому обратился к священникам своей епархии с посланием. В своем горячем обращении он призвал их «иметь светлые очи ума, просвещенные светом разумения, чтобы вести других по правому пути; по слову Господа, вы должны быть самым светом: вы есте свет мира (Мф. 5: 14)». Он говорил, что они сами должны были стать примером учения, а не только преподавать его: «Пастыри трояко пасут врученное им стадо: словом учения, молитвой и силой святых таинств, наконец, образом жизни».

Святитель Митрофан, епископ Воронежский, всей душой своей ощущал надобность своего служения благу Отчизны и потому стремился подать пример ее тем, кому было суждено стать пастырями своей паствы по всей врученной ему в усмотрение епархии. Он был и ее духовной опорой, и стремился привести в порядок весь хозяйственный обиход – увеличить средства епархии, радея об умножении ее небогатого имущества. Он трудился на ниве служения Богу с милосердием и любовью к своим ученикам-священникам и пастве. Если и приходилось ему наказывать кого-то – то только в крайнем случае, когда никакие увещевания не помогали.
Но первые годы были тяжкими. Те самые смуты, о которых мы писали выше, заставили царский двор оставить новоучрежденную епархию без заботы. Шли распри с Рязанской епархией по поводу границ, пока они не были решены в 1699 году молодым царем Петром I в пользу епископа Воронежского. Ряд земель был присоединен от Рязанской губернии, часть от Белгородской, еще в 1697 году патриархом Адрианом границы епархии были также расширены.

В Воронеже архиерейский двор был ветхим, и епископ с домовыми людьми жил на постоялом дворе в крайней нужде. Что касается нового кафедрального храма в Воронеже, то только в 1683 году деревянный обветшалый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был выстроен в камне, поскольку перестройка была невозможна – кровля и помост обвалились. Новое строительство велось на землях города, отданных под возведение кафедрального собора и архиерейского двора царской грамотой, посланной воеводе Воронежа еще в 1682 году. Тогда было отведено около 255 сажен – около трети города, но дело было отложено по причине отсутствия средств.

Благословение от патриарха на построение нового каменного храма, также в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, было получено в 1684 году, святителю была пожалована мельница на реке Ельце, в конце строительства царским домом был пожалован также колокол весом 160 пудов. В 1692 году собор был выстроен и освящен, он отличался красотою и драгоценным убранством от царских врат до священнических облачений: епископ Митрофан, весьма скромный в жизни, придавал большое значение благолепию и красоте всего, что участвовало в богослужении и способствовало наибольшему отражению гармонии мира Горнего в его земном отражении – храме Божием.

Забегая вперед, с печалью скажем: все, что хранил, по крупицам собирал святитель Митрофан, к началу XX века было распылено, разобрано, и сохранилось весьма немногое. А сам храм обрушился еще около 1717 года, так как выстроен был у рва на неустойчивом грунте, в котором заложили фундамент.

А тогда выстроенный заново Благовещенский собор стал любимым среди жителей Воронежа, и среди синодиков – книг для родового поминания мы видим имена таких династий, как Нарышкины, Лопухины, Стрешневы. Возросло на четверть количество церквей, и обо всех святитель лично заботился своим водительством, относясь к ним как к любимым детям со всей мудростью пастырской и отцовской, оттого в епархии происходили заметные всем благодатные перемены. Помимо духовного окромления, святой епископ Митрофан следил, чтобы в монастырях, находившихся в епархии, тщательно велись книги записи получения, расходования средств и распределения их между братией. Он приводил в порядок уставную жизнь монастырей, где монастырская дисциплина существенно ослабла без присмотра. Не всем это пришлось по вкусу: например, близ Толшевского Преображенского монастыря шла оживленная торговля вином. Монашествующие пользовались такой доступностью к спиртному, и в обители творилось полное бесчиние. После запрета на торговлю вином большая часть братии покинула монастырь, и он пришел в запустение. Поскольку обитель была на границе с Рязанской епархией, толшевские монахи пожелали уйти под Рязанское управление, причем открытым и дерзким неповиновением. Не желая разногласий с митрополитом Рязанским Павлом, святой Митрофан не стал их удерживать. Толшевская обитель опустела и была окончательно причислена патриархом Иоакимом к Воронежской епархии, после чего началось ее возрождение.

Ни один проступок – инока или мирянина – не был им оставлен без внимания, но всегда провинившемуся давалась возможность пересмотреть свои деяния, – святитель обращался к его совести, веря, что нет души, которая не могла быть вновь повернута к Богу раскаянием и покаянием. Он тщательно следил и за уставной жизнью иноков, за соблюдением благочестивого и добродетельного бытия как первого примера всем прочим, достойного тех, кто посвятил себя жизни с Богом, в первую очередь мирянам. Он говорил: «Простец, согрешивший за свою едину душу, ответ даст Богу, а иерей - за многих паствы своей».

Среди паствы святитель Митрофан укреплял мысли о том, что брачный союз – свят, что дети не должны вступать в брак без родительского благословения. В петровские времена чистота нравов в обществе была изрядно поколеблена увеселениями самого царя, с которым святитель сблизился более, чем обычно сближались архипастырь и государь. Петр строил флот, чтобы открыть путь к Черному морю и Азову. Потому река Воронеж вместе с городом и другими, близкими к нему поселениями стали огромной корабельной верфью. Жителей привлекли к строительству, но среди них не было знатоков корабельного дела, потому сюда же царем были выписаны корабельники-иноземцы, большей частью протестанты, посмеивавшиеся и над местной верой, и над местными нравами, которые казались им почти дикарскими.

