Вне Церкви нет спасения (Salus extra ecclesiam non est). А являются ли вообще католики, протестанты и «нехалкидониты» еретиками

По словам Златоуста, «Знающий же тайны уже ясно знает и то, кто достоин венцов, а кто - наказания и мучения. Потому Он многих, которые, по мнению людей, были добры, изобличив, наказал и многих, которые считались порочными, увенчал и засвидетельствовал, что они не таковы. Он произносит приговор не по отзыву рабов, но по собственному строгому и беспристрастному суду и не ожидает окончания дела, чтобы одного признать дурным, а другого нет».

Тот, кто в глубинах сердца решил искать Бога, уже находится среди избранников Божьих. И сейчас, во время Нового Завета, Господь не оставит его одного. Он обязательно пошлет к нему проповедника, который и возвестит ему путь спасения. Так про это и написано у апостола Павла.

Вот как толкует вышеприведенные слова блаж. Феофилакт Болгарский: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу… Любящим Бога, говорит, все, даже кажущееся неприятным и прискорбным, содействует ко благу. Не сказал, что любящим Бога не приключаются никакие беды, но что хотя и приключаются, однако Бог употребляет бедствия к пользе подвергающихся оным. Потом так как это казалось невероятным, подтверждает это прошедшим, говоря: призванным по Его изволению. Бог, говорит, призвал тебя, когда ты был вдали, и усвоил тебя Себе: не тем ли паче поможет Он призванному? А званным становится человек по изволению, то есть и по собственному его произволению. Ибо одного звания недостаточно (потому что в таком случае все спаслись бы, потому что все призваны), а нужно еще произволение. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал. Бог наперед знает достойных звания, потом предопределяет. Итак, сначала предведение, потом предопределение. Под предопределением же разумей неизменную благую волю Бога. Так Он наперед знал, что Павел достоин евангельского звания, и таким образом предопределил, то есть неизменно определил, и потому положил призвать его. О ком Он наперед знает, что достойны звания, тех делает подобными образу Сына Своего. Чем был Единородный по естеству, тем они стали по благодати, сделавшись и сами сынами Божиими. А первородный Он между многими братьями по домостроительству, ибо по Божественности Он есть Единородный. Он, восприняв плоть, соединил ее всю и всецело со всем естеством Своим, стал начатком нашим, освятив в Себе осужденное наше естество, и потому достойно есть первородный, а мы именуемся братиями Его. А кого призвал, тех и оправдал, освободив от грехов и соделав праведными чрез баню возрождения. А кого оправдал, тех и прославил, удостоив их усыновления и дав им прочие дары» .

Так что наличие или отсутствие проповеди в том или ином месте вовсе не случайно. Разве у Вседержителя есть случайности? Те, кто не ищут Истину, те ее и не находят. А те, кто ищут, тех обязательно Бог приведет к ней. Достаточно вспомнить житие св. Варвары или св. Иоасафа царевича Индийского, чтобы понять, что для Бога не существует «объективных причин», чтобы не донести слово спасения. Сам Господь наш Иисус Христос сказал, что «все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин.6:37) . Я думаю, что никто не будет столь безумным, чтобы поправить Спасителя или сказать, что у Него не хватило сил или информации, чтобы спасти всех.

То, что миссионеры пришли в одно место, но не пришли в другое — это вовсе не случайно. Напомню, что в Деяниях святых апостолов прямо указывается, как Дух Святой не давал апостолам идти в одно место, и велел идти в другое. То есть перед нами свободное и властное решение Самого Бога. Но неужели Господь поступает несправедливо? Конечно, нет. Мы уже показали, что причина призвания того или другого человека зависит не от его местожительства, или языка, или цвета кожи, а только от того, ищет ли он Истину или нет. Тем и страшно язычество, что оно в качестве нормы выставляет преступление, а оно само блокирует в людях любовь к истинному Богу. Самая страшная вещь в этом мире — это «традиционная религия», когда явная дьявольщина считается среди людей чем-то нормальным, освященным авторитетом предков. Именно потому Бог и не посылает миссионеров к некоторым народам, пока у них не разрушена «традиционная система ценностей». Ведь если они откажутся принять спасение (а это точно знает Всеведущий Сердцеведец), то не только напрасны будут усилия миссионера, но и сами слушатели будут больше наказаны Богом как богоборцы, а не просто демонопоклонники.

Как и сказал Господь наш,

«раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук.12:47-48).»

свт.Тихон Задонский: «Никто не может оправдаться перед Богом и спастись без Христа и помимо Христа, но только – верою во Христа… Ибо никто не может от диавола, греха, проклятия законного и от ада избавиться без Христа, и это все в кратком слове Христовом заключается: “Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете” (Ин. 8: 36)»

Святитель Кирилл Иерусалимский пишет: «Тот, кто хотя бы был добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царство Небесное. Слово дерзновенно, но не мое; ибо так определил Иисус!»

«Если люди не хранят союза и самого искреннего общения с Церковью, даже предали бы себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровью, неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями. Находящийся вне Церкви не может быть мучеником, оставляющий Церковь, которая будет царствовать, не может сподобиться царствования» . Священномученик Киприан Карфагенский (113, 428).

Святитель Иоанн Златоуст «Слышите вы все, чуждые просвещения [крещением]: ужаснитесь, возрыдайте! Страшна эта угроза, страшно определение! Невозможно, говорит Христос, тому, кто не родится водою и духом, войти в Царствие Небесное, потому что он еще носит одежду смерти, одежду проклятия, одежду тления, еще не получил знамения Господнего, он еще не свой, а чужой; не имеет условленного в Царстве знака»

Святитель Игнатий Брянчанинов:
«Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство! Вопрос, предложенный вами, теперь предлагается сряду. “Отчего не спастись, – пишите вы, – язычникам, магометанам и так называемым еретикам? Между ними есть предобрые люди. Погубить этих добрейших людей было бы противно милосердию Божию!.. Считать себя спасенными, а членов прочих верований погибшими – это и безумно, и крайне гордо!”

Постараюсь отвечать вам в немногих по возможности словах. Вот истинное учение об этом предмете, учение Святой Вселенской Церкви: спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцов… Чтоб восстановить общение человека с Богом, иначе для спасения, необходимо было искупление… Все добрые дела человеческие немощные, нисходившие во ад, заменены одним могущественным добрым делом – верой в Господа нашего Иисуса Христа…

Напрасно же ошибочно вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, то есть вступят в общение с Богом! Напрасно вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви – и ветхозаветной, и новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения – Искупитель! Она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад…

Признающий возможность спасения без веры во Христа отрекается от Христа и, может быть, невольно впадает в тяжкий грех богохульства»

прп. Антоний Великий: Истинно блажен тот, кто бодрствует над собою и исполняет заповеди Господа нашего Иисуса Христа: он сподобится истинного разума, исходящего от Господа, и возможет сказать: удивися разум твой от Мене (Пс. 138, 6). Не погреши в вере, чтоб не прогневался на тебя Создатель наш: кто не содержит правой веры, тот приуготовляет пищу неспящим червям и жертву князю темниц адских; дух его чужд жизни вечной; он — явный отступник от Бога

Кто не член Христов, тот не может спастись. Можно иметь почесть, можно иметь таинство, можно петь «аллилуиа», можно отвечать «аминь», можно держать Евангелие, можно иметь веру во имя Отца и Сына и Святого Духа и проповедовать ее, но нигде кроме Православной Кафолической Церкви нельзя найти спасения. Блаженный Августин

cв.Анастасий Синаит: «Поскольку Господь говорит Никодиму: “Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное” (Ин. 3: 5), то ясно, что [никто из неверующих во Христа] не войдет в [это] Царство. Однако [никто] не лишится воздаяния своего: либо [неверующий во Христа] получает свое благоденствие богатством, роскошью и прочей прелестью жизни [сей], подобно [богачу], услышавшему от Авраама: “Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей” (Лк. 16: 25), либо судьба его в будущем веке сильно отличается от судьбы не творящего [здесь] благое. Ведь как для праведников обителей много (см.: Ин. 14: 2) у Бога, так и для грешников [существует] много различных наказаний»

прп. Симеон Новый Богослов: «Великое благо есть веровать во Христа, потому что без веры во Христа невозможно спастись»

Святитель Лев Великий: «Евангелист Лука, касаясь Рождения Господа, также перечислил в обратном порядке последовательность Его родов (Лк.3:23-38), засвидетельствовав, что и те века, которые предшествовали потопу, связаны с этим Таинством, и всякая передача наследования с самого начала стремилась к Тому, в Ком одном заключалось спасение всех.»

