Во что верят цыгане? В какого бога верят цыгане? Религиозные мифы цыган.

Для начала ознакомимся с литературной традицией. По приведённым ниже цитатам можно судить, что писали о религиозности цыган последние двести лет:

Они не исповедуют никакой религии, а следуют фетишизму, т. е. поклоняются предметам, полезным для их жизни: палаткам, телегам и кузницам; веруют как турки в предопределение. В христианских землях они прикидываются христианами, в Турции магометанами, а с евреями они жиды. 1
Михаил Когэлничану. 1837 г.

У цыган нет и следа религии и если один восточный писатель утверждает, будто "на свете есть семьдесят две веры с половиною", понимая под "половиною" веру цыган, то это неправда, потому что у них вовсе нет никакой веры. 2
"Свет в картинках". 1880 г.

Ничего не понимая в христианской вере, цыган обыкновенно охотно принимает её, но только лишь наружно. Он даже и не различает при этом, какую он принимает веру - для него все веры одинаково непонятны; он и смотрит только, которая для него выгоднее. 3
А. Шиле. 1878 г.

…Цыгане вообще не отличаются религиозностью и скорее суеверны, чем набожны. Как отмечали многие исследователи цыганской жизни, на вопрос: "Какой вы веры?" цыгане отвечали: "А какой тебе надо?". 4
Надежда Деметер. 1995 г.

Интересно, скажем, что в российской глубинке они вполне могут быть православными: ходят в храм, истово крестятся. Если они завтра откочуют в Татарию - они будут примерными мусульманами. Они как бы "боятся быть уволены. 5
Николай Климонтович. 1997 г.

По большому счёту литературу о религиозных взглядах цыган можно разделить на два течения. Они не оформлены в строгие школы, поскольку часто один и тот же автор в первом абзаце склоняется к одной системе взглядов, а далее, не моргнув глазом, защищает другую. Такая путаница характерна для цыгановедения. Но, давайте всё же проведём разграничение. Теорий две:
1. Цыгане, это язычники. Но они это скрывают, принимая для вида иную веру.
2. Цыгане, это конформисты, которые с необыкновенной лёгкостью меняют религию, руководствуясь лишь выгодой.
Согласитесь, это не одно и то же. В первом случае у цыган есть своя религия. Пусть они по соображениям безопасности её скрывают - но всё же она есть.
Языческая религия? В современном мире это не криминал. Только в Индии восемьсот миллионов человек поклоняются языческим богам - что отнюдь не мешает правительствам заключать с этим государством дипломатические договоры, а простым людям любить индийское кино… Итак, если представить себе, что цыгане (народ индийского происхождения) по инерции верили бы в Раму и Кришну, в этом не было бы ничего страшного.
Вторая теория гораздо опаснее. Согласно ей, на цыганах негде клеймо ставить. Они безбожники, лицемеры. Они не верят ни во что, но при этом притворяются верующими.
Сейчас я разберу обе системы взглядов по порядку.

Начну с цыганского "язычества".
В том, что первоначально цыгане были язычниками, сомнений нет. Их предки, кочуя по Индии, исповедовали ту же веру, что и всё население этой жаркой восточной страны… Если мы взглянем на мир в целом - окажется, что очень многие народы в ту далёкую эпоху поклонялись идолам, духам предков и тому подобному. Язычниками были тогда предки современных шведов, норвежцев, литовцев, эстонцев, латышей, поляков, ирландцев. Я не говорю уже о наших собственных пращурах. Даже в тех странах Запада, которые официально приняли христианство сравнительно быстро, продолжали существовать языческие общины, вызывавшие немало беспокойства у господствующей церкви.
Но ведь коренные народы Европы всё же уверовали во Христа, не так ли?
Уверовали. Кто-то раньше цыган, кто-то одновременно, а кто-то даже позже… И ещё большой вопрос, чей "христианский стаж" длиннее!
Когда таборы дошли до Византии, они уже не держались за языческие культы. Их обращение в православие письменно зафиксировано уже в 1322 году Симоном Симеонисом и Хуго Просвещённым. Однако цыгане приняли христианство не в Византии, а гораздо раньше - находясь в Армении. Во всяком случае именно из армянского языка в цыганский язык вошли некоторые слова из церковного обихода. Так слово "патради " (от армянского "патараг"- богослужение) - встречается во многих диалектах европейских цыган, где оно означает Пасху. На Балканах цыгане употребляют армянское слово "хунг " (ладан). Индийское слово "тришула" (трезубец Шивы) трансформировалось на территории Армении в крест ("трушул " - у европейских цыган, а у армянских "тресул "). Итак, нам, русским, не следует забывать, что цыгане приняли христианство лет на двести раньше нас. Уверен, что этот хорошо известный учёным факт покажется нашему обществу поразительным.

