14 января православный праздник. Старый Новый год

Обрезание Господне в 2019 году православными христианами будет праздноваться 14 января. Историю этого Великого праздника Вы сможете узнать, прочитав статью.

Обрезание Господне в 2019 году – 14 января

14 января в 2019 году Православная Церковь торжественно отмечает праздник Обрезания Господня в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и при этом Ему было наречено имя, предреченное Архангелом Гавриилом еще при Благовещении Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику – Иисус (Спаситель).

Обрезание Господне

Само наречение этого имени является знамением величайшего служения вочеловечившегося Сына Божия, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21). В Ветхом Завете обрезание было установлено в прообраз Крещения новозаветного, в знак Завета с Господом, в знак очищения от первородного греха. Это еще не было полное, истинное очищение, которое установил Господь наш Иисус Христос, взяв на Себя грехи мира и пролив Свою Кровь на Кресте. Ветхозаветное обрезание было как бы наказанием за прародительское преслушание: “се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя” (Пс. 50, 7).

Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении, будучи Сыном Божиим и Истинным Богом – в каком завете с Богом нуждался Присносущественный Творец и Законоположник мира? По смирению Своему принимает Он положенное грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: “Не нарушить закон пришел Я, но исполнить”. Святитель Димитрий Ростовский писал: “В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех”.

Проповедь священника Михаила Немнонова

Мы совершаем сегодня сразу два праздника, но оба они – о Едином. Обрезание Господне говорит нам об истинном человечестве Иисуса Христа, о Его человеческом теле и всей нашей природе, Им воспринятой. , земная жизнь которого закончилась именно в этот святой день, напоминает нам о Божестве Христа – о том, что Христос всегда был и есть Один из Святой Троицы.

В песнопениях, посвященных святому Василию, мы слышали вчера за всенощным бдением, что он богатством добродетели все плотское мудрование подчинил Духу, возненавидев плоть и мир и миродержца, что он душевные страсти, вкупе же и телесные отсек духовным мечем и желанием любомудрия обрезал покрывало своей души. Но хотя святитель Василий был великим подвижником и аскетом, главным делом его жизни была борьба за православное учение о Единой Божественной Природе в Трех Лицах, или Ипостасях Святой Троицы.

Много было в то время людей неправомыслящих, сильны они были в этом мире, и святой Василий не только сам сумел избежать заблуждения, что удалось не всем, но и провел этим узким путем свою паству, и помог уже пошатнувшимся в вере снова встать на верный путь. Апостол Павел пишет к Ефесянам: Преклоняю колена мои пред Отцем Господа Иисуса Христа… да даст вам… верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта, и долгота, и глубина, и высота (Ефес. 3, 14-18). На святом Василии Великом эти слова исполнились в полной мере, потому что он умел быть чутким ко всему, что несет нам Божественное Откровение.

Никто еще не обрезал душевные и телесные страсти без живой веры в Христа – Бога и Человека. Не имеет спасительной веры тот, кто признает во Христе только Человека и отрицает Его Божество. Но такой веры не имеет и тот, кто верит в Христа как в Бога и не видит в Нем Человека.

Христос принимает обрезание именно как Человек. Евангельское повествование об этом событии немногословно: По прошествии восьми дней после Рождества, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Напомню, что Иисус в переводе с еврейского значит Бог спасает. И обрезание Он принял также нашего ради спасения. Прежде всего, чтобы исполнить данный Им же Закон и показать нам через это, что и мы должны исполнять все, что Он нам заповедал. И, во-вторых, Он снова показал нам, что Его плоть – это плоть человека, что Он – не призрак, не Дух бесплотный, не видение в образе человека, а Сам Человек.

Чтобы мы не забыли о другой стороне дела, в 12 лет от роду Он напоминает о Своем Божестве. В Евангелии говорится, что после праздника Пасхи Он остался в храме, и Иосиф с Божией Матерью не заметили этого. Через три дня они вернулись в храм и нашли Его, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; и все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И Он говорит Своей Матери: Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? И дальше Он снова пошел с ними домой, в Назарет, и там, как Человек, был в повиновении у них.

Христос показал нам Свое человечество и Свое Божество и во многих других случаях. Точнее всех говорит об этом . Он указывает, что свойства той и другой природы соединились во Христе таким образом, что каждая действовала, как ей свойственно, но при этом “Один и Тот же есть истинно Сын Божий и истинно Сын Человеческий. Что рождается плоть, – этим обнаруживается человеческая природа; что рождает Дева, – это доказывает божественное могущество.