прп. Феодосий Печерский: «а тем, которые пребывают в вере латинской, армянской, срацинской, тем нет жизни вечной, ни части со святыми»

ПОСЛАНИЕ
ПАТРИАРХОВ ВОСТОЧНО-КАФОЛИЧЕСКИЯ ЦЕРКВИ О ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ 1723 г.
Веруем, что никто не может спастися без веры. Верою же называем правое понятие наше о Боге и предметах Божественных. Будучи споспешествуема любовию, или, что все равно, исполнением Божественных заповедей, она оправдывает нас чрез Христа, и без нее невозможно угодить Богу.

Веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: «Аще кто не родится водою и духом, не может внити в Царствие Божие» (Иоан. 3, 5)

Священномученик Косьма Италийский: «Братья, я учился сорок и пятьдесят лет. Я прочел много книг об иудеях, идолопоклонниках и о мусульманах и о еретиках. Я изучил глубины мудрости. Все другие веры—ложные и поддельные. Только наша вера, святое Православие, истинна и свята…»

Св. Паисий Величковский
“Я же, при всем моем недостоинстве, принимая во внимание,что вы от меня ищете наставление, могу ответить вам следующее: Премилостивый Бог совершает спасение православных христиан православной верою, добрыми делами и своей благодатию. Вера православная есть та, которую содержит Единая, Святая Соборная и Апостольская Церковь, и без этой веры невозможно спастись кому бы то ни было”.

Свт. Феофан Затворник
«В Церкви, и только в ней одной, всё устроено к нашему спасению, посему отпадающий от нее не имеет чем спасти себя»

свт. Афанасий Великий
«Иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держати кафолическую веру, ея же аще кто целы и непорочны не соблюдет, кроме всякого недоумения, во веки погибнет»

преподобные Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк
«Другой веры, кроме преданной от 318 Святых Отцев, я не знаю, и кто мудрствует иначе, нежели она научает, тот сам себя предал анафеме»

Преп. Максим Исповедник:
«Нельзя помогать еретикам в утверждении их безумных верований, здесь нужно быть резким и непримиримым. Ибо я не называю любовью, но человеконенавистничеством и отпадением от Божественной любви то, когда кто-либо утверждает еретиков в их заблуждении на неминуемую погибель этих людей»

Однако все святые отцы, как признававшие, так и не признававшие действенность таинств, совершаемых вне Церкви, были согласны в том, что еретики (равно как и раскольники) не могут спастись. Приведем в качестве подтверждения высказывания двух самых ярких представителей каждой из точек зрения о действенности либо недейственности таинств еретиков.

Святой Киприан пишет: «Вне Церкви нет жизни: дом Божий один, и никто не может где-либо спастись, как только в Церкви… находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноя» [Свт. Киприан Карфагенский . Творения. Киев, 1861. Т. 1. Сс. 27, 174].

Блаженный Августин, пишет: «подобные люди могут иметь таинство крещения, которое, когда приходят они к кафолической Церкви, никоим образом не следует в них порицать или преподавать его им, как будто они его не имеют. Однако мы при этом утверждаем, что не следует им твердо надеяться на свое спасение, раз мы не отвергаем того, что, по нашему признанию, они получают; напротив, они должны познать необходимость для себя войти в общение единства посредством уз любви, без которой они могут иметь все что угодно, хотя бы и святое и почетное само по себе, и притом сами быть ничем, сделавшись тем менее достойными награды вечной жизни, чем менее хорошо пользовались они теми дарами, которые получили в этой преходящей жизни» [Блж. Августин. О различных вопросах к Симплициану, II.1.10]. В 10 главе толкования на символ веры он же пишет: «Все можно иметь вне Церкви, кроме спасения. Можно иметь Таинства... Евангелие... веру в Отца и Сына и Святого Духа и проповедовать ее, но нигде, кроме Кафолической Церкви, нельзя обрести спасения». А в трактате «Против Крескония» он писал, что схизматическое крещение приносит приемлющему его не оправдание, а осуждение, ибо еретики и раскольники не имеют любви. В расколе иссякает любовь, а в человеке, лишенном любви, Дух Святой обитать не может.

Из этого хорошо видно, насколько несостоятельны взгляды тех, кто полагает, что если есть таинства, то, значит, непременно есть и спасение, ибо само по себе участие в таинствах никого не спасает автоматически. Такой автоматической связи «если есть таинства, то есть спасение» нет не только в отношении еретиков, её нет даже в отношении чад Церкви. Об этом свидетельствуют слова молитвы перед причастием: «да не в суд или во осуждение будет мне сие», и слова священника перед исповедью: «аще что скрыеши, сугуб грех имаши», также и слова прп. Иоанна Дамаскина: «тот, кто с лукавством приступает ко крещению, скорее будет осужден, нежели получит пользу» [Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры , IV.9].

Итак, кто приступает к таинству в состоянии нераскаянного греха, тому оно не только не послужит во спасение, но, напротив, будет в большее осуждение. Это касается и людей, нераскаянно пребывающих в смертном грехе ереси.

Члены Церкви связаны не только единством таинств и молитв (а иначе любой, подошедший к Чаше, даже некрещёный, автоматически становился бы членом Церкви и спасался), но и единством истины, и единством любви. Если кто-то отступает от единства истины, как еретики, или от единства любви, как раскольники, он становится чуждым Церкви, врагом Церкви.

Крещение – необходимое условие для спасения, но не единственное. Помимо крещения нужна правая вера. Еретики погибают не потому, что не крещены, а потому, что пребывают в смертном грехе ереси. Именно он губит их. Те таинства, которые у них совершает Господь, – если допустить, что они есть, – призывают их в истинную , Православную, а если еретики не последуют такому призыву, то эти таинства не только не спасут их, но, более того, послужат поводом для большего их осуждения по сравнению с мусульманами, буддистами и т.п.

5.2. А являются ли вообще католики, протестанты и «нехалкидониты» еретиками?

Некоторые авторы в данной связи позволяют себе утверждать, что будто бы католики и протестанты не еретики, потому что будто бы не было собора, которых осудил их лжеучения как ереси, а их – как еретиков. Подобные утверждения исторически несостоятельны.

На Константинопольском Соборе 1583 г., вызванном прозелитической деятельностью католических миссионеров среди православного населения, были приняты постановления о предании анафеме тех, кто «не исповедует сердцем и устами… что Святой Дух исходит только от Отца… кто говорит, что Господь наш на Тайной вечере использовал пресный хлеб… [кто верит] в чистилище… кто говорит о том, что Папа является главой Церкви». Это решение подписано патриархами Константинопольским, Александрийским и Иерусалимским и епископами – членами их синодов.