С момента выхода из Византии ничто не указывает, будто хотя бы часть таборов поклонялась индийским божествам. Конечно, когда кочевники появились в Западной Европе, не все поверили их версии о паломничестве во искупление грехов. И простые обыватели, и дворяне, и церковники судачили, что незваные гости, это на самом деле: безбожники, язычники, идолопоклонники, магометане…6 Именно так, через запятую всё это и говорилось, хотя атеизм, язычество и ислам - конфликтующие мировоззрения.
Кто же одержал верх: сплетники или здравомыслящие европейцы? Не в последнюю очередь это зависело от самих цыган. Именно их повседневное поведение склоняло церковь и прихожан к той или иной политике. Смею утверждать, цыгане с честью "выдержали экзамен" на религиозную лояльность. Во всяком случае, инквизиция их не тронула (подробнее об этом см. ).
Давайте разберём ситуацию на примере одной конкретной страны.
В Швеции цыгане были встречены настороженно. Поначалу их приняли за осколок монголо-татарской орды, перед которой трепетал в ту пору весь Запад. Считая, что имеют дело с язычниками, шведы даже называли пришельцев "татарами" - потребовалось сто лет, чтобы этот ошибочный термин был вытеснен словом "цыгане". Соответственно, и церковь поначалу разделила подсознательный страх перед языческим Востоком. В 1560 году, спустя полвека после появления кочевников, было принято постановление, строго воспрещающее духовенству иметь с ними дело… Между тем, время шло. Светские власти Швеции по примеру соседей приняли антицыганские законы, которые, к слову сказать, исполнялись небрежно. Королева Христина обсуждала со своим придворным советом, не выслать ли цыган в Америку, однако это была лишь дискуссия. На практике цыган приравняли к "бродягам и беднякам", отправляя на галеры только тех, кто был схвачен с поличным на воровстве и тому подобном. Одним словом, кочевые таборы и общество как бы присматривались друг к другу. Уже в 1686 году церковь осознала свою ошибку. Когда принимался новый Церковный Кодекс, в его третий раздел был включён параграф, согласно которому разрешалось крестить цыганских детей, а самих цыган, ежели таковые захотят осесть в конкретном месте, допускали в состав паствы. Смягчение церковной позиции оказало влияние на общество в целом.7
Итак, постепенно ситуация нормализовалась. Смуглые матери, как и положено христианкам, приносили детей в церковь для того, чтобы совершить таинство крещения. Священники совершали обряд. Такая ситуация устраивала кого угодно… кроме цыгановедов западной школы. Разве можно допустить, чтобы люди доверяли кочевому народу? И вот уже Чарльз Лелан пугает доверчивую публику подробностями, которые известны лишь ему. По его словам, цыгане Скандинавии раз в год собираются под покровом ночной тьмы дабы "раскрестить" всех детей, которых родители за последнее время крестили с целью выманить подарки у чужаков. По этому случаю устраиваются дикие оргии. Кочевники поклоняются маленькому идолу, который сохраняется вожаком их племени в величайшем секрете.8 Это писалось в XIX столетии, но и в наши дни вы можете встретить во вполне респектабельном издании пещерные представления о религиозных взглядах цыган. Розмари Элен Гуили пишет:
"Мир цыган населён разными духами и божествами. Дель одновременно и бог и "всё, что наверху" - небо, небеса и небесные тела. Фараун - бог, который, говорят, когда-то был великим фараоном в давно потерянной земле цыган, "Маленьком Египте". Бенг - дьявол, причина всех зол. Подобно христианам, цыгане представляли дьявола уродом с хвостом, похожим на рептилию и возможностью менять вид. Существуют легенды о сговоре с дьяволом. Поклонение Луне и огню сильно у цыган; очевидно, они никогда не поклонялись солнцу, во всяком случае серьёзно. Луну отождествляют с богом Алако, защитником цыган, забирающим их души после смерти. Сначала Алако был Дундра, сыном бога, посланного на землю, чтобы обучить людей закону: он поднялся на Луну, когда закончил свою миссию, и стал богом. Огонь считается священным, способным лечить, защищать, сохранять здоровье и наказывать зло.
Культ Биби - поклонение богине типа греческой Ламии, которая душит горгио - не цыганских детей, заражая их холерой, туберкулёзом и тифом.
Цыгане также практикуют поклонение фаллосу и неодушевлённым предметам, таким как наковальня. Лошадь и медведь считаются богоподобными существами".9
Не спрашивайте, откуда у исследовательницы такая, мягко говоря, непроверенная информация. Разговоры о верованиях цыган всегда велись по принципу: "Одна баба сказала". Вот цитата из работы зарубежного цыгановеда, который, правда, не разделял теорию о "богоподобности" лошади, и писал нечто прямо противоположное:
"Это принесение коня в жертву также замечено у цыган Российской Империи. В 1830 году один русский помещик поведал мне, что цыгане в окрестностях Москвы и на Дону устраивают жертвоприношение лошадей и едят часть их мяса, исполняя древнейший обряд идолопоклонства".10
Безымянный помещик поведал - цыгановед записал. Теория доказана!.. Конечно, русские цыгане удивятся, если услышат, что у них имелся такой обычай. Но кому интересно их удивление и возмущение? Бумага всё стерпит.

Большой вред цыгановедению нанесли выдумки нашего соотечественника Елисеева. Как известно, он выпустил книжицу, согласно которой в цыганском фольклоре сохранились имена индийских богов Брахмы и Лакшми. Опять-таки не буду останавливаться здесь на разоблачении данной фальсификации. Желающие могут обратиться к отдельной СТАТЬЕ на эту тему.
Защитники умирающей теории нашли выход. Вот уже несколько десятилетий в околонаучной журналистике бытует тезис, что у цыган есть свой языческий Бог - Дэвэл … Читатель, не разобравшись, может и поверить. Ведь есть же в цыганско-русском словаре звательная форма от слова дел , звучащая девла .11 Но я не могу удержаться от ехидного комментария. "Почему, - спрашиваю я своих оппонентов, - вы остановились на достигнутом? С таким же точно основанием можно было бы утверждать, что свой личный Бог - "Дио" - имеется у итальянцев. И у англичан есть отдельное языческое божество - они называют его "Год". И у французов тоже - "Дьё". И у испанцев - "Диас". Долго можно перечислять, вот только будет ли такой подход объективным?"
К сожалению, и сейчас некоторые российские авторы последовательно отстаивают абсолютно ложную точку зрения, будто у цыган нашей страны имеется целый пантеон языческих богов. При этом они не могут познакомить нас ни с одним живым язычником, ссылаясь обычно на то, что сами-то их встречали, но давно, и в глухой провинции… да и вообще, цыгане, это очень скрытное племя. Свои тайны они открывают только тем, кому доверяют беспрекословно.
Надо ли говорить, что это нонсенс. Вера в Бога не есть нечто постыдное. Вся история человечества показывает, что верой гордятся, о её постулатах охотно рассказывают чужакам. Этнографическая наука не знает народов, которые при отсутствии религиозных гонений скрывали бы свои истинные верования. В особенности это относится к нашей родине. Вряд ли можно назвать нетерпимой царскую Россию, в которой легально сосуществовали христианство, ислам, буддизм, ламаизм и шаманские культы. Так какой был смысл цыганам таить своё язычество (если бы оно реальности существовало)? Точно то же самое можно сказать про Россию наших дней. Государство и общество вполне терпимо взирают на возрождение традиционных религий и даже на появление множества экзотических сект. Чего цыганам бояться? Сатанисты - и те разгуливают совершенно открыто!
Итак: ни один цыган не подтверждает, что поклоняется Дундре или Фарауну, ни одна русская женщина, вступившая в межнациональный брак, не столкнулась с чем-то непривычным в религиозной сфере. Что же это за народ такой? Все как один - конспираторы похлеще разведчиков или профессиональных революционеров!..
(Только не надо выдавать за язычество веру в существа, аналогичные нашим домовым, лешим, русалкам. Подобные персонажи заимствованы у русского простонародья в течение двухвековых этнокультурных контактов. Если записывать леших в языческий пантеон, то давайте для начала откажем коренному народу в праве называться христианским.)

