Значение слова «мистицизм. Что такое мистицизм? Мудрость и философия

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Мистическое мировоззрение.
Рубрика (тематическая категория) Философия

Мистическое (таинственное) – истолкование явлений природы, общества и человека как имеющих в своей базе таинственное, необъяснимое, сверъестественное начало.

Мистика - это духовная практика, в которой творится сверхэмпирическая реальность. (И.Т. Фролов)

Под мистикой в широком смысле понимают единство необычных ("мистических") состояний психики человека (видений, галлюцинаций, экстаза и пр.) и "мистицизма", то есть "теорий", объясняющих и оправдывающих эти состояния. Мистицизм систематизирует структуру и динамику этих состояний, придает им онтологический (бытийный) статус. В конечном счете мистицизм утверждает, что целœенаправленное изменение сознания - это и есть путь спасения, путь освобождения от зла "неистинного существования".

Характерная черта мистицизма – использование научных понятий, которые наполняются ассоциативным содержанием.

С социальной стороны, мистика - это способ решения жизненных проблем, связанных с психическими травмами и страхами. Общество, где господствуют мистические настроения, не совместимо с принципом совместной активности, с налаживанием личных отношений.

5) Философское теоретическое рефлексивное мировоззрение.

Синоним теоретической мысли вообще.

Слово "философ" впервые употребил древнегреческий мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. В учении Платона софия - это мысли божества, определяющие разумное, гармоничное устройство мира. Слиться с софией способно лишь божество. Людям же посильны стремление, любовь к мудрости. Вставших на данный путь стали называть философами , а область их занятий - философией.

Теоретическое понятие - это мысленное отображение предмета в виде совокупности общих и отличительных признаков.

К примеру: Деревня посœелœение, жители которого заняты сельским хозяйством.

Рефлексия - тип мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок.

Рефлексия = самопознание = самоописание .

В.А. Лефевр ʼʼКонфликтующие структурыʼʼ: рефлексия - ϶ᴛᴏ особое исследовательское отношение. В философском понимании - это способность встать в позицию ʼʼнаблюдателяʼʼ, ʼʼисследователяʼʼ по отношению к себе, своим действиям, своим мыслям.

В социологии рефлексия - ϶ᴛᴏ ещё и осознание того, как Я оцениваюсь другими (концепция ʼʼзеркальногоʼʼ Я). В этом смысле рефлексия - процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя в пространстве социального взаимодействия.

Философия осуществляет рефлексию над универсалиями культуры . В этом процессе осмысления оснований культуры порождаются новые кате­гории, а значит, и новые смыслы, выходящие за рамки культуры сво­его времени, и тем самым создаёся возможность описания должного – возможного будущего .

При этом следует различать:

Мудрость – осмысленный практический жизненный опыт. [Словарь Ожегова]

Это возможно в любом виде мировоззрения на уровне универсалий культуры. И крестьянин должна быть мудрым человеком, формулируя жизненный опыт в виде афоризмов.

Философ – мудрый на уровне теоретического мышления, выходящего за рамки повсœедневности до границ мыслимой бесконечности.

Платон ʼʼПирʼʼ: тот, кто мудр, к мудрости не стремится. Но не занимаются философией и не желают стать мудрыми опять-таки и невежды. Ведь тем-то и скверно невежество, что человек и не прекрасный, и не совершенный, и не умный вполне доволен собой. А кто не считает, что в чем-то нуждается, тот и не желает того, в чем, по его мнению, не испытывает нужды. Философией ʼʼзанимаются те, кто находится посрединœе между мудрецами и невеждами…ʼʼ

Как мировоззрение философия ставит и разрабатывает проблемы предельного характера:

Проблемы бытия (онтология);

Проблемы человека (антропология);

Проблемы познания (гносœеология) и др.

Задача философского размышления – выработать собственное мнение по мировоззренческим проблемам. По этой причине результат философии – не знание, а самоопределœение. По этой причине философия – всœегда личностна. М. К. Мамардашвили определяет философию как ʼʼэлемент созидания человеком самого себяʼʼ, а в социальном плане – как ʼʼчеловекообразующую машинуʼʼ.

Филосо­фия - это способ самоопределœения свободной личности, ко­торая полагается только на себя, на собственные силы чув­ства и разума в нахождении предельных (наиболее общих) оснований своей жиз­недеятельности. По этой причине философия выступает также и как критика (исследование, анализ) культуры.