Для народа труды, которые были положены царем лишь ко благу государства, казались непонятными и непосильными, многие болели, умирали, в работниках рос тихий ропот недовольства, и святитель Митрофан всеми силами стремился поддержать усердие царя-реформатора. Историки тех лет пишут: «Когда великий государь, устрояя в Воронеже верфь корабельную, сооружал флот, к поражению турок и к отнятию у них Азова <…>, тогда сей архиерей от избытка, так сказать, усердия своего к государю и отечеству в простых, но сильно над сердцами народа действующих поучениях возносил хвалами намерения государевы и увещевал трудящихся в работах и весь народ к ревностному содействию отеческим попечениям монарха». В ответ святой епископ получал от него особое сердечное августейшее расположение, подтвержденное царскими дарами святителю. Святитель Митрофан за великие труды, которые полагал Петр для укрепления мощи и влияния государства Российского, также относился к царю с любовью и уважением. Прирастала и Воронежская епархия, становясь все более цветущей и прочной.

О степени уважения к старцу царя свидетельствует любопытный исторический факт, указывающий на глубокую привязанность Петра к святителю. В апреле 1699 года Петр ушел с флотом под Азов – необходимо было сопроводить российского посла в Турции Украинцева. Тогда же святитель тяжко заболел и уже не чаял, что встанет с постели, а потому пожелал облечься в схиму. Патриарх Адриан в ответ отписал, что оставляет решение за епископом, но тот должен помнить, что, вступая в схиму, он будет должен оставить митрополичью кафедру и уже не сможет править паствой, блюсти ее благочестие и заботиться о нуждах.

В середине сентября возвратился государь, навестил занедужившего митрополита. Они отобедали, и за трапезой святой Митрофан поведал государю, что собирается принять схиму, но тогда уже не сможет далее занимать Воронежскую кафедру. Царь был этим огорчен и уговорил святого отложить свое решение. На следующий год император снова прибыл в Воронеж на престольный праздник Благовещения. После литургии Петр и его свита были у епископа на обеденной трапезе. Такие визиты стали почти традицией, но один из них был отмечен своеобразной размолвкой.

Государь в один из приездов пригласил святителя к себе во дворец, и тот отправился пешком. Войдя в дворцовые пределы, он увидел украшавшие царские владения изваяния греческих богов. Он тут же повернулся и ушел. Когда о том, что святитель не явился, пренебрегая царским желанием, доложили Петру, царь вторично потребовал, чтобы святитель явился ко двору, но тот, даже зная петровский нрав, скорый на гнев и расправу, бесстрашно ответил: «Пока государь не прикажет снять идолов, соблазняющих весь народ, я не могу войти в его дворец». Конечно, Петр I разгневался и велел передать ему: «Если он не придет, то ослушанием предержащей власти подвергнет себя смертной казни», на что получил ответ, достойный каждого из прославленных в веках отцов Церкви: «В жизни моей государь властен; но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца».

Под вечер заблаговестил большой соборный колокол. Праздника на другой день не было, и царь повелел выяснить у святого епископа, по какому случаю благовест. Ответ последовал тут же: «Поскольку мне от Его Величества сказана смерть, того ради я, яко человек грешный, должен пред смертию своею принесть Господу Богу покаяние и испросить грехов своих прощение соборным молением, и для сего я назначил быть всенощному бдению». Получив ответ, Петр рассмеялся и сказал, что святителя прощает, а благовест стоит прекратить, дабы не «тревожить народ необыкновенным звоном». Кстати, и статуи были убраны. Если взять в расчет упорство царя в деле нововведений, то видно, как велико было его уважение к святому митрополиту. Разногласия с царем могли возникнуть и на почве общения святителя с иноземцами, состоявшими на государевой службе. Но, признавая полезными их знания, оказывая им и помощь, когда это было необходимо, он ни в коем случае не шел на компромисс, когда дело касалось духовно-нравственных критериев.

Расположение Петра к святителю Митрофану упрочивалось. Странно, но нигде в художественной литературе, в кинематографе, где петровская эпоха представлена достаточно широко, личность святителя Митрофана практически не прописана достойно пастыря, равного по величию многим государственным мужам того времени. Еще один пример такого государственного подхода со стороны святителя Митрофана: в 1700 году началась шведская война, и, возможно, в ту предвоенную встречу государь сказал святителю о стесненности в средствах. Святой Митрофан, видевший истинную подоплеку всех петровских деяний, которые со стороны могли показаться слишком тираническими и жесткими, помогал царю чем мог и тут же отправил «на жалованье ратным людям морского воинского флота на Воронеже» 4000 рублей из митрополичьей казны. Царь был весьма признателен: «И ты б, богомолец наш, преосвященный Митрофан епископ, сию нашу царского величества милость к себе за твое вышеупомянутое радение ведал; по тому ж и впредь имел надежду». Еще одно вспомоществование в 3000 рублей святитель Митрофан переслал царю в Воронежское адмиралтейство, когда шведская война, поначалу неудачная для Государства Российского, съела многие средства, и царь повелел, следуя насущной нужде в том, перелить церковные колокола на пушки. В литературе факт переливки был представлен как предосудительный со стороны духовенства. Однако, опять же, было предано умолчанию сочувственное и понимающее участие святого епископа Митрофана, который, осознавая необходимость вооружения российской армии, просто изыскал необходимые средства для решения важного стратегического вопроса.