В «Окружном Послании Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам» 1848 г. говорится: «Единая, Святая, Соборная и Апостольская ... ныне вновь возвещает соборне, что сие нововводное мнение, будто Дух Святой исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь, и последователи его, кто бы они ни были, еретики... составляющиеся из них общества, суть общества еретические, и всякое духовное и богослужебное общение с ними православных чад Соборной Церкви – беззаконно» [Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о Православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995. С. 206–207]. Это послание подписано четырьмя патриархами – Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским и членами их Синодов. Примечательно, что в самом тексте данное постановление указывается как соборное решение. Это решение относится не только к католикам, поскольку об исхождении Сына от Отца и Духа доныне официально учит также подавляющее большинство протестантов.

Профессор Симатис насчитывает аж двадцать православных соборов с XI по XIX века, на которых было в той или иной мере осуждено римо-католичество [В 1089, 1233, 1273, 1274, 1282, 1285, 1341, 1351, 1441, 1443, 1484, 1642, 1672, 1722, 1727, 1755, 1838, 1848, 1895 гг. 2007, ?. 39].

Осуждение основных характерных положений протестантизма состоялось на Ясском соборе 1643 г. и позднее на Иерусалимском соборе 1672 г., который называет протестантов «явными еретиками», «совершенно отверженными от всей кафолической Церкви».

Что же касается современных приверженцев монофизитства, называемых «нехалкидонитами», то их заблуждения осуждены как ереси еще ранее, на Вселенских Соборах. Иногда можно встретить утверждения о том, что будто бы по вере современные «нехалкидониты» являются православными и уже не исповедуют монофизитства, однако это не соответствует реальности. В своих изложениях веры они по-прежнему пишут, что во Христе одна природа, и по-прежнему тех, кто изобрел монофизитскую ересь, почитают как святых . То же мы видим и в отношении сохранившихся доныне несториан.

Святые отцы вполне определенно говорили о том, что католики – еретики. Приведем только несколько цитат в подтверждение: «Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики» [Цит. по: Архим. Амвросий (Погодин). Святой Марк Ефесский и Флорентийская Уния. М. 1994. С. 333] (свт. Марк Ефесский). «То, что латиняне – еретики, не нуждается в каких-то особых доказательствах… и мы отвращаемся от них как от еретиков, подобных арианам, савеллианам или духоборцам македонианам» [Это святой говорит в своей «Кормчей», в толковании на 46 апостольское правило, 1991. ?. 55–56] (прп. Никодим Святогорец). «[Латиняне] – не суть христиане... Латинство пало в бездну ересей и заблуждений... Оно лежит в них без всякой надежды восстания» [Сочинения о знамении Честнаго, и Животворящаго Креста / http://www.pochaev.org.ua»?pid­1364] (прп. Паисий (Величковский)). «Наша Православная Церковь считает католиков еретиками» [Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца Макария. T. IV. М, 1862. С. 408] (прп. Макарий Оптинский). «Римская церковь давно уклонилась в ересь и нововведение... и совсем не принадлежит к Единой, Святой и Апостольской Церкви» [Собрание писем блаженный памяти Оптинскаго старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. 1. Сергиев Посад. 1913. Сс. 231, 235] (прп. Амвросий Оптинский), «латинская ересь есть злейшая всех ересей... ибо она от Христа уводит человека, научая его веровать вместо Христа в человека – папу» (свщмч. Андроник Никольский) [Собрание писем блаженный памяти Оптинскаго старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. 1. Сергиев Посад. 1913. Сс. 231, 235].

Патриаршее и Синодальное Послание 1895 г. прямо говорит, что католикам, чтобы достичь спасения, необходимо придти к Православию: «западная , с IX века и после, ввела у себя чрез папство разные еретические учения и новшества, и таким образом отделилась и удалилась от истинной православной Христовой Церкви. Посему необходимо вам обратиться и придти опять к древнему и неповрежденному церковному учению, чтобы достигнуть вечного спасения во Христе».

Мысль о погибели еретиков прилагали к католикам, протестантам и монофизитам святые отцы как древние, так и новые. Святитель Тарасий Константинопольский в письме к армянскому католикосу писал: «ныне я раскаиваюсь, что… молчал и не противодействовал ереси; и утверждаю, что невозможно вам спастись, если пребудете в ереси» [Письмо к Захарии-католикосу Великой Армении об одном лице Господа нашего Иисуса Христа из соединения двух естеств и о правомыслии Собора святых отцов в Халкидоне]. Прп. Феодосий Печерский свидетельствовал: «Сущему в иной вере, или в латинской, или в армянской, не увидеть жизни вечной» ; Преподобный Максим Грек называл лютеран «наследниками геенны» [Против лютеран – слово о поклонении святым иконам]. Святой Иоанн Кронштадсткий писал: «Нечестивии не узрят Славы Твоея, Христе, т.е. неверующие, непрививающиеся, католики…, лютеране… и реформисты, евреи, магометане, все буддисты, все язычники» [Св. Иоанн Кронштадтский. Дневник. Т. 1. Тверь, 2005. С. 298]. Также и преподобный Варсонофий Оптинский говорил своим чадам, что «для спасения необходимо быть членом Православной Церкви. В настоящее время развелось множество сект… Приходила ко мне недавно одна женщина в большом горе: муж ее изменил Православию, перешел в баптисты и оставил ее с малыми детьми. Спрашивает: «…Что будет с ним?» – «Он погибнет, – отвечаю, – если не вернется к Православию». Иногда приходят ко мне сектанты: «…Вот мы веруем во Христа… от Церкви мы отошли, но все-таки надеемся спастись». – «Ну так суетна ваша надежда, вне Церкви спасение невозможно». Люди, находящиеся в Православной Церкви, направляются к Царствию Небесному верным путем. Они плывут по житейскому морю в ладье, где кормчий – Сам Христос. Те же, которые вне Церкви, стремятся переплыть это море на одной доске, что, конечно, невозможно, и гибнут безвозвратно» [Прп. Варсонофий Оптинский. Беседа от 1 июня 1912 г.].

5.3. Но ведь некоторые из русских святых последнего времени не отвечали определенно на вопрос о спасении или погибели еретиков?

При объективном рассмотрении вопроса нельзя ограничиваться только теми свидетельствами, которые служат к подтверждению нашей мысли. Нужно признать, что некоторые из русских святых XIX столетия на вопрос о возможности спасения католиков и протестантов отвечали уклончиво. В частности, очень любят цитировать слова, сказанные святителем Феофаном Затворником на вопрос тамбовской губернаторши о том, спасутся ли католики: «Не хочу входить в суждение: спасутся ли католики, – одно знаю: если я оставлю и уйду в латинство, то – несомненно погибну» [Эти слова сообщает архиепикоп Никон (Рождественский) в статье «Угодны ли Богу «иные» веры?» Нужно сказать, что данную фразу предпочитают цитировать в виде «Я не знаю, спасутся ли католики"… и нередко приписывают ее разным авторам, – то свт. Филарету, то прп. Серафиму].

Можно привести и ответ на аналогичный вопрос о спасении католиков и протестантов свт. Николая Японского : «Мы твердо уверены только в том, что кроме Христа нет другой двери в Царство Небесное, а также в том, что пред нами самый прямой путь к этой двери, но попадут ли в эту дверь из окольных путей, мы не знаем и предоставляем судить об этом Богу» [Свт. Николай Японский. Дневники. СПб., 2007. С. 357. Типологически близким является и высказывание священноисповедника Афанасия (Сахарова) в одном частном письме, где он пишет, что «не дерзает» говорить об этом вопросе определенно].

Относительно данных фраз нужно сделать несколько замечаний.

Во-первых, некорректно рассматривать отказ святителя Феофана входить в суждение о вопросе спасения католиков как доказательство суждения о том, что католики спасутся, равно как и «не знаю, спасутся ли» свт. Николая рассматривать как доказательство позиции «знаю, что спасутся». То есть, по своему содержанию эти фразы не подтверждают мнение сторонников лжеучения о возможности спасения вне Церкви.