Смиренные пелены показывают младенчество дитяти; лики ангелов возвещают величие Всевышнего. Алкать, жаждать, утомляться и спать, очевидно, свойственно человеку. Но пять тысяч человек насытить пятью хлебами, но самарянке подать воду живую, но ходить непогружающимися стопами по поверхности моря, но заставить улечься вздымающиеся волны, запретить буре, – без сомнения, свойственно Богу. И… как не одной и той же природе свойственно плакать от чувства жалости об умершем друге и властным словом вызвать его опять к жизни из четверодневного гроба, или висеть на дереве и, обратив свет в ночь, заставить содрогнуться все стихии, – так не одной и той же природе свойственно говорить: Я и Отец одно, и говорить: Отец Мой больше Меня “.

Вот о чем напоминает нам праздник Обрезания. И мы, идя вслед за Христом и обращаясь к нашим святым, как и они, обрежем духовным мечем свои душевные и телесные страсти, прежде всего – нашу самость, гордыню и себялюбие, от которых берут начало и прочие. Только тогда мы сможем уразуметь, как пишет апостол, превосходящую разумение любовь Христову и исполниться полнотою Божией (Ефес. 3, 19). Господь всех претерпел обрезание, чтобы обрезать наши грехи. Потерпим и мы болезненное чувство от расставания с грехами, чтобы быть с Господом. Аминь.

Обрезание Господне. Читайте на “Правмире”:

Обрезание Господне. Фильмы о смысле праздника:

Господь наш Иисус Христос, по истечении восьми дней от рождения, соизволил принять обрезание . С одной стороны Он принял его для того, чтобы исполнить закон: «не нарушить закон пришел Я, - сказал Он, - но исполнить» (Мф. 5, 17); ибо Он повиновался закону, дабы освободить от него тех, кто пребывал в рабском подчинении ему, как говорит апостол: Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных (Гал. 4, 5). С другой стороны, Он воспринял обрезание для того, чтобы показать, что Он принял действительно плоть человеческую, и чтобы заградились еретические уста, говорящие, что Христос не принял на Себя истинной плоти человеческой, но родился только призрачно.

Итак, Он был обрезан, чтобы явно было Его человечество. Ибо, если бы Он не облекся в нашу плоть, то как мог быть обрезан призрак, а не плоть? Святой Ефрем Сирин говорит: «Если Христос не был плотью, то кого обрезал Иосиф? Но как Он был воистину плотью, то и обрезан был как человек, и младенец обагрялся действительно Своею кровью, как сын человеческий; Он болел и плакал от боли, как подобает имеющему человеческую природу».

Но, кроме того, Он принял плотское обрезание и для того, чтобы установить для нас духовное обрезание; ибо, закончивши ветхий, касавшийся плоти, закон, Он положил начало новому, духовному. И как ветхозаветный плотской человек обрезывал чувственную свою плоть, так новый духовный человек должен обрезывать душевные страсти: ярость, гнев, зависть, гордость, нечистые желания и другие грехи и греховные вожделения.

Обрезан же был Он на восьмой день потому, что предизображал нам кровью Своею грядущую жизнь, которая обыкновенно учителями Церкви называется восьмым днем или веком. Так писатель канона на обрезание Господне святой Стефан говорит: «будущаго непрестанною осмаго века жизнь изображает, в нюже Владыка обрезася плотию» (служба Обрезанию Господню, канон, на 4-й песни). И святой Григорий Нисский так говорит: «Обрезание по закону должно было совершаться в восьмой день, причем восьмое число предуказывало на восьмой будущий век». (Число семь в Священном писании означает полноту. Посему, чтобы обозначить всю долговременность жизни этого мира, святые отцы употребляли выражение семь веков или дней, а восьмой век или день, естественно, уже должен был обозначать жизнь будущую).

Подобает также знать, что обрезание в Ветхом Завете было установлено во образ крещения и очищения прародительского греха, хотя тот грех и не очищался совершенно обрезанием, чего и не могло быть до тех пор, пока Христос добровольно не пролил за нас в страданиях Своей пречистой крови. Обрезание было только прообразом истинного очищения, а не самым истинным очищением, которое совершил Господь наш, взяв грех от среды и пригвоздив его на кресте, а вместо ветхозаветного обрезания установив новое благодатное крещение водою и Духом.

Обрезание было в те времена как бы казнью за прародительский грех и знаком того, что обрезываемый младенец зачат был в беззаконии, как говорит Давид, и в грехе родила его мать его (Пс. 50, 7), отчего и язва оставалась на отроческом теле. Господь же наш был безгрешен; ибо хотя Он и по всему уподобился нам, но не имел на Себе греха. Подобно тому, как медный змий, сооруженный в пустыне Моисеем, был по виду подобен змию, но не имел в себе змеиного яда (Числ. 21, 9), так и Христос был истинный человек, но непричастный человеческому греху, и родился, сверхъестественным образом, от чистой и безмужней Матери. Ему, как безгрешному и Самому бывшему Законодателем, не нужно бы и претерпевать того болезненного законного обрезания; но так как Он пришел взять на Себя грехи всего мира и Бог, как говорит апостол, не знавшего греха сделал для нас жертвою за грех (2 Кор. 5, 21), то Он, будучи без греха, претерпевает обрезание, как бы грешник.

