Агностики считают что. Кто такой агностик

др.-греч. ἄγνωστος - непознаваемый, непознанный) - позиция, существующая в философии , теории познания и теологии , полагающая принципиально возможным познание объективной действительности только через субъективный опыт, и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Также отрицается возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылках. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира .

Агностицизм возник в конце XIX в., как антитеза идеям метафизической философии , активно занимавшейся исследованием мира через субъективное осмысление метафизических идей, зачастую не имеющих никакого объективного проявления или подтверждения.

Кроме философского агностицизма существует агностицизм теологический и научный. В теологии агностики отделяют культурно-этическую составляющую веры (религии), считая её некой светской шкалой морального поведения в обществе, от мистической (вопросы существования богов, бесов, загробной жизни, религиозных ритуалов) и не придают последней существенного значения . Научный агностицизм существует, как принцип в теории познания , предполагающий, что поскольку полученный в процессе познания опыт неизбежно искажается сознанием субъекта, то субъект принципиально не способен постичь точную и полную картину мира. Этот принцип не отрицает познания, а лишь указывает на принципиальную неточность любого знания и на невозможность познать мир полностью.

История

Термин был введён в употребление английским биологом, профессором Томасом Генри Хаксли в 1869 году , когда «Метафизическое общество » предложило Хаксли стать участником его заседаний . «Когда я достиг интеллектуальной зрелости, - пишет Хаксли, - и начал задаваться вопросом, кто же я - атеист, теист или пантеист, материалист или идеалист, христианин или свободно мыслящий человек - я пришел к выводу, что мне не подходит ни одно из этих наименований, кроме последнего» . По его определению, агно́стик - это человек, отказавшийся от связанной с богами веры и убеждённый в том, что первичное начало вещей неизвестно, так как не может быть познано. Термин применяется к учению Герберта Спенсера , Гамильтона [уточнить ] , Джорджа Беркли , Давида Юма и др.

Свой вариант происхождения этого термина приводит П. А. Кропоткин : «Слово „агностики“ впервые было введено в употребление небольшой группой неверующих писателей, собиравшихся у издателя журнала „Девятнадцатый век“ („Nineteenth Century“) Джеймса Ноульса (James Knowles), которые предпочли название „агностиков“, то есть отрицающих гнозу, названию атеистов ».

Агностицизм можно обнаружить уже в античной философии , в частности у софиста Протагора , а также в античном скептицизме .

Виды агностицизма

Отношение к религиям

Агностик считает невозможным познание истины в вопросах существования богов , вечной жизни и других сверхъестественных существ, понятий и явлений, но не исключает принципиально возможности существования божественных сущностей (отвергается лишь возможность доказательства истинности или ложности таких сущностей рациональным путём). Поэтому агностик может верить в бога, но не может быть приверженцем догматических религий (как христианство, иудаизм, ислам), поскольку догматизм этих религий противоречит убеждению агностика о непознаваемости мира - агностик, если и верит в бога, то лишь в рамках допущения возможности его существования, зная, что может ошибаться, так как считает приводимые аргументы в пользу существования или несуществования бога неубедительными и недостаточными, чтобы прийти на их основании к однозначному выводу.

В то же время, некоторые религии изначально не имеют персонифицированного бога, это прежде всего буддизм и даосизм , что устраняет основной конфликт религии и агностицизма.

Взаимосвязи с различными философскими течениями

В философии агностицизм не является самостоятельной и целостной концепцией, а представляет собой лишь критическую позицию в познании - как в отношении явлений, так и в отношении методов. То есть агностик может принадлежать к любой философской школе, которая не настаивает на возможности познания абсолютной истины. В этом смысле агностицизм согласуется, например, с кантианством и позитивизмом .

Философы идеалисты, в частности, Д. Юм, утверждал, что приобретенный опыт ознакомляет нас только с ощущениями, поэтому мы не можем знать, насколько субъективная оценка соответствует объективной реальности вокруг нас, но даже и то, существует ли она вообще вне наших ощущений. И. Кант допускал также существование вещей вне нашего сознания, неосознанных - «которые существуют сами в себе», и считал, что наше познание не распространяется дальше явлений и феноменов. Диалектический материализм считал, что гносеологическим основанием «А.», является абсолютизация относительности, то что исторически обусловлено человеческим познанием на каждом этапе его развития. Социальные же причины современного «А.», видимо кроются в конфликте идей - попытке внутреннего примирения религиозного и научного мировоззрения, или в затруднении выбора идей.

Агностицизм подвергается критике как с позиций религиозной философии, так и с позиций материализма. Иллюстрациями к чему можно привести высказывания от первых Льва Толстого, от вторых - Владимира Ленина. В. И. Ленин указывал: "Агностицизм есть колебание между материализмом и идеализмом , т. е. на практике колебание между материалистической наукой и поповщиной. К агностикам принадлежат сторонники Канта (кантианцы), Юма (позитивисты, реалисты и пр.) и современные "махисты " (Ленин В. И. К двадцатипятилетию смерти Иосифа Дицгена . Полн. собр. соч., т. 23, с. 118) . Лев Толстой писал: «Я говорю, что агностицизм, хотя и хочет быть чем-то особенным от атеизма, выставляя вперед мнимую невозможность знать, но в сущности то же, что атеизм, п[отому] ч[то] корень всего есть непризнание Бога» .

