Троица-Чижи, урочище. Церковь Троицы Живоначальной

Троица-Чижи - древнее урочище, где еще недавно находились руины храма, окруженные густым лесом. Место было безлюдным, выглядело таинственным - возможно, именно с этим связана информация об аномальных явлениях, еще несколько лет назад якобы имевших место в урочище. Сегодня церковь восстанавливается, местность становится все более посещаемой и благоустроенной, а рассказы об «аномалиях» звучат все реже.

Нужно сказать несколько слов о храме, который находится в урочище. Одноглавое кирпичное здание было выстроено в соответствии с канонами классицизма. Над церковью высится колокольня. Она возведена в начале XIX века, тогда как главное здание храма было построено в 30-е годы XVIII столетия. Спустя полвека оно было обновлено, средства на проведение этих работ пожертвовала генеральша Е. А. Леонтьева. В конце XIX века к зданию был пристроен новый придел (Сергиевский). Автором проекта расширения храма стал архитектор П. Г. Егоров.

Конец 30-х годов XX века - время, когда было закрыто множество подмосковных храмов. Не миновала эта участь и церковь в Троице-Чижах. Пустое здание ветшало, разрушалось... Только в конце 2000-х годов началось его восстановление.

Можно еще добавить, что храм был построен на месте древнего языческого капища. По одной из версий, слово «чижи» - это искаженное финно-угорское «кижи», что в переводе означает «гулянье», «игрища»: так древности называли ритуальные действия языческих финно-угорских племен. Первый христианский храм появился в урочище не позднее XVI столетия.

Немного предыстории

Моё увлечение геокешингом очень удачно сочетается с другим, не менее полезным и увлекательным пристрастием с уже более чем шестилетней историей - пешими походами выходного дня. И в этот раз, увидев в ноябрьском плане походов маршрут: платформа Казанская - деревня Власово - Троица-Чижи - Фрязево, я, как это часто со мной бывает, на сей раз ни минуты не терзалась сложным выбором наиболее интересного и привлекательного для меня маршрута из 6-10 указанных в плане. Троица-Чижи - вот что стало решающим. Где-то в глубинах моей памяти отложилось это красивое и запоминающееся название. Цепкая, но порою такая капризная и избирательная память немедленно вытолкнула на поверхность из своих бездонных глубин некие смутные образы и картинки, видимо, когда-то захватившие моё внимание на просторах всемирной паутины. И меня вновь охватило уже почти позабытое желание побывать в тех местах.

Перед внутренним взором быстро промелькнул полупризрачный видеоряд - большая поляна, со всех сторон окружённая лесом, краснокирпичные развалины старой церкви и колокольни, заросшие густой травой и кустами, рукописные надписи на стенах - автографы тех, кто уверен, что именно так он может войти в историю… А вот уже строится деревянная церковь… А вот издалека, с самого края поляны уже можно увидеть новенькую колокольню в лучах заходящего солнца, которая притягивает и манит взор своими теплыми охряно-золотистыми боками. А ещё мне почему-то кажется, что здесь должен быть тайник. Проверяю по нашей карте - никакого тайника здесь не значится. Но память продолжает настаивать, что нечто, связанное с геокешингом, здесь было. Искать ответ на этот вопрос у меня уже нет времени - совсем поздний вечер, даже скорее ночь, надо идти спать, чтобы не опоздать завтра на раннюю электричку. Успеваю только собрать небольшой контейнер с ништяками и распечатать блокнот будущего тайника. Уже потом на следующий день, вернувшись домой, я хорошенько полазила по Интернету и узнала, что да, в Троица-Чижах был тайник от CJ, который он заложил в 2002 году, а потом, когда там началась стройка, встал вопрос, что дальше делать с тайником, потому что, по мнению автора, «те ценности, которыми “дышал” этот тайник, стали исчезать», а само место, которое «привлекало своей уединенностью», стало терять «свой шарм». Обсуждение дальнейшей судьбы этого тайника на нашем геокешерском форуме началось уже в августе 2008 года. Мне очень импонирует мнение, высказанное тогда ZAS и Stereometria , потому что оно полностью созвучно моему, сегодняшнему. Кому интересно, можно почитать вот здесь: . А несколько лет спустя, как я догадываюсь, тайник был сначала убран в архив, а потом и вовсе снесён, видимо, по принципиальным соображениям.

А назавтра был поход. С погодой нам повезло - лёгкий морозец, чистое, прозрачное голубое небо, яркое, такое приятное поздней осенью солнышко, ажурный, причудливо переплетённый, бахромчатый белый иней на пожухлой траве, кустах и деревьях. От платформы Казанской через деревню Власово до Троица-Чижей идем практически все время почти по прямой на юг, только после Власово слегка меняем направление и движемся на юго-восток. Сначала идем краем села Казанское выходим к стройной и красивой церкви Казанской иконы Божией Матери (1863 г.), потом по грунтовке вдоль поля, напротив которого большое старое кладбище, по просеке через лес выходим к старинному поселению Власово (считается, что название произошло от имени языческого бога Велеса, Волоса), проходим его, пересекаем новую широкую трассу газопровода, вновь заходим в лес и идем по хорошо утоптанной тропке, и вот уже впереди, в просвете деревьев, жарко горит, сияет на солнце купол церкви в Троица-Чижах - только что и осталось, как по заиндевевшим скользким мосткам через речку Дрезна перейти. В общей сложности такой пеший маршрут составляет около 10 км. Это я для тех игроков так подробно пишу, кто захочет его повторить.
На большом привале около костра я посидела совсем немного, не терпелось поближе познакомиться с Троица-Чижами и своими глазами увидеть те большие перемены, которые произошли с этим местом за последние шесть лет.