Последняя встреча государя-реформатора и святителя состоялась в феврале 1702 года. Более они не виделись, но великий угодник Божий святой Митрофан заповедал и за гробом молиться о величайшем из русских царей. Есть свидетельство, что после упокоения святитель пришел в видении одному из почитавших его со словами: «Если хочешь быть мне угодным, молись об упокоении души императора Петра Великого».

В 1703 году святителя не стало. В начале августа его постигла тяжелая болезнь, он знал о приближении кончины и принял ее с подобающим праведнику достоинством. Его духовное завещание, составленное им лет за пять до упокоения, точно отражает его подвижническое состояние души, которое было неизменным во все годы его служения Богу. Вручая душу свою Господу, он благодарил Его за то, что родился в мир сей. Свою паству и священный чин он молил охранять себя от «всяких дел нечистых», следуя «заповедям Господним». Его пастырская забота о Воронежском престоле выражается в просьбе ко всей Церкви и наследникам престола о прощении. Сам он с любовью даровал полное прощение и благословение всей пастве – и священникам, и мирянам, дабы и Господь даровал ему полное Его прощение. Никого не забыл святой епископ Митрофан прощальным своим словом – ни паству, ни судей, ни любого из людей.

После подробно описанных наставлений об упокоении сердечно-трогательно звучат последние слова духовного завещания святого Митрофана, митрополита Воронежского: «Все оставшиеся люди епархии нашей, всякого чина и возраста! От вас святые молитвы смиренно прошу и от всех вас прощения прошу, а вам благословение мое архиерейское оставляю; меня же грешного самого Божиему вручаю милосердию и непостыдному предстательству Госпоже моей Пресвятой Деве Богородице Марии и Ангелу своему хранителю и всех святых, благоугодивших Богу, молитвам, вопия и глаголя Богу, Отцу нашему Небесному: Отче, в руце Твои предаю дух мой, аминь».

19 августа 1703 года болезнь приняла необратимую форму. Предчувствуя скоропостижный уход, святитель был пострижен в схиму, о чем давно мечтал, с именем Макарий в честь преподобного Макария Унженского. За оставшееся ему время епископ составил полное распоряжение по средствам епархии, полностью приготовился к тому, чтобы отойти к Богу, и повелел похоронить себя не в митрополичьем, но в схимническом облачении, ибо все годы в его активном участии в государственной жизни России в душе он оставался схимником, жившим прежде всего наедине с Богом.

Святитель почил 23 ноября 1703 года в шестом часу вечера, погребали его 4 декабря. На погребение прибыл царь Петр. Отпевали святителя не по архиерейскому, а по монашескому чину, и пели певчие царя, прибывшие вместе с ним. Когда духовенство поднимало гроб на плечи, государь громко произнес: «Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности благодетельному сему пастырю отданием ему последней чести. Итак, вынесем его тело сами», первым подставил плечо и донес вместе с иными гроб до усыпальницы. Это было проявление беспрецедентного уважения, которое сохранялось в архиерейских погребениях до 1773 года. По окончании панихиды, обращаясь ко всем, царь громко сказал: «Не осталось у меня такого святого старца». Наверное, в российской истории не было такой великой духовно-сердечной связи между духовным пастырем и сувереном, какая была между великим святителем и великим императором, объединенными величайшей любовью к России.

Прославление всецерковное святителя Митрофана произошло в 1832 году. Весной 1831 года велась поправка уже третьей постройки Воронежского кафедрального собора. Когда разобрали церковный помост, открылся склеп с отверстием. Через него далее открылся гроб с ветхой крышкой, где сохранились в нетлении мощи святого Митрофана. Об обретении мощей в 1832 году было донесено царю Николаю Павловичу, мощи были освидетельствованы, и все указания в сумме: духовное завещание святителя, записка об исцелениях от гроба, свидетельство о нетленности мощей – все вместе подвигло Святейший Синод принять скорейшее решение о всецерковном прославлении святого. Была образована комиссия из высоких духовных лиц, по окончании трудов которых в докладе государю было установлено, что мощи Воронежского епископа Митрофана, в схимонахах Макария, признаются святыми; потому следует вновь перенести их в кафедральный Благовещенский собор для всеобщего поклонения; службу отправлять общую, пока не будет составлена одобренная Синодом специальная служба; память святителя праздновать 23 ноября – день преставления.

Перенос мощей вылился в незабываемые торжества при огромном стечении народа и прибывших на празднование этого события представителей высокого духовенства. Когда на лентионах мощи святителя понимались из места, где покоились 128 лет, весь присутствующий люд опустился на колени. Поднятые из могилы мощи были положены в новую раку, изготовленную из кипариса. Семь дней, с 7 по 14 августа, в Архангельском соборе архиепископом Воронежским Антонием совершались торжественные богослужения и молебны при честных останках святителя. В эти же дни весьма увеличилось число исцелений и чудес от его гробницы.

Николай I прислал золотой покров на раку святителя, а на сороковой день после открытия мощей сам пожаловал в Воронеж для поклонения мощам святого.

Значение иконы

Значение иконы, написанной иконописцем Мариной Филипповой по каноническому списку, содержится в тех чудесах, которые последовали за упокоением святителя. После обрушения Благовещенского собора, по повелению епископа Воронежского Пахомия, честные мощи святителя Митрофана были перенесены в храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». По окончании постройки нового кафедрального собора в 1735 году их погребли в правом его крыле, причем мощи оставались нетленны, что окончательно убедило всех в том, что Митрофан, епископ Воронежский, был святым Божиим угодником на земле.

С 1830 года к гробу стало притекать все больше паломников, и количество свидетельств о чудесах и исцелениях от гроба все более возрастало. Об этих событиях было донесено Святейшему Синоду, коим было предписано внимательное наблюдение за подобными явлениями. О каждом таком событии составлялась особая записка, всего императору Николаю I было предоставлено 99 записок.