И в обрезании Владыка нам явил большее смирение, нежели в рождении Своем. Ибо в рождении Он принял на Себя образ человека, по слову апостола: «сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2, 7); в обрезании же Он принял на Себя образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех. И в чем не был виновен, за то Он страдал как невинный, как бы повторяя с Давидом: «чего я не отнимал, то должен отдать» (Пс. 68, 5), т.е. за тот грех, коему я непричастен, принимаю болезнь обрезания. Обрезанием, Им принятым, Он предначал Свои страдания за нас и вкушение той чаши, которую Он имел испить до конца, когда, вися на кресте, произнес: «Совершилось» (Иоан. 19, 30)! Он изливает теперь капли крови от крайней плоти, а затем она потоками будет истекать впоследствии из всего Его тела.

Он начинает терпеть в младенчестве и приучается к страданию, чтобы, став мужем совершенным, быть в состоянии вынести более лютые страдания, ибо к подвигам мужества следует приучаться с юности. Жизнь человеческая, полная трудов, подобна дню, для которого утро составляет рождение, а вечер кончину. Итак, с утра, из пелен, Христос, обожаемый человек, выходит на дело свое, на труды - Он в трудах с самой юности Своей и на работу свою до вечера (Пс. 103, 23), того вечера, когда солнце померкнет и по всей земле будет тьма, до часа девятого.

И возглаголет Он иудеям: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Иоан. 5, 17). Что же соделывает нам Господь? - Наше спасение: «устрояющий спасение посреди земли» (Пс. 73, 12). А чтобы сделать это дело вполне совершенно, Он принимается за него с утра, от юности, начиная претерпевать телесную болезнь, а вместе и сердечно болезнуя о нас, как о Своих чадах, доколе не изобразится в нас Сам Он - Христос. С утра Он начинает сеять Своею кровью, чтобы к вечеру собрать прекрасный плод нашего искупления.

Обоженному Младенцу было наречено при обрезании имя Иисус, которое было принесено с неба Архангелом Гавриилом в то время, когда он благовестил о зачатии Его Пречистой Деве Марии, прежде чем Он зачат был во чреве, т. е., прежде чем Пресвятая Дева приняла слова благовестника, прежде чем сказала: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему!» (Лк. 1, 38). Ибо, при этих словах Ее, Слово Божие тотчас стало плотью, вселившись в пречистую и пресвятейшую Ее утробу.

Итак, пресвятейшее имя Иисус, нареченное ангелом прежде зачатия, дано было при обрезании Христу Господу, что и служило извещением о нашем спасении; ибо имя Иисус значит - спасение, как объяснил тот же ангел, явившись во сне Иосифу и говоря: «наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21). И святой апостол Петр свидетельствует об имени Иисусовом такими словами: «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12).

Сие спасительное имя Иисус прежде всех веков, в Тройческом Совете, было предуготовлено, написано и до сего времени было хранимо для нашего избавления, теперь же, как бесценный жемчуг, принесено было из небесной сокровищницы для искупления человеческого рода и открыто всем Иосифом. В этом имени открыты истина и мудрость Божия (Пс. 50, 8). Это имя, как солнце, озаряло своим сиянием мир, по слову пророка: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды» (Малах. 4, 2). Как благовонное миро, оно напоило своим ароматом вселенную: имя твое - сказано в Писании - как разлитое миро (Песн. 1, 2), не в сосуде оставшееся миро - имя Его, но вылитое. Ибо пока миро хранится в сосуде, до тех пор и благовоние его удерживается внутри; когда же оно прольется, то тотчас наполняет воздух благоуханием. Неизвестна была сила имени Иисусова, пока скрывалась в Предвечном Совете, как бы в сосуде. Но как скоро то имя излилось с небес на землю, то тотчас же, как ароматное миро, при излиянии во время обрезания младенческой крови, наполнило вселенную благоухаем благодати, и все народы ныне исповедуют, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Сила имени Иисусова теперь открылась, ибо то дивное имя Иисус привело в удивление ангелов, обрадовало людей, устрашило бесов, ибо и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2, 19); от того самого имени сотрясается ад, колеблется преисподняя, исчезает князь тьмы, падают истуканы, разгоняется мрак идолопоклонства и, вместо него, возсиявает свет благочестия и просвещает всякого человека, приходящего в мир (Иоан. 1, 9). Пред превеликим именем Иисуса преклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп. 2, 10).