А теперь собственно о местности

Это интересное и притягательное, с очень древней историей местечко, а точнее урочище Троица-Чижи расположено примерно в 15 км к югу от районного города Павловский Посад, который до получения городского статуса в 1845 г., назывался Вохной, а волость Вохонской. На протяжении столетий урочище, а потом возникший при Троицкой церкви погост называли Троицким, Троица-Чижи, Троице-Чижским, просто Чижами. Мне захотелось узнать, почему урочище получило такое название. У краеведов имеется несколько версий. Первая часть названия ни у кого не вызывает споров и разногласий. Она происходит от названия Свято-Троицкой церкви, построенной здесь. Вторая часть «Чижи» по одной из версий образована от многозначного русского слова «чиж». Одно из его значений - это растение палочник или рогоз, который часто по ошибке мы привыкли называть камышом. Заросли рогоза с древности в изобилии встречались на сильно заболоченных берегах протекающей поблизости речки Дрезны, особенно между деревнями Кузяево и Часовня. А еще чижиком или чижовником в народе называют сорную траву щетинник, или сетария, или мышей. Вполне возможно, что она облюбовала эти места и образовала здесь целые заросли.
Согласно второй версии «Чижи» - это слегка измененное финно-угорское (мерянское) слово «кижи», которое означает «игрище», «гулянье». Я уверена, что все тут же вспомнили и провели аналогию с всемирно известными Кижами в Карелии. Да, да, вы не ошиблись, потому что считается, что название острова и расположенного на нем древнего погоста (ныне историко-архитектурный музей) происходит от карельского слова «kiži», что также означает «игрище» или восходит к слову из вепсского языка, принадлежащего к той же прибалтийско-финской языковой группе, «kiši» - «игрище, место для игр, праздников». А со временем произношение трансформировалось в более привычное русскому языку и слуху «чижи».
Археологические раскопки в этих краях доказали, что в древности на границе нынешних Московской и Владимирской областей, в Мещёрской низменности, помимо вятичей и кривичей, действительно жили еще и представители финно-угорских племён (меря, мурома, чудь и др.).
«Игрищами» наши предки-славяне называли ритуальные действия древних язычников - представителей этих финно-угорских племен. Такие места часто относят к Местам Силы, обладающим особой энергетикой. Недаром объединение «Космопоиск» провело несколько историко-поисковых экспедиций в районе Троица-Чижей, а весной 2007 года здесь даже состоялся 11-й ежегодный общий съезд любителей всего таинственного и аномального.
Древние угро-финны особо почитали камни, видя в них опору, основание мира, символ мировой горы, вместилище душ предков. Кстати, и сейчас на территории восстанавливаемой церкви в Троица-Чижах очень много огромных валунов.
Потом здесь было славянское капище , капами называли изображения, идолов языческих богов. После распространения на Руси христианства на месте языческого капища еще в XIV веке, по другим данным, в XV веке был выстроен первый православный деревянный храм. По одной версии, согласно преданию, именно здесь, на этой поляне произошло чудо - местным жителям явилась Святая Троица, после чего и была выстроена Троицкая церковь.
По другой версии православные христиане построили в Чижах деревянный храм, следуя традиции сооружать храмы в священных местах язычников, чтобы нейтрализовать, подавить языческий дух, еще более утвердить православие. Поэтому на Руси можно встретить так много церквей, погостов, церковных поселений в глухих местах, удаленных на довольно большие расстояния от деревень и городов - среди густых лесов, на полянах среди болот, на островах. Троица-Чижи - одно из таких мест.

Самое первое документальное упоминание о Троицкой церкви относится к первой трети XVII века . В 1727 году эти земли были пожалованы полковнику Петру Васильевичу Чичерину. Именно при нем в 1739 году на месте деревянной была построена каменная церковь , а в 1789 году к церковной трапезной пристроили двухъярусную колокольню. Строительство велось на средства и силами самих прихожан из окрестных деревень - Часовни, Малыгина, Власова, Семёнова, Бразунова, Аверкиева.
В 1873 году по старой Троицкой дороге через погост Чижи в Павловский Посад везли святыню бронницкой земли - икону Божией Матери Иерусалимской. Местные жители из окрестных деревень приходили в Чижи, чтобы поклониться чудотворной иконе. А везли ее в Павловский Посад, где тогда свирепствовала холера, чтобы совершить молебен об избавлении от страшной болезни.
К концу XIX века приходское население окрестных деревень заметно выросло, и поэтому возникла потребность расширить однопрестольную Троицкую церковь, пристроив к ней придел. В 1889 году по проекту талантливого архитектора П.Е. Егорова с северной стороны церкви был выстроен придел, освященный в честь Сергия Радонежского. В ходе строительства были также значительно переделаны северные фасады трапезной и четверика.
В начале XX века церковь начинает испытывать материальные затруднения и, чтобы справиться с ними, распродаёт часть своих лесных угодий. Одной из причин этого положения стало уменьшение прихода, поскольку в Аверкиеве была открыта церковь, к ней приписали и соседнее Бразуново. С того времени приход храма в Чижах не менялся, и сегодня, как и тогда, он включает 4 деревни - Часовня, Власово, Малыгино и Семёново.