Бергсон Анри : ʼʼдля философии … речь идет, скорее, о нахождении проблемы и, следовательно, о ее формулировке, чем о решении. Ибо спекулятивная проблема разрешается, как только она соответствующим образом поставлена. Под этим я имею ввиду, что тогда её решение существует, … единственное, что остается сделать, так это открыть его. Но постановка проблемы - не просто открытие, это - изобретение. Открытие должно иметь дело с тем, что уже существует - актуально или виртуально; значит, рано или поздно оно определœенным образом должно произойти. Изобретение же наделяет бытием то, чего на самом делœе не существует; оно могло бы никогда не произойти. … изобретательское усилие состоит в порождении проблемы, в созидании терминов, в каких она будет ставитьсяʼʼ.

Т.О. В размышлениях о мире и о себе создается образ сущего и должного , и тем самым задается смысл существования как переход от сущего к должному – направленность жизни.

С. В. Борисов - моментом актуализации философствования ʼʼявляется период детства, осмысление ребенком собственного жизненного опыта͵ главным образом в мифической формеʼʼ. ʼʼОдушевляяʼʼ предметы окружающего мира, ребенок ассимилирует их, наделяет их смыслом, включает в круг ценностей и таким образом обеспечивает взаимную согласованность всœей системы убеждений. Причем, ʼʼв сфере наивного философствования мир детства и мир взрослости не бывают искусственно разграничены, поскольку это есть единый мир людейʼʼ.

Детство нашей культуры – мифологическое мировоззрение традиционного общества. В мифе всё объяснимо и всё понятно.

Мамардашвили М.К. (лекция 2): Философия начинается с удивления - мысли о том, что невозможно , а есть. Хаос - ϶ᴛᴏ то, что возможно, а порядок – невозможен, хотя он и бывает. Понятно, что есть глупость, а вот ум – непонятно. Маловероятно и невозможно, но есть. Безобразность – понятно, а вот красота – невозможно, непонятноʼʼ.

Философия началась с вопроса: как это возможно?

Чанышев: Согласно Платону, начало философии в удив­лении (изумлении). В платоновском диалоге ʼʼТеэтетʼʼ сказано: ʼʼ..как раз философу свойственно испытывать... изумление. Оно и есть начало философии...ʼʼ.

Аристотель (Метафизика): … ʼʼмиф слагается из удивительногоʼʼ (Met. I, 2), и человек, любящий ми­фы, ʼʼфиломифосʼʼ, в некотором смысле фи­лософ. При этом у него нет знания, а потому его объяснение оказывается мнимым, таким, когда одно удивительное объясняется через другое. Когда люди открывают истинные причины изумившего их явления, они снимают не только ситуацию незнания, но и ситуа­цию удивления. Когда показаны истинные причины удивительного, то удивительное оказывается неудивительным. В противном случае из удивления родится не философия и не наука, а миф.

Аристотель понимал под наукой знание , выходящее за пределы обычных показаний чувств (этим наука отличается от восприятия), знание причин (этим наука отличается от опыта), знание ради него самого, а не ради какой-либо практической выгоды

Мистическое мировоззрение. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Мистическое мировоззрение." 2017, 2018.

Мистицизм (от греческого слова «mysterium» – тайна) обозначает стремление к такому постижению сверхчувственного и божественного при помощи внутреннего созерцания, которое ведет к непосредственному соединению человеческого духа сбожеством и со сверхчувственным миром. Это течение, которое придаёт религиозному чувству первенствующее значение в сравнении с исполнением внешних обрядов и ритуалов . Везде, где чрезмерно сильная религиозная потребность находит свое удовлетворение без внутреннего противовеса со стороны ясного мышления, которое тем или другим путем пыталось бы отдать себе отчет в содержании религиозных верований, там существуют и психологические поводы для возникновения мистицизма. Поэтому нет почти ни одной формы религии, между адептами которой мистицизм в том или ином виде не нашел бы себе места.

Самым древним местом рождения мистицизма является Восток: письменные памятники индийских и староперсидских религий, равно как философия и поэтическое творчество этих народов, богаты мистическими учениями и взглядами. На почве ислама также возникли многие мистические направления, наиболее известное – суфизм . На почве иудаизма то же мировоззрение развивали каббала , саббатианство , хасидизм . Светлый и ясный народный дух греков, устремленный на земное, и практически разумный дух римлян не были благоприятными моментами для доставления мистицизму широкого влияния среди этих народов, хотя и здесь в религиозных обычаях и воззрениях мы находим мистические элементы (см., например, Элевсинские мистерии). На почве античного язычества мистицизмразвился только под влиянием восточных воззрений в тот момент, когда культурные элементы античной жизни вступили в борьбу с христианством . Это совершилось благодаря неоплатоникам , Философы этого направления и между ними первый – Плотин , противопоставили христианскому понятию откровения непосредственное созерцание божественного, делающегося доступным человеку в состоянии так называемого экстаза, выводящего человека за пределы обыкновенного эмпирического сознания. И в нравственном отношении они считали высшею целью духовной жизни – погружение в глубину божества, причем позднейшие неоплатоники полагали, что это соединение с божеством может быть достигнуто при помощи внешних действий, путем применения таинственных формул и церемоний.