Это имя Иисусово есть сильное оружие против врагов, как говорит святой Иоанн Лествичник: «именем Иисуса всегда поражай ратников, ибо крепче этого оружия ты не найдешь ни на небе, ни на земле. Как сладко сердцу, любящему Христа Иисуса это драгоценнейшее имя Иисус! Как приятно оно тому, кто имеет его! Ибо Иисус - весь любовь, весь сладость. Как любезно это пресвятое имя Иисус рабу и узнику Иисусову, взятому в плен Его любовью! Иисус - в уме, Иисус - на устах, Иисус - где сердцем веруют к праведности, Иисус - где устами исповедуют ко спасению (Рим. 10, 10). Ходишь ли ты, сидишь ли на месте, или что работаешь - Иисус всегда находится пред очами. Ибо я рассудил, - сказал апостол, - быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса (1 Кор. 2, 2). Ибо Иисус для того, кто прилепляется к Нему, есть просвещение ума, красота душевная, здравие для тела, веселие сердцу, помощник в скорбях, радость в печалях, врачевство в болезни, отрада во всех бедах, и надежда на спасение и для того, кто Его любит, Сам есть награда и воздаяние.

Некогда, по сказанию Иеронима, неисповедимое имя Божие начерчивалось на золотой дощечке, которую носил на челе своем великий первосвященник; ныне же божественное имя Иисус начертывается истинною Его кровью, излиянною при Его обрезании. Начерчивается же оно уже не на золоте вещественном, а на духовном, т. е. на сердце и на устах рабов Иисусовых, как оно начертано было в том, о котором Христос сказал: «ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое» (Деян. 9, 15). Сладчайший Иисус хочет, чтобы имя Его как самое сладкое питие было носимо в сосуде, ибо Он воистину сладок всем, вкушающим Его с любовию, к которым и обращается псалмопевец с такими словами: «Вкусите, и увидите, как благ Господь» (Пс. 33, 9). Вкусив Его, пророк вопиет: «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя» (Пс. 17, 2). Вкусив Его и святой апостол Петр говорит: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Мф. 19, 27; Иоан. 6, 68). Сею сладостью для святых страдальцев настолько были услаждены их тяжкие мучения, что они не боялись даже и самой ужасной смерти. Кто нас, - вопияли они, - отлучит от любви Божией: скорбь, или опасность, или меч, ни смерть, ни жизнь, ибо крепка, как смерть, любовь (Рим. 8, 35, 38; Песн. 8, 6). В каком же сосуде неизреченная сладость - имя Иисусово любит быть носимой? Конечно, в золотом, который испытан в горниле бед и несчастий, который украшен, как бы драгоценными камнями, ранами, принятыми за Иисуса и говорит: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (Гал. 6, 17). Такого сосуда требует та сладость, в таком имя Иисусово желает быть носимым. Не напрасно Иисус, принимая имя во время обрезания, проливает кровь; этим Он как бы говорит, что сосуд, имеющий носить в себе Его имя, должен обагриться кровью. Ибо когда Господь взял Себе избранный сосуд для прославления Своего имени - апостола Павла, то тотчас же прибавил: «И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» (Деян. 9, 16). Смотри на Мой сосуд окровавленный, изъязвленный - так начерчивается имя Иисусово краснотою крови, болезнями, страданиями тех, кто стоит до крови, подвизаясь против греха (Евр. 12, 14).

Итак, облобызаем тебя с любовью, о сладчайшее Иисусово имя! Мы поклоняемся с усердием пресвятому Твоему имени, о пресладкий и всещедрый Иисусе! Мы хвалим Твое высочайшее имя, Иисусе Спасе, припадаем к пролитой при обрезании крови Твоей, незлобивый Младенец и совершенный Господь! Мы умоляем при сем Твою преизобильную благость, ради того Твоего пресвятого имени и ради Твоей драгоценнейшей изливаемой за нас крови, и еще ради Пренепорочной Твоей Матери, нетленно Тебя родившей, - излей на нас богатую Твою милость! Услади, Иисусе, сердце наше Самим Тобою! Защити и огради нас, Иисусе, всюду Твоим именем! Означай и запечатлевай нас, рабов Твоих, Иисусе, тем именем, дабы мы могли быть приняты в Твое будущее Царствие, и там вместе с ангелами славить и воспевать, Иисусе, пречестное и великолепное имя Твое во веки. Аминь.

Память свт. Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской

Василий Великий родился около 330 г. в Кесарии. В семье свт. Василия к лику святых причислены мать Эмилия (память 1 января), сестра Макрина (память 19 июля), брат Григорий (память 10 января). Отец был адвокат, под его руководством Василий получил первоначальное образование, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом (память 25 января), а позже перешел в школы Константинополя. Для завершения обучения св. Василий отправился в Афины — центр классического образования.

В Афинах Василий Великий приобрел все доступные знания. О нем говорили, что «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, — это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».