Мы расскажем об одном – об иконописном создании образа епископа Воронежского Митрофана. Воронежский купец Гарденин, который получил великую помощь от святого, как-то обрел прижизненный портрет святого. Гарденин очень хотел иметь его портрет и просил любителя-художника Швецова снять с оригинала копию. Но изображение за давностью лет было весьма истерто, и Швецов, также весьма почитавший святителя, отказался от этой работы в нежелании исказить черты святого пастыря. Его убеждал сделать такую копию и Воронежский святитель Антоний (Смирницкий) и, когда все прочие аргументы были исчерпаны, сказал ему: «Не сомневайся: ты увидишь святителя наяву или во сне». Швецов искренне проникся словами святителя Антония, весь день молился Господу и ночью во сне увидел лик святителя Митрофана, но нечетко, а затем в воссиявшем свете узрел старца уже отчетливо и поспешил его запечатлеть.

По этому изображению был создан и канонический его образ. Мудрый, добрый и строгий старец смотрит на нас с его иконы, ожидая всех, кто придет к нему за молитвенным заступничеством перед Богом, но при одном условии – чтобы просьба была чиста и благоугодна Богу. И если мы уверены в том, что просим святого с любовью и верой сердечной о деле чистом и честном, будьте уверены, все исполнится - угодники Господни не оставят нас своим попечением, ибо «Дивен Бог во своих святых».

Среди православных одним из самых почитаемых святых воронежских земель был Митрофан Воронежский. Он был удостоен сана епископа за свою безмерную любовь к Богу, людям, православной вере.

Мощи и иконы чудотворца исцеляют людей от болезней, избавляют от дурных помыслов, помогают справиться с житейскими трудностями. Чем же знаменательно житие этого святого, с какими молениями обращаются к нему православные верующие?

В 1623 году 8 ноября появился на свет будущий Святой Митрофан Воронежский, нареченный при рождении Михаилом. Его родители и ближайшие родственники принадлежали к православному духовному званию, об этом свидетельствует синодик: перечень имен начинается с лиц священнического сана.

С малых лет мальчик обучался наукам, благочестивые родители воспитали его в вере к Богу, любви к людям.

Михаил до сорокалетнего возраста был женат, воспитывал сына Иоанна, служил приходским священником, однако после смерти его благочестивой жены решил полностью посвятить свою жизнь служению Богу. Святой Митрофан, тогда еще Михаил, принял иноческий постриг – так началось его восхождение к цели всего земного существования.

Пробыв три года в монастыре иеромонахом, будущий православный святой проявил себя ревностным защитником догматов православной веры, усердным молитвенником. Он заботился о благосостоянии храма, поэтому уже через три года был назначен игуменом Яхромского Косминого монастыря. Обителью Преподобный управлял десять лет, именно тогда был воздвигнут величественный храм Нерукотворного Образа Спасителя, приобретена вся церковная утварь.

Чин архимандрита был присвоен игумену в возрасте 53 лет патриархом Иоакимом за огромные заслуги и благодетельную жизнь.

По прибытии в епархию он обратился к священнослужителям с проникновенным посланием о величии нашей веры и важности пастырского служения. Любвеобильный, милосердный Воронежский Митрофан столкнулся с трудностями, с которыми ему предстояло бороться на протяжении всей его жизни.

Тогдашний Воронеж представлял собой территорию, расположенную на окраине Рязанской епархии, куда стремились всякого рода люди. Когда-то богатый, процветающий край за несколько столетий был опустошен татаро-монгольским нашествием, жизнь в Воронеже была очень сложной. Смутная обстановка притягивала бандитов, разбойников, раскольников, других лиц, желающих разврата, вольной жизни.

Городских жителей пленяли польские и литовские разбойники с целью продажи. Отсутствие духовных ценностей, неверие, жестокость господствовали тогда. Небольшое количество православных церквей, монастырей, низкий уровень просвещения священнослужителей усугубляли обстановку. Монашество подчинялось мирским жителями более, чем духовным властям, повсюду бунтовали раскольники. В сердцах людей селились страх, тревога, уныние. Все дальнейшее житие святого было направлено на борьбу с этими пороками.

В течение двадцати лет пребывания Святого Митрофана на Воронежской кафедре он приобрел уважение и стал известен как ярый противник западных ценностей, сподвижник патриотических начинаний государя.

Все житие православного Митрофана Воронежского неразрывно было связано с представителями династией Романовых, которые помогали в устроении церковных обителей. Сам Святой Митрофан Воронежский оказывал финансовую поддержку Петру Первому для строительства кораблей и флота.

Воронежский праведник был известен как строгий, но справедливый наставник, он поощрял монашествующих к изучению священных писаний, к повышению их духовного, нравственного уровня. Его проповеди любили во многих селах, где он открывал школы для изучения грамоты. Он осуждал старообрядчество, занимался благотворительностью. Жилище его всегда было открыто для скорбящих. Позаботился он об устроении лечебницы для болящих людей, а также гостиницы для странников.

Интересно! За весь период служения Митрофана Воронежского в Воронежской Епархии количество православных обителей увеличилось с 182 до 239.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы был одним из самых излюбленных у епископа. Была построена эта обитель с благословения патриарха на пожертвования государя и других лиц. Это действительно потрясающее по своему внешнему виду архитектурное сооружение, на фото можно его созерцать.