Известные приверженцы агностицизма

См. также

Примечания

  1. / Под редакцией А. А. Ивина. - М .: Гардарики, 2004.
  2. Бердяев Н. А. ГЛАВА VIII. Теософия и гнозис // Философия свободного духа = Бердяев Н. Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства. Ч. 1-2. Paris: YMCA-Press . - М .: Республика, 1994. - 480 с. - 25 000 экз.
  3. Вышегородцева Ольга Бертран Рассел: предисловие к переводам (рус.) . Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 1 августа 2011.
  4. Huxley T. Agnosticism // Science and Christian Tradition . - L. : Macmillan & Co, 1909.
  5. Этика. Т. 1. М.: 1921
  6. Ленин Владимир Ильич Полн. собр. соч . - Т. 23. - 118 с.
  7. Лев Николаевич Толстой - Том 53, Дневники и записные книжки 1895-1899, Полное собрание сочинений
  8. И. Кант Критика чистого разума Критика всякой теологии, основанной на спекулятивных принципах разума
  9. Чат с Мэттом Стоуном на South Park Studios (англ.)
  10. Бертран Рассел, «Кто такой агностик? »
  11. Знаменитые агностики и атеисты
  12. «Robert Anton Wilson». Contemporary Authors Online, Gale, 2007. Reproduced in Biography Resource Center. Farmington Hills, Mich.: Thomson Gale. 2007
  13. Stephen Jay Gould. Nonoverlapping Magisteria (англ.) Natural History, 1997, 106 (март): 16-22, 61.
  14. Альберт Эйнштейн в письме М. Берковитцу, 25 октября 1950 года ; Einstein Archive 59-215; from Alice Calaprice, ed., The Expanded Quotable Einstein, Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 2000, p. 216.
  15. Albert Einstein (1879-1955) . Архивировано из первоисточника 11 августа 2011. Проверено 21 мая 2007.

Литература

  • Роберт Т. Кэррол. Агностицизм // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий = The Skeptic’s Dictionary: A Collection of Strange Beliefs, Amusing Deceptions, and Dangerous Delusions. - М .: Диалектика, 2005. - С. 13. - ISBN 5-8459-0830-2

Ссылки

  • Бертран Рассел. Кто такой агностик?
  • Бертран Рассел. Я атеист или агностик?

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Агностицизм" в других словарях:

    - (от греч. а отрицательная приставка, gnosis знание, agnostos недоступный познанию) филос. учение, утверждающее непознаваемость мира. Термин «А.» был введен в 1869 англ. естествоиспытателем Т. Гексли, однако сомнения в способности человека познать … Философская энциклопедия

    Агностицизм - Агностицизм ♦ Agnosticisme Мы не знаем, есть Бог или нет, – мы не можем этого знать. Именно поэтому существует вера и атеизм – два вида убеждений. По этой же самой причине существует и агностицизм, отвергающий веру в то, чего не знаешь.… … Философский словарь Спонвиля

    - (греч.). Философское учение, утверждающее, что мы не можем ничего знать о действительной сущности вещей, вследствие относительности наших знаний; введен Гекели. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Агностицизм - (гр. аgnostos – біліп болмайтын, белгісіз) – болмысты тану, дербес ақиқатқа жету мүмкін емес дейтін тұжырымға негізделген философиялық ілім. Агностицизм жалпы алғанда танымды жоққа шығармайды. Ол танымның өзі туралы емес, оның мүмкіндігін,… … Философиялық терминдердің сөздігі

- К то такой агностик?

Агностик считает невозможным познать истину в вопросах существования Бога или вечной жизни, с которыми связано христианство и прочие религии. Или, если это и не невозможно вообще, то, по крайней мере, не представляется возможным в настоящее время.

- Являются ли агностики атеистами?

Нет. Атеист, подобно христианину, полагает, что можно узнать, существует Бог или нет. По мнению христианина, мы знаем, что Бог есть; по мнению атеиста, мы знаем, что Бога нет. Агностик воздерживается от суждения, говоря, что нет достаточных оснований ни для подтверждения, ни для отрицания. В то же время, агностик может полагать, что существование Бога, хотя и не невозможно, но вряд ли вероятно; он может даже считать это существование невероятным до такой степени, что его не стоит и рассматривать на практике. В этом случае он недалеко уходит от атеизма. Его позиция может напоминать осторожное отношение философа к древнегреческим богам. Если бы меня попросили доказать, что Зевс, Посейдон, Гера и прочие олимпийцы не существуют, для меня оказалось бы затруднительным подобрать убедительные аргументы. Агностик может полагать существование христианского Бога столь же невероятным, сколь и существование богов-олимпийцев; в этом случае он практически становится на позицию атеиста.