В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Около 357 г. святой Василий возвратился в Кесарию, где вскоре вступил на путь аскетической жизни. Василий, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, был поставлен чтецом. Желая найти духовного руководителя, он посетил Египет, Сирию, Палестину. Подражая наставникам, вернулся в Кесарию и поселился на берегу реки Ирис. Вокруг него собрались иноки. Сюда же Василий привлек своего друга Григория Богослова. Они подвизались в строгом воздержании; при тяжелых физических трудах изучали творения древнейших толкователей Священного Писания. Ими был составлен сборник Добротолюбие. В царствование Констанция (337-362 гг.) распространилось лжеучение Ария.

Церковь призвала к служению Василия и Григория. Василий вернулся в Кесарию, где в 362 г. был рукоположен в сан диакона, в 364 г. — в сан пресвитера. При императоре Валенте (334-378 гг.), стороннике ариан, в тяжелые времена для Православия к Василию перешло управление церковными делами. В это время он составил чин Литургии, «Беседы на Шестоднев», а также книги против ариан. В 370 г. Василий был возведен епископом на Кесарийскую кафедру. Он прославился своей святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. Среди постоянных опасностей св. Василий поддерживал православных, утверждая их веру, призывая к мужеству и терпению. Все это вызывало ненависть к нему ариан. Все свои личные средства он употреблял в пользу бедных: создавал богадельни, странноприимные дома, лечебницы, устроил два монастыря — мужской и женский.

Ариане всюду преследовали его. Св. Василию угрожали разорением, изгнанием, пытками и смертью. Он же сказал: «Смерть для меня благодеяние. Она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь».

Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения истощили силы святителя, и 1 января 379 г. он преставился ко Господу, будучи 49 лет. Церковь тотчас стала праздновать его память. Современник Василия Великого, епископ Амфилохий (память 23 ноября) так оценил его заслуги: «Он принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим».

Просмотрено (1593) раз

.

Новый год. Обрeзание Господне. Свт. Василия Великого. ( , )
Как новый год есть начало дней лета, то в день этот надлежит набрать в душу такие помышления, чувства и расположения, которые могли бы, достойно христианина, заправлять всем ходом дел его в продолжение года. Это мы тотчас найдем, как только возьмем в мысль, что есть новый год в духовной жизни. В духовной жизни новый год есть, когда кто из живущих в нерадении начинает ревновать о спасении и богоугождении: ибо когда кто решается на это, тогда у него внутри и вне все перестраивается заново и на новых началах, - древнее мимоходит и все бывает ново. Если у тебя есть это, - понови; а если нет, - произведи, - и будет у тебя новый год.
К этому же подойдет и достойное празднование Обрезания Господня и памяти свт. Василия Великого. - Сущность сказанного изменения состоит в том, что человек начинает с этого момента жить единственно для Бога во спасение свое, тогда как прежде жил исключительно для себя, уготовляя себе пагубу. Тут бросает он прежние привычки, все утехи и все, в чем находил удовольствие; отсекает страсти и похотные расположения и воспринимает дела строгого самоотвержения. А такое изменение точь-в-точь представляет то, чем, по Апостолу, должно быть обрезание сердца, - о котором напоминает и к которому обязывает нас празднование Обрезания Господня, и пример которому представляет в лице своем свт. Василий Великий. Так все предметы, теснящиеся в сознании в новый год сходятся в одном - внутреннем обновлении нашем чрез обрезание сердца. Если благоволит Господь кому настроиться в новый год таким образом, т. е. не только подумать так, но и в жизнь ввести все это, тот наисовершеннейшим образом по-христиански спразднует Новый год и приготовится к христианскому препровождению всего лета. В следующий новый год, ему надо будет только поновить и оживить воспринятое ныне.

14 января (1 января по "старому стилю" - церковному юлианскому календарю). В Русской Православной Церкви сегодня совершается праздник Обрезания Господня и память 15 угодников Божиих, известных нам по именам.

Обрезание Господне. На восьмой день после Рождества Христова, Богомладенец, как и другие младенцы мужского пола, согласно ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное в знак Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомством (Быт. 17, 10 - 14; Лев. 12, 3). Именно при совершении обрезания Спаситель получил Имя Иисус, возвещенное Пресвятой Богородицы Архангелом Гавриилом в день Благовещения (Лк. 1, 31 - 33; Лк. 2, 21).

Как трактуют это христианские богословы, Господь принял обрезание, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был не только истинным Богом, но и истинным Человеком. Впоследствии, у христиан, обрезание было заменено Таинством Крещения, в рамках которого также происходит и наречение имени.

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Вселенский учитель Православной Церкви, один из величайших святых IV столетия, глубоко почитаемой во всем христианском мире. Святитель Василий Великий родился около 330 года от Рождества Христова в Кесарии Каппадокийской в семье, прославившейся многими святыми. В юности он получил прекрасное образование в Константинополе и Афинах. Каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист и естествовед, имевший глубокие познания в медицине. Но настоящим призванием святого Василия стало богословие.