Во-вторых, если мы, желая лучше понять позицию святых Феофана и Николая, привлечем их другие высказывания, то увидим ещё меньше оснований к тому, чтобы представлять их сторонниками мнения, что будто бы вне Православной Церкви можно спастись. У свт. Николая Японского , как видно по дневникам, позиция в разные годы менялась, и в более позднее время встречаются довольно резкие высказывания: «Католичество – яд мира, и ему предстоит то же, что было с ересью Ария, т.е. исчезновение из мира. Протестанство не менее... и его участь та же» [Свт. Николай Японский. Дневники. С. 389], «Протестантизм – клоака, в которую если порядочно засосет человека – нет ему спасения!» [Свт. Николай Японский. Дневники. С. 415].

Отвечая на этот аргумент, нет необходимости придумывать что-то новое, достаточно напомнить знаменитые слова священномученика Киприана Карфагенского : «Если люди не хранят союза и самого искреннего общения с Церковью, даже предали бы себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровью, неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями. Находящийся вне Церкви не может быть мучеником» [Цит. по: свящ. Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской веры. Опыт катихизической хрестоматии. СПб., 1900. С. 428]. А также 34 правило Лаодикийского Собора, которое гласит, что «христианину не подобает… отходить ко лжемученикам, которые у еретиков находятся, или сами еретиками были. Ибо сии удалены от Бога: того ради прибегающие к ним да будут под клятвою».

5.5. А как быть с теми рядовыми инославными, которые даже не знают особенностей догматики своих церквей?

Можно услышать и такой вопрос: «Понятно, почему погибнут ересиархи и люди, которые, зная о Православии, сознательно упорствовали в ереси, но можно ли говорить о подобной участи для тех рядовых католиков и протестантов, которые, быть может, совсем ничего не знают о Православии и об отличиях веры своих «церквей» от веры православной?»

Действительно, нельзя уравнивать создателей и идеологов ереси с теми, кто причислял себя к той или иной еретической общности просто «по рождению, по традиции», вовсе не интересуясь догматикой, в том числе и вероучением своей деноминации. Мы не можем сказать, что вина тех и других одинакова, но из этого ещё не следует, что у вторых нет совсем никакой вины.

Ведь в тех же самых католических и протестантских народах находились и доныне находятся такие же рядовые верующие, которые, однако, живо интересуются верой Церкви, узнают о Православии и прилагают усилия – порой, немалые, – для того, чтобы стать чадами Православной Церкви. Их немного, но они есть. Почему же эти смогли пройти путь до Православной Церкви, а те, другие, находясь в таких же условиях – не смогли? Потому что не искали истины, не чувствовали голод по Богу. Они не знали об отличиях своей номинальной веры от Православия не потому, что исповедовали православные , а потому что вообще были равнодушны к догматам и воспринимали веру как одно из дополнительных приложений в их жизни. Их внутренний взор был направлен на земное и временное. Конечно, они признавали Бога и исполняли необходимые обряды, но сердцевиной их жизни было не самоотверженное следование за Христом, а желание добиться для себя «простого человеческого счастья». Через это они уподобились тем, кто на приглашение Господа вежливо отвечал: «я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня», «я женился и потому не могу придти» и т.д. (), и тем заслужили приговор Господа: «никто из тех званых не вкусит моего ужина» (). Они – те «люди земли», об участи которых говорил святой Лука (Войно-Ясенецкий) в приведенных выше словах.

Как это ни печально, но некоторым мешает придти в Православие именно то заблуждение, которые мы расматриваем в настоящей статье. Автору этих строк известно несколько примеров католиков, живущих в Европе (и одного, живущего на Святой Земле), которые в результате собственных богословских изысканий убедились, что правда на стороне Православной Церкви во всех ее отличиях от Римо-католической церкви. Они любят Православие, признают его истинность, но от перехода в Православную их удерживает именно этот, повсеместно распространенный на Западе взгляд, что «спасутся все добрые люди, независимо от их веры». И, поскольку им кажется, что это не влияет на спасение, они остаются прихожанами Римо-католической церкви.

Об этом свидетельствует епископ Охридский Димитрий Хоматин: (http://logothet.livejournal.com/77561.html).

Слова святителя по поводу постановления Синода от 24 августа 1797 г. о форме отпевания инославных: «Разрешая сие, Св. Синод употребил снисхождение и оказал уважение душе, имеющей на себе печать крещения во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Цит. по: Булгаков С.Н. Настольная книга для священно-церковнослужителя. М.: 1993. С. 1347).

Подробнее об этом см.: иерей Тигрий Хачатрян. К вопросу о диалоге между Православной Церковью и Древними Восточными Церквями / http://www.bogoslov.ru/text/510783.html; Священник Олег Давыденков. В чем разница между и армянским христианством? / http://www.pravoslavie.ru/smi/38172.htm

Завещание великому князю Изяславу о православной вере. Стоит отметить, что некоторые светские исследователи считают, что это произведение принадлежит не прп. Феодосию, а монаху Феодосию Греку, жившему в XII веке, но мы более доверяем церковной традиции. Среди светских историков вообще очень распространен гиперкритицизм в отношении традиционной атрибуции древних текстов, но далеко не всегда их мнения о переатрибуции являются обоснованными. Мы имели возможность убедиться в этом, работая над диссертацией по теме «Византийская полемика с исламом», охватывавшей произведения десятков авторов. Почти по каждому из них находился ученый, который высказывал сомнение в том, что оно принадлежит тому, чьим именем надписано.

К подобным сентиментальным доводам можно отнести и патетическое восклицание одного из самых известных современных проповедников разбираемого заблуждения: «неужели погибли все наши предки, жившие до крещения Руси?» Преподобный Нестор Летописец говорит об этом вполне определенно, отзываясь о святой Ольге: «она первая из русских вошла в Царствие Небесное» (Повесть временных лет. М., 1996. С. 96), а о святом князе Владимире: «если бы он не крестил нас, то и ныне бы еще пребывали мы в заблуждении диавольском, в котором и прародители наши погибли» (там же, с. 122). Кажется очень странным полагать, что будто бы догматика Церкви должна меняться в зависимости от того, принимали ли ее мои дальние родственники.


Умер праведник, и ангел привел его в рай. Привел и показывает:

  • Посмотрите налево, вот ветхозаветные иудеи. Посмотрите направо, вот католики, протестанты. Дальше за ними, вон там, - буддисты. А это (шепотом) православные.
  • (шепотом) А почему шепотом?
  • Тс-с-с! Они думают, что они тут одни.

А если серьезно, неужели те, кто никогда не слыхали о Христе, должны погибнуть? И все те, кто умерли до Его первого пришествия? А как же патриархи - праведники? И в конце-концов, не мог же Иисус Христос фактом своего пришествия затруднить спасение человеков? Какой же Он тогда Мессия?

Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец.
свт. Киприан Карфагенский

Возможно ли спасение вне Церкви? Хороший вопрос. Но что означает словосочетание "вне Церкви"? Вне какой церкви? В иных религиозных или философских обществах? Однако половина из них называет себя церквями... Первое, что надо сделать, это определиться с тем, что же такое Церковь. На протяжении статьи мы будем исходить из православного, святоотеческого понимания Церкви, изложенного . Существуют две основные точки зрения на вопрос спасения вне Церкви. Сначала мы рассмотрим их, а потом предложим третью, снимающую, как нам кажется, все недоумения.

Формально-каноническая точка зрения.