- Если вы отрицаете Закон Божий, то чей авторитет вы признаете как руководство к действию?

Агностик не признает никаких «авторитетов», в том значении, какое этому слову придают люди религиозные. Он считает, что человек должен сам решать, как ему действовать. Конечно, он полагается на мнение других, но ему в этом случае приходится самому выбирать людей, с мнением которых он будет считаться, и даже это мнение не будет для него бесспорным. Он не может не заметить, что так называемый Закон Божий все время меняется. В Библии говорится, что, с одной стороны, женщина не должна выходить замуж за брата своего покойного мужа и что, с другой стороны, при определенных обстоятельствах она обязана это сделать. Если ты имеешь несчастье оказаться бездетной вдовой при неженатом девере, то тебе просто логически невозможно избежать неподчинения Закону Божьему.

- Откуда вы знаете, что есть добро и что есть зло? Что агностик считает грехом?

Агностик вовсе не обладает такой же уверенностью, как некоторые христиане, в том, что такое добро и что такое зло. Он не считает, как большинство христиан считало раньше, что людей, не разделяющих мнение правительства по спорным теологическим вопросам, должна ждать мучительная смерть. Он против преследования и старается воздержаться от морального осуждения.

Что касается греха, он считает это понятие бесполезным. Он, разумеется, допускает, что какое-то поведение может быть желательным, а какое-то нет, но он считает, что наказание за нежелательное поведение может быть лишь средством исправления или сдерживания; оно не должно налагаться лишь постольку, поскольку зло, само собой разумеется, должно страдать. Именно эта вера в карательные меры и привела к возникновению ада. Понятие греха принесло много вреда, в том числе и это.

- Агностик поступает, как ему заблагорассудится?

С одной стороны, нет; c другой стороны, каждый поступает, как ему заблагорассудится. Предположим, к примеру, что вы ненавидите кого-то с такой силой, что хотели бы его убить. Почему вы этого не сделаете? Вы можете сказать: «Потому что религия говорит мне, убийство - это грех». Но в терминах статистики, агностики ничуть не более склонны к убийству, чем все остальные; в действительности, даже менее склонны. Они воздерживаются от убийства по тем же причинам, что и все остальные. И, несомненно, самая действенная из этих причин - страх наказания. В условиях беззакония, таких, например, как золотая лихорадка, кто угодно может пойти на убийство, хотя при обычных обстоятельствах эти люди оставались бы законопослушными. Их удерживает не только возможное преследование по закону, но и страх, что преступление раскроется, и одиночество, на которое обрекает себя преступник, вынужденный носить маску даже в присутствии ближайших людей, чтобы избежать их ненависти. К тому же, существует еще такая вещь, как «совесть». Если вы когда-либо задумывались об убийстве, вас должны были бы приводить в ужас мысли о последних минутах жизни вашей жертвы или о виде безжизненного трупа. Конечно, все это зависит от того, живете ли вы в законопослушном обществе, но существует достаточное количество не имеющих отношения к религии причин, чтобы такое общество создавать и сохранять. Я сказал, что, с другой стороны, каждый поступает так, как ему заблагорассудится. Только идиот потворствует каждой своей прихоти, но каждое желание всегда сдерживается каким-то другим желанием. Антисоциальные стремления человека может сдерживать стремление угодить Господу, но их может сдерживать и стремление угодить своим друзьям, или завоевать уважение в обществе, или побороть презрение к самому себе. Но если у него нет таких стремлений, то абстрактных представлений о морали недостаточно, чтобы удержать его в рамках.

- Как относится агностик к Библии?

Агностик относится к Библии точно так же, как к ней относятся просвещенные церковники. Он не считает, что она создана божественным вдохновением; он считает ее раннюю историю легендарной и не более истинной, чем поэмы Гомера; ее моральные поучения он находит отчасти правильными, а отчасти совершенно неприемлемыми. Вот пример: Самуил велел Саулу на войне убивать не только всех мужчин, женщин и детей в стане врага, но также овец и прочий скот. Саул, однако, оставил овец в живых, за что мы должны его осудить. Я никогда не был в восторге от того, что пророк Елисей проклял смеявшегося над ним ребенка, и не мог поверить в то, что (как уверяет Библия) великодушный Господь пошлет двух медведиц убить детей.

- Как относится агностик к Иисусу, непорочному зачатию и святой Троице?

Так как агностик не верит в Бога, он не считает богом Иисуса. Большинство агностиков восхищается жизнью и учением Иисуса, изложенными в Евангелии, но не более, чем биографией какого-либо другого человека. Кто-то поставит его на одну ступень с Буддой, кто-то с Сократом, а кто-то с Авраамом Линкольном. Не считают они бесспорным и провозглашенное Им, так как не принимают его за абсолютный авторитет. Они считают непорочное зачатие доктриной, взятой из языческой мифологии, где такие явления не были редкостью. (Заратустра, по легенде, был рожден девственницей; вавилонскую богиню Иштар называют Святой Девой). Агностики не могут в это поверить, как и в Троицу, так как это невозможно без веры в Бога.