Не только благодаря влиянию восточных воззрений и учения неоплатоников, но также и в силу простого повышения религиозного чувства, мистицизм проник и в христианскую церковь. Уже в III столетии высказываются мысли о мистическом значении священного писания, между тем как около этого же времени аскетизм и зарождавшееся монашество со своею тенденцией к возвышению над потребностями чувственной природы представляют практическую сторону этого мистического направления. В систематической форме христианская мистика (мистическая теология) получила свое выражение в V столетии в сочинениях, приписываемых Дионисию Ареопагиту . Согласно развиваемым здесь мыслям, источником мистического познания является божественная милость, таинственное и непосредственное воздействие Бога на человека.

Эти сочинения приобрели влияние в особенности начиная с 12-го столетия, и в течение 13-го вплоть до 15-го века мистицизм является как противовес схоластике , не могшей, конечно, удовлетворить религиозного чувства своими, большею частью, бесплодными тонкостями на почве слов и понятий. Следует прибавить, что развитие церкви в средние века привело к тому, что религиозная жизнь и форма культа все более и более принимали внешний характер, а католическая церковь перенесла даже центр тяжести своей деятельности в политику. Наряду с этим, не без влияния осталось и то чувство глубокой религиозной неудовлетворенности, которое пробудилось со времени крестовых походов . Таким образом, стремление к чистому, самостоятельному и непосредственному удовлетворению религиозного чувства все в большей степени прокладывало себе путь – например в деятельности святого Франциска Ассизского .

Отречение святого Франциска от земных благ. Фреска Джотто, 1297-1299 гг.

Ни в какой стране, однако, это движение не приняло таких обширных размеров и не нашло такого сильного выражения своей глубокой религиозности, как в Германии. Немецкая мистика явилась матерью Реформации, она развила те мысли, из которых эта последняя черпала свои силы. С необыкновенною ясностью основные мысли немецкой мистики получают свое выражение уже у первого её крупного представителя Мейстера Экхарта . Вкратце, воззрения немецкой мистики сводятся к следующему. Цель познания составляет для неё человек в своем тожестве с божеством. В той мире, в какой душа познает Бога, она сама является Богом, и познает она Его в той степени, в какой она уже есть Бог. Но это познание не есть разумное мышление, а вера; в нем Бог как бы созерцает самого себя в нас. Здесь находит также свое выражение старая мысль, возникшая еще на Востоке, что индивидуальность есть грех. Отречение от своей личности, от своего знания и своей воли и чистое созерцание Бога составляют высшую добродетель: все внешние дела – ничто, существует одно только «истинное дело», внутреннее дело, – отдать самого себя, свое «я» Богу. В этой системе мыслей скрыто замечательное внутреннее противоречие: будучи обязаной своим происхождением индивидуализму, немецкая мистика направляет свою проповедь против него же. Однако, уже Мейстер Экхарт понимал, что с подобными принципами возможно религиозно чувствовать и созерцать, но немыслимо религиозно и нравственно действовать. Он, поэтому, вынужден был допустить и внешнюю деятельность, хотя единственная задача и заключалась здесь в том, чтобы религиозная сущность души просвечивала сквозь внешние действия, как искра божественной деятельности. Эти действия остаются для него, таким образом, только внешним символом настроения.

Мысли, развиваемые Экхартом, нашли себе повсюду отголосок и скоро (в XIV столетии) распространились в Германии, Швейцарии и Нидерландах. Так возник, например, в Базеле «союз друзей Бога», мистическое общество, во главе которого стоял сожженный впоследствии Николай Базельский. Это было движение, которое, как все крупные события религиозной истории, захватило низшие слои народа и было самым тесным образом связано с выражением социального недовольства. Иоганн Таулер , ученик Экгарта, знаменует поворот от первоначально чисто созерцательной, монашеской мистики своего учителя к практической мистике: он проповедовал, что в истинном христианстве дело идет только о подражании смиренной и проведенной в бедности жизни Христа. Чем более мистика становилась народным движением, тем более теория стушевывалась перед жизнью, и мистика становилась практической. Своим стремлением к чистой вере, своим пренебрежением к церковному знанию и культу мистика находила всё более широкое распространение среди народа и вызвала то религиозное брожение, из которого должна была в конце концов возникнуть Реформация .