Святитель Василий стал одним из отцов Церкви. Тех проповедников и богословов, кто заложил фундаментальные основания нашей церковной жизни. Именно он составил богослужебный чин Литургии, написал множество богословских трудов, в том числе – о творении мира, а также книги против еретиков-ариан. Все личные средства святитель употреблял в пользу бедных: создал богадельни, странноприимные дома и лечебницы, устроил два монастыря – мужской и женский. Труды и болезни, заботы и скорби, а также подвиги воздержания быстро истощили силы святого, и уже в январе 379 года от Рождества Христова он преставился ко Господу, будучи 49 лет от роду.

Почитание святителя Василия распространилась среди всех христиан. Он стал настоящим учеником и наставником для многих поколений богословов. А потому не случайно подмосковная Гимназия святителя Василия Великого, в стенах которой сегодня возрождаются лучшие традиции русского классического образования, а также Фонд святителя Василия Великого, делающий многое для христианского просвещения Земли Русской, носят имя именно этого великого святого.

Священномученик Василий Анкирский. Священнослужитель, борец против арианской ереси, пострадавший от еретичествующего Константинопольского патриарха-арианина Евдоксия. Погиб в период правления императора-язычника Юлиана Отступника, царствовавшего в Римской империи в 361-363 годах от Рождества Христова и тщетно попытавшегося возродить язычество.

Святая Емилия Каппадокийская. Подвижница IV столетия, мать святителя Василия Великого. Дочь христианского мученика, святая Емилия родила и воспитала, помимо Великого учителя Церкви Христовой, еще четверых святых: преподобную Макрину, святителя Григория, епископа Нисского, святителя Петра, епископа Севастийского и праведную Феозву.

Преподобномученик Иеремия (Леонов), инок (1918), священномученики Платон (Кульбуш), епископ Ревельский, и с ним Михаил Блейве и Николай Бежаницкий, пресвитеры (1919), Александр (Трапицын), архиепископ Самарскийц, и с ним Иоанн Смирнов, Александр Иванов, Иоанн Сульдин, Александр Органов, Вячеслав Инфантов, Василий Витевский и Иаков Алферов, пресвитеры (1938). Православные архиереи, священники и инок, пострадавшие за верность Христу и Его Церкви в этот день в разные годы периода советских богоборческих гонений. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних угодников Божиих!

Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!"

Представляем праздники 14 января в России и Украине, церковные, православные, праздничные события и памятные даты четырнадцатого январского дня начального месяца года. На этой странице вы узнаете - какие праздники будут 14 января, с чем они связаны, с какими событиями, а также народные приметы, пословицы и поговорки об этом зимнем дне.

Также, в конце страницы вы сможете узнать (кратко) о других праздниках и празднетствах января месяца, обычаях, традициях, народных приметах и прочее. Но вначале узнайте, что же такое праздник, его определение.

Праздник - это определенный отрезок времени (обычно один день), выделенный в календаре на предстоящий год в честь какого-то знаменательного события, чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное мифическое, небытовое) значение и непосредственно связанный с культурной или религиозной традицией в какой-то стране (регионе).

Слово праздник употребляется и в других, близких по смыслу, значениях, как например:

Праздник противоположность будням - является официальный день отдыха, установленный в связи с каким-то календарным событием;

Праздник - это веслое препровождение свободного времени, развлекательные мероприятия (массовые), день какого-либо личного или общественного радостного события;

Общее состояние душевного подъема (приподнятое настроение), (бывает в словосочетаниях: "праздник жизни" и прочее).

Праздники 14 января - даты и события

Васильев день

Обрезание Господне

Старый Новый год

День белоснежных птиц

День трубопроводных войск России

Если человек родился в Васильев день, то, согласно поверьям, он будет очень богатым. В качестве оберега ему рекомендуется носить яшму

Сильный снег в Васильев день – быть хорошему лету. Оттепель пророчит прохладные летние дни

Желание, которое было загадано в ночь с 13 на 14 января, обязательно сбудется

Праздники 14 января церковные (православные) - Васильев день

14 января – это так называемое Перезимье или середина зимы. Отмечается Старый Новый год, и считается, что Рождественские Святки достигли своего апогея. После Васильева дня и до 18 января, согласно народным поверьям, бесновалась нечистая сила. В это же время проводились народные гулянья с песнями, танцами, колядками – так люди пытались отогнать от себя зло.

Василий является покровителем свиней, а потому 14 января молятся за то, чтобы домашние животные не болели. Также говорят: «Пришел Васильев день, и зиме пришла середка».

Старались провести этот день как можно веселее. На столе в праздник обязательно должна быть свиная голова. Также 14 января в православной церкви отмечается Обрезание Господне. В Писании сказано, что на восьмой день от Рождества Святой Младенец был обрезан и наречен именем Иисус, которое означает «Спаситель». Сопутствуют этому дню приметы и традиции.