Итак, с первой теорией мы вроде бы разобрались. Но прежде, чем расстаться с ней, я процитирую интереснейший фрагмент. Это как бы мост. Связующая нить. Плавный переход к теории номер два. Западный цыгановед Чарльз Лелан, посетивший Россию в конце восьмидесятых годов XIX столетия, вынужден был, стиснув зубы, признать, что наши цыгане - православные. Посмотрите, однако в какой форме сделано это признание:
"Я обнаружил, изучив сей предмет, что русские цыгане исповедуют христианство. Но церковь греческого обряда, насколько я видел, практически немногим лучше идолопоклонства. Поэтому я не могу считать их образцом евангельской религиозности".12
Как видите, уважаемые мои русские читатели, с точки зрения западного исследователя наше православие, это, по сути - то же язычество. Вы обиделись? А теперь попробуйте поставить себя на место цыган. Там, где русский верующий выслушивает один печатный навет, они выслушивают тысячи. Для того, чтобы лучше понять цыган давайте устроим маленький психологический эксперимент. Представим, что западный журналист, побывав в Москве, напишет следующее:
"Со стороны русский человек выглядит православным (это воплощается в иконах, молебнах и храмах). Но в глубинах варварских душ сидит впитанный с молоком матери культ, который тщательно скрывают от непосвящённых. Ибо русские поклоняются пупку кита, изрыгнувшего всё живое".
Конечно, для россиян такая статья - лишь плохо написанная фантастика. А цыганам стоит посочувствовать. О них в таком ключе пишут вот уже несколько столетий. И останавливаться не собираются…

Теперь о второй теории, гласящей: "Цыгане - это лицемеры".
К сожалению, в научной литературе бытует предвзятое мнение, будто кочевой народ менял религию под влиянием корысти. Основывались этнографы на том, что в каждой стране цыгане "подстраиваются" под господствующую церковь. Из их рассуждений выходит, будто, заехав в незнакомые места, глава семейства собирал всех у костра и произносил речь: "Хватит молиться по-старому. Здесь другие порядки. С завтрашнего дня делаем вид, что поверили в другого бога!"
Скажете бред? Не может учёный рассуждать так примитивно? Может. Пошло всё это ещё с основателя цыгановедения Грельмана, который так и заявил: "Цыгане просто перенимают религию страны, в которой живут. Где цыгане выберут место стоянки, там и берут религию. Ни один цыган не знает ничего об основах вероисповедания, ему так же легко в каждом новом месте поменять свою веру, как другим людям переменить одежду".13
Вслед за Грельманом тот же постулат повторили его многочисленные последователи, причём чуть ли не слово в слово. С середины XIX века стало хорошим тоном добавлять для полноты комплекта притчу о кочевнике, которого спросили, какой он веры. Ответы разнятся в зависимости от страны, где происходит дело. Украинский цыган - к примеру - будто бы отвечал: "А якой тоби, батечку треба?".14
Русский вариант вы уже прочитали в эпиграфах в изложении Надежды Деметер (которая печатно выражала удивление тем, что практически все цыгане крестят своих детей).15
В Сербии, по словам местного этнографа Тихомира Джорджевича, цыган миролюбиво говорил собеседнику о своей вере: "Какой хочешь, господин".16
Итак, Джорджевич согласился с прочими учёными по вопросу о равнодушии цыган к религии. А далее - уж не знаю, как это у цыгановедов получается! - привёл в своей книге подробности, расшатывающие предвзятую теорию. И немудрено. Отцы-основатели писали о кочевом народе вообще, а Джорджевичу пришлось рассказывать о своей родине. Если вкратце, то ситуация в Сербии выглядела так. В эпоху османского ига духовное влияние на цыган имели и православная церковь, и мечеть. Те кочевники, что пришли с юга, носили турецкие имена и подчинялись магометанской обрядности, а пришельцы из Валахии были крещены и носили влашские, а также сербские имена. Часть цыган веками жила в городских предместьях, общаясь главным образом с турками. Только естественно, что эти люди искренне уверовали в Аллаха.
Между тем, власть Порты шаталась. Начиная с 1830 года этнические турки начали понемногу покидать Сербию, а после того, как в 1878 году была провозглашена независимость от Османской империи, турецкого населения практически не осталось. Отсюда логически проистекали как минимум два последствия. Первое - исчезли мечети и муллы. Второе - лишившись внешнего исламского влияния, оказавшись в чисто православной среде, цыгане-мусульмане по всем постулатам цыгановедения должны были тут же сменить веру "как платье".
Произошло ли это? Джорджевич (как идти против истины?) признаёт, что нет. Вместо массового перехода в православие произошёл необъяснимый казус. В ряде областей цыгане-мусульмане постепенно утратили исламскую обрядность. Ни праздники, ни рождение ребёнка, ни похороны уже не сопровождались соответствующими церемониями. И при всём при том люди из описываемых общин продолжали считать себя мусульманами, а когда им указывали на отсутствие обрядов, отговаривались, что это-де их "фараонова" вера.
В 1892 году не выдержала душа у епископа Мелентия, который стал настаивать на переводе "безбожников" в православие. Цыган начали в массовом порядке крестить. Опять-таки, согласно мифу о наплевательском отношении этого народа к вопросам веры, всё должно было пройти гладко. Но часть цыган почему-то отпиралась, а некоторые, хоть и были крещены, предпочли уехать подальше - лишь бы не называться новым христианским именем. В местах, где их никто не знал, они скрывали, что прошли обряд крещения.17 Словом, когда в Джорджевиче говорит честный этнограф, он признаёт именно стойкость религиозных убеждений. В своих очерках он немало места уделяет проживающим в Сербии мусульманским группам. Они были известны под разными именами: коране рома турецкого происхождения и "бели цыгани" (пришедшие из Боснии). Все эти люди, несмотря на православное окружение, крепко держались за веру отцов, праздновали байрам и рамазан (хотя, как и во всём исламском мире их женщины не закрывали лицо чадрой).18
Давайте честно ответим себе на один вопрос. Искренне ли верит человек, если он жертвует материальным лишь из-за духовного принуждения? Те, кого епископ Мелентий насильно обратил в православие, покинули обжитые дома, расстались с родными, знакомыми и соседями, прервали налаженный десятилетиями бизнес. Ради чего? Вопрос чисто риторический, поскольку ответ заранее ясен.

Цыганка в храме. Фото: Ив Лереш.

Критерий истины - практика. Поскольку в литературе распространён постулат, будто цыгане меняют веру, исходя из выгоды, надо просто посмотреть, что происходило в реальности. Представьте себе, в Османской империи соответствующий эксперимент был проведён. Сразу после завоевания христианских земель турки-османы приняли дифференцированную налоговую шкалу. Уже в 1530 году было объявлено, что налог с православных цыган будет 25 ачке. Но те из них, кто примет ислам, будут платить на три ачке меньше.20 Это не было пустым сотрясением воздуха. Был отлажен эффективный механизм по сбору налогов (так называемый "цыганский санджак"). Чтобы правильно оценить результаты, попробуем рассуждать с цифрами в руках. Для этого нам потребуется временной скачок в конец XVII века. Суть османской политики за полтора столетия не изменилась. Так же, как при Сулеймане Великолепном с цыган, поклонявшихся Аллаху, брали меньший налог. Цыган-христианин платил шесть грошей, а мусульманин - пять. Каков же итог? Оказалось, что в регистре от 1695 года мусульманами значатся только 10.000 цыган из 45.000.21 Менее четверти! Как видим, налоговый пресс не сильно повлиял на тот самый народ, который, будто бы руководствуется лишь выгодой. На Балканах мифу о безразличии цыган к религии был нанесён сокрушительный удар. Веками десятки тысяч людей сохраняли верность православию, находясь под властью мусульман. И не соблазнились налоговыми льготами.