В период самой Реформации всеобщее возбуждение умов и неудовлетворенное стремление к более глубокому познанию Бога и мира повело к мистическим фантазиям и в области знания. Представителями этого процесса брожения, в котором пестро перекрещиваются между собою теософические измышления с верою в алхимию и астрологию, спекулятивное глубокомыслие с фантазерством, передовые мысли с самым бессмысленным суеверием, являются, в числе других: Патриций, Парацельс , Гельмонт, Вейгель, Штидель и Бёме . Благоприятно было для распространения мистицизма в Германии также время Тридцатилетней войны , благодаря сопровождавшему его упадку духовных сил.

В конце XVII века, под видом квиетизма , мистицизм нашел себе место во французской католической церкви, как реакция против механического, чисто внешнего почитания Бога. В этом же столетии он нашел себе место во Франции и в области философии, в мистических теориях, возникших из того чувства неудовлетворенности, которое, с точки зрения религиозного интереса, оставляла картезианская философия с её механическим объяснением явлений природы. Из наиболее выдающихся мыслителей в этом отношении является Блез Паскаль , учивший, что самое лучшее, могущее быть познанным человеком, это – Божество и та милость, с какой оно дает человеку искупление, а этого познания достигает не разум, но только чистое и смиренное сердце. Эта мысль была им выражена в знаменитом парадоксе: «Le coeur а ses raisons, que la raison ne connait pas» («Сердце имеет свои доводы, которых разум не знает»).

Весьма богата мистическими сектами была также Англия (квакеры, ангельские братья и т. д.) К более значительным мистикам XVIII столетия принадлежат: Сведенборг , граф фон Цинцендорф, основатель гернгутерской братской общины и т. д. В конце XVIII столетия и в первых десятилетиях XIX века мистический элемент, как реакция против последствий периода просвещения, против трезвого критицизма кантовской философии и светского характера века, нашел себе место частью в поэзии и философии, частью в образовании мистических союзов.

В позднем византийском православии мистическую доктрину выдвигал исихазм . Что касается России, то мистицизма были не чужды уже многие писатели допетровской Руси, как Нил Сорский и др. Около половины XVIII в, в Россию заносится мартинизм и масонство . Выходит много переводных и оригинальных сочинений в масонском духе. Это направление переходит и в XIX век, когда мистицизм получил большую силу даже при дворе, в высших сферах. Совершенно в стороне от этих течений стоял мистик Григорий Сковорода , учивший, что в основе видимого лежит невидимое, которое и составляет сущность видимого, и что человек есть не что иное, как тень сокровенного человека. Из предреволюционных русских философов, держащихся мистического направления, наиболее выдающимся являлся Владимир Соловьев , развивавший ту мысль, что в основе истинного знания лежит мистическое или религиозное восприятие, от которого логическое мышление и получает свою безусловную разумность, а опыт – значение безусловной реальности. Мистический элемент нашел выражение в России также в различных религиозных сектах, как напр., у хлыстов и т. д.

Три мистических свидания Владимира Соловьева

С первого взгляда кажется, что мистицизм неизбежен даже для трезвого мышления, так как всякая религия и всякая философия наталкивается в конце концов на что-либо загадочное, не могущее быть далее объясненным, т. е., другими словами становится лицом к лицу с тайной. Однако, большая разница, признаем ли мы границы человеческого знания и существование тайны за этими пределами, или же будем считать эту тайну разрешенной при посредстве какого-либо чудесного внутреннего или внешнего просветления. Если мистицизм не идет за пределы индивидуального убеждения, то он, как таковой, не приносит большего вреда, если же он ведет к преследованию думающих иначе, к пренебрежению обязанностями деятельной жизни, и, как это нередко бывает, к грубым чувственным половым извращениям, то он имеет крайне пагубное практическое значение.

- (фр. от греч. mystikos тайный). То же, что мистика. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИСТИЦИЗМ [фр. misticisme Словарь иностранных слов русского языка

мистицизм - а, м, mysticisme m. Форма религиозного мировоззрения, основанного на мистике; склонность к мистике. БАС 1. Кузен весьма справедливо называет мистицизм отчаянием разума (dernier coup de désespoir de la raison). 1846. КСИС. Петрашевцы 147. Requiem … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- (от греч. mystikos таинственный) религиозно теологическая концепция, согласно которой высший тип познания это интуитивное, непосредственное усмотрение скрытой, таинственной сущности мироздания, природных и социальных явлений. В этом смысле М.… … Философская энциклопедия

МИСТИЦИЗМ, умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно экстатическим способом, каковой усматривается в мистике … Современная энциклопедия

Умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лищь интуитивно экстатическим способом, каковой усматривается в мистике. Как философская доктрина разновидность интуитивизма и иррационализма … Большой Энциклопедический словарь

МИСТИЦИЗМ, мистицизма, мн. нет, муж. (книжн.). Склонность к мистике (в 1 знач.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

МИСТИЦИЗМ, а, муж. Мистическое мировоззрение, склонность к мистике (в 1 знач.). Религиозный м. | прил. мистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 1 мистика (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

- (от греч. mistikos таинственный) англ. mysticism; нем. Mystizismus. 1. Признание сверхъестественной сущности явлений природы и общества, возможности непосредственного контакта человека с потусторонним миром. 2. Философско религиозные учения,… … Энциклопедия социологии

- (греч. mystikos – таинственный) – умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна человеческому разуму и постигается лишь интуитивно экстатическим способом, каковой усматривается в мистике. Как философская доктрина… … Энциклопедия культурологии

Мистицизм - МИСТИЦИЗМ, умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно экстатическим способом, каковой усматривается в мистике. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • МИСТИЦИЗМ В НАУКЕ: Разбор сочинения Владимира Соловьева "Критика отвлеченных начал" / Изд. 2 , Чичерин Б.Н.. МИСТИЦИЗМ В НАУКЕ: Разбор сочинения Владимира Соловьева "Критика отвлеченных начал" / Изд. 2…
  • Мистицизм и магия , Алистер Кроули. `Мистицизм и магия` представляет собой полный текст первых двух частей`Книги Четыре` - фундаментального учебника по современной магии Нового Эона, написанного Алистером Кроули. Эта книга…

В европейской культуре мистицизм появился в XIX веке в момент кризиса и потери потенциала для дальнейшего развития. Интерес к нему не угас и по сегодняшний день. Существует мнение, что истоками мистики являются восточные религиозные и философские течения. Однако это не совсем так. Безусловно, Восток наполнен мистицизмом и оказал влияние на религиозные умы европейцев в те времена, когда стал просачиваться в еврокультуру. Влияние восточной сильно и по сей день, привлекает к себе именно мистической стороной мировоззрения. Но и классические религии, в том числе мировая религия - христианство, не лишены мистики.

Понятие мистицизма

Иудаизм, ислам, различные религиозные течения, такие как манихейство, суфизм и другие, имеют свою мистическую школу. Например, суфисты школ «Шазалия» и «Накшбандия» считают, что их способ учения - скорейший путь для разумения исламской веры. По общему определению, мистицизм - это возникновение у человека сверхчувств, которые ему дают возможность созерцать высшие силы. Мистика западная имеет отличия от восточной. Первая говорит о встрече с Богом, о его познании, о присутствии Бога в сердце, душе человека. При этом отводит Ему высшее место над миром и над человеком как источнику всего живого и сущего, как подателю всех благ. Восточный мистицизм - это полное растворение в Абсолюте: бог - это я, я - это бог. Само слово "мистицизм" ("мистика") греческого происхождения и обозначает - "таинственный, сокрытый". То есть мистика - это вера человека в невидимую связь и непосредственное общение с метафизическими высшими силами. Определение мистицизма может представлять практический опыт общения мистика с объектом высших сил или философское (религиозное) учение о способах достижения такого общения.

Реальная и познавательная мистика

Реальная - достигается опытным путем, когда действия человека приводят к особой связи с тайными высшими силами, не зависящей от обстоятельств, времени и пространства. Она бывает прорицательной и деятельной. Реальный мистицизм - это стремление непосредственно рассмотреть явления и предметы, находящиеся вне данного пространства и времени, это область предсказателей, гадалок, ясновидящих и т. п. Вторая - стремится еще и действовать: влиять на различные процессы на расстоянии собственным внушением, материализовать и дематериализовать духов. Деятельный мистицизм - это практика, присущая гипнотизерам, магам, практикующим теургию, чародеям, медиумам и т.п. Среди мистиков немало шарлатанов и обманщиков. Однако встречаются случаи, когда ученые фиксируют наличие действительной мистической составляющей в практике мистиков. Все же крайне редко можно встретить подобных мистиков, которые ни разу не ошибаются. А это говорит о том, что основная часть таких людей стоит не на истинном мистическом пути, их умы находятся под властью падших духов, которые как хотят, так и играют с ними.