Она очень проста: "вне церкви нет спасения". Как становятся членами церкви? Известно, как: приняв крещение. Что такое крещение и как крестят, мы тоже знаем. Но если это так и только так, придется допустить следующее:

  1. Ветхозаветные патриархи (Ной, Авраам, Моисей...) никогда не были крещены. Как же они не только не погибли но и почитаются святыми? Нам отвечают: Христос сошел во ад и вывел оттуда всех праведников. А кто же их крестил, чтобы они стали членами церкви? Ну хорошо. Вот вывел Он. А через час умер еще один праведник, который не был крещен, потому что пятидесятницы еще не было. Куда пошел этот праведник, в ад или в рай?
  2. Ветхозаветная религия, религия одного из земных народов, по признанию христианства, спасительна: после воскресения Христа ветхозаветные праведники были спасены. А после Христа как обстоят дела со спасением иудейских праведников? А со спасением праведников других народов и религий? Все они... что...? Кто не крещен, тот не спасен?
  3. И вот, Жертва Христова принесена. После пятидесятницы возникла Церковь. Она существует первые дни, крещены несколько десятков человек. Другие, еще не крещеные евреи, которые вели праведную жизнь, и которые умерли некрещеными только потому, что молодая Церковь еще не распространилась, должны пойти в ад? В чем их вина? Что апостолы недостаточно быстро ходили пешком?
  4. А вы знаете, что наши святцы содержат массу мучеников за Христа, умерших некрещеными? Это палачи христиан. Те самые палачи, которые во время гонений, видя стойкость и подчас невообразимые чудеса, случавшиеся с казнимыми, бросали орудия пыток и возглашали: "Христиане правы. Я тоже христианин!". И тут же были подвергаемы той же мучительной казни. А теперь Церковь почитает их как святых. Хотя они и не крестились, и не исповедовались в своих грехах, и не причащались. Нам говорят: "они были крещены кровью", но что это означает, не объясняют. Непонятно...
  5. А праведные люди других стран (и континентов), до которых христианство и крещение дошло через годы, десятилетия, столетия? Они не имеют ни малейшего шанса на спасение только потому, что миссионеры еще не прошли по планете?
  6. Вспомним и нашу Русь. Следуя формально-канонической точке зрения, необходимо признать, что первую тысячу лет все наши предки сходили только в ад, потому что крещение Руси свершилось на тысячу лет позднее.
  7. Огромный Китай, многие миллиарды современных нам мусульман и индуистов, которые вот уже две тысячи лет в силу исторических и политических условий ничего не знают о Евангелии и крещены ну просто быть не могут - все они должны попасть в ад? Чем они это заслужили?
  8. Младенцы, умершие некрещеными. Они тоже в аду?

Смотрите, люди добрые, спастись до Христа было воистину легче! Так что же, Христос своим пришествием затруднил спасение? Ну и зачем нужен такой жестокий, ревнивый и несправедливый Бог? Зачем нужна такая вера?
Мы не юродствуем сейчас, читатель, и не балуемся злобной сатирой. Все эти вопросы поставлены для того, чтобы проиллюстрировать, что формально-каноническая точка зрения, понимаемая буквально и в контексте того, что Церковь есть всего лишь церковь-организация (см. "Что такое церковь? "), заставляет крепко задуматься. Слишком много аргументов "против".

Теософская точка зрения.

Вот она: все религии ведут к одному богу, только различными путями. Следовательно, спасение во всех религиях одинаково возможно, только (быть может) различными путями. Следовательно, та или иная церковь (со своим комплексом конкретных обрядов) для спасения не имеет никакого значения. А вместе с той или иной церковью и соответствующие им религии. Мало того: все частные точки зрения на Бога тоже ведут к одному богу. Поэтому для спасения и религия как таковая не имеет значения.
Не правда ли, очень привлекательная, либеральная, демократичная такая, плюралистичная и толерантная точка зрения? Притом, заметьте, ни к чему не обязывающая: не понуждающая человека к активным действиям или хотя бы к осознанному принципиальному выбору, подчас связанному с ответственным решением. Очень комфортно и удобно, ничего не скажешь.
Распространена теософская точка зрения в основном в среде интеллигенции, в среде людей, не знающих святоотеческого предания и удовлетворяющихся собственным пониманием Христа и Евангелия.
Но если это так, и только так, придется допустить следующее:

    1. Некий известный в свое время йог Рама-Кришна посвятил свою жизнь тому, чтобы пройти путь всех религий. На это у него ушло, по его собственному признанию, что-то около 12 лет. И Рама-Кришна предлагает свое свидетельство: "да, действительно, все пути всех религий ведут к одному Богу".
      Рассмотрим его свидетельство хотя бы немного по существу. В самом деле, основа христианства - признание Христа Спасителем. Но для этого надо видеть себя погибающим. Отсюда ясна необходимость покаяния, к чему только и призывал Господь. Но именно покаяние Рама-Кришна и его ближайший ученик Вивекананда отвергали, и отвергали с гневом. Если почитать их письменное наследие, становится ясно, что сама идея покаяния была для них безумием. Они не видели себя погибающими. Последнее означает, что Рама-Кришна даже не вступал на путь христианства, не знает, где он начинается и чем заканчивается, каковы этапы и вехи на этом пути. Поэтому фраза Рама-Кришны о том, что он-де прошел путь христианства звучит настолько фантастично, что причин или хотя бы предлогов для веры ему - не остается.
    2. Таким образом, первое, чего требует теософская точка зрения, это признание того, что Рама-Кришна "прошел" путь христианства, ни разу не покаявшись.

    3. «Тот, кто есть Кришна, в то же время и Шива, и божественная мать (жестокая и безобразная шестирукая богиня Кали - прим. составителей сайта ), и Христос, и Аллах.» © Рама-Кришна.
      «Надо говорить не о подобии указываемых там (в язычестве ) представлений христианским, а дерзну сказать, о тождестве их. Сами ясно не сознавая, языческие пророки говорили ни о чем ином, как именно об этом, самом, воскресении этого самого родившегося спасителя мира» © Павел Флоренский.
      «Быть может разница в богопознании религиозных гениев, таких как Франциск, Тереза, Экхард (католические мистики ), святой Серафим (преп. Серафим Саровский – великий православный святой ) и людей обыкновенного уровня заключается в том, что для последних встреча с Богом была подобна мгновенной вспышке молнии, за которой нередко вновь наступает мрак, а первые всем своим существом приобщились божественной жизни и сами становились ее носителями. Следуя по пути, проложенному созерцанием, индийские брахманы приходят к тому же, к чему приходили все мистики, в какое бы время и в каком бы народе они не жили. Яджньявалка и Будда, Плотин и Ареопагит, Мейстер Экхард и Григорий Палама (великий православный святой ), каббалисты и Николай Кузанский, Яков Бёме, Рейсбрук и множество других ясновидцев Востока и Запада, все они, как один, свидетельствуют, что там нет ни добра ни зла, ни света, ни тьмы . В священном мраке, скрывающем основу основ, они ощутили реальность Сущего, Абсолюта. Страшная, непереносимая тайна! Эту Бездну трудно даже назвать Богом. Великий германский мистик Экхард именует Абсолютное Начало божеством. За пределами всего тварного и ограниченного мистическому оку открылась реальность, которую Лао-Дзы называл дао, Будда – нирваной, каббалисты – энсофом, христиане – божественной сущностью, усия, божеством.» © Александр Мень.
    4. Однако такая точка зрения есть ни что иное, как покушение на основы человечности, ибо человечность зиждется на понятиях добра и зла и ни на чем ином. Кстати, христианство наиболее четко различает эти понятия и дает критерии для их верного опознания. Итак, вторым следствием признания теософской точки зрения является требование отказа от человечности.