Конец жизненного пути

23 ноября 1703 года стал последним днем жития святого, из-за болезни он отошел к Богу. В своем завещании Митрофан Воронежский написал, что ни серебра, ни золота у него не осталось.

Все свои сбережения он отдавал на строительство храмов, а для себя не построил даже дома, жил на постоялом дворе. Узнав о кончине епископа, сам Петр Первый приехал на погребение и лично нес его гроб.

Вера Святого Митрофана Воронежского была настолько сильной, что он не страшился даже нарушить дружественные отношения с царем. Однажды, придя в покои по приказу государя, он при входе увидел языческие статуи. Развернувшись, он ушел и не желал возвращаться, осознавая, что ему грозит жестокое наказание, вплоть до казни. Через некоторое время Петр Первый приказал убрать статуи, а с того момента он еще более стал уважать Преподобного.

Интересно! : время осмотра мощей Николая Чудотворца

Преподобный был прославлен в лике святых в 1831 году. Почитается он 23 ноября (6 декабря) – день представления и памяти. 19 июля (1 августа), 7 (20) августа – обретение его мощей. Чудо произошло при реставрации православного кафедрального собора. При разборке помоста реставраторы обнаружили гроб, где покоилось тело святого, оно оказалось нетленным. Об этом сообщили императору, впоследствии члены Священного Синода назначили комиссию, которая подтвердила данный факт. 4 (17) сентября православными празднуется второе обретение и день перенесения мощей.

О чем молятся?

В чем помогает молитва Митрофану Воронежскому – этот вопрос интересует каждого православного христианина. На жизненном пути любого из нас возникают непредвиденные события, тяготы бытия, преграды, которые, на первый взгляд, кажутся непреодолимыми.

Православные в своих молитвах просят Митрофана Воронежского об утешении, наставлении при выборе правильного направления. В чем еще помогает этот святой?

Он придет на помощь при возникновении следующих потребностей:

  1. Излечение от душевных, телесных недугов. Это то, о чем просят Митрофана многие люди. Искренние молитвы, возносимые к святому, избавляют от немощей, страшных болезней.
  2. Поиск работы. Православные просят Святого Митрофана Воронежского помочь найти рабочее место с достойной оплатой, чтобы труд приносил не только материальное благополучие, но и выполнялся с любовью.
  3. Благополучие детей. В чем помогает икона Митрофана Воронежского, так это в создании крепкой семьи, поэтому перед ней молятся родители за своих детей, решивших вступить в брак, а также обзавестись потомством.
  4. Рождение здоровых детей. Семейные пары, которые по различным причинам не могут родить детей, обязательно должны возносить молитвы славному Митрофану Воронежскому о даровании долгожданного ребенка, причем не нужно сомневаться, что они будут услышаны святым.
  5. Обретение сострадательности, милосердия, внимательности к ближнему. Святой был человеком скромным, смиренным, добросердечным, поэтому люди к нему обращаются за тем, чтобы он наделил нас этими же качествами.
  6. Прощение, исцеление. К святому обращаются, чтобы он попросил у Господа помиловать, простить нас грешных. Верующие, возносящие молитвы, получают утешение, божественную благодать.

Интересно! Преподобный собственноручно раскопал животворящий источник, к которому и сейчас приходит много народа. Находится он в Воронеже и, по словам свидетелей, исцеляет от множества заболеваний.

Как выглядит икона?

В чем Святой Митрофан и его икона помогают, мы уяснили, но как она выглядит?

Святой, всеми любимый чудотворец изображается в темном одеянии. Правая десница благословляет каждого молящегося, а левая держит архиерейский жезл, являющийся символом духовной власти над верующими православными христианами.

После оставления искренних молитв люди обязательно получают помощь от святого, находят выход из создавшегося положения.

Правильная молитвенная просьба святому – искренняя, она помогает даже тогда, когда, казалось бы, ситуация вовсе безвыходная. Чтобы святой услышал молитвы православных, нужно соблюдать несложные правила:

  1. Перед молением отогнать от себя все посторонние мысли, сосредоточиться на тексте.
  2. Читать молитву искренне, с пониманием каждого слова.
  3. Обращаться к святому нужно не по принуждению, а с желанием, от всей души.
  4. Молитвенная просьба возносится спокойным голосом, шепотом или без произнесения вслух, «в сердце».
  5. Не стоит у святого просить для себя безмерных материальных благ, славы, почета. Это не принесет душе утешения!
  6. Перед молением лучше посетить церковь, исповедоваться, причаститься, получить благословение у священника на молитвенный труд. Ну, а после исполнения заветного желания желательно отблагодарить святого, зажечь свечу перед иконой.

Полезное видео

Подведем итоги

Святитель Митрофан Воронежский – это славный чудотворец, который при земной жизни сотворил немало благих дел – любой православный сайт содержит подобную информацию. Он призывал людей непрестанно молиться, жить добропорядочно, каяться в сделанных грехах, уметь прощать.

Этот святой человек учил людей быть терпеливыми, снисходительными к чужим душевным, телесным немощам, советовал прихожанам как можно чаще причащаться, помазываться святым елеем. Все свои силы чудотворец отдал на искоренение беспорядков в церквях, монастырях, он заступался за вдов, обиженных, сирот.

Прибегают к помощи праведника и после его кончины: благодаря молитвам, возносимым святому от чистого сердца, происходят чудеса, исцеляются немощные, получают утешение страждущие, находят свой путь ищущие.

Еще один святой, к которому люди часто обращаются за помощью - Митрофан Воронежский. О чем молятся ему христиане в церкви и дома, мы расскажем вам ниже. А также коротко опишем его жизнь и дела, благодаря которым он и был канонизирован.