Алхимики и мистика

Большинство философов и ученых в области изучения мистицизма считают, что нет достаточно оснований, чтобы отнести алхимиков к мистикам. Все дело в практическом материальном опыте с естественной природой и ее компонентами, исходя из принципа единства материи. Алхимия не вписывается в общепринятые представления: мистицизм, определение которого исходит из познания законов духовного мира, подчиненного другим нематериальным законам, не имеет ничего общего с целью преобразования природы в более совершенное состояние. Мистицизм предполагает всегда общение познающего с объектом познания высших внеземных сил. Каким бы таинственным и загадочным ни был алхимик, он всегда остается тем золотоделателем, получателем из «несовершенного» металла «совершенного». И вся его деятельность направлена не на познание Высшего Разума, а на создание благ для земной жизни, что исключено в мистицизме, преследующем цель - соединение с миром, где обитают духи.

Христианская мистика

В христианстве мистика занимает особое место, но коренным образом отличается от различного рода магии и тому подобных вещей. Прежде всего она реальна. Это опытная мистика, без каких-либо домыслов. То, где присутствуют человеческие домыслы, называется состоянием прелести. Для людей, не изучавших христианство, мистицизм в философии часто представляется невербальным. Нужно отметить, что мистика в православии и католицизме, не говоря уже о различных сектантских движениях, существенно отличается. Католическая мистика больше сосредоточена на чувственном ощущении Божественного, вследствие чего человеку легко, как считают ортодоксальные богословы, впасть в состояние прелести (ложного познания). В таком состоянии, когда человек проявляет склонность к мистицизму, полагаясь на свои чувства, он легко подпадает под влияние демонических сил, сам того не осознавая. Прелесть легко появляется на почве гордости, себялюбия и славолюбия. Православный мистический опыт - это единение с Богом через смирение своих страстей, осознание греховности и болезненности души, врачевателем которой может стать только Бог. Опыт православного подвижничества широко раскрыт в святоотеческой литературе.

Философия и мистика

Психика человека, идущего по пути мистицизма, его мироощущение и миропонимание находятся в особом, таинственном состоянии общения с духовным миром. Сам мистицизм направлен именно на путь познания объекта духовного мира. По определению, философский мистицизм делает акцент на решении общезначимых задач мировоззрения: смысле жизни, процессе моделирования правильного образа бытия, достижении счастья, познании Абсолюта. Мистик-философ с помощью своих конструкций придает духовному миру бытийность. Как правило, философское понимание мистицизма противоречиво: оно подразумевает единство мифологии, религии, науки, рационального, визуального и понятийного.

Мудрость и философия

Понятие философии - это поиск мудрости, то есть философ всегда в пути, он ищущая личность. Человек же мудрый и обретший истину, познание бытия, больше не будет философом. Ведь он больше не ищет, ибо нашел источник мудрости - Бога, и теперь только стремится к познанию Его, а через Бога - себя и окружающего мира. Такой путь является верным, а дорога философского поиска может легко привести к заблуждению. Поэтому часто ученые и философы приходили к глубокому состоянию религиозности, пониманию стройности мира, над которым работала рука Творца.

Философские мистические течения

Среди распространенных есть представители мистицизма, довольно-таки известные в России:

  • «Теософия Блаватской».
  • «Живая этика (Агни-йога) Рерихов».
  • «Русский мистицизм Гурджиева», основанный на суфийских учениях «Чишти» и «Дзен-буддизме».
  • «Историософия Андреева» - синтез христианства и ведического мировоззрения.
  • «Интегральная йога Гхоша».
  • «Неоведанта Вивекананды».
  • «Антропология Кастанеды».
  • Каббала.
  • Хасидизм.

Проявление мистических состояний

В христианстве мистицизм - это (кратко) схождение благодати Божией на человека с позволения самого Бога, а не по воле человеческой. Когда человек волевыми усилиями пытается привлечь благодать, он рискует быть обманутым либо собственным воображением, либо демоническими силами, могущими принимать любые облики, способные ввести в заблуждение человека. Именно поэтому в Писании запрещается разговаривать с демонами даже о святом. «Отойди от меня сатана», - так нужно говорить нечистым духам. Так как падшие ангелы очень искусны и отличные психологи, они тонко переплетают ложь с правдой и легко могут обмануть неопытного в подвижничестве человека.

Часто мистическое состояние психики человека обнаруживается после травм головного мозга или связано с его патологией, когда имела место угроза жизни. К примеру, северный шаманизм практикует введение своего преемника в состояние клинической смерти через переохлаждение. По их мнению, во время такого состояния душа переходит в мир духов и обретает способность общаться с ними и по возвращении в свое земное тело.

Есть специальные психоделические методики изменения сознания, психологического состояния через дыхание и другие средства. При их помощи человек вводится в мистическое состояние. Например: ЛСД, суфийские зикры, холотропный метод, использование некоторых видов грибов и т. д. Многим они кажутся безобидными, но на самом деле - это опасные методики, после применения которых человек может и не вернуться к исходному состоянию собственной психики, поскольку она серьезно повреждается.