По материалам Всесоюзной переписи 1926 года в поселении Троица-Чижи Малыгинского сельского совета значилось 3 хозяйства (не крестьянских, а «прочих») с населением в 14 человек (9 мужского пола, 5 - женского).
В 1934 году в Троицкий храм погоста Чижи был назначен священник Николай Александрович Архангельский. Настоятелем Троицкой церкви он пробыл недолго - 6 октября 1937 года его, как и тысячи других священнослужителей по всей стране, арестовали по подозрению в антисоветской агитации и поместили в тюрьму города Ногинска. 3 ноября тройкой при УНКВД по Московской области ему вынесли приговор по статье 58-10 УК РСФСР, обвинив в «ведении антисоветской агитации и пропаганды» с высшей мерой наказания. 5 ноября отец Николай был расстрелян на Бутовском полигоне и похоронен в общей могиле. 16 января 1989 года он был реабилитирован Прокуратурой Московской области по 1937 году репрессий. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

С момента ареста и расстрела настоятеля отца Николая для Троицкой церкви наступил период упадка, разрушения и забвения . Храм был закрыт, всё церковное убранство и утварь, которые чудом удалось спасти, разошлись по окрестным церквям и деревням. Иконостас был вывезен в Глинскую пустынь, откуда потом перевезен в Даниловский монастырь Москвы, где и находится по сей день. Подаренный когда-то крестьянами Часовни подсвечник сегодня можно увидеть в Казанской церкви села Казанское. Что касается колоколов, то известно только, что один из них перевезли сначала в деревню Малыгино, откуда он попал в Покровско-Васильевский монастырь Павловского Посада.

После войны Троицкую церковь (алтарь, четверик, придел) частично разобрали - столь нужный кирпич использовался для хозяйственных нужд. Колокольня осталась почти нетронутой, только со временем сильно обветшала крыша, и надломился венчавший её высокий острый шпиль. Но время шло и не щадило ни остатки храма, ни колокольню. Сооружения не могли устоять под натиском годов, дождя, снега, ветра и, конечно же, самих людей. Несмотря на удаленность от жилых мест и отсутствие дорог, сюда приезжали скалолазы, любители приключений, джиперы, а с появлением квадроциклов и их «любознательные» владельцы. Они оставляли в ранее тихом и живописном лесу глубокие колеи, наполненные грязной жижей, распугивали зверей и птиц, а некоторые оставляли на стенах бедных руин надписи типа «Здесь был Вася». Не остались в стороне и чёрные копатели. В Интернете мне удалось найти сообщения о варварски разрытых ими могилах на старом заброшенном погосте.

Но всё кардинально изменилось в 2007 году, когда в сентябре настоятелем Троицкой церкви в Чижах был назначен иерей Дионисий (Тонков) , бывший до этого клириком церкви Святого великомученика Никиты в деревне Бывалино. Уже на второй день после его назначения было проведено приходское собрание храма Троица-Чижи, на котором избрали приходской совет и новому настоятелю - отцу Дионисию передали печать храма и все необходимые документы. Молодой и энергичный батюшка немедленно взялся за дело. Той же осенью до наступления зимних холодов он привлек местных жителей, неравнодушную молодежь из различных сообществ, например, из клуба «Картоведъ и Кладоискатель» (благо сейчас есть Интернет!) и организовал несколько субботников по уборке территории и её подготовке к проведению дальнейших работ. Изначально все службы велись под сводом колокольни старого храма. Так началось ВОЗРОЖДЕНИЕ Троица-Чижей.
В феврале 2008 года в Троица-Чижи перевозят в разобранном состоянии деревянный сруб церкви из деревни Бывалино, которую впоследствии нарекут в честь преподобного Сергия Радонежского. В начале мая началась сборка церкви. 19 июня в день Пресвятой Троицы Свято-Троицкая церковь отмечала свое 380-летие. Только представьте себе - почти четыре века! 30 августа на собранный по брёвнышку деревянный храм установили купол, а уже 8 октября, в день памяти Сергия Радонежского, состоялось освящение храма. В ноябре начались работы по восстановлению каменной Троицкой церкви.
5 мая 2009 года на месте, где когда-то давным-давно стояла первая деревянная Троицкая церковь, заложили Свято-Троицкую часовню . 30 августа часовню освятили. Это не просто часовня, а памятный знак. Тогда же весной начали делать дорогу от деревни Часовня до Чижей. Старая заросшая дорога местами была так сильно заболочена, что даже мощный ЗиЛ-157, возивший прихожан на службы, с трудом мог по ней проехать - в некоторых местах вода доходила почти до кузова.
В 2010 году была восстановлена старая колокольня, колокола для которой отлили на предприятии «Благовест» в Екатеринбурге. В мае следующего года освятили и установили самый большой главный колокол. В этом же году на месте святого источника, где по преданию произошло явление иконы Пресвятой Троицы, воздвигли большой резной деревянный крест, который искусно изготовил мастер Виталий Михайлович Розанцев.
Сейчас на территории также есть колодец со святой водой, временная купальня, куда приезжают местные жители на Крещение, водосвятная часовня, дом, где размещается трапезная и тёплая мастерская. Заканчивается отделка въездных Святых врат, строится бревенчатая ограда. Словом, возрождение идёт полным ходом! Некоторые опасались, что храм будет пустовать из-за его удалённости от жилых мест. Эти опасения оказались напрасными. Я побывала в Троица-Чижах дважды - в субботний и воскресный дни, когда в храме проводится служба, и скажу вам, что храм не пустует - прихожане едут сюда на машинах, а некоторые идут пешком. Удалось поговорить с очень приятным и увлеченным делом восстановления послушником Геннадием и самим отцом Дионисием, который оказался очень добрым и светлым человеком с тёплыми лучистыми глазами. Меня гостеприимно пригласили на чай и звали приезжать еще. Решила помочь возрождению этого святого места, чем могу. Сейчас всех неравнодушных приглашают поучаствовать в богоугодном деле - сделать пожертвование на именной кирпич для дальнейшего строительства каменного храма, и даже свидетельство выдают. Это, как в старину, когда храмы строили всем миром и вносили свой посильный вклад «на кирпичик». Теперь и мои четыре именных кирпичика будут рядком, плотно друг к дружке лежать в кладке этого поистине всенародно возрождаемого храма.