Митрофан Воронежский: житие

Митрофан Воронежский родился 6 ноября 1923 года в Московском уезде, селе Антиповка. При рождении имел имя Михаил. Рос и учился Михаил здесь же, в своем селе. Женился, имел сына. Но жена его рано скончалась и в 40 лет Михаил овдовел. После этого он постригся в монашество и принял имя Митрофан - 1663 год. Митрофан славился строгой монашеской жизнью, благодаря чему настоятель Яхромского монастыря назначил его игуменом.

  • В 1675 году становится игуменом Троицкого монастыря в городе Макарьев.
  • В 1680 там же, берет на себя обязанности управляющего десятиной, то есть покровительствует нескольким храмам. В данном случае их было 94.
  • В 1682 году Митрофана назначают епископом Воронежским.

Дела воронежской епархии были сильно запущены тогда: жители области не показывали никакого доверия к церкви, практически не посещали храмы. Образовательный уровень их был низок. Церковная жизнь состояла в жутком запустении: имеющихся храмов катастрофически не хватало для растущего населения.

Когда Митрофан являлся епископом Воронежским, число церквей значительно увеличилось. Были основаны несколько монастырей и каменный пятикупольный храм в самом Воронеже.

Епископ активно строил в селах школы, занимался благотворительностью. Был строгим, но честным и справедливым, благодаря чему смог завоевать доверие простых людей.

Почитание и канонизация

В 1703 году монах тяжело заболел и скончался в возрасте 80 лет. На его похоронах присутствовал сам царь Петр 1 и лично нес гроб до места погребения. И по сей день, его останки хранятся в Благовещенском соборе города Воронеж. В 1832 году монах был приставлен к лику святых .

По всей стране построено много храмов святителя Митрофана:

  1. В 1847 году в Санкт-Петербурге построена церковь его имени.
  2. В 1904 году на территории республики Карелии основан скит «Митрофаниевская пустынь».
  3. А в 2003 году создан храм святителя при институте МВД в городе Воронеж.

В 1919 году специальная комиссия вскрыла погребальную урну святителя Митрофана. На месте его мощей были обнаружены фрагменты черепа с приклеенными другими волосами. Основную же массу составляла тряпичная кукла и жженое покрывало. Куда делись другие останки - неизвестно до сих пор.

Молитва Митрофану Воронежскому

Просят верующие Митрофана о разном. Еще при жизни помогал он вылечиться от болезней, давал кров нуждающимся, помогал осиротевшим детям.

Вот несколько обращений о своем благополучии и благополучии детей:

  • О помощи в делах : «Святителю божественному Митрофану чудесными делами просветляющему припадаем ничком и просим: проси о нас (имена) Христа нашего. Да ниспошлет он, чтущим заповеди его верно, богатые милости своя. Даст жизненного утверждения и своего благословения на дела верные, чтоб сбылись они правильно и надежно, не было промаха и безуспешности в них. А мы, отче наш святитель Митрофан, прославлять молитвами будем и дальше тебя и Господа нашего Иисуса. Аминь».
  • О детях, их правильном воспитании и благополучии : «Отче святой вечный Митрофан наш покровитель, тебя просим, к тебе обращаемся о детях наших, жизнь которым Богом дана Иисусом. Сохрани их, как сможешь счастливыми. Содействуй нам родителям в правильном воспитании. Дай нам терпения необходимого: силы и воли просветить их и на дела благие, трудолюбие и терпеливость. Хранитель да прибудь с нами всегда в деле этом нелегком. Митрофан святитель и покровитель, тебе молимся: дай радости от детей и подвигни жизнь с ними рядом долгую прожить. Аминь».

О здоровье и избавлении от болезней

Многие едут в Воронеж к мощам святителя из других городов. Просят в основном о здоровье . Но если это невозможно сейчас, помолиться можно и дома перед образом.

  • «Отче наш Митрофан молимся тебе благодетелю: проси о нас Христа Бога Великого, да ниспошлет он нам милости своя! Да подарит Господь попечение свое грешным сынам и дочерям его покаянным. Господи Христос, даруй исцеление от боли страшной нестерпимой, жутким мучениям меня (имя) подвергающей. Митрофан святой наш покровитель, да услышит Господь молитвы твои славные и поможет, не забудет. Аминь».
  • «О, благодушный угодник Христов святой Митрофан! Смилосердись надо мной, услышь страдания и плачи мои и умилостиви Небесного Владыку Христа нашего. Да даст он здравие и излечение от недуга всякого: духовного и телесного. Прими просьбу мою не отказывай, не погнушайся грехов моих тяжких, замолю я их стараючись, честно и откровенно исправляясь. Аминь».

Сила молитвы в вере молящегося и искренности. Верьте в то, о чем просите, но и не сидите, сложа руки. Молитва поможет настроиться, однако не решит проблемы за вас.

В данном видео будет рассказана стихира Митрофану Воронежскому, как правильно звучит песнопение:

Молитва Митрофану Воронежскому о работе

Великим тружеником был монах. Сколько дел благодатных и полезных было им совершено в помощь церкви и простым людям. Поэтому молятся ему и о работе, когда не могут ее найти или поменять.