Крайне интересна ситуация в нашей стране. Она позволяет побить последнюю краплёную карту из колоды фальсификаторов.
Как мы знаем, русские цыгане ещё в XIX веке непременно держали иконы в "красном углу" шатра, соблюдали посты, и так далее.
- Понятное дело, притворялись… Хотели угодить русским. - ухмыляется пишущая братия.
А так ли? Сама история позаботилась, чтобы цыгане могли достойно возразить на расхожие обвинения. После победы октябрьской революции партия начала усиленно насаждать материалистическое мировоззрение. Священников сажали и расстреливали, храмы взрывали или устраивали там хранилища картофеля. Монастыри приспосабливались под концлагеря или тюрьмы. Коммунисты всячески третировали верующих, а школьная программа была атеистической по своей сути. Нельзя сказать, чтобы эта политика была неэффективной. Все народы СССР в той или иной мере испытали её влияние. У некоторых из них доля атеистов в определённый период доходила до 50-60 % (не по официальным рапортам, а в действительности). Только цыгане не подчинились этому поветрию. Казалось бы, именно теперь, когда и правители, и большая часть населения единодушны в своём безбожии, цыгане осознают свою выгоду.
- Какой ты веры, цыган?
- А какой тебе надо?
Нет, никто не слышал от этого народа таких слов. Невзирая на прямую опасность, кочевники продолжали держать на почётном месте иконы, отмечали церковные праздники, венчались, крестили детей, и хоронили покойных с отпеванием. Оседлые цыгане, в том числе коммунисты и комсомольцы вели себя так же… Да, они не афишировали свою веру. Но посты соблюдали, молились, и когда их впрямую спрашивали, не скрывали своё православие.
Нельзя сказать, чтобы партия упустила цыган из виду. На их родном языке выпускались антирелигиозные брошюры, суть которых сводилась к фразе "религия сыр удушливо газо "22 (перевод, надеюсь, не требуется?). Результат был нулевым. Одно это показывает, чего стоят рассуждения о безразличии цыган к вере, об их "конформизме", "стремлении к выгоде".
Жестокий коммунистический эксперимент имел побочный эффект - опровергнут один из самых стойких мифов цыгановедения. Причём, стойкость убеждений проявили не только цыгане-христиане, но и цыгане-мусульмане. Крымы и мугат (они же "люли") не позволили партии исковеркать свой духовный мир. Навязать им атеизм не удалось.
Кстати, и в последние годы можно найти доказательства стойкости веры. Представители многих этногрупп мигрируют далеко от мест своего традиционного обитания. Так цыгане Средней Азии последние 10 лет часто приезжают в Россию. Я много общался с ними, но они никогда не пытались выдать себя за православных. Напротив, они искренне рассказывали о своей вере в Аллаха. Значительная часть этногруппы кырымитика рома перебралась в начале 1930 годов с Крымского полуострова в Россию. Однако до сих пор случаи перехода из мусульманства в православие единичны.
И наоборот. Многие семьи сэрвов оказались в Узбекистане, а часть плащунов в Азербайджане. Как они были православными, так и остались. Хотя прожили в мусульманской среде несколько десятилетий. Это к вопросу о смене религии "как одежды"…
Ещё несколько слов о "неискренности" цыган в вопросах веры.
Самые почитаемые праздники у этого национального меньшинства - религиозные. Давайте на секунду допустим, что цыгане, как говорят журналисты, маскируются и притворяются. Тогда почему на этих праздниках практически не бывает русских? Если мы имеем дело со спектаклем, рассчитанным на легковерных, следовало бы праздновать Пасху и Рождество напоказ, приглашая всех соседей!
Есть ещё одно доказательство крепости религиозных устоев. Во время цыганского суда от человека, стоящего на своём, требуют забожиться на иконе. Если он поклялся перед Богом, то, как бы ни были сильны доказательства его вины, словам оправдания положено верить. А ведь от решения цыганского суда зависят не только денежные вопросы, но и вся дальнейшая жизнь цыгана, репутация детей, и так далее.

Вот мы и дошли до конца рассуждений. Как видим, всё настолько ясно, что и спорить не о чем. Приходится только удивляться теории, которая ухитрилась двести лет развиваться в полном противоречии с фактами.


1. Когалничан. Очерк истории, нравов и языка цыган. Северная пчела. Спб., 1838. № 82. С.327.
2. Свет в картинках. 1880. № 8. С. 140.
3. Шиле А. Цыгане. Природа и люди. СПб., 1878. № 11. С. 34-35.
4. Деметер Н. Цыгане:миф и реальность. М., 1995. С.74.
5. Климонтович Н. Цыганский очерк. Русский телеграф. 29.10.1997.
6. Weideck H.E. Dictionary of gypsy life and lore. NY., 1973. P. 376.
7. Etzler Allan. Gypsies in Sweden. JGLS (3). XXV. Рarts 3-4. Р.82, 83.
8. Weideck H.E. Dictionary of gypsy life and lore. NY., 1973. P. 428.
9. Гуили Р. Э. Энциклопедия ведьм и колдовства. М., 1998. С.616, 617.
10. Weideck H.E. Dictionary of gypsy life and lore. NY., 1973. P. 104.
11. Цыганско-русский и русско-цыганский словарь (кэлдэрарский диалект). М., 1990. С.63.
12. Weideck H.E. Dictionary of gypsy life and lore. NY., 1973. P. 65
13. Grellmann H.M.G. Historischer Versuch uber die Zigeuner. Gottingen, 1787. P.102.
14. Шиле А. Цыгане. Природа и люди. СПб., 1878. № 11. С. 34-35.
15. Деметер Н. Цыгане:миф и реальность. М., 1995. С.74
16. Ђорђевић Тихомир Р. Наш народни живот. Кн.7. Београд, 1933. С. 53.
17. Там же. С. 52-57.
18. Ђорђевић Тихомир Р. Наш народни живот. Кн.6. Београд, 1932. С. 90-97.
19. Марушиакова Е.; Попов В. Циганите в България. София, 1993. С. 76-7.
20. Там же С. 79-80.
21. Состыр эмэ ачьям бидэвлытка. М., 1934. С. 38.

Многие думают, что цыгане все поголовно язычники и поклоняются огню или солнцу. Но на самом деле, большая часть цыган исповедуют религию той страны, где они обитают. Это могут быть, например, христианство, ислам или буддизм.

Во что верят цыгане?

У цыганской веры есть свои особенности. Так, православные цыгане считают своим покровителем Николу Угодника и Святого Георгия, а католики - Блаженного Сеферино и в то же время некоего Сару Кали, который и вовсе является мифическим персонажем.