Возрождение святого места, новая жизнь древнего, некогда забытого, разрушенного и осквернённого современными варварами храма, согласитесь, всё же намного лучше, чем медленное разрушение, неотвратимая гибель и со временем полное забвение. А место там наполнено чудесной светлой и мощной энергетикой. Место - поистине необыкновенное, завораживающее, притягивающее, не отпускающее, зовущее вернуться еще и еще раз. Я почувствовала это на себе, когда, оставшись одна и совершенно забыв про время, не думая о быстро надвигающихся поздним ноябрём сумерках, я всё бродила и бродила по урочищу и никак не могла покинуть это удивительное место. А выйдя, наконец, за ворота, когда солнце уже запуталось в темных лапах елового леса за новой деревянной церковью, я еще долго неподвижно стояла и никак не могла оторвать взгляд от точёных очертаний церкви, колокольни, часовни и Святых врат на фоне закатного неба. И всё вслушивалась, нет, даже не вслушивалась, а всем своим существом впитывала эту потрясающую тишину, лишь изредка нарушаемую стуком дятла и лёгким шорохом крыльев красногрудых снегирей, перепархивающих с ветки ни ветку. Благодать, да и только!

Использованы личные впечатления и материалы:

Веб-сайт церкви Троицы Живоначальной в Троица-Чижах. URL.


Пеший поход выходного дня: пл. 73 км - Троице-Чижи - Власово - ст. Фрязево
можно назвать как "РАННИЕ ДЕКАБРЬСКИЕ СУМЕРКИ" .

рочище Троица-Чижи еще в лыжном походе в ноябре 2007 года запомнилось какой-то необычностью и тайной. Особое мистическое настроение задавали руины старого храма (смотри http://www.turpohod.narod.ru/treks/gor_esino-ignat_kur/kuziae-55_18-nov-07_foto/stran.htm).

Дорога к урочищу лежит через дикие труднопроходимые леса с многочисленными завалами – смотри материалы походов:
ноябрь 2007 года ,
ноябрь 2208 года ,
октябрь 2009 года ,
ноябрь 2009 года ,

Слово «Чижи» в данном случае подразумевает не птиц. Оно произошло от финно-угорского «кижа-саари» (кижи), что в переводе означает “ остров игрищ”. ”Игрищами” у славян назывались ритуальные действия древних племен: карел, мери, чуди - полонявших в священных местах своим языческим богам.

Следовательно, уже с древних времен – это «Место Силы», то есть точка на Земле, обладающая особой энергетикой.

Потом здесь было славянское капище (капами назывались изображения, идолы языческих богов).

После распространения на Руси христианства на месте языческого капища еще в XIV веке был выстроен первый православный деревянный храм. По преданию, здесь произошло явление Святой Троицы, в честь которой и была названа церковь.

В1739 г. на месте деревянной была выстроена каменная церковь, а в 1789 г. была возведена колокольня. Следует подчеркнуть, чтоб она была выстроена на средства и самими крепостными крестьянами, которые сами делали кирпичи из местной глины!

Говорят, что в каменном основании этой церкви находились каменные чуры – древние славянские идолы .

Церковь была известна как погост Троица-Чижи, то есть стояла на краю сельского кладбища в стороне от больших деревень. Была она небогатой. Как говаривала пословица: «много звона, мало хлеба».

Последним священником Троицкой церкви был протоиерей Николай Архангельский (1934-1937 гг.). 5 ноября 1937 года он был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. В 2000 году священник Николай был причислен к лику святых (священномученик). Фотографию отца Николая можно посмотреть на сайте здесь http://troitsa-chizhi.narod.ru/nikolai.html

Но Добро побеждает.

В ноябре 2007 года мы видели всего лишь руины старой церкви .

В октябре 2009 года здесь уже стоит возрожденная деревянная церковь Троицы Живоначальной с каменной часовней .

В декабре этого 2010 года рядом с деревянной церковью уже стоит прекрасная каменная колокольня, выстроенная в духе классицизма.

Настоятель храма – отец Дионисий просто поражает своей кипучей энергией.

В декабре лично на меня наваливается депрессия. Прогулка по лесу, состоящему практически из одних завалов, настроения не улучшает.

Летом 2009 и 2010 года в этих были особенно страшные ураганы, когда скорость ветра достигала 24 метра в сек.