Может ли агностик быть христианином?

В разные времена слово «христианин» имело разные значения. На протяжении многих столетий со времен Христа оно означало человека, который верил в Бога и бессмертие и считал Богом Христа. Но унитаристы, хотя и не верят в божественность Христа, тем не менее называют себя христианами, а большинство современных людей не придают слову «Бог» такого однозначного смысла, каким оно когда-то обладало. Многие, говоря, что верят в Бога, имеют в виду уже не человека, или троицу, а некую неясную тенденцию, или силу, или имманентную цель эволюции. Другие заходят еще дальше и под христианством подразумевают не более чем систему этических норм, которые они, не разбираясь в истории, приписывают исключительно христианам.

В своей книге я упомянул, что миру нужна «любовь, христианская любовь или сострадание», после чего многие решили, что я изменил своим взглядам, хотя на самом деле я всегда мог это сказать. Если под христианином разуметь человека, возлюбившего ближнего своего, глубоко сочувствующего страждущим, человека, который горячо желает освободить мир от жестокости и бесчинств, уродующих его в наши дни, тогда, разумеется, вы по праву можете назвать меня христианином. Тогда, с этой точки зрения, вы найдете среди агностиков гораздо больше «христиан», чем среди верующих. Но я, со своей стороны, такое определение принять не могу. Помимо прочих возражений, можно привести то, что это оскорбит евреев, буддистов, магометан и всех остальных не-христиан, которые, как свидетельствует история, выказывали не меньшее, чем христиане, стремление демонстрировать те самые добродетели, которые некоторые современные христиане самонадеянно приписывают лишь собственной религии. Я также считаю, что все называвшие себя христианами ранее и большинство называющихся так в наше время сочтут веру в Бога и бессмертие обязательной для христианина. В свете этого я не могу назвать себя христианином и должен сказать, что агностик христианином быть не может. Но если слово «христианство» приобретает лишь общее значение рода морального кодекса, тогда, конечно, агностик христианином называться может.

- Отрицает ли агностик, что у человека есть душа?

Этот вопрос не будет иметь точного смысла, пока мы не дадим определение слову «душа». Я полагаю, что под этим подразумевается, в общих чертах, что-то нематериальное, существующее на протяжении жизни человека и даже, для верующих в бессмертие, продолжающее свое существование в будущем. Если имеется в виду именно это, тогда агностик вряд ли поверит, что душа у человека есть. Но, спешу добавить, это вовсе не означает, что агностик должен быть материалистом. Многие агностики (включая и меня) питают те же сомнения в отношении тела, что и в отношении души, но это долгая история, ввергающая нас в дебри метафизики. Как материя, так и сознание, должен заметить, всего лишь удобные символы для рассуждения, а не существующие в действительности вещи.

- Верит ли агностик в жизнь после смерти, в рай и в ад?

Вопрос о существовании жизни после смерти может иметь решение. Возможным способом доказательства, по мнению многих, могут выступить физические исследования или спиритические сеансы. Агностик же воздержится от высказываний по отношению к вечной жизни, пока не сочтет убедительными доказательства за или против. Я, со своей стороны, считаю, что нет достаточных оснований верить в жизнь после смерти, но если приемлемое доказательство появится, я всегда готов воспринять доводы. Другое дело рай и ад. Вера в ад связана с верой в то, что грех следует карать, независимо от того, послужит ли это исправлению или чему-то еще. Редкий агностик поверит в такое. Что касается рая, возможно, когда-нибудь посредством спиритических сеансов его существование будет доказано, но большинство агностиков такого доказательства пока не видят, поэтому в рай не верят.

- Отрицая существование Бога, не боитесь ли вы Его гнева?

Разумеется, нет. Я также отрицаю существование Зевса, Юпитера, Одина и Брахмы, но это не причиняет мне никакого беспокойства. Как я вижу, довольно большая часть человечества не верит в Бога и при этом не подвергается никаким карам. А если бы Бог и существовал, вряд ли Он был бы столь тщеславен, чтобы обижаться на тех, кто сомневается в Его существовании.

- Как объясняют агностики красоту и гармонию природы?

Я не понимаю, где можно обнаружить эту самую «красоту» и «гармонию». Если речь идет о животном царстве, то животные безжалостно истребляют друг друга. Большей частью они или становятся жертвами других животных или медленно погибают от голода. Что до меня, то я не вижу никакой особенной красоты или гармонии в ленточном черве. И не говорите, что эта тварь послана нам в наказание за наши грехи, потому что она гораздо чаще встречается у животных, чем у людей. Я полагаю, что задавший мне этот вопрос подразумевал, скорее, красоту звездного неба. Но нужно помнить, что звезды время от времени взрываются, при этом превращая все, что их окружает, в зыбкую дымку. Красота, в любом случае, субъективна и существует только в представлении созерцающего.