Кандидат филологических наук, религиовед, старший научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин комментирует: «Цыгане принимают религию той страны, где они находятся и где они проживают достаточно долгое время. В настоящее время, насколько я знаю, есть и те, кто исповедует ислам и те, кто исповедует христианство (таких большинство потому, что много цыган проживают в России, Румынии, Венгрии, Молдавии. В целом в Европе проживают цыгане-католики, протестанты, православные и мусульмане».

Какие религиозные обычаи соблюдают цыгане?

В России большинство цыган являются православными и проходят обряд крещения. Многие из них довольно набожны. Так, в домах оседлых цыган имеется «красный угол» с иконами. Они стараются соблюдать религиозные обряды, а супружеские пары обязательно венчаются в церкви, причем ритуал венчания считается важнее регистрации брака в ЗАГСе. Но еще важнее «цыганская свадьба», которая играется еще до венчания - она означает признание брака цыганским сообществом.

Самые большие религиозные праздники для православных цыган - Рождество и Пасха. Для турецких цыган-христиан самым большим праздником является Хыдрелез, который отмечается в ночь с 5 на 6 мая. Празднуют его и на Балканах, где он носит название Эдерлези и посвящен Святому Георгию.

У российских цыган-влахов есть любопытный обычай. На Радоницу женщины и дети непременно посещают кладбища, где просят подаяние у посетителей. Причем это не обязательно нищие. Таким образом они исполняют некий христианский «долг», помогая другим людям совершить доброе дело. Кстати, русские об этом часто знают и в этот день охотно подают цыганам мелочь.

Цыгане-мусульмане также уделяют внимание религиозным обычаям, но не всем. Так, цыганки в исламских странах никогда не закрывают лиц. Не все практикуют и обряд обрезания крайней плоти.

Религиозные мифы цыган

Кстати, в среде цыган-христиан бытует такая легенда. Когда распинали Христа, мимо проходили цыгане и украли один гвоздь. За это Бог якобы разрешил цыганскому народу иногда воровать. Поэтому цыгане не видят ничего плохого в воровстве и мошенничестве. Специалисты по цыганской культуре считают этот миф не таким уж давним и полагают, что он родился на Балканах.

Другое предание гласит, что Бог особенно любит цыган за их веселье и талант, потому не стал привязывать их к клочкам земли, как поступил с другими народами, а подарил им весь мир. Поэтому они вели кочевой образ жизни. Действительно, цыган можно встретить во всех концах Земли, кроме разве что Антарктиды.

Как видите, у цыган своя трактовка веры. «Я не могу сказать, что цыгане очень религиозные люди, - говорит Роман Лункин. - У них скорее более развит свой родовой строй, который и является основой их жизни и истинной религией. Остальное - это все культурные особенности той страны, где они живут, в которые они встраиваются».

Один из самых часто задаваемых мне вопросов - какая у цыган НАСТОЯЩАЯ вера?
Люди, задающие его, обычно заранее настроены услышать какой-либо из следующих вариантов: "индуизм/язычие", "огнепоклоноство/солнцепоклонство" или просто "цыгане ни во что не верят".

А мне, как женщине честной, приходится рушить их мир, объясняя, что у цыган-мусульман мусульманская вера, а у цыган-христиан христианская, и в обоих случаях настоящая. И если цыгане-христиане довольно мобильны относительно христианских конфессий (мадьяры-католики не видят большой беды в том, чтобы перейти в лагерь евангелистов, потому что тут и там крест, например), то из христианство в мусульманство и наоборот переходят редко и неохотно, преимущественно переход совершают женщины в веру мужа. Правда, межрелигиозные браки у цыган редки.

Приверженность вере предков у цыган удивительно стойка, хотя я много раз видела в тырнетике утверждения, что цыгане всегда исполняют религиозные обычаи той местности, где находятся. Однако же известны случаи, когда русские цыгане во Франции, бежав туда во время Гражданской войны с дворянами, годами не крестили детей, выискивая православные церкви - а уж выискав, крестили скопом всех и сразу, в большом количестве. Некоторым "новорожденным" на крещении было уже лет пятнадцать-шестнадцать, у них пробивались усы или отрастала грудь. Иногда на следующий день после крещения тут же и венчались свежеокрещённые (если это не шутка, конечно). Цыгане-ловари, десятилетиями живущие в России, переходят из католичества в православие медленно и осторожно и в основном за малым количеством католических церквей и из соображений, что "тут христианство и там христианство". Цыгане-мусульмане в Латинской Америке за сто лет после прибытия с Балкан не забыли ислам, до сих пор можно их там встретить.

Значит ли это, что у цыган разных религий нет ничего общего и никаких общих, исконных верований или суеверий?

Конечно, есть, хотя сейчас они частично размываются. Но традиционно - есть. И вот они:

1. Вера в то, что Бог один. К политеизму цыгане относятся с недоверием и удивлением, цыган-политеистов не обнаружено. Неизвестно, было ли такое убеждение у их индийских предков; я склонна думать, что эту установку подцепили во время продвижения по Большому Шёлковому Пути, т.е. достаточно поздно, чуть более тысячи и менее полутора тысяч лет назад.

2. Верования в мертвецов, возвращающихся в мир живых, будь то вампиры, мертвецы, ищущие захоронения, или предпреждающие призраки. Для них даже нет отдельного названия, потому что это - одно из естественных состояний мертвецов. Может в могиле лежать, может к жене ходить, может на полянке плясать, может сниться - к опасности. Мертвец - он и есть мертвец , какие там названия.

3. Особые верования вокруг Бахт - удачи, счастья. Сюда же относятся верования в "чёрную удачу", т.е. неудачу по сути, "цыганскую удачу", которая по кривой дорожке возит, и сглаз как отъём удачи. Эта система верований развитая и сложная, она занимает очень много места в мировоззрении и жизни цыган. При этом Бахт - не нечто персонифицированное, одушевлённое. Это свойство, качество. Я уже писала немного о поверьях на эту тему .

4. Верования в скверну. Именно они сходят с развитием средств гигиены и ассимиляцией, остальные держатся гораздо крепче. Носителями скверны могут быть органы тазовой области, женские ноги и юбка, смерть, человеческие внутренности, некоторые виды больных людей (как ни странно, кроме туберкулёзников и иже с ними сюда порой входят умственно отсталые и психически больные), совершившие некоторые виды преступлений, ну и, понятное дело, фекалии.

Что касается одушевления сил природы (луна-вампир, вихрь-похититель) и верований в домовых и русалок, то при ближайшем рассмотрении практически всё это оказывается заимствовано, и особенно много - от славянского населения. Помимо этого, они явно занимают в мировоззрении цыган место меньшее, чем вышеперечисленные.