И вот мы, наконец выходим из исковерканного леса на поляну. А там Храм стоит, весь такой нарядный и гармоничый. Вокруг Храма детская площадка.

Снаружи по стенам развешаны дивной красоты вытканные иконы. Никогда раньше не видел именно вытканных икон. На фотографиях иконы Владимирской Божией Матери и Николая Чудотворца.

Спросил у отца Дионисия разрешения сфотографировать внутреннее убранство Храма. Сплошной светлый, уносящийся куда-то ввысь светлый праздник …

Привал у нас был метрах в 300 от церкви. Воду, оказывается, брали из святого целебного источника.

Пожаелаем же отцу Дионисию успехов в его делах!

Церковь в Троица-Чижи имеет отличный сайт www.chizhi.ru в Интернете, где можно посмотреть, как будет выглядеть Храм после окончательной постройки.

Вскоре после привала прошлись по главной улице через деревню Власово.

«Власово», кстати, происходит от «Велес» или «Волос». Так назывался у славян бог - покровитель домашних животных.

Стало быть, очень древнее поселение. Одна только каменная часовня иконы Божией Матери"Неупиваемая Чаша" – 1909 года постройки.

Одноглавая кирпичная церковь в стиле провинциального классицизма с трапезной и колокольней, сооружённая в 1789 (по ряду сведений основной объём выстроен в 1739). Боковой Сергиевский придел пристроен в 1888-1889. Закрыта в кон. 1930-х, заброшена, к настоящему время большая часть перекрытий обрушилась. С 2007 начаты работы по восстановлению церкви.



Погост Троица-Чижи расположен на правом берегу реки Дрезны среди болот и лесов Мещёрской низменности, в 10 км к юго-западу от Павловского Посада и в 60 км к востоку от Москвы. До 1917 года погост находился в Игнатьевской волости Богородского уезда. В разные времена погост называли Чижами, Троице-Чижским погостом, Троицким погостом "что в Чижах". Название, несомненно, не связано с обилием птиц этого вида в данной местности. "Чижи" - русифицированное финно-угорское слово "Кижи", что в переводе означает "игрище". Погост с древних времён был центром округа, где собиралось на языческие действа - игрища - древнее население, принадлежавшее к финно-угорскому племени меря, заселявшее в ту пору эти места. С принятием христианства на погосте взамен идолов строится не позже XVI века первая деревянная церковь.

Первые сведения о храме можно найти в расходной книге Казенного приказа за 1628 год: «Церковь святой Троицы деревянная, построенная исстари, на погосте у реки Дрозны, в дворцовой Загарской волости; по окладу 1628 года дани 10 алт. 5 ден., заезда 3 алт., кормовая гривна».

В 1789 году взамен деревянной церкви на погосте был построен каменный Троицкий храм – скромный образец провинциального культового зодчества. В первой четверти ХIХ века к храму была пристроена ныне сохранившаяся колокольня, а в 1888-1889 гг. по проекту архитектора П.Г. Егорова был пристроен северный придел в честь прп. Сергия Радонежского.

В 1937 году церковь закрыли, а её настоятеля расстреляли. Вся утварь была увезена в разные места, а колокола были отправлены на переплавку. На картах с этого времени Троица-Чижи стало урочищем. В конце ХХ века Троицкий храм находился в тяжёлом техническом состоянии.

В 2007 году настоятелем Троицкой церкви стал иерей Дионисий Тонков. При нём начинали возрождать православную святыню буквально с нуля. Отстроили деревянную церковь, воздвигли часовенку на месте старой деревянной часовни, в 2013 году построили деревянные въездные ворота, выкопали заброшенный чудотворный колодец, выстроили водосвятную деревянную часовню и обустроили открытую купель, восстановили колокольню. В 2009 году до основания был разобран старый храм и на его месте заканчивается строительство нового храма.



В древней, поседевшей от веков Вохонской земле, в 15 км к югу от города Павловский Посад, находится место под названием Троица-Чижи. На небольшом открытом пространстве посреди заболоченного леса, в низовьях реки Дрезна, при погосте стоит церковь во имя Троицы Живоначальной.

Неоднократно краеведы интересовались происхождением названия «Троица-Чижи», высказывая множество версий. На протяжении столетий погост называли Троицким, Троице-Чижским, Чижами. Первая часть топонима «Троица» происходит от названия самой Свято-Троицкой церкви. Вторая часть «Чижи» по последней версии образована от многозначного слова «чиж». В словаре В.И. Даля «чиж» трактуется как палочник или рогоз. Рогоз - совсем не редкое растение, произрастающее на сильно заболоченных берегах Дрезны между деревнями Кузяево и Часовня. Так было и сотни лет назад, когда в старых документах, датируемых первой половиной XIX века можно прочесть: «погост Троицкий, что в Чижах».

Самое первое документальное упоминание о Троицкой церкви относится к первой половине XVII века. Из расходной книги Казенного приказа, датируемой 1628 годом, можно было узнать, что «церковь святой Троицы деревянная, построенная изстари, на погосте у реки Дрозны, в начале XVII столетия находилась Московского уезда, в дворцовой Загарской волости; по окладу 1628 года дани 10 алт. 5 ден., заезда 3 алт., кормовая гривна».