По одной старинной традиции 14 января варится кутья – специальная каша с добавлением крупны, изюма, меда и орехов. Хозяйки издавна примечали, что если горшок с кутьей достали из печи, а он треснул, то это приведет к несчастью.

Сама каша, получившаяся наваристой и вкусной, предвещает скорую свадьбу детей. Если каша 14 января горчит – жди дурных новостей. Если предсказание было хорошим, кутью съедали всей семьей. Чтобы плохие предсказания не сбылись, горшок с кашей выбрасывали в прорубь.

Праздники 14 января - Старый Новый год

Эта популярная традиция, новогодний праздник по старому стилю, обусловлена расхождением, Юлианского и Григорианского календарей. По Григорианскому календарю живут практически все мировые страны. Эти расхождения составляют тринадцать дней.

Этот праздник является редким историческим феноменом, он появился благодаря изменению летоисчисления. Именно это и стало причиной того, что люди стали праздновать Новый Год два раза, первый раз Новый Год отмечают по-новому календарю, а второй по-старому. Поэтому все желающие могут продлить празднование новогодних праздников до 14 января.

Празднику Старый Новый Год многие верующие люди уделяют особое внимание, потому что именно тогда приходит конец Рождественскому посту, и люди могут сполна «отыграться» за праздничным столом.

Нужно отметить, что увеличивается разрыв между этими двумя календарями в те годы, когда число сотен лет в году является некратным четырем. Соответственно 1 день накапливается, а это значит что с марта месяца 2100 года, разница составляет четырнадцать дней. А через двенадцать месяцев дата празднества Рождества и Старого Нового Года смещается на 1 день вперед.

Праздники 14 января - Обрезание Господне

Это событие принято совершать после Рождества на девятый день. Христиане празднуют этот день с четвертого века. В современном мире этот праздник отмечают, как и в древности.

Данное события считается православной церковью важным событием. В древности иудеи считали если сделать обрезание, то человек становится Богоизбранным. Необрезанные люди не имели связи с Богом. Эти люди считались иноверными, и они не имели права обращаться к Богу.

Обрезание послужило прообразом для христианского крещения. Этот обряд совершили сразу после рождения, когда Мария принесла Иисуса в храм. Для христиан этот праздник имеет особое значение.

В этот день принято вспоминать, что родители Иисуса были иудеями, которые почитали Тору. Обряд обрезания предписан иудеям Торой. Обрезание это знак, обозначенные ним люди имеют принадлежность к набожному народу.

Обряд обрезания провели себе первые апостолы и христиане, которые произошли от иудеев. Для христиан этот праздник так же очень важен, не обращая никакого внимания на разные еретические суждения, которые искажают земной облик Бога, этот день прямое подтверждение того, что Иисус принадлежал к мужскому полу, и иудейские обряды, которые были иудейскими, проводились с Иисусом.

Именно поэтому праздник Обрезания является величайшим православным событием, которое несет много значимое историческое событие.

Праздники января - события, даты, празднества...

Новый Год
- Празднование Нового года в Австрии
- Всемирный день мира
- День независимости. Гаити
- День независимости. Западное Самоа
- День независимости. Камерун
- День независимости. Палау
- Праздник Моржей. Канада
- День Освобождения (1959) . Куба
- День Палестинской Революции (1964). Палестина
- День Независимости (1956). Судан
- День образования республики (1993). Словакия
- Национальный день похмелья
- День флага Литвы
- Праздник Богородицы Марии (католический)
- День Святого Максимиллиана Кольбе
- Новый Год в Японии
- Новый Год в Китае
- Маха Кумбха Мела - большое религиозное собрание (январь)
- Васанта Панчами - почитание Сарасвати, богини знания и священной речи (январь-февраль)

День Героя - Гаити
- День Гранады - Испания
- День Бертольда, основателя Берна - Швейцария
- Банковский праздник. Япония и Шотландия. Закрыты все банки и кредитные учреждения

День революции Буркина Фасо
- День Мучеников Колониальной Репрессии в Анголе
- Крестины жеребенка, лунный новый год. Литва

День Независимости или День Бирманского союза
- День мучеников в Заире
- День банковского работника в Белоруссии (отмечается в первое воскресенье января)

День работника социальной защиты в Белоруссии
- День маленьких историй
- Пост 10 Тевета (еврейский мир)

Начало Карнавала в католических странах
- Праздник Крещения Господня или Богоявления Австрия, Греция, Германия, Испания, Италия, Швеция, Финляндия
- Праздник Крещения Господня или Богоявления в Италии
- Праздник Крещения Господня или Богоявления во Франции
- Праздник Крещения Господня или Богоявления в Испании
- Праздник Крещения Господня или Богоявления в Австрии
- Навечерие Рождества Христова (православный мир).
- День трех святых королей
- День детей. Уругвай
- День трех волхвов. Эстония
- Праздник трех волхвов в Чехии
- Новогодний парад в Токио. Япония