    5. В некоторых религиях месть является святым деянием. В других религиях воровство законно (например, притеснение иноверцев или инородцев). Для буддистов бога и вовсе нет, это атеистическая религия. В некоторых религиях разбой - это доблесть. В некоторых религиях надо пытаться любить врагов своих, молиться за притесняющих нас. В некоторых религиях бог не является личностью.
      Допустим на мгновение, что все религии и впрямь ведут к одному богу. Каков же этот бог, кто он? Разбойник? Или мстительный вор? Или неисследуема бездна любви Его, отдавшего Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб? Или некое не осознающее себя существо, неспособное к самоидентификации и отделению себя от не-себя?
    6. Неужели теософы хотят сказать, что бог - это не осознающий себя шизофреник, соединяющий в себе все черты одновременно? Не знаю как тебе, уважаемый читатель, а лично мне такой бог не нужен, хотя принятие теософской точки зрения и требует признания бога именно таковым. И это третий абсурд, который необходимо следует из теософской точки зрения.

    7. И, наконец, что самое страшное, придется допустить, что Жертва Христова не нужна . И приход Его в мир и страдания и воскресение были напрасны. И действительно, если можно обойтись без Христа, следовательно, Он не нужен.

Это главное следствие принятия теософской точки зрения. При некотором рассмотрении вопроса становится вполне ясным, что именно ради этого главного теософская точка зрения сформулирована и существует.

Мы не знаем, читатель, кто ты: христианин, сочувствующий ли христианству, атеист ли, инославный, иноверный... Мы не знаем, какой из аргументов произвел на тебя впечатление, а какой нет. Просто прими к сведению, что с точки зрения православного обе точки зрения неверны. А наши аргументы мы тебе привели только что, чтобы ты мог их оценить и рассмотреть.

От людей, называющих себя православными, нередко можно услышать самонадеянное: «Я и без Церкви обойдусь! Бог всех спасает». Понимают ли они, как и чем Бог спасает, да и что такое Церковь? Мы попросили пастырей Русской Православной Церкви объяснить, почему спасение возможно только в Церкви.

Церковь устроена Господом
именно как место нашего спасения

Когда мы говорим о процессах, имеющих естественный характер, которые подвластны нашему рассудку, мы можем высказывать какие-то независимые суждения. Почему из дерева можно сделать корабль, а из стекла его сделать нельзя? Понятно почему. Когда мы говорим о спасении - это нечто, относящееся к области неземной. Процесс нашего спасения не ясен для нас. Мы знаем только, что спасение - это то, что нам подаёт Господь, что Господь пришел на землю, став Человеком, для того, чтобы дать нам возможность стать богами по благодати и устроить нам путь и способ спасения, который Он избрал.

Совершенно очевидно, что неотделимой частью этого пути ко спасению и домостроительства нашего спасения является устроение Церкви. Неслучайно мы каждый день слышим в Церкви эти слова: «Юже стяжал еси честною Твоею кровию». Господь устроил Церковь именно как место, как средство нашего спасения. Если бы она не была нужна, то Господь не стал бы ее устраивать. Я думаю, что именно это имел в виду священномученик Киприан Карфагенский, когда говорил свои знаменитые слова: «Для кого Церковь не является матерью, для того Бог не может быть Отцом».

:

Об этом написано всё Евангелие. Надо внимательно прочесть его и попытаться понять. Если не всё понятно, можно обратиться к трудам , честные мощи которого находятся в Сретенском монастыре. Если и тогда будет трудно, то можно подойти к раке его святых мощей, припасть и, мысленно обращаясь к нему с этим вопросом, попросить от всей души разъяснения. Твердо верю, что он не оставит эту просьбу без ответа - конечно, не буквально и прямо, но поможет и подскажет теми способами, которые доступны святым и защитникам Православия, тем более священномученикам.

Мы объединены Евхаристией

:

В Православии представление о спасении настолько радикально отличается от того, как об этом учат другие христианские конфессии, что о Православии можно говорить как о самостоятельной религии. Если в других религиозных системах спастись можно и когда блудишь, пьешь и куришь, то в православном понимании спасение - это восстановление человека до того состояния, в котором он пребывал до грехопадения. И даже больше: восстановление человека не по образу Адама перстного, а по образу Адама Небесного, то есть Господа нашего Иисуса Христа. Человек был создан по образу и подобию Бога, в грехопадении он это утратил или омрачил, и под спасением мы понимаем восстановление человека в том достоинстве, которое он может обрести в Иисусе Христе как во Втором Адаме. Поэтому для нас спасение - это не только искупление, но и освящение. Но это не только освящение, или воцерковление, но и обо жение, то есть такое воссоздание человека, которое делает его по благодати богом.

Церковь - источник благодати Святаго Духа. Для новоначальных это вопрос веры, для верующих это живой опыт спасения души.

:

Сейчас вернулась мода на отрицание Церкви. Модно стало говорить: «Я человек крещеный, захожу иногда в храм свечку поставить, а вот Церковь, где епископы и священники такие алчные и прочее… нет, я не могу принять, отрицаю. И вообще Церковь придумали люди, это некое ООО для изымания денег». Так думать - полное невежество. Полнейшее! Говорящие так люди не удосужились ни разу прочесть Евангелие. Потому что первое деяние Господа, вышедшего на общественное служение, крестившегося от Иоанна в водах Иордана (а до этого, собственно говоря, Господь только готовился к нему), - это призвание апостолов. Это «где двое и трое собрались во имя Мое, там и Я посреди них» (Мф. 18: 20). То есть это - создание Церкви.

Церковь и начинается с создания первой христианской общины. 12 учеников, потом - 70 учеников, потом - еще несколько сотен людей, которые составляли эту общину. И Господь Сам говорит: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18).

Господь не дает нам возможности спросить, для чего нужна Церковь. Все, что мы имеем, - это наше вероучение, наши таинства, наша иерархия, которую так не любят либералы. Либералы ополчаются в первую очередь на кого? На Патриарха, на епископов, на священников. Но эти хулители не знают церковной истории, да и Евангелие, видимо не прочли ни разу. Потому что в Евангелии сказано: Церковь установил Сам Господь! Для нас эталон - первая христианская община, созданная Христом. И там были и Таинства, был и епископат, было и священство, было и диаконство.

Для чего нужна Церковь? Церковь - это Тело Христово. Мы все - клеточки этого Божественного организма, Христос - глава Церкви. В нас во всех, в этих клеточках, течет Кровь Христова, которую мы получаем в Евхаристии. Мы объединены главным Таинством - Евхаристией. Причастие может быть только в Церкви. Это не мои слова, это слова Христа. Церковь - это и семья. Ни один человек не спасается поодиночке. Даже схимники, уходя от мира, с Церковью не порывали, но они молились за весь этот мир, они молились за нашу Церковь, просто они на своем посту служение несли. Потому и наша семья: мама, папа, детки - это тоже Церковь, Малая Церковь - конечно, если в семье совершается молитва, а не каждый сидит у своего телевизора и Церковь отрицает, ну, иногда, может быть, «Отче наш» прочтет… Именно в Церкви спасаются, потому что задача человека - любить Бога, любить ближнего, то есть реально ему служить и вместе с ним молиться в Церкви.

Святые отцы говорят нам, что Церковь нас спасает подобно Ноеву ковчегу, поэтому она иногда и выглядит, как корабль - Ноев ковчег. В волнах моря житейского мы спасаемся именно в этом корабле спасения, который создал Сам Господь. И как вне Ноева ковчега все погибли, а спаслись только те люди и животные, которые в ковчеге находились, так и мы с вами вне Церкви если не погибнем физически, то духовно уж никак не спасемся.

Господь создал Церковь, потому что нужно оградить верных стенами духовными, вполне реальными, но неосязаемыми, от того зла, которым движим этот мир. И чтобы мы изменили мир, выйдя за ограду церковную. Вот такая задача у Церкви.