- Как объясняют агностики чудеса и прочие проявления того, что Бог всемогущ?

Агностики не признают «чудеса», если под этим подразумевается нечто противоречащее законам природы. Мы знаем, что время от времени случается излечение посредством веры, и оно ни в коем случае не является чудесным. В Лурде одни болезни можно исцелить, а другие нет. Те, что можно излечить в Лурде, вероятно, может излечить любой доктор, в котором пациент уверен. Что касается прочих чудес, как, например, когда Иисус остановил солнце, агностик отрицает их как легенды и отмечает, что в любой религии достаточно наберется таких легенд. У Гомера найдется столько же чудесных доказательств бытия греческих богов, сколько в Библии - доказательств существования христианского Бога.

Религия противостоит низменным и жестоким страстям. Если отказаться от религиозных принципов, сможет ли человечество существовать?

Существование низменных и жестоких страстей отрицать нельзя, но я не могу найти в истории подтверждения тому, что религия этим страстям противостоит. Наоборот, она их санкционирует и дает людям возможность предаваться им без угрызений совести. Жестокие гонения гораздо чаще наблюдалось в христианском мире, чем где-либо еще. Именно безоговорочной, догматической верой и оправдываются гонения. Доброта и терпимость растут в пропорциональном отношении лишь в том случае, когда приходит в упадок эта безоговорочная вера. В наши дни появилась новая догматическая религия, а именно коммунизм. Агностик выступает против нее, как и против любой системы догм. Притесняющий характер современного коммунизма в точности напоминает притесняющий характер христианства в предшествующие века. То, что христианство ослабило гонения, в основном заслуга людей свободомыслящих, которые сделали догматиков менее догматичными. Если бы они оставались такими же догматичными, как и ранее, до сих пор считалось бы правильным сжигать еретиков на костре. Дух терпимости, который некоторые современные христиане считают исключительно христианским, на самом деле результат проявления характера, допускавшего сомнения и с подозрением относящегося к заверениям. Мне кажется, что любой, кто окинет прошедшие века беспристрастным взглядом, придет к выводу, что религия больше принесла страданий, чем предотвратила.

- В чем для агностика состоит смысл жизни?

Мне хочется ответить вопросом на вопрос: в чем смысл выражения «смысл жизни»? Я полагаю, что подразумевается некая общая цель. Мне не кажется, что жизнь в общем имеет какую-либо цель. Она просто происходит. Но у каждого конкретного человека есть своя цель, и в агностицизме нет ничего такого, что заставило бы людей от этих целей отказаться. Конечно, они не могут с уверенностью заявить, что достигли тех результатов, к которым стремились; но ведь вы были бы плохого мнения о солдате, который отказался бы сражаться, если не был бы уверен в победе. Человек, нуждающийся в религии для поддержания собственных стремлений, это человек робкий, и я не могу поставить его на одну ступень с человеком, который решается на что-то, хотя и допускает при этом возможность поражения.

- Не означает ли отрицание религии также отрицание брака и целомудрия?

Здесь опять приходится отвечать вопросом на вопрос: считает ли спрашивающий, что брак и целомудрие способствуют земным радостям бытия, или что, причиняя страдание здесь, на земле, они открывают путь на небеса? Тот, кто придерживается второй точки зрения, без сомнения сочтет, что агностицизм приводит к поруганию так называемой добродетели, но ему придется признать, что так называемая добродетель не способствует счастью человечества в земной жизни. Если же он, напротив, придерживается первой точки зрения, а именно, что существуют светские аргументы в пользу брака и целомудрия, он должен также признать, что эти же самые аргументы придутся по вкусу и агностику. У агностиков, как таковых, нет определенных взглядов на сексуальную мораль. Но большинство из них признают, что существуют убедительные аргументы против безудержного потакания сексуальным желаниям. Однако эти аргументы имеют в их представлении светскую природу, а не проистекают из каких-то божественных заповедей.

Не является ли вера лишь в мышление опасным кредо? Не делает ли мышление несовершенным и неполноценным отсутствие духовного и морального закона?

Ни один разумный человек, будь он агностиком или нет, не верит «лишь в мышление». Мышление связано с фактами реальной действительности, часть из которых получена путем наблюдения, а часть - путем логического заключения. Вопрос о существовании вечной жизни, как и вопрос о существовании Бога касаются фактов реальной действительности, и агностик полагает, что их следует решать таким же образом, как и вопрос о том, будет ли завтра лунное затмение. Но одних фактов реальной действительности недостаточно, чтобы вызвать действие, так как они не сообщают нам, какие цели мы должны преследовать. Когда дело доходит до целей, нам нужно что-то помимо логического рассуждения. Агностику диктует эти цели его собственное сердце, а не команды свыше. Приведем такой пример: предположим, вы решили отправиться поездом из Нью-Йорка в Чикаго; вы воспользуетесь логикой разума, чтобы выяснить, когда отправляется этот поезд. Человек же, вообразивший, что обойдется без расписания, положившись на некое озарение или интуицию, покажется довольно глупым. Но ни одно расписание не скажет ему, что правильнее было бы им воспользоваться, для этого человеку придется принять во внимание прочие факты реальной действительности. Но за фактами реальной действительности стоят цели, которые он сочтет необходимым преследовать, а они, как для агностика, так и для любого другого, относятся не к области разума, хотя ни в коей мере ему не противоречат. Я имею в виду область эмоций, чувств и желаний.