Рождество Христово
- День банковского служащего
- Национальный праздник (с 1979). Камбоджа
- Старинный праздник УСОКАЭ. Япония

- "Бабий день" в Болгарии (женские вечеринки)
- День умасливания гремлинов

День Республики Сербской
- Национальный день мучеников - Панама

Праздник Вуду (с 1997), Бенин
- День Маргарет Тэтчер. Фолклендские острова

День совершеннолетия (Seijin-no-hi) в Японии.
- Всемирный день больного
- День Республики (1946) в Албании
- День единства в Непале
- День заповедников в России
- День независимости (1960). Чад

День работника прокуратуры в России
- День памяти в Туркменистане
- День Занзибарской революции в Танзании

Старый Новый год
- День Освобождения (Гана)
- Праздник Лори в Индии
- День защитников свободы в Литве (в память о событиях 1991 года)
- День российской печати
- День памяти Стефена Фостера в США
- День освобождения (День Свободы) в Того.
- Старый Новый Год (Юлианский календарь) в Уэльсе.

Новый год в Греции - День святого Василия
- День ратификации (1784). Мэриленд, США.
- День защитников родины в Узбекистане
- Индийский и сикхский праздник зимнего солнцестояния Магхи или Макара Сакранти (Макар Санкрантхи).
- Обрезание Господне (православный мир).

День учителя в Венесуэле.
- Праздник древонасаждения в Иордании.
- День памяти Михая Эминеску (1850-1889), румынского и молдавского поэта-романтика в Молдавии.
- День Мартина Лютера Кинга в США
- День гражданских прав. США, Нью-Хемпшир.
- День героев Конфедерации. США, Техас.

Международный день The Beatles
- День жертв (Бенин).
- Начало церемоний камбай - любование цветущей сливой в Японии (длится в течение месяца).

День св. Антония - покровителя животных
- Годовщина юга в Новой Зеландии
- День конституции на Филиппинах.
- Собор 70-ти апостолов (православный мир)

День революции в Тунисе.
- День Пророка Михея
- Сочельник Богоявления

День Мартина Лютера Кинга - США
- День отдыха после карнавала (о. Бонэр)
- День Арафа у мусульман
- День работника службы спасения - Беларусь

День всенародной скорби в Азербайджане
- День героев в Гвинея-Бисау.
- День армии в Лаосе.
- День наград – армейский праздник в Мали.
- День инаугурации в США. Отмечается с 1965 года.
- День Автономной республики Крым (Украина).
- Ид аль-курбан (Курбан-байрам, Ид-аль-Адха) - Праздник жертвоприношения (мусульманский мир)
- День Святого Себастьяна (покровитель солдат и полицейских) (католический мир)

День памяти святого мученика Або Тбилели - покровителя Тбилиси
- День армии в Лесото.
- День инженерных войск в России
- День открытия Сент-Винсент и Гренадин
- День памяти святого Филиппа

День соборности на Украина
- День войск авиации противовоздушной обороны РФ
- День рождения воздушной кукурузы (попкорна)

День Независимости Лихтенштейна
- День почерка
- День зеленого света

День экономической свободы (Того).
- День памяти жертв геноцида во Второй мировой войне, отмечается с 2001 г. в Великобритании.
- Праздник Садех (Jashan-e Sadeh) у зороастрийцев

Татьянин день
- День основания Сан Паулу. Бразилия.
- День Республики в Уганде.
- День Роберта Бернса в Шотландии

День Австралии
- День Святого Елизара в Болгарии. Есть нельзя, как и положено в пост, до первой звезды.
- День "сытого брюха" в Греции. В этот день следует ни в чем себе не отказывать.
- День Дуарте в Доминиканской республике
- День республики в Индии
- День освобождения в Кувейте
- Австралийский карнавал

Всемирный день таможенника (таможни)
- Международный день памяти жертв нацизма в Германии
- День белорусской науки
- Международный день памяти жертв Холокоста
- День мира во Вьетнаме
- День воинской славы России - день снятия блокады города Ленинграда
- Ап-хелли-о – фестиваль огня (Шетландские острова)

Международный день мобилизации против ядерной войны
- День демократии (Руанда).
- День именин Короля Карла в Швеции
- Всемирный день безработных

День памяти Крут в Украине
- День работников пожарной охраны в Украине
- День работников прокуратуры - Молдавия

Всемирный день помощи больным проказой
- День памяти борцов за независимость в Индии
- День работников таможенной службы - Азербайджан

День независимости Науру
- Международный день ювелира

Loading...Loading...