Всем известны слова священномученика Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец», - и слова священномученика Илариона (Троицкого): «Вне Церкви нет спасения, вне Церкви нет Таинств». Церковь совершенно необходима. И как мы верим в Троицу, так верим и в Церковь. Ты не можешь быть христианином, если ты отрицаешь Церковь. Это - не христианство вообще, это какое-то самоизмышленное лжеучение.

Во-первых, Церковь только для этого и существует на земле, чтобы осуществлять человеческое спасение. И ради этого Господь ее на земле утвердил в лице Своих учеников и апостолов. И Церковь - это место реального пребывания Бога, но Церковь - это место и реального пребывания человека. Церковь не только храм, но и реальная сообщность человека и Бога. Церковь - это человек плюс Бог.

И, собственно, спасение в Церкви мыслится нами не только как благоденствие. Многие люди, к сожалению, воспринимают спасение и пребывание в вечной жизни как некое улучшенное земное состояние. Вот, думают они, на земле хорошо, а в раю-то ведь еще лучше. В их представлении рай - это такой суперотель, где «всё включено». Там солнце светит, там пальмы растут, море плещется да еще и ангелы на струнных инструментах исполняют Вивальди. Такой, знаете, санаторий высшего класса. Но так только в карикатурах, наверное, можно изображать Царство Небесное.

Царство Небесное - это жизнь общая человека и Бога

А вообще-то вечная жизнь и Царство Небесное - это жизнь общая человека и Бога. Когда Бог и человек живут вместе единой общей жизнью любви. И Бог стал Человеком для того, чтобы человек воспринял возможность слышать Бога, видеть Его и как-то хорошо Его понять, сродниться с Ним. И это родство Бога с человеком осуществляется через Церковь, через Его святые Таинства. И, конечно, прежде всего через Таинство Божественной Евхаристии, когда человек и Бог настолько близки, что в человеке течет Божественная кровь. Как пишет апостол Петр: всем нам надлежит «стать причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1: 4) - Божественной природы.

И вот это единство, это родство, это соединение человека и Бога возможно только в Церкви, потому что Господь Церковь ради этого на земле и утвердил. И Дух Святой сошел с неба на землю из недр Святой Троицы именно для того, чтобы здесь пребывать вместе с нами и возводить бесконечно нас в Царство Небесное. Нигде в другом месте этого не найдешь.

:

Сын Божий воплотился и вочеловечился ради нашего спасения. Следовательно, до Его воплощения, до прихода в наш мир Господа Иисуса Христа спасение от диавола и от ада было невозможно. Логика простая. Только Богочеловек Иисус Христос мог спасти человечество, попавшее в плен диавольской державы. Он воплотился и крестился для того, чтобы сокрушить диавольскую державу и воздвигнуть Божию державу, воссоздать Свое благодатное Царство. Поэтому Господь создает Свою Церковь, являющуюся видимым знаком этого благодатного Царства. Благодатное Царство начинается для человека здесь, на земле, в видимой Церкви, и уходит в вечность - в Царствие Святой Троицы. Поэтому кроме Церкви не существует входа в благодатное и спасительное Царство Святой Троицы. И посмотрите на личность основателя Церкви. Ведь все религии были основаны простыми людьми: Будда был человек, Магомет был человек, про языческие религии я вообще не говорю. И только христианство основано Богочеловеком - поэтому спасение возможно только через Него и Его Церковь.

Только Православие является хранилищем истины

:

Как говорил святитель Киприан Карфагенский, спастись вне Церкви можно так же, как если бы кто-то спасся вне Ноева ковчега. Только в Церкви спасение. Потому что Церковь - это Тело Самого Господа Иисуса Христа. Это Его дом.

В чем состоит спасение? В сущностном изменении человека. Именно в изменении самой его душевной, духовной природы, а потом и в воскресении. Потому что Христос есть глава Церкви, и Он есть спаситель тела, как говорит апостол Павел. Никто другой этого не обещал и, понятно, не мог исполнить.

Спрашивают: «А почему спасение только в Православной Церкви? Почему в других нельзя?» А в каких других? В протестантских? Так сейчас это Содом и Гоморра. Это язычество чистой воды. Ярко осуществленное их богословие смерти Бога. И добавлю: смерти человека. Если в Норвегии отбирают из семьи детей за «религиозную пропаганду» - за то, что девочка спела в школе песню с религиозным подтекстом, чего же еще ждать?! Такого у нас и в советские времена не было. Христа у протестантов просто нет. «Несть зде!» Понятно, что есть сотни тысяч, даже миллионы несчастных людей, которых воротит от этого богомерзостного тоталитарного порядка, но которые ничего с ним сделать не могут. Но так же понятно, что та «церковная жизнь», которая этот порядок сформировала, не является церковной.

А что в Римо-католической церкви? Казалось бы, тут всё есть: и сакраментальная жизнь, и монашество, и нравственные правила, и иерархия… Всё чинно, в порядке. Но… на самом деле ничего этого реально нет, потому что, как точно сказал А.С. Хомяков: «Протестантизм есть законное, хотя и мятежное чадо римо-католичества». Соответственно, всё непотребство протестантизма вырастает из католичества. В известном смысле и догматика, и духовная жизнь католического мира - это антимир, антисистема: она противоположна православной жизни. Безусловно, есть много искренних и честных католиков, которые стремятся жить по Евангелию, которые стремятся жить по отцам и спасаться, но я бы сказал, что это люди, плывущие на обломках корабля. А сам римо-католический «Титаник» в духовном плане пошел ко дну.

О монофизитских церквях и говорить не стоит. Те определения Вселенских Соборов, которые об этих церквях в свое время были приняты, до сих пор сохраняют свою силу.

Вот и остается только Православие, которое является хранилищем истины, хранилищем благодати Святого Духа и в котором вся полнота спасения. Естественно, в виде потенциальном. В Церкви мы можем встретить много всяких людей - как и великой, святой и высокой жизни, так и людей грешных, неадекватных, а временами и развращенных, а временами просто информационных циников. Но это ничего не говорит об онтологической природе Церкви. «Всё это было, было». Как писал святитель Григорий Богослов: «Иуда был предатель, одиннадцать - светила». В Церкви всегда было много людей очень разных. Неслучайно еще святитель Киприан сравнивал ее с Ноевым ковчегом, в котором есть чистые и нечистые животные, животные благородные и различные гады и пресмыкающиеся. Поэтому смущаться не стоит, потому что требование чистой Церкви означало бы немедленное требование Страшного суда, к чему мы, понятно, не готовы.

2.2.Вне Церкви нет спасения?