Кстати, что касается моей повести о Лилянке Хорват, то, если вы заметили, активно раскрыты только верования вокруг мертвецов и - немного - монотеизма. Однако у меня там заделка под следующую цыганскую тему - конечно же, Бахт. Первый, кто это заметил, была, кажется, grey_koala :) Так что вы теперь знаете, какую тайну своей жизни Лилянке придётся разгадывать в "Принцах и бастардах".

Понравился рассказ? Позолотите ручку, красивые;)

Читаю книгу Реймонда Бакленда «Цыгане. Тайны жизни и традиции». Набрел на такое место, в главе, касающейся религиозных верований :

«В книге «Цыгане: странники мира» (McDowell В. Gypsies: Wanderers of the World. Washington, D. C: National Geographic Society, 1970) цыган Клифф Ли сообщает следующее: «Я часто ходил в церковь, но только на крещения. Священники при крещении давали младенцу монетки. Я помню, в детстве мы восемь раз за одно воскресенье посетили церковь и каждый раз крестили одного и того же младенца. В каждой церкви давали другое имя, а младенца взяли взаймы».

Да что там заморская экзотика! Наших цыган, бывающих в Минусинском Спасском соборе – много таких.

Люблю их, как детей… Дети, как известно, существа бескомпромиссные, часто жестокие, эмоционально нетрезвые, предельно , неаккуратные, попросту грязные, наивные, и все это в них уживается с первородной чистотой (кому мало житейских повседневных наблюдений за детьми и кто живет в башне из слоновой кости, питаясь вторичным гомогенизированным пюре литературы-кино-музыки, тот может вспомнить «Питера Пэна», «Повелителя мух» Голдинга или фильм «Чучело» Ролана Быкова, на крайний случай – американскую комедию «Трудный ребенок») – они еще только учатся жить, таким мог быть в Эдемском саду…

Фото: Anzor Bukharsky, photosight.ru

Бескомпромиссные – но торквемады и вышинские из детей редко получаются: судьба изгнанников, крест скорбей и дорог, наложенный на цыган Богом, не дает им закоснеть во зле, то есть подняться на духовную ступень выше – и совершать зло степенью выше (помните, у , в «Размышлении о псалмах»: «Если Божий зов не сделает нас лучше, он сделает нас намного хуже. Из всех плохих людей хуже всего – плохие религиозные люди. Из всех тварей хуже всего – тот, кто видел Бога лицом к лицу….» Оффтоп: отсюда мог бы последовать обывательский вывод современника: из всех нынешних россиян гаже всего, например, попы; но право, не будем торопиться!).

Священник Сергий Круглов

В нашем городке есть район, состоящий, по преимуществу, из одноэтажных деревянных домов постройки 40 – 50-х годов прошлого века, под названием Цыганское болото. «Цыганское» – потому что немалую часть населения составляют здесь ромалы. «Болото» – потому что Минусинск лежит на дне геологического образования, именуемого «Минусинская котловина», а Цыганское болото – самое топкое дно этой котловины: район расположен в пойме некоего древнего водоема, его постоянно заливают вешние талые воды, почвы тут песчаные и легко напояемые влагой.

Помню, там, в районе улиц Манской и Красноярской, есть полупруд-полулужа, в которой ежевесенне можно видеть великие армады малолетних ухарей, бороздящих водную гладь на выдранных из заборов калитках, наспех сколоченных из горбыля плотах, управляемых шестами, и надутых камерах; ухари устраивают здесь меж собой грозные трафальгары, биясь не на жизнь, а на смерть, прямо-таки улица на улицу, в лучших, освященных веками богатырских традициях mysterious russian soul.

Цыгане, живущие здесь, чем живут – я точно не знаю, потому врать не стану, но разбодяженным спиртом-технарем (он же «шмурдяк», он же «шило» на местном наречии) и анашой, таки да, приторговывают. Справедливости ради, замечу: далеко не они одни… Но как-то так именно «приторговывают», а не торгуют вовсю, нагло и беззастенчиво, и пышных дворцов себе никаких в Минусинске не строят, – впрочем, за конкретикой по этим фактам лучше обращаться не ко мне, а к соответствующим органам местной полиции.

В Спасский собор цыгане приходят нередко.

…Фаина – пожилая цыганка, похожа на индийскую актрису Зинат Аман, если ее состарить до 70 годов (впрочем, кто знает – может, очаровательной предательнице из советско-индийского фильма про Али-Бабу и сорок разбойников уже и есть 70, я давно не видел новых шедевров Болливуда).

Ходит почти на каждую службу, на службе – на каждую , и со слезами кается, все в одном и том же… Глубин святоотеческой психологии она не знает, осьми смертных грехов с их подразделениями внятно озвучить не может, но ее слезы за весь род, за непутевых детей и внуков, за нескладную жизнь – подлинны. Что каждую ее исповедь трогает мое сердце – ее радостное и недоверчивое изумление, когда произношу разрешительную молитву: «- Фаина. – Да, Фая!… Батюшка, вы что, помните, как меня зовут?!..»

…Лет десять назад было. Время – около полуночи. Собираюсь спать. Настойчивый звонок в дверь… Открываю: мамадарагая! Лестничная площадка полна цыган. Пожилая женщина мне взволнованно говорит: «Батюшка, пожалуйста, поехали с нами! У меня ребенок, девочка, в реанимации, исповедать, причастить…» Куда деваться, собрался, поехал.

По пути выясняю: сколько лет девочке?

– «Да тридцать два».

Ого, думаю. Большенькая…

– А что с ней случилось?

– «Да ее муж бросил, выпила уксус…»

Прихожу в палату – лежит на спине в кровати молодая цыганка, красавица, мается страшно – уксусная кислота прожгла всё, от гортани до прямой кишки, говорить не может, в глазах слезы… Ясно, что дать ей Святые Дары не смогу – проглотить ей нечем. Хоть исповедовать… Да и какая там генеральность той исповеди. Одно только в сердцах спросил: «Ты сама-то, говорю, понимаешь, что ты дура?» Кивает, плачет… Накрыл епитрахилью, молитву прочел.

Она померла вскоре, через несколько часов. Дети, говорите? Да, были у нее и дети, они обычно детей рожают всех, у цыган и предохранения не в чести. Ну, там родни много было, пропасть детям не дали, думаю.

…Всегда отмечал, как истово они блюдут внешнюю обрядность, крестятся привычно и правильно, всяк знает наизусть. Века скитаний, видимо, приучили – принимать религию той страны, в которой остановились, почитать ее, мимикрировать даже…

На кладбищах Минусинска, что на старом, что на новом, цыганские могилы – самые видные. И не только потому, что памятники – яркие, дорогие, оградки – кованые, на века, что помпезность венков (дети любят игрушки) в глаза лезет. Могилы эти – семейственные. Столы крепкие, лавки, мангалы рядом вкопаны. И приезжают в родительские дни туда всем табором – от стариков до праправнуков. И всегда найдут на просторах кладбища священника – на , например, это и хлопотно и проблематично, – и вежливо под руки проводят до могилки, отслужить литию, и приветят со всем уважением. С наносным, скажет кто-то? Да хоть и так. Рядовому замотанному бегучему попу и то приятно.