Общая характеристика Мистици́зм (от греч.- таинственный) - философское и богословское учение, а также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме. Мистические доктрины встречаются во всех мировых религиях и верованиях и имеют общие черты: тяготеют к интуитивизму и символизму; предполагают практику определённых психофизических упражнений или медитаций, необходимых для достижения определенного состояния разума и психики. Под мистикой в широком смысле понимают единство необычных ("мистических") состояний психики человека и "мистицизма", то есть "теорий", объясняющих и оправдывающих эти состояния.


Общая характеристика Конец XIX и начало XX века - время кризиса европейского сознания. В философии XX в. развиваются различные формы неорелигиозного мистицизма. На первый план выдвигаются нерациональные способы постижения мира, а именно: парапсихологические, телепатические, экстрасенсорные. Большое влияние уделяется духовно-психическим способностям и явлениям, особая ценность придается таким состояниям психики, как экстаз, одержимость, психопатология.


Теософская концепция Е.П.Блаватской Елена Петровна Блаватская (31.07.1831 – 26.04.1891) - русская писательница и мыслитель, оккультист, спиритуалист. Под влиянием индийской философии в 1875 г. основала в Нью-Йорке теософское общество. «Тайная доктрина» (1888) «Голос безмолвия» (Голос тишины) (1889) «Ключ к теософии» (1889)


Теософская концепция Е.П.Блаватской Истина не является достоянием какого-то одного народа или какого-то одного учения, одной религии. «Тайная Доктрина является сущностью их всех, она примиряет все религии, снимая с каждой ее внешнюю оболочку, ... указывает на тождественность корня каждой с основою всякой другой великой религии». Блаватская стремилась объединить различные религии через раскрытие тождественности сокровенного (эзотерического) смысла всех религиозных символов. Изучение древних текстов, по Блаватской, помогает прогнозированию. В её материалах в символической форме излагается возникновение планет солнечной системы и их движение. Божество становится Вихрем. Вихрь порождает спиралевидное движение. Действительно, испокон веков Вселенная символически выражалась спиралью. Воззрение Блаватской построено на анализе древних идей космогенеза и антропогенеза. Использованы древние тексты монастырей и храмов Востока.


Теософская концепция Е.П.Блаватской Свое учение Блаватская называла теософией, отделяя его тем самым от известных религий. Она полагала, что вообще не было в истории человечества «новых» учений, религиозных основателей ни у одного народа, не было изобретателя новой религии или новой истины, а все предполагаемые изобретатели были лишь передатчиками, посредниками, не учителями. Сами же истины, на которых основывались их учения, были стары, как само человечество. «Тайная Доктрина» основана на Станцах Дзиан, т. е. древних книгах, предшествующих Ведам и впервые опубликованных Блаватской. Появление и исчезновение Вселенной изображается Блаватской на основе древних текстов, как «Выдыхание» и «Вдыхание» «Великого дыхания» или «Божественного дыхания». Книга Дзиан говорит: «Появление и исчезновение Миров подобно правильному возвращению прилива и отлива». В образной форме древние тексты говорили о том, что Вселенные могут возникать и исчезать.


Антропософия Р. Штайнера Рудольф Йозеф Лоренц Штайнер (27.02.1861- 30.03.1925) - австрийский философ-мистик, писатель, эзотерик, создатель духовной науки, известной как антропософия. «Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека» «Очерк тайноведения» «Мистерии древности и христианство».


Антропософия Р. Штайнера Философ называл себя «наблюдателем сверхчувственного». Без познания сверхчувственного мира невозможна полнота знания, считал он. Благодаря ему раскрывается «око духа» и появляется «высшее чувство». «Каждое духовное око может быть раскрыто, и лишь вопрос времени, когда оно откроется». «Высшее знание» дается, по Штайнеру, с помощью «высшего зрения», т. е. определенной степени духовности человека. Должно быть «духовное призвание». Штайнер называл его «божественным» знанием и чувством, «божественной мудростью», т. е. теософией. Человек есть «гражданин трех миров»: своим телом он принадлежит к миру, воспринимаемому органами чувств; своей душой он создает себе свой собственный мир; через его дух перед ним раскрывается мир, который выше этих обоих миров. Человеку свойственна как физическая, так и духовная наследственность. Как духовный человек, я должен был существовать до моего рождения. В моих предках я не существовал, так как они в духовном отношении совершенно другие люди. «В жизни человеческой Дух является повторением самого себя, с плодами своих прежних переживаний в прошлых жизнях». Он ввел понятие «Самодух». Жизнь есть повторение других, и она приносит с собой то, что Самодух выработал для себя в прошлой жизни. «Жизнедух» переносит душу человека от одного личного бытия в другое. Жизнь души есть последствие судьбы, созданной самим же человеческим духом, которая называется в древних учениях кармой. Дух подчиняется закону перевоплощения, закону повторяющихся земных жизней. Христианство, считал Штайнер, способствовало тому, что истина стала доступной не только отдельно избранным, а всем. Вера и познание в христианстве стоят рядом.