  1. «О, архиерей святитель великий Митрофан! Услышь меня, сына Бога Христа (имя) о помощи и благосклонности прошу, о прощении грехов. Избави меня от бед, печали и скорби. Одари работой хорошей, чтоб детей было чем кормить. На благо их буду верно трудиться, семью свою содержать в доме своем. Я же в молитвах своих восхвалять память твою стану, святитель Митрофан милостивый, и детям своим накажу не забывать. Аминь».
  2. «Святой Митрофан заступник и покровитель всех! Обращается к тебе (имя) стоя перед образом твоим и просит. Покрестись за меня Богу нашему Христу, стань мне помощником и опорой, как и всегда. Пусть даст он мне радость и благословение свое на работу хорошую, дабы я трудился и потел во славу его и для блага детей моих родных. Благодарность ему моя великая и память в мыслях моих бесконечная. Аминь».

Всем помогал епископ при жизни, молятся ему о разном люди и сейчас.

В этой статье мы рассказали вам, кто такой Митрофан Воронежский, о чем молятся ему люди. Говорят, что когда он умер, не осталось даже завещания, так как беден был монах до самой старости.

Остались от него лишь духовные наставления: «Люби труд, храни меру - богат будешь. Мало пей, мало ешь - здоров будешь. Делай добро - спасен будешь ».

Видео о святом Митрофане

В этом ролике отец Митяй расскажет о святом Митрофане Воронежском, о жизни святителя, его заповедях и правилах жизни.

Многочисленны святые, чьи подвиги явил Господь в поддержку всем верующим. Молитва Митрофану Воронежскому помогает всякому в житейских делах и телесных недугах. Что же это был за великий святой, чем особенно известен?


Наставник царя

Прежде чем достичь высокого положения, юноша прошел обычный жизненный путь. Родился он в одном из сел Московской области в 1623 г. По отцовской линии предки его были священниками, поэтому воспитание Михаил получил соответствующее. У него была семья, но жена скончалась. Тогда он решил стать монахом, как было принято в те времена у благочестивых людей. После пострига и получил имя Митрофан. Благодаря чистой строгой жизни получает большое доверие священного начальства.

  • Становится игуменом своего монастыря.
  • Управляет множеством храмов (около 100).
  • Рукоположен в сан епископа.

Митрофан Воронежский был очень хорошо знаком с Петром I. Хотя тот был известен своей нелюбовью к попам, но старца очень уважал. В свою очередь, он поддерживал начинания царя по поводу строительства флота. Молитвами и трудами архиерей восстановил порядок на вверенной ему обширной территории. Она находилась на периферии, раньше высокое духовное начальство здесь редко появлялось.


Почитание и духовное наследие

Историки недооценивают тот вклад святителя Митрофана Воронежского, который оказывал мощное влияние на умы своих современников. Он был настолько цельной личностью, что даже не побоялся царского гнева. Однажды архиерей отказался принять приглашение Петра, потому что тот установил во дворе статуи языческих богов. Разгневанный монарх пригрозил непокорному смертью, но это не испугало святого. В итоге скульптуры были убраны и воцарилось прежнее взаимопонимание.

Святой составил свое духовное завещание за несколько лет до смерти. В нем изложены советы о том, как следует проводить жизнь, чтобы заслужить милость Божию. Он завещал духовным чадам:

  • молиться об умерших,
  • всегда хранить между собой мир,
  • уважать тех, кто стоит у власти,
  • соблюдать заповеди Божии.

Скончался в возрасте 80 лет после болезни. Сам Петр прибыл на похороны и нес на плечах его гроб, оплакивал кончину праведника, говоря, что больше не встретит в жизни такого святого человека.

После обретения мощей начали происходить чудеса на могиле праведника. В 1832 г. он был признан святым, были установлены дни памяти. Святителю Митрофану Воронежскому принято молиться о работе, о детях, о духовном возрастании. Мощи его покоятся в Воронеже, в Москве и Санкт-Петербурге освящены храмы во имя святого.


Молитва о детях - текст

«Святителю отче Митрофане, нетлением честных мощей твоих и многими благодеяньми, чудесно содеянными и содеваемыми тобою с верой к тебе притекающим, уверившиеся, яко имаше велию благодать у Господа Бога нашего, всесмиренно припадаем вси и молимся тебе: моли о нас Христа Бога нашего, да ниспослет всем, чтущим святую память Твою и ycepднo к тебе прибегающим, богатыя милости Своя: да утвердит во святей Своей православной Церкви живый дух правыя веры и благочестия, дух ведения и любве, дух мира и радости о Духе Святе, да вси члены ея, чисты от мирских искушений и плотских похотей и злаго действия злых духов, духом и истиною поклоняются Ему и усердно пекутся о соблюдении заповедей Его ко спасению душ своих.

Пастырем ея да даст святую ревность попечения о спасении людей, им вверенных, да неверующих просветят, неведущих наставят, сомневающихся вразумят и удостоверят, отпадших от православныя Церкве обратят в святыя недра ея, верующих соблюдут в вере, грешных подвигнут к покаянию, кающихся утешат и укрепят в исправлении жизни, раскаивающихся и исправившихся утвердят в святости жизни: и тако всех ведут указанным от Него путем в уготованное вечное царство Его.

Ей святителю Божий, да устроиши молитвами твоими вся благая душам и телесам нашим: да и мы прославим в душах и телесех наших Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь».

Молитва Митрофану Воронежскому о сыне

«О святителю отче Митрофане! Приими сие малое моление от нас, грешных раб Божиих (имена), к тебе прибегающих, и теплым твоим предстательством умоли Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, яко да призрев на ны милостивно, подаст нам согрешений наших вольных и невольных прощение и избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст вся на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего, во еже со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь».

Молитва Митрофану Воронежскому - о работе и детях was last modified: Июль 7th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

При жизни святитель Митрофан Воронежский прославился своими чудотворными и благими деяниями. Молитва Митрофану Воронежскому читается православными христианами, вопрошающими о милосердии, покровительстве и помощи в различных житейских ситуациях.