Считаете ли вы все религии формами суеверия или догмы? К каким из ныне существующих религий вы относитесь с наибольшим уважением, и почему?

Все великие намеренно созданные религии, охватывавшие большое количество народа, были построены в большей или меньшей степени на догме, но «религия» - это слово с четко определенным значением. Например, конфуцианство можно назвать религией, хотя оно и не подразумевает догмы. В некоторых формах либерального христианства элемент догмы сведен к минимуму. Из великих религий, существовавших в истории, я предпочитаю буддизм, особенно в его ранних проявлениях, потому что там практически отсутствовали гонения.

- Коммунизм, как и агностицизм, выступает против религии, - являются ли агностики коммунистами?

Коммунизм не выступает против религии. Он выступает лишь против христианства, как, например, магометанство. Коммунизм, по крайней мере, в той форме, которую провозглашают Советское правительство и Коммунистическая партия, - это новая система догм особенно опасного и жестокого рода. Следовательно, каждый истинный агностик должен выступать против нее.

- Считают ли агностики, что наука и религия несовместимы?

Ответ зависит от того, что подразумевается под «религией». Если имеется в виду лишь система моральных норм, то она совместима с наукой. Если имеется в виду система догм, которая считается неоспоримо истинной, то она несовместима с духом науки, которая не позволяет принимать факты реальной действительности без доказательства, а также считает, что полная уверенность вряд ли невозможна.

- Что может убедить вас в существовании Бога?

Думаю, что, если бы я услышал голос с небес, который предсказал бы все, что случится со мной в последующие сутки, включая события, которые показались бы мне маловероятными, и если бы все эти предсказания сбылись, возможно, я убедился бы, по крайней мере, в существовании некоего высшего разума. Я мог бы назвать и какое-нибудь другое доказательство подобного рода, но, насколько я знаю, такого доказательства не существует.

Перевод Марии Десятовой

Лурд - городок на юго-западе Франции. Его вода считается святой, поэтому многие больные едут туда в надежде излечиться. (прим. перев).

«Агностик» — человек, который придерживается мнения о том, что познать реальность через субъективный опыт не представляется возможным. Нельзя поддержать или опровергнуть какие-либо идеи и взгляды, основанных на личном опыте. В плане религии агностики — это люди, считающие, что доказать или напротив, опровергнуть существование Бога нельзя, ведь все суждения о нем основываются на личных опыте и познаниях. В философском смысле агностицизм утверждает невозможность познания мира из-за ограниченности человеческого разума и знаний.

Агностицизм в теории познания говорит о невозможности познания сущности вещей и о том, что познание может носить исключительно феноменологический характер. Существует теория Канта, освещающая идею о том, что главную сложность в познании мира являет разум человека за счет своей противоречивости. Это значит, что, развиваясь, разум создает все больше и больше спорных теорий, которые нельзя доказать и нельзя опровергнуть, так как в подобном случае и то и другое может быть и верным, и неверным одновременно. Кроме того, Кант считал, что все вещи имеет двойственную природу, а значит, что вещи так же достоверно познать нельзя.

О науке агностицизм говорят лишь как о методе познания явлений.

В качестве примера можно привести яблоко — оно состоит из атомов. Все живое и неживое состоит из атомов — наимельчайших частиц. Теория об атомном строении всего существующего сейчас абсолютно очевидна и общепринята. Но если когда-то кто-то докажет, что атомы состоят из еще более мелких частиц — кварков — то общепринятой и очевидной станет именная эта теория. И так бесконечно много раз можно что-либо доказывать и опровергать. Все это доказывает, что познание мира невозможно до конца и полностью сейчас и не представляется возможным никогда.

В религии агностицизм означает невозможность познания существования Бога. Агностицизм не отрицает (!) существование высших сил, а лишь говорит о нереальности получения точных и достоверных знаний по этому поводу.

Если человек не уверен в достаточном количестве доказательств о существовании Всевышнего, то он начинает искать доказательства, строить гипотезы, проводить исследования, но в конечном итоге все это приведет его к выводу о том, что получить точные и истинные знания о Боге все-таки невозможно. То же самое касается и суждений в теории познания и в философской сфере. Кроме того, агностик не исповедуют такую религию как «агностицизм» потому, что такой религии просто нет. Агностицизм — не религия (!), а учение, философская теория.

Знания — изменчивы, оспоримы, несовершенны, а значит истина — отрицаема, бытие — не имеет значения.