К. Кастанеда: путь мистика Карлос Cесар Сальвадор Аранья Кастанеда (25.12.1925 – 27.04.1998) – американский писатель и антрополог, этнограф, мыслитель эзотерической ориентации и мистик, автор книг-бестселлеров, посвящённых шаманизму и изложению необычного для западного человека мировоззрения. «Учения дона Хуана» «Отдельная реальность»


К. Кастанеда: путь мистика Учение Кастанеды предполагает готовность человека к нестандартному восприятию. Вот как он сам писал об уроке дона Хуана: «Он утверждал, что учит меня видению в противоположность просто смотрению, а остановка мира была первым шагом к видению». Термину «остановка мира» при этом придавался особый смысл: человек должен уметь остановить поток обычных ощущений, чтобы полностью изменить их (напр., увидеть смерть, мертвое тело и т.п.)«Остановка мира» была воспроизведением определенных состояний сознания, в которых реальность повседневной жизни изменена. Вторая проблема - процесс «видения». Кастанеда обращается к опыту древних и их использованию природных наркотиков. Практика их употребления была широко известна. Человек, близкий к природе, не мог не знать о растениях, вызывающих в нем необычный эмоциональный и духовный подъем. Кастанеду интересует сама природа человеческого сознания и то, что человек - творец, ему только нужно сбросить некоторых шоры и скованность психики, чтобы созидать свой мир. Каждый человек погружен в обыденное, как бы приговорен к пожизненному однообразию. Нужно «взорвать» это однообразие. Человеку во все времена было тесно в рамках своего «я». Душа человека - это вселенная, бесконечны ее миры. Бесконечны и способности познавать, возможности языка, знаков, взаимосвязи тела и рассудка. Кастанеда изучал не только мир сознания, но и создал учение о бытии, воспринимаемом этим миром сознания. И главная его идея состояла в том, что реальность, окружающая нас, призрачна. Не стоит относиться к ней с полной серьезностью.


К. Кастанеда: путь мистика К. Кастанеда исследует новый способ познания, мало кем до сих пор изученный, - с помощью интуиции, интуитивный. Речь идет об одном из способов приобретения эзотерического миропонимания. Этот способ - употребление некоторых растений, обладающих наркотическим эффектом, вызывающих галлюцинации. Мистик может вызывать разные видения, но это не плод воображения, а реальность. Новый опыт позволяет открыть врата иного бытия. Наша обычная реальность не является единственно возможной.


Заключение Основной особенностью произведений мистиков нашего века является их включенность в совокупный культурно-философский опыт человечества, тесная связь со многими философскими учениями Востока, Запада, Азии, обращенность к глубокой древности. Кроме того, неорелигия не нуждается в догматике и авторитетах, столь необходимых в религиях мира. Мистическая духовная традиция безусловно возникла не сегодня. Как бы ни спорило человечество о ее правомерности, это реально существующий тип восприятия. Непризнание этого ограничивает полноту человеческого мироощущения, возможности миропознания. С философской стороны, мистика - это вненаучная духовная практика, сознательно снимающая противоположность субъекта и объекта познания и деятельности. Строго говоря, это не тип познания, а сотворение уникальной духовной реальности, уникальной в том смысле, что создается каждым мистиком лично, что наряду с природной реальностью и реальностью культурного мира здесь утверждается существование специфически иной, третьей реальности, явно не имеющей характеристик трансцендентного Бога традиционных религий. Мистик идет путем, противоположным научному. Если ученый в процессе познания старается сознательно исключить или максимально учесть субъективные факторы, то мистик, наоборот, очищает сознание от объективно-научного и других культурных предпосылок мышления, находя "по ту сторону души" искомую сверхэмпирическую реальность.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Философия"

В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по философии и философским наукам. Готовая презентация по философии содержит иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы и основные тезисы изучаемой темы. Презентация по философии - хороший метод подачи сложного материала наглядным способом. Наша коллекция готовых презентации по философии охватывает все философские темы учебного процесса как в школе,так и в ВУЗе.

Loading...Loading...