…Вообще, крестины и отпевания – такие моменты жизни человеческой, в которые прикасаешься к чему-то простому и важному. Крестины и отпевания у цыган – в том числе. Крестили раз девочку цыганскую, лет двух. Крупная, как пятилетняя.

Как нередко бывает с детьми на крещение (в храме впервые, думают, что в больницу, может, принесли, мужика с бородой в фартуке и с палочкой в руке боятся, тем паче – если от мамки оторвали, крестной отдали), девочка зинула реветь, могучим басом. Крестной, которая ее на руках пыталась удержать, выдрала клок волос… Многочисленная родня, присутствующая на крещении, заорала: «Джа! Джа!…», схватила ребенка, меня задвинула в угол, пыталась сама девочку в купель запихать… еле отбил и закончил таинство. Жарко, помню, лето, пот льет со всех ручьем.

Из купели девочка вышла притихшая, и впрямь как новорожденная. По-церковнославянски «крещение» – «баня пакибытия». «Пакибытие» – жизнь вечная; а баня… баня она и есть баня.

Отпевал раз двоих цыган – мужа и жену, молодые, лет тридцать. Убили их, машину забрали, самих спустили под лед, весной нашли.

Цыганская хата, сочетание роскоши и грязи: дорогущие обои, бордовые с золотом, пластиковые стеклопакеты в оконных проемах избы, фрагменты евроремонта, иконостас в углу сияет позолоченной фольгой. Два гроба из красного дерева (или имитация?) – рядом друг к другу; у всей родни на голове – норка, на плечах – кожаные куртки, немытые пальцы все в золоте.

Шикарные гробы стоят на шатких табуретках, пол заплеван и весь в бычках, на столах – водки немеренно; бутафория скорби… Что было подлинного – мраморные и спокойные лица усопших, и – слезы их мамы. Ее плач, сдержанный, не до воя, но искренний – женщина, породившая и похоронившая детей, Рахиль, плачущая о чадах своих, плачет на всех языках, во всех религиях и культурах – одинаково.

…Страсть до чего цыгане любят клятвы давать. Клянутся – а потом, не в состоянии исполнить, в ужасе в храм идут, мол, снимите с меня клятву. На днях женщина пришла, плачет. Чего, говорю? – «А я не знаю, что делать! А я поклялась на могиле!…» – На какой могиле, что такое?! – «А на могиле поклялась, что его зарежу! Вот ребенком этим поклялась!…» За спиной ее мыкается ребенок – кудрявый черноволосый парнище лет двадцати, по виду – пышущий здоровьем и с оным здоровьем наладившийся жить не менее чем лет до ста. – Эх, – говорю. – Глупость-то какая, это на исповедь вам надо прийти. Обрадованно кивает головой; точно знаю – придет.

Цыганские женщины – вообще особая статья. Мужья зачастую у них никудышние: не работают, пьянствуют, а жен заставляют деньги добывать какими ни на есть способами. Вот они и добывают… Сколько их ни приходило в храм, со всякими нуждами – совета ли спросить, дом ли освятить, покрестить ли дитя – на всех на них глядя, думал: да, вот это – женщины. Такие, сякие, ясно, что цыганки, чего с них взять. Примерно такие, какими их Бог и создал еще тогда, в Эдемском саду (каковых мыслей, глядя к примеру на европейских феминисток, ни в сказке не скажешь, ни в страшном сне не приснишь).

О цыганах много чего бы еще можно было написать. О старухе, давным-давно предсказавшей мне – просто так, за ковшик воды в жаркий день – все основные этапы моей жизни, во что я тогда ни на йоту не поверил. О святой девочке Римме Золотаревой, страдавшей головного мозга и общавшейся с ангелами, которую я причащал до дня ее смерти и о которой написал стихотворение «Весна света», переведенное впоследствии на разные европейские языки.

О том, что и у меня в роду, мама говорила, были цыгане намешаны, и видел я довоенные фото моих дедов двоюродных – красавцы, каждый как Николай Сличенко, все коммунисты и буйные головы, где-то эти головы потом и сложившие, а я-то сам ничего про цыган не знаю, ни чем отличаются ром и лом, ни кто такая Черная Сара, ничего совершенно.

О том, что все мы у Бога дети, и у кого какие дары и с кого что спросится, и зачем у Бога есть полезные курицы-несушки, зачем – певучие соловьи, а зачем – вовсе бесполезные бродяги-воробьи… Много можно было бы чего написать, да стоит ли. Ибо сказал в Священном Писании мудрый Екклесиаст: “…Составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для тел а” (Еккл.12:12б)

Цыгане - загадочный кочевой народ. Их жизнь и история окутаны множеством мифов и предрассудков, а их культура самобытна и уходит корнями в далёкое прошлое. Историков, культурологов, этнологов и простых людей волнует вопрос о том, откуда они взялись, чем живут и какая вера у цыган.

Цыгане - кто они?

Цыгане - один самых крупных по численности этносов на территории Европы. Болгарские этнологи называют его межгрупповым этническим образованием. Суть этого определения заключается в особенностях расселения цыган на разных территориях. С мозаичностью распределения цыган связано огромное разнообразие их разновидностей и отличительных черт. В зависимости от территории проживания, существуют разные этнические самоназвания: синти, мануш - люди, кале - чёрные, рома (романи) - общее политическое обозначение всех цыган, проживающих на территории Европы.

Не имея постоянного места обитания, цыгане проживают во всех уголках планеты, кроме Антарктиды.

Виды цыган

Деление цыган на этнические группы происходит в зависимости от территориального расположения и рода занятий. Этнологи выделяют три западных и три восточных ветви цыган.

К западным относятся:

  • Рома - одна из самых многочисленных групп. В неё входят цыгане, занимающие территорию Европы.
  • Синти - немецкие и французские цыгане.
  • Иберийцы - испанцы и португальцы.

Восточную ветвь образуют:

  • Люли - среднеазиатские цыгане.
  • Боша - цыганские народы, занимающие территории Турции и Кавказа.
  • Дом - арабские народы и проживающие на территории Израиля.

Существуют небольшие цыганские группы, которых сложно отнести к какому-то конкретному ответвлению. На территории Европы проживают этносы, близкие по культуре, однако не относящиеся к цыганам: трэвелерс из Ирландии и ениши из Центральной Европы.

Исследователи цыганской культуры говорят о возможности делить цыган на группы, в соответствии с родом их деятельности.

Какую веру исповедуют цыгане?

Цыганская культура тесно связана с цыган формирует их традиции, обычаи и морально-этические нормы и зависит, как правило, от территории проживания. Основными конфессиями, к которым принадлежат цыгане являются христианство и ислам. Но и по сей день в официальных верованиях сохранились черты индуизма, шиваизма, анимизма, зороастризма и магические элементы.