Вступление . Общаясь на религиозных форумах. Наткнулся на камень преткновения фразу "Вне Церкви нет спасения". Этот тезис озвучил в III веке по Рождестве Христовом св. Киприан, епископ Карфагенский, то было время расколов, которые стали умножаться в Церкви. И он категорически и твердо заявил, что вне Церкви нет спасения (salus extra ecclesiam non est). Если в ту пору эти слова звучали довольно убедительно и многие вернулись из раскола в Церковь. Скорее всего, из-за того, что еще были свежи в памяти потомков усилия апостолов и Христа в деле создания и устроения Церкви.
А раз столько сил было потрачено на создание Церкви в первую очередь в виде организации. " Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее " То и важность в Церкви в деле спасения была очевидна. В нашем же секулярном мире, при умножении расколов, ересей и сект, эти слова светские люди могут воспринимать как проявление фанатизма . А создание Церкви в виде организации может быть воспринято всего лишь как гениальный менеджерский ход. Великий Менеджер. Так образованному светскому человеку, очевидно, что в борьбе за последователей. Выжили лишь те религии, которые изначально старались опереться на организации.
Мусульманство - выжило и распространилось потому, как ставило перед своими последователями идею создания мусульманского религиозного государства.
Буддизм - изначально стал опираться на монастыри. Именно монастыри взяли на себя миссию хранения и распространения идей буддизма.
Христианство же выжило и окрепло благодаря созданию "Царства не от мира сего " - Церкви.
На Западе христиане попыталось пойти по пути "мусульманского востока" и создать теократию, объединив светскую и духовную власть в лице папы. Идея, которая провалилась.
И второй путь это заручиться поддержкой светской власти, путь восточных патриархатов.
Путь как показала более успешный, чем узурпация светской власти духовной. Там же где светская власть была слаба или отсутствовала либо же была враждебна, ставка была сделана на монастыри.
В любом случае любому образованному человеку, очевидно, что для того, что бы уничтожить христианство нужно сокрушить Церковь как организацию, а затем монастыри как самодостаточные и автономные, а посему мало подконтрольные организации. Последний оплот христианства во враждебном к религии государстве. Именно Церковь есть оплот христианства. Его защитница и хранительница. Не будет Церкви, останется голая идея - христианство, которая со временем забудется, как и другие древние учения. Вместилище Невместимого. Но это лишь внешний аспект Церкви. И важность Церкви как хранительницы и распространительницы Истинной веры мало кого может убедить в том, что "вне Церкви нет спасения ". Ведь "Дух дышит, где хочет " (Ин. 3. 8).И даже если Церковь как организация есть вместилище благодати. Есть хранилище не просто знание, а и Духа Святого полученного Церковью в лице апостолов в День Пятидесятнице. То мысль о том, что "Дух дышит, где хочет " (Ин. 3. 8).подтачивает веру в абсолютную необходимость Церкви в деле спасения. Так ли это? Кого спасаем? Для того, что бы ответить на этот вопрос не мешало бы для начала разобраться. Кого и от чего спасать? Читаем в Евангелии " Разве не знаете, что святые будут судить мир? (1 Кор.6:2)". Спасть святых, которые будут судить мир? Или все-таки спасать нужно тех, в ком нет Духа Святого, тех, кто не стал святым, тех, кому грозит "Озеро огненное"?! Очевидно, что второе. Второй аспект спасения это попытка избежать после смерти Ада. Что же такое Ад? Приведу цитату: " Ад - общая могила человечества (Пс. 6:6; Откр. 20:13, 14) Это обобщенное "место", где пребывают души духовно мертвых лишенных благодати людей.
Но даже в этих "местах" некоторые церковные писатели усматривали даже очень неплохие места. Например, некое "Лоно Авраамово" (Лк. ). О котором повествует Иисус Христос. Ад согласно притче о Лазаре не так уж ужасен. Так как в нем работает так горячо всеми защищаемый закон воздаяния. Именно поэтому Ад также - "место" воздаяния грешникам (Мф. 23:33; Мк. 9:43; Лк. 16:23, 28; Мф. 25:46; Откр. 14:10; Откр. 20:10) Весь ужас этих "мест" в том, что встреча с Богом там была раньше не реальной. Это были места Богооставленности. До прихода Христа, конечно. Если даже в нашем мире нам иногда кажется, что Бог покинул нас. Хотя это мы Его покинули. То там это чувство обострено. Оно явно выражено. Там нет на человеке тела, которое покрывает, как бы сковывает наше мироощущения нашу наготу, без благодатность. Там отсутствие и не возможность ощущать, Бога ставшее нашим естеством после грехопадения Адама и Евы становиться явным.
Правда в том, что все кто не родился от воды и Духа уже там. Просто пока еще этого не осознают. Перед глазами другие декорации. Но смерть их разрушит.
Многим нет нужды попадать, в Ад они уже там. Вспомните Евангельского богача, который просто "очнулся" в Аду.
К счастью выход есть... И Выход этот Христос и Его Церковь.
"Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? " (Ос. )". Как спас а ем? Что же предлагает для спасения от "Озера огненного" и "Ада" современное христианство?! В смысле конкретно, а не обобщенно "Христос и Его Церковь". Даже при поверхностном ознакомлении материала которые предлагают различные христианские деноминации можно без труда обнаружить три доктрины спасения.
1. Спасение верой (Галат.2:16) - признана краеугольной в протестантизме. Но если вера не совершенно ущербна, человек не спасется ею. (Верь - спасешься)
2.Спасение делами (Иакова 2:24) - довлеет в католичестве (твори добро - спасешься)
3. Спасение благодатью (Деян. 15:11) - довлеет в православии (стяжай благодать - спасешься).

Картошка на асфальте. Можно ли противопоставлять эти доктрины?
Не думаю. По крайней мере, никто из древних учителей Церкви эти три пути спасения не противопоставлял. И вся настаивали на равноценности этих путей, но лишь в лоне Церкви.
Все ставили краеугольным камнем НАЧАЛОМ спасение присоединение к Церкви. А какой путь, какую доктрину выберет человек в Лоне Церкви, уже не важно.
Почему так??? Если исходить из концепции, согласно которой "Церковь есть хранительница Духа Святого ". Получившая Его в виде огненных языков сошедших на апостолов в День Пятидесятницы (Деян. 2, 1-11). То очевидно, что если человек подвизается вне источника благодати вне Церковной оградки, то он трудиться зря. В туне. Упрощенно если из троицы "Церковь - вера - дела" выкинуть Церковь и как организацию и как вместилище благодати. То совершенно не важно, что выберет человек "верь-спасешся" или же "делай добро - спасешься".
Именно в этом суть православной концепции "спасения Благодатью". Если человек садит картошку на асфальте его стремление к труду похвально, но урожай награду он врядли получит.
Отсюда и "Вне Церкви нет спасения".
Вне Церкви все, что бы человек не делал для спасения, есть пустая трата времени и сил.
"Кто не со мною, тот против меня; и кто не собирает со мною, тот расточает" (Мф. XII, 30). А как Христос знает, что человек с ним? Ответ на этот вопрос также очевиден. Если вспомнить христианскую концепцию "Церковь - тело Христово". Еф. , Еф. , Кол. . Кто вне тела Христа тот и вне Христа. Дыхание Божества. А как же Дух дышит, где хочет " (Ин. 3. 8)? К сожалению, мало кто знает, что понимается под Дыханием Божества" А под дыханием Божества принято понимать так называемую Призывающую благодать "Призывающая благодать - это дыхание Божества, ощущаемое душой, прикосновение божественного перста к человеческому сердцу, неожиданный просвет в неведомый духовный мир. Пробуждающую благодать, как новое состояние души, как внутреннее и внешнее свидетельства о бытии Бога, переживал хоть раз в жизни каждый человек". (арх. Рафаил Карелин) Именно это дыхание Божества или же Призывающая благодать "разлита" сейчас по всему миру везде. И дышит где хочет. Это божественная приманка Великого Ловца Душ. Закинутая даже в самые темные омуты вроде "лукавствующих церквей". "И не вниду, говорит Псалмопевец, в церковь лукавствующих " (Пс.25:5). Это те последние спасительные ниточки способные вытянуть человека на Свет, в какой бы духовно-религиозный омут он не попал бы. И возможно привести в лоно Истинной Соборной и Апостольской Церкви. Эпилог. Все это позволяет, на мой взгляд, увидеть за словами "Кто отделяется от Церкви, тот не имеет Духа Святого" (Св. Августин и Священномученик Киприан Карфагенский) и
"Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец" - не религиозный фанатизм. А объективную реальность.Только не надо забывать, что речь идет о Церкви вообще. А не только о Церкви верных границы которой четко прописаны в катехизисе. Разве оглашенные к которым можно причислить почти всех протестантов не есть также Церковь?! Некий притвор Церкви верных но все же Церковь?!

Loading...Loading...