По писцовым книгам 1631-1633 годов о Троицком погосте можно узнать следующее:«пашни паханые церковной земли 2 чети да перелогом четь, да перелогом и лесом поросло 2 чети в поле, а в дву потомуж, сена 70 копен, лесу поверстнаго елнику болотнаго по Микишин луг; да к церкви ж дано селище Темниково, да селище Петряково и те селища лесом большим поросли, а по мере в селище Петрякове лесу пашенного полдесятины, сена по оселку 10 копен, в селище Темникове по мере пашенного лесу четь десятины в поле, а в дву потомуж». Смежные друг с другом селища Темниково и Петряково, когда-то входили в Троицкий приход. Ныне этих населенных мест не существует. Их исчезновение относится к первой половине XVIII века. Позднее, в самом начале XX века, продаваемый церковью участок леса рядом с погостом так и называли «Темниково-Петряково».

Из переписных книг известно, что в 1646 году при Троицкой церкви «во дворе поп Семен». В 1680 году в церковный причт входили священник Антип Никитин и дьячок Федор Евдокимов.

С воцарением на российском престоле Петра I дворцовая Загарская волость, в состав которой входил Троицкий погост, была пожалована в 1710 году бывшему крепостному Бориса Васильевича Шереметева, советнику царя по финансовым делам, Алексею Александровичу Курбатову. После смерти Курбатова погост вновь входит в состав дворцового ведомства, пока в 1727 году вотчинные Загарские земли не были пожалованы полковнику Петру Васильевичу Чичерину. Именно при Чичерине начинается строительство каменного храма.

Деревянная Троицкая церковь, простоявшая не меньше двух веков, из-за ветхости и малой вместимости в связи с возросшей численностью прихода, была заменена на одноглавую кирпичную, выстроенную в стиле провинциального классицизма в 1739 году. Строительными работами руководили священник Лукьян Агапов и дьячок Потап Агапов. Позднее, в 1789 году, к трапезной пристроили двухъярусную колокольню. Строительство велось на средства и силами самих прихожан из окрестных деревень (д.Малыгино, д.Власово, д.Семеново, д.Часовня, д.Бразуново, д.Аверкиево). По окончании всех работ деревянную церковь окончательно разобрали. Теперь на ее месте стоит каменная Свято-Троицкая часовня.

В 1748 году Чичерин скончался, и земли отошли его супруге Александре Васильевне Чичериной (урожденной Кольцовой-Масальской). В 1753 году Загарскую волость у Чичериной приобретает Николай Михайлович Леонтьев - генерал-майор, участник Семилетней войны. В 1769 году Леонтьев был убит одним из своих крепостных, и Загарская волость отходит его супруге Екатерине Александровне Леонтьевой (урожденной Румянцевой).

С 1788 вплоть до 1838 года владельцем погоста являлся граф Сергей Петрович Румянцев - один из первых людей, попытавшийся освободить крестьян, став инициатором закона о «вольных хлебопашцах». При Румянцеве в 1795 году проходила V ревизия, при которой было зафиксировано, что у священно- и церковнослужителей церкви Святой Троицы, что на Троицком погосте, земли под усадьбой — 1 дес. 1045 саж., под пашней 56 дес. 828 саж., под сенокосом — 26 дес. 290 саж., под лесом — 135 дес. 558 саж. И неудобных мест 2 дес. 1845 саж. Всего — 221 дес. 2166 саж. земли. «Земля песчаная и к урожаю хлеба: ржи, овса и гречи способная. Покосы средственные, лес дровяной: березовый и осиновый».

В 1822 году умирает священник Борис Сергеевич Рождественский. У него остается супруга Мария Дмитриевна с детьми, которую по ее собственному прошению переводят просвирницей в церковь Николая Чудотворца на Лосином заводе (ныне город Лосино-Петровский). С 1823 года на должность священника назначают Петра Иванова. При нем в составе церковного причта служили дъячок Петр Александров и пономарь Михаил Васильев. В 1835 году на отца Петра заводят церковное дело по многочисленным жалобам со стороны прихожан за «непорядочные поступки».

Летние месяцы периода 1839-1841 гг. выдались очень жаркими и засушливым для Богородского уезда. Пожары в лесах были не редкостью. В Троица-Чижах из-за засухи пересохла река Дрезна из-за чего стало невозможным совершать обряды водоосвящения и бороться с огнем в случае пожара. Существовавший с незапамятных времен пруд недалеко от церкви за давностью лет так сильно заплыл, что был совершенно не пригоден для забора воды. Поэтому в 1841 году церковный причт решает продать 50 сажен дров и на вырученные 450 руб. очистить церковный пруд.

В 1859 году (в «Списке населенных мест…») о Троицком погосте можно было узнать, что он «при речке Безымянной по правую сторону Малобронницкого тракта», и что на погосте 3 двора, в которых проживают 7 душ мужского пола и 4 — женского.

В 1862 году на три крестьянских семьи из деревни Семеново заводится церковное дело по их причастности к старообрядчеству. Служивший на тот момент священник Андрей Минервин лично подавал прошение в Московскую духовную консисторию из-за сложившейся проблемы в целях возвращения прихожан в православие. Исторически так сложилось, что Богородский уезд был в эпицентре распространения старообрядчества в Московской губернии в XIX веке.