Исследователи утверждают, что принятие той или иной религии являлось способом самозащиты. Поселяясь в том или ином регионе, цыгане старались хотя бы внешне соответствовать последователями местной религии, чтобы не вступать в конфликт с коренным населением.

Независимо от того, к какой вере относятся цыгане той или иной группы, их менталитет и убеждения, сложившиеся за длительное время их существования, накладывают отпечаток на следование тем или иным нормам морали.

Внешнее принятие официальной религии даёт цыганам возможность отдавать дань своим языческим и анимистическим идолам. Так, например, среднеазиатские цыгане имели богов, обозначающих Солнце. Вера цыган на западе основана на боготворении Луны. Полнолуние считалось праздником, в который проводились магические ритуалы и колдовские обряды. Вера цыган в Индии основана на боготворении фаллоса, здесь так же распространён культ Шивы и богини Кали.

Независимо от того, к какой вере относятся цыгане, они уделяют большое внимание защите от злых духов. Серьёзной задачей является защита новорождённого от мощных демонических сил. После рождения его окропляют солёной водой и дают ему имя, которое будет произноситься только в определённые периоды его жизни. Всё остальное время употребляется мирское имя.

Почитание святых

Вера цыган основана на почитании женских религиозных образов. Несмотря на главенствующую роль мужчин в обществе, главная святая у них - женщина. Какой бы веры исповедания цыгане не были, все чтят мифологический образ святой Сары. Существует несколько связанных с ней легенд. Согласно первой, она была спасительницей родственниц Марии Магдалины, во время страшного шторма она спасла их, по звёздам найдя путь к берегу. Вторая легенда гласит, что она первая получила святое Откровение от святых, проплывавших мимо её табора.

Цыгане, которые верят в загробную жизнь, стараются оградить себя от встречи с покойным. Чтобы ничего не держало души умерших в этом мире, они сжигают все вещи покойных и их дома. Есть те, кто в жизнь после смерти не верит. Также, по мнению некоторых этносов, душа трижды, один раз в 500 лет может вернуться на землю. Сербские цыгане утверждают, что после смерти человек живёт той же жизнью, но уже бесконечно.

Духи и вампиры обозначаются словом «мулло». Если цыган умирает от рук человека, мулло найдёт и выследит виновного. Славянские цыгане верят в оборотней. Ими становятся те, кто вёл распутный образ жизни или стал жертвой вампира.

Обычаи цыган

Вера цыган определяет их обычаи. Русские православные цыгане набожны и обязательным для них является обряд крещения. В цыганских домах присутствует «красный угол», с иконами. В России цыгане отмечают Рождество и Пасху, венчаются в церкви для заключения брака. Важным этапом цыганской свадьбы является признание союза общиной. Это начальный и самый важный этап бракосочетания. На Радоницу цыгане посещают кладбища, где просят подаяния. Эта традиция считается благой, так как подающие в этот момент совершают доброе дело, исполняя христианский долг.

Святой Георгий - один из наиболее почитаемых цыганских святых. Праздники в честь него устраивают в Турции и на Балканах. Мусульмане тоже уделяют большое внимание обычаям. Однако женщины игнорируют необходимость закрывать лицо, а мужчины не делают обрезание.

Мифы и легенды цыган

К какой вере исповедания цыгане бы ни относились, существуют общие поверья, определяющие всё их мировоззрение. Существует о том, что цыган украл гвоздь, который римские легионеры должны были вбить в голову распятому Христу. За это Бог благословил весь народ и позволил им воровать. В реальности, склонность к воровству - это лишь последствие исторически сложившегося мировоззрения цыган.

Они убеждены, что всё, созданное Богом, принадлежит людям и существует ради общего блага. Так, плоды, животные и птицы - это божий дар, предоставленный людям в безвозмездное пользование. Сегодня воровство является для цыган основным способом заработка.

Реймонд Бакленд в своей книге «Цыгане. Тайны жизни и традиции» рассказывает о реальном случае, когда цыганские дети восемь раз крестили одного и того же младенца, взятого взаймы, в разных церквях, потому что при крещении священник давал ребёнку монетку. Отсутствие привязки к определённой территории тоже воспринимается как божий дар, цыгане считают, что Всевышний отдал в их распоряжение весь мир.

Русские цыгане. Обычаи и вера цыган в России

По официальным данным, сегодня в России проживает 200 тысяч цыган. Реальное их количество превышает эти цифры минимум в пять раз. Это связано с тем, что во время многие указывали другие национальности.

«Русска рома» имеют свой диалект - смесь русского, польского и немецкого языка. Традиционные занятия русских цыган - коневодство, музицирование, танцы, гадания и цирк. Именно в России родился жанр цыганского романса.

Большинство русских цыган - христиане. Но то, какая вера у цыган в России, не важно, главный для них общий цыганский закон. Самое меньшее количество правил регулирует отношения с нецыганами: здесь необходимо придерживаться норм поведения, которые установлены в обществе. Важнее - законы общения и с цыганами, и с нецыганами: запрет убийств, изнасилований, нанесения физических увечий.

Обязательным является уважение к гостю. Самое большое количество правил гласит о поведении внутри цыганской общины. Главное - никто не вправе возвышать себя над другим. Однако в каждом сообществе есть негласный лидер и посредник, отвечающий за связь с внешним миром. Чаще всего таким человеком является

Цыганские законы строго регламентируют общение друг с другом, со старшими, детьми и женщинами, порядок проведения праздников, регламентируются правила выбора одежды и список «пристойных» видов деятельности. Достойными профессиями считаются те, что связаны с творчеством, рукоделием, гончарным делом и плотничеством.

Значительная часть русских цыган сегодня связана с криминалом. Среди них, как и среди других этнических групп, имеет место воровство, попрошайничество и наркоторговля. В то же время, существует и другая сторона цыганского общества, в состав которого входят талантливые певцы, музыканты и актёры. Например, в России действует популярный во всём мире

Влияние на культуру

Неповторимый колорит цыганского искусства оказал колоссальное влияние на мировую культуру: музыку, поэзию и кинематограф. Всем известны герои: цыганка Эсмеральда из «Собора Парижской Богоматери» Гюго, роковая Кармен Жоржа Бизе, Пушкинские Земфира и Алеко, современный стиль бохо, трогательные романсы и музыка Горана Бреговича - всем этим наследием человечество обязано цыганам.

В заключение

Цыгане являются сложным и загадочным народом. Нельзя в полной мере прочувствовать их культуру, не окунувшись в неё лично. Главное, не формировать свои представления, лишь основываясь на образе грязных попрошаек на улицах. На самом деле цыгане - самобытный и неординарный этнос со своими законами, обычаями, богатой культурой и ценным наследием.

Loading...Loading...