Общие сведения и сила молитвы

Святой угодник Митрофан Воронежский является великим святителем и чудотворцем земли русской, покровителем рода людского и Божиим посланником, исцеляющим немощных и больных от тяжких недугов. Святитель прославился своими благими деяниями, направленными на избавление русского народа от нищеты и безденежья. Он помогал сохранить и восстановить веру, избавиться от греховных мыслей и злых замыслов, даровал благополучие и благосостояние в обществе.

Вера в высшие силы и Божию благодать, духовность и искренность в обращении к Спасителю, Пресвятой Богородице и святым угодникам помогают справиться с любыми трудностями, выстоять перед невзгодами и достойно противостоять неприятностям, выпавшим на жизненном пути. Молитва, идущая от самого сердца, обязательно будет услышана высшими силами, как утверждают служители церкви и верующие христиане.

К Митрофану Воронежскому обращаются с различными просьбами, читая молитвы о милосердии, вразумлении детей на путь истинный, благосостоянии детей в обществе, поиске работы и удачном трудоустройстве, исцелении от душевных тревог и физиологических недугов.

При появлении трудностей с поиском работы и дальнейшим трудоустройством, при возникновении неприятных ситуаций и склоках с коллегами многие верующие христиане обращаются к святому угоднику с просьбой получить Божие милосердие и благодать. В своих мольбах они ищут утешения, просят совета и помощи в поиске достойного места работы, а также избавления от нищеты и бедности.

Безденежье и неуверенность в завтрашнем дне заставляют усомниться в своих силах, отказаться от веры и окунуться в пучину отчаяния, страха и безнадежности. В такие минуты православные обращаются к святым угодникам, вопрошая о жизненном устройстве и благополучии для себя и детей своих.

Святитель Митрофан Воронежский помогает направить верующих на путь истинный, избавиться от зависти, злобы и ненависти, очистить душу от меркантильности и привязанности к материальным ценностям.

Перед образом Митрофана Воронежского можно помолиться о будущем своих детей.

Родители христианской веры вопрошают о помощи в учебе для своих чад, просят защиты, милосердия и благодати на жизненном пути ребенка, обретении им самостоятельности и должного места в обществе, о благополучном замужестве или женитьбе.

Митрофан, при рождении названный Михаилом, родился 8 ноября 1623 года в семье потомственного священника, который проживал в поселке Антиповка Московского уезда. Благочестивые родители воспитывали сына в глубокой христианской вере.

В раннем возрасте Михаил, служивший приходским священником в селе Сидоровское Владимирской области, женился. Вскоре в семье появился ребенок – мальчик Иоанн. В возрасте 40 лет супруга святого угодника скончалась.

В 1663 году священнослужитель принял постриг в иночество и был наречен именем Митрофан. Став епископом Воронежским (данное событие произошло в 1682 году), Митрофан активно поднимал православие, возвращал веру людям, возводил храмы и монастыри в пределах своей епархии.

Умер святой угодник в 1703 году. Бытует мнение, что при погребении гроб с телом усопшего нес сам Петр I, почитавший Митрофана Воронежского за наставника.

Видео «Молитва Митрофану Воронежскому»

В видео озвучена молитва святому Митрофану о благосостоянии детей.

О чем молиться

О работе

О святителю отче Митрофане, се мы грешнии, нетлением честных мощей твоих и многими благодеяньми, чудесно содеянными и содеваемыми тобою, уверившеся, исповедуем, яко имаши велию благодать у Господа Бога нашего, и, всесмиренно ко твоему благосердию припадающе, тебе молимся сице: моли о нас Христа Бога нашего, да низпослет всем чтущим святую память твою и усердно к тебе прибегающим богатыя милости Своя; да утвердит во святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, дух ведения и любве, дух мира и радости о Дусе Святе, да вся чада ея, чиста суща от мирских искушений и плотских похотей и злаго действия злых духов, духом и истиною покланяются Ему, и усердно о соблюдении заповедей Его ко спасению душ своих да потщатся.

Пастырем ея да даст Господь святую ревность попечения о спасении людей, во еже неверующия просветити, неведущия наставити, сомнящияся вразумити, отпадшия от Православныя Церкве к ней возвратити, верующия в вере соблюсти, грешныя на покаяние подвигнути, кающияся утешити и во исправлении жизни утвердити, и тако вся люди ко уготованному вечному Царству святых Его привести. Умоли Господа, угодниче Христов: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезенный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Всем же в державе людем да дарует благий Бог наш мир, тишину, безмятежие и изобилие плодов земных, паче же ко исполнению заповедей Его тщание неленостное; и да избавит царствующия грады, град сей и вся иныя грады и веси от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы и от всякаго зла.

Ей, святителю Божий, да устроиши молитвами твоими вся благая душам и телесем нашим; да и мы прославим в душах и телесех наших Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь.

О жизненном устройстве детей

О святителю отче Митрофане! Приими сие малое моление от нас, грешных раб Божиих (имена), к тебе прибегающих, и теплым твоим предстательством умоли Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, яко да призрев на ны милостивно, подаст нам согрешений наших вольных и невольных прощение и избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст вся на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего, во еже со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Краткое обращение

О архиерею Божий, святителю Христов Митрофане, услыши мя, грешнаго (имя), в час сей, в оньже тебе моление приношу, и помолися о мне грешнем ко Господу Богу, да отпустит грехи моя и подаст (содержание прошения) молитвами, святе, твоими.

Loading...Loading...