Юма в своей работе говорит, что познание — это лишь опыт, и выйти за пределы этого опыта ему не представляется реальным. Значительный вклад в агностицизм внес ученый Гамильтон, когда раскритиковал идеи Кузена о познании Бога. Ученый, опираясь на учения Канта, говорил, что все человеческие знания, построенные лишь на опыте — несовершенны, а значит и все, что находится за пределами этого опыта — так же несовершенно, как и неопознаваемо. Значит и с помощью лишь знаний, доступных науке, мы не можем ничего твердо утверждать.

Агностицизм — это часть философского скептицизма, говорящая так же о том, что познания человека постоянно растут, однако за пределами людских знаний и способностей всегда останутся нерешенные вопросы.

Развивалось учение в начале двадцатого века, и именно тогда ученым Лосским была сформулирована дилемма о том, что интуиция — главный источник познания, потому, что возможно лишь непосредственное познание, либо источником является только опыт, в котором используются не реальные явления, а лишь их копии, а видя лишь копии — мы не можем утверждать о достоверности знаний.

Между сущностью и явлением связи нет — сущность предмета спрятана глубоко внутри него, и до нее нужно дойти. Оказывая действие на предметы окружающего мира, мы находим его сущность, знания о нем. Если какая-то вещь существует, то это значит, что она открыта для познания. Обращаясь к теме религиозного агностицизма, как раз можно сказать о том, что что Бог не открыт для познания, а значит может ли он существовать? И напротив — если же он существует — почему он не открыт для познания? Или все же открыт?

Агностицизм непознаваем и сам, он является средством расширения знаний, мыслей, опыта.
Агностицизм строится на исключительной критике познаний и реальности, на них основанной.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что агностик — человек, выстраивающий свои выводы и мысли о мире, знаниях, окружении исходя из своей уверенности в тех вещах, доказательства которых он имеет.

Все люди либо верят в Бога, либо не верят в него. Первые являются верующими, религиозными людьми, которые исповедуют ту или иную религию. Вторые – атеисты. Они не верят в существование божественных сил. Для них все, что существует в мире, может быть научно доказано. Промежуточное положение между верующими и неверующими людьми занимают агностики. Кто это простыми словами?

Содержание:



Кто такой агностик?

Агностик (от древнегреческого – непознаваемый, непознанный) – это человек, который считает, что познание объективной реальности посредством субъективного опыта невозможно. По его мнению, нельзя доказать или опровергнуть какие-либо факты, используя только личный опыт. Применительно к религии, агностик убежден, что существование, как и несуществование Бога, доказать невозможно, поскольку все представления о нем основываются только на личном опыте и знаниях.

С философской точки зрения, агностик – это тот, кто утверждает, что человек познать мир не может по причине ограниченности его разума и знаний.

История возникновения Агностицизма

Возникновение агностицизма приходится на конец XVIII века. Его идеи разрабатывались в противовес метафизической философии, которая активно исследовала мир с помощью субъективного осмысления метафизических идей, в большинстве своем не имеющих никакого объективного проявления или доказательства.




Разработкой этой теории занимались Герберт Спенсер, Гамильтон, Джордж Беркли, Давид Юм и др.

Первичные истоки агностицизма прослеживались еще в античной философии (философские взгляды Протагора, софистов, античных скептиков и т.д.). Но впервые этот термин ввел в научное обращение профессор Томас Генри Хаксли на собрании Метафизического Общества в 1876 году. Впоследствии агностицизм стал одним из направлений философской науки, которое обосновывало невозможность познания окружающей действительности посредством субъективного опыта.

Важно! Агностицизм имеет прямое отношение к философскому скептицизму, представляющему собой обоснование идей о том, что человек неустанно познает окружающий мир, его знания об окружающей действительности расширяются, но все равно всегда будет та часть нерешенных вопросов, получить ответы на которые человек не сможет, обладая всеми своими знаниями и способностями.

Чем отличается агностик от атеиста?

  1. Сознание агностика – открытое, а атеиста – закрытое. Первый может на протяжении всей своей жизни менять точки зрения, сегодня придерживаться одного факта, а завтра – другого. Он открыт для всего нового и неизведанного. Второй – не меняет своей убежденности о том, что нет никакой высшей силы. Он – зрелая сформированная личность, которая стойко придерживается своих атеистических убеждений.
  2. Эмоциональная чувствительность. Агностики – гуманисты и альтруисты, атеисты – эгоисты. Первые относятся лояльно к верующим людям, вторые испытывают к ним агрессию и не приемлют их веру.

  3. Отношение к существованию человеческой души . Оба считают невозможным доказать ее существование. Но агностики чувствуют ее присутствие внутри себя. Атеисты полностью отрекаются от собственной души и не веруют в загробную жизнь.
  4. Отношение к традициям. Атеист не признает религиозные праздники, навязывающие веру во что-то конкретное. Агностик, хоть и не верит в Бога, но если любит праздновать, то или иное событие (Рождество, Пасху), то никогда не откажется от рождественских подарков или пасхальных яиц.