В 1873 году по старой Троицкой дороге через погост Чижи везли в город Павловский Посад святыню бронницкой земли - икону Божьей Матери «Иерусалимской». Память об этом до сих пор хранят местные жители окрестных деревень Часовни, Власово, Малыгино и Аверкиево, которые приходили в Чижи, чтобы увидеть и поклониться чудотворной иконе. Икону было решено привезти из-за массовых заболеваний холерой в Павловском Посаде. В летописи Воскресенской церкви сказано, что жители обратились с просьбой разрешить им принять святую икону «Иерусалимскую» из г.Бронницы для совершения молебствий об избавлении от губительной болезни. Когда икона была принесена, то жители обнесли её по всем деревням своего прихода с совершением молебных пений, и холера прекратилась. Так икона Иерусалимской Божьей Матери стала почитаемой святыней и на нашей земле, отстранив болезни и мор от наших прадедов более ста лет тому назад.

В 1885 году обновляют роспись храма. О том, как был расписана Троицкая церковь, можно только догадываться. Время не сохранило никаких изображений, т.к. вся внутренняя отделка в советское время была уничтожена.

К концу XIX века приходское население окрестных деревень достигает такой численности, что возникает острая необходимость расширить однопрестольную Троицкую церковь, пристроив к ней придел. К 1887 году с разрешения Московской духовной консистории причт продает часть своих лесных угодий. За вырученные 3500 руб. от продажи леса к северному фасаду церкви решают пристроить придел во имя Преподобного Сергия Радонежского. Изначально прошение, поданное крестьянами на подписание настоятелю священнику Павлу Нехотенову, было отклонено. Окончательно разрешить вопрос с передачей приходских денег на оплату строительных работ удалось церковному старосте Степану Емельяновичу Подкопаеву и его брату Федору из д.Малыгино. Архитектором, создавшим проект Сергиевского придела, был выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества Павел Георгиевич Егоров. Во время строительных работ северные фасады трапезной и четверика были значительно переделаны. По окончании всех работ и освящении придела в окрестных деревнях был введен второй престольный праздник.

В 1894 году к Троицкой церкви погоста Чижей определен священник Иоанн Уваров, который был осужден и снят с настоятельского места из-за постоянных жалоб прихожан, прослужив ровно год.

С началом XX века Троицкая церковь начинает активно продавать свои лесные угодья из-за тяжелого материального положения. В 1905 году причт продает 40,2 десятин дровяного леса. На часть вырученных от продаж денег в 1907 году на территории погоста выстраивают три новых деревянных дома взамен обветшавшим от времени старым постройкам. В 1910 году на торги выставлено 47,5 десятин леса.

В период острой денежной нужды в 1906 году храму была пожертвована сумма в размере 1000 рублей по духовному завещанию директора Лялинской фабрики мецената Петра Дмитриевича Долгова, который оставил после своей смерти в банке Павловского Посада капитал в размере 300000 рублей на устройство благотворительных учреждений, а также в помощь церквям и монастырям.

1 января 1912 года при Троицкой церкви на погосте Чижи было открыто Братство трезвости. Инициатором сего доброго начинания явился местный священник о. Николай Фелицын. Его проповедь во все воскресные и праздничные дни, в которой он указывал на современные недуги народа, возымела свое действие. В самый день открытия Братства по окончании божественной литургии было произнесено слово о вреде пьянства. (Московские церковные ведомости, №4, 1912 г.)

В 1916 году продажа церковного леса возобновляется. Дело в том, что годом ранее от прихода отошло две деревни: Бразуново и Аверкиево. Причиной того стало строительство храма в деревне Аверкиево на средства Александра Дмитриевича Самарина, начатое еще в 1911 году. 22 ноября 1915 года состоялось торжественное освящение двух пределов в честь св. Благ. Князя Александра Невского и св. Николая Чудотворца, на котором присутствовал и священник погоста Чижи Николай Фелицын. С тех самых пор приход храма в Чижах не менялся и, по сей день включает 4 деревни: Власово, Малыгино, Семёново и Часовня.

По данным одной из последних клировых ведомостей, датированной 1919 годом, в составе церковного причта Троица-Чижей числятся: священник Николай Сергеевич Фелицын (с 1903 года), диакон Александр Иванович Третьяков (с 1910 года), псаломщик Виктор Дмитриевич Воздвиженский (с 1916 года) и церковный староста крестьянин Василий Лукьянович Лукашев (с 1911 года). С 25 октября 1920 года старостой храма был Прокопий Матвеевич Разсков.

По материалам Всесоюзной переписи 1926 года в поселении Троице-Чижи Малыгинского сельского совета значится 3 хозяйства (не крестьянских, а «прочих») с населением в 14 человек (9 муж. пола, 5 - жен.).

В 1934 году в Троицкий храм погоста Чижи был назначен священник Николай Александрович Архангельский. Отец Николай родился 7 ноября 1878 года в городе Верея Московской губернии в семье священника Александра Николаевича Архангельского. В 1893 году он оканчивает Перервинское духовное училище, а в 1899 году - Московскую Духовную семинарию. В 1915 году Николай Александрович рукоположен во священника. В 1931 году его возводят в сан протоирея. Отец Николай был настоятелем Троицкой церкви всего 3 года. 6 октября 1937 года его арестовывают по подозрению в антисоветской агитации и заключают в тюрьму г.Ногинск. Местные жители помнят, как увозили Николая Александровича на грузовике в его последний путь. 3 ноября тройкой при УНКВД по Московской области ему выносится приговор по статье 58-10 УК РСФСР в «ведении антисоветской агитации» с высшей мерой наказания. 5 ноября отца Николая расстреляли на полигоне Бутово под Москвой и похоронили в общей могиле. 16 января 1989 года был реабилитирован Прокуратурой Московской области по 1937 году репрессий. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.