Важно! Каждый человек рождается без веры в бога (атеистом). Ту или иную веру нам прививает общество, или же человек так и продолжает оставаться неверующим. Все люди на планете рождаются агностиками или атеистами. Отсутствие веры как прирожденного явления – это общая черта между агностиком и атеистом. И самое важное – и агностики, и атеисты – люди мыслящие, задумывающиеся над происхождением того или иного явления.

Отношение к религиям

Агностицизм не означает отрицание существования Высшей силы, он лишь утверждает невозможность познать, есть или нет Бог на самом деле, объясняет нереальность получения достоверной и точной информации, истинных знаний по этому факту.

Когда человек не имеет достаточного количества доказательств существования Бога, он предпринимает попытки найти их, выдвигает гипотезы, проводит исследования, опровергая или доказывая их, но в конечном счете делает вывод о том, что доказать существование или не существование Высших сил все-таки невозможно. То же самое относится и к различным когнитивным и философским рассуждениям.

Важно! Агностик не исповедует «агностицизм», ведь такой религии просто не существует. Агностицизм – это философское направление, учение, теория познания.

Агностицизм ведет к тому, что он и сам непознаваем, он всего лишь средство пополнения и расширения знаний, формирования мыслей, приобретения опыта.

К известным агностикам относятся: И.Кант, Б.Рассел, Ф.Хайек, Ч.Дарвин, А.Эйнштейн, Е.Гайдар и др.



Кто может считать себя агностиком?

Агностики роль науки сводят к познанию опыта, а не сущности вещей и явлений.

Агностик – это тот, кто всегда честно скажет: «Я не знаю, есть бог или нет. Если вы сможете мне доказать его существование, я поверю в него» . Позиции агностиков придерживаются известные деятели науки и искусства, которые боятся своей категоричностью по поводу религиозности навредить своему имиджу, но в то же самое время считают религию ложной. Агностики отрицают существование Бога, атеисты не верят, что он есть. Но если вторые открыто высказывают свою точку зрения, то первые, боясь критики, завуалировано объясняют свою позицию невозможностью доказать то или иное явление.

Сколько существует общество, система и религии, столько будут существовать люди, которые не желают придерживаться правил, навязанных ними. Атеизм – это тоже своеобразная система, которая противоположна религиозной системе. Агностик же находится где-то между этими системами, где-то рядом с ними, но в то же время нигде. Важно помнить о том, что всем нам, верующим и неверующим, нужно руководствоваться в жизни не только разумом, но и слушать свое сердце, ведь только при их единении и взаимодействии возможно рождение истины.

Кто такие агностики, и каких взглядов на жизнь они придерживаются? На этот вопрос сегодня ответит не каждый, хотя само слово «агностик» употребляют многие.

Появление термина «агностик»

Первоначально термин «агностик» появился в конце девятнадцатого века и подразумевал систему взглядов на религию, отличную от позиции официальной церкви. Если в церковном изложении суть вещей была определена, но доказательно не обоснована, то агностики не собирались принимать «на веру» бездоказательную базу и оставляли вопрос о происхождении жизни и существовании бога открытым, предполагая, что когда-нибудь человечество сможет на него ответить.

Впервые термин употребил британский ученый дарвинист Томасу Генри Хаксли в 1876 году. Сегодня агностик это человек, отрицающий все виды существующих религий и вероисповеданий, но не отвергающий саму сущность божественного понятия. Агностики пытаются разобраться в сущности вещей исходя из наличия объективных доказательств существования единого созидательного начала всей окружающей жизни. Они принимают только доказательства, полученные через непосредственное восприятие сути вещей и их создания, не исключая применение медитативных техник и практик, используя описания опыта познания источника жизни людьми, достигшими «просветления», а так же, зачастую, оставляют вопрос наличия создателя всего сущего открытым, не отрицая его уместности.

Чем атеисты отличаются от агностиков

Атеисты это люди, придерживающиеся концепции материализма. Материализм есть разновидность веры, ибо концепция так же бездоказательна, как и существование бога в религиозной трактовке. Доля атеистов в мировом пространстве не превышает 10-ти процентов.

Агностики принципиально иные люди. Их концепции выходят за пределы простой веры. Когда агностик не получает убедительных доказательств, он оставляет вопрос открытым. Количество агностиков в мире неуклонно растет, обретая своих сторонников из числа тех, кто разочаровался в догматах официальной религии.

В агностицизме существуют два основных направления – теологическое и научное. Первое направление придерживается убеждения, что если от религиозной трактовки отделить мистику, то останется приемлемая для жизни человека концепция культурных и моральных ценностей. Данные ценности и принимаются течением теологического агностицизма за основу существования и морального поведения. Так, христиане-агностики ушли от мистики, присущей христианству, но оставили его мораль, как основу поведения.

Научный агностицизм в своей основе отталкивается от понятия, что любое познание сути создания мира не является точным, поскольку искажается человеческим сознанием. Агностики данного направления убеждены, что пока существует сознание как элемент познания и мысли, объективная картина не может быть воспринята. Направление не отрицает, что возможность познания может появиться в будущем.

Loading...Loading...