Арест и расстрел настоятеля отца Николая обернулся закрытием церкви. Вся церковная утварь, какую удалось спасти, разошлась по окрестным церквям и деревням. Иконы и книги зачастую забирали сами прихожане. Иконостас был вывезен в Глинскую пустынь, откуда впоследствии перевезен в Даниловский монастырь Москвы, где и находится по сей день. Паникадило отошло Казанской церкви села Иванисово, а подаренный когда-то крестьянами д.Часовня подсвечник сегодня можно увидеть в Казанской церкви села Казанское. Судьба колоколов до сих пор остается до конца не разгаданной. Известно только об одном колоколе, который после закрытия церкви перевезли в деревню Малыгино, откуда он уже попал в Покровско-Васильевском монастырь г.Павловский Посад. Когда-то окружающая храм кованая ограда отвозилась на переплавку на арматурный завод деревни Крупино.

До начала Великой Отечественной Войны старостой храма был Андрей Васильевич Огурцов из деревни Власово.

В послевоенное время Троицкую церковь (алтарь, четверик, придел) частично разбирают, используя кирпич для хозяйственных нужд. Практически нетронутой осталась лишь одна колокольня с сохранившейся кровлей, но уже без колоколов.

http://troitsachizhi.ru/?page_id=14



9 августа 2018 года в Троицком храме в Чижах деревни Часовня Павлово-Посадского района состоялось освящение креста и установка его на главный купол храма. Торжество стало важным событием в восстановления Троицкого храма, которое совершается усилиями прихожан. Чин освящения новосооруженного креста совершил настоятель храма священник Дионисий Тонков в сослужении настоятеля Никитского храма деревни Бывалино священника Андрея Филипенко и настоятеля Екатерининского храма деревни Рахманово священника Сергия Байкова.

http://troitsachizhi.ru/?p=1830

Как давно хотела сюда попасть, вот наконец я посетила это место. Урочище Троица-Чижи находится в Павлово-Посадском районе, недалеко от деревни Часовня, там, где в лесах угадывается заболоченная река Дрезна.

Кирпичного Троицкого храма, живописные руины которого украшали в недавнем прошлом это место, я уже не застала. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. И на сегодняшний день здесь на поляне, окруженной со всех сторон лесом, возрождается церковная жизнь.

Что же это за место Троица-Чижи и откуда такое название? Вот что я прочитала на одном из стендов, гуляя по урочищу:
По преданию Нестор, староста артели плотников, завершив сооружение последнего храма на Спасском Кижском погосте, что в Карелии, бросил в озеро свой топор в знак того, что уж лучше построить что-либо ему не придется.
И действительно, деревянные храмы острова Кижа-саари памятник архитектуры мирового значения.

Название Кижа-саари (Кижи) в переводе означает «остров игрищ». «Игрищами» русские называли ритуальные действия древних язычников: карел, мери, чуди, проходившие в священных местах. В числе таких мест следует полагать и Троицкий погост на урочище Троице-Чижи. В разные времена, в разных старинных документах этот погост именовали Чижами, Троице-Чижским погостом, Троицким погостом «что в Чижах». Название связано не с обилием чижей в данной местности. «Чижи» руссифицированное финноязычное «кижи».

То, что мы имеем дело с одним из ритуальных мест, подтверждается наличием в нем церкви. Православные христиане нарочно сооружали храмы в «священных» местах язычников, дабы подчеркнуть этим могущество христианского Бога перед языческими божками. «Смотрите, - как бы заявляли они, - вот мы построили свою церковь в вашем святилище и ничего, ваши боги не испепелили нас молниями и земля не разверзлась под нами!»
Таким образом, возникло немало церковных поселков в местах, удаленных от деревень.

Когда мог возникнуть погост? Очевидно, не позднее 14 века, ибо в эти времена на территории Подмосковья зафиксированы последние языческие курганы. И с того времени здесь все хоронят людей. В разные времена этот погост то был обитаем, то безлюдным оставался. На погосте церковь Св. Троицы Живоначальныя.

В разных документах находим: «Церковь святой Троицы деревянная, построенная исстари, на погосте у реки Дрозны, в начале 17 столетия находилась Московского уезда, в дворцовой Загарской волости».

«Каменная церковь построена в 1739 году, колокольня же возведена в 1789 году. Церковь построена силами прихожан и на их средства на месте старой обветшавшей деревянной церкви, которая была снесена. Добывали они глину здесь же, в окрестностях, сами кирпич изготавливали, в строительстве участвовали. К церкви были приписаны окрестные деревни Часовня, Власово, Малыгино, Семеново, Аверкиево, Бразуново».

Сейчас идет строительство нового Троицкого храма на фундаменте старого и тоже на средства прихожан. Так что не скоро мы увидим третью Троицу в Чижах. Но когда-нибудь, приехав сюда, нашему взору предстанет храмовый комплекс, неожиданно выросший среди заболоченных лесов, на месте бывшего села, погоста, урочища)))

P.S.: последние пять фотографий и художественные снимки в отчете взяты из интернета, увы, моим глазам эти живописные руины не довелось увидеть.

Loading...Loading...